Домой Кредитные карты Повышение страховых взносов в году. Лимиты предельных сумм налогооблагаемой базы по фондам

Повышение страховых взносов в году. Лимиты предельных сумм налогооблагаемой базы по фондам

Предельные суммы для начисления страховых взносов в 2017-2018 годах традиционно ежегодно менялись. О величине этих лимитов и правилах исчисления взносов с его учетом читайте в материале.

Что такое база для начисления страховых взносов?

Абсолютно каждый работодатель обязан с начисленной суммы заработка каждого сотрудника исчислить и оплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС), обязательное социальное страхование (ОСС) по временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ), а также от несчастных случаев (НС) на производстве и обязательное медстрахование (ОМС).

С января 2017 года все вышеперечисленные взносы, за исключением платежей от НС на производстве, перешли под контроль налоговиков. «Несчастные» взносы, как и прежде, администрируются ФСС. Тарифы для работодателей на 2017-2019 годы утверждены ст. 426 НК РФ и составляют:

На ОСС по ВНиМ

Что для взносов изменилось при передаче их под контроль налоговиков, узнайте .

Сумма доходов сотрудника является базой для исчисления взносов. При этом доходы могут быть получены по договору:

  • трудовому или гражданско-правовому;
  • авторского заказа;
  • об отчуждении исключительного права на предметы искусства или литературные произведения.

Однако не все доходы работника облагаются страховыми взносами. Перечень таких сумм определен ст. 422 НК РФ.

Какие доходы сотрудника не следует облагать страховыми взносами, читайте .

Величина базы по взносам на ОПС в 2017-2018 годах: предел и превышение лимитов

Предельная величина для страховых взносов на ОПС в 2017 году утверждена постановлением Правительства РФ от 29.11.2016 № 1255 размере 876 000 руб. То есть работодатель каждый месяц начисляет на сумму заработка сотрудников 22% страховых взносов на ОПС до достижения совокупного дохода в 876 000 руб. за год. При этом учет ведется по каждому сотруднику отдельно.

Предельная величина страховых взносов в 2018 году равна 1 021 000 руб. (постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1378).

Если сумма заработка работника превысит предельную величину, то расчет взносов осуществляется по ставке 10%.

Пример

В ООО «Позитив» работает главный инженер Соколов А. Ю. Сумма его заработной платы составляет 200 000 руб. в месяц. Следовательно, размер взносов на ОПС в 2018 году исчисляется следующим образом:

С июля по декабрь 2018 года сумма взносов на ОПС будет исчисляться из 10-процентной ставки.

Предел базы по взносам на ОСС

Для исчисления взносов по ОСС на ВНиМ предел базы страховых взносов на 2017 году установлен в размере 755 000 руб. (постановление Правительства РФ от 29.11.2016 № 1255). При превышении этой величины взносы на ОСС не начисляются.

Для 2018 года значение этого предела повышено до 815 000 руб. (постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1378).

Продолжим пример и рассмотрим суммы взносов на ОСС.

С июня по декабрь 2018 года взносы на ОСС по ВНиМ не начисляются.

ВНИМАНИЕ! Лимиты для взносов на ОМС действующим законодательством не предусмотрены. То есть вне зависимости от суммы заработка сотрудника за расчетный год работодатель каждый месяц начисляет к уплате 5,1% на медстрахование от начисленного ему дохода. Также не лимитируются взносы в ФСС на НС.

О правилах начисления взносов на НС — в материале .

Увеличение лимитов по страховым взносам

Величина лимитов по страховым взносам на ОСС индексируется ежегодно на 1 января, исходя из увеличения средней зарплаты в РФ.

Размер предельной базы по взносам на ОПС определяется путем 12-кратного увеличения установленной в РФ величины средней зарплаты и корректировки полученного значения на повышающий коэффициент, установленный для каждого года:

  • для 2017 — 1,9;
  • 2018 — 2;
  • 2019 — 2,1;
  • 2020 — 2,2;
  • 2021 — 2,3.

Все лимиты каждый год определяются Правительством РФ и доводятся до населения в соответствующих документах (постановлениях).

При выплате зарплаты сотрудникам в виде товаров (в натуральной форме) размер предельной базы определяется исходя из стоимостной оценки данных ценностей с учетом НДС и акцизов.

При определении доходов, включаемых в предельную базу по страховым взносам по авторскому договору или договору отчуждения прав на произведения науки, литературы или искусства, учитываются все выплаты сотруднику, уменьшенные на сумму документально подтвержденных расходов. Если такие затраты подтвердить невозможно, то они могут определяться в процентном соотношении от суммы выплаченного дохода (п. 9 ст. 421 НК РФ).

Итоги

На 2017 год предельные объемы доходов для исчисления СВ на пенсионное и социальное страхование по нетрудоспособности и декретным составляют, соответственно, 876 000 и 755 000 руб. для каждого сотрудника. На 2018 год эти значения увеличены до 1 021 000 и 815 000 руб. При достижении лимита ставка взносов на ОПС уменьшается с 22% до 10%, а ставка взносов на ОСС снижается до нулевого значения. Для взносов на ОМС и платежей в ФСС по НС пределы облагаемых доходов не устанавливаются.

Чиновники изменили предельные величины базы для начисления страховых взносов в 2017 году. Смотрите наглядную таблицу лимитов для начисления платежей в бюджет. А также узнайте, как регрессивная шкала по страховым взносам позволяет сэкономить при превышении базы.

База для начисления страховых взносов в 2017 году

Суммы, с которых организации и предприниматели должны платить страховые взносы – это база для начисления страховых взносов. В 2017 году она не изменилась по сравнению с предыдущим годом. В базу включайте выплаты работникам в рамках трудовых и гражданско-правовых отношений.

Не начисляйте страховые взносы, если выдаете работнику государственные пособия, компенсационные выплаты, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск. Не включайте в базу расходы на переобучение работников.

Некоторые виды выплат работникам, например, материальная помощь, лимитируются. Если сумма такой выплаты не превышает установленного лимита, ее не нужно включать в базу для начисления страховых взносов.

Предельный размер базы для начисления страховых взносов в 2017 году

В 2017 году Правительство утвердило новые лимиты для начисления страховых взносов. Предельная база для начисления пенсионных взносов с 1 января 2017 года составляет 876 000 рублей. В 2016 году эта сумма составляла 796 000 рублей. До превышения предельной суммы начисляйте страховые взносы по ставке 22%. После превышения предела тариф уменьшается до 10% (регресс по страховым взносам).

Максимальная база для расчета страховых взносов на случай нетрудоспособности и материнства в 2017 году равна 755 000 рублей. В 2016 году она составляла 718 000 рублей. При превышении базы в 2017 году платежи в бюджет не начисляйте.

Для взносов на медицинское страхование и травматизм регрессивной шкалы чиновники не устанавливали. Поэтому предельной базы по ним нет. Эти взносы платите, независимо от величины суммарного дохода работника.

Смотрите предельную базу для начисления страховых взносов в 2017 году в таблице.

Таблица. Предельная база и тарифы для начисления страховых взносов в 2017 году

Взносы

Предельная сумма и тарифы в 2017 году

Предельная сумма и тарифы в 2016 году

Пенсионные

Предельная база - 876 000 руб.

До 876 000 руб. - тариф 22%.

Свыше 876 000 руб. - тариф 10%

Предельная база - 796 000 руб.

До 796 000 руб. - тариф 22%.

Свыше 796 000 руб. - тариф 10%

Социальные

Предельная база - 755 000 руб.

До 755 000 руб. - тариф 2,9%.

Свыше 755 000 руб. доходы не облагаются

Предельная база - 718 000 руб.

До 718 000 руб. - тариф 2,9%.

Свыше 718 000 руб. доходы не облагались

Медицинские

Травматизм

Предельная база не установлена, облагается вся сумма дохода

Предельная база не была установлена, облагалась вся сумма дохода

В чем выгода лимита по страховым взносам в 2017 году

При превышении лимита по страховым взносам в 2017 году организация может сэкономить на платежах в бюджет. Для безопасной экономии соблюдайте 3 правила:

  • Ведите учет выплат по каждому работнику отдельно,
  • Считайте базу нарастающим итогом с начала года,
  • Учитывайте в базе только те доходы работника, которые облагаются страховыми взносами.

Расчет базы по страховым взносам в 2017 году с учетом предельной величины

Пример

Иванова М.П. получила такой доход с января по август 2017 года. Вот как будет выглядеть расчет базы.

В законодательство об обязательном пенсионном, социальном и медицинском страховании внесены изменения, связанные с передачей администрирования страховых взносов в налоговые органы. Осуществлять соответствующие полномочия налоговики начнут с 1 января 2017 г. С этой даты исчисление и уплату страховых взносов в ПФР, ФФОМС, а также на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством будет регулировать Налоговый кодекс РФ, в котором появилась новая глава 34 «Страховые взносы». Рассказываем о грядущих изменениях.

Еще в начале года Президент РФ Указом от 15.01.2016 № 13 поручил Правительству РФ разработать дополнительные меры по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с внебюджетными фондами по обязательным страховым взносам. Выполняя поручение президента, законодатели приняли два федеральных закона:

От 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 243-ФЗ) - ввел новую главу о страховых взносах в Налоговый кодекс РФ;

От 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование“»(далее - Закон № 250-ФЗ) - отменяет основной закон о страховых взносах - Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ).

Новая глава НК РФ о страховых взносах

Итак, с 1 января 2017 г. вступит в силу глава 34 НК РФ «Страховые взносы», в которую перейдут ключевые положения Закона № 212-ФЗ. С этой же даты начнут действовать изменения, внесенные и в другие законы.

Прежде всего, речь идет о поправках в федеральные законы от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-43) и от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон № 125-ФЗ).

Кроме того, приняты поправки и в другие законодательные акты, в том числе в Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации», федеральные законы «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» «Об основах обязательного социального страхования», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

В соответствии с Законом № 250-ФЗ функция администрирования страховых взносов, как уже было сказано, передается в налоговые органы. Начиная со следующего года контроль за исчислением и уплатой страховых взносов, проведение камеральных и выездных налоговых проверок будут осуществлять налоговые органы. Такие изменения внесены в общую часть Налогового кодекса (п. 1 ст. 30, п. 1 ст. 82 НК РФ).

Работа с неплательщиками, взыскание страховых взносов, осуществление зачетов и возвратов переплаты по ним, а также иные вопросы, связанные с администрированием страховых взносов и прямо не определенные главой 34 НК РФ, будут регулироваться положениями части первой НК РФ. Соответствующие дополнения внесены, например, в ст. 46, 78 НК РФ.

Обратите внимание!

Основным нормативным правовым актом, который регламентирует порядок исчисления и уплаты взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, остается Закон № 125-ФЗ.

Что не изменилось

Прежде всего, обратим внимание на то, что не претерпели существенных изменений основные вопросы расчета и уплаты страховых взносов, в частности:

Порядок отнесения выплат к объекту обложения страховыми взносами для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (подп. 1 п. 1 ст. 419, п. 1, 2 ст. 420 НК РФ);

Порядок определения базы для начисления страховых взносов плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (подп. 1 п. 1 ст. 419, ст. 421 НК РФ);

Перечень необлагаемых выплат (ст. 422 НК РФ);

Размеры тарифов страховых взносов, в том числе пониженные и дополнительные (ст. 425-429 НК РФ);

Общие сроки уплаты страховых взносов (п. 3 ст. 431, п. 2 ст. 432 НК РФ).

Грядущие изменения в связи с передачей администрирования страховых взносов обсуждаются давно. Главного из обещанных плательщикам преимуществ - возможности сдавать отчетность в единственный контролирующий орган - не произошло. Плательщики страховых взносов будут отчитываться не только в налоговую инспекцию, но и в фонды. Коротко рассмотрим, какие виды отчетности по взносам ждут в следующем году, в какие сроки, изменятся ли тарифы и штрафы.

Отчетность в ИФНС

Основные отчеты по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ и Фонд соцстраха - формы РСВ-1 и 4-ФСС со следующего года будут отменены. Однако отчетности по страховым взносам в 2017 г. меньше не станет.

С 2017 г. вместо РСВ-1 и 4-ФСС надо будет сдавать единый расчет по страховым взносам в налоговую инспекцию по месту учета. Это будет ежеквартальная отчетность по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд, ФФОМС и ФСС России (ст. 423 НК РФ). Форму нового отчета чиновники должны утвердить к 1 октября 2016 г. О начале разработке формы ФНС России сообщила на regulation.gov.ru.

Новую налоговую отчетность по страховым взносам - в тексте Налогового кодекса эта форма, как и раньше, называется расчетом - в 2017 г. нужно будет сдавать один раз в квартал - не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 7 ст. 431 НК РФ). Расчет будет подаваться плательщиком в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций.

Срок сдачи отчетности установлен единый, вне зависимости от способа сдачи отчета - на бумаге или в электронном виде. Правда, как и сейчас, при среднесписочной численности 25 человек и менее можно будет представлять расчет на бумаге, а с численностью более 25 человек - только в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (п. 10 ст. 431 НК РФ).

Так, отчетность по страховым взносам за I квартал 2017 г. в налоговую инспекцию нужно будет сдать не позднее 2 мая 2017 г., так как 30 апреля выпадает на воскресенье - выходной день.

Поскольку сведения, полученные из отчетности плательщиков, налоговики должны будут затем передать в Пенсионный фонд, которому в свою очередь необходимо будет информацию о страховых взносах, уплаченных за конкретных людей, «разложить» по их лицевым счетам, Налоговый кодекс установил следующую особенность при приеме отчетности: если в представляемом расчете сведения о совокупной сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных плательщиком за расчетный (отчетный) период, не соответствуют указанной в данном расчете сумме исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по каждому застрахованному физическому лицу, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем представления расчета, направляется соответствующее уведомление.

В пятидневный срок со дня получения указанного уведомления плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально не представленным (ч. 2, 3 п. 7 ст. 431 НК РФ).

Отчетность в ПФР

В ведении ПФР останутся вопросы назначения и выплаты пенсий. То есть контролировать достоверность сведений о заработке будут налоговики, а проверять достоверность сведений о страховом стаже - сотрудники ПФР.

У плательщиков сохранится обязанность по представлению в территориальные органы Пенсионного фонда сведений индивидуального персонифицированного учета по форме СВЗ-М. Срок сдачи СЗВ-М с 1 января изменится. Сдавать форму необходимо будет не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, а не до 10-го, как сейчас (п. 2. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ в новой редакции). То есть на сдачу сведений будет пять дополнительных дней.

Данные, которые работодатели сейчас подают раз в квартал в составе РСВ-1 - отчет о стаже работников, нужно будет направлять в ПФР ежегодно (не позже 1 марта следующего года) (подп. 10 п. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ в новой редакции). Форма этого расчета будет утверждена позже. При этом информация о величине облагаемого дохода и размере взносов в ПФР, как уже было сказано, будет представляться плательщиком в налоговый орган.

Отчетность в ФСС России

За Фондом соцстраха останутся вопросы администрирования взносов на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Так же, как и раньше, Фонд будет проверять, корректно ли рассчитаны и перечислены взносы, насколько правильно выплачены пособия. Выплата пособий тоже остается за ФСС России. Компании будут сдавать в Фонд отдельную форму отчета. Ее чиновники подготовят позднее.

Тариф страховых взносов и предельная база в 2017 г.

Общий тариф страховых взносов установлен ст. 435 НК РФ и составляет:

1) на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 26%;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 2,9%;

3) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования - 1,8%;

4) на обязательное медицинское страхование - 5,1%.

Однако в 2017-2018 гг. законодатели решили сохранить пониженный общий размер тарифа в ПФР на обязательное пенсионное страхование:

В пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 22%;

Свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 10%.

Таким образом, в следующем году общая нагрузка по страховым взносам будет сохранена и составит 30%. Увеличение размера тарифа планируется в 2019 г. - с 30 до 34%.

Страхователи, имеющие право на льготной тариф по упрощенке, будут уплачивать взносы по ставке 20%, как и сейчас. Пониженные и дополнительные тарифы тоже останутся без изменений.

Для взносов в ФСС России и ПФР в Налоговом кодексе предусмот-рено наличие предельной облагаемой базы. При этом вопреки обещаниям упростить для плательщиков процесс исчисления взносов и установить единые правила их исчисления, предельные базы для этих видов фондов будут составлять разную величину: для ФСС России она будет устанавливаться правительством в твердой сумме. Для ПФР правило определения предельной базы установлено ст. 421 НК РФ - средняя зарплата по стране, увеличенная в 12 раз с учетом коэффициента (как в Законе № 212-ФЗ). Предельные базы будут ежегодно пересматривать, в том числе на 2017 г.

Напомним, что в 2016 г. эти величины составляют:

Для взносов в ПФР - 796 000 руб. за год. В пределах этой суммы на работника взносы начисляют по тарифу 22%, а сверх - по ставке 10%;

Для взносов в ФСС России - 718 000 руб. В пределах этой суммы взносы начисляют по ставке 2,9%, а сверх - не уплачивают.

При исчислении страховых взносов в ФФОМС предельная база, как и раньше, не предусмотрена.

Итак, в основу исчисления взносов в три внебюджетных фонда положены три разные величины. Это значит, что процесс исчисления взносов нисколько не упрощен вопреки обещаниям сторонников передачи администрирования в налоговые органы.

Уплата страховых взносов в 2017 г.

Еще одним из звучавших обещаний было упрощение уплаты страховых взносов. Однако п. 6 ст. 431 НК РФ закрепил действующее в этом году правило: сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками отдельно:

В отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

Страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

Страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Срок уплаты страховых взносов не изменится. Как и сейчас, их надо будет перечислять не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который они начислены. Но поскольку сменится администратор, изменятся и КБК страховых взносов. К декабрю 2016 г. Минфин России должен утвердить новые КБК.

Штрафы по страховым взносам в 2017 г.

Штрафовать за нарушение срока сдачи расчета налоговые инспекторы будут в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ в соответствии со ст. 119 НК РФ. С этой целью и в наименование статьи, и в текст диспозиции были внесены дополнения, четко предусматривающие возможность ее применения за нарушение срока представления расчета по страховым взносам. Следовательно, за опоздание со сдачей нового расчета налоговики оштрафуют на 5% от неуплаченной суммы за каждый месяц. Максимум - 30% этой суммы. Минимальный штраф составит 1000 руб.

За непредставление других документов по взносам налоговики смогут оштрафовать на 200 руб. за каждый документ, которого не хватает (ст. 126 НК РФ).

Кроме того, теперь плательщикам грозит приостановление операций по счетам в связи с несдачей отчетности. Ведь у органов внебюджетных фондов не было такого права, а налоговики смогут заблокировать счет в банке за опоздание с расчетом. Сейчас в ст. 76 НК РФ говорится только о декларациях, но новая редакция этой статьи, которая вступит в силу с 2017 г., дополнена положениями о том, что она распространятся и на расчеты по страховым взносам.

Неуплата страховых взносов, грубое нарушение правил учета доходов и расходов, если они повлекли занижение базы для исчисления взносов, грозят штрафом 20% от неуплаченной суммы (п. 3 ст. 120, ст. 122 НК РФ).

Ответственность за нарушение установленного законом срока представления СЗВ-М останется прежней: за каждого работника будет взыскиваться штраф в размере 500 руб. Поэтому общий размер штрафа за непредставление в ПФР СЗВ-М может вылиться в приличную сумму. За подобное нарушение компания из 20 человек может пострадать на 10 000 руб., а организация численностью 500 человек заплатит уже 250 000 руб. штрафа. Такой же базовый размер штрафа установлен и за представление недостоверных сведений.

Введен новый штраф за нарушение порядка представления сведений в сфере персонифицированного учета. За несоблюдение страхователем в предусмотренных случаях порядка представления сведений персонифицированного учета в форме электронного документа предусмотрен штраф в размере 1000 руб. (ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Кроме того, в Законе № 27-ФЗ введен трехлетний срок давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения в сфере персонифицированного учета (ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Проверки по страховым взносам

Начиная с периода 2017 г. проверять правильность расчета и уплаты страховых взносов налоговики будут по правилам налоговых проверок. Соответственно, на выездной проверке налоговики проверят сразу и налоги, и взносы. Инспекторы смогут доначислять взносы, если отчисления по ним не будут коррелировать с суммами НДФЛ. Поэтому в зону риска попадут компании, у которых будут выявлены значительные расхождения по базам для НДФЛ и страховых взносов. Специалисты ФСС России будут выходить на выездные проверки вместе с налоговиками - проверять выплату пособий по временной нетрудоспособности, в то время как налоговики будут проверять уплату страховых взносов в ФСС России.

Контроль за исчислением и уплатой страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., осуществляют соответствующие органы ПФР, ФСС России в порядке, действовавшем до названной даты (ст. 20, 24 Закона № 250-ФЗ).

Разъяснения о порядке исчисления и уплаты страховых взносов с 1 января 2017 г.

До 2017 г. органом, уполномоченным давать разъяснения по спорным вопросам, связанным со страховыми взносами, был Минтруд России. Начиная со следующего года письменные разъяснения плательщикам страховых взносов по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, в том числе по взиманию страховых взносов, обязан давать Минфин России (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 34.2 НК РФ). Налоговые органы также обязаны информировать плательщиков об их правах и обязанностях, о других вопросах применения законодательства РФ о налогах и сборах (подп. 4 п. 1, п. 2.1 ст. 32 НК РФ).

Вероятно, спорные вопросы плательщикам необходимо задать именно финансовому ведомству. Поскольку неоднократно возникали ситуации, когда мнение Минфина России и Минтруда России по аналогичным вопросам не совпадали. Вряд ли можно советовать до выхода новых разъяснений применять существующие разъяснения Минтруда России: в спорной ситуации применительно к периодам после начала 2017 г., они не будут расценены судами в качестве обстоятельства, исключающего вину плательщика (ст. 111 НК РФ).

Переходные положения

Итак, Закон № 243-ФЗ вступает в силу с 1 января 2017 г., и именно с этой даты к налоговикам переходит контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов. Следовательно, все уточненные расчеты по взносам за 2016 г. и более ранние периоды компаниям надо будет представить, как и прежде, в ПФР и ФСС России по действующим формам РСВ-1 и 4-ФСС. А вот уточненки за период начиная с 2017 г. надо будет представлять в налоговую инспекцию.

Тот же принцип будет действовать и по отношению к переплате взносов. Переплату по состоянию на 1 января 2017 г. будут возвращать еще фонды, а недоимку по состоянию на ту дату будут взыскивать уже налоговики. Фонды передадут им сведения о задолженности. Недоимку, в том числе пени и штрафы, по состоянию на 1 января 2017 г., удержать которые невозможно, налоговики признают безнадежной и спишут в порядке ст. 59 НК РФ.

Фото Бориса Мальцева, Кублог

С 1 января 2017 г. вступает в силу новая глава 34 «Страховые взносы» НК РФ (введена ), одновременно утрачивает силу «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ). В данной статье рассмотрены отличия в правовом регулировании исчисления и уплаты страховых взносов до и после 1 января 2017 г.

Плательщики страховых взносов

Круг плательщиков страховых взносов определен в ст. 419 НК РФ. В ней, как и ранее в Законе № 212-ФЗ предусмотрены две большие категории — плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и плательщики, не производящие такие выплаты.

При этом для последних изменился порядок постановки на учет. Как разъяснено в , до 1 января 2017 г. постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к ИП, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, представляемой органами, поименованными в пп. 1-6 ст. 85 НК РФ, либо на основании заявления физического лица (представляемого в налоговый орган по месту жительства физического лица).

С 1 января 2017 г. заявление физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) может быть подано в любой налоговый орган.

В целом данные положения повторяют указанные ранее в ст. 5 Закона № 212-ФЗ нормы, которые определяли плательщиков страховых взносов.

Сохранено и положение о том, что если лицо относится к нескольким категориям плательщиков страховых взносов (т. е. одновременно и производит выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и самостоятельно получает доход), исчисление и уплату страховых взносов такое лицо обязано производить самостоятельно по каждому основанию.

Имеется, однако, одно существенное изменение, заключающееся в том, что теперь среди плательщиков страховых взносов указаны арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы и патентные поверенные.

При этом оценщики, медиаторы и патентные поверенные с 1 января 2017 г. станут плательщиками страховых взносов впервые, в то время как в отношении арбитражных управляющих относительно положений ст. 5 Закона № 212-ФЗ существовала позиция, поддерживаемая судами, согласно которой они в целях обязательного пенсионного страхования как лица, занимающиеся частной практикой, приравнивались к индивидуальным предпринимателям и являлись страхователями (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4.04.16 г. № Ф07-1264/2016 по делу № А56-33700/2015).

Объект обложения страховыми взносами

Как и ранее в Законе № 212-ФЗ, для организаций и ИП, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, объектом обложения страховыми взносами будут являться (ст. 420 НК РФ) выплаты в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений, а также по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

Для физических лиц, не являющихся ИП и производящих выплаты и иные вознаграждения другим физическим лицам, объектом являются выплаты по трудовым договорам (контрактам) и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц.

Для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения другим физическим лицам, объектом признается фиксированный размер; при этом НК РФ связывает его с минимальным размером оплаты труда. Алгоритм расчета соответствующего размера приведен в ст. 430 НК РФ.

Перечень выплат, которые в любом случае не признаются объектом обложения страховыми взносами, не изменился.

Как разъяснялось в письме Минздрав­соцразвития России от 23.03.10 г. № 647-19, выплаты сотрудникам, которые в трудовых договорах с ними прямо не прописаны, тем не менее подлежат обложению страховыми взносами как производимые в рамках трудовых правоотношений работников с работодателем и значит связанные с ним трудовыми договорами (за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

Данные выводы по аналогии применимы и в отношении определения объекта обложения страховыми взносами после 1 января 2017 г.

В связи с этим к объекту обложения страховыми взносами относятся все виды выплат и иных вознаграждений, начисленных (выплачиваемых) плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, работающих по трудовым договорам, независимо от наличия или отсутствия указания на данные выплаты непосредственно в трудовом договоре.

Минздравсоцразвития России указывало, что в ряде случаев застрахованные физические лица могут выполнять в организации трудовую функцию и получать плату за работу без заключения с ними трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг (например, государственные гражданские служащие, муниципальные служащие, лица, замещающие государственные должности РФ, субъекта РФ, муниципальные должности на постоянной основе, члены производственных кооперативов).

Выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организацией в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, с которыми в соответствии с законодательством ни трудовые, ни гражданско-правовые договоры не заключаются, за выполнение ими трудовой функции, работ, услуг, подлежат обложению страховыми взносами.

Уплата страховых взносов за указанных застрахованных лиц осуществляется теми организациями, которые по отношению к ним являются страхователями: например, за государственных гражданских служащих — органами государственной власти, в которых они проходят государственную службу, за членов производственных кооперативов -производственными кооперативами, за священнослужителей — религиозными организациями.

Выплаты, которые производятся таким физическим лицам другими организациями, не состоящими с ними в соответствующих правоотношениях, к объекту обложения страховыми взносами не относятся.

Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведенный в ст. 422 НК РФ, несколько отличается от того перечня, что был закреплен в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Так, в новом перечне не указаны взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ о дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников, которые до 1 января 2017 г. не облагаются страховыми взносами.

Теперь в НК РФ содержится положение о том, что при оплате плательщиками расходов на командировки работников не будут облагаться страховыми взносами суточные, только предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ.

Ранее при оплате расходов на командировки работников суточные не облагались страховыми взносами независимо от размера.

С 1 января 2017 г. при оплате работодателем работнику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий обложению страховыми взносами, не включаются суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, но не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и не более 2500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке.

Плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

Исчисление базы и тарифы

Как и ранее Закон № 212-ФЗ, ст. 421 НК РФ предусматривает определение базы для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом.

Также сохраняется понятие предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в 12 раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий календарный год (в 2017 г. — 1,9, 2018 г. — 2,0, 2019 г. — 2,1, 2020 г. — 2,2, 2021 г. — 2,3).

Напомним, что на 2016 г. постановлением Правительства РФ от 26.11.15 г. № 1265 предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для плательщиков страховых взносов в отношении каждого физического лица установлена в размере 718 000 руб. нарастающим итогом, предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, в отношении каждого физического лица установлена в размере 796 000 руб. нарастающим итогом.

В 2017—2018 гг. для плательщиков страховых взносов установлены следующие тарифы страховых взносов, применяемые по общему правилу (ст. 426 НК РФ):

1) на обязательное пенсионное страхование:

в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 22%; свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 10%;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9%;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.02 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 1,8%;

3) на обязательное медицинское страхование — 5,1%.

Плательщики страховых взносов, применяющие пониженные тарифы страховых взносов в соответствии со ст. 427 НК РФ, с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную предельную величину базы для начисления страховых взносов, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не уплачивают.

Ранее аналогичные разъяснения были приведены в применительно к Закону № 212-ФЗ.

С 1 января 2017 г. не будут иметь право на пониженные тарифы страховых взносов следующие категории плательщиков страховых взносов:

  1. сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ;
  2. организации народных художественных промыслов и семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
  3. организации и ИП, применяющие ЕСХН;
  4. плательщики страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы;
  5. плательщики страховых взносов — российские организации и ИП, осуществляющие производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации;
  6. организации, оказывающие инжиниринговые услуги.
Еще одно изменение, касающееся пониженных тарифов страховых взносов, затрагивает организации и ИП, применяющих УСН и осуществляющих один из «льготных» видов деятельности. Сам перечень таких видов деятельности не изменился. С 1 января 2017 г. соответствующие организации и ИП будут иметь право на пониженные тарифы страховых взносов, только если их доходы за налоговый период не превышают 79 млн руб. (ранее какая-либо предельная величина в данном контексте не была закреплена).

В течение 2017—2018 гг. тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сохраняются в размере 20%, тарифы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и тарифы на обязательное медицинское страхование — в размере 0 процентов, если выполняются следующие условия:

  1. соблюдение критерия о применении организацией УСН;
  2. доля доходов организации от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов;
  3. доходы за налоговый период не превышают 79 млн руб.
В отмечалось, что не установлено зависимости определения плательщиком страховых взносов критерия для применения пониженных тарифов страховых взносов в части доходов от реализации при осуществлении основного вида деятельности от определения этой организацией объекта налогообложения для целей уплаты налога в связи с применением УСН на основании НК РФ.

Не установлено такой зависимости и главой 34 НК РФ.

Также продолжает оставаться актуальным разъяснение Минтруда России в письме от 2.07.14 г. № 17-4/В-295, согласно которому если у организации по итогам деятельности за отчетный период отсутствуют доходы, то она не подтверждает соответствие условию о необходимой доле доходов от осуществления указанного вида деятельности, а значит, организация должна применять общеустановленный тариф страховых взносов.

В случае, если организация по итогам деятельности за последующий отчетный период подтвердит соответствие упомянутому условию о доле доходов от осуществления основного вида экономической деятельности, она будет вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода и произвести перерасчет ранее уплаченных платежей по страховым взносам, рассчитанным исходя из максимального тарифа, путем их возврата или зачета.

Необходимо отметить, что положения о предельной величине базы для начисления страховых взносов по-прежнему будут необходимы для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

При определении базы необходимо учитывать одно изменение, касающееся определения цен в случае совершения сделок взаимозависимыми лицами. Ранее Закон № 212-ФЗ положений об этом не содержал.

Минздравсоцразвития России в письме от 5.08.10 г. № 2519-19 разъясняло, что если организация-работодатель приобретает в пользу работников товары (работы, услуги), цены (тарифы) на которые не регулируются государством, то указанные стороны договора при начислении страховых взносов на сумму этих товаров (работ, услуг) должны учитывать, чью стоимость следует рассчитывать исходя из цен приобретения таких товаров (работ, услуг) (включая налог на добавленную стоимость и акцизы).

Теперь положения НК РФ о налоговом контроле сделок между взаимозависимыми лицами будут в полной мере применяться в отношении страховых взносов.

Напомним, что критерии взаимозависимости лиц установлены ст. 105.1 НК РФ.

Особенную сложность в исчислении страховых взносов на практике будут вызывать случаи реорганизации юридического лица.

С включением страховых взносов в НК РФ правовое регулирование данного вопроса изменилось, поскольку данный Кодекс в отличие от Закона № 212-ФЗ содержит специальную ст. 50, разъясняющую порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица.

Исполнение обязанностей по уплате страховых взносов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.

Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате страховых взносов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.

Сумма страховых взносов (пеней, штрафов), излишне уплаченная юридическим лицом или излишне взысканная до его реорганизации, подлежит зачету налоговым органом. Зачет производится не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации в порядке, установленном НК РФ.

При этом п. 1.1 ст. 78 НК РФ устанавливает, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., принимается соответствующими органами ПФР, ФСС РФ в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

В случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, 10-дневный срок исчисляется со дня завершения камеральной проверки указанного расчета.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., принимается при отсутствии у плательщика задолженности, возникшей за данные периоды.

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов органы ПФР, ФСС РФ направляют его в соответствующий налоговый орган (ст. 21 Федерального закона от 3.07.16 г. № 250-ФЗ, далее — Закон № 250-ФЗ).

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов

В ст. 431 НК РФ сохранены перешедшие из Закона № 212-ФЗ положения о том, что в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (теперь они называются суммами страховых взносов, исчисленными для уплаты за календарный месяц). Такие платежи, как и прежде, подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за соответствующим календарным месяцем.

Также сохранены положения о том, что сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, определяется в рублях и копейках.

Уплата страховых взносов по-прежнему будет осуществляться отдельными расчетными документами, но направляться они будут все в налоговый орган.

Как и ранее Закон № 212-ФЗ, НК РФ предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты. При этом специальная форма ведения такого учета НК РФ не установлена.

Ранее в целях оказания практической помощи плательщикам в организации и унификации ведения индивидуального учета совместным письмом ПФР от 26.01.10 г. № АД-30-24/691 и ФСС РФ от 14.01.10 г. № 02-03-08/08-56П рекомендована для использования форма карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов.

За неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов ранее ответственность была предусмотрена ст. 47 Закона № 212-ФЗ. При этом данная статья предусматривала ответственность уже за факт неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, а не за факт неправильного ведения учета (повлекшего занижение базы).

Таким образом, исключительно за факт неправильного ведения плательщиком страховых взносов учета объектов обложения страховыми взносами к ответственности он привлекаться не мог.

По-прежнему в НК РФ прямо ответственность за неправильное ведение учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов не установлена.

Между тем в отличие от Закона № 212-ФЗ НК РФ содержит ст. 120.

Пункт 1 данной статьи предусматривает ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода.

Пункт 3 данной статьи устанавливает повышенную ответственность за те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов).

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Официальным органам и судам предстоит выработать подходы относительно того, может ли ст. 120 НК РФ применяться за факт неправильного ведения плательщиком страховых взносов учета объектов обложения страховыми взносами.

Как разъясняется в Информации ФСС РФ, размещенной на официальном сайте 24.08.16 г., ст. 431 НК РФ предусмотрена возможность плательщиками страховых взносов зачета произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ в счет уплаты страховых взносов. При этом действие нормы, в соответствии с которым плательщики страховых взносов вправе сумму страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшить на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования ограничено до 31.12.18 г. включительно.

Таким образом, в регионах РФ, не перешедших на «прямые выплаты» страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, принцип зачетного механизма уплаты страховых взносов сохраняется до 31.12.18 г. включительно.

Сроки представления отчетности плательщиками, производящими выплаты и вознаграждения физическим лицам с 1 января 2017 г. будут установлены иные.

Теперь расчеты по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, должны будут представляться не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

При этом порядок представления отчетности регламентируется общими правилами НК РФ.

На основании п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету) в электронной форме.

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок предоставления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек; вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек; налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), не указанными выше, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу (страховым взносам).

При этом добавлено уточнение, согласно которому если в представляемом расчете сведения о совокупной сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных плательщиком за расчетный (отчетный) период, не соответствуют указанной в данном расчете сумме исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по каждому застрахованному физическому лицу, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем представления расчета, направляется соответствующее уведомление. В пятидневный срок со дня получения указанного уведомления плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально непредставленным.

Еще одно изменение, касающееся обязанности по уплате страховых взносов и представлении отчетности в отношении обособленных подразделений. Ранее в Законе № 212-ФЗ содержалось указание на то, что таким подразделениям должны быть открыты счета в банках, и они должны иметь отдельный баланс.

С 1 января 2017 г. обязанность по уплате страховых взносов и представлению расчетов по страховым взносам возложена на организации по месту нахождения любых расположенных на территории РФ обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Понятие обособленного подразделения закреплено ст. 11 НК РФ — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, а также от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

В связи с этим в письме Управления ФНС России по г. Москве от 2.02.16 г. № 12-18/008798 указано, что согласно ст. 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Учитывая изложенное, если деятельность организации осуществляется вне места ее нахождения в течение срока, превышающего один месяц, то указанная деятельность приводит к созданию обособленного подразделения и, следовательно, организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.

Отсутствие какого-либо признака обособленного подразделения из перечисленных в п. 2 ст. 11 НК РФ не ведет к созданию организацией обособленного подразделения.

Необходимо учитывать, что представление отчетности за 2016 г. будет производиться в том же порядке, что и раньше (т. е. сроки и органы — получатели отчетности будут прежние). Новые правила действуют начиная с отчетности за I квартал 2017 г.

При этом старый порядок будет действовать и в отношении представления уточненных расчетов по страховым взносам по любым отчетным (расчетным) периодам до 1 января 2017 г. (ст. 20, 23 Закона № 250-ФЗ).

Страховые взносы для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

Такие элементы обложения страховыми взносами, как порядок исчисления страховых взносов, а также порядок и сроки их уплаты, в отношении плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определены ст. 432 НК РФ.

Сохранены перешедшие из Закона № 212-ФЗ положения о том, что страховые взносы такими плательщиками уплачиваются по общему правилу не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом.

НК РФ, как и ранее Закон № 212-ФЗ, не предусматривает обязанности плательщиков страховых взносов, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивать страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей в течение расчетного периода.

Также по-прежнему необходимо будет исчислять сумму страховых взносов отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Уплачивать страховые взносы нужно будет отдельными расчетными документами, как и ранее, однако направлять их нужно будет в налоговый орган.

Необходимо отметить, что срок представления отчетности главами крестьянских (фермерских) хозяйств изменится: сейчас действует правило о представлении отчетности в соответствующий территориальный орган ПФР до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, а начиная с отчетности за 2017 г. срок будет другой — до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Отметим, что НК РФ, так же как и Закон № 212-ФЗ, не указывает на представление отчетности иными плательщиками, не осуществляющими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, кроме глав крестьянских (фермерских) хозяйств.

Каждый год Правительство РФ утверждает максимальный размер суммы выплат физлицам, с которой можно начислять страховые взносы по общей ставке. Эта сумма называется предельной базой для начисления взносов и рассчитывается она нарастающим итогом с начала года по каждому работнику. На какие предельные показатели следует ориентироваться работодателям в наступающем 2017 году, расскажем в этой статье.

Страховые взносы в 2017 году: предельная база

База для расчета страховых взносов – это все выплаты и вознаграждения физлицу, подлежащие обложению взносами в ПФР, ФСС и ОМС. По достижении утвержденного предельного лимита, доход физлица будет облагаться взносами по более низкой ставке либо не будет облагаться вовсе – здесь в действие вступает своего рода регрессивная шкала.

Напомним, что до 2015 года предельная база устанавливалась в одинаковом размере по всем страховым взносам (например, в 2014 году она равнялась 624 000 руб.), а с 2015 года лимит для взносов ПФР и ФСС стал утверждаться раздельно. Для взносов на ОМС предел и вовсе был отменен, и с тех пор медвзносы начисляются на всю сумму полученного физлицом дохода без ограничений.

На сегодня предельный лимит для начисления страховых взносов 2017 года еще не утвержден, но уже известны его новые значения , указанные в проекте постановления, который сейчас обсуждается. Лимит ежегодно индексируется в соответствии с ростом среднего заработка в стране, к нему также применяются повышающие коэффициенты. В сравнении с 2016 годом, нас ожидают следующие показатели:

  • По пенсионному страхованию предельная база страховых взносов 2017 года составит 876 000 руб., что на 80 000 руб. выше нынешнего лимита (796 000 руб. в 2016 году);
  • По взносам на соцстрахование лимит базы составит 755 000 руб., это увеличит действующую предельную сумму на 37 000 руб. (лимит 2016 года 718 000 руб.).
  • По взносам на медицинское обязательное страхование лимита по-прежнему не будет, так что начислять взносы продолжаем со всех облагаемых выплат сотрудникам.
  • Таким же образом, без лимита, начисляются взносы в ФСС на «травматизм».

Учитывая названные пределы, тарифы страховых взносов будут применяться в следующем порядке:

  • В ПФР взносы начисляются по ставке 22%, пока облагаемый доход сотрудника с начала года не превысит 876 000 руб. Далее взносы рассчитываются по ставке 10%.
  • В ФСС взносы на случай нетрудоспособности и материнства начисляются по ставке 2,9%, пока облагаемый доход не достигнет 755 000 руб., а с сумм, превысивших этот лимит, взносы в соцстрах не начисляются.
  • На ОМС начисляются взносы по ставке 5,1% со всех облагаемых доходов без ограничения по сумме.

Как будут влиять новые пределы на начисление страховых взносов 2017 года, рассмотрим на примере.

Ежемесячный доход сотрудника, облагаемый страховыми взносами – 90 000 руб. Соответственно, его годовой доход превышает установленные лимиты и равен 1 080 000 руб. (90 000 х 12 мес.). Рассчитаем страховые взносы за год с учетом предельных лимитов 2017 года.

ПФР: 876 000 руб. х 22% = 192 720 руб. – взносы с сумм в пределах лимита.

(1 080 000 руб. – 876 000 руб.) х 10% = 20 400 руб. – взносы с дохода, превышающего лимит начисления страховых взносов 2017.

Итого: 192 720 руб. + 20 400 руб. = 213 120 руб. – пенсионные взносы работника за 2017 год.

ФСС: 755 000 руб. х 2,9% = 21 895 руб. – взнос с суммы, не превышающей лимит. С суммы превышающей предельную базу – 325 000 руб. (1 080 000 – 755 000) взнос на соцстрахование начисляться не будет.

ОМС: 1 080 000 руб. х 5,1% = 55 080 руб. – взнос на медстрахование за 2017 год начисляется на весь доход работника.

Новое на сайте

>

Самое популярное