Домой Проценты по кредитам Не получается оформить полис осаго через интернет. Можно ли застраховать автомобиль без владельца? Порядок подачи претензии при отказе от оформления полиса

Не получается оформить полис осаго через интернет. Можно ли застраховать автомобиль без владельца? Порядок подачи претензии при отказе от оформления полиса

Или при его оформлении навязали дополнительные услуги? Назначили дату для предоставления пакета документов и оформления полиса через месяц-два после окончания действия текущего полиса страхования? Эти действия страховщика противоправны, и призвать его к порядку можно и нужно.

Почему страховщики не продают полисы ОСАГО?

Страховые компании устроили искусственный дефицит бланков автогражданки ровно по одной причине. Страхование ОСАГО стало невыгодно, а то и просто убыточно. Так, за первый квартал 2014 года в трех регионах России: Амурской, Ульяновской и Мурманской области – выплаты достигли 90% сборов, а в Камчатском крае сумма выплат превысила сумму собранных страховых премий и составила 107%.

Еще в начале года страховщики повсеместно стали закрывать свои представительства в ожидании повышения тарифов, обусловленного летними изменениями в законодательстве.

Закон об ОСАГО обновлен, график изменения тарифов на год утвержден, порядок установления базовых тарифов и поправочных коэффициентов отдан ЦБ РФ. Тем не менее, ситуация во многом остается критичной.

Что гласит законодательство РФ?

За первое полугодие 2014 года Федеральная антимонопольная служба зарегистрировала 1 500 жалоб от автовладельцев на страховщиков 66 регионов России. Страховые организации повсеместно отказывают в оформлении полиса ОСАГО и навязывают дополнительные услуги. 47 страховщиков получили предупреждения, в отношении 34 – возбуждены дела, по 27 нарушениям суд уже вынес решения. И вердикт всегда один: страховщик неправ.

В списке недобросовестных компаний оказались: «Ингосстрах», «ВТБ Страхование», «Югория», АСКО, «Ренессанс страхование», «Росгосстрах», «АльфаСтрахование», ВСК, ЖАСО, «СОГАЗ», «Альянс», БАСК, «Гута-страхование», МАКС, СГ МСК, «РЕСО-гарантию», «Согласие», «Цюрих», «УралСиб». Министерство финансов на своем сайте опубликовало однозначную позицию относительно этого вопроса и предложило автовладельцу последовательность действий в случае неправомерного отказа.

Итак, обратимся к законам:

  • Федеральный закон № 40-Ф3 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 г. гласит, что владелец ТС обязан иметь полис ОСАГО.
  • В ст. 426 ГК РФ и ст. 1 Закона №40-Ф3 подчеркнуто, что договор ОСАГО является публичным. То есть страховщик обязан заключать договор с каждым, кто к нему обращается . Отказ не допускается.
  • В п. 2 ст. 16 Закона РФ №2300-1 «О защите прав потребителей» (от 07.02.1992 года) говорится о том, что обусловленность приобретения одних товаров обязательной покупкой других (проще говоря, навязывание дополнительных товаров и услуг) запрещена .
  • В п. 14 Правил ОСАГО сказано, что автовладелец имеет право свободно выбирать страховую компанию. Последняя при получении пакета документов и письменного заявления не имеет права отказывать в оказании этой услуги.

Согласно Федеральному закону №223-ФЗ от 21.07.2014, необоснованный отказ страховщика в заключении публичных договоров и навязывание дополнительных услуг, не обусловленных федеральным законом, влечет административную ответственность . Соответствующие изменения внесены в ст. 15.34.1 Кодекса РФ об административных нарушениях.

Наказание: штраф в размере 50 000 рублей, наложенный на должностное лицо, совершившее правонарушение.

Компетентный орган – ЦБ РФ, мегарегулятор рынка страхования. Руководители территориальных подразделений уполномочены решать вопросы по контролю и надзору в сфере финансовых рынков, в т.ч. страхового.

Суммируем.

  1. Автовладелец может обратиться в любую страховую компанию.
  2. Страховщик не вправе отказать в продаже полиса ОСАГО.
  3. Также неправомерно принуждение купить дополнительные опции (например, полис страхования жизни страхователя или водителей, вписанных в полис).

Если же это происходит, то, согласно п. 4 ст. 445 ГК РФ, страховая организация принуждается к заключению договора в судебном порядке и возмещению убытков, причиненных автовладельцу своим отказом .

Ремарка РСА

В конце сентября 2014 года РСА опубликовал «Порядок уведомления страховыми организациями об отказе в заключении договора ОСАГО владельцев ТС РСА». В его основе – п.7 ст. 15 закона об ОСАГО, который гласит об обязательстве страховщика оформить письменный отказ и уведомить вышестоящие органы – ЦБ и РСА. Из всего документа нам интересен перечень допустимых оснований для отказа в оформлении автогражданки. Среди них:

  • отсутствие связи с АИС РСА;
  • непредставление ТС на осмотр (можно проводить как по месту нахождения страховщика, так и по месту жительства страхователя);
  • непредставление полного комплекта документов, предусмотренных законом;
  • отсутствие доверенности на заключение договора страхования от имени ИП или юрлица.

Однако отсутствие связи с базой еще нужно будет доказать, а после ее восстановления пригласить клиента (в письменном виде!) для заключения договора. Вопрос непредставления автомобиля на осмотр тоже спорный, так как есть диагностическая карта, служащая основанием для продажи полиса. В целом, можно дискутировать, не противоречат ли Закону РФ основания для отказа, приведенные РСА. А то, что суды при рассмотрении дел будут апеллировать только официально утвержденными нормами, не вызывает никаких сомнений.

Порядок приобретения полиса ОСАГО

Так как договор ОСАГО признан публичным, для его заключения достаточно желания одной из сторон. Вариантов приобретения полиса несколько.

  1. При личном обращении в страховую компанию требуйте письменный отказ. Устный вы нигде не сможете предъявить.
  2. При отправке Почтой РФ предложения-оферты (заявления по соответствующей форме, утвержденной Минфином РФ 01.07.2009 года) с приложением пакета необходимых документов вручается уведомление о доставке. В случае отказа оно будет служить доказательством того, что страховщик получил предложение-оферту.

На его рассмотрение, а также оформление и отправку ответа страховщику отпускается 14 рабочих дней. Ответом может быть извещение:

  • об акцепте (принятии),
  • об отказе,
  • о принятии на иных условиях.

Что делать, если отказали?

Если вы не согласны с ответом страховщика, имеете право обжаловать его действия. Для этого нужно письменно обратиться, приложив переписку со страховой организацией или письменный отказ. Пакет документов нужно отправить в одну из инстанций:

  • территориальное подразделение ЦБ РФ;
  • суд по месту жительства;
  • прокуратура;
  • отделение РСА;
  • Федеральная антимонопольная служба, адрес: 123995, г. Москва, Д-242, ГСП-5, Садовая-Кудринская, 11.

Обычно при личном обращении к страховщику и угрозе передать письменный отказ в одну из выше указанных организаций страховая компания находит возможность заключить договор ОСАГО . И желание появляется, и бланки находятся, и вопрос решается в досудебном порядке.

Какие документы нужны для оспаривания отказа?

  1. Во-первых, письменное заявление страхователя (предложение-оферта) о заключении договора ОСАГО. На том экземпляре, который остается у автовладельца, ставится печать, дата и подпись лица, принявшего заявление.
  2. Во-вторых, письменный отказ страховщика . Нужен для обращения в компетентные органы.

Что делать, если спорить нет времени?

Российская судебная система довольно неповоротлива. На рассмотрение даже самого простого дела уходит несколько месяцев, а то и полгода. Понятно, что далеко не каждый готов выдержать длительные судебные прения, и точно никто не имеет возможности жить без страховки, ожидая принуждения страховщика к заключению договора ОСАГО. Если обязывают купить полис ОСАГО вместе с дополнительным страховым продуктом, порядок действий достаточно простой.

  • Пригласите свидетеля и в его присутствии попросите представителя страховой компании составить письменное несогласие в оформлении «автогражданки» без нагрузки.
  • На основании этой бумаги пишите претензию в адрес страховщика с требованием расторжения навязанного дополнительного договора страхования и возврата полной выплаченной суммы премии.
  • В случае отказа подавайте исковое заявление в суд.

Если вам не продают полис, то есть весьма сомнительный путь. Отчаянные могут пойти по нему.

  • Так как по закону договор страхования ОСАГО публичный, то сам факт письменного обращения потенциального страхователя может рассматриваться как факт заключения договора. Для этого заявление-оферту следует отправить страховщику по почте.
  • Если автомобиль попадет в ДТП, то на основании этого заявления и уведомления о вручении следует взыскать ущерб со страховой компании.

Очевидные минусы такой «самодеятельности».

  1. Согласно Правилам страхования, договор вступает в силу после оплаты страхователем взносов (полной суммы или определенной ее части). Так что у страховщика остается возможность на законных основаниях уклониться от выплаты страхового возмещения, если Верховный суд не присудит обратного.
  2. Инспектор ГИБДД, остановив машину, не удовлетворится копией заявления-оферты и подтверждением получения его страховщиком. Во-первых, это, как ни крути, не полис ОСАГО. Во-вторых, возникает закономерный вопрос об исправности ТС и возможности его эксплуатации.
  3. Даже если в самодельном «полисе» будет указано, что это дубликат, действительный до момента выдачи оригинала, времени и нервов на общение с инспектором уйдет очень много. Возможные варианты развития: штраф, снятие номеров, запрет на участие в дорожном движении.

Возможно, несколько десятков прецедентов создадут надежную базу для быстрого решения подобных вопросов, пока же развитие событий по этому сценарию не зафиксировано.

В последнее время среди российских автолюбителей, в том числе на форумах в соцсетях, где общаются владельцы четвероногих коней, всё чаще стали мелькать жалобы на то, что в России теперь не страхуют грузовики. Тревожную информацию решил проверить корреспондент Федерального агентства новостей .

Достаточно быстро был найден непосредственный участник событий, житель Петербурга по имени Дмитрий . Кстати, он сам является работником автосервиса, расположенного в Центральном районе Петербурга, следовательно, и с машинами, и с автовладельцами общается достаточно тесно. В арсенале Дмитрия не только легковая машина для частных нужд, но еще и «ГАЗель». Мужчина рассказал репортеру ФАН свою историю.

Две недели назад он позвонил в страховую компанию, чтобы застраховать свою «ГАЗель». Сославшись на отсутствие бланков, компания ему отказала. Дмитрий продолжил звонки, но страховать грузовую «ГАЗель» так никто и не согласился.

«Я позвонил в 15 страховых компаний и везде получил категорический отказ. Одни говорили, что сейчас нет необходимых бланков. Другие, что им в принципе запрещено страховать автомобили категории «D». Одна компания вообще заявила, что готова взяться за страхование, только если я заплачу штраф в размере десяти тысяч рублей за агента страховой», – рассказывает Дмитрий.

Отказ страховых компаний оформлять полис ОСАГО для автомобилей категории «D» (предназначенных для перевозки пассажиров и имеющих более восьми сидячих мест) – проблема, свойственная не только Петербургу, и сталкиваются с ней автовладельцы со всей России. Страховые компании не объясняют истинную причину отказа. В лучшем случае они ссылаются на внешние обстоятельства: отсутствие документации, запреты «сверху». Некоторые говорят, что страхуют только проверенных клиентов. В худшем же случае страховщики предлагают дополнительные услуги, которые увеличивают стоимость ОСАГО в несколько раз.

Для страховых компаний ОСАГО остается убыточной сферой. Раньше при минимальной стоимости страховки в случае аварии страховая компания была обязана выплатить до 400 тысяч рублей. Но в марте 2017 года Госдума приняла закон, устанавливающий основную форму возмещения по ОСАГО в виде ремонта автомобиля вместо денежной выплаты. Это значит, что денежные средства можно будет получить только в исключительных случаях, а при обычных авариях страховая компания предложит список СТО (станций технического обслуживания), с которыми имеет соглашение. Эта мера поможет избежать «автоподстав», но не сможет полностью снизить риски страховых компаний. К тому же, сейчас растет спрос на страхование, поэтому компании самостоятельно пытаются минимизировать риски, отказывая автовладельцам в страховании или навязывая им свои условия – в частности, завышают стоимость услуги.

«Компании не хотят страховать «ГАЗель», потому что им это невыгодно, – комментирует Дмитрий. – Такие автомобили часто попадают в аварии с множественными повреждениями. Соответственно, владельцы часто обращаются в страховые компании с просьбой возместить ущерб. Но что мне теперь делать, я не понимаю!»

Если рассмотреть ситуацию Дмитрия с точки зрения закона, то действия страховых компаний, в которые он обращался, неправомерны. Во-первых, в Федеральном законе № 40-ФЗ от апреля 2002 года сказано, что владелец транспортного средства обязательно должен иметь полис страхования: «В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Согласно статье 426 Гражданского кодекса, страховщик в свою очередь обязан заключать договор со всеми водителями, которые к нему обращаются: «Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается». Соответственно, отказ в страховании ОСАГО недопустим.

Отметим, что корреспондент ФАН, вооружившись знаниями Дмитрия и той информацией, которую он сам почерпнул из нескольких юридических сборников, принялся звонить по страховым, представляясь владельцем «ГАЗели». Результат был стопроцентно одинаковым: везде отказались страховать машину, то ссылаясь на отсутствие нужных бумаг, то ограничиваясь сухим «мы этим не занимаемся».

Итак, продолжим. Рассматривался еще вариант, позволяющий уплатить некую сумму денег, которую страховая вроде бы согласна была расценивать как штраф. Но и здесь налицо нарушение закона: предлагая Дмитрию уплатить «штраф» в размере около десяти тысяч рублей, страховая компания нарушает Закон о защите прав потребителей (ст.16). Он гласит: «Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме».

Если компания отказывает в страховании, то в первую очередь она должна отправить автовладельцу письменный отказ. Отказать в страховании автомобиля компании могут только в случае, если у них отсутствует связь с базой данных РСА; если транспортное средство не прошло технический осмотр; если представлен неполный пакет документов; если отсутствует доверенность – в том случае, когда машина страхуется от имени предпринимателя или юридического лица.

Юристы советуют при отказе страховых компаний в первую очередь взять письменный отказ компании. Отказ будет являться письменным подтверждением того, что была попытка воспользоваться услугами компании. Далее есть три варианта: суд, Роспотребнадзор или РСА (Российский союз автостраховщиков). В исковом заявлении в суд обязательно нужно указать расходы, связанные с невозможностью пользоваться собственным автомобилем. Если же обращаться в Роспотребнадзор, то его специалисты помогут принудить страховщика следовать требованиям закона и составят претензию.

В любом случае, следует помнить, что страховые компании не могут отказать в страховании без законных оснований, поэтому в таких ситуациях можно смело обращаться к юристам и специалистам, которые помогут решить проблему.

Все водители в нашей стране, прежде чем сесть за руль автомобиля, обязаны застраховать свою гражданскую ответственность. Управление транспортом без полиса ОСАГО является правонарушением и наказывается крупным штрафом. Для упрощения процедуры получения полиса, с 2017 г. страховые компании обязаны представлять возможность застраховать свою ответственность или машину через интернет. Рассмотрим, как это можно сделать.

Оформление полиса через онлайн-сервис страховой компании

Для начала стоит уточнить, предоставляет ли подобную услуги выбранная страховая компания. Сегодня все крупные страховщики готовы принимать заявки и оформлять полисы в режиме онлайн. Но иногда в системе случаются временные сбои, о чем на сайте появляется соответствующее предупреждение.

Сама процедура достаточно проста:

  • Сначала потребуется пройти регистрацию. Для этого необходимо заполнить специальную электронную форму, в которую вносятся персональные данные клиента. Указать их следует максимально точно, включая номер паспорта и адрес. Результатом регистрации станет получение SMS или письма на электронный адрес с логином и паролем.
  • Следующим шагом необходимо войти на сайт, используя полученные при регистрации данные. В личном кабинете необходимо выбрать услугу по оформлению или продлению полиса ОСАГО и заполнить заявление. В нем будут отражаться те же сведения, что и при подаче в бумажном варианте. Заявление необходимо заверить электронной подписью или введением пароля, выданного при регистрации.
  • Если все данные внесены верно, то система предложит перейти к и выбору способов оплаты. Внести необходимые средства можно любым удобным способом, например заплатив с банковской карты или электронного кошелька.
  • После прохождения оплаты заполненный бланк полиса появится в личном кабинете и будет отправлен на указанную электронную почту. По запросу доставляется и бумажная копия. На этом процесс оформления страховки на автомобиль через интернет можно считать завершенным.

Многие страховщики предлагают и упрощенный вариант, позволяющий продлевать уже существующий полис. Клиентам, срок действия договоров с которыми истекают, отправляют ссылку на уже заполненный документ в его профиль на сайте. Достаточно проверить данные и произвести оплату.

Оформление страховки на портале Госуслуги

Оформить полис любой страховой компании можно через портал госуслуг. Для тех, кто уже прошел на нем регистрацию, необходимо авторизоваться, чтобы получить возможность воспользоваться услугой. Новичкам придется сначала потратить немного времени, чтобы подтвердить свою личность. Обычно это занимает один день.

В разделе «Транспорт и вождение» необходимо выбрать подраздел «Электронное страхование». Для зарегистрированных клиентов будет предложен перечень страховых компаний. Выбирать рекомендуется ту, где уже оформлялся полис ОСАГО. Это позволит получить лучшие условия при определении КБМ.

После этого произойдет перенаправление на сайт выбранной страховой компании. Дальнейшие действия аналогичны тем, что и при оформлении страховки в личном кабинете на сайте. В предложенную форму вводятся данные об автомобиле, его владельце и водителях. После этого система автоматически выполняет расчет необходимой суммы.

Выполнение оплаты завершает процесс оформления полиса, который высылается на электронный адрес, появляется в профиле и передается в единую информационную систему. Все данные передаются через защищенные каналы и не могут быть перехвачены мошенниками.

Возможные сложности и проблемы

Переход к оформлению электронных полисов на машину через интернете подразумевает передачу информации о них в единую электронную базу. Для проверки наличия страховки достаточно ввести номер автомобиля. Это нововведение призвано избавить водителей от необходимости возить с собой полис. Однако пока не всех регионах система идеально отлажена, поэтому рекомендуется все же полис распечатать и иметь при себе.

Из прочих сложностей, с которыми сталкиваются автовладельцы при страховании через интернет в 2019 г. можно отметить:

  • отсутствие подтверждения в системе АИС данных водителя;
  • несовпадение вводимых данных с имеющимися в системе;
  • технические сбои и т. д.

Однако это временные трудности, которые в дальнейшем будут устранены. Но есть и другие проблемы, связанные с особенностью оформления электронного полиса:

  • оформить его может только владелец, по доверенности это сделать невозможно;
  • данные нового автомобиля отсутствуют в базе АИС до регистрации в ГИБДД, следовательно первый полис придется оформить в офисе страховщика;
  • участились случаи мошенничества под видом посредничества при оформлении полиса с получением доступа к данным банковской карты.

В режиме онлайн избавляет автовладельцев от необходимости лично наносить визит в офис страховой компании.

Как показывает практика, далеко не всегда собственник автомобиля является его реальным владельцем. Часто машину покупает один человек, а ездит совсем другой (например, жена, сын, другие родственники и т.д.). При оформлении полиса обязательного автострахования в таких случаях встает вопрос: может ли оформить ОСАГО не собственник машины. Ведь в среде водителей еще бытует мнение, что полис автогражданки всегда оформляется только на формального владельца авто.

Однако это мнение ошибочно. Страхователь и собственник – разные лица по ОСАГО при оформлении полиса. В самом бланке для них выделены 2 отдельные графы. Это означает, что оформить ОСАГО без владельца может другой человек. Это может быть любой водитель, допущенный к управлению авто. Таким образом, присутствие собственника при оформлении ОСАГО обязательным совсем не является. Однако его имя вписывается в полис автогражданки. Страхователем же становится человек, который заключал договор ОСАГО и, соответственно, вносил оплату. Он автоматически становится водителем, вписанным в полис автогражданки , то есть на него распространяется страховое покрытие. Для владельца авто, при оформлении ОСАГО не на собственника, не обязательно вписываться в полис в качестве водителя.

Кроме того, при оформлении ОСАГО не на владельца машины все дальнейшие изменения в полис автогражданки вносит именно страхователь, а не собственник. То есть, когда страхователю надо, например, вписать еще нескольких водителей в автогражданку, то в страховую компанию нужно ехать именно ему, а не формальному владельцу авто. Но при этом обязательно иметь доверенность на внесение изменений в полис ОСАГО, выписанную собственником. Такой документ понадобится и при оформлении полиса.

Возможность оформления полиса не на собственника имеется и в случае приобретения ОСАГО в электронном виде .

Какие документы нужны для оформления ОСАГО не на собственника?

Сделать ОСАГО без владельца автомобиля может любой водитель, на которого выписана доверенность от собственника авто. Это не обязательно должна быть генеральная доверенность, написанная нотариусом, достаточно рукописного варианта. Кроме этого, для оформления ОСАГО по доверенности нужны следующие документы:

  • Водительские права тех, кто будет ездить на машине (если водителей планируется несколько, с ограниченным числом);
  • Паспорт страхователя и копия паспорта собственника автомобиля;
  • Документы на машину (ПТС на машину и свидетельство о регистрации);
  • Прошлый полис автогражданки;
  • Непосредственно, сама доверенность на заключение договора ОСАГО.

Кто получит страховую выплату при оформлении ОСАГО не на владельца?

Оформить ОСАГО может и не собственник автомобиля. А вот денежное возмещение в таком случае получает именно собственник машины. Есть возможность и в этом случае не беспокоить владельца при ОСАГО по доверенности. Но для этого нужно уже выписать нотариальную доверенность, причем не обязательно на страхователя, в которой обязательно должно быть прописано право получения страхового возмещения.

Новое на сайте

>

Самое популярное