Домой Кредиты онлайн Характеристика видов институциональных единиц. Институциональные единицы и их разновидности

Характеристика видов институциональных единиц. Институциональные единицы и их разновидности

Разделение экономики на институциональные секторы применяется в СНС для отражения поведения и функций отдельных типов экономических суб"єктів12.

Институционный сектор экономики - это совокупность институциональных единиц, имеющих сходные интересы, функции и источники финансирования, что обусловливает сходство их экономической поведінки13.

Согласно международных статистических стандартов институциональные единицы группируются в пять секторов:

Нефинансовые корпорации - это институциональные единицы, основной деятельностью которых является производство рыночных товаров или предоставление нефинансовых услуг;

Финансовые корпорации - все корпорации, специализирующиеся на финансовых услугах или вспомогательной финансовой деятельности;

Сектор общего государственного управления - объединяет юридические лица, для которых основной деятельностью является выполнение функций законодательной, исполнительной или судебной власти в отношении других институциональных единиц в пределах определенной территории;

Сектор домашних хозяйств домохозяйство определяется в "Руководстве по денежно-кредитной и финансовой статистики" как небольшая группа лиц, которые совместно проживают и объединяющих полностью или частично свои доходы и имущество и совместно потребляют определенные виды товаров и услуг (главным образом жилье и продукты питания). Согласно отечественной Классификации институциональных секторов экономики домохозяйства - это совокупность лиц, которые совместно проживают в одном жилом помещении или его части, обеспечивают себя всем необходимым для жизни, ведут общее хозяйство, полностью или частично объединяют и расходуют средства.

Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, определяется как совокупность всех некоммерческих организаций-резидентов за исключением некоммерческих организаций, являющихся рыночными производителями, а также нерыночных некоммерческих организаций, контролируемых и в основном финансируемых органами государственного управления.

Состав и структура институциональных секторов экономики Украины согласно отечественных методологических положений статистики приведены в табл. 2.1.

Согласно отечественной Классификации институциональных секторов экономики некоммерческая хозяйственная деятельность (деятельность некоммерческих организаций (НКО)) - это самостоятельная систематическая хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования, направленная на достижение экономических, социальных и других результатов без цели получения прибыли.

Поскольку НКО отличаются значительным разнообразием в отношении учредителей и функций, они могут принадлежать к разным институциональных секторов. При решении этого вопроса необходимо прежде всего провести грань между рыночными и нерыночными НКО.

В рыночных НКО относятся НКО, которые предоставляют товары и услуги по экономически значимым ценам, то есть по цене, которая позволяет повлиять на уровень спроса. С другой стороны, статус НКО позволяет им иметь дополнительные средства в виде добровольных пожертвований частных лиц, корпораций или органов государственного управления.

С другой стороны, статус НКО позволяет им иметь дополнительные средства в виде добровольных пожертвований частных лиц или корпораций, что дает им возможность владения высокодоходными активами.

В составе рыночных НКО преобладают НКО, которые обслуживают предприятия. Большинство из них образуются ассоциациями предпринимателей, в интересах которых ведется их деятельность.

К ним относятся торговые палаты, сельскохозяйственные, производственные и торговые ассоциации, организации предпринимателей, научно-исследовательские институты, лаборатории и другие организации.

Эти НКО могут заниматься рекламной деятельностью в интересах какой-либо группы, оказывать консультационные услуги и тому подобное. Такие НКО в основном финансируются за счет членских взносов, уплачиваемые работниками предприятий, которые они обслуживают.

К нерыночным относятся НКО, которые предоставляют основную часть товаров и услуг бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения. Главным источником финансирования для них являются средства государственного бюджета, регулярные взносы их членов, пожертвования, другие трансферты, а также доходы от собственности.

Таблица 2.1. Состав институциональных секторов в экономике Украины

Институционный сектор

Институциональной единицы, входящие в институционного сектора

Нефинансовые корпорации

1.1. Государственные нефинансовые корпорации;

1.2. Частные нефинансовые корпорации;

1.3. Нефинансовые корпорации под иностранным контролем

Финансовые корпорации

2.1. Национальный банк Украины;

2.2. Другие депозитные корпорации;

2.3. Другие финансовые посредники, кроме страховых корпораций и негосударственных пенсионных фондов;

2.4. Вспомогательные финансовые организации;

2.5. Страховые корпорации и негосударственные пенсионные фонды

3.1. Центральные органы государственного управления (центральное правительство);

3.2. Региональные и местные органы государственного управления;

3.3. Фонды социального страхования

Домашние хозяйства

4.1. Наемные работники;

4.2. Работодатели;

4.3. Самостоятельно занятые работники;

4.4. Получатели доходов от собственности и трансфертов

Некоммерческие организации

которые обслуживают домохозяйства

5.1. Политические партии и другие общественные организации;

5.2. Благотворительные организации и фонды;

5.3. Социально-культурные подразделения нефинансовых и финансовых корпораций

В составе нерыночных НКО выделяют две основные группы:

НКО, контролируемых и в основном финансируемых органами государственного управления;

НКО, обслуживающих домохозяйства.

Единицы-нерезиденты, осуществляющие операции с резидентными институциональными единицами или имеют с ними другие экономические связи, образуют группу, что может рассматриваться как своеобразный сектор "другого мира", предназначенный для учета внешнеэкономической деятельности страны. В состав "другого мира" входят некоторые нерезиденте институциональные единицы, находящиеся в географических границах страны, например, посольства, консульства, военные базы, международные организации.

До сектора внешнеэкономических связей ("другой мир") входят институциональные единицы-резиденты других стран, деятельность которых связана с операциями с институциональными единицами-резидентами данной страны.

Признаками классификации институциональных единиц по секторам является их главные экономические функции и источники формирования доходов (табл. 2.2).

Таблица 2.2. Основные функции и источники доходов (ресурсов) секторов

Сектор

Основные функции

Основные источники доходов (ресурсов)

Нефинансовые корпорации

Производство товаров и рыночных нефинансовых услуг

Финансовые корпорации

Финансовые операции на коммерческой основе и операции по страхованию

Поступления от кредитно-депозитных операций, проценты, страховые взносы по контрактам

Органы государственного управления

Предоставление нерыночных услуг для коллективного потребления и перераспределения национального дохода, богатства

Обязательные платежи (налоги) из институциональных единиц других секторов

Домашние хозяйства:

Как потребители;

Как предприниматели

Потребление;

Производство товаров и рыночных услуг

Оплата труда, трансферты из других секторов, доход от собственности;

Выручка от реализации товаров и услуг

Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства

Предоставление нерыночных услуг домашним хозяйствам

Добровольные и благотворительные взносы населения (домохозяйств), доходы от собственности, а также трансферты

"Другой мир"

Этот сектор не характеризуется какой-либо принципиальной функцией или доходами (ресурсами); он включает иностранные единицы (нерезиденты), потому что они осуществляют операции с отечественными институциональными единицами (резидентами данной страны)

Характеристика видов институциональных единиц

Система рыночной экономики включает комплекс институциональных единиц: корпорации и квазикорпорации, органы государ-
ственного управления, домашние хозяйства, некоммерческие учреждения. Они соответствуют международному стандарту – системе национального счетоводства (СНС).

Корпорация – это корпоративное предприятие, т. е. предприятие с долевой формой собственности держателей акций.

Корпорация создается в соответствии с законом как предприятие, не зависящее от других институциональных единиц (органов государственного управления, домашних хозяйств и др.). Эти другие институциональные единицы могут быть держателями акций данной корпорации, но непосредственно сама корпорация является самостоятельным юридическим лицом, зарегистрированным в Едином государственном регистре предприятий и организаций всех форм соб-
ственности (ЕГРПО).

В отличие от корпоративных, некорпоративные предприятия, создаваемые домашними хозяйствами и государственными органами управления, неотделимы от своих учредителей. Поэтому корпоративные и некорпоративные предприятия принадлежат к разным секторам экономики.

В связи с тем, что корпорация находится в коллективной соб-
ственности держателей акций, доход (прибыль), полученный в результате хозяйственной деятельности, распределяется между акционерами пропорционально стоимости приобретенных ими ценных бумаг. В случае ликвидации корпорации акционеры получают свою долю имущества, оставшуюся после погашения долгов и обязательств. Ответственность по непогашенным обязательствам несет руководство корпорации. Участие акционеров в деятельности корпорации ограничивается размером вложенного капитала.

Семейства корпораций нескольких поколений называются конгломератами . Корпорация-конгломерат, которая включает в свой состав корпорации нескольких стран, носит название транснациональной корпорации .

Существует два вида корпораций-конгломератов:

1. Корпорации производственного типа, которые создаются с целью производства продукции и сами являются производителями.

2. Холдинговые корпорации или холдинговые компании, которые не занимаются производством, а осуществляют лишь функции управления.

В системе национального счетоводства наряду с корпорациями рассматриваются квазикорпорации.

Квазикорпорация – некорпоративное предприятие, управление в котором осуществляется по аналогии с корпорацией.

По СНС квазикорпорации приравниваются к корпорациям. Они независимы от тех институциональных единиц, которым принадлежат юридически. Фактически отношения квазикорпораций с учредителями имеют форму отношений между корпорациями и акционерами.

К квазикорпорациям относятся следующие:

· филиалы и представительства зарубежных фирм и компаний, занятых производством продукции в пределах национальной экономики;

· некорпоративные предприятия, находящиеся в ведении органов государственного управления, занятые производством рыночной продукции;

· некорпоративные предприятия домашних хозяйств, обладающие признаками корпораций (составление бухгалтерского баланса и др.). Этот последний вид квазикорпораций встречается редко и не обязательно должен присутствовать в странах в отличие от первых двух.

Органы государственного управления представлены несколькими видами институциональных единиц:

1. Центральное правительство (центральные органы управления).

2. Органы управления областей.

3. Местные органы управления.

Органы государственного управления на всех уровнях отвечают требованиям институциональной единицы. Они являются юридическим лицом и осуществляют формирование доходов за счет налогов, пошлин и других платежей, т. е. контролируемых источников. Они имеют право привлекать заемные средства, распоряжаются фондами и т. д.

Центральное правительство по СНС – уникальное юридическое лицо, которое образовалось в результате политических процессов и обладает законодательной, исполнительной и судебной властью.

Расходы правительства осуществляются в трех направлениях:

1) на услуги коллективного пользования (оборона, здравоохранение, образование и т. д.);

2) обеспечение товарами и услугами домашних хозяйств бесплатно или по сниженным ценам (в Республике Беларусь различные дотации);

3) трансферты (субсидии, льготы, гуманитарная помощь) некоторым категориям граждан и отдельным институциональным единицам (помощь чернобыльцам, бесплатный проезд ветеранам и т. д.).

В состав правительственных органов разного уровня включаются такие некорпоративные предприятия, как государственные типографии, вычислительные центры, правительственная связь и другие, которые обслуживают органы управления. Они не являются самостоятельными институционными единицами и рассматриваются в составе того органа управления, который они обслуживают.

Что касается государственных производителей так называемых бесплатных «общественных благ», предоставляемых по номинальным ценам (государственная безопасность, правопорядок и т. д.), то они являются нерыночными производителями и не рассматриваются как самостоятельные институциональные единицы. К оказанию других услуг, таких как образование, здравоохранение и т. д. правительство может привлекать и рыночных производителей, в том числе и частные фирмы с оплатой их услуг по рыночной стоимости.

Правительство может выступать организатором производства товаров с исключительной целью извлечения доходов (производство алкогольных и табачных изделий). Но эти производители, являясь государственными корпорациями, рассматриваются в СНС как самостоятельные институциональные единицы и независимы от органов государственного управления.

Домашнее хозяйство как институциональная единица представляет собой группу лиц, объединивших свои доходы и материальные ценности в целях создания общих жилищных условий и совместного потребления некоторых видов товаров и услуг.

Домашние хозяйства создаются и функционируют прежде всего как потребительские единицы, однако могут заниматься и производственной деятельностью для собственного потребления и продажи товаров на рынке.

Наиболее характерным признаком для домашнего хозяйства являются общие ресурсы и потребление этих ресурсов. Вследствие этого семья как носитель этой общности является одновременно и домашним хозяйством. Кроме того, члены нескольких семей могут объединить свои ресурсы для организации их совместного потребления.

Наемные работники не относятся к домашним хозяйствам, даже если они получают не деньги, а натуральную оплату. Исключение составляют родственники домохозяев, входящие в состав их семей, являющиеся домашними работниками.

Члены домашних хозяйств, временно отсутствующие сроком до
одного года (нахождение в тюрьме, на лечении и т. д.), рассматриваются в составе своих домашних хозяйств. Если они отсутствуют более года, то относятся к тем заведениям, в которых они находятся на момент регистрации.

Производственная деятельность домашних хозяйств неотъемлема от самого домашнего хозяйства и не образует самостоятельную институциональную единицу. Производственная деятельность определяется статусом некорпоративного предприятия, которое неотделимо от домашнего хозяйства, которому оно принадлежит. Материальными ценностями владеет не собственно предприятие, а его владелец, который и несет ответственность по долгам и обязательствам. Наемные работники такой ответственности не несут.

Владелец некорпоративного предприятия одновременно является и предпринимателем и работником. В результате его доход носит смешанный характер: вознаграждение за труд плюс предпринимательский доход. В СНС он носит название «смешанный доход».

Некоммерческие учреждения (НКУ ) представлены субъектами экономической деятельности, которые создаются для производства товаров и услуг, не преследующие целей извлечения доходов. Некоммерческие учреждения могут быть созданы корпорациями, органами государственного управления и домашними хозяйствами. Предприятия-учредители контролируют деятельность НКУ, однако не имеют права присваивать себе доходы последних.

Уставные цели создания НКУ самые разные. В основном, это производство товаров и услуг коллективного потребления всего общества (корпораций, органов государственного управления, домашних хозяйств, частных лиц). Кроме того, НКУ могут создаваться в интересах социальной защиты определенных слоев населения, в благотворительных целях, на основании каких-либо политических мотивов и т. д.

В отличие от корпорации, НКУ не имеют держателей акций и в связи с этим их члены не имеют права претендовать на получение каких-либо дивидендов и не могут иметь каких-либо выгод из экономической деятельности НКУ.

Некоммерческие учреждения являются юридическим лицом и самостоятельной институциональной единицей.

Так как НКУ создаются институциональными единицами, принадлежащими к разным секторам экономики, они могут заниматься как рыночным, так и нерыночным производством.

Некоммерческие учреждения, занятые рыночным производством, возмещают при реализации товаров и услуг полностью или частично свои затраты и могут иметь прибыль от своей деятельности (университеты, больницы и другие организации, взимающие плату за услуги). Полученная прибыль остается в распоряжении этих учреждений. Прибыль и изыскиваемые дополнительные средства вкладываются в финансовые активы, что приносит доходы. Это позволяет устанавливать более низкие цены за услуги. Таким образом, целью в данном случае является не получение прибыли как таковой, а повышение качества услуг и снижение платы за них.

К НКУ с рыночным характером производства относятся и некоммерческие учерждения, обслуживающие деловые предприятия, – торговые палаты, рекламные бюро научно-исследовательских институтов и др. Они создаются для успешной деятельности своих учредителей и содержатся за счет их взносов. Эти взносы рассматриваются как плата за услуги.

Нерыночные НКУ ориентируются не столько на возмещение затрат, сколько на другие источники финансирования: взносы, пожертвования, бюджетное финансирование.

Среди нерыночных НКУ выделяют некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства и финансируемые правительством.

К первым относятся нерыночные НКУ, обслуживающие собственных членов товарами и услугами, – союзы, политические партии, научные общества и т. д. Они содержатся за счет членских взносов и услуги предоставляют бесплатно. Ко вторым относятся НКУ, занимающиеся благотворительной деятельностью для обеспечения товарами и услугами граждан, не являющихся членами этих организаций. Содержатся за счет взносов членов, пожертвований со стороны и государственного финансирования.

Классификационной единицей в секторной группировке является институциональная единица хозяйственная единица, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов, может самостоятельно принимать решения и распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами. Исключение составляют считающиеся институциональными единицами домашние хозяйства. Они не ведут счетов, но могут распоряжаться своими ресурсами, от своего имени владеть активами и принимать обязательства и являются хозяйствующими субъектами. Относящиеся к каждому сектору хозяйствующие субъекты имеют сходные цели, функции и источники финансирования, обуславливающие их сходное экономическое поведение.

Основными видами институциональных единиц внутренней экономики в соответствии с определениями, принятыми в СНС-93, являются:

Корпорации (нефинансовые и финансовые),

Квазикорпорации (нефинансовые и финансовые),

Некоммерческие организации (НКО) (рыночные и нерыночные),

Государственные учреждения,

Домашние хозяйства.

Корпорация – институциональная единица, имеющая статус юридического лица, которая создается с целью производства товаров или услуг для реализации их на рынке, что составляет основной источник дохода для их владельцев.

Квазикорпорация – хозяйствующий субъект, формально не имеющий статуса корпорации, но во всех других отношениях схожий с ней, например, неакционированные предприятия.

Государственное учреждение – институциональная единица, основная функция которой состоит в предоставлении товаров и нерыночных услуг обществу в целом или отдельным его членам, а также в перераспределении доходов и богатства. Государственное учреждение финансируется и контролируется органами государственного управления.

Некоммерческая организация (НКО) – институциональная единица, занятая экономической деятельностью, целью которой не является извлечение прибыли для единиц, которые являются владельцами НКО или которые их финансируют и контролируют. НКО могут быть рыночными и нерыночными единицами. Рыночные НКО, финансируемые и контролируемые корпорациями, относятся к сектору корпораций (нефинансовых или финансовых). Нерыночные НКО могут финансироваться и контролироваться органами государственного управления и домашними хозяйствами. Первые относятся к сектору государственного управления, а вторые образуют отдельный сектор экономики – некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ). Отнесение НКО к тому или иному сектору экономики осуществляется в зависимости от источников их финансирования.

Домашнее хозяйство – институциональная единица, состоящая, как правило, из небольшой группы лиц, которые живут вместе, объединяют часть или все свои доходы и активы и которые коллективно потребляют некоторые виды товаров и услуг (в основном жилищные). К домашним хозяйствам относится также так называемое институциональное население, т. е. лица, находящиеся в течение относительно длительного периода времени в больницах, домах престарелых, тюрьмах и т. д. Домашние хозяйства могут быть как потребителями, так и производителями товаров и услуг, осуществляя производственную деятельность в форме индивидуальных предприятий, либо неформально, с целью обеспечения продукцией собственных потребностей или реализации ее на рынке.


Институциональный сектор экономики – совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения их функций в экономике и источников финансирования, обуславливающих их сходное экономическое поведение.

Выделяются следующие сектора внутренней (национальной) экономики: «Нефинансовые предприятия», «Финансовые учреждения», «Органы государственного управления», «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства».

В сектор «Нефинансовые предприятия» (НФП) включаются корпорации, которые производят товары и нефинансовые услуги для продажи их на рынке по экономически значимым ценам. В этот сектор входят частные и государственные корпорации, совместные предприятия, а также предприятия, полностью находящиеся под контролем иностранного капитала.

Сектор «Финансовые учреждения» (ФУ) включает банки, страховые компании, инвестиционные фонды и другие финансовые учреждения, основной функцией которых является финансовое посредничество. Последнее состоит в том, чтобы находить на финансовом рынке свободные денежные средства, аккумулировать их, перерабатывать в форму, удобную для инвесторов, и предоставлять инвесторам по ценам (ставкам), складывающимся на рынке. Финансовые учреждения финансируют свои издержки главным образом за счет разницы между процентами, получаемыми за предоставленные ресурсы, и процентами, уплачиваемыми за привлеченные ресурсы.

Сектор «Органы государственного управления» (ОГУ) включает бюджетные государственные учреждения, главной функцией которых является перераспределение национального доходов и национального богатства, а также предоставление нерыночных услуг как обществу в целом, так и его отдельным членам. Эти функции государственные учреждения осуществляют с целью реализации социально-экономической политики, которая, как правило, предусматривает оказание помощи определенным социальным группам населения (малоимущим, пенсионерам, инвалидам, студентам и пр.), а также с целью недопущения чрезмерных разрывов в уровнях доходов наименее и наиболее обеспеченных слоев общества. Органы государственного управления финансируют свои издержки за счет налогов, но также частично за счет доходов от собственности, которой они располагают.

Сектор «Домашние хозяйства» (ДХ) включает домашние хозяйства, т. е. единицы в основном потребительского характера, и мелкие некорпорированные предприятия, владельцами которых выступают домашние хозяйства (мелкие фермы, небольшие магазины, рестораны, мастерские и т. д.). В этот же сектор включаются лица свободных профессий. Предполагается, что они являются собственниками некорпорированных предприятий, состоящих из одного лица.

К сектору домашних хозяйств относятся также собственники жилья, в котором они сами проживают. Платная наемная прислуга (садовники, шоферы, повара) рассматриваются как члены тех домашних хозяйств, где они работают.

Свои издержки единицы, входящие в сектор домашних хозяйств, финансируют за счет оплаты труда, доходов от собственности, перераспределительных поступлений (пенсий, пособий), а также за счет выручки от реализации продукции некорпорированных предприятий, которые входят в этот сектор.

Сектор «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства» (НКО) включает общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг членам этих организаций. Единицы, входящие в этот сектор, фи­нансируют свои издержки за счет взносов, доходов от собственности и пожертвований.

В финансово-промышленных группах (ФПГ), представляющих собой группу предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, при секторной группировке каждый участник ФПГ должен рассматриваться как отдельная институциональная единица и относиться к соответствующему сектору при всех способах формирования группы (путем передачи ее участниками находящихся в их собственности пакетов акций входящих в группу предприятий и финансово-кредитных учреждений в доверительное управление одному из участников группы, путем приобретения одним из участников группы пакетов акций других предприятий, учреждений и организаций, становящихся участниками группы и т. п.).

В холдингах, представляющих собой группы предприятий, в которых материнская корпорация контролирует несколько дочерних корпораций, каждая отдельная корпорация, за исключением вспомогательных, рассматривается при секторной группировке как самостоятельная институциональная единица.

Материнская (холдинговая) корпорация, основным (часто единственным) источником дохода которой являются дивиденды дочерних корпораций, а основным видом деятельности – владение и управление или осуществление иным способом контроля над группой дочерних корпораций, относится к тому сектору, который соответствует основному направлению деятельности группы компаний, входящих в холдинг, а не основной деятельности самой холдинговой компании. Например, в тех случаях, когда большинство контролируемых корпораций является финансовыми, материнская (холдинговая) корпорация относится к сектору «Финансовые учреждения».

Дочерние корпорации, являющиеся полной собственностью материнской корпорации или группы корпораций, занятые исключительно предоставлением услуг материнской компании, которой они принадлежат (например, транспортных услуг, снабженческо-сбытовых, маркетинговых, информационно-вычислительных услуг, услуг по охране и т. п.), называются вспомогательными корпорациями и рассматриваются как часть материнской корпорации или одной из корпораций группы, которая создала эту корпорацию, и самостоятельными институциональными единицами не являются.

Отдельно выделяется сектор «Остальной мир» , который охватывает нерезидентов в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны. Этот сектор не характеризуется какой-либо принципиальной функцией или принципиальными ресурсами.

Институциональная единица - это хозяйственная единица, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов, может самостоятельно принимать решение и распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами. Исключение составляют считающиеся институциональными единицами домашние хозяйства

На практике существуют два основных типа институциональных единиц: домашние хозяйства и корпорации (юридические лица), чье существование и чьи права признаются независимо от людей или других юридических лиц, которые ими владеют.

Домашние хозяйства обычно состоят из нескольких человек, которые при этом не рассматриваются как отдельные институциональные единицы. Это может быть семья, или просто несколько человек, которые живут совместно, совместно же владеют имуществом и имеют общий бюджет.

В качестве юридических лиц выступают корпорации (то есть предприятия, принадлежащие нескольким владельцам), некоммерческие организации или государственные единицы. Предприятия или организации, как правило, самостоятельно принимают экономические решения, хотя самостоятельность может быть ограничена их владельцами, например, корпорации в конечном счете контролируются акционерами.

С позиций принадлежности к национальной экономике субъекты разделены на резидентов и нерезидентов.

Институциональная единица является резидентом страны, или, точнее, экономики, если центр ее экономических интересов расположен на экономической территории данной страны. Считается, что единица имеет где-либо центр экономического интереса, если она владеет на данной территории землей или недвижимостью, продолжительное время участвует или намерена продолжительное время участвовать в экономической деятельности.

Резидентами считаются все экономические единицы (предприятия, домашние хозяйства) независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие центр экономического интереса на экономической территории данной страны (занимаются производственной деятельностью или проживают в стране не менее года). К резидентным макроэкономическим институциональным единицам); кредитно-инвестиционные институты – экономические единицы, осуществляющие привлечение и использование свободных денежных средств.



К нерезидентным институциональным субъектам, участвующим в макроэкономическом кругообороте относятся: иностранные фирмы и физические лица, занимающиеся импортом продукции; зарубежные инвесторы и заемщики капитала; правительственные и общественные организации других стран.

Секторы национальной экономики:
нефинансовые предприятия;
финансовые учреждения;
государственные учреждения;
некоммерческие организации, обслуживающие домашние
хозяйства;
домашние хозяйства;
мировая экономика.

Сектор представляет собой совокупностьинституциональных единиц, т. е. хозяйствующих единиц (хозяйствующих субъектов), которые имеют похожие цели, функции и источники финансирования.
К сектору «Финансовые учреждения» относятся резидентные финансовые корпорации и квази-корпорации, занятые финансовым посредничеством и другими коммерческими услугами.
Ресурсы данных секторов формируются за счет принятых обязательств и полученных процентов, страховых премий и комиссионных.

Отрасль определяется как совокупность предприятий, расположенных в одном месте, занятых одним видом производственной деятельности или в которых на долю основной деятельности приходится большая часть выпуска. Заведение не является институциональной единицей, способной владеть активами самостоятельно, получать или использовать доходы, принимать обязательства и т. д.
Отрасль «Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение» включает банковскую деятельность, страхование, пенсионное обеспечение, финансово-посредническую деятельность.

Банковская деятельность охватывает услуги Банка России и его учреждений, коммерческих банков, сберегательных банков и т. п. (корпорации, фонды, инвестиционные фирмы, включая инновационные и осуществляющие финансовый лизинг). Например, завершившийся 2006 г. неожиданно оказался хорошим для российской экономики, т. е. прирост ВВП за год составил около 7%, а первоначально прогнозировалось, что будет 6%.
Цифры экономического роста в России в 2006 г. показывают, что была переломлена тенденция снижения экономического роста, наблюдавшаяся в последние годы, а точнее в 2003 г. ВВП вырос на 7,3%, а в 2004 г. - на 7,2% и в 2005 г. - на 6,4%, и соответственно 2006 г. - почти 7%.
Из всего изложенного следует вывод о том, что действительно качество экономического роста пока оставляет желать лучшего. Очень плачевно, когда рост ВВП обеспечивается в первую очередь не развитием производства, а ускоренным развитием торговли, финансовой деятельности, рынка недвижимости - т. е. тех видов экономической деятельности, которые ничего нового не создают, и по своему характеру их можно отнести к обыкновенной спекуляции. Основа валовой добавленной стоимости в этом случае, прежде всего, перепродажа.
Соответственно, понятно, почему хорошо развивается легкая про-мышленность, так как при такой модели экономики толчок к развитию в промышленности получают только те виды производства, которые удовлетворяют растущий потребительский спрос. Только этим и объясняются такие хорошие показатели по текстильному и швейному производству, производству кожи и обуви, резиновых и пластмассовых изделий.
Если довольствоваться малым, то, конечно, можно расти подобным образом и на производстве пластмассовых изделий. Но вряд ли такая экономика станет той самой экономикой нового инно-вационного типа, о которой сейчас многие говорят.
Таким образом, проводя внимательно структурный анализ статистических показателей развития российской экономики, мы увидим, что у нее уже на сегодняшний момент есть достаточно много серьезных проблем. К сожалению, хорошие основные макроэкономические показатели притупляют реакцию вовремя обратить внимание на отмеченные перекосы в развитии. Но эту проблему нужно увидеть сегодня самим, чтобы завтра она не была очевидна всем.
Структурные перекосы в современной экономике имеют свойство накапливаться достаточно длительное время. Особенно это характерно для стадии экономического роста. Так как эти перекосы никуда не пропадают, соответственно, не стоит надеяться на то, что они исчезнут сами собой.
Экономическое развитие России зависит от развития мировой экономики, включая ее темпы роста, динамику мировых цен на нефть, соотношение курсов и уровень процентных ставок по активам, номинированным в основных мировых валютах, и предполагают инерционный характер развития внутренних факторов экономического развития. Существенное воздействие уровень цен на нефть оказывает на платежный баланс, курс рубля, на бюджет, инвестиционную активность, потребительский спрос. Складывающиеся на мировых финансовых рынках процентные ставки оказывают влияние на межрегиональные и глобальные потоки инвестиций. Соответственно, в общем все эти факторы существенно влияют на уровень инвестиций и темпы роста национальной экономики.
Для российской экономики главное значение имеют наиболее чувствительные для состояния платежного баланса показатели. К таким показателям относятся цены на нефть, газ и нефтепродукты, уровень процентных ставок на международном рынке капитала, складывающиеся соотношения курсов основных мировых валют. Из этого видно, что на стороне внешних факторов рассматриваются различные варианты сочетания упомянутых показателей.


В качестве базовой единицы учета в СНС используется понятие институциональной единицы, под которой понимается экономическая единица, обладающая единством поведения, самостоятельностью в принятии решений в сфере своей основной деятельности. Она ведет полный набор бухгалтерской отчетности и является юридическим лицом. Национальная экономика выступает как совокупность всех национальных единиц - резидентов, к числу которых относятся экономические единицы, которые функционируют на
данной территории более года. В число резидентов включают территориальные анклавы - посольства, научные и военные базы, размещенные в других странах.
Нерезиденты (экстерриториальные анклавы) - находящиеся в стране иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства. Различные стороны экономической деятельности в совокупности институциональных единиц-резидентов представлены в виде институционных секторов. Обычно в СНС выделяют четыре категории внутренних секторов и одну внешнюю. Первую категорию (сектор) составляют нефинансовые
предприятия, которые выполняют функцию производства материальных благ и услуг нефинансового характера, в основном за счет ресурсов из выручки от продаж. Сюда также относятся производят материальные блага и услуги, ведут бухгалтерский учет в полном объеме, но не обладают юридической самостоятельностью. Домашние хозяйства относятся ко второй категории и со-
ставляют самостоятельный сектор. Основная функция этих единиц-резидентов - потребление, хотя здесь имеет место и некоторая производственная деятельность, организованная в форме индивидуального предприятия, которое ни юридически, ни экономически не может быть отдельно от домашнего хозяйства владельца предприятия. Основные ресурсы домашних хозяйств формируются из заработной платы, доходов от собственности, получения наследства, трансфертов других секторов и
продажи благ и услуг, произведенных индивидуальными предприятиями. Категория администрации или сектор государственных учреждений, а по терминологии СНС ООН сектор производителей государственных услуг, включает институционные единицы, которые оказывают услуги, не реализуемые за деньги,для которых не существует рынка. Они выполняют функцию производства нетоварных услуг, а также перераспределения национального дохода и национального богатства. Различают 45 типов администрации, в том числе центральное правительство, местные власти, социальное страхование. Основные ресурсы этого сектора складываются из налогов, социальных выплат, получаемых с других единиц прямо или косвенно(например, в виде общественных субсидий). Сектор финансовых учреждений охватывает институционные единицы, которые осуществляют финансовые операции.Основные ресурсы их деятельности формируются из фондов,образованных в результате принятия финансовых обязательств
(денежные депозиты и проценты, акции, облигации, долгосрочные государственные фонды и другие).
Помимо этих четырех внутренних институционных секторов французская РСНС выделяет еще два сектора. Сектор частных организаций по оказанию услуг домашним хозяйствам (или производителей частных услуг, по терминологии СНС ООН) объединяет частные организации, производящие в основном нетоварные услуги для домашних хозяйств (например, услуги здравоохранения, образования, культуры и отдыха и прочие) и функционирующие на бесприбыльной основе.Сектор страховых учреждений включает все предприятия, основная деятельность которых состоит в страховании,превращении индивидуального риска в риск коллективный,с гарантией выплаты возмещения ущерба или пособия в случае реализации риска. Ресурсы этих учреждений складываются из добровольных общественных взносов или платы по
страховым договорам.

Кроме внутренних институционных секторов (категорий,агентов) СНС имеет один внешний - сектор «остальной мир»или заграница. Сюда относятся институционные единицы-резиденты, которые работают за пределами территории страны.


Сибирский государственный университет

путей сообщения

Тема: «Резидентные и нерезидентные институциональные единицы в Российской экономике»

Выполнила: Кетрарова Я.С.ст.гр.МПМ-211

Проверил:Шматков Р.Н.,к.ф.м.н, доцент

Новосибирск 2015


Салин В. Н., Медведев В. Г., Кудряшова С. И., Шпаковская Е. П. Макроэкономическая статистика: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2000. С. 31.


Классификационной единицей в секторной группировке является институциональная единица – хозяйственная единица, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов, может самостоятельно принимать решения и распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами. Исключение составляют считающиеся институциональными единицами домашние хозяйства. Они не ведут счетов, но могут распоряжаться своими ресурсами, от своего имени владеть активами и принимать обязательства и являются хозяйствующими субъектами. Относящиеся к каждому сектору хозяйствующие субъекты имеют сходные цели, функции и источники финансирования, обуславливающие их сходное экономическое поведение.

Основными видами институциональных единиц внутренней экономики в соответствии с определениями, принятыми в СНС-93, являются:

Корпорации (нефинансовые и финансовые),

Квазикорпорации (нефинансовые и финансовые),

Некоммерческие организации (НКО) (рыночные и нерыночные),

Государственные учреждения,

Домашние хозяйства.

Корпорация – институциональная единица, имеющая статус юридического лица, которая создается с целью производства товаров или услуг для реализации их на рынке, что составляет основной источник дохода для их владельцев.

Квазикорпорация – хозяйствующий субъект, формально не имеющий статуса корпорации, но во всех других отношениях схожий с ней, например, неакционированные предприятия.

Государственное учреждение – институциональная единица, основная функция которой состоит в предоставлении товаров и нерыночных услуг обществу в целом или отдельным его членам, а также в перераспределении доходов и богатства. Государственное учреждение финансируется и контролируется органами государственного управления.

Некоммерческая организация (НКО) – институциональная единица, занятая экономической деятельностью, целью которой не является извлечение прибыли для единиц, которые являются владельцами НКО или которые их финансируют и контролируют. НКО могут быть рыночными и нерыночными единицами. Рыночные НКО, финансируемые и контролируемые корпорациями, относятся к сектору корпораций (нефинансовых или финансовых). Нерыночные НКО могут финансироваться и контролироваться органами государственного управления и домашними хозяйствами. Первые относятся к сектору государственного управления, а вторые образуют отдельный сектор экономики – некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ). Отнесение НКО к тому или иному сектору экономики осуществляется в зависимости от источников их финансирования.

Домашнее хозяйство – институциональная единица, состоящая, как правило, из небольшой группы лиц, которые живут вместе, объединяют часть или все свои доходы и активы и которые коллективно потребляют некоторые виды товаров и услуг (в основном жилищные). К домашним хозяйствам относится также так называемое институциональное население, т. е. лица, находящиеся в течение относительно длительного периода времени в больницах, домах престарелых, тюрьмах и т. д. Домашние хозяйства могут быть как потребителями, так и производителями товаров и услуг, осуществляя производственную деятельность в форме индивидуальных предприятий, либо неформально, с целью обеспечения продукцией собственных потребностей или реализации ее на рынке.

Институциональный сектор экономики – совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения их функций в экономике и источников финансирования, обуславливающих их сходное экономическое поведение.

Выделяются следующие сектора внутренней (национальной) экономики: «Нефинансовые предприятия», «Финансовые учреждения», «Органы государственного управления», «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства».

В сектор «Нефинансовые предприятия» (НФП) включаются корпорации, которые производят товары и нефинансовые услуги для продажи их на рынке по экономически значимым ценам. В этот сектор входят частные и государственные корпорации, совместные предприятия, а также предприятия, полностью находящиеся под контролем иностранного капитала.

Сектор «Финансовые учреждения» (ФУ) включает банки, страховые компании, инвестиционные фонды и другие финансовые учреждения, основной функцией которых является финансовое посредничество. Последнее состоит в том, чтобы находить на финансовом рынке свободные денежные средства, аккумулировать их, перерабатывать в форму, удобную для инвесторов, и предоставлять инвесторам по ценам (ставкам), складывающимся на рынке. Финансовые учреждения финансируют свои издержки главным образом за счет разницы между процентами, получаемыми за предоставленные ресурсы, и процентами, уплачиваемыми за привлеченные ресурсы.

Сектор «Органы государственного управления» (ОГУ) включает бюджетные государственные учреждения, главной функцией которых является перераспределение национального доходов и национального богатства, а также предоставление нерыночных услуг как обществу в целом, так и его отдельным членам. Эти функции государственные учреждения осуществляют с целью реализации социально-экономической политики, которая, как правило, предусматривает оказание помощи определенным социальным группам населения (малоимущим, пенсионерам, инвалидам, студентам и пр.), а также с целью недопущения чрезмерных разрывов в уровнях доходов наименее и наиболее обеспеченных слоев общества. Органы государственного управления финансируют свои издержки за счет налогов, но также частично за счет доходов от собственности, которой они располагают.

Сектор «Домашние хозяйства» (ДХ) включает домашние хозяйства, т. е. единицы в основном потребительского характера, и мелкие некорпорированные предприятия, владельцами которых выступают домашние хозяйства (мелкие фермы, небольшие магазины, рестораны, мастерские и т. д.). В этот же сектор включаются лица свободных профессий. Предполагается, что они являются собственниками некорпорированных предприятий, состоящих из одного лица.

К сектору домашних хозяйств относятся также собственники жилья, в котором они сами проживают. Платная наемная прислуга (садовники, шоферы, повара) рассматриваются как члены тех домашних хозяйств, где они работают.

Свои издержки единицы, входящие в сектор домашних хозяйств, финансируют за счет оплаты труда, доходов от собственности, перераспределительных поступлений (пенсий, пособий), а также за счет выручки от реализации продукции некорпорированных предприятий, которые входят в этот сектор.

Сектор «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства» (НКО) включает общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг членам этих организаций. Единицы, входящие в этот сектор, фи­нансируют свои издержки за счет взносов, доходов от собственности и пожертвований.

В финансово-промышленных группах (ФПГ), представляющих собой группу предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, при секторной группировке каждый участник ФПГ должен рассматриваться как отдельная институциональная единица и относиться к соответствующему сектору при всех способах формирования группы (путем передачи ее участниками находящихся в их собственности пакетов акций входящих в группу предприятий и финансово-кредитных учреждений в доверительное управление одному из участников группы, путем приобретения одним из участников группы пакетов акций других предприятий, учреждений и организаций, становящихся участниками группы и т. п.).

В холдингах, представляющих собой группы предприятий, в которых материнская корпорация контролирует несколько дочерних корпораций, каждая отдельная корпорация, за исключением вспомогательных, рассматривается при секторной группировке как самостоятельная институциональная единица.

Материнская (холдинговая) корпорация, основным (часто единственным) источником дохода которой являются дивиденды дочерних корпораций, а основным видом деятельности – владение и управление или осуществление иным способом контроля над группой дочерних корпораций, относится к тому сектору, который соответствует основному направлению деятельности группы компаний, входящих в холдинг, а не основной деятельности самой холдинговой компании. Например, в тех случаях, когда большинство контролируемых корпораций является финансовыми, материнская (холдинговая) корпорация относится к сектору «Финансовые учреждения».

Дочерние корпорации, являющиеся полной собственностью материнской корпорации или группы корпораций, занятые исключительно предоставлением услуг материнской компании, которой они принадлежат (например, транспортных услуг, снабженческо-сбытовых, маркетинговых, информационно-вычислительных услуг, услуг по охране и т. п.), называются вспомогательными корпорациями и рассматриваются как часть материнской корпорации или одной из корпораций группы, которая создала эту корпорацию, и самостоятельными институциональными единицами не являются.

Отдельно выделяется сектор «Остальной мир» , который охватывает нерезидентов в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны. Этот сектор не характеризуется какой-либо принципиальной функцией или принципиальными ресурсами.

Новое на сайте

>

Самое популярное