Домой Сбербанк Что такое налог с продаж в россии. Кто должен платить налог с продажи квартиры

Что такое налог с продаж в россии. Кто должен платить налог с продажи квартиры

Ещё весной 2014 года началась дискуссия между правительством, властями регионов, администрацией президента и бизнес-сообществом о реанимировании налога с продаж. Идея не дожила до ноября. Какие проблемы государство хотело устранить за счёт кармана потребителя, и на что в итоге оно решилось?

Сдуть пыль с НСП

История началась с предложения московских властей о , в котором они видели финансовый источник развития транспортной инфраструктуры. К августу идея трансформировалась в законопроект в рамках бюджетообразующих (на 2015-2018) поправок в Налоговый кодекс.

Напомним, что НСП на российских просторах вводился уже дважды. В 1991 налог со ставкой 5% появился в СССР и исчез одновременно с распадом страны в 1992. В тяжёлый для экономики период 1998–2004 НСП возродился как временный региональный сбор с максимальной ставкой 5%, заменив целый список местных налогов. Практика последнего применения налога считается беспрецедентной в плане двойного налогообложения. Косвенный НСП начислялся «сверху» на такой же косвенный НДС, что в цивилизованных налоговых системах обычно не допускается.

В очередной раз достав налог с пыльной полки, инициаторы проекта озаботились стабильным наполнением региональных бюджетов. Ежегодные доходы от НСП оценивались ими как 200 млрд р. в год. Максимальную ставку налога предложили довольно скромную – 3%. НСП должен был уплачиваться с реализации услуг и товаров, но некоторые из них решили от налога освободить (детские товары, продукты первой необходимости, услуги ЖКХ и др.). Законопроект практически повторил НСП в том виде, в котором он существовал в 1998–2004 гг., но с пониженной ставкой. При одобрении документа уже с 2015 года на плечи россиян легла бы ноша налога с продаж.

Региональные власти голосовали за возврат НСП двумя руками. По данным за 6 месяцев 2014 года более 30 субъектов РФ имеют бюджеты с дефицитом, ещё 30 балансируют на его грани. Основной источник доходов регионов сейчас – налог на прибыль, сборы которого с приближением кризиса будут падать с каждым месяцем. Поступления от косвенных налогов не так гибко привязаны к экономическим неурядицам, потому что потребители вряд ли откажутся от покупок вообще.

С позиции разума выступили Минэкономразвития, ЦБ, Минпромторг и Минфин, обоснованно считая, что введение НСП:

  • подстегнёт инфляционные процессы, которые и без того развиваются довольно активно
  • не устранит дефицит бюджетов субъектов РФ, причина которого в дисбалансе распределения средств (профицит федерального бюджета сопровождается дефицитом региональных и муниципальных)
  • замедлит экономический рост, вынуждая предпринимателей «завязывать» с бизнесом и уходить в тень
  • потребует значительных вложений в администрирование
  • не оправдает надежд регионов из-за низкой собираемости (в предыдущем случае удавалось получать не более 30%)

Реакция представителей бизнеса и экспертов в области макроэкономики совпадает: ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе НСП не даст положительного эффекта. Налог с продаж – косвенный, по сути, собирается из кошельков населения. Из-за роста цен снизится покупательная способность, а следом и совокупный спрос. Рост экономики замедлится. Компании, платящие налоги, окажутся в менее конкурентной позиции, чем «уклонисты». От введения НСП в первую очередь пострадают домохозяйства с наиболее низкими доходами. Налог с продаж – своеобразный налог на бедность.

В сложившейся ситуации Правительством РФ в сентябре 2014 было принято верное решение – отказаться от налога с продаж , по крайней мере, на три ближайших года.

Региональные сборы – альтернатива НСП

В течение октября 2014 года Минфин разрабатывал законопроект о введении региональных сборов, которые вместо налога с продаж позволят наполнить бюджеты регионов.

Первоначально речь шла о сборах:

Внесённый 6 ноября на рассмотрение в Госдуму проект содержал список из 22 видов деятельности, которые предлагалось обложить муниципальными сборами. После второго чтения остался только один – торговля.

26 ноября 2014 Совфед дал добро закону о местных торговых сборах. Такая глава появится в НК. Торговый сбор «заработает» в июле 2015 и только в Москве, Севастополе и Санкт-Петербурге. Для остальных муниципалитетов потребуется принятие специального федерального закона. Плательщики сбора – предприниматели и организации, занимающиеся торговлей вне зависимости от наличия торгового зала. Сбор начисляется и уплачивается поквартально, а ставка сопоставима со стоимостью патента для соответствующего вида деятельности.

Закон ударит в первую очередь по небольшим торговым точкам, но пока только в трёх городах. Пессимистически настроенные депутаты считают, что пострадают не только торговцы, но и производители, самостоятельно продающие свою продукцию. Сторонники закона считают, что новый сбор на цены не повлияет. Уже в 2016 году изменения сможет прочувствовать всё население страны, когда практика распространится на другие регионы.

Похоже, что правительству и депутатам всё же удалось сохранить овец и накормить волков: ущерб обычным потребителям от введения НСП мог быть гораздо чувствительней, чем от торгового сбора, а региональным бюджетам в недалёкой перспективе дали некоторый шанс для пополнения. Чем всё закончится для торгового бизнеса, станет ясно по результатам 2015–2016 годов.

Для выхода из кризиса правительство использует все новые методы, даже если они относятся к непопулярным и уже действовали на территории страны. Один из таких методов – налог с продаж. Возвращение данного вида налоговой обязанности произойдет в 2015 году. Многие аналитики внимательно следили за колеблющимися решениями властей, которые имели выбор: повышение ставки НДС или введение этого налога.

Закон уже разработан и в нем есть значительные поправки. Живой интерес, в первую очередь, вызывает вопрос: кто будет платить? Как утверждают источники, теперь налогом с продаж будут облагаться такие категории налогоплательщиков:

  1. Юридические лица, которые создавались согласно законодательству, а также их филиалы и другие подразделения.
  2. Иностранные юридические лица, которые создавались согласно иностранным законодательствам, созданные в Российской Федерации.
  3. Индивидуальные предприниматели, не являющиеся юридическим лицом.

Такие действия, по мнению Минфина, принесут в бюджет около 200 миллиардов рублей. Естественно, многие представители бизнеса выступают против таких нововведений. Они утверждают, что повышение налогов напрямую отразятся на повышении цены на различные товары и услуги. Кроме того, власти передают решение о том, стоит ли вводить налог с продаж и его процент в регионы. Выбор ложится на губернаторов, но стоит отметить, что такая практика в 1988 году привела к тому, что дополнительные платы ввелись практически во всех регионах по максимальной ставке.

Уклонение от налога и его собираемость

Налогоплательщики теперь обязаны вести раздельный учет тех товаров и услуг, которые облагаются налогом, и тех, которые от него освобождены, ведь во второй список входят товары первой необходимости. Налог с продаж не снимается с таких товаров и услуг:

  • продукты питания, которые входят в список первой необходимости: хлеб, молокопродукты, растительное масло, крупы, соль, сахар, маргарин, картофель и продукты из категории детского, а также специального диабетического питания;
  • детская одежда (в том числе обувь);
  • ЖКХ услуги; услуги по сдаче населению государственных жилых помещений;
  • услуги из сферы культуры и искусства (театры, выставки, галереи, цирки, библиотеки, клубы, парки отдыха, а также просветительские мероприятия);
  • ценные бумаги;
  • услуги по содержанию детей и больных, лекарства, протезные и ортопедические товары;
  • услуги перевозки пассажиров (за исключением такси).

В прошлом практика отклонения от подобного налога составляла не более 30%. Представители аппарата власти прогнозируют, что из-за возрастания предприятий собираемость будет больше. В такой ситуации налог с продаж – это постоянный и стабильный поток средств в регионы.

За что будет изыматься налог с продаж

Итак, по новому закону, внесенному в Налоговый кодекс, максимальная ставка от продажи товара составляет 3%. Как было сказано выше, в отдельных регионах этот процент может быть меньше в связи с решением региональных властей. В категорию товаров, которые обязаны платить определенную сумму с продаж, входят подакцизные товары, мебель, автомобили, одежда, деликатесные продукты питания, меха, радиотехника, ювелирные изделия, видеопродукция, услуги по рекламе, туристических фирм, гостини, а также другие товары, не относящиеся к списку первой необходимости.

Кроме перечисленных категорий налогоплательщиков, доход с продаж могут платить частные лица, которые собираются продавать средства передвижения и квартиры. И многих граждан интересует вопрос, в каких случаях они должны платить государству за свою предпринимательскую деятельность. В 2015 году при удачной сделке на продажу автомобиля предусматривается налог с продаж. Налогоплательщиком становится человек, который является гражданином РФ и получает доход с продажи.

В таком случае проданная собственность (автомобиль) облагается налогом, составляющим 30% от суммы прибыли. Налог с продаж автомобиля не платится, если машина находится в собственности гражданина более трех лет. Кроме того, если автовладелец продал свое транспортное средство по цене не дороже 250 тысяч рублей, он также не должен подавать декларацию в соответствующий налоговый орган.

Есть еще один вариант официального уклонения от налогов: если владелец документально сможет доказать, что продает автомобиль по стоимости ниже, чем та, по которой он его покупал. Кроме того, снизить сумму налога можно, предоставив документы, указывающие на то, что перед продажей владелец потратился на ремонт.

Другой распространенный вид налоговой уплаты – продажа недвижимости, в том числе квартиры. И тут всех владельцев ждут неутешительные новости, ведь раньше от данного платежа можно было уклониться, если квартира принадлежала гражданину сроком от трех лет. Внесенные поправки в Налоговый кодекс диктуют изменение этого срока. Теперь для того, чтобы не платить налог, нужно быть владельцем жилья от семи лет.

Кроме того, нельзя забывать, что срок владением недвижимости считается действительным от даты регистрации имущества. Исключением является наследственное имущество (с даты смерти передающего в наследование квартиру). Сумма налога также составляет 13%. Эксперты прогнозируют, что такие поправки негативно отразятся на рынке имущества. Особенно пагубно такой налог скажется на тех гражданах, которые покупают недвижимость в инвестиционных целях. Исключения на неполную выплату предоставляются тем, кто получил квартиру по договору дарения, а также по приватизации.

Плюсы и минусы налога с продаж

Многие бизнесмены и предприниматели считают, что отечественный бизнес находится в таком запущенном состоянии, что не может качественно и количественно влиять на пополнение средств государства, когда сам нуждается в помощи и серьезном привлечении денег. Кроме того, продажа автомобилей и квартир теперь имеет жесткие рамки, которые, с одной стороны, внесли ясность в процесс продажи, а с другой – увеличили требования к снятию налоговой ответственности.

На нашем сайте вы можете получить совершенно бесплатно консультацию профессионального юриста!

Повышение налога с продаж ведет к повышению уровня инфляции, и, по мнению аналитиков, такой рост составит больше 2%. С другой стороны – прогнозируемые суммы поступления средств через налоги весьма внушительны, что пойдет на благо экономики страны. А власти считают, что созданные исключения для уклонения от уплаты достаточно лояльны.

Под конец года наши законотворцы приняли новые изменения, касающиеся налога с продажи недвижимости. Вводится минимальный размер налога с продажи, который уже не получится обойти как раньше. Но есть и кое-какие исключения из правил. Итак, подробнее о новом налоге.

Осенью этого года уже был принят закон о налоге на недвижимость для собственников, об этом подробно сообщалось . Сегодня к этому закону добавился еще один о налоге с продажи любой недвижимости. В Налоговый кодекс России внесена новая статья 217.1, вот ее полный текст:

«Статья 217.1. Особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества

1. Освобождение от налогообложения доходов, указанных в абзаце втором пункта 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, получаемых физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период, а также определение налоговой базы при продаже недвижимого имущества осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Если иное не установлено настоящей статьей, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

3. В целях настоящей статьи минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года для объектов недвижимого имущества, в отношении которых соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

1) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в порядке наследования или по договору дарения от физического лица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации;

Смотрите также: Брать ли ипотеку в 2019 году

2) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком в результате приватизации;

3) право собственности на объект недвижимого имущества получено налогоплательщиком — плательщиком ренты в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением.

4. В случаях, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет пять лет.

5. В случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в настоящем пункте, не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, положения настоящего пункта не применяются.

6. Законом субъекта Российской Федерации вплоть до нуля для всех или отдельных категорий налогоплательщиков и (или) объектов недвижимого имущества может быть уменьшен:

1) минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, указанный в пункте 4 настоящей статьи;

2) размер понижающего коэффициента, указанного в пункте 5 настоящей статьи.»

Разберем для ясности, что же нового нам уготовано.

Что ожидает продавцов недвижимости

Раньше сумма полученная от продажи недвижимости освобождалась от налогообложения, если объект недвижимости (квартира, дом, нежилое помещение и т.п.) находился в собственности более 3-х лет. Теперь этот срок увеличен до 5 лет… за исключением случаев, когда недвижимость была получена вами в порядке наследства, подарена членом вашей семьи или была приватизирована, в этом случае срок в 3 года остается.

Вместе с бюджетом на ближайшую трехлетку правительство утвердило и ряд налоговых изменений. Для предпринимателей некоторые из них стали неожиданностью.

Окончательные решения по бюджету и налогам принимались на совещании у президента Владимира Путина 17 сентября и на заседании правительства 18 сентября. Большинство налоговых новаций правительством обобщено в законопроекте «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ и иные законодательные акты РФ», который внесен в Госдуму 18 сентября. Министр финансов Антон Силуанов по результатам обсуждения бюджета в правительстве уже объявил: «Мы обошлись без повышения налогов, без повышения налоговой нагрузки». На экономическом форуме «Сочи-2014» премьер-министр Дмитрий Медведев объяснял предпринимателям, что значительное повышение налоговой нагрузки «было бы крайне неудачным решением».

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин с позицией правительства не согласен: «В итоге все равно идет повышение налоговой нагрузки», - сказал он в интервью телеканалу РБК. Не нравится Шохину и то, как именно идет налоговое творчество: «Способ, которым вносятся эти законы, не позволяет нам сделать экспертизу, вести дискуссию... Кроме того, это оставило в тени маленькие поправочки к законодательству: повышение налога на дивиденды с 9 до 13, индексация водного налога в разы, налогообложение имущества, которое полностью амортизировалось, кадастровая оценка налога на недвижимость - ничего не проработано».

«Судьбоносные для бизнеса решения принимаются с колес», - считает Шохин. В качестве примера он приводит дискуссию по налогу с продаж и НДФЛ: «Только премьер подписал документ налоговой политики, который обсуждался [одобрены правительством на заседании 3 июля 2014 года], и тут же после были вброшены документы о повышении НДФЛ, налога с продаж». «Мы долго не могли найти авторов. Минфин давал понять, что не все нравится ему. Дискуссия шла: налог с продаж или НДФЛ. Сначала отказались от повышения НДФЛ. Вчера отказались и от налога с продаж, но это не значит, что эти дискуссии прекратились».

РБК собрал основные налоговые новации, которые начнут действовать со следующего года.

Налоги, которые изменились

Налог на дивиденды. Ставка налога на доходы физических лиц, полученные в виде дивидендов, увеличивается с 9 до 13%. Также предложено увеличить и ставки налога на прибыль компаний по доходам от долевого участия в деятельности организаций. С этой инициативой Минфин выступил еще в начале 2014 года. Но в марте предложение было отвергнуто на совещании у премьера Дмитрия Медведева; как объяснил тогда первый вице-премьер Игорь Шувалов, существующая «ставка 9% для дивидендов может помочь сделать российскую юрисдикцию более привлекательной». Тем не менее уже в августе рост этого налога был поддержан правительством на совещании у президента Владимира Путина. Минфин ожидает, что только изменение налога для компаний даст в 2015 году дополнительный доход в 10,9 млрд руб.

Страховые взносы. Сейчас страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования составляют 5,1%. Их взимают с годовой зарплаты 624 тыс. руб. (52 тыс. в месяц). Все, что выше, взносами не облагается. Каждый год пороговое значение зарплат, с которых взимаются взносы, индексируется - в 2015 году оно должно было вырасти до 668 тыс. (55,7 тыс. в месяц). В августе 2014 года Минтруд разработал поправки в закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», где предложил этот порог убрать и взносы брать со всех зарплат. При этом основной тариф останется 5,1%, сохранятся и льготные ставки. По предложению Минфина эти средства решено передать из Фонда медстрахования в федеральный бюджет. В 2015 году в федеральном бюджете запланировано 140 млрд руб. допдоходов.

Пошлина на интернет-торговлю. Правительству только предстоит одобрить снижение порога беспошлинной интернет-торговли до €150 (сейчас €1000). Но Минфин в бюджете уже запланировал доходы от этого изменения - 20 млрд руб. в 2015 году. Между тем по этой теме в правительстве есть дискуссия: Минфин предлагает €15, а Минпромторг - €500. Минэкономразвития предлагает исключить из-под действия новых норм некоторые лекарства.

Акциз на газ. Предложение обложить акцизами экспорт газа в Турцию по трубопроводу «Голубой поток» министр финансов Антон Силуанов публично сделал 1 июля 2014 года. Уже 4 июля на заседании правительства это предложение попало в утвержденные тогда «Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и больше не пересматривалось. В июле Силуанов обещал, что «речь не идет о повышении цены на газ для Турции, а только о фискальных целях для бюджета». Дополнительные доходы от акциза - 41,7 млрд руб. в 2015 году.

Акциз на сигареты. Сейчас производители сигарет в России платят акциз 800 руб. за 1 тыс. сигарет (специфическая часть) плюс 8,5% от их розничной стоимости (адвалорная часть), но не менее 1,04 тыс. руб. Согласно Налоговому кодексу, в 2015 году ставка должна была вырасти до 960 руб. плюс 9% от розничной стоимости (не менее 1,25 тыс. руб.), в 2016 году - до 1,2 тыс. руб. плюс 9,5% от розничной стоимости (не менее 1,6 тыс. руб.). Окончательный вариант поправок в Налоговый кодекс, направленный 18 сентября из Белого дома в Госдуму, предполагает сохранение в 2015 году прежних планов роста специфической части акциза (до 960 руб.) и увеличивает адвалорную часть до 9,5%. В 2016 году также меняется только адвалорная часть акциза - до 10%. В 2017 году предлагается установить специфическую часть акциза в 1350 руб. и адвалорную - 10,5%. Допдоходы в 2015 году - 24 млрд руб.

Водный налог. Индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, не проводилась с 2005 года. При этом тарифы на воду, отпускаемую потребителям, увеличились более чем в шесть раз, что, по мнению Минфина, «привело к существенному снижению налоговой нагрузки на пользователей водных объектов». Проект бюджета предполагает, что в 2015 году будет проведена индексация в 1,28 раза, в 2016-м - в 1,64 и в 2017-м - в 2,08 раза. Ускоренная индексация будет проходить до 2026 года, потом - только на инфляцию. Допдоходы в 2015 году - 2,8 млрд руб.

Плата за лес. Индексация ставок платы за использование лесов не проводилась с 2009 года. Минфин предлагает провести ее в 1,05 раза в 2015 году, в 1,1 раза - в 2016 году и в 1,15 раза - в 2017‑м. Предложение внесено в правительство еще в июле 2014 года, возражений не было. 800 млн руб. допдоходов в 2015 году.

Изменения, которые не состоялись

Налог с продаж. С идеей вернуть налог с продаж выступил в июле этого года министр финансов Антон Силуанов. Право вводить налог предлагалось дать регионам, при ставке до 3% он мог приносить им 200 млрд руб. в год. Законопроект Минфин внес в правительство 13 августа. Резко против выступили представители бизнес-организаций: они указали, что с появлением налога в России возникнет двойное (при существующем НДС) и тройное (в случае с подакцизными товарами) налогообложение. Это заставит предпринимателей уходить в тень, сокращать инвестиционные расходы и приведет к росту цен. Минэкономразвития оценило влияние налога на инфляцию в 1 п.п., ЦБ - в 1-1,5 п.п. Введение налога с продаж обсуждалось 17 сентября на совещании президента с правительством. На следующий день министр финансов Антон Силуанов сообщил, что правительство отказалось от этой идеи.

Теперь в качестве альтернативы налогу с продаж регионам могут предоставить право вводить специальные сборы за право торговли, предоставление услуг общественного питания, такси и т.п., сообщил 19 сентября на Сочинском инвестиционном форуме премьер Дмитрий Медведев (см. статью на этой же странице).

Повышение НДС. В правительстве рассматривался вариант с увеличением НДС на 2 п.п. -

с 18 до 20% в качестве альтернативы введению налога с продаж. Повышение НДС могло бы принести бюджету 500 млрд руб. в 2015 году. Но оно означало бы повышение налоговой нагрузки на весь бизнес, что в условиях сокращения темпов роста экономики нецелесообразно, указывали противники новации. В итоге от повышения НДС решено отказаться.

Повышение НДФЛ. В правительстве обсуждалось повышение НДФЛ на 1-2 п.п. (сейчас ставка 13%) или введение прогрессивной шкалы в качестве меры поддержки региональных бюджетов. Поступления от НДФЛ распределяются между бюджетами регионов и муниципалитетов. Эксперты Центра развития ВШЭ подсчитали, что если бы НДФЛ был повышен на 1 п.п., то в 2015 году региональные бюджеты получили бы 217 млрд руб. Дискуссия по таким налогам, как НДС, НДФЛ, «была очень жесткой, и приняты решения пока эти налоги не трогать», сообщил в итоге первый вице-премьер Игорь Шувалов программе «Вести в субботу».

Новое на сайте

>

Самое популярное