Домой Сбербанк Государственное вмешательство. Государственное вмешательство в экономику

Государственное вмешательство. Государственное вмешательство в экономику

Введение

1. Государственное регулирование рыночной экономики

1.1 Необходимость вмешательства государства в экономику

1.2 Цели, направления и методы государственного регулирования экономики

2. Кредитно-денежная политика как функция государственного регулирования экономики

2.1 Основные направления кредитно-денежной политики

2.2 Кредитно-денежная политика России

Заключение

Список используемой литературы


ВВЕДЕНИЕ

Во второй половине XX в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что наибольшая эффективность достигается в условиях конкурентного рыночного механизма. Поэтому государство ставит своей целью не корректировать рыночный механизм, а создавать условия для его свободного функционирования, обеспечивая высокий уровень конкуренции. Конкуренция должна быть везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо. Большинство экономистов сходится в понимании того, что «невидимая рука рынка» обязана дополняться «видимой рукой государства».

Недооценка экономической роли государства, отстранение его от хозяйственной жизни общества, как свидетельствует опыт первых лет реформирования экономики в нашей стране, порождают негативные последствия. Мировая практика показала, что нет и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства, которая состоит в поддержании экономической стабильности и макроэкономического равновесия, в принятии мер по сглаживанию циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно берет на себя обеспечение правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики.

Государственное регулирование рыночной экономики можно условно подразделить на две формы: прямое воздействие на экономику (путем участия государства в смешанной рыночной экономике в качестве субъекта) и косвенное, опосредованное, когда государство воздействует на воспроизводственный процесс путем использования финансового механизма. Основными финансовыми методами косвенного влияния государства на рыночный механизм являются бюджетные, налоговые, кредитные, социальные инструменты.

Актуальность темы подчеркивает тот факт, что для современной России особо важное значение имеет отработка принципов построения кредитной системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Кредитная система тесно связана с производством, торговлей, потреблением, в т.ч. личным. Через нее идет распределение и перераспределение денежных ресурсов. Поэтому кредитная система становится фактором экономического роста.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Необходимость вмешательства государства в экономику

Вмешательство государства в воспроизводственный процесс было характерно для всех этапов развития рынка. На более ранних стадиях оно было минимальным и сводилось к обеспечению финансового контроля за выявлением и учетом государственных доходов; контроля за расходованием бюджетных средств; охраны правопорядка и занятости; нормативных отношений с другими государствами; организации национальной обороны и т.п. Однако по мере развития рынка появляется свойственная ему тенденция к монополизации. Ничем не ограниченное рыночное распределение приводит к резкой дифференциации доходов и росту безработицы. Происходящие процессы не устраивают большинство населения и чреваты серьезными социальными конфликтами. Постепенно приходит осознание того, что надежда только на рыночную самонастройку может поставить под вопрос само существование экономической системы.

М.Фридмен считал: «Экономическая свобода необходима, но недостаточна для политической свободы, которая в свою очередь нужна для обеспечения свободы экономического выбора». Поэтому сегодня государство является необходимым и весомым субъектом любой экономики. Значительная роль отводится государству даже в странах, традиционно ориентированных на свободный рынок

Теоретическое осознание роли государства в рыночной экономике связано с именем английского экономиста Дж.М.Кейнса. Он, обращаясь к проблеме свободного выбора: «Потеря возможности выбора является величайшей из всех потерь в гомогенном или тоталитарном государстве», доказал невозможность самоисцеления экономики в период спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, содействовать ее дальнейшей стабилизации. Позиции Кейнса противостоят приверженцы старых принципов - неоконсерваторы. Они выступают за невмешательство государства в хозяйственную деятельность частных фирм и утверждают, что система цен представляет собой механизм, способный обеспечивать общую сбалансированность хозяйства без управления из центра. Как полагают неоконсерваторы, именно нормальный рыночный механизм в силах эффективно регулировать национальную экономику. Так, австрийский экономист Хайек отмечал, что государство должно выполнять лишь роль «ночного сторожа», не вмешиваясь в экономические процессы; оно призвано лишь охранять частную собственность и свободу основанных на ней отношений, создавать и обеспечивать для них необходимые правовые рамки. Государство, так же, как и рынок, имеет свои «провалы», т.е. государственные органы порой принимают такие экономические решения, которые не являются оптимальными и желательными с точки зрения интересов общества. Обе представленные модели регулирования национального хозяйства являются асимметричными. Критическое их сопоставление доказывает неполноценность как исключительно рыночного, так и только государственного хозяйственного механизма. Вместе с тем, что отсутствует в одном механизме, в достаточной мере имеется в другом. Поэтому в целях улучшения управления национальным хозяйством разумнее применять смешанный тип управления, где органически соединяются достоинства обоих хозяйственных механизмов.

Таким образом, эффективность национальной экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов. Обе стороны - рынок и государство - существенны. По выражению П.Самуэльсона: «управлять экономикой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой». Во всех высокоразвитых странах наблюдаются общие основы смешанного типа управления. Границы смешанной системы управления определяются двумя крайними регуляторами: минимальным - стихийно саморегулирующимся рынком, и максимальным - строго централизованным планово-государственным управлением. Между тем в разных странах имеются свои варианты, различающиеся по: сферам действия рынка и государства; функциям государственного управления; формам и методам государственного вмешательства. Нельзя абсолютизировать роль рынка, недооценивая роль государства. Вместе с тем нельзя преувеличивать и возможности современного государства, не признавая роль рыночных саморегуляции и стимулирования. Разумный синтез государственного регулирования и механизма рынка позволяет решать основные социально-экономические проблемы современного общества. Если государство пытается делать больше, чем ему отведено рыночной экономикой, то происходят губительные деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда становится необходимым избавить экономику от чрезмерной государственной активности и провести разгосударствление.

Центральный вопрос государства - проблема разработки стратегии социально-экономического развития страны с четким определением конечных целей, приоритетов и этапов. Государство инициирует разработку такой стратегии и несет ответственность за ее направленность и реализацию. Не менее важной функцией является стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной, фискальной и структурной политики государство пытается поддержать нормальное функционирование рыночного механизма, сгладить циклические колебания, преодолеть следствия экономических кризисов, приводящих к резким отклонениям от макроэкономического равновесия, снизить инфляцию, обеспечить условия долгосрочного экономического роста. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки.

Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считается ее уровень до 6%). Безработица - не только серьезная социальная проблема, но и недопроизведенный ВНП, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, создавая соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.

В сферу деятельности государства входит и регулирование цен. Значение данной функции велико, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь цены активно влияют на структуру хозяйства, на инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты и социальную атмосферу. Поэтому государство обязано проводить эффективную политику ценообразования. Например, в любой стране имеются товары и услуги, цены на которые определяются государством: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает так называемые лимитные цены, определяя только их верхние границы.

Фундаментальной характеристикой рынка является конкуренция. Конкурентная среда внутренне неустойчива и нуждается в защите со стороны государства. Оно должно бороться с монополизацией рынка и добиваться создания для производителей условий благоприятной конкурентной среды. Через регулирование инвестиций государство воздействует на темпы и пропорции общественного производства, используя финансовый и денежно-кредитный механизмы. Инвестиции осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных вложений, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.

Но в современном мире функции государства гораздо шире. С развитием общества, изменениями в структуре общественного производства, актуализацией отдельных сфер общественной жизни возрастает роль государства в регулировании социальных процессов: установление минимальных ставок оплаты труда; защита среды обитания; развитие инфраструктуры; продолжительность рабочего дня; определение прожиточного минимума; уменьшение неоправданной дифференциации в доходах; установление пособий по безработице; выплаты различных видов пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и т.д.

К исключительной прерогативе государства относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организации контроля за национальными ресурсами при проведении внутренней и внешней политики.

Таким образом: масштабы вмешательства в экономику зависят от многих факторов как экономического порядка (уровень экономического развития и экономической активности), так и национальной специфики (традиционная роль государства в обществе, социальный менталитет). Точно определить приемлемость того или другого невозможно. С уверенностью можно сказать, что вмешательство государства в рыночное хозяйство должно быть экономически оправдано и допустимо в таких масштабах, которые способствуют повышению экономической эффективности. В любом случае государственное вмешательство в хозяйственную жизнь должно быть ограничено, поэтому одна из основных задач рыночной экономики - добиться оптимума в соотношении государственного вмешательства и рыночной стихии. Перекос в ту или иную сторону неизбежно приводит к негативным результатам. Всякая эйфория рынка также недопустима, как и тотальное огосударствление хозяйства. Поэтому поиск оптимальных пределов участия государства в рыночной экономике - проблема не национальная, а общемировая.


Похожая информация.


Определение роли государства в экономике и социальной сфере является ключевым вопросом современной общественной жизни. История человечества не знает примеров независимости государства от существующей в стране экономической системы, а экономики - от существующей в стране социальной политики государства, формирующего свое экономическое пространство.

Оптимальные масштабы государственного влияния на жизнь общества не абсолютны, а исторически обусловлены. Происходящие в мировом хозяйстве процессы содействовали существенному возрастанию значимости теоретических построений в познании закономерностей и тенденций экономических отношений при разработке научно обоснованной экономической политики государства. Многое в теоретических построениях различных школ экономической мысли вступает в противоречия, главное из которых связано с взаимодействием государства и хозяйствующих субъектов любого уровня, власти и бизнеса, прагматизма и социализации отношений на рыночных принципах.

В любой социально-экономической системе присутствуют естественные сигналы обратной связи, на основании которых принимаются решения и проводится принятая политика. В распределительной экономике обратная связь осуществляется через институт административных сигналов (обращений), в основе которого лежит право информирования "центра" всеми гражданами и хозяйствующими субъектами о состоянии системы и процессов, протекающих в ней, что проявляется во влиянии на общественные процессы. В рыночной экономике обратная связь осуществляется через институт конкуренции и общественного отбора потребительских свойств товарной продукции, что проявляется во влиянии на процессы хозяйственной деятельности.

В разных странах сообразно традициям и накопленному опыту строятся отношения между государственными органами (правительством) и хозяйствующими субъектами, характеризуя меру вмешательства государства в экономические отношения, экономику. О государственном вмешательстве или влиянии на экономику ныне следует говорить не в количественных оценках ("больше - меньше"), а с точки зрения качественной характеристики экономических результатов - эффективности деятельности.

Особенности современной экономической системы заключается в том, что производство рассматривается как "рог изобилия", из которого сыплется бесконечное количество ценностей. Каждый индивид имеет стремление потребить их больше. Производимые и реализуемые частным образом, они создают дискомфорт для социальной (разрыв богатые - бедные) и окружающей природной (здоровье - загрязнения) среды. Это расценивается как явный недостаток общественных услуг поддержания должного качества жизнедеятельности, отсутствие равновесия в обществе между потребляемыми частным образом товарами и общественными услугами.

Формулируя свою точку зрения на необходимость поддержания такого равновесия, Дж. К. Гэлбрейт признает необходимость государственного вмешательства в экономику и ее регулирования в целях защиты интересов общества.

В полемике переходного периода "вмешательство" трактовалось как "непрошенное и насильственное участие в чужих делах, противоречащее самостоятельности и независимости".

Такой подход соответствовал тенденциям представления о рынке как способе решения всех проблем экономики, базе совершенного саморегулирования экономического развития. Применительно к реальной экономической ситуации в стране возможное и необходимое вмешательство государства определяется по отклонениям от ситуации идеального рынка .

В современной обстановке государство органически встроено в рыночные отношения. Фактор государства в ею интересах органически присутствует в функционировании рыночной экономики. Поэтому методически обоснованно рассматривать аргументы о государственном регулировании рыночных отношений, как:

  • отсутствие в реальности совершенной конкуренции;
  • необходимость перераспределения общественного блага в соответствии с политическими и социальными факторами;
  • противодействие "теневой" экономике с ее интересами к вредным потребностям (наркотикам, алкоголю, табаку);
  • наличие внешних эффектов, которые требуют компенсационных действий.

Государственное вмешательство в экономику обусловлено необходимостью удовлетворения потребностей общества, обеспечением крупных структурных сдвигов в экономике, поддержкой приоритетных направлений экономики.

Важным примером институционализма стал период "Нового курса" президента Ф. Рузвельта, когда усилия экономистов (Дж. Кларка, А. Беркли и Г. Минза) были сосредоточены не на разработке экономических моделей, а на переустройстве общества, формулировании и выдвижении предложений по осуществлению реформ:

  • поддержки финансово-банковских учреждений, промышленных и торговых предприятий на основе крупных займов и субсидий;
  • стимулирования частных инвестиций путем налоговых льгот;
  • стабилизации падающих цен путем девальвации доллара и усиления инфляционных тенденций;
  • государственного регулирования уровня промышленного производства

Историческим примером в отечественной практике служит роль государства в преодолении Россией критической ситуации мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. Государство обеспечило поддержку финансового сектора использованием своих резервов.

Государственное вмешательство основано на использовании стоимостных рычагов воздействия па процессы общественного развития. С помощью выделения бюджетных субсидий, гибкого налогообложения, предоставления налоговых льгот государство побуждает хозяйственные субъекты осуществлять те направления деятельности, в развитии которых заинтересовано общество. В силах государства обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности труда.

Рыночное хозяйство при всем разнообразии известных в мировой практике моделей с этническими и историческими особенностями дополняется государственным регулированием процессов экономических отношений в перемещении ценностей. В их структуре и механизме регулирования важная роль принадлежит ресурсам как базовому элементу реализации проводимой политики управления хозяйственной деятельности.

Ресурсы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, являются экономической категорией, определяющей технологические особенности деятельности. Будучи естественными благами, они формируют ценностную основу потребностей жизнедеятельности.

Государственное регулирование экономики включает в себя создание правовых институтов, упорядочивающих отношения между экономическими агентами с гарантиями соблюдения установленного порядка и экономической политики, упорядочивающей хозяйственную деятельность.

Государство содействует выполнению экономической подсистемой своих функций в обществе, а при необходимости берет часть из них на себя. Это содействие означает также, что государство стремится поддерживать стабильность экономических отношений, поскольку спонтанные процессы самоорганизации далеко не всегда приводят к позитивным, с точки зрения всего общества, результатам.

Как представитель интересов общества в целом, государство заинтересовано в том, чтобы возможные негативные тенденции не привели к разрушительным последствиям в экономике и в обществе в целом, т.е. чтобы по возможности сохранялось гармоничное взаимодействие общественных подсистем. Государственное регулирование экономических процессов должно обеспечить выполнение экономикой своей главной функции - производства необходимого количества благ и услуг, удовлетворяющих потребности и индивидов, и общество в целом.

В результате формируются и главные функции государственного регулирования:

Анализируя проблему государственного участия в процессах развития своей страны, В. И. Кушлин обращает внимание на два аспекта стратегии :

  • 1) приведение функций государства в соответствие с его потенциалом - соизмерение желания с возможностями. Там, где государство располагает ограниченными ресурсами, формы и методы государственного регулирования должны быть ориентированы на принцип экономичности и поиск возможностей результативно участвовать в международном обмене разделения труда;
  • 2) активизацию общественных институтов в укреплении потенциала государства путем борьбы с коррупцией и развитие разнообразных форм общественного контроля. В стране общественный контроль должен распространяться и на предпринимательский корпус, и на работу органов государственного и муниципального управления. Па мировом уровне он должен быть обеспечен деятельностью международных организаций по отношению к ТНК и наиболее сильным государствам с их интегрированным капиталом.

Достижению целей государственного регулирования способствует упорядочивание отношения между экономическими агентами с гарантиями соблюдения установленного порядка в хозяйственной деятельности.

Правовые аспекты регулирования служат преодолению конфликтных ситуаций между частными интересами групп влияния и общественными интересами, подчинению государственных действий частным коммерческим интересам влиятельных кланов. Их отсутствие или слабая результативность порождают состояние перманентной социальной напряженности и политической нестабильности, парализуют созидательную активность большей части населения, способствуют его деградации, провоцируют бегство капитала и умов из страны.

Структурная политика в большей степени влияет на долгосрочную динамику экономики и связана с воздействием на совокупное предложение, стимулирующее рост эффективности распределения ресурсов между конкурирующими областями их применения, повышение эффективности использования факторов производства. Сюда относятся поддержка государством конкуренции (в том числе антимонопольная политика, приватизация), налоговые реформы, реформа финансовой системы (банковская система, фондовые биржи), совершенствование рынков труда и занятости.

Научные споры о роли государства в развитии экономики породили большой круг проблем "государство и бизнес", где наиболее популистскими стали вопросы об использовании государством права насилия и принуждения в экономике. Это касается правонарушений в экономике и дискуссий по институту налогообложения.

В проблеме государственного регулирования особую социально-экономическую нишу занимают отношения к "общественному благу", которое понимают обычно как общую или коллективную выгоду, обеспечиваемую государством.

При равном доступе к общественному благу его не становится меньше от того, что все им пользуются. Проблема заключается в том, как покрывать издержки производства этого общественного блага.

Когда люди могут получить благо независимо от того, заплатили они за него или нет, у них меньше стимулов платить. У них есть соблазн стать "безбилетниками": людьми, которые пользуются выгодами, не оплачивая свою долю издержек, связанных с обеспечением этих выгод.

Приходится сталкиваться с сильным сопротивлением попыткам убедить людей, что каждый ничего не будет делать во имя общих интересов, если это не совпадает с его собственным интересом. Если нет стимула платить, то ни у кого не будет стимула обеспечивать эти выгоды. В результате блага не будут производиться, несмотря на то, что каждый оценивает их выше, чем издержки, связанные с их производством.

Производство внешней выгоды и возможности ее безвозмездного использования способны стать основой серьезного обострения социальных противоречий, для разрешения которых требуется государственное регулирование. Существует моральный риск, особенно в условиях совместного труда - работы командой, когда вклад каждого не может быть четко отделен от усилий других членов команды, тем более если потенциальные возможности каждого полностью не известны. Оппортунистическое поведение может принять форму вымогательства или шантажа, когда становится очевидной роль тех участников команды, которых нельзя заменить другими. Используя свои относительные преимущества, такие члены команды могут требовать для себя особых условий работы или оплаты, шантажируя других угрозой выхода из команды.

Здесь существуют два решения: либо найти способы отстранить их от пользования данными благами, либо заставить заплатить за создание общественных благ всеми участниками социальных отношений. Прерогатива в решении проблемы "безбилетника" отводится государству, т.е. механизмам принуждения, хотя существует мнение, будто идеология приводит к ненасильственному разрешению проблемы "безбилетника" за счет создания однородных представлений в обществе.

Прежде всего, важно различать две основные формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Прямое вмешательство государства - это принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между элементами рыночной системы. Примером государственного регулирования экономики путём издания законодательных актов может служить положение о кооперации во Франции.

Косвенное вмешательство. В зависимости от цели вмешательства, меры экономической политики могут быть направлены на:

Стимулирование капиталовложений;

Обеспечение полной занятости;

Стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;

Воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации;

Поддержку устойчивого экономического роста;

Перераспределение доходов.

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика - это бюджетная политика. Её можно определить как политику, проводимую путём манипулирования государственными доходами и расходами. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путём регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом. Однако эта связь в рыночной и централизованной экономике существенно различается.

Страны с рыночной экономикой постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма.

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, чётко действующей налоговой системы, эффективная рыночная экономика невозможна.

В чём же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но на первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулирующая.

Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", т.е. разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношение действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наёмных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, а так же бирж труда. Это направление государственного регулирование рынка непосредственно с налогами не связано.

Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идёт, главным образом, о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей, с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

В условиях рынка сводятся к минимуму методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие "вышестоящие организации", имеющие право управлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создаёт условия для ускоренного развития определённых отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Так, в настоящее время нет, пожалуй, более важной для нас задачи, чем подъём сельского хозяйства, решении продовольственной проблемы. В связи с этим, в Российской Федерации освобождены от налога на прибыль колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные производства.

Другой пример. Хорошо известно, что эффективно функционирующую рыночную экономику невозможно себе представить без развития малого бизнеса. Без него трудно создать благоприятную для функционирования товарно-денежных отношений экономическую среду. Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, поддерживать его путём создания специальных фондов финансирования малого предприятия, льготного кредитования, льготного налогообложения.

Другая функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов и льгот государство стимулирует технический процесс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения о расширении производства др.

Следующая функция налогов - распределительная, или, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя их на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталовложения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции и многих других странах.

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет

Кафедра экономической теории и национальной экономики

Контрольная работа

по дисциплине

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Экономические блага. Вмешательство государства в рыночную экономику

1. Экономические блага и их классификация

Средства, служащие для удовлетворения потребностей, называются благами. Те блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, называются экономическими. Любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо может использоваться для удовлетворения разных потребностей.

Экономические блага можно получить в ограниченном количестве относительно соответствующих потребностей, и экономическая деятельность как раз направлена на увеличение количества и качества экономических благ. Необходимым условием для производства экономических благ являются экономические ресурсы или факторы производства. Факторы производства ― это ресурсы, участвующие в производстве товаров и услуг. Схематично это можно представить следующим образом:


В условиях рыночного хозяйства большинство экономических благ (но не все) становятся товарами, т.е. продуктами труда, произведенными не для собственного потребления, а для обмена на другие товары, для продажи на рынке. Особую роль среди экономических благ играют услуги.

Для классификации благ применяется множество критериев.

Например, то, как потребляются те или иные блага – индивидуально или коллективно. По этому критерию блага разделяют на индивидуальные и совместные. Благо называется индивидуальным, если использование его одним человеком исключает возможность его использования в это же самое время другим человеком. Например – продукты питания, если их съест один индивид, то они никому уже больше не достанутся.
И наоборот, свет фонаря на улице, не мешает одновременно нескольким людям пользоваться этим благом. Это уже совместное благо.

Другой критерий - можно ли исключать из потребления уклоняющихся от уплаты индивидов или нет (например, услугами правоохранительных органов пользуются все – и добросовестные налогоплательщики, и те кто уклоняется от уплаты налогов, а вход в музей возможен только по купленным билетам). Здесь различают блага исключаемые и неисключаемые.

Согласно этим двум критериям можно выделить четыре типа потребляемых людьми экономических благ – частные, общие, квазиобщественные и общественные.

Исключаемые и индивидуальные называются частными благами. Исключаемые и совместные - это общие блага. Неисключаемые и совместные - это общественные блага. Неисключаемые и индивидуальные - так называемые блага свободного доступ, или квазиобщественные блага. Пример квазиобщественных благ - грибы в лесу. Трудно ограничить лес без больших издержек от доступа в него грибников, но уж если кто-то сорвал гриб, то другому он не достанется, т.е. доступ не ограничен, но конкуренция есть.


Эти типы экономических благ отражены в Таблице 1.

Товарами становятся в основном частные блага. Чтобы сделать товарами общие и квазиобщественные блага, государство должно обеспечить некоторые специальные условия. Что же касается общественных благ, то рынок с их производством принципиально справиться не может, поэтому производство этих благ государство вынуждено брать на себя.

Классифицировать экономические блага можно и по другим критериям.

По назначению блага делятся на материально-вещественные (удовлетворяют многие естественные жизненные потребности людей - мебель, одежда, продукты питания и т.д.) и нематериальные (удовлетворяют духовные потребности - культура, знания, воспитание, творчество и т.д.)

По признаку долговечности: долговременные (предполагают многоразовое использование - книги, бытовая техника, видеофильмы и т.д.) и недолговременные (исчезают в процессе разового потребления - продукты питания, спички и т.д.)

По признаку взаимозаменяемости и взаимодополняемости: взаимозаменяемые товары-субституты (удовлетворяют потребности за счет друг друга, т.к. сходны по свойствам и назначению - мыло, стиральные порошки и пасты; авиационный, автомобильный и железнодорожный транспорт и т.д.) и взаимодополняемые товары (удовлетворяют потребности только в комплексе друг с другом, дополняя друг друга - чай и сахар; автомобиль и бензин и т.д.)

По параметру возможности потребителя блага оценить его качество до момента приобретения принято различать три типа благ: исследуемые блага (те блага, свойства которых легко, практически без издержек, оцениваются потребителем до момента собственного потребления – например, цветы), опытные блага (свойства которых можно без издержек оценить только в процессе потребления – например, автомобиль - мы можем оценить его характеристики, но лишь приобретя и поездив на нем; конечно, можно до момента покупки нанять эксперта, чтобы он проанализировал что-то, посмотрел, оценил, но за это нужно платить), доверительные блага (свойства которых можно оценить лишь много времени спустя после момента их приобретения – например, услуга здравоохранения).

Выделяют также блага настоящие (находятся в непосредственном распоряжении субъекта) и будущие (субъект может распоряжаться ими лишь в будущем); прямые (удовлетворяют какую-либо потребность непосредственно) и косвенные (удовлетворяют некоторую потребность опосредованно).

2. Почему в условиях рыночной экономики необходимо вмешательство государства

Главная движущая сила рыночной экономики – индивидуальный интерес. Но человеческий эгоизм необходимо в некоторой степени ограничивать. И сделать это может государство – устанавливая правила хозяйственной деятельности, ограничивая возможный произвол.

Кроме того, рыночная экономика имеет некоторые негативные стороны, и государство может на них повлиять. Полностью искоренить негативные моменты невозможно, но государство может вмешаться в распределение недостатков и преимуществ рыночной экономики между различными социальными слоями и хозяйственными субъектами и достичь в этой сфере некоторого компромисса.

Государство выполняет важную функцию – обеспечивает правовую базу и благоприятный социальный климат. Это проявляется в разработке законодательства, регулирующего экономическую деятельность, и в государственных услугах, позволяя рыночной экономике функционировать более эффективно.

Конкуренция – основная регулирующая сила и координирующий механизм рыночной экономики. Но естественное развитие конкуренции неизбежно приводит к тому, что экономическая власть сосредотачивается у отдельных хозяйственных субъектов. Возникает монополия и связанные с ней злоупотребления. Хозяйственные субъекты манипулируют ценами и объемами продаж для удовлетворения своих эгоистических интересов в ущерб обществу. Конкуренция подавляется. Тут государство также выполняет важную функцию – защищает конкуренцию. Государство контролирует монополии с помощью антимонопольного законодательства, регулирует цены «естественных монополий», устанавливает стандарты на услуги.

Рыночная система приводит к социальному неравенству, вызванному дифференциацией доходов и наличием нетрудоспособного населения. Социальное неравенство может вызвать социальную напряженность в обществе. В целях ее уменьшения государство вмешивается в механизм рынка и осуществляет трансфертные платежи в виде субсидий нуждающимся и безработным. Оно гарантирует право на труд и на доход, обеспечивает перераспределение дохода. Очевидно, что в данном случае вмешательство государства необходимо.

Кроме перераспределения ресурсов между различными слоями населения, государство также способствует более эффективному распределению ресурсов по стране.

Рыночная экономика подвержена экономической нестабильности, вызывающей инфляцию и безработицу. Вмешиваясь в экономику, государство пытается предупредить хроническую безработицу, стагнацию экономики, снизить инфляцию, сгладить промышленный цикл, стимулировать экономический рост. Макроэкономическая стабилизация рынка – главная функция государства в рыночной экономике.

Один из недостатков рыночной экономики – то, что она не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования – дорог, общественного транспорта, здравоохранения, образования и т.д. Она не обеспечивает финансирование фундаментальных исследований, не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Она не ориентирована на создание социально необходимых товаров, хотя необходимость в таких товарах существует. Иначе говоря, рынок учитывает только индивидуальные потребности, и не выделяет (или выделяет недостаточно) экономических ресурсов для производства социальных благ. Поэтому государство определяет виды и объемы производства социальных благ, высвобождая для этого экономические ресурсы посредством налогов.

Cтраница 1


Вмешательство государства вело к росту расходов государственного бюджета и поэтому оно одновременно сопровождалось финансовыми мерами, направленными на оберпечение необходимого роста государственных доходов.  

Вмешательство государства в рыночную экономику необходимо также в тех случаях, когда имеют место так называемые провалы рынка, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного решения экономических и социальных проблем.  

Вмешательство государства в данной ситуации связано с установлением налогов, штрафов и прочих принудительных экономических и неэкономических мероприятий по отношению к тем хозяйствующим субъектам, по чьей вине образовался тот или иной тип загрязнения. На практике теоретические рекомендации неоклассиков широко используются в регулирующей деятельности государства.  

Вмешательство государства обычно ведет к полным убыткам. Даже если благосостояние потребителей и производителей равнозначно, правительственная политика, перераспределяющая благосостояние между группами населения, влечет полные чистые убытки. В некоторых случаях эти убытки будут невелики, но в ряде случаев (производственные квоты, поддержание твердых цен, например) значительны. Полные убытки представляют собой форму экономической неэффективности, которую надо принимать в расчет при планировании и осуществлении политики правительства.  

Вмешательство государства в национальную рыночную экономику необходимо в тех сферах, где использование рыночных механизмов не может дать желаемых результатов: оборона, стратегический сектор: газ, нефть, водные ресурсы.  

Вмешательство государства в процесс воспроизводства осуществляется в противоречивой форме.  

Вмешательство государства в экономику увеличивается в периоды экономических кризисов, во время состояния депрессии, на переходных этапах развития экономики. Это характерно для современного экономического развития России. Как свидетельствует опыт, экономичесая реформа, которая в настоящее время реализуется в нашей стране, не может быть результативной без активного воздействия государства на развитие экономических процессов.  

Вмешательство государства и его органов в деятельность предприятия не допускается, кроме как по установленным законодательством РСФСР основаниям и в пределах правомочий указанных органов. Предприятие имеет право обращаться в суд или государственный арбитраж с заявлением о признании неправомерными и недействительными актов любых государственных органов и действий должностных лиц, касающихся предприятия.  

Вмешательство государства в процесс ценообразования не только допустимо, но и необходимо, с одним условием: оно должно соответствовать законам рьшочной экономики. Известно, что Екатерина II, государыня российская, следила за ценами на хлеб. И если цены поднимались, то приказывала продавать хлеб (зерно) из царских закромов, чтобы сбить цену. Это была хлебная интервенция, подобная современным долларовым интервенциям Центробанка на валютном рынке в целях сдерживания роста курса доллара. В ведении государства находятся такие мощные рычаги ценообразования, как налоги, акцизы, таможенные пошлины; кроме того, должны быть и государственные резервы товаров, способных регулировать в условиях конкуренции систему цен в целом (бензин, зерно), а также резервные производственные мощности в государственном секторе.  

Вмешательство государства в процесс реализации права необходимо в ряде случаев. Во-первых, когда осуществление субъективных прав и обязанностей нуждается в поддержке деятельностью государственных органов или по их полномочию общественных организаций, ведающих распределением производственных, финансовых, трудовых, природных ресурсов и культурных ценностей, без которых участники самостоятельно не произведут фактического осуществления правовых норм. Во-вторых, в случае возникновения спора между участниками и невозможности его разрешения самостоятельно. Тогда в процесс реализации включаются специаль - Йые государственные органы (суд, арбитраж), наделен - Ные полномочиями разрешать конфликт между сторона - Йи правоотношения.  

Вмешательство государства в сферу международных расчетов проявляется в периодическом использовании валютных клирингов - соглашений между правительством двух и более стран об обязательном взаимном зачете международных требований и обязательств. Валютный клиринг отличается от внутреннего межбанковского клиринга. Во-первых, зачеты по внутреннему клирингу между банками производятся в добровольном порядке, а по валютному клирингу - в обязательном: при наличии клирингового соглашения между странами экспортеры и импортеры не имеют права уклоняться от расчетов по клирингу. Во-вторых, по внутреннему клирингу сальдо зачета немедленно превращается в деньги, а при валютном клиринге возникает проблема погашения сальдо.  

Новое на сайте

>

Самое популярное