Домой Микрозаймы Тест по обществознанию 8 кл общество.

Тест по обществознанию 8 кл общество.

Колесникова Марина Александровна

МКОУ Заброденская СОШ с.Заброды Воронежской области

Учитель истории и обществознания

Задания для промежуточной

аттестации обучающихся

по обществознанию

за курс 8 класса

Пояснительная записка

Назначение итоговой контрольной работы – контроль состояния уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков среди учащихся 8 классов по предмету «Обществознание».

Задания для итоговой контрольной работы составлены в соответствии с требованиями Государственного стандарта образования в области предмета «Обществознание» с ориентацией на демонстрационные варианты экзамена в новой форме по обществознанию за прошлые годы, опубликованные в открытой печати и помещённые в сети Интернет. Задания итоговой контрольной работы охватывают темы курса, изученные обучающимися в 8 классе, включают в себя материал содержательных линий «Общество», «Человек», «Духовная сфера жизни общества», «Познание», «Социальные отношения».

Первая часть работы (часть А) включает задания базового уровня с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных вариантов. Они сформулированы как в виде предложения, к которому необходимо подобрать единственно возможное продолжение, так и в виде ситуации, иллюстрирующей то или иное понятие, которое необходимо найти в предложенном списке ответов.

Каждое правильно выполненное задание части А оценивается 1 баллом.

Вторая часть итоговой контрольной работы состоит из заданий различных типов, на которые надо дать краткий ответ и записать его в виде набора цифр или букв. В данной части представлены задания следующих типов:

Установить соответствие между понятием и примером. К каждой позиции, данной в первом столбце, следует подобрать позицию из второго столбца и записать в таблицу выбранные цифры;

Из приведённых в списке характеристик выбрать лишнюю и выписать номер этой характеристики в строку ответа;

Расставить варианты ответа в правильной хронологической или логической последовательности.

Правильно выполненные задания В1, В2, В3 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок, 1 балл – допущена одна ошибка, 0 баллов – допущены две или более ошибок. Максимальное количество баллов-26

Критерии оценивания:

На оценку «2» - от 0 до 10 баллов;

На оценку «3» - от 11 до 15 баллов;

На оценку «4» - от 16 до 20 баллов;

На оценку «5» - от 21 до 26 баллов.

1 вариант

Часть 1

А1. В широком смысле слова под обществом надо понимать

1) группу любителей почтовых марок

2) всех жителей данного города

3) учеников средней школы № 4

4) совокупность форм объединения людей

А2. Понятие «социальный прогресс» не включает в себя: 1)экономический прогресс; 2)технический прогресс; 3)культурный прогресс; 4)религиозный прогресс.

А3. Характеристикой нации в отличие от племени является:

1) общность традиций

2) устойчивая государственность;

3) собственный язык;

4) общность территорий.

А4.

1) наличие мозга

2) наличие инстинктов

3) развитая кисть руки

4) способность мыслить

А5. Что свойственно человеку и животному?

1) целенаправленная деятельность

2) наличие инстинктов и рефлексов

3) наличие развитого мозга

4) членораздельная речь

А6.

А. Природа – совокупность естественных условий обитания человека.

Б. Природа – это мир, созданный человеком.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А7. Что из перечисленного относится к политической сфере общества?

1) выплата пенсий

2) выставка картин

3) съезд партии

4) продажа акций завода

А8. Главным источником экономических благ является:

1)потребление

3)распределение

4)производство

А9. Верны ли суждения о свободе:

А свобода является синонимом вседозволенности;

Б свобода-это возможность не нести ответственность за свои поступки?

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

А10. К. – небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?

1) индустриальному

2) традиционному

3) постиндустриальному

4) информационному

А11. Верны ли следующие суждения о типах общества?

А. Для традиционного общества характерна развитая система промышленного производства.

Б. В индустриальном обществе основной отраслью экономики является сельское хозяйство.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А12 . Ограниченность ресурсов -это:

1) основная причина кризиса современной России

2) основная проблема экономики

3) основная проблема философии

4) основная проблема политики

А13. Подушная подать является по сути:

1) прямым налогом

2) косвенным налогом

3) льготным налогообложением

4) таможенной пошлиной

А14. Учитель на родительском собрании, говоря о Васе П., отметил его способность контролировать своё поведение, нести ответственность и решать проблемы, подчеркнул его сильную волю и самостоятельность в поступках. То есть он охарактеризовал Васю как

1) индивида

2) индивидуальность

3) субъекта

4) личность

А15. Начальным элементом процесса познания является:

1) ощущение

2) восприятие

3) умозаключение

4) суждение

А16. К объектам материальной культуры относятся:

1) нормы поведения

3) церемонии

4) традиции

А17. Бюджет –это…

1) зарплата родителей

2) расходы детей

3) сводный план доходов и расходов

4) пошлины и акцизы

А18. У представителей этого типа культуры, как правило, нет автора. Она включает мифы, легенды, эпос, песни и танцы. О каком типе культуры идёт речь?

1) о массовой культуре

2) о народной культуре

3) об элитарной культуре

4) о поп-культуре

1) искусству

3) образованию

4) религии

А20. Какие из перечисленных стран не являются федерациями?

2) Германия

3) Франция

Часть 2.

В1. Установите соответствие между общественной сферой и отношениями, которые она регулирует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. Заполните в бланке ответов таблицу и укажите под буквами выбранные цифры.

ОТНОШЕНИЯ

СФЕРЫ ОБЩЕСТВА

А) поставщика сырья и производителя товара

1) экономическая

Б) избирателя и кандидата в депутата

2) политическая

В) лидера парламентской фракции и члена партии

Г) покупателя и продавца

В2. Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одной, относятся к характеристике индустриального общества. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.1) активное развитие науки, 2) большая роль религии, 3) развитая система промышленного производства, 4) большую часть населения страны составляют промышленные рабочие, 5) широкое развитие системы образовательных учреждений.

В3. Укажите правильную последовательность элементов процесса познания, распределив мыслительные операции от простейших к более сложным

1) умозаключение

2) ощущение

3) суждение

4) восприятие

5) представление

Задания для промежуточной аттестации обучающихся по обществознанию 8 класс.

2 вариант

Часть 1

Выберите правильный вариант ответа

А1. В широком смысле под обществом надо понимать

1) всё человечество

2) рабовладельческое общество

3) спортивный коллектив

4) население страны

А2. Человека от животного отличает

1) наличие инстинктов

2) наличие сознания

3) способность к воспроизводству

4) приспособляемость к окружающим условиям

А3. Что свойственно и человеку и животному?

1) наличие инстинктов и рефлексов

2) целенаправленная деятельность

3) наличие членораздельной речи

4) способность к коллективной деятельности

А4. Что из перечисленного является ступенью развития общества?

1) социальная

2) духовная

3) политическая

4) индустриальная

А5. Что из перечисленного не является основой производства?

1) человек

2) предмет труда

3) средства труда

4) стоимость труда

А6. Верны ли следующие суждения о природе?

А. Природная среда не оказывает абсолютно никакого влияния на человеческое общество.

Б. Природа оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А7. Что из перечисленного относится к экономической сфере общества?

1) предвыборная компания

2) создание произведений искусства

3) научное открытие

4) создание материальных благ

А8. К политической сфере общества относятся отношения между

1) инспектором ГИБДД и водителем

2) кандидатом в депутаты и его избирателями

3) тренером и его командой

4) продавцом и покупателем в магазине

А9 . Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

А. Политическая сфера включает в себя отношения между людьми по вопросам воспитания подрастающего поколения.

Б. Экономическая сфера включает производство, потребление, распределение материальных и духовных ценностей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А10 . Главным рычагом социального прогресса в данном обществе выступает передача знаний от стариков к молодёжи, строгое следование однажды установленным обычаям и традициям. Наука не вмешивается в общественное производство. Всеми общественными и жизненно важными явлениями руководит религия. К какому типу относится данное общество?

1) индустриальному

2) традиционному

3) информационному

4) постиндустриальному

А11. Верны ли суждения о типах общества?

А. Основным сектором экономики в традиционном обществе является сельское хозяйство.

Б. При переходе к индустриальному обществу значительно возрастает роль научных знаний.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А12. Какая тенденция является основой в развитии современного общества?

1) индустриализация

2) деградация

3) милитаризация

4) глобализация

А13 . Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества?

1) рост народонаселения планеты

2) кризис перепроизводства

3) научно-технический прогресс

4) переход к постиндустриальному обществу

А14. Учитель на родительском собрании, говоря о Маше С., отметил её творческий подход к решению проблем, оригинальность в любом виде деятельности и неповторимые особенности её письменных работ по литературе. То есть он охарактеризовал Машу как

1) индивида

2) индивидуальность

3) субъекта

4) личность

А15. Налог на соль является по сути:

1) прямым налогом

2) косвенным налогом

3) льготным налогообложением

4) таможенной пошлиной

А16. К объектам нематериальной культуры можно отнести

2) жилые дома

3) кинофильм

4) орудия труда

А 17. Верны ли следующие суждения о массовой культуре?

А. Массовая культура выражает вкусы высокообразованных слоёв населения.

Б. Массовая культура доступна и понятна всем слоям населения, независимо от уровня образования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А18. Достижения этого типа культуры доступны немногим высокообразованным людям. Для людей с низким уровнем образования её произведения кажутся непонятными и скучными. О каком типе культуры идёт речь?

1) о массовой культуре

2) о народной культуре

3) об элитарной культуре

4) о поп-культуре

А19 .B ходе экономического кризиса 1900-1903 гг. в России были закрыты 3 тыс. предприятий, тысячи рабочих ока­зались безработными. Данный пример относится к:

1) политической и социальной сферам

2) социальной и экономической сферам

3) экономической и духовной сферам

4) духовной и социальной сферам

А 20 . Что из перечисленного является формой правления? 1) конституция

2) республика

3) федерация

4) демократия

Часть 2.

В1 .Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. Заполните в бланке ответов таблицу и укажите под буквами выбранные цифры.

ФАКТЫ

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

А) съёмки нового телесериала

1) социальная

Б) открытие приюта для бездомных

2) духовная

В) научное открытие

Г) выплата пенсий

В2. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением одной, относятся к характеристике аграрного общества. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.

1) развитое сельское хозяйство, 2) передача знаний от стариков к молодёжи, 3) строгое следование традициям, 4) большая роль религии, 5) активное развитие науки.

В3. Укажите правильную последовательность уровней образования от низших и простейших к более сложным.

1) начальное общее образование

2) высшее образование

3) среднее общее образование

4) основное общее образование

5) дошкольное образование

1 вариант

Часть 1

задания

Ответ

Часть 2

задания

Ответ

Ответы на задания итоговой контрольной работы по обществознанию

2 вариант

Часть 1

задания

Ответ

Часть 2

задания

Тест по обществознанию Образование для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Сфера духовной культуры. Тест состоит из 3 частей. В части 1 - 10 заданий, в части 2 - 4 задания и в части 3 — 3 задания.

1. Государство гарантирует бесплатность на конкурсной основе

1) начального образования
2) среднего (полного) образования
3) начального профессионального образования
4) высшего профессионального образования

2. Права и свободы, предоставляемые педагогическим работ­никам при осуществлении педагогической деятельности, а также обучающимся при получении образования, называ­ются

1) политическими
2) академическими
3) социальными
4) гражданскими

3.

А. Образование — это общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспи­тания и обучения в интересах человека, семьи, общест­ва, государства.
Б. Образование — это совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятель­ности и компетенций определённого объёма и сложности.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

4. Деятельность, направленная на развитие личности, созда­ние условий для её самоопределения и социализации на основе социокультурных и духовно-нравственных ценно­стей, принятых в обществе, называется

1) обучением
2) принуждением
3) воспитанием
4) образованием

5. Организация учебной деятельности по овладению знания­ми, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей называется

1) обучением
2) принуждением
3) воспитанием
4) образованием

6. Верны ли следующие суждения о российском образовании?

А. Одним из принципов образования является общедос­тупность образования, адаптивность системы образова­ния к уровню подготовки, особенностям развития, спо­собностям и интересам обучающихся.
Б. Одним из законодательно закреплённых принципов об­разования является сочетание светского и религиозного характера образования в государственных и муници­пальных образовательных учреждениях.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Одним из принципов российского образования является обязательность высшего профессионального образования.
Б. Одним из принципов российского образования является запрещение дискриминации в сфере образования.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения о федеральных государст­венных образовательных стандартах?

А. Федеральные государственные образовательные стан­дарты обеспечивают преемственность основных образо­вательных программ дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего образования.
Б. Федеральные государственные образовательные стан­дарты обеспечивают государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязатель­ных требований к реализации основных образователь­ных программ.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Какая из названных форм обучения не предусматривается законодательством Российской Федерации?

1) очная
2) заочная
3) очно-заочная
4) дистанционная

10. Верны ли следующие суждения об академических правах и свободах педагогических работников?

А. Педагогические работники имеют право на свободу преподавания и обсуждения, свободу проведения ис­следований, распространения их результатов, свободное выражение своих мнений, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность.
Б. Педагогические работники имеют право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) При общественном обсуждении проекта федераль­ного закона «Об образовании в Российской Федерации» на сайт рабочей группы поступило почти 11 тысяч заме­чаний и предложений от граждан и общественных орга­низаций. (2) Некоторые из них считают, что законопро­ект в текущей редакции не подчёркивает роль семьи в образовании детей, признание которой является соци­ально значимым и необходимым. (3) Так, например, один из рецензентов предложил внести в законопроект норму: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте». (4) Считаем, что данное предложение должно быть внесено в законопроект.

Определите, какие положения текста

А) отражают факты
Б) выражают мнения

Запишите под номером положения букву, обозначающую характер этого положения.

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключе­нием одного, характеризуют понятие «образование».
Обучение, воспитание, философия, бакалавриат, знание.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Вставьте пропущенное понятие: «Лица, осваивающие ос­новные образовательные программы высшего профессио­нального образования по образовательным программам бакалавриата, подготовки специалиста, магистратуры, называются __________».

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«Для полной реализации права личности на образова­ние государство установило общие требования к содержа­нию образования. Оно должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной __________(1) общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню __________(2); интеграцию __________(3) в национальную и мировую культуру; формирование человека и __________(4), интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала __________(5); профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся__________(6) и соответствующей квалификации».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) гражданин
Б) личность
В) знание
Г) культура
Д) общество
Е) профессия
Ж) мобильность

1. Прочитайте отрывок из романа английской писательницы Ш. Бронте «Джейн Эйр» и выполните задания.

«Когда я снова открыла глаза, до меня донёсся громкий звон колокола; девочки уже встали и одевались; ещё не рассвело, и в спальне горело две-три свечи. Я поднялась с неохотой; было ужасно холодно, у меня дрожали руки; я с трудом оделась, а затем и умылась… Снова прозвонил колокол; все построились парами, спустились по лестнице и вошли в холодный, скупо ос­вещённый класс; мисс Миллер опять прочла молитву …
Приступили к занятиям. Была прочитана краткая молитва, затем тексты из Нового Завета, затем отдельные главы из Библии, и это продолжалось целый час. Тем временем окончатель­но рассвело. Неутомимый звонок прозвонил в четвёртый раз; девочки построились и проследовали в другую комнату — зав­тракать. Как радовалась я возможности наконец-то поесть! Я чувствовала себя совсем больной от голода, так как накануне почти ничего не ела …
Совершенно изголодавшаяся и обессилевшая, я проглотила несколько ложек овсянки, не обращая внимания на её вкус, но едва первый острый голод был утолён, как я почувствова­ла, что ем ужасную мерзость: пригоревшая овсянка почти так же отвратительна, как гнилая картошка; даже голод отступа­ет перед ней…
Уроки начались лишь через пятнадцать минут. В классе стоял оглушительный шум, в это время, видимо, разрешалось говорить громко и непринуждённо, и девочки широко пользо­вались этим правом. Разговор вертелся исключительно вокруг завтрака, причём все бранили овсянку. Бедняжки! Это было их единственное утешение. Из учительниц в комнате находилась только мисс Миллер; вокруг неё столпилось несколько взрос­лых учениц, у них были серьёзные лица, и они что-то с гневом говорили ей… Не прошло и пяти минут, как среди воспитан­ниц воцарился порядок, и после вавилонского столпотворения наступила относительная тишина. Директриса Ловуда, сев пе­ред двумя глобусами, стоявшими на столе, собрала первый класс и начала урок географии; остальные классы собрались вокруг других учительниц; последовали занятия по истории, грамматике и так далее; затем письмо и арифметика, а также музыка, которой мисс Темпль занималась с некоторыми стар­шими девочками. Уроки шли по часам, и когда, наконец, про­било двенадцать, мисс Темпль поднялась.
Затем последовало приказание: «В сад!» День отнюдь не благоприятствовал прогулке; правда, дождя не было, но в воздухе стоял сырой жёлтый туман, а под ногами всё ещё хлюпала вода после вчерашнего ливня. Наиболее здоровые девочки принялись бегать и играть, но бледные и слабенькие столпились в кучу, ища защиты от холода под крышей веран­ды; когда мглистая сырость начала пробирать их до костей, до меня стал то и дело доноситься глухой кашель. …
После обеда мы немедленно вернулись в класс. Уроки во­зобновились и продолжались до пяти часов. Единственным достойным внимания событием этого вечера было то, что де­вочку, с которой я разговаривала на веранде, мисс Скетчерд прогнала с урока истории и приказала ей стать посреди комна­ты. Кара эта показалась мне чрезвычайно позорной, особенно в отношении такой большой девочки, — на вид ей можно было дать не меньше тринадцати лет. Я ожидала, что она будет про­ливать слезы стыда и отчаяния, но, к моему удивлению, она не заплакала и даже не покраснела. Спокойная и серьёзная, стоя­ла она посреди класса под устремлёнными на неё взглядами всей школы. Откуда у неё такое спокойствие и твёрдость ду­ха? — спрашивала я себя. — Будь я на её месте, я, кажется, пожелала бы, чтобы земля разверзлась подо мною и поглотила меня. А у неё такой вид, словно она размышляет о чём-то, не имеющем ничего общего с наказанием, которому она подвер­глась, о чём-то далёком от того, что вокруг неё и перед ней».

1) В романе «Джейн Эйр» Шарлотта Бронте описывает ти­пичную для Великобритании XIX века школу-пансион для девочек-сирот. Плохие бытовые условия приводили в пло­хое состояние здоровье воспитанниц, жёсткая дисципли­на, вплоть до физических наказаний, воспитывала в них болезненное восприятие внешнего мира, либо, напротив, озлобленность. Тем не менее английская система частного образования считалась и продолжает считаться одной из лучших в мире. Как вы можете объяснить такое противо­речие? Напишите не менее трёх положений, используя текст и свои знания из истории и общественной жизни.
2) Дайте определение понятия «конкурентоспособность обра­зования» и составьте с ним не менее двух предложений, раскрывающих его смысл.

2. В 2001 г. в нашей стране началась реформа выпускных и вступительных экзаменов, в результате которой каждый ученик для получения аттестата о среднем общем школь­ном образовании и поступления в вуз обязан сдать Единый государственный экзамен. Сторонники реформы утвержда­ют, что только так мы можем избавиться от коррупции в сфере образования. Противники ЕГЭ считают, что экзамен не позволяет в полной мере оценить способности и знания ученика. Что вы думаете по этому вопросу? Выскажите свою точку зрения и обоснуйте её, используя свои знания и личный опыт. Напишите не менее четырёх положений.

3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Школьные учителя обладают властью, о которой пре­мьер-министры могут только мечтать» (У. Черчилль).
2. «Ученье без размышления бесполезно, но и размышле­ние без ученья опасно» (Конфуций).
3. «На учебное дело в России может быть установлен со­вершенно особый взгляд, ему возможно дать националь­ную основу, в корне расходящуюся с той, на которой оно зиждется в остальной Европе, ибо Россия развива­лась во всех отношениях иначе, и ей выпало на долю особое предназначение в этом мире» (П.Я. Чаадаев).

Ответы на тест обществознанию Образование
Часть 1
1-4, 2-2, 3-3, 4-3, 5-1, 6-1, 7-2, 8-3, 9-4, 10-3
Часть 2
1. АБАБ
2. философия
3. студентами
4. ГВБАДЕ

Контрольная работа по обществознанию за II четверть в 8 классе

Тема «Духовная сфера жизни общества»

1. Верны ли следующие суждения о морали?

А. Нормы морали отражают представления людей о добре и зле.

Б. Только сам человек выступает судьёй своих поступков с точки зрения их соответствия нормам морали.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Одно из проявлений свободы человека – возможность поступать по своему усмотрению;

Б. Свобода- это абсолютное отсутствие ограничений деятельности человека.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения об образовании

А. Одним из уровней системы образования в России является среднее профессиональное образование.

Б. Современная система образования ориентируется на потребности общества и личности

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

4. Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того. Чего не желаешь себе. Это правило выражает:

1) требование права

2) норму морали

3) научный закон

4) правило этикета

5. Анна перешла в 11 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается фигурным катанием. На каком уровне образования находится Анна?

1) основное общее образование

2) среднее профессиональное образование

3) среднее общее образование

4) высшее профессиональное образование

6. Моральные нормы как регуляторы общественных отношений

1) нацелены на раскрытие истины

2) поддерживаются силой общественного мнения

3) создаются и закрепляются государством

4) сложились с переходом к индустриальному обществу

7. Что отличает религию от других областей духовной культуры?

1) Использование художественных образов

2) обращение к сверхъестественным силам

3) Опора на представления о добре и зле

4) стремление объяснить окружающую действительность

8. Мастер добивался идеального сочетания оттенков красного, золотистого, коричневого и других цветов, стараясь передать красоту осеннего леса. Это пример деятельности в сфере

1) Науки

2) Искусства

3) Религии

4) Познания

9. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия предполагает возможность общения человека с Богом.

Б. В современном мире сохраняется разнообразие религиозных верований и культов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Владимир учится в 6 классе общеобразовательной школы, он увлекается авиамоделированием. На каком уровне образования находится Владимир?

1) Начальное общее образование

2) основное общее образование

3) среднее общее образование

4) среднее профессиональное образование

11. Что является отличительной чертой науки?

1) Обращение к сверхъестественным силам

2) Стремление к достижению объективной истины

3) Воздействие на эмоции людей

12. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религиозные взгляды зародились вместе с появлением государства

Б. Религия даёт верующим утешение в горе, помогает сохранить силу духа в трудных ситуациях

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

13. Какие из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании сферы духовной культуры?

1) семья, нация

2) образы, идеи

3) цена, стоимость

4) прогресс, подъём

14. Верны ли следующие суждения о науке?

А. Наука является важнейшим источником объективных знаний о современном мире

Б. Как и при своём зарождении, наука остаётся делом талантливых одиночек

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

15. Иван не набрал необходимого количества баллов на вступительных экзаменах в университет и поступил в колледж для обучения профессии помощника нотариуса. На какой ступени образования находится Иван?

1) Основное общее образование

2) Среднее профессиональное образование

3) Среднее общее образование

4) Высшее профессиональное образование

16. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «образование».

Обучение, воспитание, философия, бакалавриат, знание.

Найдите и

Ответ _______________

Часть II.

Прочитайте текст и выполните задания 1 - 6.

Свобода - это, несомненно, одно из наиболее ценимых человеком благ. На протяжении столетий человечество приносило самые большие жертвы для того, чтобы завоевать или защитить свободу. В юности проявляется инстинктивная тяга к свободе. Преступления наказываются лишением свободы.

Фактически «быть свободным» - значит иметь свободу выбора. Но нельзя оставаться без выбора, и с момента, как выбор сделан, человек теряет часть своей свободы. Свобода летуча и неуловима.

Если свобода является первостепенным условием достоинства человека, она ничто без воспитания, не того воспитания, которое навязано извне и связывает, а того, которое приобретается на основе опыта, размышления или сознания.

Реализация свободы достаточно трудна: необходимо делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые результаты. По существу, природа человека такова, что некоторые варианты для него пагубны, другие безразличны или полезны. В этом нет ничего удивительного: сидя в автомобиле, мы вольны включить третью скорость, чтобы тронуться с места; мы, возможно, так и сделаем, но мотор при этом пострадает. Наша «механика» не выносит вольного обращения: некоторые выборы катастрофичны, в чем рано или поздно убеждается каждый на собственном опыте. Обучение свободе, таким образом, еще более важно, чем свобода сама по себе. Очень часто верят в нейтральность или безразличие выбора - нет ничего более опасного. Один способ прожить жизнь позволяет каждому из нас избежать большого количества неприятностей, но есть и такие, что ведут нас к отупению, закабалению или саморазрушению. Человек тем более свободен, чем полнее осуществляемый им выбор соответствует его природе. (Адаптировано по книге М. Малерба )

1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2. Какие обстоятельства, по мнению автора текста, позволяют рассматривать свободу в качестве одного из наиболее ценимых человеком благ? Назовите три обстоятельства.

4. Проиллюстрируйте тремя примерами содержащееся в тексте утверждение, что после того, как «выбор сделан, человек теряет часть своей свободы».

5. Лена и Наташа мечтали стать врачами, но в первый год после окончания школы не смогли поступить в медицинский институт. Лена пошла учиться в медицинский колледж, затем поступила в медицинский институт и стала врачом. Наташа решила, что в колледже учиться не престижно, и пошла в другой институт, но потом по нелюбимой профессии работать не стала, и перебивается случайными заработками. Чем можно объяснить такое различие в судьбах девушек? Приведите фрагмент текста, который может помочь вам ответить на вопрос.

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Социальная сфера жизни общества»

Вопросы, оцениваемые в 1 балл:

  1. Какая из перечисленных социальных групп выделена по профессиональному признаку?
  1. Пешеходы
  2. Католики
  3. Дети
  4. Дизайнеры
  1. Статус, который человек приобретает благодаря собственным усилиям, называется:
  1. Достигаемым
  2. Заслуженным
  3. Предписанным
  4. Врождённым
  1. Верны ли следующие суждения?

А. Под социальной структурой общества понимают совокупность людей, имеющих общие интересы.

Б. Социальной структурой общества называют совокупность взаимосвязанных элементов, которые составляют внутреннее строение общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  1. Какой статус НЕ относится к предписанному статусу человека?
  1. женский пол
  2. русская
  3. филолог
  4. из семьи интеллигенции
  1. Дмитрий имеет статус ученика 9 класса, он обязан посещать школу и выполнять домашние задания. Как называется поведение, ожидаемое от человека того или иного социального статуса?
  1. Социальная роль
  2. Социальное положение
  3. Норма поведения
  4. Социальный конфликт
  1. Верны ли следующие суждения?

А. 14-летний подросток выполняет только две социальные роли – учащийся (-щаяся) и сын (дочь).

Б. Каждый человек выполняет большое количество социальных ролей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  1. Верны ли следующие суждения?

А. Общество предъявляет человеку ролевые требования.

Б. При появлении на свет человек приобретает все свои социальные роли.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  1. Какая социальная роль типична для учащегося 8 класса?
  1. Предприниматель
  2. Военнослужащий по призыву
  3. Супруг
  4. покупатель
  1. Социальные нормы:
  1. Всегда зафиксированы в соответствующих законах и актах.
  2. Гарантируют формирование совести, чести, достоинства у индивида
  3. Регулируют поведение людей
  4. Носят субъективный характер
  1. Отклоняющееся поведение характеризуется
  1. Несоответствием социальным нормам
  2. Причинением вреда обществу
  3. Причинением вреда личности
  4. Нарушением правовых норм
  1. Верны ли следующие суждения о малых группах?

А. В малой группе устанавливаются непосредственные личные контакты между людьми.

Б. Межличностные отношения в малой группе всегда носят неформальный характер

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  1. Установите соответствие между видами социальной мобильности и примерами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
  1. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

А. Повысить свой социальный статус человек может, изменив свое семейное положение.

Б. Социальный статус отражает положение человека в обществе.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

  1. Родоплеменная общность в отличие от народности:
  1. Характеризуется общностью языка
  2. Появляется с возникновением государства
  3. Основана на кровном родстве
  4. Объединяет семьи патриархального типа
  1. Семья в отличие от других малых групп:
  1. Объединена общими интересами
  2. Характеризуется общностью быта
  3. Предполагает неформальное общение
  4. Организует совместную деятельность

Прочитайте текст и выполните задания.

Социальный конфликт

В современных условиях, когда общение людей становится все более интенсивным и напряженным, возрастает роль науки по преодолению конфликтов - конфликтологии. Конфликтология включает в себя изучение возникновения и развития различных конфликтов: от конфликтов в системах до конфликтов между социальными группами и отдельными людьми...

Обычно выделяют две функции конфликтов: деструктивную и конструктивную. Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки принятых отношений и разумных аргументов. Деструктивные конфликты возникают в случаях, когда одна из сторон не желает учитывать интересы другой или когда пытаются психологически подавить оппонента, унизить его.

Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей. Чаще всего конфликт возникает из-за мелочи: неудачно сказанное слово, неверное понимание смысла высказывания, незначительный инцидент. Последний приводит к конфликту только при наличии противоречий, ждущих своего решения.

Хотя в каждом отдельном случае причина конфликта совершенно конкретна, все конфликты имеют сходную основу: фактическое положение дел находится в противоречии с ожиданиями людей. Если это так, то можно наметить стратегические пути разрешения конфликта: либо перестроить реальность под ожидания оппонента, либо попытаться изменить отношение оппонентов к существующему положению дел.

Разрастание, «эскалация» конфликтов происходит по такой схеме: от межличностного конфликта к меж- групповому и от него к общеколлективному конфликту. Это объясняется тем, что участник конфликта ищет поддержку у окружающих, завоевывает себе сторонников. Исходный конфликт обрастает новыми участниками с их интересами и противоречиями между ними. При этом эмоции возрастают.

(А. Аграшенков)

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. (2 балла)
  2. Что изучает наука конфликтология? Почему возрастает ее значение в современных условиях? (2 балла при ответе на оба вопроса)
  3. Что лежит в основе конфликта? Назовите две стратегии разрешения конфликтов.(2 балла. Дан ответ на вопрос, названы две стратегии)
  4. Как происходит разрастание конфликта? В чем, на взгляд автора, причина такой эскалации? Опирясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, приведите пример втягивания в конфликт все новых участников. (3 балла. Ответы на все три вопроса)
  5. Однажды на сессии ООН переводчик неправильно перевел слова советского представителя. Содержащееся в выступлении выражение «А воз и ныне там», он перевел так: «Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) не предпринимает никаких шагов в данном направлении». Возник небольшой скандал. Что стало причиной конфликта в этом случае? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на вопрос. (2 балла. Ответ на 2 вопроса)
  6. В тексте говорится о конструктивных и деструктивных конфликтах. Какой критерий их различения выделяет автор? Приведите еще один критерий, который можно использовать при сравнении этих видов конфликта. (2 балла. Ответ на 2 вопроса)

Критерии оценивания работы:

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Экономическая сфера жизни общества», 8 класс

При выполнении заданий 1-15 необходимо выбрать один правильный ответ

1. Правительство выступило с предложением ввести налоговые льготы для предприятий малого бизнеса. Этот факт можно рассматривать как пример связи

  1. права и политики
  2. экономики и предпринимательства
  3. политики и науки
  4. экономики и политики

2. Три главных вопроса, которые решает рыночная экономическая система - это вопросы

  1. что производить, как производить, для кого производить
  2. зачем производить, какую установить цену, где реализовывать
  3. что производить, сколько производить, как распределить ресурсы
  4. для кого производить, как преодолеть дефицит, сколько производить

3. В Германии 20-х годов XX века цены на товары увеличивались чуть ли не каждый день. Этот факт служит непосредственным проявлением

  1. кризиса командной экономики
  2. роста платежеспособного спроса
  3. товарного дефицита
  4. денежной инфляции

4. Что произойдет с ценами на товары, если предложение их при прочих равных условиях возрастет?

  1. цены снизятся
  2. цены останутся неизменными

3) цены возрастут

4) произойдет инфляционный скачок цен

5. Экономическая сфера общества непосредственно включает

  1. создание духовных ценностей
  2. обмен культурными достижениями
  3. распределение материальных благ
  4. законотворческую деятельность

6. Верны ли следующие суждения об инфляции?

А. Инфляция выражается в повышении общего уровня цен.

Б. Повышение цены на товар во всех случаях вызвано инфляцией.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. К прямым налогам относится

  1. акциз
  2. таможенная пошлина
  3. налог на имущество
  4. налог с продаж

8. Государство в условиях рыночной экономики

  1. устанавливает цены на товары
  2. собирает налоги
  3. распределяет ресурсы
  4. планирует производство

9. Марина получила на работе денежную премию. Она решила не тратить деньги, а пополнить уже отложенную на приобретение автомобиля сумму. Какая функция денег проявилась в этом примере?

1) средство обмена 3) мера стоимости

2) средство накопления 4) платежное средство

10. Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

1) труд 3) товары

2) обмен 4) спрос

11. Верны ли следующие суждения о безработице?

А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.

Б. Безработица присуща всем экономическим системам.

  1. верно только А 3) верны оба суждения
  2. верно только Б 4) оба суждения неверны

12. Доход в государственный бюджет приносит(ят)

  1. дотации предприятиям
  2. льготы общественным фондам
  3. таможенные пошлины

13. В государстве Н. производственные ресурсы распределяются через плановые задания, установлен твердый валютный курс. Эти черты характерны для экономики

  1. традиционной
  2. рыночной
  3. командной
  4. смешанной

14. К расходной части государственного бюджета относится

  1. обслуживание государственного долга
  2. государственная пошлина
  3. акцизный сбор
  4. налог на доходы физических лиц

15. К дефициту государственного бюджета непосредственно ведет

  1. уменьшение налоговых поступлений
  2. увеличение объемов производства
  3. сокращение расходов на оборону
  4. развитие малого бизнеса

Ответом к заданиям 16-17 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр.

16. Экономика государства Z. эволюционировала из командной в рыночную.

Сравните два вида экономики, упомянутые в условии задания: командную и рыночную. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт различия.

  1. осуществляет сбор налогов
  2. устанавливает цены на основные виды сырья
  3. осуществляет перераспределение средств через государственный бюджет
  4. создает правовую базу для развития конкуренции

17. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Для записи ответов на задания этой части (18-21) запишите сначала номер задания (18, 19 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Рыночная экономика

Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с ее классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему...

Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый ее участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства.

Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по-разному. Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической моделью, немало и тех, кто усматривает в этой системе серьезные недостатки. Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный транспорт, оборона и др.).

18. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

19. Какие три признака рыночной системы указаны в тексте?

21. В тексте указывается, что немало исследователей усматривают в рыночной системе серьезные недостатки. Согласны ли вы с такой оценкой рынка? Приведите два аргумента (помимо приведенного в тексте) в защиту своей позиции.

Предварительный просмотр:

1) Дефляции

2) Инфляции

3) Профициту

4) положительному сальдо

1) банковским кредитом

2) векселем

3) авансом

4) ссудой

1) сбережениями

2) банковским кредитом

3) реальными доходами

4) потребительским кредитом

1) срочными

2)сберегательными

3)до востребования

4)платёжными

1)реальным

2)номинальным

3)потребительским

4)частным

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

Запишите термин, относящийся к другому понятию.

(Б.Хоуп, американский комик)

Проверочная работа «Инфляция и семейная экономика»

1. Необеспеченная товарами эмиссия денег может привести к

1) Дефляции

2) Инфляции

3) Профициту

4) положительному сальдо

2. Денежная сумма, выдаваемая банком на определённый срок на условиях возвратности и оплаты определённого процента, называется

1) банковским кредитом

2) векселем

3) авансом

4) ссудой

3. Часть доходов граждан, которая не используется на потребление, называется

1) сбережениями

2) банковским кредитом

3) реальными доходами

4) потребительским кредитом

4. Вклады в банк, которые могут быть изъяты вкладчиком в любое время, называются вкладами

1) срочными

2)сберегательными

3)до востребования

4)платёжными

5. Сумма денег, полученная гражданином за определённый период времени, называется___________доходом.

1)реальным

2)номинальным

3)потребительским

4)частным

6. Верны ли следующие суждения о доходах?

А. Номинальный доход - сумма денег, полученная гражданином или семьёй в целом за определённый период времени.

Б. Реальный доход - объём товаров и услуг, который гражданин или семья может приобрести в определённый период времени на свои номинальные доходы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения об особенностях семейного потребления?

А. Менее всего страдают от инфляции семьи с фиксированными доходами.

Б. Одним из последствий инфляции является обесценение семейных сбережений.

1) верно только А

2) верно только Б

3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны

8. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «банк».

Кредит, процент, ценные бумаги, депозит, клад.

Запишите термин, относящийся к другому понятию.

10. Объясни смысл высказывания: «Банк – это место, где вам дадут денег взаймы, если вы докажете, что они вам не нужны» (Б.Хоуп, американский комик)


Предмет: обществознание

Итоговый контрольный тест

по обществознанию 8 класс

ФИО: Морозова Елена Анатольевна

Место работы: МБОУ Верхнеобливская ООШ

Тацинский район Ростовская область

Должность: учитель истории и обществознания

Итоговый контрольный тест

по обществознанию 8 класс

1. Закончите определение: «Общество - это...»:

а) определенная группа людей, объединившихся для совмест­ной деятельности;

б) определенный этап исторического развития человечества;

в) человечество в целом;

г) правильны все определения.

2. К какому понятию относится определение: «Обособившаяся от природы, тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения»:

а) культура; б) общество; в) цивилизация; г) город.

    Как называются науки, изучающие общественную жизнь:

а) гуманитарные; б) естественные; в) общественные.

    Закончите определение: «Общественный прогресс - это...»:

а) уровень (ступень) развития общества, его культура;

б) состояние общества в целом на определенном этапе истори­ческого развития;

в) направление общественного развития, при котором проис­ходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным и высоким.

    В переводе с греческого языка слово «экономика» означает:

а) искусство ведения домашнего хозяйства;

б) организацию хозяйства по территориальному признаку;

в) рациональное распределение материальных благ.

    Какое из определений понятия «богатство» наиболее точно отражает современные научные представления:

а) «труд - отец богатства, земля его мать»;

б) «все, что не является «результатом труда», есть природа, и в качестве таковой не является социальным богатством»;

в) «богатство - это все, что люди ценят: и профессиональное знание, и природные ресурсы, и природные способности, и свобод­ное время».

    Что из перечисленного является определяющим, главным ресурсом экономики:

а) орудия труда; б) средства производства; в) люди.

    Основной вопрос, который решает экономика:

а) что производить;

б) как производить;

в) для кого производить;

г) все перечисленное выше.

    Приведите в соответствие типы экономических систем и их характеристику.

Типы систем:

    традиционная экономика;

    командная (плановая) экономика;

    рыночная экономика.

Характеристики систем:

а) отражает интересы потребителя и производителя в условиях частной собственности и конкуренции;

б) основой являемся замкнутое натуральное хозяйство, осуще­ствляется уравнительное распределение материальных благ по обычаю, традиции;

в) особую роль играет государство, осуществляющее директив­ное планирование производства и обмена.

    Производительность труда - это...

а) затраты физических и умственных сил в единицу времени;

б) количество продукции, произведенной в единицу времени;

в) результативность производства, соотношение результатов

производственной деятельности и затраченных на их достижение ресурсов.

    Налог-это...

а) безвозмездная помощь государству граждан и предприятий;

б) плата за пользование имуществом;

в) обязательный платеж, устанавливаемый государством для физических и юридических лиц;

г)сумма денег, выдаваемая предприятиям и гражданам на ус­ловиях возвращения с процентами.

    Как называется цепная бумага, дающая право на получение дивидендов:

а) акция; б)вексель; в) облигация.

    Приватизацией называется переход государственной соб­ственности:

а) в муниципальную собственность;

б) в ведомственную собственность;

в) в частную и акционерную собственность.

    Какие формы собственности признаются и защищаются Конституцией России:

а) частная форма собственности;

б) государственная форма собственности;

в) муниципальная форма собственности;

г) все перечисленные выше.

    Основная цель рыночной экономики состоит:

а) в удовлетворении потребностей людей;

б) в защите окружающей среды;

в) в укреплении государства.

    Что является главным признаком рыночной экономики:

а) высокое качество продукции;

б) свобода предпринимательства и торговли;

в)отсутствие дефицита товаров.

    Рынок-это...

а) деятельность по продаже и покупке товаров;

б) принцип организации экономической жизни;

в) механизм, соединяющий производителей товаров с потре­бителями;

г) все перечисленное выше.

    Падение покупательной способности денег называется:

а) инфляцией; б) дефляцией; в) эмиссией.

    Государство воздействует на экономику через:

а) государственные заказы;

б) сбор налогов;

в) регулирование денежного обращения;

г) экономическое программирование;

д) все перечисленное выше.

    Социальная структура общества - это...

а) строение общества в целом;

б) совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп;

в) социальные связи; социальные институты, обеспечивающие социальные связи;

г) все перечисленное выше.

    Что включает в себя понятие «социальная структура общества»:

а) классовую структуру общества;

б) социально-профессиональную структуру общества;

в) структуру населения;

г) все указанное выше.

    Что из перечисленного относится к понятию «социальная группа»:

б) социальный слой;

г) трудовой коллектив;

д) все перечисленное.

    Приведите в соответствие конкретные социальные общ­ности и их типы.

Типы общностей:

    социально-демографическая общность;

    кратковременные, немногочисленные общности;

    устойчивые, массовые общности.

Общности:

б) женщины, молодежь, пенсионеры;

в) болельщики хоккейной или футбольной команды.

    Социальная стратификация - это...

а) теория перемещения людей из одного социального слоя в другой;

б) система признаков, определяющих социальную структуру;

в) представление о стремлении граждан к наивысшим трудо­вым достижениям.

    Важнейшими критериями социальной стратификации М. Вебер считал:

а) уровень доходов;

б) социальный престиж;

в) политическое положение - обладание властью;

г) все перечисленное выше.

    Исторически возникший вид устойчивого социального объе­динения людей, представленный племенем, народностью, нацией, - это...

а) этнос; б) община; в) класс.

    Что из перечисленного не относится к основным признакам нации:

а) национальный язык;

б) национальность;

в)общее гражданство;

г) общие права и обязанности людей по отношению друг к другу.

    Основными признаками нации являются:

а) общность культуры;

б) самосознание;

в) менталитет;

г) все перечисленное выше.

    Как называются идеология и политика, основанные на идее национального превосходства и национальной исключительности:

а) расизм; б) национализм; в) апартеид.

    Как называется положение, которое человек занимает в первичной социальной группе в зависимости от его человеческих качеств:

а) личный статус; б) социальный статус; в) престиж.

    Социальный статус - это...

а) степень признания достоинств личности;

б) оценка обществом статуса личности;

в) положение человека в обществе, определяемое его правами и обязанностями.

    Оценка обществом должности, профессии, вида деятельно­сти - это...

а) престиж;

    Оценка обществом конкретного человека, его качеств - это...

а) престиж;

г) уважение.

    Какие из приведенных определений характеризуют понятие «социальная роль»:

а) совокупность действий, которые должен выполнить чело­век, занимающий данный статус;

б) модель поведения, ожидаемое поведение, ассоциируемое с определенным статусом;

в) совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом.

35. Выберите правильное положение:

а) социальная справедливость в принципе недостижима;

б) социальная справедливость может быть достигнута стихийно;

в) государство должно обеспечивать систему социальной за­щиты общества.

Новое на сайте

>

Самое популярное