Домой Россельхозбанк Государственный сектор. Государственный сектор в экономике

Государственный сектор. Государственный сектор в экономике


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "" в других словарях:

    - (public sector) Часть смешанной экономики (mixed economy), охватывающая деятельность центральных и местных властей. В государственный сектор экономики входят образование, Национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный… … Словарь бизнес-терминов

    - (public sector) Часть смешанной экономики, охватывающая деятельность центральных и местных властей. В государственный сектор экономики входят образование, Национальная служба здравоохранения, социальное обслуживание, общественный транспорт,… … Финансовый словарь

    государственный сектор экономики - Часть смешанной экономики, охватывающая деятельность центральных и местных властей. В государственный сектор экономики входят образование, Национальная служба здравоохранения, социальное обслуживание, общественный транспорт, полиция, местные… … Справочник технического переводчика

    государственный сектор экономики - Отрасли хозяйства, находящиеся полностью или в значительной степени в руках государства, они включают национализированные предприятия, правительственные и муниципальные службы, общественные объединения (в противоположность частному сектору). Syn … Словарь по географии

    Совокупность проводящих экономическую деятельность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми и нанимаемыми ими лицами. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш … Экономический словарь

    Часть экономики, находящаяся в собственности государства; материальная основа выполнения государством своих целей (управление, обеспечение обороноспособности, охрана общественного порядка, решение социальных проблем, развитие образования, науки и … Географическая энциклопедия

    Государственный сектор экономики - (госсектор) совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности и финансируемых из средств государственного бюджета (федерального или региональных) … Экономика: глоссарий

    Сектор экономики крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, экономическими целями, функциями и поведением, что позволяет отделить ее от других частей экономики в теоретических или практических целях. В зависимости … Википедия

    Финансовый словарь

    Часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный… … Словарь бизнес-терминов

Книги

  • Основы моделирования экономического поведения домохозяйств. На базе данных RLMS-HSE. Лекции для социологов. Учебник , Рощина Яна Михайловна. Совокупность домохозяйств представляет собой отдельный сектор экономики, где собираются доходы и производятся расходы и сбережения, платятся налоги, осуществляются инвестиции времени и денег…

Также в случае продолжения снижения курса доллара по отношению к рублю, ряд крупных банков стран Содружества может испытать значительные трудности. Это обстоятельство, а также сокращение объемов золотовалютных резервов могут вызвать проблемы в банковских системах этих государств.

На сегодняшний день можно сказать, что правительство борется с кризисом в большей степени административными методами, нежели чем экономическими. Правительство, дабы не допустить резкого роста цен, ограничило перемещение денег по рынкам. Сейчас рублю абсолютно некуда податься. Рынок ценных бумаг − как государственных, так и корпоративных− фактически не работает. Обновленные ГКО торгуются мизерными, по сравнению с серединой 1997 года, объемами. Валютный рынок пребывает в стагнации после того, как правительство и Центральный банк жестко привязали покупку долларов к наличию у покупателя импортного контракта.

Тема 8. Госсектор как инструмент государственного регулирования экономики

Сущность, структура и значение госсектора в экономике

Организации, находящиеся под контролем или руководством государственных властей, владеющих ими частично или полностью, образуют государственный сектор национального хозяйства.

Такое определение госсектора сужает его понимание и сводит по существу к государственной собственности. Действительно, государственная собственность – ключевое звено госсектора, но его понятие значительно шире.

Важнейшая роль госсектора – аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции определенной модели экономики.

Пример: Швеция занимает первое место в мире по размеру госсектора, напротив, размер госсобственности в Швеции относительно невысок.

Под государственной собственностью обычно понимают комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам власти.

Масштабы госсобственности оцениваются рядом показателей:

Долей производства госсектора экономики в общем объеме производства.

Удельным весом продукции, производимой госсектором по отраслям.

Долей в объеме основных фондов.

Долей от общего объема инвестиций в основной капитал.

Численностью работников на государственных предприятиях.

Наиболее полно масштабы госсобственности, можно определить по показателям:

Доли госрасходов по отношению к ВВП.

Доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет.

В настоящее время государственный сектор экономики в различных странах играет неодинаковую роль. Государственная деятельность может осуществляться на нескольких уровнях: на правительственном, промежуточном – мезо-

уровне (субъекте РФ) и местном. Национальное правительство, как правило, везде ответственно за оборону, выпуск денег, международную торговлю, почту,

и другие направления деятельности общества.

В развитых индустриальных государствах между государственными и частными структурами выделяются два наиболее важных различия:

Во-первых, лица, ответственные за управление государственным учреждением, либо выбираются, либо назначаются тем, кто уже выбран;

Во-вторых, государственные структуры имеют такие права, которые у частных отсутствуют. Государство имеет право принудить всех платить налоги.

У государства есть право воспользоваться собственностью других владельцев для общественных нужд, но при этом оно должно оплачивать им справедливую компенсацию (право исключительного суверенитета). В большинстве развитых стран государство может обязать молодежь к службе в армии. В частном секторе все контакты, обмены добровольны, и, соответственно, никакого принуждения частные институты делать не вправе.

Наибольшее распространение государственный сектор экономики получил в Европе. Во многих отраслях ее экономики, прежде всего в топливно-энергети- ческом комплексе, электроэнергетике, на транспорте, доля государства превышает половину. По удельному весу государственной собственности в национальном хозяйстве идут, по мере убывания, Австрия, Франция, Великобритания, Германия, Швеция, Нидерланды, Италия. Из развитых стран мира относительно невелика роль государства в экономике Японии и минимальна в США. При этом даже в этих странах во второй половине ХХ в. увеличилось участие государства во владении железными дорогами, федеральными автомобильными шоссе. В США к концу 90-х гг. они давали 30% налоговых поступлений от совокупного производства страны. Государственные расходы составляли более 1,5 трлн. долл., или 35% совокупного производства, а до Первой мировой войны эти показатели были менее 10%.

В индустриальных странах государство в определенных сферах приобретает значительное воздействие на решение проблем частных производителей с помощью субсидий. Роль государственного сектора возрастает при регламентировании деятельности производства, финансировании различных федеральных и правительственных программ. Государство предоставляет разнообразные дотации производителям при покупке оборудования, частным лицам в социальной сфере. В последние десятилетия большое распространение получили скрытые субсидии, когда государство, к примеру, ограничивает импорт какогото иностранного товара или облагает его пошлинами. Несмотря на усилия Всемирного торгового общества, ратующего за открытость экономики и свободное перемещение товаров и капиталов, страны большой семерки создают условия для поддержки своих товаропроизводителей, в результате цены на собственные товары увеличиваются. Таким образом, американские, французские, канадские

и другие производители конкурирующих товаров получают поддержку. Государство широко обеспечивает также скрытое субсидирование путем кредитования по низким процентным ставкам, гарантирования займов и регламентации производства.

Ежегодно правительства развитых стран осуществляют закупки товаров и услуг на достаточно большие суммы, что делается в целях национальной обороны, эксплуатации дорог, обеспечения образования, соблюдения порядка и т.д.

Не случайно в бюджетах большинства государств расходы на силовые структуры и социальные программы занимают ведущее положение.

Многие развитые страны взяли курс на сокращение государственной собственности. После того, как в 60-е-70-е гг. были осуществлены значительные государственные финансовые вливания в малорентабельные предприятия базовых отраслей промышленности, транспорта, связи, правительства европейских стран пошли на частичную распродажу государственного имущества, прежде всего предприятий машиностроения и связи, которые перешли в ведение транснациональных монополий. Сокращению государственного сектора способствует также конверсия оборонно-промышленных предприятий. После прекращения «холодной войны» правительства большинства развитых стран уменьшили заказ на изготовление военного оборудования. На размеры государственного сектора в индустриальных странах, на наш взгляд, все в большей степени влияет информатизация и компьютеризация производства. Развитые страны, прежде всего США, занимают лидирующее место в системе Интернета.

Перспективы развития государственного сектора экономики в каждой стране носят отпечаток истории государства. С одной стороны, например, в Китае – самом большом государстве мира – доля государственного сектора уменьшается, и в настоящее время в нем производится примерно 40% национального дохода, а с другой стороны, в динамично развивающихся странах, таких, как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Таиланд, расширяется доля государственного сектора и можно сказать, что они повторяют историю европейских стран с разницей в 40-50 лет.

Место и роль госсектора в реформировании российской экономики

В Советском Союзе были только государственные предприятия и в сельском хозяйстве, как исключение, колхозно-кооперативные. С реформированием экономики стало возможным функционирование предприятий различных форм собственности. После 1991 г. начало быстро расти количество частных предприятий, смешанных, а также появились иностранные владельцы. С каждым годом уменьшается количество государственных и муниципальных предприятий, и их число составляет менее 11% от общего. Такие данные не полностью характеризуют роль и значение этих предприятий и организаций в экономике. В определенной степени показатели о количестве предприятий дополняют данные о занятости на предприятиях различных форм собственности. С 1992 по 1999 гг. в 2,1 раза уменьшилась численность работающих на муниципальных и государственных предприятиях, но и сейчас на них работают 24,6 млн. человек, или 38,1% от общей численности занятых в экономике.

Переданные менее чем за десять лет в частную собственность предприятия практически не имеют реальных владельцев, подобно действующим в рыночной экономике других государств. Владельцы частных предприятий стараются максимально извлечь прибыль из приобретенных ими с минимальными затратами основных фондов. Это ведет к тому, что новые хозяева не инвестируют

производство и часто переводят полученные прибыли за рубеж, что является одной из причин массового оттока капитала из России на протяжении целого десятилетия.

В сентябре 1999 г. Председатель Правительства РФ В. Путин подписал Постановление «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации», в которой дана подробная характеристика существующего государственного сектора в отечественной экономике и сформулированы основные задачи по повышению эффективности его функционирования.

Государственный сектор экономики России включает следующее:

государственные унитарные предприятия;

государственные учреждения;

государственную казну Российской Федерации;

акционерные общества и другие предприятия, имеющего государственную долю в уставном капитале;

недвижимое имущество.

Особым предметом государственной собственности являются: земля, недра, леса и другие природные ресурсы, а также объекты индивидуальной собственности и права на эти объекты. Поскольку результаты их производства и услуг наступают с момента создания предприятий и организаций, то при рассмотрении функционирования государственного сектора экономики эта часть государственной собственности, как правило, не рассматривается.

Государственные предприятия могут быть только унитарными, т.е. юридическими лицами, не наделенными правом собственности на закрепленное за ними имущество. Имущество такого предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Для достижения поставленных в концепции целей регулирования необходимо соблюдение следующих принципов в управлении государственным имуществом:

определение целей управления;

выбор способов достижения целей;

построение системы управления;

обеспечение эффективности управления;

обеспечение профессионализма в управлении.

Ведущая роль в управлении госимуществом принадлежит Министерству имущественных отношений Российской Федерации, которое наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к федеральной собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом таких предприятий, ведет их реестр, решает проблемы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль эффективности использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями.

До сих пор в стране отсутствует полный реестр унитарных предприятий. Поэтому ни Минимущество, ни региональные органы власти не имеют исчерпывающей информации об активах унитарных предприятий и основных показателях финансово-хозяйственной деятельности.

Эффективность госимущества в рамках акционерных предприятий

После приватизации государственной собственности у значительной части акционерных предприятий часть уставного капитала принадлежит государству. Всего Российской Федерации принадлежат акции примерно в 4 тыс. хозяйственных товариществ и обществ (т.е. в любом хозяйствующем субъекте, имеющем право юридического лица), и в около 500 акционерных обществах государство Российская Федерация использует специальное право по их управле-

нию («золотая акция»).

В зависимости от степени участия государства в уставном капитале акционерные общества (АО) классифицированы следующим образом:

– 84 АО (в 1999 г. – 382);

от 50 до 99% – 615 АО (470);

от 25 до 50% – 1348 АО (1601);

менее 25% – 1718 АО (863).

В зависимости от организационно-правовой формы хозяйствующие субъекты, в уставном капитале которых имеется доля государства, подразделяются следующим образом:

открытое акционерное общество – 3611;

закрытое акционерное общество – 251;

общество с ограниченной ответственностью и товарищество – 34. Федерация получила дивиденды от закрепленных акций в следующем

1995 г. – 115 млн. деноминированных руб.;

1996 г. – 118 млн. руб.;

1997 г. – 271 млн. руб.;

1998 г. – 575 млн. руб.

В соответствии с концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации целями управления в хозяйственных обществах являются:

1) увеличение неналоговых доходов федерального бюджета;

2) обеспечение выполнения АО общегосударственных функций (оборона, безопасность, социальные программы, регулирование естественных монополий);

3) стимулирование развития производства, улучшения финансово-эконо- мических показателей деятельности АО, а также привлечение инвестиций;

4) сокращение количества хозяйственных товариществ и обществ, в уставных капиталах которых имеется доля государства, сокращение расходов, связанных с их управлением;

5) реструктуризация предприятий, отраслей, создание вертикально интегрированных структур.

До сих пор в стране нет полного реестра государственной недвижимости, отсутствует рыночная система оценки объектов аренды, что ведет к постоянному занижению стоимости, недополучению платежей и является одной из материальных основ для распространения коррупции в стране.

Процессы разгосударствления и приватизации собственности в РФ Сущность разгосударствления. Особенности и этапы осуществления

приватизации в РФ

Приватизация – это процесс передачи частному сектору (физическим и негосударственным юридическим лицам) полностью или частично имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Разгосударствление экономики – более широкий процесс, чем просто приватизация. Происходит разделение собственности на федеральную, муниципальную, местных самоуправлений и т.д.

В конце 80-х – начале 90-х гг. в процессе выбора путей экономического развития России актуальной задачей стало реформирование собственности. Свыше 90% предприятий в Советском Союзе принадлежали государству, около 10% – колхозам. В силу того, что темпы роста производственного потенциала, повышения уровня жизни населения с 60-х гг. неуклонно снижались, был взят курс на разгосударствление и приватизацию. Формирование секторов малого бизнеса, предпринимательства, переход крупных предприятий в частную сферу должны были, по замыслу реформаторов, обеспечить повышение эффективности общественного производства, рост производительности труда.

Подготовка к реальной приватизации в России началась с распада Советского Союза. 29 декабря 1991 г. Б.Н. Ельцин подписал Указ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий». В этот период начинается активное осуществление приватизации в соответствии с Государственной программой «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 г.». В это время было принято решение о безвозмездной приватизации на основании ваучеров – государственных ценных бумаг целевого назначения, которые выдавались абсолютно всем гражданам России и оценивались в 10000 руб., как часть госсобственности, которая принадлежала отдельному человеку. Каждый житель РФ независимо от возраста, социального положения, уровня доходов получил ваучер, дававший право приобрести акции приватизированных предприятий. Держатель чека мог его использовать по своему усмотрению.

Приватизация не оказала позитивного влияния на динамику макроэкономических показателей, которые были отрицательны в нашей стране с 1989 г. Наоборот, сокращение объемов производства в промышленности, строительстве и других отраслях материального производства в первые годы разгосударствления приобрело более высокие темпы, чем раньше. После того, как закончился ваучерный процесс приватизации, во втором полугодии 1994 г. начался ее денежный этап. Его целью являлась продажа предприятий за денежные средства и максимизация бюджетных доходов. Для осуществления данного этапа в 1997 г. был принят Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ».

В настоящее время прогноз объемов приватизации рассматривается ежегодно Государственной Думой РФ с учетом современной конъюнктурной ситуации. Указанный выше закон расширяет методы приватизации, стоимость объектов определяется с учетом размеров уставного капитала, балансовой

оценки и рыночной стоимости, проводятся коммерческие конкурсы с инвестиционными (социальными) условиями, используется понятие «аренда с выкупом по рыночной стоимости».

Динамика изменения государственной собственности показана в таблице 11. За 1992-1997 гг. изменили форму собственности 129,5 тыс. предприятий (организаций).

Таблица 11

Структура приватизированных предприятий (объектов) по формам собственности и способам приватизации в 1993-1997 гг.

Показатели

Число приватизированных предприятий

(объектов) – всего

в том числе по формам собственности

(на дату приватизации)

муниципальная

субъектов Российской Федерации

федеральная

Структура приватизированных предприятий

(объектов) по способам приватизации, в % к итогу

в том числе:

акционирование

продажа на аукционе

на коммерческом конкурсе на социальные условия

выкуп арендованного имущества

продажа имущества ликвидируемых, ликвидиро-

ванных и незавершенных строительством объектов

продажа недвижимости

продажа земли

инвестиционные конкурсы и прочие

Прошло десять лет активного реформирования экономики. После затянувшегося кризиса постепенное улучшение началось во второй половине 1999 г. за счет роста производства импортозамещающих товаров, благоприятной мировой конъюнктуры.

Одна из главных причин негативного результата приватизации – это ее завышенный, ускоренный темп, который опережал и формирование нормативноправовой базы, и создание соответствующих федеральных и муниципальных структур по управлению процессом приватизации, а также госсектором, и формирование нового, рыночного менталитета граждан.

По завершении первого этапа приватизации фактически не были обнародованы цифры о реальном количестве собственников в Российской Федерации. До лета 1998 г. довольно интенсивно продолжалась концентрация акций у определенного круга лиц и, как результат, активно развивался процесс расслоения населения. В настоящее время, по некоторым оценочным данным, в стране насчитывается не более 10 млн. собственников.

Поступление средств от приватизации предприятий практически не оказывает существенного влияния на российскую экономику. Это свидетельствует о том, что при денежной приватизации спрос имеют высоколиквидные предприятия, а у абсолютного большинства предприятий – номинальные ценные бумаги, которые не находят места на фондовом рынке. Ситуация трудно разрешимая, и сейчас никто не говорит о позитивных результатах распродажи государственного имущества.

Для нашей экономики это болезненно в силу того, что многие программы перехода к рынку предусматривали активное использование иностранного капитала как одно из условий приватизации. Экономика не получила средства для модернизации производства.

С 1992 г. в стране действовал Комитет по управлению государственным имуществом, сейчас его заменило Министерство имущественных отношений, которое имеет свои структуры во всех субъектах РФ. Минимущество РФ вместе с Российским фондом федерального имущества должно осуществлять процессы дальнейшей приватизации, а с 1998 г. его главной целью стало управление собственностью государства.

Национализация как антипод приватизации

Национализация означает отчуждение имущества у частных лиц в собственность государства, осуществляемое на основе специального акта компетентного государственного органа. Некоторые экономисты называют приватизацию денационализацией, и поэтому можно посмотреть на этот процесс со следующей стороны: если приватизация проведена неудачно и государству, правительству не удалось добиться поставленных вначале целей, то какой может быть выход из создавшейся ситуации?

Во многих странах Западной Европы в послевоенный период после кризиса перепроизводства крупные предприятия промышленности (авиа-, автомобилестроения, угольной и др.) были национализированы, но после внедрения новых эффективных технологий, наращивания производства они передавались в частные руки. Однако если эта приватизация проходила неудачно, правительство с помощью финансовых рычагов, прежде всего выкупа акций, приобретало контроль над отдельными предприятиями. Все это говорит о том, что приватизация, как любой процесс реформирования, не всегда может заканчиваться только положительно. Могут быть ошибки, которые надо исправлять, и самым простым способом, по-видимому, является обратный переход имущества государству. На наш взгляд, процесс приватизации должен обязательно дополняться процессом национализации как методом преодоления допущенных при приватизации ошибок и злоупотреблений. В нормативный пакет документов о приватизации обязательно должен входить закон о национализации.

Население нашей страны национализацию в основном воспринимает в той форме, в какой она осуществлялась в революционный период перехода от капитализма к социализму – массового насилия, часто с использованием смертных казней, лишением бывших владельцев всех гражданских прав и другими жестокими методами. Национализация как антипод приватизации должна, пре-

жде всего, подразумевать переход предприятия государству за счет массового выпуска акций реформируемого общества. Никаких насильственных методов без доказательства судом нарушения закона не должно применяться.

Отдельные субъекты Российской Федерации приняли региональные законы о национализации, в частности, это относится к Татарстану. На наш взгляд, необходимо изучать и распространять данный опыт на всей территории России, и исправлять допущенные ошибки в процессе приватизации с учетом опыта развитых стран, государств Восточной и Центральной Европы. Но к концу 2003 г. федеральный закон о национализации в РФ, по-прежнему, не прошел все необходимые стадии в Госдуме.

Структура современных органов управления, занимающихся управлением государственной собственностью в РФ

Ведущая роль в управлении госимуществом принадлежит Министерству имущественных отношений Российской Федерации, которое наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к федеральной собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом таких предприятий, ведет их реестр, решает проблемы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль эффективности использования имущества, закрепленного за унитарным предприятиям.

В связи с особой важностью поставленных перед Минимуществом задач, руководители его структур на уровне субъектов Российской Федерации согласовываются главой администрации, законодательным органом и назначаются министром. В РФ такой сложный порядок существует только при назначении руководителей структур МВД и Министерства финансов.

Отраслевые федеральные органы исполнительной власти утверждают уставы унитарных предприятий, назначают на должность (освобождают) их руководителей, заключают (расторгают) контракты с руководителями предприятий. В 2001 г. большинство руководителей унитарных предприятий таких контрактов не имело.

Один из главных недостатков в управлении унитарными предприятиями состоит в том, что их руководители могут бесконтрольно управлять финансовыми потоками своих предприятий, самостоятельно принимать решения о направлениях использования прибыли. Юридически они не связаны необходимостью согласовывать свои решения с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимостью). В свою очередь, полномочия собственников не позволяют требовать от руководителей унитарных предприятий достижения определенных качественных показателей в деятельности предприятий. Только с 2001 г. контракт стал определять круг таких показателей.

Для унитарных предприятий не предусмотрено обязательное проведение периодических аудиторских проверок, а в ряде случаев их организационноправовая форма не приведена в соответствие с действующим законодательством, поскольку они созданы до принятия Гражданского кодекса. В частности, это относится к функционированию значительного количества унитарных предприятий в сельском хозяйстве.

До сих пор в стране отсутствует полный реестр унитарных предприятий. Поэтому ни Минимущество, ни региональные органы власти не имеют исчерпывающей информации об активах унитарных предприятий и основных показателях финансово-хозяйственной деятельности. С целью сокрытия доходов унитарных предприятий их руководители создают дочерние структуры, в которых концентрируется прибыль, и таким образом она выводится из-под контроля государства. Нередко руководство унитарного предприятия заключает такие договоры, в которых завышены себестоимость продукции, цена, что приводит к нанесению ущерба государству. Почти за десять лет руководители унитарных предприятий отвыкли от государственного контроля и ориентированы только на получение прибыли в частных интересах.

Совершенствование управления государственными предприятиями

С окончанием массовой приватизации, когда по официальным данным из государственной собственности в частную было передано 58,9% предприятий, произошло снижение масштабов и эффективности производства. Сейчас правительство, другие органы управления делают попытки повысить роль государства в регулировании экономики. Не стремясь увеличить количество объектов госсобственности, органы управления считают необходимым достичь в государственном секторе следующих целей:

увеличить доходы федерального бюджета за счет лучшего управления госсобственностью;

оптимизировать структуру госсобственности для достижения экономического роста как на макро-, так и на микроуровне;

совершенствовать управление госсобственностью на максимальном количестве объектов госсобственности;

использовать государственные активы в качестве инструмента для при-

влечения инвестиций в реальный сектор экономики.

Данные цели могут быть реализованы при решении следующих задач:

полной инвентаризации объектов госсобственности, разработке и реализации системы учета этих объектов и оформлении прав на них;

повышении эффективности управления госимуществом;

классификации объектов госсобственности по признакам, определяющим специфику управления;

оптимизации количества объектов управления;

определении целей государственного управления по каждому объекту;

обеспечении прав государства как участника (акционера) коммерческих

и некоммерческих организаций;

обеспечении контроля над использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля над деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих;

обеспечении поступления дополнительных доходов в федеральный бюджет.

Понятие государственный сектор экономики представляется как совокупность хозяйственных объектов, принадлежащих в целом или частности федеральным и муниципальным государственным органам.

Границы государственного сектора могут меняться в зависимости от усиления или ослабления корпоратизации и приватизации предприятий. В настоящее время статистика большинства стран с рыночной экономикой обычно исключает из перечня объектов государственного сектора предприятия, находящиеся в процессе приватизации. И это происходит даже в том случае, когда доля государственной собственности в их капитале более чем значительна. Последствиями этого получается то, что общий объём государственного имущества в капитале смешанных предприятий оказывается намного больше, чем сам государственный сектор.

Инвестиции государства приходятся в основном на государственный сектор экономики, который играет особенную роль в государственном регулировании экономических процессов. Одновременно он является и объектом и средством воздействия на предпринимателей.

В разных странах государственный сектор образовался задолго до развития капиталистических отношений. По мере формирования системы государственного вмешательства государство строило, приобретало у собственников хозяйственные объекты, в основном объекты социальной сферы, тяжелой промышленности, деятельность которых всегда было выгодно и необходимо только для экономики страны, но не выгодно с точки зрения частных производителей.

В одних странах государственный сектор возник в результате национализации некоторых отраслей и предприятий, в других государство строило либо выкупало разоряющиеся хозяйственные объекты. В первой группе стран доля государственного сектора в национальном богатстве выше, чем во второй.

Основной частью государственного сектора являются объекты социального назначения, в большинстве своем не приносящие прибыль, Остальная часть состоит из государственных предприятий, относящихся к сырьевой и энергетической базе страны, где требуются большие капиталовложения, а прибыль прибывает медленно. Прибыльность государственных фирм на порядок ниже, чем у частных компаний.

Существование в условиях рыночных отношений секторов, руководствующиеся в своей деятельности принципами, которые отличаются от принципов частных предприятий, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения рентабельности частного хозяйства.

Прибыль предприятий государственного сектора не является первостепенной целью его деятельности в экономике, так как высоких прибылей от них не ожидают, а убытки покрываются из государственного бюджета. Именно поэтому государственный сектор становится главным поставщиком недорогих услуг, электроэнергии и сырья, уменьшая этим издержки в частном секторе.

Также государственные предприятия занимаются и внешнеторговой деятельностью, вывозом капитала за рубеж, внедряют национальный капитал в виде капиталовложений в какие-либо страны.

Интенсивно используется государственный сектор как инструмент государственного регулирования экономических процессов. Так, в условиях кризиса, когда частные инвестиции сокращаются, капиталовложения в государственный сектор обычно возрастают. Следовательно, государственные органы стремятся удержать спад производства и рост безработицы. Заметна роль государственного сектора в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или реконструирует старые в тех отраслях экономики, куда частный капитал прибывает недостаточно. Например, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров.

Регулирующее воздействие на экономику государственный сектор оказывает через воздействие на политику смешанных компаний, в которых государству принадлежит контрольный или значительный пакет акций. Управляя пакетами акций в соответствии с государственными программами, государство может регулировать капиталовложения, а за счет управления пакетами акций банков может направлять ресурсы коммерческих банков на кредитование инвестиционных проектов.

Государственный сектор через Центральный банк РФ регулирует финансовым рынком:

Определяет процентные ставки;

Осуществляет операции на рынке ценных бумаг;

Оказывает воздействие на валютный курс.

И этим государственный сектор тоже активно влияет на экономический рост страны.

Финансовыми регулирующими функциями государственного сектора являются:

Извлечение предпринимательской прибыли с последующим перечислением ее и в бюджет;

Наполнение доходной части бюджета за счет налогов и иных обязательств.

В целом государственный сектор дополняет частное хозяйство там, где стимулирование частного капитала оказывается недостаточным. В результате государственный сектор можно назвать инструментом для повышения эффективности народного хозяйства и перераспределения ВВП.

Доля государственного сектора в национальной экономике изменяется не только в результате нового строительства и приобретения готовых объектов, но и как следствие приватизации. В восьмидесятых и девяностых годах двадцатого века эта тенденция заметно усилилась.

Масштабное сокращение государственного сектора в основном преследовало цель устранения бюрократии в управлении государственными предприятиями. Что же касается эффективности работы предприятий, то в современных условиях она во многом зависит от уровня управления и способности собственника контролировать результаты его деятельности.

В переходной экономике восьмидесятых - девяностых годов опыт преобразования государственных предприятий в акционерные общества с разными объёмами государственных пакетов акций позволило сделать два вывода.

Во-первых, сохранять в собственности государства целесообразно только пакет, которые обеспечивают определённую степень контроля в управлении компанией. Обычно это составляет от 25 до 30 процентов, что позволяет государству участвовать в управлении государством и в то же время не ограничивать права самих инвесторов.

Во-вторых, в любой стране с переходной экономикой всегда имеются отрасли и производства, традиционно являющимися объектами безусловной монополии государства.

Характер взаимодействия государства и предприятий, находящихся в его собственности, в настоящее время такое же что и его взаимодействие с частными предприятиями. В то же время большая часть государственных предприятий еще очень долгое время будет нуждаться в помощи государства, и в связи с этим появляется необходимость государственного вмешательства в их деятельность. Однозначно, что методы управления государственными унитарными предприятиями и корпорациями должны различаться. Пристальное внимание, на мой взгляд, следует уделить вопросам создания и деятельности холдингов и финансово-промышленных групп, контролируемых государством, как наиболее перспективных структур, деятельность которых позволит обеспечить и поддержать стабильный экономический рост.

Отдельно стоит вопрос о земле, приватизация которой допускается не во всех странах. В большинстве стран купля-продажа земли жёстко регулируется государством, не допускается продажа иностранным гражданам. Тем не менее, разными способами идёт постепенная приватизация земель сельскохозяйственного назначения. Это и возврат земель прежним владельцам, и передача в собственность или длительную аренду членам бывших сельскохозяйственных кооперативов.

Особой проблемной структурой государственного сектора можно назвать государственную собственность на банковские организации. В России большинство коммерческих банков были частными, а государство только контролировало ключевые финансовые структуры, такие как Сбербанк, Внешэкономбанк. В приватизации банков ставка делалась на крупного иностранного инвестора, но в то же время его права жёстко регулировались государством.

По мере завершения реорганизации государственных предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и преодоления спада могут изменяться подходы к размеру и составу государственного сектора экономики. Сокращение государственного влияния и контроля является серьёзной предпосылкой для притока крупных финансовых инвестиций в те отрасли государственного сектора экономики, которым необходимо вливание средств для эффективного функционирования, а также повышения конкурентоспособности на мировых рынках.

Отдельно проанализируем 178 статью Бюджетного кодекса Российской Федерации. Она устанавливает необходимость разработки плана развития государственного и муниципального секторов экономики, подразумевая под государственным сектором только государственные унитарные предприятия.

Это оправдывается, поскольку установление плановых заданий субъектам рыночных отношений, в которых государство имеет имущественные права, представляется нецелесообразным.

Выбор из всего перечня методов бюджетного регулирования государственного сектора определяется на границе потребностей и возможностей развития. При определении объёмов, направлений, объектов и механизмов бюджетного финансирования государственного сектора необходимо принять во внимание его возможности в создании и увеличении валового внутреннего продукта. Это связано с представлением необходимых разработок системы государственных задач в распределении ресурсов между государственным и частным секторами экономики и внутри самого государственного сектора.

Максимальный эффект от использования бюджетных инвестиций возможен при финансировании производства чистых общественных благ, сюда относятся такие отрасли как, национальная оборона, средства массовой информации, социально-культурная сфера.

В финансировании производства смешанных общественных благ, таких как, здравоохранение, образование, водоснабжение, в рамках государственного сектора можно постепенно уменьшать.

А финансирование производства частных благ предприятиями государственного сектора целесообразнее всего только при наличии погрешностей рынка, что, далеко не всегда является абсолютным критерием.

Четкое разграничение всех благ предопределяет разработку оптимального бюджетного поведения в регулировании государственного сектора и позволяет определить границы, формы и методы участия государства в управлении экономикой.

Ведущую роль в создании стратегических приоритетов развития государственного сектора, контроле над его деятельностью и определении оптимальных размеров, закреплено за Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Оно устанавливает цели предприятиям государственного сектора в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Необходимо также найти оптимальное равновесие при централизации ресурсов государства и распределении полномочий между федеральным и региональным уровнями государственной власти. Децентрализация бюджетных полномочий необходима лишь в той степени, когда наиболее эффективно используются возможности государственного бюджета.

Обоснование мероприятий, направленных на достижение целей развития государственного сектора, предусматривает:

Прогнозирование доходов и расходов государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов,

Планирование объемов продукции и формирование проектов государственных контрактов на поставки продукции, необходимых для удовлетворения государственных потребностей.

На практике применяется метод планирования «от достигнутого уровня». Такой метод является самым приемлемым при условии, что общество удовлетворено состоянием государственного сектора и не находится в процессе глубоких социально-экономических трансформаций.

При условиях быстрого развития государственного сектора на первое место выдвигается поиск оптимальных альтернативных вариантов использования государственных средств.

Для рационального выбора используется метод сравнения эффективности, который дает определённую полезную информацию для принятия экономических и политических решений.

Для оценки эффективности в государственном секторе используют такие методы:

1. анализ затрат и результативности,

2. анализ затрат и полезности,

3. анализ затрат и выгод.

1. Понятие «анализ затрат и результативности» означает комплекс аналитических приемов, делающих возможным определение объема затрат и ресурсов на достижение определённых целей, поставленных перед государственным сектором, и выбор оптимальных решений.

2. В случае, если оценивается деятельность, дающая множество результатов лучше использовать анализ затрат и полезности.

3. Метод анализа затрат и выгод есть комплекс процедур, которые делают возможным сравнение затрат и результатов проектов в универсальной стоимостной форме. Использование этого метода связано с трудностями, так как не все общественные блага можно оценить стоимостью.

Российское законодательство предусматривает две организационно-правовые формы унитарных предприятий государственного сектора:

На праве хозяйственного ведения - собственник решает вопросы создания предприятия, реорганизации и ликвидации, определяет предмет и цели деятельности, осуществляет контроль за использованием и сохранностью имущества;

На праве оперативного управления - полномочия собственника более широкие. Предприятие может самостоятельно распоряжаться только произведенной им продукцией. Распоряжение закрепленным имуществом возможно только с согласия собственника.

Унитарные предприятия представляют собой коммерческие предприятия, собственником которых является государство. Это является основанием для прямого управления такими предприятиями со стороны государства. Органом управления унитарным предприятием считается его руководитель, назначенный собственником либо уполномоченным органом и им отчитывается.

В сложившейся социально-экономической ситуации наступил период, когда необходим пересмотр принципов и приоритетов в управлении и распоряжении государственной собственностью, усиление государственного контроля и регулирования экономики. Повышение роли государства нельзя понимать как политику увеличения количества объектов государственного сектора в стране.

Первое, что потребуется для повышения роли государства в управлении общественным сектором, это создание полного реестра собственности государства и особое внимание уделять проблеме улучшения качества управления государственными пакетами акций.

Во-вторых, существует необходимость создания нового государственного органа, у которого была бы сосредоточена вся государственная собственность, и который не зависел от Правительства. Этот орган должен действовать только на основе коммерческого права, а если будет необходимо, санировать находящиеся в собственности государства предприятия. Государство на конкурсной основе назначает управляющего на данное предприятие и полностью контролирует процесс.

И, наконец, третье условие усиления роли государства в управлении государственным сектором. Оно заключается в создании системы индикативного планирования российской экономики на основе четко структурированного сектора государственных предприятий. Только в данном случае государство будет иметь реальную возможность осуществлять приоритетные задачи на практике через систему государственных предприятий.

Масштабы государственного сектора оцениваются рядом показателей:

Долей производства государственного сектора в общем объеме производства;

Удельным весом продукции;

Долей в объеме основных фондов;

Долей от общего объема инвестиций в основной капитал, приходящейся на государственный сектор;

Численностью работников на государственных предприятиях.

В российской экономике положение с государственным сектором осложняется тем, что последний формируется на различных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном, а для этого необходимо обоснование объема, состава и перспектив развития федеральной, региональной и муниципальной собственности и соответствующие юридические документы.

Многообразие объектов управления предъявляет высокие требования к эффективности управления государственной собственностью.

При этом как Федерация, так и субъекты Федерации, независимы как собственники принадлежащего им имущества и не отвечают по обязательствам друг друга. Основными полномочиями по управлению и распоряжению объектами государственной собственности располагает Правительство Российской Федерации.

Специальным государственным органом, осуществляющим управление федеральной собственностью, является Министерство имущественных отношений Российской Федерации, в чьи обязанности входят:

Проведение государственной политики в области приватизации;

Управление и распоряжение объектами федеральной собственности;

Межотраслевой контроль процесса приватизации и управления федеральной собственностью.

Министерство имущественных отношений России полномочно принимать решения о приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности, передавать объекты государственной собственности Российскому фонду федерального имущества для продажи.

Министерство имущественных отношений выступает держателем принадлежащих Российской Федерации акций, закрепленных в федеральной собственности, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества. Также Правительством Российской Федерации ему даны права утверждать уставы федеральных унитарных предприятий, заключать и расторгать контракты с руководителями таких предприятий.

Реальный перелом в снижении государственных капиталовложений в экономику России до сих пор не произошёл. За последние годы доля затрат на финансирование объектов государственного сектора экономики в расходах федерального бюджета сократилась более чем в четыре раза.

В этих условиях прямые капиталовложения в государственный сектор экономики должны сохраниться, а бюджет развития в ближайшем времени должен стать одним из основных средств, регулирующих в его рамках восстановление инвестиционного процесса.

государственный регулирование экономика

Список литературы

1. Борисов Е.Ф. и др. Экономика: Справочник. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2008.

2. Бункин М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. - М., 2006.

3. Региональная экономика: / Под ред. М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2006.

4. Экономика: / Под ред. А.С. Булатова. - М., 2006.

5. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. - 2007.

6. Андрианов В.Д. Экономический потенциал России // Вопросы экономики. - 2008.

Появился вместе с первыми государствами, когда люди стали объединяться, потому что большей общиной легче было выжить. Сбор налогов, оборона, общественная безопасность - первичные элементы, с которых начиналась любая страна. Затем появлялись государственные предприятия по производство оружия, связь, транспорт. Государственный сектор экономики - это совокупность субъектов всех видов деятельности, которыми занимается государство. Первая полноценная модель государственного сектора экономики появилась еще в Древнем Китае.

Понятие

Государственный сектор экономики - это организации, учреждения, предприятия, принадлежащие государству, через которые оно участвует в производстве, распределении и обмене. Эти экономические субъекты могут управляться государством напрямую или через своих представителей.

Первый вариант

Как специфический вид собственности и деятельности, государственный сектор экономики страны появился в 140 году до нашей эры в Древнем Китае при императоре Ханьской династии У-Ди. Модель управления страной включала практически все элементы присущие современной государственной экономике.

Китайскому государству принадлежали предприятия самых различных отраслей, в том числе, шахты, каменоломни, солеварни, наземный и водный транспорт, кредитные учреждения. Император Ди ввел единую денежную систему и акцизы, контроль над конкуренцией и ценами.

В государстве принимали план по межрегиональному сотрудничеству и стимулированию развития сельского хозяйства. В стране вместе с госсектором была разработана и первая система управления государственным сектором экономики. Модифицированная модель до сих пор используется в современном Китае.

Элементы

Государство осуществляет свою деятельность через свои представительные организации в различных сферах производства, распределения и обращения. В сфере производства элементы государственного сектора экономики - это государственные и муниципальные предприятия. В большинстве стран мира такие предприятия создаются в отраслях, где частному сектору не очень выгодно работать.

В сфере распределения основные элементы - государственный и местный бюджеты, налоги, дотации и преференции. Государство вынуждено участвовать в перераспределении общественных благ, в том числе, чтобы снизить неравенство в доходах населения, защитить наименее защищенные слои населения, снизить диспропорции в развитии разных регионов.

В сфере обращения главный элемент государственного сектора экономики - это Центральный банк, который отвечает за денежно-кредитную политику и работу финансовой системы страны.

Как образуется?

В обычных ситуациях развитие государственного сектора экономики происходит за счет строительства новых предприятий на средства государственного и местного бюджета. Например, в России за счет государственного бюджета строятся предприятия военно-промышленного комплекса, за счет местных бюджетов - предприятия коммунального хозяйства.

В ряде случаев государство национализирует полностью или частично предприятия частного сектора. Государство вынужденно забирать крупные убыточные предприятия, такая практика существует во многих европейских странах, в том числе во Франции, Италии, Великобритании, Австрии. В этих странах были национализированы предприятия различных отраслей, в том числе угольные шахты, автомобильные заводы, авиационные перевозчики.

Функции

Одна из функций государственного сектора экономики - это формирование и поддержание национальной экономики. В капиталистических странах государственные предприятия создаются там, где частный сектор не справляется, и возникают диспропорции в экономике. Зачастую после того как предприятие национализируется и приводится в порядок, оно возвращается в частный сектор.

Например, многие предприятия южнокорейского конгломерата Дэу, были национализированы и после определенного периода санации были проданы частному сектору. Самый классический случай "провала" механизмов рыночной экономики это монополизация, с которым государство борется регулированием и участием в производстве.

Экономическая роль государственного сектора в экономике заключается в создании предприятий в интересах страны в целом, а не в целях максимизации прибыли. Предприятия могут создаваться в целях эффективного размещения производительных сил, регионального развития, создания новых национальных секторов экономики.

Подробнее об экономической функции

Государство способно аккумулировать большие объемы ресурсов и обеспечить финансовую стабильность и спрос, поэтому одна из важных функций государственный сектор экономики - это создание капиталоемких объектов часто с длительными сроками окупаемости и низкой рентабельностью. Самые развитые регионы Азии - Сингапур, Гонконг, Южная Корея, например, начинали развитие промышленности с государственных инвестиций.

Государство берет на себя риски и в ситуациях, когда частный бизнес не справляется с технологической модернизацией отсталых производств, которые критически значимы для страны. Для развития отдельных регионов страна может не только создавать условия для привлечения частного бизнеса, но и строит свои предприятия. В отдельных случаях предприятия госсектора организуются в отраслях, где есть частные предприятия, которые занимают монопольное положение, чтобы уменьшить их влияние на рынок. Страны направляют значительные инвестиции в ключевые отрасли, чтобы снизить контроль над ними иностранных глобальных корпораций.

Основные направления

В зависимости от экономических традиций страны, государство имеет собственность в самых различных отраслях. Например, в России это добыча природного газа, в Малайзии, Венесуэле - нефть, на Тайване - производство и продажа алкоголя. Но во всех странах государство отвечает за объекты инфраструктуры, необходимые для функционирования экономики.

За счет государственного бюджета строятся железные и автомобильные дороги, развивается коммунальное хозяйство, объекты энергетики. В основном это предприятия малоприбыльных отраслей и высокой социальной значимости. Государство берет на себя предпринимательские риски, когда необходимо развивать новые технологии или целые отрасли критически важные для страны.

Во всех странах развитие высокотехнологичных отраслей проходит при партнерстве государственного и частного сектора экономики. Иногда государству приходится выступать в качестве спасателя, тогда национализируются убыточные предприятия. Обычно это делается для значимых крупных предприятий с большим количеством сотрудников.

Методы регулирования

Как и любая другая часть хозяйственной деятельности в стране, экономика государственного и муниципального сектора регулируется государством. Используются прямые и косвенные методы воздействия на этот сектор экономики. К прямым методам относятся:

  • создание законодательной базы, которая определяет возможность заниматься тем или иным видом деятельности;
  • прямое участие в производственной деятельности, в том числе и долевое;
  • приватизация государственной собственности, обычно с целью пополнения бюджета и передачи бизнеса в управление более эффективному собственнику;
  • инвестиции, гарантии по кредитам и другие методы финансовой поддержки.

Косвенные методы регулирования государственного сектора экономики это налоговое регулирование, стимулирование спроса и частно-государственное партнерство. При помощи установления ставок стимулируется переток инвестиций в отрасли с более низкими налогами. Увеличение доходов населения, например, стимулирует спрос на потребительские товары, а размер ключевой ставки центрального банка определяет, куда выгоднее направлять деньги в производство или в финансовый сектор.

Кто работает в госсекторе?

Многообразие функций государства определяет и существование сотен видов деятельности, которыми занимаются государственные и муниципальные предприятия. Все предприятия можно отнести к трем типам:

  • Несамостоятельные публично-правовые предприятия. К ним относятся пенитенциарные учреждения, школы, монетные дворы.
  • Самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права. К ним относятся почта, железные и автомобильные дороги, государственные холдинги и корпорации.
  • Предприятия в форме частного юридического лица. К ним относятся акционерные предприятия, где государственное участие оформлено через акции.

Предприятия первой и второй группы создаются и работают на основе специальных законодательных актов. В некоторых странах эти предприятия могут существовать и в акционерной форме, например, частные тюрьмы работают в США и в некоторых странах Европы, также во многих странах есть частные школы. Государственное предпринимательство осуществляется, обычно через участие в акционерном обществе.

Преимущества и недостатки

В целом позитивным фактором считается снижение роли государственного сектора в экономике, потому что все отмечают отсутствие методов надежного контроля и эффективного управления, по сравнению с частными предприятиями. Государственные предприятия являются источником коррупции и непотизма (синоним - кумовство).

В Китае, несмотря на жестокие меры борьбы, постоянно выявляются факты коррупции в госсекторе, а в Южной Корее в прошлом году за непотизм были уволены все сотрудники казино. Государственные предприятия зачастую слабо связаны с рынком, не могут быстро реагировать на изменение спроса из-за необходимости длительных согласований с представителями государства.

Преимущества государственного сектора экономики - это устойчивость, благодаря государственным инвестициям, стабильность работы, благодаря гарантированному спросу, возможность работать в рамках плана или программы.

В мировой экономике государственный сектор обычно отождествляют с непосредственным участием государства в производстве, распределении, обмене. Этот сектор выступает в качестве экономической основы, опираясь на которую государство может выполнять свои функции. Очевидно, что в рыночной экономике государству должно быть “выделено” столько производства, распределения, обмена, сколько надо для осуществления его функций. Ни больше, ни меньше.

Государственный сектор экономики – комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и/или местным государственным органам.

Элементы государственного сектора экономики:

1. В сфере производства это государственные и муниципальные предприятия.

2. В сфере распределения это финансы (государственный и местные бюджеты, налоги).

3. В сфере обращения это Центральный банк.

Государственная собственность возникает двумя путями:

1. Государство строит новые предприятия за счет средств бюджета.

2. Государство осуществляет полную или частичную национализацию.

В одних странах государственная собственность возникала первым путем, где государство строило, либо приобретало разоряющиеся хозяйственные объекты (ФРГ, США, Швеция, Япония и др.). в других странах государственный сектор возник в основном в результате национализации ряда отраслей и предприятий (Франция, Италия, Великобритания, Австрия и др.)

Как правило, государственная собственность преобладает в следующих направлениях:

1. Создание за счет средств государственного бюджета малоприбыльных предприятий инфраструктуры, необходимых для функционирования всей экономики (коммунальное хозяйство, энергетика, транспорт, связь).

2. Развитие некоторых отраслей, связанных с НТП (электроника, авиация).

3. Национализация убыточных предприятий (например, предприятий угольной промышленности).

Этот процесс выступает в различных формах. Например, в сфере производства государственное предприятие, наделенное самыми широкими правами и ответственностью, никогда не может быть полностью независимым от государства. Когда какое-то объединение начинает называть себя независимым государственным концерном, то на деле оказывается, что оно является либо независимым, а стало быть, негосударственным, либо государственным, но тогда уже обязательно зависимым. Если налицо последний вариант, то в хозяйственной деятельности предприятия будут присутствовать как рыночные, так и другие нерыночные, государственные мотивы. Именно эти мотивы и несут в себе вирус политизации.



Значительную часть государственного сектора экономики в сфере производства представляют объекты инфраструктуры (в большинстве своем не рентабельные). Другую часть – государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях (где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная).

Доля государственных предприятий значительно варьируется в разных странах, но в названных отраслях она, как правило, высока. Например, в Англии, Франции, Японии, Швеции доля государственных предприятий в сфере почтовых услуг составляет 75%; в сфере электроэнергии, угольной промышленности, железнодорожного транспорта - 50-75%.

На основании всего вышесказанного легко сделать опрометчивый вывод о том, что государство должно производить общественные блага и не должно производить частных. Ни одно из этих положений не является верным: государство не должно производить общественные блага – оно только должно определять сколько каждого из этих благ должно быть произведено. Для того, чтобы обеспечить реальное производство государство может опираться на частных производителей. С другой стороны не существует никакой общей экономической причины по которой государственные структуры не должны производить частные блага.

В целом государственный сектор в сфере производства служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения ВВП.

Даже в самых идеальных странах мира государство не сумело удержаться в рамках, отведенных ему рыночной экономикой, что стало причиной возникновения многих серьезных проблем.

В условиях рыночной и переходной экономик разгосударствление во многом сводится к сужению сферы государственного предпринимательства.

Разгосударствление – процесс снятия с государства функций прямого хозяйственного управления и передача соответствующих полномочий на уровень предприятий.

Опыт разгосударствления, накопленный в последние годы развитыми и иными странами мира, достаточен для того, чтобы выделить ведущие тенденции этого процесса, которые сводятся к тому, что современное рыночное хозяйство остаётся регулируемым; государство не покидает его, а лишь меняет формы своей деятельности, стараясь получше приспособиться к требованиям рыночной экономики

Наиболее эффективными считаются четыре способа разгосударствления:

1. Либерализация рынков. Для того чтобы сделать рынки более свободными, открытыми, государство идет на снижение или отмену барьеров, препятствующих доступу новых конкурентов (налоговые льготы, облегчение регистрации предприятий, ограничение проникновения в отрасль иностранных конкурентов, меры по демонополизации экономики). В результате растет число фирм, чья продукция поступает на рынке, где ранее доминировали государственные предприятия. Либерализация рынков означает разгосударствление без приватизации.

2. Стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий. Это можно сделать с помощью льготного налогообложения или особого режима кредитования. Бывает даже и так, что государство ориентирует свою инвестиционную политику только на те предприятия, где его доля в акционерном капитале ниже ставки процента.

3. Применение мер, предусматривающих постепенную ликвидацию той нерыночной обстановки, в которой пребывают многие предприятия государственного сектора. Имеется ввиду сокращение бюджетных ассигнований, отказ от списания банковской задолженности, отмена налоговых поблажек.

4. Денационализация собственности, т.е. переход государственной собственности в руки частных лиц, банков, кооперативов и прочих элементов экономики. Приватизация (переход акций бывших государственных предприятий в индивидуальную частную собственность) представляет лишь один из многих вариантов денационализации.

В реальной действительности обычно наблюдается переплетение всех способов разгосударствления. Однако главными все же остаются либерализация и денационализация.

Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи, продажи на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам.

Способы приватизации:

1. Продажа с аукциона. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. Достоинством аукциона является то, что с его помощью государственные предприятия приватизируются в максимально короткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. Существенным недостатком аукциона является то, что он ограничивает число вероятных собственников, т.к. только действительно богатые люди могут позволить себе участвовать в аукционах. Кроме того, владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства и может поступать со своей собственностью по своему усмотрению (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами общества.

2. Продажа по конкурсу. Конкурсные торги представляют собой продажу государственного имущества частным лицам в соответствии с требованиями и условиями, выдвинутыми государством (обществом). Достоинством такой приватизации является сохранение профиля некоторых важных для общества производств. Недостатком является то, что при проведении конкурсов увеличиваются текущие расходы (содержание специальных комиссий), снижаются доходы от торгов (более низкая цена приватизации из-за наличия определенных требований со стороны государства), требуется более длительный отрезок времени.

3. Акционирование.

· Выкуп акций государственного предприятия менеджерами (“управленческие выкупы”) осуществляется не только за наличные средства управляющих (20-35% покупной цены), но и за счет банковских кредитов, страховых фондов (65-80% покупной цены).

· Продажа акций работникам предприятия повышает их заинтересованность в результатах своей работы, росте производительности труда и прибыльности предприятия.

· Публичная продажа акций населению осуществляется по фиксированной цене. Достоинством такой приватизации является открытость и доступность для участия всем желающим. Недостатком является то, что здесь возможно завышение или занижение стоимости имущества предприятия. Кроме того, продажа акций мелким инвесторам стимулируется льготами (премии для купивших акции в максимально короткий срок, отсрочка платежей за акции, разрешении оплаты акций по частям и др.).

4. Аренда предприятия означает, что юридическое или физическое лицо приобретает часть государственного имущества в пользование на определенный период за определенную плату. Арендатор сам нанимает работников, осуществляет контроль за производством и несет финансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия.

Новое на сайте

>

Самое популярное