Домой Микрозаймы Последствия безработицы для национальной экономики. Безработица, ее причины и последствия — Гипермаркет знаний

Последствия безработицы для национальной экономики. Безработица, ее причины и последствия — Гипермаркет знаний

Подумай : Каждый ли имеет право на труд? Какой труд важнее - умственный или физический? Может ли подросток совмещать учёбу и работу? От чего: зависит размер заработной платы? Как не оказаться безработным?

Каждый человек ставит перед собой различные цели, в том числе экономические. Например, получить профессию, иметь устойчивый источник средств к существованию, возможность отдыха и др. Осуществление этих целей во многом зависит от желания и способности человека трудиться. Каждый ли имеет возможность заработать себе на жизнь? Что делать, если человек готов трудиться, а подходящего ему места работы нет?

Безработица - спутник рыночной экономики. Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к труду закреплено законом. В статье 37 Конституции РФ указано: «1.Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен». Трудовой кодекс РФ (ст. 2} признает право каждого работника на справедливые условия труда, защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве.

При командной экономике было монопольное право государства на использование труда и предоставление работы. Государство обеспечивало стопроцентную занятость населения и в этих целях поддерживало даже убыточные предприятия.

С развитием рыночных отношений в обществе на смену общественному и коллективному труду приходит преимущественно частный индивидуальный труд. Значительная часть населения работает не на государственных предприятиях, а в организациях частного типа. (Вспомни организационно-правовые формы фирм и особенности труда в них.)

Труд в рыночной экономике носит добровольный характер.

На современном этапе экономического развития государству выгодно стимулировать самостоятельную, активную деятельность граждан по обеспечению собственной занятости. С этой целью и создана Федеральная государственная служба занятости населения. Ее главная задача - создать условия для реализации личностью своей инициативы и творческих способностей. В частности, задача службы занятости - снять препятствия, мешающие людям сохранить пли приобрести рабочее место: отсутствие информации о профессиях и рабочих местах, нехватка квалификации, ограниченная трудоспособность, семенные обстоятельства и т. д. В целях создания условий для самозанятости в нашей стране принята специальная программа поддержки малого предпринимательства, которая помогает открыть и сделать успешным собственное дело, обеспечив себя и свою семью средствами для существования.

Для поддержания достойного жизненного уровня своих граждан и сохранения социального мира в стране государству необходимо использовать различные меры помощи населению в поисках работы и трудоустройстве.

Проверь себя

1. Почему безработица сопутствует рыночной экономике?

3. Как определить уровень безработицы в стране?

4. Чем вызвана безработица?

5. Каковы экономические и социальные последствия безработицы?

6. Как государство обеспечивает занятость?

В классе и дома

1. Заполни в своей тетради таблицу «Последствия безработицы для общества».

Впиши перечисленные примеры в соответствующую графу таблицы: потеря квалификации работниками, не имеющими работы в течение длительного времени; снижение уровня доходов семей; рост нарушений технологической дисциплины рабочими; неполное использование трудовых ресурсов экономики; сокращение спроса на товары и услуги; рост преступности в стране.

2. Рыночная экономика развивается таким образам, что со временем в ней увеличивается доля собственников и экономически самостоятельных производителей. Какое влияние оказывает на эти процессы существование такого явления в экономике, как безработица?

3. Узнай из материалов газет и журналов, какие требования чаще всего предъявляют работодатели к современному работнику (например, знание компьютера , высокая ответственность и т. п.), какие способности к труду и профессиональной квалификации (знание, практические навыки по конкретной специальности) предлагают наемные работники в обмен на заработную плату. Попробуй составить деловой портрет работника современного производства. Проведи самооценку своих возможностей будущего трудоустройства.

4. Старшеклассникам одной из школ был задан вопрос: «Что значит быть конкурентоспособным в условиях рынка?». Среди ответов преобладали следующие: ориентироваться в выборе на профессию, которая соответствует потребностям экономического развития региона (отрасли); овладеть системой знаний, умений, образцами поведения, которые позволяют каждому найти себя в новой трудовой деятельности; быть готовым к обучению, переподготовке, овладению второй (смежной) профессией. Чтобы ты добавил к этим ответам? Обсуди вопрос с одноклассниками.

"" Говорят мудрые

«В пользе безработицы больше всего уверены те, кто не знаком с ней но личному опыту».

Л ж. Гэлбрейт (р. 1908), американский экономист.

Тема: «Безработица, её причины и последствия».

Наличие безработицы - это хорошо или плохо для развития экономической сферы жизнедеятельности общества?

Повторение. В чем заключаются характерные особенности рыночной экономической системы? Каковы экономические цели и функции государства?

Каждый ли имеет право на труд?

Задание № 1. Прочитайте статью 37 Конституцией РФ, вставьте пропущенные слова:

«1. Труд... Каждый имеет право … к труду, выбирать … 2. ...труд запрещён. 3. Каждый имеет право на …, а также право на защиту от …».

Задание №2. Заполните таблицу «Особенность и характер труда в различных экономических системах»

Характеристика труда:

1. Обязательный

2. Добровольный

3. Свободный

4. Принудительный

Название системы

Характеристика системы

Характеристика труда

Командная экономика

Монопольное право государства на использование труда и предоставление работы. Государство обеспечивало 100% занятость населения.

Рыночная экономика

Наличие частного индивидуального труда. Значительная часть населения работает не на государственных предприятиях, а в организациях частного типа. Свобода предпринимательской деятельности и частной инициативы, конкуренция в различных отраслях производства и сферах услуг.

Вывод: В различные исторические эпохи формировались экономические системы, где положение трудоспособного населения и характер труда был... В рыночной экономике экономическая свобода производителей (принятие самостоятельного решения кого …) и добровольность занятости (работник сам решает …) приводят к тому, что трудоспособный человек …

Что такое безработица.

Задание № 3. Работа с документом. Используя отрывок из документа, выясните, кого по закону РФ можно считать занятым, а кого безработным и попытайтесь сформулировать определения: безработица; занятость населения.

ЗАКОН О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. (ИЗВЛЕЧЕНИЯ)

Статья 1. Занятость граждан . Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход…

Статья 2. Занятые граждане. Занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ… зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, … проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, … проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения …временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, …

Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными. 1.Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. 2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки … документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. … При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов….3.Безработными не могут быть признаны граждане не достигшие 16-летнего возраста;…

Задание № 4. Работа с учебником (стр. 166-168): выяснить причины безработицы, ответ оформите в виде схемы.

Доп. информация. В зависимости от причин возникновения выделяют следующие виды безработицы : фрикционная, структурная, циклическая, сезонная.

Фрикционная- связана с поиском и ожиданием работы. Имеет в основном добровольный и кратковременный характер. Работу могут искать молодые специалисты, уволившиеся по собственному желанию.

Структурная- связана с внедрением новых технологий, автоматизацией производства, изменением рынка товаров и услуг. Имеет в основном вынужденный и довольно долговременный характер.

Циклическая - связана с наступлением фазы общего экономического спада в экономическом цикле. Имеет вынужденный характер. В фазах оживления и подъёма появляются новые рабочие места и безработица уменьшается.

Сезонная - связана с неодинаковыми объёмами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды года, т. е. в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растёт и, следовательно, уровень безработицы уменьшается, в другие спрос падает, а уровень безработицы растет.

Задание № 5. Распределите последствия безработицы в таблицу по двум показателям: экономические и социальные последствия.

1. Снижается общий объем производимых в стране экономических благ и услуг;

2. Ухудшение физического и психического состояния;

3. Опасность возрастания социальной напряженности в обществе и рост преступности;

4. Размер пособия по безработице не обеспечивает нормальный жизненный уровень в условиях постоянного роста цен на товары и услуги;

5. Теряется квалификация и стаж работы;

6. Сокращается потребительский спрос;

7. Отсутствие заработной платы вынуждает человека сокращать до минимума свои расходы;

8. Потеря чувства уверенности в себе, полезности окружающим и самоуважение;

Закрепление. 1. Некоторые экономисты утверждают, что умеренная (5-6%) безработица имеет ряд позитивных последствий. Как вы думаете, они правы?

2.Какие меры предпринимает наше государство для борьбы с таким явлением сегодняшней действительности как безработица?

3.Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к трудоспособному населению, выраженное в процентах, запишите формулу.

4. При каких условиях человек готов трудиться, а подходящего места работы нет? Как будут называть трудоспособного человека, не имеющего работу?

5. Можно ли утверждать, что безработица – это явление, с которым сталкиваются практически все страны мира?

Доп. информация.

Скрытая безработица заключается в том, что работник даёт согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, т. к. не может найти другую работу с полной занятостью.

Рынок труда - это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы. Через рынок труда происходит продажа рабочей силы на определённый срок. Рынок труда характеризуется такими показателями, как численность экономически активного населения, численность людей, занятых в экономике, уровень безработицы. Особенностью рынка труда является то, что он имеет дело с особым ресурсом - «человеческим капиталом».

Экономически активное население - это население страны, включающее в себя женщин в возрасте от 18 до 55 лет и мужчин в возрасте от 18 до 60 лет.



1.3. Безработица - социально-экономические последствия

Суждения о социально-экономических последствиях безработицы неоднозначны и зависят преимущественно от того, о каком уровне и типе безработицы идет речь. Некоторые исследователи, главным образом неоклассического направления, отмечают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий: формирует мобильный резерв рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства; сдерживает требование профсоюзов в части повышения заработной платы, а значит, снижает предполагаемый уровень инфляции. Кроме того, она усиливает трудовую мотивацию занятых, так как гарантии занятости и опасения потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду. Вместе с тем негативные последствия безработицы, прежде всего циклической. Главный негативный экономический эффект – это недоиспользование экономического потенциала общества,

Длительно безработные теряют квалификацию, профессиональные навыки и знания, что затрудняет возможность трудоустройства в будущем. Потеря работы является серьезной моральной травмой, прежде всего потому, что человек превращается в индивида с крайне низким социальным статусом, чти знания, опыт, способности не нужны, не востребованы обществом, и что это известно его окружению(семье, знакомым). Социально-психологический стресс, вызванный безработицей, обуславливает связь роста ее уровня с ростом числа психических заболеваний и самоубийств, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, алкоголизма и наркомании. Отчаявшись в поисках работы, люди пополняют маргинальные слои населения, возрастает преступность. Именно в периоды массовой и хронической безработицы рост социальной напряженности в обществе может привести к установлению тоталитарных режимов.

Отмечается неодинаковое распределение «бремени безработицы» в обществе. Наибольшие социально-экономические издержки несут наименее конкурентоспособные на рынке труда группы экономически активного населения: молодежь, люди предпенсионного возраста, женщины, лица, имеющие значительный перерыв в работе, национальные, религиозные и прочие меньшинства. В меньшей мере негативные последствия высокого уровня безработицы ощущают мужчины трудоспособного возраста, лица с высшим образованием, высококвалифицированные специалисты. Уровень и длительность безработицы, потери доходов во второй группе, как правило, ниже.

Экономические последствия

Экономические последствия безработицы весьма многообразны и неоднозначны; достаточна сложна и их структура. При исследовании экономических последствий безработицы целесообразно выделить три уровня: национальный, предприятий, человека.

Исследования последствий безработицы на национальном уровне показывают, что она уменьшает объем производства валового внутреннего продукта (ВВП).

Безработица увеличивает расходы государства по мере её роста. Их основная масса осуществляется за счет фонда занятости. Рост безработицы свидетельствует и об общем неблагополучии в экономике, ошибках в экономическом курсе правительства.

Однако только этим роль безработицы как фактора экономической дестабилизации не исчерпывается. Она может выступать как «мина замедленного действия». Иметься в виду сегодняшняя безработица в некоторых отраслях, где она в силу ряда обстоятельств оказалась особенно значительной. Это наука и научное обслуживание, предприятия оборонного комплекса, высокотехнологичные предприятия обрабатывающей промышленности. Безработица в этих отраслях сопровождается массовой дисквалификацией и переквалификацией работников и даже их эмиграцией. Однако рано или поздно, когда наступает фаза оживления и подъема экономики, спрос на этих работников резко возрастет. В конечном счете происходит дальнейшее сокращение совокупного спроса и еще большая безработица, приводящая в действие механизм коммулятивного снижения деловой активности.

Для человека безработица означает потерю постоянно и регулярно получаемого дохода. Последствием безработицы надо считать усиление конкуренции на рынке труда –между людьми за наиболее престижные рабочие места. Более того, в условиях неполной занятости нельзя сформировать стабильные производственные коллективы, необходимость в которых очевидна. В случае вынужденного характера труда нельзя вести речь о достижении обществом полной занятости. Ориентация на демократические, гуманистические принципы организации труда предполагает, что полная занятость означает не просто предоставление нуждающемуся человеку рабочего места, а такого, которое будет соответствовать профилю его подготовки, способностям, желаниям.

Оценивая последствия безработицы для человека, нельзя забывать, что длительное время трудоспособное население в России практически не сталкивалось с этим явлением. Безработица убивает инициативу человека, порождает у него неуверенность в завтрашнем дне, в своих силах и возможностях, снижает его трудовой и гражданский потенциал.

Экономические последствия безработицы не ограничиваться только этим. Она может позволить предпринимателям понизить цену рабочей силы, особенно в условиях увеличения продолжительности безработицы.

Безработицу как сложное экономическое явление невозможно оценить однозначно. Она имеет не только негативное, но и позитивное значение. Безработица важнейшее условие нормального и бесперебойного функционирования экономики. Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики, которая постоянно предъявляет спрос на труд в связи с вводом в действие новых объектов хозяйственной деятельности. Их комплектование кадрами нельзя обеспечить только за счет естественного прироста экономически активного населения. Многие из уволенных работников нуждаются в переподготовке, повышении квалификации и т.д. и решить эту проблему в целом ряде случаев можно только с отрывом от производства.

Безработица обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров и их сосредоточение в тех видов деятельности, которые сегодня нужны потребителям. Правда такие переливы кадров не всегда проходят безболезненно для отдельного человека. И здесь весьма велика роль государства, которое должно смягчить негативную сторону этих, в целом позитивных для производства и населения процессов.

Безработица, её рост дают весьма эффективный «сигнал» работнику о том, что его профессия, специальные знания, навыки труда – устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Все это определенным образом стимулирует работника к систематическому повышению своего профессионального мастерства.

Социальные последствия безработицы

Безработица уничтожила важнейшую компоненту привычного для гражданина России образа жизни – уверенность в существовании всеобщей занятости населения, гарантии трудоустройства (пусть и не всегда добровольного и с соответствующей оплатой труда).

При оценке отношения к безработице надо иметь в виду, что труд для подавляющего большинства людей не только источником доходов, но дело чести, гражданской доблести человека, следовательно, лишение его сегодня возможности трудиться- это ещё и большая социальная трагедия. Безработица, уменьшая доходы семей, усиливает дифференциацию населения. Существующая сегодня дифференциация доходов экономически не всегда оправдана и не способствует социальному миру в стране, эффективности производства.

Все эти обстоятельства подавляют нравственные начала поведения человека. Он становится раздробительным, черствым, злым, безразличным к чуждой судьбе; чувствует себе униженным, ненужным даже самому себе, своей семье, обществу. Безработица приводит к бездеятельности и может повлечь деградацию человека: пьянства, наркоманию, совершение аморальных противоправных поступков. Происходит маргинализация населения, ухудшается социально-психологический климат в общества. Криминогенность ситуации обостряется и высоким уровнем безработицы молодежи. Анализ статистических данных показывает, что её положение гораздо хуже, чем других возрастных групп населения.

Весьма важным для оценки последствий безработицы является движение занятого населения, изменения его полового состава, соотношение экономически активного и экономически неактивного населения. В стране в настоящее время сложилась весьма противоречивая ситуация.

Численность занятых в России сокращается за счет женщин. Однако численность безработных, определенных по методологии МОТ, увеличивается в основном за счет мужчин. Складывается ситуация, когда определенная часть женщин в результате безработицы переходит из экономически активного в экономически неактивное население. Такое положение, с позиции тех, кто считал, что для России была присуща сверхзанятость, может рассматриваться как позитивная. Для женщин последствия безработицы более тяжелые, чем у мужчин. Им труднее решить проблему трудоустройства. Процент безработных мужчин, имеющих официальный статус в службе занятости, в их реальной численности за 1992-1997 гг. вырос в 4,5 раза. Все это убедительно свидетельствует о негативных последствиях безработицы для населения.

Безработица приводит к ослаблению семейных уз, связей, забвению родительских обязанностей, распаду семей. Здоровье человека в условиях социального стресса ухудшается; он более подвержен различным заболеваниям, прежде всего душевным, а недостаток денежных средств сокращается возможности лечения; следовательно, инертность в этой группе населения выше, чем в других. Среди безработных сравнительно чаще случаются самоубийства.

Последствием безработицы может быть обострение и даже социальный взрыв, если ее размеры превысят допустимый уровень. В зарубежной литературе такой критической величиной считают уровень безработицы в 10-12%. Ситуация может стать взрывоопасной и в условиях её незначительного роста. Если в крупном городе численность безработных составит порядка несколько сотен тысяч, а экономически активного населения более нескольких миллионов и будет объявлено о закрытии одного из крупнейших предприятий, это может привести к существенной социально-экономической дестабилизации.

Безработица может выступать как условие социально-экономической дестабилизации, если ее угроза коснется работников многочисленных и хорошо организованных профессиональных групп, играющих важную роль в экономической жизни страны или вида деятельности, затрагивающего интересы многих людей. Безработица становится фактором социально-экономической дестабилизации, когда существенно возрастает группа лиц, которые длительное время не могут найти себе работу – это так называемые «отчаявшиеся».

В наши дни людей, считающих безработицу полезной, среди лиц наемного населения почти не осталось.

Появление безработицы неразрывно связано в сознании людей с экономическими реформами и, следовательно, с ростом негативного отношения населения к ним. Это сужает социальную базу реформ, сдерживает рост экономики в стране.

Оценивая масштабы дестабилизирующего влияния безработицы, необходимо иметь в виду несовершенство учета числа безработных. Неточность информации определяется и ошибками в определении численности «отчаявшихся».

Социально-экономическое положение регионов в России характеризуется глубочайшей дифференциацией и разнообразием ситуаций. Это обусловлено уровнем экономического развития регионов, ходом становления рыночных отношений, малого бизнеса и т.д. Для каждого из регионов складывается свой специфический, соответствующий их социально-экономическому развитию уровень безработицы.

Можно также привести очень интересную таблицу которую приводят Гордон и Клопов в своей статье.

Таблица 1. Социальные последствия безработицы

Таблица 2. Экономические последствия безработицы

Отрицательные

Положительные

1. Обесценивание последствий обучения.

2. Сокращение производства.

3. Затраты на помощь безработным.

4. Утрата квалификации.

5. Снижение жизненного уровня.

6. Недопроизводство национального дохода.

7. Снижение налоговых поступлений.

1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.

3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

Цель урока.

Оборудование. Текст с вопросами для кроссворда и сетка кроссворда (Приложение №1). Презентация по теме “Виды безработицы, их причины и особенности” (Приложение №2). Сравнительная таблица №1 “Последствия безработицы”.Сравнительная таблица №2 “Государственные меры борьбы с безработицей”. Компьютер и проектор экрана.

Индивидуальное обучение. Доклад обучающегося о последствиях безработицы и государственных мерах борьбы с ней.

Ход урока

1. Организационная часть, объяснение цели урока.

2. Повторение ранее изученного материала.

3. Изучение нового материала.

4. Первичное закрепление новых знаний.

5. Подведение итогов, выставление оценок.

6. Домашнее задание с разъяснением.

1. Организационная часть, объяснение цели урока.

Слово учителя. Каждый из нас мечтает жить в стабильно развивающейся экономике. Осуществить такую мечту непросто в нашей стране, где происходит трудный переход от административно-командной к смешанной экономической системе. Одним из средств решения проблемы является знакомство с темой урока “Виды безработицы, их причины и особенности.

Государственные меры борьбы с безработицей”, в процессе которого обучающиеся получат знания необходимые для адаптации к современному рынку труда.

2. Повторение ранее изученного материала.

Слово учителя.Для достижения поставленной цели, вспомним некоторые понятия и положения, с которыми мы познакомились в теме “Что такое безработица?”. Для того чтобы процесс повторения был интересным, проведём разминку и решимкроссворд на тему “Структура населения с точки зрения занятости”.У каждого из вас на столе набор печатных приложений к уроку. ВозьмитеПриложение №1, перед вами листочки с вопросами.Вопросы на листочке пронумерованы так же, как ответы в сетке кроссворда. Для того чтобы заполнить сетку на доске, мне необходим помощник (я назначаю помощника).

Алгоритм разминки:

Я задаю вопрос (из листочка) и тот, кто первым ответит на этот вопрос, получает право начать разминку;

Обучающийся, начинающий разминку, выбирает номер вопроса и того, кому он будет задавать этот вопрос;

Обучающийся, которого выбрали отвечать, должен ответить на заданный вопрос, после чего выбирает следующий вопрос и того, кто будет на него отвечать, и т.д.

Если тот, кого выбрали отвечать, даёт неправильный ответ, то право ответа и следующего вопроса переходит к тому обучающемуся, который первым поднимет руку, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Начинаем разминку.

Слово учителя.Как называется человек в трудоспособном возрасте, который не имеет работы, но активно ищет её?(Ответ обучающегося:безработный).

1. Как называется человек в трудоспособном возрасте, который не имеет работы, но активно её ищет? (Ответ обучающегося: безработный)

2. Как называются граждане, живущие в одной стране, независимо от пола и возраста? (Ответ обучающегося: население)

3. Как называется денежное вознаграждение, которое человек получает за свой труд от работодателя? (Ответ обучающегося: зарплата)

4. Пете Смирнову, недавно исполнилось 10 лет. Определите его статус в составе населения страны с точки зрения его занятости в национальном хозяйстве? (Ответ обучающегося: нетрудоспособный)

5. Как называется государственная служба, куда обратился Саша Смирнов с просьбой о трудоустройстве? (Ответ обучающегося: занятости)

6. Как называется ситуация в стране, когда в ней есть люди, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще? (Ответ обучающегося: безработица)

7. Как называется возраст, в котором должен быть безработный? (Ответ обучающегося: трудоспособный)

8. Как называется экономическое население, которому соответствует понятие “рабочая сила”? (Ответ обучающегося: активное)

9. Нина Пилюлькина работает медсестрой в поликлинике. Определить её статус в составе рабочей силы? (Ответ обучающегося: занятая)

10. Женщина-домохозяйка, которая посвятила себя дому и семье. Определить её статус в составе рабочей силы?(Ответ обучающегося: выбывшая)

Слово учителя. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наёмного работникаи надо представлять: откуда она возникает, сколь длительной можетбыть и как с ней нужно бороться.Чтобы вести анализ проблем безработицы, необходимо, прежде всего четко определить, кого считать безработным. Критерии признаниячеловека безработным обычно устанавливаются законом илиправительственными документами и могут несколько различаться постранам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всехопределениях.

Слово учителя.

Вспомним эти признаки безработного?

(Ответ обучающегося:

Трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законом данной страны разрешается работа по найму, но младше возраста, по достижению которого назначается пенсия по старости;

Отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени, например месяца;

Доказанное стремление человека найти работу, например обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы).

Слово учителя. Только тот, кто отвечает этим признакам, считается действительно безработным и учитывается при определении общего уровня безработицы в стране, то есть доли безработных в общей численности её рабочей силы.

3. Изучение нового материала.

Слово учителя.Мы с вами повторили тему “Структура населения с точки зрения занятости”. Теперь послушаем доклад-презентацию на новую тему “Виды безработицы, их особенности и причины” Приложение №2.

Доклад обучающегося по таблице №1 “Последствия безработицы” и таблице №2 “Государственные меры борьбы с безработицей”.

Таблица №1 “Последствия безработицы”

Таблица №2 “Государственные меры борьбы с безработицей”

Общие меры для всех типов безработицы Меры сокращения фрикционной безработицы Меры сокращения структурной безработицы Меры сокращения циклической безработицы
Создание службы занятости (учёт и трудоустройство;

выдача пособий по безработице;

переподготовка кадров; помощь психолога и юриста).

Усовершенствование системы сбора и предоставление информации о наличие рабочих мест. Создание служб по переподготовке и трудоустройству кадров. Стимулирование экспорта;

инвестиции в экономику;

создание дополнительных мест в государственном секторе;

обучение специальностям молодёжи необходимых рынку труда.

Слово учителя. На основе изложенного материала можно сделать вывод: несмотря на то, что существуют негативные экономические и неэкономические последствия безработицы, фрикционная и структурная безработицы-явления нормальные и не представляют угрозы для развития страны. Более того, без них развитие просто невозможно. Ведь если все работники заняты, то, как создавать новые фирмы или расширять производство товаров, которые пользуются на рынке повышенным спросом?

Кроме того, наличие безработицы заставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. С этих позиций безработицу вполне можно назвать стимулом к лучшей работе. Вот почему под полной занятостью в большинстве развитых странах мира понимают отсутствие циклической безработицы.

Иначе говоря, это такое положение, когда безработица в стране соответствует своей естественной норме.

Для каждой страны естественная норма безработицы складывается по-своему, и единого значения для неё не существует.

4. Первичное закрепление новых знаний.

Слово учителя. Вопросы обучающимся:

К каким экономическим последствиям на индивидуальном уровне приводит безработица? (Ответ обучающегося:к потере доходов и квалификации)

К каким экономическим последствиям на общественном уровне приводит безработица? (Ответ обучающегося: недопроизводству ВВП, увеличению расходов на переподготовку кадров и биржу труда)

К каким неэкономическим последствиям на индивидуальном уровне приводит безработица? (Ответ обучающегося: к стрессу, отчаянью, болезни, потере друзей и семьи)

К каким неэкономическим последствиям на общественном уровне приводит безработица? (Ответ обучающегося: к росту преступности, к росту заболеваний и смертности, к политическим переворотам)

Какие меры проводит государство по сокращению циклической безработицы?(Ответ обучающегося: стимулирование экспорта, инвестиции в экономику, создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе, обучение молодежи специальностям необходимых рынку труда, помощь в открытие собственной фирмы)

Какие меры проводит государство по сокращению фрикционной безработицы? (Ответ обучающегося: усовершенствование системы сбора и предоставление информации о наличии рабочих мест)

Определите к какому типу безработицы относятся следующие безработные: - Квалифицированный программист уволился с работы, потому что у него не сложились отношения с директором фирмы, и сейчас он находится в поисках рабочего места, соответствующего его квалификации?(Ответ обучающегося: фрикционная безработица)

В период спада 1982 года уровень безработицы в США поднялся до 9,7%, в разгар “Великой депрессии” 1933 года безработица достигла 25%?

(Ответ обучающегося: циклическая безработица)

Много лет тому назад высококвалифицированные извозчики остались без работы из-за изобретения автомобилей?(Ответ обучающегося: структурная безработица).

5. Подведение итогов, выставление оценок.

Слово учителя.Сегодня на уроке мы вспомнили и повторили: (Обучающиеся отвечают коротко, называя только понятия: безработица, безработный, рабочая сила, нетрудоспособное население, выбывшие из состава рабочей силы, государственная служба занятости, заработная плата)

Слово учителя.Сегодня на уроке мы узнали нового: (Обучающиеся отвечают полностью, дают новые определения: фрикционной безработице, структурной безработице, циклической безработице и так же перечисляют государственные меры борьбы с ними)

Выставление оценок.

6. Домашнее задание с разъяснением.

Слово учителя. Для того чтобы легче адаптироваться на рынке труда, обучающиеся должны выполнить творческую работу дома на тему “Анализ рынка труда, с точки зрения трудоустройства по профессии бухгалтер в городе Москве”. Данные средств массовой информации должны быть проанализированы, систематизированы и представлены в письменном видепо следующему плану:

а) показатели экономической активности населения;

б) структура занятости по видам экономической деятельности;

в) структура потребностей в работниках по отраслям;

г) вакантные должности, на которые сохраняется спрос;

д) способы поиска работы;

е) требование к специалистам и оплата труда;

ж) трудоустройство выпускников СПО;

з) плюсы и минусы профессии;

и) подведение итогов.

Экономические и социальные последствия безработицы в России считаются одной из наиболее актуальных проблем современности. Нетрудоустроенность населения представляет наивысшую угрозу благополучию государства. Рассмотрим далее, какова социально-экономическая сущность, последствия безработицы.

Актуальность вопроса

Безработица влияет почти на все сферы общественной жизни. Наиболее остро проблемы проявляются в следующих областях:

  1. Политике. Под действием рассматриваемого явления происходят изменения, которые могут проявляться в виде как безответственного популизма, так и усиления авторитаризма власти.
  2. Экономике. Хозяйственная система сжимается при неэффективном использовании ресурсного потенциала государства, поскольку нетрудоустроенные граждане не принимают участия в производстве национального продукта и формировании дохода.
  3. Социальной сфере. Она начинает деградировать на фоне падения морали, под давлением пьянства, преступности, кризисов в семейных отношениях, усиления психосоматических расстройств и прочих негативных тенденций.

Ключевые проблемы

Нетрудоустроенность граждан указывает на недоиспользование производственных мощностей. Часть населения лишается зарплаты. Соответственно, экономические и социальные последствия безработицы в РФ в первую очередь проявляются в потере гражданами средств к существованию. В законодательстве страны установлена обязанность субъектов осуществлять налоговые отчисления с дохода. Поскольку у нетрудоустроенных граждан его нет, бюджет лишается части средств, которые могли бы его пополнить.

Люди, которые не работают, со временем теряют квалификацию. Кроме этого, экономические и социальные последствия безработицы проявляются в устаревании знаний, которыми обладает трудоспособное, но не осуществляющее профессиональную деятельность население. Субъекты, не участвующие в производстве благ, начинают терять уважение к себе и уверенность. Безработица – это бездействие. Оно может спровоцировать деградацию личности.

Экономические и социальные последствия безработицы для общества являются актуальной проблемой еще и потому, что большой процент среди нетрудоустроенных составляет молодежь. Из-за этого усиливается угроза разгула преступности. Нетрудоустроенное население переживает стресс. Он в свою очередь способствует ухудшению состояния здоровья, появлению разнообразных патологий. Однако на лечение у граждан зачастую не хватает средств.

Это далеко не все социально-экономические последствия безработицы (занятости). Если процент нетрудоустроенных превысит предельно допустимый показатель, вероятно обострение конфликтов между разными слоями населения. Критической величиной считают 10-12%.

Статистика

За время реформ в России наивысший уровень безработицы отмечался в феврале 1999 г. В тот год количество нетрудоустроенных граждан составляло 10.4 млн человек. Это приблизительно 14,6%. С течением времени число стало уменьшаться. На 2005 год количество безработных в РФ было 5,2 млн. Вместе с этим от 1992 до 2003 года отмечалось увеличение средней продолжительности периода поиска работы – с 4,4 месяцев до 8,5. На конец 2006 года уровень безработицы в стране находился на отметке 7%.

Предпосылки

В начале 1990 годов в России принимались решения, касающиеся либерализации рынков. Предполагалось их открытие для потенциальных участников: и зарубежных, и отечественных. Кроме этого, началась либерализация цен. Правительство оценивало вероятный масштаб безработицы.

Стоит отметить, что отечественная промышленность была неконкурентоспособной. Предприятия страны по своей производительности отставали от зарубежных в 2-3, а иногда и более раз. В связи с этим предполагалось, что после открытия рынков начнется активное вытеснение отечественных компаний. В сложившейся ситуации необходимо было политическое решение. Вариантов было два:

  1. Проводить жесткую перестройку структуры хозяйственной системы через банкротство компаний, которое спровоцировало бы резкий скачок безработицы.
  2. Поддерживать неэффективные производства при сохранении формального высокого уровня трудоустроенности граждан.

Правительство выбрало второй путь, опасаясь открытого конфликта. Поддержка неэффективных производств вскоре привела к высокой инфляции и кризису госфинансов.

Безработица: виды и социально-экономические последствия

Существует несколько типов рассматриваемого явления. В экономической теории выделяют безработицу:

  1. Фрикционную. Она возникает в связи с поиском вакансии. То есть безработными являются граждане, уволившиеся с одного предприятия, но еще не устроившиеся на другое.
  2. Структурную. Она более продолжительна, чем первая. Возникает такая безработица вследствие запаздывания реакции структуры трудовых ресурсов на изменение спроса на них.
  3. Сезонную. Она возникает в тех сферах, где люди заняты определенное время: в сельском хозяйстве, туристическом бизнесе и пр.

Характеристика

Как правило, фрикционная безработица является непродолжительной. Она показывает нормальный ход процесса перераспределения раб. силы. В связи с этим ее считают неизбежной и в ряде случаев желательной. В процессе развития экономики имеют место изменения в структуре потребительского спроса и используемых производственных технологиях. Поэтому на рынке начинает сокращаться потребность в одних трудовых ресурсах, возникает необходимость в других.

При этом существующая их структура реагирует на такие изменения с опозданием. В результате возникает безработица. Действующим кадрам необходимо пройти переподготовку. Это требует определенного времени. Как правило, большая часть сотрудников успешно проходят этот период. Но некоторым гражданам достаточно сложно перестроиться на новую систему, поэтому они становятся безработными надолго.

Экономические и социальные последствия безработицы

Нетрудоустроенность граждан влечет за собой существенные издержки. В частности, предприятия выпускают меньший объем продукции, не полностью используют производственные мощности. Зависимость между уровнем безработицы и отставанием объема внутреннего продукта выражается в законе Оуксна. При превышении фактического ее параметра над естественным на 1% показатель фактического ВНП от потенциального отстает на 2,5%.

Экономические и социальные последствия безработицы проявляются в существенном снижении качества жизни населения, которые оказались нетрудоустроенными. Это обуславливается тем, что профессиональная деятельность для многих выступает в качестве единственного источника дохода. На рынке труда в такой ситуации повышается конкуренция. Поэтому существенно снижается уровень зарплаты людей, которые заняты на предприятиях.

Нетрудоустроенные граждане имеют право на пособие. Однако государственное обеспечение формируется из бюджета, доходная часть которого, в свою очередь, складывается из обязательных отчислений (НДФЛ и пр.). Таким образом, экономические и социальные последствия безработицы проявляются и в усилении налоговой нагрузки на тех граждан, которые устроены на предприятиях.

Заключение

Последствия безработицы, рассмотренные выше, указывают на то, что данное явление очень опасно для общества и личности. Оно требует активного участия государства. Правительственные программы должны быть ориентированы не только на устранение последствий, но и на предупреждение кризисных явлений в обществе.

Одновременно многие специалисты считают, что нетрудоустроенное население формирует резерв, который необходим для нормального функционирования хозяйственной системы. В связи с этим государственная политика нацелена, с одной стороны, на формирование мобильных ресурсов рабочей силы, а с другой – на предотвращение и устранение отрицательных последствий безработицы.

Новое на сайте

>

Самое популярное