Домой Кредит на бизнес Формирование бюджета рф на год. На что будут больше всего тратить

Формирование бюджета рф на год. На что будут больше всего тратить

Представленный Минфином бюджет на 2018 год в цифрах снова демонстрирует дефицит, который не удается покрыть из-за больших затрат сферы социального обеспечения, оборонную отрасль и безопасность, а заложенный уровень инфляции и курс доллара вряд ли будет способствовать выравниванию дисбаланса.

Хотя картина выглядит неутешительно, правительство России уверяет, что через несколько лет стране удастся выбраться из «минусов», а подтверждением тому является план 2019-2020 гг., согласно которому уровень дефицита сокращается с 1,3 до 0,87 трлн. руб.

Базовые статьи затрат и прибыли бюджета России за 2018 год в цифрах

В соответствии с документом, бюджет России получит 15,26 триллиона, при этом потратить придется 16,53. Поменяется ли что-то по структуре, станут ли финансироваться новые отрасли? Подробно рассмотрим далее.

Доход

Тенденция к преобладанию поступлений от продажи нефти и газа уверенно сохраняется. За 2018 г. «вливания» по этой статье ожидаются приблизительно 5500 млрд. Однакоколичественно и относительно этот показатель всё же уменьшится, так как предполагается их снижение с 50% до 36%. Причем это не инициатива финансовых ведомств, а понижение цены сырья, что само по себе приведет к уменьшению прибыли.

А вот результаты работы фискальных органов России радуют: доля налоговых отчислений в бюджет России с каждым периодом только растет. Не последнюю роль сыграла работа служб по предотвращению скрытия прибыли с выводом экономики «из тени». Таким образом, планируется получить порядка 5630 млрд. за счет налоговых сборов.

Бюджет Россси на 2018 год. Источник: aif.ru

Уверенно укрепляет свои позиции новый источник дохода России – акцизный сбор. Ожидается 5-10%-ое повышение данного налога. Планируется повысить акцизную ставку по топливным ресурсам. Это повлечет рост стоимости бензина более быстрыми темпами, чем рост инфляции. Минфин подсчитал, что поступления в бюджет от автомобилистов и потребителей табачной/алкогольной продукции составят около 1054 млрд.

Сумма прибыли от прочих налогов (в том числе прибыль, таможенные пошлины) будет ориентировочно 3,1 трлн.

Расходы

Финансирование социального сектора, оборонной отрасли, безопасности являют собой львиную долю отчислений государства. Этот период не стал исключением. Из казны будет выделено около 4,7 трлн. на соц. помощь.

К таким программам в России относятся:

  • компенсация дефицита ПФ;
  • пособие по безработице;
  • материнский капитал;
  • субсидии по коммунальным платежам;
  • выплаты льготным категориям населения.

Оборонная промышленность развивается стремительными темпами: модернизируется оборудование, происходит тотальное перевооружение. Это влечет за собой потери около 1,33 триллионов. Однако госслужащие уверяют: ежегодно эта статья расходов бюджета будет постепенно уменьшаться.

Субсидирование сельского хозяйства, малого предпринимательства и других перспективных отраслей обойдется России порядка 2,2 триллиона.

На сферу здравоохранения и ЖКХ предполагается сократить отчисления. Касаемо медицины, это обусловлено тотальной модернизацией еще несколько лет назад, а вот ЖКХ уменьшать траты хотят за счет повышение платежей и капитального ремонта систем.

На каком основании формируется бюджет России

Бюджет на 2018 год рассчитывается исходя из таких показателей:

Мировой рост стоимости нефтепродуктов обязательно отразится на экономике России. Так, правительством была заложена стоимость газа порядка 169 дол/тыс.куб, а нефти – 44 дол/бар. Более того, некоторые эксперты убеждены, что эти значения поднимутся еще выше, нежели заложено Минфином.

Следовательно, от такого положения дел курс российской валюты к доллару, который оценивается как 65 к 1, непременно пострадает.

Сравним: бюджет Москвы на 2018 год в цифрах

Говоря о столичном регионе, ситуация не слишком отличается от общегосударственной. Бюджет Москвы ближайшие несколько лет также будет дефицитным. За 2018 расходы Москвы составят порядка 2,3, а доходы – 2,1. При этом удельный вес всё тех же соц. выплатв бюджете – 52% от общей суммы затрат.

Бюджет Москвы на 2018 год.

Ещё в первом полугодие 2017 года был обсуждён, рассмотрен и принят плановый бюджет на 2018 и 2019 года. За принятие бюджета на 2018 год на тот момент времени проголосовало 334 депутата, против – 100, а вот воздержавшихся не было.

Госдума и последние новости.

Одобренный Государственной думой бюджет на трёхлетний период является достаточно важным и значимым документом, который в свою очередь предусматривает и основывается на доходах 2017 года в размере 13.487 триллионов рублей, а расходы в свою очередь составляют 16, 240 триллионов. Что касается нынешнего 2018, а также 209 года, то на эти два периода времени специалисты называют следующие цифры и уровни.

  • Во-первых, 2018 год. Доход составит 14,028 триллионов рублей, а расход 16,039 триллионов рублей.
  • Во-вторых, 2019 год. Здесь по прогнозам доход составляет 14,844 триллионов рублей, а расход будет равняться 15,968 триллионов рублей.

В результате специалисты и аналитики пришли к выводам, что дефицит на этот год сократится примерно до 2,011 триллионов.

А вот на 2019 год до 1,142 триллионов. Как видно, наблюдаются существенные сдвиги и перемены, которые возможно приведут к стабилизации экономической ситуации во всей стране.

Поправки.

Помимо основного бюджета, также депутатами были внесены и приняты список небольших, но существенных корректировок и поправок, внесённых на рассмотрение правительством РФ. Согласно имеющейся на сегодняшний день статистике, количество внесённых в комитет по бюджету и налогам поправок составил 551, из которых только 301 поправка была рассмотрена и одобрена на заседании Госдумы, остальные 214 поправок были отклонены, а 36 были сняты непосредственно самими авторами на этапе их обсуждения и рассмотрения. Как отмечают специалисты, такого количества перераспределений давно уже не было, ведь более 1 триллиона рублей распределено по трёхлетке. Как утверждает сам Макаров, перераспределение средств в рамках проекта бюджета станет реальностью и возможно будет за счёт только приортизации расходов и перенаправления денег, которые были выделены ранее на неэффективные расходы. Причём в бюджете учтены все те недочёты и недоработки, о которых указывал и называл президент в последнем Послании Федеральному Собранию. Даже сам министр финансов Антон Силуанов в последнем интервью отметил тот факт, что Минфин считает бюджет полностью доработанным, а все его приоритеты чётко обозначенными.

Бюджет и его основные моменты.

Если внимательно и детально изучить бюджет на 2018 год, то можно отметить и назвать следующие наиболее значимые и первостепенные направления, каждое из которых обусловлено своими особенностями.

  • Во-первых, поддержка кредитных организаций. Иными словами, в рамках поправок будут внесены дополнительные субсидии кредитным организациям, которые в свою очередь будут перенаправлены непосредственно на возмещение недополученных ими доходов от кредитов, выданных предприятиями, работающими в сфере сельского хозяйства. На 2018 год такая сумма составит 12,652 миллиарда рублей, а вот в 2019 году она будет чуть меньше 12, 342 миллиарда рублей. Причём на поддержку АПК будет направляться совершенно иная сумма поддержки, которая на этот год составит до 10 миллиардов рублей.
  • Во-вторых, образование и здравоохранение. Здесь также выделяется несколько важных поднаправлений.
  1. На профилактику ВИЧ и вирусных гепатитов В и С в этом году будет выделено 17,130 миллиардов рублей, а на следующий чуть меньше. При этом сумма составит 16,756 миллиардов.
  2. На дошкольное образование в Крыму правительство РФ запланировало потратить 1,578 миллиардов, а в 2019 1,480 миллиардов рублей.
  • В-третьих, разнообразные социальные гарантии. Согласно существующего бюджета и реальных цифр, дополнительные средства, а это до 3,742 миллиардов рублей на трёхлетний период, будут выделены и направлены на реализацию программы под названием «Доступная среда», а также созданную систему госгарантий инвалидам. Что касается единовременной выплаты пенсионерам, то на этот год в бюджете запланировано чуть более10,5 миллиардов рублей. Также будут выделяться деньги на поддержку и подержание малого бизнеса, которые составят почти 13 миллиардов рублей.
  • Именно таким образом выглядит бюджет страны на период с 2017 по 2019 год. При этом стоит сказать, что сегодня существует большое количество самых разных мнений, выступающих «за» и «против».

    «За» и «против».

    Среди всех существующих мнений, пожалуй, стоит обратить внимание в первую очередь на следующие, каждое из которых имеют доказательную базу и, конечно же, правоту. К примеру, представители КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Все эти три партии выступают против принятия такого бюджета, ведь, по их мнению, бюджет – это не просто, а реальные судьбы и жизни людей. В результате такого перераспределения средств кризис в стране станет ещё больше нарастать.

    Станет ли бюджет страны на эти годы спасением или же наоборот приведёт в страну в ещё больший упадок, покажет время, нам лишь остаётся надеяться на лучшее.

    Не так давно министерство финансов РФ сбалансировало бюджет на 2017–2018 годы, снизив его «возможности» на 6 и 9% соответственно. Главные усилия бюджетной политики касаются сокращения нынешнего дефицита:

    • 2017 – 2,7 трлн рублей (3,2%);
    • 2018 – 1,98 трлн рублей (2,2%).

    Осталось лишь более детально изучить, что из себя представляет федеральный бюджет на 2018 год. Для этого следует более подробно рассмотреть последние новости касательно оглашённого вопроса.

    Удешевление приоритетов

    Не так давно Дмитрий Медведев сообщил о том, что расходы на приоритетные проекты страны в обозначенном временном промежутке измеряются в 150 млрд рублей. Было также сказано, что по 9 из 11 целей имеется определённость касательно главного показателя. Оказывается, обозначенный критерий существует лишь в 7 проектах. Двух из них нет вовсе, а ещё 3 в будущем году финансироваться не будут.

    Летом 2016 года в министерстве говорилось о распределении на нужды приоритетных проектов на больше 1% расходов бюджетного уровня. Тогда речь шла об 160 млрд рублях, но после резервирования средств Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым, этот показатель оказался равен всего 128 млрд рублей. Заявленные средства можно направить на обеспечение непредвиденных расходов. Правда, следует учитывать и тот небольшой факт, что во время резервирования этот же «ларец» был предусмотрен и для проведения аварийно-восстановительных работ или иных мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций.

    В итоге получается, что все приоритетные проекты будут наполняться после включения в определённые статьи бюджета страны.

    Безусловные расходы

    Пока других возможностей провести изыскание средств в казну не предусмотрено. Оказывается, нынешний бюджет может похвастаться одной интересной особенностью – отсутствием условно утверждённых расходов.

    До 2016 года правительство оставляло за собой право бронировать в казне РФ нераспределённые средства (около 2,5% на будущий год и 5% на следующий). Ранее эти деньги распределялись на разнообразные нужды лишь весной, когда проходила плановая корректирока бюджета. Но тогда действенную практику пришлось отменить вместе с существующими для неё правилами. В 2017 чиновники опомнились, что бывшие ограничения оказались очень даже кстати, посему пришлось скоропостижно вносить в Думу соответствующий законопроект. Тем не менее на 2018–2019 года условно утверждённые расходы пока не определены.

    Объяснение тому вполне логичное – на фоне ухудшающихся прогнозов Российской и мировой экономики, поступление прибавочных доходов от нефтегазовой сферы не намечается, посему положение Бюджетного кодекса, касательного специального правила, лучше временно приостановить.

    Подобная конструкция казны РФ отразила возможности распорядителей государственных средств отстаивать свои расходы. К примеру, представителям гособоронзаказа не удалось существенно повысить уровень поступлений.

    Перераспределение на войну

    На фоне прошлого года, бюджетные ассигнования по разделу «Национальная оборона» станут ниже на 1 трлн рублей. В итоге общий объём расходов в отмеченном отрасли уменьшился с 23,7 до 17,6%.

    В убытке остались лоббисты из Дальнего Востока: госпрограмма «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока» добилась лишь 45% финансирования от уровня 2017 года.

    От 20 до 30% субсидирования лишились следующие госпрограммы:

    • Развитие здравоохранения;
    • Энергоэффективность и развитие энергетики;
    • Содействие занятости населения;
    • Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений;
    • Экономическое развитие и инновационная экономика.

    Вот только не всё так печально, как кажется со стороны. Оказывается, аж 9 государственных программ обзавелись возросшими расходами. Самая кардинальная прибавка в 67% касается социально-экономического развития Калининградской области. Было также принято решение увеличить ассигнации не менее чем на 20% по программе «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» и «Развитие физической культуры и спорта».

    На чьи плечи ляжет бюджет России в 2018 году?

    Существующих источников финансирования российской казны всего два: резервный фонд РФ и займы. При этом первый «кошелёк» израсходует свои запасы уже в 2017 году, тогда как ФНБ попрощается с отложенными на чёрный день средствами ближе к 2019.

    Тем не менее министерство финансов России планирует нарастить объём «одолжённых» средств на внутреннем рынке на 30% – до 1,05 трлн в год. Это значит, что получающийся объём государственного долга сохраниться на безопасной отметке – менее 20% от ВВП.

    По мнению министра финансов Антона Силуанова, сейчас финансирование дефицита казны осуществляется на 66% за счёт вложений Резервного фонда. Остальная часть лежит на плечах приватизации и внутренних долгов. В 2018 существенных поступлений от приватизации не намечается, посему, чтобы не растратить остатки существующего резерва, придётся увеличить объём внутренних заимствований.

    ЦБ РФ нацеливает внимание общественности на том, что объём указанных размещений не сильно скажется на общем состоянии финансового рынка, и возможностях самого банковского сектора в сфере кредитования населения. Пока подобная ситуация вполне возможна, ведь на рынке присутствуют хорошие ликвидности. В этом деле важно не перестараться, чтобы инвесторы в итоге не потребовали коротких бумаг и высоких ставок. На данный момент министерство финансов продолжает финансирование существующего дефицита их средств Резервного фонда – продаёт Банку России валюту. В прошлом году эти продажи достигли отметки в 2,8 трлн рублей. Вот только как компании, так и обычное население демонстрируют стабильную склонность накапливать личные сбережения. В свете подобной ситуации объёмы кредитования практически застыли на одной отметке. Результат – в сфере банковской системы появляется профицит ликвидности структурного типа. Именно он будет присутствовать в бюджете России весь последующий год.

    Ухудшение прогноза

    К сожалению, на фоне нынешней ситуации с невозможностью урегулировать ситуацию со стабилизацией экономической ситуацией России, прогноз её развития оставляет желать лучшего. В таком случае возможность развития бюджета РФ в последующие годы выглядит не слишком уж радужно.

    ЦБ решил провести несколько важных шагов с целью стабилизации нынешней ситуации. Проблема в том, что излишек средств оказывает понижающее давление на ставку экономики, тем самым стимулируя рост потребления и кредитования.

    Чтобы абсорбировать ликвидность, было решено провести депозитные аукционы и правильно разместить облигации БР. В 2018 году рост заимствований рассматривается в качестве того же инструмента абсорбирования ликвидности.

    Пока в первой главе проекта бюджета на будущий год значатся основные параметры, в которых нормативная величина роста резерва возрастёт до 6 трлн рублей. При этом разделы, касающиеся источников финансирования дефицита, отмечают полное расходование Резервного фонда ещё в 2017 году. Из ФНБ до конца декабря используется 660 млрд рублей, в 2018 – 1,1 трлн рублей, тогда как в 2019 – 137 млрд рублей. После всего этого в заветном «ларце» останутся лишь средства, не имеющие никакого отношения к обещанию правительства развить существующие инфраструктурные проекты.

    Получается, что в тексте проекта бюджета на ближайшие годы имеются противоречия некоторых статей, объясняющиеся отсутствие необходимых правок в БК.

    Чиновники предлагают основываться на той его части, где указываются источники финансирования нынешнего дефицита. Сохраняется здесь и конфликт между министерствами экономического развития и финансов, относительно влияния казны на экономический рост России. По мнению представителей Минфина, до начала 2018 года ВВП вырастет на 0,6%, тогда как до 2019 окажется на отметке в 1,7%. Минэкономразвития настаивает на совершенно ином экономическом прогнозе. Базовый сценарий на ближайшие годы: рост ВВП в 2017 – 0,2%, 2018 – 0,9%, 2019 – 1,2%.

    Окончательное решение правительства, касательно завершающих шагов к утверждению бюджета на будущий период, будет принято в конце осени нынешнего года.

    Правительство России одобрило проектный бюджет России на 2018 год, в цифрах страна потеряет в доходах и дефицит бюджета составит немногим больше одного триллиона рублей. До конца месяца главный финансовый документ страны будет направлен на обсуждения в Госдуму.

    Проект бюджета РФ на 2018-2020 годы

    Главный финансовый документ страны готов для рассмотрения в Госдуме. В проекте на ближайшую трехлетку расчеты производились из ожиданий: инфляция 4%, дефицит 1,37% ВВП.

    На следующий, 2018 год, прогнозируемый доход составит 15,182 трлн рублей, расходы: 16,514 трлн рублей. Дефицит бюджета в следующем году составит 1,332 трлн рублей (1,37% ВВП). Верхний предел внутреннего долга страны ожидается в пределах 10,586 трлн рублей. Внешний долг составит $71 млрд.

    В следующие три года объем ВВП России планируется на уровне:

    • 2018 год – 97,46 трлн рублей;
    • 2019 год – 103,23 трлн рублей;
    • 2020 год – 110,24 трлн рублей.

    Проектный федеральный бюджет на 2019-2020 годы в цифрах

    2019 год 2020 год
    Планируемые доходы страны 15 трлн 548 млрд рублей 16 трлн 280 млрд рублей
    Планируемые расходы страны 16 трлн 415 млрд рублей 17 трлн 240 млрд рублей
    Дефицит 867 млрд рублей (0,84% ВВП) 960,32 млрд рублей (0,87% ВВП)
    Предел государственного долга 11 трлн 549 млрд рублей 12 трлн 969 млрд рублей
    Предел госдолга в долларах и евро $72 млрд и €61 млрд $70,2 млрд и €59,5 млрд

    Расходы бюджета по статьям

    Если говорить по статьям, то ожидается рост внутреннего государственного долга по госгарантиям в трехлетний период. На начало 2019 года он будет на уровне 2,375 трлн рублей, в 2020 году – 2,424 трлн рублей и в 2021 году вырастет до двух с половиной триллионов рублей. Также ожидается увеличение внешнего госдолга: до $34,1 млрд (€28,9 млрд) в 2019 году, $35,3 млрд (€29,9 млрд) – в 2020 году и $36,5 млрд (€30,9 млрд) в 2021 году.

    Важно! 405,66 млрд рублей составляет дефицит страны за восемь месяцев текущего года.

    Как указано в проекте (ссылка на официальный сайт, где размещен документ), более 45 млрд рублей будет направлено на погашение кредитов международных финансовых организаций и иностранных государств. Если брать разбивку по годам, то она выглядит следующим образом:

    • 2018 год – 16,79 млрд рублей;
    • 2019 год – 15,68 млрд рублей;
    • 2020 год – 12,88 млрд рублей.

    На погашение долговых госбумаг запланировано: 631,1 млрд рублей, 762,03 млрд и 606,23 млрд рублей.

    По плану внутренних заимствований на указанный период предусмотрен выпуск ценных бумаг на сумму 867,97 млрд рублей, 869,64 млрд рублей и 1,34 трлн рублей в период 2018-2020 годы. Как и ожидалось, в проект бюджета заложены те же параметры внешних заимствований, которые применялись в 2017 году – $7 млрд. При этом $4 млрд – это обмен старых выпусков.

    На ближайшую трехлетку в последний раз поступил в Госдуму "в бумаге". Документ и сопроводительные материалы в пятницу принесли из кабмина представители фельдъегерской службы в двух больших сумках. Первое чтение документа пройдет 27 октября.

    Проект бюджета в последний раз пронесли по Думе в сумках - отныне он будет поступать "в цифре". Фото: Сергей Куксин/ РГ

    Более чем 10 тысяч страниц проекта бюджета вызовут в нижней палате парламента традиционные споры. Коррективы в основной финансовый план попытаются внести не только представители оппозиционных фракций - о поправках предупредило и парламентское большинство.

    Начиная со следующего года бюджет больше не будут торжественно проносить по зданию на Охотном Ряду - разве что в виде "флешки". Основной финансовый документ будет поступать в цифровом виде. Последние в истории сумки с бюджетом показались главе профильного комитета Андрею Макарову "тяжелыми". Непростым будет и подготовка к принятию вкупе с обсуждением на "пленарках". В общей сложности у Госдумы на работу над проектом есть 60 дней. Депутаты собираются готовить документ к рассмотрению на ежедневных заседаниях. В дни пленарных заседаний членам комитета для этого придется жертвовать обеденным перерывом или задерживаться на работе.

    В бюджетный процесс будут вовлечены Счетная и Общественная палаты, куда документ уже отправили для анализа. Конечно же, депутаты спросят мнение регионов и экспертов. По ключевым бюджетным направлениям в Госдуме уже начали проводить слушания.

    Обсуждение параметров документа на заседаниях бюджетного комитета начнется 16 октября - уже после получения отзывов на него. Бюджет будет дорабатываться в тесном контакте с правительством. На первой встрече депутаты профильного комитета заслушают министра финансов и главу Центробанка.

    В проекте бюджета оказалось более 10 тысяч страниц

    Андрей Макаров как главный приоритет проекта назвал сохранение макроэкономической стабильности. Он обратил внимание на то, что по сравнению с 2017 годом ожидается рост доходов. По прогнозам кабмина, в 2018 году они составят 15,257 трлн (в рублях рост по отношению к 2017 году составит 3,6%), в 2019 году - 15,555 трлн и в 2020 году - 16,285 трлн рублей. Расходы в 2018 году составят 16,529 трлн, в 2019 году - 16,374, а в 2020 году - 17,155 млрд. Постепенно сокращается и дефицит. "Вес" этого базового показателя в ВВП будет уменьшаться с 1,3 процента в 2018 году до 0,8 процента в 2020-м. А это фактически сделает российскую казну сбалансированной по доходам и расходам.

    Экономику ожидает довольно устойчивый рост, добавил первый вице-спикер нижней палаты Александр Жуков. Это 2,1-2,3 процента в ближайшие три года. Достижением он назвал и сохранение низкой инфляции, которая заложена в размере 4 процента.

    Глава правительства ранее напутствовал Думу и кабмин: бюджет должен быть выстроен под решение действительно приоритетных задач и сбалансирован по расходам и доходам с учетом реальных возможностей. Кроме того, должны быть учтены основные социальные обязательства государства. Задачи лидера намерена выполнить "Единая Россия". Дорабатывая документ, во фракции намерены добиться перераспределения средств в пользу приоритетов.

    Так, надо повысить МРОТ до уровня прожиточного минимума, дать регионам достаточно денег на "майские указы" президента, сохранить средства на поддержку аграриев и добавить финансов на развитие села. Важно также добиться выравнивания бюджетной обеспеченности регионов. "Единороссы" также рассчитывают ко второму чтению добавить средства на технические средства реабилитации инвалидов.

    Еще одним приоритетом для "ЕР" является дискуссионный вопрос об индексации пенсий работающим пенсионерам. Полностью индексация пенсий всем работающим пенсионерам вряд ли возможна, но ее могут вернуть для инвалидов данной категории, рассказал первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" в Госдуме Андрей Исаев.

    В Госдуме ожидается традиционный спор - оппозиционные фракции будут доказывать, что денег надо добавить по ряду направлений, а в бюджетном комитете станут убеждать коллег, что их пожелания не обеспечены деньгами. "Единороссы" призвали другие фракции работать с имеющимися доходами, оптимально их расписав по расходным статьям. Но парламентские оппозиционеры уже пошли в отказ, заявив, что не поддержат проект. Так, коммунисты не нашли структурных реформ, ЛДПР не устраивают темпы роста экономики, а "справороссам" настолько все не нравится, что они выступят с альтернативным документом.

    Инфографика: Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Роман Маркелов

    Минфин в следующие три года намерен снизить зависимость федерального бюджета от колебаний на внешних рынках. При этом "дыра" в бюджете уже в 2018 году должна сократиться почти в два раза, а впоследствии он может стать бездефицитным.

    Уровень доходов бюджета все эти три года будет расти номинально - по отношению к общему объему экономики они, напротив, сократятся. Это произойдет из-за прогнозируемого сокращения нефтегазовых доходов к ВВП из-за снижения доли самого нефтегазового сектора и возвращения мировых цен на нефть на сбалансированный уровень, отмечается в пояснительной записке. По мнению минфина, тот самый уровень - это 40 долларов за баррель нефти российской марки Urals. К этой отметке нефть может вернуться к концу 2018 года, когда завершится соглашение об ограничении добычи сырья в формате ОПЕК+.

    Поэтому среднегодовые цены на нефть, заложенные в бюджет на следующую трехлетку, довольно консервативны - 43,8 доллара за баррель в 2018 году, 41,6 доллара - в 2019-м, 42,4 доллара - в 2020-м. Подобная динамика нефти неизбежно приведет к ослаблению курса рубля, экспорт сырья снизится, а импорт в Россию, напротив, вырастет. Как прогнозируют в минфине, в 2018 году среднегодовой курс доллара может составить 64,7 рубля (в 2017-м - 59,4 рубля). К 2020 году ожидается номинальное ослабление российской валюты до уровня 68 рублей за доллар.

    Доходам бюджета, не связанным с нефтью и газом, в следующие три года обещан символический рост - с 9,7 процента ВВП в 2017 году до 9,8 процента в 2020-м. Фактически их уровень поднимется вместе с прогнозируемым общим ростом экономики: благодаря ему должны увеличиться поступления от внутренних налогов (НДС, налога на прибыль и акцизов). На показатель положительно повлияет и общее улучшение их администрирования и собираемости, рассчитывают в минфине.

    Также заложены доходы и от приватизации госактивов, но за три года поступления от нее составят только 36,6 миллиарда рублей.

    Среди мер повышения доходов есть достаточно радикальные - с 1 июля 2018 года предлагается снизить порог беспошлинного ввоза товаров, заказанных населением в зарубежных интернет-магазинах, с 1000 до 20 евро.

    По расчетам ведомства, это принесет бюджету 30 миллиардов рублей в 2018 году, в 2019 и 2020 году - по 60 миллиардов рублей. Расходы бюджета в следующие три года также будут сокращаться - с 18,1 процента ВВП в 2017 году до 15,6 процента к 2020 году.

    Все еще сравнительно высокий дефицит бюджета в 2018 году минфин планирует покрывать из Фонда национального благосостояния (ФНБ), с которым с начала следующего года сливаются остатки Резервного фонда. Вторым источником станут госзаимствования. Как ранее говорил министр финансов Антон Силуанов, с 2019 года ведомство рассчитывает не трогать ФНБ для финансирования дефицита бюджета, пустив на эту цель только госзаймы.

    По проекту бюджета общий госдолг России вырастет за три года с 15,2 до 17,6 миллиарда рублей, в его структуре будут преобладать внутренние займы. Далее деньги из ФНБ будут уходить на софинансирование добровольных пенсионных накоплений населения и в бюджет Пенсионного фонда.

    Что касается курсов валют, то базовый сценарий предполагает, что в 2017-2020 годах курс доллара ожидается в районе 64,8 рубля за доллар.

    Одно из основных нововведений бюджета на следующую трехлетку - начало полноценной работы бюджетного правила. Допдоходы от продажи нефти и газа по цене сверх 40 долларов за баррель будут направляться не на расходы, а в резерв. Таким образом, в бюджете определяется предельный объем расходов, что должно повысить эффективность всей бюджетной политики.

    Вкупе с повышением собираемости налогов эти меры помогут снижению структурного дефицита бюджета. Оно создаст все условия для перехода к равновесию в экономике, что, по идее, должно заложить будущую модель ее инвестиционного рост.

    Минфин планирует снизить порог беспошлинного ввоза товаров из зарубежных онлайн-магазинов до 20 евро

    Если говорить о стимулировании долгосрочного роста экономики, то структура бюджета в этом плане скорее нейтральна, говорит эксперт группы исследований и прогнозирования Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Дмитрий Куликов. По его словам, в перспективе бюджету предстоит решать также вопрос перебалансировки текущих доходов из-за старения населения, а также вопрос отношений федеральной казны и региональных бюджетов.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное