Домой Кредиты онлайн Налоговая реформа (2000). этап налоговой реформы современной России

Налоговая реформа (2000). этап налоговой реформы современной России


Департамент образования администрации Владимирской области

Гороховецкий колледж

___________________________________________________________________________

Курсовая работа

По дисциплине: Налоговое право

на тему: Налоговая реформа в России

Специальность 030503 Правоведение

Выполнил студент гр. ПВ-4 Д.А. Олисов

Проверила: А.А. Шашкина

Гороховец

Введение ………………………………………………………….

    Система налоговых сборов и платежей в России до 1990 г..

    1 этап налоговой реформы современной России (1990-1997 гг.) …………………………………………………………………..

    2 этап налоговой реформы современной России (1998-2004 гг.) ……………………………………………………………………

    Завершающий этап налоговой реформы. Развитие налоговой системы в 2006-2007 гг. …………………………………….

    Основные направления налоговой политики в 2008-2010 гг. …………………………………………………………………………..

Заключение …………………………………………………………

Список использованной литературы …………………………….

Введение

В течение последних семи лет в России была проведена масштабная налоговая реформа, начатая с принятием первых глав второй части Налогового кодекса в 2000 году. Эта налоговая реформа, имевшая мало аналогов в мировой практике, имела объективные причины.

Основы действовавшей к 2000 году налоговой системы были заложены на рубеже 1990-х годов. Около полутора десятка налоговых законов было принято Верховным Советом РСФСР в самом конце 1991 года. Они вступили в действие с начала 1992 года и продолжали действовать на протяжении всех 1990-х годов, хотя за прошедшее с момента их принятия десятилетия в эти законодательные акты было внесено большое число изменений и дополнений.

Принятые в 1991 году законы были подготовлены в тяжёлых экономических и политических условиях в течение всего нескольких месяцев и потому не отличались глубиной проработки. Недостаток времени, неопределенность будущих структурных преобразований в экономике, быстро меняющееся правовое пространство, отсутствие опыта и знаний о международном опыте построения налоговых систем, приспособленных к функционированию в условиях рыночной экономики, явились главной причиной того, что российская налоговая система изначально обладала врожденными недостатками. К ним относились гипертрофированно большая роль налога на прибыль, сохранение целевых отчислений в бюджетные и внебюджетные фонды (прежде всего, в дорожные и социальные), неоправданно низкая роль налогов с физических лиц и на имущество, недостаточная разработанность вопросов налогообложения природных ресурсов и некоторые другие. Серьёзный вред был нанесен перешедшим из советского времени ярко выраженным карательным уклоном системы налогового администрирования, выражавшимся, в частности, в очевидной незащищенности налогоплательщика перед контролирующими органами, а также необоснованно высокими размерами санкций за налоговые правонарушения.

Начиная с первого года проведения рыночных преобразований, налоговое законодательство вызывало нарекания предпринимателей, ученых и инвесторов и являлось, по сути, тормозом на пути к экономическому росту. Кардинальные преобразования в политической и экономической жизни России на рубеже 80-90-х годов, интеграция постсоциалистической системы в единый мировой хозяйственный комплекс потребовали создания новой налоговой системы.

Поэтому налоговая реформа с 1990 г. провозглашается одной из важнейших задач российского правительства.

Цель курсовой работы – раскрыть сущность налоговой реформы в России.

Задачи курсовой работы:

    рассмотреть систему налоговых сборов и платежей в России до 1990 г.;

    дать характеристику 1 этапу налоговой реформы современной России;

    дать характеристику 2 этапу налоговой реформы современной России;

    рассмотреть завершающий этап налоговой реформы;

    охарактеризовать основные направления налоговой политики в 2008-2010 гг.

    Система налоговых сборов и платежей в России до 1990 г.

Система налоговых сборов и платежей в России до 1990 г. развивалась под преобладающим влиянием государственного монополизма в сфере распределительных отношений. Главной целью налоговой системы советского периода было привлечение в бюджет в запланированных объемах финансовых поступлений в виде отчислений от доходов хозяйственной деятельности государственных, кооперативных, общественных организаций и населения.

Основными налоговыми платежами в советское время являлись 1:

    налоги с населения, то есть подоходный налог, сельскохозяйственный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан;

    налоги с предприятий, то есть налог с оборота и платежи из прибыли с государственных предприятий, подоходный налог с предприятий и хозяйственных органов кооперативных и общественных организаций, таможенные и государственные пошлины.

Наибольшую часть налоговых поступлений СССР составляли отчисления предприятий от прибыли и налог с оборота, исчисленный как разница между оптовой и розничной ценой и взимаемый преимущественно в отраслях, производящих товары народного потребления.

К 1990 г. поступления в госбюджет налога с оборота превысили платежи из прибыли государственных предприятий, составив около 27-30 % всех его доходов 2 . Доходы, получаемые бюджетом от населения в виде налога на заработную плату и подоходного налога, были весьма незначительны. Их совокупный объем уступал доходам бюджета в форме поступлений от таможенных и государственных пошлин. Основная величина фискальных изъятий взималась с населения через налог с оборота и систему отчислений от фонда заработной платы.

К концу 80-х – началу 90-х годов база доходов бюджета от населения не имела перспектив развития, а база доходов от хозяйственной деятельности государства имела тенденцию к сокращению.

Объемы платежей государственных предприятий из прибыли в союзный бюджет и бюджеты республик снижались: 1986 год - 129,8 млрд. рублей, 1987 год - 127,4 млрд. рублей, 1988 год - 119, 6 млрд. рублей, 1989 год - 115,5 млрд. рублей 3 . Параллельно, при росте расходов, масштабы финансового кризиса нарастали. В конце 1991 г. внутренний государственный долг превысил 995 млрд. рублей, внешний долг достиг 47 млрд. инвалютных рублей 4 .

Таким образом, к началу 90-х годов XX в. основной задачей советской налоговой системы была реализация исключительно фискальной функции. Присущие мировой налоговой практике и в определенной степени применяемые ранее в инструментарии российской налоговой политики регулирующая, стимулирующая и социальная функции были полностью замещены механизмом централизованного планирования, государственного снабжения и государственного социального обеспечения. Сами же налоги имели форму плановых отчислений. Налоговая система СССР не обеспечивала запланированных объемов финансовых поступлений на государственные расходы.

Кардинальные преобразования в политической и экономической жизни России на рубеже 80-90-х годов, интеграция постсоциалистической системы в единый мировой хозяйственный комплекс потребовали создания новой налоговой системы.

    1 этап налоговой реформы современной России

(1990-1997 гг.)

Начиная с 1990 года в России началось полномасштабное строительство новой налоговой системы. Так, в апреле 1990 года был принят Закон «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». В июне этого же года принят еще один важный Закон «О налогах с предприятий, объединений и организаций».

Однако основы существующей в настоящее время российской налоговой системы были заложены в конце 1991 г. с принятием Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов) и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 г.

Таким образом, действующая ныне налоговая система России практически была введена с 1992 г. и основывалась на более чем 20 законодательных актах. В этом же году 21 ноября Указом Президента РФ была образована самостоятельная Государственная налоговая служба РФ (раннее она входила в состав Министерства финансов), на которую были возложены основные функции по разработке и реализации налоговой политики в стране.

Налоговая система Российской Федерации периода 1992 года включала 4 группы налогов:

    общегосударственные налоги и сборы, определяемые законодательством РФ;

    республиканские налоги и сборы республик в составе РФ, национально-государственных и административных образований, устанавливаемые законами этих республик и решениями государственных органов этих образований;

    местные налоги и сборы, устанавливаемые местными органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ;

    общеобязательные республиканские налоги и сборы республик в составе РФ и общеобязательные местные налоги и сборы 5 .

Состав налогов и сборов периодически менялся по решению соответствующих органов.

Очевидно, что сформированная в таких экстремальных условиях налоговая система не могла не обладать врожденными недостатками. И по мере углубления рыночных преобразований они становились все заметнее, превратив налоговую систему в очевидный тормоз экономического развития государства.

При этом ключевой проблемой экономики посткоммунистической России оказался бюджетный дефицит, воспроизводство которого было обусловлено низкими объемами налоговых поступлений на фоне высоких расходных обязательств государства. Можно выделить три группы причин, которые обусловливали кризис доходной базы бюджета:

    политическая нестабильность, ограничивавшая готовность и способность власти собирать налоги;

    угнетающее воздействие несбалансированности бюджета на состояние налоговой базы – долги государства бюджетным организациям, и, как следствие, их неплатежеспособность усиливали кризис расчетов, что в итоге стимулировало неденежные формы платежей в бюджет;

    объективная ограниченность возможности государства собирать налоги сверх определенного уровня.

Непонимание природы бюджетного кризиса предопределило ошибочные действия по его преодолению. В эти годы неоднократно предпринимались попытки повысить собираемость налогов, но все они давали краткосрочный результат. Более того, бессистемность внесения поправок, их количество и частота привели к тому, что налоговая система в это время характеризовалась, как нестабильная и непредсказуемая.налоговые реформы в России Выполнил: Нижний Новгород 1998 Содержание... введение Налогового Кодекса Российской Федерации. 4. Направления налоговой реформы Основы налоговой системы будут определяться и Налоговым Кодексом...

  • Налоговая реформа и реформирование доходной части бюджетной системы РФ

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    Части бюджетной системы 3.1 Совершенствование налоговой системы РФ Налоговая реформа в России продолжается уже более пятнадцати... лет. Были и положительные, и отрицательные результаты этой реформы ...

  • Теоретические аспекты налоговой реформы и результаты ее реализации

    Дипломная работа >> Экономическая теория

    М.: КНОРУС, 2004. «Налоговая реформа в России : проблемы и решения». – М.: ИЭПП, 2003. «Налоговый инициативы Правительства РФ» ... Заседание «Круглого стола». Налоговая реформа в России» . // «Финансы». 1998. №5, с29-31. «Налоговая реформа : первые результаты и...

  • Развитие налоговой системы в России (1)

    Реферат >> Финансы

    Еще ряд постановлений, корректирующих ход налоговой реформы ; - в 1936 г. ... это время проводится широкомасштабная налоговая реформа . Принимаются Законы 27 декабря... законопроектов о налоговой системе. Главной целью налоговой реформы в России была провозглашена...


  • Налоговая реформа является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций. Пройдя довольно длительный и противоречивый путь развития, налоговая система России в настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования. За период 2000-2004 гг. был осуществлен целый ряд важных мероприятий по коренному реформированию налоговой системы РФ. В частности, в ходе налоговой реформы: упразднены «оборотные» налоги и налог с продаж, а также некоторые другие неэффективные налоги, что обеспечило заметное упрощение налоговой системы; введен единый социальный налог вместо имевшихся ранее самостоятельных отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды с суще-
    1 При подготовке главы 21 использованы: рабочие аналитические материалы Министерства финансов РФ; замечания по подготовленным Экспертным управлением Президента РФ материалам к совещанию по экономическим вопросам у Президента РФ 17 марта 2005 г. по вопросам, относящимся к налоговой политике; рекомендации рабочей группы Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ по направлению «Совершенствование налогообложения и налогового администрирования»; другие материалы.

    ственно меньшей ставкой и возможностью снижения относительной суммы налога при увеличении размера выплат наемным работникам; снижены налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций, что в конечном счете привело не к снижению, а к росту поступлений по этим налогам; введен принципиально новый порядок исчисления налога на прибыль, соответствующий системам налогообложения, применяющимся в международной практике; реформирована система налогообложения добычи полезных ископаемых и прежде всего добычи углеводородного сырья. Это наряду с новой системой экспортных пошлин обеспечило поступление в доход государства значительных сумм, не связанных с деятельностью недропользователей и обусловленных исключительно высоким уровнем мировых цен на такое сырье; упрощен и облегчен режим налогообложения малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет введения трех специальных налоговых режимов; начата реформа имущественного налогообложения, предусматривающая уменьшение числа объектов налогообложения по налогу на имущество организаций и новую систему земельного налога, ориентированную на кадастровую стоимость земельных участков; обеспечено более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, в том числе за счет отмены неэффективных налоговых льгот и ликвидации «внутренних оффшоров»; улучшилось налоговое администрирование, что привело к заметному росту собираемости налоговых платежей.
    Приняты и вступили в действие 17 глав второй части НК РФ, регулирующих порядок уплаты конкретных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также специальных налоговых режимов. Среди последних мер, реализованных в рамках осуществления налоговой реформы, вступивших в действие с 1 января 2005 г., следует отметить окончательное законодательное оформление структуры налоговой системы России. Общее количество налогов и сборов, предусмотренных на федеральном уровне, снизилось с 54 до 15, или более чем в три раза (в настоящее время установлено 10 федеральных, 3 региональных и 2 местных налога).
    Важнейшим результатом налоговой реформы стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, что является одним из важных факторов обеспечения экономического роста. При этом налоговая нагрузка, рассчитываемая как отношение общей суммы налоговых и иных обязательных платежей (включая таможенные платежи) к объему ВВП без учета влияния изменения мировых цен на нефть, за 2000-2004 гг., снизилась с 31,7 до 28,4% (табл. 21.1.1). При этом, несмотря на общее снижение налоговой нагрузки, имеет место постоянный и стабильный рост налоговых и иных обязательных платежей (включая таможенные доходы) в бюджетную систему РФ (табл. 21.1.2, рис. 21.1.1 и 21.1.2).
    Как можно видеть, в 2001-2004 гг., несмотря на принятые решения по снижению налоговой нагрузки, рост налоговых доходов в целом превышал уровень инфляции. В 2002 г. произошло снижение поступления налоговых доходов по сравне-

    Таблица 21.1.1
    Динамика надоговой нагрузки на экономику РФ за 2000-2005 гг.1

    Таблица 21.1.2
    Динамика поступления налоговых доходов за 1999-2005 гг.



    1999 г. факт.

    2000 г. факт.

    2001 г. факт.

    2002 г. факт.

    2003 г. факт.

    2004 г. факт.

    2005 г. прогноз

    Всего налоговых и иных обязательных платежей, млрд руб.

    1499,6

    2453,0

    3070,2

    3608,7

    4311,9

    5661,6

    5987,4

    В % к предыдущему году

    -

    163,6

    125,2

    117,5

    119,5

    131,3

    105,8

    Всего указанных платежей без учета влияния цен на нефть, млрд руб.

    1475,8

    2314,3

    2889,4

    3285,7

    3953,2

    4743,1

    5127,2

    В % к предыдущему году

    -

    156,8

    124,8

    113,7

    120,3

    120,0

    108,1

    Уровень инфляции, %

    -

    20,2

    18,6

    15,1

    12,0

    11,7

    10,0

    Изменение без учета уровня инфляции и цен на нефть, %

    -

    130,4

    105,2

    98,8

    107,4
    />107,4
    98,3 .

    нию с уровнем фактической инфляции, что в значительной степени обусловлено резким уменьшением поступлений налога на прибыль в первый год введения нового режима его исчисления (вступление в действие гл. 25 НК РФ), а также отменой «дорожного» налога. Только с 2004 г. динамика поступлений по налогу на прибыль приобрела положительный характер, что наряду с общим экономическим ростом обусловлено прекращением действия внутренних «оффшорных зон», а также значительными доначислениями в бюджетную систему РФ в результате усиления контрольной работы налоговых органов. Вместе с тем нельзя не отметить, что резкое снижение налоговых прав региональных органов власти в части установления льгот по налогу на прибыль лишает регионы возможности проведения активной инвестиционной политики и влияния на экономический рост.
    Всего за указанный период в целом по всем налоговым и иным обязательным платежам в реальном выражении (без учета влияния инфляции), по оценке Минфина РФ, дополнительно получено около 1,2 трлн руб., что составляет 7,2% к общему объему таких платежей, поступивших за указанный период. Обращает на
    1 Здесь и далее по тексту главы использованы данные Департамента налоговой политики Минфина РФ.





    себя внимание стабильное превышение сверх инфляции и увеличение доли к ВВП поступлений по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ). Причем самый существенный рост имел место в первые два года после введения «плоской» шкалы налогообложения по этому налогу. В целом доля НДФЛ в структуре налоговых доходов увеличилась почти в полтора раза. Однако, проводя анализ поступлений по НДФЛ, необходимо учитывать, что введение «плоской» 13%-ной ставки налогообложения связано по времени со значительным повышением оплаты труда работников бюджетной сферы и включением в число налогоплательщиков военнослужащих лиц. Иначе говоря, рост поступлений по НДФЛ обусловлен влиянием целого ряда факторов, и не следует излишне переоценивать значение только фактора «плоской» шкалы. К сожалению, незаконные схемы оплаты труда не ушли в прошлое, есть еще резервы повышения собираемости НДФЛ. Так, по нашему мнению, остается актуальной дискуссия о целесообразности возврата к прогрессивной шкале налогообложения по этому налогу.

    Произошли изменения в структуре поступлений налоговых платежей по основным отраслям экономики. В частности, при сохранении высокой доли промышленности особенно заметно возросла доля налогов, уплачиваемых топливной промышленностью (прежде всего связанной с добычей и переработкой нефти), с одновременным уменьшением доли налогов, уплачиваемых обрабатывающими и другими промышленными предприятиями. Это стало следствием более существенного снижения налоговой нагрузки именно на такие предприятия (прежде всего благодаря отмене оборотных налогов и новому порядку исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций). Увеличились доли налогов, уплачиваемых в торговле, общепите и материально-техническом снабжении, что является отражением процесса создания крупных торговых сетей и общего повышения цивилизованности торговли.
    Рост налоговых доходов имеет место по всем уровням бюджетной системы РФ. Вместе с тем современная налоговая система России не приспособлена к реализации принципа налоговой автономии: большинство налогов взимается с юридических лиц, велика роль косвенных налогов, которые трудно преобразовать в региональные и местные, возможности органов власти субъектов РФ и местного самоуправления по налоговому администрированию ограничены, наиболее фискальные налоги сконцентрированы в федеральном бюджете и т. д. На примере налогов России обозначилось явное противоречие двух реформ: налоговой и бюджетного федерализма. Если налоговая реформа преследует цели сокращения налогового бремени и развития на этой основе предпринимательства в России, то реформа бюджетного федерализма направлена на возрастание ответственности региональных и местных органов власти за обеспечение тех обязательств, которые закреплены за их уровнем. Но для реализации этих обязательств фискального потенциала у регионов явно недостаточно и практически нет рычагов для е^о увеличения, кроме надежды на общий экономический рост. Поэтому необходимо, прежде всего на федеральном уровне, решить вопрос о расширении налоговых полномочий региональных и местных органов власти.

    С 1990 г. в РФ началась масштабная налоговая реформа. На рассмотрение в апреле был вынесен законопроект о сборах с граждан страны, иностранцев и лиц без гражданства. В июне обсуждался нормативный акт по вопросам обязательных отчислений в бюджет предприятий, организаций и объединений.

    Налоги и налоговые реформы в России: нормативная база

    Ключевые положения действующей сегодня программы по сбору обязательных платежей в бюджет были утверждены в конце 1991-го. Тогда был принят главный закон, регламентирующий эту сферу. В нормативном акте были установлены налоги, пошлины, сборы и прочие отчисления, определены субъекты, их обязанности и права. Кроме этого, были приняты и другие законы по конкретным налогам, вступившие в действие с января 1992-го. Основные налоговые реформы, таким образом, прошли в начале последнего десятилетия прошлого века.

    Структура

    Реформа налоговой системы прошла при принятии более чем 20 нормативных актов. 21-го ноября 1992 года по указу президента был сформирован контролирующий самостоятельный орган - ФНС. На эту службу возлагались ключевые функции по разработке и последующей реализации налоговой политики страны. Законодательством было определено 4 группы сборов:

    1. Общегосударственные. Они устанавливались на федеральном уровне.
    2. Местные. Они определялись территориальными структурами власти, согласно законодательным актам субъектов.
    3. Республиканские сборы, налоги административных и национально-государственных образований. Они устанавливались по решению госорганов и законами соответствующих регионов.
    4. Общеобязательные республиканские и местные сборы и налоги.

    Состав отчислений периодически изменялся в соответствии с решениями госорганов.

    Первые проблемы

    Проведенная в достаточно экстремальных условиях, налоговая реформа в России не смогла обеспечить создание идеального финансового института. По ходу последующих рыночных преобразований его изъяны становились все более заметными. В итоге стала существенно замедлять рост экономики страны. Ключевой проблемой в то время выступал дефицит бюджета. Он был обусловлен незначительными объемами поступлений в казну на фоне значительных расходных обязательств.

    Изменения

    К 1997 году в стране было установлено более 40 видов сборов и налогов, которые уплачивали организации и граждане. К этому моменту была сформирована трехуровневая структура. Она включала:


    Второй этап

    Новая налоговая реформа началась в 1999 году. Она ознаменовалась вступлением в силу первой части НК. Следует сказать, что Кодекс обсуждался достаточно долго. В общей части устанавливались обязанности и права субъектов, регламентировался процесс выполнения обязательств перед бюджетом, определялись правила контроля, ответственность за нарушения Кроме этого, были введены важнейшие инструменты института. Таким образом, в Кодексе были отражены основные аспекты налоговых реформ. Для обеспечения введения законодательства в действие было разработано и согласовано больше 40 нормативных документов. Важнейшим результатом того периода стало утверждение форм деклараций и инструкций по их составлению. Стоит, однако, отметить, что пока документ проходил через Думу, он утратил множество новаторских предложений. При этом механизмы и правила оказались в действительности далеко не безупречными. В этой связи в течение последних нескольких лет в НК было введено множество поправок.

    Преобразования с 2000 года

    С началом 21 века Правительством было предпринято несколько решительных шагов по изменению сложившейся ситуации в финансовом секторе страны. Были выработаны приоритетные направления налоговых реформ на среднесрочную перспективу (до 2004 года). В первую очередь предполагалось:

    1. Снижение избыточной нагрузки на субъектов, вследствие которой формировались предпосылки для уклонения от уплаты обязательных сумм.
    2. Ослабление фискального контроля государства в пользу стимулирующих функций системы налогов.
    3. Обеспечение равномерного распределения нагрузки на плательщиков.
    4. Сокращение числа и изменение направленности установленных налоговых льгот.

    В рамках правительство ориентировалось на перераспределение поступлений в пользу федерального бюджета относительно региональных.

    Цели налоговой реформы

    Они заключаются не в том, чтобы собрать как можно больше платежей для решения бюджетного кризиса. Ключевой задачей сегодня выступает снижение уровня изъятий по мере уменьшения государственных обязательств. Налоговые реформы ориентированы на установление справедливого порядка взимания платежей с субъектов, действующих в различных экономических условиях. Утвержденные программы предполагают повышение уровня нейтральности. Налоги не должны существенно влиять на относительные цены, процессы создания накоплений и так далее. В результате должны снизиться издержки по исполнению законодательства не только для государства, но и для самих плательщиков.

    Последующие преобразования

    Для реализации указанных выше задач налоговые реформы в стране были продолжены. В частности, с января 2001 года было введено 4 главы второй части НК:

    Последующие налоговые реформы на 2005 год предполагали:

    1. Снижение нагрузки на ФОТ. Это планировалось достичь за счет снижения ставки ЕСН. Предполагалось, что для доходов до 300 тыс. руб. она будет уменьшена до 26 %, от 300 до 600 - до 10 %, свыше 600 - до 2 %.
    2. Изменение режима начисления НДС. Предусматривалось, что ставка будет снижена до 16 %. Кроме этого, налоговые реформы предполагали пересмотр возврата сбора экспортерам. Кроме этого, активно обсуждалась возможность предоставления плательщикам электронных счетов-фактур.
    3. Изменение налогов на имущество. Предполагалось заменить существовавшие сборы на отчисления с недвижимости. Такая практика была, в частности, введена в Тверской области.
    4. Установление льготного режима для предприятий, работающих в пределах особых экономических территорий. Этим должна была обеспечиваться инновационная и инвестиционная деятельность.

    Процессы взимания и контроля

    Налоговые реформы ориентированы на гибкость и прозрачность, упрощение и уменьшение объема документооборота. Реализация поставленных задач предусматривает снижение нагрузки не только в фискальной, но и административной части. В частности, речь об уменьшении расходов плательщика по исполнению законодательства. Как показала практика, снижение фискальной нагрузки по некоторым налогам прошло вместе с одновременным увеличением административного давления. В частности, вырос объем финансовой отчетности, усложнился учет деятельности плательщика, усилился контроль госорганов. В этой связи были предприняты шаги по:

    Заключение

    Результаты реформирования системы налогов и сборов в целом оцениваются как положительные. В период по 2003 гг. доля нагрузки от ВВП постепенно снижалась с 34 % до 31 %. В результате проведенных мероприятий отмечается значительное изменение структуры поступлений. В первую очередь существенно увеличилась доля отчислений, связанных с использованием недр. Вместе с этим сократились поступления с прибыли предприятий, а НДФЛ повысился практически в полтора раза. Отмечается высокая доля сборов, предназначенных на социальное, медицинское и пенсионное обеспечение. Их уровень находится в пределах 25 %.

    В последние годы в области совершенствования налоговой системы и снижения налогового бремени на экономику произошли большие изменения.


    В этот же период отменен налог на пользователей автомобильных дорог. С 2003 года введена в действие упрощенная система налогообложения предприятий малого бизнеса, предусматривающая минимальную отчетность и низкие налоговые ставки. Отменен налог с продаж.
    В апреле 2003 г. Правительством были одобрены основные направления налоговой реформы на 2004 - 2006 гг. Ими, в частности, предусматривалось продолжение курса на снижение налогового бремени, упрощение налоговой системы, а также улучшение налогового администрирования. При этом должны обеспечиваться стабильность налоговой системы, понятность налогового законодательства и определенность в объемах налоговых платежей на длительный период. Было отмечено, что некоторой корректировки требуют и приоритеты налоговой политики. В частности, необходимо исправить определенный дисбаланс в уровне налоговой нагрузки на сырьевой сектор и на остальные отрасли экономики, в целях ускоренного развития обрабатывающих отраслей и сферы услуг и стимулирования притока инвестиций в эти отрасли. На повестке дня стоит снижение эффективной ставки единого социального налога. Налоговую систему Российской Федерации необходимо продолжать совершенствовать, чтобы она эффективнее стимулировала предпринимательскую активность и способствовала перетоку капитала в отрасли с высоким уровнем переработки.
    В соответствии со Сценарными условиями социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года и параметрами прогноза цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2005 год, подготовленными Минэкономразвития РФ предусматривается дальнейшее реформирование налоговой системы.
    Минфин РФ внес 2 апреля в Правительство пакет законопроектов по налоговой реформе. 8 апреля Правительство РФ одобрило пакет законопроектов по налоговой реформе. До конца апреля пакет законопроектов предполагается направить в Государственную Думу.
    В состав налогового пакета входят законопроекты о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ о снижении единого социального налога (ЕСН), корректировке налога на прибыль и индексации акцизов на 2005 год. Также в пакет входят поправки к НК, корректирующие формулу налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении нефти, и поправки в закон "О таможенном тарифе", изменяющие шкалу экспортных пошлин на нефть. Эти изменения позволят увеличить налоговую нагрузку на нефтяные компании при более высоких ценах на нефть.
    В налоговый пакет входят поправки, касающиеся перехода России с 1 января 2005 года в отношениях с Белоруссией на принцип страны назначения при уплате НДС. В настоящее время Белоруссия является единственным государством, с которым у России сохраняется принцип страны происхождения при взимании НДС.
    Кроме того, в налоговый пакет входят законопроекты об имущественных налогах - налоге на имущество физических лиц и налоге на землю, которые были ранее представлены в Правительство.
    Рассмотрим, в чем суть конкретных изменений в налоговое законодательство, прелагаемых новыми законопроектами.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Предпосылки реформирования налоговой системы. Сущность налоговой реформы, классификация налогов, ее составляющих. Способы проведения налоговой реформы. Значение налоговой реформы для экономики Российской Федерации.

      курсовая работа , добавлен 19.10.2003

      Предпосылки реформирования налоговой системы. Сущность налоговой реформы 1992 г. Классификация налогов, ее составляющих. Способы проведения налоговой реформы. Значение налоговой реформы для экономики Российской Федерации.

      курсовая работа , добавлен 19.10.2003

      Предпосылки к проведению налоговой реформы в СССР. Основные варианты реконструкции платежей социалистических предприятий и хозяйственных организаций в ходе подготовки реформы. Дифференциация ставок по предприятиям. Недостатки реформы и их устранение.

      реферат , добавлен 22.04.2012

      Общие положения о доходах бюджета. Налоговые доходы бюджетной системы. Современное состояние налоговой реформы. Основные плюсы и минусы проведения реформы. Основные направления совершенствования и развития налоговой системы Российской Федерации.

      курсовая работа , добавлен 18.05.2011

      Функционирование налоговой системы и перспективы развития налоговой политики России на современном этапе. Классификация и функции налогов. Налоговая культура как элемент совершенствования налоговой системы России. Результаты налоговой реформы в России.

      курсовая работа , добавлен 02.02.2011

      Классификация налогов, суть и механизмы их функций. Фундаментальные принципы налогообложения и характеристика его элементов (субъекты, объекты, ставки, льготы). Налоговая система России до ХХ века и в советский период. Цели современной налоговой реформы.

      курсовая работа , добавлен 13.03.2012

      Реформа налоговой системы РК, этапы и ее развития. Необходимость налоговых реформ и основные этапы налоговой реформы в Республику Казахстан. Основные направления в реформе налоговой системы РК и ее влияние на развитие экономики.

      курсовая работа , добавлен 05.05.2007

      Сущность налога и налоговой системы. Виды налогов. Особенности налоговой системы Российской Федерации. Способы взимания налогов. Функции налогов. Налоги на доходы и имущество. Налоги на товары и услуги. Классификация налогов по целям использования.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное