Домой Виды займов Посредством функции налогов происходит формирование финансовых ресурсов. Фискальная функция налогов(регулирующая)

Посредством функции налогов происходит формирование финансовых ресурсов. Фискальная функция налогов(регулирующая)

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Налоги выполняют следующие функции:

1. Фискальная функция состоит в финансировании государственных расходов. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - форсирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах, необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и других). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

    Регулирующая функция - государственное регулирование экономики. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.

3. Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

4. Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастраиваемая» функция. Как и любая другая, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

5. Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению. Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

6. Социальная функция – поддержание социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ. Многие социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение).

Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

Социальная функция налоговой системы требует детального исследования, как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным отношениям.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств.

При помощи налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая или понижая налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Так предоставление налоговых льгот отраслям промышленности или отдельным предприятиям стимулирует их подъём и развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Напр., не облагая налогами часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогами часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем.

Существование налоговой системы не случайно. Она выполняет конкретные важные функции, позволяющие точно реализовывать государственную политику.

В чем заключается суть налогов

Для того чтобы эффективно действовать в интересах общества, государство разрабатывает и реализует различные направления политики: экологическое, социальное, демографическое, экономическое и др. В свою очередь, благодаря налоговым взносам происходит формирование финансовых ресурсов страны, которые аккумулируются в государственном бюджете, равно как и во внебюджетных фондах. Поэтому сущность и функции налогов всегда будут актуальной темой.

В основе нынешнего налогообложения лежит 15 социальных законов, а также закон о бюджете и налоговом кодексе.

Непосредственно сами налоги - это не что иное, как платежи и сборы, которые взимает государство с юридических и физических лиц в бюджеты и внебюджетные фонды согласно ставке, фиксируемой в законодательном порядке. Налоги также можно определить как гибкий инструмент воздействия на экономику, находящуюся в постоянном движении. Именно при помощи системы налогообложения становится возможным эффективное сдерживание и поощрение определенных видов деятельности.

Функции налогов и сборов позволяют корректировать развитие различных отраслей промышленности, приводить в состояние баланса платежеспособный спрос, оказывать грамотное воздействие на экономическую деятельность предпринимателей и осуществлять регулирование количества денег, находящихся в обращении.

Как выглядит налоговая система РФ

Налогообложение в России можно отобразить посредством следующей структуры:

  • целевые отчисления в 15 внебюджетных государственных фондов;
  • налоговый контроль и методы исчисления налогов;
  • совокупность сборов, пошлин, налогов и других платежей, которые взимаются на территории страны в установленном законодательством порядке;
  • компетенция органов государственной власти в сфере налогового регулирования и способы их взаимодействия.

Принципы формирования системы

Когда происходит формирование налоговой системы, в качестве основы и ориентира используются определенные принципы:

  • Налоги разделяются по уровням изъятия.
  • Обязательное наличие механизма, который будет блокировать возможность двойного налогообложения.
  • Грамотное сочетание гибкости и стабильности налоговой системы, необходимые для обеспечения соблюдения экономических интересов участников общественного производства. При этом должна наблюдаться стабильность в правилах реализации налогов. Речь идет о ставках, элементах и видах системы, которые предельно редко корректируются при изменении экономических условий.

  • Изучая функции налоговой системы, стоит отметить и такой принцип ее формирования, как единый уровень ставок для всех предприятий. Если у различных организаций фиксируются равные доходы при одинаковых условиях их получения, то они должны облагаться одними и теми же налогами.
  • Структура системы налогообложения должна быть комплексной и сочетать в себе различные виды сборов и платежей.
  • В обязательном порядке в процессе формирования системы налогообложения должны быть реализованы такие принципы, как удобство формы, экономность, равномерность, точность и отсутствие чрезмерного давления.
  • Единая налоговая ставка должна быть дополнена грамотной системой льгот, которые имеют целевой и адресный характер, связанный с защитой окружающей среды, стимулированием НТП и социальной сферой.

Если оценивать налоги по способу взимания, то их можно разделить на косвенные и прямые.

Косвенные устанавливаются в форме надбавок к цене тарифов на услуги (таможенные пошлины, акцизы, НДС) или цены на товары. Функции налогов такого типа сводятся к тому, чтобы стимулировать предприятия, удерживать сумму налога с других плательщиков и сдавать эти средства впоследствии финансовому ведомству.

Прямыми налогами облагается непосредственно имущество и доходы плательщиков. В качестве объекта налога может выступать доход субъектов (процент, зарплата, прибыль) и стоимость имущества (основные средства, земля и др.).

Социальная функция налогов

В этом случае есть смысл говорить о такой задаче, как распределение. Это направление воздействия выражает социально-экономическую суть системы налогообложения, выполняющую роль распределительного инструмента, позволяющего решать ряд актуальных задач, которые находятся за пределами рыночного саморегулирования.

Именно функции налоговой системы являются средством решения таких задач. Их влияние дает возможность осуществлять перераспределение общественного продукта среди различных категорий населения. При этом достигается важная цель - поддерживается стабильность и снижается социальное неравенство в обществе.

Следствия воздействия налоговой системы стоит рассмотреть более детально:

  • Повышается доля косвенного налогообложения. Другими словами, происходит большее обложение тех категорий субъектов, которые имеют значительный объем потребления.
  • Используются накопительные и компенсационные социальные платежи (в РФ это ЕСН), позволяющие переложить бремя уплаты налога на работодателя.
  • Функции федеральных налогов также означают использование прогрессивной шкалы налогообложения доходов, попадающих в категорию личных. Это означает, что реализуется прогрессия по типу: больше доход - выше налог.
  • Применяются необлагаемые минимумы, ориентированные льготы, различные вычеты, понижение налоговой ставки и освобождение от обложения. В качестве примера можно привести освобождение от обложения товаров первой необходимости (иногда происходит снижение ставки).
  • Использование повышенных пошлин и акцизов на предметы роскоши и товары не первой необходимости.

Реализация распределительной функции может происходить и посредством индивидуальной безвозмездности налогов. Это означает, что малообеспеченные слои населения платят по минимальным ставкам или вовсе освобождаются от налога, причем на законных основаниях. Более того, такие граждане имеют доступ к ощутимому объему услуг, которые финансирует государство (образование, социальная защита, здравоохранение). Причем это финансирование происходит за счет тех налоговых отчислений, которые делают более обеспеченные субъекты и различные организации.

Фискальная функция налогов

Эту функцию можно определить как основную, поскольку она отражает саму суть и миссию налогообложения. Речь идет об изъятии части доходов граждан и компаний в пользу государственного бюджета. Цель таких сборов предельно логична - формирование материальной основы, которая позволит государству выполнять свои функциональные обязанности.

Фискальную функцию можно проследить в любой системе налогов. Более того, она всегда будет актуальна, поскольку при растущих позициях государства в социальной, экономической, правоохранительной и других сферах происходит повышение расходов. Это, в свою очередь, означает, что возрастает доля общественного продукта, который перераспределяется посредством налоговой системы.

Согласно традиционному мнению, фискальная функция налогов считается ключевой, а все остальные направления - производными от нее. Но, разумеется, на одном фискальном факторе успешную государственную политику построить не удастся, поэтому необходим комплексный подход.

Регулирующее влияние

В этом случае речь идет о таком аспекте системы, как экономическая функция налогов. Ее основной целью является реализация налоговой политики государства посредством использования различных механизмов. В свою очередь, это направление влияния государства можно разделить на воспроизводственную, стимулирующую и дестимулирующую подфункцию системы налогообложения.

Говоря о стимулирующей подфункции, стоит понимать ряд мер, направленных на поддержку развития определенных экономических процессов. Реализация подобной стратегии происходит при помощи системы освобождения и льгот. На данный момент система налогообложения дает возможность пользоваться широким спектром налоговых льгот предприятиям инвалидов, компаниям, работающим в сельскохозяйственной сфере, и тем организациям, которые осуществляют капиталовложения в благотворительность и производство.

Функции налоговых органов, действующие в рамках дестимулирующего направления, ориентированы на установление определенных препятствий посредством налогового бремени, для развития конкретных экономических процессов. Проявляться такое воздействие может в виде установления налога на вывоз капитала, увеличенных таможенных пошлин, повышения налоговых ставок, акциза, обложения имущества и др.

Что касается воспроизводственного направления, то регулирующая функция налогов в этом случае ориентирована на аккумулирование средств с целью восстановления ресурсов, которые активно эксплуатируются. Инструментами, позволяющими реализовать данную подфункцию, являются выплаты за воду, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и др.

Стоит отметить, что влияние стимулирующей подфункции нельзя назвать значительным, оно, скорее, косвенное. А вот в случае с дестимулирующим эффектом регулирующая функция налогов оказывает радикальное воздействие. Но при такой стратегии важно грамотно рассчитать налоговое бремя, в противном случае эффективность производства значительно снизится, и произойдет отток инвестиций из-за высоких ставок.

Контрольная функция

Эта система мер воздействия ориентирована на обеспечение контроля со стороны государства за финансово-хозяйственной деятельностью граждан и различных организаций. Легитимность источников дохода и направление расходов полученных средств также попадает в фокус внимания при реализации данной функции налоговых органов.

Саму суть такого контроля можно описать следующим образом: производится оценка соответствия налоговых поступлений и обязательств. Другими словами, проверяется полнота и своевременность исполнения своих обязательств налогоплательщиком.

Функция налогов имеет важное значение в рамках контроля, поскольку препятствует возникновению факта неуплаты и тормозит развитие теневого сектора экономики. Более того, воздействие именно этой функции оказывает ощутимое положительное влияние на повышение уровня эффективности реализации других направлений налоговой системы, и фискального в первую очередь.

Посредством данной функции производится контроль финансовых потоков, определяется необходимость проведения реформ в сфере бюджета и налоговой системы.

Виды налогов по субъекту и принципу целевого использования

Определенные налоги могут оказывать различное воздействие на группы экономических агентов. При этом если определять их по субъекту, то можно выделить две группы: местные и центральные.

Что касается Российской Федерации, то для нее актуальна трехуровневая система налогообложения:

  • Федеральные налоги. Их устанавливает правительство. Зачисление происходит непосредственно в федеральный бюджет.
  • Региональные налоги, находящиеся в компетенции субъектов федерации.
  • Местные. Они устанавливаются и собираются местными органами власти.

Если рассматривать функции налогов через призму целевого использования, то можно выделить такие виды обложения, как маркированные и немаркированные. Под маркировкой стоит понимать процесс увязки налога с конкретным направлением расходования средств. При этом маркированными обложениями называются налоги, ориентированные на использование полученных средств исключительно в тех целях, для которых они изначально были предназначены. В качестве примера можно привести платежи в Фонд обязательного медицинского страхования или в Пенсионный.

Те налоги, которые не подразумевают точного целевого использования, относятся к категории немаркированных. Преимущество этой группы заключается в их способности обеспечить гибкую бюджетную политику: средства, полученные в результате обложения, могут расходоваться в тех направлениях, которые сочтет актуальными государственный орган.

Система функций налогов подразумевает разделение обложения по характеру удержания:

  • прогрессивные (при росте дохода увеличивается и доля налога);
  • пропорциональные (в этом случае изменение налоговой доли не происходит, даже если наблюдается рост дохода);
  • регрессивные (налоговая ставка снижается при падении уровня прибыли).

Ключевые виды

Система функций налогов является эффективной в том случае, когда в государстве грамотно распределены виды сборов. Например, в России ключевым инструментом регулирования государственного бюджета является налог на доход предприятий, который относится к группе федеральных. При этом часть средств, полученных посредством данных отчислений, передается в бюджеты российских регионов.

В качестве плательщика налога на прибыль могут выступать иностранные и местные юридические лица, а также их филиалы. Под обложение налога подпадают доходы, полученные посредством реализации основных фондов, продукции и услуг. В учет также берется прибыль от проведения внереализационных операций.

Что касается доходов от таких видов деятельности, как операции с ценными бумагами, игорный бизнес и посреднические услуги, то доход в данном случае выделяется из валовой прибыли, и обложение налогом происходит по другой ставке.

Изучая функции налогов, равно как и виды обложения, стоит обратить внимание на НДС (налог на добавленную стоимость). Это косвенная схема обложения товаров и услуг. При этом она имеет выходной налог (начисляется на собственный оборот) и входной (уплачивается поставщиками).

Важно отметить, что в облагаемый оборот включено фактически все: финансовая помощь от других организаций, стоимость услуг, работ, реализованной продукции, авансы по экспорту, бартерные операции, убытки предприятия, проценты, полученные от взыскания пени и взимания штрафов, и даже проценты за деньги, предоставленные в кредит.

При этом государством был установлен перечень оборотов, которые не являются облагаемыми. В этом случае функции налогов оказывают поддерживающее воздействие на деятельность лечебно-производственных мастерских при психоневрологических и психиатрических учреждениях, а также общественных организаций инвалидов. Это означает, что продукция или услуги, которые произвели такие мастерские, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Существуют также акцизы, являющиеся косвенными налогами. Они включаются в стоимость товара. Данный тип налога актуален для такой продукции, как натуральное вино, шампанское, коньяк, ликеро-водочные изделия и различные алкогольные напитки, а также ювелирные, табачные изделия, бензин и автомобили. Ставки в этом случае остаются едиными на всей территории РФ.

В качестве объекта налогообложения могут определяться основные средства, запасы, затраты, нематериальные активы, которые находятся на балансе компании.

Выводы

Итоговую мысль можно оформить следующим образом: налоговая система, функции налогов и их суть направлены на грамотную реализацию политики государства, следствием которой является стимулирование производства и регулирование экономических процессов.

В государстве, их совокупная величина, демонстрируют степень реализации потенциала этого инструмента распределения и перераспределения общественного богатства.

В зависимости от того, какие в государстве приняты и сборов, можно вести речь и о тех функциях, которые они выполняют в обществе. Кроме того, сама экономическая теория пока не в состоянии дать ответ на вопрос о функциях, выполняемых налогами и какие они должны выполнять в идеале, каковы должны быть их виды и размеры.

Наиболее устоявшимся мнением сейчас считается то, что налоги наиболее эффективно выполнят две функции, это - фискальная функция налогов и распределительная.

Первая, фискальная, функция налогов является одной из самых главных, и не только потому, что она реализуется в подавляющем количестве государств. Ее универсальность заключается и в том, что она не опосредована никаким общественно-экономическим строем государства и его экономической системой.

При помощи данной функции создаются финансовые фонды и резервы любой страны, и именно фискальная функция налогов формирует необходимые условия для перераспределения общественного богатства между различными социальными и экономическими группами населения, субъектами хозяйственной деятельности, отраслями экономики.

Как известно, любое изменение количества налоговых поступлений существенно влияет на экономическую деятельность. Причем, здесь имеется в виду не только уменьшение этих поступлений, но и их увеличение, так как в этом случае может усиливаться в обществе. Следовательно, крайне важным является добиться такого положения вещей, при котором будет обеспечиваться перераспределение общественного богатства на принципах Исполнение данного условия позволяет обеспечить сочетание государственных и общественных интересов на уровне возможной для обеих сторон приемлемости. Отсюда формируется вывод, согласно которому становится объективно необходимым, чтобы фискальная функция налогов была дополнена регулирующей, или, как ее еще называют, распределительной.

Природа распределительного механизма была известна еще на этапе первичного накопления капитала. Нынешнее, современное ее содержание в значительной мере изменилось. В данный момент распределительная функция налогов выступает как необходимый и эффективный инструмент стимулирования процесса производства, его технологического перевооружения, поддержания оптимальных темпов.

Использование налогов как метода формирования средств государства объективно вызывает необходимость соприкосновения налогового процесса с его участниками - предприятиями, компаниями, населением. В процессе этого соприкосновения роль распределительной функции еще более возрастает. Если в период накопления капитала, налоги в основном принимали участие в создании производства как такового, то на современном этапе, налоги все более проявляют себя как регулирующий инструмент. Действие этого инструмента реализуется через виды налогов и сборов, установление предоставления преференций и льгот, применения к различным участникам хозяйственных отношений санкций. Это показывает, что налоговая политика непосредственно вмешивается в процесс экономических отношений в обществе. Кстати, отсюда вытекает и еще одна функция - контрольная, сущность которой вытекает из самой природы такого явления, как налоги. Перераспределение общественного продукта при помощи налогов в данном случае, неотделимо от слежения за движением финансовых средств в экономике.

В конечном счете, обобщая все функции, которые выполняют налоги, следует признать, что они призваны обеспечить равновесие между государственными и общественными интересами и формировать благоприятные условия для прогресса.

Если рассматривать функции налогообложения как проявления его сущности и свойств, то в первую очередь необходимо отметить, что в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства". В то же время необходимо отметить, что на практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя, данные функции образуют систему.

Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, распределительную (социальную), регулирующую, контрольную, поощрительную.

1. Фискальная функция налогообложения

Фиском (от латинского fiscus, букв. - корзина) в Древнем Риме называлась военная касса, где хранились деньги, предназначенные к выдаче. С конца 1 в. до н.э. фиском стала называться частная казна императора, находившаяся в ведении чиновников и пополнявшаяся доходами с императорских провинций. С IV в. н.э. фиск - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т. д. (отсюда обозначение термином «фиск» государственной казны).

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

2. Распределительная (социальная) функция налогообложения

Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Как отмечает профессор Л. Ходов, через налогообложение достигается «поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними»

Иными словами, происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения.

По словам шведского экономиста К. Эклунда: «Большая часть государственного производства и услуг финансируется от собранных налогов и затем распределяется более или менее бесплатно среди граждан. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений. Цель ~ сделать распределение жизненно важных средств более равномерным.

В итоге происходит изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально-ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность.

3. Регулирующая функция налогообложения

По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса (1883-1946 гг.), налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений

Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. При анализе этого аспекта налоговых отношений представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирутощая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например, через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов (например, для казино установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.

Можно назвать также воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

По мнению И. Горского, фискальная и регулирующая функции противоречивы не только сами по себе - они также противоречат друг другу. В частности, фискальная компонента приобретает большое стабилизирующее значение, когда влечет за собой снижение общего налогового бремени. Это осуществимо только пугем перераспределения налоговой тяжести между плательщиками, что непосредственно требует учета регулирующих механизмов налогообложения. Однако в любом случае налог не имеет целью подрыв собственной основы: налог существу" ет для получения средств и не должен ограничивать, угнетать источник этих средств. Он не предназначен для ограничения, запрещения, конфискации, наказания. Так, увеличение таможенных импортных пошлин вызывается в основном протекционистско-политическими соображениями, а повышенное налогообложение игорного и алкогольного бизнеса обусловлено платежеспособностью, а не чапретительными мерами".

Представляется очевидным, что значение налоговых механизмов в регулировании и управлении экономикой государства все-таки преувеличено. По мнению некоторых общественных деятелей, налоги являются чуть ли не единственным регулятором всех финансово-экономических процессов в обществе. Однако развитие тех или иных экономических процессов в обществе подчиняется своим закономерностям, в которых налогам отведено довольно скромное место.

В этой связи можно согласиться с С. Пепеляевым, по мнению которого налог в современных условиях устанавливается для получения бюджетного дохода, поэтому воздействие, оказываемое на налогоплательщика для достижения какого-либо результата, не может быть основной целью налога. Но если какие-либо налоговые платежи начинают выполнять регулирующие функции, не преследуя финансовой цели, то они перестают выступать налогами в строгом смысле слова.

Так, стимулирующая функция налогов влияет на экономическое поведение субъектов более чем опосредованно, косвенно, через некоторые аспекты мотивации. Налог отнюдь не стимулирует зарабатывание денег и сам по себе не побуждает зарабатывать, он лишь претендует на часть заработанного. Если какой-либо вид бизнеса изначально неприбылен и неэффективен, его развитию не помогу никакие налоговые льготы.

Например, российское сельское хозяйство всегда пользовалось колоссальными льготами практически по всем налогам, однако этот «суперльготный» режим не стал основой для прогресса и процветания отечественного аграрного сектора. Налоговое стимулирование инвестиций в отрыве от других экономических факторов также не приносит результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса. В этой связи представляется справедливым утверждение В. Потапова о том, что налоговые стимуляторы вторичный

Тем не менее в ряде случаев наличие налоговых льгот может послужить дополнительным (но все-таки не основным) аргументом в пользу той или иной деятельности или деловой активности.

В то же время регулирующая функция налогов действует сразу и непосредственно при дестимулирующем налоговом подходе. Истинность крылатого выражения «все, что облагается налогом, убывает» не подлежит сомнению. Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности. Так, непомерный налоговый гнет российского крестьянства в 30-х годах привел к его ликвидации всего за несколько лет. А уже в наше время, после введения 70%-ного налога на прибыль от деятельности, связанной с видеопоказом, эпоха видеосалонов канула в лету. Кроме того, дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.

Поль Годме в своей книге «Финансовое право» в качестве примера регулирующей функции налогообложения приводит случай, когда введение нового налога имело целью уменьшить избыточную покупательную способность и бороться с инфляцией. Так, в 1948 году во Франции был установлен «исключительный налог для борьбы с инфляцией». Его экономическая цель отражена в самом названии

С помощью налогов государство, действительно, способно создать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для определенных деловых сфер. Но нельзя забывать, что при этом происходит налоговое подавление других сфер. В связи с этим недооценка, как и переоценка, государством социального значения некоторых производств недопустима, так как в противном случае неизбежно нарушаюется свобода конкуренции и принцип справедливости.

4. Контрольная функция налогообложения

Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятагьностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми псугоками. По словам А. Дадашева, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

5. Поощрительная функция налогообложения

Как отмечает Е. Покачалова, порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза, Героям России и др.). Однако данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов для реализации социальной политики государства.

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов (рис. 3.2):

  • фискальную;
  • регулирующую;
  • социальную:
  • контрольную.

Фискальная функция налогов

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Рис. 3.2. Функции налогов

Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение — это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Однако обслуживание за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.

Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.

Регулирующая функция налогов

Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

  • снижение налоговой ставки;
  • сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);
  • возврат ранее уплаченного налога или его части;
  • отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;
  • зачет ранее уплаченного налога;
  • замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

Социальная функция налогов

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.

Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

  • функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
  • антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Контрольная функция налогов

Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и . Таким образом, сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.

Новое на сайте

>

Самое популярное