Домой Проценты по кредитам Минимальный гарантированный доход. Пока что концепцию безусловного основного дохода сложно назвать широко распространённой

Минимальный гарантированный доход. Пока что концепцию безусловного основного дохода сложно назвать широко распространённой

Что такое БОД

В современной экономике нет четкого определения безусловного базового дохода. Сама идея не похожа на научную концепцию, а скорее предлагает руководство по переустройству мира. Основная ее суть в том, чтобы государство выплачивало каждому человеку определенную сумму денег на регулярной основе - просто так, за то, что он есть. По мнению сторонников безусловного дохода, это должно сделать людей свободнее, позволить им меньше работать и реализовать себя как личностей.

Опытов по внедрению безусловного базового дохода (далее - БОД) было уже несколько, но с 2017 года начался один из самых масштабных. С 1 января он изменил жизнь двух тысяч финских граждан. В рамках проекта каждый месяц в течение следующих двух лет правительство будет выплачивать им по 560 евро.

Эксперимент призван показать, как БОД может изменить поведение граждан на рынке труда и насколько он эффективен как средство борьбы с безработицей. Будут ли обладатели дохода бездельничать или смогут найти достойную работу, не опасаясь при этом просроченных счетов? Это примерные вопросы, которыми задаются инициаторы проекта. Но финская программа успела найти и своих критиков: если консерваторы и бизнес-элита опасаются уменьшения количества рабочей силы, то прогрессивная общественность настаивает, что БОД в нынешнем виде подталкивает граждан браться за низкооплачиваемую и нестабильную работу и не способствует росту благосостояния населения. Так в финском кейсе отразились все спорные моменты, которые составляют фундамент активной дискуссии по поводу БОД.

Исторический экскурс

О том, что все граждане должны получать минимальный доход, обеспечивающий достойную жизнь, задумывались еще в конце XVIII века. Эти идеи высказывал американский мыслитель и один из «отцов-основателей» США Томас Пейн в своей работе «Аграрная справедливость». Согласно Пейну, все граждане, достигнув 21 года, должны получать по 15 фунтов стерлингов в год в качестве дохода от природных ресурсов страны: примерно как если бы все совершеннолетние жители России напрямую получали процент от нефтегазовых доходов. Основной аргумент Пейна: земля является общественным достоянием, доход с которого в результате культивации получает лишь узкая группа лиц, в то время как большинство живет в нищете. Национальный фонд, из которого бы производились выплаты, должен был стать механизмом перераспределения, призванным уменьшить историческое неравенство и вывести население из нищеты.

За два года до публикации «Аграрной справедливости» в британском графстве Беркшир вступил в силу так называемый закон Спинхемленда, согласно которому бедноте в дополнение к их зарплате выдавались пособия, привязанные к ценам на хлеб, которые позволяли не оголодать и не скатиться в нищету. Увы, по ряду причин этот закон не сработал и, по мнению многих, привел к экономической и даже моральной деградации населения. Именно история закона Спинхемленда разубедила президента США Ричарда Никсона ввести в рамках начавшейся в 60-х «войны с бедностью» полноценный БОД для малоимущих семей. В 1969 году Никсон готов был подписать указ, гарантирующий малоимущим семьям годовой доход, равный нынешним 10 000 долларам, однако дело застопорилось. Стоимость программы и призрак аморального и ленивого бедняка, жирующего на социальных пособиях, сделали свое дело. К концу столетия Штаты подошли не только без БОД, но и с демонтированной системой социального обеспечения.

Почему идея БОД стала актуальной сегодня

Идея БОД возродилась по ряду причин. Во-первых, в мире продолжает , во-вторых, растет автоматизация производства. Пара цифр: сегодня 89 процентов мирового состояния принадлежат 10 процентам населения, в то время как половине населения - лишь . В России 89 процентов богатств находятся в руках 10 процентов населения, что повторяет глобальные цифры. При этом растущее расслоение касается и таких прогрессивных в плане трудовых отношений стран, как, например, Франция.

Что касается автоматизации, то обещанная четвертая промышленная революция, опорой которой являются искусственный интеллект, 3D-принтинг, робототехника и нанотехнологии, должна привести к исчезновению миллионов рабочих мест. Так, если верить World Economic Forum, к 2020 году только в США исчезнет порядка . Причем основной жертвой новой революции станут административные и сервисные работники - главная движущая сила постиндустриального общества, которое еще вчера само казалось революционным.

Именно в таком контексте все чаще всплывает идея БОД. Причем происходит это и не в самых очевидных странах, например, в и уже начались аналогичные эксперименты.

Инициаторами финского эксперимента этого года выступило правительственное агентство . Оно выбрало случайным образом две тысячи безработных граждан в возрасте от 25 до 58 лет (48% женщин и 52% мужчин), которые на тот момент уже получали государственные субсидии и пособия по безработице. Для этих людей БОД таким образом станет заменой сложной и бюрократизированной системы социальных выплат, однако сама сумма в 560 евро не гарантирует роскошной жизни в стране, где средняя зарплата приближается к отметке , а стоимость месячного проездного, к примеру, составляет .

БОД: за и против

Сторонники идеи рассуждают с позиций прав человека и социальной справедливости, утверждая, что безусловный доход способствует сглаживанию экономического неравенства. БОД даст людям подушку финансовой безопасности, которая позволит получать образование (для более удачного, чем есть, трудоустройства), тратить больше времени на семью и участие в социально-политической жизни, а также начать свое дело.

Их оппоненты приводят экономические и моральные аргументы. По их мнению, БОД - слишком дорогостоящая и рискованная затея, которая не по силам современным правительствам, погрязшим в госдолгах. Кроме того, безусловный доход сделает людей откровенными лентяями, которые попросту перестанут работать и сядут на шею государству. Все люди привыкли идентифицировать себя с определенным видом экономической деятельности - от журналиста до пожарника - и считать работу своим неотъемлемым долгом, поэтому сама идея дохода без работы у многих логичным образом вызывает отторжение.

Аргументы в пользу БОД не идентичны и делятся, по сути, на два типа: аргумент «слева» и аргумент «справа». Ключевой момент в этом споре - вопрос о существующих социальных выплатах. В центре аргументации «слева» сохранение социальных гарантий плюс БОД.

Ник Срничек

«Безусловный доход - это, говоря простым языком, механизм перераспределения. Любой вероятный сценарий, при котором вводится БОД, предусматривает увеличение налогов для богатых с целью перераспределения в пользу беднейших слоев. Сегодня большая часть малообеспеченных застряла в «ловушке бедности» (когда человек, устроившись на работу, получает доход не больше, чем пособие по безработице. - Прим. ред. ), из которой они не могут выбраться. Если БОД финансируется благодаря налогам на благосостояние и капитал, мы можем начать преодолевать самое глубокое на сегодняшний день неравенство».

Срничек отстаивает идею не только БОД, но и вообще необходимости максимального избавления от труда как такового при помощи автоматизации. Но при этом он видит в БОД лишь «части целого комплекса мер, которые могут помочь нам уменьшить рабочее время и вернуть свободу распоряжаться своей жизнью». Среди других инициатив - сокращение рабочей недели, реформирование налоговой системы и развитие системы государственных инвестиций.

Правая позиция диаметрально противоположна: БОД минус социальные выплаты. Апологетом правой версии еще в 60-е был знаменитый экономист Милтон Фридман, являющийся по совместительству одним из архитекторов современной экономической системы, основанной на свободном рынке и невмешательстве в его дела со стороны государства.

О непривлекательности правых аргументов в пользу БОД могут говорить и исследования, проведенные в Великобритании. По результатам проведенного в конце 2015 года опроса только 18 процентов британцев высказались за замену социальных пособий и льгот на ежемесячные выплаты, в то время как 53 процента оказались . Что же касается прогремевшего на весь мир референдума в Швейцарии, в ходе которого предложение ввести БОД , то по планам БОД должен был распространяться не на граждан, а на жителей Швейцарии, к которым могут относиться, например, и российские олигархи. Кроме того, предложенная сумма - 2500 франков, или 2330 евро - оказалась значительно выше, чем того требует понятие «базовый» в самой аббревиатуре БОД. Если определить сумму, которая поможет справиться гражданам с каждодневными трудностями вроде платы за жилье, то привлекательность инициативы может заметно возрасти.

Безусловный доход в России

Проблема социального расслоения в России стоит достаточно остро. 1 процент населения контролирует . Разница доходов тоже впечатляет: по , «в первом полугодии 2016 года по предварительным данным на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 29,4% общего объема денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 2,1%».

С автоматизацией производства ситуация тоже не самая радужная. Если в 2015 году в мире было реализовано порядка 254 тысяч промышленных роботов, в Россию из этого количества отправилось . На 10 тысяч работников в России приходится всего один промышленный робот, в то время как - 69. С другой стороны, как говорит Ник Срничек, на деле автоматизация как раз сильнее всего ударит по развивающимся странам. «Согласно исследованиям Всемирного банка, в течение следующих двадцати лет Нигерии грозит автоматизация 65 процентов рабочих мест, Китаю - 77 процентов, а в Эфиопии эта цифра может достичь 85 процентов. Причина этого простая: то производство, которое переехало в эти страны, достаточно легко автоматизировать. Следует также заметить, что с БОД много экспериментировали как раз в странах с не самой сильной экономикой - и эксперименты были успешными. Так что БОД - это не только для богатых стран».

В декабре 2016 года Алексей Белянин, Павел Кикоть и Михаил Гульчинский провели интернет-опрос среди 150 москвичей со средним возрастом в 29 лет и преимущественно с высшим образованием. Результаты оказались вполне европейскими: 65 процентов сообщили, что, даже получив БОД, они не прекратят работать, в то время как 62 процента рассказали о готовности получать образование и порядка 80 процентов - что будут больше времени проводить с семьей. Для сравнения: в Швейцарии о том, что не бросят работу, заявили около 70 процентов респондентов, то есть мотивации образованного российского горожанина и среднестатистического швейцарца в целом одинаковы.

Однако применительно к БОД сравнивать российскую и швейцарскую ситуации в любом случае невозможно. По словам Белянина, даже если 70 процентов работников не уйдет с рынка труда, то введение базового дохода станет шоком для российской экономики и приведет к моментальному падению производства.

Аббревиатура БОД («безусловный основной доход») ныне в моде у тех, кто изучает и описывает новые тенденции в социальной политике. БОД можно определить как гарантированный каждому гражданину денежный доход, получение которого не зависит ни от каких предварительных условий.

Единственным условием является принадлежность человека к той или иной государственной юрисдикции. При этом объем денежных средств, получаемых гражданином, должен обеспечивать ему хотя бы минимальный уровень жизни. Иначе говоря, БОД должен освободить человека от «рабской» зависимости от работы, являющейся для него источником существования.

Бесплатный сыр в мышеловке

О БОД говорили еще в конце ХХ века. Впрочем, идея витала в умах и в XIX, и даже в XVIII веках. Некоторые утверждают, что основоположником идеи БОД является американский философ и публицист XVIII века Томас Пейн, но, вообще-то, в список основоположников идеи следовало бы внести и социалистов-утопистов, и Карла Маркса с его последователями.

Если суммировать ожидания, которые возлагаются на БОД, то их можно свести к следующему:

Преодоление бедности и смягчение социально-имущественной поляризации;

Смягчение возможных негативных последствий научно-технического прогресса, который в ближайшие десятилетия может резко сократить потребности экономики в рабочей силе и значительно увеличить масштабы безработицы;

Снижение «рабской» зависимости человека от работы как источника своего существования и одновременно создание условий, которые могли бы помочь человеку посвятить себя любимому делу;

Снижение нагрузки на государство, которое вынуждено сегодня заниматься распределением социальной помощи.

Идеи БОД уже апробируют в экспериментах, правда, пока они носят локальный характер. Первые эксперименты проводились еще в 1970-е годы в Канаде. География последующих экспериментов очень пестрая: Намибия, Бразилия, Индия, Кения, Германия, некоторые скандинавские страны, США.

Сторонники идеи БОД иногда вспоминают Соединенные Штаты в связи с фондом, который был создан в 1976 году в штате Аляска для того, чтобы жители этого штата могли получать каждый год из этого фонда определенные суммы денег. Фонд формируется за счет 25 % прибыли штата от оборотов нефти. Половина дохода через дивиденды напрямую распределяется среди жителей Аляски. Каждый житель ежегодно получает одинаковую сумму. Выплата каждый год пересчитывается и зависит от доходов последних пяти лет, а также от числа людей, которые должны получать деньги. Строго говоря, фонд штата Аляски не может рассматриваться как пример проекта БОД. Во-первых, потому, что уровень дивидендных выплат не привязывается к прожиточному уровню людей и может колебаться от года к году из-за изменений нефтяных доходов штата. Во-вторых, все жители штата не становятся автоматически получателями выплат из фонда (нужен минимальный срок проживания в штате, необходимо отсутствие судимости). Кроме того, получаемые выплаты облагаются налогом.

Масштабы эксперимента расширяются

Экспериментаторам БОД важно было понять, каковы будут поведенческие реакции людей, которые начинают жить за счет БОД. Будут ли они продолжать трудиться или предпочтут безделье, поменяют ли они вид и характер своей трудовой деятельности, повысится или понизится их производительность труда? Согласно отчетам большинства экспериментаторов, в целом результаты были обнадеживающими, по крайней мере совокупная социальная и трудовая активность подопытных не падала.

Явно обозначившийся рост безработицы во многих странах «золотого миллиарда» в текущем десятилетии способствовал тому, что многие заговорили о возможности реализации проектов БОД в более серьезных масштабах. Наибольшие сдвиги ожидаются в этом году в трех европейских странах – Финляндии, Швейцарии и Голландии.

Начнем с Голландии. Там в городе Утрехте стартовал эксперимент по выплате каждому жителю города БОД в размере 900 евро в месяц. Если человек состоит в браке, то в этом случае осуществляется общая выплата на семейную пару в 1300 евро.

В Финляндии речь идет об общенациональной программе. Размер БОД первоначально должен составить 550 евро в месяц на человека. Возможно постепенное повышение выплат – сначала до 800, а затем до 1000 евро. Однако в лучшем случае такая общенациональная программа может стартовать лишь в конце текущего десятилетия.

Наибольший резонанс в мире вызывают планы Швейцарии. В 2013 году там была собрана петиция по вопросу проведения референдума о введении БОД в стране. Референдум должен состояться в начале лета 2016 года. Предлагается установить БОД в размере 2500 швейцарских франков (2000-2250 евро) в месяц в расчете на взрослого человека. Для детей сумма определена в 25% от базовой величины БОД. Впрочем, пока трудно предугадать исход референдума. Социологические опросы показывают, что далеко не все швейцарцы готовы к принятию системы БОД. Противников системы в начале сего года было несколько больше, чем сторонников.

Внятных ответов на вопросы, связанные с БОД, нет

Имеются веские основания сомневаться в том, что некоторые положительные эффекты, зафиксированные в локальных экспериментах с БОД, удастся повторить на общенациональном уровне. Даже в Финляндии и Швейцарии называемые суммы БОД ниже тех величин, которые определяют черту бедности . Поэтому скептики говорят, что системы БОД могут спровоцировать рост бедности. От внедрения БОД выиграют лишь те, которые находятся на самом дне. Возникнет эффект нивелировки бедности при общем абсолютном и относительном росте количества бедных в обществе.

Другие скептики акцентируют внимание на том, что затормозится рост экономики или даже начнется экономический спад. Люди предпочтут праздный образ жизни, резервная армия труда сократится и даже может возникнуть дефицит рабочих рук. А преодоление такого дефицита потребует повышения заработной платы в экономике. Проще говоря, экономическое развитие осложнится по той причине, что деньги из сферы производства будут перераспределены в сферу потребления, нарушатся устоявшиеся пропорции в экономике.

Есть еще одна большая группа скептиков, которые опасаются, что внедрение БОД даст толчок иммиграции больших масс людей в страну с системой БОД. Сегодня Европа задыхается от беженцев из стран Ближнего и Среднего Востока. А появление в Европе «пряника» в виде БОД лишь активизирует приток беженцев, которые будут стремиться легализоваться на европейском континенте.

Наконец, крайне важным является вопрос об источниках финансирования программ БОД. Суммы, необходимые для таких программ, впечатляют. В Финляндии, по некоторым оценкам, потребуется 40 млрд. евро в год. В Швейцарии была названа сумма 208 млрд. швейцарских франков (примерно 190 млрд. евро). Сторонники БОД полагают, что основная часть средств должна поступать из государственного бюджета – из той его части, которая сегодня составляет разнообразные программы социальной помощи. В некоторых странах ЕС количество таких программ исчисляется многими десятками. Большая часть государственных чиновников занята именно тем, что распределяет бюджетные средства среди населения в виде пособий, льгот, пенсий, стипендий и т.п. Ликвидация таких социальных программ и резкое сокращение государственного аппарата за счет чиновников, их обслуживающих, даст львиную долю денег, необходимых для выплат БОД. При этом даже сторонники БОД признают, что потребуются дополнительные источники. Во-первых, не исключается повышение некоторых ныне действующих налогов. Во-вторых, предлагаются новые налоги и сборы. Например, целевые налоги (сборы) за счет природной ренты в специальные фонды БОД. Что-то наподобие нефтяного фонда Аляски. Есть даже такие экзотические предложения, как введение налога на воздух и воду. Вспомнили также о «налоге Тобина», который нередко называют . Налог представляет собой обложение международных (трансграничных) финансовых операций спекулятивного характера. Однако транснациональные банки и корпорации уже четыре десятилетия успешно противодействуют введению подобного налога.

Количество вопросов, связанных с БОД, растет. Внятных ответов на эти вопросы пока нет, и настораживает резкая активизация кампаний в пользу внедрения БОД во всех странах ЕС. Наблюдая такого рода интерес к проблемам социальной справедливости, социальной безопасности, социальной обеспеченности простого человека на Западе, начинаешь задаваться вопросом о его причинах. Еще совсем недавно, когда существовали СССР и другие социалистические страны, западная пропаганда активно критиковала их социальную политику. Социальные программы в социалистических странах характеризовались как «коммунистический популизм», «социалистическая уравниловка», «социальное иждивенчество» и т.п. Но пропагандируемые на Западе программы БОД не идут в сравнение с социальными программами в социалистических странах. Те программы имели адресный характер, а не представляли собой банальную раздачу равных порций денег всем жителям.

Тема общественных фондов потребления в СССР остаётся табуированной

Смею предположить, что интерес западного общества к программам «безусловного основного дохода» (БОД) подогревается мировой олигархией. Это часть общего проекта перехода к новому мировому порядку . Модель капитализма сегодня по многим причинам себя исчерпала, и мировая олигархия (они же – хозяева денег, которым принадлежит печатный станок Федерального резерва) приступает к своей глобальной «перестройке». А именно: к построению нового рабовладельческого строя, зачистке планеты от «избыточного» населения и формированию «нового человека». Навязываемые людям идеи БОД можно понять лишь в контексте этих планов.

БОД – продолжение курса глобальной элиты на разложение человека . Сначала хозяева денег культивировали алчность и желание потреблять, теперь на первое место выходит культ праздности. Человек без труда окончательно превращается в животное. БОД призван ускорить этот процесс. Разложение человека – лишь промежуточная цель, это подготовка условий для его уничтожения (планы по депопуляции населения планеты были изложены ещё в 1970-х годах в работах Римского клуба).

Кроме того, БОД – средство окончательного демонтажа государства. Людям дают деньги для того, чтобы они «покупали социальные услуги». Людей оставляют один на один с гигантскими корпорациями, которые постепенно замещают государство. На самом деле БОД – не такой уж безусловный доход. Он очень зависит от воли и решений хозяев денег, которым достаточно провести свои каббалистические манипуляции с деньгами, чтобы те превратились в макулатуру. «Обнуление» БОД будет лишь частью глобального проекта «обнуления» долгов хозяев денег .

Примечательно, что при обсуждении проблемы БОД всячески замалчивается опыт СССР и других социалистических государств в решении социальных проблем (пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, образование, помощь молодым семьям и т.п.). Табуированной является сама тема общественных фондов потребления в Советском Союзе. Все это лишний раз наводит на мысль, что система БОД нацелена не на решение острейших социальных проблем западных стран, а на укрепление власти хозяев денег.

БОД можно назвать капиталистической уравниловкой, за которой неизбежно последует уравниловка концлагеря. С учетом этих соображений полагаю, что БОД следует расшифровывать не как «безусловный основной доход», а как «банковско-олигархическая диктатура».

Валентин Катасонов

Швейцария не Россия. Поэтому швейцарцы отказались от коммунизма «до», а Россия - «после»

В начале июня произошло событие, поразившее умы россиян: 78% швейцарцев на референдуме проголосовало против введения гарантированного ежемесячного дохода. Банки.ру попытался разобраться совместно с экспертами, почему граждане Швейцарии отказались от «халявы» и, главное, возможно ли ввести безусловный доход в России.

IBU не прошел

Начало июня 2016 года ознаменовалось неоднозначной - швейцарцам могут начать ежемесячно выплачивать гарантированный доход в размере 2,5 тыс. долларов США. Заявление рисковало перерасти в социально-экономический прецедент, ведь Швейцария могла стать первой страной в мире, где жители начали получать безусловный базовый доход (IBU). Инициаторы идеи считали, что подобная мера поможет людям заниматься тем, чем им действительно хочется.

Сторонники возможного нововведения полагали, что число рабочих мест во многих традиционных областях экономики постоянно сокращается под напором роботизации и гарантированный доход стал бы выходом из сложившейся ситуации. Организатор митинга, посвященного роботизации, Че Вагнер заверял, что введение гарантированного дохода будет справедливым решением стоящих перед обществом проблем. «В Швейцарии более половины всех работ вообще не оплачивается - это работа домохозяек, уход за больными и престарелыми, общественная работа. А теперь такая работа будет больше цениться», - отмечал он.

Тем не менее референдум, проведенный в том числе по данному вопросу 5 июня 2016 года, показал, что подавляющее большинство швейцарцев выступают против введения обязательного дохода для всех людей, проживающих в стране. Еще до референдума социологическая компания GFS опросила его участников и выяснила, что 78% респондентов выплаты гарантированного дохода.

Правительство страны также не поддержало нововведение, обосновывая его неизбежным подрывом социальных связей, ослаблением экономики и «отталкиванием» людей, особенно имеющих низкооплачиваемые профессии, от работы.

Безусловный (гарантированный) базовый доход должен был выплачиваться каждому жителю Швейцарии раз в месяц вне зависимости от наличия у него трудоустройства. Для взрослого он бы составил 2,5 тыс. швейцарских франков (или 2,56 тыс. долларов США), для ребенка - 625 франков (или 640 долларов).

Позже выяснилось, что введение подобного дохода экономике Швейцарии в дополнительные 26 млрд «налоговых» долларов.

По оценкам правительства Швейцарии, в целом на выплату безусловного базового дохода (ББД) потребовалось бы 208 млрд франков (213 млрд долларов) в год, бо льшая часть этой суммы была бы покрыта уже существующими социальными выплатами, однако нужно было бы изыскать дополнительно 25 млрд франков (25,6 млрд долларов).

Кстати, в Германии также проводится эксперимент с IBU: случайным образом были отобраны 26 участников, каждому из которых платили по 1 тыс. евро в месяц в течение года.

Более 50% опрошенных немцев недавно также выступили против введения гарантированного дохода. 62% жителей Германии заявили, что введение гарантированного дохода отобьет желание работать у людей.

К слову, апрельский опрос ВЦИОМ выявил следующую прямую зависимость: 62% россиян готовы работать усерднее, если оплата их труда будет выше. И уровень зарплаты - главный критерий, на который россияне обращают внимание, когда речь заходит об увеличении ими трудозатрат.

«Нельзя монетизировать право на нормальную жизнь»

Опрошенные Банки.ру эксперты видят причины отказа от гарантированного дохода не только в повышении налогового бремени и отсутствия у людей стимула работать, но и в росте потока мигрантов. Также эксперты поделились с нами мнениями относительно того, в каких странах лучше всего может «прижиться» обязательный доход и возможен ли он в России.

«В России система гарантированного дохода нежизнеспособна, как и в любой другой стране СНГ»

Анна Бодрова, старший аналитик компании «Альпари»:

Развитая экономика накладывает свой отпечаток на финансовую сознательность граждан. Население Швейцарии в вопросе базового гарантированного дохода рассудило следующим образом: каждому - по потребностям и по способностям. Предложенный размер ежемесячной выплаты составляет чуть более 40% от средней заработной платы в стране. По состоянию на декабрь 2015 года эта сумма составляла 6 214 швейцарских франков. Более свежих расчетов нет, но представление о привычном уровне жизни составить можно. Инициаторы идеи посчитали, что размер базового основного дохода (БОД) не сократит численность желающих трудиться, но даст возможность реализовать себя где-то еще. В результате только 2% респондентов пожелали бы оставить рабочее место.

Предложи подобное россиянам, власти вряд ли бы рассчитывали на слишком большое число желающих. Средний уровень заработной платы в стране, по последним данным, 36 210 рублей (апрель 2016 года). Исходя из примерных параллелей со швейцарской идеей, БОД здесь составил бы чуть больше 10 тысяч рублей. Учитывая, что минимальный размер оплаты труда с 1 июля в России составит 7,5 тысячи рублей, желающих «посидеть дома» оказалось бы действительно немного. Прожиточный минимум в стране находится чуть ниже этого уровня и позволяет несколько раз в месяц сходить в магазины экономкласса.

Считается, что базовый гарантированный доход «расслабляет» население и позволяет трудовым резервам ухудшить производительность. Однако это актуально только для стран с уже имеющейся соответствующей проблемой и высокой зависимостью экономики от постоянного расширения производств, заказов и внешних связей. В России эта система нежизнеспособна, как и в любой другой стране СНГ.

Сомнительно, что инициатива БОД привела бы в Швейцарию поток мигрантов. Скорее всего, столь успешная экономическая система подразумевала подобные риски и оградила бы себя от подобной сложности. В проекте идеи говорилось, что претендовать на БОД могут лица, проживающие в стране не менее пяти лет. Мигрантам будет не на что жить в таком дорогостоящем государстве.

«Введение гарантированного дохода возможно рассматривать в странах, население которых сильно закредитовано»

Константин Корищенко, заведующий кафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС, бывший заместитель председателя ЦБ РФ:

На мой взгляд, гарантированный доход - это своего рода очередное социальное пособие, которое представляет собой выплату из бюджета, или «антиналог». Пособия и налоги не симметричны, то есть налоги собираются с одних, а пособия выплачиваются другим. Соответственно, большинство швейцарцев, видимо, посчитали, что с введением гарантированного дохода им придется платить больше налогов, а предложенные Швейцарией выплаты будут предназначаться наименее обеспеченным слоям населения, например мигрантам. Этим и объясняется отказ швейцарцев поддерживать экономическое предложение, сделанное им государством.

Ряд экономик Европы, а также США, Япония испытывают проблему спроса, так как рост этих экономик во многом обеспечивается расходами населения. Соответственно, если государство хочет поддерживать экономический рост, оно должно поддерживать рост расходов населения. И, как правило, больше всего расходов приходится на беднейшие слои населения, поскольку более богатые граждане расходуют значительную часть своих денег на финансовые активы, которые напрямую не увеличивают ВВП страны. Есть достаточно известные экономисты, которые считают, что вместо того, чтобы стимулировать инвестиции, снижать процентные ставки, нужно всячески стимулировать расходы, раздавая деньги тем, кто их будет быстрее всего тратить.

В России вопрос гарантированного дохода обсуждается в контексте повышения пенсий, социальных выплат из бюджета, потому что в нашей стране сегодня наблюдается падение спроса населения. Соответственно, гарантированный доход отличается от других социальных выплат тем, что он выплачивается всем без разбора, а социальные выплаты носят целевой характер и адресованы конкретным слоям населения. Думаю, в России такого рода меры сейчас абсолютно не актуальны.

Введение гарантированного дохода возможно рассматривать в странах, население которых сильно закредитовано. Например, это США, где граждане берут кредиты на самые различные нужды, включая автокредиты, образование, ипотеку. Граждане, имеющие финансовые обязательства перед банками, естественно, стараются сдерживать свои расходы. И вот как раз в этом случае в качестве стимулирующей меры можно, условно говоря, раздать всем немного денег.

В законодательстве Швейцарии есть соответствующие лазейки, которые позволяют, что называется, наиболее бедным мигрантам проникать на территорию страны. Это, естественно, выгодно Швейцарии с точки зрения приема на работу низкооплачиваемой рабочей силы. Введение гарантированного дохода в Швейцарии могло бы подстегнуть поток мигрантов в страну, так как это будет являться для них большим подспорьем и позволит поддерживать приемлемый уровень жизни, например, в сочетании с нерегулярными заработками. Так что можно считать, что гарантированный доход - это скрытая мера поддержки миграции.

«Я не знаю человека, который в здравом уме может отказаться, чтобы ему платили только за то, что он является гражданином»

Светлана Бурцева, председатель Люберецкой коллегии адвокатов:

Во-первых, я не знаю человека, который в здравом уме может отказаться от того, чтобы государство платило ему только за то, что он является его гражданином. Конечно, это хорошо. Пусть платят. Это давняя мечта социалистов, чтобы не человек работал на государство, а государство работало на человека. Я не вижу ничего плохого в том, что мы сможем стать немного ближе к этой утопии (в хорошем смысле слова). С другой стороны, есть и те, кто считает, что если платить человеку просто так, то он обленится, не будет работать и сопьется. Конечно, такое возможно. Но есть одно важно но: все зависит от той культуры, которая царит в конкретном обществе. Если мы введем ежемесячное пособие в размере 1 тысячи евро для всех жителей Дагестана, Чечни и Ингушетии, боюсь, мы не увидим ничего хорошего. Но если мы говорим о странах Скандинавского региона, то такая практика будет вполне уместной. И эксперименты, которые там уже проводились по этому поводу, однозначно это подтверждают.

Конечно, в обмен на это, видимо, придется платить гораздо больше налогов, но в этом нет ничего страшного, если учесть, что государство фактически обеспечивает тебе безбедную жизнь. Однако против такого подхода традиционно выступают правые политики. Как я уже сказала, они пугают общество его собственным несовершенством. Еще одним аргументом в их арсенале является страх перед мигрантами. Это отдельная и очень большая тема, но, даже не углубляясь в нее, следует учесть, что дотации даются только гражданам государства.

Если же мигрант выучил язык, устраивался в вашей стране на работу, исправно платит налоги и так далее, то почему не дать ему гражданство? Ведь он ничем не хуже других жителей страны. Конечно, в страну может приехать большое количество людей, и страна не сможет справиться с таким наплывом. Но на этот случай существуют квоты и другие регулирующие миграционный поток механизмы.

«Система гарантированного дохода может существовать только в маленьких странах»

Денис Иванков, аналитик компании Res Publica Capital:

Причины отказа от базового гарантированного дохода могут быть следующие. Во-первых, высокая стоимость программы. Полный переход обойдется почти в три годовых бюджета Швейцарии. Во-вторых, снизится мотивация низкооплачиваемых работников, так как проще будет гарантированно получать доход и не работать. Соответственно, чтобы привлечь работников, работодатели вынуждены будут повышать средние зарплаты по фирме, что в итоге скажется на росте себестоимости и приведет к падению прибыли. Работодатели, в свою очередь, чтобы поднять рентабельность, будут вынуждены сокращать персонал, что в конечном итоге приведет к росту безработицы и увеличению нагрузки на оставшихся сотрудников.

Более высокая нагрузка на работающих приведет к более высокому уровню заболеваемости и смертности, к росту расходов на здравоохранение и к снижению профицита (увеличению дефицита) бюджета. Более того, уволенные сотрудники не смогут найти быстро работу, что приведет к падению налогооблагаемой базы и, соответственно, снижению доходной части бюджета.

Более того, не стоит забывать, что Швейцария живет за счет экспортных операций. Повышение себестоимости приведет к тому, что швейцарские товары станут менее конкурентоспособными. Для того чтобы поддержать экспорт, правительству придется девальвировать швейцарский франк, что вызовет бегство капитала из страны и дальнейшее падение ВВП.

Гарантированный доход в России не заработает по описанным выше причинам. Более того, наши пособия настолько низкие, что прожить на них будет невозможно. Большая часть населения России работает в серых секторах и не платит налоги. Введение гарантированного дохода вызовет рост фискальной нагрузки на занятое население, что в итоге приведет к уходу в тень среднего и малого бизнеса.

Смысл вводить обязательный доход есть, но в высокоразвитых экономиках, где начальные зарплаты выше гарантированного дохода, предпринимательство максимально развито, а коррупция минимальна. Люди будут мотивированы больше рисковать и, соответственно, открывать предприятия. В случае банкротства государство поддержит предпринимателя. На мой взгляд, такая система может существовать только в маленьких странах, например в Сингапуре.

«Гарантировать доход в России может дорогая нефть»

Михаил Крылов, глава аналитического департамента ИК «Golden Hills Капиталъ АМ»:

Швейцарцам предложили монетизировать льготы. При снижении франка и наплыве мигрантов это оказалось непопулярной мерой. Возможно, людям просто показалось мало предложенного пособия.

Гарантировать доход в России может дорогая нефть, и многие не отказались бы от расширения пакета льгот, которые уже монетизировали. Например, если нефть дороже 70 рублей за баррель, мы выдаем каждому по энной сумме.

Тем не менее отношение к гарантированному доходу в РФ тоже будет натянутое. Ведь многим жизненно важны как минимум бесплатное здравоохранение и отпуск по беременности и родам. Кроме того, нельзя монетизировать право на нормальную жизнь, на баланс между работой и отдыхом и так далее.

В ряде стран в базовом пакете социального обеспечения присутствуют даже элементы коммунизма. Например, в США - продовольственные талоны, в Германии - сравнительно щедрое пособие по безработице. И все же отношение в российском банковском сообществе к коммунизму скорее как к бредовой идее, и вполне обоснованное.

Думаю, капитализм вбирает в себя элементы коммунизма, но это должно касаться систематически безработных, инвалидов - в общем, «отстающих».

«У нас попросту нет средств для подобных экспериментов»

Станислав Вернер, вице-президент IFC Financial Center:

Швейцария не случайно славится на весь мир точным ходом своих часов и столь же отлаженными услугами банков. Здесь умеют считать и хорошо понимают, что такой социализм в отдельно взятой стране, даже в такой маленькой, как Швейцария, и даже с таким скрупулезным по ментальности населением - это большой риск. Это демотивация, это снижение производительности труда и, как результат, ограничение потенциальных темпов роста экономики. В итоге - уменьшение пирога, который будет делиться на всех. Значит, и каждому кусок достанется меньше. Это мнимое уменьшение государственных расходов за счет ликвидации части функций по администрированию госуслуг. Вдобавок - усиление проблемы миграции. В страну потянутся люди с иждивенческими настроениями, а значит, будет снижение человеческого капитала, опять же рост затрат и ужесточение законодательства, что также может ударить по экономике.

Далеко за примерами ходить не надо. Вспомним СССР с его почти равными зарплатами, которые привели к такому явлению, как «тунеядство», и серьезному отставанию от стран Запада по производительности труда. Зачем стараться, если за тебя сделают все другие? То же самое может быть и с гарантированным минимумом. Для многих это может стать индульгенцией для проявления природной лени. Зачем «напрягаться», если государство и так даст необходимый минимум средств? 2,5 тысячи франков для Швейцарии не бог весть какая сумма, но это же задарма!

Ждем новых попыток ввести безусловный доход. Теперь на очереди финны, после эстафетная палочка может перейти к японцам и канадцам. Россия же не ОАЭ и не Саудовская Аравия. У нас попросту нет средств для подобных экспериментов. И, как показывает жизнь, деньги заканчиваются и в Персидском заливе, где теперь тоже подумывают о сокращении зарплат в госсекторе. Тут уже не до безусловных доходов.

«О введении безусловного базового дохода в России не может быть и речи»

Роберт Новак, старший аналитический обозреватель компании MFX Broker:

Я думаю, что швейцарцев могло отпугнуть не только возможное повышение налогов, но и другие потенциальные негативные последствия введения безусловного базового дохода, к числу которых относятся сокращение расходов государства на социально значимые нужды (финансирование социальных выплат, здравоохранения, образования, поддержания транспортной инфраструктуры), всплеск инфляции, рост иждивенческих настроений в обществе, возможный приток мигрантов.

О введении безусловного базового дохода (ББД) в России не может быть и речи. Существующих доходов государства не хватает даже для финансирования имеющихся расходов - федеральный бюджет в этом году исполняется с дефицитом, и хорошо, если этот дефицит удастся удержать в пределах 3% от ВВП. Для покрытия нынешнего дефицита правительству приходится расходовать средства Резервного фонда, проводить приватизацию, занимать деньги на внутреннем и внешнем рынке. Но если появится еще одна статья расходов - ББД, то для государственных финансов РФ это будет просто катастрофа. Осуществить это нововведение за счет отмены пенсий, стипендий, пособий по безработице и прочих соцвыплат не получится - тогда ББД будет слишком мал, чтобы на него можно было выжить. В результате пострадают самые незащищенные слои населения, а более обеспеченные граждане даже не заметят прибавки в доходах.

С гуманистической точки зрения, конечно, следует стремиться к введению гарантированного дохода на всей планете. Напомню, что идею ББД, в частности, пропагандировал в своих трудах выдающийся философ-гуманист и социолог Эрих Фромм, который считал, что каждому человеку должно быть гарантировано право на жизнь, независимо от того, хочет он трудиться или же предпочитает запереться в четырех стенах и посвятить свою жизнь медитации. Базовый доход как раз-таки и гарантирует каждому человеку это право на жизнь, независимо ни от каких обстоятельств. Кстати, Фромм последние годы своей жизни провел в Швейцарии и там скончался, так что я не исключаю влияния его идей на инициаторов референдума.

А вот вопрос о целесообразности введения ББД с экономической точки зрения остается открытым, так как для ответа на этот вопрос необходимы эксперименты, которые позволили бы проверить эту идею на практике. Сторонники такого дохода утверждают, что его можно реализовать за счет экономии на администрировании: если гарантированный доход выплачивается всем и каждому, то не нужны расходы на учет пенсионеров, студентов, многодетных родителей, безработных, так как все эти и прочие социальные выплаты заменяются одинаковым для всех ББД. Чтобы доказать это или опровергнуть, нужно реализовать базовый доход хотя бы в одной стране.

Далее, ББД позволит людям заниматься тем, что им нравится, а не тем, что востребовано на рынке. К каким экономическим последствиям это приведет в долгосрочной перспективе, трудно даже себе представить. Может быть, люди массово ринутся в фундаментальные научные исследования, и это приведет к резкому ускорению технического прогресса и, в конечном счете, к экономическому процветанию данной страны или всего человечества? А может быть, это приведет к расцвету искусства, творчества, формированию новых направлений культуры, которые в конце концов тоже создадут новый грандиозный рынок - туристический или культурный? Возможно все, и пока мы не проверим идею гарантированного дохода на практике, мы не узнаем, какой экономический эффект она способна дать.

Идея введения безусловного базового дохода, который позволил бы снизить расслоение общества, уже давно засела в умах социалистов, но в последнее время она стала еще популярнее.

В последнее время возможность введения регулярных выплат определенной суммы денег каждому члену общества вне зависимости от уровня дохода активно обсуждается в некоторых богатых странах среди как левого толка мыслителей, которым нравится ее перераспределительный аспект, так и их оппонентов с правыми взглядами, которые считают, что это приведет к меньшему вмешательству государства.

Некоторые известные экономисты, такие как Милтон Фридман и Фридрих фон Хайек, вообще считали безусловный базовый доход лучшим способом борьбы с бедностью.

Между тем, эта идея существует уже несколько веков. Хотя на эксперименты человечество решилось только в последние десятилетия.

Так, например, в конце 1960-х гг. президент США Ричард Никсон попытался ввести базовый доход, который он рассматривал как метод реформы системы социального обеспечения.

В 1968 г. в США 8,5 тыс. человек получали гарантированный доход в размере $1600 на семью из четырех человек. В целом эти выплаты никак не повлияли на занятость, но улучшили социальные отношения.

Но дальнейшее распространение безусловного дохода было заблокировано республиканцами.

В Канаде в 1970-х гг. такой эксперимент проводился в городе Дафин, где 30% населения получили сразу $15 тыс. Согласно исследованию результатов дети из семей, получающих помощь, чаще оканчивали среднюю школу, также сократилось число обращений к врачам. И опять же на занятость эксперимент никак не повлиял.

Эксперимент в Финляндии

Сейчас на проведение эксперимента решила Финляндия. С января 2017 г. и в течение двух лет примерно 2 тыс. человек будут получать ежемесячно 560 евро просто так. Даже если те, кто сейчас получают еще и пособие по безработице, найдут работу, эти выплаты у них не отнимут.

Такой эксперимент является крупнейшим из подобных, но шансов на его реализацию, судя по всему, не так уж много. Да и людям эта идея не очень нравится.

Сторонники идеи базового дохода говорят, что она даст людям шанс на новую жизнь и финансовую стабильность, снизит социальную напряженность и сократит расслоение общества. Но, конечно, это не очень нравится налогоплательщикам, потому что ложится именно на их плечи.

В крупнейшем профсоюзе страны Финляндии, например, не согласны с экспериментом правительства.

"Мы считаем, что политика соцобеспечения реализуется в неправильном направлении", - заявил Илкка Каукоранта, главный экономист профсоюза SAK. Профсоюз насчитывает миллион человек в стране с населением в 5,4 млн человек.

Защитники системы считают, что она способна обеспечить соцбезопасность всех граждан и помочь избавиться от неэффективных систем пособий, действующих сейчас.

Однако SAK возражает против системы основного дохода по двум основным причинам:

  • система окажется чрезвычайно дорогостоящей, приведет к росту дефицита государственного бюджета примерно на 5% ВВП;
  • новая система может лишить граждан стимула для поиска работы и таким образом сократит рабочую силу.

Сторонники схемы не согласны с обоими пунктами. Гай Стэндинг, ведущий экономист, сторонник универсального базового дохода (UBI), считает, что нынешняя система выплаты социальных пособий во многих европейских странах лишает многих стимулов для поиска работы. Отмена льгот после выхода на низкооплачиваемую работу не позволит значительно увеличить общий доход работника.

Также он считает, что UBI может финансироваться за счет суверенных фондов, повышения налогов и денег, поступающих из нынешних программ соцобеспечения.

Но все больше жителей страны недовольны новым подходом к процессу социального обеспечения, поскольку опасаются, что будут вынуждены платить еще больше за тех, кто не хочет работать. Люди уверены, что никто не будет искать работу, если им будут платить деньги просто так.

Референдум в Швейцарии

Швейцария в 2016 г. даже проводила целый референдум по этому вопросу.

И почти 80% избирателей высказались против подобных нововведений.

Инициаторами плана предложили сумму в 2500 франков на взрослого и четверть от этой суммы на ребенка.

Ежегодно на "достойное существование" одного человека можно будет расходовать только 30 тыс. франков. Это будет чуть выше суммы пособий для бедных в 2014 г. - 29,501 франков.

И это при том, что, по данным Федерального бюро статистики Швейцарии за 2014 г., размер средней зарплаты в стране до вычета налогов составлял 6118 франков в месяц. Средний месячный оклад до вычета налогов в банковской отрасли составлял 9823 франка, в фармацевтической отрасли – 9775 франков, в строительстве – 6024 франка.

Идея выплаты подобных пособий также спровоцировала интерес к данной теме и в других странах, таких как Канада, Нидерланды, Финляндия, где исследования в отношении этого вопроса начали проводиться еще в прошлом году.

Среди сторонников идеи основного дохода - бывший министр финансов Греции Варуфакис, который говорит, что это необходимый шаг, ибо автоматизация рабочего процесса все чаще приводит к тому, что ликвидируются рабочие места.

Безусловный базовый доход в Индии

Эта идея имеет армию сторонников и в Индии: пробный проект по выплате небольшого гарантированного базового дохода был запущен в штате Мадья-Прадеш в 2010 г., отмечает британский журнал The Economist.

Включение разработанных главным экономическим советником правительства Арвиндом Субраманьяном предложений на эту тему в ежегодный обзор стал сюрпризом нет только для сторонников, но и ее противников. В документе называется предполагаемый размер безусловного базового дохода - 7620 рупий ($113) в год. Эта сумма равна минимальной месячной зарплате в городе, и ее явно недостаточно для комфортной жизни. Тем не менее она позволит сократить уровень бедности с нынешних 22% до менее чем 0,5%.

Субраманьян в общих чертах разъяснил механизм и фондирование этих выплат. Деньги в основном будут поступать из перераспределенных средств 950 существующих программ социальной помощи, включая те, которые распределяют субсидированное продовольствие, удобрение и многое другое.

Согласно оценке Субраманьяна все это составит примерно 5% ВВП.

Для запуска подобного проекта потребуется около половина годового бюджета центрального правительства, что указывает на плачевное состояние сборов прямых налогов в Индии.

Плюсы UBI налицо: Индия хочет помочь своим бедным гражданам, но на практике ей это не очень удается. Значительная часть субсидий оказывается в руках относительно богатых людей, так как они имеют возможность дать взятку отвечающим за распределение помощи чиновникам.

Пособия буквально разворовываются посредниками на местах, что будет невозможно сделать, если платежи будут направляться напрямую на счет получателя.

Субраманьян признал, что переход к новой системе будет сложным и продолжительным. В большей части Индии людям приходится добираться в среднем 3 км до ближайшего банка. При этом электронные платежи все еще большая редкость. Другая преграда - гарантированный базовый доход будет доступен не только бедным, но и миллиардерам.

Можно представить, как отреагирует безграмотный крестьянин, после того как узнает, что существовавшая многие десятилетия программа по распределению продовольствия будет заменена на финансовое пособие, которое в том же объеме будет получать проживающий в 27-этажном доме олигарх Мукеш Амбани. Скорее всего, на следующих выборах этот крестьянин не будет голосовать за правящую партию.

Пока неизвестно, когда 1,3 млрд индийцев начнут получать гарантированный базовый доход. По словам Субраманьяна, UBI - "мощная идея, для воплощения которой, возможно, еще не настало время, но которую уже сегодня следует обсуждать".

Концепция занятости и будущее базового дохода

Концепция занятости сейчас является ключевой. Грубо говоря, только работающий человек, платящий налоги, считается ценным и важным членом общества. С другой стороны, человечество столкнулось с тем, что низкооплачиваемая или вообще не оплачиваемая работа, такая как, например, волонтерство, теряет свою значимость для социума. С этой точки зрения безусловный доход в теории мог бы изменить ситуацию.

Но базовые выплаты никак не стимулируют выходить на работу тех, кто сейчас этого не делает, живя за счет пособий. Власти просто усилят их возможности, сделают идею получения денег за безделье еще более привлекательной. По крайней мере пока это выглядит именно так.

Кроме Финляндии подобные эксперименты планируется провести в Канаде (Онтарио), США (Окленд), Нидерландах (Утрехт) и Шотландии (Глазго и Файф).

Вряд ли небольшие эксперименты, в которых в основном участвуют безработные, дадут нам полное представление о влиянии базового дохода на поведенческие мотивы и поступки населения. Для этого необходим масштабный эксперимент, в котором бы участвовали разные слои населения, и он должен длиться хотя бы пару десятков лет. Но на подобное пока никто не готов, а значит идея базового дохода не будет воплощена в ближайшие годы.

Безусловный доход представляет собой форму системы социального обеспечения, в которой все граждане и резиденты страны регулярно получают определенную сумму денег от государства или от любой другой общественной организации в дополнение к возможному заработку. Если предоставляемые таким образом средства меньше, чем минимальный прожиточный минимум, то он считается частичным. Безусловный доход является ключевым компонентом многих моделей рыночного социализма. Апологетами концепции выступает Филипп Ван Парийс, Эйлса Маккей, Андре Горц, Гиллель Штайнер, Питер Валлентайн и Гай Стэндинг.

Исторические корни

Дискуссия о необходимости введения всеобщего безусловного дохода началась в Европе в 1970-1980-е годы. Она была частично обусловлена дебатами в США и Канаде. Вопрос постепенно начал обсуждаться во всех развитых странах, Латинской Америке, Ближнем Востоке и даже в некоторых государствах Африки и Азии. Постоянный фонд Аляски считается одним из лучших примеров выплаты безусловного дохода, пусть и частичного. Аналогичные системы социального обеспечения существуют в Бразилии, Макао и Иране. Пилотные проекты базового дохода реализовывались в США и Канаде в 1960-е и 1970-е, Намибии (с 2008) и в Индии (с 2010). В Европе существуют попробовать осуществить их во Франции, Нидерландах и Финляндии. В 2016 году в Швейцарии прошел референдум по этому вопросу, однако 77% людей проголосовали против введения безусловного дохода.

Источники финансирования

Когда и другие экономисты впервые предложили отрицательный подоходный налог, считалось, что пропорциональная система уменьшит бюрократию и со временем приведет к появлению гарантированного дохода для каждого жителя. Сторонниками этой концепции выступали «зеленые», некоторые социалисты, феминистки и так называемые пиратские партии. Представители различных экономических школ предлагали финансировать данный проект по-разному. Социалисты считали, что обеспечить всеобщий безусловный доход можно за счет общественной собственности на средства производства и природные ресурсы. «Правые», например, Фридман, считали, что нужно только ввести пропорциональную систему налогообложения. Зеленые предложили собственный способ. Они считают, что безусловный доход можно профинансировать за счет экологических налогов. Среди альтернативных источников безусловного дохода для всех можно назвать систему прогрессивного НДС и монетарную реформу.

Пилотные программы

Самым удачным примером того, что хотя бы частичный безусловный доход может быть введен, является Постоянный фонд Аляски. Аналогично функционирует система Bolsa Familia для бедных семей в Бразилии. Другие пилотные программы включают:

  • Эксперименты с отрицательным подоходным налогом в США и Канаде в 1960-е и 1970-е.
  • Проект в Намибии, который начался в 2008 году.
  • Эксперимент в Бразилии с 2008.
  • Индийский проект, который начался в 2011 году.
  • Инициатива Give Directly в Кении и Уганде. Она предполагает отправку благотворительной помощи с помощью мобильных телефонов людям, живущим в чрезвычайной нищете.
  • Исследование в сельской местности Северной Каролины в США.

В Германии в проекте участвует 26 человек, каждому из которых правительство выплачивает ежемесячно 1000 евро. С 2017 по 2019 год каждому также будет выплачиваться определенная сумма денег в рамках эксперимента.

Болгария

В конце марта 2013 года фонд The Blue Bird Foundation узнал об «Инициативе европейских жителей за безусловный доход» и решил присоединиться к кампании. Тони Бадждаров предложил комплексную модель для Болгарии. Источником финансирования для нее должны послужить суверенная валюта, возвратный НДС и акцизный сбор. Команда создала собственный сайт и страницы в социальных сетях. Кампания рекламировалась на национальном радио и в метро. Фонду удалось получить поддержку нескольких ассоциаций и профсоюзов. Инициативу в онлайн-голосовании поддержало рекордное количество людей. В декабре 2014 года появилась первая политическая партия, которая включила введение безусловного дохода в свою программу. Она называется «Болгарский союз за прямую демократию» и борется за право каждого человека на достойную жизнь.

Великобритания

В Соединенном Королевстве безусловный базовый доход для каждого подданного - это уже давно тема для обсуждения. За него выступал еще Дэннис Мильнер в 1920-е годы. Сегодня большинство политических партий Великобритании или вообще не рассматривают эту идею, или выступают против нее. Однако есть и сторонники безусловного дохода. «Шотландская национальная партия» на конференции весной 2016 года выступила за замену существующего социального обеспечения. «За» выступили и некоторые другие политические объединения. Среди них: «зеленые», шотландские социалисты и «пираты» Соединенного Королевства. В феврале 2016 года Джон МакДоннелл заявил, что введение базового дохода рассматривается лейбористами.

Германия

ФРГ также еще с начала 1980-х годов задумывается о том, чтобы ввести безусловный доход. Германия только недавно начала реализовывать проект, в котором участвует 26 человек. На протяжении многих лет за введение безусловного дохода в стране выступали только некоторые ученые, например, Клаус Оффе. Однако после реформ, предложенных кабинетом в 2003-2005 году, в Германии появилось больше сторонников данной концепции. В 2009-ом на заседании парламента выступила Сьюзанна Вайст - домохозяйка, петиция которой набрала 52973 голосов. В 2010 году в Германии прошло несколько демонстраций за безусловный доход, самая большая - в Берлине. С 2011-го «за» начала выступать «Пиратская партия». Отдельные члены других политических объединений также поддерживают концепцию безусловного дохода.

Нидерланды

Безусловный доход бурно обсуждался с 1970 по 1990 год. Первоначально дискуссия была инициирована экономистом Лео Янсеном в 1975 году. Введение безусловного дохода было включено в предвыборную программу Политической партии радикалов. В последние 10 лет вопрос поднимался только один раз. В 2006 году лидер «зеленых» Фемке Халсема включила введение безусловного дохода в свою предвыборную программу. В городе Утрехт, четвертом по численности населения в стране, началась реализация пилотного проекта. Однако безусловный доход должен выплачиваться только группам людей, которые уже получают пособия. Около 30 городов на данный момент также рассматривают возможность осуществления подобного проекта.

Безусловный доход: Финляндия

«Центр», одна из четырех главных политических партий страны, как и «Левый альянс» и «Зеленая лига», выступает за внедрение данной концепции. В мае 2015-го года правительство решило ввести безусловный доход. Финляндия станет первой страной, в которой все станут получать на протяжении двух лет определенную сумму денег, начиная с 2017 года.

Франция

Безусловный основной доход рассматривается в качестве концепции с 1970-х годов. Однако только в 2015 году региональный парламент Аквитании проголосовал за ее внедрение. В январе 2016-го общественный консультативный орган по цифровым вопросам опубликовал отчет, в котором он рекомендует провести эксперимент. Опрос населения показал, что большая часть населения выступает за выплату безусловного базового дохода всем гражданам.

Швейцария: референдум

Безусловный основной доход давно обсуждается в стране. В Швейцарии действует ассоциация BIEN-Switzerland и группа Grundeinkommen, которые выступают за реализацию этой концепции. В 2006 году социолог Жан Зиглер назвал безусловный доход в Швейцарии одной из самых прогрессивных идей. В 2008 Дэниэл Хани и Энно Шмидт сняли фильм, в котором попытались объяснить преимущества реализации данной концепции. Его посмотрело более 400 тысяч людей. Во многом благодаря ему еще больше людей в немецко- и стали сторонниками идеи. В апреле 2012 года безусловный доход в Швейцарии стал предметом популярной законодательной инициативы. Кампании удалось собрать необходимые 126 тысяч подписей. Референдум в Швейцарии о безусловном доходе прошел в 5 июня 2016 года. Больше 77% жителей отказались получать 2500 франков в месяц.

Россия

Многих жителей РФ поразила новость о том, что швейцарцы отказались получать деньги просто. Сразу возник вопрос, возможен ли безусловный доход в России? Среди недостатков такой системы социального обеспечения не только повышение налогового бремени на жителей страны и уменьшение мотивации к работе, но и рост числа иммигрантов. В Швейцарии предложили ввести безусловный доход в 2500 франков, это приблизительно половина средней заработной платы. Если использовать данную методологию расчета для России, то здесь он составил бы около 10000 рублей. С 1 июля минимальная зарплата составит только 7,5 тысяч, прожиточный минимум еще меньше. Поэтому найдется очень много желающих «посидеть дома». По мнению экспертов, введение безусловного дохода в России может только простимулировать инфляцию, ведь выплаты не будут персонализированными и направленными на самые незащищенные слои населения. Однако есть и другая точка зрения. Некоторые эксперты считают, что введение безусловного дохода позволит людям заниматься тем, что является их призванием. И это может иметь огромные положительные последствия в долгосрочной перспективе. Возможно, люди начнут больше заниматься фундаментальными исследованиями. И Россию будет ждать быстрый технический прогресс. Или безусловный доход может помочь людям больше заниматься творчеством. Таким образом, вполне целесообразным является проведение эксперимента в России в пределах отдельного города или целевой группы.

Критика

Комиссия немецкого парламента обсудила введение всеобщего безусловного дохода и посчитала проект неосуществимым. Она выдвинула следующие доводы:

  • Он станет причиной значительного сокращения мотивации к работе у простых граждан, что, в свою очередь, поведет за собой непредсказуемые последствия для экономики.
  • Потребуется полная реструктуризация налогообложения, социального обеспечения и пенсионного фонда, что приведет к значительным затратам.
  • Существующая в Германии система является более эффективной, поскольку она более персонализированная. Сумма предоставляемой помощи не устанавливается жестко и зависит от финансового положения человека. Для некоторых социально незащищенных групп населения безусловного дохода может быть недостаточно для жизни.
  • Реализация данного проекта приведет к значительному притоку иммигрантов.
  • Он повлечет за собой расширение теневой экономики.
  • Соответствующее увеличение налогов приведет к большему неравенству из-за скачка цен на базовые продукты, что ухудшит финансовое положение бедных людей.
  • Пока в Германии не найден реальный способ для того, чтобы профинансировать введение всеобщего безусловного дохода.

Как видим, для Германии и многих других стран, в том числе для России, вопрос остается открытым.

Новое на сайте

>

Самое популярное