Домой Проценты по кредитам Российская экономика в начале XX века: основные тенденции развития.

Российская экономика в начале XX века: основные тенденции развития.

В конце XIX – начале XX вв Россия переживала небывалый экономический подъем. Несмотря на то, что страна оставалась преимущественно аграрной, помимо сельскохозяйственного сектора бурно развивалась промышленность. Столь активный рост получил название индустриализации.

Большую роль в становлении промышленность сыграло развитие железнодорожных путей сообщения. В сущности, именно железная дорога стала тем необходимым стимулом, подстегнувшим рост и машиностроения, и металлургии, и деревообрабатывающей промышленности. Однако процесс модернизации в России начала XX века носил лишь догоняющий характер, то есть империя пыталась достичь уровня развитых европейских стран.

Среди особенностей российской экономики особенно стоит отметить высокую роль государства в ее становлении. Выражалось это в участии казны в большом количестве промышленных предприятий – так, в 1900 году государственные компании принесли немногим менее половины годового дохода государства. Однако в целом этот аспект оборачивался скорее минусом, чем плюсом – в результате такой активности снижалась конкуренция, а следовательно, и развитие экономики в целом, так как в тех отраслях промышленности, где участие государства было наиболее высоко, практически не появлялся частный бизнес.

Еще одним минусом от высокой активности государства в промышленности была минимализация политической роли буржуазии. Новым промышленникам было нечего противопоставить официальной политической доктрине, а потому никакого веса в формировании внутренней политики государства они не имели.

Сильные и слабые стороны российской экономики:

  • 5 место в мире по количественным показателям: протяженность ж/д; степень концентрации производства; бурные темпы роста промышленности
  • продуктивность реформ Витте
  • развитие кооперации в с/х
  • высокий уровень науки и культуры
  • металлургия и транспортное машиностроение – на мировом уровне
  • Россия – один из главных производителей зерна
  • отставание по показателям качественным (на душу населения)
  • техническая отсталость
  • преобладание аграрного населения
  • низкий уровень жизни
  • большое влияние охранительно-консервативного направления
  • глубокая отсталость с/х, множество пережитков
  • низкий уровень народного образования
  • в экспорте преобладали зерновые и сырье
  • государство ограничивало свободную инициативу
  • экспорт осуществлялся за счет снижения собственного потребления
  • не сложилась культура труда и рыночного поведения предпринимателей
  • внешнеполитические амбиции превосходили реальные возможности

Особенности экономики России

  1. ставка на ж/д строительство
  2. техническая отсталость при высокой степени концентрации производства
  3. монополии – вследствие узости рынка, Ане порождение свободной рыночной стихии; следствие политики государства
  4. борьба двух тенденций – развитие свободной рыночной конкуренции и искусственное ее сдерживание (разрушение механизмов, стимулировавших технический прогресс)
  5. совпадение по времени индустриализации и монополизации
  6. наличие кустарной промышленности

Три главных особенности:

  1. сжатые сроки
  2. смешение этапов
  3. противоречивая роль государства

В результате экономического развития в пореформенный период (особенно промышленного подъема 90-х годов XIX в.) Окончательно сложилась система российского капитализма. Это выражалось в следующих явлениях:

1. Рост предпринимательства и капиталов.

2.Совершенствование производства, его технологическом перевооружение.

3.Увеличение количества наемной рабочей силы во всех сферах народного хозяйства.

Одновременно с другими капиталистическими странами в России происходила вторая техническая революция (ускорение производства средств производства, широкое использование электричества и других достижений современной науки), совпавшая с индустриализацией.

Из отсталой аграрной страны Россия к началу xx в. стала аграрно-индустриальной державой .

По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших государств (Англия, Франция, США и Германия) и все глубже втягивалась в мировую систему хозяйства.

В начале ХХ в. для России стал характерен процесс формирования монополистического капитализма. Он затронул ее экономическую, социальную и политическую жизнь.

Однако наряду с общими закономерностями и тенденциями в каждой стране имелись свои особенности монополистического капитализма. В России они проявлялись наиболее сильно.

Это было обусловлено рядом факторов.

Исторический фактор . Россия перешла к капитализму позднее многих стран Европы.

Экономико-географический фактор . Необъятная территория с различными природными условиями и ее неравномерным освоением.

Социально-политический фактор . Сохранение самодержавия, помещичьего землевладения, сословного неравноправия, политического бесправия широких народных масс, национального угнетения.

Духовный фактор . Различный уровень ментальности народов Российской империи.

Особенности экономики . Главная - современная капиталистическая промышленность и финансово-банковская система сочетались в экономике России с отсталым аграрным сектором, сохранившим полукрепостнические формы собственности и методы хозяйствования. Капиталистическая эволюция деревни не поспевала за быстрым темпом промышленного прогресса. Это обусловливало неравномерность развития капитализма по отраслям хозяйства.

Сохранялась концентрация крупных предприятий в 5 районах:

Северо-Западном;

Центрально-Промышленном;

Уральском;

Закавказском (Баку).

Экономическое состояние этих районов резко контрастировало с огромными, неосвоенными в промышленном отношении территориями Российской империи. Налицо была неравномерность развития страны по районам.

Политическая система -самодержавие с его мощным бюрократии-ческим аппаратом - и относительная слабость российской буржуазии предопределяли активное вмешательство государства в формирование монополистического капитализма. В России сложилась система государственно-монополистического капитализма.Это нашло конкретное проявление в ряде явлений, таких как:


Законодательное регулирование и покровительственная политика правительства при создании монополий;

Финансовая поддержка Государственным банком крупнейших промышленных предприятий, наделении их казенными заказами (Комитет по распределению железнодорожных заказов, Совещание по судостроению и др.);

Вхождение отдельных государственных чиновников в управленческий аппарат мощных промышленно-финансовых групп.

Государственно-монополистические тенденции особенно прослеживались в сращивании банковских монополий с государственными финансовыми учреждениями. Крупнейшими российскими банками руководили бывшие высшие государственные деятели, имевшие отношение к финансовым, торговым и военным ведомствам.

Своеобразие России заключалось в том, что самодержавное государство в своей внутренней и внешней политике стало защищать интересы и помещиков, и крупной монополистической буржуазии .

Поздний переход к капитализму, малоземелье крестьянства, патриархальные традиции в общественном сознании, ментальность “почвы”, - вот то, что обусловило закрепление многоукладности экономики России и в период формирования монополистического капитализма . Частнокапиталистический уклад (заводы, помещичьи и кулацкие хозяйства) сочетался с полунатуральным (крестьянским) и мелкотоварным (кустарно-ремесленным производством).

ВАРИАНТ II

Выберите правильный ответ.

1. Экономика России в конце ХIХ - начале ХХ в. была:

1) многоукладной;

2) натурально-патриархальной;

3) мелкотоварной, частнокапиталистической;

4)монополистический

2. Укажите неверное утверждение. В начале ХХ века поместное дворянство:

1) полностью сумело перевести свои хозяйства на капиталистические рельсы;

2 ) закладывало, продавало земли, разорялось;

3) постепенно теряло многовековую привилегию монопольного владения землей;

4) применяло машины, наемный труд.

З. В начале ХХ в. в России существовали (до 1905г.):

1)легальные политические партии;

2)демократические свободы;

3)центральные представительные учреждения;

4 )нелегальные политические партии.

4. К 1905г. не относится:__

1) «Кровавое воскресенье»;

3) разрешение рабочих профсоюзов;

4) восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический».

5. П.А. Столыпин считал причиной неустроенности России:

1) сохранение крестьянской общины;

2) расслоение крестьян;

З) раскрестьянивание деревни;

4)существование помещичьего землевладения.

6. Каковы итоги первой российской революции:

1) социальный переворот в стране

2) переход к конституционному режиму правления

3) отмена выкупных платежей крестьян

4 ) сокращение продолжительности рабочего дня

7. Россия 1913г. была страной:

1) с развитой парламентской системой;

2) с чертами самодержавной власти;

3)с некоторыми чертами парламентаризма;

4) с деспотической властью самодержца.

8. Укажите даты Первой мировой войны:

1) 1913-1914 гг.;

2) 1914-1916 гг.;

3) 1914-1917 гг.;

4) 1914-1918 гг.

9. В ходе Февральской революции не выдвигался лозунг:

1) «Долой царизм!»

2) «Долой войну!»;

3) «Хлеба!»;

4) «Вся власть рабочим!»

1) национализацию земли;

2) обязательный роспуск крестьянской общины;

З) наделение крестьян землей по потребностям;

4) создание коллективных хозяйств на всей земле.

11. для политики «военного коммунизма» характерно введение:

1) единого руководства промышленностью;

2) экономических методов хозяйствования;

3) денежной единицы, обеспеченной золотом;

4) свободных цен на многие товары.

12. Первое Временное правительство не было:

1) социалистическим;

3) либеральным;

4)коалиционным.

13. В годы нэпа:

1) проводилась национализация промышленности;

2) была запрещена частная аренда предприятий;

З) были запрещены иностранные концессии;

4) многие предприятия находились у частников.

14. К причине образования СССР не относится:__

15. Командно-административная система характеризуется:

1) развитием тяжелой промышленности и ущерб легкой и аграрному сектору;

2) децентрализацией экономики;

3) широким применением экономических методов управления хозяйством;

4) широким действием рыночных механизмов.

16. Сущностью коллективизации было:

1) создание государственного сельского хозяйства;

2) создание частного крестьянского хозяйства;

3) возрождение крестьянской общины;

4) продажа на мировом рынке дешевого зерна.

17. для 1930-х годов не были характерны:

4) свобода передвижения, проживания, перемена места работы без вмешательства государства.

18. Назовите причины индустриализации:

1) стремление руководства СССР ликвидировать технико-экономическую отсталость страны

2) стремление руководства СССР обеспечить страну резервным фондом промтоваров

3) для повышения эффективности сельского хозяйства

4) для ликвидации хлебозаготовительного кризиса

19. Какой режим сложился к концу 30 – х годов:

1) сталинский

2) ленинский

3) тоталитарный

4) троцкистско-зиновьевский

20. В каких хронологических рамках проводилась вторая пятилетки:

1) 1933 – 1937 гг.

2) 1930 – 1935 гг.

3) 1933 – 1934 гг.

4) 1932 – 1936 гг.

21. - индустриализация …

22. - коллективизация …

23. - монархия…

24. - монополия…

Диагностическое тестирование по истории 9 класс

ВАРИАНТ I

Выберите правильный ответ.

1. В экономике России в начале ХХ в. государственный сектор:

1) отсутствовал;

3 ) был сильно развит;

2) был незначителен;

4) был единственным.

2. Российские предприятия начала ХХ в. отличались:

1) слабой технической оснащенностью;

2) малым использованием ручного труда;

З) интенсивной эксплуатацией машин;

4) использованием исключительно отечественной технологии.

З. В начале ХХ в. экономически самым сильным был класс:

1) помещиков;

2) буржуазии;

3) крестьян;

4) рабочих

4. Первая российская революция начиналась как:

2) запланированное большевиками действие;

З) запланированная партией эсеров акция;

4) акция, организованная зубатовским «Собранием русских фабрично-заводских рабочих».

5. Аграрная реформа Столыпина:

1) дала толчок рыночным отношениям в деревне;

2) способствовала ликвидации крепостного права;

3) уничтожила помещичье землевладение;

4 ) полностью уничтожила сельскую общину.

6. Каков главный результат денежной реформа С.Ю. Витте : - могут не ответить

1) началась инфляция

2) начался вывоз капитала в другие страны

3) повысилась кредитоспособность страны

4) началось изменение денежной валюты

7. В 1913г. Россия была:

1) республикой

2) сословно-представительной монархией;

3) диктатурой дворянства;

4 ) абсолютной монархией.

8. К 1916г. относится:_

1) наступление армии генерала А.А. Брусилова;

2) гибель армии генерала А.В. Самсонова;

3) начало Первой мировой войны;

4) конец Первой мировой войны.

9. В ходе Февральской революции 1917г. в России:

1) была свергнута монархия

2) была установлена республика;

З) была дана свобода выхода национальным регионам из состава Российской империи;

4) был заключен сепаратный мир с Германией.

10. Когда Россия была объявлена республикой:

11. Какие изменения внесла в жизнь России Декларация Временного правительства, принятая 3 марта 1917 года:

1) ввела широкие гражданские права и свободы;

2) началась демократизация армии;

3) обеспечила крестьян землей;

4) вывела Россию из первой мировой войны.

12. На II съезде Советов:

1) была провозглашена советская власть;

2) принимали участие все политические партии;

З) все социалистические партии поддержали большевистское восстание;

4) Россия была провозглашена республикой.

13. Когда была принята первая советская Конституция:

1) в 1916 году; 2) в 1917 году; 3) в 1918 году; 4) в 1919 году.

14. Политику «военного коммунизма» характеризует:

1) свобода торговли;

2) свобода предпринимательства;

З) карточная система распределения;

4) разрешение аренды земли.

15. Итогом Гражданской войны в России было:

1) укрепление власти большевиков;

2) установление власти белых генералов;

3) введение парламентаризма;

4) введение многопартийности.

16. Годы нэпа характеризуются:

1) свободными ценами на многие товары;

2) продразверсткой;

3) карточной системой распределения;

4) твердыми ценами.

17. Дата образования СССР:

18. 1930-е годы не характеризуются:

1) уничтожением гражданских свобод;

2) установлением культа Сталина;

3) демократизацией политической жизни;

4) массовыми репрессиями.

19. Итогом коллективизации является:

1 ) уничтожение крестьянского хозяйства;

2) подъем сельскохозяйственного производства;

3) всенародная поддержка коллективизации;

4) резкое повышение уровня жизни горожан.

20. К причинам тоталитарного режима в СССР не относится:

1) страх перед репрессиями и ГУЛАГом;

2) опора на государственную собственность;

3) поддержка СССР развитыми капиталистическими странами а не капстранами;

4) вера народа в коммунистический идеал.

Дайте определение следующим понятиям.

21. Гражданская война …

22. «Военный коммунизм»…

23. Тоталитарный режим …

Диагностическое тестирование по истории 9 класс

ВАРИАНТ III

Выберите правильный ответ.

1. В начале ХХ в.;

1) Россия отличалась высокими темпами хозяйственного развития; (это еще вопрос)

2) государство не вмешивалось в экономику;

3) власть не поощряла иностранный капитал;

4) Россия была аграрно- индустриальной страной.

2. В начале ХХ в. в России:

1) существовало крепостное право;

2) исчезло крупное помещичье землевладение;

3) сохранялась крестьянская община;

4) сохранялась зависимость крестьян от помещиков.

З. Россия в начале ХХ в. была:__

1) республикой;

2) самодержавным государством;

3) конституционной монархией;

4) правовым государством.

4. В ходе первой российской революции:_

1) крестьянам была дана земля;

2) рабочие получили право создавать профсоюзы;

3) к власти пришли социалисты;

4) Россия стала правовым государством.

5. Столыпинская аграрная реформа:

1) полностью решила поставленные вопросы;

2) закончилась полным крахом;

3) была проведена лишь «на бумаге»;

4) осталась незавершенной.

6. В какой форме была установлена советская власть:

1) в форме диктатуры пролетариата;

2) в форме диктатуры буржуазии;

3) в форме союза рабочих и крестьян;

4) все вышеперечисленные.

7. В 1913г. Россия:

1) успешно выходила на внешний рынок;

2) завершила процесс индустриализации;

3) опережала передовые страны по производству продукции на душу населения;

4) экономически развивалась медленно.

8. В 1914г. русские войска:

1) заняли Берлин;

2) заняли Париж;

3) были выбиты немцами из Варшавы;

4) потерпели поражение в Восточной Пруссии.

9. Первое Временное правительство не было:

1 )социалистическим;

2) преимущественно октябристско-кадетским;

3) либеральным;

4)коалиционным.

10. Какое из решений было принято на II съезде Советов:

1) отмена смертной казни;

2) свобода выхода из России национальным регионам;

З) создание правительства из представителей всех социалистических партий;

4) объявление немедленной демобилизации армии.

11. К системе «военного коммунизма» относится:

1) всеобщая трудовая повинность;

2) обязательная денежная оплата труда;

4) свободное трудоустройство.

12. Какие силы использовали массовый террор для достижения своих целей:

1) красные; 2) белые; 3) зеленые; 4) верно 1 и 2.

13. К нэпу не относится:

1) сдельная оплата труда;

2) карточная система распределения;

3) разрешение найма рабочей силы;

4) введение продовольственного налога.

14. для 1930-х годов не были характерны:

1) паспортный режим для всего населения;

2) прописка и запрет на проживание без нее;

3) трудовая книжка и невозможность устроиться без нее на работу;

4 ) свобода передвижения, проживания, перемена места работы без вмешательства государства.

15. Под «великим переломом» не понимается:_

1) форсированное развитие промышленности и сельского хозяйства;

2) коллективизация крестьянства;

3) «ликвидация кулачества как класса»;

4) переход к многоукладной экономике.

16. Как называется главный проект в образовании СССР, автор которого В.И. Ленин:

1) федеративное 2) автономия 3) конфедерация 4) республика

16. К причине образования СССР не относится:__

1) длительное единство Российской империи;

2) стремление всех народов России к единству;

3) победа Советской власти в регионах;

4) сохранение экономических связей между народами.

17. Каковы главные итоги индустриализации в нашей стране:

1 ) СССР превращается в крупную индустриальную державу;

2) улучшился уровень жизни населения;

3) наша страна стала частью мировой экономической системы;

4) для ликвидации хлебозаготовительного кризиса.

18. Какими методами проводилась коллективизация СССР

1) просвещением неграмотных крестьян

2) репрессиями против тех, кто оказывал сопротивление власти

3) сокращение сельского населения на 1/3

4) высокие налоги на сельхозпродукцию

19. Какие отличительные черты имела политическая система СССР в 30-е гг.

1) существовала многопартийная система;

2) создавался культ харизматического вождя;

3 ) партийный аппарат выполнял функции государственного аппарата;

4) нехватка сельскохозяйственной техники.

1) Построение в основном социалистического общества;

2) Построение развитого социалистического общества;

3) Начало строительства коммунизма;

4) Завершение периода нэпа.

Дайте определение следующим понятиям.

21. террор …

22. репрессии…

23. культ личности …

24. интервенция …


Современная экономика США и ее проблемы

Уже в начале 20 века США выделились как самая мощная в политическом и экономическом плане страна. После второй мировой войны к этому добавилось и военное доминирование. С распадом СССР, США остались единственной сверхдержавой. И, несмотря на то что экономическая составляющая их лидерства уже не столь внушительна как прежде, на пороге нового тысячелетия американская экономика является главной стабилизатором и локомотивом мировой экономики.

Общая характеристика экономики США

На всем протяжении американской истории социально-экономическому развитию страны способствовали благоприятный географические и природные факторы, такие как

Обширная территория, допускающая постоянную экспансию населения и экономики

Преобладание умеренных зон, благоприятных для сельского хозяйства, богатство ресурсов, полезных ископаемых

Наименьшее среди великих держав, зависимость от импорта сырья, особенно нефти

Свободный доступ к двум незамерзающим океанам

Отсутствие соседей, способных серьезно угрожать безопасности интересам США

Положительное влияние имело также большее, чем у других развитых стран социально-политическая стабильность США. Почти полтора века в этой стране не было революций, переворотов, неконституционной смены власти, массовых волнений, сопровождавшихся насилием.

В настоящее время США является ведущей страной в мировом хозяйстве, одним из крупнейших по территории, населению государством мира. Они занимают территорию площадью около 9.3 млн. кв. км. на которой проживает более 265 млн. человек или 1.7% населения мира.

По масштабам хозяйства США значительно опережают любую другую промышленно развитую с рану. Один лишь федеральный бюджет страны превосходит размеры ВВП всех государств мира, кроме Японии и германии.

Огромен, ас следовательно, и чрезвычайно привлекателен для производителей и инвесторов американский внутренний рынок. Он поглощает примерно 90% всего объема внутреннего производства и, кроме того, значительную часть продукции, которая создается в других странах, в том числе и развивающихся.

По масштабам хозяйства США значительно опережают любую другую промывшленно развитую страну. Один лишь федеральный бюджет страны превосходит размеры ВВП всех государств мира, кроме Японии и Германии.

Огромен, а следовательно и чрезвычайно привлекателен для производителей и инвесторов американский внутренний рынок. Он поглощает примерно 90% всего объема внутреннего производства и,кроме того, значительную часть продукции, которая создается в других странах, в том числк и развивающихся. Только промышленность США потребляет около 1/3 сырья, добываемого в мире, а также имеет самый емкий рынок машин и оборудования, на долю которого приходится свыше 40 % реализуемой в развитых странах продукции машиностроения.

США располагают одним из самых высокоэффективных хозяйств в мире. Отличительной чертой их экономики является ориентация на НТП и передовую технику. Она лидирует в области внедрения результатов НТП в производство, в экспорте лицензий на свои открытия, изобретения и новей2шие разработки. Все это зачастую приводит к зависимости других стран от США в области науки и техники.

Страна расходует огромные средства на НИОКР (до 40% мировых затрат, 162 млрд. Долл. В 1992 г.). Ежегодные ассигнования на эти цели превышают подобные расходы Британии, Германии, Франции и Японии вместе взятых. Велика также доля СШа в общем объеме экспорта наукоемкой продукции в современном мире, которая составляет не менее 20%.

Прочные позиции на мировых рынках занимают американские ТНК, заграничные предприятия которых обеспечивают производство товаров и услуг в объеме примерно 3 трлн. долл. В год (почти 40% ВНП США). Они оказывают огромное влияние на экономику стран, где эти предприятия работают. Некоторые исследователи даже считают, что сегодня существуют 2 американские экономики: одна- на территории США, другая- в иных странах.

Объем производства ВНП США достигает более 7 трлн. Долл. В год. Ход экономических процессов здесь является одним из главных генераторов развития всей мировой экономики. Деловая активность в США служит своего рода барометром для мировой экономики, реально влияет на движении цикла и ход экономического развития в других странах, на структуру мировой торговли.

Хотя США уступают некоторым странам(Швейцарии, Японии, Швеции) по показателю ВВП на душу населения, в целом по уровню жизни они превосходят большинство развитых стран. На это к примеру указываете тот факт, что на единицу стандартной продовольственной корзины в 1993, житель большого города США должен был работать в среднем 2,4 часа (против 4.6 для жителя Токио, 5.2 – Парижа, 3.5 – Лондона, 4.4- Рима).

Душевое потребление говядины и мяса птицы в США больше чем во всех других развитых странах. Несколько выше показатели обеспеченности жильем, владение автомобилями и некоторыми хозяйственными приборами (хотя эти различия не слишком велики). Достаточно высоки также показатели образованности американского населения. Так доля мужчин старше 215 лет, имеющих высшее образование (4-х летний колледж и более высокое образование), возросла с 10% в 1960 году до 26% в 1995 году, женщин – с 6% до 20%.

Значительные успехи достигнуты в сфере охраны окружающей среды. Под влиянием жесткого законодательства и при многообразном участии государства расходы на эти цели в реальном исчислении возросли с 1972 по 1997 г. более чем на 10% и достигли 2% ВВП, что равно половине военных расходов.

Несмотря на все вышеупомянутое для США характерен ряд серьезных, прежде всего социально-политических проблем.

Во- первых, при исчезновении главного стратегического противника и отступление угрозы глобальной войны, сохраняется \опасность локальных войн и терроризма.

Во-вторых, несмотря на известные достижения, смягчение расовой проблемы, ее осторота велика, особенно потому, что расовые различия, в большой мере совпадают с различиями в экономическом и социальном статусе.

В-третьих, преступность и число заключенных в США (по отношению к общей численности населения) на порядок выше, чем в других развитых государствах, таких как например, Япония или Скандинавские страны. Серьезную нагрузку на бюджет оказывают также наркотики и СПИД, которые представляют для США более серьезную проблему чем для других развитых странах.

В-четвертых, сохраняется опасность глубокого экономического кризиса (хотя еще одна Великая депрессия вряд ли возможна), поскольку устойчивости финансовой сферы, существенно больше связанной с мировым рынком, чем в 30-е годы, не гарантированы.

В-пятых, США имеет тенденцию жить не посредства, что проявляется в низкий норме личных сбережений при высокой кредитной задолженности населения, дефицитности (до самого недавнего времени) государственного бюджета, в пассивном сальдо торгового и текущего платежного баланса.

Наконец, в –шестых, разрастание социальных программ постепенно приводит к образованию устойчивого общественного строя, живущего за счет государственных пособий разного рода, что повышает социальное напряжения в обществе, ибо главном плательщиком налогов по-прежнему является средний класс.

Экономика США 1970-1980 гг. и экономическая программа Р. Рейгана

В послевоенный период можно выделить следующие периоды развития, отличающиеся характером применяемых технологий, целями государственного регулирования экономики и положением США в мировом хозяйстве.

Первый период – время после второй мировой войны до конца 50-х годов. Основное его содержание – переориентация экономики США на гражданские нужды, восстановление и расширение потребительского спроса, развертывание программ антикризисного государственного регулирования. На международной арене США обладали абсолютными экономическим превосходством и всемирно содействовали восстановлению стран Западной Европы в рамках плана Маршалла, активно наращивая вывоз ссудного и предпринимательского капитала в эти страны.

Второй период начался с кризиса 1957-1958 гг. и завершился кризисом 1973-1975 гг. Для него характерны расширение поточного производства, ориентированного на выпуск стандартной продукции для массового потребителя, а также бурное развитие НТП в этом направлении. В государственном регулировании экономики господствовали представители кейнсианства. Произошли крупные перемены в позиции США в мировом хозяйстве страны Западной Европы и Японии становиться активным конкурентами для США не только на мировых рынках, но и на собственном, внутреннем США. Кроме того, наряду с долларом статус международных расчетных и резервных валют приобретают(хотя и в скромной мере) немецкая марка, японская иена и ряд других валют.

На протяжении 70-80-х годов динамика многих важных показателей, характеризующих международные экономические позиции США, была отрицательной. Доля США в совокупном ВВП стран- членов ОЭСР упала с 42.3% в 1961 до 38.7% в1984: доля в промышленном производстве развитых стран понизилась с 39.5% в 1960г. до 36.7% в 1983г.; в мировом экспорте _ сократилась с 18.2% в 1960г. до 12.4% в 1980г.

В 1985 г. из крупнейшего кредитора США превратились в “страну-должника”, когда дефицит платежного баланса за 1984г. почти вчетверо превысил уровень чистых активов. Замедление темпов экономического роста в стране привело к тому, что в 1980 г. уровень ВНП на душу населения здесь был ниже, чем в ФРГ, Англии и Франции, и лишь на 15% превышал японский.

Относительное ослабление экономических позиций США в тот период обусловлено действием ряда факторов. Первый фактор – низкий уровень номы накопления капитала внутри страны по сравнению с ее конкурентами, что обусловило медленное обновление основного капитала и снижение темпов роста производительности труда.

Другой важный фактор – сокращение “технологического разрыва” между США и конкурентами, наблюдавшееся в 60-70-е годы, а в некоторых областях продолжавшееся и в 80-х годах.

Хотя США по абсолютным размерам затрат в середине 80-х годов все еще направляли на НИОКР больше, чем Англия, Франция, ФРГ и Япония вместе взятые, однако их доля в ощей сумме расходов крупнейших стран – членов ОЭСР продолжала сокращаться (с 70% в 1969г. до менее 50% в 80-х годах). На сокращение “технологического разрыва” указывало и сближение США с другими развитыми странами по числу научных работников, а также по изменениям в сфере патентования новой техники и технологии.

Наконец, фактором ухудшения экономических позиций США послужило их длительное отставание от других развитых стран по темпам роста производительности труда. В 1960-1982 гг. ее среднегодовые темпы в обрабатывающей промышленности были в 3.5 раза ниже, чем в Японии, и вдвое ниже чем в ФРГ, во Франции, в Италии и Голландии.

Третий период начался с конца 70-х годов. Рост мировых цен на сырье подоткнул экономику страны к переходу на новые технологии, в результате чего ее экономическое развитие стало в большой мере ориентироваться на мировую экономическую систему. Существенно возросла роль денежной политики в регулировании экономики. В 80-е годы основной стратегической целью стало восстановление экономической и стратегической мощи США.

Именно в такой обстановке на рубеже 80-х годов сформировался новый подход в государственной политике, который получил название “рейганомики” (по имени тогдашнего президента США Р. Рейгана). Он затронул микро - и макроуровень экономики страны, также характер их сочетания друг с другом.

Следует отметить, что “рейганомика” явилась лишь одним из вариантов неконсервативной политики, которая на протяжении 80-90-х годов, применялась во всех развитых странах и получила название “консервативной волны”. Неоконсерватизм, возникший как реакция на ухудшение условий капиталистического воспроизводства, выдвинул на первый план задачи рационализации производства, его структурной и технологической перестройки, усиления интернационализации капитала.

В конце 70-х годов действовавшая до этого в США система регулирования привела к замедлению экономического роста, нарастанию бремени госаппарата, увеличению налогообложения, торможению роста конкурентоспособности американских товаров. Это привело к тому, что кейнсианство уступило место “новой” либеральной концепции монетаризма, которая выдвигала требования ослабления прямого вмешательства государства в экономику и переходу к широкой государственной поддержке частного предпринимательства и рынка.

Монетаристская теория американского экономиста М.Фридмена стала основой экономической программы президента Р.Рейгана. Она носила название» Новое начало для Америки. Программа экономического возражения ” и включила следующие основные пункты: налоговую реформу, реформу амортизации, антиинфляционную кредитно-денежную политику, реформу дерегулирования экономики США.

Сущность данной экономической программы сводилась к следующим положениям:

1.Существеному ограничению роста расходов федерального правительства (прежде всего гражданских, т.е направляемых на социальные программы);

2.Значительному снижению ставок подоходного налога и предоставлению корпорациям крупных налоговых льгот, направленных на стимулирование производственных капиталовложений и соответственно экономического роста;

3.Ослаблению государственной регламентации предпринимательской деятельности (сокращение числа правил, форм отчетности, требований к производственной и рыночной деятельности, обязательности к выполнению, по охране окружающей среды и.т.д.);

4.Проведению Федеральной резервной системой (ФРС) ограничительной кредитно-денежной политики, направленной на ослабление инфляций.

В результате проведения курса Р.Рейгана были достигнуты стабильный экономический рост реального ВНП (на 3-4,% а год до 1988г.) и снижение уровней инфляции и безработицы (с 9,4 и 7,6% в 1981г. до 3,7 и 5,5% в 1988г. соответственно). Хозяйственный подъем проходил в условиях глубокой структурной перестройки экономики, связанной с новым этапом НТР. Реальные инвестиции в технику обработки информации (ЭВМ, оборудование связи, контрольно-измерительные и научные приборы) возрастали ежегодно в среднем на 13%. Объем личного потребления на 1\3превысили уровень 1979г. что было связанно с увеличением численности занятых более чем на 17 млн. человек.

Однако за эти успехи пришлось заплатить огромным бюджетным дефицитом, который побил все рекорды послевоенной истории как в абсолютном, так и в относительном (применительно к ВВП) измерении, а также серьезным ухудшением внешнеэкономических позиций США. Первый в отдельные годы превышал 200 млрд. долл., второе проявилось в отрицательном сальдо платежного баланса по текущим операциям, которое выросло с 5 млрд. долл. В 1981 г. до 127.1 в 1988 г. Еще более снизился показатель ВНП на душу населения. Уже 10 стран опережали США по этому показателю. Упала средняя заработная плата: в 1990 г. часовая оплата равнялась 14.8 долл. Против 17.9 долл. В Дании, 21.5 – в ФРГ, и 21.9 – в Швеции.

Экономический курс правительства Б. Клинтона (1992-1996 гг.)

В конце 89-х годов, после шестилетнего подъема, наступил период резкого замедления темпов роста экономики, который составил около 1% в год против 3.8 в среднем за 1982-1988 гг. Кроме того, американская экономика стала испытывать определенные перегрузки в связи с обслуживанием огромной задолженности, накопленной за годы последенего подъема. В 1992 г. совокупная нефинансовая задолженность населения, государства и корпораций составляла около двух объемов ВНП.

Острейшими экономическими проблемами начала 90-х стали дефицит государственного бюджета (почти 290 млрд. долл.) и растущий государственный долг (около 4 трлн. Долл.). Это привело к сокращению инвестиционной активности в стране, вытеснению части заемщиков с рынка ссудных капталов и к другим негативным последствиям.

Таким образом, проведя в жизнь основные реформистские идеи неоконсерватизма, правительство Р. Рейгана, а затем и Дж. Буша почти полностью исчерпали его возможности. Особенно ярко это проявилось в значительном понижении удельного веса налогового комплекса в экономике, что очень сильно ослабило стабилизационные возможности федерального бюджета.

Победа представителя демократической партии Б. Клинтона на президентских выборах 19992 г. фактически означала конец консервативной волны и переход к более взвешенной макроэкономической политике. Экономический курс правительства Б. Клинтона был направлен на оздоровление экономики путем стимулирования инвестиционного процесса. Во главу угла был поставлен пересмотр всего комплекса консервативной бюджетной политики республиканских администраций. В сфере госбюджета это означало кардинальный разрыв с подходами предшественников и прямое признание позитивной роли государственного макроинструментария (хотя о “классическом” кейнсианском стимулировании совокупного спроса через увеличение бюджетных расходов почти не говорилось).

17 февраля 1993 г. президент объявил о своей экономической программе, а весной и летом того же года она была одобрена конгрессом. В программе выделялись 3 части. Первая, стимулирующая компонента, имела целью преодоление спада. Вторая представляла собой комплекс мер для увеличения государственных вложений в основной капитал страны и должна была дать толчок модернизации экономики. Третья была направлена на сокращение государственного дефицита и создание, таким образом, более благоприятных условий для кредитования американской экономики.

Уже с осени 1993 г. начал проявляться экономический подъем. Темпы прироста ВНП составили 3.5-4.5%. Однако некоторое время экономический рости шел довольно вяло. Сохранение застойных явлений в большинстве отраслей материального производства было следствием почти четырехлетней депрессии (1989 – 1992 гг.), которая, однако, не привела к полнокровному кризису и глубокому спаду производства. Тем не менее продолжительный период замедленного экономического роста выполнил свойственную кризису “очистительную” функцию, освободив экономику США от балласта.

Кроме того, к 1992 г., в основном завершился острый кредитно- финансовый кризис, который был связан с накоплением корпоративной и потребительской задолженности в период подъема 80-х годов, с глубоким кризисом на рынке недвижимости и серьезным ухудшением положения банков и других финансовых учреждений. Сокращение числа проблемных банков и сосредоточение большей части финансовых активов в банках устойчивых и надежных привели в 1993 г. к росту их чистого дохода и нормы прибыли. Это позволило банкам облегчить стандартные условия получения кредитов, расширив доступ к ним населения, а также мелких и средних предпринимателей.

Новому хозяйственному подъему способствовало замедление инфляционных процессов. Прирост оптовых цен на готовую продукцию понизился с 5% в начале 90-х годов до 1.2% в 192-193 гг., потребительских цен – соответственно с 5.4% до 2.8 – 3.0%.

Произошли существенные изменения в соотношении основных компонентов спроса, стимулирующих экономический рост. Особенно усилилась роль инвестиций в активные элементы основного капитала, прежде всего в средствах электронной техники и связи. Почти половина инвестиций направлялась на закупку компьютеров (против 10-12% в конце 70-х годов). На обновление парка электронной техники направлялось до 1/4 инвестиций. Этому способствовало быстрое снижение цен (в среднем на 10-15% в год) на компьютеры и телекоммуникационное оборудование.

Значительно выросли и потребительские покупки товаров длительного пользования, прежде всего автомобилей и бытовой техники. Причем в разряд последней попал персональной компьютер. Доля населения в их продажах достигла 30% и продолжает повышаться. Сейчас домашний компьютер имеют уже более 32 млн. американских семей. Ежегодно на 40% возрастает количество пользователей радиотелефонами. Интенсивное обновление и расширение производственного аппарата на основе электроники, информатики и новейших средств связи сыграло ведущую роль в экономическом подъеме 90-х годов, предопределило его большую продолжительность.

Произошли заметные подвижки и в производительности труда. Ее среднегодовой прирост в частном секторе экономики составил 2% (против 0.8% в 80-е годы). За счет роста производительности труда в 1993- 1994 гг. обеспечивалось около 90% прироста ВВП против 75% в начале 60-х годов, когда наблюдались сходные темпы роста данного показателя.

Особенностями экономического подъема 90-х годов являются:

Американское государство, выполняя функции удовлетворения социальных потребностей различных групп населения, играет все возрастающую роль в развитии социально-экономической системы США. Оно решает такие задачи, как: определение национальной стратегии; обеспечение правовых основ деятельности общества; регулирование кредитно – финансовых отношений; развитие экономической инфраструктуры; проведение научно- технической и промышленной политики; развитие социальной сферы и обеспечение внешней безопасности. Причем роль государства в экономике проявляется не в прямом контроле над средствами производства, а через регулирование экономических процессов.

Главным инструментом такого регулирования, а также перераспределение валового внутреннего продукта является федеральный бюджет. Через него перераспределяется около 20% объема ВВП. Это значительно меньше, чем в других развитых странах, но гигантские масштабы американской экономики придают федеральному бюджету впечатляющую весомость (примерно 1.8 трлн. долл.). В мировых государственных расходах на долю США приходится около 20%, хотя в стране проживает меньше 5% населения Земли. Получается, что в пересчете на душу населения американские государственные расходы превышают общемировой стандарт примерно в 4 раза.

Все вышесказанное позволяет сделать некоторые обобщения, касающихся бюджетной, денежно – кредитной, социальной и научно- технической политики правительства США, а также их последствий, как для американской, так и для мировой экономики.

Бюджетная и денежно - кредитная политика США

“Консервативная революция” республиканцев была нацелена преимущественно а налогово- бюджетную область и бюджетные приоритеты. В ее ходе форсированными темпами росли военные расходы и тормозились социальные программы.

За годы холодной войны военные расходы Вашингтона составили гигантскую сумму – 13 трлн. долл. В ценах на 1996 г., почти равнялось двухгодовому объему ВВП США. Именно эти расходы стали одной из причин роста государственного долго США, который к концу века достиг астрономической цифры в 5,5 трлн. долл. Военные расходы на душу населения в 80-е годы примерно в шесть раз превышали общемировой показатель, в три раза – соответствующие расходы западноевропейцев и в шесть раз – японцев.

После окончания холодной войны США в целом успешно решили проблемы сокращения вооруженных сил и конверсии промышленности, избежав спада производства и роста безработицы, как было после первой и второй мировых войн. Ассигнования на военные цели в 1996 г. составили всего 16.9% федерального бюджета и 3.6% ВВП. Нынешний бюджет пентагона почти вдвое меньше военных расходов, запланированных рейгановским министром обороны К. Уайнбергером. К середине 90-х годов, по планам последнего, военный бюджет должен был вырасти еще почти в 2 раза и составить примерно 450 млрд. долл. В реальности оборонные расходы США держатся на уровне 260 млрд. долл.

Нынешний уровень военных расходов (примерно 3.4% ВВП) вряд ли можно назвать обременительным для американской экономики. Вместе с тем он позволяет мощные, хорошо оснащенный вооруженные силы численностью примерно 1.5 млн. человек (в 1.5 раза меньше, чем 10 лет назад).

“Военное кейнсианство” Р. Рейгана помогло успешно провести экономику через 80-е годы и выиграть “холодную войну”. Однако к концу десятилетия как специалисты, так и многие американцы стали понимать, что рост военного потенциала происходит в итоге за счет внутреннего развития, истощения экономики. Поэтому Б. Клинтон в центр своей стратегии и поставил сокращение федерального бюджетного дефицита.

В оду осуществления стратегии Б. Клинтона были сделаны следующие конкретные шаги.

Во-первых, значительно повышены основные федеральные налоги – индивидуальный подоходный, на доходы корпораций, а также взносы по социальному страхованию. Например, максимальная базисная ставка подоходного налога была увеличены до 36% и дополнительно введен 10%-й налог (прибавляемый к основному) для лиц, зарабатывающих свыше 250 тыс. долл. в год. Такое повышение дало ожидаемые результаты. Налоговые сборы увеличились и к 1996 г. доходы от федерального индивидуального подоходного налога достигли 8.6% ВВП, тем самым достигнув уровня 1980 г., когда началось их снижение, которое проводилось в рамках проводимой Р. Рейганом политики, базировавшейся на концепции “экономики предложения”.

Система корпоративных налогов также была скорректирована по образцу индивидуального подоходного налога. Была, в частности, повышена верхняя налоговая ставка на прибыль корпораций (третьего по значению источника доходов федерального бюджета), а также усилена многоступенчатая дифференциация налоговой шкалы. Реформа Клинтона способствовала увеличению сборов федеральных корпоративных налогов (к 1995 г. их удельный ЕС в общей доле федеральных поступлений достиг 11.8% также достигнув уровня 1980 г.).

Наконец, эволюцию, отличную по форме, но “созвучную” главной черте развития федеральных подоходный налогов, в 90-е годы проделали и взносы по социальному страхованию. После трех десятилетий интенсивного роста (в 60-80-е годы) эти налоги приблизились к удельному весу индивидуального подоходного налога.

Важно отметить, что постепенно, но неуклонно повышая и ставки налогообложения, и пределы налогооблагаемого дохода, американская бюджетная система превратила налоги по социальному страхованию (особенно главный из низ, так называемый“налог OA SD”-комплексный налог по пенсионному страхованию, страхованию на случай потери кормильца и трудоспособности, а также по медицинскому страхованию) в весьма значительный регрессивный налог с очень широкой сферой охвата. В результате на этом довольно высоком уровне ставок налогообложения и налогооблагаемого дохода общие сборы налогов по социальному страхованию настолько возросли, что с 90-х годов стало возможным говорить о качественном изменении их “функционального строения” и финансово – экономической роли. Фактически они стали выступать как блок регрессивных “квази – подоходных налогов”, которые благодаря своему весу в федеральном бюджете еще сильнее снизили степень прогрессивности его налоговой структуры. В то же время вследствие “связанного характера” своей законодательной организации они стимулировали развитие “социальной ориентации” американской налоговой системы.

Во вторых, коренным образом пересмотрена расходная часть федерального бюджета, которая переориентирована на сохранение разумной социальной инфраструктуры рыночной экономики.

Последнее подразумевало стимулирование государственных инвестиций в науку и технологию, образование и переподготовку рабочей силы, здравоохранение.

Расходы федерального бюджета США в рассматриваемой период также претерпели значительные изменения. Прежде всего, они были несколько урезаны. Увеличение доходов связывалось с сокращением расходов. Причем эта политика ориентировалась не столько на общее сокращение государственных расходов (как предлагали в свое время республиканцы), сколько на их реструктурирование с сохранением явной приоритетности ассигнований на науку и образование, признанных особо важными для национальной конкурентоспособности и долгосрочного роста.

Произошло постепенное снижение военных расходов. Во всей “военной группе” расходов федерального бюджета несколько увеличилась доля расходов по статье “Наука, космос, и технология”. Что касается блока федеральных социальных расходов, то в 1980 – 1997 гг. в целом был зарегистрирован их рост в 3.6 раза (с 292 млрд долл. в 1980 г. до 95 млрд долл. в 1997 г.).

По ряду направлений социальная ориентация бюджета усилилась особенно заметно. Здесь речь идет главным образом о социальной инфраструктуре, финансируемой по статьям “Социальное страхование”, “Здравоохранение” и “Медикэр” (медицинское обслуживание пожилых граждан старше 65 лет). Рост статей “социальной инфраструктуры” был примерно двукратным. Наконец, стабилизировалась доля расходов на выплату процентов по государственному федеральному долгу.

Главная долгосрочная проблема государственных финансов США обусловлена четкой демографической тенденцией к росту в общей численности населения доли нетрудоспособных лиц старших возрастов при сокращении доли активной части.

Бюджет и налоги – главная сфера взаимодействия законодательной (конгресс) и исполнительной (правительство во главе с президентом) ветвей власти. Бюджетные проблемы все больше становятся объектом борьбы между ними и контролирующими их политическими силами – соответственно демократами и республиканцами.

В “противостоянии” Конгрессу президент опирается на свое административно – бюджетное управление (АБУ), которое является центральным органом в системе исполнительной власти США, приводящим в действие рычаги бюджетно- налогового регулирования. Его контрольные функции – подготовка ежегодных проектов федерального бюджета, разработка мероприятий по повышению эффективности и совершенствованию деятельности правительственного аппарата, оценка эффективности федеральных программ, анализ организационной структуры и управленческих процессов в федеральном правительственном аппарате, а при необходимости – рекомендации по его реорганизации.

Кроме АБУ огромное влияние на экономическую и бюджетную политику США оказывает Федеральная резервная система, которая относиться к так называемым независимым агентствам. Она представляет собой пирамиду, в основании которой находятся американские коммерческие банки – члены ФРС, выше- 12 федеральных (формально также частных) банков и 25 их филиалов, где работает 25 тыс. человек. Координирует и направляет деятельность ФРС совет управляющих, состоящий из 7 членов, которым помогают около 1500 сотрудников аппарата.

ФРС подотчетна только Конгрессу и формально не подчинена исполнительной власти. Поэтому в пределах предоставленных полномочий она имеет право проводить самостоятельную политику, основанную на собственных представлениях о целесообразности тех или иных мероприятий.

ФРС оказывает опосредованное влияние на бюджетную политику через механизм регулирования учетных ставок и операций на открытом рынке. Однако ее главная сфера – контроль и управление сферой денежно – кредитного регулирования, сглаживание циклических колебаний экономической конъюнктуры, обеспечение устойчивого роста производства и стабильного функционирования рынка ссудных капиталов.

Деятельность ФРС, осуществляется через кредитную систему США, которая высокоразвита, вполне адекватна уровню экономического развития страны и в послевоенный период для многих стран выступала образцом эффективности. Она имеет ряд отличий от аналогичных систем других развитых стран.

В состав кредитной системы входит множество формально самостоятельных мелких и средних банков, на долю которых приходиться около 20% активов. Это обусловило стабильный уровень концентрации банковских депозитов в последние десятилетия.

Несмотря на высокую концентрацию банковского дела, США отличаются от других стран необычайно большим числом самостоятельных банков регионального и местного типов. На конец 1995 г. насчитывалось 9.9 тыс. коммерческих банков с застрахованными депозитами против 14.4 тыс. в 1980 г.(кроме того, несколько сот банков не участвуют в федеральной системе страхования). Число самостоятельных сберегательных учреждений, не считая кредитных союзов, превышало 2 тыс.

Все финансовые учреждения являются частными – либо акционерными, либо кооперативными. Государству принадлежит лишь небольшое число специализированных кредитных учреждений, которые не конкурируют с частными, а выполняют особые функции в интересах общества. Их главная задача – поддерживать стабильность главных звеньев кредитной системы и дополнять частный бизнес в таких областях, как кредитование сельского хозяйства и жилищного строительства.

Технически американская кредитная система быстро совершенствуется. В ее институт постоянно происходит смена оборудования с целью повышения производительности. Важным направлением развития системы является вытеснение наличных денег (банкнот), а в последнее время – и чеков. По данным на 1994 г., число держателей кредитных карточек всех видов составляло 124 млн. или не менее 75% всего взрослого населения. Число действующих карточек превышало 1.1 млрд. Средний американец имеет обычно несколько карточек для разных целей и форм оплаты.

Растет роль небанковских кредитных институтов (судно - сберегательных ассоциаций, кредитных союзов, пенсионных и взаимных фондов, страховых компаний и проч.), который составляют конкуренцию коммерческим банкам и заметно теснят их, особенно в сфере долгосрочного кредита. Эти особенности являются следствие законодательного регулирования банковской деятельности США.

Изменение юридических основ функционирования кредитной системы и проведения денежной политики – важная составная часть макроэкономической стратегии американского правительства последних десятилетий. Изменения финансового законодательства США в этот период теоритечески опирались на смену идеи регулирования и дерегулирования, взаимно дополняющих друг друга.

На рубеже 70-80-х годов были постепенно устранены многие законодательные различия между типами кредитно – финансовых институтов. Последние получили возможность заниматься операциями, которые ранее считались прерогативой только коммерческих банков. В то же время за счет включения этих институтов в сферу регулирования ФРС значительно расширила границы своей компетенции. Все эти меры усилили конкуренцию на кредитном рынке, особенно потребительском, а также стимулировали создание новых финансовых инструментов. В последние десятилетия США стали центром финансовых инноваций. Например, общий объем кредитных лимитов под залог жилья лишь за десять лет (1980 – 1990 гг.) вырос с нуля до 80 млрд. долл.

Однако не все инновации имели положительный эффект. Зачастую они приводили к появлению банков с большим количеством займов сомнительного качества, росту числа банков, “испытывающих серьезные трудности” и даже к банкротству ряда банков. В последние годы в стране отмечается самый высокий в мире показатель отношений потребительской задолженности к величине доходов.

Все эти процессы потребовали усиления регулирующих функций ФРС, проведения ею более активной денежной политики. Основными параметрами, на который было направлено внимание ФРС, стали динамика агрегатов денежной масса и уровень процентных ставок на кредитном рынке. Последний был главным показателем до середины 70-х годов. С 1975 г. по требованию конгресса ФРС начала устанавливать ежегодные ориентиры роста денежной массы. Причем до 1985 г. в основном использовалась динамика денежного агрегата М1, который позже сменили агрегаты М2 и М3.

В 1982 – 1985 гг., стремясь способствовать оживлению экономики, ФРС ослабила ограничения на рост денежной массы. Однако такие меры не дали желаемого результата (из стимулирующий эффект был нейтрализован уменьшением скорости кругооборота денежных средств в тот период), а лишь вызвали всплеск инфляции. Последовавший далее поворот в сторону жесткого контроля за объемом денежной масс в обращение привел к росту процентных ставок, снижению объемов национального производства и сокращению занятости.

Одновременно повышение ссудного п

ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ИСТОРИИ

для учащихся 10 класса

(курс 9 класса)

ВАРИАНТ 1

Выберите правильный ответ.

1. В начале ХХ в. экономически самым сильным был класс:

1) помещиков; 2) буржуазии; З) крестьян; 4) рабочих

2. Первая российская революция начиналась как:

2) запланированное большевиками действие;

З) запланированная партией эсеров акция;

4) акция, организованная зубатовским «Собранием русских фабрично-заводских рабочих».

3. Аграрная реформа Столыпина:

1) дала толчок рыночным отношениям в деревне; 2) способствовала ликвидации крепостного права;

З) уничтожила помещичье землевладение; 4) полностью уничтожила сельскую общину.

4. В начале XX в. Россия была:

1) республикой 2) сословно-представительной монархией;

3) диктатурой дворянства; 4) абсолютной монархией.

5. В ходе Февральской революции 1917г. в России:

1) была свергнута монархия

2) была установлена республика;

З) была дана свобода выхода национальным регионам из состава Российской империи;

4) был заключен сепаратный мир с Германией.

6. Итогом Гражданской войны в России было:

1) укрепление власти большевиков; 2) установление власти белых генералов;

З) введение парламентаризма; 4) введение многопартийности.

7. Дата образования СССР:

1) 7 ноября 1917 г.; 2) 15 октября 1918 г.; 3) 30 декабря 1922 г.; 4) 12 декабря 1924 г.

8. Какая из битв Великой Отечественной войны относится к периоду коренного перелома?

1) оборона Севастополя; 2) битва под Москвой; 3) Сталинградская битва; 4) битва за Берлин.

9. Насильственное установление однопартийной системы, уничтожение оппозиции в СССР свидетельствуют о победе:_

1) демократического режима; 2) тоталитарного режима;

З) командно-административной системы;

4) командно-мобилизационной модели экономики.

1) произошла деидеологизация культуры;

2) соцреализм оставался главным художественным методом в искусстве и литературе;

3) деятели культуры получили право на свободное творчество;

4) церковь отделена от государства.

11. Выберите неправильный ответ. Причины низкой производительности труда в промышленности в 1970-е гг.:

1) развитие экономики в СССР шло по экстенсивному пути развития;

2) низкая техническая подготовка рабочих;

З) отсутствие экономических стимулов; 4) увеличение числа устаревших предприятий.

12. «Железный занавес» - это:

1) берлинская стена, отделявшая Восточный Берлин от Западного Берлина;

2) жесткая пограничная система охраны всех стран социализма в Европе;

З) раскол мира на два враждебных лагеря по идеологическому принципу;

4) жесткая пограничная система со странами «третьего мира».

13. Современная Россия - это:

1) демократическое правовое государство с развитым гражданским обществом;

2) переходное от тоталитарного к демократическому, либеральному режиму общество;

З) открытое общество с устойчивыми рыночными отношениями и развитой демократической политической системой;

4) слабо экономически и социально развитое общество с несформированной демократической политической системой.

1) выборы первого Президента СССР; 2) вывод советских войск из Афганистана;

3)попытка государственного переворота; 4)отставка М.С. Горбачева с поста Президента.

15. Либеральные реформы в России были начаты;

1) в 1992 г.; 2) в 1991 г.; 3) в 1990 г.; 4) в 1993 г.

ВАРИАНТ II

Выберите правильный ответ.

1. Экономика России в конце ХIХ - начале ХХ в. была:

1) многоукладной; 2) натурально-патриархальной;

3) мелкотоварной, частнокапиталистической; 4)монополистический

2. К 1905г. не относится:

3) разрешение рабочих профсоюзов; 4) восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический».

3. Укажите даты Первой мировой войны:

1) 1913-1914 гг.; 2) 1914-1916 гг.; 3) 1914-1917 гг.; 4) 1914-1918 гг.

1) национализацию земли; 2) обязательный роспуск крестьянской общины;

З) наделение крестьян землей по потребностям; 4) создание коллективных хозяйств на всей земле.

5. К причине образования СССР не относится :

1) длительное единство Российской империи;

2) стремление всех народов России к единству;

3) победа Советской власти в регионах;

4) сохранение экономических связей между народами.

6. Командно-административная система характеризуется:

1) развитием тяжелой промышленности и ущерб легкой и аграрному сектору;

2) децентрализацией экономики; З) широким применением экономических методов управления хозяйством; 4) широким действием рыночных механизмов.

7. Причина неудач Красной Армии в первые месяцы Великой Отечественной войны:

1) эвакуация военных заводов за Урал;

2) уничтожение органами НКВД высшего командного состава Красной Армии;

3) милитаризация экономики;

4) разрушение системы органов НКВД.

8. Какая из перечисленных битв произошла раньше других:

1) Сталинградская; 2) под Москвой; 3) Курская; 4) за Берлин.

9. Главным признаком «оттепели» явилось:

1) ослабление роли партии;

2) появление в открытой печати произведений антисталинской направленности;

3) выпуск на свободу всех политзаключенных; 4)падение «железного занавеса».

10. В 1945-1953 гг. СССР находился в состоянии:

1) войны с гитлеровской Германией; 2) «холодной войны»;

З) мировой войны со странами НАТО; 4) «разрядки» международной напряженности.

11. Укажите неверное утверждение. Период в истории СССР с середины 60-х до середины 80-х годов называют «застоем» из-за:_

1) резкого падения национального дохода; 2) падения темпов роста промышленности;

3) отсутствия международных конфликтов; 4) подавления выступлений с критикой режима.

12. В 60-80-х годах достижения СССР в космонавтике:

1) длительное пребывание человека в космосе; 2) первый полет аппарата к Марсу;

3)первый полет аппарата к Юпитеру; 4) возвращение космического корабля на Землю.

13. Причины «перестройки»:

1) борьба внутри партаппарата; 2) отставание в соревновании с Западом;

З) падение темпов экономического развития; 4) стремление к сохранению военной мощи.

14. К политике гласности нельзя отнести:

1) обсуждение запретных тем российской истории;

2) примирение различных идейных течений;

З) правдивое освещение итогов советской власти;

4) правдивый показ ценностей демократии.

15. Конституция Российской Федерации была принята:

1)12 декабря 1993 г.; 2) 5 апреля 1993 г.; 3) 12 декабря 1991 г.; 4)12 июня 1992 г.

ВАРИАНТ III

Выберите правильный ответ.

1. В начале ХХ в.;

1) Россия отличалась высокими темпами хозяйственного развития;

2) государство не вмешивалось в экономику;

3) власть не поощряла иностранный капитал;

4) Россия была индустриальной страной.

2. Россия в начале ХХ в. была:

1) республикой; 2) самодержавным государством;

3) конституционной монархией; 4) правовым государством.

3. Столыпинская аграрная реформа:

1) полностью решила поставленные вопросы; 2) закончилась полным крахом;

3) была проведена лишь «на бумаге»; 4) осталась незавершенной.

4. Первое Временное правительство не было:

1)социалистическим; 2) преимущественно октябристско-кадетским;

3) либеральным; 4)коалиционным.

5. К системе «военного коммунизма» относится:

1) всеобщая трудовая повинность; 2) обязательная денежная оплата труда;

3) разрешение найма рабочей силы; 4) свободное трудоустройство.

6. Выдающийся военачальник в годы Великой Отечественной войны:

1) Г.К. Жуков; 2) К.Е. Ворошилов; 3) И.Э. Якир; 4) С.М. Киров.

7. Второй фронт в годы войны был открыт в:

1) 1942 г.; . 2) 1943 г.; 3) 1944 г.; 4) 1945 г.

8. К решению Потсдамской конференции относится:

1) участие СССР в войне с Японией;

2) отказ от репараций с Германии;

3) отказ стран-победительниц от притязаний на части территории Германии;

4) участие СССР в войне с США.

9. Понятие «десталинизация» означает:

1) критику И.В. Сталина; 2) осуждение советской власти;

З) критику отдельных сторон деятельности В.И. Ленина; 4) освобождение всех политзаключенных.

10. В годы правления Н.С. Хрущева:

1) развернулось жилищное строительство;

2) деятелям искусства дана свобода творчества;

3) была введена плата за обучение в вузах;

4) соцреализм перестал быть единственным разрешенным художественным направлением.

11. Экономическая реформа 1965 г. предусматривала:

1) отказ от плановой системы;

2) предоставление предприятиям полной хозяйственной самостоятельности;

3) прекращение партийного вмешательства;

4) поощрение материальных стимулов к труду.

12. В каком году были освобождены политические заключенные:

1) 1985; 2) 1987; 3) 1991; 4) 1995.

13. Политика М.С. Горбачева связана с попыткой:

1) исправить «отдельные деформации» социализма; 2) реформировать тоталитарную систему;

3) приватизации земли, банков, предприятий; 4) распустить КПСС.

14. «Холодная война» закончилась:

1) выводом советских войск из Афганистана;

2) распадом СССР;

3) падением Восточного блока;

4) подписанием Заключительного акта Совещания в Хельсинки.

1) В.В. Жириновский; 2) Н.И. Рыжков; 3) Е.Т. Гайдар; 4) Г.А. Явлинский.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

входной диагностической контрольной работы

по истории России в 10 классе

1 вариант

2 вариант

3 вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

За каждое задание 1 балл.

15 - 14 баллов - «5»

13 - 11 баллов - «4»

10 - 8 баллов - «3»

7 и менее - «2»

Новое на сайте

>

Самое популярное