Домой Россельхозбанк Цели и функции государства в хозяйственной жизни. Экономические функции государства (1) - Реферат

Цели и функции государства в хозяйственной жизни. Экономические функции государства (1) - Реферат

Основные, наиболее важные направления деятельности проявляются в его функциях. В функциях государства выражается его сущность, та роль, которую государство играет в основных направлениях общественного развития и удовлетворения потребностей , функции нашего государства реализуются в основных направлениях деятельности внутри страны и на международной арене.

К внутренним функциям государства относятся:
  • экономическая , которая состоит в выработке и координации стратегических направлений развития экономики страны в условиях перехода от планового хозяйства к рыночной экономике;
  • социальная , выражающаяся в совершенствовании общественных отношений, обеспечении всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества;
  • культурно-воспитательная , направленная на формирование человека нового общества, развитие демократии, науки, образования, обеспечение всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности;
  • охрана правопорядка , которая заключается в неуклонном проведении в жизнь гарантий законности, реальном воплощении правовых норм в поступках, делах членов общества, в охране частной собственности, прав и законных интересов граждан и организаций;
  • природоохранительная (экологическая) функция, направленная на защиту окружающей среды.
К внешним функциям государства относятся:
  • оборона страны;
  • взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными странами;
  • межгосударственное экономическое и политическое сотрудничество государств;
  • культурное и научно-техническое сотрудничество.

В настоящее время деление на внутренние и внешние функции утрачивает свое значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства, исследование космоса и др.) и наоборот.

Стандартные функции государства — функции органов власти, не зависящие от политического строя, в стране и проводимой социально-экономической политики, реализация которых осуществляется исключительно органами власти на неконкурентной основе полностью за счет бюджетного финансирования.

К ним относятся:

Нестандартные функции государства — функции, содержание и состав которых определяется степенью развития рыночных отношений, приоритетами и конечными целями проводимой государством социально-экономической политики, реализация которых осуществляется в форме индивидуализированных благ.

К данным функция относятся:

  • Финансовая поддержка предприятий национальной экономики
  • Развитие инфраструктуры
  • Общедоступное и профессиональное образование
  • Социальное обслуживание населения
  • Поддержка культуры и искусства, развитие здравоохранения
  • Развитие науки и инноваций

Функции государства осуществляются его органами . Выполнение функций обеспечивается всем государственным механизмом, под которым понимается система органов и учреждений государства, подразделяемых на виды:

  • органы государственной власти;
  • органы государственного управления;
  • суды.

Орган государства выступает составной частью государственного аппарата, он наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, правом действовать от имени государства, опираясь в случае необходимости на содействие аппарата принуждения. Органом государства может быть должностное лицо, выступающее представителем органа государственного управления.

Функции государства и финансы

Государство является единственным общественным институтом, который способен выражать и обеспечивать интересы не только ныне живущего, но и будущих поколений. Это касается вопросов экологии, сохранности , внешней задолженности. Но в данном случае неизбежно возникает вопрос: как государство защищает интересы последующих поколений, если оно накопило задолженность, которую эти последующие поколения должны выплачивать? Каждый рождающийся в нашей стране ребенок должен иностранным кредиторам около 1000 долларов. Понятно, что это нарушение прав человека. И все же ни один из общественных институтов не способен так эффективно защищать интересы будущих поколений, как государство. Однако большую проблему составляет правильность выбора органами государственного управления своих целей и приоритетов.

Организационная функция государства

Какие функции выполняет государство? Разумеется, важнейшими из них являются обеспечение безопасности страны от внешних угроз и защита своих граждан. На государстве также лежит забота о здоровье и образовании граждан. Кроме того, государственные органы должны управлять обществом, в частности, путем принятия законов. Мы объединим все эти сферы деятельности и назовем их организационной функцией государства . Понятно, что ее осуществление должно обеспечиваться определенными финансовыми ресурсами.

Социальная функция государства

Второй важнейшей функцией государства является социальная . Согласно статьи 7 действующей наше государство является социальным . Это значит, что оно должно гарантировать определенный уровень дохода своим гражданам, т. е. проводить активную политику доходов, а также помогать людям, которые не способны обеспечить свое существование собственным трудом. Помощь таким людям осуществляется за счет бюджетных средств. Кроме того, в нашей стране действует система обязательного социального страхования. Ее финансовой базой являются государственные социальные внебюджетные фондыПенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Социальная функция государства выражается в обеспечении развития образования и здравоохранения. На эти цели выделяются значительные финансовые ресурсы.

Экономическая функция государства

Третья важнейшая функция государства — экономическая . Она является предметом дискуссии. Высказывается мнение, что государство не должно активно участвовать в экономической жизни. В частности, так считают сторонники либеральной экономики. Представители кейнсианства, напротив, доказывают необходимость воздействия государственной политики на хозяйственные процессы.

Ответ на вопрос о том, чьи аргументы весомее, зависит от конкретной исторической ситуации. Возьмем в качестве примера 30-е гг. ХХ в. Какие производства определяли в тот период ход экономического развития? Транспорт, энергетика, металлургия. Частное предпринимательство не всегда было в состоянии обеспечить требуемую концентрацию капитала в этих отраслях. Оно не хотело рисковать своими деньгами, если не было уверено в устойчивости спроса. Поэтому государство было вынуждено инвестировать в промышленность бюджетные средства. Такую политику проводил президент Рузвельт в США, так поступали европейские правительства.

Именно в 30-е гг. проявились широкие возможности централизованной экономики. достиг в этот период наивысших в мире темпов экономического роста.

Однако ситуация стала резко меняться в начале 60-х гг. Научно-технический прогресс не требовал большой концентрации капитала. Высокую эффективность и мобильность демонстрировали малые и средние предприятия, обеспечивающие простор для частной инициативы. В таких условиях капиталовложения государства в реальный сектор стали излишними. Но большое значение приобрели государственные инвестиции в образование и фундаментальную науку.

Возможно ли предполагать, что в будущем ситуация вновь изменится, и государство будет вынуждено инвестировать в реальный сектор? Да, это может произойти при изменении направления развития производительных сил. Например, если в будущем потребуются колоссальные инвестиции для предотвращения экологических катастроф или разработки альтернативных источников энергии.

Следовательно, экономическая функция государства в долгосрочной перспективе определяется особенностями развития производительных сил.

Кроме того, аккумулируя и перераспределяя финансовые ресурсы, государство обеспечивает корректировку рыночного механизма, воздействует на формирование доходов и функционирование рынков.

Таким образом, организационная, социальная и экономическая функции обусловливают необходимый объем финансовых ресурсов, структуру расходов бюджета и соответствующую структуру его доходов.

Функции государства в смешанной экономике

Второй подход отводит государству гораздо большую и значительную роль:
  • установление и защита права собственности;
  • борьба с провалами рынка;
  • перераспределение ресурсов.

Под понимают такие ситуации, в которых рынок не может действовать эффективно.

Еще одна важная задача государства — обеспечение справедливости и установление определенного уровня равенства членов общества. Эту задачу решает функция перераспределения. Через налоговую систему изымается часть доходов богатого населения и передается бедной части.

Подводя итоги, можно сказать, что государство воздействует на экономику, преодолевая и осуществляя перераспределение доходов и ресурсов. Способность государства предоставлять и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми оно располагает. Главным источником доходов для государства являются налоги.

Государство - политическая организация, при помощи которой осуществляется управление обществом. Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государственная власть является суверенной, т. е. верховной по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство является официальным представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Основные, наиболее важные направления деятельности государства проявляются в его функциях. В них выражается сущность государства, та роль, которую оно играет в реализации магистральных направлений общественного развития и удовлетворения потребностей граждан.

Под функциями государства понимается направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение.

Функции государства можно условно разделить на внутренние и внешние. К

внутренним функциям государства относятся:

Экономическая, которая состоит в выработке и координации стратегических направлений развития экономики страны в условиях перехода от планового хозяйства к рыночной экономике;- социальная, которая состоит в совершенствовании общественных отношений, обеспечении всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества;

Культурно-воспитательная, направленная на формирование человека нового общества, развитие демократии, науки, образования, обеспечение всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности;

Охрана правопорядка, которая заключается в неуклонном проведении в жизнь гарантий законности, реальном воплощении правовых норм в поступках, делах членов общества, охране частной собственности, прав и законных интересов граждан и организаций;

Природоохранительная (экологическая) функция, направленная на защиту окружающей среды.

К внешним функциям государства относятся:

Оборона страны;

Взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными странами;

Межгосударственное экономическое и политическое сотрудничество государств;

Культурное и научно-техническое сотрудничество.

В настоящее время деление на внутренние и внешние функции утрачивает свое значение, так как многие внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства, исследование космоса и др.) и наоборот.

К экономическим функциям, выполняемым государством, прежде всего относятся следующие:

Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;

Антимонопольное регулирование;

Проведение политики макроэкономической стабилизации;

Воздействие на размещение ресурсов;

Деятельность в сфере распределения доходов;

Деятельность государства как субъекта имущественных отношений.

Функции государства осуществляются его органами. Выполнение функций обеспечивается всем государственным механизмом, под которым понимается система органов и учреждений государства.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией государственное руководство экономическим развитием страны осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство, Центральный банк, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ.

В целом государство претворяет в жизнь политические и социальноэкономические принципы сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Исходя из этого к основным функциям государства в смешанной экономике относятся:

Создание правовой основы для принятия экономических решений: государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие деятельность государственных и частных предприятий и организаций, а также предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;

Стабилизация экономики: правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

Поддержание макроэкономического и структурного равновесия в тех случаях, когда рыночный механизм оказывается не в состоянии это сделать;

Выработка стратегии развития, формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, а также благоприятных социальных условий функционирования экономики, включая обеспечение социальной поддержки целей и средств реализации национальной стратегии;- ориентированное распределение ресурсов: государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор; оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, науку, формирует и реализует программы развития образования, здравоохранения и т. д.;

Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий: государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособия по безработице, различные виды помощи малоимущим;

Поддержка национального бизнеса во внешнем мире, координация деятельности национального бизнеса с целью повышения конкурентоспособности отечественной экономики в условиях мирового хозяйства;

Обеспечение экономической безопасности, противодействие угрозам и факторам нестабильности;

Поддержание на должном уровне обороноспособности страны.

У государства есть, кроме основных функций, еще и функции регулирования в конкретных сферах, отраслях и регионах страны.

Еще по теме Экономические функции государства:

  1. Экономические функции государства Рынок и государство: необходимость государственного вмешательства в экономику
  2. 4.1 Социально-экономическая сущность и функции бюджета государства
  3. Лекция 7. Экономическая роль и функции современного государства

Цель - то, что желательно осуществить, финальный результат. Цель - отвечает на вопрос «Чего нужно достигнуть?», а задача - на вопрос «Какими действиями этого можно достигнуть?».

Экономические цели государства :

ликвидация нищеты, повышение благосостояния и качества жизни населения;

обеспечение устойчивых темпов экономического роста;

усиление позиций в мире;

улучшение экологической ситуации.

Функции государства - это основные направления деятельности государства, направленные на реализацию стоящих перед государством задач.

Экономические функции государства :

формирование эффективной экономической политики;

регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики;

создание условий для конкуренции и ограничение естественных монополий;

защита и охрана всех видов собственности;

обеспечение судебной защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц;

помощь беднейшим слоям населения;

регулирование трудовых отношений;

охрана интересов потребителей и контроль за качеством товаров и услуг;

контроль за внешней торговлей, защита экономических интересов страны, сотрудничество в экономической сфере с другими государствами;

регулирование использования природных ресурсов и охрана окружающей среды;

размещение заказов, необходимых для функционирования государства;

сбор информации об экономической ситуации в стране.

2. Гражданка К. оплатила обучение на курсах иностранного языка, но из-за болезни педагога занятий было проведено значительно меньше, чем это было предусмотрено по учебному плану, и программа курса не была пройдена. Гражданка К. решила вернуть свои деньги и подала заявление в суд. Нормы какой отрасли права станут основанием при рассмотрении дела в суде? Приведите два аргумента, подтверждающие ваш ответ.

В данном задании не требуется разбирать дело по существу, а только обосновать выбор отрасли права.

Основанием для рассмотрения дела в суде будут нормы гражданского права . Они закреплены в Гражданском кодексе РФ и нормативных правовых актах.

Гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, … отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием (ст.2 ГК РФ)

В предложенной ситуации гражданка К. заключила договор об оказании услуг. За обучение гражданка К. внесла определенную плату, следовательно, курсы иностранного языка являются предпринимательской деятельностью.

…гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; (ст.8 ГК РФ)


Если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора (ст.453 ГК РФ).

Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (ст.452 ГК РФ).

Курсы иностранного языка не выполнили взятые на себя обязательства. Это позволяет гражданке К. требовать возврата части стоимости обучения, а в случае отказа обращаться в суд.

При расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора (ст.451 ГК РФ).

Поскольку занятия не состоялись по уважительной причине (болезни педагога), это может быть признано изменением обстоятельств и будет возвращена не вся сумма.

В одной семье возник спор о том, как относиться к работе. «Всех дел не переделаешь», - утверждал папа. «Без дела жить - только небо коптить», - говорила мама. А дочка посмеивалась: «Белые ручки чужие труды любят». Представьте подобный разговор в вашей семье. Что бы сказали о своем отношении к труду вы сами? Как бы вы обосновали свою позицию?

Есть мнение, что древние греки и римляне считали труд уделом рабов. В этом видят одну из причин упадка этих цивилизаций.

У древнегреческого бога смерти Та́натоса было три друга-спутника: Старость, Болезнь и Труд.

Царь Соломо́н (древний Израиль, 965–928 до н. э.), прославившийся своей мудростью, считал труд основой благополучия: «Доко́ле ты, ленивец, будешь спать?… Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придёт, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник.» 1

Притом он утверждал, что не богатство, а труд приносит человеку счастье: «Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей…» 2

Русские пословицы о труде:
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Делу время, потехе час.

Лев Толстой приводит народную мудрость: «если один человек живет не работая, то где-нибудь какой-нибудь человек от этого умирает с голоду.» 3

Толстой считал физический труд важнейшим условием духовного развития личности. Будучи графом, владельцем имения, Толстой выходил с крестьянами на полевые работы.

Еще один «властитель дум» русского общества, Николай Гаврилович Чернышевский, в своем романе «Что делать» утверждал, что спортивные упражнения совершенствуют мускулатуру, но выработать настоящую силу позволяет только физический труд. Современная наука также подчеркивает важную роль для здоровья физической работы на свежем воздухе.

Подводим итог: работа - важнейшее условие достатка и душевного покоя. Безделье, праздность, жизнь за чужой счет развращают человека, не позволяют ему расти духовно. Но не нужно и впадать в крайность, чтобы труд подчинял себе человека, становился единственным интересом в жизни.

Вспоминается рассказ в газете, как мать выбивалась из сил, воспитывая дочь, работала уборщицей без отдыха ради ее обеспечения, а дочь выросла моральным уродом. Этот случай заставляет задуматься, что одна лишь работа не дает всего необходимого. Чтобы воспитать ребенка полноценной личностью, нужно самому работать над своим развитием.

Важно уделять достаточно времени отдыху, общению, искусству, повышению своего образования, помогать окружающим. Только в этом случае человек будет гармонично развитой личностью.

Экономическими целями, стоящими перед государством на современном этапе, яв­ляются:

    повышение благосостояния и качества жизни населения в России;

    обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста;

    усиление конкурентных позиций России и ее регионов в мире, обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов;

    развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения;

    улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансиро­ ванности экономического развития.

К важнейшим экономическим функциям государства относятся:

    формирование эффективной экономической политики государства, воздействие на ход экономических процессов в стране с целью роста благосостояния граждан и предотвра­ щения экономических кризисов;

    развитие и защита механизма конкуренции и предотвращение негативных последствий монополизма;

    защита и охрана всех видов собственности;

    формирование законодательной основы экономической деятельности и обеспечение судебной защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц;

    помощь беднейшим слоям населения и предотвращение перерастания проблемы бедно­ сти в социальное бедствие и причину политических конфликтов;

    регулирование трудовых отношений в стране;

    охрана интересов потребителей и контроль за качеством товаров и услуг;

    контроль за сферой внешней торговли, защита экономических интересов страны в меж­ дународных отношениях, обеспечение успешной интеграции страны в мировую эконо­ мику;

    регулирование использования природных ресурсов и охрана окружающей среды;

    размещение заказов, приобретение товаров и услуг, необходимых для реализации функций государства;

Главные экономические задачи, которые вынуждены сегодня решать большинство стран, состоят в достижении следующих экономических целей:

    увеличение объемов производства материальных благ;

    обеспечение более высокого уровня жизни;

    табильный уровень цен;

    справедливое перераспределение доходов граждан и хозяйственных объединений;

    перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом;

    организация производства общественных услуг, предоставляемых государством на равных началах всем гражданам, включая социально незащищенные категории;

    охрана окружающей среды.

Справиться с указанными задачами государству помогают различные методы и прежде всего механизм налогообложения.

2. Гражданка К. оплатила обучение на курсах иностранного языка, но из-за болез­ ни педагога занятий было проведено значительно меньше, чем это было предусмот­ рено по учебному плану, и программа курса не была пройдена. Гражданка К. решила вернуть свои деньги и подала заявление в суд. Нормы какой отрасли права станут основанием при рассмотрении дела в суде? Приведите два аргумента, подтверждаю­ щие ваш ответ.

Основанием для рассмотрения дела в суде будут нормы гражданского права. Они за­креплены в Гражданском кодексе РФ и принятых в соответствии с ним других норматив­ных правовых актах.

Из условий задачи следует, что гражданка К. заключила договор возмездного оказания услуг с организатором курсов иностранного язьпса, по условиям которого должна была прой­ти обучение по конкретному учебному плану. За обучение гражданка К. внесла определен­ную плату. Поскольку перед заключением указанного договора обе стороны - гражданка К. и организаторы курсов - были свободны в установлении своих прав и обязанностей на ос­нове договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий дого­вора, следует признать, что в данном случае была соблюдена предусмотренная п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 421 ГК РФ свобода договора.

Участники возникшего правоотношения равны между собой, приобрели и осуществляли свои гражданские права по договору возмездного оказания услуг и в своем интересе. Более того, посчитав свои права нарушенными, гражданка К. в соответствии с нормами, регули­рующими защиту гражданских прав, восстанавливает их, обратившись с исковым заявлени­ем в суд.

3. В одной семье возник спор о том, как относиться к работе. «Всех дел не переде­ лаешь», - утверждал папа. «Без дела жить - только небо коптить», - говорила мама. А дочка посмеивалась: «Белые ручки чужие труды любят». Представьте подобный разговор в вашей семье. Что бы сказали о своем отношении к труду вы сами? Как бы вы обосновали свою позицию?

Под понятием труд принято понимать осознанную, целенаправленную деятельность по производству материальных и нематериальных благ. Именно в процессе трудовой дея­тельности создается экономическая основа общества.

Свобода труда провозглашена в ч. 1 ст. 37 Конституции РФ в соответствии со ст. 23 Все­общей декларации прав человека. Свобода труда означает, что только самим гражданам при­надлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительно­му и творческому труду. Реализуя это право, гражданин может выбирать тот или иной род занятий и деятельности. Он вправе, например, самостоятельно обеспечивать себя работой в качестве предпринимателя, фермера, члена кооператива, заниматься индивидуальной трудо­вой деятельностью.

Право на труд относится к основным правам и свободам человека. При этом важную роль играют такие нравственные качества человека, как трудолюбие либо, наоборот, туне­ядство. Обратимся к высказываниям мыслителей прошлого:

«Трудолюбие - душа всякого дела и залог благосостояния» (Ч. Диккенс).

«Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды» (Вольтер).

«Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь де­лать хорошо, лучше совсем не делай» (Л. Толстой).

«Труд есть единственный источник богатства; богатство, добываемое трудом, есть единственное лекарство против страданий бедности и против пороков праздности» (Д. Пи­ сарев).

Сущность экономической политики государства

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи, например, стимулирование экономического роста, регулирования, занятости, поощрения в прогрессивных сдвигах в отраслевой и региональных структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Таким образом, экономическая политика - это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намеченные цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа.

Экономическая политика реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, текущие оперативные постановления и решения государственных органов.

Цели и функции государственного регулирования рыночной экономики

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдалённом будущем, причём снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики:

экономический цикл;

секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйств;

условия накопления капитала;

занятость;

денежное обращение;

платёжный баланс;

НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);

условия конкуренции;

социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

подготовка и переподготовка кадров;

окружающая среда;

внешнеэкономические связи.

Очевидно, перечисляемые объекты могут носить совершенно различный характер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами - условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами. Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Как правило, государство корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Можно выделить две группы регулирующих функций государства:

а) Функции обеспечения правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде;

б) Функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности, экономического роста.

А теперь рассмотрим эти функции подробнее.

1). Стимулирование сбалансированного экономического роста

Одна из важнейших функций - стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки. В общем, государство для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность.

2) Обеспечение занятости

Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Для эффективной работы рынка требуется оптимальной резерв рабочей силы. Это ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считается ее уровень до 6%). Безработица не только серьезная социальная проблема, но и недопроизведенный валовой национальный продукт, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

3) Регулирование цен

В сферу деятельности государства входит и регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования. Например, в любой стране имеется множество товаров и услуг, цены на которые определяются государством: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает так называемые лимитные цены, определяя только их верхние границы.

4) Создание правовой основы

Одной из основных функций государства является создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д. Для контроля над соблюдением законов создаются специальные органы. Например, в США действует Комиссия по проблемам безопасности товаров широкого потребления, Управление по контролю над качеством продуктов питания, медикаментов и косметических средств и т.п.

5) Распределение ресурсов

Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством. Через регулирование инвестиций государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного производства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Инвестиции осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот. Например, с целью стимулирования частных инвестиций, осуществляемых за счет кредитов, государство покрывает часть ссудного процента за счет собственных средств. Такая политика требует от государства гораздо меньше ресурсов, чем, если бы оно само занималось инвестированием проектов.

Можно выделить социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения.

Система сбыта регулируется через государственные закупки и через потребительский кредит, который довольно широко развит в рыночной экономике. Система потребительского кредита расширяет емкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса.

6) Регулирование рынка труда

Важная роль отводится государственному регулированию рынка труда, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе оплата и условия труда, возможность профессионального роста, гарантии занятости и т.д. В нем отражаются основные тенденции в разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика безработицы. Для обеспечения социальной стабильности в обществе и предотвращения стихийного развития миграционных процессов государством принимаются меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков, вводятся системы иммиграционного контроля, пресекаются незаконные действия в этой сфере, систематически анализируется состояние социально-трудовой сферы, разрабатываются социальные программы содействия занятости и т.д.

7) Обеспечение социальной защиты

Для того чтобы сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом государственной политики перераспределения ресурсов должно стать обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие, нетрудоспособные). Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.

Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов, т.к. то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе. Страны с развитыми рыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось немало времени, чтобы прийти к общественному согласию, осознанию различными социальными слоями абсолютной ценности права человека на жизнь. В результате расширились экономические функции государства, активно включившегося в перераспределение доходов.

Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т.д.

8) Сохранение и улучшение окружающей среды

В рыночной экономике государство является главным гарантом сохранения и улучшения окружающей среды. Оно призвано производить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность, запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей, обязывать предпринимателей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды.

9) Региональная политика

Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.

10) Реализация национальных интересов

Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.

Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешнеэкономической деятельности, включая организацию таможенной системы, и многие другие. Это так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.

Однако в современном мире функции государства гораздо шире. С развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, ростом значимости отдельных сфер общественной жизни возрастает его роль в регулировании следующих социальных процессов: установление минимальных ставок оплаты труда; защита среды обитания человека; развитие инфраструктуры; продолжительность рабочего дня и времени отдыха; определение прожиточного минимума; пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества; дотации на школьное обучение и т.д.

К исключительной прерогативе государства относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организации контроля национальных ресурсов при проведении внутренней и внешней политики. Здесь важное место занимает управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, общегосударственным транспортом, связью и др.

В последнее время появилась тенденция передачи некоторых функций государственного регулирования различным институтам гражданского общества - ассоциациям, союзам, не являющимся ни органами государства, ни рыночными структурами.

Ни одна из всех вышеперечисленных функций не исчезает и не утрачивает своей роли с течением времени. Перемены касаются механизма, методов и форм осуществления функций государства в рыночной экономике.

Но следует помнить, что, если государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради кого государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики избавление ее от чрезмерной государственной активности.

11) Основные направления экономической деятельности государства

Таким образом, основными направлениями экономической деятельности государства являются:

1. Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.

2. Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.

3. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др.

Новое на сайте

>

Самое популярное