Домой Сбербанк Оспаривание решений действий бездействия судебного пристава исполнителя. Административный иск об оспаривании бездействия судебного пристава

Оспаривание решений действий бездействия судебного пристава исполнителя. Административный иск об оспаривании бездействия судебного пристава

Срок подачи жалобы — десять дней с того момента, как были совершены соответствующие действия со стороны пристава. Сотрудники службы судебных приставов не всегда рассматривают жалобу. В некоторых случаях заявителя ждет отказ:

  1. срок подачи жалобы был пропущен и не восстановлен соответствующим ходатайством
  2. жалоба была составлена неправильно и не соответствует предъявленным требованиям
  3. обжалуется постановление о взыскании сбора — поскольку этим занимаются в порядке судебного разбирательства
    вступило в силу судебное решение по аналогичному заявлению
  4. обжалуется оценка , проводимая уполномоченным лицом

Если жалоба была принята на рассмотрение, то через некоторое время уполномоченный сотрудник вынесет определенное решение. В удовлетворении жалобы отказывают в тех случаях, когда после разбирательства устанавливается факт отсутствия противоправных действий. Признанная в полной или частичной мере жалоба связана с определенными последствиями:

  • незаконное постановление отменяется полностью или частично
  • постановление будет отменено и взамен ему будет принято другое, не противоречащее законодательству
  • деятельность пристава признается незаконной, в связи с чем определяются меры для устранения последствий этой деятельности

Арест имущества можно оспорить в суде

Эти решения вступают в силу в течение десяти дней, если ими не было установлено иного периода. В течение трех дней заявителю выдают копию принятого решения. Заявление также можно подавать в орган суда и . В первом случае составляемая жалоба должна соответствовать положениям процессуального законодательства. Жалобу необходимо направлять в тот суд, в деятельности которого участвует пристав-нарушитель.

В суде можно оспорить арест имущества, неправильно выполненный приставом. Если при этом были нарушены нормы законодательства, то оспаривание производится на основании письменного требования об отмене ареста. Имущество также можно освободить от ареста, подав соответствующее .

Сотрудники прокуратуры имеют полномочия по рассмотрению жалоб на деятельность приставов, если в результате нее нарушались права и свободы граждан. Заявления принимаются в соответствии с постановлениями приказа Генпрокуратуры.

Регистрация поступивших обращений проходит в течение трех дней, а само разбирательство — в течение тридцати. При этом, если для разбирательства не нужно проводить дополнительные проверки, то оно рассматривается в два раза быстрее. После разбирательства уполномоченный сотрудник вынесет решение об удовлетворении или отклонении жалобы.

Жаловаться на незаконные постановления приставов можно в ФССП, орган суда или прокуратуру.

Постановления судебных приставов не всегда являются правомерными и порой не соблюдают действующее законодательство. Граждане, пострадавшие в результате деятельности приставов-исполнителей, могут пожаловаться на них в определенные инстанции. После рассмотрения жалобы уполномоченными органами, они вынесут определенное решение, зависящее от факта наличия .

Мнение юриста-эксперта:

В статье изложен порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц службы судебных приставов. Одним из способов является обращение в суд. Именно этот способ защиты своих прав мы рекомендуем нашим читателям. Какие преимущества он дает?

1. У заявителя появляется право предъявить требования по компенсации морального и возмещению имущественного вреда, в том числе и упущенную выгоду в случаях, определенных законом.

2. Независимость суда гарантирует беспристрастное разбирательство. Обращение в суд не может где-то затеряться в бюрократических лабиринтах. Закон обязывает суд рассмотреть жалобу в течение 10 дней.

3. Если суд первой инстанции примет судебное решение, которое вас не удовлетворяет, вы имеете право на это решение подать апелляционную и другие жалобы в вышестоящие судебные инстанции. Именно по этим причинам судебное разбирательство является наиболее эффективным инструментом защиты ваших прав.

Конституция РФ гарантирует нам судебную защиту наших прав. Таким правом необходимо пользоваться. Если продолжать порочную практику жаловаться на обидчиков начальству, то результаты могут быть минимальными или вообще будут отсутствовать.

Видеоматериал, посвящен обжалованию постановлений судебного пристава-исполнителя:

от 31/12/2018

Административный иск, содержащий жалобу на бездействие судебного пристава, оформляется по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства. Специальных норм о порядке и правилах подачи жалобы не установлено, но прямо закреплено: при обжаловании действий или бездействий судебного пристава-исполнителя применяются правила подачи .

Пример жалобы на бездействие судебного пристава

В Горно-Алтайский городской Республики Алтай

649059, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Коммунаров, 37

Административный истец: Шатц Александр Валерьевич,

25.03.1978 г.р., уроженец с. Шебалино Республики Алтай,

адрес: 649058, г. Горно-Алтайск, ул. Мебельная, 49,

тел. 7843586165, эл. почта отсутствует

Административный ответчик:

Судебный пристав-исполнитель

ОСП по г. Горно-Алтайску УФССП России по Республике Алтай

Павлинов Константин Павлович

адрес: 649041, г. Горно-Алтайск, пр-т Ленина, 38

тел. (факс) 8 3822 489 68765, эл. почта: [email protected]

Заинтересованное лицо: Вахмистрова Валерия Леонидовна,

13.03.1982 г.р., место рождения: г. Москва,

адрес: 649059, г. Горно-Алтайск, ул. Свердлова 13

Административный иск об оспаривании бездействия судебного пристава

Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай 18 ноября 2016 г. вынесено решение по иску Шатц Александра Валерьевича к Вахмистровой Валерии Леонидовны по делу . Согласно указанному решению исковые требования удовлетворены частично, с Вахмистровой В.Л. в пользу Шатц А.В. взысканы денежные средства в размере 450 000 руб. основного долга и 210 000 руб. в качестве .

Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай вступило в силу 20 декабря 2016 г., взыскателем исполнительный лист серия ФС № 46876435463 от 21.12.2016 г. направлен в ОСП г. Горно-Алтайска 21.12.2016 г. вместе с с ходатайством о наложении должника и вынесения .

Постановлением судебного пристава-исполнителя Павлинова К.П. от 26.12.2016 г. возбуждено исполнительное производство № 3684/546/1438/46. 15 марта 2017 г. в результате мной установлено, что постановление об ограничении выезда не выносилось, а также по настоящее время судебным приставом – исполнителем фактически не производились исполнительные действия для того, чтобы привести законное решение суда в исполнение.

Вынесенные судебным приставом-исполнителем постановления взыскателю и должнику не направлялись, розыск имущества должника не производился. По месту проживания должника с целью обследования имущественного положения выезд не осуществлялся. Объяснения должника не отбирались с целью выяснения причин неисполнения решение суда. Отсутствуют сведения о том, что должник получал копию постановления о возбуждении исполнительного производства, что он предупрежден о последствиях неисполнения исполнительного документа.

В силу ст.2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Одним из принципов исполнительного производства является своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Согласно ст. 68 вышеуказанного закона мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

В результате бездействия судебного пристава-исполнителя решение суда не исполняется, что нарушает охраняемые законом права взыскателя, а также принцип обязательности судебных решений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 124-126, 218-220, 360 КАС РФ, Законом «Об исполнительном производстве»,

  1. Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП г. Горно-Алтайска УФССП России по Республике Алтай Павлинова К.П. по неисполнению возложенных обязанностей в рамках исполнительного производства № 3684/546/1438/46 от 26.12.2016 г.
  2. Обязать судебного пристава-исполнителя исполнителя ОСП г. Горно-Алтайска УФССП России по Республике Алтай Павлинова К.П. устранить в полном объеме нарушенные права путем совершения предусмотренных законом исполнительных действий и принятия мер принудительного исполнения, в т.ч. вынесения постановления об ограничении выезда, наложения ареста на имущество должника и др.

Приложение:

  1. Квитанция об уплате
  2. Копия административного иска в 2 экз.
  3. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства

20.03.2017 г. Шатц А.В.

Жалоба на бездействие судебного пристава — особенности

Административный иск с жалобой на бездействие судебного пристава составляется в письменной форме, разборчивым почерком. В тексте иска, помимо общих обязательных для оспаривания действий должностного лица сведений, обязательно указываются:

  • известные данные об исполнительном документе (вид документа: , с , и др., его реквизиты, кем и когда выдан);
  • данные об исполнительном производстве (номер и дата возбуждения).

Обязательным требованием является указать, какие права заявителя нарушены. В случае с бездействием судебного пристава-исполнителя (должностного лица, обязанного способствовать исполнению судебных решений), нарушаются права . Какие исполнительные действия и в какие сроки должны быть осуществлены – на эти вопросы ответы можно найти в специальных рубриках «исполнение решений» и «заявления приставам», информации об .

Обратите внимание, что оспаривание бездействия заключается не только в признании его незаконным, но и в требовании обязать пристава исполнить необходимые действия.

Подача и рассмотрение жалобы на бездействие судебного пристава

Для подачи жалобы на бездействие судебного пристава КАС РФ предоставляет 10 дней. Течь они начинают с того момента, когда административный истец узнал о факте бездействия. Обычно такой факт устанавливается после ознакомления с материалами дела.

Рассматривается административный иск в течение 10 дней с даты принятия иска судом. После вынесения решения по жалобе на бездействие судебного пристава в пользу административного истца и в случае, когда такое бездействие привело к причинению убытков, в порядке гражданского судопроизводства возможна подача .

Уточняющие вопросы по теме

    Ирина

    • Юрисконсульт

Как уже отмечалось, одним из способов защиты прав взыскателя и должника является возможность обжалования действий судебного пристава-исполнителя.

В Законе об исполнительном производстве урегулированы как судебный, так и внесудебный порядок обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.

Согласно ст. 121 Закона об исполнительном производстве, постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Постановление, действия (бездействие) главного судебного пристава РФ могут быть оспорены в суде.

Отказ в отводе судебного пристава-исполнителя может быть обжалован только лицом, заявлявшим отвод. Удовлетворение отвода судебного пристава-исполнителя обжаловано быть не может.

Постановления о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа могут быть оспорены в суде.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение 10 дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии) (ст. 122 Закона об исполнительном производстве).

Обжалование в порядке подчиненности. В соответствии со ст. 123 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, а также на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится этот судебный пристав-исполнитель.

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта РФ, в подчинении которого находится старший судебный пристав.

Жалоба на постановление заместителя главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу РФ.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.

Должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.

В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.

Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения.

Согласно ст. 124 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме. Указанная жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

В жалобе должны быть указаны:

1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;

3) основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;

4) требования лица, подавшего жалобу.

Лицо, подавшее жалобу, может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе. Если представление таких документов имеет значение для рассмотрения жалобы, то должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее указанную жалобу, вправе запросить их. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, но не более чем на 10 дней.

В соответствии со ст. 125 Закона об исполнительном производстве должностное лицо службы судебных приставов отказывает в рассмотрении по существу жалобы на постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий, если:

1) обжалуется постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или наложении штрафа;

2) не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо, подавшее жалобу, не заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо такое ходатайство отклонено;

3) не соблюдены требования, установленные ч. 1 и 2 ст. 124 Закона об исполнительном производстве;

4) по жалобе аналогичного содержания судом принято решение;

5) предметом указанной жалобы являются решение, действия (бездействие) лица, не являющегося должностным лицом службы судебных приставов.

Постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу выносится не позднее трех дней со дня поступления жалобы и может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или оспорено в суде.

Согласно ст. 126 Закона об исполнительном производстве, жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение 10 дней со дня ее поступления.

Принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности.

В соответствии со ст. 127 Закона об исполнительном производстве решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления, в котором должны быть указаны:

1) должность, фамилия и инициалы должностного лица, принявшего решение по жалобе;

2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;

3) краткое изложение жалобы по существу;

4) обоснование принятого решения;

5) принятое по жалобе решение;

6) сведения о порядке обжалования принятого решения.

По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.

В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично должностное лицо принимает одно из следующих решений:

1) отменить полностью или частично вынесенное постановление;

2) отменить принятое постановление и обязать должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством РФ;

3) отменить принятое постановление и принять новое решение;

4) признать действия (бездействие), отказ в совершении действий неправомерными и определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.

Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, подлежит исполнению в течение 10 дней со дня его поступления к должностному лицу службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжаловались, если в постановлении не указан иной срок его исполнения.

Должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, вправе принять меры по привлечению должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого признаны неправомерными, к дисциплинарной и иной ответственности.

Копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления.

Обжалование в судебном порядке. Согласно ст. 128 Закона об исполнительном производстве, постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в следующих случаях:

1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;

2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в п. 5 и 6 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;

4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством РФ.

Во всех остальных случаях заявление подается в суд общей юрисдикции.

Таким образом, подведомственность по жалобам на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя разграничивается между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Если в сводном исполнительном производстве объединены исполнительные производства по исполнению исполнительного листа суда общей юрисдикции и исполнительного листа арбитражного суда, жалобы на действия судебного пристава-исполнителя, связанные с исполнением указанных исполнительных документов, рассматриваются судом общей юрисдикции (п. 2 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77).

Однако в Законе об исполнительном производстве не говорится о том, в каком порядке должны рассматриваться подобные жалобы. Полагаем, что Закон об исполнительном производстве должен содержать хотя бы сведения о виде судопроизводства, в котором рассматривались бы жалобы на действия судебного пристава-исполнителя. Имеется лишь указание в ч. 4 ст. 128 Закона об исполнительном производстве на то, что рассмотрение заявления судом производится в 10-дневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством РФ, с учетом особенностей, установленных Законом об исполнительном производстве.

Поэтому необходимо обратиться к соответствующему процессуальному законодательству и проанализировать содержание ГПК РФ и АПК РФ на предмет определения процессуального порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие), постановления судебного пристава-исполнителя, а также иных должностных лиц службы судебных приставов.

Ранее, когда действовал ГПК РСФСР, в научной литературе высказывались различные варианты решения задачи о процессуальном порядке рассмотрения данных дел. Например, Т.К. Андреева полагает, что применительно к порядку рассмотрения жалоб на действия судебного пристава-исполнителя в суде общей юрисдикции сохраняют свое действие правила, изложенные в ст. 428 ГПК РСФСР*(204) .

С другой стороны, В.В. Ярков, напротив, считал, что применение гл. 42 ст. 428 ГПК РСФСР недопустимо, так как жалобы на действия судебных приставов-исполнителей должны рассматриваться судами в том же порядке, что и жалобы на действия других государственных органов и должностных лиц, урегулированном Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и гл. 24.1 ГПК*(205) .

Сейчас, в то время как действует новое гражданское процессуальное законодательство, обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя осуществляется в порядке ст. 441 ГПК РФ. Поскольку публично-правовая природа таких дел очевидна, возможно применение также положений гл. 25 ГПК РФ, хотя непосредственных указаний на это в законе не имеется.

Судебный пристав-исполнитель - государственный служащий (п. 2 ст. 3 Закона о судебных приставах), а служба судебных приставов является государственной службой. Следовательно, на них распространяется уже упоминавшийся Закон о государственной гражданской службе. В суде общей юрисдикции в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, предусмотрена возможность рассмотрения оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (гл. 25 ГПК РФ).

Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в суде по ст. 441 ГПК РФ имеет некоторые особенности.

1. Прежде всего, правом подачи жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебного постановления, постановления государственного или иного органа либо на отказ в совершении таких действий обладают взыскатель или должник, а также их представители, в случае надлежащего оформления полномочий. Право подачи жалобы является специальным полномочием представителя взыскателя или должника (п. 3 ч. 3 ст. 57 Закона об исполнительном производстве). Кроме того, лицо, не являющееся участником исполнительного производства, может оспаривать в суде действия судебного пристава-исполнителя, если полагает, что такие действия нарушают права и законные интересы заявителя (п. 3 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77).

2. Согласно правилам подсудности, жалоба подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.

3. Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня совершения действия (отказа в совершении действия) или со дня, когда взыскателю или должнику, не извещенным о времени и месте совершения действия судебного пристава-исполнителя, стало о нем известно.

4. Жалоба на действия судебного пристава-исполнителя рассматривается в судебном заседании.

5. Взыскатель, должник и судебный пристав-исполнитель должны быть извещены о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению жалобы.

6. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение суда. Кроме случаев обжалования постановлений старшего судебного пристава об отказе в отводе судебного пристава-исполнителя, когда по результатам рассмотрения заявления выносится определение, на которое может быть подана частная жалоба.

Однако это только одна сторона вопроса о порядке обжалования действий должностных лиц службы судебных приставов. В соответствии со ст. 128 Закона об исполнительном производстве такие дела подведомственны также арбитражным судам. Следовательно, также становится актуальным вопрос: в каком порядке следует рассматривать данные жалобы в арбитражном судопроизводстве?

В судебной практике существовал ряд дискуссионных вопросов, связанных с подведомственностью данных дел. В настоящее время часть спорных вопросов разрешена. Так, в п. 1 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77, отмечается, что с учетом подведомственности, определенной ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ, арбитражный суд признал подведомственным ему дело об оспаривании организацией постановления судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного налоговым органом. В обоснование приводится следующая ситуация: государственное унитарное предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного налоговым органом. Арбитражный суд первой инстанции прекратил производство по делу на том основании, что дела об оспаривании действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных документов иных (кроме арбитражных судов) органов арбитражным судам не подведомственны, поскольку, согласно ст. 90 Закона об исполнительном производстве 1997 г., указанные дела рассматриваются в судах общей юрисдикции. Суд кассационной инстанции определение суда отменил, дело направил в суд первой инстанции на новое рассмотрение, указав, что определение суда первой инстанции вынесено судом без учета положений АПК РФ, вступившего в действие с 1 сентября 2002 г.

Выводы арбитражного суда кассационной инстанции основаны на том, что в соответствии с ч. 1 ст. 329 АПК РФ решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другим федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей.

Согласно ст. 329 АПК РФ, решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другим федеральным законом, по правилам, установленным гл. 24 АПК РФ.

В гл. 24 АПК РФ установлены особенности рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с некоторыми особенностями, которые будут изложены ниже.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц (ст. 197 АПК РФ). При этом граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если они полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Необходимо также учитывать, что лицо, не являющееся участником исполнительного производства, может оспаривать в суде действия судебного пристава-исполнителя, если полагает, что такие действия нарушают права и законные интересы заявителя. Так, в п. 3 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77, приводится следующая ситуация: судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство на основании исполнительного листа арбитражного суда о взыскании с организации денежной суммы в пользу взыскателя. Поскольку должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, долг добровольно не уплатил, судебный пристав-исполнитель арестовал недвижимое имущество должника с целью реализации. Коммерческий банк, являющийся залогодержателем недвижимого имущества, оспорил в арбитражном суде действия судебного пристава-исполнителя, указав на то, что имеется возможность удовлетворить требование, обратив взыскание на иное имущество должника с учетом очередности, установленной ст. 46, 49 Закона об исполнительном производстве 1997 г. В судебном заседании судебный пристав-исполнитель сослался на отсутствие у заявителя права обращаться с требованием о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя, поскольку он не является стороной исполнительного производства. Суд первой инстанции, согласившись с доводами судебного пристава-исполнителя, сославшись на ст. 90 Закона об исполнительном производстве 1997 г., согласно которой оспаривание действий судебного пристава-исполнителя может производиться взыскателем или должником, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 и ст. 151 и 327 АПК РФ, производство по делу прекратил. Суд кассационной инстанции признал прекращение производства по данному делу ошибочным с учетом ст. 198 и 329 АПК РФ, в силу которых действия судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены не только сторонами, но и иными лицами, если они полагают, что оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Суд кассационной инстанции отменил определение арбитражного суда первой инстанции о прекращении производства по делу, указав в своем постановлении на обязанность арбитражного суда первой инстанции рассмотреть заявление по существу, не решая при этом спор, если он возникнет, о наличии или отсутствии прав заявителя на арестованное имущество.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ст. 198 АПК РФ).

В заявлении должны быть также указаны: 1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие); 2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий; 3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); 4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие); 5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

К заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта, решения.

К заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается (ч. 2 ст. 329 АПК РФ).

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие), и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в гл. 11 АПК РФ.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе (ст. 200 АПК РФ).

Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 20 АПК РФ.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться: 1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение; 3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: 1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения; 3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующим органом или лицом об исполнении решения суда.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в государственный орган, в орган местного самоуправления, в иные органы, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.

Жалоба на действие судебного пристава-исполнителя, образец которой мы приведем ниже, является инструментом отстаивания своих прав от лиц правоохранительных органов. Часто сотрудники нарушают законодательство. Причины, конечно, могут быть разными. Нарушение может быть как от действия сотрудника ФССП, так и от бездействия. Последнее актуально при взыскании алиментов, долгов по кредитам, займам и т.д. Об этом пойдет речь в данной статье. Также будет представлена жалоба на действие пристава-исполнителя (образец).

Что подлежит обжалованию

Какие же действия являются незаконными? Согласно закону, обжалование действия судебного пристава-исполнителя правомерно, если:


Куда обращаться

Теперь вопрос о том, куда именно следует обращаться для отстаивания своих прав и законных интересов. Обжалование действия судебного пристава-исполнителя может происходить и через суд, и при обращении в вышестоящие органы. Под последними понимаются как собственные, в системе ФССП, так и сторонние, призванные охранять законность и правопорядок, например, прокуратура. Нужно помнить, что жалоба на действия судебного пристава-исполнителя в вышестоящие органы не лишает граждан права обращаться дополнительно в суд.

Сроки

Теперь о сроках. Жалоба на действие судебного пристава-исполнителя подается в течение 10 дней с момента:

  • Незаконных действий сотрудника.
  • Установления факта бездействия.
  • Отказа в отводе. Обязательно должен происходить тогда, когда сотрудник лично заинтересован в процессе, например, при производстве дела родсвенников.

Что содержит жалоба

Образец жалобы на действия судебного пристава содержит:

  • Данные заявителя.
  • Сведения о госоргане, в который она подается.
  • Данные о лице, чьи действие нарушили законодательство: ФИО, должность и т.д.
  • Реквизиты постановления пристава, в отношении которого пишется жалоба.
  • Требования.

Какие доказательства и документы нужно прикладывать

Скажем сразу, что обращение, например, в прокуратуру на действия сотрудника правоохранительных органов, можно подавать без доказательств. Ошибочно полагать, что они не рассматриваются. Конечно, если есть хоть какие-нибудь доказательства, подтверждающие неправомерные действия приставов, то их можно приложить к заявлению. Однако если их нет, то должностное лицо обязано запросить всю информацию и без них.

Образец жалобы, или Как заставить пристава работать

В России проблема долгов стоит наиболее остро. Почти каждый третий житель имеет кредиты, алименты ссуды, ипотеки и т.д. В кризис их процент только растет, в том числе и просрочки по ним. Отделы судебных приставов просто завалены исполнительными производствами по неоплаченным долгам. Существует две проблемы в работе судебных приставов, которые влияют на возврат денег кредиторам:

  • Загруженность.
  • Лень.

К сожалению, и то и другое не редкость в наше время. Что касается лени, то это мы оставим на совести конкретных людей из правоохранительных органов. Что касается загруженности, то здесь сотрудников понять можно: дел много, не успевают и т.д. Однако, с точки зрения законодательства, загруженность правоохранительных органов не является объективной причиной, по которой можно оправдать бездействия судебного пристава-исполнителя. Образец жалобы рассмотрим ниже. Перейдем к вариантам ее подачи.

Способ первый: вышестоящие руководители

Итак, перед тем, как искать образец заявления на бездействие суд. приставов, необходимо уяснить, куда оно будет направляться. Отправить его можно вышестоящим руководителям. Однако по опыту многих граждан скажем, что способ малоэффективен. Как правило, в ответ на него можно увидеть формальную отписку.

Несмотря на это, юристы все же рекомендуют подавать к вышестоящим руководителям. Это даст дополнительные основания для подачи искового заявления, позволит подкорректировать требования, узнать аргументы заранее. Это позволит подготовиться к аргументам правоохранительных органов еще до суда.

Как узнать вышестоящего пристава

Многие граждане обращаются к юристам с вопросом: как узнать вышестоящего руководителя. Это можно сделать двумя способами:

  1. По «горячей линии» службы.
  2. Узнать у местного отделения приставов по телефону, либо сделав официальный запрос. Если по официальному номеру можно не дозвониться, то на запрос обязаны ответить по Федеральному закону «О письменных обращениях граждан».

Письмо перед жалобой

Итак, гражданин все же решился на активные действия по защите своих прав. Для этого мы рекомендуем сначала написать письмо судебному приставу-исполнителю. Образец можно не искать, написать можно в произвольной форме.

Иногда на этом этапе некоторые начинают, что называется, шевелиться. Если сотрудник знает, что он не предпринял все меры по взысканию долга заявителя, и видит, что последний настроен решительно, то может начать работу эффективнее. Дальнейшие разбирательства могут не понадобиться. Случается и так, что сотрудник «забыл» про конкретное дело, такие письма заставляют его «вспомнить» о работе.

Жалоба главному судебному приставу (образец)

Если обращение к сотруднику, отвечающему за ваше дело, не принесло результата, тогда выход - писать официальную претензию вышестоящему руководителю. Итак, жалоба на действие судебного пристава-исполнителя (образец) будет выглядеть так:

Старшему судебному приставу: (ФИО)

Адрес (территориального органа):

Адрес (заявителя):

На действия судебного пристава-исполнителя

«ХХ» ХХХХ ХХ г. судебным приставом-исполнителем (Ф.И.О.) было принято Решение № ХХ, на основе которого были совершены следующие действия: (указать конкретные действия)

Такие действия нарушают мои права и интересы, так как они противоречат ст. (указать статью) от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». На основании вышеизложенного прошу признать такие действия незаконными.

Это на действия судебного пристава. На бездействие будет выглядеть также. Только вместо «действие» необходимо писать «бездействие». Также нужно указать, в чем оно проявилось, например: «судебные приставы не вызвали сторону для разъяснений, согласно законодательству».

Доказать бездействие довольно сложно, так как неизвестно, что делал сотрудник для взыскания долга, а что нет. Однако можно запросить, какие меры были предприняты, и по ответу анализировать нарушения.

Частые нарушения

Часто судебные приставы злоупотребляют правом в своих целях. Ни для кого не секрет, что за их работу берется исполнительский сбор. Он ложиться на плечи должника. С присужденной суммы он не снимается. Как и везде на госслужбе, с приставов требуют показатели эффективности. Поэтому иногда они начинают нарушать закон. Основные злоупотребления приставов-исполнителей:

  • Списание суммы с банковских зарплатных карт выше максимальной. Это частое явление. Приходит зарплата или аванс, а вместо смс о зачислении приходит уведомление о списании всей суммы в пользу кредитора. Сотрудники знают, что нарушают, однако процент судебных исков крайне мал, поэтому они знают о своей безнаказанности.
  • Арест имущества, которое не подлежит изъятию. Мало кто знает, но список вещей, которые подлежат отчуждению через приставов, крайне мал. Телевизор, видеомагнитофон закон не запрещает забирать, а вот вещи, которые напрямую относятся к обязательному быту, арестовывать нельзя. Особенно, если есть несовершеннолетние дети. К таковым относятся, например, микроволновая печь, духовка, холодильник и т.д. В список попадает компьютер (ноутбук), если он обязателен для работы должника.
  • Вещи других собственников. Управа на судебного пристава, который забрал вещи не должника, конечно, есть. Однако не стоит забывать, что доказывать право собственности лежит на хозяине вещи. Другими словами, если к вам пришли арестовывать плазменный телевизор, а он, например, гражданской супруги, то именно ей необходимо доказать незаконность такого действия. Если нет возможности сразу представить документы собственности (чеки, кредитные договоры и т.д.), то и понадобиться жалоба на действие судебного пристава-исполнителя, образец которой мы уже представили выше.
  • Запрет на определенные действия после погашения долга. В нашей стране, к сожалению, информация передается крайне медленно. Много случаев, когда должники полностью оплатили долг, а в аэропорту их не пускают за границу на отдых. Пока происходят все разбирательства, «сгорают» бронированные места в отелях, билеты на самолет, путевка и т.д.
  • Ненадлежащее извещение должника о вынесенном постановлении о Знайте, если для вас было неожиданным списание денежных средств в пользу кредитора, а вы постоянно проживали по одному адресу, то обязательно кто-то нарушил закон или инструкцию: суд, приставы или почтовая служба.

Способ второй: обращение в суд

Судебная жалоба на действие судебного пристава-исполнителя (образец) выглядит примерно так же, как и представленный выше образец. Измениться только «шапка», в ней будет наименование суда.

Скажем сразу, исковые требования необходимо писать в районный суд по месту нахождения отдела приставов. Например, заявитель проживает в районе А, суд был по месту жительства ответчика - районе Б, а межрайонная служба находится в районе В. Именного в суд района В и нужно писать заявления на действия или бездействие сотрудников.

Преимущество подачи в суд

Судебное признание незаконных действий приставов имеет ряд преимуществ:

  1. Можно требовать имущественный и моральный вред.
  2. Доказать неполученную прибыль, после чего требовать и ее. Например, должник профессиональный трейдер. Он торгует на рынке "Форекс". Действие его официально зарегистрировано, платятся налоги. Однако приставы изъяли компьютер с программным обеспечением в нем. В результате гражданин лишился прибыли.
  3. Изменится отношение приставов в работе с заявителем. Они будут знать, что их действия (бездействие) обязательно приведут к разбирательствам.
  4. Объективность при рассмотрении. Суд не заинтересован в сокрытии нарушения приставов. Название «судебные» не должно вводить в заблуждение. Это сотрудники исполнительной власти, а не аппарата суда. Поэтому рассуждать «у них все схвачено» не стоит.
  5. Обращение в суд на действие приставов гарантированно будет рассмотрено в течение десяти дней. Никто не будет целенаправленно затягивать процесс, фальсифицировать штампы и т.д.

Недостатки судебного разбирательства

Судебные разбирательства имеют и недостатки. Главный из них - потребуется профессиональная помощь, за которую нужно будет сначала заплатить. Однако можно, при желании, сделать это самостоятельно.

Мы считаем, что необязательно заканчивать юридический факультет, чтобы понять, как написать иск в суд на незаконные действия приставов. Это, как правило, категория дел "низкой сложности".

Заключение

В России строгие законы. Однако это нивелируется их неисполнением. Примерно это же можно сказать и про исполнения судебных решений. Конечно, пытать, лишать свободы за долги, сурово. Хотя некоторые матери, отцы детей которых годами не платят по алиментам, хотят предложить и этот вариант.

В нашей стране необходимо навести порядок по работе судебных приставов-исполнителей. На практике уже много случаев, когда за весь период производства сотрудники ни разу не предпринимали никаких действий по исполнению решений суда. Мы надеемся, что ситуация изменится в ближайшее время.

Независимо от вида предпринимательской деятельности, бизнес неизменно предполагает работу с контрагентами, которая, как правило, осуществляется на договорной основе. Риск возникновения между его сторонами разногласий, присутствует всегда. В случае с юридическими лицами самым эффективным способом их урегулирования остается обращение за судебной защитой нарушенных прав и интересов.

Наличие судебного решения, налагающего на стороны процесса определенные обязанности, отнюдь не всегда означает незамедлительное их исполнение. Поэтому завершающей стадией практически каждого судебного разбирательства является исполнительное производство, цель которого состоит в исполнении решения суда и обеспечении фактического удовлетворения исковых требований истца.

Как показывает практика, судебные приставы-исполнители, призванные осуществлять принудительное исполнение судебных решений, нередко дают повод для обжалования своих действий. Это может быть необоснованное невыполнение исполнительных действий в срок, установленный законом, незаконное взыскание исполнительских сборов, а также невыполнение приставом всех предусмотренных законодательством действий, направленных на обращение взыскания на имущество должника.

Любая из сторон исполнительного производства имеет право на обжалование действий или бездействия судебного пристава, если таковые нарушают их права. Однако реализовать такое право на практике бывает непросто. И прежде всего, это обусловлено отсутствием у большинства должников и взыскателей необходимых знаний норм действующего законодательства.

Для обжалования тех или иных действий должностных лиц необходимо иметь представление о порядке осуществления ими должностных обязанностей, а также о содержании нормативно-правовых актов, которыми руководствуются судебные приставы-исполнители при выполнении должностных обязанностей. Иными словами, для того, чтобы подать жалобу, нужно точно знать какие именно права были нарушены. Кроме того, обжалование действий судебного пристава-исполнителя предполагает соблюдение определенного порядка подчиненности, нарушение которого неизменно влечет за собой отказ в удовлетворении требований.

Основания для отказа в удовлетворении жалобы

Для того, чтобы прокурор, суд либо вышестоящий судебный пристав принял решение об отказе в удовлетворении жалобы, порой достаточно формальных оснований, в частности: технические ошибки и неточности в содержании заявления. Наиболее распространенными основаниями для отклонения жалобы, как правило, являются:

  • несоответствие заявления требованиям действующего законодательства, как по форме, так и по содержанию, в том числе отсутствие ссылок на соответствующие нормативно-правовые акты, сведений о сторонах исполнительного производства, об исполнительном документе;
  • представление вместе с жалобой незаверенных копий документов, обосновывающих факт нарушения прав;
  • несоблюдение порядка подачи жалобы, подача жалобы с нарушением порядка подведомственности, подчиненности.

Таким образом, обжалование действий судебных приставов - процедура, требующая определенного уровня юридической грамотности, то есть участия специалиста в области права.

Юридическая помощь при обжаловании действий судебных приставов

Компания «ЮрПрофБюро» предлагает услуги по защите прав и интересов клиента от незаконных действий должностных лиц службы судебных приставов. При этом мы готовы принять меры для ускорения процесса фактического исполнения судебного решения.

  • составление и оформление жалобы на действия или бездействие судебного пристава-исполнителя с последующей подачей ее в вышестоящие инстанции - старшему и главному судебным приставам, в прокуратуру или в суд;
  • участие на стороне клиента в судебном разбирательстве при оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, в том числе при обжаловании отказа в отводе судебного пристава;
  • в случае отказа в удовлетворении требований - обращение в суд с заявлением об оспаривании актов государственных органов.

Кроме того, в случае необходимости мы примем и иные не запрещенные законом меры по защите интересов доверителя, независимо от его процессуального статуса. Неукоснительное следование букве закона, наличие положительного опыта в оказании подобных услуг, позволяет нам избегать необоснованных отказов в удовлетворении жалоб.

Особую сложность для осуществления представляет обжалование бездействия судебного пристава-исполнителя. Доказать факт бездействия, необоснованного затягивания исполнительного производства зачастую бывает крайне затруднительно. А без необходимых специальных познаний и вовсе невозможно. Специалисты нашей компании неоднократно сталкивались с необходимостью сбора доказательств ненадлежащего исполнения сотрудниками службы судебных приставов своих должностных обязанностей. Поэтому в нашем распоряжении четкий алгоритм действий и набор продуктивных мер по отстаиванию интересов доверителя, нарушенных в результате бездействия должностных лиц.

Процедура обжалования постановлений судебных приставов

Обжалование постановления судебного пристава исполнителя - процедура, также имеющая ряд особенностей и заслуживающего отдельного упоминания о ней. Основная ее сложность заключается в том, что решение пристава может быть обжаловано как в арбитражный суд, так и в суд общей юрисдикции, но необходимо четко разграничивать эти ситуации. Таким образом, продуктивное обжалование постановления судебного пристава невозможно без знаний норм гражданского, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального законодательства, а также без изучения закона об исполнительном производстве, на основании которого осуществляют свою деятельность службы судебных приставов.

Следует также отдавать себе отчет в том, что обжалование решений судебных приставов не освобождает от обязанности их исполнения до момента удовлетворения требований заявителя. Несоблюдение этого положения может в значительной мере усугубить положение лица, обращающегося за защитой своих прав, и стать причиной принятия к нему мер административного воздействия.

Обращение за квалифицированной юридической помощью гарантированно поможет добиться защиты нарушенного права, а также избежать необходимости исполнять незаконные решения должностных лиц без риска привлечения к административной или предусмотренной иной отраслью законодательства ответственности.

Так, только профессиональный юрист может достоверно определить порядок подачи жалобы в зависимости от конкретной ситуации, продуктивно вести переговоры с самим судебным приставом, а также его руководителями, соблюсти процедуру обжалования с отграничением оснований для подачи жалоб в порядке подчиненности от оснований для судебного обжалования. Кроме того, знание норм права позволит юристу выполнить анализ полученных ответов и принять решение о целесообразности их оспаривания, собрать необходимые аргументированные доказательства, а также обосновать позицию доверителя в суде и иных инстанциях. Сроки подачи жалобы и ее рассмотрения также зависят от конкретных ситуаций и при отсутствии соответствующего опыта зачастую бывает невозможно применить к ней ту или иную правовую норму.

Специалисты компании «ЮрПрофБюро» готовы взять на себя обязанность не только по обжалованию решений, действий или бездействия судебных приставов, но и оказать доверителю услуги полного юридического сопровождения по всем направлениям, связанным с участием его в исполнительном производстве. При этом процессуальный статус клиента не имеет значения - мы в равной степени защищаем права как должника, так и взыскателя.

Своевременное обновление нормативно-правовой базы, постоянное совершенствование своих профессиональных навыков позволяют нам не допускать неточностей и ошибок в своей работе. Все выполняемые нами действия строго соответствуют закону и направлены на защиту интересов доверителя. Клиенты могут рассчитывать на предоставление им исчерпывающих консультаций по всем вопросам, возникающим в процессе участия в исполнительном производстве, а также на сохранение в тайне любой информации, полученной нами в ходе сотрудничества.

Новое на сайте

>

Самое популярное