Домой Кредит на бизнес Практикум по обществознанию - Важенин А. Г

Практикум по обществознанию - Важенин А. Г

Вопрос 1. Найди определения слов «личность» и «общество» в двух-трёх словарях. Сравни их. Если есть различия в определении одного и того же слова, попробуй их объяснить.

Личность - это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями.

Личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Общество – Совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.

Общество – Круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов и т. п.

Вопрос 3. Прочитай образные определения общества, данные мыслителями разных времён и народов: «Общество - не что иное, как результат механического равновесия грубых сил», «Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого», «Общество - это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не понижая других». Какое из этих определений ближе всего к характеристике общества, изложенной в данной главе? Свой выбор аргументируй.

«Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Потому что общество в широком смысле - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.

Вопрос 4. Составьте по возможности полный список различных человеческих качеств (таблицу из двух колонок: «Положительные качества», «Отрицательные качества»). Обсудите его в классе.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ:

скромный

откровенный

искренний

уверенный в себе

решительный

целеустремлённый

собранный

смелый, храбрый

уравновешенный

спокойный, хладнокровный

отходчивый

щедрый, великодушный

зобретательный, находчивый, сообразительный

благоразумный, рассудительный

здравый, здравомыслящий

уступчивый, сговорчивый

трудолюбивый

кроткий, мягкий

заботливый, внимательный к другим

сочувствующий

вежливый

бескорыстный

милосердный, сострадательный

остроумный

жизнерадостный, бодрый

серьёзный

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ:

самодовольный, тщеславный

нечестный

лживый, подлый

хитрый, коварный

неискренний

неуверенный в себе,

нерешительный

рассеянный

трусливый, малодушный

вспыльчивый

неуравновешенный

злобный, жестокий

злопамятный

несообразительный, тупой

неблагоразумный, безрассудный

жестокий

эгоистичный

равнодушный, безучастный

грубый, невежливый

корыстолюбивый

безжалостный, беспощадный

мрачный, угрюмый, хмурый

Вопрос 5. Л. Н. Толстой писал: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло».

Как ты понимаешь слова «безнравственное общество»? Если учесть, что приведённая мысль была высказана более 100 лет тому назад, подтвердилась ли она в развитии общества за прошедший век? Свой ответ аргументируй, привлекая конкретные примеры.

Безнравственность – качество личности, игнорирующей нравственные законы в своей жизнедеятельности. Это качество, которое характеризуется склонностью к выполнению правил и норм отношений, обратных, прямо противоположных принятым человечеством, человеком в вере, в конкретном обществе. Безнравственность – это зло, обман, воровство, безделье, тунеядство, разврат, сквернословие, распутство, пьянство, бессовестность, своеволие и др. Безнравственность – это состояние прежде всего душевного разврата, а затем и физического, это всегда бездуховность. Малейшие проявления безнравственности у детей должны вызывать потребность у взрослых улучшить среду воспитания и воспитательную работу с ними. Безнравственность взрослого человека чревата последствиями для всего общества.

Практикум по обществознанию Важенин А.Г.

Учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений.

3-е изд., стер. - М.: 2008. - 208 с.

Практикум представляет собой учебно-методическое пособие к учебнику того же автора "Обществознание". В нем содержатся задания разного типа - репродуктивного и творческого, которые помогут студентам глубже и прочнее усвоить материал учебника, сформировать свою жизненную позицию в соответствии с моральными и ценностными нормами.

Для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования.

Формат: pdf / zip

Размер: 7 ,4 Мб

Скачать:

RGhost

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. ОБЩЕСТВО
1.1. Понятие общества 5
1.2 Общество и природа 8
1.3. Сферы общества 11
1.4. Деятельность как способ существования общества 14
1.5. Развитие общества 17
1.6. Культура и цивилизация 20
1.7. Общественный прогресс 23
1.8. Глобализация человеческого общества 25
1.9. Типология обществ 28
Глава 2. ЧЕЛОВЕК
2.1. Человек как продукт биологической и социальной эволюции 31
2.2. Бытие человека. Cooтношение бытия и сознания 34
2.3. Цель и смысл жизни человека 37
2.4. Труд и игра 40
2.5. Общение 43
2.6. Человек, индивид, личность 47
2.7. Духовный мир человека 51
2.8. Проблема смерти в духовном опыте человечества 53
Глава 3. ПОЗНАНИЕ
3.1. Понятие познания 57
3.2. Истина 60
3.3. Научное познание 63
Глава 4. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
4.1. Культура 67
4.2. Мораль 69
4.3. Наука 72
4.4. Религия 75
4.5. Искусство 79
4.6. Образование 82
Глава 5. ЭКОНОМИКА
5.1. Понятие экономики 85
5.2. Собственность 88
Конституция Российской Федерации 91
Гражданский кодекс Российской Федерации 91
5.3. Производство 93
5.4. Рынок 95
5.5. Государство и экономика 99
Конституция Российской Федерации 101
5.6. Экономика потребителя 102
5.7 Мировая экономика. 108
Глава 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
6.1. Социальная стратификация 111
6.2. Социальное поведение 115
6.3. Этнические общности 119
6.4. Семья 123
6.5. Молодежь 127
Глава 7. ПОЛИТИКА
7.1. Государство и политическая система общества 131
7.2. Механизм государства 135
7.3. Форма правления 138
7.4. Форма государственного устройства и форма политического режима 141
7.5. Гражданское общество и правовое государство 146
7.6. Политическая идеология 149
Конституция Российской Федерации 152
7.7. Личность и политика 152
Глава 8. ПРАВО
8.1. Понятие права. Право в системе социальных норм 156
8.2. Норма права. Система права 159
8.3. Формы (источники) права 164
8.4. Правосознание. Правоотношение 167
8.5. Правонарушение и юридическая ответственность 172
8.6. Права и свободы человека и гражданина 177
Конституция США (1787) !78
8.7. Государственное право I 79
8.8. Административное право 183
Кодекс Российской Федерации 186
8.9. Гражданское право 188
8.10. Трудовое право 196
8.11. Уголовное право 200
Литература 205

Обществознание, 8 класс

Урок № 07

Личность и

общество

Д.З.: индивидуально (повторить §1 -5, термины, творческие задания, ?? (с.43-45) к гл. I)

© А.И. Колмаков


Задачи урока:

  • Способствовать формированию у учащихся относительно целостного представления об обществе и человеке, сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей.
  • Создать условия для развития у учащихся универсальных учебных действий:
  • нравстенно-эстетического оценивания и самоопределения;
  • поиска и выделения необходимой информации;
  • рефлексии способов и условий действия;
  • определения основной и второстепенной информации;
  • построения логической цепи рассуждений, доказательства;
  • постановки и решении проблем.

Знать и уметь (УУД)

  • Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
  • Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников

Понятия, термины

  • биосоциальная природа человека;
  • мышление;
  • речь;
  • деятельность (игра, учёба, труд);
  • самореализация;
  • способности человека
  • изменчивость (общества);
  • стабильность;
  • эволюционное развитие общества;
  • социальные революции;
  • «бархатные» революции;
  • реформы «сверху», «снизу»;
  • глобализация;
  • информационная революция;
  • МВФ, ВТО;
  • глобальные проблемы современности
  • биосфера;
  • ноосфера;
  • природа;
  • человек – венец природы;
  • общество;
  • общественные отношения;
  • сферы жизни общества;
  • социальная норма;
  • формы социальных норм (дозволение, предписание, запрет);
  • ступени развития общества

Вариант 1

Проверка знаний учащихся

  • Как соотносятся понятия «человек» и «общество»?
  • Кого называют личностью?
  • Каким образом современное общество влияет на социализацию индивида?
  • Почему учёные характеризуют общество как форму совместной жизни людей?
  • В чём заключается взаимодействие основных сфер общества?
  • Какие изменения происходят в современном обществе?

Практикум. Ч.1. Дайте краткий ответ

  • В чём проявляется биосоциальная сущность человека?
  • Как связаны мышление, речь и деятельность человека?
  • Какие этапы в своём развитии проходит общество?
  • Почему формирование личности невозможно вне общества?
  • Что такое общество?
  • Чем различаются эволюционное и революционное развитие?
  • Почему ни одно государство не может на своей территории решить глобальные проблемы?

Практикум. Ч.2. Определи верный ответ

1. Для обозначения совокупности социально значимых качеств человека традиционно используют понятие

1 . Труд в отличие от игры

а) индивидуальность

а) предполагает создание воображаемой ситуации

б) индивид

б) всегда связан с получением практического результата

в) личность

в) требует соблюдения определённых правил

г) гражданин

г) может потребовать знаний, информации


Практикум. Ч.2. Определи верный ответ

2. Что из приведённого ниже является примером политической деятельности?

2 . В жизни общества Z ведущую роль играют наука, знания, информация. Человек с его индивидуальностью, запросами и возможностями рассматривается как центр цивилизации. К какому типу относится общество Z?

а) приготовление обеда хозяйкой

а) традиционному

б) управление строительной фирмой

б) аграрному

в) разработка законопроекта

в) индустриальному

г) организация туристической поездки

г) постиндустриальному


Практикум. Ч.3. Выполни!

  • Установи соответствие между примерами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца
  • Распредели следующие примеры употребления понятия «общество» в узком и широком смысле соответственно столбцам таблицы, записав их номера.

Понимание общества

В узком смысле

В широком смысле

Примеры:

Сферы общественной жизни:

А) выборы главы государства;

1)духовная;

Б) съезд правящей партии;

В) церковное богослужение;

2)политическая;

3)экономическая;

Г) предоставление кредита

1) Общество пчеловодов; 2) часть материального мира; 3) буржуазное общество; 4) всё население Земли; 5) научное общество; 6) история человечества; 7) российское общество; 8) форма и способ совместной жизнедеятельности людей; 9) древнегреческое общество.


Практикум. Ч.4. Восстанови текст

11. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

«Первыми …….. (1) человека были камень и палка. Люди добывали себе средства существования охотой и ……. (2). Важнейшим этапом в развитии человека стало появление ….. (3). Люди научились выражать абстрактные ….. (4) «вода вообще», «зверь вообще». Это привело к возможности обучать потомство….. (5), а не только примером, планировать действия до охоты, а не во время её и т.д.»

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову

А) собирательство; Б) орудия труда; В) земледелие; Г) язык;

Д) скотоводство; Е) понятия;

Ж) слова


Практикум. Ч.5. Составь предложение

Вспомни значения приведённых ниже слов и составь по одному предложению, в котором бы все они использовались.

а) деятельность, личность, самореализация;

б) природа, общество, культура;

в) общественные отношения, сферы общества;

г) социализация, личность, социальные нормы;

д)развитие общества, глобализация, противоречивость.

е) человек, индивид, личность.


Практикум. Ч.6. Творческое задание

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл , обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .

  • «Прогресс - не случайность, а необходимость» (Г. Спенсер).
  • «Революционеры поклоняются будущему, но живут прошлым» ( Н. Бердяев).
  • «Революция - варварский способ прогресса» (Ж. Жорес).
  • «Революции - локомотивы истории» (К. Маркс).
  • «Революция пожирает своих детей» ( П. Вернъо).

рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

Экспресс-тест/ Ответы:

Часть 1:

Часть 2:

??

Литература

  • Обществознание. 8 класс: учеб , для общеобразоват. Организаций/ [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]; . – 5-е изд. - М. : Просвещение, 2017. - 255 с
  • Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. 4 издание. М.: - Просвещение, 2017
  • Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: 0-28 учеб, пособие для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2016. - 174 с.
  • Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы
  • Иллюстрации из сети Интернет.
  • Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Городецкой «Обществознание. 8 класс». ФГОС (к новому учебнику) / С. В. Краюшкина. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Из­дательство «Экзамен», 2017. - 191, с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

©шаблон презентации,

Практикум по теме «Экономика» 8 класс

    Какие проблемы экономики являются универсальными?

1. Конкуренция и монополия.

    Ограниченность ресурсов.

    Экономический выбор.

    Занятость населения.

    Экономическая политика государства.

    Постоянный рост потребностей общества.

2. Дополните ряд

…… Распределение Обмен ……

    В перечне проблем, изучаемых экономической наукой лишнее:

    поведение людей в процессе производства и обмена материальных благ;

    пути повышения эффективности экономических процессов;

    стабилизация демографической ситуации;

    способы распределения производственных благ.

    Основные вопросы экономики:

    что производить? как производить? кто будет потреблять?

    что потреблять? как производить? кто будет производить?

    что производить? как производить? для кого производить?

    что потреблять? кто будет потреблять? кто будет производить?

    Экономика – наука, изучающая:

    мотивы поведения человека;

    методы рационального хозяйствования;

    способы внедрения достижений науки;

    формы повышения квалификации рабочих.

    Вопросы что, как, для кого производить решаются:

    в традиционной экономике;

    в рыночной экономике;

    в смешанной экономике;

    в любой экономической системе.

    Экономические отношения производителей и потребителей, основанные на взаимовыгодном обмене, - это:

1) разделение труда;

2) конкуренция;

3) рынок;

4)биржа.

    Установите соответствие между факторами производства и их примерами:

    строительные машины А. Земля

    каменный уголь Б. Капитал

    пашня В. Труд

    фермер

    фабрика

    Что отличает товарное производство от натурального:

    используются машины и оборудование

    увеличиваются расходы материалов на единицу продукции

    продукция производится для продажи

    существует разделение труда

10. Что такое командная экономика?

1) многообразие форм собственности;

2) высокая заинтересованность работников в результатах труда;

3) централизованное распределение ресурсов;

4) конкуренция товаропроизводителей.

11. Верны ли следующие суждения об издержках производства?

А.Величина постоянных издержек производства не связана с изменениями его объема

Б. К постоянным издержкам производства относятся затраты на сырье и материалы.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

Дополните фразы:

12. Земля, труд, капитал, предпринимательские способности – это ….

13. Право владеть, пользоваться, распоряжаться – это составляющие права ….

14. Результативность труда, которая измеряется количеством продукции, произведенной в единицу времени – это …

15. Обмен одного товара на другой товар посредством денег – это …

16. Результат полезной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей – это …

Вставьте недостающий элемент

17. Формы собственности в РФ

…… Государственная Муниципальная

18 . Производство

Интенсивное ……

19. Ресурсы

Природные Материальные ….. Финансовые

(Вещества и (Все рукотворные (Население (Денежные

силы природы) средства производства) трудоспособного средства)

возраста)

20. Типы экономических систем

Традиционная …. …. ….

⁠Вопрос 1. Найди определения слов «личность» и «общество» в двух-трёх словарях. Сравни их. Если есть различия в определении одного и того же слова, попробуй их объяснить.

Личность - это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями.

Личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Общество – Совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями.

Общество – Круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов и т. п.

Вопрос 3. Прочитай образные определения общества, данные мыслителями разных времён и народов: «Общество - не что иное, как результат механического равновесия грубых сил», «Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого», «Общество - это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не понижая других». Какое из этих определений ближе всего к характеристике общества, изложенной в данной главе? Свой выбор аргументируй.

«Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого». Потому что общество в широком смысле - форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.

Вопрос 4. Составьте по возможности полный список различных человеческих качеств (таблицу из двух колонок: «Положительные качества», «Отрицательные качества»). Обсудите его в классе.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ:

  1. скромный
  2. умный
  3. честный
  4. откровенный
  5. искренний
  6. уверенный в себе
  7. решительный
  8. целеустремлённый
  9. собранный
  10. смелый, храбрый
  11. уравновешенный
  12. спокойный, хладнокровный
  13. добрый
  14. отходчивый
  15. щедрый, великодушный
  16. находчивый, сообразительный
  17. благоразумный, рассудительный
  18. здравый, здравомыслящий
  19. уступчивый, сговорчивый
  20. трудолюбивый
  21. кроткий, мягкий
  22. заботливый, внимательный к другим
  23. сочувствующий
  24. вежливый
  25. бескорыстный
  26. милосердный, сострадательный
  27. остроумный
  28. весёлый
  29. жизнерадостный, бодрый
  30. серьёзный

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ:

  1. самодовольный, тщеславный
  2. глупый
  3. нечестный
  4. лживый, подлый
  5. хитрый, коварный
  6. неискренний
  7. неуверенный в себе,
  8. нерешительный
  9. рассеянный
  10. трусливый, малодушный
  11. вспыльчивый
  12. неуравновешенный
  13. злобный, жестокий
  14. злопамятный
  15. жадный
  16. скупой
  17. несообразительный, тупой
  18. неблагоразумный, безрассудный
  19. упрямый
  20. ленивый
  21. жесткий
  22. жестокий
  23. эгоистичный
  24. равнодушный, безучастный
  25. грубый, невежливый
  26. корыстолюбивый
  27. безжалостный, беспощадный
  28. cкучный, мрачный, угрюмый, хмурый

Вопрос 5. Л. Н. Толстой писал: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло».

Как ты понимаешь слова «безнравственное общество»? Если учесть, что приведённая мысль была высказана более 100 лет тому назад, подтвердилась ли она в развитии общества за прошедший век? Свой ответ аргументируй, привлекая конкретные примеры.

Безнравственность – качество личности, игнорирующей нравственные законы в своей жизнедеятельности. Это качество, которое характеризуется склонностью к выполнению правил и норм отношений, обратных, прямо противоположных принятым человечеством, человеком в вере, в конкретном обществе. Безнравственность – это зло, обман, воровство, безделье, тунеядство, разврат, сквернословие, распутство, пьянство, бессовестность, своеволие и др. Безнравственность – это состояние прежде всего душевного разврата, а затем и физического, это всегда бездуховность. Малейшие проявления безнравственности у детей должны вызывать потребность у взрослых улучшить среду воспитания и воспитательную работу с ними. Безнравственность взрослого человека чревата последствиями для всего общества.

Новое на сайте

>

Самое популярное