Домой ОТП банк Сущность доходов, их формы и источники. Основные виды доходов

Сущность доходов, их формы и источники. Основные виды доходов

Основными видами доходов в рыночной экономике являются:

Доход от труда  заработная плата ;

Доход от предпринимательства  прибыль (предпринимательский доход);

Доходы от собственности:

а) на землю (и другие естественные ресурсы, предложение которых совершенно неэластично)  рента ,

б) на капитал  процент ;

Социальные выплаты (трансферты)  стипендии, пенсии и пособия .

Доходы от труда и предпринимательства являются первичными , так как выплачиваются в качестве вознаграждения за использование ресурсов собственникам этих ресурсов. Социальные выплаты к первичным доходам не относятся, так как являются результатом перераспределения доходов государством.

Различают доходы номинальные и реальные. Номинальный доход  это начисленная за определённый период времени денежная сумма, предназначенная отдельному лицу (например, начисленная за месяц зарплата). Реальный доход – это совокупность продуктов и услуг, которые на эту сумму можно купить. Реальный доход зависит от номинального дохода, налогов и цен.

Существуют две теории в сфере образования первичных доходов и их распределения: теория предельной производительности и теория прибавочной стоимости.

Согласно теории предельной производительности , все факторы производства участвуют в производстве на равных, вносят каждый свой вклад и получают доход соответственно вкладу. Вклад каждого фактора определяется его предельным продуктом. Предельный продукт – это продукт, который производится последней дополнительной единицей данного фактора производства, причём действует закон убывающей производительности. Этот закон означает, что при увеличении количества одного фактора производства и постоянном количестве других с определённого момента отдача от переменного фактора снижается, т.е. его предельный продукт уменьшается. Реализованный предельный продукт (предельный продукт, оценённый в деньгах) представляет собой предельный доход от данного фактора производства.

Вывод из теории предельной производительности: собственник каждого фактора производства получает тот доход, который заслужил, следовательно, распределение доходов в рыночной экономике справедливо.

Согласно теории прибавочной стоимости , главный фактор производства  это труд. Но работник получает только часть созданной им стоимости (в виде зарплаты), а остальное  присваивают и распределяют в процессе конкуренции собственники других факторов производства.

Вывод из теории прибавочной стоимости: имеет место эксплуатация труда, следовательно, распределение доходов в рыночной экономике несправедливо.

Основным доходом большинства людей в рыночной экономике является зарплата. Заработная плата – это плата за труд, вознаграждение работника за использование его рабочей силы. К основным факторам, определяющим уровень зарплаты, относятся:

существования работника;

    производительность труда;

    спрос и предложение на рынке труда;

    государственное регулирование.

Можно выделить три основные функции зарплаты:

Воспроизводственная (зарплата должна обеспечивать средства существования работнику);

Стимулирующая (зарплата должна нацеливать работника на необходимое работодателю количество и качество труда);

Социальная (уровень зарплаты определяет статус человека в обществе).

Существуют две основных формы зарплаты: повременная и сдельная.

Повременная зарплата зависит от отработанного времени, сдельная зарплата является производной от повременной и устанавливается в зависимости от объёма произведённой работником продукции.

В рыночной экономике доходы распределяются неравномерно. Различия в уровне доходов на душу населения называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для любой экономической системы. Однако с ростом уровня социально-экономического развития страны показатели дифференциации доходов снижаются. В современной рыночной экономике России дифференциация доходов населения существенно выше, чем в передовых странах, и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Это связано в значительной степени с тем, что многие предприятия, бывшие прежде градообразующими и зачастую единственными источниками доходов многих граждан, оказались неконкурентными и закрылись. Одновременно с этим возник общественный слой, живущий и действующий по законам рынка, «вписавшийся в рыночные отношения», и имеющий неизмеримо более высокие доходы. Однако по мере вовлечения все более широких слоёв населения в рыночные отношения, а также расширения государственной поддержки социально уязвимых слоёв населения размеры неравенства должны сократиться.

Степень неравномерности распределения доходов показывают кривая Лоренца, коэффициент Джини и децильный коэффициент.

Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца (рис.4.1).

При построении кривой Лоренца на горизонтальной оси откладывают количество семей с определенным уровнем доходов (в % от общего их числа), а на вертикальной оси – доходы, приходящиеся на эти семьи (в % от совокупного дохода).

Кривая Лоренца представляет собой кумулятивное распределение численности населения и соответствующих этой численности доходов.

Обычно общее количество семей делят на 5 частей (квинтилей) по 20 %, начиная с самых бедных и кончая самыми богатыми. Соответственно отмечают, какой процент доходов фактически приходится на 20%, 40%, 60%, 80% и 100% семей.

Абсолютно равномерное распределение доходов (полное равенство возможное лишь теоретически) представлено на рисунке (4.1) линией (ОСА), которая указывает на то, что любой процент семейных хозяйств получает соответствующий процент дохода. Эта линия ОСА представляет собой прямую, выходящую из начала координат под углом в 45º и проходящую через точки, показывающие, что 20% семей получали бы 20% доходов, 40% семей – 40% доходов, а 60%, 80% и 100% семей  соответственно 60%, 80% и 100% доходов. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца (ODA) отражает степень неравенства доходов. Чем шире эта область, тем больше степень неравенства доходов. В результате получается фигура, известная под названием «лук Лоренца».

Процент домашних хозяйств

ОСА – полное равенство,

ODA – после вычета налогов,

ОЕА – до вычета налогов,

В мировой практике для количественного измерения уровня неравенства доходов используют коэффициенты неравенства доходов: коэффициент фондов – соотношение между средними значениями доходов сравниваемых групп или их долями в общем объёме доходов; и децильный коэффициент – соотношение между средними доходами 10% наиболее обеспеченных и средними доходами 10% наименее обеспеченных граждан. Экономисты и политики считают, что величина децильного коэффициента должна быть не более 10.

Другим показателем дифференциации доходов является индекс концентрации доходов населения, называемый также к оэффициент Джини, рассчитываемый по формуле:

К Джини = S (площадь) «лука Лоренца» /S (площадь)треугольника ОАB.

Этот коэффициент может принимать значения от 0 до 1. Чем ближе коэффициент Джини к 1, тем выше степень поляризации общества по уровню доходов.

Для борьбы с социальным неравенством в большинстве стран мира применяется пропорционально-прогрессивное налогообложение доходов. В России до 2001 года также действовал пропорционально прогрессивный подоходный налог. С 2001 года – налог на доходы физических лиц (НДФЛ) взимается по единой ставке 13%. С одной стороны, это конечно неплохо, так как большинство населения страны пока ещё находится не очень далеко от черты бедности. Однако, с другой стороны, отмена пропорциональнопрогрессивного налога противоречит демократическому принципу: «Кто больше зарабатывает, тот больше и платит». Прогрессивные налоги уменьшают социальное неравенство общества. Этот принцип справедливости, сформулированный еще Адамом Смитом, наглядно демонстрирует кривая Лоренца, изображенная выше. Из рис. 4.1. видно, что пропорционально-прогрессивные налоги делают распределение доходов, более равномерным.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ЗАДАЧИ, ТЕСТЫ К ТЕМЕ IV

1. Выбрать правильный ответ .

1.1. Основными рынками ресурсов являются:

а) рынок рабочей силы, рынок земли, финансовый рынок;

б) рынок труда, рынок капитала, рынок потребительских товаров;

в) рынок труда, рынок земли, рынок реального капитала;

г) рынок капитала, рынок земли, рынок информационных продуктов.

1.2. Главной общей особенностью рынков ресурсов является то, что:

а) предложение на них абсолютно неэластично;

б) спрос на них определяется спросом на товары, которые можно произвести из этих ресурсов;

в) государство жёстко регулирует эти рынки в отличие от рынка потребительских товаров;

г) эти рынки взаимосвязаны.

1.3. Рыночный спрос на ресурс – это:

а) спрос со стороны всех фирм отрасли;

б) спрос отдельной фирмы;

в) спрос фирм всех отраслей, в которых используется данный ресурс;

1.4. На рынке земли её цена фактически определяется:

а) спросом на землю со стороны различных пользователей;

б) предложением земли;

в) предложением других факторов производства;

г) все предыдущие ответы неверны.

1.5. Инвестиционный спрос (спрос на капитал):

а) тем больше, чем выше процентная ставка;

б) тем меньше, чем выше процентная ставка;

в) не зависит от процентной ставки;

г) зависит от предельного продукта капитала;

д) верны ответы а) и г);

е) верны ответы б) и г).

1.6. При росте размера заработной платы предложение труда:

а) увеличивается;

б) уменьшается

в) остаётся неизменным;

г) сначала растет, а потом может сократиться.

1.7. Часовая ставка заработной платы наёмного работника возрастает. Это приведет к тому, что:

а) предложение его труда упадёт;

б) предложение его труда возрастёт;

в) предложение его труда останется неизменным;

г) предложение его труда сначала возрастёт, а затем может сократиться.

1.8. Рабочая сила представляет собой:

а) трудовую деятельность;

б) средство производства;

в) состояние духа человека;

г) совокупность способностей человека для трудовой деятельности.

1.9. Рабочая сила – это:

а) все работники, занятые в производстве продуктов и услуг;

б) все работники, не занятые в производстве продуктов и услуг;

в) совокупность занятых и безработных;

г) человеческий капитал.

1.10. Структурная безработица возникает вследствие:

а) неблагоприятной экономической конъюнктуры, экономического спада;

б) несоответствия спроса и предложения на рынке труда по профессиям и квалификации;

в) недостатка информации о свободных рабочих местах;

г) перемены места работы и места жительства.

1.11. Молодые люди, впервые ищущие работу после учёбы, относятся к представителям:

а) циклической безработицы;

б) структурной безработицы;

в) фрикционной безработицы;

г) сезонной безработицы.

1.12. Владельцы факторов производства получают доходы в виде:

а) заработной платы, рентных выплат, процента, прибыли;

б) пенсий, стипендий, субсидий, страховых выплат;

в) налогов, отчислений, рентных выплат, трансфертных платежей;

г) все перечисленное верно.

1.13. Предельный продукт переменного фактора:

а) представляет собой результат деления количества выпущенной продукции на количество данного фактора;

б) представляет собой приращение выпуска при увеличении переменного фактора на 1 единицу;

в) представляет собой результат деления количества выпущенной продукции на совокупность всех используемых факторов;

г) представляет собой приращение выручки при увеличении переменного фактора на 1 единицу;

д) не меняется по мере изменения количества переменного фактора.

1.14. Предельный доход от ресурса  это:

а) прирост выручки при увеличении ресурса на 1 единицу;

б) прирост выпущенной продукции при увеличении ресурса на 1 единицу;

в) прирост выручки при увеличении выпущенной продукции на 1 единицу;

г) максимально возможный доход от единицы данного ресурса;

д) минимально возможный доход от единицы данного ресурса.

1.15. Фирма увеличивает количество используемого ресурса до тех пор, пока:

а) у неё не кончатся деньги;

б) предельные затраты на ресурс не совпадут с предельным доходом от выпуска последней единицы готовой продукции;

в) предельный доход от использования последней единицы ресурса не совпадёт с предельными затратами на ресурс;

г) предельные затраты на ресурс не совпадут с рыночной ценой готовой продукции;

д) предельные затраты на ресурс не совпадут с рыночной ценой ресурса.

1.16. У ровень зарплаты не зависит от:

а) государственного регулирования;

б) стоимости рабочей силы;

в) исторических и национальных традиций;

г) производительности труда;

д) соотношения спроса и предложения на рынке труда;

е) все предыдущие ответы верны;

ж) все предыдущие ответы неверны.

1.17. Основные функции зарплаты – это:

а) стимулирующая, регулирующая, социальная;

б) информационная, контрольная, оздоравливающая (санирующая);

в) воспроизводственная, стимулирующая, социальная;

г) распределение ресурсов, стимулирование НТП, распределение доходов.


ВВЕДЕНИЕ

Во всех странах с развитой рыночной экономикой налоги и бюджет, будучи важнейшими средствами государственного регулирования хозяйственной жизни, являются и регуляторами социальной сферы. Доходы бюджета образуются прежде всего за счет налогов с доходов физических лиц, т.е. населения. В то же время и главной статьей расходов бюджета являются расходы на социальные нужды. Поэтому столь важно понятие дохода, способы его определения.

Актуальность темы выражается в том, что в настоящее время экономика России испытывает существенный дефицит инвестиционных ресурсов. В то же время на руках у населения находятся сбережения, размер которых, по различным экспертным оценкам, составляет несколько десятков миллиардов долларов США. Это преимущественно наличные деньги - рубли и иностранная валюта.

Уже и самом начале рыночных реформ органами экономического регулирования и независимыми аналитическими центрами разрабатывались программы и проекты реализации инвестиционного потенциала населения, но эти попытки к желаемому результату не привели. Неудача программ вовлечения средств населения в экономический оборот во многом объясняется отсутствием систематизированной информации об особенностях инвестиционного и, шире, финансового поведения населения, то есть поведения, связанного с получением и использованием денежных доходов.

Вопрос распределения доходов достаточно широко освещен в литературе по экономической тематике, а также в периодике, посвященной вопросам экономики.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении доходов через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат населению. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание доли социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета даже в пределах полученных доходов ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.

1. СУЩНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

1.1 Сущность и структура рыночных доходов

Механизм формирования доходов интересует практически всех, даже тех, кто их не зарабатывает.

В настоящее время среди экономистов принята теория факторов производства, согласно которой каждый из используемых в производстве факторов производителен, в силу того, что только соединение этих факторов в определенных пропорциях позволяет осуществлять производство. Следовательно, каждый из факторов производства участвует в создании доходов.

Доходы рассматриваются не только как конечный пункт действия каждого участника рыночной экономики, но и как источник удовлетворения общественных потребностей, основа расширенного воспроизводства и социальной защиты нетрудоспособных и малоимущих.

В соответствии с теорией факторов, основными производственными факторами являются:

1) земля, включая все естественные ресурсы (леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы и т.п.);

2) капитал, или инвестиционные ресурсы (средства производства, транспортные средства и сбытовая сеть);

3) труд, т.е. все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг;

4) предпринимательская способность.

Доход на каждый из перечисленных факторов в соответствии с теорией равен предельному вкладу этого фактора в полученный предприятием (фирмой) доход после реализации продукции. Такое распределение дохода можно было бы считать справедливым по отношению и к рабочим, и к владельцам имущественных ресурсов (земли, капитала и др.). В действительности же распределение доходов исходя только из теории предельной производительности приводит к значительному неравенству, в первую очередь из-за неравенства в распределении производственных ресурсов. Поэтому в условиях современного демократического общества необходима государственная политика доходов, направленная на смягчение этого неравенства. В силу несовершенной конкуренции на рынке размер доходов (включая ставки заработной платы) зачастую не отражает вклада факторов производства в выпуск продукции.

Рассмотрим подробнее, что представляет собой доход по каждому из факторов.

Номинальные доходы, характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Реальные доходы характеризуют доходы с учетом изменения розничных цен и тарифов, а также расходов на выплату налогов и других обязательных платежей. Для определения реальных доходов из общей суммы всех доходов вычитаются налоги и другие платежи в бюджет. Оставшаяся сумма, равная стоимости потребленных и частично накопленных населением товаров, образует фонд конечных реально используемых в данном периоде доходов населения. Динамика реальных доходов определяется путем сравнения конечных доходов за различные периоды, выраженных в сопоставимых ценах.

Заработная плата - это цена, выплачиваемая за использование; труда, иными словами, за трудовые услуги, предоставляемые работниками самых разных профессий при реализации их деловой активности.

В стоимость любого товара входит составной частью стоимость природных ресурсов, включая землю. Доход, который приносит этот фактор производства, называется рентой, или экономической рентой. В более широком смысле экономическая рента - это цена, уплачиваемая за использование земли и других природных ресурсов, количество которых строго ограничено. Объем используемых природных ресурсов, как правило, не изменяется в сколько-нибудь значительных масштабах, фиксированный характер предложения этих ресурсов означает, что спрос выступает единственным действенным фактором, определяющим ренту.

Хотя для общества в целом естественные ресурсы выступаюткакбесплатный дар природы, но, с точки зрения отдельных пользователей ее, рентные платежи представляют собой издержки. Для отдельных фирм или предприятий земля имеет альтернативные варианты использования (например, для возделывания сельскохозяйственных культур или для жилищного строительства). Такая альтернатива определяет в немалой степени хозяйственное поведение фирмы.

Доходом на капитал экономическая теория называет процент. На практике он предстает в нескольких видах. Если капитал имеет денежную форму, то поставщики денежного капитала получают доход в виде ссудного процента. Если капитал предстает в овеществленной форме, то его владельцы из некорпоративного предпринимательского сектора получают доход в виде дохода на собственность, а корпорации - в виде прибылей корпораций.

При определении ставки процента следует учитывать различия между номинальной ставкой и реальной, очищенной от инфляции.

Реальная ставка - это процентная ставка с поправкой на инфляцию: она равна номинальной ставке минус уровень инфляции. Именно реальная ставка имеет главное значение для принятия решений по инвестициям. Процентная ставка распределяет имеющиеся в наличии деньги между теми отраслями, где они окажутся наиболее производительными и, следовательно, наиболее прибыльными.

Предпринимательский доход (прибыль) приходится на предпринимательскую способность, или предприимчивость. Этот доход является вознаграждением предпринимателя за выполнение им следующих функций: соединение капитала, труда и естественных ресурсов в единый процесс производства товара или услуги; принятие основных решений по управлению фирмой; введение новых продуктов, технологий; риск, относящийся к вложенным средствам - своим собственным и своих компаньонов или акционеров.

Предпринимательский доход - это часть прибыли, остающаяся в распоряжении предпринимателя после уплаты процента на взятый им кредит. Предпринимательский доход не является заданной величиной, а зависит от того, как хозяйствует предприниматель.

Доходы- это денежные суммы, регулярно и законно поступающие в непосредственное распоряжение участников (субъектов) рыночных отношений. Обычно отмечают, что:

Доход, как правило, представлен деньгами;

Он поступает регулярно;

Доход имеет законное происхождение.

Итак, доход - это денежная оценка результатов законодопускаемой деятельности субъектов рыночной экономики.

Доходы различают по источникам, способам, регулярности и очередности получения. Источником доходов может стать как обладание, так и использование факторов производства; они могут быть получены частным лицом, фирмой или государством; выступать в наличной или безналичной форме; поступать как регулярно, так и однократно.

Доходы совершают в экономике своеобразный кругооборот: поступая в семью в обмен на принадлежащие ей факторы производства (труд, землю, капитал, предпринимательскую деятельность), они превращаются в доходы производителей, создавших и предложивших товары и услуги семье. Часть средств аккумулируются в виде сбережений (домохозяйств) и накоплений (предприятие). Свою долю доходов - через налоги - получит и государство, средства, которые оно использует для поддержания экономически слабых и неимущих, создание лучших условий для функционирования экономики в целом.

Под доходами понимается сумма денежных средств, материальных ценностей и услуг, получаемых человеком за определенный промежуток времени в результате какой-либо его деятельности в общественном производстве. К доходам следует также отнести и социальные выплаты населению (пенсии, пособия по безработице и т.п.), которые могут быть получены независимо от участия в общественном процессе.

Доходы предназначены для приобретения жизненных благ . От уровня доходов в рыночной экономике зависит, в основном, уровень потребления населения, а также возможности экономического роста производства в стране. Доходы являются целью каждого хозяйственного субъекта рыночной экономики и мощным стимулом его деятельности.

Выделются следующие виды доходов : заработная плата, прибыль, процент, рента, различные специальные выплаты населению (пенсии, пособия по безработице и др.)

В экономической практике России существует такое разграничение доходов, как номинальный и реальный доходы населения. Номинальный доход - это начисленные доходы, или сумма денег, поступающих в личное распоряжение человека. Показатель реальных доходов населения характеризует количество материальных благ и услуг, приобретаемых членами общества на их доходы, отражает покупательную способность доходов населения. Реальные доходы отличаются от номинальных на сумму налогов и других обязательных выплат, а также на стоимость благ, получаемых за счет социальных фондов. Эти доходы во многом зависят от уровня цен на потребительские товару и услуги.

В зависимости от источников доходы населения делятся на:

1. Трудовые доходы, которые получены в результате участия в общественном производстве (заработная плата и предпринимательский доход);

2. Нетрудовые доходы, которые получены законным путем (процент за предоставленную денежную ссуду, дивиденды и рента);

3. Социальные доходы в виде трансфертных платежей, источником которых являются социальные фонды (пенсии, стипендии, пособия), а также бесплатные услуги (образование, здравоохранение);

4. Нетрудовые доходы, полученные незаконным путем (доходы, полученные в теневой экономике).

В экономической науке выделяют и так называемый располагаемый доход. Располагаемый доход - это сумма доходов за данное время (с учетом вычета обязательных платежей и взносов) и сберегаемая часть доходов.

Доходы являются следствием распределения произведенного в обществе продукта, которому предшествует распределение факторов производства, находящихся в собственности субъектов рыночной экономики. Следовательно, доходы являются экономической реализацией собственности на факторы производства.

Определяющим фактором , влияющим на размеры различных доходов в рыночной экономике, являются цены на ресурсы. Это объясняется тем, что все имеющиеся в обществе ресурсы, являясь объектом собственности, предоставляются частным предпринимателям в процессе купли-продажи на рынке ресурсов. А это значит, что доходы на ресурсы зависят от рыночной конъюнктуры, а их размеры определяются соотношением спроса и предложения на ресурсы, рыночной ценой. Однако следует также иметь в виду, что спрос на производительные ресурсы не дает никакого дохода человеку, если он не владеет этими ресурсами. Поэтому можно считать, что распределение доходов между отдельными людьми зависит от владения ими производительными ресурсами.

Расходы граждан составляют первую и важнейшую сферу фи­нансов, опосредующую реализацию интересов граждан. Их состав и структура определяются, с одной стороны, потребностями людей, а с другой - размерами финансовых ресурсов. Первые играют главную роль, вторые служат средством осуществления первых. Так как по­требности граждан велики, а ресурсы ограничены, расходы строятся в зависимости от иерархии потребностей. Потребности и расходы граж­дан можно рассматривать в четырех основных аспектах:

1) в абстракт­ной форме без связи с конкретными субъектами - область абстракт­ного анализа, понятия которого свойственны любому обществу с ры­ночной экономикой;

2) социальной организации в среднем - соци­ально-экономического исследования конкретного общества (страны, государства, административно-территориального и т.д. образования);

4) конкретного индивида - частных финансов члена общества.

Совокупность расходов граждан следует подразделить на следующие четыре группы:

Потребительские;

Социально-обязательные (принудительные);

Инвестиционные;

Потребительские расходы связаны с поддержанием и воспроиз­водством человека как физиологического организма, развитием че­ловека в качестве социального индивида. Это главная сфера финан­совых отношений граждан, определяющая все остальные.

Принудительные расходы обусловлены спецификой отдельных по­требностей физических лиц, вторичностью по отношению к насущ­ным запросам, своеобразной подчиненностью. Особый характер их удовлетворения в условиях рыночной экономики, как свидетельству­ет многолетняя историческая практика, невозможен без участия го­сударственных структур. Расходы выражают отношения между граж­данами и государством и сводятся в реальной действительности к налогам и другим обязательным платежам.

Социально-экономическое назначение инвестиционных расходов заключается в обеспечении реализации первых двух групп потребно­стей и, прежде всего в осуществлении специфических запросов отдель­ных индивидов.

Прочие расходы объединяют затраты, не вошедшие в первые три основные группы. Большая часть их - это подношения, средства, передаваемые по наследованию или дарению, а также другие непред­виденные траты.

Значимость отдельных видов расходов находится в определенной зависимости от денежных ресурсов. Чем больше средств у граждани­на, тем больше их направляется на социально-обязательные, инве­стиционные и прочие цели.

При наличии прожиточного минимума большинство трудоспо­собных граждан в основном осуществляют личные потребительские расходы (на пищу, одежду, коммунальные услуги и т.д.), ограниченный объем социально-обязательных платежей (налог на доходы) и инвестиции в необходимые объекты длительного потребительского назначения (недвижимость и т.д.). По мере роста доходов расходы увеличиваются, но в разной степени: потребительские в меньшей, социально-обязательные в большей и инвестиционные в максималь­ной. У очень богатых людей большая часть состояния находится в инвестициях, у бедных почти все ресурсы уходят на текущее личное потребление. Приблизительно так же изменяются и прочие расходы: чем состоятельнее граждане, тем больше наследство, подарки, поте­ри и т.д.

Такова общая характеристика расходной подсистемы финансов граждан.

Доходы граждан , представляя собой важнейшую сферу финан­сов, выступают объективным явлением, а следовательно, - эконо­мической категорией и стоимостным субъективным инструментом. В качестве категории они выражают отношения граждан с отечест­венными и зарубежными экономическими субъектами по поводу формирования финансовой базы жизнедеятельности людей в ры­ночной экономике.

Функции доходов состоят в денежном обеспечении текущего су­ществования человека, воспроизводства элементов его обществен­ной потребительной полезности, условий его совершенствования и воспроизводства. В действительности они осуществляются посредст­вом функционального механизма, в котором центральное место за­нимают доходы как стоимостный инструмент.

Все это обусловливает крайне высокую значимость доходов в различных аспектах: гражданина, государства, негосударственных юридических лиц, жизни общества в целом.

В условиях рыночной экономики доходы гражданина определяют главную финансовую базу личного потребления и развития, уровень его благосостояния и место в социально-экономической структуре общества. Они формируют совокупный потребительский платежеспо­собный спрос, основные направления развития экономики страны и международные социально-экономические и культурные коммуника­ции. Именно доходы населения служат источником финансовых и капитальных инвестиций общества. Определенную роль в потребле­нии играет натуральное хозяйство, составляющее незначительную долю в экономике.

Доходы общества могут быть выражены несколькими показателя­ми: национальным доходом, чистым доходом населения (националь­ный доход за вычетом налогов). Все они измеряются в абсолютном (в национальной или конвертируемой валюте) и относительном выраже­ниях (в процентах или коэффициентах) в расчете на душу населения, среднюю семью, единицу того или иного объекта, региона по отноше­нию к какой-либо базе. Конкретные показатели во многом зависят от методики исчисления национального дохода: по месту создания стоимости продукта или по источникам получения непосредственных доходов.

С переходом на рыночные условия хозяйствования, учета и от­четности доходы граждан, как и потребление в целом, рассчитыва­ются по доходам всех граждан производственной и непроизводст­венной сфер страны. Схематично система доходов граждан пред­ставлена на рис. 6.5.


Рис. 6.5. Система доходов населения РФ

Доходы поступают из трех сфер - государства, негосударствен­ных организаций и зарубежных экономических субъектов и подраз­деляются на денежные и натурально-вещественные.

Основные доходы населения составляют внутренние денежные поступления. У большинства трудоспособного населения их глав­ный вид - оплата труда наемных работников (заработная плата с премиями и добавками), составляющая 70-100% всех денежных по­ступлений.

Вторым источником денежных средств граждан служат доходы от предпринимательской деятельности (проценты, дивиденды, при­быль и др.).

Третий источник - это денежная оплата индивидуальной произ­водственной деятельности, а также выручка от реализации продук­ции личного хозяйства. Большая часть получателей находятся в сельской местности, занимаются индивидуальным производитель­ным трудом или оказывают различные услуги.

Четвертый источник - социальные поступления, компенсации и выплаты (пенсии, стипендии, субсидии, материальная помощь, по­собия и т.п.).

Прочие поступления - это дары, клады, подношения и т.д. В бы­лые времена самостоятельная жизнь многих людей начиналась с вы­деления родственного пая и с получением наследства. В рыночной экономике все осталось по-прежнему. Приличные дары на свадьбу (квартира, дом, автомобиль, значительные денежные суммы) нередко составляют необходимый первоначальный капитал молодых граждан, а солидное наследство часто - потомственный бизнес.

Натуральные поступления составляют меньшую часть доходов граждан и включают: продукцию подсобных хозяйств, оставляемую для личного потребления; продукцию домашнего хозяйства (хране­ние, приготовление пищи, ремонт своими руками, стирка и другие домашние работы); недвижимость (жилье, земельные участки, и т.д.), получаемую от различных экономических субъектов; различного рода услуги (транспортные, информационные, образовательные, медицин­ские и т.д.); прочие натуральные ценности.

Натуральные доходы сложнее поддаются официальной стоимост­ной оценке, поскольку часто носят скрытый характер. Более того, зна­чительная часть личного подсобного хозяйства, и особенно домашне­го, вообще не учитывается по стоимости. Поэтому если в зарубежных городах приготовление пищи, ремонт жилья в основном осуществля­ются специализированными негосударственными организациями, что служит формой их предпринимательской деятельности, то в Рос­сии и ряде других стран домашний труд, к сожалению, до сих пор не стал объектом должного социально-экономического признания и официального учета. Хотя общеизвестно, что на домашнюю продук­тивную деятельность в каждой семье ежедневно затрачивается в среднем 2-3 человеко–часа.

Лишь небольшая доля натуральных доходов, официально переда­ваемая одними экономическими субъектами (организациями, физи­ческими лицами) другим, учитывается. В большинстве случаев их по­лучают высококвалифицированные работники, менеджеры, управ­ляющие в государственной и негосударственной сферах.

Следует различать валовые и чистые доходы граждан. Последние отличаются от первых на сумму законодательных выплат государст­венным органам. При этом сумма налогов может быть реальной и номинальной. Номинальную сумму налогов составляют вычеты в виде прямых налогов (подоходный налог, налог на имущество и т.д.). Реальная складывается из номинальной суммы и суммы косвенного обложения.

Уровень и структура доходов населения всецело зависят от со­стояния и динамики общих социально-экономических показателей государства.

Основным источником доходов населения страны служит ВВП. Правильность его исчисления во многом определяет достоверность бла­госостояния общества. Между тем РФ - единственная страна, методика определения ВВП в которой отличается весьма характерной особенно­стью: в состав внутреннего продукта включается стоимость продукции теневой экономики без финансовой отчетности. По данным Госкомста­та, количество теневого продукта составляет в России 23%,хотя, к при­меру, в Германии этот показатель равен 25%, в Италии - 40%.

В этой связи доходы населения также следует подразделить на легальные , учитываемые государственными структурами, и нелегаль­ные , находящиеся за рамками официального учета. К последним от­носятся поступления от нелегального бизнеса, коррупции и т.д. Зна­чительный их объем и специфические социально-экономические последствия порождают особую и крайне важную проблему совре­менного развития - обеспечение социальной стабильности.

На доходы граждан влияют государственные, негосударственные и рыночные факторы. К государственным относятся те, что устанавливаются различными государственными структурами власти.

Также значительное влияние на финансы граждан оказывают два фактора: налоговая политика и валютный курс Правительства

Важное место в доходах населения занимают социальные поступ­ления. Они обусловлены различием социально-экономического со­стояния отдельных членов общества в их материальном обеспечении. Основная часть социальных доходов граждан формируется из го­сударственных средств через систему государственного социального страхования, включающую выплаты из ПФ РФ (пенсии), ФФСС РФ, ФОМС, а также адресные пособия из федерального, субъектного и местных бюджетов. В одних странах (США и некоторых других) финансирование личного страхования осуществляется, как правило, за счет ресурсов самих граждан и негосударственных организаций. В других (странах Скандинавии, Ближнего Востока) предпочтение от­дается государственному социальному страхованию. В условиях за­мены административно-командной экономики на рыночную в Рос­сии реализуется курс на постепенный переход к самофинансирова­нию страхования граждан.

Роль социальных доходов можно проследить по отношению к разным категориям: населению в целом, среднестатистическому гра­жданину, отдельной категории населения, государству. Общеприня­тыми показателями являются социальные выплаты на душу населе­ния, доля выплат в совокупной заработной плате, доля выплат во внутреннем валовом продукте и национальном доходе страны. Более значительными представляются относительные показатели: доля вы­плат в доходах (для внутреннего исследования) и в ВВП (для межна­циональных сравнений).

Важное значение в доходах малообеспеченного населения име­ют социальные пособия:

Пособие по безработице;

Социальная помощь лицам, находящимся на иждивении без­работных;

Социальная помощь безработным, утратившим право на по­лучение пособия по безработице;

Оплата временной нетрудоспособности безработным;

Досрочные пенсии.

Немаловажное значение в доходах имеют прочие доходы, скла­дывающиеся из ценностей, получаемых по наследованию, дарению и др. Наибольшую роль они играют в финансах молодых людей, начи­нающих самостоятельную жизнь.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

ВВЕДЕНИЕ


Во всех странах с развитой рыночной экономикой налоги и бюджет, будучи важнейшими средствами государственного регулирования хозяйственной жизни, являются и регуляторами социальной сферы. Доходы бюджета образуются прежде всего за счет налогов с доходов физических лиц, т.е. населения. В то же время и главной статьей расходов бюджета являются расходы на социальные нужды. Поэтому столь важно понятие дохода, способы его определения.

Актуальность темы выражается в том, что в настоящее время экономика России испытывает существенный дефицит инвестиционных ресурсов. В то же время на руках у населения находятся сбережения, размер которых, по различным экспертным оценкам, составляет несколько десятков миллиардов долларов США. Это преимущественно наличные деньги - рубли и иностранная валюта.

Уже и самом начале рыночных реформ органами экономического регулирования и независимыми аналитическими центрами разрабатывались программы и проекты реализации инвестиционного потенциала населения, но эти попытки к желаемому результату не привели. Неудача программ вовлечения средств населения в экономический оборот во многом объясняется отсутствием систематизированной информации об особенностях инвестиционного и, шире, финансового поведения населения, то есть поведения, связанного с получением и использованием денежных доходов.

Вопрос распределения доходов достаточно широко освещен в литературе по экономической тематике, а также в периодике, посвященной вопросам экономики.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении доходов через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат населению. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание доли социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета даже в пределах полученных доходов ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.


1. СУЩНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ


1.1 Сущность и структура рыночных доходов


Механизм формирования доходов интересует практически всех, даже тех, кто их не зарабатывает.

В настоящее время среди экономистов принята теория факторов производства, согласно которой каждый из используемых в производстве факторов производителен, в силу того, что только соединение этих факторов в определенных пропорциях позволяет осуществлять производство. Следовательно, каждый из факторов производства участвует в создании доходов.

Доходы рассматриваются не только как конечный пункт действия каждого участника рыночной экономики, но и как источник удовлетворения общественных потребностей, основа расширенного воспроизводства и социальной защиты нетрудоспособных и малоимущих.

В соответствии с теорией факторов, основными производственными факторами являются:

1) земля, включая все естественные ресурсы (леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы и т.п.);

2) капитал, или инвестиционные ресурсы (средства производства, транспортные средства и сбытовая сеть);

3) труд, т.е. все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг;

4) предпринимательская способность.

Доход на каждый из перечисленных факторов в соответствии с теорией равен предельному вкладу этого фактора в полученный предприятием (фирмой) доход после реализации продукции. Такое распределение дохода можно было бы считать справедливым по отношению и к рабочим, и к владельцам имущественных ресурсов (земли, капитала и др.). В действительности же распределение доходов исходя только из теории предельной производительности приводит к значительному неравенству, в первую очередь из-за неравенства в распределении производственных ресурсов. Поэтому в условиях современного демократического общества необходима государственная политика доходов, направленная на смягчение этого неравенства. В силу несовершенной конкуренции на рынке размер доходов (включая ставки заработной платы) зачастую не отражает вклада факторов производства в выпуск продукции.

Рассмотрим подробнее, что представляет собой доход по каждому из факторов.

Номинальные доходы, характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Реальные доходы характеризуют доходы с учетом изменения розничных цен и тарифов, а также расходов на выплату налогов и других обязательных платежей. Для определения реальных доходов из общей суммы всех доходов вычитаются налоги и другие платежи в бюджет. Оставшаяся сумма, равная стоимости потребленных и частично накопленных населением товаров, образует фонд конечных реально используемых в данном периоде доходов населения. Динамика реальных доходов определяется путем сравнения конечных доходов за различные периоды, выраженных в сопоставимых ценах.

Заработная плата - это цена, выплачиваемая за использование;труда, иными словами, за трудовые услуги, предоставляемые работниками самых разных профессий при реализации их деловой активности.

В стоимость любого товара входит составной частью стоимость природных ресурсов, включая землю. Доход, который приносит этот фактор производства, называется рентой, или экономической рентой. В более широком смысле экономическая рента - это цена, уплачиваемая за использование земли и других природных ресурсов, количество которых строго ограничено. Объем используемых природных ресурсов, как правило, не изменяется в сколько-нибудь значительных масштабах, фиксированный характер предложения этих ресурсов означает, что спрос выступает единственным действенным фактором, определяющим ренту.

Хотя для общества в целом естественные ресурсы выступаюткакбесплатный дар природы, но, с точки зрения отдельных пользователей ее, рентные платежи представляют собой издержки. Для отдельных фирм или предприятий земля имеет альтернативные варианты использования (например, для возделывания сельскохозяйственных культур или для жилищного строительства). Такая альтернатива определяет в немалой степени хозяйственное поведение фирмы.

Доходом на капитал экономическая теория называет процент. На практике он предстает в нескольких видах. Если капитал имеет денежную форму, то поставщики денежного капитала получают доход в виде ссудного процента. Если капитал предстает в овеществленной форме, то его владельцы из некорпоративного предпринимательского сектора получают доход в виде дохода на собственность, а корпорации - в виде прибылей корпораций.

При определении ставки процента следует учитывать различия между номинальной ставкой и реальной, очищенной от инфляции.

Реальная ставка - это процентная ставка с поправкой на инфляцию: она равна номинальной ставке минус уровень инфляции. Именно реальная ставка имеет главное значение для принятия решений по инвестициям. Процентная ставка распределяет имеющиеся в наличии деньги между теми отраслями, где они окажутся наиболее производительными и, следовательно, наиболее прибыльными.

Предпринимательский доход (прибыль) приходится на предпринимательскую способность, или предприимчивость. Этот доход является вознаграждением предпринимателя за выполнение им следующих функций: соединение капитала, труда и естественных ресурсов в единый процесс производства товара или услуги; принятие основных решений по управлению фирмой; введение новых продуктов, технологий; риск, относящийся к вложенным средствам - своим собственным и своих компаньонов или акционеров.

Предпринимательский доход - это часть прибыли, остающаяся в распоряжении предпринимателя после уплаты процента на взятый им кредит. Предпринимательский доход не является заданной величиной, а зависит от того, как хозяйствует предприниматель.

Доходы- это денежные суммы, регулярно и законно поступающие в непосредственное распоряжение участников (субъектов) рыночных отношений. Обычно отмечают, что:

Доход, как правило, представлен деньгами;

Он поступает регулярно;

Доход имеет законное происхождение.

Итак, доход - это денежная оценка результатов законодопускаемой деятельности субъектов рыночной экономики.

Доходы различают по источникам, способам, регулярности и очередности получения. Источником доходов может стать как обладание, так и использование факторов производства; они могут быть получены частным лицом, фирмой или государством; выступать в наличной или безналичной форме; поступать как регулярно, так и однократно.

Доходы совершают в экономике своеобразный кругооборот: поступая в семью в обмен на принадлежащие ей факторы производства (труд, землю, капитал, предпринимательскую деятельность), они превращаются в доходы производителей, создавших и предложивших товары и услуги семье. Часть средств аккумулируются в виде сбережений (домохозяйств) и накоплений (предприятие). Свою долю доходов - через налоги - получит и государство, средства, которые оно использует для поддержания экономически слабых и неимущих, создание лучших условий для функционирования экономики в целом.


1.2 «Кривая Лоренца» и «коэффициент Джини»


Сравнивать степень неравенства доходов в развитых странах или в одной и той же стране в разное время помогают кривая Лоренца и коэффициент Джини. Их достоинство состоит в наглядности и простоте отражения реальной иерархии доходов.

Нанесем на оси абсцисс (горизонтальной) деления от нуля до ста процентов, соответствующие группам семей в процентном отношении к их общему числу (его мы принимаем за 100%), на оси ординат (вертикальной) - размеры доходов от нуля до ста процентов, характеризующие определенные части совокупного дохода (весь совокупный доход страны в каждый данный момент равен 100 %). Сведем в таблицу распределение совокупного денежного дохода страны по семьям (такие сведения публикуются во многих странах мира). Данные таблицы отразим на графике, откладывая величину совокупного дохода, приходящуюся на каждую группу семей (напоминаем, что все данные выражаются в процентах, т. е. носят относительный характер). Получим кривую распределения доходов (рис. 1).



Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20, 40, 60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе. Кривая Лоренца представляет собой кумулятивное распределение численности населения и соответствующих этой численности доходов. В результате она показывает соотношение процентов всех доходов и процентов всех их получателей. Если бы доходы распределялись равномерно, т.е. 10% получателей имели бы десятую часть доходов, 50% - половину и т.д., то такое распределение имело бы вид линии равномерного распределения. Неравномерное распределение характеризуется кривой Лоренца, т.е. линией фактического распределения, отстоящей от прямой тем дальше, чем больше дифференциация. Например, 20% населения с самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами - 15%и т.д.

Заштрихованная область между линией абсолютно равного распределения и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы.

Кривую Лоренца можно использовать для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения

Если все богатство страны находится в руках небольшого числа семей, кривая Лоренца будет практически совпадать с горизонтальной осью, и только на цифре 98-99 % подскочит сразу до 100 %. Если у всех семей уровень дохода одинаков (20% семей получает 20% совокупного денежного дохода, 50 % семей - 50 % дохода и т. д.), то кривая Лоренца совпадет с биссектрисой угла на графике распределения доходов. Это крайние (гипотетические) случаи. Тогда как в реальной действительности кривая Лоренца занимает промежуточное положение между этими двумя крайностями. Чем она ближе к линии абсолютного равенства доходов, тем равномернее они распределены между семьями.

Кривая Лоренца позволяет наглядно продемонстрировать процесс выравнивания доходов вследствие изменения налоговой и социальной политики государства (рис. 2):



а - линия равномерного распределения доходов,

Ь - кривая распределения доходов до уплаты налогов,

с - после уплаты налогов,

д - после осуществления социальных программ.

Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини).

Графическая характеристика уровня относительного благополучия позволяет выразить его в виде численного показателя. Если подсчитать площадь фигуры, ограниченной линией абсолютно равномерного и реального распределения доходов (кривой Лоренца), и разделить ее на площадь треугольника АОВ, получим коэффициент Джини. Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т.е. чем выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю. Если он близок к нулю (линии абсолютно равномерного и реального распределения доходов почти сходятся), в распределении господствует принцип уравнительности.

Если коэффициент Джини близок к единице, это приводит к дисбалансу: преобладание большинства семей, живущих одинаково бедно, над ограниченным меньшинством, присваивающим подавляющую долю национального дохода. В условиях рыночной экономики при нормальном осуществлении государством перераспределительных функций такие крайности исключены.


1.3 Измерение и сопоставление доходов


Поскольку доходы выступают основным показателемуровня жизни населения, должны существовать объективные критерии, определяющие величину доходов и количественные показатели, характеризующие динамику их изменения (номинальная и реальная зарплата).

Номинальный доходхарактеризуется той денежной суммой, которую работник получил на руки. Чтобы количественно оценить размер этой суммы, необходимо знать реальный уровень цен на товары и услуги, сколько их можно купить на полученные деньги. Реальный доход представляет собой то количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальный доход. Изменения реального дохода определяются направлением движения номинального дохода и уровня цен: если номинальный доход возрастает быстрее, чем уровень цен, реальный доход растет, и наоборот, более быстрый рост цен, чем номинального дохода, снижает реальное потребление. Особенно остро это ощущается в период инфляции, когда увеличение доходов не поспевает за ростом цен.


1.4 Потребление и сбережение


Макроэкономическое значение имеет динамика использования доходов на потребление и сбережение. Она определяется прежде всего движением нормы процента, общей экономической ситуацией в стране, а также стабильностью денежной и финансово-кредитной системы. Более высокая ставка процента (цена денег) стимулирует увеличение сберегаемой части дохода. Благоприятная рыночная ситуация способствует тому, что с ростом доходов населения сберегаемая их часть растет быстрее потребляемой.

Исключительное значение соотношения между потребляемой и сберегаемой частями доходов состоит в том, что оно определяет степень сбалансированности макроэкономических процессов, в свою очередь влияющую на это соотношение. Сбережения - не только будущий спрос на товары и услуги, но и будущие инвестиции. Население, если его доходы обеспечивают необходимый уровень потребления, заинтересовано сберегать больше, если банковский процент высок. Инвесторам, напротив, выгодна более низкая плата за деньги. В зависимости от спроса и предложения денег, на них установится на рынке определенная цена (уровень процентной ставки), на которую в свою очередь может оказывать влияние государство, стимулируя или сдерживая необходимые процессы.


2. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ


2.1 Распределение и перераспределение доходов


Так как расходы на производство ложатся на плечи собственников производства факторов производства, то первоначально доходы сосредоточиваются именно в их руках. Это функциональное распределение доходов, в процессе которого формируется зарплата наемных работников (собственников фактора «труд»), прибыль крупных предпринимателей, владельцев компаний (собственников капитала), рента (доход земельных собственников и домовладельцев), доходы мелких собственников (сочетание зарплаты, прибыли, процента, дивидендов и ренты). Эти виды доходов носят рыночный характер, поскольку размеры их в значительной мере зависят от соотношения спроса и предложения на тот или иной фактор производства.

Функциональное распределение доходов происходит между владельцами факторов производства. Однако в реальной жизни многие из факторных доходов переплетаются (например, участие наемных работников в прибыли предприятия) и перераспределяются (как в случае с социальными трансфертами).

Главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты (пенсии, стипендии и т.д.).

При переходе к рыночной экономике в России произошли значительные изменения в структуре денежных доходов населения. Формируются и интенсивно развиваются новые формы доходов: от предпринимательства и от собственности (проценты, дивиденды, рента, поступления от продажи ценных бумаг).

Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества.

Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Наибольший разрыв в уровне доходов отмечался в традиционной системе. Этот разрыв был больше, чем в эпоху капитализма свободной конкуренции. Затем при переходе к современной рыночной экономике различия в уровне доходов (и имущества) заметно уменьшаются. При переходе от административно-командной к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики. По мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства сокращаются.

Объем доходов каждой интервальной группы определяется на основании кривой распределения населения по размеру среднедушевого дохода путем умножения середины доходного интервала на численность населения в этом интервале.

Для переходной экономики России первой половины 90-х гг. был характерен рост показателей дифференциации доходов.

Функциональное распределение доходов носит очень жесткий характер. Дифференциация доходов зависит в этом случае не только от уровня квалификации участников рыночных отношений, но и от того, что досталось им в наследство. Эти функциональные доходы могут быть абсолютно не связанными с трудовым участием в производстве (например, рента, процент на сданный в банк вклад, дивиденды от принадлежащих лицу ценных бумаг и т. п.). В результате функционального распределения некоторые группы населения (дети, престарелые, безработные), не имеющие доступа к распоряжению факторами производства, обречены на полуголодное существование в странах с рыночной экономикой, если бы не роль государства, которое перераспределяет доходы, сложившиеся у непосредственных участников рыночных отношений. Так формируется вертикальное распределение доходов. Главное отличие функционального распределения доходов от вертикального состоит в том, что первое обусловлено собственностью на факторы производства, второе есть результат вмешательства государства в сферу распределения и перераспределения доходов. Именно оно и характеризует фактическое распределение доходов по группам и социальным слоям населения (это называется «имущественной иерархией»), откуда и произошло его название - «вертикальное распределение доходов».

Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития.

Методы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной экономики могут быть различными. Предпочтение обычно отдается методам добровольного согласия работодателей и работников при участии правительства, что не исключает применения административных мер государственного контроля за увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможностями предприятия. В ряде стран Западной Европы существуют так называемые допустимые пределы ее повышения, зафиксированные в общенациональных программах социального партнерства.

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации.

В России с 1991 г. действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В условиях высокой инфляции в первой половине 90-х гг. данный показатель утратил связь с прожиточным минимумом.

В 1994-1999 гг. МРОТ колебался в пределах 10-20% от прожиточного минимума и поэтому в небольшой степени влиял на реальную оплату труда лишь в бюджетной сфере.

Значительное влияние на уровень реальных доходов населения оказывает инфляция. Поэтому одним из важнейших условий рационального государственного регулирования доходов является учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению).


2.2 Государственная политика доходов


Государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

Социальные трансферты - это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне - и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.

Главный аргумент в пользу равного распределения доходов заключается в том, что оно необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основное возражение против равенства доходов состоит в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в виде налогов часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Тем самым уменьшается стремление и тех, и других к максимальному увеличению заработка. В результате подрываются стимулы к производительному труду, а следовательно, снизится эффективность экономики и народное хозяйство (при прочих равных условиях) рискует войти в полосу затяжной стагнации (что и произошло в СССР в 70-х - первой половине 80-х гг.).

Перераспределение доходов от богатых к бедным американский экономист А. Окунь (Оукен) сравнил с «дырявым ведром», т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы «утечки» из «ведра Окуня» определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами).



Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.

Индексация осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий через коллективный договор Она предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

В России индексация денежных доходов установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия.

Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Гак, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер.


2.4 Социальная справедливость и рыночная эффективность


Государственное вмешательство в формирование доходов населения в условиях рыночной экономики предполагает ответ на очень важный вопрос: справедливо ли рыночное распределение доходов? Как соотносятся социальное равенство и социальная справедливость? Еще недавно в нашей стране действовал принцип - кто не работает, тот не ест, отражающий понимание социального равенства и социальной справедливости тех лет. В рыночной экономике социальное равенство рассматривается как равенство всех перед законом, равные возможности в получении образования, медицинской помощи, квалификации. Речь идет об экономической свободе для каждого в реализации своих способностей и возможностей в самостоятельном обеспечении своего благополучия. Означает ли это, что доходы у всех должны быть одинаковыми? Отнюдь нет. Как это ни парадоксально, именно социальное равенство предполагает дифференциацию доходов. Доходы получают люди с разными способностями, возможностями, разной квалификацией, и именно это обстоятельство побуждает каждого участника рыночных отношений, желающего получить больший доход, совершенствовать прежде всего свое профессиональное мастерство, получать соответствующее образование. В рамках рыночной экономики затраты на образование - эффективное вложение капитала, которое обязательно принесет свой эффект.

Опыт постсоциалистических государств показал, что социальная справедливость «по-социалистически», уравнительное распределение всегда сопровождается падением эффективности производства. Зачем стараться? Все равно отберут или не дадут вовсе того, что заслужил, все равно отдадут тому, кто только делает вид, что работает. Нельзя же его оставить без дохода! Поэтому в эффективной работе не заинтересован ни богатый, ни бедный, если государство старается каждому обеспечить равный доход.

Неравенство доходов не только следствие, но и стимул развития рыночной экономики.

Государство и общество должны сделать выбор: или доходы всех будут примерно одинаковыми (как правило, одинаково низкими) и экономика будет неэффективной, или распределение доходов будет внешне относительно справедливым, высоко дифференцированным, но стимулы к труду не иссякнут, обеспечив эффективное развитие экономики в целом. Важно найти баланс между социальной справедливостью и экономической эффективностью.


2.5 Поддержка бедных слоев населения


Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения. Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.

Абсолютная черт а бедности - это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.

Прожиточный минимум представляет собой натуральный набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджета низкодоходных семей. В России продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума, дифференцированы по различным социально-демографическим группам (мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры, дети до и после 6 лет). Минимальная продовольственная корзина дифференцирована по восьми природно-климатическим зонам России; она включает 35 наименований продуктов питания (общей калорийностью 2300 ккал. в сутки) и 79 непродовольственных товаров. Часто прожиточный минимум называют чертой бедности.

Относительная черта бедности показывает, сколько стоит минимальная потребительская корзина (черта бедности) относительно среднего уровня достатка в данной стране (регионе). Так, в России относительной чертой бедности является уровень доходов, составляющий менее 40% от среднего дохода в данном регионе, в странах - членах ЕС - менее 50% средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране.

Бедность также характеризуется распространенностью (число бедных) и глубиной. В большинстве стран с переходной экономикой в середине 90-х гг. она затрагивала существование почти четверти населения (в России в 1995-1997 гг. - 20-25%). Глубина бедности - это среднее отклонение доходов семей от величины прожиточного минимума. Так, в России в среднем для бедного это отклонение составляет более 40% (в Эстонии - 25%, в Польше и Венгрии - 20%), т.е. бедность в нашей стране отличается большей глубиной, чем в странах Центральной и Восточной Европы.

Дефицит дохода оценивается как величина дополнительных средств, необходимых для доведения доходов бедных слоев населения до уровня прожиточного минимума. Для общества относительное бремя расходов на поддержку бедных слоев населения определяется тем, насколько высоко над чертой бедности находятся доходы средних граждан, т.е. насколько велик дефицит доходов по отношению к ВВП. Так, совокупный дефицит доходов населения

Похожие рефераты:

Понятие и виды денежных доходов, их распределение и формы. Неравенство доходов населения и его причины, способы измерения неравенства. Уровень дифференциации доходов населения, система социальной защиты населения, соотношение справедливости и равенства.

: НЕРАВЕНСТВО И БЕДНОСТЬ. БЕДНОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА. Если свободное общество не может помочь Тем многим, кто беден, оно не сможет спасти тех немногих, кто богат.

Общая характеристика рыночных доходов и их основные виды. Современная экономическая теория. Принцип формирования и функционального распределения дохода. Роль государства в перераспределении доходов. Номинальная и реальная заработная плата и их формы.

Сущность, виды и источники формирования доходов населения, показатели их дифференциации. Понятие номинального, располагаемого и реального дохода. Формы проявления и проблемы преодоления бедности как минимально допустимого критического уровня жизни.

Сущность доходов населения и их неравенство. Классификация доходов населения. Причины неравенства доходов. Основные показатели доходов и уровня жизни населения России. Оценка дифференциации доходов населения. Политика государства в области доходов.

Понятие "доход", функции и роль личного дохода. Кривая Лоренца как графическое изображение функции кумулятивного распределения. Пример построения графика Лоренца. Определение уровня жизни в России. Величина прожиточного минимума, потребительская корзина.

Теоретические основы, экономические и политические стратегические цели политики доходов. Оценка эффективности проводимой государством социальной политики регулирования уровня доходов и уровня жизни в стране и регионе. Система социальных гарантий.

Теоретические аспекты неравенства доходов и проблемы их выравнивания. Сущность, классификация и источники формирования доходов населения. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Возможности выравнивания доходов в процессе организации государственной политики.

Неравенство доходов населения

Основы современной системы распределительных отношений. Сущность доходов, источники их формирования и формы. Неравенство доходов: его причины и показатели, кривая Лоренца, коэффициент Джинни. Проблема справедливого распределения доходов, пути ее решения.

Многоплановость понятия нищеты и ее границы. Проблема неравенства доходов, причины неравномерности его распределения. Кривая Лоренца, коэффициент Джини, децильный коэффициент. Способы перераспределения доходов правительством в Республике Беларусь.

Сущность доходов, источники их формирования и формы. Основные направления государственной политики доходов. Неравенство доходов: его причины и показатели. Кривая Лоренца и коэффициент Джини. Проблема справедливого распределения доходов в России.

Социальная политика государства, неравенство доходов, кривая Лоренца

Сущность и направления социальной политики. Развитие отношений справедливости в обществе. Система социальной защиты. Подготовка и реализация программ занятости. Доступность ценностей культуры. Доходы и проблемы их распределения в рыночной экономике.

Новое на сайте

>

Самое популярное