Домой Микрозаймы Мировой опыт индексации доходов населения. Индексация доходов населения в россии

Мировой опыт индексации доходов населения. Индексация доходов населения в россии

Одной из составляющих доходов населения являются компенсационные и дотационные выплаты в связи с повышением по­требительских цен. Защита доходов населения от инфляции на практике осуществляется разными способами. Среди них: адаптация, т.е. повышение пенсий и доходов старых назначений в соответствии с динамикой цен и уровня жизни;компенсация - пря­мой пересмотр ставок и окладов при заключении коллективных договоров, что применяется при повышении цен на определен­ные группы товаров широкого потребления;индексация доходов населения -основная форма социальной защиты населения,

Индексация - это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий час­тично или полностью возместить ему удорожание потреби­тельских товаров и услуг. Она направлена на поддержание поку­пательной способности, особенно социально уязвимых групп с фиксированными доходами -пенсионеров, инвалидов, непол­ных и многодетных семей, а также молодежи. Индексация дохо­дов должна быть дифференцированной по группам населения. Полная индексация невозможна, поскольку имеется предельный уровень доходов, сверх которого она не применяется. Различаютиндексацию ожидаемую (с учетом прогнозируемого повышения цен) иретроспективную (в соответствии с ростом цен за прошед­ший период) как наиболее частую. При этом устанавливается порог повышения индекса цен по фиксированному набору товаров и услуг, который и служит своеобразным сигналом корректировки Доходов.

Индексации подлежат денежные доходы граждан, не носящие единовременного характера: государственные пенсии, пособия, стипендии, оплата труда (ставки, оклады), суммы возмещения Ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с выполнением трудовых обязанностей. Индексации не подлежат денежные доходы населения от собственности, так как они формируются в условиях свободного ценообразова­ния и поэтому не нуждаются в дополнительной защите (от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, ведения фермерского и личного подсобного хозяйства, предпринима­тельской и другой экономической деятельности). Что касается возмещения населению потерь от обесценивания сбережений, находящихся во вкладах в банках, то они в основном осуществляются путем изменения процентных ставок в установленном порядке с учетом индекса цен, т. е. способом компенсации.

Размер повышенного в связи с индексацией денежного дохода определяется путем умножения величины дохода, подлежащего индексации, на индекс потребительских цен (см. главу 6).При этом могут использоваться корректирующие коэффициенты, шкалы и иные нормативы, определяющие минимальные гаран­тии индексации, а также условия, предусмотренные трудовыми соглашениями и коллективными договорами. Одно из важнейших условий применения любой формы защиты населения от повышения цен -функционирование службы регистрации этих цен в стране и систематическое наблюдение за их изменениями.

Механизм индексации доходов населения,заложенныйЗаконом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 24декабря1991г., не остается неизменным. В соответствии с законом была введена "дифференцированная схема" индексации, по которой доход (пенсия) повышался частями.

Начиная с февраля 1992г. Правительство РФ установило к пенсиям компенсационные выплаты, определяемые в одинаковы для всех пенсионеров фиксированных суммах, рассчитываемая с учетом роста цен. В частности, в ноябре 1993г. была установлена компенсационная выплата в размере 11 700руб. в месяц, за тем сумма была увеличена в феврале 1994г. до 19 700руб.,с февраля 1995г. назначена сумма компенсации 39 360руб., с августа того же года - 50тыс. руб.

Интерес представляет и ситуация с денежными вкладами населения в учреждениях Сбербанка. Повышенные с октября 1993 г. процентные ставки (до востребования -до 40%годовых, посрочным вкладам -до 80%.на детей со сроком хранения вкладов свыше 10лет -до 120%)не компенсировали всех потерь населения от обесценения вкладов в связи с инфляцией. Для полной защиты вкладов населения процентные ставки следовало бы тогда повысить как минимум в 10раз, что было невозможно. Происшедшее в последующем падение уровня инфляции до б-8% в месяц побудило Сбербанк снизить ставки по вкладам. Наибольшее урезание этих ставок произошло по вкладам до востребования (с 40до 10%годовых).По срочным вкладам -с 12до 9%ежемесячно, целевойвклад на детей -со 190до 170%годовых и т. д. С ноября 1996г. процентные ставки по вкладам физических лиц в рублях и валюте снижены в среднем в 1,6раза. Основная причина - снижение темпов инфляции с 4,1 %в январе до 0,3%в сентябре1996г. Еще одно снижение ставок по вкладам было введено с 1 марта 1997г.

В наших условиях процент, выплачиваемый населению по вкладам, не выполняет присущих ему функций и не является ре­альной платой населению за использование его средств в качестве кредитных ресурсов. Он не только не приносит дохода вкладчикам, но и не компенсирует их потери от возможной инфляции (хотя ча­стично их снижает).

В зарубежных странах принят широкий диапазон дифферен­циации процентных ставок в зависимости от вида и срока хранения вкладов, но всегда действует принцип, согласно которому про­центная ставка должна быть не ниже темпов роста индекса цен (инфляции). При этом ставки по вкладам неизменно регулируют­ся в зависимости от уровня инфляции. Так, в целях стимулирова­ния сбережений, особенно на продолжительный срок, кредитные учреждения США выплачивают от 5,7до 9,2%,Англии -от 3.0до11,2%,Франции- от 4,5до 7,5%годовых.

Индексация процентных ставок по вкладам пока не принята у нас, поэтому должна быть более активной политика компенсаци­онных выплат владельцам сбережений.

В экономически развитых странах индексация доходов насе­ления выступает одной из форм их государственного регулиро­вания наряду с налоговой системой и политикой цен. По некото­рым видам доходов (в основном заработной платы наемных работников) она была введена после второй мировой войны, в период резкого повышения цен, хотя Великобритания, США, Норвегия, Австрия используют индексацию с 20-х гг.Сейчас ин­дексация доходов в связи с повышением цен практикуется в 11 западноевропейских странах, а также в США, Канаде, Японии, Австралии. В общенациональном масштабе она осуществляется в Бельгии, Дании, Греции, Италии, Нидерландах, Австралии, где она фиксируется в соглашениях предпринимателей, профсою­зов игосударства.

В других же странах (США, Японии, Швейцарии, Великобри­тании) индексация доходов происходит на уровне отдельных Фирм и отдельных отраслей, не носит гарантированного характе­ра и проводится по соглашению между предпринимателями и профсоюзами. Германия, Австрия, Ирландия. Португалия. Шве­ция вообще не имеют механизма индексации, гарантирующего автоматическое повышение заработной платы с учетом роста потребительских цен. В этих странах покупательная способность заработной платы поддерживается путем пересмотра тарифных ставок и окладов в периоды заключения новых коллективных до­говоров, т. е. применяется метод компенсации.

Периодичность индексации заработной платы: в США - 4 раза в год. в Италии - 1раз в год. в Бельгии и Люксембурге - ежемесячно. В одних случаях применяется шкала пунктов (в Дании, Италии); в других -шкала процентов (в США, Бельгии, Люксем­бурге, Швеции, Испании).

В последние годы индексация доходов населения, в первую очередь заработной платы, в экономически развитых странах на­чинает терять свое значение. Заработная плата все больше ста­вится в зависимость от результатов экономической деятельности. Существенно (в среднем на 40-50%)снизилась степень возмещения потерь населению от инфляции. Достигнутый высокий уровень жизни и дальнейшее его повышение позволяют трудящимся соглашаться лишь на частичную компенсацию своих доходов в определенные периоды (своего рода "сделка по уступкам"). Уровень жизни наиболее уязвимых слоев населения поддерживается с помощью выплат гарантированного минимального дохода периодического пересмотра минимальных пенсий и пособий и минимальныхставок заработной платы и т. д. В частности, практик чески все социальные пособия, кроме пенсий, как правило, тоже не индексируются, они регулярно корректируются. Пенсии индексируются в большинстве стран с 60-х гг. ежегодно или два раза в год в зависимости от повышения потребительских цен.

Увеличение номинальных доходов (заработной платы, социальных выплат) в зависимости от уровня инфляции


Смотреть значение Индексация Доходов в других словарях

Индексация Ж. — 1. Установление количества, размера чего-л. и приведение его в соответствие с индексом (3).
Толковый словарь Ефремовой

Индексация — - в экономике, политике: характеристика достигнутого уровня чего-либо на основе расчета сопоставленных величин.
Политический словарь

Баланс Доходов И Расходов — - финансовый баланс, в разделах которого указаны источники и величины доходов и расходов в течение определенного периода времени, и установлено их соответствие или........
Юридический словарь

Дифференциация Доходов — (от лаг. differentia - разность) - разница в уровне денежных доходов различных слоев и групп населения. Обычно распределение доходов характеризуется разностью средних........
Юридический словарь

Индекс Концентрации Доходов — - статистический показатель, используемый для временной оценки динамики степени дифференциации доходов населения; изменяется от 0 (при равномерном распределении........
Юридический словарь

Индексация — - соотношение платежей по контрактам и обязательствам с индексом цен как средство защиты от инфляции. В РФ И. подлежат: оплата труда работников бюджетных организаций,........
Юридический словарь

Индексация Алиментов — , взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, производится нанимателем, предприятием, организацией, учреждением по месту удержания алиментов пропорционально........
Юридический словарь

Индексация Денежных Доходов — , определенных в частях первой и четвертой статьи 1 настоящего Закона, производится, если индекс потребительских цен, исчисленный нарастающим итoгoм с мoмента предыдущей........
Юридический словарь

Индексация Денежных Сбережений — населения oсуществляется в случае, если индекс пoтребительских цен, исчисленный нарастающим итoгoм с начала гoда, превысит пятипрoцентный пoрoг. прoизвoдится сooтветствующим........
Юридический словарь

Индексация Доходов Населения — Индексация представляет собой корректировку величины не имеющих единовременного характера доходов физических лиц в денежных единицах Республики Беларусь из бюджетных........
Юридический словарь

Индексация Налогов — - применяемое в некоторых странах изменение некоторых элементов подоходного налога (необлагаемый минимум, льготы, скидки) в зависимости от официального индекса........
Юридический словарь

Индексация Цен — - ежегодное исчисление роста цен на потребительские товары с целью введения определенной компенсации денежных потерь населения (особенно малоимущих граждан)........
Юридический словарь

Легализация Доходов, Полученных Незаконным Путем — - придание в любых формах правомерного вида владению, пользованию или распо- ряжению доходами, полученными незаконным путем, в том числе путем их сокрытия, размещения,........
Юридический словарь

Легализация Преступных Доходов — - придание в любых формах правомерного вида преступным доходам (Ст. 1 Закона Республики Беларусь "О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией")
Юридический словарь

Перераспределение Доходов — - изъятие части доходов у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. П.д. может иметь........
Юридический словарь

Политика Цен И Доходов — - проводимая правительством страны антиинфляционная политика, основным инструментом которой является ограничение доходов с целью уменьшения денежной массы.
Юридический словарь

Распределение Доходов Между Бюджетами — - разграничение бюджетных ресурсов по отдельным частям бюджетной системы государства.
Юридический словарь

Статьи Доходов И Расходов Бюджета — - отдельные позиции, строки, характеризующие разные виды доходов и расходов бюджета и соответствующие им суммы доходов и расходов. Суммарные доходы бюджета складываются........
Юридический словарь

Учет Доходов И Расходов — - фиксация реальных доходов и расходов, сравнение их с налоговыми, бюджетными.
Юридический словарь

Чек На Выплату Доходов По Облигациям — - вексель на оплату дивиденда наличными или на выплату процента по зарегистрированным облигациям. Этот чек датируется будущим числом и заносится на счет обязательств, подлежащих оплате.
Юридический словарь

— в Российской Федерациихарактеризует формирование и использование доли национального дохода -поступающей населению в форме денежных доходов (зарплаты, премий; выручкиот........

Баланс Доходов И Расходов Предприятия — (объединения) - выражает в денежнойформе результаты хозяйственной и финансовой деятельности. Отражает доходы,поступления, расходы и отчисления денежных средств, взаимоотношения........
Большой энциклопедический словарь

Индексация — метод сохранения реальной величины денежных требований иразличных доходов в условиях инфляции. При индексации сумма платежейпересчитывается пропорционально индексу........
Большой энциклопедический словарь

Баланс Денежных Доходов И Расходов Населения — - англ. balance of financial incomes and expenditures; нем. Finanzielles Einkommen und Ausgaben der Bevolkerung. Система взаимосвязанных статист, показателей, характеризующая формирование и использование той........
Социологический словарь

Выборочное Обследование Доходов Населения — – специальные периодически проводимые обследования, программы которых предусматривают получение экономико-статистической информации о личных доходах и источниках........
Социологический словарь

Граница Низких Доходов — (Low income cut-off- LICO) - черта бедности в Канаде. Разработана Статистическим бюро Канады в 1959 г. Определяется на основе ряда переменных (в основном отношения стоимости........
Социологический словарь

Дифференциация Доходов — - распределение населения по размеру среднедушевого (среднего на домохозяйство) совокупного дохода.
Социологический словарь

Дифференциация Доходов Населения — разница между уровнями денежных доходов различных групп и слоев населения. Дифференциация доходов населения характеризуется коэффициентом дифференциации доходов населения.
Социологический словарь

Индексация — - англ. indexation; нем. Indexierung. Механизм соц.-экон. политики, заключающийся в автоматическом увеличении денежных выплат (зарплаты, пенсии, кредита и т. д.) пропорционально........
Социологический словарь

Индексация Доходов — – пересчет и изменение денежных доходов населения (заработной платы, пенсий, стипендий) с учетом динамики розничных цен для полной или частичной компенсации потерь........
Социологический словарь

Один из самых актуальных вопросов для работодателей, сотрудников бухгалтерии и работников - что такое индексация заработной платы, и как ее производить в бюджетных и коммерческих компаниях. Также всем необходимо помнить о том, что указанные действия могут проводиться различными способами и методами. Кроме того, важно не забывать о санкционных мерах, применяемых к организациям, которые не осуществляют индексацию.

Что такое индексация заработной платы?

В обязанности каждого работодателя входит проведение индексации согласно требованиям статьи 134 российского Трудового кодекса. В указанной норме сказано, что в коммерческих и бюджетных организациях в обязательном порядке осуществляется увеличение уровня трудового дохода из-за повышения цен на различные товары и услуги для граждан.

Согласно письму № 1073-6-1, изданному Рострудом 19 апреля 2010 года, несмотря на отсутствие в нормах Трудового кодекса указаний на механизм проведения процедуры индексации и сроки, она в обязательном порядке должна реализовываться в каждой компании. Кроме того, она должна закрепляться в нормативных локальных актах фирмы или положениях об индексации заработной платы.

Правовая основа проведения индексации

После рассмотрения вопроса, что такое индексация заработной платы, следует изучить нормативно-правовую базу, регулирующую данный вопрос. В области трудовых отношений законодательство Российской Федерации обеспечивает защиту прав работников на практике с помощью различных способов.

Один из вариантов реализации этого принципа - это индексация заработной платы работников. Отсутствие этого механизма в организации способствует ухудшению уровня жизни сотрудников из-за несоответствия уровня заработка размерам цен на различные услуги и товары для граждан.

Тема по большей части раскрывается в российском Трудовом кодексе.

К регулирующим вопрос нормам относятся следующие:

  • Статья 22, которая перечисляет основные требования к работодателю по отношению к работникам. Несмотря на отсутствие прямого указания повышать реальную заработную плату, эта норма содержит упоминание об ответственности работодателя за несоблюдение положений законодательства о труде.
  • Статья 46, регламентирующая структуру различных коллективных договоров и соглашений между работодателями и работниками. Одной из особенностей этой нормы является указание на обязательное включение в установленные акты информации о способах и мерах обеспечения реального увеличения уровня трудового дохода сотрудников.
  • Статья 130 раскрывает нормативы, затрагивающие вопросы реализации установленных законом гарантий социального характера в отношении работников, которые связаны с исполнением ими своих трудовых обязанностей. Также эта норма устанавливает конкретные виды и типы гарантий в сфере оплаты за труд, включая индексацию.
  • Статья 134 устанавливает прямую обязанность работодателя проводить индексацию в нынешнем году и за предыдущие периоды времени, закрепляя право издания соответствующих актов в отношении работников бюджетной и государственной сферы за определенными субъектами.

Особенности индексации для различных компаний

В Трудовом кодексе нет указаний на прямую обязанность работодателя проводить работникам индексацию заработной платы во внебюджетной сфере. При этом существуют разъяснения некоторых органов государственной власти и судебные решения (к примеру, разъяснения российского Конституционного суда).

Согласно указанным пояснениям, работодатель, независимо от того, какой формы собственности и организационно-правовой структуры его организация, должен повышать уровень трудового дохода сотрудников в зависимости от роста цен на различные услуги и товары для граждан. Исключением в этом вопросе является наличие различных законов федерального уровня или других правовых актов, затрагивающих сферу труда специалистов в бюджетной сфере.

Важно помнить о том, что индексация заработной платы в организации может осуществляться разными методами на основании некоторых показателей. Независимо от применяемых вариантов, процедура увеличения дохода должна проводиться в обязательном порядке.

Напрямую рост предельного уровня трудового дохода не связан с МРОТ. При этом трудовое законодательство дает работодателям право на использование этого показателя при расчете индексации заработной платы.

При этом необходимо помнить следующее: независимо от того, какой показатель используется работодателем, заработная плата сотрудников не должна быть ниже уровня МРОТ по соответствующему региону в указанный год. Если МРОТ увеличивается, минимальный уровень заработной платы должен пропорционально увеличиться.

Индексация трудового дохода в 2018 году для бюджетных и государственных организаций и учреждений

Вопросы индексации заработной платы бюджетникам в основном регулируются положениями отдельных документов ведомственного типа. Из-за последствий экономического кризиса шестого апреля 2015 года был издан федеральный закон № 68, согласно которому трудовой доход государственных служащих не индексировался до 2018 года.

С нынешнего года этот мораторий отменен. Коэффициент индексации заработной платы в текущем году для сотрудников сферы государственной службы составил четыре процента. Так как с мая 2018 года на территории Российской Федерации действует новый размер МРОТ, а до этого увеличение минимального показателя проводилось меньше полугода назад, для специалистов в бюджетной сфере четырехпроцентный показатель может быть увеличен.

Индексация трудового дохода в нынешнем году затрагивает более двух миллионов специалистов в бюджетной сфере и сфере государственной службы. Согласно последним новостям об индексации заработной платы, отмена действия моратория положительно повлияла на огромное количество сотрудников указанных сфер. Особенно это отразилось на финансовом положении тех, кто не попал под предыдущее увеличение трудового дохода.

Индексация заработной платы в коммерческих организациях в 2018 году

Самое большое количество вопросов возникает у тех работодателей и сотрудников, которые трудятся во внебюджетной хозяйственной сфере. На основании того, что 134-я статья российского Трудового кодекса определяет, что порядок осуществления индексации и увеличения размера трудового дохода должен фиксироваться в нормативных локальных актах фирмы или соответствующих положениях, работодатели считают увеличение размера трудового дохода не обязанностью, а правом.

Разъяснения о необходимости осуществления процедуры индексации заработной платы и расчет ее размеров содержатся в следующих нормативных актах:

  1. Определение № 26188-О, изданное Конституционным судом 19 ноября 2015 года.
  2. Письмо № 1073-6-1, изданное Рострудом 19 апреля 2010 года.
  3. Письмо № 14-3/В-1135, изданное Рострудом 26 декабря 2017 года.

Отдельные указания содержатся также в других информативных и разъяснительных актах, что подтверждает неотъемлемое право на индексацию зарплаты сотрудников.

Права работодателя в сфере индексации

Работодатель в сфере индексации трудового дохода сотрудников наделен не только обязанностями, но и правами. В первую очередь, это заключается в возможности самостоятельно определять, какие пункты будут содержаться в положении об индексации заработной платы, которое должно быть разработано в каждой организации.

Кроме того, работодатель сам определяет периодичность увеличения выплат работникам, а также способы и методики вычисления объема положенных трат из бюджета компании. Если руководитель компании не будет индексировать заработную плату работникам, ему грозит привлечение к ответственности.

Несмотря на обязанности различных организаций разрабатывать положения по индексации, законодательство содержит исключение из этого правила. Например, микропредприятия вправе не издавать установленные акты, а вносить пункты об увеличении размера трудового дохода в трудовые соглашения с сотрудниками.

В связи с тем, что в доход работников входит много элементов, работодатель вправе самостоятельно определять, в отношении какого элемента дохода проводить индексацию заработной платы. В коммерческих организациях и учреждениях бюджетной сферы основным требованием является общее повышение дохода сотрудников, независимо от того, какая составляющая часть заработной платы была увеличена.

Законодательство также дает право работодателям индексировать выплаты стимулирующего характера. То есть оклад и тарифная ставка по итогам календарного года оставались неизменными, но уровень заработной платы вырос за счет премирования и других выплат стимулирующего характера.

Правила расчета индексации зарплаты сотрудников внебюджетной сферы в 2018 году

Так как работодатель сам устанавливает порядок проведения индексации трудового дохода сотрудников, он вправе также сам выбирать формы закрепления этой обязанности в различных актах нормативного характера (положение, локальный нормативный акт, коллективный договор или трудовой договор).

Также в РФ индексация заработной платы проводится согласно периодам, которые устанавливаются работодателем. Существует четыре варианта выбора периода, в который происходит увеличение трудового дохода сотрудников.

  • Ежегодно. Согласно правовым нормам, это максимальный срок, который может применяться в организации для непроведения процедуры индексации в компаниях коммерческого типа. Чаще всего работодатели инициируют индексацию трудового дохода сотрудников в декабре текущего года.
  • Раз в полгода. Такой срок позволяет работодателю сделать более плавным рост расходов организации, повысить уровень мотивации у сотрудников и обеспечить благосостоянию работников стабильное и равномерное увеличение.
  • Ежеквартально. Этот способ является наиболее распространенным вариантом у руководителей российских компаний.
  • Ежемесячно. Этот срок является минимальным для проведения процедуры индексации. Это связано с тем, что именно ежемесячные показатели ценового потребительского роста публикуются учреждениями официального типа. Частое проведение индексации повышает нагрузку процессуального характера на организацию и ее сотрудников.

Механизмы индексации

Механизмы для проведения индексации различаются по следующим показателям:

  1. Размер минимальной оплаты за труд (МРОТ). Законодательство Российской Федерации дает работодателям право «привязывать» индексацию трудовых доходов сотрудников к изменению размера прожиточного минимума или МРОТ. Это связано с тем, что с мая нынешнего года эти показатели являются идентичными. Если применяется данный показатель, индексация осуществляется прямо пропорционально изменению размера минимальной оплаты за труд. Изменения в размер зарплаты могут вноситься одновременно с увеличением установленного показателя или в другом порядке. При этом максимальный срок внесения изменений составляет не более одного года, а общий размер проводимой индексации не должен быть ниже индекса увеличения цен на потребительские товары и услуги.
  2. Уровень инфляции. Работодателям дается также право ориентироваться при проведении индексации трудовых доходов работников на прогнозируемые на грядущий год показатели роста цен. Несмотря на возможность использования этого показателя, работодатель должен следить за тем, чтобы уровень индексации был не ниже, чем коэффициент увеличения цен на потребительские товары и услуги.
  3. Индекс увеличения потребительских цен. Последняя индексация заработной платы должна была осуществляться минимум на четыре процента в связи с тем, что это соответствует индексу увеличения цен на товары и услуги для граждан. Даже при использовании другого показателя для расчета размера увеличения трудового дохода работников индекс цен считается ключевым для определения соблюдения работодателем норм трудового законодательства или их нарушения.

Порядок осуществления индексации в организациях

Проведение мероприятий по индексации заработной платы в коммерческой или бюджетной организации требует от руководителя компании строгого соблюдения определенного порядка действий. Также работодателю необходимо принимать во внимание обязательность некоторых процедур процессуального характера и наличие важных документов (внутренних).

В нынешнем году действия по индексации трудового дохода сотрудников в компании осуществляются следующим образом:

  • Работодатель разрабатывает нормативные локальные акты, в соответствии с которыми будет проводиться процедура индексации трудового дохода сотрудников в конкретном году или на постоянной основе. Наиболее распространенной формой локальных актов является положение, в котором подробно расписаны все действия в рамках индексации.
  • Заключение дополнительного соглашения об изменениях размера зарплаты работника. Этот пункт обусловлен тем, что трудовой доход сотрудников относится к информации обязательного характера, которая фиксируется в трудовом договоре каждого работника. Поэтому любые изменения, касающиеся заработной платы, также должны быть документально закреплены обеими сторонами.
  • Издание приказа о повышении размера трудового дохода сотрудников. На основании факта увеличения зарплаты необходимо составить документ, в котором будут отражены субъекты повышения и его размер. Допускается как издание общего приказа для всех работников, так и отдельных бумаг по каждому из них.
  • Внесение соответствующих изменений в штатное расписание, которое действует в организации. Изменения вносятся только в пункты, касающиеся размеров трудового дохода сотрудников.
  • Внесение соответствующих изменений в ранее действовавшие в организации нормативные локальные акты, которые регламентируют размер трудового дохода или правила его индексации.

Ответственность за нарушение правил индексации

Если руководитель организации не осуществляет индексацию заработной платы (образец ниже), за подобные действия его могут привлечь к ответственности административного характера. Санкционные меры за соответствующие нарушения предусмотрены статьей 5.27 российского кодекса об административных правонарушениях.

В статье сказано, что за нарушение норм законодательства о труде на работодателя могут наложить штрафные санкции в пределах пяти тысяч рублей (непосредственно на руководителя или на сотрудника, ответственного за установление правил и порядок начисления и выдачи зарплаты) либо в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей (на организацию, которая имеет статус юридического лица).

Если работодателем фактически было обеспечено проведение процедуры индексации трудового дохода сотрудников при отсутствии нормативных локальных актов, который регулирует порядок ее осуществления, к нему будет применена более мягкая санкционная мера. Трудовая инспекция в этом случае вправе вынести предписание об обязательном составлении указанного локального документа.

Помимо административной, работодатель может быть привлечен к гражданской ответственности, если индексация трудового дохода не была осуществлена, а работник обратился в суд. В этом случае может быть вынесено решение о взыскании в пользу сотрудника недополученной части дохода, а также дополнительной компенсационной выплаты. Вторая часть взыскания является добровольной и, согласно материалам судебной практики, применяется довольно редко.

Также в вопросах индексации имеет место привлечение работодателя к ответственности за уклонение от перечисления в казну налогов из-за непроведенной процедуры индексации. Это обусловлено тем, что при увеличении размера трудового дохода сотрудника увеличиваются и налоговые отчисления с его зарплаты. Соответственно, отказ от повышения зарплаты влечет за собой незаконное уменьшение налоговой базы.

Работодателям и их сотрудникам важно четко понимать, что такое индексация заработной платы, как часто она должна проводиться и в каком размере. Знание и исполнение соответствующих норм поможет работодателю избежать ответственности, а работнику получать должную зарплату.

Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития.

Методы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной экономики могут быть различными. Предпочтение обычно отдается методам добровольного согласия работодателей и работников при участии правительства, что не исключает применения административных мер государственного контроля за увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможностями предприятия. В ряде стран Западной Европы существуют так называемые допустимые пределы ее повышения, зафиксированные в общенациональных программах социального партнерства.

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

В России с 1991 г. действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В условиях высокой инфляции в первой половине 90-х гг. данный показатель утратил связь с прожиточным минимумом.

В 1994-1999 гг. МРОТ колебался в пределах 10-20% от прожиточного минимума и поэтому в небольшой степени влиял на реальную оплату труда лишь в бюджетной сфере.

Значительное влияние на уровень реальных доходов населения оказывает инфляция. Поэтому одним из важнейших условий рационального государственного регулирования доходов является учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению).

Индексация доходов

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.

Индексация осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий через коллективный договор Она предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

В России индексация денежных доходов установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия.

Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Гак, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.

Поддержка бедных слоев населения

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения. Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.

Абсолютная черта бедности - это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.

Прожиточный минимум представляет собой натуральный набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджета низкодоходных семей. В России продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума, дифференцированы по различным социально-демографическим группам (мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры, дети до и после 6 лет). Минимальная продовольственная корзина дифференцирована по восьми природно-климатическим зонам России; она включает 35 наименований продуктов питания (общей калорийностью 2300 ккал. в сутки) и 79 непродовольственных товаров. Часто прожиточный минимум называют чертой бедности.

Относительная черта бедности показывает, сколько стоит минимальная потребительская корзина (черта бедности) относительно среднего уровня достатка в данной стране (регионе). Так, в России относительной чертой бедности является уровень доходов, составляющий менее 40% от среднего дохода в данном регионе, в странах - членах ЕС - менее 50% средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране.

Бедность также характеризуется распространенностью (число бедных) и глубиной. В большинстве стран с переходной экономикой в середине 90-х гг. она затрагивала существование почти четверти населения (в России в 1995-1997 гг. - 20-25%).

Глубина бедности - это среднее отклонение доходов семей от величины прожиточного минимума. Так, в России в среднем для бедного это отклонение составляет более 40% (в Эстонии - 25%, в Польше и Венгрии -- 20%), т.е. бедность в нашей стране отличается большей глубиной, чем в странах Центральной и Восточной Европы.

Дефицит дохода оценивается как величина дополнительных средств, необходимых для доведения доходов бедных слоев населения до уровня прожиточного минимума. Для общества относительное бремя расходов на поддержку бедных слоев населения определяется тем, насколько высоко над чертой бедности находятся доходы средних граждан, т.е. насколько велик дефицит доходов по отношению к ВВП. Так, совокупный дефицит доходов населения по отношению в ВВП составлял в 1997 г.: в России - 3%; Эстонии - 2,7; Польше - 0,6 и Венгрии - 0,2%.

Для количественной оценки бедности и социальной дифференциации в целом используются также более широкие по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.

Минимальный потребительский бюджет представляет собой социальный минимум товаров и услуг в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России этот бюджет составлен на основе более 200. товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания.

Структура минимального потребительского бюджета, %: питание -45,1; непродовольственные товары - 39,0;услуги - 13,2; налоги и сборы - 2,7.

Рациональный потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Рациональный потребительский бюджет отличается от минимального по структуре затрат - в частности, в нем существенно ниже доля затрат на питание. Его составляющие таковы, %: продукты питания - 30; непродовольственные товары - 47 (из них ткани, одежда, обувь - 20, мебель, предметы культуры и быта - 18, прочие товары - 9%); все услуги -23.

Дифференциация населения по уровню доходов на основе прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить следующие группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

  • 1) "бедные" семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует прожиточному минимуму;
  • 2) "малообеспеченные" семьи, душевой доход в которых находится в интервале между прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом;
  • 3) "обеспеченные" семьи, душевой доход в которых находится в интервале между минимальным потребительским бюджетом и рациональным потребительским бюджетом;
  • 4) "богатые" семьи, уровень душевого дохода в которых выше рационального потребительского бюджета.

В России во второй половине 90-х гг. на бедные семьи приходилось 30-35% населения, малообеспеченные - 35-40, обеспеченные - 20-25, состоятельные и богатые - 6-6,5%.


Одной из составляющих доходов населения являются компенсационные и дотационные выплаты в связи с повышением потребительских цен. Защита доходов населения от инфляции на практике осуществляется разными способами. Среди них: адаптация, т. е. повышение пенсий и доходов старых назначений в соответствии с динамикой цен и уровня жизни; компенсация - прямой пересмотр ставок и окладов при заключении коллективных договоров, что применяется при повышении цен на определенные группы товаров широкого потребления; индексация доходов населения - основная форма социальной защиты населения.
Индексация - это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Она направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп с фиксированными доходами - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи. Индексация доходов должна быть дифференцированной по группам населения. Полная индексация невозможна, поскольку имеется предельный уровень доходов, сверх которого она не применяется. Различают индексацию ожидаемую (с учетом прогнозируемого повышения цен) и ретроспективную (в соответствии с ростом цен за прошедший период) как наиболее частую. При этом устанавливается порог повышения индекса цен по фиксированному набору товаров и услуг, который и служит своеобразным сигналом корректировки доходов.
Индексации подлежат денежные доходы граждан, не носящие единовременного характера: государственные пенсии, пособия, стипендии, оплата труда (ставки, оклады), суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с выполнением трудовых обязанностей. Индекса
ции не подлежат денежные доходы населения от собственности, так как они формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите.
С 1 января 2002 г. вступили в силу новые федеральные законы, касающиеся пенсионного обеспечения. По новому законодательству в трудовой стаж при расчете так называемой «трудовой пенсии» время учебы не засчитывается, а время ухода за ребенком определяется в регламенте 1,5 года при одном ребенке и 3 года - при двух и более детях. Рассчитываемый индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП) базируется на трудовом стаже и заработной плате. Базовый ИКП по трудовому стажу равен 0,55 при трудовом стажер женщин 20 лет, у мужчин - 25 лет. За каждый дополнительный год работы ИКП увеличивается на 0,01, но значение ИКП ограничено сверху: он не может превышать 0,75. При расчете пенсии выбираются либо любые шестьдесят месяцев (подряд), либо последние два года - в зависимости от того, когда заработная плата работника была выше. Средняя зарплата в выбранный период делится на среднюю зарплату по стране и получается еще один коэффициент, верхний уровень которого тоже ограничен: он не может превышать Затем первый и второй коэффициенты перемножаются. Это дает окончательное значение ИКП, которое умножается на принятую среднюю заработную плату в России. Принимая среднюю зарплату равной 1671 руб., максимальный размер пенсии по старости у нас в стране будет такой: 0,75 (при трудовом стаже 45 лет у мужчин и 40 лет у женщин) х 1,2 х 1671 =1503 руб. Величина средней заработной платы 1671 руб. «заморожена» с августа 2001 г., при установлении другой величины все трудовые пенсии будут пересчитаны. Работающие пенсионеры у нас в стране получают пенсию полностью. С 1 февраля 2002 г. все трудовые пенсии проиндексированы на 6,5%.
Действуют положения, касающиеся определенных номинаций пенсионеров: увеличен размер базовой пенсии для лиц, достигших 80 лет, для инвалидов 1-й группы пенсия не может быть менее 900 руб. Если же на их иждивении находится один нетрудоспособный член семьи, базовая пенсия увеличивается до 1050 руб., двое -до 1200, трое и более -1350 руо. Жители блокадного Ленинграда получают специальную добавку к пенсии. Более высокими пенсиями отмечены государственные служащие, имеющие не менее 15 лет государственной службы, участники Великой Отечественной войны, нетрудоспособные граждане, лица, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф. Для этих категорий пенсионеров с 1 января 2002 г. принят специальный Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Начинается формирование накопительных пенсий, которые будут действовать для тех, кому предстоит выйти на пенсию начиная с 2003 г.

Что касается возмещения населению потерь от обесценивания сбережений, находящихся во вкладах в банках, то они в основном осуществляются путем изменения процентных ставок в установленном порядке с учетом индекса цен, т. е. способом компенсации.
В наших условиях процент, выплачиваемый населению по вкладам, не выполняет присущих ему функций и не является реальной платой населению за использование его средств в качестве кредитных ресурсов. Он не только не приносит дохода вкладчикам, но и не компенсирует их потери от возможной инфляции (хотя частично их снижает).
В зарубежных странах принят широкий диапазон дифференциации процентных ставок в зависимости от вида и срока хранения вкладов, но всегда действует принцип, согласно которому процентная ставка должна быть не ниже темпов роста индекса цен (инфляции). При этом ставки по вкладам неизменно регулируются в зависимости от уровня инфляции. Так, в целях стимулирования сбережений, особенно на продолжительный срок, кредитные учреждения США выплачивают от 5,7 до 9,2%, Англии - от 3,0 до 11,2%, Франции - от 4,5 до 7,5% годовых.
Индексация процентных ставок по вкладам пока не принята у нас, поэтому должна быть более активной политика компенсационных выплат владельцам сбережений.
В экономически развитых странах индексация доходов населения выступает одной из форм их государственного регулирования наряду с налоговой системой и политикой цен. По некоторым видам доходов (в основном заработной платы наемных работников) она была введена после второй мировой войны, в период резкого повышения цен, хотя Великобритания, США, Норвегия, Австрия используют индексацию с 1920-х гг. Сейчас индексация доходов в связи с повышением цен практикуется в 11 западноевропейских странах, а также в США, Канаде, Японии, Австралии. В общенациональном масштабе она осуществляется в Бельгии, Дании, Греции, Италии, Нидерландах, Австралии, где она фиксируется в соглашениях предпринимателей, профсоюзов и государства.
В других же странах (США, Японии, Швейцарии, Великобритании) индексация доходов происходит на уровне отдельных фирм и отдельных отраслей, не носит гарантированного характера и проводится по соглашению между предпринимателями и профсоюзами. Германия, Австрия, Ирландия, Португалия, Швеция вообще не имеют механизма индексации, гарантирующего автоматическое повышение заработной платы с учетом роста потребительских цен. В этих странах покупательная способность

заработной платы поддерживается путем пересмотра тарифных ставок и окладов в периоды заключения новых коллективных договоров, т. е. применяется метод компенсации.
Периодичность индексации заработной платы: в США - 4 раза в год, в Италии - 1 раз в год, в Бельгии и Люксембурге - ежемесячно. В одних случаях применяется шкала пунктов (в Дании, Италии); в других - шкала процентов (в США, Бельгии, Люксембурге, Швеции, Испании).
В последние годы индексация доходов населения, в первую очередь заработной платы, в экономически развитых странах начинает терять свое значение. Заработная плата все больше ставится в зависимость от результатов экономической деятельности. Существенно (в среднем на 40-50%) снизилась степень возмещения потерь населению от инфляции. Достигнутый высокий уровень жизни и дальнейшее его повышение позволяют трудящимся соглашаться лишь на частичную компенсацию своих доходов в определенные периоды (своего рода "сделка по уступкам"). Уровень жизни наиболее уязвимых слоев населения поддерживается с помощью выплат гарантированного минимального дохода, периодического пересмотра минимальных пенсий и пособий и минимальных ставок заработной платы и т. д. В частности, практически все социальные пособия, кроме пенсий, как правило, тоже не индексируются, они регулярно корректируются. Пенсии индексируются в большинстве стран с 60-х гг. ежегодно или два раза в год в зависимости от повышения потребительских цен.
Литература к главе 5 Бедность в России: государственная политика и реакция населения / Под ред. Джени Клугман. - Вашингтон: Всемирный банк, 1992. Доклад о развитии человека за 1998 год. - ПРООН, Нью-Йорк, Оксфорд, Оксфорд юниверсити пресс, 1998. Елисеева И. И., Костеева Т. В., Хоменко Л. Н. Международная статистика. - Минск: Вышэйшая школа, 1995. Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики. Изд. 4-е, перер. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1998. КирутаА. Я., Шевяков А. Ю. Совершенствование методологии распространения данных выборочных бюджетных обследований на генеральную совокупность. - М.: ЦСЭИ, 1999. Методологические положения по статистике. Вып. 1. - М.: Госкомстат России, 1996.
Национальноесчетоводство:Учебник/Подред. Г. Д. Кулагиной. - М.: Финансы и статистика. 1997. Национальные счета России в 1989-1998 годах. Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 1999. Организационно-методологические основы обследования бюджетов домашних хозяйств в системе государственной статистики // Вопросы статистики. - 1999. - № 8. Панкратьева Н. Методы оценок доходов различных групп населения в динамическом и региональном разрезах // Вопросы статистики. - 1995. - № 5. Полляк Г. Бюджет и семья // Экономическое обозрение. - 1934. - № 3. Российский статистический ежегодник. 1999. Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 1999. Рябушкин Б. Т. Основы статистики финансов: Учебное пособие. - М.: Финстатинформ, 1997. СиденкоА. В., Башкатов Б. И., Матвеева В. М. Международная статистика: Учебник. - М.: Дело и сервис, 1999. ХиксДж. Стоимость и капитал. - М.: Прогресс, 1993. Экономическая статистика: Учебник/Под ред. Ю. Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 1998.

Новое на сайте

>

Самое популярное