Домой Сбербанк Критерии оценки благосостояния населения, его показатели. Российская стабильность: почему благосостояние страны трудно превратить в благополучие граждан

Критерии оценки благосостояния населения, его показатели. Российская стабильность: почему благосостояние страны трудно превратить в благополучие граждан

Благосостояние населения как базовая категория экономической политики государства - явление многогранное. Его уровень является тем фактором, который сдерживает или способствует человеческому развитию, создавая дополнительные стимулы или ограничивая возможности индивидов и населения в целом относительно реализации активной экономического поведения. Поэтому очень важна эффективность управленческих решений в процессе наращивания благосостояния населения, которая дает возможность оценить перспективы улучшения качества человеческого капитала и обеспечения экономического развития.

Благосостояние населения реализуется совокупностью всех условий его жизнедеятельности, сложившихся в результате производства, распределения, обмена и потребления. Благосостояние формирует иерархию потребностей и определяет уровень их общего удовлетворения.

Оценивать благосостояние населения можно по многим критериям. Анализ научной литературы по данному направлению исследования позволяет выделить несколько методологических подходов к определению критериев оценки благосостояния населения:

1. Определение уровня благосостояния населения через общественное благосостояние. Необходимо тщательно проанализировать текущее состояние ВВП, учитывая неравенство распределения доходов. Этот экономическое направление сформировался из дискуссионных вопросов, касались общественного благосостояния и изменений в его показателях. Основными его вопросами являются:

Возможность сравнить личную пользу каждого участника и необходимость корреляции благосостояния через регулирование неравенства участников (А. Пигу, В. Парето )

Создание компенсационных критериев для определения уровня потерь и прибылей от перераспределения благ, которые получают те или иные участники взаимоотношений (Р. Хикс, Н. Кальдор, Т. Сцитковски)

Подведение основательной базы под функцию благосостояния общества, как инструмента определения лучшего обществе (Дж. Ролз, Дж. Харсаньи, А. Сен, П. Сэмюэльсон, К. Эрроу, А. Бергсон).

2. Качество развития как критерий благосостояния населения. Этот подход предполагает соответствующие методики оценки, измеряют результат обеспеченности благами для человеческого капитала. Над разработкой или адаптацией соответствующих индексов работают отечественные и зарубежные ученые, активными пользователями являются международные организации. Одним из самых известных является индекс человеческого развития.

3. Оценка благосостояния населения по таким критериям, как уровень и качество жизни. Доступ к благам может реализовываться благодаря определению количества материальных благ, которые присутствуют у индивида или группы индивидов. Этот подход отличается от предыдущего скорее названием, чем сути, поскольку ставя целью измерить уровень или качество жизни, авторы предлагают перечень предпосылок и результатов развития.

Рис. 5.1. Составляющие благосостояния населения

Обобщая различные подходы к определению критериев оценки благосостояния населения, стоит отметить, что основными его составляющими являются "качество жизни" и "образ жизни" (рис. 5.1), через которые целесообразно разрабатывать систему критериев оценки благосостояния населения. Рассмотрим их подробнее.

Учитывая недостаточную изученность категории "качество жизни" на данном этапе развития нашего общества, предлагаем такую систему критериев, характеризующим качество жизни населения:

И. Уровень жизни населения. Критерии уровня жизни населения можно объединить в 5 групп: доходы населения; социальное обеспечение; здравоохранение; образование демографическая ситуация.

1. Доходы населения. Оценка благосостояния населения должна включать общие совокупные доходы как всего населения, так и семьи и индивида. Важно учитывать соотношение дохода и уровня цен и налогов. Стабилизация происходит тогда, когда последние не повышаются при увеличении доходов, или остаются неизменными при неизменном уровне доходов, или незначительно растут при стабильном росте доходов и тому подобное. В таком случае речь может идти о росте возможности удовлетворить потребности человека.

Хотя совокупный доход включает в себя все жизненные средства, льготы и бесплатные услуги, сюда не входит стоимость медицины и образования, предоставляется бесплатно. Они относятся к расширенному потребления, которое влияет на рабочую силу и сам факт роста населения.

Центральным звеном системы показателей уровня жизни показатель реальных доходов. Они характеризуют доходы с учетом налогов, цен, тарифов и других обязательных отчислений и платежей. Номинальные доходы отражаются денежные доходы без учета налогов и цен.

С целью всестороннего определения доходов предлагаем использовать такую группу показателей:

Фактическое конечное потребление домохозяйств на душу населения;

Денежные доходы на душу населения в месяц;

Распределение общего объема уровня денежных доходов по группам (с наименьшими и наибольшими доходами)

Номинальная (то есть та, которая начисляется) среднемесячная заработная плата работника;

Реальная заработная плата работника с корректировкой на индекс цен. (Реальная заработная плата отражает то количество благ и услуг, которое можно реально приобрести на номинальную (денежную) заработную плату, то есть зависит от покупательной способности денежной единицы и уровня налогообложения доходов);

Средний размер назначенной месячной пенсии;

Реальный размер назначенной месячной пенсии с корректировкой на индекс цен;

Уровень накоплений (сбережений);

Величина прожиточного минимума на душу населения в месяц;

Минимальный размер оплаты труда;

Минимальный размер пенсии по возрасту;

Уровень бедности;

Уровень безработицы;

Затратная часть семейного бюджета;

Коэффициент Джини, отражающий степень неравномерности деления населения по уровню доходов.

2. Социальное обеспечение. Предусматривает все виды расходов государственных органов или предприятий и организаций любой формы собственности в защиту домохозяйств от разного рода непредвиденных обстоятельств (природные катастрофы и т.п.). Эти расходы состоят из социальной помощи и административных выплат.

3. Здравоохранение. С большого количества социально-экономических факторов, влияющих на состояние здоровья населения, выделим следующие:

Социально-демографические: возраст, пол, социальная принадлежность, семейное положение; производственная деятельность (профессия, должность, стаж, условия и характер труда, степень утомляемости, ритмичность работы, величина дохода на душу населения);

Жилищные условия: величина полезной площади, приходящейся на одного человека, основные качественные характеристики жилья;

Условия и качество питания;

Употребление алкогольных напитков, курения;

Проведение летнего отдыха, занятия физкультурой и спортом.

Важной проблемой на сегодня является определение методологии оценки состояния здоровья. Обычно при его оценке используются показатели, противоположные здоровью: коэффициент общей и детской смертности, коэффициент инвалидизации, количество дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 дней, распространенность основных хронический заболеваний.

4. Образование. Показатели уровня образования имеют не только количественную, но и качественную характеристику, поэтому ее развитие может происходить в направлении как расширение системы образования, так и ее качественного совершенствования. Образование характеризуют такие показатели как: количество учащихся и студентов в процентном отношении к общей численности населения, мужчин, женщин; уровень образования; расходы на образование в процентном отношении к ВВП страны; доля расходов на образование на региональном уровне; количество государственных общеобразовательных школ, вузов и средних специальных учебных заведений, а также численность учащихся на 1000 человек населения.

Украина отстает по всем рейтингам медицинского обслуживания, уступая более сотни стран, хотя в других сферах несколько превышает общемировые показатели. Так, профессиональный рост и система высшего образования в Украине считаются одними из лучших в мире. Украина занимает 48 место по уровню высшего образования и профессиональной переподготовки. Польша - на 33-м, Норвегия - на 9-м, Финляндия - на 1-м. По качеству здравоохранения и дошкольного образования наше государство находится на 94-м месте. Первое место принадлежит Японии, десятое - Норвегии, тогда как Польша находится на двадцать шестой позиции.

Если в 1991 году на образование в Украине тратилось 6,2% объема ВВП, то в 2009 - 5,9%. Зато в Польше в течение этого периода произошел рост с 5,2% до 5,8%. Норвегия, которая имеет значительно более высокие показатели ВВП, увеличила расходы с 7,1% до 7,7 %.

5. Демографическая ситуация. Основными ее показателями являются: общая численность населения (для сравнения берутся среднегодовые оценки, кроме общей, также показывается численность по полу и по возрасту); населения, находящегося в браке; ожидаемая продолжительность жизни (лет) коэффициент естественного прироста (разница коэффициентов рождаемости и смертности) коэффициент рождаемости (отношение числа родившихся за год к среднегодовой численности населения); коэффициент смертности (отношение числа всех смертей к среднегодовой численности населения); коэффициент нетто миграции (отношение разницы между иммигрантами и эмигрантами к среднегодовой численности населения); коэффициент прироста (сумма коэффициентов естественного прироста и нетто миграции) индекс старения (отношение количества лиц в возрасте 65 лет и старше с количеством лиц, младше 15 лет, умноженное на 100).

За годы независимости численность населения Украины уменьшилась более чем на 5 млн человек; по оценкам, еще 5-7 млн Украинская работают за рубежом, из них 80% - это женщины репродуктивного возраста. Такое положение в перспективе может негативно повлиять на динамику численности населения (по некоторым оценкам, к 2050 году она может снизиться до 35 млн человек). Ухудшение демографической ситуации вызвано следующими основными факторами:

Снижение качества жизни;

Просмотр семейных ценностей и устойчивого жизненного порядка (значительное количество женщин отдают предпочтение работе, а не семьи);

Доминирование городского образа жизни;

Существование существенного разрыва между богатыми и малообеспеченными слоями населения, уменьшение количества молодежи на фоне роста количества пожилых людей.

Можно предположить, что отсутствие немедленных действенных мер по улучшению качества жизни в нашей стране приведет к:

Увеличение разрыва между богатыми и малообеспеченными слоями населения, уменьшение количества молодежи на фоне роста количества пожилых людей;

Падение конкурентоспособности государства и замедления потенциала развития населения;

Уменьшение количества здорового населения до критического уровня;

Сокращение числа трудоспособных лиц в пользу нетрудоспособных.

Качество жизни определяет темпы восстановления человеческого потенциала, объемы инвестиций, показатели эффективности труда и миграции. Именно от этого фактора во многом зависит конкурентоспособность государства.

Наряду с уменьшением налогообложения и учетом расходов на воспроизводство человеческого потенциала должны расти расходы в образовательной и культурной сферах. Большое значение имеет кредитования образования, государственное финансирование научно-исследовательской и инновационной деятельности. Всего для реализации программы "Человеческий капитал" на 2007-2013 годы предусмотрено финансирование в размере более 9700000000 евро для поддержки образования, борьбы с безработицей и общественной изоляцией, ликвидации гендерного неравенства .

II. Условия жизни населения. Среди критериев условий жизни населения можно назвать следующие:

1. Жилищные условия, которые включают: долю собственного жилья в общую наличии жилищного фонда; общие объемы жилищного фонда (м2) общую площадь жилья в расчете на одного человека (м2), уровень благоустройства жилья (наличие отопления, водопровода и канализации).

2. Культура и отдых. Этот показатель включает: количество книг и журналов на душу населения; число библиотек, театров, кинотеатров, газет на 1000 жителей; количество лиц, выехавших за границу в качестве туристов на 1000 человек; количество лиц, которые лечились или отдыхали в санаторно курортных учреждениях.

3. Транспортное обеспечение и связь можно оценить количеством легковых автомобилей в личном пользовании на 1000 человек; густотой автомобильных дорог на 100 м2 территории; протяженностью автомобильных дорог (тыс. км), в т.ч. основных дорог и процент асфальтированных дорог.

4. Правовая защита населения характеризует уровень безопасности проживания и численность занятых в правоохранительных органах (тыс. Чел.).

5. Окружающая среда. Для оценки окружающей среды предполагается учитывать показатели, характеризующие загрязненность среды, воздействие на природу (например, экологические стандарты воды), температурный режим и его перепады, влажность и сухость воздуха, культурные достопримечательности, влияние на социально-экономическую систему, густоту и скученность населения.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что качества жизни населения отводится роль главного инструмента социально-ориентированной экономической политики государства. Этот инструмент может и обязательно должен использоваться для достижения высшего качества жизни, требует скоординированных действий во всех основных отраслях науки и политики.

Оценку показателей качества жизни можно рассматривать как процедуру выявления степени соответствия основных условий и параметров жизненной деятельности человека его потребностям и личным представлениям о полноценном, достойный уровень жизни, удовлетворяет ее требования. Она осуществляется на основе сопоставления параметров и характеристик жизни данного индивида или общества с соответствующими параметрами и характеристиками жизни, принятыми за основу сравнения (эталон) и ценностного осмысления полученных результатов; позволяет на постоянной основе осуществлять оценку и прогнозировать качество жизни населения в регионах Украины, обеспечив при этом системность, однозначность, сопоставимость и воспроизводимость получаемых данных. Результаты такой оценки могут использоваться при реализации государственной политики по улучшению благосостояния населения, разработке приоритетных направлений развития промышленности, науки и социальной сферы, а также при определении эффективности социально значимых технологий, соответствующих инновационных проектов и программ развития.

Система критериев качества жизни достаточно динамичная и вывести постоянную структуру практически невозможно. В предлагаемой системе критериев следует учитывать ряд индикаторов, которые непосредственно влияют на ее состояние.

Схематически систему индикаторов показано на рис. 5.2.

Несмотря на трудности, многие элементы качества жизни могут и должны изучаться на основе анализа результатов специальных выборочных исследований, включая межрегиональные и международные сопоставления.

Для повышения качества жизни следует усилить регулирующую роль государства и общественных организаций во всех сферах общественной жизни, а также активизировать законотворческую деятельность.

Рис. 5.2. Индикаторы качества жизни

Введение

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что любой процесс, проистекающий в экономике, в той или иной степени постоянно сталкивается с проблемой несоответствия распределения ограниченного количества ресурсов с соответствующей системой их использования, поэтому он имеет не только экономическую, но и социальную окраску. В предшествующие годы реформ предпочтение отдавалось, главным образом, трансформации экономических институтов, в то время как задачам социального развития, повышения уровня и качества жизни граждан уделялось недостаточное внимание. Это тормозило дальнейшее продвижение страны по пути социально-экономического прогресса.

В результате, одним из постоянно наблюдаемых феноменов в современной экономике стало нарастание социальной усталости и пассивности населения, снижение ожидания благополучного будущего, сужение горизонтов хозяйственного, личного и семейного социально-экономического планирования. Произошел разрыв интересов, в частности, экономических интересов человека и общества.

Кроме того, наряду с экономическими и политическими изменениями в обществе, подверглись трансформации и нравственные критерии, нормы, представления всех членов общества о социальном неравенстве. Это привело к смещению акцентов, приоритетов, а также резкой дифференциация интересов различных социальных групп. Появился большой слой незащищенного населения, что обострило социально-личностную неустойчивость, и еще большее неравенство, проявляющееся в увеличении доли населения с низкими доходами. Попадая в такую неблагоприятную с финансовой стороны среду, даже развитая личность или крепкие семьи, ранее имевшие высокий доход вынуждены длительное время испытывать материальные лишения. Это не способствует положительной оценке уровня благополучия. Уровень благосостояния определяется не только доходом, но и другими показателями, характеризующими условия места жительства, степень комфортности среды обитания, удовлетворенность работой и т. д.

Цель курсовой работы состоит в изучении бедности, как экономической категории.

При написании курсовой работы были использованы работы специалистов и учёных, посвящённые проблемам бедности как в России, так и зарубежом.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Экономическая политика и благосостояние населения

Благосостояние, его сущность, характеристики

Благосостояние - характеристика социально-экономических условий жизни и удовлетворения потребностей населения. По рекомендациям ООН благосостояние представляет собой систему нескольких элементов: здоровье, в т.ч. демографические условия, пища, одежда, фонды потребления и накопления; условия труда, занятости, организации труда; образование, в т.ч. грамотность; жилище; социальное обеспечение; человеческие свободы. Для международного сопоставления уровня жизни (благосостояния) ООН использует так называемый «индекс человеческого развития», включающий преобразованный национальный доход на душу населения, продолжительность жизни, образование.

Главным элементом благосостояния является уровень и дифференциация доходов населения. Уровень доходов в целом - результат развития экономики страны и наличия в ней природных ресурсов. Дифференциация доходов складывается под воздействием экономических, демографических и социальных факторов и измеряется соотношением уровня материальной обеспеченности 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее обеспеченных групп населения (децильный коэффициент).

Одной из главных характеристик благосостояния населения является степень соответствия денежных доходов прожиточному минимуму. Так, в Декларации прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 26) предусмотрено, что «пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни ниже установленного законом прожиточного минимума». Прожиточный минимум - это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния населения. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора прожиточного минимума, а также включает в себя расходы на налоги и обязательные платежи. При изучении благосостояния остро стоит проблема малообеспеченности - следствие низкого размера доходов, низкой квалификации, незанятости, наличия иждивенцев и пр.

Благосостояние, наряду с доходами и потреблением, включает условия труда и быта, объем и структуру рабочего и свободного времени, показатели культурного и образовательного уровня, здоровья, демографии и демографической и экологической ситуации. В большинстве стран с рыночной экономикой преобладающая часть расходов на образование, медицину, социальное обслуживание покрывается за счет коллективных источников финансирования. Отрицательно сказывается на благосостоянии населения инфляция, которая обесценивает доходы населения. Нейтрализуются негативные последствия инфляции посредством политики индексации доходов.

В современных условиях, когда основной характеристикой развитого общества становится его социальная направленность, особое внимание необходимо уделить материальным источникам, обеспечивающим благополучие. Одним из источников выступают, прежде всего, доходы населения. Поэтому, для характеристики благосостояния необходимо исследование источников жизнеобеспечения. Именно они наиболее полно отражают связь между доходом и благополучием.

Благосостояние, является многослойной и многоаспектной категорией. Она характеризуется не только уровнем доходов, но и удовлетворенностью людей своей жизнью с точки зрения удовлетворенности разнообразных потребностей и интересов, зависящих от различных факторов, оказывающих непосредственное влияние на нее. Поэтому, прежде всего, необходимо рассмотреть и исследовать ее с учетом специфических черт. Воздействие причин и условий, как известно неодинаково на разные периоды развития общества характеризующиеся определенной динамикой экономики.

Кроме того, значимость данной темы усиливается еще и тем, что по мере развития рыночных отношений и преобразований в социально - экономической сфере все в более заметной роли выступают экономические и социальные условия региона.

Разная обеспеченность и степень интенсивности использования факторов привело к усилению региональных различий в уровне благополучия граждан. К тому же в современных рыночных условиях идут процессы, оказывающие определенное влияние на реальный уровень благосостояния населения, живущего в регионе. Все это связано с возрастанием экономической самостоятельности регионов. Экономически развитыми признаны регионы с лучшими значениями по каждому конкретному показателю, например, самый высокий доход на душу населения, самая низкая величина прожиточного минимума и т. д. На основе этих данных определяется рейтинг того или иного региона. Вместе с тем, сейчас практически все регионы зависимы не только от степени насыщения ресурсами, но и уровня их истощения, располагаемых на его территории. Это является объективной причиной, определяющей материальную возможность развития.

Каждый регион обладает определенной степенью насыщенности и полноты использования ресурсов. Вследствие этого, необходима уровневая характеристика благосостояния. При ее рассмотрении нужно в основу источника дохода взять не только общие положения, но и региональные особенности и условия, влияющие на получение дохода.

Поэтому необходимо предпринять более глубокое исследование влияния отдельных источников на уровень благосостояния граждан, изучения не только всей совокупности факторов, но и источников, оказывающих наиболее существенное влияние на его рост в конкретных экономических условиях. Одним из них является уровень доходов и их структура. Именно он оказывает наибольшее влияние в современных условиях. Степень разработанность проблемы методологическим основам исследования проблем благосостояния уделялось значительное внимание с самого начала формирования экономической теории как науки. Экономика благосостояния возникла как своеобразная подотрасль неоклассического направления. Базой для ее возникновения послужили работы А. Смита, Д. Риккардо, К. Маркса, А. Маршалла, Л. Вальраса.

Для любого государства с древнейших времен была необходима оценка экономической деятельности страны и ее резидентов. В дальнейшем наряду с ней встала оценка иных показателей общественного развития, включающая в себя характеристику государственной работы в социальной сфере. Это было обусловлено зарождением и развитием гуманистических идей, заключающихся в признании человека, его жизни как высшей ценности. Именно тогда возникло понятие благосостояния как инструмента оценки общественного положения.

Благосостояние - мера, степень обеспеченности людей жизненными благами, средствами существования. Иными словами можно сказать, что благосостояние это степень удовлетворения человеческих потребностей. Все потребности можно разделить на два типа: материальные и нематериальные. К материальным потребностям относятся те, удовлетворение которых в своей основе несет экономические траты. Например, чтобы удовлетворить потребность в жилище, необходимо совершить покупку квартиры. Если потребность направлена на объект, не являющийся физически осязаемым (например, потребность в эмоциональном комфорте, политическом участии), то она относится к нематериальным или духовным потребностям.

В своей работе «Экономическая теория благосостояния» А. Пигу ввел понятие «экономического благосостояния», которое измеряется «национальным дивидендом» - тем, что люди покупают на свои денежные доходы. Подчеркивая, что экономическое благосостояние является составной частью общего, автор отмечал, что минимум условий жизни человека не сводится к какому-либо одному аспекту. Данный минимум должен включать не только количественные, но и качественные требования к жилищным удобствам, медицинскому обслуживанию. Иными словами, общее благосостояние населения не может оцениваться только по количественным показателям, необходима также и качественная характеристика.

Таким образом, рассматривать народное благосостояние исключительно с материальной или исключительно с духовной точек зрения невозможно, потому что в таких случаях полученная характеристика не будет отображать всю многомерность исследуемого объекта. Для получения наиболее всесторонней оценки социально-экономического положения нации используются агрегированные показатели, являющие собой совокупность материальных и духовных измерителей.

Основные агрегированные показатели благосостояния нации, принятые в мировой практике

Проблема измерения национального благосостояния существует уже на протяжении многих лет.Современный макроэкономический анализ предполагает использование ряда показателей, дающих наиболее полную оценку экономической деятельности общества. В основном такие показатели относятся к СНС (Системе Национальных Счетов) и являются статистическими агрегатами, позволяющими выявить степень активности экономики в целом. Также, наряду с экономическими, используются и альтернативные показатели, учитывающие в том числе и иные социальные факторы.

Опираясь на идеи авторов, можно выделить две группы показателей, используемых для оценки благосостояния населения. В первую группу попадают субъективные измерители, опирающиеся на оценки индивидов по тем или иным категориям. Оценки такого рода получают путем социологических исследований, они отражают мнение населения по тем или иным вопросам. Такой метод измерения благосостояния предоставляет информацию в наиболее полном виде, потому что данные, полученные через субъективные оценки, являются реальным, текущим показателем общественного состояния.

Однако при межвременном сравнении таких показателей могут возникнуть трудности. Общество - это развивающаяся система, со временем меняются вкусы, потребности человека, его отношение к тем или иным социальным явлениям (политические убеждения, образ жизни). Так, например, объем государственных выплат населению может сократиться, однако это не скажется на оценке (при социологическом исследовании) тех людей, которые данные выплаты не получают, либо для которых материальное благополучие перестало играть важную роль.

Чтобы повысить качество ответов респондентов (увеличить правдоподобность суждений) нужно обеспечить стабильность в социальной и политической сферах, устойчивый экономический рост или полное удовлетворение материальных потребностей общества так, что на первый план по значимости выступят духовные потребности. Однако воплощение в жизнь подобных идей вызовет возникновение не меньших трудностей.

Ко второй группе показателей, используемых для оценки благосостояния нации, относятся измерители, оценивающие объективные условия (возможность получения образования, доступность медикаментов, условия труда и доступ к другим общественным благам). Обычно, для таких показателей существует общепринятая норма, с которой сравниваются данные, полученные при изучении и измерении тех или иных социально-экономических индикаторов. Например, уровень жизни оценивается по ряду условий (более подробное описание присутствует далее), установленных ООН. Такие показатели вводятся, чтобы наиболее полно отражать многомерность формирования благосостояния.

Тем не менее, оценка благосостояния населения предполагает комплексное измерение как объективных, так и субъективных составляющих. Это обусловлено сложностью структуры благосостояния, включающей как обеспеченность человека основными материальными благами, необходимыми для удовлетворения его потребностей, так и интересы личности, реализуемые в различных видах деятельности (труд, быт, отдых).

Валовой внутренний продукт (ВВП, Gross Domestic Product)является одним из важнейших макроэкономических показателей, отображающих результат экономической деятельности всего общества. ВВП является внутренним показателем, т.к. производится исключительно резидентами данной страны. Резидентами являются как фирмы, так и домашние хозяйства, имеющие свое производство или проживающие на территории государства на протяжении не менее 1 года.

Динамика показателя ВВП используется для оценки общей эффективности функционирования экономики и, следовательно, для определения относительного успеха или несостоятельности мер экономической политики, проводимой правительством. ВВП применяется всеми странами для подсчета не только достигнутого экономического и производственного развития: его производные (например, ВВП на душу населения) используются для характеристики социального развития, при расчете иных показателей благосостояния нации. Одинаковые показатели ВВП на душу населения могут дополняться различными показателями: уровня образования населения, продолжительности жизни, калорийности питания и т.д., которые следует учитывать в оценке благосостояния нации.

Уровень жизни (Standard of Living) является совокупностью благ, удовлетворяющих физические (материальные), духовные и социальные потребности людей. Некоторые источники принимают понятие уровня жизни эквивалентным понятию «уровень благосостояния», однако это не так: уровень жизни является понятием более широким и характеризуется не только объёмом реальных доходов в расчете на душу населения, но и рядом неденежных факторов.

Показатели уровня жизни характеризуют фактический уровень жизни населения страны в целом, усредняя величины для получения более обобщенной информации.

В отличие от показателя уровня жизни, дающего обобщенную оценку положения населения в целом, показатель качества жизни (Quality of Life) позволяет определять характеристику условий жизнедеятельности на уровне общества и индивида (по различным социальным, демографическим слоям населения). По определению Е. Е. Румянцевой, качество жизни - это совокупность характеристик, отражающих условия жизни человека. То есть качество жизни также включает в себя доходы, потребление, жилищные условия, здравоохранение, образование и т.п. Тем не менее, качество жизни представляет собой более обширный комплекс условий жизнедеятельности, т.к. включает в себя уровень жизни и помимо него ряд других показателей: социальное окружение, бытовой комфорт, условия окружающий среды, политический климат, психологический комфорт.

Качество жизни является исключительно субъективным измерителем. Таким образом, имея совокупность индивидуальных оценок тех или иных показателей, можно выделить тенденцию (среднестатистическое качество жизни), исходя из которой охарактеризовать благосостояние населения страны. Так же, субъективные оценки важны, потому что с их помощью можно выделить тенденции внутри региона, определенной социальной группы и получить полную, объемную картину общественного мнения.

Существуют также вспомогательные и иные показатели благосостояния нации, менее распространенные в мировой практике для непосредственной оценки благосостояния нации.

Лауреат Нобелевской премии по экономике 1998 года «За вклад в экономическую теорию благосостояния» Амартия Сен в своих исследованиях утверждал, что процесс развития подразумевает помимо возрастания материального благосостояния также расширение человеческих возможностей. В концепции человеческого развития отразилось другое понятие - человеческий потенциал.

Человеческий потенциал нации - это интегральная форма многообразных явных и скрытых свойств населения страны, отражающая уровень и возможности развития ее граждан при определенных природно-экологических и социально-экономических условиях. Соответственно, чем больше степень обеспеченности человеческим потенциалом, тем больше потенциальная способность национальной экономики к росту. В 1990 г. Программа Развития ООН ввела в публичное обращение понятие индекса развития человеческого потенциала (Нимап Development Index). Индекс развития человеческого потенциала позволяет (в какой-то мере) учитывать не только экономическую, но и социальную эффективность стран, качество жизни населения.

Индекс развития человеческого потенциала состоит из трех компонентов: ожидаемой продолжительности жизни при рождении, уровня образования и уровня дохода, измеряемого ООН по величине валового продукта на душу населения. Регионы (страны) с индексом ниже 0,5 имеют низкий уровень человеческого развития; 0,5-0,8 — средний уровень; 0,8 и больше — высокий уровень развития.

Так как ИРЧП представляет неполную оценку социально-экономических достижений страны, то он используется как интегральный индикатор качества жизни, используемый в межрегиональных и международных сопоставлениях.

Существует так же показатель, отражающий только нематериальную динамику в развитии общества, - международный индекс счастья (Нарру Planet Index). Показатель МИС отражает благосостояние людей и состояние окружающей среды. Сам индикатор был введен в 2006 году организацией New Economic Foundation, чтобы отобразить «реальное» благосостояние стран. Для расчёта индекса используются три показателя: субъективная удовлетворенность жизнью людьми, ожидаемая продолжительность жизни и так называемый «экологический след» (соотношение между потребностями и объемом экологических ресурсов в запасе). Исходя из принципа, по которому люди скорее стремятся быть счастливыми и здоровыми, а не богатыми, при расчете МИС странами-лидерами являются не наиболее экономически развитые государства (Германия, США, Япония), а те нации, менталитет которых уделяет бОльшее внимание духовным показателям и заботе об окружающей среде (Коста-Рика, Вьетнам, Колумбия).

Показатель благосостояния важен для макроэкономического анализа, так как отображает текущее состояние экономики и положение, настроения в социальной среде и позволяет сравнивать эти индикаторы с показателями прошлых лет, а так же с аналогичными данными других иностранных держав. Поскольку для любого государства важно, чтобы данный показатель со временем качественно увеличивался, то необходимо рассматривать и факторы, которые оказывают влияние на агрегатные составляющие благосостояния.

Факторы, оказывающие влияние на благосостояние населения

Исходя из положения о том, что благосостояние является интегральным показателем обеспеченности населения социальными и экономическими благами, можно выделить два основных направления анализа факторов, влияющих на благосостояние населения. Во-первых, это материальная составляющая, все агенты, характеризующие благосостояние с экономической точки зрения. Во-вторых, это факторы, имеющие воздействие на нематериальные показатели (психологический комфорт, уровень загрязнения окружающей среды, продолжительность жизни и т.п.). Благосостояние - это многоплановая характеристика, зависящая от самых разных причин. Среди наиболее значимых групп факторов, выделяемых учеными, можно назвать факторы экономические, политические, социальные, научно-технического прогресса и окружающей среды.

Экономические факторы.

На благосостояние нации, несомненно, влияет количество и качество трудовых ресурсов. Это один из факторов, имеющих воздействие непосредственно на размер ВВП, и, следовательно, такого показателя, как ВВП на душу населения. Валовой внутренний продукт будет ниже потенциального при уровне безработицы выше естественного, соответственно, чем этот показатель ниже, тем большим окажется ВВП. Под качеством трудовых ресурсов подразумевается соотношение квалифицированных и высококвалифицированных трудоспособных жителей страны к общему числу трудоспособного населения. Так же важную роль играет мобильность трудовых ресурсов. В развивающихся же странах на первый план выступает уровень грамотности, так как по численности трудоспособного населения эти страны обходят развитые (и поэтому именно здесь размещена бОльшая часть производства). В развивающихся странах низкий уровень грамотности понижает производительность и тормозит технический прогресс.

Условия труда могут влиять не только на производительность рабочих, но и на их моральное состояние. Если продолжительность рабочего дня, размеры личного пространства при работе нарушают допустимые нормы, то это неблагоприятно скажется на уровне психологического и физического комфорта работника, что отразится на его качестве жизни.

Политические факторы.

Уровень жизни в каждой стране зависит от характера общественного строя, устойчивости института права и соблюдения прав человека, соотношения различных ветвей власти, ее взаимоотношений с регионами (предприятиями), наличия оппозиции, разных партий и т.п.

Общественные отношения в любой стране определяют возможность использования потенциала нации, при этом ведущую роль играет государство. Именно государство разрабатывает стратегию общенационального развития, социальной ориентации общества на различных этапах и механизмах их реализации. Эти идеи воплощаются в различных конвенциях социального развития, уровня жизни, НТП, программах, законодательных актах и т.д.

Социальные факторы.

Основным социальным фактором, оказывающим влияние на благосостояние населения, можно считать менталитет нации. Менталитет определяет потребности человека, формирует его отношение к благам, выделяет из них либо материальные, либо духовные, таким образом, влияя на составляющие показателя качества жизни. Система устоявшихся традиций, моральных ценностей порождает духовную среду, внутри которой человек, разделяющий данные убеждения, будет чувствовать себя более комфортно, чем в других социальных условиях, которые бы не отвечали его предпочтениям.

Отношение человека к труду, к деньгам так же отчасти формируется менталитетом. Если для общества материальное благополучие важно меньше, чем духовное, то и повышение производительности и рост ВВП будут для него менее приоритетны. В итоге это отразится на экономической составляющей благосостояния населения (уменьшение ВВП приведет к общему уменьшению уровня жизни).

Факторы НТП.

НТП отводится ведущая роль среди факторов, влияющих на экономический рост страны. Застой в техническом обслуживании предприятий, оборудование с низкой производительностью, низкими показателями эффективности - все это негативно сказывается на совокупных доходах внутри государства. Постоянное развитие науки и техники способствует экономическому росту и, как следствие, повышению благосостояния населения.

Технологические новинки, призванные облегчить жизнь современному человеку, в совокупности с доступностью этих гаджетов увеличивают не только удовлетворенность жизнью, но и качество жизни населения.

Экологические факторы.

С точки зрения системы, влияние экологического фактора на производство носит стимулирующий характер. С уменьшением природных ресурсов и стремлением человечества к снижению уровней загрязнения окружающей среды, хозяйствующие субъекты вынуждены инвестировать в развитие технологий, которые в том числе стремятся повысить уровень производительности.

Одним из необходимых условий становления устойчивого качества жизни выступает стабильная и здоровая окружающая среда. В интересах государства прорабатывать законодательство и следить за исполнением правовых норм, регулирующих экологические аспекты, так как все это имеет все большее и большее влияние на человека и его качество жизни. Экологические факторы прямо детерминируют такие стороны качества жизни, как здоровье, продукты питания, условия труда, жилищные условия, рекреация и т.д. - то, что было определено как объективная сторона качества жизни. Оптимизация этой стороны качества жизни может быть легко зафиксирована в замерах таких параметров, как число заболеваний, число врачей на единицу населения, число и ассортимент качественных продуктов питания и т.д.

Среди факторов, влияющих на формирование благосостояния нации, можно выделить наиболее значимые: экономические и социальные. На их изменение наиболее быстро отреагируют показатели, составляющие благосостояние, так как в отличие от других факторов, именно в экономической и социальной сферах чаще происходят перемены. Поэтому оценка представленных выше аспектов формирования благосостояния населения представляется важным аналитическим инструментом государственной социально-экономической политики, так как позволяет устанавливать ориентиры политики государства на перспективу, осуществлять анализ текущего уровня социально-экономического развития страны и проводить межрегиональные сопоставления.

Аналитическая оценка благосостояния населения России

Характеристика благосостояния населения России и сравнительный анализ с иностранными государствами

Одним из базовых показателей благосостояния нации является уровень ВВП. Этот макроэкономический показатель удобен простотой и точностью расчета, поэтому чаще всего сравнительный анализ экономической активности населения проводится именно при помощи этого параметра. Как можно заметить, для периода в целом, за исключением 2009 года, был характерен стабильный рост ВВП. Снижение ВВП в 2009 году по сравнению с базовым годом обусловлено экономическим спадом на фоне мирового экономического кризиса 2008 года. Дальнейший рост показателя означает, что в стране проводилась успешная фискальная и монетарная политика, хотя с учетом инфляции достичь докризисного уровня ВВП удалось лишь к 2011 году.

Представляя ГД отчет правительства за 2010 год, Президент РФ Владимир Владимирович Путин сказал следующее: "По объему ВВП Россия должна войти в число пяти ведущих мировых экономик мира, а по ВВП на душу населения - на уровень более 35 тысяч долларов на человека". С текущим темпом роста ВВП на душу населения, достичь уровня 35 000 $ Россия сможет только минимум через 15 лет (по нашим предположениям). Международный Валютный банк прогнозирует к 2019 году рост этого показателя лишь до 17528,067$.

Итак, если опираться на мировую практику, то по показателю ВВП на душу населения, т.е. в экономическом плане, уровень благосостояния населения России можно охарактеризовать как высокий.

Другим методом оценки благосостояния населения России является анализ уровня жизни нации. Этот показатель рассчитывается по 12 пунктам, однако не все из них можно точно измерить без специальных вычислений, формул, а также не имея достоверных данных. Опираясь на данные сайта Росстата, мы проведем анализ лишь некоторых составляющих показателя: рождаемость, смертность, продолжительность жизни; жилищные условия; уровень занятости.

В рейтинге ПРООН, опубликованном за 2013 год, первое место по уровню жизни среди стран занимает Норвегия. Норвегия располагается в Северной Европе, в Западной части скандинавского полуострова. Численность населения страны - 5 109 000 человек. Россия же в этом списке занимает 55 строку, имея при этом численность населения в 142 929 000 человек. Более точный и наглядный анализ уровня жизни и благосостояния населения России можно получить, сравнив выбранные показатели у обеих стран.

Как можно заметить, в России рождаемость больше, чем в Норвегии, однако, сравнив показатели смертности и рождаемости, можно определить уровень естественного прироста населения двух стран: для России это 0.2 на 1000 человек, в то время как для Норвегии этот показатель достигает 3,4. Исходя из данного сравнения, можно сделать вывод о том, что стремящийся к нулю естественный прирост населения в России являются одним из факторов, определяющих столь низкое положение в рейтинге стран по уровню жизни.

В Норвегии число жилых помещений с тремя и более комнатами составляет 77% от общего количества, В России же из 61,5 млн квартир 3 и более комнаты имеются лишь в 22,6 млн (примерно в 37%) помещений. Это еще раз подтверждает высокую плотность населения в городах.

Уровень занятости имеет большой вес среди показателей, формирующих уровень жизни населения. Чем больше людей занято в экономической деятельности, тем больше совокупный доход государства, тем больше благосостояние общества. Поэтому для анализа благосостояния России будет целесообразно рассмотреть уровень безработицы в стране и сравнить его с показателем Норвегии как лидера в рейтинге уровня жизни.

Уровень безработицы в Норвегии составляет 3,5 процента от объема рабочей силы. Это естественный уровень безработицы, характерный для экономики, работающей на достижение потенциального ВВП. Уровень занятости в стране - 68,4% от численности населения (естественный уровень). В России безработица немного выше, 5,5%, однако это так же является естественным для экономики уровнем. Таким образом, можно сделать следующий вывод: экономика в России работает своем на потенциальном уровне, и, сравнивая показатель со средним по миру (9%), можно убедиться в том, что российская экономика является одной из мощнейших в мире.

Итак, проведя сравнительный анализ ряда показателей, составляющих уровень жизни, можно прийти к выводу, что наибольшее негативное влияние оказывают демографические факторы, связанные с социальными проблемами. Это говорит о том, что социальная политика, проводимая государством, должна быть пересмотрена с ориентиром на опыт иностранных держав.

Наиболее распространенным показателем благосостояния нации в мировой практике является Индекс Человеческого Развития или Индекс Развития Человеческого Потенциала. Рейтинг ИРЧП совпадает с рейтингом уровня жизни. Так, первое место занимает Норвегия, а Россия находится на 55 строчке.

ИРЧП определяется тремя параметрами: уровень дохода, ожидаемая продолжительность жизни и уровень образования. Выше мы уже проанализировали первые два фактора и, исходя из этого анализа, определили, что негативное влияние оказывает низкая продолжительность жизни, которая более свойственна неблагополучным странам.

В свою очередь, уровень образования измеряется по двум показателям: уровень грамотности и доля учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образование.

Данные о грамотности населения поступают из официальных результатов национальных переписей населения и сравниваются с показателями, вычисляемыми Институтом статистики ЮНЕСКО. Для развитых стран, которые уже не включают вопрос о грамотности в анкеты переписи населения, принимается уровень грамотности равным 99%. Данные о числе граждан, поступивших в учебные заведения, агрегируются Институтом статистики на основе информации, предоставленной соответствующими правительственными учреждениями стран мира.

В рейтинге стран мира по индексу уровня образования Россия занимает 49 позицию с индексом 0, 79, в то время как Норвегия находится на 2 строчке с индексом 0,99. Такой отрыв ознаменован различием в числе обучающихся (доля учащихся в Норвегии выше, чем в России). Однако этот показатель обладает рядом недостатков. Так, в нем не учитывается качество образования, разница в доступности образования, в том числе стоимость обучения, также не включается продолжительность обучения. Эти недостатки обусловлены отсутствием данных по перечисленным параметрам в большинстве стран.

Если рассматривать ИРЧП в России и его хронологическую динамику, то можно убедиться, что этот показатель имеет тенденцию к росту. Сам индекс рассчитывается ежегодно, но по данным годичной или двухгодичной давности. Например, индекс развития человеческого потенциала 2013 года рассчитывался на основании данных 2012 года, а индекс 2011 года - по данным 2009 года. В 2010 году в рейтинге ИРЧП Россия поднялась с 71 на 65 строку, в отчете за 2011 год номинально уровень страны опустился вниз на 1 пункт, однако фактически индекс человеческого развития вырос с 0,751 до 0,755. Отрицательное смещение обусловлено тем, что в 2010 году в списке отсутствовало две страны. Следующий рейтинг был составлен уже в 2013 году, где Россия поднялась сразу на 11 пунктов до 55 места. Таким образом, можно выделить положительную тенденцию в росте ИРЧП России и предположить его дальнейший рост. Исходя из этого, можно сказать, что и благосостояние населения РФ будет увеличиваться.

Современная ситуация в российской экономике обладает несколькими особенностями:

1. Экономическая реальность - эхо «развала и спада экономики» 1998

Года (выражается в потерях сбережений, падении реальных доходов, повышение стоимости жизни и, что самое главное, фрустрация общества из-за нестабильности и неоправданных надежд).

2. Продолжение адаптации социально-экономической системы к рыночным условиям:

Формирование новой институциональной среды (появление новых рыночных институтов, их дальнейшее развитие);

Изменение правовой среды (особенно важно для развития производства) проходит неоднозначно - некоторые сферы права остаются незатронутыми;

3. Преобладание сырьевых отраслей (делает экономику страны сильно зависимой, т. к. отсталость остальных сфер производства приведет к нежизнеспособности страны в случае исчерпания ресурсов).

4. Ухудшение геополитической обстановки и нарастание вероятности межстрановых военно-политических конфликтов (недавний крымский кризис и его последствия).

Таким образом, сложилась ситуация, при которой Россия, являясь одной из мощнейших экономик мира с огромным запасом ресурсов, значительно отстает от мировых лидеров в показателях благосостояния населения. Поэтому необходимо не только оценивать благосостояние нации, но и выделять пути его качественного повышения.

Пути повышения обеспеченности населения, опираясь на опыт мирового сообщества и учитывая особенности развития России

Основной проблемой, определяющей уровень благосостояния России, является большое отставание в социальной сфере по сравнению с экономической. Если государство начнет внедрять новые программы экономического развития, то полученные результаты будут действительны только в краткосрочном периоде, так как через определенное время при росте, например, доходов, фактическое благосостояние вернется к дореформенному уровню. Поэтому условно можно социальную политику определить как долгосрочную, а экономическую как краткосрочную.

Чтобы существенно повысить уровень благосостояния, необходимо сформировать мощный, широкий средний класс. В краткосрочном периоде это возможно посредством увеличения располагаемых доходов населения. Однако более эффективной будет программа, ориентированная на работу с «социальными лифтами»: помощь и укрепление малого бизнеса, доступ к профессиональному образованию высокого качества. Опираясь на данные условия, средний класс сможет стать действительно устойчивым, а значит стать базой для дальнейших инновационных реформ.

Важную роль в формировании мощного среднего класса играет территориальная мобильность. На данный момент она низка из-за неразвитости рынка жилья (высокие цены, неудобные застройки) и правительственных установок (в частности, стремление любой ценой удержать экономически избыточную рабочую силу в депрессивных регионах - субсидии и поблажки нежизнеспособным предприятиям). Так же большую часть занятых в экономике составляет бюджетный сектор, однако, заработные платы в нем очень низкие. К тому же из среднего класса выпадают пенсионеры, потому что объем пенсионных выплат не соответствует объему зарплат, характерных для среднего класса. А ведь этой категории нужны крупные накопления на старость.

Специалисты выдвигают ряд решений: территориальная миграция, перестройка неконкурентоспособных предприятий, оптимизация бюджетной сферы, стимулирование пенсионных накоплений.

Когда в стране появится устойчивый средний класс, тогда можно прогнозировать рост общего уровня жизни. Это обусловлено тем, что люди со стабильным доходом будут стабильно платить налоги и формировать бюджет государства, из которого в свою очередь финансируются различные социальные программы, направленные на повышение уровня жизни.

Федеративное устройство страны требует особого внимания к выработке социальной политики (особенно региональной), направленной на выравнивание возможностей обеспечения высокого качества и уровня жизни населения на всей территории. Поэтому при разработке социальных программ необходимо учитывать особенности страны в территориальном срезе.

Повышение качества жизни граждан России - ключевой вопрос государственной политики. В предыдущей главе нами были рассмотрены факторы, оказывающие влияние на формирование благосостояния нации. Рассматривая государственную политику через эти аспекты, можно наиболее точно выделить пути повышения обеспеченности населения.

Основными методами государственного вмешательства в экономику с целью повышения уровня жизни являются рычаги регулирования рынка рабочей силы, например понижение продолжительности трудового дня или повышение минимальной величины заработной платы, а так же при помощи фискальной политики, увеличивая или сокращая государственные закупки или изменяя налоговое законодательство. Государство, ставящее перед собой целью повышение благосостояния населения, в первую очередь начинает проводить изменения в экономической сфере. Как уже было сказано, таким образом результаты достигаются быстрее, но не на долгий срок.

Внутренняя и внешняя политика государства так же влияют на уровень жизни населения. Так, например, присоединение Крыма к Российской Федерации положительным образом повлияло на психологический комфорт в обществе, а накаление отношений со странами Запада имеет негативные последствия для данного показателя. Для общего повышения благосостояния в России должен установиться политический климат, характерный для периода до Крымского кризиса, т.е. необходимо, чтобы на мировой политической арене Россия заняла положение не захватчика и агрессора, а мощной державы, ведущей миротворческую политику.

Социальная политика включает в себя систему индексации доходов, установление прожиточного минимума. Она направлена прежде всего на осуществление определенных программ помощи малоимущим слоям населения. Социальная политика охватывает в первую очередь такие сферы, как образование, медицина, оказание помощи многодетным семьям, расширение жилищных фондов.

Развитие профилактики и первичной медицинской помощи стало приоритетным, так как в прошлом система здравоохранения ориентировалась на оказание стационарной медицинской помощи, что привело к недофинансированию первичной медицинской помощи. Направление средств на развитие диагностики позволяет создать такую систему, при которой снизятся затраты на лечение, так как болезнь всегда легче предупредить, чем лечить. Дорогостоящая медицинская помощь не имеет эффективных механизмов финансирования, не все граждане могут ее получить, поэтому при декларировании ориентированной на человека политики необходимо сделать ее как можно более доступной.

К основным направлениям в области образования относятся стимулирование работы педагогов, в высшей школе - объединение учебы и науки, развитие инновационного образования. Региональные бюджеты пополняются за счет субсидий государства, и полученная финансовая поддержка направляется в общеобразовательные учреждения для закупки нового оборудования, программного обеспечения, модернизации учебной базы и повышения квалификации учителей. Так же ежегодно через открытый конкурс выбираются учителя, за свои заслуги получающие поощрение в размере 100 тыс. руб. Все это призвано стимулировать развитие образования на всех его уровнях. Разработку прочих реформ в сфере образования необходимо поручать педагогическому сообществу, чтобы избегнуть непродуманных реформ.

Так же государство должно продолжать поддерживать развитие рынка ипотечного кредитования, предоставление льгот и субсидий на приобретение жилья молодым семьям, субсидирование местных властей для стимуляции строительства. При этом необходимо отслеживать работы строительных компаний, так как качество нового жилья обязательно должно соответствовать всем нормам. Так же государство должно бороться с ростом цен на недвижимость, потому что по большей части именно высокими ценами на жилье определяется низкое качество жизни населения, вынужденного жить в съемных комнатах и зачастую целыми семьями.

Государственное регулирование сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса, обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в экономически развитых странах финансирует от 40 до 50 % общих затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы выделяются в форме грантов под конкретный проект. Иными словами, развитие науки и наукоемких отраслей производства также должно стать приоритетным направлением политики российского правительства. На данный момент в этом направлении уже ведутся работы, так, например, 28 сентября 2010 г президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым был подписан Федеральный закон Российской Федерации «Об инновационном центре „Сколково“».

Для современного мира характерно общее ухудшение экологической обстановки. В свою очередь, это негативно сказывается на уровне и качестве жизни населения и, следовательно, на благосостоянии общества. В рамках задачи повышения качества жизни населения в России необходимо:

Построение нового экологического законодательства;

Налаживание контактов и взаимное сотрудничество многочисленных общественных организаций по охране окружающей среды с органами государственной власти и местного самоуправления;

Как говорилось в 1 главе, качество жизни является субъективным показателем и повлиять на него может и сам индивид с помощью операций, не связанных с экономической

Деятельностью: использование собственного труда в домашнем хозяйстве (поддержание чистоты и порядка), творчество (занятия живописью, вязание). Неотъемлемой частью повышения качества жизни является самосовершенствование (существует достаточно много путей саморазвития без помощи денег). Так же на уровне местного управления могут проводиться мероприятия по уборке территорий (субботники), благотворительные акции и т.п.

Стоит так же обратиться к мировой практике, а именно к докладу о человеческом развитии за 2013 год. Сам доклад носит название «Возвышение Юга: Человеческий прогресс в многообразном мире» и посвящен усиливающемуся влиянию стран Юга на глобальное развитие, которое носит всеобъемлющий характер. В нем отдельно рассматриваются три фактора, оказавших влияние на столь успешное развитие стран, вышедших на мировую арену как мощные развивающиеся государства. Первым таким фактором авторы называют проактивное государство развития, которое разрабатывает мероприятия для государственного и частного секторов, основанные на долгосрочной концепции и лидерстве, общих нормах и ценностях, а также на правилах и институтах, формирующих доверие и сплоченность. Достижение устойчивых результатов преобразований требует, чтобы страны сформулировали согласованный и сбалансированный подход к развитию. Однако каждое государство самостоятельно определяло наиболее эффективные направления своей политики, ориентируя свои приоритеты на человека и содействуя созданию благоприятных возможностей, в то же время защищая людей от риска отрицательного воздействия. Неотъемлемой частью процесса роста для таких стран является инвестирование в потенциал людей посредством здравоохранения, образования, создания качественных рабочих мест и других социальных услуг.

Вторым фактором является использование возможностей глобальных рынков. Для России же этот параметр не имеет такого значения, так как страна уже заняла нишу поставщика нефти на международный рынок.

Решительные инновации в сфере социальной политики были названы авторами третьим фактором, способствующим росту благосостояния населения. Необходимо минимизировать неравенство в доходах населения, тогда общий рост в экономике будет более заметным для общества. Государство должно обеспечивать для населения базовые социальные услуги, способные подкреплять долгосрочный экономический рост, поддерживая выход на рынок здоровых и образованных кадров. Так же очень важно достичь и поддерживать стабильность в политической и социальной сферах, т.е. добиться ликвидации дискриминации и привилегий, равного отношения ко всем.

На данный момент для российского государства очень важно избрать социальную политику как приоритетную и сконцентрироваться на качественно новых программах, способствующих улучшению уровня жизни населения. Необходимо уделить большое внимание поддержке малоимущих, обратить внимание на недостатки системы льготных выплат. Так же, учитывая большую численность населения в пенсионном возрасте, органы власти должны принять решение о реформировании пенсионного фонда (обеспечить увеличение пенсий, которое обошло бы темпы инфляции).

Благосостояние, его сущность, характеристики

Благосостояние – характеристика социально-экономических условий жизни и удовлетворения потребностей населения. По рекомендациям ООН благосостояние представляет собой систему нескольких элементов: здоровье, в т.ч. демографические условия, пища, одежда, фонды потребления и накопления; условия труда, занятости, организации труда; образование, в т.ч. грамотность; жилище; социальное обеспечение; человеческие свободы. Для международного сопоставления уровня жизни (благосостояния) ООН использует так называемый «индекс человеческого развития», включающий преобразованный национальный доход на душу населения, продолжительность жизни, образование.

Главным элементом благосостояния является уровень и дифференциация доходов населения. Уровень доходов в целом – результат развития экономики страны и наличия в ней природных ресурсов. Дифференциация доходов складывается под воздействием экономических, демографических и социальных факторов и измеряется соотношением уровня материальной обеспеченности 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее обеспеченных групп населения (децильный коэффициент).

Одной из главных характеристик благосостояния населения является степень соответствия денежных доходов прожиточному минимуму. Так, в Декларации прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 26) предусмотрено, что «пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни ниже установленного законом прожиточного минимума». Прожиточный минимум – это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния населения. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора прожиточного минимума, а также включает в себя расходы на налоги и обязательные платежи. При изучении благосостояния остро стоит проблема малообеспеченности – следствие низкого размера доходов, низкой квалификации, незанятости, наличия иждивенцев и пр.

Благосостояние, наряду с доходами и потреблением, включает условия труда и быта, объем и структуру рабочего и свободного времени, показатели культурного и образовательного уровня, здоровья, демографии и демографической и экологической ситуации. В большинстве стран с рыночной экономикой преобладающая часть расходов на образование, медицину, социальное обслуживание покрывается за счет коллективных источников финансирования. Отрицательно сказывается на благосостоянии населения инфляция, которая обесценивает доходы населения. Нейтрализуются негативные последствия инфляции посредством политики индексации доходов.

Динамика благосостояния населения, источники её влияния

В современных условиях, когда основной характеристикой развитого общества становится его социальная направленность, особое внимание необходимо уделить материальным источникам, обеспечивающим благополучие. Одним из источников выступают, прежде всего, доходы населения. Поэтому, для характеристики благосостояния необходимо исследование источников жизнеобеспечения. Именно они наиболее полно отражают связь между доходом и благополучием.

Благосостояние, является многослойной и многоаспектной категорией. Она характеризуется не только уровнем доходов, но и удовлетворенностью людей своей жизнью с точки зрения удовлетворенности разнообразных потребностей и интересов, зависящих от различных факторов, оказывающих непосредственное влияние на нее. Поэтому, прежде всего, необходимо рассмотреть и исследовать ее с учетом специфических черт. Воздействие причин и условий, как известно неодинаково на разные периоды развития общества характеризующиеся определенной динамикой экономики.

Кроме того, значимость данной темы усиливается еще и тем, что по мере развития рыночных отношений и преобразований в социально – экономической сфере все в более заметной роли выступают экономические и социальные условия региона.

Разная обеспеченность и степень интенсивности использования факторов привело к усилению региональных различий в уровне благополучия граждан. К тому же в современных рыночных условиях идут процессы, оказывающие определенное влияние на реальный уровень благосостояния населения, живущего в регионе. Все это связано с возрастанием экономической самостоятельности регионов. Экономически развитыми признаны регионы с лучшими значениями по каждому конкретному показателю, например, самый высокий доход на душу населения, самая низкая величина прожиточного минимума и т. д. На основе этих данных определяется рейтинг того или иного региона. Вместе с тем, сейчас практически все регионы зависимы не только от степени насыщения ресурсами, но и уровня их истощения, располагаемых на его территории. Это является объективной причиной, определяющей материальную возможность развития.

Каждый регион обладает определенной степенью насыщенности и полноты использования ресурсов. Вследствие этого, необходима уровневая характеристика благосостояния. При ее рассмотрении нужно в основу источника дохода взять не только общие положения, но и региональные особенности и условия, влияющие на получение дохода.

Поэтому необходимо предпринять более глубокое исследование влияния отдельных источников на уровень благосостояния граждан, изучения не только всей совокупности факторов, но и источников, оказывающих наиболее существенное влияние на его рост в конкретных экономических условиях. Одним из них является уровень доходов и их структура. Именно он оказывает наибольшее влияние в современных условиях.
Степень разработанность проблемы Методологическим основам исследования проблем благосостояния уделялось значительное внимание с самого начала формирования экономической теории как науки. Экономика благосостояния возникла как своеобразная подотрасль неоклассического направления. Базой для ее возникновения послужили работы А. Смита, Д. Риккардо, К. Маркса, А. Маршалла, Л. Вальраса.

Критерии благосостояния: сущность, виды, оценки

Благосостояние является не только характеристикой развития общества, но и объективно необходимым условием его развития. Кроме того, рост благосостояния можно приравнять к увеличению богатства, наращивание которого напрямую связано с экономическим ростом, накоплением капитала и других ресурсов и поэтому основой роста благосостояния является материальное производство, создающее материальное благополучие.

Для любой экономики, стремящейся к увеличению материальных основ и благ в обществе, необходимо создание такой структуры и критериев роста, которые могут применяться систематически. Под критерием благосостояния подразумевается сбалансированное влияние экономической эффективности и распределение полученных доходов между государственными программами, при котором одним из основных последствий и одной из основных целей государственной деятельности является изменение дохода.

Воздействие благосостояния на экономику связано с созданием и использованием необходимых материальных основ и благ в обществе, оно включает в себя все аспекты человеческой деятельности, необходимые для полноценного жизнеобеспечения. Проблему достижения благополучия в обществе пытались и пытаются решить уже несколько столетий.

Богатство индивидуума по А. Смиту зависит от «количества того труда, которым он может распоряжаться или которое он может купить», а также возможностью распоряжаться продуктами труда других людей. Количественную оценку благополучия он определял как то, насколько индивид или общество становится богаче с изменением времени и места, обуславливающие рост реального дохода, что равнозначно повышению благосостояния. При этом он связал рост материальных основ и благ в обществе с уменьшением тягот, на которые приходилось бы идти ради получения более высокого дохода.

Таким образом, анализируя характер формирования и распределения доходов, он замечает, что сами доходы имеют факторное происхождение, а их распределение осуществляется по рыночным законам. Доходы рабочих (заработная плата) по мнению А. Смита есть результат труда, и он зависит от его количества, тяжести и сложности.

Кроме того, Смит предположил, что богатство индивида измеряется возможностью располагать продуктами труда других людей. При этом, погоня за богатством в условиях разделения труда мотивируется желанием уменьшить тяжесть труда для себя и возложить ее на других. Поэтому, человек, оценивая свое денежное состояние или количество товара, которым он владеет, выражает его в том количестве труда других людей, которое он мог бы купить на рынке за свой товар.

Таким образом, он выступал за повышение общественного благосостояние, считая ее положительной функцией народонаселения. Трудовая природа его роста является особенностью количественного измерения благосостояния. Однако с ростом реальных доходов благосостояние индивида может не только расти, но и снижаться.

Тем не менее, он отрицал закономерность снижения величины оплаты труда до прожиточного минимума и был убежден, что при наличии высокой заработной платы всегда можно найти рабочих более деятельных, прилежных и смышленых, чем при низкой.

Народное благосостояние рассматривается как сфера жизнедеятельности людей, связанная с удовлетворением их материальных и духовных потребностей. Благосостояние - это обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами (предметами, услугами, условиями, удовлетворяющими определенные потребности). Уровень благосостояния зависит от развития производства и одновременно воздействует на него.

Возьмем три аспекта (точки зрения, с которых рассматривается предмет, явление) процесса формирования благосостояния.

Первый - это ресурсы, создаваемые в сфере производства. Они предназначены для удовлетворения потребностей человека.

Второй - доступность потребительских благ отдельным группам и слоям населения.

Третий - состояние здоровья населения, окружающей его социальной и природной среды.

Ресурсы для потребления как результат производства потребительских благ и услуг являются источником благосостояния. Они определяются величиной произведенного обществом национального дохода.

Доступность потребительских благ характеризуется уровнем и структурой потребления. Поэтому вторым существенным аспектом формирования народного благосостояния являются условия и механизмы распределения, находящие свое выражение в дифференциации оплаты труда и доходов населения; в реальном потреблении и степени удовлетворения потребностей семей; в имущественной и жилищной обеспеченности различных групп и слоев населения.

Третьим аспектом формирования благосостояния является динамика состояния населения по основным наиболее важным с точки зрения его жизнедеятельности параметрам (рождаемость, заболеваемость, смертность), а так же динамика показателей социальной и природной среды, включая условия труда. Эти показатели можно отнести к показателям, характеризующим качество жизни населения.

Перед нами стоит задача: рассмотреть вторую и третью стороны формирования процесса благосостояния населения, а именно признать факт реальности, что распределение доходов, справедливое с позиций рынка, оказывается далеко несправедливым с точки зрения отдельных категорий населения.

Материальное благосостояние или материальная обеспеченность населения характеризуется уровнем и качеством жизни. Повышение уровня и качества жизни - это не только результат экономического роста, но и его условие. Современному производству требуются как принципиально новые техника и технологии, так и высококвалифицированные работники. Они составляют основу среднего класса. У таких людей сложнее структура материальных, духовных и социальных потребностей, они тратят больше средств на восстановление жизненной энергии, на образование и профессиональную подготовку, а уровень и качество их жизни должны быть выше, чем просто обеспечивающее выживание.


Повышение уровня и качества жизни - социально-приоритетная цель развития общества, важнейшее направление проводимой государством политики доходов и заработной платы. Средством достижения этой цели выступают рост ВВП и совершенствование механизма его распределения на макро- и микроуровнях.

Уровень жизни - это потребление материальных и духовных благ и степень удовлетворения потребностей в этих благах на данной ступени экономического развития. Потребности людей многообразны. Наряду с материальными существуют потребности духовные и социальные. Потребность - это необходимость, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Рост уровня жизни создает возможности, материальную базу для улучшения качества жизни. Последнее не ограничивается уровнем потребления товаров и услуг, выступает обобщающей характеристикой социально-экономических результатов развития общества и включает среднюю продолжительность жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, доступность информации, обеспечение прав человека и т. д. Следовательно, качество жизни характеризуется уровнем образования и медицинского обслуживания, характером труда, состоянием окружающей среды. По большому счету, в рыночной экономике важнейшими составляющими качества жизни становятся также степень социальной защищенности населения, свобода выбора человека, улучшение социальной среды, культурные, национальные и религиозные отношения.

Для характеристики уровня и качества жизни используется система индикаторов - интегральных и частных, натуральных и стоимостных.

В перечень интегральных индикаторов уровня жизни входят:

· реальные доходы на душу населения;

· реальная заработная плата;

· доходы от вторичной занятости и реализации продукции личного подсобного хозяйства;

· дивиденды, проценты по вкладам;

· пенсии, пособия, стипендии.

С их помощью изучаются и прогнозируются уровень, динамика и структура доходов.

Доходы населения - материальные средства, которыми располагают граждане для осуществления своих потребностей. Доходы делятся на денежные и натуральные. Денежные доходы включают оплату по труду всех членов семьи; пенсии, пособия, стипендии; поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и другие доходы.

Натуральные доходы включают продукцию, созданную домашним хозяйством для собственного потребления.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и уровня цен на товары и услуги. Номинальная (начисленная) заработная плата превысила 101 тыс. тенге, реальные денежные доходы населения за два месяца 2013 год выросли на 2,6%, реальная заработная плата в январе-марте увеличилась на 0,9%, номинальная заработная плата выросла на 7,8% и превысила 101 тыс. тенге.

Располагаемые доходы - это номинальные доходы за вычетом налогов, обязательных платежей и добровольных взносов. Этот показатель позволяет определить средства, используемые населением на потребление и сбережение. Вместе с тем он не учитывает динамики уровня цен.

Для этих целей используется показатель реальные располагаемые доходы располагаемые доходы, скорректированные на изменение потребительских цен.

Еще ориентируются на такой показатель как реальная заработная плата - составная часть реальных доходов, она определяется путем деления номинальной (начисленной) заработной платы на индекс потребительских цен. Индекс потребительских цен - изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базовом периоде.

Важное место занимают индикаторы, характеризующие дифференциацию доходов. Дифференциация позволяет оценить происходящие социальные изменения. Уровень социальной напряженности в обществе и определить характер политики, которой следует придерживаться правительству данной страны. Дифференциацию доходов характеризуют следующие показатели:

· показатель в процентах доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая 20% или 10% группа населения - распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения;

· децильный коэффициент - соотношение среднедушевых денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения;

· коэффициент дифференциации заработной платы - соотношение наибольшего и наименьшего ее уровней;

· коэффициент дифференциации доходов населения.

К частным показателям уровня жизни относятся показатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам), обеспеченности продуктами питания и др. Выделяют натуральные и стоимостные показатели. Натуральные характеризуют уровень потребления, обеспеченность теми или иными благами (данные о количестве потребляемых человеком продуктов и их калорийности в сопоставлении с нормами). Стоимостные отражают затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику. Группируются по видам потребностей. Например, затраты на питание, на оплату жилья, коммунальных услуг, на одежду, предметы длительного пользования, отдых и т. д.

Общее потребление материальных благ и услуг в стоимостном виде включает все расходы на приобретение товаров и услуг и денежную оценку потребленных благ собственного производства. Расчет этого показателя позволяет рассматривать уровень и структуру потребления во взаимосвязи с совокупными доходами населения и дает достаточно полную характеристику удовлетворения его личных потребностей.

К интегральным показателям качества жизни относятся: индекс развития человеческого потенциала (индекс человеческого развития), индекс интеллектуального потенциала общества, человеческий капитал на душу населения, коэффициент жизнеспособности населения.

Индекс развития человеческого потенциала 1РЧП - средняя арифметическая трех индексов: ожидаемой продолжительности жизни 1ж, уровня образования 1о и валового внутреннего продукта на душу населения (ВВПн) (в долларах).

Индекс интеллектуального потенциала общества отражает уровень образования населения и состояние науки в стране. Учитываются уровень образования взрослого населения, удельный вес студентов в общей численности населения, доля расходов на образование в ВВП, удельный вес занятых в науке, удельный вес затрат на науку.

Человеческий капитал на душу населения отражает уровень затрат государства, предприятий и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы в расчете на душу населения. Чем выше уровень экономического развития, тем больше уровень человеческого капитала и его удельный вес в структуре всего капитала.

Коэффициент жизнеспособности населения характеризует возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения конкретной социально-экономической политики, осуществляемой на момент обследования в стране. Этот коэффициент измеряется по пятибалльной шкале. Ниже 1,5 баллов означает кризисное положение, падение уровня и качества жизни до той черты, за которой начинается вымирание населения. Всемирная организация здравоохранения в 1995 г. определила, что коэффициент жизнеспособности российского населения 1,4. Высший балл - 5 баллов не имеет ни одна страна в мире: 4 - Швеция, Дания, Голландия, Бельгия; 3 - США,

Япония, Германия, Тайвань, Сингапур и Южная Корея; 2 - Китай, Вьетнам, Бразилия, Аргентина, Монголия, Турция; 1,6 - Сомали, Гаити, Бирма; 1,5 балла - Босния, Западная Сахара.

Отдельные стороны качества жизни характеризуют частные показатели:

· социально-демографические (продолжительность жизни, динамика заболеваемости, рождаемости, смертности);

· экономической активности населения (уровень безработицы, миграция населения и ее причины);

· развития социальной сферы (доля расходов на образование, науку, здравоохранение);

· социальной напряженности (участие в забастовках, динамика преступности, теневая экономика);

· экологические показатели (содержание вредных веществ, доля затрат на экологию в ВВП).

Все рассмотренные показатели, как общие, так и частные, используются для анализа уровня и качества жизни в стране.

Новое на сайте

>

Самое популярное