Домой Виды займов Презентация к уроку по истории (9 класс) на тему: Глобализация в конце XX- начале XXI в. Огсэ.03 история

Презентация к уроку по истории (9 класс) на тему: Глобализация в конце XX- начале XXI в. Огсэ.03 история

Одна из важных характерных особенностей XX в. - это глобализация социальных и культурных процессов. Этимологически термин глобализация связан с латинским словом «глобус», т. е. Земля, Земной шар и означает общепланетарный характер тех или иных процессов. Таким образом XX век расценивается многими учеными и философами как век формирования глобальной, общепланетарной цивилизации. Однако глобализация процессов, это не только их повсеместность, не только то, что эти процессы охватывают весь земной шар. Глобализация связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений. Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Таким образом глобальная цивилизация расценивается как качественно новый тип цивилизации, новый тип целостности духовной и материальной жизни.

Но было бы значительным упрощением истолковывать возрастающую целостность цивилизации как принятие всеми членами мирового сообщества определенной общей системы ценностей, т. е. только как возрастающую унификацию различных стран и регионов земного шара. Унификация, без сомнения, имеет место. Основой этой унификации являются глобальное сотрудничество народов и регионов, создание общепланетарной системы разделения общественного труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т. д.

Однако наряду с системообразующими процессами в современном мире происходит процесс автономизации обществ и регионов. Ученые отмечают, что реакцией на глобализацию является инстинктивное стремление различных сообществ к сохранению собственной идентичности. Это стремление особенно сильно проявляется в сфере культуры, национального и религиозного сознания. Поэтому следует признать, что целостность современной цивилизации не означает полной слитности, однородности, исчезновения своеобразия, специфики цивилизационных особенностей народов, государств и регионов. Напротив, целостность предполагает разнородность, гетерогенность жизнедеятельности современных сообществ. Но эти разнообразные автономные сообщества и регионы во всей возрастающей степени становятся зависимыми друг от друга в том смысле, что действия каждого из них во все возрастающей степени отражаются на положении и возможностях остальных частей системы. Таким образом целостность глобальной цивилизации состоит не только в том, что происходит слияние всех сообществ и регионов в некую единую общность, но прежде всего в том, что объективно, т. е. независимо от сознания и воли людей происходит рост их взаимозависимости.

Такая взаимозависимость наиболее ярко проявляется в экономике. Развитие современных производительных сил, достижение приемлемого уровня экономического развития не мыслимы без активного участия в международном разделении труда, глобального обмена товарами и капиталами. Взаимопроникновение и взаимодополняемость экономик различных стран и регионов стали неодолимым требованием времени. Страны, которые в силу идеологических установок пробовали отгородиться от международного экономического взаимодействия, резко отстали от передовых индустриальных стран и в 80-90-х гг. попали в полосу экономического и политического кризиса.

Взаимозависимость проявляется не только в экономической сфере, а во всей жизнедеятельности сообществ и регионов так, что кризисы или разлад в одном секторе глобальной цивилизационной системы создают угрозу стабильности других ее секторов.

Всякая взаимозависимость активных субъектов предполагает их взаимодействие. Это взаимодействие происходит и в современной глобальной цивилизации. А это означает, что многие достижения цивилизационного развития, которые были осуществлены в силу определенных исторических причин в тех или иных регионах, в рамках отдельных региональных или национальных культур в условиях глобальной целостности получают все более широкое распространение и становятся компонентами этой целостности.

Признание ведущей роли взаимозависимости и взаимодействия в современных цивилизационных процессах позволило ученым сделать вывод, что преобладающей тенденцией глобального цивилизационного развития является не унификация, а межцивилизационный диалог. Этот диалог идет по многим каналам. Значительную роль в обмене достижениями между цивилизациями принадлежит торговле, культурным связям, миссионерской деятельности, туризму, научным экспедициям и т. д. Мощным фактором переноса достижений одной цивилизации на почву другой служат завоевательные войны. Как справедливо отмечает Л.В. Семенникова, эпоха колониальных завоеваний породила особую форму межцивилизационного диалога культур - языки - трансляторы (переносчики). В качестве таких трансляторов (переносчиков) выступали испанский, французский, английский и другие европейские языки. Через них в колонии поступали достижения западной цивилизации, культур европейских метрополий, создавая предпосылки для модернизации. Эти же трансляторы делали доступным многое из опыта и культуры колоний для европейских метрополий, в ряде случаев способствуя их духовному обогащению.

Межцивилизационный диалог во второй половине XX в. приобрел всеобщий глобальный характер. Благодаря языкам-трансляторам у всех народов появилась возможность выйти, на мировой уровень культуры (Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. 2-е изд. - Брянск, 1996. - С. 68, 69).

Таким образом можно сделать выводы, что в процессе межцивилизационного диалога:

1. Усвоение прогрессивного опыта происходило при сохранении цивилизационных особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа.

2. Каждое сообщество берет из общечеловеческого опыта те формы жизни, которые оно в состоянии освоить в рамках своих экономических и культурных возможностей.

3. Элементы иной цивилизации, пересаженные на другую почву, приобретают новый облик, новое качество.

4. В результате диалога современная глобальная цивилизация приобретает не только форму целостной системы, но и внутренне многообразный, плюралистический характер. В этой цивилизации усиливающаяся однородность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным многообразием.

Известно, что диалог предполагает признание каких-то общих предпосылок, разделяемых всеми сторонами. Закономерно встает вопрос на базе каких предпосылок совершается современный общецивилизационный диалог? Многие историки склонны думать, что в этом диалоге на современном этапе преобладает западное влияние, и следовательно, основу диалога составляют ценности западной техногенной цивилизации. С этим мнением в определенной степени можно согласиться. В период колониальной и неоколониалистской политики происходила цивилизационная экспансия западной культуры по всему земному шару.

Однако в последние десятилетия все более заметным становится возрастающее значение для Запада результатов социально-экономического и культурного развития других обществ. Ярким примером такого влияния является так называемый «японский вызов», в основе которого лежит превосходство вторгающихся в западную экономику форм хозяйственной деятельности, выросших из соединения западной технологии с культурными традициями Японии. Аналогичные вызовы бросают Западу Южная Корея, Сингапур и другие страны Юго-Восточной Азии.

Следует указать и на ту значительную роль, которую начинает играть в современной духовной жизни культурный опыт индийской и других восточных религий в виде дзен-буддизма, кришнаизма, мунизма и т. д. Можно предположить, что эта роль будет возрастать по мере того, как в западном обществе будет происходить поиск новой системы ценностей, отличной от ценностей западной техногенной цивилизации.

Глобализация — это процесс, охвативший основные аспек-ты цивилизации , который выражает преимущественное распростра-нение успехов индустриальных обществ Запада.

Картина глобализации довольно сложна, она не поддаётся про-стой оценке. Глобализация ломает традиции, считавшиеся незыб-лемыми, меняет образ жизни , ценности. Остановить этот процесс невозможно, его можно только скорректировать, учитывая специ-фику каждой цивилизации.

Процесс глобализации конца XX — начала XXI вв. в первую очередь подразумевает экономическую глобализацию . Однако неверно понимать этот процесс только как экономическое взаимодействие националь-ных сообществ, ибо в нём отчётливо проявляются также полити-ческие, социальные, культурологические и иные аспекты.

Процесс глобализации оказывает огромное воздействие на всё человечество, и, значит, проблемы, которые он порождает, требуют усилий каждого государства , каждого народа, каждого человека .

Глобализация охватывает большую часть Зем-ного шара и соответствующие финансово-экономическую, общественно-политическую, культурную системы. Она выра-жает «выстраданный», объективный процесс. Поскольку этот процесс происходит в человеческом обществе, его участники, исходя из своих интересов, не могут не совершать соответству-ющие ответные действия. А это означает, что глобализация есть противоречивый процесс, с объективными составляющими.

В течение последних нескольких десяти-летий в центре внимания и учёных-философов, и политологов, и рядовых граждан находятся как теоретические, так и практические во-просы глобализации. При этом связи, возникшие в результате тотальной экспансии Западной цивилизации , воздействия её ценностей и институтов, обусловливают одинаковые аспекты в процессах, которые все более становятся определяющими. По охвату основных сфер жизнедеятельности людей этот процесс приобретает глобальный характер.

Между людьми и государственными системами всегда суще-ствуют определённые связи. Однако, по мнению ряда учёных, глобализация началась в результате великих географических открытий и воздействия Европейской культуры в XVI веке. По мнению большинства учёных, глобализация приобрела миро-вой масштаб в XX столетии.

Если на первом этапе (XVI—XVII вв.) страны характеризо-вались самодостаточностью, между ними связи осуществлялись слабо, то в XIX веке была достигнута мировая целостность, го-сударства вступали между собой в более широкие связи, и это не могло не усиливать глобальность отношений. Третий этап — произошедшие крупные исторические события в XX веке, такие, как Первая мировая война , мировой экономический кризис 1929—1933 годов , Вторая мировая война , кризис золотого стандарта в валютных связях государств. Во второй половине прошлого столетия про-изошли энергетический кризис 1973—1974 годов , развал Совет-ского государства, мирный, за исключением Румынии , переход стран «социалистического содружества» к рыночной экономике и западным стандартам демократии , и многие другие события повлияли на масштабы глобализации.

Процесс глобали-зации охватывает основные части Социума. В политической сфере этот процесс обусловливает обязательное участие государства. В отличие от самоизолированных, разде-лённых друг от друга общественно-политических систем, напри-мер, племён, их социообъединений, а также возникших позднее самодостаточных национальных государств, традиционно--аграрных обществ , в индустриальных обществах сильнейшее государство в регионе, оказывая определяющее влияние на окружающую социальную действительность, создает опреде-лённые государственные объединения. Таким путём над тор-говлей, привозимым сырьём устанавливается соответствующий контроль.

Глобализация в политической сфере выражает круг определённых эко-номических интересов. Задачи национального правительства выходят за пределы территориально-государственных интере-сов. А международные организации , в свою очередь, иногда решают вопросы, находящиеся в компетенции национальных правительств.

Современный статус политической глобализации формиро-вался в середине XX века. В это время, с одной стороны, прои-зошедшая технологическая революция дала толчок активному развитию средств коммуникации, информатики, с другой сто-роны — сама экономика вышла за пределы национальных гра-ниц. Можно сказать, что прежнее монопольное положение го-сударства начало слабеть. Теперь полноправными субъектами международных отношений стали также транснациональные компании, ряд неправительственных организаций, отдельные территории и даже отдельные граждане.

Глобализация тесно связана с развитием международного спортивного движения. Интернационализация спорта развивалась в тесном взаимодействии с мирохозяйственными процессами. Символично, что первый Международный турнир по шахматам прошёл в 1851 г. в Лондоне во время проведения Первой Всемирной промышленной выставки. Сегодня, в XXI в., известные шах-матисты проводят сеансы одновременной игры в Интернете.

Олимпийские игры

С развитием олимпийского движения всё больше стран включаются в его ор-биту. Почти на каждой Олимпиаде в её программе появляются новые виды спор-та, соответственно увеличивается и число разыгрываемых олимпийских наград. Сегодня Олимпийские игры превратились в крупнейший спортивный праздник планеты . В своём функционировании они опираются на принятую в 1894 г. Олимпийскую хартию — своеобразный устав, определяющий цели, содержание и характер движения, а также условия празднования Олимпийских игр.

Интеграция национальных систем с хозяйствами других стран приво-дит к следующему:

  • ускоряется движение товаров, создаются благоприятные условия для инвестиций, в свою очередь, все это является дополнительным стимулом для развития страны;
  • потребности рас-ширяющейся торговли дают импульс для ускорения процесса кооперации, для чего даже учреждена Всемирная торговая ор-ганизация ;
  • неравномерное наличие природных ре-сурсов заставляет искать пути добычи необходимого сырья;
  • можно продвинуться вперёд используя преиму-щества разделения труда, взаимосвязанность национальных экономик, а также средств коммуникации;
  • не-обходимость управления процессами миграции населения обу-словливают необходимость расширения кооперационных кон-тактов.

Глобализация увеличивает дистанцию между богатыми и бедны-ми странами: богатые становятся ещё богаче, в бедных в лучшем случае ничего не меняется. Сегодня более 1 млрд людей живут ме-нее, чем на 1 долл. в день. Материал с сайта

Международный терроризм

Очень большую опасность в наши дни представляет проблема международного терроризма. Взрывы в городах России, США, Ве-ликобритании, Японии, Испании, Ирака, Афганистана и других стран, захват и уничтожение заложников, диверсии на транспорт-ных магистралях, в самолётах, метро привели к гибели тысяч лю-дей, создали в обществе атмосферу страха и неуверенности в зав-трашнем дне.

К началу нынешнего века ситуация существенно изменилась.

В первую очередь, начался процесс размывания суверенитета национальных государств , когда значительная часть важных политических и социально-экономических проблем, традиционно находившихся под их контролем, стала постепенно переходить в область компетенций международных организаций. Речь идет, прежде всœего, о правах человека, поддержании мира, экологических проблемах и т. п.

Во-вторых, в решении мировых экономических вопросов всœе большее влияние на национальные государства начали оказывать транснациональные компании (ТНК), число которых возросло лавинообразно - с 7 тыс. в 1970 ᴦ. до 63 тыс. в 2000 ᴦ.

В-третьих, научно-технический прогресс ознаменовался созданием беспрецедентных по своим возможностям телœекоммуникационных и транспортных систем. Так, в 2003 ᴦ. в мире уже насчитывалось более 3 млрд. интернет-сайтов. Совокупное время всœех международных телœефонных переговоров перевалило за 10 биллионов минут. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, внутренне регионы отдельных стран оказались в состоянии поддерживать такие интенсивные связи, на какие раньше были способны только территории, находившиеся в пределах общего государства .

В мире сложилась ситуация, когда отдельным наиболее высокоразвитым территориям - относительно небольшим по размерам внутренним регионам постиндустриальных стран стало взаимовыгодно поддерживать трансграничные отношения друг с другом . Иногда такие отношения между зонами высокого развития, расположенными на разных континœентах, оказываются более интенсивными, чем с находящимися рядом сосœедними внутренними, но менее ʼʼпродвинутымиʼʼ территориями. В международном сообществе начали формироваться ʼʼцентры влиянияʼʼ - компактные относительно небольшие высокоразвитые внутренние регионы, в которых сосредоточивалось большое количество ресурсов : финансовые центры, источники новейших технологий, передовые образовательные структуры. Такие зоны высокого развития в современной глобалистике называют ʼʼворота в глобальный мир ʼʼ. Οʜᴎ в настоящее время формируют транснациональную и надгосударственную сеть глобального масштаба , которая всœе больше влияет на эволюцию мирового сообщества и его отдельных составных частей.

Сегодня ученые-глобалисты выделяют порядка трех десятков подобных ʼʼглобальных воротʼʼ. Так, в наиболее известных работах по вопросам глобализации дается подробный анализ наиболее важных региональных зон высокого развития.

В случае интегрирующего типа регионализации, или глобализации, речь идет об экспансии чужих территорий и ассимиляции местного населœения путем внедрения в общественное сознание унифицированных ценностей .

В данной связи представляет интерес этимология слова ʼʼассимиляцияʼʼ. В контексте социальных отношений между разнородными сообществами, нациями или цивилизациями речь идет о поглощении (ассимиляции) одним, самоидентифицированным общественно-политическим образованием других, более слабых. Исследователь Р. Эванс отмечает: ʼʼГлобализация - это специфический процесс, который посредством поглощения наций и народностей в результате триумфа одной цивилизации создает гомогенное обществоʼʼ.

Немецкий социолог У. Бек отмечает: ʼʼКлючевым словом в данном процессе выступает "макдоналдизация", согласно которой всœе больше и больше пробивает себе дорогу универсализация в смысле унификации стилей жизни, символов культуры и транснациональных норм поведения... глобальная индустрия культуры во всœе большей мере означает конвергенцию культурных символов и форм жизниʼʼ.

По мнению экспертов из независимой Комиссии по глобальному управлению и сотрудничеству, некоторые проблемы успешнее решаются именно на региональном, а не на глобальном уровне . Региональные организации могут также содействовать прекращению исторической вражды и раздоров, завязывая более тесные экономические и политические связи, осуществляя развитие экономики в своих рамках, поддерживая общую инфраструктуру, инициируя новые методы углубления интеграции на пути к прогрессу на мировом уровне .

Альтернативность сценариев регионализации (глобализации), таких как интеграция, дезинтеграция и интегрирование, можно представить в виде таблицы.

Дуализм в форме гомогенного регионального сообщества в гетерогенном мире создает противоречия, являющиеся одновременно источником развития . При этом исследовательУльрих Бек отмечает: ʼʼОбщество возникает в борьбе с опасностями; в борьбе с глобальными опасностями создается глобальное общество, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ становится мировым обществом рискаʼʼ.

Попытки искусственного конструирования социальной среды не всœегда способны устранить или хотя бы смягчить опасность, разрушающую современную структуру межгосударственных и межрегиональных отношений. Опасность эта таится в наличии внутренних противоречий, порожденных разнородными элементами . Именно проблемы подобного происхождения должны нивелироваться в процессе дезинтеграционной регионализации , сохраняя при этом разнородность внешней среды, чтобы иметь стимул для постоянного соперничества и одновременно для сохранения своей внутренней гармонии и региональной идентичности , так как вне коммуникации теряется ощущение особенности одной человеческой группы по отношению к другой, а при смешивании и возникновении контрастной среды возникают многочисленные конфликты.

В данной связи возникновение глобального государства продублирует внутренние проблемы современных государств .

В свою очередь, сам факт существования многочисленных уникальных местных сообществ дает толчок для межрегиональных противоречий в процессе развития современных общественно-политических систем . Возникновение данных процессов весьма затруднительно остановить посредством жестко централизованной вертикали внутригосударственных отношений.

Сегодня мы можем наблюдать, как в государствах англосаксонского мира разрабатываются специальные программы для быстрого и успешного объединœения населœения, оказавшегося на их территории в процессе глобальных перемещений, в единую нацию, формируется набор национальных ценностей и символов . Вместе с тем данные меры не в состоянии даже завуалировать расовые, религиозные, культурно-исторические противоречия, а также не допустить возникновения острых социальных кризисов. Этнические диаспоры живут, как правило, обособленно, сохраняя собственные традиции взаимоотношений и не стремясь к превращению в гомогенное общество одной нации .

Канадская конфедерация испытывает серьезные трудности с сохранением целостности государства в связи с предпринимаемыми попытками выхода из ее состава наиболее промышленно развитого региона, населœение которого не смогло ассимилироваться в течение почти двух столетий проживания в рамках одного территориального организма. Исследователь К.Ю. Барановский в данной связи отмечает: ʼʼЯзык стал своего рода идеологией квебекских националистов... Сохранность французского языка признана ими в качестве индикатора "живучести" квебекского этноса, его неподатливости ассимиляционным процессамʼʼ.

Сообщества упорно отказываются атомизироваться, распадаясь на не зависящих друг от друга индивидов, и терять тысячелœетиями складывающиеся социальные связи. По-прежнему одним из центральных пунктов осознания собственной идентичности выступает противопоставление ʼʼмыʼʼ и ʼʼониʼʼ, что способствует стабильности и устойчивости общественных связей.

Подобная тенденция обусловлена политикой элит, при которой даже в декларируемых демократиях с институционализированным гражданским обществом жители выступают в качестве объекта государственного управления, в то время как в базе всœех принимаемых в государстве решений лежит либо поиск компромисса между элитами, либо ожесточенное соперничество между ними.

В сообществе, дистанцированном от государства, напротив, деятельность элит сконцентрирована на выражении интересов собственной территории и граждан, так как сравнительно небольшие пространства способствуют прозрачности, возможности контроля путем отзыва политических лидеров, не оправдавших ожиданий своих избирателœей, и, как следствие, ответственности руководителœей за проводимую ими политику. В данном случае граждане становятся субъектом социально-политических отношений.

Непризнание приверженцами глобализации новых общемировых потребностей и непонимание целœей развития общества могут пагубно отразиться на формировании и осуществлении концепции политического развития общества и стать причиной гибели всœей системы общественно-политических отношений путем возврата в доцивилизационное состояние, при котором будет не прекращаться стремление к постоянной борьбе разнородных насильственно унифицированных частей, с той только разницей, что если ранее сохранялась гипотетическая возможность доказать свою правоту или найти противодействие силе силой, то с приходом эпохи глобального государства универсальный образ мышления будет поддерживаться такой силой, которая не оставляет возможностей для сопротивления .

Социолог 3. Бауман характеризует подобного рода перспективы развития межличностных и межцивилизационпых отношений следующим образом: ʼʼШироко распахнуть ворота и оставить всякую мысль об автономной политике - вот предполагаемое условие, которому страны должны без сопротивления подчиниться, в случае если хотят, чтобы к ним относились как к достойным получения финансовой поддержки от Всемирного банка и финансовых фондов. Слабые государства - это именно то, в чем нуждается Новый мировой порядок (который чересчур часто ложно понимают как мировой беспорядок) для сохранения и воспроизводства себя самогоʼʼ.

Другим вариантом может стать гибель самого общества в форме политически стимулируемой техногенной катастрофы, связанной с нарушением равновесия биологических систем . При этом в саморазрушении цивилизации в ходе экологического кризиса повинны человеческие решения и промышленные успехи, которые порождаются самими цивилизационными притязаниями на формы выражения и контроля.

Наряду с данными положениями несомненный интерес для нашего исследования представляет идея М. Салинса и Е. Сервиса о крайне важно сти различать две концепции эволюции: линœейную, однонаправленную, и многолинœейную, разнонаправленную . По их мнению, первая концепция развития обрекает общество на гибель . Представление, согласно которому история человечества целœенаправленно стремится к некой финальной точке, не имея возможности повернуть вспять, оказывается неприемлемым. В данном проекте нет осознания структурной цели политического развития, а именно, что задачей, стоящей перед любой общественно-политической системой, является не достижение цели, а само движение, в процессе которого общество постоянно подвергается изменениям, в результате которых совершенствуется и усложняется его структура.

Наряду с этим не находит подтверждения идея о синхронности развития всœех критериев социальных изменений , а также гипотеза, согласно которой каждое отдельное общество должно подстраиваться, приспосабливаться к общему историческому процессу , а соответственно - главному актору межрегиональных отношений.

В нашем случае таковым является англосаксонский мир, претендующий на определœение конфигурации современной миросистемы . По мнению ряда ученых, процессы регионализации представляется возможным характеризовать в терминах многолинœейной, разнонаправленной эволюции, в то время как глобализация представляет собой однонаправленное и линœейное псевдодвижение .

Согласно индексу политического развития Катрайта , посредством которого характеризуется демократический процесс формирования государственных институтов (законодательных, исполнительных, властных), ʼʼполитически более развитая нация имеет более сложные и специализированные институты, чем менее политически развитаяʼʼ.

Массовые выступления антиглобалистов заставили многих представителœей мировой политической элиты, международной общественности и научного сообщества обратить на это движение пристальное внимание, попытаться разобраться в их требованиях и идеологических установках. Видеть в деятельности антиглобалистов только экстремистские действия или хулиганские выходки - значит обозревать лишь вершину айсберга. В это движение входят различные и весьма многочисленные организации: националистические; ультралевые и ультраправые, радикальные. Массовые акции, которые организует движение по всœему миру, свидетельствуют о наличии в нем серьезной организации и финансовых ресурсов. Правда, специалисты отмечают, что источники финансирования движения антиглобалистов не вполне ясны, да и сами его лидеры не спешат их раскрывать. Высказываются предположения, что определœенные средства поступают от профсоюзов промышленно развитых стран, которые недовольны тем, что многонациональные компании переводят некоторые свои предприятия в развивающиеся государства, а это осложняет ситуацию на рынках труда в Европе и Северной Америке. По всœей видимости, определœенный вклад вносит и национальный капитал, опасающийся возрастающей конкуренции со стороны транснациональных корпораций.

При этом наряду с финансовыми вопросами более существенное значение имеют идеологические установки антиглобалистского движения , которыми руководствуются его участники. Многие из них активно и сознательно выражают свои протесты против стремительно разворачивающегося процесса глобализации. Исследователи идеологии антиглобализма выделяют в ней как минимум три базовых течения .

Первое - исходит из того, что глобализацию организовали и проводят США, используя для этого подконтрольные им международные финансовые организации (МВФ, Всемирный банк, ВТО и др.), для увеличения своего отрыва в развитии от других стран . Отсюда следуют отрицание глобализации и антиамериканизм , присущий определœенной части антиглобалистского движения.

Второе течение основывается на признании глобализации объективным процессом, который является результатом научно-технического прогресса, возникновения мировой экономики и информационного общества, общего цивилизационного сдвига . При этом плодами глобализации пользуются только высокоразвитые страны , так называемый ʼʼзолотой миллиардʼʼ людей, проживающий в них. Остальные 6 млрд. землян живут в бедности, и их положение только усугубляется, так как всœе дивиденды от глобализации достаются богатым странам.

Третья разновидность идеологии антиглобализма констатирует, что глобализация - не только объективный, но и всœемирный процесс . Пользу от него могут получать всœе страны и народы. При этом вследствие существующего мирового порядка выгоду от глобализации реально получают только высокоразвитые страны. По этой причине крайне важно изменить существующий миропорядок .

Круг развитых стран постепенно расширяется . Появились так называемые ʼʼновые индустриальныеʼʼ страны. В текущем столетии, по прогнозам экспертов, социально-экономическая картина положения государств в международном сообществе станет более сглаженной, значительно сократится разрыв между богатыми и менее развитыми странами. Ведущая роль в данном процессе ложится на плечи лидеров мировой экономики, и они должны относиться к этой задаче с осознанием всœей серьезности своей миссии, не ставя на первый план национальные эгоистические интересы в ущерб решению глобальных проблем всœего человечества.

При этом определœенную часть пути должны пройти и бедные страны . Сейчас около 50 из них, по оценкам аналитиков, не способны пока встать на путь поступательного развития. У них нет для этого соответствующих политических и правовых условий, не хватает национальных квалифицированных кадров, восприимчивых к научно-техническим и социальным инновациям.Помощь таким странам объявлена приоритетной задачей многих ведущих международных организаций.

Среди антиглобалистов появляются силы, готовые не только протестовать, а и вести конструктивный диалог в международном сообществе . К ним относятся Всемирный социальный форум, Европейский социальный форум и некоторые другие организации.

Исследователь Дж. Мэтьюс указывает, что сущность глобализации состоит в создании единого глобального пространства посредством стирания различий между внутренней и внешней политикой, произошедшего в результате множественных потоков через границы (денег, товаров, экологического загрязнения, народной культуры и т. д.). Подобного рода тенденции к единообразию и упрощению наблюдаются во всœех проявлениях глобализационных процессов, что приводит к деградации системы современных общественно-политических отношений.

Проблематичность политической системы и ее неспособность адекватно реагировать на вызовы современного мира для обеспечения механизмов выживания глобального государства заключается также в том, что глобальная культура, в отличие от национальных культур, в принципе не обладает исторической памятью . ʼʼНацияʼʼ для своего формирования может опираться на латентный опыт и потребности населœения и выражать их, тогда как ʼʼглобальной культуреʼʼ не соответствуют никакие реальные потребности и никакая формирующаяся идентичность. Не существует ʼʼмировой памятиʼʼ, которая могла бы быть полезной для объединœения человечества.

Возникновение плюралистичной системы региональных сообществ, напротив, выступает в качестве очередного этапа усложнения социально-политической структуры и увеличения степени дифференциации современной миросистемы . При этом политические процессы регионализации предполагают изменения в самых различных направлениях и служат источником непрекращающегося возникновения принципиально новых возможностей развития.

Благодаря усложнению общественно-политических отношений мы имеем дело с новыми формами организации, которые комбинируют преимущества и большого и малого . По мнению Э. Тоффлера , сегодня мы начинаем реализовывать то, что можно назвать и не большим и не малым, а таким подходящим масштабом, который разумно сочетает и большое и малое.

Изменения и трансформации, происходящие в современном мире, применяют метод быстрого создания небольших единиц и связи их вместе в большую систему, с различными степенями централизации и децентрализации, а также представляют из себяпопытку сочетать преимущества крупно- и маломасштабных организаций.

В то же время в современном мире изменяются отношения между политическими группировками и их лидерами и формируется особый тип элиты . Э. Тоффлер отмечает: ʼʼСейчас, когда мы сместились к новым принципам и начали применять их в совокупности, мы с крайне важно стью приходим к полностью новым видам организаций в будущем. Эти организации имеют более плоскую иерархию. Οʜᴎ менее подвержены давлению верхушки, состоят из небольших компонентов, связанных вместе во временные конфигурации. Каждый из этих компонентов имеет свои собственные взаимосвязи с внешним миром, свою собственную внешнюю политику, которая, так сказать, не проходит через центрʼʼ.

В частности, можно говорить о тенденциях дробления общества на группы по интересам , что приводит к снижению возможностей главы государства и правительства навязывать свою волю парламенту, чьи представители несут ответственность в первую очередь перед делœегировавшими их национально-культурными, социальными и профессиональными группами.

При этом конфликты идут по траекториям, не совпадающим с общепринятым разделœением общества на классы, нации, партии и группы интересов . Столкновение волн создает путаницу, в результате которой затрудняется возможность отличать союзников от противников, прогрессивные тенденции от регрессивных, процессы интеграции региональных сообществ выступают одновременно в качестве факторов дезинтеграции для государств .

Вместе с тем регионализация может также таить в себе опасность, которая состоит по сути в том, что национальные сообщества и мировое общество - не альтернатива, между двумя этими общественными формами имеется разрушительное соотношение - они вытесняют друг друга и ставят друг друга под сомнение .

Данная ситуация приводит к крайне важно сти постепенного, эволюционного перехода к строительству интеграционного регионального сообщества . Подобного рода стратегия связана с сохранением национального государства, но не в качестве единоличного субъекта международной политики, а в роли одного из ее главных акторов .

Американский исследователь Дж. Розенау указывает на существование двух измерений мировой политики :

‣‣‣ общество государств, в котором правила дипломатии и национальной власти играют ключевую роль;

‣‣‣ мир транснациональной субполитики, в котором взаимодействуют различные мультинациональные корпорации, военно-политические и политико-экономические организации, такие как ʼʼMicrosoftʼʼ, НАТО, Европейский союз.

Данная ситуация обусловливает существование полицентричной мировой политики, основанной на постоянном соперничестве разных акторов мировой политики .

Вместе с тем исследователь Д. Митрани отмечает, что принципы федерализма, декларируемые авторами проектов ʼʼЕдиной Европыʼʼ, в мировом масштабе отнюдь не способствуют укоренению тенденции передачи политических полномочий на региональный уровень, и тем самым мировой федерализм оставляет социальную и экономическую деятельность в руках субъектов - национальных государств и будет не более чем копией ООН, не затрагивая суверенитета государства-нации.

В данной связи будущее развитие общественно-политических систем должно основываться на стремлении расширить границы регионального плюралистического сообщества до масштабов глобального сообщества и представлять собой своего рода Глобальную регионализацию или Региональную глобализацию.

При этом целœесообразно учитывать позитивные стороны социально-политических антагонизмов :

1) допускать существование ʼʼглобальностиʼʼ, т. е. взаимопроникновения отличных друг от друга цивилизаций, при этом более мягкое и взаимовключающее, чем глобализация в качестве одного из источников инновационного развития общества;

2) рассматривать проявления локального и глобального не в качестве исключающих друг друга процессов, а скорее как локальное в глобальном.

Сочетание позитивных черт различных тенденций политического развития общества позволит найти наиболее перспективную форму социально-политических отношений в современном мире .

Глобализация в начале XXI века - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Глобализация в начале XXI века" 2017, 2018.

18.1.Определение глобализации. Глобализация – это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах. В буквальном смысле этот термин означает «международная интеграция». Она может быть описана как процесс, по средствам которого люди мира объединены в единственное общество. Этот процесс – это комбинация экономических, технологических, социокультурных и политических сил.

Согласно более широкому определению, глобализация – доминирующая после окончания холодной войны международная система. Она представляет собой слияние национальных экономик в единую общемировую систему, основанную на легкости перемещения капитала, на информационной открытости мира, на быстром технологическом обновлении, на понижении тарифных барьеров и либерализации движения товаров и капитала, на основе коммуникационного сближения, планетарной научной революции, межнациональных социальных движений, новых видов транспорта, реализации телекоммуникационных технологий, интернационального образованияинтернационального образования.
Глобализация, определяет американец Т. Фридман, это «неукротимая интеграция рынков, государств-наций и технологий, позволяющая индивидуумам, корпорациям и нациям-государствам достигать любой точки мира быстрее, дальше, глубже и дешевле, чем когда бы то ни было прежде…» Глобализация означает распространение капитализма свободного рынка на практически все страны мира.

Центральная идея, лежащая в основе глобализации, заключается в том, что многие проблемы невозможно адекватно оценить и изучить на уровне национального государства, т.е. на уровне отдельной страны и ее международных отношений с другими странами. Вместо этого их необходимо формулировать с точки зрения глобальных процессов. Некоторые исследователи зашли в этом настолько далеко, что они предсказывают, что глобальные силы (под которыми имеются в виду транснациональные компании, другие глобальные экономические образования, глобальная культура или различные глобализирующие идеологии) становятся настолько сильными, что ставится под вопрос дальнейшее существование отдельных национальных государств.
Вот два наиболее ярких примера глобализации:

1)
Новость на РБК:
«Гвинейский посол, на японском автомобиле, принадлежащем Марокко, въехал в немецкую машину корейца в России».

2)
Первый канал. Новости:
«Сомалийские пираты захватили голландский корабль с русскими и филлипинцами на борту, плывущий под панамским флагом из Кении в Румынию и перевозящий немецкие нефтевышки».

18.2. История глобализации.

Существуют различные точки зрения на вопрос, откуда берет истоки глобализация. Некоторые зачатки глобализации были уже в Эпоху Античности. НапримерВ частности, Римская империя была одним из первых государств, которое утвердило свое господство над Средиземноморьем и привело к глубокому переплетению различных культур. и появлению местного разделения труда в регионах Средиземноморья.

Большинство исследователей относят начало процесса глобализации к XVI – XVII векам, когда устойчивый экономический рост в Европе сочетался с успехами в мореплавании и географическими открытиями. Одним из последствий приобретения европейскими державами новых колоний стала необходимость развивать торговлю, что повлекло за собой потребности в новых средствах транспорта и коммуникаций, а также повсеместное распространение западноевропейских языков и культуры. В XVII веке Голландская Ост-Индская компания, торговавшая со многими азиатскими странами, стала первой подлинной межнациональной компанией. В XIX веке быстрая индустриализация привела к росту торговли и инвестиций между европейскими державами, их колониями и США.

Постепенное сближение стран и континентов покрывает всю историю человечества, и в этом плане вся мировая история – это своего рода совокупность медленных и быстрых шагов государств и народов в направлении глобального сближения. Факт взаимозависимости был известен задолго до появления термина глобализация. Еще Монтескье в «Духе законов» писал: «Две нации, взаимодействуя друг с другом, становятся взаимозависимыми; если одна заинтересована продать, то вторая заинтересована купить; их союз оказывается основанным на взаимной необходимости».
Впервые революционно быстрыми темпами процесс глобализации стал происходить на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. В этот период мир вступил в фазу активного взаимосближения на основе распространения торговли и инвестиций в глобальном масштабе. Это стало возможным благодаря пароходу, телефону, конвейеру, телеграфу и железным дорогам. Британия, обладающая морским, индустриальным и финансовым могуществом стала центральной державой. Именно фунт стерлингов Английского банка обеспечивал стабильность международных финансовых расчетов. Таким образом, перед первой мировой войной размеры мира уменьшились с «большого» до «среднего».

В 1914 году первая мировая война остановила процесс экономически-информационно-коммуникационного сближения наций. Выгоды глобализации уступили место суровым геополитическим расчетам, историческим счетам, уязвленной гордости, страху перед зависимостью. В 1914–1945 годах последовало страшное озлобление, и после окончания второй мировой войны началась холодная война, надолго застопорившая развитие международных отношений. Для возобновления процесса глобального сближения понадобилось немало времени.

Лишь в последние десятилетия ХХ века, после двух мировых войн, великой депрессии и многочисленных социальных экспериментов либеральный экономический порядок, созданный в девятнадцатом веке, вернулся. Возрождение глобализации началось в конце 1970-х годов, когда небывало высокий темп набрало совершенствование знаний в информатике и телекоммуникациях. «Смерть» пространства явилась наиболее важным фактором способствовавшим сближению стран.
В 1982 году зародилась сеть Интернет. В 1991 году европейская физическая лаборатория CERN создала протокол www – World Wide Web. К сети получили доступ более 4 млн. человек, а в 2003 году в мире насчитывалось уже более 3 млрд. Интернет-сайтов, доступ к которым имели 580 млн. жителей планеты. На данный момент более миллиарда людей пользуются сетью Интернет.
Править жизнью стала информатика. Особенностью глобализации стала компьютеризация, миниатюризация, диджитализация, волоконная оптика, связь через спутники, Интернет. В результате всех этих изобретений и усовершенствований стоимость переноса информации сильно сократилась и ныне огромные объемы информации могут быть перенесены посредством телефона, оптического кабеля и радиосигналов в любую точку земного шара, что революционным образом действует на рост глобализации.

Появились крупные региональные зоны экономической интеграции.
Занимавшееся с 1947 года устранением барьеров для международной торговли Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле (GATT) в 1995 году образовало Всемирную торговую организацию (ВТО). С тех пор ещё 21 страна присоединилась к ВТО, и 28 стран, включая Россию, ведут переговоры о вступлении.

В 1992 году Европейский союз стал единым экономическим пространством после заключения Маастрихтских соглашений. Это пространство предусматривает отмену таможенных пошлин, свободное движения труда и капитала, а также единую денежную систему на основе евро. Менее тесная интеграция наблюдается между участниками Североамериканской зоны свободной торговли: США, Канадой и Мексикой. Большинство бывших республик СССР вступили после его распада в Содружество Независимых Государств, обеспечивающее элементы общего экономического пространства.

Произошло то, что именуют политическим триумфом западного капитализма. Реактивная авиация сблизила все континенты – мир решительно уменьшился.

18.3. Глобализация в политике

В политике глобализация заключается в основном в ослабевании национальных государств. Это происходит благодарят в силу ряду а причин.
Конкуренция за власть в межгосударственной системе породила такой феномен, как «глобальное правление» («global governance»). Он означает развитие специализированных международных организаций, таких, как Лига Наций, Совет Европы, Организация Объединённых Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО, МВФ Мировой Банк и др. Современные государства делегируют всё больше полномочий этим организациям. Такая тенденция может в будущем привести к созданию единого всемирного государства.
Из-за увеличения числа экономических субъектов, на запросы которых вынуждены реагировать как национальные правительства, так и международные организации, круг источников политической поддержки правительства выходит за рамки территориально-государственных границ.

Многочисленные ТНК и неправительственные организации имеют влияние на политическую жизнь государств, сравнимое с влиянием национальных правительств. Сокращение государственного вмешательства в экономику и снижение налогов еще сильнее увеличивает политическое влияние предприятий.
Из-за более легкой, чем прежде, миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам.
Повышается уровень взаимозависимости и взаимной уязвимости государств. Фактически ослабевает внутренний суверенитет государств по все большему спектру политических направлений. Глобализация ограничивает поле деятельности правительств отдельных стран в плане возможности суверенного формирования своих обществ, изолированного решения проблем, затрагивающих национальную территорию.
Более того, политические события (конфликты, политическая борьба, выборы и т.п.) в той или иной стране, которые, согласно господствовавшим до сих пор представлениям являются исключительно их внутренним делом и не допускают вмешательства извне, приобретают глобальное значение и зачастую затрагивают интересы других государств. Политическая глобализация требует, таким образом, какой-то приемлемой формы преодоления принципа невмешательства и сопровождается внедрением в мировую практику новых механизмов обеспечения мира – миротворческих операций и даже международных санкций против «плохих» режимов.

18.4. Глобализация в экономике

Основой экономической глобализации является интернационализация производства, реализующаяся благодаря транснациональным корпорациям (ТНК), стремительно развивающимся в последние десятилетия.
Новыми хозяевами жизни стали столпы мировой информатики. Одна лишь производящая компьютерные программы компания «Майкрософт» производит ныне богатств больше, чем гиганты «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер» вместе взятые. А персональное состояние президента «Майкрософта» Б. Гейтса бросило вызов самому смелому воображению.

Производительные силы современного мира принадлежат крупным компаниям-производителям, тем многонациональным корпорациям (МНК), полем деятельности которых является вся наша планета. В современном мире насчитывается около двух тысяч МНК, которые распространяют свою деятельность на шесть или более стран. Из-за роста числа и размера слияний компаний внутри стран и на транснациональном уровне, уменьшается количество занятой рабочей силы, однако неумолимо растущее число подобных корпораций компенсирует эту проблему.

Транснациональные корпорации положительно влияют на развивающиеся страны, нанимая рабочих из, к примеру, Индии, или строя свои отделения в подобных странах. Дело в том, что зарплаты рабочих на фабриках западных компаний в этих странах в среднем на двадцать-сорок процентов выше, чем в местных компаниях, а условия труда (продолжительность рабочего дня, отпуска и так далее) хотя и хуже, чем в развитых странах, но лучше, чем на местных производствах. Таким образом они а) способствуют вовлечению в глобализацию развивающихся стран; б) снижают затраты на производство; в) дают возможность жителям развивающихся стран реализовывать свой потенциал.

Невмешательство государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества, снижение налогов на ввоз товаров и прибыль предприятий повлекло за собой развитие свободной торговли, которая, в свою очередь, вызвала быстрое свободное движение капитала по всему миру. Огромные концентрации капитала ежедневно путешествуют из одного уголка планеты в другой.
С Становление и прогрессирующий рост финансовых рынков (валютных, фондовых, кредитных), оказывает громадное влияние на всю сферу производства и торговли в мировой экономике.

Большое значение в современной экономике имеют фондовые биржи и те «финансовые инструменты», которыми они торгуют (акции предприятий и паевых фондов, товарные фьючерсы…). Причиной этому служит быстрое распространение финансовой информации по всему миру благодаря Интернету, создающее тенденцию к большей открытости предприятий.

18.5. Глобализация в культуре

Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. Она имеет как позитивные, так и негативные аспекты.
Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся и становятся популярными у читателей из разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение Интернета. Кроме того, с каждым годом всё большее распространение получает международный туризм.
Глобализация позволяет народам больше общаться между собой и узнавать друг о друге. Общение и познание способствует сближению народов.

Кроме того, заимствование таких свойственных западу ценностей как рациональность, индивидуализм, равенство, стремление к эффективности труда положительно влияют на современное общество.
Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, открытость границ для культурного влияния и расширяющееся культурное общение приводят к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. Такое чрезмерно активное общение и заимствование опасно потерей культурной самобытности.
Культурная политика во многих странах сегодня переориентируется с модели ассимиляции, в которой меньшинства отказываются от своих культурных традиций и ценностей, заменяя их теми традициями, которых придерживается большинство, на мультикультурную модель, где индивид социализируется и к доминирующей, и к этнической культурам.
Таким образом, сохранение культурного своеобразия в современном обществе стало оцениваться как высшее достижение цивилизации.

Глобализация нередко отождествляется с американизацией. Это связано с усилившимся с XX века значением США в мире, . Ярким примером влияния Америки является широкимое распространением в мире английского языка в качестве языка международного общения. Американские Американский Голливуд,д выпускает большую часть фильмов для мирового проката.
Именно в США берут своё начало такие мировые корпорации, как Microsoft, Intel, Coca-Cola, Procter&Gamble и многие другие. Американская сеть быстрого питания McDonald"s –это из-за своей распространённости в мире стала своеобразныем символылом глобализации. На основе стоимости бутерброда BigMac в ресторанах McDonald’s по всему миру британский журнал The Economist даже подсчитывает покупательную способность мировых валют (Индекс Биг-Мака).

Многие Однако другие страныы тоже внеслиосят свой вклад в глобализацию. Например, один из символов глобализации – IKEA из, славная своими фрикадельками, – появилась в Швеции, . Популярная служба мгновенных сообщений ICQ из впервые была выпущена в Израиляе, а Skype из– в Эстонии.

18.6. Антиглобализм

Антиглобализм – политическое движение, направленное против негативных аспектов процесса глобализации в его современных формах, в частности, против концентрации богатства в руках транснациональных корпораций и отдельных государств, против доминирования глобальных торгово-правительственных организаций (Всемирного банка, Международного валютного фонда, Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирной торговой организации и т.п.), гражданское (а не классовое).
Антиглобалисты регулярно проводят в разных странах мира социальные форумы, различные акции протеста.
Основная идея антиглобалистов заключается в том, что нынешняя модель глобализации сформирована под покровительством мирового капитала. Это влечет за собой растущий разрыв между развитыми и развивающимися странами (в доходах, уровне потребления, здоровья, образования); стандартизацию умов; невнимательность к природе и экологии; господство идеологии неолиберализма (т.е. полной открытости рынка и полного отрицания государственного контроля над ним) в целях все большей экспансии капитала по всему миру; и др.
Изначально движение антиглобализма имело целью создание иной модели глобализации, выражающееся в глобальном социальном творчестве, совместном решении глобальных проблем, интернационализации, созданию «сетевых структур» по всему миру и т.д.
Лозунги антиглобалистов призывают дать возможность людям самим определять, как им жить. Основные цели антиглобалистов: списать долги развивающихся и бывших коммунистических стран; выработать новые правила международного кредита, запрещающие выдвигать условия, ограничивающие суверенитет; заменить МВФ и Мировой банк системой региональных банков, построенных на демократической основе, в равной степени подотчетных странам-участникам; отказаться от уничтожения цивилизаций, альтернативных западной; обложить налогом финансовых спекулянтов; повысить заработную плату в странах с зависимой экономикой.

18.7. История антиглобализма.

Впервые об антиглобализме заговорили в начале 1994 года, когда на юге Мексики поднялось индейское восстание, возглавляемое субкоманданте Маркосом. 1 января 1994 года, в день подписания Мексикой торгового соглашения с США и Канадой, которое предусматривало освоение нефтяных промыслов и древесины в штате Чьяпас, люди в черных масках захватили столицу штата. В своих заявлениях субкоманданте Маркос говорил о смерти транснациональных компаний и утверждал, что идет четвертая мировая война (третья, по его мнению, закончилась развалом СССР и уничтожением соцлагеря). Его призывы и идеи нашли горячий отклик, и на первый же съезд поддержки, проведенный в Испании, приехало пять тысяч делегатов от множества общественных организаций. Так была создана Сапатистская армия национального освобождения, названная в честь мексиканского героя гражданской войны 1917 года Сапаты.

Антиглобализм как таковой зародился во Франции. В июне 1998 года несколько французских изданий, общественных ассоциаций и профсоюзов объединились в Ассоциацию граждан за налогообложение финансовых операций, или сокращенно «АТТАК-Франция». В декабре 1998 года активисты «АТТАК-Франция» провели в Париже международную встречу, на которую пригласили делегации различных движений со всего мира. Главным требованием новоиспеченных антиглобалистов стало введение «налога Тобина», предложенного Нобелевским лауреатом экономистом Джеймсом Тобином еще в 1972 году. Антиглобалисты подсчитали, что если обложить «налогом Тобина» в 0,1% все финансовые операции на Земле, то ежегодно можно получать до 160 миллиардов долларов и использовать их для борьбы с бедностью и поднятия экономики стран третьего мира. Борьба за введение «налога Тобина», по мнению учредителей «АТТАК-Франция», могла бы объединила самые различные общественные организации и политические партии.

В июне 1999 года в Кельне состоялась первая манифестация антиглобалистов. Через пять месяцев в Сиэтл, где проходил саммит Всемирной торговой организации, приехало и фактически сорвало мероприятие 50 тысяч активистов. С тех пор при каждом большом событии, направленном на продвижение глобализации, антиглобалисты проводили свои акции протеста. Апофеозом выступлений антиглобалистов стали события 2001 года в Генуе, когда сорвать встречу лидеров «Большой восьмерки» приехало уже 200 000 антиглобалистов. Они продемонстрировали, что существует крепнущее день ото дня движение, способное собирать своих сторонников в различных городах Запада.

Большое значение для антиглобалистского движения имел Всемирный социальный форум в бразильском городе Порту-Алегри, состоявшийся в январе 2001 года. Он был задуман как альтернатива форуму в Давосе.

Противопоставленный ему в составе делегатов (если в Давосе собирались члены правительства и крупные бизнесмены, то в Порту-Алегри – делегаты общественных организаций и профсоюзов) и в предмете обсуждения (в Давосе большое внимание уделялось вопросам свободного движения капитала, а в Порту-Алегри обсуждались возможные негативные последствия этого процесса).
С 2001 года всемирные социальные форумы проводятся ежегодно. Главная идея форумов заключается в том, чтобы противопоставить максимально широкий спектр мнений гражданского общества узким сборищам политической, экономической и военной элиты. Десятки тысяч делегатов участвуют в дискуссиях по всем наиболее актуальным вопросам современности, ищут альтернативы и способы взаимодействия.
Со временем в ряды «антиглобалистов» влились группы активистов различных идейных соображений, и в 2003 году в мире насчитывалось более 2500 антиглобалистских организаций. Разношерстность движения и отсутствие единого центра идейной организации привело к тому, что термин «антиглобализм» потерял свое прежнее значение. Сейчас в оборот вошел новый термин «альтерглобализм», т.е. «другой глобализм», подразумевающий под собой движение, идейная основа которых совпадает с изначальными идеями антиглобалистов.

18.8.Организации антиглобалистов.

«АТТАК» Лидер этой организации, французский фермер Жозе Бове прославился тем, что разрушил на личном тракторе «Макдональдс» в Милане. Не менее известна и его соратница Сюзен Джордж, предсказавшая мрачное будущее Европы в романе «Рапорт Лугано». Сюжет романа характерен: транснациональные корпорации избавляются от большинства населения Земли как от ненужного им балласта.

«Глобальное действие» – заявило о себе в 99-м году, организовав массовые акции протеста в Лондоне. Издают ежемесячный журнал «Следим за корпорациями».
«Блэк Блок» («Black Bloc») сСпециализируется на агрессивных действиях, погромах дорогих магазинов и офисов, столкновениях с полицией. Стоит на позициях анархизма.
«Третья позиция» («The Third Position») популярна и Организация появилось в Европе, и однако имеет множество сторонников в США. Идеологическая основа организации представляет собой причудливое сочетание крайне левых и крайне правых взглядов, предполагающих использование агрессивных методов протеста.
«Ya Basta» - аАнархисты и. Одно из самоеых воинственных объединенией, имеют даже собственную униформу. Случалось, когда поезд с «ябастовцами» задерживали на границе, после они захватывали вокзал, таможню и тут же «отменяли все границы».
«Экозащита»- р Радикальные экологи. считают, что избежать тотальной экологической катастрофы, которая неизбежно постигнет «общество потребления», можно только при помощи антирыночной революции.
«Хактивист», объединение хакеров-активистов. Во время давосского форума 2001 года ими были легализованы номера кредитных карточек всех его участников, включая Билла Гейтса и Билла Клинтона, что вызвало настоящую панику среди банкиров.
В США существует даже своего рода «школа» по обучению активистов правозащитных организаций методам гражданского неповиновения. Эту роль выполняет созданное в октябре 1995 года общество «Рукус» («Ruckus Society»), расположившееся в Беркли, «инструкторы» которого принимают самое активное участие в подготовке и проведении акций антиглобалистов.

Многое из того, что касается глобализации, спорно, кроме, возможно двух ее характеристик: ее невозможно остановить – даже левые силы сейчас смотрят на глобализацию как на нечто, что можно «несколько замедлить и ослабить», но нельзя «изгнать» из современной жизни; глобализация создает новые, огромные богатства, обогащая человечество. В общем и целом глобализация потому и неостановима, что она соответствует интересам стран и кругов, непосредственно наблюдающих рост своего богатства и возможностей. «Поскольку народы стремятся улучшить свой уровень жизни, невидимая рука влечет их во все более плотную сеть инвестиций и производства. Сама человеческая природа – глубокое желание накопить ресурсы, держаться наравне с соседями, а, если представится случай, оставить их позади – питает собой механизм трансформаций в мире».
Понижая барьеры между суверенными государствами, глобализация трансформирует внутренние социальные отношения, жестко дисциплинирует все «особенное», требующее «снисходительного» отношения и общественной опеки, она разрушает культурные табу, жестоко отсекает всякий партикуляризм, безжалостно наказывает неэффективность. и при этом щедро поощряет международных чемпионов эффективности.
Возникнет подлинно единая международная система, ценящая прежде всего технологические новшества и позитивные перемен.ы. Центром усилий в XXI веке становятся образование, развитие инфраструктуры, овладение информатикой, расцвет микроэлектроники, обращение голодающего мира к биотехнологиям, всеобщее распространение телекоммуникаций, массовое обращение к космической технике. Глобализированным миром правит молниеносное внедрение новаций, постоянная модернизация как константа национальной жизни.


Похожая информация.


Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации.

Унифика́ция (от. лат. unus - один, facio - делаю; объединение) - приведение к единообразию, к единой форме или системе

Интеграция (от лат. integrum - целое; лат. integratio - восстановление, восполнение) - сплочение, объединение политических, экономических, государственных и общественных структур в рамках региона, страны,мира.

Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов.

Взгляды на истоки глобализации являются дискуссионными. Историки рассматривают этот процесс как один из этапов развития капитализма. Экономисты ведут отсчёт от транснационализации финансовых рынков. Политологи делают упор на распространение демократических организаций. Культурологи связывают проявление глобализации с вестернизацией культуры, включая американскую экономическую экспансию. Имеются информационно-технологические подходы к объяснению процессов глобализации. Различается политическая и экономическая глобализация. В качестве субъекта глобализации выступает регионализация, дающая мощный кумулятивный эффект формирования мировых полюсов экономического и технологического развития..

Вместе с тем, происхождение самого слова «глобализация» указывает на то, что ведущую роль в данном процессе играет бурный рост международной торговли, происходящий на тех или иных исторических этапах. Впервые слово «глобализация» (в значении «интенсивная международная торговля») употреблял Карл Маркс, который в одном из писем Энгельсу конца 1850-х гг. писал: «Теперь мировой рынок существует на самом деле. С выходом Калифорнии и Японии на мировой рынок глобализация свершилась». На эту же ведущую роль международной торговли в процессах глобализации указывает и тот факт, что предыдущая глобализация, начавшаяся в эпоху Маркса, закончилась в 1930-е годы, после того как все развитые страны перешли к политике жёсткого протекционизма, что вызвало резкое свёртывание международной торговли.

21. Социальный контроль

Социальный контроль - система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

Выделяют три типа процессов социального контроля:

процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм, процессы социализации семейного и школьного воспитания, в ходе которых происходит овнутрение требований общества - социальных предписаний;

процессы, организующие социальный опыт индивидов, отсутствие гласности в обществе, гласность - форма контроля общества над поведением господствующих слоев и групп;

процессы применения различных формальных и неформальных социальных санкций, специальные средства поощрения и наказания, побуждающие к соблюдению установленных норм.

Социальные санкции: формализованные и неформализованные.

Формализованные санкции - это такие санкции, процедура применения которых регламентируется законами, инструкциями и другими официальными документами.

Неформализованные санкции реализуются в ходе неформального общения людей.

Важным опосредствующим звеном социального контроля является групповой контроль. Выделяется два метода социального контроля: принуждение (воздействует только на внешние проявления отклонений в поведении индивида) и убеждение (самый демократичный и гуманный метод социального контроля), информирование и внушение (наиболее опасный способ социального контроля).

22.Девиантное поведение

Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.

Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897), считается одним из основоположников современной девиантологии.

Девиант - индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.

социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека педагогике отклонение от принятых в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит.

Медицинский подход: отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействии: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.

Психологический подход: Отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.

В. Н. Иванов выделяет два уровня отклоняющегося поведения:

1. Докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасности.

2. Криминогенный: действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях

Новое на сайте

>

Самое популярное