Домой Микрозаймы Сторонние материалы: «Экономические реформы. Реформы Столыпина

Сторонние материалы: «Экономические реформы. Реформы Столыпина

Руководителем внутренней политики государства был Пётр Аркадьевич Столыпин , назначенный сначала министром внутренних дел, а затем - и премьер-министром. Основным содержанием политики нового кабинета после подавления революции было создание условий для расширения социальной базы царизма в обществе, главным образом, в деревне. Инструментом этой политики должна была стать Столыпинская аграрная реформа, разрешающая крестьянам свободный выход из общины вместе с землёй, выделение крестьянских наделов в отруба и хутора, создание Крестьянского банка, который поощрял такое выделение, а также переселение крестьян за Урал, где было много свободной земли. Последнее предполагалось сделать для того, чтобы ослабить напряжённость в центральных губерниях России, в которых крестьяне задыхались от малоземелья. Надо отметить, что реформа Столыпина не достигла всех своих целей, но оценить её объективно, всё же, нельзя, поскольку реформатор рассчитывал на длительную перспективу, не менее 20 лет; история же отвела на нее меньше шести лет - до начала Первой мировой войны. К недостаткам реформы следует отнести излишний бюрократизм в её проведении, когда к самым разным регионам подходили с одинаковыми мерками, а опыт проведения реформы показал, что с наибольшим успехом она проходила на Украине, в Поволжье и на Северном Кавказе, то есть там, где плодородие почв позволяло выделившемуся хозяйству добиться процветания. Наименьшим успехом реформа пользовалась в центральных губерниях, где главной проблемой было малоземелье. Выход из общины для большинства мог закончиться только продажей земли и уходом в город. Теоретически выход был в передаче части помещичьих земель крестьянам, но Столыпин совершенно сознательно не шёл на это, так как ликвидация экономических основ существования помещиков совершенно не входила в его планы. За Урал переселилось 3 миллиона человек, из них назад вернулось немногим более 17%, и это не сняло проблемы малоземелья. Деятельность Столыпина закончилась трагически: в 1911 году он был убит провокатором, агентом охранки Мордехаем Богровым в Киевском оперном театре.

В целом развитие России до начала Первой мировой войны характеризу­ется экономическим подъёмом, когда интенсивно развиваются все отрасли промышленности, создаются промышленные монополии, идёт процесс сращивания банковского и промышленного капиталов, то есть налицо все признаки империализма. При этом надо отметить, что по уровню энерговоо­ружённости передовые русские предприятия превосходили аналогичные в самых развитых капиталистических странах: США и Германии.

Революционное движение в это время переживает явный спад, партии радикального направления теряют своих членов, разочарованных после поражения революции, руководство этих организаций в подавляющем большинстве находится за границей, в эмиграции, в ссылках. Некоторое оживление отмечается лишь с 1912 года, когда достигается уровень 1904 года, но только по количеству забастовок, а отнюдь не по процентному охвату рабочего класса.

Аграрная политика правительства. Аграрный вопрос справедливо осознавался властями как наиболее важный для судьбы крестьянской страны. Наряду с развертыванием репрессий против крестьянских восстаний, правительство уже во второй половине 1905 г. отменило выкупные платежи, начало продажу крестьянам земли в рассрочку, передало Крестьянскому банку казенные земли для продажи крестьянам и приступило к подготовке и проведению новой аграрной реформы, начатой Указом 9 ноября 1906 г.. (См. ТЕМУ Столыпинская агарная реформа )

Законопроекты правительства. В 1905 г. был выработан комплекс соответствующих законопроектов, охватывавших все стороны проблемы, и являвшийся одной из наиболее последовательных программ правительства. Проекты касались

- создания больничных касс для рабочих,

- арбитражных комиссий для решения споров с хозяевами,

- сокращения рабочего дня с 11,5 до 10 часов,

- отмены наказания за участие в стачках,

- введения государственного страхование рабочих и т.д.

Но в 1906-1908 гг. под нажимом со стороны как организаций промышленников, так и высшей бюрократии, бo льшая часть проектов не была передана в Думу. В государственной рабочей политике усилились попечительские тенденции , тяготение властей к роли посредника и арбитра в конфликтах рабочих и предпринимателей, стремление осуществлять жесткий контроль над обеими сторонами и их взаимоотношениями. Эта идея не могла устроить ни рабочих, ни промышленников.

Столыпин, считая очень важными эти правительственные начинания, неоднократно выступал в Думе, обосновывая необходимость новых законов и настаивая на их принятии. После его смерти новый премьер В.Н. Коковцев также придавал большое значение вопросу о рабочем законодательстве.

4.1.3. Думское законодательство. Правое большинство III Думы в течении 1908-1911 гг. фактически саботировало обсуждение 3 внесенных правительством законопроектов

- о больничных кассах,

- государственном страховании рабочих и

- ненаказуемости участников стачек (взамен расплывчатых Временных правил) ,

Законопроекты были поддержаны кадетами, прогрессистами и левыми. Только в 1912 г. в условиях нового подъема общественного движения первые два закона были приняты, но правые при поддержке октябристов провалили проект закона об отмене наказания стачечников.

Правительственная политика по национальному вопросу характеризовалась наиболее последовательным консерватизмом.

После ряда уступок, сделанных во время революции 1905-1907 гг., самодержавие отозвало из Думы законопроекты 1906 г. об использовании национальных языков в начальной школе.

В 1910 г. был принят закон, ограничивший автономию Финляндии: Сейм лишился права принимать законы о школьном образовании, охране порядка, печати и др. Готовилась отмена русско-финляндской таможенной границы.

Усилена была антипольская политика, закрыт ряд польских культурно-просветительских обществ, закон о земствах в западных губерниях (1912) вводил в крае национальные курии. Избирательным законом 1907 г. было сокращено представительство Польши, Кавказа и Азиатской России в Думе, инородцы Средней Азии и Сибири были лишены избирательных прав. Развивался государственный антисемитизм. Отдельные усилия Столыпина по отмене наиболее одиозных ограничений в отношении иудеев, встречали жесткое противодействие Николая II.

В области образования реформы были начаты. В 1909 г. проект о введении в 10-летний срок всеобщего начального обучения поступил в Думу. Правительство, не дожидаясь принятия закона, уже с 1908 г. земствам и городам выделяло средства на развитие школ. В 1910 г. более половины земств начали подготовку к введению всеобщего начального образования . Для обеспечения школ кадрами множились учительские семинарии (училища) и институты.

Но, вопреки столыпинским проектам создания единой бессословной школы, начальные школы подчинялись училищным советам во главе с предводителями дворянства, а церковноприходские школы остались в ведении Синода. Не были реализованы и планы введения принципа непрерывного образования, с преемственностью различных ступеней.

Столыпин не смог реорганизовать местное самоуправление . Законопроект о бессословных волостных органах, власть которых распространялась на всех сельских жителей, включая помещиков, был отвергнут Госсоветом уже после смерти его инициатора. Лишь в 1912 г. была отменена должность земского начальника, напоминавшая крестьянам о временах крепостного права.

39. Российская империя в Первой Мировой войне (1914-1918)

ПРЕДПОСЫЛКИ и причины

1.1. Наибольшее значение имелиобострение противостояния великих держав прежде всего, Англии и Германии, в мировом масштабе , начавшаяся борьба за передел мира, в том числе, за перераспределение колоний.

1.2. Развитие противоречий в отдельных регионах , воспринимавшихся странами - мировыми лидерами в качестве ключевых точек в борьбе за сферы влияния. Особой остроты достиглопротивоборство на Балканах России и ее союзницы СербиииАвстро-Венгрии вместе с союзной Болгарией.Взрывоопасность ситуации усугублялась тем, что здесь свои интересы преследовали также Англия, Германия, Франция и Италия. К 1914 г. Германия превратилась в доминирующую военную державу балканского региона, поставив под контроль армию Османской империи. Стремление России к овладению черноморскими проливами теперь блокировалось не только Англией, но и германо-турецким военным союзом.

Непростой была ситуация на Ближнем Востоке. На Дальнем Востоке стремились распространить свое влияние новые активные участники международных отношений США и Япония.

1.3. Огромную роль игралополитическое и экономическое соперничество Германии и Франции , боровшихся за установление экономической гегемонии в Европе.

1.4. Внутриполитические задачи российского государства объективно противоречили тенденции к началу военных действий. Нам нужен мир, писал П.А. Столыпин, - война в ближайшие годы будет губительна для России и династии. Напротив того, каждый год мира укрепляет Россию не только с военной и морской точки зрения, но и с финансовой и экономическо й. Программа реформ была рассчитанна на длительный период времени. Но особенностью самодержавия начала ХХ в. и лично Николая II являлись недооценка революционных потенций российского общества и иллюзии в отношении умиротворительного внешнего противоборства, не уничтоженные русско-японской войной.

С началом российское руководство долгое время неверно оценивало военную перспективу, рассчитывая на скорейшее успешное окончание войны после решительного удара союзников и отвергая все предложения Германии о заключении сепаратного мира в 1914-1916 гг.

НАЧАЛО ВОЙНЫ

3.1. Повод к началу войны. 15 (28) июня 1914 г. должны были открыться провокационные австро-венгерских военные маневры Австро-Венгрии, направленные против Сербии. В этот день в Сараеве, столице Боснии, сербом Гаврилой Принципом был убит эрц-герцог Франц-Фердинанд, наследник австрийского императора. Австрия, обвинив в убийстве сербскую националистическую организацию, потребовала ввода войск в соседнюю Сербию и допуска следователей на ее территорию. По совету России Сербия приняла ультиматум, отвергнув лишь австрийскую оккупацию, неприемлемую для сербского суверенитета. Несмотря на обращение России к Австро-Венгрии и Германии, 15 (28) июля австрийская артиллерия начала артиллерийский обстрел столицы Сербии - Белград.

3.2. Объявление войны . 30 (17) июля Россия объявила всеобщую мобилизацию, оповестив Берлин, что эти действия не носят антигерманского характера, но заняв жесткую позицию в отношении Австрии. Германия в ультимативной форме потребовала прекращения мобилизации и, не получив ответа, 19 июля (1 августа по новому стилю) 1914 г. объявила войну России.

2 августа начала мобилизацию Франция, объявившая о поддержке России. 3 августа Германия объявила войну Франции и начала наступление через Бельгию и Люксембург. 4 августа вступила в войну Англия, 6 августа - Австро-Венгрия, объявившая войну России. Война охватила всю Европу, а позже значительную часть мира. 23 августа к Антанте присоединилась Япония, в 1915 г. Италия, в 1916 г. - Румыния, в 1917 г. - США. Турция (1914 г.) и Болгария (1915 г.) выступили союзниками Германии и Австро-Венгрии. Всего в войне участвовали 38 государств мира.

ХОД ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

4.1. Первые наступления 1914 г. После поражения франко-английских войск на границе Франции и быстрого продвижения германских войск к Парижу, Россия еще до завершения мобилизации начала, по просьбе Франции, наступление в Восточной Пруссии и в Галиции.

4 .1.1. В Восточной Пруссии наступавшие с востока - 1-я (под командованием П.К. Ренненкампфа ) и с юга - 2-я (под командованием А.В. Самсонова ) русские армии в конце августа нанесли ряд поражений немногочисленной германской группировке. После переброски 2 корпусов из Франции и привлечения резервных частей, Германия, используя несогласованность действий российских войск, окружила и разгромила 2-ю армию генерала Самсонова, покончившего самоубийством. 1-я армия отступила.

4.1.2. Наступление в Галиции в августе-сентябре 1914 г. было более успешным. 8-я армия (А.А. Брусилов ) взяла Львов , российские войска осадили Перемышль , оттеснив австрийцев на 300 км. от границы за реку Сан . Казалось, что Австро-Венгрия разгромлена.

4.1.3. Для вторжения в Германию российское командование, не закрепив успех на юго-западе, начало переброску войск из Галиции в Польшу, но в сентябре-октябре австро-германские армии предприняли упреждающее наступление на Лодзь и Варшаву. В кровопролитных и широкомасштабных Варшавско-Ивангородской и Лодзинской операциях в октябре-ноябре обе стороны понесли большие потери (Россия - 2 млн. чел. убитых, раненых и пленных, ее противники - 950 тыс.), но не выполнили своих задач. При этом Россия остановила австро-германское наступление, но не смогла предпринять поход на Берлин и отступила вглубь Польши. На фронте началась позиционная война.

4.1.4. Война с Турцией началась с атаки 29 октября германских кораблей под турецким флагом на Севастополь, Одессу, Новороссийск и Феодосию и наступления турецких войск на Кавказе. Кавказская армия, перейдя в контрнаступление, нанесла поражение превосходящим турецким силам, оттеснив их в декабре к Эрзруму , что облегчило действия союзников России на Месопотамском фронте.

4.1.5. Итоги военных действий 1914 г . заключались в срыве планов быстрой победы как Германии и Австро-Венгрии, так и Антанты. Наступления русских в Восточной Пруссии и Галиции, дали возможность союзникам одержать в сентябре победу на Марне и стабилизировать фронт во Франции. В результате Германия, несмотря на некоторые успехи, была вынуждена вести затяжную войну на два фронта.

В ходе боев выявилось превосходство германской армии над российской в артиллерии и снабжении боеприпасами, проявилась слабость австрийских и турецких войск.

Поражения 1915 г.

4.2.1. Юго-Западный фронт. После некоторых успехов России в январе-марте (взятие Перемышля, выход на Карпатский хребет, отражение немецкого наступления из Восточной Пруссии) в апреле-мае ситуация изменилась. Австро-германские войска, используя массированные артиллерийские обстрелы, заставили отступить российские войска, испытывавшие жестокий снарядный голод и захватили большую часть Галиции и Волыни. Но фронт на юго-западе не был прорван.

4.2.2. Западный фронт . Летом немецкие армии заняли Польшу с Варшавой, затем часть Белоруссии, Литвы (включая Вильно), Латвии и вышли к Риге. К октябрю фронт остановился, началась длительная окопная война.

4.2.3. Итоги 1915 г. Из строя вышел весь состав довоенной подготовленной кадровой армии. Россия потеряла западные территории, но сохранила основную промышленную, топливную и сельскохозяйственную базу. В то же время увеличилось германское превосходство в артиллерии, особенно тяжелой, еще более очевидным стала узость железнодорожной сети России.

В августе Николай II взял на себя командование войсками, назначив опытного стратега М.В. Алексеева начальником Генштаба.

Союзники, к которым присоединилась Италия, в этот период не предприняли ни одной значительной операции, ограничившись крупными поставками в Россию вооружений и угля.

4.3. 1916 г. Германское командование перенесло основные военные усилия с Восточного на Западный фронт. Началась битва за крепость Верден, защищавшую путь на Париж. В тяжелом положении находилась итальянская армия.

4.3.1. Брусиловский прорыв. Российское командование, планировавшее развернуть летом наступление силами Западного фронта в Литве и Белоруссии при поддержке Юго-Западного и Северного фронтов, вынуждено было изменить сроки и направление главного удара. В мае 8-я армия генерала А.А. Брусилова осуществила прорыв австрийских позиций, отбросив противника на 120 км. Наступление Западного фронта было приостановлено для усиления войск Брусилова, но германские подкрепления позволили австро-венгерской армии, потерявшей 1,5 млн. чел., стабилизировать линию фронта в Галиции и Буковине.

4.3.2. Кавказская армия взяла Эрзрум и Трапезунд. Румыния выступила на стороне Антанты, но быстро потерпела поражение, что удлинило линию фронта еще на 500 км.

4.3.3. В итоге борьбы 1916 г. англо-французские и итальянские армии были спасены от поражения. Англия и Франция в этих условиях в 1915-1916 гг. заключили соглашения с Россией о ее послевоенных территориальных приобретениях в Прибалтике и будущей передаче под ее контроль не только проливов Босфор и Дарданеллы, но и Константинополя.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Промышленность

5.1.1. Объем промышленного производства в 1914-1916 гг. вырос на 22 %. К 1916 г. промышленность полностью перестроилась, была выполнена довоенная программа по вооружению. Развивалась как крупное частное и казенное, так и кооперативное и артельное производство, работавшее на оборону.

Несколько изменилась отраслевая промышленная структура. При сокращении мирной легкой промышленности, тяжелая индустрия производила продукции в 3 раза, а по военным заказам в 10-20 раз больше, чем до войны. Начался выпуск автомобилей, броневиков, самолетов. Были созданы отечественная электротехника и радиопромышленность. Нехватка снарядов, винтовок и обмундирования больше не наблюдалась. Россия в 1916 г. с учетом поставок союзников полностью обеспечивала все потребности армии и в военно-техническом отношении была готова к широкомасштабным наступлениям.

Узким местом оставался транспорт. Железнодорожное строительство продолжалось, но транспортная сеть едва справлялась с нуждами фронта. Снабжение тыла резко ухудшилось при наличии достаточных запасов продовольствия.

5.1.2. Новые формы организации промышленности. Большую роль в мобилизации мелкой промышленности сыграли образовавшиеся в 1915 г. общественные Земский и Городской союзы. Ими был создан объединенный по снабжению армии комитет , под председательством Г.Е. Львова (Земгор ), занимавшиеся прежде всего организацией медицинской помощи, сбором продовольствия для армии и т.п.

Для распределения заказов и сырья в 1915 г. на базе представительных организаций крупной буржуазии возникли Военно-промышленные комитеты (председатель Центрального ВПК А.И. Гучков )

Координацию всей деятельности по обеспечению обороны осуществляло правительство через руководимые им Особые совещания по обороне, топливу, продовольствию, перевозкам . Особое совещание по обороне координировало деятельность других особых совещаний и множества отраслевых комитетов: металлургического, сахарного, суконного и пр. Во главе каждого совещания и комитета стоял министр. Поскольку совещания регулировали деятельность не только казенных, но и частных предприятий, в их руководства входили не только государственные чиновники, но и члены Госсовета и Думы, а также представители крупных предпринимателей.

5.2. Сельское хозяйство пострадало в большей степени. В связи с мобилизацией почти половины трудоспособных сельскохозяйственных работников, конфискацией для армии 2,5 млн. рабочих лошадей и оккупацией части российской территории посевные площади сократились на 10 %, сбор зерна - на 20 %, производство мяса - на 70 %.

В то же время, благодаря прекращению зернового экспорта, принятию сухого закона и введению в 1916 г. в ряде губерний продразверстки принудительной продажи части хлеба для нужд армии по фиксированным ценам, хлеба и в целом продовольствия в стране было достаточно. Нехватка хлеба на фронте и в прифронтовых городах, в том числе в Петрограде , вызывалась лишь транспортными проблемами.

В то же время сбор некоторых сельскохозяйственных культур, прежде всего картофеля, сократился. Снижение производства сахара на 35% привело к введению карточек на него.

5.3. Финансы. Военные расходы в 3 раза превышали доход государства, серьезно сократившийся из-за запрета на продажу алкоголя. Дефицит бюджета покрывался возросшей денежной эмиссией , внешними и внутренними займами. В результате государственный долг увеличился в 4 раза по сравнению с довоенным, образовались излишки бумажных денег, быстро росла инфляция . В 1914-1916 гг. цены выросли в 4-5 раз.

К 1907 году революционная буря постепенно начала утихать. Для членов правительства это стало дополнительным временем для того, чтобы преобразовать экономическую систему государства и не допустить столь масштабных волнений народа в будущем.

Программа реформ Столыпина

Для предотвращения нового социального взрыва следовало было провести ряд социально-экономических реформ. Первым министром, которому принадлежала инициатива срочного реформаторства, был П. А. Столыпин. В августе 1907 года, Столыпин разработал правительственную программу, в которой обосновал необходимость немедленного реформаторства аграрного сектора хозяйства страны.

Одновременно готовились законопроекты, которые защищали экономические и социальные права рабочего класса. Первым шагом правительства навстречу крестьянскому классу было официальное разрешения свободного выхода из сельской общины с правом дальнейшего частного владения земельным наделом.

Государство, таким образом, находило опору в лице сильных фермеров, которые работая на собственном хозяйстве, одновременно делают вклад в экономику.

Однако реформа принесла весьма неожиданные для правительства результаты: вместе с зажиточными крестьянами, с общин начала выходить беднота, которая руководствовалась желанием не работать на земле, а продавать ее крупным помещикам. Оказавшись без земли и денег, низы крестьянского сословия начали совершать ограбления фермерских хозяйств.

Переселенческая политика

Для того чтобы успокоить безземельное крестьянство, правительство преступило к внедрению переселенческой политики. Им предоставлялось право бесплатного владения земли на территориях Дальнего Востока и Сибири.

Желающим переселиться в эти регионы, государство предоставляло ряд поощрений и льгот, в частности: освобождение от налогообложения, военной повинности и выплату денежного пособия, которое составляло 200 рублей в месяц на семью.

Первоначально, множество крестьян с энтузиазмом отправилось осваивать новые территории в период 1907 1910 года, из центральных губерний выехало более 3 млн. человек. Однако до 1914 года, 20% из них вернулось обратно: многие не выдержали суровых погодных условий, а земли оказались не такими плодородными, как в центре.

Результаты реформ

Развитие коопераций. Власть понимала, что положительнее результаты преобразований Столыпина будут заметны минимум через 20 лет. Однако, начиная уже с 1909 года, уровень экономики государства начал постепенно подниматься площадь посевных территорий выросла на 15%, значительно увеличился уровень экспорта зерна и другой сельскохозяйственной продукции.

Частные фермеры массово начали закупать технику для обработки земли. Подъем сельского хозяйства сказался и на укреплении промышленности перед началом Первой Мировой войны, Российская Империя имела самые высокие темпы развития промышленного производства в мире.

Значительно укрепились в этот период и кооперации. Фермеры все чаще формировали между собой внутренние хозяйственные и экономические связи, которые способствовали росту уровня производства.

В XX век Россия вступила со сложной экономической и политической обстановкой. В 1905 году, несмотря на неслыханный героизм наших солдат и матросов, страна потерпела поражение в войне с Японией. Лишь песня «Варяг» напоминает нам о гордых и смелых защитниках Отечества. Не российский народ, а самодержавие проиграло войну. И неспроста началась первая русская революция - российский народ требовал улучшения условий жизни и выхода из экономического кризиса.

Такая обстановка не могла не беспокоить передовые умы России. Правительство тоже не могло оставаться равнодушным к этому тревожному вопросу и решило в первую очередь провести крупную аграрную реформу.

Началом реформы считается день выхода Указа императора Николая II от 6 ноября 1906 года. Ее автором и организатором был крупный политический и государственный деятель России Петр Аркадьевич Столыпин, в течение пяти лет (1906-1911 гг.) занимавший пост председателя Совета министров. Реформа ставила главной целью разрушение общинного землепользования и насаждение частной крестьянской земельной собственности. П.А. Столыпин знал психологию народа, тяготеющего к личной, а не общинной собственности, и объявил себя сторонником мелкой частной земельной собственности и освобождения крестьянства от оков общины. «Живя в общине, крестьянин перестает надеяться на себя; он становится ее рабом и начинает терять индивидуальные черты личности, подчиняется общей рутине, теряя способность своего мышления и творчества, перестает дорожить собственностью, заботиться о ее благоустройстве» .

В поддержку крестьян 11 ноября 1906 года вышел именной высочайший Указ, данный сенату, где в первом пункте говорится: «Каждый домохозяин, владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли». А в третьем разделе имеется постановление, определяющее права на участки надельной земли, состоящие в подворном владении: 1) подворные участки, как предоставленные в подворное владение крестьян при наделении их землею, так и укрепленные впоследствии в личную собственность отдельных крестьян из общинных земель, а также усадебные участки при общинном землепользовании, составляют личную собственность домохозяев, за коими эти участки значатся по землеустроительным актам...» .

С целью поддержки крестьянства открывались новые крестьянские банки, в которых давалась ссуда для выкупа земли на льготных условиях. С января 1907 года было отменено взимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли.

Но многим бедным крестьянам не по силам было приобретать и обрабатывать землю, и они не хотели выходить из общины. С 1906 года по 1912 год из 264 476 крестьянских хозяйств общинного пользования вышли 89 892 хозяйства, или 34 процента . В деревне началось расслоение, появилось много середняков и кулаков с мелкобуржуазной психологией крестьянина. Противниками и тормозом столыпинской реформы стали некоторые помещики и бедные (в основном, с леностью) крестьяне, с одной стороны, и большевики-ленинцы - с другой, которые боялись крестьян-собственников, «мелких буржуа», не поддерживающих кровавой революции. Но процесс роста и укрепления зажиточных крестьянских хозяйств, имевших во владении свыше 25 десятин пашни на один двор, продолжался. В 1911 году в Курской губернии насчитывалось 8040 таких дворов, а середняков в десятки раз больше. В деревне развивались капиталистические отношения, началось промышленное оживление, строились и пускались в действие мельницы, винокуренные, сахарные и маслобойные заводы. Росло количество рабочих.

Во время столыпинской реформы началось добровольное переселение крестьян в многоземельные губернии России, на Амур, в Алтайский край. Переселенцам безвозмездно выплачивалась большая сумма денег на проезд, приобретение коровы, лошади, инвентаря. Но часть переселенцев, не обжившись на новых местах и «промотав» деньги, возвращались обратно, но они уже утрачивали право на землю и двор, превращались в батраков, бродяг и стали впоследствии лучшим подспорьем революции. П.А. Столыпин делал ставку на знающих свое дело крепких крестьян, способных создать высокодоходное хозяйство (позже их сочли кулаками).

Благодаря экономической реформе, развитию новых земельных отношений и землеустройства в России быстрыми темпами поднималось сельское хозяйство и перерабатывающая сырье промышленность. Но реформа не была доведена до конца в связи со злодейским убийством 5 сентября 1911 года ее организатора П.А. Столыпина.

Несмотря на затухание реформы, Россия к 1913 году стала главным экспортером за границу зерна, яиц, сала и жира, пеньки и другой продукции. Дальнейшее развитие хозяйства в России затормозила первая мировая война 1914 года.

И всё же на 1 мая 1915 года в 47 губерниях Европейской России землеустроительные работы были закончены. Они охватили 2 485 771 крестьянский двор, в том числе 1 259 020 единоличных. С 1907 по 1914 годы была оказана денежная помощь населению: выдано 299 699 ссуд на сумму 30668009 рублей, авансов в счет ссуд под залог надельной земли - 2 343 домохозяевам на сумму 110 531 рубль, безвозвратные пособия получили 58 020 крестьян на сумму 1 279 689 рублей.

В результате реформы крестьяне стали владеть 215 млн. га земли (в 1901 году они имели всего 142 млн. га). Помещики, царская фамилия и монастыри владели 152 млн. га сельскохозяйственной земли.

В 1906 году в Рыльском уезде процентное соотношение земельной собственности в площади частного землевладения составляло: дворяне - 67,1%, купцы - 7,7%, мещане - 1,9%, духовные лица - 1,2%, прочие лица fit 0,2%, иностранные подданные - 0,5%, крестьянство -12,4% земельной площади

Премьер-министр Столыпин был жестоким политиком, который бескомпромисно боролся с революционным движением. Он продумал довольно стройную программу развития России. Центральное место занимал аграрный вопрос. Но кроме аграрной реформы им было разработано:

1. социальное законодательство

2. проект создания межгосударственного парламента

3. проект законодательства в сфере взаимоотношений между работодателями и наемными работниками

4. постепенное превращение России в правовое государство.

Взгляды Столыпина были прогрессивными для того времени и он видел как его программа приведет к передовой России. Он считал, что недопустимо уничтожать помещичье землевладение. Его надо поставить в условия экономической конкуренции, и тогда большинство мелкопоместных помещиков сами разорятся. В политической области он считал важнее для России не парламент, а местное самоуправление, приучающее граждан-собственников, нельзя сразу давать народу все права и свободы без предварительного создания широкого среднего класса, иначе люмпен, получивший свободу, приведет к анархии и кровавой диктатуре. Столыпин был русским националистом, но не допускающий оскорбления других народов. Он предполагал представление будущим народом России национально-культ. автономии. Но Столыпина не понимали. Он затронул интересы почти всех социальных слоев. Поддержки со стороны царя не было. 1911г. убит в результате террористического акта. Реформы не закончены, но основы аграрной реформы всё же были претворены в жизнь,

Реформа осуществлялась несколькими методами:

1. указ от 9 ноября 1906 разрешал крестьянину выход из общины, а закон от 14 июня 1910 сделал выход обязательным

2. крестьянин мог потребовать объединения надельных участков в единый отруб и даже выселиться на отдельный хутор

3. создавался фонд из части казенных и императорских земель

4. для покупки этих и помещичьих земель Крестьянский банк давал денежные ссуды

5. поощрение переселения крестьян за Урал. Переселенцам давали ссуды для обустройства на новом месте, но денег не хватало.

Цель реформы состояла в том, чтобы сохранить помещичье землевладение и ускорить буржуазную эволюцию сельского хозяйства, преодолеть общинную ограниченность и воспитать крестьянина как собственника, создав в деревне опору правительства в лице сельской буржуазии.

Реформа способствовала подъему экономики страны. Увеличивалась покупательная способность населения и валютные поступления, связанные с вывозом зерна.

Однако соц.цели не были достигнуты. Из общины вьшло только 20-35% крестьян, т.к. большинство сохраняло коллективистскую психологию и традиции. Хуторское хозяйство завело лишь 10% домохозяев. Кулаки чаще выходили- из общины, чем бедняки. Бедняки уходили в города или становились батраками.

20% крестьян. получивших ссуды Крестьянского банка, разорились. 16% переселенцев не смогли устроиться на новом месте; вернулись в центральные районы. Реформа ускорила социальное расслоение — формирование сельской буржуазии и пролетариата. Правительство не обрело в деревне прочной социальной опоры, т.к. не удовлетворило нужды крестьян в земле. К сожалению, много не произошло из-за первой мировой войны.

И все же проведение реформы имело положительные последствия:

1. крестьянское хозяйство требовало промышленных товаров => производство промышленных товаров.

2. оживление финансовой сферы, укрепление рубля, рост доли российского капитала в экономике

3. рост производства в с/х товарного хлеба, экспорт хлеба => рост валюты

4. снизилась проблема переселения центра

5. повышение притока рабочих рук в промышленности

в 1909—1913г. наблюдается промышленный подъем. Ускорились темпы индустриализации, строительства ж/д, выросло в 1,5 раза производство, темпы роста промышленности за 5 лет — 10%.

Реформы Столыпина (1906—1911)

  • О введении свободы вероисповедания
  • Об установлении гражданского равноправия
  • О реформе высшей и средней школы
  • О реформировании местного самоуправления
  • О введении всеобщего начального образования
  • О подоходном налоге и полицейской реформе
  • Об улучшении материального обеспечения народных учителей
  • О проведении аграрной реформе

Столыпинская аграрная реформа 1906—1910 (1914,1917)

Цели Реформы Столыпина:

  1. Укрепление социальной опоры в лице крепких крестьян-хозяев

2) Создать условия успешного экономического развития

3) Ликвидировать причины, породившие революцию. Отвлечь от идеи отмены помещичьих земель

Мероприятия по реформе Столыпина

  1. Главное мероприятие- разрушение крестьянской общины(уклад жизни крестьян, земля собственность общины, чересполосица) — перевод земли в частную собственность в форме отрубов- участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне, и хутор- участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с переселением из деревни на свой участок. К 1917- 24% крестьян вышли из общины.10%вышли, чтобы стать крепкими хозяевами (но из них стало очень мало)

2) Приобретение крестьянами земли через крестьянский банк

3) Организация переселения малоземельных крестьян в пустующие земли (Сибирь, Кавказ, ср. Азия, Дальний Восток)

Итоги Реформ Столыпина

  1. Не была создана опора царя на зажиточных крестьянах.
  2. Не удалось предотвратить новый подъем революционной активности
  3. Вторая соц. война в деревни еще больше осложнила недовольство столып. реформой
  4. Удалось создать импульсивность экономического развития.
  5. Высокие темпы экономического роста.
  6. Освоение раннеосвоенных регионов политически и социально не было осуществлено.

28. Аграрная реформа П.А.Столыпина.

Столыпинская аграрная реформа - обобщённое название широкого комплекса мероприятий в области сельского хозяйства, проводившихся правительством России под руководством П. А. Столыпина начиная с 1906 года. Основными направлениями реформы были передача надельных земель в собственность крестьян, постепенное изживание сельского общества как коллективного собственника земель, широкое кредитование крестьян, скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях, землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы.

Реформа представляла собой комплекс мероприятий, направленных на две цели: краткосрочной целью реформы было разрешение «аграрного вопроса» как источника массового недовольства (в первую очередь, прекращение аграрных волнений), долгосрочной целью - устойчивое процветание и развитие сельского хозяйства и крестьянства, интеграция крестьянства в рыночную экономику.

Если первую цель предполагалось достичь немедленно (масштаб аграрных волнений летом 1906 года был несовместим с мирной жизнью страны и нормальным функционированием экономики), то вторую цель - процветание - сам Столыпин считал достижимой в двадцатилетней перспективе.

Реформа разворачивалась в нескольких направлениях:

Повышение качества права собственности крестьян на землю, состоявшее, прежде всего в замене коллективной и ограниченной собственности на землю сельских обществ полноценной частной собственностью отдельных крестьян-домохозяев; мероприятия в этом направлении носили административно-правовой характер.

Искоренение устаревших сословных гражданско-правовых ограничений, препятствовавших эффективной хозяйственной деятельности крестьян.

Повышение эффективности крестьянского сельского хозяйства; правительственные мероприятия состояли прежде всего в поощрении выделения крестьянам-собственникам участков «к одному месту» (отруба, хутора), что требовало проведения силами государства огромного объёма сложных и дорогостоящих землеустроительных работ по разверстанию чересполосных общинных земель.

Поощрение покупки частновладельческих (прежде всего помещичьих) земель крестьянами, через разного рода операции Крестьянского поземельного банка, преобладающее значение имело льготное кредитование.

Поощрение наращивания оборотных средств крестьянских хозяйств через кредитование во всех формах (банковское кредитование под залог земель, ссуды членам кооперативов и товариществ).

Расширение прямого субсидирования мероприятий так называемой «агрономической помощи» (агрономическое консультирование, просветительные мероприятия, содержание опытных и образцовых хозяйств, торговля современным оборудованием и удобрениями).

Поддержка кооперативов и товариществ крестьян.

Реформа была направлена на усовершенствование крестьянского надельного землепользования и мало затрагивала частное землевладение. Реформа проводилась в 47 губерниях Европейской России (все губернии, кроме трёх губерний Остзейского края); реформой не затрагивалось казачье землевладение и землевладение башкир.

В 1906, 1910 и 1911 годах был изданы указы:

    каждый крестьянин мог взять надел в собственность,

    мог свободно выйти из общины и выбрать другое место жительства,

    переселиться на Урал, чтобы получить землю (около 15 га) и деньги от государства на подъем хозяйства,

    переселенцы получали налоговые льготы, освобождались от службы в армии.

а) Цели реформы.

Социально-политические цели реформы.

Главная цель заключалась в привлечении на сторону режима широких слоев крестьянства и предотвращений новой аграрной войны. Для этого предполагалось способствовать превращению большинства жителей родной деревни в “крепкое проникнутое идеей собственности, богатое крестьянство”, которое, по словам Столыпина, делает лучшим оплотом порядка и спокойствия”. Проводя реформу, правительство не стремилось затронуть интересы помещиков. В пореформенное время и в начале 20 в. Правительство не смогло защитить дворянское землевладение от сокращения, но крупное и мелкое поместное дворянство продолжало составлять наиболее надежную опору самодержавия. Оттолкнуть его было бы для режима самоубийством.

Кроме того, дворянские сословные организации, в том числе совет объединенного дворянства, имели большое влияние на Николая 2 и его окружение. Члены правительства, а тем более премьер-министр, ставящий вопрос об отчуждении помещичьих земель, не мог бы удержаться на своем месте, а тем более организовать проведение такой реформы. Реформаторами учитывалось так же и то, что помещичьи хозяйства производили весомую часть товарного хлеба. Другой целью являлось разрушение сельской общины в борьбе 1905-1907 г.г. , реформаторы понимали, что главным в крестьянском движении являлся вопрос о земле, и не стремились сразу разрушить административную организацию общины.

Социально-экономические цели были тесно связаны с социально-политическими. Планировалось ликвидировать поземельную общину, ее экономический землераспределительный механизм, с одной стороны, составлявший основу социального единства общины, а с другой – сдерживавший развитие агротехники. Конечной экономической целью реформ должен был стать общий подъем сельского хозяйства страны, трансформация аграрного сектора в экономическую базу новой России.

б) Подготовка реформы

Подготовка проектов реформы до революции фактически началось Совещанием о нуждах сельскохозяйственной промышленности под руководством С.Ю. Витте, в 1902-1903 г.г.. В 1905-1907 г.г. выводы, сформулированные Совещанием, прежде всего идея о необходимости разрушения поземельной и превращения крестьян в собственников земли, нашли свое отражение в ряде проектов государственных чиновников (В.И.Гурко.). С началом революции и активного участия крестьян в разгроме помещичьих имений Николай 2, напуганный аграрными восстаниями, изменил отношение к поземельной крестьянской общине.

Крестьянскому банку было разрешено выдавать ссуды под крестьянские наделы (ноябрь 1903 г.), что фактически означало возможность отчуждения общинных земель. П.А. Столыпин в 1906 г., став премьер-министром, поддержал не затрагивавший интересы помещиков. Проект Гурко лег в основу Указа 9 ноября 1906 г. И положивший начало проведению аграрной реформы.

в) Основы направления реформы.

Изменение формы собственности на крестьянскую землю, превращения крестьян в полноправных владельцев своих наделов предполагалось законом 1910г. осуществить прежде всего путем “ укрепления” наделов в частную собственность. Кроме того по закону 1911 г. Разрешалось проводить землеустройство (сведение земли в хутора и отруба) без “укрепления”, после чего крестьяне также становились землевладельцами.

Продать же надел крестьянин мог только крестьянину, что ограничивало право земельной собственности.

Организация хуторов и отрубов.Без землеустройства техническое усовершенствование, экономическое развитие сельского хозяйства было невозможным в условиях крестьянской чересполосицы (23 крестьян центральных районов имели наделы, разделенные на 6 и более полос, в различных местах общинного поля) и далеко находились (40% крестьян центра должны были еженедельно проходить от своих усадеб до наделов 5 и более верст). В экономическом плане, по замыслу Гурко, укрепления без землеустройства не имело смысла.

Поэтому планировались работы государственных землеустроительных комиссий по сведению полос крестьянского надела в единый участок – отруб. Если такой отруб находился далеко от деревни, туда переносилась усадьба и образовывался хутор.

Переселение крестьян на свободные земли.

Для решения проблемы крестьянского малоземелья и снижения аграрной перенаселенности в центральных регионах активизировалась переселенческая политика. Выделялись средства для транспортировки желающих на новые места, прежде всего в Сибирь. Для переселенцев строились специальные (“столыпинские”) пассажирские вагоны. За Уралом крестьянам безвозмездно передавались земли, для подъема хозяйства и благоустройства, выдавались ссуда.

Продажа крестьянам земли в рассрочку через крестьянский банк также необходима была для сокращения малоземелья. Под залог надельной земли выдавались ссуды для покупки казенной земли, переданной в фонд Банка, и земли, которую продавали помещики.

Развитие сельскохозяйственной кооперации как промысловой, так и кредитной был дан импульс изданием в 1908 г. образцового устава. Кредитные товарищества получили некоторые льготы.

г) Ход реформы.

1. Юридическая основа, этапы и уроки проведения реформы.

Законодательной основой реформы стал указ 9 ноября 1906 г., после принятия которого началось проведение реформы в жизнь. Основные положения указа были закреплены в законе 1910 г., одобренном Думой и Госсоветом. Серьезные уточнения в ход реформы внес закон 1911 г., отражавший изменение акцентов правительственной политики и означавший начало второго этапа реформы.

В 1915 -1916 г.г. в связи с войной проведение реформы фактически прекратилась. В июне 1917 г. реформа была официально прекращена Временным правительством. Реформа осуществлялась усилиями главного управления землеустройства и земледелия, возглавлявшегося А.В.

Кривошеиным, и столыпинским министром внутренних дел.

2.Превращение крестьян в землевладельцев на первом этапе (1907 -1910 г.г.) в соответствии с указом 9 ноября 1906 г. шло несколькими путями.

Укрепление чересполосных участков в собственность. За эти годы было укреплено 2 млн. наделов. Когда нажим местных властей прекратился, процесс укрепления резко сократился. Кроме того, большинство крестьян, желавших лишь продать надел и не вести свое хозяйство, уже сделали это. После 1911 г. подавали заявления лишь те, кто хотел продать свой участок. Всего в 1907-1915 г.г. “укрепленцами” стали 2,5 млн. человек – 26% крестьян Европейской России (без западных губерний и Зауралья), но почти 40% из них продали свои участки, в большинстве своем переселившись за Урал, уйдя в город или пополнив слой сельского пролетариата.

Землеустройство на втором этапе (1911-1916 г.г.) по законам 1910 и 1911г.г. давало возможность получения надела в собственность автоматически – после создания отрубов и хуторов, без подачи заявления об укреплении в собственность.

В “стародушных” общинах (общинах, где не было переделов с 1861 г.) по закону 1910 г. крестьяне автоматически признавались собственниками наделов. Такие общины составляли 30% от их общего числа. В то же время лишь 600 тыс. из 3,5 млн. членов беспредельных общин запросили документы, удостоверяющие их собственность.

Крестьяне западных губерний и некоторых районов юга, где общины не существовали, так же автоматически стали собственниками. Для этого им не требовалось продавать специальные заявления. За Уралом реформа формально не происходила, но и там крестьяне не знали общинной собственности.

3.Землеустройство.

Организация хуторов и отрубов. В 1907-1910 г.г лишь 1/10 часть крестьян, укрепивших свои наделы, образовали хутора и отруба.

После 1910г. правительство осознало, что крепкое крестьянство не может возникнуть на многополосных участках. Для этого необходимо было не формальное укрепление в собственность, а экономическое преобразование наделов. Местным властям, прибегавшим подчас к принуждению общинников, не рекомендовали больше ”искусственное поощрение” укрепительного процесса. Главным направлением реформы стало землеустройство, которое теперь само по себе превращало в частную собственность крестьян.

Теперь процесс пошел с ускорением. Всего к 1916 г. 1.6 млн. хуторов и отрубов были образованы приблизительно на 1/3 крестьянской надельной (общинной и подворной) и купленной крестьянами у банка земли. Это было начало. Важно, что в действительности потенциальный размах движения оказывался шире: заявления о землеустройстве подавали еще 20% крестьян Европейской России, но землеустроительные работы были приостановлены войной и прерваны революцией.

4.Переселение за Урал.

По указу 10 марта 1906 г. право переселения крестьян было предоставлено всемжелающим без ограничений. Правительство ассигновало немалые средства на расходы по устройству переселенцев на новых местах, на их медицинское обслуживание и общественные нужды, на прокладку дорог.

Получив ссуду от правительства, на новые земли в ""столыпинских” вагонах двинулись 3,3 млн. человек, 2/3 которых составляли безземельные или малоземельные крестьяне. 0,5 млн. вернулись, многие пополнили население сибирских городов или стали сельскохозяйственными рабочими. Только небольшая часть крестьян стала сельскими хозяевами на новом месте.

Итоги переселенческой компании были следующими. Во-первых, за данный период был осуществлен громадный скачок в экономическом и социальном развитии Сибири. Также население данного региона за годы колонизации увеличилось на 153%. Если до переселения в Сибирь происходило сокращение посевных площадей, то за 1906-1913 годы они были расширены на 80%, в то время как в европейской части России на 6,2%. По темпам развития животноводства Сибирь также обгоняла европейскую часть России.

5.Разрушение общины.

Для перехода к новым хозяйственным отношениям была разработана целая система хозяйственно - правовых мер по регулированию аграрной экономики. Указом от 9 ноября 1906 года провозглашалось преобладание факта единоличного владения землей над юридическим правом пользования. Крестьяне могли теперь выделить землю, находившуюся в фактическом пользовании, из общины, не считаясь с ее волей. Земельный надел стал собственностью не семьи, а отдельного домохозяина.Осуществлялись меры по обеспечению прочности и стабильности трудовых крестьянских хозяйств. Так, чтобы избежать спекуляции землей и концентрации собственности, в законодательном порядке ограничивался предельный размер индивидуального землевладения, была разрешена продажа земли некрестьянам. Закон 5 июня 1912 г. разрешил выдачу ссуды под залог любой приобретаемой крестьянами надельной земли. Развитие различных форм кредита - ипотечного, мелиоративного, агрокультурного, землеустроительного - способствовало интенсификации рыночных отношений в деревне.

В 1907 - 1915 гг. о выделении из общины заявило 25% домохозяев, а действительно выделилось 20% - 2008,4 тыс. домохозяев. Широкое распространение получили новые формы землевладения: хутора и отруба. На 1 января 1916 года их имелось уже 1221,5 тыс. Кроме того, закон от 14 июня 1910 года счел излишним выход из общины многих крестьян, лишь формально считавшимися общинниками. Число подобных хозяйств составило около одной трети от всех общинных дворов.

6.Покупка земли крестьянами с помощью крестьянского банка.

Банком было продано 15 млн. казенной и помещичей земли, из нее 30% купили в рассрочку крестьяне. Особые льготы предоставлялись при этом владельцам хуторов и отрубов, получавших, в отличии от других, ссуду в размере 100% стоимости приобретаемой земли под 5% годовых.В итоге, если до 1906 года основную массу покупателей земли составляли крестьянские коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей были единоличными крестьянами.

7.Кооперативное движение.

Быстрыми темпами развивалось кооперативное движение. В 1905-1915 г.г., число сельских кредитных товариществ увеличилось с 1680 до 15,5 тыс. Число производственных и потребительских кооперативов в деревне возросло с 3тыс. (1908 г.) до 10 тыс. (1915 г.)

Многие экономисты приходили к выводу, что именно кооперация представляет собой наиболее перспективное направление развития русской деревни, отвечая потребностям модернизации крестьянского хозяйства. Кредитные отношения дали сильный импульс развитию производственных, потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьяне на кооперотивных началах создавали молочные и масленные артели, сельскохозяйственные общества, потребительские лавки и даже крестьянские артельные молочные заводы.

д) Выводы.

В крестьянском секторе России наблюдается серьезный прогресс. Большую роль в этом играли урожайные годы и ромт мировых цен на зерно, но особенно прогрессировали отрубные и хуторские хозяйства, где в большей степени применялись новые технологии. Урожайность в этих районах превышала аналогичные показатели общинных полей на 30-50%. Еще больше, на 61% по сравнению с 1901-1905 годами, возрос в предвоенные годы экспорт сельскохозяйственной продукции. Россия была крупнейшим производителем и экспортером хлеба и льна, ряда продуктов животновотства. Так, в 1910 году экспорт российской пшеницы составил 36,4% общего мирового экспорта.

Но это не означает, что предвоенную Россию следует представлять "крестьянским раем". Не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения. Страна по-прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости.По расчетам

И.Д. Кондратьева в США в среднем на ферму приходилось основного капитала в размере 3900 рублей, а в европейской России основной капитал среднего крестьянского хозяйства едва достигал 900 рублей. Национальный доход на душу сельскохозяйственного населения в России состалял примерно 52 рубля в год, а в США - 262 рубля.

Темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве были сравнительно медленными. В то время как в России в 1913 году получали 55 пудов хлеба с одной десятины, в США получали 68, во Франции - 89, а в Бельгии - 168 пудов. Экономический рост происходил не на основе интенсификации производства, а за счет повышения интенсивности ручного крестьянского труда. Но в расматриваемый период были созданы социально-экономические условия для перехода к новому этапу аграрных преобразований - к превращению сельского хозяйства в капиталоемкий технологически прогрессивный сектор экономики.

Но ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны) прервали столыпинскую реформу. Сам Столыпин считал, что для успеха его начинаний потребуется 15-20 лет. Но и за период 1906 - 1913 годов было сделано немало.

1) Социальные итоги судьбы общины.

Община как орган самоуправления российской деревни не была затронута реформой, но социально-экономический организм общины начал разрушаться, число поземельных общин сократилось со 135000 до 110000.

В то же время в центральных нечерноземных районах распад общины почти не наблюдался, именно здесь были многочисленны случаи поджогов.

2) Социально-политические итоги реформы.

Происходило постепенное прекращение крестьянских высуплений. На первом этапе 1907 -1909 г.г. при укреплении наделов в собственность, часто под нажимом земских начальников число крестьянских выступлений начало расти, в 1910 г. -1000. Но после переноса акцента правительственной политики на землеустройство, отказа от принуждения и некоторых экономических успехов крестьянские волнения почти прекратились, соратилось в 1913г. до 128. Главная политическая цель все же не была достигнута. Как показал 1917 г. крестьянство сохранило способность “всем миром” выступить против помещиков. В 1917 г. стало очевидно, что аграрная реформа запоздала на 50 лет, но главной причиной неудачи явилась социально- политическая половинчитость преобразований, проявившаяся в сохранении помещечьих земель в неприкосновенности.

РЕЗУЛЬТАТЫ реформ:

    Развивалось кооперативное движение.

    Увеличилось число зажиточных крестьян.

    По валовому сбору хлеба Россия была на 1 месте в мире.

    В 2,5 раза увеличилось поголовье скота.

    На новые земли переселились около 2,5 млн человек.

Новое на сайте

>

Самое популярное