Домой Россельхозбанк Пути перехода россии на международные стандарты. Необходим ли переход на мсфо

Пути перехода россии на международные стандарты. Необходим ли переход на мсфо

Задачи реформирования

Создание общей системы стандартов отчетности и учета, обеспечивающих нужной информацией пользователей.

Приведение реформы российского бухучета в соответствие с главными мировыми тенденциями формирования общих международных стандартов.

Оказание необходимой помощи компаниям в понимании и введении обновленной модели бухгалтерского учета.

Главные направления перехода на МСФО

Усовершенствование нормативного и законодательного регулирования.

Создание нормативной базы

Обеспечение методическими пособиями (инструкциями, указаниями, комментариями).

Обучение и повышение рабочей квалификации специалистов с целью обеспечения бизнеса необходимыми кадрами.

Плодотворное международное сотрудничество: в первую очередь вступление в международные организации, а также взаимодействие с российскими организациями, разрабатывающими стандарты бухгалтерского учета и регулирования соответствующей деятельности.

Задачей нормативного регулирования бухгалтерского учета в России является обеспечение всех заинтересованных лиц возможностью доступа к бизнес-информации для получения объективного представления о финансовом положении и результатах работы того или иного предприятия.

Но для этого сначала понадобится решить следующие проблемы:

провести переориентацию существующего нормативного урегулирования с учетного процесса на отчетность;

отрегулировать финансовый учет;

эффективно использовать международные стандарты в российских реалиях.

Но самой главной задачей остается сохранение стабильного развития системы российского бухгалтерского учета. Необходимо создать благоприятные условия для успешного и рационального выполнения системой бухучета своих функций в конкретных экономических условиях.

С этой целью в нашей стране был выбран способ введения МСФО, предполагающий постепенное изменение и улучшение существующих норм учета и отчетности, направленный на создание совершенной системы в соответствии с требованиями действующих международных стандартов.

Эксперты полагают, что применение МСФО будет полезно в первую очередь предприятиям, работающим с иностранными партнерами. Те получат возможность быстро ознакомиться со всеми сведениями об интересующей их компании и принять решение о том, насколько целесообразным будет сотрудничество с представителями российского бизнеса. К тому же финансовая прозрачность повысит степень доверия между будущими или уже состоявшимися партнерами.

Для практического решения перехода на МСФО необходимо современное программное обеспечение, которое позволит компаниям работать по международным стандартам. По отзывам экспертов и руководителей предприятий, наибольшую эффективность своего применения доказали продукты, выпускаемые отечественным лидером в сфере бухгалтерского ПО «1С». Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) уже применяются в более чем ста странах. Теперь к этому "клубу" присоединилась и Россия. "Мы признали МСФО именно в том виде, в котором они используются во всем мире, - подчеркнул Леонид Шнейдман. - Никакого местного, русифицированного, варианта не будет. Это очень важно, поскольку любое отступление могло бы негативно сказаться на отечественном бизнесе". международный стандарт финансовый отчетность

Всего в России будет действовать 37 стандартов. Составлять отчетность по ним нужно будет на русском языке. Но за компаниями остается право дублировать документы и на иностранном.

Переход на новую систему стартует в 2012 году. В начале 2013-го уже появятся первые отчеты. Работать по новым правилам обязаны будут публичные компании, которые имеют большое значение для экономики страны, - их перечень определен в специальном законе. Это банки, страховые организации, компании, размещающие свои ценные бумаги на бирже. Интересно, что для компаний, выходящих на торги с акциями, новые правила вступят в силу в 2012 году. А для тех, которые размещают облигации, стандарты становятся обязательными с 2015 года. К этому времени переход на МСФО должен быть полностью завершен.

"Особенность отчетов, сформированных по международным стандартам, в том, что они содержат информацию не только о самом юридическом лице, но и обо всех контролируемых им организациях, - пояснил Шнейдман. - Это значит, что переход на новую систему сделает работу российского бизнеса более открытой и прозрачной".

От этого выиграют все, говорят эксперты. Инвесторы и акционеры смогут получать более полную информацию о финансовом самочувствии компаний. У самих предпринимателей появится возможность занимать деньги на рынке под более низкий процент, и российская экономика в целом получит приток так необходимых ей инвестиций. К тому же переход на новые стандарты финансовой отчетности приблизит перспективу создания в России Международного финансового центра.

Стоит сказать, что 65 процентов крупнейших отечественных компаний уже сегодня отчитываются по международным стандартам. "Но если раньше это было их правом, то теперь это обязанность", - отметил Шнейдман.

По его словам, для таких компаний переход на МСФО сложным не будет, а вот тем, кто раньше по этим правилам не отчитывался, предстоит потрудиться. Однако и у "новичков" серьезных проблем возникнуть не должно, заверяют в минфине. "У российского бизнеса было достаточно времени, чтобы подготовиться, - поясняет Леонид Шнейдман. - В некоторых других странах реформа проходила по схеме: сегодня принимаем декрет, а завтра начинаем готовиться к его реализации. Мы пошли по другому пути: создали базу, инфраструктуру, подготовили специалистов и лишь на завершающем этапе закрепили переход законодательно".

Эксперты переход на международные стандарты финансовой отчетности приветствуют. "Это нужно было сделать давно, - констатировал в разговоре с корреспондентом "РГ" президент общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Александр Галушка. - При этом важно, что за малым и средним бизнесом сохранили право отчитываться по упрощенной схеме. Для него переход на стандарты МСФО потребовал бы слишком больших расходов".

Началом реформирования системы бухгалтерского учета в России «в сторону МСФО» можно считать начало 90-х годов XX века. Толчком к началу реформу послужил семинар по проблемам учета на совместных предприятиях, проводившийся Центром ООН по ТНК и Торгово-промышленной палатой СССР в июне 1989 года в Москве. Однако официальным началом процесса реформирования учета следует считать принятие Государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утв. Пост. Верховного Совета РФ от 23.10.1992 № 3708-1.

В 1994 году Методологическим Советом по бухгалтерскому учету при Минфине России была одобрена Программа реформирования системы бухгалтерского учета, в соответствии с которой переход на МСФО, должен был осуществиться до 2000 года. В рамках этой программы были приняты ряд положений по бухгалтерскому учету (ПБУ 1, 2, 3, 4), Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В ходе осуществления основных мероприятий Программы реформирования в 1997 г. была разработана Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России.

Данная Концепция является основой построения системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. В развитие Концепции Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 283 утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Данная Программа определяет цель реформирования системы бухгалтерского учета -- приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

За период действия Программы перехода на МСФО в российском законодательстве появились такие Положения по ведению бухгалтерского учета, как: "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (ПБУ 18/02), "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008), "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010),

Существенно изменены: ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы", ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам", ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам", ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации".

Таким образом, на сегодняшний день, уже существуют положения по бухгалтерскому учету, разработанные на основе МСФО и приближенные к их содержанию. Некоторые из них приведены в приложении 1.

В конце 1990-х -- начале 2000-х гг. в области бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета. В целях установления приоритетных направлений развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу была одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (Приказ Министерства финансов от 1 июля 2004 г. № 180)

Концепция развития бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу определяет, что развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:

  • 1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
  • 2) создание инфраструктуры применения МСФО;
  • 3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
  • 4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
  • 5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Концепцией определены этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе. В период с 2004 по 2010 гг. предполагались следующие этапы реализации данной Концепции:

  • 2004-2007 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО.
  • 2008-2010 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам.

Совет по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Board, IASB) недавно принял новый стандарт – IFRS 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности», позволяющий значительно упростить переход на МСФО по сравнению с предыдущим порядком. Новый стандарт подготовлен с учетом опыта компаний, уже составляющих отчетность по МСФО, и вводит ряд положений, благодаря которым компании, готовящиеся к переходу на МСФО, смогут сэкономить время и, возможно, снизить затраты, требующиеся для осуществления такого перехода. В данной статье описан процесс поэтапного перехода на МСФО в соответствии с новым стандартом. Особое внимание уделено положениям, которые, вероятнее всего, придется применять российским организациям.

Определение отчетной даты и даты перехода

При переходе на МСФО компания должна четко различать две ключевые даты — отчетную и дату перехода. Отчетная дата представляет собой окончание последнего из периодов, включенных в первую бухгалтерскую отчетность, составленную компанией по МСФО. Так если компания решила подготовить первую отчетность в соответствии с МСФО за 2004 год, то отчетной датой будет 31 декабря 2004 года. Датой перехода на МСФО является начало самого раннего периода, за который компания представляет полную сравнительную информацию. Поскольку сравнительную информацию, согласно международным стандартам, требуется представлять как минимум за предыдущий год, то компания, готовящая первую отчетность согласно МСФО за 2004 год, должна включить в отчетность сравнительные данные и за 2003 год. Поэтому для такой компании датой перехода на МСФО является 1 января 2003 года.

Дата перехода на МСФО также называется датой вступительного бухгалтерского баланса, так как по состоянию на эту дату компания должна в соответствии с МСФО сформировать вступительные сальдо, которые будут служить основой для дальнейшего ведения бухгалтерского учета и составления отчетности по международным стандартам.

Поскольку российские стандарты учета во многом не соответствуют МСФО, то в качестве вступительных сальдо на дату перехода нельзя просто взять те балансовые показатели, которые сформированы по активам, обязательствам и капиталу в российской отчетности. Вступительный бухгалтерский баланс необходимо сформировать на дату перехода таким образом, чтобы содержащаяся в нем информация соответствовала требованиям МСФО. Это можно сделать в три этапа.

Этап 1. Определение статей активов и обязательств по МСФО

Компания должна проанализировать все свои активы и обязательства по состоянию на дату перехода на МСФО независимо от того, подлежат они отражению в балансе согласно российским правилам бухгалтерского учета или нет. Если указанные статьи, согласно МСФО, могут быть признаны в качестве активов и обязательств, то они будут отражены во вступительном бухгалтерском балансе, если же нет, то они не отражаются в балансе.

Стандарт IFRS 1

IFRS (International Financial Reporting Standards) — название международных стандартов финансовой отчетности, утверждаемых Советом по международным стандартам финансовой отчетности с апреля 2001 года. Напомним, что МСФО, утвержденные до этой даты, по-английски называются International Accounting Standards (IAS). Нумерация стандартов IFRS не продолжает нумерацию стандартов IAS, а начинается с единицы.

Поскольку по-русски и IAS, и IFRS принято называть МСФО, то далее в нашем журнале, говоря о IFRS, для избежания путаницы мы будем использовать обозначение МСФО (IFRS).

  • Пример 1

    Согласно российским правилам бухгалтерского учета компании не обязаны составлять консолидированную отчетность, то есть активы и обязательства дочерних обществ компании могут не включаться в российскую отчетность. Вместо этого компания отражает вложения в дочерние общества как финансовые вложения, то есть по первоначальной стоимости. При переходе на МСФО компания обязана подготовить консолидированный вступительный бухгалтерский баланс, то есть объединить отчетность своих дочерних обществ и отразить их активы и обязательства.

    Пример 2

    Согласно российским правилам бухгалтерского учета компании могут создавать резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств. В соответствии с МСФО такие резервы не допускаются, следовательно, они не включаются во вступительный бухгалтерский баланс.

    Личный опыт 1

    Светлана Сидорова, Вице-Президент по финансам, Владислав Погуляев, Начальник Управления вутренннего аудита, контроля и сводной отчетности по МСФО, Мария Суконкина, Начальник Отдела сводной отчетности по МСФО (компания ОАО «АК Транснефтепродукт», Москва)

    Первую отчетность по МСФО наша компания составила за 2001 год. В качестве даты перехода на МСФО мы взяли 1 января 2000 года. Соответственно все начальные остатки определялись по состоянию на эту дату. Во вступительный бухгалтерский баланс у нас вошли практически все активы и обязательства, которые числились в российском учете. Однако различия все же были. Например, часть дебиторской задолженности, которая отражалась в российской отчетности, была оценена менеджментом как нереальная к взысканию, поэтому согласно МСФО она не была признана активом и не была включена во вступительный баланс. Также не были признаны активами некоторые части трубопроводов, проходящие через Чечню, не используемые (находящиеся на консервации) и не планируемые к использованию в будущем.

    Имела место и противоположная ситуация. Например, в отчетности по МСФО был признан резерв под демонтаж некоторых объектов основных средств, предусмотренный МСФО 16 «Основные средства». Речь идет о резерве, который нужно создавать, если известно, что при ликвидации основного средства компания понесет существенные затраты, например на демонтаж объекта, его уничтожение, восстановление экологической обстановки и т. п. У нашей компании есть резервуарные парки, которые мы обязаны ликвидировать через определенное время. По этим объектам основных средств и был создан резерв во вступительном бухгалтерском балансе. В российском учете такой резерв не создавался. Кроме того, в балансе по МСФО были отражены активы и обязательства по отложенному налогу: как известно, в 2000 и 2001 годах в российском бухгалтерском учете данные активы и обязательства не отражались.

    Сергей Омельченко, финансовый контролер ТД «Перекресток»

    При переходе на МСФО все активы и обязательства нашей компании, числившиеся в российском учете, были включены во вступительный бухгалтерский баланс по МСФО. Помимо них мы отразили некоторые обязательства, которых не было в российской отчетности, например резерв на оплату отпусков сотрудников.

    При составлении отчетности по МСФО в первый раз у компаний, как правило, возникают сложности с классификацией и оценкой активов и обязательств по МСФО. Это связано с тем, что если до перехода на МСФО фирма проработала достаточно долго, то ее баланс может быть перегружен дебиторской и кредиторской задолженностями, ценными бумагами и другими активами и обязательствами давнего происхождения. Для того чтобы понять, является ли какой-то объект для компании активом или обязательством, необходимо изучить историю его приобретения и дальнейшего движения. Большие сложности, как правило, возникают при оценке объектов основных средств, эксплуатировавшихся десятилетиями. Кроме того, периоды неплатежей наложили свой отпечаток на оборотные средства компании. Например, у многих компаний на балансе есть векселя, которые могли использоваться для различных целей. Вексель может отражать операцию займа, но бывают случаи, когда вексель может классифицироваться как основное средство. Например, если компания знает о том, что деньги по векселю выплачены не будут, зато имеет возможность безвозмездно пользоваться основным средством векселедателя. В таком случае компания фактически владеет не векселем, а основным средством, хотя на него и не оформлено право собственности. Еще одной типичной проблемой является наличие неучтенных в российском учете отдельных активов и обязательств (как правило, из-за отсутствия надлежаще оформленных документов по причине неразберихи в переходный период начала 90-х годов).

Этап 2. Оценка активов и обязательств

После того как компания определит все активы и обязательства, которые подлежат отражению во вступительном балансе, она должна оценить эти активы и обязательства в соответствии с требованиями МСФО.

  • Пример 3

    В соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» компания признала отложенное налоговое обязательство в балансе, сформированном по российским правилам бухгалтерского учета. Согласно МСФО отложенные налоги также подлежат признанию, поэтому данное обязательство включается во вступительный баланс. Однако поскольку ПБУ 18/02 не полностью совпадает с соответствующим международным стандартом и оценка активов и обязательств по российским правилам бухгалтерского учета может не соответствовать их оценке по МСФО, величина отложенного налога должна быть соответствующим образом скорректирована для соблюдения требований МСФО.

Новый стандарт предусматривает несколько исключений из общих правил, и особо важную роль они играют именно при оценке активов и обязательств, включаемых во вступительный баланс. Компании могут воспользоваться этими исключениями, если, по их мнению, это упростит переход на МСФО. Далее мы рассмотрим два наиболее важных из них для российских компаний.

Стоимость основных средств

Вместо того чтобы определять в соответствии с МСФО первоначальную стоимость основных средств на дату их приобретения, компания может включить основные средства во вступительный баланс по их справедливой стоимости на дату перехода на МСФО (которая будет принята в качестве их «условно первоначальной» стоимости). Этот подход предпочтителен для тех компаний, которые хотели бы максимально увеличить стоимость своих активов в отчетности по МСФО. Данным исключением также имеет смысл воспользоваться в том случае, когда первоначальную стоимость основных средств определить достаточно сложно. Для оценки справедливой стоимости основных средств компания может пригласить независимого оценщика. Однако после того как справедливая стоимость основных средств будет определена, компания не обязана переоценивать основные средства на регулярной основе в будущем.

Вложения в дочерние общества

Согласно МСФО бухгалтерская отчетность дочернего общества консолидируется головной компанией начиная с даты приобретения ею контроля над финансово-хозяйственной деятельностью этого общества с целью получения выгод от такой деятельности. На эту дату головная компания определяет справедливую стоимость приобретенных активов и обязательств и величину гудвилла (или отрицательного гудвилла), относящуюся к данной сделке.

Если контроль над обществом был приобретен несколько лет назад, то определить справедливую стоимость приобретенных активов и обязательств и рассчитать гудвилл задним числом может быть трудно или даже невозможно. В этом случае МСФО разрешает рассчитывать гудвилл как разницу между долей головной компании в стоимости активов и обязательств дочернего общества (в сумме, по которой они включены во вступительный баланс) и суммой фактических затрат на приобретение доли в дочернем обществе, отраженной в неконсолидированной отчетности головной компании.

Таким образом, не нужно восстанавливать операции за прошлые периоды, благодаря чему значительно упрощается (по сравнению с прежними требованиями) процедура консолидации бухгалтерской отчетности дочерних обществ.

  • Личный опыт

    При оценке стоимости всех активов и обязательств наша компания применяла основные подходы, указанные в МСФО (а не допустимые альтернативные подходы). Например, основные средства нашей группы оценены по исторической стоимости (МСФО 16) с учетом изменения покупательной способности рубля (МСФО 29). Другими словами, стоимость основных средств, определенная на дату их приобретения, была пересчитана с учетом индекса инфляции за период с даты приобретения до отчетной даты. При этом были исключены суммы переоценок основных средств, проведенных предприятиями группы в течение срока службы таких средств. В качестве индексов инфляции мы использовали официальные индексы, установленные Госкомстатом России с 1992 по 2000 годы, а также индексы инфляции за период с 1988 по 1991 годы, рассчитанные ведущими аудиторскими компаниями и применяемые большинством российских компаний ТЭК. Считается, что до 1988 года гиперинфляции в России не было, поэтому за периоды до 1988 года индексы инфляции мы не применяли.

    Инвестиции в зависимые компании оценивались по методу долевого участия. Иначе говоря, их стоимость была рассчитана как доля группы в чистых активах зависимого общества по данным отчетности этого общества, составленной по международным стандартам, с учетом начисленных дивидендов.

Этап 3. Корректировка собственного капитала

При переходе на МСФО суммы, отражаемые по статьям капитала и резервов, также могут измениться, поскольку после внесения корректировок на этапах определения активов и обязательств и их оценки величина чистых активов будет отличаться от величины капитала и резервов.

Как правило, эта разница отражается в составе показателя «Нераспределенная прибыль».

  • Пример 4

    Баланс компании, составленный по российским правилам учета, выглядел следующим образом:

    На дату перехода компания составила вступительный баланс по МСФО, в котором активы отражены в оценке 2 500 000 руб. и обязательства — 180 000 руб. Величина чистых активов составляет теперь 2 320 000 руб. и превышает их величину, рассчитанную по российским правилам учета, на 1 320 000 руб. При переходе на МСФО величина уставного капитала компании не меняется, следовательно, отражается во вступительном балансе в размере 50 000 руб. Компания также может не менять величину резервного фонда и включить его во вступительный баланс в существующей оценке 50 000 руб., поскольку МСФО никак не ограничивают создание общих резервов внутри капитала. В нашем примере разница, возникшая в результате переоценки активов и обязательств, будет отнесена на нераспределенную прибыль. В результате баланс, составленный по МСФО, будет выглядеть следующим образом:

    Личный опыт

    Светлана Сидорова, Владислав Погуляев, Мария Суконкина

    При переходе на МСФО наша компания пересчитала величину уставного капитала с помощью индексов инфляции, а также скорректировала добавочный капитал на исключенные суммы переоценок основных средств. После этого вся величина капитала была скорректирована до суммы чистых активов, причем разница была отражена как нераспределенная прибыль прошлых лет.

Переход на МСФО завершен

После того как компания сформировала свой вступительный бухгалтерский баланс, она отражает в учете и отчетности операции и события, возникающие после указанной даты, следуя стандартным требованиям МСФО.

  • Личный опыт

    Светлана Сидорова, Владислав Погуляев, Мария Суконкина

    В нашей компании учет по МСФО не ведется одновременно с учетом по российским правилам, поэтому каждый раз мы трансформируем бухгалтерскую отчетность в соответствии с международными стандартами. По крупным статьям (таким, как основные средства и запасы) отправной точкой при составлении отчетности служат «входящие» остатки по МСФО на начало года. Затем анализируются поступление и выбытие основных средств (запасов) за год, новые основные средства (запасы) оцениваются в соответствии с МСФО и получается стоимость основных средств (запасов) по МСФО на конец года. По прочим активам, например по дебиторской задолженности, остатки на конец года определяются исходя из соответствующих остатков в российской отчетности, которые корректируются в соответствии с МСФО. Статьи отчета о прибылях и убытках по МСФО также формируются на основе российского отчета. Часть статей российского отчета о прибылях и убытках корректируется, кроме того, начисляются дополнительные доходы и расходы (например, резервы), которых не было в российском учете.

    В принципе, составив отчетность по МСФО в первый раз, в дальнейшем мы практически не меняли порядок ее составления. Самое трудное — это выработать подходы и утвердить методы, которые будут применяться при составлении отчетности по МСФО, то есть разработать учетную политику при ведении учета в соответствии с международными стандартами. Мы разрабатывали учетную политику по каждому участку учета, определяли методы признания и оценки активов и обязательств. Благодаря этому в последующие периоды формировать отчетность становится намного легче.

    Сергей Омельченко

    Сейчас мы параллельно учитываем те объекты, по которым возникают разницы в учете по МСФО и в российском учете. Таким образом, все корректировки сразу же фиксируются. При подготовке отчетности в соответствии с МСФО берутся остатки по МСФО на начало года, добавляются обороты, отраженные в российском учете, и корректировки. В результате получаются остатки по МСФО на конец года.

Дата вступления стандарта в силу

Новый стандарт должны применять все компании, которые впервые начнут составлять отчетность по МСФО за периоды, начинающиеся 1 января 2004 года или позднее. На практике это означает, что если компания формирует годовую отчетность по состоянию на 31 декабря и представляет сравнительную информацию только за один год, то стандарт должен применяться по отношению к годовой отчетности, дата вступительного баланса которой приходится на 1 января 2003 года или более позднюю дату. Однако по желанию компаний стандарт может применяться и раньше.

Несмотря на кажущуюся простоту перехода на МСФО, следует внимательно проанализировать все операции компании, поскольку некоторые из них могут вызвать определенные трудности. Например, в ряде случаев стоимость вложений в дочернее общество может быть неизвестна или же переход на МСФО может осуществляться одновременно с реструктуризацией инвестиций внутри группы (компаний). Подобные вопросы требуют тщательного изучения или же обсуждения с консультантами еще до начала процесса перехода на МСФО.

______________________________________________
1 Здесь и далее приводится личный опыт российских компаний, осуществивших переход на МСФО еще до принятия нового стандарта (материал подготовлен редакцией журнала).

В современных условиях финансовый анализ деятельности предприятия приобретает особенно важное значение. Информационной базой для такого анализа являются данные бухгалтерского учета. Очевидно, что они становятся первоисточником для составления финансовой отчетности.

Финансовая отчетность может быть составлена по национальным стандартам (РСБУ). В этом случае она выполняет статистические функции, а ответственность за соблюдение стандартов устанавливается законом.

Иное дело отчетность по международным, то есть наднациональным стандартам (МСФО). Международные стандарты финансовой отчетности представляют собой определенные правила, устанавливающие требования к признанию, оценке и раскрытию финансово‑хозяйственных операций для составления финансовых отчетов компаний во всем мире. Они обеспечивают сопоставимость бухгалтерской документации между организациями в общемировом масштабе, а также являются условием доступной отчетной информации для внешних пользователей.

Достоверность такой отчетности обеспечивается соблюдением всех стандартов, заключением аудитора и доверием инвесторов. При этом международные стандарты носят более общий, скорее концептуальный, чем технологичный, характер. МСФО могут быть использованы для разнообразных целей – прежде всего, конечно, для ознакомления с финансовым положением компании потенциальных, особенно иностранных, инвесторов, а также для постановки управленческого учета и улучшения системы сетевого управления, для повышения качества анализа и прогнозирования финансовых показателей.

В этой связи вопрос подготовки финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами приобретает первостепенную важность для российских компаний.

В каких случаях следует подумать о переходе на МСФО

Потребность в составлении финансовой отчетности по международным стандартам может возникнуть в следующих случаях.

Во‑первых, МСФО необходимы компаниям, нуждающимся в инвестициях. Основным препятствием для роста российских предприятий в настоящее время является нехватка денежных ресурсов или их дороговизна. Менеджмент российских компаний обращает свои взоры на западные рынки капитала, где традиционно существуют более низкие процентные ставки как по краткосрочным, так и по долгосрочным кредитам. Также это касается предприятий, которые уже имеют иностранные инвестиции, сотрудничают с иностранными банками и заинтересованы в снижении процентной ставки. Такое снижение возможно только в том случае, если инвестор имеет возможность объективно оценить риски, закладываемые в ставку по кредиту.

Во‑вторых, переход на МФСО целесообразен для компаний, работающих с зарубежными партнерами. В этом случае отчетность, составленная в соответствии с общепринятыми стандартами, например МСФО, была бы большим подспорьем для облегчения взаимопонимания.

В‑третьих, предприятия составляют отчетность по МСФО по требованию владельца бизнеса. Собственнику необходим такой инструмент, который позволял бы ему понимать реальное положение дел на предприятии. Наиболее применима такая ситуация к компаниям, где владелец не участвует в повседневном руководстве компанией, но при этом заинтересован получать наиболее полную и объективную информацию о ее финансовом положении и результатах деятельности. Интерес к МСФО проявляют также предприятия, которые стремятся консолидироваться и стать более управляемыми.

В‑четвертых, полученная информация может использоваться и для управленческих целей. Применение МСФО оказывается полезным и для тех компаний, которые не планируют пока выходить на западные финансовые рынки. Составляя отчетность по МСФО не только для предоставления ее внешним пользователям, но и для внутренних управленческих целей, компания получает возможность обеспечить менеджеров информацией, которая повышает эффективность принятия решений, предоставляет возможность грамотно общаться с собственниками. Зачастую организации строят управленческий учет на основании принципов МСФО. Ошибочно полагать, что отчетность по МСФО нужна российским компаниям только для ее предоставления внешним пользователям, она необходима для более эффективного управления своей организацией. В этом случае нет необходимости заново создавать принципы и правила учета многих хозяйственных операций для целей управленческого учета, поскольку МСФО и их интерпретации упрощают проблему регламентации и ведения учета.

Способы получения отчетности по МСФО

В настоящий момент используются три способа получения финансовой отчетности по МСФО.

Первый из них – трансформация российской бухгалтерской отчетности. Данный способ не позволяет составить отчетность в короткие сроки, поскольку первоначально необходимо ее подготовить по российским стандартам, а также отсутствует возможность оперативного анализа показателей. Этот метод более экономичен и доступен, но с ним связаны довольно высокие риски, качество результата зависит от исполнителей.

Второй способ – ведение непрерывного учета всех хозяйственных операций для целей МСФО параллельно с учетом по РСБУ. Этот способ дает возможность оперативного обращения к аналитике любого уровня, что крайне важно для подготовки отчетности. Однако это достаточно сложная задача с методологической точки зрения, так как каждую хозяйственную операцию нужно отражать по двум разным стандартам. При этом необходимо постоянно сверять данные по РСБУ с МСФО на предмет полноты учета. Немаловажное значение имеет то, что при использовании этого метода есть возможность перехода от конкретного показателя отчетности до первичного документа. Сроки составления отчетности по МСФО практически совпадают со сроками составления отчетности по РСБУ. Этот метод самый дорогостоящий, однако он дает наиболее качественную, своевременную и точную информацию.

Третий способ – периодически переводить данные российского учета в отдельные регистры с последующими корректировками. Преобразования носят постепенный характер. При составлении отчетности методом трансформации процессы документооборота остаются практически без изменений, потребность в трудовых ресурсах минимальна. Однако сформировать отчетность на любую дату и проследить итоговые показатели до первичного документа невозможно. Этот метод позволяет избежать недостатков, присущих двум предыдущим способам. Неоспоримое преимущество его в том, что информацию можно получить, не дожидаясь окончания подготовки отчетности по РСБУ (как в случае, если применяется первый способ).

Таким образом, успех российских компаний в привлечении инвестиций напрямую зависит от степени понимания иностранными и отечественными инвесторами сложившейся экономической среды российской экономики, экономических условий, в которых работают компании.

При этом следует учитывать, что при переходе на МСФО последствия для компании могут стать как положительными, так и отрицательными. В качестве положительных аспектов можно отметить повышение прозрачности, информативности отчетности, улучшение сопоставимости показателей, увеличение возможностей для анализа деятельности компании и, как следствие, облегчение доступа к международным рынкам капитала.

При этом сама по себе отчетность еще не гарантирует притока инвестиций. Как показывает практика, часто величина балансовой прибыли при переходе на международные стандарты может быть значительно ниже, чем по российскому учету. Кроме того, переход на МСФО потребует от компании выделения значительных трудовых, финансовых и временных ресурсов. Оценить положительные экономические последствия от перехода на МСФО на первоначальном этапе будет довольно трудно. Следует также иметь в виду, что основная проблема, от которой будет зависеть скорость внедрения международных стандартов, – сроки подготовки кадров соответствующей квалификации. Основные трудности при переходе на МСФО связаны с тем, что бухгалтеры не имеют опыта по раскрытию информации. Кроме того, руководители предприятий не всегда готовы к уровню открытости и прозрачности отчетной информации, заданному МСФО. Это во многом обусловлено налоговой направленностью российского бухучета.

В заключение следует отметить, что согласно Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, разработанной Минфином РФ, к 2010 году предусмотрен обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам.

Российская система бухгалтерского учета (РСБУ) находится в стадии реформирования, что обусловлено формированием в настоящее время системы хозяйствования с учетом новых экономических требований. В связи с этим нужна ориентация бухгалтерской информации на международные стандарты, т.е. эта информация должна быть достаточной, уместной, необходимой и понятной иностранным пользователям, чтобы они могли проводить анализ, контроль и управлять своими вложениями. В качестве такого ориентира выбраны принципы, содержащиеся в системе МСФО, как наиболее адекватно отражающей потребности рыночной экономики.
В связи с отмеченными обстоятельствами постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее - Программа). Это положило начало реализации намеченных мероприятий по перестройке РСБУ.

Программой предусматривалось: сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказать методическую помощь организациям в процессе освоения и внедрения реформированной модели бухгалтерского учета. Для достижения цели реформы и решения поставленный задач быи утвержден План мероприятий по реформированию бухгалтерского учета, в который быии включены три условным группы мероприятий: создание новой нормативной базы бухгалтерского учета, становление бухгалтерской профессии и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета.
В 2004 г. быша принята Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (далее - Концепция), определяющая программу действий на период 2004-2010 гг.
Концепция направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованных пользователей.
Необходимость разработки и принятия Концепции обусловлена следующими причинами:

  • недостаточными темпами реформирования бухгалтерского учета и отчетности в течение 1992-2003 гг.;
  • тенденциями развития бухгалтерского учета в мире;
  • административной реформой в России.
Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу является создание приемлемые условий и предпосыиок для последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике России. Для достижения данной цели необходима активизация использования МСФО путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.
Для этого в Концепции намечены следующие основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.):
  • повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
  • создание инфраструктуры применения МСФО;
  • изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
  • усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
  • существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.
В области создания новой нормативной базы бухгалтерского учета к 2003 г. были разработаны 20 положений по бухгалтерскому учету, касающиеся различных вопросов учета. Эти положения применяются с 1 января 2003 г. Некоторые положения уже имеют повторную редакцию.
В соответствии с Концепцией продолжится работа над национальными стандартами (положениями по бухгалтерскому учету) для регламентации общих правил индивидуальной бухгалтерской отчетности для юридических лиц (организаций) исходя из национального законодательства и требований МСФО.
Необходимость такого подхода вызвана потребностями российских внешних пользователей в данных бухгалтерской отчетности. Пришло время отдельные положения МСФО зафиксировать в соответствующих национальных нормативных актах - Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и других нормативных актах, относящихся к сфере регулирования бухгалтерского учета. Это обусловлено тем, что без юридических оснований применение МСФО - дело добровольное и не влечет за собой наказания за их неприменение.
В этих целях следовало бы принять Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности». Этот документ уже подготовлен и проходит стадию согласования в соответствующих ведомствах. Предполагается, что в нем будут закреплены новые нормы, в частности обязательность составления консолидированной отчетности группами взаимосвязанных организаций по МСФО.
Ведущую роль в обновлении нормативной базы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности должны играть переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую (финансовую) отчетность; органичное сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями; взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании.

Другим направлением государственной политики является совершенствование процесса аттестации профессиональных бухгалтеров (главных бухгалтеров, бухгалтеров-консультантов, иных специалистов бухгалтерского учета). В международной практике Комитет по образованию IFAC выдвигает ряд серьезных требований к желающим стать профессиональными бухгалтерами и получить соответствующий сертификат (аттестат). Среди них - обязательное получение дополнительного образования к имеющемуся высшему образованию, наличие стажа работы по специальности. Указанные требования соблюдает только Институт профессиональных бухгалтеров России, проводящий аттестацию с 1997 г. и постоянно повышающий требования к получению аттестата.
Важное место в реформировании бухгалтерского учета продолжает занимать проблема подготовки специалистов высшего профессионального образования (ВПО) по новым правилам бухгалтерского учета, формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, постановки управленческого учета и иным направлениям в учетной области. В связи с этим в соответствии с Концепцией необходима и далее целенаправленная и координирующая работа по созданию третьего поколения стандартов ВПО в контексте современных подходов к подготовке кадров бухгалтеров и аудиторов в рамках Болонского процесса.
При наличии федерального органа исполнительной власти в области образования существенная роль в подготовке специалистов XXI века должна принадлежать саморегулируемым профессиональным бухгалтерским и аудиторским организациям. В настоящее время они ведут целенаправленную работу по привлечению студентов в профессиональное сообщество путем реализации образовательных программ для студентов и проведения студенческих олимпиад разного уровня.
Задачи, поставленные при разработке Концепции, выполнены еще не в полной мере. Вместе с тем уже можно отметить улучшение понимания экономического смысла проводимой реформы. В частности, возросло количество организаций, раскрывающих отчетную информацию в соответствии с требованиями МСФО.
По мнению руководителя Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности А.С. Бакаева, к причинам, которые
не позволяют в полной мере реализовать новые подходы к постановке учета и раскрытию информации в отчетности, относятся:

  1. избирательное применение новых правил бухгалтерского учета, о чем говорят исследования ИПБ России и письменные обращения Минфина России;
  2. чрезмерное влияние на развитие бухгалтерского учета требований налоговые органов, а также налогового законодательства;
  3. недостаточно активное участие аудиторского сообщества во внедрении новые подходов к формированию бухгалтерской отчетности;
  4. негативное отношение к нововведениям со стороны собственников и управленческого персонала;
  5. отставание законодательной и иной нормативной базы от вводимых новыгх правил бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
  6. отсутствие нормальной рыночной инфраструктуры в связи с тем, что оценочная и аудиторская деятельность находится пока в процессе становления, закон соответствия спроса и предложения не реализуется, недостаточно динамично развиваются системы связи и т.п.
Со времени опубликования статьи А.С. Бакаева многое быгло сделано, но еще больше предстоит сделать.
Реальное реформирование бухгалтерского учета, несмотря на срок, предусмотренный в Программе, должно занять, на наш взгляд, от 10 до 15 лет. В частности, необходимо время для смены целого поколения специалистов в области бухгалтерского учета и пользователей бухгалтерской информации.
Сейчас лишь отдельным российские компании составляют сводную отчетность по МСФО. Эти компании проделали огромную подготовительную работу. Они разработали учетную политику для составления отчетности по МСФО, расширили информационную емкость действующего Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (далее - План счетов) путем включения в него многочисленные субсчетов. Для составления сводной отчетности по МСФО дочерние компании представляют большой объем дополнительной информации. При этом компании содержат бухгалтерские подразделения, составляющие параллельную бухгалтерскую отчетность.

Другие организации, которым необходимо представлять финансовую отчетность по МСФО, прибегают к услугам крупных аудиторских фирм по трансформации и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом они зачастую не имеют утвержденной учетной политики по МСФО, что приводит к произвольной интерпретации аудиторскими фирмами требований МСФО применительно к таким организациям. Составленная подобным образом бухгалтерская (финансовая) отчетность настороженно воспринимается западными финансовыми аналитиками.
Для решения отмеченных проблем государством будет осуществляться поддержка перехода ряда организаций на формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности по МСФО.

Навасардян А.А., Болтунова Е.М. ФГОУ ВПО Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия

Переход на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards) – набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.

МСФО, в отличие от некоторых национальных правил составления отчетности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Цель состоит в том, чтобы в любой практической ситуации составители могли следовать духу принципов, а не пытаться найти лазейки в четко прописанных правилах, которые позволили бы обойти какие-либо базовые положения. Среди принципов: принцип начисления (accrual basis), принцип непрерывности деятельности (going concern), осторожности (prudence), уместности (relevance) и ряд других.

Международные стандарты финансовой отчётности приняты как обязательные в нескольких странах Европы. В большинстве стран Европы отчётность в соответствии с МСФО обязаны подготавливать компании, чьи ценные бумаги обращаются на бирже.

В США, где сейчас применяются собственные стандарты бухгалтерского учёта US GAAP, в августе 2008 года Комиссией по ценным бумагам и биржам был представлен предварительный план перехода на МСФО и отказа от GAAP. В соответствии с этим планом, уже с 2010 года транснациональные американские компании будут в обязательном порядке предоставлять отчётность по МСФО. Предполагается, что с 2014 года формирование отчётности по МСФО станет обязательным для всех американских компаний.

В 1998 году в России принята и исполняется программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО. В частности, с 2005 года все кредитные организации обязаны подготавливать отчётность в соответствии с нормами МСФО.

Национальный совет по стандартам финансовой отчетности (Фонд НСФО) ведет работу по созданию комплекта национальных стандартов финансовой отчетности (СФО) с июня 2006 года.

Российские принципы бухгалтерского учета имеют серьезные недостатки в плане достоверности информации о рыночной стоимости активов и чистой прибыли предприятия, а именно эти данные представляют особый интерес для инвесторов.

Основным предназначением финансовой отчетности по РПБУ было и остается ее представление в налоговые органы. Такая отчетность лишена необходимой прозрачности и достоверности, которые необходимы инвесторам. Таким образом, основным пользователем финансовой отчетности, составляемой по РПБУ, продолжают оставаться налоговые органы, а не инвесторы или руководители компании.

Опыт показывает, что финансовая отчетность, составленная по РПБУ и МСФО для одной и той же компании, будет существенно различаться. Имеются примеры, когда отчетность, составленная по РПБУ, представляет довольно благоприятную картину финансового положения компании, в то время как отчетность по МСФО представляет ее в крайне мрачном свете.

Международные стандарты финансовой отчетности основаны на нескольких допущениях и принципах: метод начисления, допущение о непрерывности деятельности компании, принцип осмотрительности и принцип сопоставимости.

Метод начисления означает, что операции и события признаются тогда, когда они произошли (а не по мере получения или выплаты денежных средств) и отражаются в финансовых отчетах за те периоды, к которым они относятся.

Допущение о непрерывной деятельности компании предполагает, что деятельность компании будет продолжаться без существенного сокращения ее деятельности. Это означает, что активы компании должны оцениваться в соответствии с этим принципом, а не по ликвидационной стоимости. В отношении компании, испытывающей серьезные проблемы, аудиторы могут принять решение о неприменимости данного принципа.

Принцип осмотрительности (осторожности, консерватизма) означает, что при составлении финансовой отчетности должен проявляться консерватизм в оценке с тем, чтобы активы или прибыль не были завышены, а обязательства и расходы не были занижены. На практике при составлении финансовой отчетности всегда возникает много вопросов в отношении, например, оценки дебиторской задолженности, экономического и физического срока полезного использования оборудования, рыночной стоимости активов. В таких ситуациях, если применение альтернативных бухгалтерских процедур четко не определено, должен применяться консервативный метод оценки.

Принцип сопоставимости позволяет выявлять схожесть, различия и временные тенденции на основе отчетности компании за текущий и прошлый периоды, сравнивать финансовую отчетность разных компаний. Принципы составления отчетности не должны безосновательно изменяться от периода к периоду, а если изменения все же внесены, то в отчетности должны содержаться подробные объяснения причин и сути этих изменений, а также того, как эти изменения отразились на представлении отчетности за данный период.

Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с принципами МСФО, должна обладать такими качественными характеристиками, как понятность, существенность, полнота и достоверность представляемой информации.

Российские принципы бухгалтерского учета, не представляющие объективной и четкой картины финансового состояния предприятий, становятся серьезным препятствием для иностранных инвесторов, пытающихся оценить целесообразность инвестирования в то или иное российское предприятие. В противоположность этому, основная цель международных стандартов финансовой отчетности заключается в создании объективной картины текущего и прошлого положения компании и ее деятельности. К основным пользователям финансовой отчетности относятся руководство компании, инвесторы, кредиторы, поставщики, потребители (клиенты), работники, общественность.

Финансовая отчетность, составленная в соответствии с МСФО, применима для количественных оценок и расчета рисков, используемых заинтересованными лицами при рассмотрении вопроса об инвестициях.

Как уже отмечалось, РПБУ дают недостаточно полную и достоверную информацию о положении дел на предприятии. В этой связи аргументы в пользу перехода российскими предприятиями на МСФО могут быть следующие: повышение качества решений, принимаемых руководством компании, так как эти решения будут основываться на более объективной информации; финансовая отчетность будет более внятной и полезной для внешних партнеров компании, включая инвесторов, кредиторов, поставщиков и потребителей, результатом чего может стать их более активная поддержка компании.

Преимущества ведения параллельного учета по РПБУ и МСФО необходимо сопоставить с издержками, так как в соответствии с российским законодательством ведение учета по МСФО не освобождает от необходимости ведения учета по РПБУ. И все же можно рекомендовать предприятиям вести учет по обоим стандартам финансовой отчетности.

Необходимо, прежде всего, определить требования, выдвигаемые пользователями финансовой информации, так как это явится той целью, которая будет определять метод внедрения. Необходимо определить преимущества перехода на МСФО, включая такие параметры, как способность предоставлять более полную и точную информацию руководству в таких областях как калькуляция себестоимости, рентабельность продукции, рентабельность компании и стабильность ее состояния, снижение расхождения в сроках предоставления отчетности и информации для корпоративного планирования. Высшее руководство компании должно принять решение о необходимости перехода на МСФО.

Следующим этапом является разработка стратегических вариантов. Необходимо назначить стратегическую команду, которая должна состоять из финансового директора, главного бухгалтера и директора по планированию, наряду с двумя или тремя ведущими бухгалтерами. Необходимо собрать такую информацию, касающуюся компании, как информацию о системе отчетности компании, действующей в настоящее время, требованиях по пакету отчетности в системе МСФО, ресурсы, которые компания может выделить для перехода на МСФО, и наличие средств для осуществления перехода на МСФО.

Различные доступные варианты для перехода на МСФО должны быть подробно разработаны, например, метод двойного ведения учета с параллельным ведением учета одновременно в двух системах (российской и МСФО), и каждый вариант должен быть критически проанализирован. Критически проанализированные варианты затем должны обсуждаться советом директоров, который утвердит отобранные варианты, с одним из которых компания будет продолжать работать.

Существует два основных метода составления отчетности на основе МСФО.

Метод корректировки предшествующих отчетных периодов. Этот метод обычно используется привлеченными со стороны бухгалтерами-профессионалами, и его обычно относят к трансформации. Компания предоставляет информацию в соответствии с требованиями российского законодательства и затем специалисты – профессионалы окажут содействие персоналу компании в осуществлении перевода информации в формат МСФО. Различные корректировки будут сделаны в предусмотренной российским законодательством финансовой отчетности таким образом, чтобы трансформированные данные соответствовали стандартам МСФО.

Метод параллельного ведения учета. При применении этого метода, компания будет отражать каждую операцию на момент ее совершения достаточно подробно таким образом, чтобы учетная система могла предоставлять как информацию в формате, предусмотренном российским законодательством, так и в формате МСФО. Этот метод обычно называется методом двойного ведения бухгалтерского учета (учетом одновременно в двух системах). Метод параллельного ведения учета может быть внедрен на двух уровнях.

На первом – процесс будет внедрен в одной из учетных областей, например, основные средства, инвестиции, учет затрат, дебиторская задолженность покупателей и кредиторская задолженность поставщикам. Этот метод наилучшим образом подходит для учетной системы, ведущей учет, в основном, вручную и предлагает компании вариант для перехода к предоставлению информации по МСФО поэтапно. Новые зоны учета добавляются только после того, как текущие зоны введены и начали функционировать должным образом. Для предоставления всей необходимой информации по МСФО, учетные зоны, не охваченные методом двойного учета, необходимо будет трансформировать, используя метод корректировки предшествующих отчетных периодов.

Очевидно, для компаний, уже имеющих сложные компьютеризованные учетные системы, предоставляющие точную финансовую информацию, предусмотренную законодательством, более смелым подходом будет выбор наиболее полного метода отражения, то есть применение метода двойного учета, что даст компании возможность предоставлять полную финансовую информацию, предусмотренную как российским законодательством, так и МСФО.

Внедрение метода параллельного ведения учета потребует привлечения большего количества персонала, консультантов и других ресурсов. Необходимо применять поэтапный метод для того, чтобы группы могли успешно осуществить сведение счетов. Поэтапный метод означает, что весь процесс разбит на управляемые этапы, каждый из которых имеет развивающуюся, но легко определяемую цель. Координатор только следит за тем, чтобы все усилия были одновременно направлены на выполнение одной цели. До тех пор пока цель не достигнута, к работе, направленной на достижение следующей цели, не приступают, и ресурсы для ее осуществления не выделяются.

Таким образом, завершая наше суждение, можно сделать следующие выводы.

Использование МСФО позволяет компаниям, планирующим привлечение инвестиций, представить потенциальным инвесторам, кредиторам и другим заинтересованным сторонам прозрачную и унифицированную информацию о своей деятельности.

В первую очередь, переход на новую систему бухучета можно рекомендовать тем компаниям, которые рассматривают возможность публичных эмиссий ценных бумаг и получения статуса публично котируемых компаний. Вознаграждением за понесенные издержки послужит возросший интерес к компании со стороны внешних инвесторов и в долгосрочном плане снизит стоимость привлечения капитала для компании. Если инвестор будет располагать объективной информацией о положении дел на предприятии, он будет готов вложить средства под более низкую процентную ставку, так как риск в этом случае лучше просчитывается.

Новое на сайте

>

Самое популярное