Домой Хоум Кредит Банк Роль государства в экономической жизни (социализм). Функции государства в экономике

Роль государства в экономической жизни (социализм). Функции государства в экономике

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы связана с вопросами государственного вмешательства в экономику России, которые в последние годы становятся все более острыми, спорными и широко обсуждаемыми.

Проблема государственного вмешательства в экономику является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

Экономическим функциям государства в рыночной и переходной экономике посвящены работы Л.И. Абалкина, В.Б. Акулова, Е.Ф. Борисова, В.Я. Горфинкеля, О.И. Волкова, Б.А. Райзберга, Дж. Бьюкенена, Дж.М. Кейнса, В. Ойкена, М. Фридмена и других российских и зарубежных экономистов. В настоящее время широко обсуждается роль и функции государства в экономике России, оценивается уровень его присутствия.

Цель настоящей курсовой работы - определить и рассмотреть экономические функции государства в переходной и рыночной экономике. В соответствии с целью в работе поставлены задачи:

Выявить объективную необходимость участия государства в экономической жизни общества;

Изучить экономические функции государства в плановом и рыночном хозяйстве;

Рассмотреть изменение методов государственного вмешательства в экономику при переходе к рынку;

Определить экономические функции государства в переходной экономике России.

Предметом исследования курсовой работы является совокупность отношений, возникающих при выполнении государством своих экономических функций в переходной экономике России. Объектом исследования выступает экономическая система России и государство как ее основной участник.

При написании работы использовались такие методы, как анализ, синтез, индукция и дедукция, сравнение, классификация и обобщение, статистический анализ.

Теоретическую базу курсовой работы составляют учебные и научные издания, публикации в периодической печати и сети Интернет, официальные документы, законодательные акты федерального и регионального уровней.

Эмпирическая база курсовой работы включает статистические данные Федеральной службы государственной статистики, материалы, представленные в сети «Интернет», опубликованные в научной литературе и периодических изданиях.

В результате выполнения курсовой работы предполагается определить функции государства в экономике Российской Федерации, их важность и качество исполнения.

ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Если раньше многие экономисты отрицали возможность и необходимость государственного регулирования (вмешательства) экономики, мотивируя это тем, что сам рынок потенциально содержит в себе необходимые механизмы саморегуляции, то в настоящее время все больше исследователей уже не столь оптимистичны в отношении «саморегулируемых» возможностей рынка. В начале. XXI в. в условиях глобального экономического кризиса, государства вынуждены были принять целый ряд законодательных мер, направленных на поддержку банковского сектора экономики, жизненно важных производств, регулирование ценообразования на социально значимые товары и услуги, обеспечение социальных программ и т. д.

Сейчас общепризнано, что современная рыночная экономика не может существовать без государственной хозяйственной деятельности. Дискутируются лишь масштабы вмешательства государства в экономику.

Так, классики экономической теории (А. Смит, Д. Рикардо) считали, что рыночная экономика должна развиваться на основе саморегулирования, т.е. без участия каких-либо внешних сил, в том числе и государства. Однако разразившийся в 1929-1933 гг. кризис капиталистической экономики ознаменовал конец «эры» свободного предпринимательства, показал неспособность рыночной системы развиваться без вмешательства государства.

Необходимость государственного регулирования рыночной экономики теоретически обосновал английский экономист Дж. М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1946). Эта теория получила практическое применение в экономике США (в 50-е годы) и дала определенные положительные результаты в хозяйственной деятельности. В дальнейшем теория государственного регулирования Кейнса легла в основу экономической политики почти всех развитых капиталистических стран .

Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления интернационализации экономической жизни.

Рассмотрим способность рыночной системы сама по себе, т.е. без участия государства, находить оптимальные ответы на фундаментальные экономические вопросы .

На вопрос «что производить?» чисто рыночная экономика отвечает просто: производится только то, что приносит прибыль. Нормальную (среднюю) прибыль обеспечивает лишь та продукция, выручка от реализации которой больше издержек на ее производство и сбыт.

Когда товар обеспечивает сверхприбыль (выше ее нормальной величины), тогда производство и сбыт начинают расширяться до тех пор, пока цены на ресурсы не поднимутся настолько, что прибыль снова опустится до нормальной величины, а его выработка окажется на равновесном уровне. Присвоение нормальной прибыли служит как бы индикатором рыночного равновесия (спроса и предложения по поводу конкретного товара).

Таким образом, взаимодействие спроса и предложения, как на конечный продукт, так и на требующиеся для его создания ресурсы, играет решающую роль в определении прибыльности или убыточности тех или иных производств. Следовательно, именно этим детерминируется задача - что и в каком количестве выпускать.

Вместе с тем механизм ответа на вопрос, что производить, эффективно действует только в условиях конкуренции. Ослабление конкуренции подрывает гибкую реакцию предложения на изменяющийся спрос. Без государственного вмешательства в этот процесс невозможно наладить эффективное приспособление предложения к спросу. Вмешательства со стороны государства требует также и оптимизация структуры самого спроса, ибо на нее сильно влияет порождаемая рынком чрезмерная дифференциация доходов. К тому же рынок вообще не заинтересовывает в производстве так называемых общественных благ; их созданием занимается только государство.

На вопрос «для кого производить?» чисто рыночная экономика отвечает без оглядки на мораль и справедливость: возможностью получить всякий товар обладают только платежеспособные потребители. Остальных рынок не допускает к потреблению того, на покупку чего у них нет средств.

Рынок и его законы обрекают отдельные категории населения (престарелых, больных, многодетных, лиц, не получивших достаточного образования и т.п.) на бедность. Как видно из приложения А, в России за последние годы снизились реальные располагаемые доходы и соотношение с величиной прожиточного минимума зарплат и пенсий, а коэффициент Джини при этом несколько возрос (с 0,409 до 0,422) . Это говорит о том, что на фоне обеднения части населения в условиях кризиса неравенство доходов в стране возросло. Только государственное вмешательство в распределение доходов в принципе может выровнять, хотя бы по доступу к основным благам, стартовые условия большинства людей. Экономика России доказала, что устранение государства от участия в распределении наносит удар по интересам значительной части общества, а в конечном счете, по обществу в целом. Это проявляется также в области технологии и организации производства.

Последнее относится к вопросу «как производить?». В условиях конкурентного рынка интересы максимизации прибыли заставляют фирмы минимизировать затраты на единицу продукции посредством приобретения наиболее дешевых ресурсов и оптимального их комбинирования на базе наиболее совершенных технологий и систем организации хозяйственной деятельности. Однако подрыв конкуренции ведет к ресурсному, технологическому и организационному консерватизму, поскольку максимизация прибыли в данных условиях может достигаться не за счет их оптимизации, а через монопольное обладание рыночной властью. Она выражается не только в контроле монополий над источниками ресурсов и за рынками сбыта, но также в скупке ими патентов и лицензий на их применение. Последние приобретаются для того, чтобы не допустить возможности их использования другими, т.е. в качестве превентивной меры по предотвращению усиления конкурентов.

Выходит, что без вмешательства государства в рыночную среду нельзя поддерживать конкуренцию и, следовательно, преодолевать застойные тенденции в технологических способах производства. Государство обязано не только препятствовать засилию олигополии посредством антимонопольного регулирования, но и оказывать поддержку фирмам-новаторам разными способами в освоении новой продукции, новых ресурсов и новых технологий. Как видно из приложения Б, финансирование НТП из федерального бюджета и внебюджетных фондов более чем в 4 раза превышает финансирование средств предпринимательского сектора. При этом «употребляются» эти инновации преимущественно в секторе предпринимательской деятельности (Таблица Б2) 303 млрд. руб. против 147 млрд. руб. в государственном секторе. Однако бюджетные расходы на НИОКР в России очень малы - всего 2,27% ВВП .

На вопрос «сколько использовать ресурсов?» чисто рыночное хозяйство отвечает тоже просто: спрос порождает предложение. Использование ресурсов определяется, с одной стороны, структурным соотношением совокупного спроса и совокупного предложения, а с другой - степенью монополизации национальной экономики. Хроническая и растущая безработица, недогрузка производственных мощностей во многих странах наиболее наглядно свидетельствуют, что смешанная экономика, в которой доминируют рыночные отношения, не в состоянии задействовать все наличные материальные и трудовые ресурсы. Такое положение можно изменить в позитивном направлении путем совершенствования государственного участия в экономике. Это в особенности касается сфер производства так называемых общественных и квазиобщественных благ.

Далее рассмотрим конкретные причины возможного вмешательства государства в экономику . В первую очередь следует признать роль государства в сохранении и поддержании самой рыночной среды. Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение «правил игры» основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности и т.д. Государство обеспечивает нормальное функционирование денежной системы, что особенно важно в условиях отказа от золотого стандарта. Элементы принуждения, которые неизбежно присутствуют в правовом регулировании, на первый взгляд, ограничивают свободу реализации и первенство частных интересов, которые обоснованно считаются фундаментом рыночной экономики. На самом же деле, принуждение оказывается способом снижения трансакционных издержек (Р. Коуз) - издержек ведения переговоров, получения достоверной информации, издержек рискованных действий частных структур, которые были бы исключительно велики при отсутствии государственного контроля и гарантий. Но, в свою очередь, если издержки государственного управления оказываются выше трансакционных издержек, это повод для ухода государства из соответствующих сфер .

Следующей важной причиной вмешательства государства в рыночную систему является неизбежная для рынка тенденция к монополизации, вытекающая из законов конкуренции, концентрации и централизации капитала. Последствия монополизации неоднозначны. С одной стороны, это рост цен, издержек, сокращение объемов производства, нерациональное распределение ресурсов и доходов, в ряде случаев невосприимчивость к НТП. С другой стороны, проявляются снижение затрат за счет эффекта масштаба, заинтересованность в научных исследованиях и финансовые возможности проведения последних, способность прорыва на мировые рынки. Поэтому отношение государства к деятельности монополий весьма противоречивое. Это находит выражение в различии национальных антитрестовских законов: наиболее жесткое отношение к монополиям в США, европейские страны и Япония подходят к проблеме более терпимо, во многом из-за необходимости содействия национальным фирмам в их закреплении на мировых рынках. Именно в той мере, в какой монополия является разрушительной для хозяйственной системы, она становится объектом государственного воздействия - через законодательное ограничение и пресечение монопольной деятельности (регулирование цен, раздел фирм), через поощрение конкуренции, содействие созданию новых предприятий, осуществление политики открытой экономики .

Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние эффекты).

Проблема отрицательных экстерналий, как показывает теория, могла бы быть решена чисто рыночным путем (в случае нулевых трансакционных издержек), но при одном важном условии - точном выявлении всех прав собственности на все ресурсы (в том числе на чистый воздух, незагрязненную воду водоемов и проч.). Эта идея сформулирована в теореме Коуза-Стиглера: при нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права распределены между экономическими субъектами, частные и общественные издержки (учитывающие упомянутые издержки «третьих лиц») будут равны. Однако сложность как раз и состоит в том, что либо нулевые трансакционные издержки невозможны, либо сложно установить и распределить права собственности. В силу этого вмешательство государства в такие ситуации оказывается неизбежным. Оно осуществляется различными способами. С помощью политики налогов, штрафов, прямых запретов искусственно увеличиваются издержки фирм и смещается кривая отраслевого предложения, тем самым отрицательные эффекты снижаются, ресурсы перераспределяются в оптимальном направлении .

Использование дотаций, субсидий, бесплатного предоставления товаров и услуг государством расширяет использование ресурсов, производство и потребление благ в отраслях с положительными внешними эффектами. Таким образом, государство и в этом случае «подправляет» рыночный механизм, способствует росту эффективности экономической системы, хотя следует признать, что полностью устранить внешние эффекты по ряду причин не удается.

Еще одной оправданной причиной вмешательства государства в экономику является необходимость производства так называемых общественных благ. Общественными благами в экономической теории называются блага, обладающие следующими основными свойствами: неисключаемостью - блага не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение других людей, неконкурентностью - будучи предоставлены одному лицу могут быть предоставлены другим без дополнительных издержек. Производство и предложение таких благ частными фирмами оказывается невыгодным, если вообще возможным: большинство людей будет пользоваться такими благами бесплатно, возникнет проблема «зайцев». К «чистым» общественным благам, для которых в полной мере применимы указанные свойства, можно отнести национальную оборону, услуги маяков, уличное освещение и др. Некоторые блага характеризуются частичным отсутствием свойств исключения и конкурентности - это «квазиобщественные» блага: охрана общественного порядка, общественные парки, дороги и проч. Иногда к таким благам относят также образование, медицину, отрасли культуры, хотя это скорее частные блага с высокими положительными внешними эффектами. Общественные блага в силу их свойств производятся либо государством, либо фирмами-подрядчиками государства и предоставляются в пользование бесплатно, финансируются за счет средств госбюджета. Но при этом весьма сложной проблемой является определение объемов производства благ и соответствующих затрат ресурсов, традиционный рыночный механизм выявления равновесных объемов и цен здесь не срабатывает .

Требует участия государства также проблема распределения доходов. Рыночный механизм, как известно, очень жесток и не способен, да и не должен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического общества. Как уже говорилось, коэффициент неравенства доходов в России в 2009 г. составил 0,422, а коэффициент фондов показывает, что доходы 10% наиболее обеспеченного населения в 16,7 раз превышают доходы 10% беднейшего населения. За последние 3 года коэффициенты практически не изменялись, но по сравнению с 2006 годом - заметно выросли. Это говорит о довольно сильном расслоении доходов в российском обществе. Государство корректирует данную ситуацию с помощью инструментов фискальной политики: налогов, трансфертов и др.

Все указанные факторы вмешательства государства в экономику относятся скорее к микроэкономике, так как характеризуют проблемы отдельных рынков. Но существуют и собственно макроэкономические ситуации, требующие государственного регулирования. Причем в отношении последних противоречивых суждений значительно больше, чем в отношении микроэкономических. Эти проблемы могут быть интерпретированы как проявления нестабильности экономики.

Во-первых, это касается инфляционных процессов, обладающих, как известно, весьма разрушительным действием на хозяйственные системы. Как показывает практика развитых и развивающихся стран, высоким антиинфляционным действием обладают денежно-кредитная политика (ограничение денежной массы), фискальная политика (сокращение дефицита государственного бюджета), структурная политика, антимонопольная политика и др. Борьба с инфляцией оказывается часто важнейшей задачей стабилизации, без которой дальнейшее развитие экономики немыслимо . Например, в экономике России, как видно из приложения В , наметившийся в 2007 г. инфляционный скачок (рост цен на промышленные товары на 25%, а на сельскохозяйственные - на 30%) был остановлен в 2009 г. Такая стабилизация иногда дается очень дорого, сопровождаясь большим или меньшим экономическим спадом, ростом безработицы и другими неблагоприятными последствиями.

Требует государственного вмешательства и существование безработицы. Как видно из приложения Г , за последние 3 года в России количество безработных выросло с 1,55 и до 2,15 млн. человек. Уровень безработицы составил около 8%, причем зарегистрированной, только 2,8%. Высокий ее уровень (превышающий естественную норму) недопустим в хозяйственной системе как по чисто экономическим причинам (потери ВНП), так и по социально-политическим: низкие доходы, малообеспеченность, высокая заболеваемость и смертность, общественная конфликтность; наконец, это нарушение определенных демократических прав и свобод. Политика приведения безработицы к ее естественному уровню и поддержания последнего также сопряжена с многими проблемами: возможным дефицитом госбюджета, инфляцией, так как требует стимулирования производства, выплаты социальных пособий, затрат на создание и эффективную работу служб занятости и т.д.

Усиление интернационализации экономики порождает еще одну макроэкономическую заботу государства - равновесие платежного баланса страны . Как показано в приложении Д , платежный баланс РФ находится в удовлетворительном состоянии. Сальдо по текущим операциям +49518 млн. долл. США (экспорт товаров и услуг, поступление доходов и трансфертов), по счету операций с капиталом - -47893 млн. долл. США (сокращение обязательств перед нерезидентами и рост требований к нерезидентам). Несбалансированность же внешнеэкономических связей (прежде всего дефицит платежного баланса) может создавать много неблагоприятных ситуаций, ухудшать состояние национальной экономики, усиливать ее зависимость от внешнего мира, требовать сложных и болезненных макроэкономических корректировок. Поэтому государство проводит ту или иную политику по кратко - и долгосрочному балансированию платежей страны, прибегая в ряде случаев к экстренным мерам внешнеэкономической политики.

Необходимость стимулирования экономического роста (Таблица 1) как основы общественного прогресса - еще одна возможная причина государственного регулирования экономики . Рыночная система, как показывает история, достаточно часто дает сбои в этом вопросе.

Таблица 1 - Объем и динамика валового внутреннего продукта

Как видно из таблицы 1, в России до 2008 г. наблюдался экономический рост. С 2003 по 2006 г. ВВП вырос на 40% в сопоставимых ценах и удвоился - в текущих. Однако в 2009 г. он сократился по сравнению с 2008 годом.

Политика экономического роста, осуществляемая правительствами, включает в себя, в частности, содействие структурной перестройке экономики, научно-техническому прогрессу, реализации инвестиционных государственных программ, антициклическое регулирование. Она требует грамотной денежно-кредитной и фискальной политики, но весьма часто сопряжена с неблагоприятными последствиями, такими как инфляция, структурная безработица, дефицит платежного баланса, особенно в краткосрочном периоде.

Названные причины макроэкономического регулирования фактически задают возможные цели такового, и эти цели могут быть не только взаимодополняющими, но и противоречивыми. Достижение одной цели, как правило, сопровождается ухудшением состояния экономики в каком-либо ином направлении, например, при стремлении обеспечить полную занятость может вырасти инфляция, и наоборот, борьба с инфляцией потребует как минимум на некоторое время забыть об экономическом росте и т.д.

Такое своеобразное положение дел получило в экономической литературе весьма точное название - магический четырехугольник. «Углами» этого четырехугольника и являются такие цели как: стабильность цен, эффективная полная занятость населения, равновесие платежного баланса и обеспечение экономического роста. Все это, безусловно, усложняет эффективное регулирование государством экономики, так как требует выделения приоритетных целей и определенных жертв. Хорошо, если реально страна находится перед необходимостью решения только одной задачи, допустим, устранения высокой инфляции или дефицита платежного баланса, тогда потери могут быть незначительны. Другое дело, если все проблемы магического четырехугольника «наваливаются» одновременно и весьма сильно: и экономически, и политически решать их оказывается чрезвычайно сложно, так как выбор приоритетов может быть крайне болезненным для общества и ведет к обострению социально-экономической ситуации. Именно такое положение вещей весьма характерно для стран с переходной экономикой и многих развивающихся государств.

Рассмотренные причины вмешательства государства в экономику, как уже было отмечено, одновременно определяют и его основные цели: сохранение конкурентной среды, стабильность цен, экономический рост и т.д. Эти цели, безусловно, можно уточнять, строя своеобразное дерево целей, выявлять характер связей внутри этой системы. Следует также выделить и конечную цель государственного регулирования - содействие повышению эффективности социально-экономической системы и росту благосостояния граждан. Конкретные цели регулирования для той или иной страны в тот или иной период времени определяются уже исходя из анализа существующего положения в экономике и с учетом ряда неэкономических факторов, прежде всего политического характера. Трудности такого анализа, противоречия политических отношений, разнообразие трактовок ряда проблем различными экономическими школами делает этот процесс чрезвычайно сложным. Но это не может отменить необходимость вмешательства в экономическую систему со стороны государства. В результате такого взаимодействия рынка и государства и формируется смешанная экономика. В этой экономике принцип распределения полномочий между двумя механизмами регулирования может быть обозначен достаточно просто: рынок - насколько возможно, государство - насколько необходимо, но сама степень такой необходимости трактуется весьма различно.

В настоящее время большинство экономистов едины в том, что при рассмотрении соотношения рынка и государства необходимо использование как экономических (рыночных) инструментов, так и государственного регулирования в обеспечении стабильного развития экономики.

Решение же проблемы о том, «сколько государства» должно «присутствовать» в экономике, зависит от множества факторов. Государственно-правовое регулирование экономики - величина переменная и в различные временные периоды она может изменяться. Так, в настоящее время в кризисных условиях необходимость поддержки наиболее важных секторов экономики, обеспечения утвержденных социальных программ обусловливает более активное государственно-правовое регулирование экономических отношений. При этом важно учитывать, что экономика представляет собой достаточно сложное явление, имеющее собственную структуру. В отдельных секторах экономики, группах отраслей государство может играть большую или меньшую роль. Данное обстоятельство не может игнорироваться при решении проблемы обеспечения эффективного государственно-правового регулирования экономики.

В литературе в связи с этим выделяют несколько уровней регулирования экономики . Первый из них, который условно можно обозначить как режим активного регулирования экономики, должен охватывать сферы, особо важные с точки зрения экономической безопасности: производство и транспортировка нефти и нефтепродуктов, газа, энергоснабжение, связь, инновационные технологии, формирование госрезерва и т.д.

Второй режим предполагает умеренное государственное регулирование экономики, ограничивающееся определением необходимых параметров деятельности предпринимательских структур (утверждение технических регламентов, правил и т.п.), но не затрагивающее, как правило, свободу договора в различных экономических сферах.

Третий режим - минимальный - может относиться к таким видам коммерческой деятельности, как организация туризма, зрелищных мероприятий, пассажирских перевозок и т.п., где возможности для государственного регулирования минимальны .

Экономическая роль государства в той или иной стране определяется долей национального дохода, сосредоточенного «в руках» государства.

Если государству принадлежит почти весь национальный доход, то это чисто государственная экономика. В таком случае управление осуществляется из единого центра, а экономическую систему называют административно-командной, или тоталитарной. Подобная экономика имела место в Советском Союзе, в других социалистических странах.

В экономике социалистических стран свободный рынок отсутствовал. Переход к рыночной системе означает, грубо говоря, «отъем» национального дохода («национального пирога») у государства и передачу его в частное (индивидуальное или групповое) владение, распоряжение и использование, Этот переход государственной собственности в частную может происходить или насильно (революционным путем), или добровольно (эволюционным путем), например, как это произошло в результате приватизации государственной собственности в России через ваучеры. Таким образом, исторический процесс развития экономики зависит от решения вопроса: какова доля государства в экономической деятельности ?

Если государство распоряжается 10-50 % национального дохода, то такая экономика является смешанной, т.е. одна часть национального дохода сосредоточена в руках государства, а другая - в руках частных владельцев.

Доля национального дохода, которой распоряжается государство, может колебаться под влиянием внешних обстоятельств, например войны. Так, в США в 1929-1940 гг. доля государства в национальном доходе колебалась в пределах 10-13 %, затем стремительно выросла во время второй мировой войны (до 45 %). Однако с начала 50-х годов эта доля колебалась на уровне 15- 30 % национального дохода. Заметим: в США в отличие от других промышленно развитых стран размер государственного сектора невелик. В Швеции, Норвегии, Франции, Великобритании и ФРГ он значительно больше и достигает 40-50 %.

Почему растет государственный сектор? Главными причинами являются: рост расходов на оборону и военно-космические исследования; рост народонаселения; решение проблем окружающей среды и инфраструктуры; решение социальных проблем: безработицы, медицинской помощи, продовольственного кризиса, жилищного обеспечения, нищеты.

Таким образом, вмешательство государства в экономику вызвано стремлением правительства смягчить неэффективность и «несправедливость», связанные с функционированием рыночной экономики. В 70-80-х годах ХХ столетия наблюдался как бы обратный процесс: усилился интерес к рыночному механизму. Причиной явилось снижение эффективности государственного сектора. Однако это не означает, что происходит полное свертывание государственного вмешательства.

С6. Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества (необходимость государственного регулирования экономики).

Ответ:

1) в ряде стран введены специальные налоги на сверхприбыль корпораций, косвенные налоги на приобретение предметов роскоши, т.е. государство, решает проблему смягчения неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения;

2) в Европейском суде несколько лет длится процесс против компании «Майкрософт», обвиняемой в монополизации рынка, т.е. государство, защищая интересу потребителей, принимает антимонопольное законодательство;

3) отдельной статей расходов государственного бюджета является финансирование правоохранительных органов, здравоохранения, образования и пр., т.е. государство обеспечивает предоставление населению страны общественных благ.

С 6. Раскройте на трех примерах различные проявления государственного регулирования рыночной экономики

Ответ:

Ø Снижение Центробанком размера ставки процента за кредит (регулирование денежных отношений)

Ø Повышение косвенных налогов на ряд товаров (регулирование налогообложения)

Ø Принятие закона о повышении минимального размера оплаты труда (правовое регулирование трудовых отношений)

С 7. Покажите на конкретном примере, к каким экономическим последствиям приводит принудительное установление государством цен на товары ниже рыночных. Укажите два последствия.

Ответ:

Ø появление товарного дефицита;

Ø рост теневой экономики;

Ø оживление спекуляции.

С 7. Назовите любые три задачи российского правительства по развитию рыночных отношений в экономике и проиллюстрируйте каждую примером.

Ответ:

1) формирование новой системы отношений собственности (например, принятие Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности», закрепление в ГК РФ многообразия форм собственности);

2) правовое регулирование отношений между работодателем и наемным рабочим (например, законодательное установление ставки минимальной оплаты труда);

3) создание условий для развития предпринимательства граждан (например, предоставление налоговых льгот малому бизнесу);

4) формирование рыночной инфраструктуры (например, определение условий и правил деятельности коммерческих банков, фондовых бирж).

С 7. В стра­не Z для под­держ­ки оте­че­ствен­ных ав­то­про­из­во­ди­те­лей были по­вы­ше­ны по­шли­ны на ввоз ав­то­мо­би­лей ино­стран­но­го про­из­вод­ства и по­дер­жан­ные ино­мар­ки стар­ше пяти лет. Сфор­му­ли­руй­те три по­след­ствия по­доб­но­го ре­ше­ния для ав­то­мо­биль­ной от­рас­ли стра­ны Z.

Ответ:

1. По­вы­ше­ния спро­са на оте­че­ствен­ные ав­то­мо­би­ли.

2. Уве­ли­че­ние про­из­вод­ства оте­че­ствен­ных авто

3. Рост про­даж оте­че­ствен­ных авто

4.По­вы­ше­ние цен на оте­че­ствен­ное авто

5. Про­дви­же­ние оте­че­ствен­но­го рынка.

Ответ:

1) реализация социальных программ поддержки беднейших слоев населения;

2) прогрессивное налогообложение личных доходов;

3)меры по обеспечению занятости населения;

4) законодательное установление минимальной оплаты труда;

5) гарантии бесплатного общего среднего образования.

С 6. Перечислите три государственные меры, направленные на обеспечение социальной защищенности и развитие человеческих ресурсов страны.

Ответ:

1)законодательное установление минимального размера оплаты труда;

2) меры по обеспечению занятости населения;

3)меры по социальной поддержке малоимущих слоев населения;

4)гарантии расширения доступности образования и медицинских услуг.

С 6. Одним из на­прав­ле­ний эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки го­су­дар­ства вы­сту­па­ет про­тек­ци­о­низм. При­ве­ди­те три кон­крет­ных при­ме­ра про­яв­ле­ния про­тек­ци­о­низ­ма в эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ке.

Ответ:

1) для того чтобы под­дер­жи­вать оте­че­ствен­но­го про­из­во­ди­те­ля ав­то­мо­би­лей, го­су­дар­ство вво­дит по­вы­шен­ные ввоз­ные та­ри­фы на ввоз ав­то­мо­би­лей ино­стран­ных марок, как по­дер­жан­ных, так и новых, чтобы их цена на внут­рен­нем рынке была выше цен на оте­че­ствен­ные ав­то­мо­би­ли;

2) го­су­дар­ство предо­став­ля­ет го­су­дар­ствен­ные суб­си­дии оте­че­ствен­ным про­из­во­ди­те­лям, для того чтобы под­дер­жать их кон­ку­рен­то­спо­соб­ность;

3) го­су­дар­ство предо­став­ля­ет льго­ты по на­ло­го­об­ло­же­нию для оте­че­ствен­ных пред­при­я­тий, сти­му­ли­руя их раз­ви­тие.

С 6. Назовите основные методы государственного регулирования внешней торговли и проиллюстрируйте каждый из них соответствующим примером.

Ответ:

Методы государственного регулирования внешней торговли:

Ø Тарифные (введение таможенных тарифов на импортные товары, экспортных тарифов, создание таможенных союзов)

Ø Нетарифные (установление квот на импортируемые товары, стандартов на ту или иную продукцию, введении эмбарго)

С 6. Каким экономическим понятием характеризуется ситуация, когда расходы государственного бюджета превышают его доходы? Приведите три примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации.

Ответ:

1. Дефицит государственного бюджета.

2.: внутренний заем; эмиссия денег; займы у правительств других стран; займы у международных финансовых организация.

С 6. Назовите три любые направления расходов государственного бюджета России, направленные на развитие человеческого и интеллектуального потенциала нации.

Ответ:

1)образование; 2)здравоохранение и физическая культура; 3)социальная политика; 4)фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; 5)предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

С 6. Проиллюстрируйте тремя примерами влияние экономической политики государства на экономический рост.

Ответ:

1) государство создаёт свободные экономические зоны для привлечения отечественного и иностранного капитала;

2) правительство посредством государственных заказов обеспечивает развитие производства в отдельных отраслях;

3) государство осуществляет политику протекционизма, защищая отечественных производителей от конкуренции с иностранными товарами и тем самым поощряя развитие отечественного производства.

Налоги

В стра­не Н. дли­тель­ное время су­ще­ство­ва­ла про­грес­сив­ная шкала ис­чис­ле­ния на­ло­га с до­хо­дов фи­зи­че­ских лиц, вы­зы­ва­ю­щая серьёзные на­ре­ка­ния со­сто­я­тель­ных людей. Ряд граж­дан, не же­ла­ю­щих упла­чи­вать налог на сверх­до­хо­ды, уеха­ли из стра­ны и при­ня­ли граж­дан­ство со­сед­них стран. При­шед­шее к вла­сти новое пра­ви­тель­ство про­ве­ло на­ло­го­вую ре­фор­му, уста­но­вив про­пор­ци­о­наль­ную шкалу на­ло­го­об­ло­же­ния.

В чём за­клю­ча­ет­ся сущ­ность дан­ной шкалы ис­чис­ле­ния на­ло­га? При­ве­ди­те три пред­по­ло­же­ния о её пре­иму­ще­ствах.

Ответ:

1. сущ­ность про­пор­ци­о­наль­ной шкалы ис­чис­ле­ния на­ло­га:

Сущ­ность про­пор­ци­о­наль­ной шкалы за­клю­ча­ет­ся в уста­нов­ле­нии еди­ной став­ки на­ло­га вне за­ви­си­мо­сти от уров­ня до­хо­да.

2. пре­иму­щества по­зи­ции:

Про­сто­та расчёта и сбора на­ло­га;

Выход мно­гих до­хо­дов из «тени», ле­га­ли­за­ция до­хо­дов;

По­вы­ше­ние ак­тив­но­сти ра­бот­ни­ков в по­ис­ке до­пол­ни­тель­ных за­ра­бот­ков, до­пол­ни­тель­ных до­хо­дов:

Урав­не­ние всех ка­те­го­рий на­ло­го­пла­тель­щи­ков в пра­вах.

С 7. Правительство страны А. ввело пропорциональную шкалу индивидуального подоходного налога. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента (обоснования) в пользу подобного выбора.

Ответ.

1)несправедливо налогами наказывать граждан, которые в большей степени, чем другие, используют свои способности для получения дохода;

2) каждый гражданин, независимо от достатка, как налогоплательщик пользуется одинаковым набором общественных благ (охрана правопорядка, бесплатное образование, медицинское обеспечение и т. п.)

3) все граждане согласно Конституции РФ, равноправны; это должно появляться в отношении налогов.

С 6. Раскройте на трех примерах значение налоговой системы в жизни государства и общества.

Ответ:

1) накануне окончания срока подачи налоговых деклараций в инспекции выстраиваются огромные очереди. Это оказывает дисциплинирующее, воспитывающее воздействие на граждан и администрацию фирм (во-первых, в срок оформить документы, во-вторых, подать декларацию раньше, чтобы избежать напрасной потери времени в очередях в налоговую инспекцию);

2) фирмы отчисляют налоги в пенсионные фонды, т.е. за счет налоговых поступлений осуществляется социальная политика государства;

3) в период кризиса были уменьшены налоги с крупных корпораций, которые вложили освободившиеся средства в поддержание производства, сохранение рабочих мест, т.е. посредством налоговой системы осуществляется социально-экономическая политика государства.

С 6. Приведите три функции налогов в жизни общества и государства, проиллюстрировав каждую из них конкретным примером.

Ответ:

Приведены функции налогов и иллюстрирующие их примеры:

1) фискальная (например, государство вводит транспортный налог, чтобы пополнить бюджетные средства, выделяемые на ремонт и строительство дорог);

2) социальная (например, государство вводит налог на прибыль, чтобы выплачивать пособия, пенсии социально незащищенным категориям населения);

3) стимулирующая (например, государство предоставляет льготы предприятиям, активно внедряющим энергосберегающие технологии, чтобы стимулировать технологическое обновление производства).

Сб. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основные обязанности налогоплательщика, закрепленные законодательством РФ.

ОТВЕТ:

Три обязанности налогоплательщика:

1) платить законно установленные налоги и сборы. Пример: гражданин Н. заплатил налог на имущество за свою трехкомнатную квартиру.

2) встать на учет в органах Федеральной налоговой службы. Пример: гражданин Н. получил ИНН, гражданин Н зарегистрировал свою фирму и получил для нее ИНН.

3) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Пример: гражданин Н. предоставил налоговым органам свои ФИО, дату рождения, место регистрации, справку о доходах.

Собственность

С 7. В нашей стране в первой половине 90-х годов из примерно 155 тысяч государственных предприятий было приватизировано около 89тысяч. Акционерный капитал приватизируемых предприятий распределился следующим образом:

Внутренние акционеры (работники, дирекция) – 62% акции.

Внешние акционеры -21% акций,

Государство – 17% акций

При этом на мелких внешних акционеров (обычных держателей ваучеров) пришлось 10% акций.

Можно ли на основании этих данных сделать вывод о создании крупного частного сектора в экономике страны? Превратились ли основная масса населения страны в собственников предприятий? Аргументируйте свои выводы.

Ответ:

Дан утвердительный ответ на первый вопрос.

В качестве аргумента приведены данные, свидетельствующие о том, что более половины предприятий были приватизированы.

Дан отрицательный ответ на второй вопрос.

В качестве главного аргумента использован показатель, свидетельствующих о том, что на долю обычных держателей акций пришлась только десятая часть акционерного капитала.

Мировая экономика

С 7. Аналитический центр Министерства экономического развития страны Н. провел сравнительное исследование структуры мировой экономики и экономики национальной. В фокусе внимания исследователей было выявление доли различных отраслей в структуре обеих экономик. Результаты проведенного исследования были обобщены и

представлены на диаграмме:

Сравните структуру мировой экономики со структурой экономики страны Н. Сделайте три вывода на основании проведенного сравнения. Какая основная тенденция выявилась в результате сравнения? Укажите ее. Определите, чем она опасна для страны Н. Сформулируйте одно суждение. (Ответ должен включать в себя не менее пяти элементов).

Ответ:

1. Выводы :

В мировой экономике ведущее место занимают отрасли высоких технологий, наукоемкие производства (хайтек), а в экономике страны Н. ведущая роль сохраняется за энергетическим сектором;

На втором месте и в структуре мировой экономики, и в структуре страны Н. занимают финансы, но финансы обслуживают разные приоритеты в экономике;

В отличие от мировой экономики, в экономике страны Н. аутсайдерами являются отрасли высоких технологий и прочие отрасли, в мировой экономике аутсайдер - энергетика.

2) тенденция :

Отставание страны Н. от мировой экономики в области новейших наукоемких технологий, в ней, главным образом, превалирует энергетическая отрасль.

3) опасность тенденции:

Страна Н. рискует остаться в стороне от модернизации мировой экономики, от развития наукоемких интеллектуальных отраслей, она может остаться энергетическим сырьевым придатком мировой экономики.

Доходы покупателей и спрос

Доход - денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени. В частном смысле под доходами понимаются доходы государства, доходы организаций или доходы населения:

Доходы населения - личные доходы граждан, семей и домохозяйств, получаемые в виде денежных средств. К ним относятся: заработная плата, пенсия, стипендия, пособие, доход от продажи товаров, произведённых в собственном хозяйстве, денежные поступления в виде платы за оказанные услуги, авторские гонорары, доход от продажи личного имущества, сдачи его в аренду.

При росте доходов покупатели обычно предъявляют больший спрос на ранее недоступные им товары.

"Жизнь" любого товара на рынке всегда проходит в окружении двух других групп товаров, а именно:

· взаимозаменяемых товаров;

· дополняющих товаров.

Взаимозаменяемые товары -это те блага, удовлетворяющие те же самые потребности и потому являющиеся непостедственными конкурентами в борьбе за деньги покупателя (например, рынки прохладительных напитков или радиотехника; свинина и говядина)

Если цена на одну марку прохладительных напитков снижается, то величина спроса на неё возрастет, а вот спрос на другие марки таких же напитков - падает.

Начнет действовать так называемый эффект замещения.

Эффект замещения: стремление покупателя к приобретению более дешевых товаров,вместо аналогичных, цены на которые выросли.

изменение цены одних товаров-заменителей ведет к изменению в том же направлении и спроса на другие торары.

Эффект дохода: При снижении цены на данный товар потребитель имеет возможность увеличить объёмы его закупок, не отказывая себе в покупке других товаров.

Взаимодополняющие товары - пары товаров, для которых рост цены одного приводит к падению спроса на другой.

Эти товары потребляются в комбинации , т. е. представляют собой "неразлучные пары (например, автомобили и бензин, фотоаппараты и плёнка, кварцевые часы и батарейки). Они вместе решают задачу удовлетворения одной и той же потребности покупателей. И поэтому изменение цен на одни дополняющие товары ведет к изменению спроса на все товары этой группы в противоположном направлении.

Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления интернационализации экономической жизни.


В первую очередь следует признать роль государства в сохранении и поддержании самой рыночной среды. Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение "правил игры" основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности и т.д. Государство обеспечивает нормальное функционирование денежной системы, что особенно важно в условиях отказа от золотого стандарта. Элементы принуждения, которые неизбежно присутствуют в правовом регулировании, на первый взгляд, ограничивают свободу реализации и первенство частных интересов, которые обоснованно считаются фундаментом рыночной экономики.

Следующей важной причиной вмешательства государства в рыночную систему саморегуляции является неизбежная для рынка тенденция к монополизации, вытекающая из законов конкуренции, концентрации и централизации капитала.

Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние эффекты).

Еще одной оправданной причиной вмешательства государства в экономику является необходимость производства так называемых общественных благ. Общественными благами в экономической теории называются блага, обладающие следующими основными свойствами: неисключаемостью - блага не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение других людей, неконкурентностью - будучи предоставлены одному лицу могут быть предоставлены другим без дополнительных издержек. Производство и предложение таких благ частными фирмами оказывается невыгодным, если вообще возможным: большинство людей будет пользоваться такими благами бесплатно, возникнет проблема "зайцев".

Требует участия государства также проблема распределения доходов. Рыночный механизм, как известно, очень жесток и не способен, да и не должен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического общества. Государство корректирует данную ситуацию с помощью инструментов фискальной политики: налогов, трансфертов и др.

Все указанные факторы вмешательства государства в экономику относятся скорее к микроэкономике, так как характеризуют проблемы отдельных рынков. Но существуют и собственно макроэкономические ситуации, требующие государственного регулирования. Причем в отношении последних противоречивых суждений значительно больше, чем в отношении микроэкономических. Эти проблемы могут быть интерпретированы как проявления нестабильности экономики.

Это касается инфляционных процессов, безработицы, усиление интернационализации экономики, необходимость стимулирования экономического роста.

Логично предположить, что все, кто хоть немного пожил в этой стране, отлично представляют себе, что же такое социализм. Определение в учебнике - вещь, конечно, полезная, но это теория. А вот жизнь в СССР - это практика! Так ли много общего?

Теория социализма

Социализм как философская концепция существует не одно тысячелетие. Его придумал вовсе не Карл Маркс. О социализме писал еще Платон, это была весьма популярная в древней Греции концепция. Весьма высоко ценили идеи социализма Кампанелла и Томас Мор. И только потом свое мнение по данному вопросу высказал Карл Маркс.

Каковы же основные идеи социализма? Отрицание идеи частной собственности и централизованное перераспределение благ. По мнению теоретиков-социалистов, именно такая организация общества позволит создать максимально справедливое, свободное общество, в котором все граждане будут равны. Правда, возникает вопрос: а кто будет распределять накопленные блага между равными гражданами? Еще более равные граждане? И не будет ли в их руках сосредоточена власть намного более значительная, чем у любого монополиста-буржуя или абсолютного монарха?

Недостатки теории

Этот вопрос - далеко не единственный. Таких логических неувязок в теории социализма множество. Именно поэтому он всегда существовал только как философская концепция, а авторы трудов, посвященных ей, именовались идеалистами и утопистами. Наиболее точно характеризует классический, рафинированный социализм определение «нежизнеспособный».

Сам Карл Маркс, убежденный сторонник этого философского течения, полагал, что для внедрения этой теории в жизнь человечество должно сделать эволюционный скачок. А в существующей действительности основные идеи социализма в чистом, первозданном виде неприменимы. Потому как вступают в прямое противоречие с основами человеческой психики. Увы, люди не совершенны, им не место в утопии.

Страны, пытавшиеся построить социализм

Идеалистическая философская концепция - наиболее точно характеризующее социализм определение. По истории этого течения можно сделать вывод, что попытки его практического применения - дело весьма рисковое. Крайне мало стран, избравших этот путь, добились успеха.

Точнее, всего одна - Швеция. и Африки могут служить скорее антирекламой практического социализма, а СССР, хотя и добился определенных успехов, но слишком уж далеко отошел от основных принципов учения.

Иногда в качестве примера страны, достигшей в этой области успехов, называют Китай. Но вряд ли можно считать маоизм одной из ветвей социализма. Сами китайцы всегда считали себя коммунистами и националистами. Да и идеи гуманизма, на которые опирается классический социализм, маоизму чужды.

Поэтому, рассматривая опыт практического внедрения теории о всеобщем равенстве в жизнь, лучше опираться на опыт двух стран: Швеции и СССР. Они шли разными путями и по-разному трактовали учение о социализме. Да и результатов добились прямо противоположных. Но тем любопытнее их сравнить.

Экономика и госрегулирование

Любая политическая теория всегда опирается на экономику. Это - кровь и плоть системы, крыша и стены. Роль экономики в обществе - определяющая. И если поначалу политическое мнение может формировать хозяйственные и финансовые отношения, то потом ситуация меняется до прямо противоположной. Экономика в жизни общества играет ведущую роль, и чем раньше руководство страны это поймет, тем лучше. Классический пример такой ситуации - Россия 20-х годов прошлого века. Политическая воля уничтожила прежний экономический уклад и попыталась искусственным образом создать новый, соответствующий идеологии. И действительно, какое-то время этот кадавр просуществовал. Но грянул кризис, и власть вынуждена была корректировать идеологию и принимать меры по возрождению экономики. НЭП прямо противоречил всем провозглашаемым догмам. Но его нужно было ввести. Необходимо. Это был единственный способ стабилизировать ситуацию. Так в битве «деньги-идея» идея проиграла. Маркс был прав, материя все же первична.

Плановая экономика как монополия государства

Но ведь средства производства должны быть в коллективной собственности. А произведенные блага - распределяться, и, очевидно, централизовано. Это, собственно, и есть социализм. следовательно, должна быть определяющей.

В СССР дела обстояли именно так. После сворачивания политики НЭПа была введена плановая экономика, основанная на непосредственном контроле государства за экономической жизнью страны. Рынок в западном понимании этого слова в СССР отсутствовал как явление. Никакой саморегуляции спроса и предложения, никакой конкуренции. Все это заменяло централизованное планирование и искусственное регулирование. Такова была роль государства в экономической жизни. Социализм в Советском союзе понимался как «учет и контроль». И это выражение имело буквальное значение. Любой спрос, любая потребность тщательно рассчитывалась, и производственные мощности получали четкий заказ. Нужно вот столько стали, вот столько тракторов и вот столько пар детских сандалий.

Проблемы госрегулирования

Время производства заказанной нормы занимало пять лет, затем цикл повторялся. Экономика социализма такого типа не существовала сама по себе. Она была в роли исполнителя при государственной машине.

Обычно экономику сравнивают с организмом. Здоровым или не очень, сильным или слабым. Но - живым, не нуждающимся в указаниях: «Сердце, бейся, кровь - теки!» в экономике Советского Союза были столь обширны, что ни о каком подобии организму и речи быть не могло. Разве что это - не совсем живой организм, подключенный к аппарату диализа, искусственным легким и водителю ритма одновременно. И, продолжая аналогию, вместо крови у него - какая-то стерильная плазма. Потому что советский рубль был не просто неконвертируемым. Он существовал вне курса, в экономическом вакууме.

Искусственный валютный рынок

Функции государства в были столь обширны, что официальный курс национальной валюты никак не был связан ни с реальной валюты, ни с внешними котировками. Соотношение 1 рубль - 1 доллар существовало только внутри страны, нигде за ее пределами обменять рубли по такой цене было невозможно. Да и в Советском Союзе это соотношение было реальным только в пределах официальных сделок. Цены черного рынка были совсем другими. И как только страна отказалась от политики жесткой регуляции валютного рынка, курс рубля рухнул - точнее, занял ту позиции, которую и должен был занимать без искусственной поддержки.

В этом и беда искусственного регулирования экономики - существование внутри изолированного инкубатора со стерильной средой делает организм абсолютно нежизнеспособным. Нужно либо не покидать безопасную зону, либо готовиться к тому, что реальность сокрушит хрупкий стеклянный мир.

Чрезмерная статичность производства

Те же проблемы и у экономики, существующей в режиме жесткого регулирования. Она, конечно, стабильна - рыночные кризисы ее почти не касаются. Но плата за устойчивость - исключительная ригидность. Эта экономика не способна сама реагировать на неизбежные изменения реальности. И производство, и потребление регулируются в ручном режиме, а следовательно, соответствуют не действительным запросам, а представлениям об этих запросах, живущим в воображении руководящей структуры. Именно такова роль государства в экономической жизни. Социализм советского образца мог обеспечить граждан бесплатными квартирами, но не мог производить средства женской гигиены. Просто потому что потребность в квартирах значима в государственном масштабе, а потребность в прокладках - это мелочь, которую с высоты госуправления и рассмотреть нельзя.

Социальные гарантии в СССР

Но, наряду с такими очевидными недостатками, социально-экономическая система СССР была в своем роде уникальной. Да, прокладок не было - но квартиры-то были! Уровень социальных гарантий в СССР был на чрезвычайно высоком уровне.

Бесплатное жилье, бесплатная медицина, бесплатное обучение, гарантированное трудоустройство для выпускников... Возник любопытный парадокс: с одной стороны, средний в СССР был значительно ниже, чем в Европе или США. С другой же, он был действительно средним - то есть не было ни роскошных вилл для миллионеров, ни бомжей в картонных коробках. Можно говорить о том, что качество обслуживания в обычной советской больнице для непривилегированного пациента было ниже аналогичного во Франции или Англии. Но ведь можно и вспомнить, что во Франции или Англии человек без страховки практически теряет право на медобслуживание, а в СССР это была одна из социальных гарантий для всех.

Многие выпускники в Советском Союзе были недовольны распределением: далекие регионы, непрестижные предприятия. Сейчас, пожалуй, не один студент позавидовал бы этой практике. Гарантированная работа, бесплатное жилье, пускай и в общежитии, перспектива получения собственной квартиры.

Существующая в СССР социально-экономическая система, при всех своих недостатках, задала исключительно высокие стандарты в сфере заботы государства о человеке. А идеал просто недостижим.

Шведская альтернатива

Но роль социализма в экономической жизни может быть и другой. Швеция не отказывалась ни от частной собственности, ни от рыночной экономики. Но именно они построили «социализм с человеческим лицом», достигли цели, к которой больше 70 лет шел Советский Союз.

Шведы взяли из философской концепции лучшее - заботу о человеке, внимание к его нуждам и потребностям. И отказались от потенциально опасных из-за своей невыполнимости целей: отмены частной собственности и централизованного распределения. Шведская модель предполагает госконтроль за общественной и экономической жизнью - но только в сфере социальных гарантий. Ведь для этого вовсе не нужно монополизировать средства производства и уничтожать свободный рынок. Достаточно создать эффективную систему перераспределения.

Поддержка предпринимательства

К этому и свелась роль государства в экономической жизни. Социализм по-шведски - это справедливая система налогообложения и разумное, оправданное перераспределение средств.

В противоположность Советскому Союзу, эта страна максимально поощряет частное производство, особенно мелкое и среднее. Ведь это же идеальный вариант! Человек обеспечивает себя и работой, и средствами к существованию, да еще и платит налоги. И не нужно никому диктовать, сколько вырастить капусты, а сколько пошить рубашек. С этим отлично справится потребительский спрос. Чем больше зарабатывающих, состоятельных граждан, тем больше налогов они смогут заплатить, а следовательно, тем значительнее будут вливания в социальную сферу. При этом система налогообложения построена так, что предпринимателям выгодно увеличивать объемы производства, модернизировать и расширять предприятия.

Социализм по-шведски

Но это не означает, что шведы исключают регулирующую роль государства в экономической жизни. Социализм как забота о человеке достигается не с помощью монополизации производства, а путем оптимизации законодательной базы. Идея равенства нашла в Швеции практическое воплощение. Квалифицированные и неквалифицированные работники, мужчины и женщины - любой человек, выполняющий определенную работу, получает за нее деньги строго в соответствии с объективными факторами, такими как сложность задания и качество результата. Это - результат активности шведских профсоюзов, с которыми тесно сотрудничает государство.

Кроме этого, в стране исключительно высок общий уровень толерантности. Дискриминация по гендерному, расовому, религиозному признаку практически невозможна - наказание в этом случае не только сурово, но еще и неизбежно.

В Швеции нет системы всеобщих социальных гарантий, как в СССР, зато существует система государственных социальных страховок, которая распространяется на всех жителей. Каждый гражданин страны, независимо от уровня своих доходов, может рассчитывать на общественную поддержку в случае необходимости.

Таким способом шведы смогли реализовать утопическую теорию всеобщего равенства и защищенности, не отказываясь ни от частной собственности, ни от идей свободной торговли и предпринимательства.

Государственная политика довольно сильно зависит от прямой деятельности правительства. Так, косвенно или прямо государство влияет на экономический баланс внутри страны, обеспечивая замедление инфляции и стабильность. Как бы не была государственная власть вовлечена в развитие экономики и как бы ее не регулировала, без нее не возможно было бы осуществлять коммерческую деятельность на должном уровне.

Государство может влиять разными способами: правовыми, финансовыми. Регулируя правила игры на рынке и финансовые потоки, держа в тонусе предпринимателей, государство обеспечивает необходимую дисциплину в частном секторе. Его степень влияния определен, в первую очередь, степенью развития областей предпринимательства.

Экономическая политика государства

Главной задачей государства в экономике является его уровень вмешательства в экономику и его контроль правительством. На данный момент существует три основные модели государственной политики:

  • классическая модель политики,
  • регулирующая,
  • командная.

Все три модели различаются лишь степенью вмешательства в дела предпринимателей, но обо всем по порядку.

Классическая модель экономической политики

Данный тип характерен для развитых стран и в своей основе представляет невмешательство в развитие экономики внутри страны. По классическому типу экономики, государство должно заниматься лишь общими функциями: защитой территории, долгами и социальными программами. Для развития той или иной области внутри страны, правительство может занимать политику протекции — поддержкой отстающих областей экономики или в целях защиты национального производителя путем введения дополнительных налогов, пошлин или принятия соответственного постановления или закона.

Регулирующая экономическая политика

Данная модель представляет из себя формулу 50/50. Суть ее в том, что 50% экономических решений зависит от собственника и столько же от вмешательства государства в экономику. Здесь государство выступает жестким регулятором экономических взаимоотношений и занимается перераспределением денежных потоков. В основном такой вид экономической политики можно встретить в развивающихся странах, яркими примерами являются такие страны, как Беларусь и Казахстан.

Командно-административная модель экономической политики

Вмешательство государства в дела бизнеса наибольшее. Государство полностью контролирует весь бизнес внутри страны, и принимать важные решения возможно лишь по согласованию с государственными органами. Правительство полностью определяет схему и законодательство ведения бизнеса. Все природные ресурсы принадлежат государству и без государственной доли в добыче или переработке компанию открыть невозможно. Яркий пример такого типа экономики — Китай. Здесь регулируется абсолютно все, открытие компании зарубежными инвесторами невозможно до момента, пока зарубежный инвестор не создаст конгломерат с местной компанией.

Уровни вмешательства

Государственный аппарат может по разному влиять на экономику. Все зависит от заинтересованности государства в той или иной сфере или модели экономики. Существует прямое и косвенное вмешательство в дела экономики.



Прямое вмешательство

Здесь государство полностью является локомотивом, который тянет экономику страны. От государства зависит все. Прямое вмешательство предполагает очень большой государственный сектор экономики. Правительство, как горячие пирожки издает законодательство, увеличивает дотации и кредиты. Всё, от транспорта до образования, в разной степени принадлежит государству. Прямое вмешательство характерно для стран бывшего СССР и тоталитарных режимов. Уровень частного сектора в медицине, транспорте, электроэнергетике, промышленности очень мал или вообще отсутствует.

Косвенное вмешательство

Косвенное вмешательство характерно для стран с развитой экономикой. Здесь государственная доля очень мала и все вмешательство страны в экономику заключено в налогообложении, пошлинах и в социальной политике.

Государство все равно будет наблюдать и контролировать экономику страны. Все это необходимо для сглаживания инфляции, создания равных условий ведения бизнеса и недопущения развития монополий. Также, государство регулирует баланс доходов. Так государственный аппарат заботиться об инвалидах, пенсионерах, стариках и малоимущих. Государство — первый в стране конгломерат научных разработок и исследований. Без государственной поддержки бизнес бы не развивался настолько быстро и яро.

Государство поддерживает все неприбыльные отрасли, которые не может или не хочет, ввиду убыточности, поддерживать частный сектор.

Функции государства в условиях рыночной экономики

Государство представляет собой роль арбитра в экономике, выполняя свою самую главную функцию — обеспечение равенства развития отраслей экономики.

Государственные структуры должны быть хладнокровны и выдержаны при принятии тех или иных регуляционных мер, независимо от того, как это будет отражаться на отдельной отрасли, если это решение принесет положительный результат для всей экономики страны.

Регуляцию экономики государство выполняет через следующие функции:

  • Юридическую. Самым первым и самым важным шагом для стабильного развития экономики является нормативно-правовая база. Правительство занимается развитием правовой системы, определяет права и обязанности, создает законы, таким образом, влияя на экономику.
  • Стабилизационную. Здесь правительство использует все свои бюджетно-налоговые и денежные возможности. Главными задачами этой функции постоянная поддержка отраслей экономики, уменьшение инфляции, стабилизации курса национальной валюты, уменьшение уровня безработицы и регулирование цен на социально значимые группы товаров.
  • Социальную. Главными аспектами этой функции является перераспределение финансов между слоями общества, защита незащищенные слоев общества, организация и поддержание в отличном состоянии отраслей, которыми не занимается частный бизнес: медицина, транспорт, наука, оборону, связь, образование.
  • Социальные гарантии. Государство должно и обязано гарантировать минимум. Обеспечивать граждан минимальной пенсией по старости либо инвалидности, обеспечивать граждан получением заработной платы не меньше установленного минимума, обеспечивать пособие по безработице.

Монополии

Очень важная миссия государства не указанная выше — это недопущение развития огромных трестов и монополий. Государство не может допустить больших монополий на рынке одной отрасли, это приводит к изменениям в экономике страны. Так, монополии довольно серьезно влияют на ценообразование в стране. Обычно они завышают реальную стоимость товаров на 30-50%, пользуясь превосходством положения. Такие образования государство просто обязано ликвидировать. Да, допускаются малые монополии, но здоровая конкуренция предполагает, что участники рынка конкурируют, что приводит к снижению цен и большего спектра товаров и услуг на выбор.

Задача регулирования

Регулирование в той или иной мере обязано быть в каждой экономике. Это вопрос безопасности и стабильности. Это можно сравнить с учителем в школе: при отсутствии учителя в классе хаос, гул и все ученики творят, что им вздумается, при нахождении учителя в классе — класс смирен и покорен.

Главной целью регулирования экономики есть ее стабилизация. Инфляция, цены, ценные бумаги, уровень спроса и предложения, банки, фондовые биржи — все должно быть под контролем. С этого контроля государство имеет дивиденды, поступающие в казну. За счет этих средств строятся и поддерживаются все общественноважные объекты: школы, ВУЗы, дороги, медицинские учреждения и социальные нормы: пенсии, зарплаты, пособия.

Роль государства РФ в экономике

На сегодняшний момент довольно сильно экономика России зависит от государственной политики. За последние 13 лет, с 2002 по 2015 год, государство РФ инвестирует огромные средства во все отрасли страны, особо это видно на фоне судостроения, авиастроения и машиностроения.

Именно благодаря умелым действиям правительства на сегодняшний момент Россия получает свой доход не из экспорта полезных ископаемых, а из экспорта собственной продукции. Доля государства в экономике велика и составляет около 18% от всех работающих граждан страны. Это позволяет мягко регулировать ценообразование во многих сферах производства. Благодаря экономическим и правовым функциям государства, уровень налогообложения составляет не больше 30%.

Государство РФ выполняет экономическую, социальную, культурно-воспитательную, охранную функции. Т.е. столп экономики России — это ее государство. Особо это стало заметно на фоне кризиса 2008-2009 года и санкций 2014-2015 года. В этот период государство активно поддерживало бизнес и предоставляло льготные кредиты и займы. Многие компании таким образом выжили или остались на плаву до реорганизации.

Если вывести итог, то можно сказать, что сейчас государственный сектор в России поддерживает всю экономику. Экономика РФ не совсем зрелая и для ее поддержания необходимо и государственное вмешательство, что на данном этапе играет только на руку стране.

Роль государства в экономике США

Для того чтобы понять уровень регулирования экономики США государством нужно знать становление экономики. Штаты долгое время являлись примером подражания того, как нужно вести бизнес. Этот стало возможно благодаря тому, что правительство волнами вмешивается в экономику страны.

В начале своего существования, государство не вмешивалось в контроль экономики и сохраняло лишь общественно важные функции. Однако позже, когда рынок США стал превращаться в хаос, правительство взяло борозды правления в свои руки, наладив поступление денежных потоков, защитив страну от развала. После, государство брало в свои руки лишь отдельные части экономики, занимаясь протекцией.

Однако позже, из-за закрытых глаз правительства, в первой трети XX века наступил самый большой кризис в истории США, который произошел по вине необузданных банков и фондовых бирж — Велика депрессия. Выйти из данного положения стало возможно благодаря «Новому курсу» Рузвельта. В это время экономика и социальные нормы страны были полностью возложены на государство: обеспечивалось все от медицины до создания рабочих мест.

В XXI веке государство США более мягче относится к своей экономике и выполняют все функции классической экономики. Борется с внешним и внутренним долгом, занимается протекцией и социальными функциями.

Краткий итог

Государственная политика в экономике — самый важный инструмент здоровых коммерческих отношений. Да, очень часто, как бы не всегда, коммерция хитрит и плохо регулируется государством, но без государства все еще хуже — исчезает доверие и надежность, что плохо влияет на бизнес.

На самом деле можно утверждать, что государство — это и есть его экономика. От каждого решения политиков зависит то, как страна будет жить. Малейший просчет государства в экономике, социальных программах или плохо организованной защите, влияет на бизнес и благосостояние граждан, что в итоге приводит к недовольствам и политическим кризисам, которые разрешаются лишь сменой власти и внедрения полного государственного регулирования.

Кратко и понятно о роли государства в экономике на answr.pro

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Новое на сайте

>

Самое популярное