Домой Россельхозбанк Что нужно знать, прежде чем начать пить кефир. Реплики должны быть нужны персонажам, а не зрителям

Что нужно знать, прежде чем начать пить кефир. Реплики должны быть нужны персонажам, а не зрителям

— Слышал, что теперь во всех банках должны быть памятки с объяснениями условий кредитования. Это правда? Д. Ипатов

— Памятка — это рекомендации потенциальным заёмщикам, советы о том, как надо себя вести, когда вы собираетесь взять кредит. Она поможет вам понять, насколько вам нужен этот долг, брать его в этом банке или стоит обратиться в другой. В этой брошюре перечислено, что надо иметь в виду, когда вы берёте взаймы деньги в банке. Потому что это важное решение для личных финансов каждого, не зависимо от суммы кредита. Посмотреть памятку можно на сайте Банка России. Мы рекомендуем (обязать нельзя) всем кредитным организациям, всем банкам, чтобы они разместили брошюру в своих отделениях на видном для клиентов месте.

— Собираюсь оформить кредит. Что я должен буду заплатить банку кроме основного долга и процентов по кредиту? П. Рыльцев

— Помимо процентов заёмщик платит разные виды комиссионных, но обязательно все они должны быть прописаны в договоре. Когда вы берёте кредит для крупной покупки, например, для автомобиля или квартиры банк, чтобы защитить свои интересы, ставит условие — застраховать покупку. Установлено, что если при этом банк прописывает, в каких конкретно страховых компаниях надо это сделать, то часть страховых платежей тоже должны быть включены в полную стоимость кредита. Помимо этого потребуется потратиться на нотариуса, у которого надо будет заверить, например, разрешение супруга на взятие кредита. И это тоже должно быть включено в общий расчёт займа. Причем самостоятельно «прочитать» и «просчитать» договор заёмщику будет сложно, поэтому в этом должны помочь сотрудники банка. Возможно, некоторые платежи всё равно не попадут в полную стоимость кредита, например, когда клиент сам может выбирать, где застраховать залог. Тогда банк не знает, сколько будет стоить страховка, поэтому и в сумму кредита её не вносит. Но тогда банк обязан ещё до оформления договора объяснить, что будут такие дополнительные платежи.

— В кредитных документах указана «эффективная процентная ставка». Не понятно, что же она означает? Д. Жидков

— С 12 июня 2008 г. (после изменения закона «О банках и банковсеой деятельности») «эффективная ставка» для оценки кредита заменена на термин «полная стоимость кредита». Название стало более понятным, но суть осталась прежней: это ставка, которая позволяет сравнивать стоимость разных кредитов. Например, есть простая процентная ставка 10%. Но здесь не указано, как часто надо платить за этот кредит. Если раз в год — заёмщик заплатит одну сумму, а если проценты придётся возвращать ежемесячно, то сумма возврата несколько увеличится. Кроме того надо прибавить сюда ещё и комиссионные платежи. Ещё в полную стоимость кредита включены платежи третьим лицам (например, страховка). И у всех банков проценты должны быть рассчитаны по одному принципу.

— Когда мне рассказывали о кредите, то данные о платежах были распечатаны на многих листах, некоторые повторялись, о каких-то рассказали только устно. Должен ли банк всё чётко и ясно рассказывать о кредите? О. Лунькова

— Банк обязан предоставить заёмщику полную информацию о кредите. Уважающий себя банк расскажет о кредите в форме, понятной для любого заёмщика, не имеющего специального банковского образования. Если же информацию о платежах печатают, например, очень мелко или запутанно, то уже стоит задуматься о том, стоит ли брать кредит именно здесь. Если же вы считаете, что в банке ваши права нарушены, то с заявлением можно обратиться в отделение Роспотребнадзора (законы «О защите прав потредителя») или в Банк России (закон «О банках и банковской деятельности»).

— Можно ли взять домой из банка всю информацию о кредите? Р. Олешка

Нормальный банк предоставит потенциальному заёмщику информацию о кредите, чтобы он смог принять это важное финансовое решение в спокойной обстановке, посоветовавшись с семьёй. Кроме того многие банки размещают данные о своих продуктах в интернете. Надо иметь в виду, что если банк будет отказывать в предоставлении клиенту на руки описания кредита, то следует обратиться в Банк России. И если такие жалобы будут накапливаться, то, скорее всего, это кредитное учреждение будет ждать проверка.

— Зашел в банк, чтобы узнать об условиях кредита. Предложили сразу же написать заявление на кредит. Обязан ли я буду взять потом этот займ? Н. Жирков

— Такие заявления оставлять «на всякий случай» не стоит, если вы не уверены, что данный кредит вам нужен. Помните, что вы «играете» с собственным кошельком. Подписывая договор, вы вступаете с банком в финансовые отношения. Если договор подписан, то банк обязан будет дать вам деньги, а вы должны будете их взять. Вдруг сразу после подписания договора вы решите, что деньги вам не нужны. Возможно, вернуть их целиком не удастся. Помните, что договор может и не предусматривать полного досрочного погашения сразу же после того, как кредит выдан. Тогда за опрометчивое решение вам придётся заплатить проценты. Кроме того, можно попробовать договориться с банком — возможно вам разрешат вернуть деньги без штрафов. Но это только по добровольному согласию банка.

— Мне по почте пришла кредитка. Почему банк прислал мне её? Я обязательно должна ей воспользоваться? Р. Олешкина

— Скорее всего, до этого вы где-то оформляли кредит и в рамках этого же договора подписали соглашение на получение такой карты. Поэтому, когда вы подписываете любой кредитный договор, в котором есть пункт о предоставлении вам карты, которая вам не нужна, можно попросить убрать это условие из документа. Если же карту вам уже прислали, а заём вам не нужен, то не активируйте карту. Скоре всего, для активации нужно позвонить в банк по телефону, указанному на карте. И с того момента, как вы попросили активировать карту, вступает в силу соглашение по кредитованию. Возможно, это предусматривает и выплату вами денег, например, за пользование картой, даже если вы ничего с неё не снимаете.

Подготовила Екатерина Донских

Японское слово «дзен» происходит от китайского слова «чань», которое, в свою очередь, происходит от санскритского «дхьяна», что переводится как «созерцание», «сосредоточение». Дзеном называется одна из школ буддизма, которая сформировалась в Китае в V-VI веках. Большое влияние на формирование дзена оказал даосизм, поэтому между этими течениями много общего.

Что такое «дзен»?

На сегодняшний день, дзен-буддизм является главной монашеской формой буддизма ветви Махаяна («большая колесница»), широко распространенной в Юго-Восточной Азии и Японии.

В Китае дзен-буддизм называется «чань-буддизмом», во Вьетнаме - «тхиен-буддизмом», в Корее - «сон-буддизмом». В Японию дзен-буддизм пришел относительно поздно - в XII веке, однако именно японская транскрипция названия этого направления буддизма стала самой распространенной.

В широком смысле дзен - это школа мистического созерцания, учение о просветлении. Под дзен понимают практику дзенских школ, также обозначаемую понятием «дхьяна» и являющуюся наиболее важной частью буддийской практики.

Как появился дзен-буддизм?

Традиционно первым патриаром дзена считается сам Будда Шакьямуни. Вторым патриархом - его ученик Махакашьяпа, которому Будда после молчаливой проповеди передал лотос, символизировавший пробуждение.

Тхить Нят Хань, вьетнамский дзен-буддистский монах и автор книг по буддизму, так передает эту историю.

«Однажды Будда стоял перед собранием народа на Пике Грифов. Все люди ждали, когда он начнет учить дхарме, но Будда молчал.

Прошло уже довольно много времени, а он ещё не вымолвил ни единого слова, в руке его был цветок. Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял.

Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся. И Будда сказал: «У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух нирваны, свободной от нечистоты реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе».

Этим улыбающимся монахом оказался как раз Махакашьяпа, один из великих учеников Будды. Махакашьяпа пробудился благодаря цветку и своему глубокому восприятию.

Бодхидхарма-патриарх чань-буддизма

Самым известным из патриархов дзен-буддизма является Бодхидхарма, или Дамо - первый патриарх дзена в Китае.

По преданию, Бодхидхарма, буддийский монах из Индии, прибыл в Китай по морю где-то в 475 году и начал проповедовать.

Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес так описывал появление первого патриарха китайского чань-буддизма: «Бодхидхарма перебрался из Индии в Китай и был принят императором, который поощрял буддизм, создавая новые монастыри и святилища. Он сообщил Бодхидхарме об увеличении числа монахов-буддистов. Тот ответил: «Всё принадлежащее миру - иллюзия, монастыри и монахи столь же нереальны, как ты и я». Затем он повернулся к стене и принялся медитировать. Когда вконец запутавшийся император спросил: «А в чём же тогда суть буддизма?», Бодхидхарма ответил: «Пустота и никакой сути».

По одной из легенд, в поисках истины Бодхидхарма провёл, медитируя в пещере, девять лет. Всё это время он посвятил смотрению на голую стену, пока не обрел просветление.

В Китае Бодхидхарма поселился в монастыре Шаолинь, незадолго до этого основанном на горе Суншань, где основал первую школу чань-буддизма. Дамо внёс большой вклад в развитие монастыря Шаолинь, передав монахам комплекс упражнений, позже названный цигун Дамо Ицзиньцзин, или цигун Бодхидхармы.

Интересно, что Бодхидхарму в Китае называли «бородатым варваром», из-за того, что в отличие от китайских монахов он носил бороду, а также то, что по одной из легенд Дамо был тем человеком, кто принес в Китай чай. Во время борьбы со сном медитирующий Бодхидхарма вырвал себе ресницы и бросил их на склон горы Ча. На этом месте выросло растение - чай.

Какие книги лежат в основе дзена?

В отличие от представителей других школ, дзенские монахи не концентрируются на чтении сутр и священных писаний. Бодхидхарма говорил, что дзен - это «непосредственный переход к пробуждённому сознанию, минуя традицию и священные тексты». Он же сформулировал четыре принципа дзен:

1.Особая передача вне священных писаний;
2. Дзен не опирается на слова и тексты;
3. Прямое указание на сознание человека;
4. Созерцая свою природу, становиться буддой.

Исследователь буддизма Дайсэцу в своей книге «Основы дзен-буддизма» писал: «Последователи дзена могут иметь свои доктрины, но эти, доктрины носят сугубо личный, индивидуальный характер и не обязаны своим возникновением дзену. Поэтому дзен не имеет дела с какими либо «священными писаниями» или догматами, а также не содержит в себе никаких символов, посредством которых раскрывалось бы его значение».

Дзен - это религия?

В общепринятом понимании религии, дзен - это не религия. В нём нет Бога, которому поклоняются, нет церемональных обрядов, ни ада, ни рая. Даже такого ключевого понятия как душа в дзен-буддизме не существует. Дзен свободен от всех догматических и религиозных условностей.
При этом дзен не является ни атеизмом, ни нигилизмом. Он не имеет дела ни с утверждением, ни с отрицанием. Когда что либо отрицается, то само отрицание уже включает в себя противоположный элемент. То же самое может быть сказано и об утверждении. В логике это неизбежно.

Дзен стремится подняться выше логики и найти высшее утверждение, не имеющее антитезы. Поэтому дзен не отрицает Бога, не и не утверждает его существования. По словам Судзуки, дзен в равной мере не является ни религией, ни философией.

Что такое сатори?

Ключевым понятием дзен-буддизма является сатори - просветление, свободное состояние ума, интуитивное внелогическое проникновение в природу вещей. По сути дела, сатори является для дзена альфой и омегой, целью и путем этого течения.

Судзуки в своей книге «Основы дзен-буддизма» так определил важность сатори для дзена: «Дзен, лишенный сатори, походит на солнце без света и тепла. Дзен может лишиться всей своей литературы, всех монастырей и всего своего убранства, но до тех пор, пока в нем есть сатори, он будет вечно жив».

Дзенские коаны

Один из способов, которым пользуются мастера дзена для того, чтобы направить монахов на путь просветления - чтение коанов, коротких рассказов, загадок или вопросов, которые часто не имеют рационального разрешения и часто ломают привычную логику. Цель коана - ввести человека в ступор, решение должно прийти к нему изнутри, интуитивно, как некое чувство или ощущение, а не вербальный логический вывод.

Самый известный из коанов рассказывает о том, как настоятель храма Мокурай поставил трудную задачу перед учеником по имени Тойо. Он сказал: «Ты можешь услышать хлопок двух ладоней, когда они ударяются друг о друга. Теперь покажи мне хлопок одной ладони». Тойо потратил целый год логических изысканий для решения коана, но все его попытки были тщетны. И только достигнув просветления и перейдя границу звуков, он смог познать звук хлопка одной ладони.

Виктор Пелевин в одном из интервью остроумно ответил на вопрос, слышал ли он хлопок одной ладони: «Много раз в детстве, когда мама шлепала меня по попке».

Эта статья для тех, кто испытывает иллюзии относительно применения духовных практик. Духовные практики — это не волшебная пилюля от ваших проблем. Более того, количество проблем может увеличиться после их применения. Почему так происходит, вы узнаете из этого материала.

Участники сообщества на Ключах Мастерства имеют достаточно высокий уровень осознанности. Но все же иногда попадаются комментарии с обвинениями, что духовные практики испортили жизнь. Поэтому выносим в отдельную статью базовые принципы, которые нужно учитывать, прежде чем начинать заниматься духовными практиками. Без понимания этих основ, успеха в применении любых техник духовной направленности, достичь вам будет сложно.


После применения духовных практик проблема может обостриться

Если человек использует практики в решении какого-то вопроса, поначалу ситуация может накалиться. Это происходит потому, что на поверхность сознания поднимаются непроработанные травмы, высвечиваются негативные убеждения. Кого-то это может испугать и заставить остановиться, оставить все как есть. Некоторые даже начинают обвинять духовные практики в своих бедах: «хотел проблему решить, а только хуже стало». Это связано с незнанием духовных законов и непониманием, как работают духовные инструменты. С помощью духовных практик человек связывается со своими высшими аспектами, выходит на связь с духовными наставниками. А на этом этапе единственный возможный для них способ ответить — высветить ситуацию со всех ракурсов.

Если вы хотите что-то получше разглядеть, вы включаете свет. По-другому рассмотреть не получится. И если вы увидели что-то нелицеприятное для себя, вы же не обвиняете свет, что он вам показал это. Свет помог увидеть. Также духовные практики помогают осознать, разобраться в ситуации, увидеть мудрость.Если человек только делает первые шаги к осознанной жизни, его путь еще в самом начале завален ограничениями, эмоциональными блоками, психологическими травмами. И пока он не разгребет эти завалы, он не сможет двинуться дальше.

Если человек еще не готов посмотреть в лицо своим страхам, вытесненным чувствам, качествам, он ошибочно воспринимает ухудшение ситуации как отрицательное действие духовных практик. Он не понимает, что ответственность за все происходящее с ним в жизни полностью лежит на нем. Если вы хотите получить ощутимый результат, применяя духовные практики, сначала осознайте, что сами создали текущую ситуацию, а потом выберите поступать по-другому. А духовные инструменты помогут исцелиться от травм и переписать негативные убеждения.


Духовные практики не решают ваши проблемы

Тренинги, курсы, книги по личностному росту обещают изменить вашу жизнь: проститься с одиночеством, избавиться от неуверенности в себе, обрести любовь, наладить отношения, улучшить здоровье, материальное положение. Но не все понимают, что только от них самих зависит результат. Не курсы и книги меняют жизнь, а ВЫ сами. Любая техника работает. Неважно, применяете вы методики из книг, рекомендации из статей или покупаете дорогой тренинг.

Духовные инструменты не решают проблему, решаете ее вы сами.

Без вашего участия ничего не получится. Вы ни один вопрос не решите, просто медитируя и не предпринимая никаких шагов в реальности. Любой навык не появляется на ровном месте. Его нужно нарабатывать. Любая цель требует вложения сил, энергии, времени. Это цена, которую вы платите — отказ жить по-старому, принятие вызова кардинально изменить какую-то сферу своей жизни. Медитировать на привлечение денег бесполезно, если вы ничего не делаете, чтобы повысить квалификацию или найти работу. Похудеть невозможно от одних аффирмаций на стройность. И в том и в другом случае нужны ВАШИ действия.

Духовные практики + действия в жизни = достижение результата.


Духовные практики — не волшебная пилюля

Люди заблуждаются, когда ждут эффекта волшебной пилюли от духовных практик. Принял ее один раз и излечился. Ничего не изменится, пока человек не поймет, что он творец своей жизни, а духовные практики — всего лишь инструмент в его руках. У каждой медитации или практики есть своя цель: одни помогают исцелиться от боли, другие направлены на открытие талантов, достижение цели. Но все они помогают выстроить вашу связь с духом. Если вы используете их как рецепт от недуга, ожидая конкретного результата, вы столкнетесь с разочарованием.

Пример. Девушка хочет быть любимой, ревнует молодого человека и доводит отношения до разрыва.
Ее цель — вернуть расположение парня, доказать, что она достойна любви. В связи с этим применяет практики по увеличению привлекательности. А вместо этого получает обучающие ситуации, которые несут мудрость: научись принимать себя такой, какая ты есть, полюби себя. В этом случае ее ожидания от духовных практик не оправдываются, потому что она отнеслась к ним как к волшебной таблетке. Но если эта девушка поймет, чему ее хотели научить, то в результате получит гораздо больше, чем хотела:

Выстроит духовный стержень, раскроет внутренний источник любви, что позволит обрести любовь и уважение к себе.

Находясь внутри неблагоприятных обстоятельств, тяжело увидеть в них совсем иной смысл. Нужно обладать смелостью и готовностью увидеть то, на что больно смотреть, от чего всю жизнь отворачивались.У меня есть знакомые, которые время от времени ноют о том, как у них все плохо. Раньше я тратила силы, рассказывала о своем опыте, как я изменила ситуацию. Надеялась, что они прислушаются. Но когда они слышат, что мне помогло признание ответственности и выбор, в их глазах сразу теряется интерес, потому что они ждут пилюлю. Жаловаться легче, чем признать, что сами создали обстоятельства, в которых находятся.

Духовные практики не работают как лекарство, как таблетка.

Они показывают путь, на что обратить внимание, чтобы справиться с болезненной ситуацией. Это испытание, но если вы его выдержите, получите гораздо больше чем, решение проблемы.

Суши - это очень привлекательное блюдо, даже если вы не слишком любите рыбу. Кроме того, натуральный состав делает его здоровой и полезной пищей. Но есть ряд нюансов, которые необходимо учитывать. В суши может оказаться несвежая рыба, вы можете переусердствовать с васаби и даже отравиться. Есть определенные правила и полезные рекомендации, которые нужно иметь в виду.

Выбор ресторана

Мы, как правило, предполагаем, что в любом месте, где подают суши, его готовят качественно. Дело обстоит совсем не так. В лучшем случае посредственный суши-ресторан вас просто разочарует. В худшем случае можно оказаться в больнице с пищевым отравлением.

Есть несколько признаков, которые помогут вам убедиться, что вы выбрали хорошее заведение. Не думайте, что высокая цена означает отличную еду, потому что многие рестораны будут более чем счастливы поживиться за ваш счет. Но и слишком дешевых мест определенно стоит избегать. Рис никогда не должен быть холодным, водоросли не должны быть сырыми. А если, входя в помещение, вы почувствовали запах рыбы, следует немедленно уйти и поискать другое место.

Вероятно, нам не нужно рассказывать вам, что произойдет, если вы съедите много плохой сырой рыбы. Мы также уверены, что вы, вероятно, не хотите стать ходячей демонстрацией последствий. Но есть несколько простых способов, чтобы убедиться в том, что суши, по крайней мере, не убьет вас. Как мы уже говорили, ресторан, который пахнет рыбой, - это крайне неудачный вариант. Кроме того, не будет лишним узнать, откуда они берут свою рыбу, правильно ли она заморожена, выращена она или поймана в дикой природе - все эти факторы могут повлиять на качество вашей пищи.

Существует также общее правило: не заказывать рыбу, включая суши, во вторник, потому что рынки закрыты по понедельникам, поэтому рыба, которую вы едите, вряд ли будет свежей.

Правильный порядок

Учитывая, насколько вкусными могут быть суши, очень легко увлечься едой, не задумываясь о том, как именно вы это делаете. Мало кто знает, но суши требуют определенной последовательности, в которой их следует кушать. Начинать следует с более легкой рыбы, затем перейти к более жирной (лосось и скумбрия). Тунец очень богат жирами, потому его нужно есть последним.

У вас вполне могут быть свои личные предпочтения, когда дело доходит до того, в каком порядке вы едите суши, но соблюдение этого правила гарантированно подарит вам новые впечатления от любимой еды.

Не увлекайтесь соевым соусом

Соевый соус и суши всегда идут вместе. Кушать одно без другого кажется почти кощунственным или, по крайней мере, неудачным. Некоторые из нас не ограничивают себя в применении соуса, даже не подозревая, что это может испортить вкус нашей еды.

Дело в том, что рис, который входит в состав суши, уже был приправлен соевым соусом вашим шеф-поваром во время приготовления. Добавление большего количества перегрузит вкус и испортит его. Только рыбная часть суши должна касаться соевого соуса. Окуните его один раз и съешьте.

Правильное применение имбиря

К суши, как правило, подают маринованный в сахаре и уксусе имбирь. Может возникнуть соблазн предположить, что это своего рода дополнение к вашему заказу, но это не так. Не ешьте его вместе с суши.

Этот вид имбиря, который известен как гари, на самом деле - нежное очищающее средство, предназначенное для сброса ваших вкусовых рецепторов после каждого укуса суши, для того чтобы в полной мере оценить вкус следующего. Это результат кислой природы имбиря, который действует как противоядие от вкуса морепродуктов. Используйте его правильно, чтобы в полной мере насладиться вкусом суши.

Как обращаться с васаби

Васаби является неотъемлемой частью японской национальной кухни. Он не только добавит остроты вашей рыбе, но также очень полезен для здоровья. Главное правило - никогда не смешивать его с соевым соусом, так вы только испортите вкус и того, и другого.

Если васаби для вас оказался чрезмерно острым или вы съели слишком много, есть несколько способов облегчить жжение. Следует вдыхать через нос и выдыхать через рот, чтобы более эффективно рассеивать пары. Выпейте немного воды после, а еще лучше сделать глоток чая заранее.

Не все виды суши одинаково полезны

Суши имеет репутацию в высшей степени здоровой пищи. Рыба действительно содержит полезные витамины и микроэлементы.

Но суши - это многокомпонентное блюдо с множеством вариантов комбинаций, и некоторые из них относятся к здоровому питанию, а некоторые - нет. Суши со свежей рыбой, например, - это двойная польза, так как в нем есть овощи. А вот излишки соуса вам точно не на пользу. Имеет смысл избегать жареной пищи (поэтому держитесь подальше от тэмпуры). И не забывайте, что некоторые виды рыб могут быть с высоким содержанием ртути. Наконец, постарайтесь не забывать о том, что все хорошо в меру: нельзя питаться только суши.

Попробовать нечто новое

Суши - это увлекательный стиль приготовления пищи, это красиво и вкусно и одновременно захватывающе. А еще это огромное поле для экспериментов, поэтому не стоит превращать употребление блюда в рутину. Если вы едите калифорнийские роллы, лосося и почти ничего больше, возможно, пришло время попробовать что-то более необычное.

Вот лишь несколько новых разновидностей суши: дракон-роллы (угорь, огурец и авокадо), паук-роллы (мягкая раковина краба тэмпура с огурцом) и футомаки (комбинация из пяти видов начинки). Стоит приложить лишь немного усилий, чтобы почувствовать, как вас охватывает азарт. Именно это делает суши таким привлекательным изначально. Решившись внести разнообразие в свой выбор, вы точно не прогадаете.

Откажитесь от саке

Кажется естественным, что саке сочетается с суши, ведь это два атрибута традиционной японской кухни. Но это не так. Большинство видов саке не особенно кислые, они могут казаться довольно нейтральными и мягкими в сочетании с рисом суши, рыбой и соевым соусом (все это является очень кислым). Некоторые насыщенные виды саке могут притупить более тонкие аспекты вкуса вашего суши.

Если вы хотите соединить алкогольный напиток с суши, почему бы не попробовать шампанское? Хорошо подобранный напиток оттенит вкус сырой рыбы, а розовое шампанское прекрасно уравновешивает вкус соевого соуса.

Вы твердо решили написать сценарий? Кажется, что может быть проще. Кино мы смотрим часами и днями, сценарные ходы знаем, а сюжетов, согласно классификации Польти, всего 36.

Я уверен, что вы сможете решиться и написать свою историю, если захотите. Но для начала - давайте разберемся в отличии сценария от других литературных форм.

1. Сценарий - это не окончательный творческий продукт

Ваш сценарий никто не будет читать как «Войну и мир» в средних школах. Это не то, что вы можете выплеснуть на бумагу в любой форме. Сценарий - полуфабрикат фильма, который еще должны «приготовить» режиссер, актеры, оператор, художники и многие другие.

Так что же сложного в сценарии? Сценарий - это протокол «преступления». «Преступление» - это то кино, которое вы видите в своей голове. Хорошие сценарии не пишутся, а записываются. То есть надо сначала увидеть кино, сцены, действия и характеры персонажей, потом записать то, что пронеслось в вашей голове и в ваших мыслях. Поэтому самое сложное для новичка - понять, что сценарий видит и слышит зритель. Увы, только эти два канала информации работают в кинематографе.

Ничего сложного, скажете вы, я писал рассказы и стихи, пытался писать повести и даже мечтал о романе - напишу и сценарий. Да, напишете, но придется оставить обороты типа «он подумал, что ему следовало бы» или «в его душе разыгрывалась нешуточная буря от предстоящего выбора» и тому подобное.

Все, что написано в сценарии, необходимо сыграть актеру и поставить режиссеру, поэтому запишите, «как и что» они должны сыграть и изобразить на экране. А вот про внутренние чувства или сомнения зритель должен догадаться исходя из того, чтобы вы «показали и рассказали».

2. Персонажи - это живые люди


Они уже «жили» до того, как попали в объектив вашего внимания. Если люди в вашей истории начинают делать то, что не делали до начала фильма, у меня как у зрителя возникает вопрос - почему именно сейчас человек, который никогда не предпринимал ничего интересного, решил пойти на подвиг, или «налево», или поменять профессию/жизнь, полететь в космос и тому подобное.

Персонажи, как и мы, - живые люди. Мы всегда действуем по своим правилам, по пути наименьшего сопротивления, идем теми способами и дорогами, которые уже проложены ранее и нам комфортны. Если что-то заставляет нас изменить жизнь, то это должны быть сильные внутренние или внешние причины. Почему же ваши персонажи могут делать резкие повороты в судьбе без мощной мотивации?

3. Персонажи действуют самостоятельно


Это странно звучит и еще более странно происходит в жизни. Но, поверьте, когда студенты начинают писать сценарии, к середине курса они испытывают первое удивление, осознав, что их персонажи сами решают, как им быть. Это выглядит несколько шизофренично, но реальность такова - чем лучше вы придумали персонажа, тем больше шансов, что он сам начнет подсказывать автору, что с ним будет происходить.

Когда мои студенты пишут короткий метр, им кажется, что сейчас, на протяжении 10-20 минут экранного времени, ничего не может изменить первоначальный замысел. Однако персонаж «оживает» и к финалу сам решает за себя. Тогда выясняется, что начальные страницы нужно переписывать «с нуля». А потом - середину. А потом - снова смотреть, что получилось в конце. Не буду говорить, сколько таких итераций приходится делать со сценарием полного метра. Много.

4. Сценарий не пишется, а переписывается


То, что вы увидели и написали вначале, никогда, абсолютно никогда, я это подчеркиваю, не становится финальным вариантом. Всегда есть правки, которые персонажи вносят в историю помимо воли автора. Это «страшно» с точки зрения здравого смысла, но нормально с точки зрения сценарного мастерства. Многие сценарии имеют по 10-20-30 драфтов (версий сценария - примечание автора). Это жизнь.

5. Реплики должны быть нужны персонажам, а не зрителям


Почти все мои студенты поначалу насыщают свои короткие, да и полные метры огромным количеством диалогов и монологов. Несмотря на то, что в курсе обучения есть специальное задание - создание «немого» этюда, - трудно избавиться от соблазна рассказать «все, что надо знать зрителю». Возможно, это дурное влияние телевидения прошлых лет или способ «пойти по пути наименьшего сопротивления».

Но тут автор должен сказать себе строгое «нет» и запомнить, что зритель подглядывает за жизнью героев «в замочную скважину». Поэтому все реплики и разговоры должны быть нужны персонажам, а не зрителям. Например, если два персонажа в сцене начинают обсуждать информацию, которая им обоим хорошо известна и не содержит конфликта, то у зрителя появляется справедливый вопрос: «Они совсем дураки? Зачем им говорить друг другу то, что они оба прекрасно знают».

В этот момент зритель понимает, что все это говорят именно для него. То есть персонажи знают, что за ними наблюдают и ведут себя неестественно. От этого эффект подглядывания за реальной жизнью теряется, и зритель остается разочарованным. Ведь мы все очень любим подглядывать и быть незамеченными. Я имею в виду кино, естественно.

6. Не стоит буквально воспроизводить жизнь


Если вы хотите написать сценарий по реальным событиями или биографии реальных людей, то не стоит буквально воспроизводить жизнь и последовательность событий. Жизнь отличается от кино тем, что в ней очень много пауз, где ничего не происходит: пробка, поездка в метро, перелет Москва-Владивосток и так далее.

Если показать это в режиме реального времени в кинофильме или телесериале, зритель не оценит вашей реалистичности. Кино - это музыкальная гармония, где сочетаются действия и паузы в правильной последовательности, но все же таким образом, чтобы за полтора-два часа зритель прожил какой-то важный участок жизни вместе с героем.

7. Берите самые яркие моменты реальной жизни


Конфликт - это основа драматургии, вы же знаете? Самый интересный выбор - между плохим и плохим. Вот что будет держать зрителя.

Конфликт, непростое решение, преодоление, борьба, страдание, нереализованное желание - все, что вызывает стресс у героя, доставляет зрителю удовольствие от просмотра.

Уверен, что вы сможете решиться и написать свою историю, если захотите.

Как написать заявку на питчинг


Питчинг - это соревнование проектов. Либо продюсерских, где уже есть смета, съемочная группа и режиссер. Либо сценарных - это там, где соревнуются только истории. Поговорим про вторые.

Для заявки на сценарный питчинг надо выбрать все самые важные сцены, которые ведут нас (зрителей) от начала до конца истории. Показать в тексте самые сложные и интересные конфликты, сделать акцент на кульминации. И обязательно рассказать, чем кончилась история.

Многие авторы предпочитают не писать содержание истории полностью, ограничиваясь общими словами типа «а дальше было много приключений» или «все закончилось очень неожиданно». Это отталкивает отборочные комиссии, наводит их на мысль, что автор просто не написал и не придумал те самые «приключения» и «неожиданный финал». В результате такие заявки остаются за бортом питчингов, а сами авторы обижаются на организаторов и отборщиков.

Написание сценария - это интересный, но сложный процесс, который захватывает полностью и доставляет огромное удовольствие.

Если вы чувствуете в себе потребность и способность написать сценарий - присылайте краткое описание своей истории (на одну страницу) на адрес. Мы прочтем их все, и три автора получат 10% скидку на обучение в 8-й сценарной мастерской Олега Богатова, которая стартует осенью 2017 года.

Новое на сайте

>

Самое популярное