Домой Кредит на бизнес Право граждан на обязательное социальное страхование. Классификация видов социального обязательного страхования

Право граждан на обязательное социальное страхование. Классификация видов социального обязательного страхования

ОБ ОСНОВАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ, 16.07.99, №167

— часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с ФЗ страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Страховой взнос обязательный платеж на обязательное социальное страхование;

Тариф страхового взноса — ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленной оплаты труда по всем основаниям (доходам) застрахованных лиц;

Социальный страховой риск — предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование;

Страховой случай — событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных ФЗ, — также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию;

Обеспечение по обязательному социальному страхованию (далее — страховое обеспечение) — исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных ФЗ, — также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных ФЗ о конкретных видах обязательного социального страхования;

Страховой стаж — суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов;

средства обязательного социального страхования — денежные средства и имущество, которые находятся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования.

Основные принципы осуществления обязательного социального страхования:

  • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
  • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;
  • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  • обеспечение надзора и общественного контроля;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Статья 7. Виды социальных страховых рисков. Страховые случаи

1. Видами социальных страховых рисков являются:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

4) материнство;

5) инвалидность;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

2. При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с ФЗ о конкретных видах обязательного социального страхования.

Статья 8. Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию

1. Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения.

2. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

На сегодняшний день в отечественном законодательстве отсутствует определение обязательного государственного страхования. Чтобы его сформулировать, необходимо подробно рассмотреть основные признаки такового.
В соответствии с п. 1 ст. 969 ГК РФ обязательное государственное страхование осуществляется в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства. Данный признак полностью соответствует сущности обязательного страхования как такового и в полной мере соотносится со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 <1>.
———————————
<1> СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

Защита социальных интересов граждан находит свое выражение прежде всего в защите их имущественных интересов, поскольку застрахованные лица при наступлении страхового случая приобретают право на получение страхового возмещения, которое выражается исключительно в денежном эквиваленте. Учитывая то обстоятельство, что застрахованными по обязательному государственному страхованию наряду с судьями Российской Федерации являются практически все государственные служащие, в том числе проходящие службу в правоохранительных органах, а также лица, состоящие на военной и приравненной к ней службе, все эти лица представляют собой значительную часть населения страны, в связи с чем их интересы вполне разумно признать в качестве социальных.
Более того, служащие государственных органов всех ветвей власти Российской Федерации представляют собой основу государственного аппарата страны, без функционирования которого невозможно существование ни одного без исключения государства в мире.

В связи с этим последнее в особой степени заинтересовано в обеспечении указанной категории лиц всеми видами защиты, в том числе и страховой. От уровня социальной защиты государственных служащих, элементом которой выступает и обязательное государственное страхование, напрямую зависит эффективность их повседневной работы, а соответственно и стабильность функционирования различных государственных и общественных институтов, поэтому защита этой категории лиц осуществляется и в интересах государства.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 969 ГК РФ обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета. Данный признак является ключевым в определении рассматриваемого вида страхования в качестве государственного. По общему правилу, закрепленному в п. 2 ст. 936 ГК РФ, обязательное страхование осуществляется за счет страхователя. Однако, учитывая социальную значимость обязательного государственного страхования, его осуществление государство производит за счет собственных средств.
Указанный механизм реализации рассматриваемого вида страхования позволяет некоторым авторам поставить под сомнение его гражданско-правовую природу. Так, например, Ю.Б. Фогельсон в комментарии к ст. 969 ГК РФ высказал мнение, что «обязательное государственное страхование осуществляется за счет бюджетных средств. Бюджетные средства по своему правовому положению не являются объектами гражданского оборота, так как их оборот регулируется нормами финансового, а не гражданского права. Страхователями в обязательном государственном страховании являются государственные органы. В тех случаях, когда страховщиками являются государственные организации, весь оборот денежных средств регулируется не гражданским, а специальным финансовым правом. Следовательно, и отношения по обязательному государственному страхованию являются в основе своей не гражданско-правовыми, а финансово-правовыми, и нормы гражданского права применимы к ним лишь в тех случаях, когда обязательное государственное страхование осуществляется на основе договоров» <2>.
———————————
<2> Фогельсон Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 205 — 206.

Приведенные положения вызывают некоторые возражения. Прежде всего следует указать на то, что бюджетные средства не исключены из гражданского оборота. В противном случае не могли бы быть признаны субъектами гражданского права и соответственно сторонами в гражданских правоотношениях ни, вопреки гл.

4 ГК РФ, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, ни, вопреки гл. 19 ГК РФ, учреждения и казенные предприятия. Во-вторых, следует учесть, что, по крайней мере, граждане, в пользу которых заключен соответствующий договор, в финансовых отношениях вообще не состоят, а отношения между страхователем и страховщиками в качестве сторон договора страхования независимо от предшествующих им отношений сами по себе являются обычными гражданско-правовыми <3>.
———————————
<3> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2003. С. 664.

Очевидно, что обязательное государственное страхование представляет собой комплексное образование, в котором наряду с гражданско-правовыми отношениями находят свое выражение и трудовые, и административные, и, безусловно, финансово-правовые отношения. Последние находят свое выражение при выделении средств из бюджета на финансирование системы обязательного государственного страхования, тем самым качественным образом определяют его рассматриваемый признак. Вместе с тем значительная часть отношений по обязательному государственному страхованию, в частности между страхователем и страховой организацией, между страховой организацией и застрахованным лицом по поводу выплаты страховой суммы, носят частноправовой характер и регулируются нормами гражданского права. Это обусловлено тем, что для страховщика осуществление такого вида страхования не является обязательным, он действует в своих частных интересах (извлечение прибыли), реализуя частную правосубъектность <4>.
———————————
<4> См.: Стрельников В.В. Финансово-правовые отношения в сфере страхования // Журнал российского права.

2006. N 2. С. 57.

Еще одним признаком обязательного государственного страхования является особый состав застрахованных лиц. Пункт 1 ст. 969 ГК РФ содержит указание на то, что данный вид страхования распространяется на государственных служащих определенных категорий. Понятие государственного служащего в действующем законодательстве отсутствует, вместе с тем ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» <5> закрепляет определение государственных должностей Российской Федерации и ее субъектов, под которыми понимаются должности, устанавливаемые Конституцией РФ <6>, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. Именно к таким должностям согласно главе 7 Конституции РФ относятся и должности судей Российской Федерации.
———————————
<5> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
<6> Российская газета. 1993. 25 декабря.

Пункт 1 ст. 969 ГК РФ в качестве объектов обязательного государственного страхования называет жизнь, здоровье и имущество государственных служащих, определяя тем самым как личный, так и имущественный характер данного вида страхования. Вместе с тем, как показывает практика, в отношении далеко не всех категорий государственных служащих наличествует полный набор указанных объектов страхования.
Так, например, согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» <7> объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним лиц.
———————————
<7> СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1474.

В отличие от вышеуказанной категории лиц по обязательному государственному страхованию судей страхуются не только их жизнь и здоровье, но и, как это предусматривает ст. 969 ГК РФ, имущество, охватывая тем самым полный объектный состав данного вида страхования.
Существенным признаком обязательного государственного страхования является его осуществление непосредственно на основании законов и иных правовых актов (п. 2 ст. 969 ГК РФ). Данный признак подчеркивает обязательный характер этого вида страхования и выражает собой наличие в нем публично-правовых начал.
Данное обстоятельство позволяет некоторым авторам ставить под сомнение гражданско-правовую природу обязательного страхования в принципе. Вместе с тем наличие частноправовых элементов как в обязательном страховании, так и в обязательном государственном страховании подтверждается таким его признаком, как осуществление последнего хотя и в силу закона, но на основании договора. Это положение вытекает из п. 1 ст. 936 и п. 2 ст. 969 ГК РФ. «Обязательство страхования, которое возникает из закона, не может рассматриваться как особый вид страхования уже потому, что подлинные отношения страхования начинаются лишь с заключения договора. В случаях обязательного страхования заключение договора означает прекращение вытекающего из закона обязательства вследствие его исполнения» <8>.
———————————
<8> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 652.

Более того, в юридической литературе встречается мнение о том, что обязательное страхование всецело является частноправовым институтом. Так, например, по мнению М. Суворовой, обязательное страхование полностью относится к области частного права, так как, если какой-либо правовой институт основан на принципах частного права и входит в его систему, он не может одновременно относиться к публично-правовой сфере. Принцип обязательности «не оказывает влияния на характер правового регулирования частных отношений по страхованию и не изменяет их содержания. Цель обязательного страхования — защита частных интересов, исходя из конкретной экономической или политической обстановки» <9>.
———————————
<9> Суворова М.Д. О частноправовом характере института страхования // Правоведение. 1977. N 4. С. 135.

Законодатель стремится к включению договора страхования в сферу гражданского права, особенно в тех случаях, когда он является гражданско-правовым средством защиты частных интересов в гражданском обороте <10>. По мнению Ю. Фогельсона, даже когда заключение договора обязательно для обеих его сторон и условия договора определяются нормативным актом, обязанность по выплате возникает, только если договор страхования заключен. Содержание этой обязанности также может уточняться по воле сторон, если эти уточнения не противоречат типовым правилам <11>.
———————————
<10> См.: Пугинский Б.И. Основные проблемы теории гражданско-правовых средств: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1985; Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984. С. 87.
<11> См.: Фогельсон Ю.Б. Договор страхования в российском гражданском праве: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 43.

Таким образом, представляется, что наличие публично-правовых начал в отношениях по обязательному страхованию неоспоримо и проявляется в императивном подходе со стороны законодателя к установлению страхования наиболее социально значимых имущественных интересов. Однако говорить о том, что обязательное страхование не является институтом гражданского права, недопустимо. В отношениях по обязательному страхованию следует руководствоваться теми же гражданско-правовыми принципами, что и при других частноправовых договорных конструкциях <12>.
———————————
<12> См.: Рассохин В. Принципы правового регулирования обязательного страхования // Хозяйство и право. 2010. N 5. С. 24.

Именно договор является основанием возникновения страхового правоотношения по обязательному государственному страхованию, норма права же выступает в качестве предпосылки его возникновения. «Закон стоит над каждым правоотношением, признавая те или иные факты в качестве основания движения правоотношения» <13>, поэтому основанием возникновения страховых правоотношений может быть как юридический факт, так и сложный фактический состав, главным из которых для обязательного государственного страхования является заключение соответствующего договора, поскольку он носит конкретизирующее по отношению к норме права значение и определяет стороны договора (страховщика, страхователя), застрахованных лиц, срок осуществления данного вида страхования, размеры страховых взносов и другие условия.
———————————
<13> Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. М., 1958. С. 181.

Еще одним признаком рассматриваемого вида страхования, подтверждающим его обязательный характер, является то обстоятельство, что последнее оплачивается страховщикам в размере, определенном законами и иными правовыми актами о таком страховании (п. 3 ст. 969 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» <14> оплата страхователем страховых услуг страховщику устанавливается в виде страховых премий, под которыми понимается плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования.
———————————
<14> Российская газета. 1993. 12 января.

Согласно п. 4 ст. 969 ГК РФ правила, предусмотренные главой 48 «Страхование», применяются к обязательному государственному страхованию, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами о таком страховании. Это положение подтверждает мнение о том, что рассматриваемый вид страхования является разновидностью обязательного страхования, в связи с чем к нему сначала применяются специальные нормы о нем самом, затем правила ГК РФ об обязательном страховании и только потом общие правила главы 48 ГК РФ о страховании.
Рассмотренные признаки обязательного государственного страхования позволяют сформулировать его определение, которое в действующем законодательстве отсутствует, хотя представляется весьма полезным как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Обязательное государственное страхование — совокупность общественных отношений, возникающих между федеральными органами государственной власти (страхователями) и страховыми организациями различных организационно-правовых форм (страховщиками) на основе договора страхования, заключаемого в силу закона в целях обеспечения страховой защиты жизни, здоровья и имущества различных категорий граждан, представляющих особо важное значение для государства, за счет средств соответствующего бюджета.

Литература

1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг.

М.: Статут, 2003. С. 664.
2. Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. М., 1958. С. 181.
3. Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984. С. 87.
4. Пугинский Б.И. Основные проблемы теории гражданско-правовых средств: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 1985.
5. Рассохин В. Принципы правового регулирования обязательного страхования // Хозяйство и право. 2010. N 5. С. 24.
6. Стрельников В.В. Финансово-правовые отношения в сфере страхования // Журнал российского права. 2006. N 2. С. 57.
7. Суворова М.Д. О частноправовом характере института страхования // Правоведение. 1977. N 4. С. 135.
8. Фогельсон Ю.Б. Договор страхования в российском гражданском праве: Дис. … д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 43.
9. Фогельсон Ю.Б. Комментарий к страховому законодательству. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 205 — 206.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Соціальне страхування

Соціальне страхування — це розроблена і реалізується державою система підтримки непрацездатних і престарілих громадян за рахунок коштів державного страхового фонду, а також приватних або колективних страхових фондів. Іншими словами, соціальне страхування являє собою систему відносин, що склалися, спосіб перерозподілу національного доходу, при якому особи, які не беруть участі в суспільній праці, отримують утримання із спеціальних фондів. Джерелами формування фондів соціального страхування є державні дотації, а також страхові внески, які сплачують працюючі громадяни та роботодавці.

Соціальне страхування є формою соціального захисту економічно активного населення від різних ризиків, пов’язаних із втратою роботи, працездатності та доходів, на основі колективної солідарності відшкодування збитків. Особливістю соціального страхування є його фінансування із спеціальних позабюджетних фондів, які формуються за рахунок цільових внесків роботодавців і працівників за підтримки держави. Соціальне страхування побудована на певній залежності величини страхових виплат від величини трудового вкладу та страхового стажу.

Найважливіша економічна функція соціального страхування полягає у створенні необхідних умов для відтворення трудових ресурсів. Разом з тим соціальне страхування — це невід’ємна частина політики держави в соціальній сфері, воно сприяє забезпеченню соціальної справедливості в суспільстві, створенню і підтримці політичної стабільності.

За допомогою соціального страхування суспільство вирішує наступні завдання:

— формує грошові фонди, з яких покриваються затрати, пов’язані з утриманням непрацездатних та осіб, що не беруть участі в трудовому процесі;

— забезпечує необхідну кількість і структуру відтворення трудових ресурсів;

— скорочує розрив у рівні матеріального забезпечення працюючих і непрацюючих членів суспільства;

— домагається підвищення життєвого рівня різних соціальних груп населення, не залучених до трудового процесу.

Система соціального страхування, з одного боку, покликана забезпечувати профілактику, відновлення і збереження працездатності працівників, включаючи проведення оздоровчих заходів та перепідготовки; а з іншого — гарантує матеріальне забезпечення осіб, що втратили працездатність або не мали її.

Матеріальною основою соціального страхування виступають відповідні фонди з характерними для них напрямками використання. Суспільно значущий характер фондів соціального страхування та принцип солідарної участі працівників і роботодавців у їх формуванні визначає специфіку управління ними. Ці фонди функціонують на засадах самоврядування і некомерційного господарювання.

Соціальне страхування існує у двох формах: обов’язкового і добровільного страхування . Співвідношення цих форм по-різному для різних країн і етапів розвитку страхування.

Обов’язкове соціальне страхування є особливою різновидом державних соціальних гарантій, які забезпечуються через цільові позабюджетні (державні чи суспільні) фонди. Тут реалізується принцип неповного самофінансування. У разі дефіциту даних фондів держава надає їм допомогу з коштів держбюджету. Таким чином, воно виступає гарантом фінансової стійкості цих фондів і реалізації програм обов’язкового соціального страхування. Ця обставина часто стає приводом у сучасній Росії для спроб консолідації фондів обов’язкового соціального страхування в держбюджет. Останнє означатиме, що соціальне страхування втратить свою специфіку і розчиниться в загальній системі соціального забезпечення.

Виділяються два види обов’язкового соціального страхування: 1) обов’язкове загальне страхування; 2) обов’язкове професійне страхування.

Загальне обов’язкове страхування поширюється на всіх без винятку осіб, які працюють за трудовим договором або контрактом.

Обов’язкове професійне страхування поширюється на осіб, зайнятих на роботах, пов’язаних із підвищеним травматизмом, особливо небезпечними та несприятливими умовами праці.

4. Обязательное социальное страхование и его виды. Понятие социальных рисков и страховых случаев.

Рівень страхових внесків при обов’язковому професійному страхування вище, ніж при обов’язковому загальному страхування, і відповідно, вищий рівень матеріального забезпечення.

Добровільне соціальне страхування будується на принципах колективної солідарності та взаємодопомоги при відсутності страхової підтримки держави (держбюджету). Його відмінними рисами є демократизм управління страховими фондами, найбільш повна реалізація принципу самоврядування, соціальне партнерство роботодавців і найманих працівників, тісна залежність страхових виплат і програм від рівня доходів страхувальників.

Недостатній рівень державних гарантій у системі обов’язкового соціального страхування і високий рівень доходів страхувальників сприяє тому, що фонди добровільного соціального страхування розглядаються не як альтернатива, а як доповнення до обов’язкового страхування. Взаємне доповнення цих фондів дозволяє недоліки одного виду страхування компенсувати перевагами іншого.

Поняття соціального страхування, таким чином, охоплює різні форми суспільного (державного або обов’язкового, і добровільно-громадського) страхування населення від різного роду соціальних ризиків, пов’язаних із втратою роботи, працездатності та доходів.

Крім цього в ринковій економіці існують різноманітні форми приватного страхування від соціальних ризиків, що є різновидом добровільного особистого страхування громадян. Воно здійснюється за рахунок внесків фізичних та юридичних осіб, приватними страховими компаніями, пенсійними фондами. Тут діють принципи ринкової еквівалентності індивідуальної оцінки соціального ризику, залежності розміру відшкодування від індивідуальної платоспроможності застрахованої особи, тісного взаємозв’язку програми страхування з розміром індивідуального внеску застрахованої особи. На приватному ринку страхування від соціальних ризиків працюють головним чином комерційні страхові компанії.

Таким чином, у розвинутій ринковій економіці система страхування від соціальних ризиків включає державні, добровільно-суспільні (колективні) і приватні інститути, комерційні і некомерційні організації. Подібне її побудова дозволяє забезпечити гарантований соціальний захист громадян від імовірних причин втрати працездатності та доходів, так і найбільш повне задоволення попиту різних категорій населення на послуги страхування від соціальних ризиків.

Перелічимо найважливіші види соціального ризику , що ведуть до втрати працездатності та доходу: 1) хвороба; 2) виробнича травма; 3) професійне захворювання; 4) нещасний випадок; 5) материнство і дитинство; 6) безробіття; 7) старість; 8) смерть годувальника.

Зазначеним ризикам відповідають певні види соціального страхування. Особливість соціальних ризиків полягає в крупномасштабности їх виникнення і високої значимості наслідків для особистості і суспільства в цілому (наприклад, безробіття веде до росту захворюваності, злочинності, розпаду сімей і т. д.). Масовість їх виникнення в період економічної кризи, епідемії або війни на ринку особистого страхування може викликати банкрутство приватних страхових інститутів.

З розвитком суспільства роль соціального страхування значно зростає, що обумовлено збільшенням охоплення населення обов’язковим соціальним страхуванням, переходом від державного соціального забезпечення до сучасних систем соціального захисту населення, розвитком демократії та посиленням соціального захисту найважливіших прав людини, розширенням програм соціального страхування, зростанням рівня виплачуваних пенсій, допомог і якості наданих соціальних послуг, підвищенням їх вартості і зростанням реальних доходів населення.

У соціально-політичному аспекті обов’язкове соціальне страхування являє собою спосіб реалізації конституційних прав громадян на матеріальне забезпечення в старості, в разі хвороби, материнства, повної або часткової втрати працездатності, втрати годувальника, безробіття.

Розміри одержуваних коштів при цьому залежать від величини трудового (страхового) стажу, заробітної плати, ступеня втрати працездатності регулюються чинним законодавством.

Фонди соціального страхування утворюються за рахунок трьох джерел: 1) страхових внесків працівників; 2) внесків роботодавців; 3) субсидій держави.

Внески застрахованих працівників представляють собою пряме вирахування з доходу. По суті, це цільовий прибутковий податок. Ставка внеску встановлюється у відсотках до валового заробітку і є в більшості випадків пропорційної незалежно від величини доходу. При цьому передбачається річна максимальна сума внесків або максимальний дохід, до якого застосовується ставка.

Внески з підприємців стягуються у відсотках не від загального фонду заробітної плати зайнятих, а від заздалегідь встановленої максимальної сумарної заробітної плати, тобто суми, що перевищує цей максимум, не враховуються.

Державні субсидії включають в себе внески у фонди обов’язкового соціального страхування за непрацюючих громадян, військовослужбовців та держслужбовців, дотації на покриття дефіциту цих фондів і податкові пільги.

Кошти обов’язкового соціального страхування використовуються у вигляді грошових виплат, фінансування соціальних послуг та надання пільгових благ . Основними як за соціально-економічним значенням, так і за обсягом ресурсів є грошові виплати. Вони представлені пенсіями і посібниками, яким властива цільова спрямованість за характером використання та контингенту отримувачів.

По лінії соціального страхування фінансуються послуги закладів охорони здоров’я і соціального забезпечення, санаторно-курортних організацій по відновленню працездатності, проведення оздоровчо-профілактичних заходів, професійних навчальних закладів та ін

Особливість пільгових благ як форми використання засобів соціального страхування полягає в тому, що їхнє призначення пов’язане з отриманням конкретного матеріального блага або послуги. В силу цього пільгові блага займають проміжне положення між натуральним і грошовим розподілом. Це визначає таку рису пільг, як додатковість, тобто можливість збільшення споживчих можливостей окремих груп населення (пільгові рецепти, путівки та ін).

Класифікація виплат і послуг за функціональним призначенням передбачає їх розподіл за трьома групами:

1. Виплати і послуги, що мають на меті підтримати життєдіяльність людини: пенсії за віком, інвалідності, у зв’язку з втратою годувальника, допомоги по тимчасовій непрацездатності, по вагітності та пологах, утримання в будинках престарілих та ін.

2. Виплати і послуги, зумовлені додатковими витратами у зв’язку з народженням і вихованням дітей: допомога у зв’язку з народженням дитини, оплата відпусток по догляду за нею до досягнення певного віку, допомоги на дітей.

3. Виплати і послуги, що мають мету відновити працездатність, пов’язані з медичною реабілітацією, навчанням і перенавчанням інвалідів, безробітних, жінок, які повертаються до трудової діяльності після декретної відпустки.

Укажите финансовые механизмы, соответствующие двум моделям социальной защиты

1) социальное страхование – предусматривает создание страховых фондов и ориентированного на работающих граждан и членов их семей.

Социальное страхование, его понятие и виды

Финансирование осуществляется за счет специальных фондов, формируемых на основе взносов работодателей и работников, с возможным участием государства. Так как участие в социальном страховании обязательно, то социальное обеспечение охватывает практически всех трудящихся и членов их семей. Право лица на пособие основывается на записях о получении взносов без учета нуждаемости. Уровень взносов и выплат прямо связан с его прежним и настоящим заработком

2) социальной помощи, предусматривающей прямое бюджетное финансирование, направленное на доведение доходов малоимущих граждан до прожиточного минимума. Финансируется за счет бюджетов разных уровней, охват нуждающихся лиц – в соответствии с законодательствам выплаты и другие виды помощи производятся определенным категориям нуждающихся после обследования их материального состояния, цель предоставления помощи – доведение уровня доходов граждан до определенного прожиточного минимума с учетом ряда факторов. При оценке нуждаемости учитываются доходы и размеры собственности соответствующих лиц. Размер пособия и другие формы помощи не связаны с предшествующими уровнями заработной платы или уровнем жизни.

В РФ принципы социального страхования гарантированы Конституцией.

Принципы социального страхования РФ:

§ Устойчивость финансовой системы социального страхования, т.е. соответствие страховых обязательств средствам обязательного социального страхования

§ Всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность гарантий для застрахованных лиц

§ Государственные регулирование и гарантия соблюдения прав застрахованных лиц независимо от финансового положения страховщика

§ Паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в процессе управления системой социального страхования

§ Общественный контроль

§ Автономность финансовой системы социального страхования

Организация системы социального страхования РФ:

§ Организационно-правовая форма – государственные социальные внебюджетные фонды.

ü Порядок формирования и использования ГВФ регулируется налоговым и бюджетным законодательством

ü Бюджеты ГВФ рассматриваются и утверждаются в форме федеральных законов одновременно с законом о федеральном бюджете

ü При каждом ГВФ существует финансово-кредитное учреждение – организация, призванная управлять денежными средствами фонда

ü Согласно Бюджетного кодексу, ГВФ – фонды денежных средств, организуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь:

o Пенсионный фонд РФ

o Фонд социального страхования РФ

o Фонды обязательного медицинского страхования

§ Источники доходов ГВФ:

ü Обязательные платежи (налоги либо страховые взносы)

ü Другие доходы (бюджетные средства, средства от размещения временно свободных средств, добровольные источники, прочие источники, не запрещенные законодательством)

§ Основной источник – ЕСН.

ü Плательщики – юридические и физические лица.

ü Объект налогообложения – вознаграждение физическим лицам по договорам, а также доходы от предпринимательства.

ü Регрессивная шкала ставок налога, в зависимости от размера выплачиваемого вознаграждения.

ü Налоговые поступления зачисляются в доходы федерального бюджета, затем часть идет в бюджет Пенсионного фонда

12Следующая ⇒

Определение

ОСС – компонент общей государственной системы соцзащиты населения. Задача ОСС – защищать граждан от серьёзных изменений финансового/социального положения в случае возникновения проблемных (страховых) ситуаций.

В рамках ОСС защите подлежат не только работающие граждане, ног и находящиеся на их иждивении члены семей, потерявшие трудоспособность/трудовой доход по причине:

  1. инвалидности;
  2. старости;
  3. материнства;
  4. гибели кормильца;
  5. безработицы;
  6. затянувшейся болезни.

Факт! В отличие от ряда российских страховых систем, ОСС является не конкретным, а собирательным понятием. В ОСС входит совокупность взаимосвязанных органов и относящихся к ним систем, подчиняющихся правительству и курируемых Федеральной Налоговой Службой.

Классификация по назначению

Классифицировать ОСС можно по назначению, конкретной ситуации, которую страхование должно компенсировать финансово. Страхование бывает связанным c:

  • материнством;
  • временной нетрудоспособностью (болезнью);
  • несчастными производственными случаями/профессиональными болезнями;
  • смертью застрахованного гражданина/несовершеннолетнего члена его семьи;
  • медицинским обеспечением;
  • пенсионным обеспечением.

Факт! Назначение страховых компенсаций не является основной формой классификации ОСС. Обычно классификация осуществляется на основании ответственных за страховые выплаты органов.

Классификация по органам

Система ОСС глобальна, зоны ответственности в её рамках распределены между различными органами, помогающие гражданам при возникновении страховых ситуаций различного типа.

Внимание! Все органы «подстрахованы» государством – если один орган, что входитв систему, перестанет окупаться и возникнут проблемы с осуществлением выплат гражданам, входящим в ОСС, фонды органа будут пополнены из государственных запасов (федерального бюджета Российской Федерации) посредством трансфертных платежей.

В число органов ОСС входят нижеперечисленные:

Каждый указанный орган дополнительно делится на территориальные/региональные отделения для удобства работы с застрахованными гражданами.

Зоны ответственности органов

Органы распределяют между собой ответственность по ОСС, каждый занимается сферой, находящейся в его компетенции. Выше компетенции рассмотрены тезисно, теперь изучим органы отдельно, детально проанализировав функционал.

ФСС

Фонд социального страхования – государственный фонд внебюджетного финансирования, обеспечивающий обязательное социальное страхование граждан РФ.

Сфера деятельности:

  • Меры материальной поддержки при временной потере трудоспособности, в том числе по болезни и в период беременности и декретного отпуска. Из средств фонда происходит финансирование больничных листов, социального погребения, родовых сертификатов, всех пособий, положенных женщине в связи с материнством: единовременных выплат при ранней постановке на учет, при рождении ребенка, ежемесячного детского пособия.
  • Страхование от несчастных случаев и заболеваний, возникших в результате выполнения рабочих обязанностей. Производятся разовые и регулярные выплаты, компенсация за лечение и реабилитацию, финансируются меры профилактики профессионального травматизма.
  • Финансирование санаторно-курортного лечения льготным категориям граждан.
  • Предоставление протезов и технических средств, необходимых для реабилитации инвалидам.

ПФР

Пенсионный фонд России – внебюджетное государственное учреждение, управляющее средствами пенсионной системы, контролирующее соблюдение прав граждан на получение пенсий и осуществляющее их выплаты. Крупнейшее учреждение ОСС, один из крупнейших госорганов Российской Федерации, ответственный за заметную часть ВВП.

Сфера деятельности:

  • Расчет, назначение и выплата пенсий.
  • Оформление и выдача сертификатов на материнский капитал.
  • Осуществление выплат денежных средств материнского капитала.
  • Работа со страхователями, – теми, кто выплачивает страховые взносы в ПФР (работодатели, индивидуальные предприниматели и прочие).
  • Реализация совместного финансирования добровольных пенсионных накоплений россиян.
  • Назначение дополнительных социальных выплат тем пенсионерам, пенсии которых оказываются менее прожиточного минимума.

Факт! ПФР отвечает за выдачу и обслуживание пенсионного счёта гражданина (обозначаемого СНИЛС), отвечающего не только за пенсионное обеспечение, но и нужного при трудоустройстве, оформлении ряда госдокументов (загранпаспорта) , доступе к Единому порталу Государственных услуг. Это также важная часть ОСС. Подробнее о нём можно узнать из информационного видео:

ФОМС

Фонд обязательного медицинского страхования – внебюджетный государственный фонд, осуществляющий медицинское страхование граждан России и ряда категорий иностранных граждан, находящихся на территории страны.

Функционал:

  • Контроль над целевым применением денежных средств системы ОМС.
  • Финансирование программ ОМС.
  • Меры поддержки территориальных фондов обязательного медицинского страхования в субъектах страны.
  • ФОМС содержит 88 региональных подразделений, отвечающих за страховые случаи в отдельных регионах.

Факт! Ранее региональные фонды занимались сбором взносов, но после участившихся скандалов было принято решение осуществлять сбор и распределение взносов. Администрирующую функцию взяла на себя Федеральная Налоговая служба.

Финансирование органов

Финансовые проблемы органов ОСС компенсируются федеральным бюджетом Российской Федерации, но при отсутствии проблем учреждения имеют обособленные независимые бюджеты.

Факт! Потому официально данные учреждения называются внебюджетными фондами.

Формирование бюджетов осуществляется посредством страховых взносов, перечисляемых страхователями (предприятиями) напрямую в фонды или через налоговую службу. Размеры взносов формируются на основании суммарной оплаты труда работников страхователей и прочих выплат работникам.

Имеются исключения по отчислениям. В частности, обособленно суммы вычисляются для индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов. Предприятия освобождаются от выплат по таким расходам:

  • взносы, затрагивающие ДМС/обслуживание работника в поликлинике (при медицинском страховании работника более года);
  • страхование жизни/вреда здоровью;
  • затраты по негосударственному пенсионному страхованию;
  • суточные;
  • любая материальная помощь при смерти члена семьи, теракте, несчастном случае, стихийном бедствии, ограблении и аналогичном (требуется подтверждение справкой);
  • выплаты на удочерение/усыновление/рождение детей до 50 000 рублей/ребёнок;
  • произвольные выплаты сотруднику до 4 000 рублей/год.

Все эти затраты не учитываются в системе ОСС и не идут на её формирование.

Подводим итоги

Данный вид страхования является гарантом безопасности гражданина при возникновении ситуаций, ведущих к безработице. Разные подобные ситуации покрываются различными государственными органами, частично взаимосвязанными между собой. При возникновении финансовых проблем, страховые учреждения финансируются государством – ситуаций нехватки бюджета для финансирования страховых случаев возникнуть не может.

Важным условием существования системы ОСС является своевременная уплата взносов предприятиями. Избежание перечислений средств в фонды, пусть не лишит среднестатистического гражданина возможности при возникновении сложной ситуации воспользоваться бюджетными средствами, но сокращает федеральный бюджет, негативно сказываясь на экономике. Потому неуплата взносов является преступлением.

обязательного социального страхования является обособленной частью общей финансовой системы государства. Ее основная отличительная черта — целевой характер создаваемых фондов. Развитие финансовой системы социального страхования неотъемлемая функция социального государства.

В настоящее время к этим фондам относятся: РФ, РФ, (федеральный и территориальные). Они являются организациямистраховщиками.

Существуют две формы социальной защиты человека. Первая — материальная поддержка за счет средств, аккумулируемых в бюджетах всех уровней, включая бюджеты местного самоуправления. Эта форма получила название социального вспомоществования. Она предназначена для граждан, в основном нетрудоспособных, которые не могут социально защитить себя самостоятельно. Средства, которые государство и органы местного самоуправления могут выделить на социальное вспомоществование, зависят от собранных налогов. С уменьшением бюджетных доходов неизбежно снижаются размеры средств, выделяемых на социальное вспомоществование.

Вторая форма социальной защиты человека от рисков — социальное страхование , т. е. создание целевых фондов денежных средств. Это форма социальной защиты предназначена для трудоспособных граждан, имеющих самостоятельный заработок, но рискующих потерять его полностью или частично. Такая угроза постоянно существует изза наличия социальных рисков.

К социальным рискам относятся: временная утрата трудоспособности в результате заболевания, потребность в медицинской помощи, профессиональное заболевание и инвалидность, потеря работы, потеря кормильца в семье. Кроме того, социальными рисками признаются события, которые отражаются на материальном положении людей (материнство и наступление старости).

Социальное вспомоществование и социальное страхование часто называют социальным обеспечением. В таком случае это понятие адекватно понятию социальной защиты. Понятие "социальное обеспечение" содержится в действующей , в документах Международной организации труда, в РФ (часть II, глава 24 "Единый социальный налог (взнос)". Оно используется в сфере правовых отношений. Под правоотношениями по социальному обеспечению понимаются урегулированные нормами права отношения граждан с органами социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий и пособий.

Принципы обязательного социального страхования

Социальное страхование гарантировано государством. Это значит, что в случае нехватки средств на выплаты установленных законом пособий, средства должны быть выделены из . В управлении обязательным социальным страхованием участвуют через своих представителей сами застрахованные, т. е. лица наемного труда. Обязательное социальное страхование основывается на солидарной ответственности застрахованных за индивидуальные страховые риски.

Представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального положения работающих граждан, подверженных социальным рискам.

Обязательное социальное страхование начинается с момента заключения работником трудового договора. Следовательно, всякий работник, допущенный к работе, является застрахованным. Страховые взносы поступают в специализированную организацию, являющуюся страховщиком.

В федеральном законе РФ "Об основах обязательного социального страхования" от 9 июня 1999 г. оговорены страховые случаи, при наступлении которых застрахованное лицо получает в той или иной форме материальную поддержку от страховщика. Такая поддержка называется страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию. (Не путать с социальным обеспечением, которое адекватно понятию социальной защиты!)

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:

  • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая эквивалентностью страховых выплат и страховых взносов;
  • обязательный характер социального страхования;
  • государственные гарантии соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей работников, работодателей и государства в управлении обязательным социальным страхованием;
  • обязательность уплаты страхователями (работодателями) страховых взносов;
  • целевое использование средств;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Необходимо отличать обязательное социальное страхование от обязательного государственного страхования, которому подлежат лица некоторых профессий, например, военнослужащие, космонавты, доноры, персонал ядерных установок.

Обязательное социальное страхование (в отличие от социального вспомоществования) имеет собственную финансовую базу, не зависящую от доходов, поступающих в бюджеты всех уровней .

Обязательное государственное страхование

Обязательное страхование может выступать в виде обязательного государственного страхования, осуществляемого за счет средств бюджета .

Обязательное личное государственное страхование установлено для всех сотрудников налоговых органов, милиции, прокурорских работников, судей, военнослужащих внутренних войск, граждан, призванных на военные сборы. Обязательное государственное имущественное страхование предусмотрено на случай причинения ущерба уничтожением или повреждением имущества в связи с осуществлением служебной деятельности (например, катастрофа на Чернобыльской АЭС). Страховые возмещения по обязательному государственному страхованию производятся в основном за счет бюджетных средств.

Отношения по обязательному государственному страхованию, где государство как обязательный субъект всех финансовых правоотношений выступает в качестве страховщика имуществ и личных интересов отдельных категорий граждан .

В отличие от правоотношений по обязательному страхованию в отношениях по обязательному государственному страхованию одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган и страхование осуществляется (для застрахованного) бесплатно — за счет средств бюджета.

Повседневная жизнь полна самых разных социальных рисков, и любой гражданин не может быть уверенным в том, что в какой-то момент не окажется нетрудоспособным и не попадет из-за этого в тяжелое материальное положение. Такие события происходят довольно часто и имеют под собой объективные причины: несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, утрата заработка из-за временной нетрудоспособности или потеря самой работы.

В странах с социально ориентированной экономикой серьезное внимание уделяется политике социальной защиты населения, главными составляющими которой являются социальное страхование и социальная помощь. Проблема эта была обозначена и в принятой в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о правах человека, закрепившей права каждого на защиту при помощи социального страхования.

Социальное страхование - это разработанная и реализуемая государством система поддержки нетрудоспособных и престарелых граждан за счет средств государственного страхового фонда, а также частных либо коллективных страховых фондов.

Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения.

Социальное страхование - это упорядоченная система денежных пособий: по нетрудоспособности, по безработице, по беременности и родам; пенсий по инвалидности, по старости, по случаю потери кормильца.

Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Исторически определились три формы организации систем социального страхования:
- государственное;
- коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);
- смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).

Государственное социальное страхование является обязательным и формируется из налогов, которые отчисляют все активные трудоспособные граждане. Работодатель обязан удерживать с каждого работника налоги в фонд социального страхования. Государственное страхование финансирует не только пенсии пожилым членам общества, инвалидам, но и декретные выплаты, пособия на детей, а так же пенсии детям, лишенных кормильцев.

Коллективное социальное страхование имеет те же цели и задачи, что и государственное. Однако его объект значительно уже: он ограничивается трудовым коллективом, профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые фонды коллективного социального страхования образуются за счет работников и работодателей. Однако, в отличие от государственных, они являются независимыми самоуправляемыми организациями, форма которых устанавливается государственным социальным законодательством. Коллективным социальным страхованием могут заниматься любые страховые организации, получившие от государства в установленном порядке разрешение на этот вид деятельности.

Смешанным социальным страхованием называются проекты, которые профсоюзы реализуют вместе с государством.

Страховые риски

Различают следующие виды социальных страховых рисков:
- временная нетрудоспособность;
- необходимость получения медицинской помощи;
- трудовое увечье и профессиональное заболевание:
- инвалидность;
- материнство;
- признание безработным;
- наступление старости;
- потеря кормильца;
- смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду социального страхового риска соответствует и определенный вид страхового обеспечения, т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Принято различать следующие виды социального страхования: от несчастных случаев на производстве, страхование на случай болезни и обязательное пенсионное страхование.

Страхование от несчастных случаев на производстве. Взносы по этому виду страхования уплачиваются только работодателем. Размер взноса начисляется на фонд заработной платы предприятия. Этот вид социального страхования гарантирует выплату денежной компенсации при наступлении несчастного случая по месту работы. Выплаты производятся после составления акта по форме Н-1.

Страхование на случай болезни. В этом виде социального страхования взносы производятся в равных долях и работником, и работодателем. Но превышение некоторого предела дохода работника освобождает его от обязанности застраховываться, хотя ему предоставляется право страховаться на добровольной основе. Это всем известный листок нетрудоспособности и выплата по нему осуществляется после сдачи "больничного" в бухгалтерию для расчета.

Государственное пенсионное страхование. Для уплаты взносов фиксируется некоторый верхний предел доходов работника, выше которого доход освобождается от уплаты взносов. Взносы по этому виду социального страхования оплачиваются работником и работодателем в равных долях. В настоящее время любой работник также может принять участие в формировании свой пенсии по программе софинансирования.

Существуют также социальные выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице и др. Они также являются видами социального страхования, но формируются и выплачиваются за счет взносов работодателей и средств внебюджетных фондов.

Социальное страхование – это один из важнейших социальных институтов, осуществляющий поддержку населения. Он способствует поддержанию стабильности в обществе.

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
- паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- автономность финансовой системы обязательного социального страхования;
-ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
- обеспечение надзора и общественного контроля.

Участники

Участниками обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

Между названными субъектами и складываются отношения по обязательному социальному страхованию. Законодатель особо говорит о моменте возникновения данных отношений. Так, у страхователя (работодателя) данные отношения возникают с момента заключения с работником трудового договора; у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком, а у страховщика - с момента регистрации страхователя. В свою очередь, у застрахованных лиц моментом возникновения данных отношений является заключение трудового договора с работодателем; у лиц же, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - уплата ими или за них страховых взносов.

Возникающие по вопросам обязательного социального страхования споры разрешаются в следующем порядке. Страхователь или застрахованное лицо могут направить письменное заявление по спорным вопросам страховщику, который должен в течение десяти рабочих дней со дня его получения рассмотреть данное заявление и о принятом решении письменно сообщить заявителю в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления. В случае несогласия с принятым решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях либо в судебном порядке.

Фонды социального страхования

Материальной основой социального страхования выступают соответствующие фонды с характерными для них направлениями использования. Они функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Во главе системы социального страхования находится государственный внебюджетный Фонд социального страхования РФ.

Фонды социального страхования образуются за счет трех источников:
- страховых взносов работодателей;
- взносов работников;
- субсидий государства.

Взносы с работодателей взимаются в процентах не от общего фонда заработной платы занятых, а от заранее установленной максимальной суммарной заработной платы, т. е. суммы, превышающие этот максимум, не учитываются.

Взносы застрахованных работников представляют собой прямой вычет из их дохода. По существу, это целевой подоходный налог. Ставка взноса устанавливается в процентах к валовому заработку и является в большинстве случаев пропорциональной независимо от величины дохода. При этом предусматривается годовая максимальная сумма взносов или максимальный доход, к которому применяется ставка.

Государственные субсидии включают в себя взносы в фонды обязательного социального страхования за неработающих граждан, военнослужащих и госслужащих, дотации на покрытие дефицита этих фондов и налоговые льготы.

Направления деятельности Фонда социального страхования РФ.
1. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В рамках этого направления Фонд социального страхования осуществляет следующие страховые выплаты:
- единовременное страховое пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель);
- страховое пособие по беременности и родам;
- страховое пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное страховое пособие по уходу за ребенком;
- оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет;
- страховое пособие по временной нетрудоспособности;
- страховое пособие на погребение.
2. Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Средства на этот вид обязательного социального страхования формируются за счет:
- обязательных страховых взносов работодателей;
- взыскиваемых штрафов и пени;
- капитализированных платежей, поступивших в Фонд в случае ликвидации страхователей;
- иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
3. Финансирование Фондом социального страхования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма.
4. Выполнение Фондом социального страхования государственных социальных обязательств по поручению Правительства РФ. На Фонд возложены следующие дополнительные обязательства не страхового характера:
- обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета;
- обеспечение граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также бесплатным проездом к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета;
- выплата родовых сертификатов.

Права и обязанности застрахованного лица

Согласно Федеральному закону "Об основах обязательного социального страхования", застрахованное лицо имеет право:
- своевременно получать страховое обеспечение (при этом в случаях, предусмотренных законодательством, такое право имеют члены его семьи и лица, находящиеся на его иждивении);
- вносить предложения (через своего представителя или профсоюз) о тарифах страховых взносов – страховщикам и в Правительство Российской Федерации;
- участвовать (через своего представителя или профсоюз) в управлении обязательным социальным страхованием;
- получать информацию о деятельности страховщиков и страхователей (в частности, один раз в год (бесплатно) в органах Пенсионного фонда России по месту жительства или работы – сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете);
- получать у страхователя (бесплатно) – копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд России для индивидуального (персонифицированного) учета;
- обращаться с заявлениями об исправлении сведений (в случае несогласия с ними), содержащихся в его индивидуальном лицевом счете в органы Пенсионного фонда России (включая его Правление) либо в суд;
- защищать (лично, через своего представителя или через профсоюз) свои права, в том числе в суде.

Застрахованное лицо обязано:
- уплачивать страховые взносы и (или) налоги, если такая обязанность установлена законодательством РФ;
- своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения, для назначения и выплаты страхового обеспечения;
- пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда России;
- получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и предъявлять его по требованию страхователя, работников органов Пенсионного фонда России;
- обратиться с заявлением в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, а также при утрате страхового свидетельства;
- представить по требованию органов Пенсионного фонда России документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его индивидуальный лицевой счет.

Обязательное социальное страхование на территории Российской Федерации базируется на положениях Федерального закона N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" от 16.07.1999 года.

Обязательное социальное страхование в России представляет собой систему организационных, экономических и правовых мер, которые направляются на минимизацию или компенсацию последствий по изменению социального и материального положения работающей части населения, а также в иных случаях, предусмотренных нормативными законодательными актами РФ:

    при достижении соответствующей категории граждан пенсионного возраста;

    наступление инвалидности;

    потери кормильца;

    заболевание, несчастный случай на производстве (профессиональное заболевание), травмы, беременность и роды, рождение ребенка, уход за ребенком;

    прочие события, установленные законодательной базой Российской Федерации по обязательному социальному страхованию.

Законодательная база Российской Федерации по обязательному социальному страхованию состоит из федеральных законов, нормативных правовых актов и законов субъектов РФ.

Главные принципы осуществления осс

К главным принципам по осуществлению обязательного социального страхования (ОСС) относятся:

    устойчивая финансовая система по обязательному социальному страхованию, которая обеспечивается за счет эквивалентности социального страхового обеспечения к возмещениям по ОСС;

    обязательный всеобщий характер по социальному страхованию, доступность реализации социальных гарантий застрахованными лицами;

    гарантии государства по соблюдению прав для застрахованных лиц, направленных на защиту от возможных социальных рисков;

    гарантии государства по исполнению обязательств застрахованным гражданам по обязательному социальному страхованию вне зависимости от финансового состояния страховщика;

    государственное управление системой обязательного социального страхования;

    равноправие участников-представителей субъектов в управленческих органах системы по обязательному социальному страхованию;

    обязательная уплата страхователями необходимых страховых взносов;

    правовая ответственность за нецелевое расходование денежных средств по обязательному социальному страхованию;

    налаженность системы надзора и всеобщего общественного контроля;

    независимость финансовой системы в обязательном социальном страховании.

Субъекты в системе осс

К субъектам по обязательному социальному страхованию относятся участники возникающих отношений в системе ОСС. К субъектам обязательного социального страхования относятся:

    страховщики;

    страхователи (работодатели);

    застрахованные лица;

    иные органы (граждане или организации), определяемые федеральными законами РФ.

К страховщикам в обязательном социальном страховании относятся некоммерческие организации, созданные в соответствии с законодательством РФ для обеспечения гарантированного права застрахованных лиц по наступлению страховых случаев, связанных с условиями обязательного социального страхования.

К страхователям относится любая организационно-правовая форма организации, а также граждане (в соответствии с нормами федеральных законов РФ), обязанные уплачивать начисленные страховые взносы по ОСС. В отдельных случаях, которые устанавливаются нормами федерального закона, страхователи обязаны осуществлять выплаты по отдельным видам страхового обеспечения. К страхователям также относятся органы местного самоуправления и исполнительной власти, которые в соответствие с законодательством обязаны уплачивать страховые взносы в конкретных случаях.

К застрахованным лицам относятся граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранные граждане (работающие по трудовым договорам, индивидуально обеспечивающие себя работой), а также иная категория граждан, у которых возникают отношения в системе обязательного социального страхования.

Важно!

В системе обязательного социального страхования посредническая деятельность не допускается.

Новое на сайте

>

Самое популярное