Домой Связной Взыскание недоимки. Требование о выплате задолженности

Взыскание недоимки. Требование о выплате задолженности

Недоимки по налоговым обязательствам могут возникать у всех категорий налогоплательщиков. При игнорировании требований налогового органа о погашении задолженности к субъекту хозяйствования могут быть применены штрафные санкции, а на сумму долга начисляются пени.

Недоимка по налогам

Это долг перед бюджетом любого уровня, который образуется при отсутствии своевременной оплаты обязательств. Задолженность может быть сформирована и вследствие получения ошибочного возмещения по налогам в завышенном размере.

У юридического или физического лица недоимка возникает:

  • в день, следующий за установленной датой оплаты обязательств;
  • в момент фактического зачисления излишних средств на расчетный счет в качестве возмещения;
  • в день вынесения решения о зачете налоговых обязательств, размер которого определен неверно.

Недоимка – это сумма налога или сбора, а также страхового взноса , которая не была погашена налогоплательщиком вовремя (ст. 11 НК РФ). По каждому виду налога законодательством зафиксирована крайняя дата оплаты. Норма распространяется на все типы федеральных и местных налогов , на страховые взносы. Величина начисленных штрафов и пеней с недоимкой не суммируется.

К налогоплательщикам, у которых имеется задолженность перед бюджетом, могут быть применены такие меры ответственности:

  • штрафная санкция;
  • меры воздействия уголовного права (используются при особо крупных размерах нанесенного бюджету ущерба, при систематическом повторении правонарушения).

Недоимка по налогам – это сумма, которая может возникнуть также вследствие занижения налогооблагаемой базы при составлении налоговой декларации и расчете обязательства к уплате. В этой ситуации налогоплательщику будет предъявлено требование о выплате штрафа в размере 20% от величины задолженности (п. 1 ст. 122 НК РФ).

Пеня начисляется в ситуациях, когда декларационные формы поданы в срок и результаты камеральной проверки не выявили ошибок, но налог не был перечислен в бюджет.

Крупная недоимка – это сумма налога, за уклонение от уплаты которой к налогоплательщику могут применяться меры уголовной ответственности. Ст. 199 УК РФ предусматривает штраф от 100 до 300 тысяч рублей, принудительные работы и даже лишение свободы. Если правонарушение совершено впервые и виновное лицо погасило задолженность, меры ст. 199 УК РФ могут не применяться. Крупным размером недоимки считается долг перед бюджетом в сумме от 15 млн. рублей, особо крупным признается долг от 45 млн. рублей (без дополнительных условий).

Взыскание недоимки по налогам с физических лиц

Налоговая служба, при обнаружении в ходе камеральной проверки недоимки, направляет налогоплательщику требование о ее уплате. Требование передается должнику по почте или отправляется в электронном виде через ТКС. В документе прописывается срок добровольного погашения задолженности. Если субъект хозяйствования добровольно не перечисляет недоимку в бюджет в указанный срок, то начинается подготовка к принудительному взысканию.

Взыскание недоимки по налогам с физических лиц и предприятий может быть реализовано такими способами:

  1. Бесспорное взыскание. В этом случае погашение задолженности осуществляется без судебного разбирательства. Сумма недоимки снимается с расчетного счета субъекта хозяйствования на основании предъявленного налоговиками банку поручения на списание денег. Дополнительно может быть применена мера воздействия на налогоплательщика в форме приостановки движения по счетам. Если денежных ресурсов на расчетных счетах у предприятия или ИП недостаточно, ИФНС инициирует взыскание налога за счет имущества должника.
  2. Взыскание на основании судебного решения. Этот вариант применяется в ситуациях, когда истек срок для бесспорного списания, и ИФНС обращается в арбитражный суд.

При невозможности возместить в бюджет сумму недоимки задолженность может быть признана безнадежной. Такие долги подлежат списанию. Это характерно для следующих ситуаций:

  • налоговым органом недоимка была обнаружена после истечения срока давности по задолженности ;
  • субъект хозяйствования прекратил свою деятельность посредством ликвидации;
  • смерть физического лица, за которым числился долг;
  • предпринимателю присвоен статус банкрота;
  • прекращение исполнительного производства по решению суда.

Сумма недоимки компании по налоговым обязательствам равна 2,9 млн руб. Судебные приставы произвели оценку имущества компании, данные которой совпали с показателями баланса организации:

  • дебиторская задолженность в размере 3,2 млн руб.;
  • стоимость оборудования – 300 тыс. руб.;
  • объем готовой продукции – 122 тыс. руб.;
  • МПЗ – 150 тыс. руб.

Погашение долга будет произведено за счет дебиторской задолженности (ст. 47 НК РФ, письмо Минфина РФ от 19.01.2007 № 03-02-07/1-15). Если бы величина недоимки превысила значение дебиторки, то компании пришлось бы отдать в качестве возмещения часть своего имущества, что может привести к остановке деятельности фирмы.

Взыскание недоимки по налогам происходит путем направления вам требований или решений по почте или передается лично в руки инспекторами, но часто они делают это с ошибками. К ошибкам налоговиков можно отнести, например, нарушение сроков выставленных требований или ненадлежащее оформление данных требований. При таких нарушениях выставленные налоговиками решения подлежат отмене.

Что проверить, если вы получили требование об уплате недоимки

На что нужно обратить внимание при получения требования оплатить недоимку по налогам?

Вам нужно проверить следующие обязательные данные для исполнения требования:

Сумму недоимки;

Сумму пеней, рассчитанных на дату выставления требования;

В требовании обязательно должна быть указана ссылка на Закон, на основании которого выставлено данное требование;

Срок для исполнения данного требования;

Последствия неисполнения требования.

К тому же требование должно содержать отсылку к послепроверочному решению, уведомлению или декларации. При отсутствии одного из этих данных, требование считается незаконным.

На практике бывают ситуации, когда вы получили требование, а затем размер вашей задолженности изменился, и налоговики присылают вам новое требование на новую сумму. В этом случае второе требование имеет статус уточненного, и в нем должна содержаться ссылка на первоначальный документ. Налоговики часто игнорируют это правило и присылают новое требование без ссылки на старое. Этим они искусственно увеличивают себе сроки для принудительного взыскания задолженности. Если у вас возникла такая ситуация, можете смело писать жалобу в УФНС, поскольку данную ситуацию можно расценивать как нарушение прав налогоплательщиков.

Что проверить, если вы получили решение о взыскании долга за счет денег или деньги уже списаны в бесспорном порядке

Каковы ваши действия в данном случае? Что вам нужно проверить?

После получения требования вам отводится время на его погашение. Если вы не оплатили недоимку, у инспекторов будет 2 месяца, начиная с момента окончания срока, предоставленного для погашения задолженности, для принятия решения и выставления вам инкассовых поручений в банк. При получении этих документов, банки списывают задолженность, указанную в инкассовом поручении в бесспорном порядке (при наличии денег на расчетном счете, конечно). Копию решения о взыскании налоговики обязаны направить вам по почте или передать лично в руки в течение 6 рабочих дней с момента принятия такого решения.

Часто налоговики сами нарушают все сроки по проведению данной процедуры, что выгодно может сказаться на налогоплательщиках: решение налоговиков суд может отменить.

Какие даты нужно сверить?

Дату решения о взыскании и дату требования. Разница между ними не должна превышать 2 месяца. Например, если требование было выставлено 15.12.2013, а решение о взыскании 25.02.2014, то данное решение недействительно.

Бывает наоборот: решение о взыскании недоимки вы получаете раньше выставленного требования, либо требование вам так и не пришло. Т.е. по закону вам не дали возможности погасить долг добровольно.
Налоговики опоздали со сроком направления инкассовых поручений. Как можно это проверить? Дату списания денег с вашего счета вы знаете по выписке банка. Если вы получили требование, то рассчитать максимальную дату выставления инкассового поручения вы можете и сами.

Т.е. если банк списал деньги позже рассчитанного вами срока, данная процедура может быть признана незаконной.

Конечно, банк сам может быть виноват в том, что задолженность была погашена позже, хотя денег на расчетном счете хватало. Но вашей вины в данном случае нет, даже если в этом виноват сам банк. А дату инкассового поручения вы можете узнать и из приложенных к выписке документов.

Еще один незаконный акт со стороны налоговиков: когда требование признано незаконным, но инспекторы все равно выставили поручение на инкассо и не отозвали его.

Если деньги уже списаны, а решения вы так и не получили, это тоже нарушение налоговиков, что требует отмены взыскания.

Что проверить, если вам пришло решение о взыскании недоимки по налогам за счет имущества

Если налоговики приняли решение о взыскании недоимки за счет имущества, нужно обратить внимание также на срок принятия решения. Для таких требований срок принятия решений – 1 год после окончательного срока погашения недоимки, указанного в требовании. Если срок пропущен, решение недействительно.

Здесь же нужно обратить внимание на последовательность действий. Недоимка может быть взыскана за счет имущества лишь в ограниченных законом случаях:

Если на расчетном счете нет денег или их недостаточно для погашения недоимки;

Если в инспекции нет данных о ваших счетах в банках.

Таким образом, взыскание за счет имущества при наличии расчетного счета может произойти лишь после взыскания за счет денежных средств. Если взыскания за счет денежных средств предварительно не было, это считается нарушением.

Если решение о взыскание имущества вынесено после вынесения требование о взыскании за счет денег, но взыскание за счет денег произведено не в полном объеме (инкассовые поручения были выставлены только в одном банке, хотя у налогоплательщика их заявлено несколько), это тоже будет считаться нарушением.
Налоговики могут и схитрить и вынести решение о взыскании недоимки и имуществом, и за счет денег.

Также налоговики могут вынести решение о взыскании долга в период действия обеспечительных мер в виде приостановления "послепроверочного" решения. Это уже касается не только погашения долга имуществом, но и за счет денежных средств.

Действие налогового решения можно попытаться приостановить, подав иск в суд. На усмотрение судьи период приостановления может не учитываться в общем сроке, отведенном инспекторам, для взыскания недоимки.

Бесплатная книга

Скорее в отпуск!

Для того, чтобы получить бесплатную книгу, введите данные в форму ниже и нажмите кнопку "Получить книгу".

Недоимка – это определение, относящееся к налоговой сфере, простыми словами – это задолженность.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, недоимка – это своевременно не уплаченный налог или обязательный платеж.

Статьями Налогового кодекса предусмотрено принудительное взыскание задолженности после вручения исполнительного листа.

Впервые недоимки появились у крестьян из-за несвоевременно уплаченной суммы сбора за земли. Зачастую тогда суммы налога превышали заработную плату крестьян. Другой причиной мог послужить низкий урожай. Хотя даже при хорошем урожае не каждый крестьянин мог уплатить достаточно высокие суммы налогов и сборов. Таким образом, недоимки увеличивались с каждым годом.

Только в 1986 году были списаны все недоимки.

Налоговая недоимка

Недоимка по налогам – это просроченный платеж по налогам, как граждан, так и предпринимателей в бюджет страны.

Недоимка может появиться из-за несвоевременно уплаченного налога, что повлечет за собой штрафные санкции.

К недоимке по налогам также относят и излишне возмещенных налоговым органом сумм платежей, например, налог на добавленную стоимость.

Вернуть из бюджета можно излишне уплаченный налог на добавленную стоимость и акцизы. Сумму уплаченного НДС можно вернуть, если сумма данного налога меньше суммы вычетов. Сумму уплаченного акциза можно вернуть, если вычеты окажутся выше суммы самого налога.

Штрафные санкции

При начислении вам какого-либо налога, устанавливается конкретный срок уплаты его в бюджет. Со следующего дня после срока уплаты налога начинают начисляться штрафные суммы и до тех пор, пока плательщик не перечислит данный налог уже вместе с пеней в бюджет.

Если вами была получена излишне возмещенная сумма налога, штрафные пени будут начисляться со дня перечисления вам этой суммы на счет в банке.

Недоимки могут и должны быть уплачены лицом по собственному желанию и уже с начисленной пеней. Если же налогоплательщик игнорирует уплату налогов, органы налоговой сферы могут взыскать их в принудительном порядке. Если же данную сумму списать с налогоплательщика невозможно, налоговые органы могут ее признать безнадежной и списать.

Требование об уплате налога

При выявлении факта неуплаты налога налоговым органом высылается требование налогоплательщику об уплате налога и установлен конкретный срок. Налогоплательщик обязан уплатить налог в указанный в требовании срок. Тогда никаких неприятных последствий для налогоплательщика не возникнет.

Если же налогоплательщик проигнорировал указанное требование, налоговый орган имеет право списать данную сумму с его банковских счетов без согласия должника. Если же у должника нет счетов в банках, либо они нулевые, налоговый орган имеет право подать в суд. После получения налоговым органом исполнительно листа, он имеет право взыскать имущество должника.

Недоимка может быть списана, если истек срок давности, либо она признана налоговым органом безнадежной.

Недоимка по страховым взносам в ФСС, ПФР и ФФОМС

Недоимкой по ФСС признается долг страхователя перед ФСС. Она рассчитывается как разница между уже уплаченных взносов и общей суммой. Работа Фонда социального страхования РФ направлена на сбор социальных взносов и выплата за их счет различного вида пособий гражданам РФ.

Недоимкой в ПФР признается долг по обязательным пенсионным взносам.

Недоимкой в ФФОМС признается долг по обязательным платежам по обязательному медицинскому обслуживанию.

Как и по недоимке по налогам, за неуплату страховых взносов возникает ответственность, как правило, она выражается в начислении пени. При возникновении долга, контролирующие органы составляют требование о принудительном погашении возникшего долга.

Такая недоимка возникнет в случае, если плательщик не перечислит взносы до 15 числа месяца, следующего за отчетным. Эти взносы обязаны уплачивать лица, которые принимают на работу наемных лиц. Например, индивидуальный предприниматель принял на работу в свой магазин продавца, с этого момента он обязан уплачивать все обязательные взносы.

Для тех лиц, которые не имеют в своем составе наемных работников, предусмотрена уплата взносов один раз в конце года. К обязательным и основным платежам относят платежи медицинские и пенсионные. Социальные платежи уплачиваются в добровольном порядке.

Взыскание недоимки

При несвоевременной оплате либо полном отсутствии перечислений, происходит взыскание данных средств в соответствии с действующим законодательством.

Взыскание происходит следующими способами:

  • денежными средствами;
  • имуществом должника, если его банковские счета нулевые или на них недостаточно денежных средств.

Требование об уплате недоимки

Перед тем, как начнется процедура принудительного изъятия денежных средств с должника, ему высылается требование о добровольной уплате взносов с начисленной пеней . Требование обязательно содержит срок уплаты недоимки. Такое требование имеет стандартную форму: для пенсионных и медицинских взносов – 4-ПФР, для социальных взносов – 5-ФОС. Все формы бланков закреплены законодательством РФ.

Требование должнику должно быть выслано в течение трех месяцев с момента обнаружения контролирующим органом недоимки.

Если такая недоимка выявилась при проверке лица, ответственного за перечисление взносов, тогда требование ему высылается в течение 10 дней с дня принятия решения.

Такое требование должно быть вручено страхователю либо лично в руки под роспись, либо заказным письмом, либо в электронном варианте. В нем обязательно должны быть прописаны следующие данные:

  • сроки уплаты недоимки;
  • причины взыскания;
  • последствия, возникающие при неуплате недоимок в срок;
  • выдержки из законов, регулирующих деятельность страховых фондов.

Если в требовании не указан срок уплаты недоимки, то плательщик обязан погасить долг в десятидневный срок.

Если должник никаким образом не реагирует на полученное требование, контролирующие органы начинают процедуру принудительного изъятия денежных средств. Данный этап занимает около двух месяцев. Должник получает данное решение в течение шести дней.

После этого с вашего счета в банке могут быть списаны данные суммы без вашего согласия. Если денежных средств недостаточно, их могут списывать по факту пополнения вашей карты. Если же никаких операций по карте вы не проводите и денежных средств на ней недостаточно, контролирующий орган может принять решение об изъятии у вас имущества в пользу фондов, что также регулируется законодательно.

Порядок уплаты недоимки

После получения требования, необходимо уточнить срок оплаты недоимки.

  • Если в требовании указан срок , то именно в этот срок вам и необходимо ее оплатить.
  • Если срок в требовании не указан , необходимо оплатить недоимку в десятидневный срок с момента получения требования.
  • Если требование пришло вам заказным письмом – то это, как правило, уже шестой день, то есть у вас на оплату остается четыре дня.
  • Если же письмо пришло вам на электронную почту, либо вручено лично в руки , то первым днем считается день получения вами этого требования.

Платежное поручение необходимо сформировать самостоятельно на основе полученного требования.

Порядок начисления пени

Контролирующие органы при выявлении недоимки начисляют пеню. Сумма пени зависит от суммы задолженности. Однако чтобы не уплатить излишнюю сумму, вам нужно уметь правильно ее рассчитывать.

Она начисляется как ставка рефинансирования умноженная на ставку рефинансирования разделенную на 300, и все это умножается на количество дней просрочки.

Ставка рефинансирования берется на первый день возникновения недоимки. Если же ставка рефинансирования менялась в период недоимки, нужно рассчитывать по каждой ставке сумму отдельно. В текущем году ставка рефинансирования составляет 11%.

Учет пени при упрощенной системе налогообложения

При упрощенной системе налогообложения, в расходах учет пени не предусматривается, так как эти расходы признаются необоснованными. Из-за этого отражать их в книгах доходов или расходов не нужно.

В бухгалтерском учете пени отражаются соответствующими проводками. Для упрощения работы и для отслеживания наличия пеней можно открывать дополнительные субсчета «Пени». Суммы пеней должны указываться по счету «Прибыль и убытки».

Важно помнить, что при уплате недоимок и пени, необходимо составлять два платежных поручения, так как у них различные коды бюджетной классификации. Коды бюджетной классификации состоят из двадцати знаков.

Срок давности недоимки

Иногда плательщик налогов может получить требование об уплате недоимки, возникшей более пяти лет назад. Возникает вопрос: не прошел ли срок давности у такого платежа?

Начнем с того, что Налоговый кодекс никак не регламентирует срок давности по недоимке. Статьи Гражданского кодекса также невозможно применить к недоимкам.

Но в Налоговом кодексе оговаривается срок взыскания суммы через судебные органы. Общий срок составляет около девяти месяцев с момента обращения налогового органа в суд. Если же налоговый орган подает в суд на изъятие имущества должника, данный срок может составить порядка двух лет.

Недоимку также могут выявить и инспекции, к ним относят в основном недоимки по транспортному налогу. Недоимка в этом случае может выявиться из-за несовпадения суммы налога, указанной в счете на оплату с суммой налога, указанной в декларации плательщика.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что недоимки не имеют сроков исковой давности, но имеют ограничения по судебным взысканиям. Если суд примет решение о неправомерности начисления такой недоимки, либо контролирующий орган нарушит сроки подачи заявления в суд, тогда недоимка может быть признана безнадежной и будет списана.

О возникновении и прекращении обязанности по уплате налогов и сборов мы рассказывали в и указывали, что обязанность уплаты законно установленных налогов - одна из основных обязанностей налогоплательщика (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). В случае, если налогоплательщик не оплатит в установленные сроки свои налоги, у него возникает недоимка.

Недоимка по налогам - это…

НК РФ дает следующее определение недоимки. Недоимка - это сумма налога или сбора или страховых взносов, которая не уплачена в установленный законодательством о налогах и сборах срок (ст. 11 НК РФ). Это значит, что задолженность по уплате пеней или штрафа за нарушение налогового законодательства недоимкой с точки зрения НК РФ не является.

За неуплату налогов в установленный законом срок в результате занижения базы или иных неправомерных действий организации несут ответственность, которую мы рассматривали в .

А у налоговых органов, в свою очередь, появляется право это недоимку взыскивать с учетом пеней, а иногда и штрафов за неисполнение налоговой обязанности (пп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Для взыскания недоимки налоговая направляет налогоплательщику требование об уплате налога. В этом документе будет содержаться информация о неуплаченной сумме налога и об обязанности погасить ее в установленный срок (п. 1 ст. 69 НК РФ). Подробнее о налоговом требовании мы рассказывали в и приводили образец такого документа.

Налоговая инспекция будет предпринимать все доступные законные средства для взыскания недоимки по налогам с физических лиц или организаций, в т.ч. путем обращения взыскания на иное имущество налогоплательщика-должника.

В исключительных случаях недоимка может быть признана безнадежной и списана налоговым органом (

Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ и ст. 6 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в том числе за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджет налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов. На контролеров возложены обязанности по применению мер принудительного исполнения обязанности по уплате налогов.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (если иное не предусмотрено налоговым законодательством), что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогоплательщиком названных обязанностей инспекция направляет ему требование об уплате налога. Именно с этого момента начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога.

Вручение требования как начало процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога

В ходе проведения налоговых проверок (камеральных (ст. 88 НК РФ) и выездных (ст. 89 НК РФ)), а также по результатам мероприятий налогового контроля проверяющим должностным лицом выявляется надлежащее или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов. По результатам проверки выносится решение, в котором (в случае ненадлежащего исполнения обязанностей) указывается размер выявленной недоимки (п. 8 ст. 101 НК РФ).

Недоимка - сумма налога, которую организация не уплатила в установленный законодательством срок (п. 2 ст. 11 НК РФ). Право налогового органа взыскивать недоимку с налогоплательщика предусмотрено ст. 31 НК РФ.

При наличии недоимки и в соответствии с решением налогового органа налогоплательщику выставляется требование об уплате налога.

Требованием признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ). Документ содержит сведения о сумме задолженности по налогу (размере пеней, начисленных на момент направления требования), сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по его уплате, которые применяются в случае его неисполнения.

По общему правилу п. 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

К сведению: решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого оно было вынесено (п. 9 ст. 101 НК РФ).

В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Напомним, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях. При этом рабочим считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным (п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Если налогоплательщик не исполнит обязанность по уплате налога в установленный срок, то по его окончании осуществляется внесудебное (бесспорное), а затем и судебное взыскание недоимки.

Внесудебное взыскание (бесспорное) недоимки

Процедура принудительного взыскания с налогоплательщика задолженности по налогам определена ст. 46, 47 НК РФ. Налоговая инспекция вправе взыскать недоимку:
  • из денежных средств на банковском счете налогоплательщика;
  • за счет его имущества.
Взыскание посредством списания средств с банковского счета

Из положений ст. 46 НК РФ следует, что неисполнение обязанности по уплате налога влечет принудительное исполнение такой обязанности путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.

Сначала налоговый орган выносит решение о взыскании. Оно принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Иными словами, срок равен двум месяцам с момента истечения времени, отведенного налоговым законодательством для добровольного исполнения налогоплательщиком требования об уплате налога.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после его вынесения. На основании п. 3 ст. 46 НК РФ в случае невозможности вручения налогоплательщику под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Затем на основании данного документа налоговики направляют в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручение на перечисление сумм налога в бюджет. Оно должно содержать указание на те банковские счета, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению. При этом взыскание налога может осуществляться как с рублевых расчетных (текущих), так и с валютных счетов (при недостаточности средств на рублевых).

По установленным правилам поручение на перечисление налога банк исполняет не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов).

Если в день получения банком поручения на счете недостаточно денежных средств или они отсутствуют, то поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на счет.

К сведению: поручение налогового органа подлежит безусловному исполнению кредитной организацией в очередности, установленной гражданским законодательством РФ. Из содержания п. 2 ст. 855 ГК РФ следует: очередность списания средств в уплату налогов зависит от того, списываются они в добровольном или принудительном порядке. Так, платежи в бюджет, осуществляемые по поручениям налоговых органов (то есть в принудительном порядке), подлежат исполнению банком в третью очередь, а платежи по налоговым обязательствам, производимые на основании платежных распоряжений налогоплательщика (в добровольном порядке), - в пятую. Данный вывод основан на правовой позиции ВС РФ, изложенной в Определении от 21.03.2016 № 307-КГ16-960, и поддержан контролирующими органами - письма ФНС России от 11.07.2016 № ГД-4-8/12408, Минфина России от 17.05.2016 № 03-02-07/2/28207.

Как указал Пленум ВАС (п. 54 Постановления от 30.07.2013 № 57), вывод о недостаточности или отсутствии денежных средств на банковских счетах может быть сделан налоговым органом только на основании данных о состоянии всех известных ему счетов налогоплательщика.

Для получения указанных сведений и обеспечения в последующем возможности взыскания средств с соответствующих счетов инспекция вправе на основании п. 2 ст. 76 НК РФ вынести решения о приостановлении операций по известным ей счетам (но не ранее вынесения решения о взыскании налога). Получив данное решение, банк в силу п. 5 ст. 76 НК РФ обязан сообщить в налоговый орган в электронной форме сведения об остатках денежных средств на счете, операции по которому приостановлены.

Если поручения на перечисление суммы налога в бюджет предъявляются одновременно к нескольким счетам, то совокупная сумма налога, указанная в этих поручениях, не должна превышать сумму подлежащего взысканию налога.

Взыскание за счет имущества налогоплательщика

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о таких счетах налоговый орган на основании соответствующего решения вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 НК РФ (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Данное решение исполняют судебные приставы на основании постановления налогового органа о взыскании налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика (вынесенного в течение трех дней с момента принятия решения о взыскании) (абз. 2 п. 1, п. 4 ст. 47 НК РФ). Взыскание может быть обращено на любое движимое и недвижимое имущество налогоплательщика в очередности, установленной п. 5 ст. 47 НК РФ.

К сведению: налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет его денежных средств (п. 55 Постановления Пленума ВАС РФ № 57). В связи с этим невынесение инспекцией решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика.

Решение о взыскании налога за счет имущества принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Взыскание в судебном порядке

При бесспорном взыскании налоговой задолженности налоговики обязаны соблюдать сроки, установленные п. 3 ст. 46 НК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ. Если какой-либо из данных сроков нарушен, то взыскать задолженность с налогоплательщика можно только через суд.

Обратите внимание: названные сроки может восстановить суд, если арбитры сочтут причины, по которым они были пропущены, объективными.

Таким образом, в судебном порядке взыскание недоимки производится, если пропущен срок принятия решения о взыскании налога:

  • из денежных средств на счетах налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронных денежных средств;
  • за счет его имущества.
В первом из указанных случаев заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Во втором - в течение двух лет после истечения срока его исполнения.

На основании изложенного порядок взыскания с налогоплательщика недоимки регламентирован нормами налогового законодательства и имеет конкретные сроки, по истечении которых налоговая инспекция утрачивает право на взыскание налоговой задолженности.

Утрата права на взыскание недоимки

Утрата права контролеров на взыскание недоимки сама по себе не является основанием для прекращения обязанностей налогоплательщика и, как следствие, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета. До признания в установленном порядке недоимки по налогу безнадежной к взысканию ее суммы учитываются налоговым органом в составе задолженности налогоплательщика и не подлежат исключению из ресурсов ФНС (Письмо Минфина России от 09.11.2011 № 03-02-07/1-386).

Суды, в свою очередь, указывают: пропуск налоговым органом сроков взыскания недоимки препятствует списанию с налогоплательщика числящихся в карточках лицевых счетов сумм задолженности по налогам и не дает права списать их в силу положений ст. 59 НК РФ. Однако утрата инспекцией возможности взыскания задолженности перед бюджетом не означает, что налогоплательщик исполнил свои обязанности по уплате платежей в бюджет в соответствии со ст. 45 НК РФ (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 № 09АП-57139/2014 по делу № А40-131455/14).

Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных ст. 59 НК РФ. Так, пп. 4 п. 1 данной статьи определено, что одним из этих оснований является принятие судебного акта.

К сведению: в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскать недоимку в связи с истечением установленного срока взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, налоговая задолженность признается безнадежной к взысканию (п. 2.4 Порядка списания недоимки, признанной безнадежной к взысканию).

Судебный акт после вступления в законную силу является основанием для исключения инспекцией соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика, согласно данным которого проводится сверка расчетов с бюджетом. Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов (как и пеней, штрафов) в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

В отсутствие же судебного акта, подтверждающего утрату налоговым органом возможности взыскания налога, недоимка не признается безнадежной к взысканию, даже если налоговым органом пропущены установленные НК РФ сроки взыскания налога.

О разрешенных законом действиях налогоплательщика и обязательствах налоговиков

Если налоговый орган утратил возможность принудительного взыскания налога в связи с истечением предусмотренных НК РФ сроков его взыскания, но при этом с заявлением о взыскании в суд не обратился (как следствие, судебный акт, которым был бы установлен пропуск срока для взыскания недоимки, отсутствует), налогоплательщик вправе сам предпринять ряд шагов для признания своей задолженности безнадежной к взысканию и исключения ее из своего лицевого счета.

Дело в том, что исходя из толкования пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Причем такое право не ограничено каким-либо сроком, в том числе сроком исковой давности (Постановление АС ДВО от 21.09.2016 № Ф03-4261/2016 по делу № А59-684/2016).

Причиной обращения с заявлением в судебные органы может явиться ситуация (весьма распространенная), связанная с действиями инспекции, выразившимися в выдаче справки об исполнении обязанности по уплате налогов (равно как и справки о состоянии расчетов с бюджетом) без отражения информации о невозможности взыскания недоимки в принудительном порядке.

К сведению. Подпунктом 10 п. 1 ст. 32 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган обязан предоставлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

Как показывает анализ арбитражной практики, контролеры зачастую отказывают налогоплательщику в требовании указать в справке данный факт. При формировании справки налоговый орган руководствуется положениями Приказа ФНС России от 21.07.2014 № ММВ-7-8/378@, утвердившего ее форму и порядок ее заполнения. Нормы данного документа не предусматривают информацию об утрате возможности взыскания числящейся за налогоплательщиком задолженности перед бюджетом в принудительном порядке, поскольку срок их взыскания истек.

При рассмотрении споров аналогичного характера суды отмечают: названный приказ, не предусматривающий наличие информации об утрате возможности взыскания в принудительном порядке числящейся за налогоплательщиком задолженности перед бюджетом, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам. Иное означает указание неполной информации о задолженности, числящейся за налогоплательщиком, что нарушает его право на достоверную информацию, необходимую ему для реализации прав в предпринимательской деятельности.

АС ДВО в Постановлении от 10.11.2016 № Ф03-5079/2016 со ссылкой на правовую позицию, изложенную в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, также отметил следующее. Наличие или отсутствие задолженности перед бюджетом является одним из критериев успешности предпринимательской деятельности налогоплательщика, его добросовестности и финансовой стабильности. Данная справка представляет собой официальный документ, прямо предусмотренный Налоговым кодексом для выдачи налогоплательщику.

Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в предоставляемых инспекцией налогоплательщику по его запросу документах объективной информации справки должны содержать не только сведения о задолженности, но и информацию об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Неполная информация о недоимке затрагивает право организации на достоверную информацию, необходимую ей для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность по уплате налогов налогоплательщик исполняет либо самостоятельно, либо в принудительном порядке. Процедура принудительного взыскания недоимки состоит из нескольких этапов, первым из которых является выставление инспекцией в адрес налогоплательщика требования об уплате налога. Если документ не будет исполнен в установленный срок, то налоговики вправе вынести решение о взыскании недоимки за счет денежных средств на банковских счетах налогоплательщика. Оно может быть принято не позднее двух месяцев после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога. Если налоговики пропустят данный срок, то есть время для судебного взыскания недоимки: шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или при отсутствии информации о таких счетах налог может быть взыскан за счет имущества налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, в течение года после окончания срока исполнения требования, в случае пропуска которого у инспекции будет два года для обращения в судебные органы.

Однако и по истечении указанных сроков у налогоплательщика на его лицевом счете будет числиться задолженность по налогу, признать которую безнадежной можно лишь в суде. И только после вступления судебного акта в силу соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика. А до этого момента налоговый орган в предоставляемой налогоплательщику по его запросу справке об исполнении обязанности по уплате налогов (равно как и в справке о состоянии расчетов с бюджетом) должен указать не только сведения о задолженности, но и информацию об утрате инспекцией возможности принудительного взыскания недоимки в связи с истечением установленного срока ее взыскания.

Новое на сайте

>

Самое популярное