Домой Связной Контроль исполнения бюджета. Методы бюджетного анализа

Контроль исполнения бюджета. Методы бюджетного анализа

В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.

Цели бюджетного анализа:

    оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;

    обоснование финансово-бюджетной политики;

    обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;

    выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;

    обоснование принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления;

    выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;

    обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов;

    обеспечение полного и своевременного выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;

    выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

    определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;

    выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению;

    совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

Кроме того, анализ бюджетов позволяет:

    определить уровень финансовой самодостаточности территории, состояние базы ее собственных доходов;

    определить уровень устойчивости муниципального бюджета;

    выявить факторы, воздействующие на финансовое положение муниципального образования, и степень влияния этих факторов на местный бюджет;

    определить приемлемость и справедливость, с точки зрения населения, проводимой местной администрацией бюджетной политики.(19. с.11)

В современной практике работы финансовых органов применяется главным образом анализ исполнения бюджетных показателей . Вопросы, связанные с анализом состояния бюджетов, их устойчивости, еще недостаточно разработаны.

Для проведения анализа бюджета используются определенные методы и инструментарий.

Наиболее простой метод – сравнение , когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.

Следующий метод – группировки , когда показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.

Метод цепных постановок , или элиминирования , заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

В качестве инструментария для бюджетного анализа могут использоваться бюджетные коэффициенты относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим.

Бюджетные коэффициенты могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.

Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.

Для бюджетного анализа могут использоваться:

1) горизонтальный анализ , в ходе которого сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

2) вертикальный анализ , в результате которого определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

3) трендовый анализ , который проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. В ходе этого анализа сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее;

4) факторный анализ , суть которого заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели (например, влияние на величину показателей расходов на социально-культурные мероприятия таких факторов, как численность контингента бюджетных учреждений, период функционирования этих учреждений, уровень цен, индексы инфляции и т.д.).

В ходе аналитической работы могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной частей бюджета, относительные показатели – бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами, соотношения собственных и регулирующих доходов и др.); выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета.

Уровень устойчивости местного бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных бюджетных расходов.

Устойчивость бюджета характеризуется четырьмя типами его состояния :

    абсолютно устойчивым;

    нормальным;

    неустойчивым;

    кризисным.

Предлагаются следующие методы определения степени устойчивости бюджетов:

1. Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии, если

Расходы < собственные доходы бюджета

Бюджетный анализ включает:

1) анализ исполнения бюджета;

2) анализ финансового состояния территории.

Цели бюджетного анализа:

Оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;

Обоснование финансово-бюджетной политики администраций территорий;

Обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;

Выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;

Выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;

Обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов и плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;

Определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов.

Анализ территориальных бюджетов позволяет определить:

· уровень финансовой самодостаточности территории;

· уровень устойчивости территориального бюджета;

· факторы, воздействующие на финансовое положение терри­тории и степень влияния этих факторов на бюджет;

Финансовые и контролирующие органы проводят:

· анализ состояния предоставления и погашения бюджетных кредитов, ссуд;

· анализ состояния предоставления и исполнения обязательств по государственным гарантиям;

· анализ состояния предоставления бюджетных инвестиций.

Методы и инструментарий для анализа бюджета:

1. Метод сравнения

Бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо до­биться их сопоставимости.

2. Метод группировки

Показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.

3. Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным, при этом все остальные показатели неизменные. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

4. Бюджетные коэффициенты - относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим. Коэффициенты могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.

Бюджетный анализ может проводиться по результатам как составления, так и исполнения бюджета. Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.

Для бюджетного анализа могут использоваться:

1) горизонтальный анализ - сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

2) вертикальный анализ - определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

3) трендовый анализ - проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. Сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее;

4) факторный анализ - выявление влияния отдельных факторов на бюджетные показатели.

Методы анализа устойчивости территориального бюджета

Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения мини­мальных, детерминированных бюджетных расходов. Минимальные бюджетные расходы - это средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения, то есть это бюджетные средства, направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и предоставляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.

Устойчивость бюджета может характеризоваться четырьмя типами его состояния:

1) абсолютно устойчивое состояние бюджета;

2) нормальное состояние бюджета;

3) неустойчивое состояние бюджета;

4) кризисное состояние бюджета.

I. Метод анализа устойчивости территориального бюджета

1) Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии, если

Рмин где Рмин - минимальные расходы бюджета;

Дс -собственные доходы бюджета;

Дп - перераспределяемые доходы бюджета.

Собственные доходы - доходы, поступающие в территориальный бюджет: от соответствующего уровню территориального бюджета региональных или местных налогов; отчислений в процентах от налогов вышестоящих бюджетов, передаваемых на долговременной основе (на срок более трех лет); от неналоговых доходов.

Перераспределяемые доходы - сумма средств, поступающих в доходы территориальных бюджетов, в виде: финансовой помощи (безвозмездных и безвозвратных перечислений); отчислений в процентах от налогов вышестоящих бюджетов, передаваемых на кратковременной основе (на срок один - три года).

2) Нормальное состояние

Рмин = Дс + Дп (16.2)

3) Неустойчивое состояние

Рмин = Дс + Дп + Дд. (16.3)

где Дд - дополнительно привлеченные финансовые ресурсы (свободные остатки бюджетных средств и др.).

4) Кризисное состояние

Рмин > Дс + Дп. (16.4)

II. Метод анализа устойчивости территориального бюджета

Возможны следующие количественные критерии для определения степени устойчивости бюджета, представленные в табл. 16.1

Таблица 16.1

Коэффициенты для определения устойчивости территориальных бюджетов

где Д - общая сумма бюджетных доходов;

Р - общая сумма бюджетных расходов;

3 - бюджетная задолженность.

Исходя из экономического и налогового потенциалов территорий, приведенные выше соотношения собственных и перераспределяемых доходов могут быть различными для различных регионов, поэтому эти соотношения должны быть определены на основе их анализа для каждого субъекта РФ.

III. Метод анализа устойчивости территориального бюджета

В анализе бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты. Они могут применяться для сравнения характеристик бюджета за различные периоды времени, сравнения показателей бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Эти критерии могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку и т.д.

Бюджетные коэффициенты:

1) коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных бюджетных доходов:

Кп/с = Дп / Дс

2) коэффициент автономии:

Ка = Дс / Д

3) коэффициент внешнего финансирования:

Кв.ф. = Дп / Д

4) коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами:

Ко.р= Дс / Рмин

5) коэффициент бюджетного покрытия:

Кб.п=Д/Рмин

6) коэффициент налогового покрытия:

Кн.п. = Дн / Рмин

где Дн - налоговые доходы бюджета

7) коэффициент неналогового покрытия:

Кнн.п = Днн.п /Рмин

где Днн.п - неналоговые доходы бюджета

8) коэффициент трансферного покрытия

Кт.п. = Дт.п./Рмин

где Дт.п - доходы бюджета, поступившие в виде трансфертов (безвозмездных, безвозвратных поступлений)

9) коэффициент дефицитности бюджета

Кд = БД / Р,

где БД - бюджетный дефицит

10) коэффициент бюджетной задолженности

11) коэффициент бюджетной результативности региона:

Кб.Р = Дт: Ч,

где Дт - общая сумма бюджетных доходов, созданных на соответствующей территории и поступивших во все звенья бюджетной системы; Ч - среднегодовая численность населения региона;

12) коэффициент бюджетной обеспеченности населения

Кб.о. = Р / Ч.

Проведение комплексного анализа бюджета позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осу­ществлении финансовой политики, выявления резервов в мобили­зации средств в бюджет, повышения эффективности их использо­вания, усиления контроля за их освоением.


Бюджетный анализ позволяет выявить существующие проблемы в развитии муниципальных районов и регионов, скорректировать бюджетную политику соответствующим образом. Систематическое проведение бюджетного анализа является залогом успешного развития отдельных территорий и России в целом.

Согласно бюджетному законодательству в течение бюджетного года и по его окончанию центральные, территориальные и муниципальные финансовые органы проводят аналитическую работу результатов составления и исполнения бюджетов всех уровней. Анализируется финансовая отчетность, которая включает в себя утвержденный годовой бюджет, отчеты об исполнении бюджета в течение финансового года и по его окончанию и др., за определенный период или несколько лет.

Рассмотрим, какую информацию позволяет дать бюджетная отчетность. Например, в опубликованном муниципальном бюджете на очередной финансовый год мы имеем следующую информацию: распределение расходов и доходов по отдельным статьям и разделам, объемы средств, выделяемые на финансирование отраслей народного хозяйства, соотношение доходов и расходов бюджета; объем финансовой помощи из бюджета другого уровня и т.д. Анализ данных, приведенных в отчетности бюджетов, позволяет извлечь необходимую информацию для оценки эффективности и результативности управления бюджетными финансами. Каждая часть бюджета рассматривается в отдельности и в сравнении с другими важными факторами того же порядка, привлекаются дополнительные источники информации в виде бюджетной отчетности прошлых лет, других территорий, пояснительных документов к отчетности бюджета, законов, мнений людей и др.

Следует также отметить, что проведение анализа по всем возможным сферам и направлениям достаточно сложный процесс. Поэтому имеет смысл сконцентрировать внимание на наиболее важных вопросах анализа:

1)Насколько установленный бюджетный процесс территории отражает потребности и интересы разных групп населения;

2)Каким порядком финансируются отдельные отрасли территории – здравоохранение, образование, социальная защита, коммунальное хозяйство и др.;

3)Какое влияние бюджет оказывает на экономическое развитие территории;

4)Каково налоговое бремя для предприятий, организаций, отдельных предпринимателей и граждан;

5)Как развивается доходная база бюджета;

6)Насколько бюджет зависим от вышестоящего бюджета (в виде дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов) и насколько выполняются обязательства вышестоящих органов власти перед данным бюджетом.

При проведении анализа необходимо учитывать факторы развития бюджетной системы и факторы, воздействующие на социально-экономическое развитие территории. Также анализ должен основываться на фактах, содержать минимум политических или субъективных оценок и соответствовать аудитории, на которую он направлен.

Важен и тот факт, что аналитическую работу следует проводить на всех стадиях бюджетного процесса. Особого внимания требует анализ отчета об исполнении бюджета, который позволяет выявить его проблемные стороны и скорректировать бюджетную политику следующего года. Не менее важным является анализ проекта бюджета, который исполнительная власть вносит на рассмотрение депутатам. Необходимо, чтобы проект учитывал проблемы, выявленные в ходе анализа, и содержал решения, направленные на их устранение.

Теперь рассмотрим основные цели бюджетного анализа, которые ставятся при осуществлении бюджетного контроля. Они состоят в следующем:

1)оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;

2)обоснование финансово-бюджетной политики правитель­ства и администраций территорий;

3)обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;

4)выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;

5)обоснование принятия и проверка выполнения постанов­лений и решений органов власти в сфере управления;

6)выявление резервов при составлении и исполнении бюд­жета;

7)обеспечение полного, своевременного и стабильного вы­полнения плана мобилизации в бюджет доходов;

8)обеспечение полного и своевременного выполнения пла­на финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;

9)выявление недостатков в деятельности получателей бюд­жетных средств, приводящих к нерациональному, неце­левому и неэффективному использованию бюджетных ас­сигнований;

10)определение экономической и социальной эффективно­сти бюджетных расходов;

11)выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению;

12)совершенствование бюджетного процесса и межбюджет­ных отношений.

Бюджетный анализ может быть классифицирован по множеству признаков, среди которых присутствуют уровень информационного обеспечения, содержание процесса управления, характер объектов управления, субъекты анализа, периодичность, содержание и полнота изучаемых вопросов, методы изучения объекта. В таблице 1.1 приведена классификация видов бюджетного анализа по вышеперечисленным критериям, которые отражают порядок и цели проведения бюджетного анализа.

Табл.1.1. Классификации видов бюджетного анализа

Признак классификации Виды анализа
Уровень информационного обеспечения внутренний финансовый анализ внешний финансовый анализ
Содержание процесса управления анализ составления бюджета анализ исполнения бюджета оперативный анализ перспективный/ретроспективный анализ
Характер объектов управления анализ бюджетных операций отраслевой анализ (здравоохранение, образование, культура и спорт и т.д.) анализ муниципальных предприятий и организаций анализ доходов и расходов бюджета и др.
Субъекты анализа анализ по заданию органов власти, в компетенции которых находится ведение анализируемого бюджета; анализ по заданию органов власти вышестоящего уровня бюджетной системы; анализ по заданию Министерства Финансов РФ, Казначейства; анализ по заданию контрагентов
Периодичность годовой анализ квартальный анализ месячный анализ декадный анализ ежедневный анализ
Содержание и полнота изучаемых вопросов полный анализ локальный анализ тематический анализ
Методы изучения объекта комплектный анализ системный анализ сравнительный анализ сплошной анализ выборочный анализ

В бюджетном анализе в основном используются следующие инструменты и способы:

1) Метод сравнения

2) Метод группировки

3) Метод цепных подстановок

4) Метод разниц

Наиболее простым инструментом анализа бюджета среди перечисленных является сравнение. Бюджетные по­казатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей необходимо до­биться их сопоставимости, т. е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных про­цессов в экономике, методов оценки и др. Сопоставимость показателей предполагает:

Единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;

Единство периодов времени, за которые производится сравнение;

Сопоставимость условий составления и исполнения бюджетов;

Сопоставимость методики исчисления показателей.

Следующий метод - группировка, при котором показатели группи­руются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналити­ческие расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных яв­лений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение по­казателей.

Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным при неизменности остальных величин. Этот метод по­зволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель. Цепная подстановка широко применяется при факторном анализе, когда зависимость между изучаемыми явлениями имеет строго функциональный характер, представляется в виде прямой или обратной зависимости. Анализируемый показатель должен быть представлен как функция нескольких переменных в виде алгебраической суммы, произведения или частного от деления одних показателей на другие. Метод цепных подстановок состоит в последовательной замене плановой величины одного показателя, все остальные считаются неизменными. Следовательно, каждая подстановка связана с отдельным расчетом. Степень влияния того или иного показателя выявляется последовательным вычитанием расчетных величин каждой подстановки: из второго вычитается первый, из третьего – второй. В первом расчете все величины в базисном счислении, а в последнем – фактические. Из этого вытекает правило, заключающееся в том, что число расчетов на единицу больше, чем число показателей расчетной формулы.

При использовании метода цепных подстановок очень важно обеспечить строгую последовательность подстановки, так как ее произвольное изменение может привести к неправильным результатам. В ходе проведения анализа методом подстановок, необходимо, во-первых, выявить, четкую взаимосвязь между изучаемыми показателями, во-вторых, разграничить количественные и качественные показатели, в-третьих, правильно определить последовательность подстановки в тех случаях, когда имеется несколько количественных и качественных показателей. Произвольное изменение последовательности подстановки меняет количественную весомость того или иного показателя.

Метод разниц является модификацией метода цепных подстановок. Различают способы абсолютных и относительных разниц. Изменение результативного показателя за счет каждого фактора способом абсолютных разниц определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого фактора в зависимости от выбранной последовательности подстановки. Способ относительных разниц используется в случаях, когда исходные данные содержат определенные ранее относительные отклонения факторных показателей в процентах.

Оба способа имеют существенный недостаток в виде неразложимого остатка, который присоединяется к числовому значению влияния последнего фактора. Именно этим и объясняется разница в расчетах при изменении последовательности подстановки. Тем не менее, проблема разложения остатка решается при использовании интегрального метода, являющегося также модификацией способа цепных подстановок. В нем действует логарифмический закон перераспределения факторных нагрузок и не требуется применения приемов по распределению неразложимого остатка по факторам.

Все рассмотренные нами инструменты анализа применяются в вариациях его методов, среди которых наиболее распространенными являются:

· Горизонтальный анализ (анализ тенденций)

· Вертикальный анализ (анализ структуры)

· Трендовый анализ

· Факторный анализ

· Коэффициентный анализ

В таблице 1.2 приведено краткое описание каждого метода, его основные преимущества и недостатки.

Табл.1.2. Характеристика основных методов бюджетного анализа

Метод бюджетного анализа Описание метода Преимущества метода Недостатки метода
Анализ структуры и динамики Сравниваются те­кущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими (горизонтальный). Определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты (вертикальный). Простота и оперативность использования Не показывает взаимосвязь показателей, не устанавливает причинно-следственные связи
Трендовый анализ Сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет, устанавливается или опровергается тенденция. В случае установлении тенденции, она описывается в виде функции от переменных факторов Возможность прогнозирования бюджетных показателей на основе ретроспективных данных Неточность метода, требуется анализ данных за большое количество прошлых лет
Факторный анализ Выявление влияния отдельных факторов на бюджетные показатели. При оценке влияния используются способ цепных подстановок, способ абсолютных и цепных разниц, интегральный способ. Отражает взаимосвязь бюджетных показателей, устанавливает причинно-следственные связи Не все бюджетные показатели можно выразить в виде функциональной зависимости с другими
Коэффициентный анализ Инструментами служат коэффициенты - относительные показатели финансового состояния территории, которые вы­ражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим. Бюджетные коэффициенты могут использоваться для срав­нения показателей финансового состояния конкретной террито­рии с аналогичными показателями других территорий, для вы­явления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории. Учитывает взаимосвязь бюджетных показателей, позволяется провести комплексную оценку финансового состояния бюджета и потенциала территорий Бюджетные показатели не однородны, требуют стандартизации и объединения при оценке

Рассматривая все методы в совокупности, а также результаты, которые они могут дать, мы можем сказать, что коэффициентный анализ способен дать наиболее полную картину анализируемых процессов в бюджете, ответить на поставленные перед анализом вопросы, а также оценить возможные пути решения выявленных проблем.

Основные проблемы, связанные с коэффициентным методом, по стандартизации и обобщению показателей лежат в основе многих современных научных трудов по бюджетному менеджменту. С использованием бюджетных коэффициентов разработано множество методик по оценке финансового состояния территориальных бюджетов и качества управления бюджетом. Они затрагивают оценку устойчивости и самостоятельности территориальных бюджетов, экономический и налоговый потенциал территорий, ликвидности и платежеспособности бюджетов, их долговой политики.

Методика проведения бюджетного анализа

Бюджетный анализ включает:

1) анализ исполнения бюджета;

2) анализ финансового состояния территории.

Цели бюджетного анализа:

Оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;

Обоснование финансово-бюджетной политики администраций территорий;

Обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;

Выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;

Выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;

Обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов и плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;

Определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов.

Анализ территориальных бюджетов позволяет определить:

· уровень финансовой самодостаточности территории;

· уровень устойчивости территориального бюджета;

· факторы, воздействующие на финансовое положение терри­тории и степень влияния этих факторов на бюджет;

Финансовые и контролирующие органы проводят:

· анализ состояния предоставления и погашения бюджетных кредитов, ссуд;

· анализ состояния предоставления и исполнения обязательств по государственным гарантиям;

· анализ состояния предоставления бюджетных инвестиций.

Методы и инструментарий для анализа бюджета:

1. Метод сравнения

Бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо до­биться их сопоставимости.

2. Метод группировки

Показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.

3. Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным, при этом все остальные показатели неизменные. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.



4. Бюджетные коэффициенты - относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим. Коэффициенты могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.

Бюджетный анализ может проводиться по результатам как составления, так и исполнения бюджета. Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.

Для бюджетного анализа могут использоваться:

1) горизонтальный анализ - сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

2) вертикальный анализ - определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

3) трендовый анализ - проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. Сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее;

4) факторный анализ - выявление влияния отдельных факторов на бюджетные показатели.

Методы анализа устойчивости территориального бюджета

Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения мини­мальных, детерминированных бюджетных расходов. Минимальные бюджетные расходы - это средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения, то есть это бюджетные средства, направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и предоставляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.

Устойчивость бюджета может характеризоваться четырьмя типами его состояния:

1) абсолютно устойчивое состояние бюджета;

2) нормальное состояние бюджета;

3) неустойчивое состояние бюджета;

4) кризисное состояние бюджета.

I. Метод анализа устойчивости территориального бюджета

1) Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии, если:

Рмин < Дс + Дп,

где Рмин - минимальные расходы бюджета;

Дс -собственные доходы бюджета;

Дп - перераспределяемые доходы бюджета.

Собственные доходы - доходы, поступающие в территориальный бюджет: от соответствующего уровню территориального бюджета региональных или местных налогов; отчислений в процентах от налогов вышестоящих бюджетов, передаваемых на долговременной основе (на срок более трех лет); от неналоговых доходов.

Перераспределяемые доходы - сумма средств, поступающих в доходы территориальных бюджетов, в виде: финансовой помощи (безвозмездных и безвозвратных перечислений); отчислений в процентах от налогов вышестоящих бюджетов, передаваемых на кратковременной основе (на срок один - три года).

2) Нормальное состояние

Рмин = Дс + Дп

3) Неустойчивое состояние

Рмин = Дс + Дп + Дд.

где Дд - дополнительно привлеченные финансовые ресурсы (свободные остатки бюджетных средств и др.).

4) Кризисное состояние

Рмин > Дс + Дп. (16.4)

II. Метод анализа устойчивости территориального бюджета

Возможны следующие количественные критерии для определения степени устойчивости бюджета, представленные в табл. 1

Таблица 1

Коэффициенты для определения устойчивости территориальных бюджетов

где Д - общая сумма бюджетных доходов;

Р - общая сумма бюджетных расходов;

3 - бюджетная задолженность.

Исходя из экономического и налогового потенциалов территорий, приведенные выше соотношения собственных и перераспределяемых доходов могут быть различными для различных регионов, поэтому эти соотношения должны быть определены на основе их анализа для каждого субъекта РФ.

III. Метод анализа устойчивости территориального бюджета

В анализе бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты. Они могут применяться для сравнения характеристик бюджета за различные периоды времени, сравнения показателей бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Эти критерии могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку и т.д.

Бюджетные коэффициенты:

1) коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных бюджетных доходов:

Кп/с = Дп / Дс

2) коэффициент автономии:

Ка = Дс / Д

3) коэффициент внешнего финансирования:

Кв.ф. = Дп / Д

4) коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами:

Ко.р= Дс / Рмин

5) коэффициент бюджетного покрытия:

Кб.п=Д/Рмин

6) коэффициент налогового покрытия:

Кн.п. = Дн / Рмин

где Дн - налоговые доходы бюджета

7) коэффициент неналогового покрытия:

Кнн.п = Днн.п /Рмин

где Днн.п - неналоговые доходы бюджета

8) коэффициент трансферного покрытия

Кт.п. = Дт.п./Рмин

где Дт.п - доходы бюджета, поступившие в виде трансфертов (безвозмездных, безвозвратных поступлений)

9) коэффициент дефицитности бюджета

Кд = БД / Р,

где БД - бюджетный дефицит

10) коэффициент бюджетной задолженности

11) коэффициент бюджетной результативности региона:

Кб.Р = Дт: Ч,

где Дт - общая сумма бюджетных доходов, созданных на соответствующей территории и поступивших во все звенья бюджетной системы; Ч - среднегодовая численность населения региона;

12) коэффициент бюджетной обеспеченности населения

Кб.о. = Р / Ч.

Проведение комплексного анализа бюджета позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осу­ществлении финансовой политики, выявления резервов в мобили­зации средств в бюджет, повышения эффективности их использо­вания, усиления контроля за их освоением.

Бюджетирование является одним из важнейших элементов управленческого учета, основными задачами которого является составление предварительных бюджетов, оперативное выявление отклонений, факторный анализ полученных результатов и поиск оптимальных вариантов управленческих решений.

Анализ исполнения бюджета компании - это сопоставление фактических результатов с плановыми и выявление причин отклонений в натуральных, абсолютных и относительных величинах.

Компания, которая хочет преуспеть в конкурентной борьбе, особенно в условиях экономической нестабильности должна уделять особое внимание анализу исполнения бюджета, так как это позволяет вскрыть многие проблемы в управлении, усилить контроль над расходами, определить ответственных за результаты деятельности.

Анализ бюджета включает в себя три этапа:

Предварительный этап. Анализ проводится на этапе формирования бюджета с целью обоснования данных.

Текущий (промежуточный) этап. Анализ проводится на этапе исполнения бюджета. Свод превентивных мер для выявления необоснованных расходов и отклонений. Принятие решений о необходимости осуществления корректировки бюджета или ужесточения контроля за исполнением бюджета.

Заключительный этап. Анализ отклонений и причин их возникновения проводится по итогам периода. Разработка мероприятий по минимизации влияния негативных факторов и закреплению положительных в будущем. Формирование выводов и рекомендаций на следующий планируемый период

Рисунок 1. Анализ отклонений на примере программного продукта «WA: Финансист».

Анализ отклонений, направленный на выработку управленческих решений и тактик, предполагает детальный анализ, отражающий определение степени влияния различных факторов на результативные показатели. Методика проведения факторного анализа заключается в следующем:

  • Определяется общее отклонение итогового показателя от запланированного;
  • Формируется прямая зависимость между факторами и итоговым показателем;
  • Моделируется взаимосвязь между факторами и итоговыми показателями;
  • Факторы ранжируются по степени влияния;
  • Производится анализ и оценка роли каждого из них на изменение итогового показателя.
  • Формулируются выводы и рекомендации относительно управленческих решений, направленных на исполнение или корректировку бюджета.

Анализ отклонений на всех этапах должен учитывать, как текущие, так и стратегические планы компании. План факт анализ исполнения бюджета доходов и расходов может производиться к примеру, как в целом по компании, так и по отдельным структурным подразделениям, регионам, проектам.


Рисунок 2. Анализ отклонений на примере программного продукта «WA: Финансист».

План-фактный анализ бюджета на примере системы WA: Финансист позволяет провести оценку отклонений в абсолютном и относительном выражении путем сопоставления запланированных в бюджетах показателей с фактическими результатами в любых аналитических разрезах.

Таким образом, анализ бюджета помогает выявить проблемы, подчеркивает имеющиеся возможности, способствует принятию решений и координации деятельности между подразделениями компании.

Новое на сайте

>

Самое популярное