Домой Кредитные карты Платежная система: ее основные задачи и принципы. Банк как участник платежной системы

Платежная система: ее основные задачи и принципы. Банк как участник платежной системы

1. Участниками платежной системы могут стать следующие организации при условии их присоединения к правилам платежной системы в порядке, установленном правилами платежной системы:

1) операторы по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств);

2) организаторы торговли, осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ "Об организованных торгах", профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации, а также юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов, и (или) участниками клиринга, и (или) центральным контрагентом в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте";

3) страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) органы Федерального казначейства;

5) организации федеральной почтовой связи.

2. В случае заключения между операторами платежных систем договора о взаимодействии платежных систем участниками платежной системы могут являться центральный платежный клиринговый контрагент и (или) расчетный центр другой платежной системы, действующие по поручению оператора такой платежной системы.

3. Участниками платежной системы могут являться международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки.

4. Правилами платежной системы должно быть предусмотрено прямое участие в платежной системе и может быть предусмотрено косвенное участие в платежной системе.

5. Правилами платежной системы могут быть предусмотрены различные виды прямого и косвенного участия в платежной системе.

6. Прямое участие в платежной системе требует открытия в расчетном центре банковского счета организации, становящейся прямым участником, в целях осуществления расчета с другими участниками платежной системы.

7. Прямыми участниками платежной системы могут являться только операторы по переводу денежных средств, включая операторов электронных денежных средств, организаторы торговли, осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ "Об организованных торгах", профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации, юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов, и (или) участниками клиринга, и (или) центральным контрагентом в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (при осуществлении ими переводов денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах), страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (при осуществлении ими расчетов по обязательным видам страхования гражданской ответственности, предусмотренным законодательством Российской Федерации), международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки (иностранные кредитные организации) и органы Федерального казначейства.

(в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 N 112-ФЗ, от 18.07.2017 N 176-ФЗ)

8. Косвенное участие в платежной системе требует открытия банковского счета косвенному участнику - организации, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, прямым участником платежной системы, являющимся оператором по переводу денежных средств, в целях осуществления расчета с другими участниками платежной системы.

9. Отношения между прямыми и косвенными участниками платежной системы регулируются правилами платежной системы и заключенными договорами банковского счета.

10. Для каждого вида участия в платежной системе правилами такой платежной системы устанавливаются отдельные критерии участия, которые должны включать доступные для публичного ознакомления требования, обеспечивающие равноправный доступ участников платежной системы одного вида в платежную систему. Указанные требования могут касаться финансового состояния, технологического обеспечения и других факторов, влияющих на бесперебойность функционирования платежной системы.

11. Операторы по переводу денежных средств, за исключением Банка России, могут участвовать в платежных системах в целях осуществления трансграничного перевода денежных средств при условии уведомления об этом Банка России не позднее 10 календарных дней со дня начала участия в платежной системе в порядке, установленном Банком России.

12. Операторы по переводу денежных средств не могут участвовать в платежной системе, в рамках которой осуществляется перевод денежных средств на территории Российской Федерации, при наличии одного из следующих условий:

1) отсутствия на территории Российской Федерации юридического лица, выполняющего функции оператора платежной системы, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона;

2) отсутствия правил платежной системы, соответствующих требованиям настоящего Федерального закона;

3) нарушения требований части 11 статьи 16 настоящего Федерального закона;

4) нарушения требований части 10 статьи 29 настоящего Федерального закона.

1. Участниками платежной системы могут стать следующие организации при условии их присоединения к правилам платежной системы в порядке, установленном правилами платежной системы:

1) операторы по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств);

2) организаторы торговли, осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ "Об организованных торгах", профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации, а также юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов, и (или) участниками клиринга, и (или) центральным контрагентом в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте";

3) страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) органы Федерального казначейства;

5) организации федеральной почтовой связи.

2. В случае заключения между операторами платежных систем договора о взаимодействии платежных систем участниками платежной системы могут являться центральный платежный клиринговый контрагент и (или) расчетный центр другой платежной системы, действующие по поручению оператора такой платежной системы.

3. Участниками платежной системы могут являться международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки.

4. Правилами платежной системы должно быть предусмотрено прямое участие в платежной системе и может быть предусмотрено косвенное участие в платежной системе.

5. Правилами платежной системы могут быть предусмотрены различные виды прямого и косвенного участия в платежной системе.

6. Прямое участие в платежной системе требует открытия в расчетном центре банковского счета организации, становящейся прямым участником, в целях осуществления расчета с другими участниками платежной системы.

7. Прямыми участниками платежной системы могут являться только операторы по переводу денежных средств, включая операторов электронных денежных средств, организаторы торговли, осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ "Об организованных торгах", профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации, юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов, и (или) участниками клиринга, и (или) центральным контрагентом в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (при осуществлении ими переводов денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах), страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (при осуществлении ими расчетов по обязательным видам страхования гражданской ответственности, предусмотренным законодательством Российской Федерации), международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки (иностранные кредитные организации) и органы Федерального казначейства.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Косвенное участие в платежной системе требует открытия банковского счета косвенному участнику - организации, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, прямым участником платежной системы, являющимся оператором по переводу денежных средств, в целях осуществления расчета с другими участниками платежной системы.

9. Отношения между прямыми и косвенными участниками платежной системы регулируются правилами платежной системы и заключенными договорами банковского счета.

10. Для каждого вида участия в платежной системе правилами такой платежной системы устанавливаются отдельные критерии участия, которые должны включать доступные для публичного ознакомления требования, обеспечивающие равноправный доступ участников платежной системы одного вида в платежную систему. Указанные требования могут касаться финансового состояния, технологического обеспечения и других факторов, влияющих на бесперебойность функционирования платежной системы.

Национальная система платежных карт РФ была образована на основании Федерального закона № 112 от 5 мая 2014 года. Целью ее формирования выступает обеспечение доступности, эффективности и бесперебойности оказания услуг, касающихся перевода денежных средств. Рассмотрим далее, как действует национальная система платежных карт РФ.

Историческая справка

Создание началось в 1990 году. В 1992 стали проводиться с использованием элементов STB Card. К 1993 году была сформирована платежная система "Юнион кард". К 1999 она объединила 457 банковских организаций и их подразделений. Участники системы выпустили больше 3 000 000 платежных карт. В конце 1993 года была сформирована "Золотая корона". К 2014 г. эта платежная система объединила порядка 87 банков, выпустивших больше 8 млн карт. В октябре 1994 года был образован Координационный комитет. Инициатива по его созданию принадлежала Московскому ГТУ Банка России. Комитет был сформирован, прежде всего, для своевременного выявления проблем в действовавших межбанковских расчетах. Это позволило бы оказывать эффективное влияние на устранение сложностей, обеспечивать обмен мнениями с банковскими организациями, касающимися информационного взаимодействия. В качестве одного из важнейших направлений деятельности Комитета выступало формирование и совершенствование системы пластиковых карт в Москве.

Предпосылки к образованию

Проанализировав мировой опыт, Московский ГТУ пришел к выводу, что у РФ есть уникальная возможность, используя международную практику, прежде всего Франции, пойти по более короткому пути. Для этого необходимо было объединить усилия банковских организаций. Московское ГТУ видело свою роль в этом процессе в координации деятельности участников на формирование единой системы карт в г. Москве. Однако большинство крупнейших банковских организаций владеет сетью филиалов, расположенных в различных регионах РФ. При их объединении платежная система приобрела бы национальный масштаб.

Рабочая группа

Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, переместило центр своей деятельности в исполнительный орган Банка России. В Рабочей группе состояло более двадцати специалистов. Кроме непосредственно Банка России они представляли Московское ГТУ, Ассоциацию отечественных банковских организаций. В числе членов Рабочей группы находились и крупнейшие объединения страны. К ним, в частности, относились Сбербанк, "Агропромбанк", "Инкомбанк", СБС-Агро" и прочие. В Рабочей группе осуществляло свою деятельность и Фед. агентство ФАПСИ. В исполнительном органе в количественном плане преимущественно находились представители кредитных компаний.

Направления деятельности Рабочей группы

Усилия органа были ориентированы на решение следующих задач:


Проект документации был разработан и направлен на рассмотрение руководству Банка РФ. Впоследствии (после прекращения деятельности Рабочей группы) он был доработан и утвержден. Этот документ явился первым актом, посредством которого регулировалась Национальная система платежных карт (НСПК). Относительно второго вопроса активная деятельность Рабочей группы пришлась на середину 1996 года. В этот момент орган вышел на этап разработки и формирования пилотного проекта, по которому должна была действовать Национальная система платежных карт. НСПК, по оценкам экспертов Мирового валютного фонда, потребовала бы 5 млн долларов США. Этих средств должно было хватить на внедрение сети. По условиям Валютного фонда 50% указанной суммы выделялось непосредственно им самим, а оставшуюся половину должна привлечь РФ из своих источников. Кредитные компании, которые присутствовали в составе Рабочей группы на тот момент, готовы были финансировать 50% проекта. Свое согласие они подтвердили официальными письмами. Но, поскольку руководство Банка РФ решило сосредоточить свои силы на разработке других направлений развития платежной системы, к середине 1996 года функционирование других органов при Международном комитете, а также непосредственно самой Рабочей группы было прекращено. Усилия управления были прежде всего ориентированы на формирование проектов по переводам крупных сумм и массовых операций с деньгами.

2000 годы

Для того чтобы Национальная платежная система России начала функционировать, была необходима нормативная база. На момент начала разработки проектов ее не было. В этой связи в начале 2000 гг. был принят ряд законов. Однако в процессе утверждения норм было потеряно несколько важных пунктов. На следующей стадии задача по финансированию проекта уже не стояла. Однако банки не могли прийти к единому мнению о том, кто именно будет получать с него прибыль. Огромный рынок уступать ни одна организация не хотела. Этот сектор приносил значительные доходы с комиссий по проведению транзакций. Пока российские банки договаривались, рынок был разделен международными системами платежей "Мастер-кард" и "Виза". Некоторые отечественные финансовые компании сформировали партнерские группы. Клиенты этих банков обслуживались в банкоматах всего объединения. Крупнейшей группой считается "Объединенная расчетная сеть". В ней участвуют банкоматы порядка 100 банков.

Национальная платежная система России: следующий этап

В 2010 году проводилась разработка Федерального закона, регулировавшего предоставление муниципальных и государственных услуг. Его нормы предусматривали, что начнет действовать Национальная платежная система России, и будет запрещена обработка отечественных транзакций за рубежом. Однако на этот факт обратили внимание члены американского посольства в Москве. Им стало ясно, что в случае оставления законопроекта без изменений компании "Мастер-кард" и "Виза" потеряют рынок с доходом порядка 4 млрд долл. США. По этому поводу послами была составлена депеша, обращенная к высокопоставленным Америки. В тексте сотрудники рекомендовали воспользоваться встречами с коллегами из РФ с целью оказания на последних давления для изменения законопроекта. Таким образом обеспечивались бы гарантии защиты интересов американских компаний, исключалась возможность нанесения им ущерба. В опубликованном акте отсутствовал запрет на обработку отечественных транзакций за границей.

ФЗ "О Национальной платежной системе"

Он был принят в 2011 году. ФЗ "О Национальной платежной системе" описывает сеть как совокупность операторов, осуществляющих переводы денежных средств. В Законе устанавливаются основные понятия, регулируется порядок оказания соответствующих услуг. Нормативный акт определил правила, по которым должна функционировать Национальная платежная система. Структура сети формировалась на основании изложенных в законе требований. Вместе с этим был определен порядок, по которому осуществлялся бы надзор и координирование. Однако ФЗ не предусматривал создания системы отечественных платежных карт и запрета на обработку транзакций РФ за рубежом.

Важные решения

Они были приняты в 2011 году. Эти решения касались создания электронной универсальной карты, исключающих участие в этом процессе международных систем "Мастер-кард" и "Виза". При этом Сбербанк пообещал предпринять меры по нейтрализации "лоббистов указанных сетей в органах власти РФ". К началу 2013 года ЦБ сформировал реестр операторов. В эту базу были внесены все платежные системы, которые работали в России. В их числе были выделены те, которые имели особую социальную значимость. К ним, в частности, были отнесены: Contact, сети "ВТБ" и Сбербанка, "Золотая корона", "Мастер-кард", "Виза".

2014 г.

В марте указанного года США против РФ введены санкции в связи с включением в состав последней Крыма. "Мастер-кард" и "Виза" второй раз в истории прекратили обслуживание карт ряда отечественных банков в некоторых банкоматах и торговых точках международной сети. В этой связи снова встал вопрос о том, что в РФ должна быть своя Национальная платежная система. России необходима собственная сеть, независимая от состояния отношений на мировой арене. В этой связи была начата подготовка ряда поправок в принятый Закон. Они должны были способствовать информационному и инфраструктурному замыканию процесса осуществления переводов денежных сумм внутри РФ. Это означает, что клиринговые и операционные центры - субъекты Национальной платежной системы - должны находиться непосредственно на территории страны. Вместе с этим, в Законе предусматривается запрет на предоставление доступа и передачу информации зарубежным странам к сведениям о внутригосударственных транзакциях в РФ.

В конце марта 2014 года началось активное обсуждение реализации необходимых мероприятий. Президент В. В. Путин одобрил формирование Национальной системы, распорядившись как можно быстрее приступить к ее разработке и внедрению.

Основными участниками платежной системы являются центральный банк, коммерческие банки, небанковские учреждения, включая клиринговые и расчетные центры. Они выступают в качестве институтов, предоставляющих услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств. Обеспечение бесперебойности расчетов возлагается непосредственно на центральный банк государства. Работа платежной системы тесно связана с реализацией основной цели деятельности центрального банка - обеспечением стабильности банковской системы. При этом центральный банк может выступать в качестве:

· пользователя платежной системы, т. е. осуществлять свои собственные операции;

· участника платежной системы, т. е. совершать или получать платежи от имени своих клиентов;

· лица, предоставляющего платежные услуги;

· защитника государственных интересов, т. е. выполнять функцию «регулировщика» платежной системы, осуществляя надзор за ее участниками и устанавливая общие правила их работы.

Виды платежных систем

Множество платежных систем, как внутри отдельных государств, так и между странами подлежит классификации.

По организации взаимодействия участников:

децентрализованная;

централизованная (двух- и одноуровневая);

По способу расчетов:

система валовых расчетов;

По сфере действия:

локальная;

национальная;

международная.

Децентрализованные платежные системы возникли исторически раньше. В них проведение расчетов между участниками (банками) осуществляется на основе открытия друг у друга прямых корреспондентских счетов.

Централизованная платежная система имеет институт-посредник (расчетный агент) по проведению расчетов между банками. Банку для осуществления платежей необходимо иметь только один корреспондентский счет - у расчетного агента. Участники здесь подчинены иерархии.

Двухуровневая централизованная платежная система является менее централизованной. Включает прямых и ассоциированных участников. Ассоциированные участники (второй уровень) проводят свои расчеты через корреспондентские счета, открытые у прямых участников - расчетных агентов (первый уровень).

Прямые участники (клиринговые банки, клиринговые палаты и т.д.) имеют корреспондентские счета, открытые у расчетного оператора системы (центрального банка, центральной клиринговой палате).

Одноуровневая централизованная платежная система предполагает, что все участники являются прямыми и расчетным агентом является один финансовый институт (центральный банк). Платежная система Республики Беларусь является централизованной одноуровневой системой - с 1993 г. межбанковские расчеты проводятся главным образом через единые корреспондентские счета коммерческих банков, открытые в Национальном банке.



Локальные платежные системы функционирует в отдельных регионах, могут организовываться отдельными банками или группой банков и небанковских кредитно-финансовых организаций. Например, для проведения расчетов с использованием банковских пластиковых карточек.

Международные платежные системы - для расчетов между контрагентами из разных стран, как на валовой основе, так и путем зачета взаимных требований.

Национальная платежная система - это совокупность финансовых институтов, платежных инструментов, правил, технических средств для расчетов внутри страны и с зарубежными платежными системами.

Основной частью денежного оборота является безналичный денежный оборот, в котором движение денег происходит путем перечислений по счетам в кредитных организациях или зачетов взаимных требований (клиринг).

В зависимости от способа платежа, вида расчетных документов и организации документооборота в банке можно выделить следующие основные формы безналичных расчетов между плательщиками и получателями: расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, по инкассо, платежными карточками.

Принципы организации безналичных расчетов

1.) правовая регламентация расчетов и платежей;

2.) проверка через банк подавляющей части безналичных расчетов;

3.) поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей;

4)наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж;

5)контроль всех участников за правильностью совершения



расчетов, соблюдением установленных положений о порядке

их проведения.

6.) Своевременное и полное выполнение платежных обязательств

Формы безналичных расчетов представляют собой различные сочетании организационно-экономических приемов совершения платежей в зависимости от особенностей хозяйственных связей поставщиков и покупателей и регулярности поставок товарно-материальных ценностей. Формы безналичных расчетов и бланки денежных документов утверждаются Центральным банком и носят типовой характер.

Банковские переводы

Под банковским переводом понимают последовательность операций, которые начинаются инициатором расчетов при передаче в банк платежных инструкций, на основании которых происходит перевод денежных средств со счета плательщика из банка–отправителя в банк-получатель.

Платеж совершается в пользу лица, указанного в платежной инструкции и определяемого как бенефициар. Банковским перевод завершается акцептом банка-получателя платежного поручения, переданного банком-отправителем. (Акцепт – подтверждение согласия плательщика оплатить предъявленный к оплате счет в установленные сроки). Если расчеты между плательщиком и бенефициаром осуществляются в одном банке, то банк-отправитель и банк-получатель совпадают в одном лице.

Сторонами выступают плательщик и бенефициар (в пользу которого осуществляется перевод – это может быть взыскатель или получатель платежа); участниками выступают банки, осуществляющие операции перевода.

Банковский перевод осуществляется в соответствии с Инструкцией о банковском переводе.

Банковский перевод осуществляется в виде кредитового или дебетового перевода.

Кредитовый перевод - банковский перевод, инициатором которого является плательщик. Кредитовый перевод осуществляется на основании представляемых в банк-отправитель платежных инструкций. Платежные инструкции при осуществлении кредитового перевода могут оформляться расчетными документами (платежным поручением, платежным требованием-поручением) или иными документами, предусмотренными нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь.

Расчеты аккредитивами

Под аккредитивом понимают обязательство, в силу которого банк должен провести платежи получателю денежных средств либо осуществить иные операции, включаемые в данное обязательство.

В расчетах по документарному аккредитиву участвуют:

Приказодатель, плательщик (клиент) который обращается в банк с просьбой об открытии аккредитива;

Банк-эмитент, открывающий аккредитив по пользу клиента;

Бенефициар, в чью пользу открывается аккредитив, или получатель средств;

Авизующий банк, который привлекается для передачи аккредитива бенефициару.

Аккредитивы классифицируются по следующим признакам. В зависимости от возможности изменения или аннулирования условий аккредитив может быть безотзывным и отзывным. Под отзывным аккредитивом понимается аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления бенефициара. При этом отзыв аккредитива не создает каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств. Безотзывной аккредитив – твердое обязательство банка-эмитента не изменять и не аннулировать его без согласия заинтересованных сторон. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывной аккредитив (подтвержденный аккредитив). Безотзывной аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка.

Открытие аккредитива производится за счет собственных средств приказодателя или за счет кредита банка, депонируемых в сумме аккредитива, в банке-эмитенте на отдельном балансовом счете «Аккредитивы». Открытие аккредитива частично за счет собственных средств приказодателя и частично за счет кредита банка не допускается. Открытый аккредитив применяется плательщиком для расчетов только с одним бенефициаром, его нельзя переадресовать.

Преимуществом расчетов аккредитивами является гарантия платежа, возложение контроля за выполнением условий аккредитива на банки. Недостатком – отвлечение денежных средств из хозяйственного оборота в связи с их депонированием.

Инкассо, его виды

Инкассо- банковская операция по передаче денежных средств от плательщика к получателю через банк с зачислением этих средств на счет получателя.

Виды инкассо

· Чистое инкассо

Для получения платежа от иностранного покупателя банк имеет дело только с финансовыми бумагами (векселя, долговые расписки, чеки). Коммерческие документы не используются.

Чистое инкассо более рискованно для продавца (экспортера), так как он не может контролировать процесс перехода права собственности на товар. Существует возможность, что импортер получит товар, но откажется выполнять платежное обязательство.

· Документарное инкассо

Операция сопровождается и финансовыми, и коммерческими документами (счета, транспортные накладные, страховые документы). Возможно инкассо только коммерческих документов.

Документарное инкассо по сравнению с чистым более безопасно. Если покупатель отказывается от оплаты, то документы ему не передаются, и он не вправе распорядиться товаром. Продавец обязан предупредить банк, что делать с товаром и документами в случае отказа покупателя от оплаты.

Стороны, участвующие в инкассо

· Принципал

Сторона, которая поручает банку операцию по инкассированию. Как правило, это продавец товара (экспортер), который представляет банку-ремитенту необходимые коммерческие и финансовые документы.

· Плательщик

Покупатель товара (импортер), которому должно быть сделано представление в соответствии с инкассовым поручением.

· Банк-ремитент

Банк, который представляет интересы принципала и проводит операцию по инкассированию.

· Инкассирующий банк

Любой банк, кроме банка-ремитента, участвующий в операции по инкассированию. Обычно инкассирующий банк указывает принципал или банк-ремитент.

· Представляющий банк

Инкассирующий банк, осуществляющий представление плательщику. Это, как правило, банк покупателя.

Участниками платежной системы могут стать следующие организации при условии их присоединения к правилам платежной системы в порядке, установленном правилами платежной системы:

  • 1) операторы по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств);
  • 2) организаторы торговли, осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ "Об организованных торгах", профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации, а также юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов, и (или) участниками клиринга, и (или) центральным контрагентом в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте";
  • 3) страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 4) органы Федерального казначейства;
  • 5) организации федеральной почтовой связи.

В случае заключения между операторами платежных систем договора о взаимодействии платежных систем участниками платежной системы могут являться центральный платежный клиринговый контрагент и (или) расчетный центр другой платежной системы, действующие по поручению оператора такой платежной системы.

Участниками платежной системы могут являться международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки.

Правилами платежной системы должно быть предусмотрено прямое участие в платежной системе и может быть предусмотрено косвенное участие в платежной системе.

Правилами платежной системы могут быть предусмотрены различные виды прямого и косвенного участия в платежной системе.

Прямое участие в платежной системе требует открытия в расчетном центре банковского счёта организации, становящейся прямым участником, в целях осуществления расчёта с другими участниками платежной системы.

Прямыми участниками платежной системы могут являться только операторы по переводу денежных средств, включая операторов электронных денежных средств, организаторы торговли, осуществляющие деятельность в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 325-ФЗ "Об организованных торгах", профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации, юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов, и (или) участниками клиринга, и (или) центральным контрагентом в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте" (при осуществлении ими переводов денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах), страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (при осуществлении ими расчетов по обязательным видам страхования гражданской ответственности, предусмотренным законодательством Российской Федерации), международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки (иностранные кредитные организации) и органы Федерального казначейства.

Косвенное участие в платежной системе требует открытия банковского счёта косвенному участнику - организации, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, прямым участником платежной системы, являющимся оператором по переводу денежных средств, в целях осуществления расчёта с другими участниками платежной системы.

Отношения между прямыми и косвенными участниками платежной системы регулируются правилами платежной системы и заключенными договорами банковского счёта.

Для каждого вида участия в платежной системе правилами такой платежной системы устанавливаются отдельные критерии участия, которые должны включать доступные для публичного ознакомления требования, обеспечивающие равноправный доступ участников платежной системы одного вида в платежную систему. Указанные требования могут касаться финансового состояния, технологического обеспечения и других факторов, влияющих на бесперебойность функционирования платежной системы.

Операторы по переводу денежных средств, за исключением Банка России, могут участвовать в платежных системах в целях осуществления трансграничного перевода денежных средств при условии уведомления об этом Банка России не позднее 10 календарных дней со дня начала участия в платежной системе в порядке, установленном Банком России.

Операторы по переводу денежных средств не могут участвовать в платежной системе, в рамках которой осуществляется перевод денежных средств на территории Российской Федерации, при наличии одного из следующих условий.

Новое на сайте

>

Самое популярное