Домой Микрозаймы Принцип капитализма. Капитализм как экономическая система

Принцип капитализма. Капитализм как экономическая система

Капиталистическое общество - это общественно-экономическая формация, которая основана на эксплуатации человека, на эксплуатации подневольного труда и на частной собственности. Для данной формации характерно господство товарно-денежных отношений, наличие развитого общественного разделения труда, а также превращение рабочей силы в товар.

Черты капиталистического общества

Под капитализмом подразумевается экономическая система и общественный строй, основными чертами которого являются частная собственность за счет средств производства, полная свобода предпринимательской деятельности, а также эксплуатация рабочей силы.

Капиталистический строй в качестве общественного порядка сменил феодальный. Данная смена порядков привнесла в разные страны ряд специфических особенностей. Самое главное и решающее экономическое значение для возникновения капитализма имело так называемое . Чтобы было понятней, крестьяне (то есть мелкие производители) с применением насильственного метода были лишены всяких средств для существования и соответственно они становились юридически полностью свободны. А все средства производства были в руках буржуазии.

Капиталистическое общество как экономическая формация характеризуется несколькими главными признаками:

  • Рыночно - ценовой механизм координации деятельности индивида.
  • Частное распоряжение средств производства.
  • Максимизация дохода и пользы.

Данная экономическая система на первое место выдвигает проблему эффективного распределения и эксплуатации ресурсов. А решается эта проблема, как правило, посредством сил и труда человека. На первом плане личная свобода, индивидуализм, рационализация и субъективизм.

С момента вступления в силу капиталистического строя положение индивидуума не определяется социальным статусом и религиозными нормами, как это было раньше. Теперь человек сам может утвердить себя в обществе в соответствии со своими возможностями и способностями. Человек становится мерой всех вещей.

Согласно утверждениям немецкого социолога, историка, экономиста Макса Вебера, в становлении и развитии капиталистической формации большую, и что немаловажно значимую роль сыграла этика протестантов, которая характеризуется ответственностью человека перед собой, обществом и Всевышним, самоценностью труда и прибыли. Подобная этика была утверждена в ходе религиозной реформации и пришла на смену католической, которая в свою очередь проповедовала не труд, а потребление, выгоду и наслаждение. Она освящала неравенства сословий и право на грешность, так как любой грех мог быть прощен.

Постсоветское общество сопоставляло основы данной формации в первую очередь с несправедливостью, использованием человеческого труда. Принцип «борьба всех против всех» или «человек человеку волк» стал основным. Было даже страшно подумать, что подобное общество имеет право на существование.

как форма общества

Важно понимать, что капитализм - это не только экономическая система, это еще и формация, которая объединяет индивидов, и предъявляет к ним немыслимые моральные требования. Нормы, которые появились вместе с капитализмом, определяют жизнеспособность рыночно - экономического механизма. Капитализм подразумевает:

  • Свободу как своего рода возможность действовать в соответствии с поставленными самостоятельно целями и ответственностью за сделанный выбор.
  • Гражданское общество в качестве совокупности институтов, ассоциаций, союзов с целью исключения возможности захвата власти.
  • Модульного человека, который способен всегда вступить в ту или иную структуру, ассоциацию, партию. В то же самое время этот человек должен быть всегда готов к активным и даже ожесточенным действиям против тех, кто попытается ограничить его свободу, право выбора.
  • Демократию, как форму правления, которая предполагает политическую свободу.
  • Частную собственность в качестве общественного института, который дает всем членам формации равные права на и использование ресурсов.
  • Ограниченную роль правительства.
  • Рыночную конкуренцию.
  • Свободу предпринимательской деятельности.
  • Рыночную систему, которая включает , земли и капитала.

Все вышеперечисленные черты капиталистического общества можно назвать капиталистической идеологией, то есть системой ценностей, взглядов, моральных устоев которыми жила общественность.

Структура капиталистического общества

Как уже упоминалось ранее, основа экономики - производство товаров и услуг, коммерция и другие вид экономической деятельности. Большое количество товаров и услуг производилось для продажи, но натуральное хозяйство не запрещалось. Что касается обменов, то они производились на свободных рынках, и не по принуждению, а на основе взаимовыгодных сделок.

Согласно определениям Карла Маркса, источник жизненных благ для большей части населения – человеческий труд, и не по принуждению, а при условиях найма. То есть, это продажа рабочей силы за последующее вознаграждение – заработную плату.

Капиталистическое общество возникло спонтанно, и в принципе, оно не воплощало никакого замысла, не имело глобальных, равных и обязательных для всех индивидов целей, не контролировало все стороны жизни. Оно предполагало автономность индивида.

О главном элементе классовой структуры капитализма

Структура капиталистического общества, по словам Карла Маркса, является не «чистой» структурой, а некой системой, в которой наряду с элементами «чистой капиталистической» существуют еще и элементы классовой структуры, которые выросли на некапиталистических производственных отношениях.

С одной стороны капитализм - это имение средств производства, которые создавались посредством чужого труда, и владение средствами, которое полностью исключает труд капиталистов. А с другой стороны – труд наемников, который полностью исключает собственность тружеников на данные средства производства. Подобное разграничение свойственно и для современного общества, но совершенно разительным и очевидным является тот факт, что капиталист – функция капитала, а наемный рабочий - функция рабочей силы. Такова суть двух коренных противоположных отношений к средствам производства. Первое отношение привело к появлению класса капиталистов, а второе - непосредственно к образованию пролетариата, или попросту, рабочего класса. Как раз это и является самой, что ни на есть существенной чертой классовой структуры, и именно поэтому она является системным элементом классовой структуры.

Классы капиталистического общества или, как их назвал Маркс «два враждебных лагеря» - пролетария и буржуазия. Капиталисты являются строителями капиталистической формации, руководителями, двигателями прогресса.

Капитализм и современность

Благодаря тому, что в наше время технический прогресс, общественное развитие, перешли на другой уровень, культурно-социальные различия заметно смягчились, улучшилось положение рабочих, увеличилось значение и численность среднего класса (квалифицированные рабочие, служащие, преуспевающие представители бизнеса, как среднего, так и малого).

Все вышеописанные процессы стали основой для радикальных перемен. И казалось, что классы капиталистического общества остались в прошлом. Но, из-за неолиберализма, меркантилизма и снижения уровня социальной защиты, современный капитализм возвращается на тот путь, с которого все начиналось. Весь концентрируется в руках и в имении нескольких процентов общества, которые получили его по наследству. А все остальное население не то, что не имеет постоянного стабильного дохода, его размер постоянно становиться все меньше.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

С высоты богатого исторического опыта многих стран можно выделить четыре основных типа капитализма (рис. 1.11). Из них, как уже отмечалось, наиболее непригляден начальный капитализм – период стихийного становления рыночной системы и так называемого "первоначального накопления капитала" (Смит), при котором нужные для старта бизнеса средства концентрируются в руках относительно небольшой группы самых энергичных людей, способных к предпринимательству. Здесь-то и неизбежны: перераспределение собственности, обогащение одних людей за счёт других, резкое расслоение общества, масса злоупотреблений и беззаконий (захват чужого или общего имущества, обман, бесчеловечность и насилие, действия по принципу "хапнуть и убежать", сверхэксплуатация наёмного труда, хищническое отношение к природе преступления и пр.). Недаром патриарх американского индустриального бизнеса Генри Форд (1863–1947) однажды признался, что он может отчитаться за каждый заработанный доллар, кроме первого миллиона.

В странах-первопроходцах капитализма (Англия, Голландия, США и др.) начальный период длился многие десятки лет (главным образом в XVI–XIX веках), пока, наконец, основная часть собственности не обе рела хозяев и не наладилось производство, пока сами люди не устали от "беспредела", не успокоились и не выработали законодательные правила цивилизованной жизни.

В России этот период усилиями коммунистов разбился на две суровые "серии". Первая началась в середине XIX века (особенно бурно после оте мены крепостного права в 1861 году). Здесь тоже в экономику ворвались, как пишет Достоевский, "ошалевшие от собственного могущества пагубные пришельцы", кричавшие диким голосом на всю Россию: "Прочь с дороги, я иду!"

При этом писатель с тревогой отмечал, что хуже стало и во всём обществе. "Что-то носится в воздухе полное материализма и скептицизма ... как бы какой-то дурман... зуд разврата... преклонение народа перед деньгами, пред властью золотого мешка... Началось обожание даровой наживы, наслаждения без труда; всякий обман, всякое злодейство совершаются хладнокровно; убивают, чтобы вынуть хоть рубль из кармана" (15-13:34,35).

Таким образом, негативный эффект нарастающего "разврата" в обществе при переходе к капиталистической свободе – явление повсеместное. Эгоцентричные и "нахально самодовольные" дельцы (Достоевский) обычно не склонны к философским раздумьям и не сразу осознают, что более рационально, безопасно и продуктивно действовать не обманом и насилием, а на принципах цивилизованного партнёрства , взаимной выгоды и, значит, в рамках закона.

"Подчиняющийся закону – умён, – гласит Библия. – Не подчиняясь закону, ты вместе со злыми", а они ничтожны и непременно будут наказаны (6-Пр 28:7,4; 6:14,15). Вторая "серия" перехода России к рынку на рубеже XX–XXI веков наглядно подтверждает это. Капиталисты-хищники вместо честной конкуренции уничтожают друг друга. Так Бог, но словам Лютера, "бьёт одного злодея другим" (10-366).

Остальные три типа капитализма различают в зависимости от того, в чьих руках сосредоточены главные рычаги экономической и политической власти и какова форма этой власти в обществе – бюрократия , олигархия или демократия (вернёмся к рис. 1.11).

Так, бюрократический капитализм (или государственный капитализм) предполагает, что экономикой и другими сферами общественной жизни распоряжается государство, т.е. прежде всего его бюрократический аппарат, многочисленное племя чиновников. Отсюда неизбежны чрезмерное вмешательство госорганов в деятельность граждан (жесткий контроль, всевозможные проверки и регистрации, необходимость на всё получать разрешения и т.п.), чиновничий произвол, коррупция , сговор бюрократов с преступниками, крупным и/или нелегальным бизнесом,

Рис. 1.11.

расцвет "теневой экономики" и высокая криминализация общества, низкий уровень жизни большинства населения на фоне сверхбогатства коррумпированного чиновничества и верхушки бизнеса.

В частности, теневая экономика это хозяйственный сектор, охватывающий такие виды незаконной деятельности, как (1) подпольное производство, связанное с нарушением технологических, трудоохранных, экологических и других требований (к примеру, "чёрная занятость" – наём работника без оформления в штат, а значит, без пенсионных отчислений, без возможных претензий и пр.); (2) скрытое предпринимательство (или "работа на себя", без госрегистрации), нацеленное на уклонение от налогов и "мешающих" правил; (3) деятельность, связанную с запрещённым производством, наркобизнесом, коррупцией и т.п. По разным оценкам, доля подобной "злокачественной" экономики в России в конце 1990-х достигала 40-50% от ВВП.

В чём-то схожую картину даёт и олигархический капитализм. Экономика и власть здесь находятся в руках узкой группы так называемых "олигархов " – крупнейших банкиров, биржевых спекулянтов, промышленных, торговых, газетно-телевизионных магнатов и т.п. При этом высшие руководители госаппарата, политических партий, средств массовой информации (СМИ) могут быть куплены олигархами и работают на них. От криминализированных верхов преступность кругами расходится в обществе, ибо верно говорит библейская мудрость: "Если у власти люди порочные, тогда грех будет везде" (6-Пр 29:16). Что же касается уровня жизни, то у большинства населения он невысок, в то время как олигархи и те, кто им прислуживает, "жируют" и живут припеваючи.

В отличие от этого демократический капитализм (его также называют цивилизованным, или народным, капитализмом) возможен лишь в условиях зрелой и подлинной демократии, когда народ сам избирает и контролирует власть в обществе и когда гарантированы права и свободы личности. Здесь эффективно действует разноукладная, социально-рыночная экономика (свободный конкурентный рынок + социальные гарантии всем гражданам), ведётся широкое предпринимательство, работает огромная масса средних и малых бизнесов.

При этом в стране мало бедных и сверхбогатых, жизнь регулируется отлаженными и уважаемыми законами, а государство защищает собственников от бандитов и вымогательства бюрократов.

Наибольший (60–80%) удельный вес в подобном демократическом обществе занимает процветающий средний класс – его главная интеллектуально-созидательная сила (отсюда термин "общество двух третей"). Он охватывает представителей самых разнообразных профессий: учёных, писателей, художников, священников, преподавателей, врачей, юристов, средних и мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих и т.д.

Обычно это люди с хорошим образованием, надёжной работой, сравнительно высокими доходами и современным образом жизни. Они профессиональны, много работают, располагают собственностью (земля, дома, машины, ценные бумаги), а значит, экономически и политически независимы. Их жизненное кредо : благосостояние человека определяют его личные усилия – трудолюбие, образование, энергия, предприимчивость. Недаром представителя среднего класса на Западе по-английски часто называют self-made man [сэлф мэйд мэн] – человек, "сделавший себя сам", преуспевший самостоятельно.

Разумеется, реальная жизнь "хитроумнее" и "шершавее" любых гладких схем. В ней всё может быть в сложном переплетении. Так, в России на рубеже XX–XXI веков затейливо сплелись воедино элементы начального, бюрократического, олигархического "капитализмов". До народного же капитализма, похоже, ещё далеко. Отсюда и социальная напряжённость. Когда в обществе много бедности и бесправия, отмечал ещё Аристотель, оно "неизбежно бывает переполнено враждебно настроенными людьми" (29-2,410).

Однако чем определяется тот или иной конкретный облик общества? Ряд исследователей [в частности, американские экономисты и социологи То́рстейи Ве́блен (1857–1929) и Джон Ке́ннет Гэ́лбрейт (родился в 1908)1 полагают, что в первую очередь – его важнейшими институтами, или учреждениями. Отсюда и название основанного Всбленом теоретического направления – институционализм.

Социальные институты вообще (от лат. institutum – установление, учреждение) – это те или иные исторически сложившиеся в обществе установления (традиции, нормы, правила, организационные формы), которые регулируют совместную жизнь людей. Например, любовь, брак, семья, материнство (семейные институты); бизнес, рынок, деньги, банк, биржа (экономические институты) , государство, армия, суд, партии (политические институты); наука, образование, религия, моральные нормы (духовные институты).

Именно социальные институты "создают и воспитывают народы" (Чаадаев), поэтому от их форм и содержания, от их укоренения, законодательного и организационного оформления в данной стране (институционализация), от своевременной смены быстро устаревающих учреждений новыми во многом зависит прогресс общества. Чем отлаженнее и совершеннее социальные институты, чем выше их гуманный, нравственный, демократический и правовой уровень, тем менее конфликтно и более успешно в своём развитии общество.

Для экономики первостепенное значение имеют такие институты, как семья, трудолюбие, собственность, домашнее хозяйство, закон, налоги, товар, деньги, рынок, корпорации , профсоюзы и др., а главное, как увидим ниже, государство.

  • Индустриа́льный (от лат. industria – усердие, деятельность) – промышленный (индустри́я – то же, что промышленность).
  • Материали́зм (от лат. materialis – вещественный) – (1) в философии – мировоззрение, принимающее за основу всего существующего материю, объективную реальность (а не её субъективное отражение в сознании человека); (2) *узкопрактическое отношение к действительности, чрезмерный прагматизм.
  • Скептици́зм (от греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий) – (1) а философии – позиция сомнения в возможности познания действительности; (2) критическое, недоверчивое отношение к чему- либо.
  • Цивилизо́ванный (от лат. civilis – гражданский) – (1) находящийся на уровне данной цивилизации; (2) правовой, культурный, просвещённый, гуманный.
  • Партнёрство (от англ, partner, франц. partenaire – партнёр, сотоварищ) – сотрудничество между людьми в какой-либо деятельности на основе взаимопонимания и доверия, уважения интересов друг друга и взаимных уступок, ответственности и обязательности соблюдения догово́рных условий.
  • Бюрокро́тия (от франц. bureau – бюро, канцелярия + греч. kratos – власть, господство; буквально: господство канцелярии) – (1) форма власти с господством чиновников в обществе; (2) сами госчиновники, особенно руководящий состав. Бюрократи́зм – канцелярщина, волокита, пренебрежение к существу дела и подмена его формальностями (справками, отчётами, совещаниями). Бюрокра́т – (1) представитель чиновничества; (2) тот, кто склонен к бюрократизму, к "игре с бюрократическую переписку бумажек", "чинодрал" (Ленин).
  • Коррупция (от лат. corruptio – порча, подкуп) – подкуп; продажность должностных лиц; взяточничество, казнокрадство и другие злоупотребления служебным положением для получения неоправданных преимуществ для себя. Криминализа́ция (от лат. criminalis – преступный) – (1) усиление преступности в обществе; (2) проникновение криминальных (преступных) элементов куда-либо, подчинение кого-, чего-либо влиянию преступного мира.
  • Магнат (от лат. magnatus – богатый, знатный человек) – представитель крупного бизнеса, влиятельное лицо (в экономике, политике, СМИ и т.д.).
  • Кредо (от лаг. credo – верю) взгляды, убеждения, основы мирон воззрения.
  • Корпора́ция (от лат. corporatio – объединение) – (1) акционерное общество; (2) объединение лиц, организация или фирм на основе общности их профессиональных или сословных интересов (например, корпорация банкиров).

Капитализм - лишь одна из существовавших в мире общественно-экономических формаций. История его формирования связана с такими явлениями, как колониальная экспансия и эксплуатация рабочих, для которых 80-часовая рабочая неделя становилась нормой. T&P публикует отрывок из книги кембриджского экономиста Ха-Джун Чанг «Как устроена экономика?» , которая недавно вышла в издательстве «МИФ» .

Экономика Западной Европы действительно
росла медленно…

Капитализм берет начало в Западной Европе, в частности, в Великобритании и странах Бенилюкса (к которым сегодня относятся Бельгия, Нидерланды и Люксембург), в XVI–XVIIвеках. Почему он зародился там, а не, скажем, в Китае или Индии, которые тогда были сравнимы с Западной Европой по уровню экономического развития, - предмет интенсивных и длительных обсуждений. В качестве объяснения предлагалось все - от презрения, испытываемого китайской элитой к практическим занятиям (таким как торговля и промышленность), до карты угольных месторождений Великобритании и факта открытия Америки. Не будем долго рассуждать об этой дискуссии. Примем как данность, что капитализм начал развиваться в Западной Европе.

До его появления западноевропейские общества, как и все другие в докапиталистическую эпоху, менялись очень медленно. Люди в основном были организованы вокруг сельского хозяйства, в котором на протяжении многих столетий использовались практически одни и те же технологии с ограниченной степенью коммерции и ремесленного производства.

Между X и XV веками, то есть в эпоху Средневековья, доход на душу населения увеличивался на 0,12 процента в год. Следовательно, доходы в 1500 году составляли всего на 82 процента выше, чем в 1000-м. Для сравнения, это величина, которой Китай с его 11 процентами роста в год достиг за шесть лет в период между 2002-м и 2008 годом. Отсюда следует, что с точки зрения материального прогресса один год в Китае сегодня эквивалентен 83 годам в средневековой Западной Европе (за это время могли родиться и умереть три человека - в Средневековье же средняя продолжительность жизни составляла всего 24 года).

…но все-таки быстрее, чем экономика
любой другой страны мира

Несмотря на вышесказанное, рост экономики в Западной Европе все же намного опережал аналогичный показатель в станах Азии и Восточной Европы (включая Россию), которые, по оценкам, росли в три раза медленнее (0,04 процента). Это значит, что за 500 лет доходы местного населения стали выше всего на 22 процента. Если Западная Европа двигалась как черепаха, то другие страны больше напоминали улиток.

Капитализм появился «в замедленном темпе»

Капитализм появился в XVI веке. Но его распространение было настолько медленным, что невозможно точно установить точную дату его рождения. В период между 1500-м и 1820 годом темп роста доходов на душу населения в Западной Европе все еще составлял 0,14 процента - в сущности, он был таким же, как в Средневековье (0,12 процента). В Великобритании и Нидерландах ускорение роста этого показателя наблюдалось в конце XVIII века, особенно в секторах производства хлопчатобумажных тканей и черных металлов. В результате с 1500-го по 1820 год Великобритания и Нидерланды достигли темпов экономического роста на душу населения в 0,27 и 0,28 процента соответственно. И хотя по современным меркам такие показатели очень невелики, они вдвое превышали средний западноевропейский показатель. Это привело к ряду изменений.

Начало колониальной экспансии

С начала XV века страны Западной Европы стали стремительно расширяться. Называемая для приличия эпохой Великих географических открытий, эта экспансия включала экспроприацию земель и ресурсов и порабощение коренного населения посредством установления колониального режима.

Начиная с Португалии в Азии, а также Испании в Северной и Южной Америке, с конца XV века западноевропейские народы принялись безжалостно захватывать новые земли. К середине XVIII века Северная Америка была разделена между Англией, Францией и Испанией. Большинство стран Южной Америки находились под властью Испании и Португалии до 1810– 1820-х годов. Части Индии пребывали под властью англичан (в основном Бенгалия и Бихар), французов (юго-восточное побережье) и португальцев (различные прибрежные районы, в частности Гоа). Примерно в это время начинается заселение Австралии (первая исправительная колония появилась там в 1788 году). Африка в то время была «освоена» не так хорошо, там располагались только небольшие поселения португальцев (ранее необитаемые острова Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи) и голландцев (Кейптаун, основанный в XVII веке).

Френсис Хейман. Роберт Клайв встречается с Мир Джафаром после битвы при Плесси. 1757

Колониализм базировался на капиталистических принципах. Символично, что до 1858 году британское правление в Индии осуществлялось корпорацией (Ост-Индской компанией), а не правительством. Эти колонии принесли новые ресурсы в Европу. Поначалу экспансия мотивировалась поиском драгоценных металлов для использования в качестве денег (золота и серебра), а также пряностей (особенно черного перца). Со временем в новых колониях были созданы плантации - особенно в США, Бразилии и странах Карибского бассейна, - где применялся труд рабов, в основном вывезенных из Африки. Плантации основывались, чтобы выращивать и поставлять в Европу новые сельскохозяйственные культуры, такие как тростниковый сахар, каучук, хлопок и табак. Невозможно представить себе времена, когда в Британии не было традиционных чипсов, в Италии - помидоров и поленты (сделанной из кукурузы), а в Индии, Таиланде и Корее не знали, что такое чили.

Колониализм оставляет глубокие шрамы

Уже много лет ведутся споры о том, развился бы в XVI–XVIII веках капитализм без колониальных ресурсов: драгоценных металлов, использовавшихся в качестве денег, новых продуктов питания, например картофеля и сахара, и сырья для промышленного производства, такого как хлопок. Хотя нет сомнений, что колонизаторы получали большую пользу от их продажи, скорее всего, в европейских странах капитализм развился бы и без них. При этом колониализм, без сомнения, разорил колонизированные общества.

Коренное население было истреблено или поставлено на грань вымирания, а его земля со всеми ресурсами - отобрана. Маргинализация местных народов оказалась настолько глубокой, что Эво Моралес, нынешний президент Боливии, избранный в 2006 году, всего лишь второй по счету глава государства на американском континенте - выходец из коренного населения, пришедший к власти с того момента, как европейцы прибыли туда в 1492 году (первым был Бенито Хуарес, президент Мексики в 1858–1872 годах).

Множество африканцев - по общей оценке, около 12 миллионов - были захвачены в рабство и вывезены в Европу и арабские страны. Это не только стало трагедией тех, кто потерял свободу (даже если им и удавалось пережить тяжелое путешествие), но также истощило многие африканские общества и уничтожило их социальную структуру. Территории приобрели произвольные границы - этот факт влияет на внутреннюю и международную политику ряда стран и по сей день. То, что в Африке так много межгосударственных границ имеют вид прямой линии, служит наглядным тому подтверждением, поскольку естественные границы никогда не бывают прямыми, они обычно проходят вдоль рек, горных хребтов и других географических объектов.

Колониализм часто подразумевал умышленное прекращение существующей производственной деятельности в экономически развитых регионах. Например, в 1700 году Великобритания запретила ввоз индийского ситца (мы упоминали об этом в главе 2), чтобы содействовать развитию собственного производства, тем самым она нанесла тяжелый удар по индийской хлопчатобумажной промышленности. Эта отрасль была полностью уничтожена в середине XIX века потоком привозных тканей, в то время уже производившихся в Британии механизированным способом. Будучи колонией, Индия не могла применять тарифы и принимать другие политические меры, чтобы защитить своих производителей от британского импорта. В 1835 году лорд Бентинк, генерал-губернатор Ост-Индской компании, произнес известную фразу: «Равнины Индии белеют костями ткачей».

Старт промышленной революции

Капитализм действительно пошел на взлет около 1820 года по всей Западной Европе, а затем и в европейских колониях в Северной Америке и Океании. Ускорение экономического роста было настолько резким, что следующие полвека после 1820 года стали называть промышленной революцией. За эти пятьдесят лет доход на душу населения в Западной Европе вырос на 1 процент, что совсем мало по современным меркам (в Японии наблюдалось такое увеличение дохода во время так называемого потерянного десятилетия 1990-х годов), а по сравнению с темпом роста в 0,14 процента, наблюдавшимся между 1500-м и 1820 годом, это было настоящее турбореактивное ускорение.

80-часовая рабочая неделя: страдания некоторых
людей только усилились

Впрочем, такое ускорение роста дохода на душу населения поначалу для многих сопровождалось снижением уровня жизни. Много людей, чьи умения устарели - например, ремесленников, производивших текстиль, - потеряли свои рабочие места, потому что их заменили машины, управлявшиеся более дешевыми неквалифицированными работниками, среди которых было много детей. Некоторые машины даже разрабатывались под рост ребенка. Люди, нанимавшиеся на фабрики или в маленькие цеха, поставляющие для них сырье, трудились очень много: 70–80 часов в неделю считались нормой, кто- то работал более 100 часов в неделю, а для отдыха обычно выделялось всего полдня в воскресенье.

Условия труда были крайне опасными. Многие английские работники хлопковой промышленности умирали от легочных заболеваний из-за пыли, образующейся в процессе производства. Городской рабочий класс жил очень стесненно, иногда в комнате ютилось по 15–20 человек. Считалось вполне нормальным, что сотни людей пользуются одним туалетом. Люди умирали как мухи. В бедных районах Манчестера продолжительность жизни составляла 17 лет, что на 30 процентов ниже аналогичного показателя на территории всей Великобритании до норманнского завоевания, случившегося в 1066 году (тогда продолжительность жизни составляла 24 года).

Миф о свободном рынке и свободной торговле:
как на самом деле развивался капитализм

Развитие капитализма в странах Западной Европы и их колониях в XIX веке часто связывают с распространением свободной торговли и свободногорынка. Принято считать, что правительства этих государств не облагали налогами и никак не ограничивали международную торговлю (называемую свободной торговлей) и вообще не вмешивались в функционирование рынка (свободного рынка). Подобное положение вещей привело к тому, что этим странам удалось развить капитализм. Принято также считать, что Великобритания и США лидировали среди других государств, потому что первыми приняли свободный рынок и свободную торговлю.


Свободная торговля распространяется в основном за счет далеких от свободы средств

Хотя свободная торговля не была причиной возникновения капитализма, она действительно распространялась в течение всего XIX века. Частично она проявилась в самом сердце капиталистического мира 1860-х годов, когда Великобритания приняла данный принцип и подписала двусторонние соглашения о свободной торговле (ССТ), в которых обе стороны отменяли ограничения на импорт и таможенные пошлины на экспорт друг для друга, с рядом государств Западной Европы. Однако сильнее всего она распространилась на периферии капитализма - в странах Латинской Америки и Азии, причем в результате того, что обычно никто не связывает со словом «свободный», - применения силы или во всяком случае угрозы ее использования.

Колонизация была наиболее очевидным путем для распространения «несвободной свободной торговли», но даже тем многим странам, которым посчастливилось не стать колониями, тоже пришлось принять ее. Методами «дипломатии канонерок» их вынудили подписать неравноправные договоры, которые лишили их, помимо всего прочего, тарифной автономии (права устанавливать собственные тарифы). Им было разрешено использовать только низкую единую тарифную ставку (3–5 процентов) - достаточную для повышения некоторых государственных доходов, но слишком малую для защиты неокрепших отраслей промышленности. Самым позорным из подобных фактов считается Нанкинский договор, который Китаю пришлось подписать в 1842 году после поражения в Первой опиумной войне. Но неравноправные договоры также начали подписываться со странами Латинской Америки, пока те не обрели независимость в 1810–1820-х годах. Между 1820-м и 1850 годом ряд других государств тоже были вынуждены подписать подобные договоры: Османская империя (предшественница Турции), Персия (сегодняшний Иран), Сиам (сегодняшний Таиланд) и даже Япония. Срок латиноамериканских неравноправных договоров истек в 1870–1880-х годах, в то время как договоры с азиатскими странами действовали и в XX веке.

Это утверждение слишком далеко от истины. Правительство играло ведущую роль на начальном этапе развития капитализма как в Великобритании, так и в США и других странах Западной Европы.

Невозможность защищать и отстаивать молодые отрасли своей промышленности, будь то в результате прямого колониального господства или неравноправных договоров, значительно способствовала экономическому регрессу стран Азии и Латинской Америки в тот период: там наблюдался отрицательный рост дохода на душу населения (со скоростью –0,1 и –0,04 процента в год соответственно).

Капитализм переключается на более высокую передачу: начало массового производства

Развитие капитализма стало ускоряться около 1870 года. Между 1860-м и 1910 годом появились кластеры новых технологических инноваций, в результате чего начался подъем так называемой тяжелой и химической промышленности: производства электротехнического оборудования, двигателей внутреннего сгорания, синтетических красителей, искусственных удобрений и других продуктов. В отличие от технологий промышленной революции, придуманных практичными мужчинами с хорошей интуицией, новые технологии разрабатывались в рамках систематического применения научных и инженерных принципов. Таким образом, любое изобретение очень быстро могло быть воспроизведено и улучшено.

Кроме того, организация производственного процесса во многих отраслях промышленности пережила революцию благодаря изобретению системы массового производства. Благодаря внедрению движущейся сборочной линии (ленточного конвейера) и взаимозаменяемых деталей резко снизились затраты. В наше время это основная (почти повсеместно применяемая) система, несмотря на частые заявления о ее кончине, звучащие начиная с 1908 года.

Новые экономические институты возникли для управления растущими масштабами производства

В период своего пика капитализм приобрел основную институциональную структуру, которая существует и сегодня; в нее входят общества с ограниченной ответственностью, законодательство о банкротстве, центральный банк, система социального обеспечения, трудовое законодательство и многое другое. Эти институциональные сдвиги произошли в основном из-за изменений в базовых технологиях и политике.

В связи с растущей потребностью в масштабных инвестициях, принцип ограниченной ответственности, который прежде применялся только в привилегированных компаниях, получил широкое распространение. Следовательно, теперь его могла использовать любая компания, выполняющая определенные минимальные условия. Получив доступ к беспрецедентным масштабам инвестиций, компании с ограниченной ответственностью стали самым мощным средством развития капитализма. Карл Маркс, который распознал их огромный потенциал раньше любого ярого сторонника капитализма, назвал их «капиталистическим производством в своем высшем развитии».

Перед британской реформой 1849 года сутью закона о банкротстве было наказание неплатежеспособного бизнесмена в худшем случае долговой тюрьмой. Новые законы, введенные во второй половине XIX века, давали потерпевшим неудачу предпринимателям второй шанс, позволяя не платить проценты кредиторам во время реорганизации своего бизнеса (согласно главе 11 Федерального закона о банкротстве США, введенного в 1898 году) и заставляя последних списать часть долгов. Теперь вести бизнес стало не так рискованно.

The Rhodes Colossus Striding from Cape Town to Cairo, 1892

С увеличением размера компаний стали укрупняться и банки. В то время существовала опасность, что банкротство одного банка может дестабилизировать всю финансовую систему, поэтому для борьбы с этой проблемой были созданы центральные банки, выступающие в качестве кредитора последней инстанции, - и первым в 1844 году стал Банк Англии.

Из-за широкого распространения социалистической агитации и усиления давления на правительство со стороны реформистов относительно положения рабочего класса начиная с 1870-х годов был внедрен ряд законов о социальном обеспечении и труде: появилось страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, пенсии по старости и страхование на случай безработицы. Во многих странах запретили труд маленьких детей (как правило, в возрасте до 10–12 лет) и ограничили количество рабочих часов для детей постарше (изначально всего до 12 часов). Новые законы также регулировали условия и время работы для женщин. К сожалению, это было сделано не из рыцарских побуждений, а из-за высокомерного отношения к слабому полу. Считалось, что, в отличие от мужчин, женщинам недостает умственных способностей, поэтому они могут подписать невыгодный для них трудовой договор, - иными словами, женщин требовалось защитить от них самих. Эти законы о социальном обеспечении и труде сгладили грубейшие грани капитализма и сделали жизнь множества бедняков лучше - пусть поначалу совсем немного.

Институциональные изменения способствовали экономическому росту. Общества с ограниченной ответственностью и лояльные к должникам законы о банкротстве снизили риск, связанный с предпринимательской деятельностью, поощрив тем самым создание материальных благ. Деятельность центрального банка, с одной стороны, и законы о социальном обеспечении и труде - с другой, тоже способствовали росту за счет повышения, соответственно, экономической и политической стабильности, что позволило увеличить инвестиции, а следовательно, и ускорить дальнейший подъем экономики. Темп роста доходов на душу населения в Западной Европе вырос с 1 процента в год в период пика 1820–1870 годов до 1,3 процента в течение 1870–1913 годов.

КАПИТАЛИЗМ – социально-экономический и общественно-политический строй, пришедший на смену феодализму первоначально в странах Запада, а в течение 20 в. распространившийся по всему земному шару. Капитализм, как и всякая другая общественно-политическая система, характеризуется собственными политическими институтами, имущественными и иными отношениями, социально-классовым составом, экономической инфраструктурой и т.д. Соответственно, капитализм основывается на определенной идейной парадигме, включающей важнейшие компоненты либерализма, консерватизма, социал-демократизма и др.

Капитализм (Райзберг)

КАПИТАЛИЗМ - экономическая система, в которой широко распространена частная собственность на факторы производства, а распределение произведенного продукта, товаров, благ, услуг осуществляется в основном посредством рынка. Капитализму свойственны свободное предпринимательство, конкуренция, стремление производителей и продавцов товаров к извлечению прибыли. Будучи социально- экономической системой, тесно связан с общественно-политической системой страны, а иногда во многом предопределяет последнюю.

Капитализм (Лопухов)

КАПИТАЛИЗМ - общественно-политический строй, формация, основанная на частной собственности на средства производства, на массовом индустриальном товарном производстве, рыночных экономических связях, конкуренции и свободном предпринимательстве. В социальном плане капитализм характеризуется наличием мощных слоев собственников-буржуа и наемных работников, продающих на рынке труда свой специфический товар - рабочую силу (способность к труду).

Капитализм (КПС, 1988)

КАПИТАЛИЗМ - общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наемного труда капиталистами. К. последняя в истории эксплуататорская формация, которая сменяется социализмом - первой фазой коммунизма. К. возник в эпоху разложения феодализма и утвердился в результате буржуазных революций 16-19 вв. Основной закон К. - производство и присвоение прибавочной стоимости. Сущность капиталистической эксплуатации состоит в том, что капиталисты безвозмездно присваивают прибавочную стоимость, которая производится трудом наемных рабочих в процессе капиталистического производства сверх стоимости их рабочей силы. Погоня за прибылью обостряет конкуренцию между капиталистами, вынуждает их к расширению и совершенствованию производства, развитию техники, ведет к усилению эксплуатации рабочего класса...

Капитализм (Орлов)

КАПИТАЛИЗМ - система экономических и социальных отношений, основанная на частной собственности на средства производства (фабрики, заводы, земля) и др. средства получения прибыли (дохода), а также на использовании труда вольнонаемных работников.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 214.

Государственный капитализм

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ - специфическая общественно-экономическая система, нацеленная на развитие экономики. В пореформенной России - метод (путь) ускоренного развития капитализма. Возник в условиях, с одной стороны, нехватки частного капитала (из- за затянувшегося процесса первоначального накопления), необходимого для инвестиций в строительство (предприятий, железных дорог и т. п.), а с другой - возможности опоры частных предпринимателей на правительственные кредиты, субсидии и казенные заказы, на государственную финансовую и таможенную политику.

Государственно-монополистический капитализм

ГОСУДАРСТВЕННО-МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ (ГМК) - ступень развития монополистического капитализма, характеризующаяся: соединением силы капиталистических монополий с силой буржуазного государства в единый социально-экономический и политический механизм, влияющий на все стороны общественной жизни. В России начала XX в.

Капитализм (Фролов)

КАПИТАЛИЗМ (фр. capital -главное имущество или сумма) - общественно-экономическая формация, основывающаяся на частной собственности на средства производства и эксплуатации наемного труда. К. проходит различные стадии своего развития. Свободная конкуренция, характерная для первой стадии К., вследствие развития производительных сил, совершенствования техники, концентрации и обобществления производства постепенно приводит к образованию монополий и империализму, когда создаются предпосылки для перехода к социализму.

тип общества, основан на частной собственности и рыночной экономике. В различных течениях общественной мысли определяется как система свободного предпринимательства, этап развития индустриального общества, а современная ступень капитализма - как "смешанная экономика", "постиндустриальное общество", "информационное общество" и др.; в марксизме капитализм - общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации капиталом наемного труда.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КАПИТАЛИЗМ

от лат. capitale- деньги, приносящие процент) - тип общества, основанный на частной собственности и рыночной экономике.

Слово «капитализм» было внедрено в общественное сознание К. Марксом, автором знаменитого «Капитала». Марксисты определяют капитализм как общественно экономическую формацию, которая, достигнув зрелости, создаст предпосылки для возникновения коммунизма. М. Вебер видит в капитализме воплощение на практике этических представлений немецких и английских протестантов. Многие исследователи характеризуют капитализм как «открытое общество», «индустриальное общество», «постиндустриальное», «информационное», «постинформационное»…

Если для коммунистов капитализм - всего лишь предыстория человечества, то для либерала Ф. Фукуямы он - ее конец. В странах «третьего мира», живущих по вполне капиталистическим экономическим законам, капитализм, тем не менее, воспринимается как абсолютное зло и синоним неоколониализма. До сих пор спорят о том, что же на самом деле есть капитализм? Общество классового неравенства и беспощадной эксплуатации или, напротив, общество всеобщего благоденствия и равных возможностей? Исторически преходящая стадия в мировой истории или просто образ мысли («капиталистический дух») и жизни?

Разнообразие точек зрения на природу этой специфической модели мироустройства не отменяет того, что является его родовой чертой: капитализм - это тотальное товарное производство, где товар определяется как продукт труда, произведенный не для собственного потребления, а для продажи. Этим определяются все остальные атрибуты и характеристики капитализма: и господство частной собственности (и ее сакрализация), и подробно описанный К. Марксом в «Капитале» механизм получения прибавочной стоимости, и эксплуатация наемной рабочей силы, и связанное с этим отчуждение человека от результатов своего труда, и демократическое государство, закрепляющее этот порядок, и идеология, оправдывающая существующее положение вещей.

Производство товаров и извлечение прибыли является главной целью капиталистической экономики, смыслом ее существования. При капитализме товаром является буквально все - вплоть до тех, кто их производит и кто потребляет: и люди, и идеи, и общественные институты, и моральные устои. Даже складывавшиеся тысячелетиями, задолго до возникновения буржуазного миропорядка, религиозные каноны в условиях рыночного общества были пущены с молотка и «капитализированы» - как, например, это сделали протестанты. У них отношения с Богом (как, впрочем, и у иудеев) оформлены в виде торгового соглашения, где стороны несут взаимные обязательства.

Эту природу капитализма убедительно раскрыли К. Маркс и Ф. Энгельс: «Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи». Нигде до возникновения капитализма - ни в античную эпоху, ни в Средние века в Европе, ни в экономиках восточных цивилизаций (Индии, Китая, исламского мира) - производство не носило исключительно товарного характера, свойственного капитализму. А он проявился уже с момента зарождения нового экономического уклада, когда в XIII–XIV вв. в городах-коммунах Северной Италии (Ломбардии - отсюда название распространенного ныне финансового учреждения) возникли первые институты рыночной экономики - прообразы современных банков.

У многочисленного купечества ввиду рискованности их промысла возникла необходимость в иных способах расчетов при ведении торговых операций, нежели наличными деньгами или путем натурального обмена (товар на товар). В те времена имели хождение самые разнообразные монеты, и без специального сословия людей, способных быстро сориентироваться в курсе обмена, торговые операции были бы просто невозможны.

Именно менялы и ростовщики, дававшие купцам средства в долг для закупки товара, и стали первыми банкирами. Они не только выдавали кредиты, но брали деньги на хранение, переводили через своих агентов средства клиентов в другие города и страны. Тогда и появились долговые письменные обязательства - векселя, и возникло некое подобие рынка ценных бумаг.

Все это имело для развития экономики колоссальное значение. Вопервых, создание финансовой структуры, основанной на безналичном расчете, значительно снижало риски купцов и делало их в меньшей мере зависимыми от произвола королей, феодалов, разбойников и пиратов. Это, естественно, способствовало расширению географии торговли. Во-вторых, сами деньги стали постепенно превращаться в товар, а финансы выделились в особый, самостоятельный вид экономической деятельности.

Многие купцы, менялы, ростовщики накопили значительные средства, которые, говоря современным языком, инвестировали в производство. Но существовавшая в те времена цеховая система с ее жесткой регламентацией к этому явно была не приспособлена. Она вступила в противоречие с интересами набирающего силу финансово-ростовщического капитала и фактически была обречена.

Предприимчивые коммерсанты скупали сырье у крестьян и раздавали на переработку ремесленникам. Так закладывались основы будущей мануфактуры, которая на первом этапе своего становления носила дисперсный характер: производители жили в разных городах и деревнях, и хозяину приходилось ездить и собирать произведенную продукцию. Такой способ кооперации еще не носил характера массового производства, свойственного капитализму, так как отсутствовало разделение труда. Но начало было положено: ремесленники постепенно стали превращаться в наемных рабочих, что потребовало отмены крепостного права и иных форм феодальной зависимости.

Значительно изменилось и само купечество. Экономические интересы класса потребовали и новых форм его самоорганизации. Гильдии, построенные по цеховому принципу, уступали место торговым компаниям. Первоначально они были немногочисленными и нередко состояли исключительно из родственников.

Но с началом эпохи великих географических открытий положение радикально изменилось, и роль торговых компаний резко возросла. Они стали главным двигателем мировой торговли и, в свою очередь, инициировали процесс открытия новых земель и финансировали экспедиции в Новый Свет, Африку, Южную и Юго-Восточную Азию. Не случайно, что именно в Англии, где начиная с XVI в. действовали наиболее крупные и богатые компании - Ост-Индская, Гвинейская, Левантийская, Московская - бурно начал развиваться капитализм. Эти компании обеспечивали идеальные условия для экспорта английских товаров по всему миру, что давало мощный стимул для развития промышленного производства в стране.

Архаичная цеховая структура не в состоянии была обеспечить достаточный объем для экспортных поставок. Появляется мануфактура, главным признаком которой является разделение труда. Теперь каждый наемный работник уже не занимался производством изделия от начала до конца, а выполнял часть работы или вовсе только одну трудовую операцию. Это резко повысило производительность труда. Изделия отдельных ремесленников были более качественными, носили отпечаток индивидуального мастерства мастера. Но, естественно, более дорогими, ведь их изготовление требовало много времени. Мануфактурное же производство позволяло выпускать пусть менее качественные, но куда более дешевые товары и, что самое главное, в большом количестве для насыщения растущего спроса. Но и оно не в состоянии было обеспечить все более возрастающие потребности внешнего и внутреннего рынков, т. к. использовались те же примитивные технические средства времен цехов.

Подлинно революционные изменения начались с началом промышленного переворота в XVIII в. Ряд изобретений: создание парового двигателя, гребнечесальной и многоверетенной прядильных машин, а также использование в металлургии каменного угля вместо древесного, появление новых транспортных средств - паровой машины, парохода и т. д., позволили многократно повысить эффективность производства. Именно в это время и сформировались основы того экономического и социального уклада, который со значительными изменениями, в модифицированном виде существует и ныне, определяя развитие всей мировой экономики.

Промышленная революция, завершившая формирование капиталистического строя, привела к серьезным изменениям не только в экономике, но и в социально-классовой структуре общества. Окончательно оформилась буржуазия, четко осознающая свои интересы и отстаивающая их в борьбе с дворянством. Возник и класс наемных рабочих. Формирование его в стране классического капитализма - Англии - шло драматично.

Окончательному оформлению капитализма предшествовал период первоначального накопления капитала. Ведь для организации машинного производства необходимо, помимо значительных материальных средств (ими английские буржуа, разбогатевшие на торговле с колониями, располагали) и наличие свободных рук.

В XVI–XVII вв. в Англии помещики повсеместно сгоняли крестьянарендаторов с земли. На ней лендлордам выгоднее стало разводить овец, потому что резко вырос спрос на шерсть для текстильных мануфактур. Бездомные, безземельные, не обладающие ничем, кроме собственных рук, вчерашние крестьяне шли на мануфактуры и фабрики, превращаясь в пролетариев.

В эпоху раннего капитализма они, так же как античные рабы или крепостные крестьяне, подвергались беспощадной эксплуатации, и их жизненный уровень был столь же низким.

Буржуазное государство всеми силами отстаивало «свободу» даже самого последнего босяка, закрепило ее в законах; оно готово защищать права и свободы всех без исключения граждан любыми способами, даже воевать за них. Потому что только свободный человек может свободно продавать свою рабочую силу. Хозяин и рабочий одинаково равны и свободны. Но последний не может на рынке предложить иного товара, кроме своего труда. А поскольку рабочий не обладает средствами производства - техникой, оборудованием, то его труд сам по себе слишком дешев, чтобы прокормить его самого. Он сможет прожить, только предложив свою рабочую силу владельцу орудий труда. Естественно, что условия сделки ему диктует капиталист. Рабочий может их принять или не принять - он свободный человек. Такой же, как и хозяин, который вправе приобрести его услуги или отказаться от них.

Различие между пролетарием и рабом в том, что, как писал Ф. Энгельс, «раб продан раз и навсегда, пролетарий должен сам продавать себя ежедневно и ежечасно. Каждый отдельный раб является собственностью определенного господина, и, уже вследствие заинтересованности последнего, существование раба обеспеченно, как бы жалко оно не было. Отдельный же пролетарий является собственностью всего класса буржуазии. Раб стоит вне конкуренции, пролетарий находится в условиях конкуренции и ощущает на себе все ее колебания».

В современных условиях, конечно, уже нет основной дихотомии эпохи классического капитализма «буржуазия - пролетариат». Нынешний капитализм в его постиндустриальном, информационном варианте размыл границы, разделяющие классы и страты, изменил очертания социального пространства. Ныне рабочие в развитых странах являются совладельцами предприятий, на которых трудятся, и мало напоминают обездоленных пролетариев XIX в. По уровню доходов они входят в «средний класс» и не помышляют ни о какой классовой борьбе, чтобы уничтожить источник эксплуатации - частную собственность. Но ни сами по себе отношения собственности (в экономиках западных государств действует мощный государственный, «социалистический» сектор), ни степень развития демократических институтов не способны изменить капиталистического характера нынешнего мироустройства - общества тотального товарного производства.

Из-за глобализации и международного разделения труда развитые страны стали средоточением буржуазии и высококвалифицированных кадров, тогда как пролетариат переместился в Китай, Латинскую Америку, Африку, Индию. Благодаря еще одному институту капитализма - фондовому рынку, рабочие развитых стран сами стали владельцами акций предприятий, тогда как в странах третьего мира условия существования рабочих напоминает зарю капитализма.

Современный капитализм характеризуется ростом роли транснациональных корпораций (ТНК), глобализацией и интернационализацией хозяйственной жизни, межгосударственным регулированием экономики. Это нашло отражение в возникновении специальных организаций: Всемирной торговой организации (ВТО), Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития и т. д.

В России после 70 лет господства социалистических методов ведения экономики возврат к капитализму начался в эпоху перестройки и продолжился в 1990-е гг. «Построение справедливого капиталистического общества», т. е. возврат к способам хозяйствования столетней давности, сопровождался грабительской приватизацией, кровавым переделом собственности, полным беззаконием и произволом.

О перспективах капитализма идет много споров. Но в основном борются 2 подхода: или капитализм есть нечто естественное и вечное, или он уступит место совершенно иному типу общества и станет некой «предшествующей стадией», как когда-то и сам капитализм сменил феодализм, считавшийся «естественным», вечным и «основанным на божественных законах».

Отличное определение

Неполное определение ↓

Новое на сайте

>

Самое популярное