Домой Связной По вопросу списания налоговыми органами излишне уплаченной суммы налога. Корректировка по налогам

По вопросу списания налоговыми органами излишне уплаченной суммы налога. Корректировка по налогам

Если налогоплательщики осуществляют финансово-хозяйственную деятельность и представляют в налоговый орган бухгалтерскую и налоговую отчетность, то при наличии их заявления инспекция может списать суммы налога, излишне уплаченного более трех лет назад.

Вопрос: О списании налоговыми органами излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов, со дня уплаты которых прошло более трех лет.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

Федеральная налоговая служба в связи с многочисленными запросами налоговых органов и налогоплательщиков о возможности списания сумм излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов сообщает следующее.

В соответствии со "ст. 78" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

"Пунктом 3 ст. 78" Кодекса на налоговые органы возложена обязанность по сообщению налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

"Кодекс" не определяет основания и порядок списания налоговыми органами излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, со дня уплаты которых прошло более трех лет.

Вместе с тем "Кодекс" не препятствует списанию суммы излишне уплаченного налога, по которой истек срок исковой давности, на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, если налоговым органом обнаружена эта сумма излишне уплаченного налога, о которой в установленном порядке извещен налогоплательщик, не требуется ее направление на погашение недоимки по другим налогам, сборам, пеням, штрафам, налогоплательщик не подавал заявление о возврате (зачете) указанной суммы излишне уплаченного налога, не осуществлял финансово-хозяйственной деятельности и не представлял в налоговые органы бухгалтерскую и налоговую отчетность, в соответствии с которой возможно было произвести зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей.

Кроме того, налоговые органы вправе произвести списание суммы излишне уплаченного налога на основании вступившего в силу судебного решения об отказе налогоплательщику в восстановлении срока давности возврата этой суммы налога.

Что касается списания суммы излишне уплаченного налога действующего юридического лица, то "Кодекс" не препятствует налоговому органу осуществить списание сумм, в отношении которых истек срок, указанный в "п. 7 ст. 78" Кодекса, при обращении налогоплательщика в налоговый орган с просьбой о списании указанных сумм, в том числе сумм отмененных налогов.

Вместе с тем списание налоговым органом сумм излишне уплаченных налогов, в отношении которых истек срок, указанный в "п. 7 ст. 78" Кодекса, у налогоплательщиков, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, представляющих в налоговый орган бухгалтерскую и налоговую отчетность и не направлявших в налоговый орган обращения с просьбой о списании указанных сумм, является неправомерным.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

Д.В.НАУМЧЕВ

Письма Минфина являются рекомендациями налоговой службе(ИФНС). Также в данных письмах часто содержатся комментарии о том как трактовать налоговый кодекс и неточности связанные с ним. В то же время письма Министерства Финансов не являются законодательными актами. Они не рассматриваются как доказательства в суде. Также не все налоговые службы следуют данным письмам. Тем более что часть писем противоречат друг другу. С 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Министерства финансов РФ освобождает от уплаты штрафов и пени(пункт 08 статьи 75 и пункт 03 статьи 111 кодекса). Однако в НК также говорится, что от штрафов и пени не освобождают письма в которых тех кто задают вопросы(налогоплательщики, налоговые агенты, физ.лица, ИП и организации) с недостоверной информацией. Разобраться в том кто верно задал вопрос а кто не достоверно не представляется возможным. Поэтому повторю еще раз: Налоговый кодекс это основной документ, а письма Минфина лишь рекомендации.

С помощью или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас (бесплатно).

Ситуация

ООО "Люкс" исчислило авансовый платеж по налогу на прибыль в размере 228 000 руб. При заполнении платежного поручения бухгалтер ошибочно указал большую сумму – 238 000руб., которая была перечислена в бюджет. Таким образом, переплата составила 10 000 руб. (238 000руб. – 228 000руб.), что подтвердилось в результате сверки расчетов по налогам с налоговой инспекцией. По заявлению организации сумма излишне уплаченного налога была возвращена на ее расчетный счет.

Решение

В бухгалтерском учете бухгалтер ООО "Люкс" отразит уплату налога на прибыль в фактически перечисленной сумме и возврат переплаты в размере 10 000 руб. следующим образом.

Исправления ошибки в бухгалтерском учете и отражения возврата излишне уплаченного налога

Ситуация

ООО "Люкс" в IV квартале 2015 г. ошибочно не списало на затраты производства и в себестоимость продаж, а также не учло в расходах по налогу на прибыль стоимость материалов (178 000 руб.), использованных при выполнении работ по договору подряда. Ошибка обнаружена в мае 2016 г. после подписания бухгалтерской отчетности и признана несущественной. По итогам 2015 г. налогооблагаемая прибыль организации составила 928 000 руб., налог на прибыль за 2015 г. и предыдущие годы уплачен полностью.

В мае организация внесла исправления в бухгалтерский учет, пересчитала налог на прибыль за 2015 г. и сдала уточненную декларацию по нему. После этого она обратилась в налоговую инспекцию с заявлением о возврате переплаты в размере 10 000 руб. По решению налогового органа в июне 2016 г. излишне уплаченная сумма перечислена на расчетный счет организации.

Решение

Поскольку ошибка является несущественной, относится к предшествующему отчетному году и выявлена после подписания бухгалтерской отчетности, бухгалтеру ООО "Люкс" нужно сделать исправительные записи по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка (п. 14 ПБУ 22/2010). Поэтому в бухгалтерском учете стоимость материалов учитывается в прочих расходах и формирует показатель бухгалтерской прибыли (убытка) 2016 г.



При исправлении ошибки в налоговом учете ООО "Люкс" включило стоимость материалов в налоговую базу по налогу на прибыль за 2011 г. Следовательно, данные расходы не влияют на текущий налог на прибыль в 2016 г.

В связи с этим возникают постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство, увеличивающее налог на прибыль в отчетном периоде (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02).

В бухгалтерском учете организация должна отразить:

Списание стоимости материалов и возникновение постоянного налогового обязательства;

Уменьшение задолженности перед бюджетом на основании уточненной декларации по налогу на прибыль;

Возврат переплаты по налогу на прибыль в размере 10 000 руб.

Бухгалтерские проводки в данном случае отражены в таблице.

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
В мае 2016 г.
Списана фактическая себестоимость материалов, использованных для работ, сданных в 2011 г. 91-2 10 178 000 Бухгалтерская справка-расчет
Отражено постоянное налоговое обязательство (50 000 x 20%) 99 68 10 000 Бухгалтерская справка-расчет
Отражена сумма налога на прибыль к уменьшению (по уточненной декларации за 2011 г.) <*> 68 99 10 000 Бухгалтерская справка-расчет
В июне 2016 г.
Возвращена из бюджета на расчетный счет сумма излишне уплаченного налога 51 68 10 000 Заявление в налоговый орган о возврате излишне уплаченного налога на прибыль, Решение налогового органа о возврате переплаты,

Отражения в бухгалтерском учете возврата налоговым агентом излишне удержанной из доходов налогоплательщика суммы НДФЛ

Ситуация

ООО "Люкс" заключило договор возмездного оказания услуг с С.С. Ивановым, который не является индивидуальным предпринимателем. После подписания акта приемки-сдачи он передал руководителю организации заявление о предоставлении профессионального вычета в размере 178 000руб. и документы, подтверждающие расходы.



В бухгалтерию организации заявление поступило с опозданием, в связи с чем при оплате в апреле 2016 г. оказанных услуг бухгалтер со всей суммы вознаграждения - 248 000 руб. - удержал НДФЛ в размере 32 240 руб. и перечислил его в бюджет. В этом же месяце С.С. Иванов обратился в ООО "Люкс" с заявлением о возврате излишне удержанного налога.

В бухгалтерии пересчитали налог и перечислили излишне удержанные 23140 руб. на счет С.С. Иванова.

Решение

В бухгалтерском учете расчеты с подрядчиком отражаются по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". К нему открывается субсчет, например 76-5 "Расчеты с физическими лицами за выполненные работы (оказанные услуги)". Выплата вознаграждения физическому лицу отражается по дебету счета 76, субсчет 76-5, в корреспонденции с соответствующими счетами в зависимости от способа погашения кредиторской задолженности.

При выплате С.С. Иванову вознаграждения ООО "Люкс" как налоговый агент обязано удержать и перечислить в бюджет НДФЛ по ставке 13% (пп. 6 п. 1 ст. 208, п. п. 1, 4 ст. 226 НК РФ).

На основании заявления физического лица о предоставлении профессионального налогового вычета и предъявленных документов о понесенных им расходах организация произведет возврат излишне удержанной суммы НДФЛ (п. 2, абз. 5 п. 3 ст. 221, п. 1 ст. 231 НК РФ).

Таким образом, в апреле бухгалтер ООО "Люкс" сделает следующие записи в бухгалтерском учете.

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Начислено вознаграждение по договору возмездного оказания услуг 26 76-5 248 000 Акт приемки-сдачи оказанных услуг
Удержан НДФЛ с суммы вознаграждения (120 000 x 13%) 76-5 68 32 240 Регистр налогового учета (Налоговая карточка)
Выплачена сумма вознаграждения по договору (120 000 - 15 600) 76-5 50 215 760 Расходный кассовый ордер
Перечислена в бюджет сумма НДФЛ 68 51 32 240 Выписка банка по расчетному счету
После получения заявления о предоставлении профессионального налогового вычета
Отражена задолженность перед физическим лицом по возврату излишне удержанного НДФЛ (50 000 x 13%) 68 76-5 23140 Заявление о предоставлении вычета, Регистр налогового учета (Налоговая карточка), Бухгалтерская справка-расчет
Возвращена контрагенту излишне удержанная сумма НДФЛ 76-5 51 23140 Заявление контрагента, Выписка банка по расчетному счету

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

По вопросу списания налоговыми органами излишне уплаченной суммы налога

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 18.01.2006 N 19-4-02/000001 и сообщает следующее. Согласно пунктам 7 и 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Пунктом 3 статьи 78 Кодекса на налоговые органы возложена обязанность по представлению налогоплательщику сообщения о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (пункт 3 статьи 78 Кодекса). В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О указано, что содержащаяся в пункте 8 статьи 78 Кодекса норма позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, оспариваемое нормативное положение, являющееся составной частью статьи 78 Кодекса , адресованной налоговым органам, не содержит оснований для ограничения конституционных прав граждан, в том числе права на судебную защиту. Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин для восстановления этого срока не имеется, то суд вправе отказать в удовлетворении заявленного требования. Полагаем, что Кодекс не препятствует списанию суммы излишне уплаченного налога, по которой истек срок исковой давности, на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, если налоговым органом обнаружена эта сумма излишне уплаченного налога, о которой в установленном порядке извещен налогоплательщик, не требуется ее направление на погашение недоимки по другим налогам, сборам, пеням, штрафам, налогоплательщик не подавал заявление о возврате (зачете) указанной суммы излишне уплаченного налога, не осуществлял финансово-хозяйственной деятельности и не представлял в налоговые органы бухгалтерскую и налоговую отчетность, в соответствии с которой возможно было произвести зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей. Кроме того, считаем, что налоговые органы вправе произвести списание суммы излишне уплаченного налога на основании вступившего в силу судебного решения об отказе налогоплательщику в восстановлении срока давности возврата этой суммы налога.

Директор Департамента
М.А.Моторин

Письмо от 18.01.2006 N 19-4-02/00000

В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне уплаченного налога на основании заявления налогоплательщика. При этом срок подачи заявления налогоплательщика ограничен и не может превышать трех лет со дня уплаты указанной суммы. Таким образом, по истечении трехлетнего срока давности на подачу налогоплательщиком заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога налоговый орган не вправе производить возврат суммы излишне уплаченного налога, не востребованного налогоплательщиком в порядке и срок, установленные НК РФ . Вопрос о списании невостребованной суммы излишне уплаченного налога в большинстве случаев возникает в связи с незаинтересованностью налогоплательщика в возврате указанной суммы ввиду ее незначительности, а также в случаях фактического прекращения налогоплательщиком своей финансовой деятельности. В связи с изложенным, просим разъяснить, вправе ли налоговые органы осуществлять списание излишне уплаченной суммы налога в случае истечения срока давности на подачу налогоплательщиком заявления о возврате указанной суммы.

Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ установлен перечень документов, которые должны регулировать порядок ведения бухгалтерского учета. Согласно его положениям обязательными для применения являются федеральные и отраслевые стандарты (ч. 1, 2 ст. 21 данного Закона).

Однако в настоящее время федеральные и отраслевые стандарты не утверждены. В связи с этим следует применять правила, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, утвержденные до вступления в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).

В бухгалтерском учете все расчеты с бюджетами по налогам организация отражает на счете 68 “Расчеты по налогам и сборам” (Инструкция по применению Плана счетов). Аналитический учет по нему ведется по видам налогов. Для этого по каждому налогу к счету 68 открывается свой субсчет. Их перечень необходимо указать в рабочем плане счетов, который закрепляется в учетной политике организации (п. п. 9, 10 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).

Например, рабочим планом счетов ООО “Альфа” предусмотрены следующие субсчета, открытые к счету 68 “Расчеты по налогам и сборам”:

68-1 “Расчеты по налогу на доходы физических лиц”;

68-2 “Расчеты по налогу на добавленную стоимость”;

68-3 “Расчеты по акцизам”;

68-4 “Расчеты по налогу на прибыль”;

68-5 “Расчеты по транспортному налогу”;

68-6 “Расчеты по налогу на имущество организаций.

Примечание

С образцом утвержденного рабочего плана счетов организации вы можете ознакомиться:

– на примере организации, занимающейся оптовой торговлей, – в материале “Учетная политика ООО “ОПТТОРГ” для целей бухгалтерского учета и налогообложения”;

– на примере организации, осуществляющей производственную деятельность, – в материале “Учетная политика ООО “Сластена” для целей бухгалтерского учета и налогообложения (производство, общая система налогообложения)”;

– на примере организации, осуществляющей строительство, – в материале “Учетная политика ЗАО “СТРОЙКА” для целей бухгалтерского учета и налогообложения (выполнение работ по договорам строительного подряда, общая система налогообложения)”.

При переплате налога (пеней, штрафов) по счету 68 образуется дебетовое сальдо.

Возврат излишне уплаченных (излишне взысканных <1>) сумм налогов (пеней, штрафов) в бухгалтерском учете отражается как поступления на расчетный счет. Записи делаются по дебету счета 51 и кредиту счета 68 на основании выписки банка по расчетному счету (Инструкция по применению Плана счетов).

——————————–

<1> При возврате налогоплательщику излишне взысканных налогов (пеней, штрафов) налоговый орган должен перечислить также проценты. О том, какие бухгалтерские проводки используются в этом случае, вы можете узнать в разд. 5.3 “Отражение в бухгалтерском учете процентов при возврате налоговыми органами излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм налогов, пеней, штрафов”.

Если расчет налога сделан правильно и излишняя уплата произошла из-за технической ошибки, в бухгалтерском учете сумма начисленного налога при возврате переплаты не меняется.

ПРИМЕР

отражения в бухгалтерском учете возврата излишне уплаченного налога

Ситуация

ООО “Альфа” исчислило авансовый платеж по налогу на прибыль в размере 100 000 руб. При заполнении платежного поручения бухгалтер ошибочно указал большую сумму – 110 000 руб., которая была перечислена в бюджет. Таким образом, переплата составила 10 000 руб. (110 000 руб. – 100 000 руб.), что подтвердилось в результате сверки расчетов по налогам с налоговой инспекцией. По заявлению организации сумма излишне уплаченного налога была возвращена на ее расчетный счет.

Решение

В бухгалтерском учете бухгалтер ООО “Альфа” отразит уплату налога на прибыль в фактически перечисленной сумме и возврат переплаты в размере 10 000 руб. следующим образом.

Однако бывают ситуации, когда причиной переплаты налога являются ошибки в определении налоговой базы и расчете платежа, выявленные уже после его уплаты. В таком случае до обращения в налоговый орган вам нужно исправить в учете ошибки, которые привели к переплате.

В налоговом учете при обнаружении ошибок в исчислении налоговой базы, которые повлекли излишнюю уплату налога, вы можете пересчитать ее, а также сумму налога (абз. 2, 3 п. 1 ст. 54 НК РФ):

– за налоговый (отчетный) период, в котором совершена ошибка,

– за налоговый (отчетный) период, в котором она выявлена.

Минфин России подтверждает, что налогоплательщик вправе произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), послужившие причиной возникновения переплаты (Письма от 01.09.2014 N 03-11-06/1/43546, от 20.03.2012 N 03-03-06/1/137, от 30.01.2012 N 03-03-06/1/40, от 23.01.2012 N 03-03-06/1/24, от 26.08.2011 N 03-03-06/1/526, от 01.06.2011 N 03-03-06/2/82).

Однако ФНС России придерживается другой точки зрения. По ее мнению, в налоговом учете корректировка ошибки за налоговый (отчетный) период, в котором она выявлена, допускается, только если невозможно определить период ее совершения. Данное правило касается и случаев, когда ошибка привела к перечислению в бюджет излишней суммы налога (Письмо ФНС России от 17.08.2011 N АС-4-3/13421).

Позиция нижестоящих налоговых органов может быть неоднозначной. Так, УФНС России по г. Москве в Письме от 14.05.2010 N 16-15/050713@ придерживается подхода Минфина России. Немногим ранее в Письме от 26.03.2010 N 16-15/031541@ Управление дало противоположные разъяснения. Поэтому рекомендуем вам выяснить позицию вашего налогового органа по данному вопросу.

Если вы решите пересчитать налоговую базу и налог за налоговый (отчетный) период, в котором допущена ошибка, вам необходимо подать в инспекцию уточненную декларацию (п. 1 ст. 81 НК РФ). Чем раньше вы ее представите, тем быстрее сможете вернуть сумму переплаты по налогу.

Порядок исправления ошибок <2> в бухучете определен ПБУ 22/2010 и зависит от их существенности и момента обнаружения. Ошибка является существенной, если она сама по себе или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, которые они принимают на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот отчетный период. При этом существенность ошибки организация определяет самостоятельно исходя как из величины, так и из характера соответствующей статьи (статей) бухгалтерской отчетности. Указанное следует из анализа п. 3 ПБУ 22/2010. Полагаем, что критерии, по которым ошибка признается существенной, организации необходимо закрепить в своей учетной политике (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н). Минфин России рекомендует учитывать при этом величину и характер соответствующих статей бухгалтерской отчетности, влияние ошибки на все ее показатели за период, в котором выявлена ошибка (Письмо от 24.01.2011 N 07-02-18/01).

——————————–

<2> Неточность или неотражение операции в бухгалтерском учете, выявленные в результате получения новой информации, о которой организации не могло быть известно ранее, не являются ошибкой (п. 2 ПБУ 22/2010). В таких случаях ПБУ 22/2010 не применяется.

ПРИМЕР

исправления ошибки в бухгалтерском учете и отражения возврата излишне уплаченного налога

Ситуация

ООО “Бета” в IV квартале 2011 г. ошибочно не списало на затраты производства и в себестоимость продаж, а также не учло в расходах по налогу на прибыль стоимость материалов (50 000 руб.), использованных при выполнении работ по договору подряда. Ошибка обнаружена в мае 2012 г. после подписания бухгалтерской отчетности и признана несущественной. По итогам 2011 г. налогооблагаемая прибыль организации составила 800 000 руб., налог на прибыль за 2011 г. и предыдущие годы уплачен полностью.

В мае организация внесла исправления в бухгалтерский учет, пересчитала налог на прибыль за 2011 г. и сдала уточненную декларацию по нему. После этого она обратилась в налоговую инспекцию с заявлением о возврате переплаты в размере 10 000 руб. По решению налогового органа в июне 2012 г. излишне уплаченная сумма перечислена на расчетный счет организации.

Решение

Поскольку ошибка является несущественной, относится к предшествующему отчетному году и выявлена после подписания бухгалтерской отчетности, бухгалтеру ООО “Бета” нужно сделать исправительные записи по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка (п. 14 ПБУ 22/2010). Поэтому в бухгалтерском учете стоимость материалов учитывается в прочих расходах и формирует показатель бухгалтерской прибыли (убытка) 2012 г.

При исправлении ошибки в налоговом учете ООО “Бета” включило стоимость материалов в налоговую базу по налогу на прибыль за 2011 г. Следовательно, данные расходы не влияют на текущий налог на прибыль в 2012 г.

В связи с этим возникают постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство, увеличивающее налог на прибыль в отчетном периоде (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02).

В бухгалтерском учете организация должна отразить:

– списание стоимости материалов и возникновение постоянного налогового обязательства;

– уменьшение задолженности перед бюджетом на основании уточненной декларации по налогу на прибыль;

– возврат переплаты по налогу на прибыль в размере 10 000 руб.

Бухгалтерские проводки в данном случае отражены в таблице.

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
В мае 2012 г.
Списана фактическая себестоимость материалов, использованных для работ, сданных в 2011 г. 91-2 10 50 000 Бухгалтерская справка-расчет
Отражено постоянное налоговое обязательство

(50 000 x 20%)

99 68 10 000 Бухгалтерская справка-расчет
Отражена сумма налога на прибыль к уменьшению (по уточненной декларации за 2011 г.) <*> 68 99 10 000 Бухгалтерская справка-расчет
В июне 2012 г.
Возвращена из бюджета на расчетный счет сумма излишне уплаченного налога 51 68 10 000 Заявление в налоговый орган о возврате излишне уплаченного налога на прибыль,

Решение налогового органа о возврате переплаты,

Выписка банка по расчетному счету

——————————–

<*> Налог на прибыль организаций является федеральным налогом и перечисляется в два бюджета – федеральный и бюджет субъекта РФ (п. 5 ст. 13, п. 1 ст. 284 НК РФ). В данной таблице уменьшение начисленной суммы налога на прибыль и возврат переплаты отражены без разбивки по бюджетам.

Иногда переплата возникает в связи с неправомерным взысканием налоговыми органами налогов, пеней и штрафов. Рассмотрим, какие записи вам необходимо сделать в бухгалтерском учете по каждому из указанных платежей.

  1. Доначисление инспекцией суммы налогов (недоимку) организация отражает как исправление ошибок в соответствии с ПБУ 22/2010.
  2. Суммы штрафов независимо от налога и периода, за который они начислены, следует отражать по дебету счета 99 “Прибыли и убытки” и кредиту счета 68 “Расчеты по налогам и сборам” (Инструкция по применению Плана счетов).
  3. Пени также отражаются в бухгалтерском учете по кредиту счета 68. Однако относительно того, с дебетом какого счета он должен корреспондировать, существуют разные мнения. Специалисты предлагают отражать пени:

а) на счете 99 “Прибыли и убытки”, так как пени взыскиваются при нарушении срока уплаты налога и потому сходны с налоговыми санкциями, которые учитываются на этом счете;

б) на счете 91-2 “Прочие расходы” наравне с пенями за нарушение гражданско-правовых договоров (Инструкция по применению Плана счетов);

в) по дебету счета 99 “Прибыли и убытки” – пени по налогу на прибыль, а по дебету счета 91-2 “Прочие расходы” – пени по другим налогам.

Отметим, что пени не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ). Если вы решите отражать их на счете 91, то необходимо дополнительно начислять постоянное налоговое обязательство (п. п. 4, 7 ПБУ 18/02).

Кроме того, в этом случае сумма пеней уменьшит показатель “Прибыль (убыток) до налогообложения”, который используется для анализа отчетности и от которого в немалой степени зависит принятие экономических решений. Поэтому если суммы пеней существенные, то необходимо раскрыть информацию о них в отдельных строках отчетности или в пояснительной записке, чтобы было понятно, как сформирован показатель прибыли (убытка) до налогообложения – с учетом пеней или без него.

Поскольку четкие предписания по отражению в бухгалтерском учете пеней по налогам отсутствуют, вы можете выбрать наиболее удобный из приведенных вариантов, закрепив его в учетной политике организации.

Напомним, что уплата или взыскание в бюджет налогов (пеней, штрафов) отражается по дебету счета 68 “Расчеты по налогам и сборам” в корреспонденции с кредитом счета 51 “Расчетные счета”. Возврат же излишне взысканной суммы на расчетный счет организации отражается обратной проводкой – по дебету счета 51 и кредиту счета 68 (Инструкция по применению Плана счетов).

ПРИМЕР

отражения в бухгалтерском учете доначисления и возврата из бюджета излишне взысканной суммы налога, пеней и штрафа

Ситуация

В результате выездной налоговой проверки по итогам 2011 г. налоговый орган выявил, что ООО “Гамма” завысило свои расходы в налоговом учете. В бухгалтерском учете доходы и расходы сформированы правильно. Налоговый орган доначислил ООО “Гамма” налог на прибыль в сумме 51 000 руб., а также пени в размере 1683 руб.

Кроме того, компания была оштрафована на сумму 10 200 руб. <3>

——————————–

<3> Приведенные в примере суммы пеней и штрафа условны.

Решение о привлечении к налоговой ответственности налоговая инспекция вынесла в мае 2012 г.

На момент проведения проверки бухгалтерская отчетность была утверждена. Доначисление сумм налога, пеней и штрафа в соответствии с учетной политикой организации является несущественной ошибкой.

Денежные средства были взысканы с расчетного счета организации банку на основании поручения от 19 июля.

Решение налоговой инспекции по итогам налоговой проверки общество обжаловало в суд, который признал указанные доначисления неправомерными. Решение суда вступило в силу в ноябре 2012 г.

В декабре по решению налогового органа суммы излишне взысканного налога, пеней и штрафа были перечислены на расчетный счет ООО “Гамма”.

Решение

Решение налогового органа по результатам выездной проверки является основанием для отражения в бухгалтерском учете доначисленных налогов, пеней и штрафов (п. 8 ст. 101 НК РФ, п. п. 12, 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).

Поскольку нарушения обнаружены в периоде, отчетность за который уже утверждена, а сумма доначисленных налогов, пеней и штрафа признана несущественной, ее следует отражать как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде. В бухгалтерском учете записи делаются на дату обнаружения ошибки, в данном случае – на дату получения решения о привлечении к налоговой ответственности (п. 14 ПБУ 22/2010).

В бухгалтерском учете на сумму доначисленного налога делается запись по дебету счета 99 и кредиту счета 68. Такой же проводкой отражается начисление пеней и штрафа.

В ноябре после вступления в силу решения суда организация должна восстановить суммы излишне взысканных налога на прибыль, пеней и штрафа (п. 5 ПБУ 22/2010). Данная операция отражается сторнировочными записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Бухгалтер ООО “Гамма” сделает в учете следующие записи.

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
В мае 2012 г.
Отражена сумма доначисленного налога на прибыль организаций <*> 99 68 51 000

Бухгалтерская справка-расчет

Отражены суммы штрафа и пеней <**> по налогу на прибыль организаций 99 68 11 883 Решение налогового органа о привлечении общества к налоговой ответственности,

Бухгалтерская справка-расчет

В июле 2012 г.
Взысканы недоимка, штраф и пени по поручению налогового органа 68 51 62 883 Выписка банка
В ноябре 2012 г.
СТОРНО

Восстановление излишне взысканных сумм налога на прибыль

99 68 51 000 Решение суда,

Бухгалтерская справка-расчет

СТОРНО

Восстановление сумм пеней и штрафа по налогу на прибыль

99 68 11 883 Решение суда,

Бухгалтерская справка-расчет

В декабре 2012 г.
Возвращены из бюджета на расчетный счет излишне взысканные суммы налога на прибыль, пеней и штрафа <***> 51 68 62 883 Выписка банка

——————————–

<*> Налог на прибыль организаций является федеральным налогом и перечисляется в два бюджета – федеральный и бюджет субъекта РФ (п. 5 ст. 13, п. 1 ст. 284 НК РФ). В данной таблице доначисление сумм по налогу на прибыль, а также пеней по налогу, их возврат из бюджета отражены без разбивки по бюджетам.

Н.А. Мартынюк, эксперт по налогообложению

Как использовать просроченную налоговую переплату

Мы благодарим нашу читательницу, аудитора И.Б. Ланину, г. Москва, за предложенную тему статьи.

Заявление на возврат или зачет налоговой переплаты можно подать в инспекцию только в течение 3 лет со дня излишней уплаты налогап. 7 ст. 78 НК РФ . А если 3 года прошли? Все, деньги навсегда остаются в бюджете? Ничего подобного, вы по-прежнему можете их использовать. Есть несколько способов это сделать.

Проверяем, действительно ли истекли 3 года

Сроки для подачи в ИФНС заявления на возврат (зачет) налоговой переплаты такиепп. 7 , 14 ст. 78 , пп. 3 , 9 ст. 79 НК РФ :

  • для излишне уплаченного налога - 3 года со дня уплаты налога;
  • для излишне взысканного налога - 1 месяц со дня, когда стало известно о факте излишнего взыскания налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Но если вашу переплату сформировали авансовые платежи по налогу, то 3 года, отведенные для подачи в инспекцию заявления о возврате и зачете, исчисляются иначе. Недавно ВАС РФ указалПостановление ВАС РФ от 28.06.2011 № 17750/10 , что в таких случаях 3 года отсчитывают не от даты перечисления суммы авансового платежа в бюджет, а от дня, на который приходится:

  • <или> дата подачи декларации по налогу за весь налоговый период, если она была сдана вовремя;
  • <или> крайний срок подачи такой декларации, если вы сдали ее с опозданием.

К примеру, переплату сформировали авансовые платежи по налогу на прибыль за I квартал 2008 г., уплаченные 28 апреля 2008 г. Если декларацию по этому налогу за 2008 г. вы сдали 28 марта 2009 г. (то есть за 2 дня до крайнего срока ее представления), то днем для отсчета 3 лет на подачу заявления о зачете или возврате будет именно 28 марта 2009 г. Таким образом, последний день для подачи заявления на возврат или зачет переплаты - 29 марта 2012 г., а вовсе не 29 апреля 2011 г., как склонны считать налоговики. И если инспекция вам откажет, то вы сможете обжаловать отказ в арбитражном суде в обычном порядке.

Если же вернуть налог через ИФНС действительно нельзя, действуем так.

ВАРИАНТ 1. Используйте переплату, не требуя ее возврата

Сначала нужно получить результаты сверки, в которых будет отражена переплата, и написать в инспекцию заявление на ее возврат, несмотря на то что 3 года с момента излишней уплаты налога уже прошлип. 7 ст. 78 НК РФ . Скорее всего, инспекция в возврате откажет. Однако, подав заявление и получив отказ, вы зафиксируете, что в инспекцию за возвратом денег вы обращались. Дальше у вас есть несколько путей.

Используйте переплату как «налоговую подушку»

Она избавит вас от пеней и штрафов в случае, если инспекция выявит возникшую после излишней уплаты налога недоимку по налогам, перечисляемым в те же бюджеты, в размере меньшем, чем сумма переплаты, или равном ейп. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 ; Постановления ФАС ВСО от 16.03.2010 № А58-7447/09 ; ФАС СЗО от 31.10.2008 № А42-1477/2008 ; Письмо Минфина России от 29.09.2005 № 03-02-07/1-251 . То, что 3 года с момента излишней уплаты истекли, вовсе не означает, что переплата «сгорела», и не отменяет того факта, что бюджет получил денег больше, чем должен был. Поэтому казна от выявленной инспекторами недоплаты налога ничего не потеряла, а значит, не должно быть ни пеней, ни штрафа.

Из авторитетных источников

Судья Высшего арбитражного суда РФ, кандидат юридических наук, доцент

“ Недоимка - это задолженность налогоплательщика перед соответствующим бюджетом по уплате конкретного налога. Если на момент возникновения недоимки у налогоплательщика имеется переплата по налогам, перечисляемым в те же бюджеты, в сумме большей, чем недоимка, или равной ей, то занижение налога не приводит к возникновению задолженности перед бюджетом.

Это правило применяется и тогда, когда такая переплата не может быть возвращена налогоплательщику по его заявлению из-за того, что пропущен трехлетний срок на его подачу. Соответственно, налогоплательщику не могут быть начислены пени, которые являются компенсацией потерь бюджета, и с него нельзя взыскать штраф по ст. 122 НК РФ” .

Используйте переплату для погашения недоимки

По другим налогам, задолженности по пеням и штрафам, в том числе и задолженности по текущим платежам в бюджет.

Мнение читателя

“ Во время сверки налоговый инспектор сообщила моим клиентам о наличии переплаты по налогу на прибыль, сказала, что 3 года на ее возврат или зачет уже прошли, и предложила за 50% от суммы переплаты «перекинуть» ее в счет уплаты другого налога. Клиенты недоумевают, почему должны пропасть их деньги, если они откажутся от предложения инспектора” .

И.Б. Ланина,
аудитор, г. Москва

Дело в том, что КС РФ указал: п. 7 ст. 78 НК РФ, который ограничивает срок подачи заявления на возврат и зачет переплаты 3 годами, «не определяет срок, за пределами которого налоговый орган не вправе произвести зачет суммы излишне уплаченного налога в счет... недоимки и задолженности по пеням»п. 3 мотивировочной части Определения КС РФ от 08.02.2007 № 381-О-П .

То есть зачет по заявлению налогоплательщикап. 4, абз. 3 п. 5 , п. 7 ст. 78 НК РФ и зачет в счет имеющейся недоимки (пеней, штрафов), который инспекция обязана сделать самостоятельноабз. 1, 2 п. 5 ст. 78 НК РФ , - совершенно разные зачеты. Для первого срок подачи заявления ограничен 3 годами, для проведения второго срок не ограничен вовсе.

Таким образом, через 3 года после излишней уплаты налога вы лишаетесь не переплаченных в бюджет денег, а возможности указать инспекции, что с ними делать (вернуть, либо зачесть в счет будущих платежей по этому или другим налогам, либо зачесть в счет названных вами недоимки, пеней или штрафов). С этого момента переплата может идти только на погашение недоимок по другим налогам (причем только таких, сроки взыскания которых не истеклиабз. 2 п. 5 ст. 78 НК РФ ). А какие из таких недоимок погашать переплатой, налоговики решают сами. Инспекция обязана закрывать задолженность переплатой самостоятельно. Срок - 10 рабочих дней с момента :

  • <или> составления акта сверки, в котором отражена недоимка;
  • <или> обнаружения переплаты;
  • <или> вступления в силу решения суда, которым подтверждено существование переплаты.

Рассказываем юристу

В заявлении в суд важно подчеркнуть разницу между:

  • зачетом переплаты в счет недоимки, срок принудительного взыскания которой прошел;
  • зачетом в счет недоимки переплаты, с момента перечисления в бюджет которой прошло больше 3 лет.

На недопустимость первого зачета указал КСОпределение КС РФ от 08.02.2007 № 381-О-П .

Но от инспекции ждать такого автоматического зачета, скорее всего, бесполезно. Поэтому все-таки письменно попросите провести зачет. Если инспекция переплату не зачтет, то придется дождаться требования на уплату недоимки и затем обращаться в суд, чтобы:

  • <или> признать недействительным требование;
  • <или> обязать инспекцию провести зачет.

Правда, обяжет ли суд сделать зачет переплаты, которой уже более 3 лет, неизвестно. По крайней мере, однажды суд поддержал именно налоговиковПостановление ФАС СЗО от 22.12.2009 № А05-10308/2009 .

ВАРИАНТ 2. Попытайтесь вернуть переплату через суд

Вернуть переплату через суд можно, заявив иск о возврате излишне уплаченных в бюджет денег в течение 3 лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о переплате налогаст. 196 , п. 1 ст. 200 ГК РФ ; п. 3 ст. 79 НК РФ ; Определение КС РФ от 21.06.2001 № 173-О ; , от 08.11.2006 № 6219/06 . И этот момент далеко не всегда совпадает с днем излишней уплаты налогап. 7 ст. 78 НК РФ . Но прежде нужно обратиться в инспекцию с заявлением о возврате переплаты, несмотря на почти стопроцентную вероятность получить отказ. Без этого суд может не принять ваш искп. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 .

Из авторитетных источников

“ Если налогоплательщик пропустил срок на возврат налоговой переплаты через налоговую инспекцию, то обращение в суд с требованием вернуть излишне уплаченную сумму налога следует расценивать как заявление имущественного характера. Поэтому размер госпошлины будет исчисляться от суммы налогаподп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ .

Обычно такие дела рассматривают судьи налогового состава” .

ВАС РФ

Как показывает арбитражная практика, доказать, что организация узнала об излишней уплате налога позже момента его уплаты, непросто. Однако если есть желание, то побороться за возврат денег можно.

СИТУАЦИЯ 1. Вы узнали о переплате из акта сверки. Тогда вы можете настаивать, что именно день получения акта сверки является моментом, от которого должны отсчитываться 3 года для обращения в суд с иском о возврате налогаПостановления Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 № 17372/09 , от 08.11.2006 № 6219/06 .

СИТУАЦИЯ 2. У вас есть документ, который подтверждает, что организация узнала о переплате меньше 3 лет назад (то есть что 3 года исковой давности начали течь не с момента излишней уплаты, а позже). Это может быть:

О том, какие еще документы свидетельствуют о дате обнаружения налогоплательщиком переплаты и как ВАС РФ предлагает определять начало течения срока исковой давности, смотрите: 2009, № 10, с. 59
  • <или> составленное менее 3 лет назад заключение внешних аудиторов или налоговых консультантов, где они указывают вам на обнаруженную ими ошибку в расчете налога, которая привела к переплатеПостановление ФАС ЗСО от 29.12.2010 № А45-29759/2009 ;
  • <или> появившееся менее 3 лет назад постановление ВАС РФ по спорному вопросу, разрешающее его в вашу пользу. Например, вы в какой-то неоднозначной ситуации платили налог, а потом ВАС РФ пришел к выводу, что в таком случае платить налог не нужно. С даты судебного акта ВАС РФ и начинается отсчет трехлетнего срока исковой давностиПостановления ФАС УО от 14.02.2011 № Ф09-256/11-С3 , от 21.12.2010 № Ф09-10010/10-С2 ; подп. 1 п. 1 ст. 304 АПК РФ ;
  • <или> ваше заявление в инспекцию о возврате налогаПостановления ФАС УО от 18.12.2008 № Ф09-3027/08-С3 , от 29.11.2010 № Ф09-9846/10-С3 ; ФАС ЦО от 23.09.2008 № А64-7140/07-13 .

СИТУАЦИЯ 3. Вашу переплату инспекция некоторое время зачитывала в счет текущих налоговых платежей. В этом случае настаивайте, что вы узнали о переплате только тогда, когда инспекция начала ее зачитыватьПостановление ФАС УО от 15.12.2008 № Ф09-9393/08-С3 . Это возможно, если есть какой-то документ от инспекции, подтверждающий зачет (например, решение или извещение инспекции о зачете в рамках п. 5 ст. 78 НК РФ).

Учтите, что бесполезно настаивать на том, что трехлетний срок исковой давности для возврата налога через суд - от какого бы момента он ни отсчитывался - прерывается и начинает течь заново, когда инспекция самостоятельно стала зачитывать переплату в счет других платежей либо отразила ее в акте сверкист. 203 ГК РФ ; Постановления ФАС ВВО от 24.02.2009 № А28-5660/2008-155/21 , от 16.02.2009 № А43-5795/2008-40-86 ; ФАС ПО от 11.02.2010 № А65-11889/2009 ; ФАС СКО от 04.03.2010 № А32-7594/2009-51/103 ; ФАС МО от 27.01.2011 № КА-А40/17087-10 .

Из авторитетных источников

“ Правила ГК РФ о прерывании срока исковой давности не действуют в налоговых правоотношениях. Да и о самом сроке исковой давности в этих случаях говорить нельзя. Ведь в ст. 2 ГК РФ установлено, что гражданское законодательство к налоговым правоотношениям не применяется. Действительно, Конституционный суд указал, что пропуск трехлетнего срока для подачи в налоговый орган заявления о возврате излишне уплаченного налога не мешает налогоплательщику обратиться в суд с требованием о возврате этой переплаты в течение срока, равного общему сроку исковой давности. Но таким образом КС РФ просто очертил срок давности взыскания, срок обращения в суд в подобных случаях. И это вовсе не означает, что правила ГК РФ о прерывании срока исковой давности могут применяться к налоговым правоотношениям” .

ВАС РФ

СИТУАЦИЯ 4. Инспекция письменно не сообщила вам о числящейся в карточке расчетов с бюджетом излишней уплате. Настаивайте, что срок давности не пропущен, поскольку налоговики не выполнили свою обязанность проинформировать вас о выявленной переплатеп. 3 ст. 78 НК РФ . Некоторые суды приходят к выводу, что и в таких случаях 3 года исковой давности должны отсчитываться с даты акта сверки, из которого налогоплательщик узнал о переплатеПостановления ФАС ДВО от 11.07.2011 № Ф03-2746/2011 ; ФАС СЗО от 08.04.2011 № А56-25060/2010 ; ФАС ПО от 21.04.2010 № А49-9726/2009 .

Доказать, что 3 года исковой давности нужно отсчитывать с даты подачи вами уточненной декларации, в которой вы показали переплату, вряд ли получитсяПостановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08 .

ВАРИАНТ 3. Уменьшите налог текущего периода

Это возможно, если переплата - следствие ошибки, которая привела к завышению налоговой базы в прошлом периоде (например, вы занизили расходы или завысили доходы)п. 1 ст. 54 НК РФ . Вы можете сделать вид, что ошибку обнаружили только сейчас. А такие ошибки п. 1 ст. 54 НК РФ позволяет исправлять в периоде их выявления.

Подробно об исправлении ошибок текущего периода, а также о том, что можно, а что нельзя считать ошибкой, читайте: ;

Увы, и этот способ, скорее всего, приведет вас в суд. Ведь в Минфине считают, что таким образом можно исправить ошибки не «старше» 3 летПисьма Минфина России от 05.10.2010 № 03-03-06/1/627 , от 04.08.2010 № 03-03-06/2/139 .

Еще один возможный способ использовать просроченную переплату - списать ее на «прибыльные» расходы как безнадежный долг. Однако без спора с налоговиками сделать это не получится. Этим летом Минфин разъяснил, что такую переплату нельзя считать безнадежной дебиторской задолженностью и списывать в налоговые расходы за истечением срока давности возвратаПисьмо Минфина России от 08.08.2011 № 03-03-06/1/457 .

Новое на сайте

>

Самое популярное