Домой Виды займов Роль государства в экономической жизни (социализм). Функции государства в экономике

Роль государства в экономической жизни (социализм). Функции государства в экономике

1. Экономическая роль государства

2. Функции гос-ва в рынке:

Роль гос-ва в защите конкуренции

Контроль над монопольными рынками

Определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения

3. Предпринимательская деятельность государства

Кредитная политика гос-ва

4. Налоги и бюджетное регулирование

Основные группы налогов: а)прямые и косвенные б)прогрессивные, регрессивные и пропорциональные

5. Обеспечение страны общественными благами

6. Пути перераспределения доходов


Деньги как живительная сила экономики

1)Определение денег, история возникновения денег (Деньги

Всеобщий товарный эквивалент выражающий стоимость

всех товаров и служащий посредником при обмене их друг на друга).

2)Характерные признаки: сохранность, делимость, форма, ценность.

3)Функции денег:

Мера стоимости - одни товары выражены в других товарах

Средство обращения-деньги являются посредником при обмене их друг на друга.

Средства платежа – осуществление расчетов

Средство накопления – сбережения на будущее

4) Виды денег

Полноценные(у которых себестоимость примерно соответствует номинальной стоимости);

Неполноценные деньги себестоимость не соответствует номинальной стоимости бумажные деньги(ассигнации),билоны, кредитные деньги.

5) Денежные реформы как способ оживления экономики

Дефляция

Нуллификация

Ревальвация

Деноминация

П ра в о

Правовой статус налогоплательщика в РФ

1. Понятие налогоплательщиков;

2.Налогоплательщик РФ.

а)физические лица.Их права и обязанности в сфере налогового права.

б)юридические лица.Их права и обязанности в сфере налогового права.

3.Виды налогов и особенности их уплаты

налогоплательщиками. а)прямые.

б)косвенные.

4.Ответственность налогоплательщика. Ее виды. а)уголовная.

б)административная.

5. Защита прав налогоплательщиков:

а) право на обжалование;

б) административный порядок защиты;

в) судебный порядок защиты

Правонарушение

1. Понятие правонарушения;



2. Признаки правонарушения:

а) противоправность;

б) общественная опасность;

в) виновность;

г) причинение вреда;

д) юридическая ответственность

3. Виды правонарушения:

а) проступки (дисциплинарные, гражданские, административные);

б) преступления;

Право в системе социальных норм

1.Определение соц.норм и права

2.Признаки права а)общеобязательные нормы б)формально-определены

в)установленные государством г)охраняемые силами гос.принуждения д)системность норм

3.Структура права, отрасли права а)конституционное право б)административное

в)уголовное

г)гражданское д)трудовое

е)семейное

4.Источники права

5.Правовые институты

Гражданство РФ

1 Понятие Гражданство

2 Принципы гражданства РФ

3 Правовые основания и порядок: а)приобретения гражданства России б)выхода из гражданства России

4 Двойное (множественное) гражданство

5 Правовое положение

а)Гражданство Российской Федерации и брак б)Гражданство детей

8 Атрибуты гражданина Российской Федерации

Право собственности

1. Право собственности. Понятие. Правомочия.

1.1 правомочие владения

1.2 правомочие пользования

1.3 правомочие распоряжения

2. Типы собственности.

2.2 частная

2.3 смешанная

2.4 государственная

2.5 кооперативная

2.6 коллективная

2.7 интеллектуальная

3. Дивиденд. Понятие.

4. Национализация. Приватизация. Понятия.

Гражданские правоотношения

1.Гражданские правоотношения - следствие действия права как социального института

2.Классификация гражданских правоотношений:

а)имущественные

б)личные неимущественные

3.Признаки гражданских правоотношений: а)правоспособность лиц, вступающих в правоотношения б)взаимное наделение правами и обязанностями

в)модель поведения участников содержатся в определенной норме права

4.Осуществление и защита гражданских прав

Воинская обязанность

1. понятие "воинская обязанность"

2.Правовая основа воинской обязанности в РФ.

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих», Федеральный закон «Об обороне»

3. Элементы воинской обязанности а. воинский учет;

б. обязательную подготовку к военной службе;

в. призыв на военную службу;

г. прохождение военной службы по призыву;

д. пребывание в запасе;

е. призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

4. Обязанности гражданина по воинскому учету

Правовое государство и гражданское общество

1. Понятие правового государства

2. Особенности правового государства

А)уровень правил и свобод

Б) принцип разделения власти

В) гарантия защиты прав и свобод

3. понятие гражданского общества

4.особенности гражд.общ.

А) роль общественных организаций в гражданском обществе

Б)степень взаимности граждан и государства

5. особенности построения правового государства и

гражданского общества в России


Уголовный процесс

1.Понятие уголовного процесса.

2.Субъекты уголовного процесса.

Органы государства и должностные лица.

Участники уголовного процесса: подозреваемый, обвиняемый, их защитники, потерпевший.

Лица, привлекаемые в процессе: свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятые, секретарь судебного заседания.

3.Органы государства и должностные лица,

осуществляющие производство по уголовному процессу.

Прокурор.

Следователь.

Органы дознания.

4.Участники уголовного процесса.

Обвиняемый.

Подозреваемый.

Защитник.

Потерпевший.

Гражданский истец (предъявляет требования о возмещении материального ущерба. М.б. юридическое или

физическое лицо).

Представители потерпевшего, гражданского истца.

5.Возбуждение уголовного дела.

6.Предаврительное расследование.

Следственные действия.

Предъявление обвинения.

Обвинительное заключение.

7. Стадии судебное разбирательства.

Подготовительная.

Судебное следствие.

Судебные прения.

Вынесение приговора.

8.Суд присяжных.

9.Кассацинное производство.

Система российского права

1. Понятие системы права

2. Источники права

3. Структурные элементы системы права:

а) Нормы права и ее структура

б) Институты права

В) Отрасли права

4. Деление системы права:

а) публичное право (конституционное, уголовное, административное и т.д.)

б) частное право (гражданское, семейное)

5. Основные принципы системы российского права

6. Основные тенденции развития системы российского права

Конституция РФ - основной закон общества и государства

1. Понятие Конституции РФ

2. Юридические признаки Конституции РФ как Основного закона

3. Особые свойства Конституции РФ:

а)учредительный характер

б)особый субъект принятия - многонациональный народ РФ

в)прямое действие

г)верховенство по отношению к другим нормативно-

правовым актам

д)особая степень защиты

4. Структура Конституции:

а)преамбула

б)основы конституционного строя РФ

в)права и свободы человека и гражданина РФ

г)Федеративное устройство

д)президент РФ е)Федеральное Собрание РФ ж)Правительство РФ з)Судебная власть

и)местное самоуправление

к)Конституционные поправки и пересмотр Конституции

5. Значение Конституции РФ в правовой системе РФ

Нормативно-правовой акт как источник права

1. Определение нормативно-правовой акт

2. Типы нормативных актов:

а)конституция и иные законы (конституционные и обыкновенные)

б)подзаконные акты (указы, постановления, приказы, инструкции)

3. Юридическая сила правовых актов:

а) Конституция РФ и законы имеют высшую юридическую силу

б) все другие правовые акты обязаны носить строго подзаконный характер, т.е. издаваться только в соответствии с законом

4. Иерархия подзаконных правовых актов в РФ:

а)указы Президента РФ

б)нормативные акты Правительства РФ

в)нормативные акты центральных органов исполнительной

власти (министерств, государственных комитетов и ведомств)...

Доходы покупателей и спрос

Доход - денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени. В частном смысле под доходами понимаются доходы государства, доходы организаций или доходы населения:

Доходы населения - личные доходы граждан, семей и домохозяйств, получаемые в виде денежных средств. К ним относятся: заработная плата, пенсия, стипендия, пособие, доход от продажи товаров, произведённых в собственном хозяйстве, денежные поступления в виде платы за оказанные услуги, авторские гонорары, доход от продажи личного имущества, сдачи его в аренду.

При росте доходов покупатели обычно предъявляют больший спрос на ранее недоступные им товары.

"Жизнь" любого товара на рынке всегда проходит в окружении двух других групп товаров, а именно:

· взаимозаменяемых товаров;

· дополняющих товаров.

Взаимозаменяемые товары -это те блага, удовлетворяющие те же самые потребности и потому являющиеся непостедственными конкурентами в борьбе за деньги покупателя (например, рынки прохладительных напитков или радиотехника; свинина и говядина)

Если цена на одну марку прохладительных напитков снижается, то величина спроса на неё возрастет, а вот спрос на другие марки таких же напитков - падает.

Начнет действовать так называемый эффект замещения.

Эффект замещения: стремление покупателя к приобретению более дешевых товаров,вместо аналогичных, цены на которые выросли.

изменение цены одних товаров-заменителей ведет к изменению в том же направлении и спроса на другие торары.

Эффект дохода: При снижении цены на данный товар потребитель имеет возможность увеличить объёмы его закупок, не отказывая себе в покупке других товаров.

Взаимодополняющие товары - пары товаров, для которых рост цены одного приводит к падению спроса на другой.

Эти товары потребляются в комбинации , т. е. представляют собой "неразлучные пары (например, автомобили и бензин, фотоаппараты и плёнка, кварцевые часы и батарейки). Они вместе решают задачу удовлетворения одной и той же потребности покупателей. И поэтому изменение цен на одни дополняющие товары ведет к изменению спроса на все товары этой группы в противоположном направлении.

Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления интернационализации экономической жизни.


В первую очередь следует признать роль государства в сохранении и поддержании самой рыночной среды. Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение "правил игры" основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности и т.д. Государство обеспечивает нормальное функционирование денежной системы, что особенно важно в условиях отказа от золотого стандарта. Элементы принуждения, которые неизбежно присутствуют в правовом регулировании, на первый взгляд, ограничивают свободу реализации и первенство частных интересов, которые обоснованно считаются фундаментом рыночной экономики.

Следующей важной причиной вмешательства государства в рыночную систему саморегуляции является неизбежная для рынка тенденция к монополизации, вытекающая из законов конкуренции, концентрации и централизации капитала.

Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние эффекты).

Еще одной оправданной причиной вмешательства государства в экономику является необходимость производства так называемых общественных благ. Общественными благами в экономической теории называются блага, обладающие следующими основными свойствами: неисключаемостью - блага не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение других людей, неконкурентностью - будучи предоставлены одному лицу могут быть предоставлены другим без дополнительных издержек. Производство и предложение таких благ частными фирмами оказывается невыгодным, если вообще возможным: большинство людей будет пользоваться такими благами бесплатно, возникнет проблема "зайцев".

Требует участия государства также проблема распределения доходов. Рыночный механизм, как известно, очень жесток и не способен, да и не должен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического общества. Государство корректирует данную ситуацию с помощью инструментов фискальной политики: налогов, трансфертов и др.

Все указанные факторы вмешательства государства в экономику относятся скорее к микроэкономике, так как характеризуют проблемы отдельных рынков. Но существуют и собственно макроэкономические ситуации, требующие государственного регулирования. Причем в отношении последних противоречивых суждений значительно больше, чем в отношении микроэкономических. Эти проблемы могут быть интерпретированы как проявления нестабильности экономики.

Это касается инфляционных процессов, безработицы, усиление интернационализации экономики, необходимость стимулирования экономического роста.

Государственная политика довольно сильно зависит от прямой деятельности правительства. Так, косвенно или прямо государство влияет на экономический баланс внутри страны, обеспечивая замедление инфляции и стабильность. Как бы не была государственная власть вовлечена в развитие экономики и как бы ее не регулировала, без нее не возможно было бы осуществлять коммерческую деятельность на должном уровне.

Государство может влиять разными способами: правовыми, финансовыми. Регулируя правила игры на рынке и финансовые потоки, держа в тонусе предпринимателей, государство обеспечивает необходимую дисциплину в частном секторе. Его степень влияния определен, в первую очередь, степенью развития областей предпринимательства.

Экономическая политика государства

Главной задачей государства в экономике является его уровень вмешательства в экономику и его контроль правительством. На данный момент существует три основные модели государственной политики:

  • классическая модель политики,
  • регулирующая,
  • командная.

Все три модели различаются лишь степенью вмешательства в дела предпринимателей, но обо всем по порядку.

Классическая модель экономической политики

Данный тип характерен для развитых стран и в своей основе представляет невмешательство в развитие экономики внутри страны. По классическому типу экономики, государство должно заниматься лишь общими функциями: защитой территории, долгами и социальными программами. Для развития той или иной области внутри страны, правительство может занимать политику протекции — поддержкой отстающих областей экономики или в целях защиты национального производителя путем введения дополнительных налогов, пошлин или принятия соответственного постановления или закона.

Регулирующая экономическая политика

Данная модель представляет из себя формулу 50/50. Суть ее в том, что 50% экономических решений зависит от собственника и столько же от вмешательства государства в экономику. Здесь государство выступает жестким регулятором экономических взаимоотношений и занимается перераспределением денежных потоков. В основном такой вид экономической политики можно встретить в развивающихся странах, яркими примерами являются такие страны, как Беларусь и Казахстан.

Командно-административная модель экономической политики

Вмешательство государства в дела бизнеса наибольшее. Государство полностью контролирует весь бизнес внутри страны, и принимать важные решения возможно лишь по согласованию с государственными органами. Правительство полностью определяет схему и законодательство ведения бизнеса. Все природные ресурсы принадлежат государству и без государственной доли в добыче или переработке компанию открыть невозможно. Яркий пример такого типа экономики — Китай. Здесь регулируется абсолютно все, открытие компании зарубежными инвесторами невозможно до момента, пока зарубежный инвестор не создаст конгломерат с местной компанией.

Уровни вмешательства

Государственный аппарат может по разному влиять на экономику. Все зависит от заинтересованности государства в той или иной сфере или модели экономики. Существует прямое и косвенное вмешательство в дела экономики.



Прямое вмешательство

Здесь государство полностью является локомотивом, который тянет экономику страны. От государства зависит все. Прямое вмешательство предполагает очень большой государственный сектор экономики. Правительство, как горячие пирожки издает законодательство, увеличивает дотации и кредиты. Всё, от транспорта до образования, в разной степени принадлежит государству. Прямое вмешательство характерно для стран бывшего СССР и тоталитарных режимов. Уровень частного сектора в медицине, транспорте, электроэнергетике, промышленности очень мал или вообще отсутствует.

Косвенное вмешательство

Косвенное вмешательство характерно для стран с развитой экономикой. Здесь государственная доля очень мала и все вмешательство страны в экономику заключено в налогообложении, пошлинах и в социальной политике.

Государство все равно будет наблюдать и контролировать экономику страны. Все это необходимо для сглаживания инфляции, создания равных условий ведения бизнеса и недопущения развития монополий. Также, государство регулирует баланс доходов. Так государственный аппарат заботиться об инвалидах, пенсионерах, стариках и малоимущих. Государство — первый в стране конгломерат научных разработок и исследований. Без государственной поддержки бизнес бы не развивался настолько быстро и яро.

Государство поддерживает все неприбыльные отрасли, которые не может или не хочет, ввиду убыточности, поддерживать частный сектор.

Функции государства в условиях рыночной экономики

Государство представляет собой роль арбитра в экономике, выполняя свою самую главную функцию — обеспечение равенства развития отраслей экономики.

Государственные структуры должны быть хладнокровны и выдержаны при принятии тех или иных регуляционных мер, независимо от того, как это будет отражаться на отдельной отрасли, если это решение принесет положительный результат для всей экономики страны.

Регуляцию экономики государство выполняет через следующие функции:

  • Юридическую. Самым первым и самым важным шагом для стабильного развития экономики является нормативно-правовая база. Правительство занимается развитием правовой системы, определяет права и обязанности, создает законы, таким образом, влияя на экономику.
  • Стабилизационную. Здесь правительство использует все свои бюджетно-налоговые и денежные возможности. Главными задачами этой функции постоянная поддержка отраслей экономики, уменьшение инфляции, стабилизации курса национальной валюты, уменьшение уровня безработицы и регулирование цен на социально значимые группы товаров.
  • Социальную. Главными аспектами этой функции является перераспределение финансов между слоями общества, защита незащищенные слоев общества, организация и поддержание в отличном состоянии отраслей, которыми не занимается частный бизнес: медицина, транспорт, наука, оборону, связь, образование.
  • Социальные гарантии. Государство должно и обязано гарантировать минимум. Обеспечивать граждан минимальной пенсией по старости либо инвалидности, обеспечивать граждан получением заработной платы не меньше установленного минимума, обеспечивать пособие по безработице.

Монополии

Очень важная миссия государства не указанная выше — это недопущение развития огромных трестов и монополий. Государство не может допустить больших монополий на рынке одной отрасли, это приводит к изменениям в экономике страны. Так, монополии довольно серьезно влияют на ценообразование в стране. Обычно они завышают реальную стоимость товаров на 30-50%, пользуясь превосходством положения. Такие образования государство просто обязано ликвидировать. Да, допускаются малые монополии, но здоровая конкуренция предполагает, что участники рынка конкурируют, что приводит к снижению цен и большего спектра товаров и услуг на выбор.

Задача регулирования

Регулирование в той или иной мере обязано быть в каждой экономике. Это вопрос безопасности и стабильности. Это можно сравнить с учителем в школе: при отсутствии учителя в классе хаос, гул и все ученики творят, что им вздумается, при нахождении учителя в классе — класс смирен и покорен.

Главной целью регулирования экономики есть ее стабилизация. Инфляция, цены, ценные бумаги, уровень спроса и предложения, банки, фондовые биржи — все должно быть под контролем. С этого контроля государство имеет дивиденды, поступающие в казну. За счет этих средств строятся и поддерживаются все общественноважные объекты: школы, ВУЗы, дороги, медицинские учреждения и социальные нормы: пенсии, зарплаты, пособия.

Роль государства РФ в экономике

На сегодняшний момент довольно сильно экономика России зависит от государственной политики. За последние 13 лет, с 2002 по 2015 год, государство РФ инвестирует огромные средства во все отрасли страны, особо это видно на фоне судостроения, авиастроения и машиностроения.

Именно благодаря умелым действиям правительства на сегодняшний момент Россия получает свой доход не из экспорта полезных ископаемых, а из экспорта собственной продукции. Доля государства в экономике велика и составляет около 18% от всех работающих граждан страны. Это позволяет мягко регулировать ценообразование во многих сферах производства. Благодаря экономическим и правовым функциям государства, уровень налогообложения составляет не больше 30%.

Государство РФ выполняет экономическую, социальную, культурно-воспитательную, охранную функции. Т.е. столп экономики России — это ее государство. Особо это стало заметно на фоне кризиса 2008-2009 года и санкций 2014-2015 года. В этот период государство активно поддерживало бизнес и предоставляло льготные кредиты и займы. Многие компании таким образом выжили или остались на плаву до реорганизации.

Если вывести итог, то можно сказать, что сейчас государственный сектор в России поддерживает всю экономику. Экономика РФ не совсем зрелая и для ее поддержания необходимо и государственное вмешательство, что на данном этапе играет только на руку стране.

Роль государства в экономике США

Для того чтобы понять уровень регулирования экономики США государством нужно знать становление экономики. Штаты долгое время являлись примером подражания того, как нужно вести бизнес. Этот стало возможно благодаря тому, что правительство волнами вмешивается в экономику страны.

В начале своего существования, государство не вмешивалось в контроль экономики и сохраняло лишь общественно важные функции. Однако позже, когда рынок США стал превращаться в хаос, правительство взяло борозды правления в свои руки, наладив поступление денежных потоков, защитив страну от развала. После, государство брало в свои руки лишь отдельные части экономики, занимаясь протекцией.

Однако позже, из-за закрытых глаз правительства, в первой трети XX века наступил самый большой кризис в истории США, который произошел по вине необузданных банков и фондовых бирж — Велика депрессия. Выйти из данного положения стало возможно благодаря «Новому курсу» Рузвельта. В это время экономика и социальные нормы страны были полностью возложены на государство: обеспечивалось все от медицины до создания рабочих мест.

В XXI веке государство США более мягче относится к своей экономике и выполняют все функции классической экономики. Борется с внешним и внутренним долгом, занимается протекцией и социальными функциями.

Краткий итог

Государственная политика в экономике — самый важный инструмент здоровых коммерческих отношений. Да, очень часто, как бы не всегда, коммерция хитрит и плохо регулируется государством, но без государства все еще хуже — исчезает доверие и надежность, что плохо влияет на бизнес.

На самом деле можно утверждать, что государство — это и есть его экономика. От каждого решения политиков зависит то, как страна будет жить. Малейший просчет государства в экономике, социальных программах или плохо организованной защите, влияет на бизнес и благосостояние граждан, что в итоге приводит к недовольствам и политическим кризисам, которые разрешаются лишь сменой власти и внедрения полного государственного регулирования.

Кратко и понятно о роли государства в экономике на answr.pro

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Логично предположить, что все, кто хоть немного пожил в этой стране, отлично представляют себе, что же такое социализм. Определение в учебнике - вещь, конечно, полезная, но это теория. А вот жизнь в СССР - это практика! Так ли много общего?

Теория социализма

Социализм как философская концепция существует не одно тысячелетие. Его придумал вовсе не Карл Маркс. О социализме писал еще Платон, это была весьма популярная в древней Греции концепция. Весьма высоко ценили идеи социализма Кампанелла и Томас Мор. И только потом свое мнение по данному вопросу высказал Карл Маркс.

Каковы же основные идеи социализма? Отрицание идеи частной собственности и централизованное перераспределение благ. По мнению теоретиков-социалистов, именно такая организация общества позволит создать максимально справедливое, свободное общество, в котором все граждане будут равны. Правда, возникает вопрос: а кто будет распределять накопленные блага между равными гражданами? Еще более равные граждане? И не будет ли в их руках сосредоточена власть намного более значительная, чем у любого монополиста-буржуя или абсолютного монарха?

Недостатки теории

Этот вопрос - далеко не единственный. Таких логических неувязок в теории социализма множество. Именно поэтому он всегда существовал только как философская концепция, а авторы трудов, посвященных ей, именовались идеалистами и утопистами. Наиболее точно характеризует классический, рафинированный социализм определение «нежизнеспособный».

Сам Карл Маркс, убежденный сторонник этого философского течения, полагал, что для внедрения этой теории в жизнь человечество должно сделать эволюционный скачок. А в существующей действительности основные идеи социализма в чистом, первозданном виде неприменимы. Потому как вступают в прямое противоречие с основами человеческой психики. Увы, люди не совершенны, им не место в утопии.

Страны, пытавшиеся построить социализм

Идеалистическая философская концепция - наиболее точно характеризующее социализм определение. По истории этого течения можно сделать вывод, что попытки его практического применения - дело весьма рисковое. Крайне мало стран, избравших этот путь, добились успеха.

Точнее, всего одна - Швеция. и Африки могут служить скорее антирекламой практического социализма, а СССР, хотя и добился определенных успехов, но слишком уж далеко отошел от основных принципов учения.

Иногда в качестве примера страны, достигшей в этой области успехов, называют Китай. Но вряд ли можно считать маоизм одной из ветвей социализма. Сами китайцы всегда считали себя коммунистами и националистами. Да и идеи гуманизма, на которые опирается классический социализм, маоизму чужды.

Поэтому, рассматривая опыт практического внедрения теории о всеобщем равенстве в жизнь, лучше опираться на опыт двух стран: Швеции и СССР. Они шли разными путями и по-разному трактовали учение о социализме. Да и результатов добились прямо противоположных. Но тем любопытнее их сравнить.

Экономика и госрегулирование

Любая политическая теория всегда опирается на экономику. Это - кровь и плоть системы, крыша и стены. Роль экономики в обществе - определяющая. И если поначалу политическое мнение может формировать хозяйственные и финансовые отношения, то потом ситуация меняется до прямо противоположной. Экономика в жизни общества играет ведущую роль, и чем раньше руководство страны это поймет, тем лучше. Классический пример такой ситуации - Россия 20-х годов прошлого века. Политическая воля уничтожила прежний экономический уклад и попыталась искусственным образом создать новый, соответствующий идеологии. И действительно, какое-то время этот кадавр просуществовал. Но грянул кризис, и власть вынуждена была корректировать идеологию и принимать меры по возрождению экономики. НЭП прямо противоречил всем провозглашаемым догмам. Но его нужно было ввести. Необходимо. Это был единственный способ стабилизировать ситуацию. Так в битве «деньги-идея» идея проиграла. Маркс был прав, материя все же первична.

Плановая экономика как монополия государства

Но ведь средства производства должны быть в коллективной собственности. А произведенные блага - распределяться, и, очевидно, централизовано. Это, собственно, и есть социализм. следовательно, должна быть определяющей.

В СССР дела обстояли именно так. После сворачивания политики НЭПа была введена плановая экономика, основанная на непосредственном контроле государства за экономической жизнью страны. Рынок в западном понимании этого слова в СССР отсутствовал как явление. Никакой саморегуляции спроса и предложения, никакой конкуренции. Все это заменяло централизованное планирование и искусственное регулирование. Такова была роль государства в экономической жизни. Социализм в Советском союзе понимался как «учет и контроль». И это выражение имело буквальное значение. Любой спрос, любая потребность тщательно рассчитывалась, и производственные мощности получали четкий заказ. Нужно вот столько стали, вот столько тракторов и вот столько пар детских сандалий.

Проблемы госрегулирования

Время производства заказанной нормы занимало пять лет, затем цикл повторялся. Экономика социализма такого типа не существовала сама по себе. Она была в роли исполнителя при государственной машине.

Обычно экономику сравнивают с организмом. Здоровым или не очень, сильным или слабым. Но - живым, не нуждающимся в указаниях: «Сердце, бейся, кровь - теки!» в экономике Советского Союза были столь обширны, что ни о каком подобии организму и речи быть не могло. Разве что это - не совсем живой организм, подключенный к аппарату диализа, искусственным легким и водителю ритма одновременно. И, продолжая аналогию, вместо крови у него - какая-то стерильная плазма. Потому что советский рубль был не просто неконвертируемым. Он существовал вне курса, в экономическом вакууме.

Искусственный валютный рынок

Функции государства в были столь обширны, что официальный курс национальной валюты никак не был связан ни с реальной валюты, ни с внешними котировками. Соотношение 1 рубль - 1 доллар существовало только внутри страны, нигде за ее пределами обменять рубли по такой цене было невозможно. Да и в Советском Союзе это соотношение было реальным только в пределах официальных сделок. Цены черного рынка были совсем другими. И как только страна отказалась от политики жесткой регуляции валютного рынка, курс рубля рухнул - точнее, занял ту позиции, которую и должен был занимать без искусственной поддержки.

В этом и беда искусственного регулирования экономики - существование внутри изолированного инкубатора со стерильной средой делает организм абсолютно нежизнеспособным. Нужно либо не покидать безопасную зону, либо готовиться к тому, что реальность сокрушит хрупкий стеклянный мир.

Чрезмерная статичность производства

Те же проблемы и у экономики, существующей в режиме жесткого регулирования. Она, конечно, стабильна - рыночные кризисы ее почти не касаются. Но плата за устойчивость - исключительная ригидность. Эта экономика не способна сама реагировать на неизбежные изменения реальности. И производство, и потребление регулируются в ручном режиме, а следовательно, соответствуют не действительным запросам, а представлениям об этих запросах, живущим в воображении руководящей структуры. Именно такова роль государства в экономической жизни. Социализм советского образца мог обеспечить граждан бесплатными квартирами, но не мог производить средства женской гигиены. Просто потому что потребность в квартирах значима в государственном масштабе, а потребность в прокладках - это мелочь, которую с высоты госуправления и рассмотреть нельзя.

Социальные гарантии в СССР

Но, наряду с такими очевидными недостатками, социально-экономическая система СССР была в своем роде уникальной. Да, прокладок не было - но квартиры-то были! Уровень социальных гарантий в СССР был на чрезвычайно высоком уровне.

Бесплатное жилье, бесплатная медицина, бесплатное обучение, гарантированное трудоустройство для выпускников... Возник любопытный парадокс: с одной стороны, средний в СССР был значительно ниже, чем в Европе или США. С другой же, он был действительно средним - то есть не было ни роскошных вилл для миллионеров, ни бомжей в картонных коробках. Можно говорить о том, что качество обслуживания в обычной советской больнице для непривилегированного пациента было ниже аналогичного во Франции или Англии. Но ведь можно и вспомнить, что во Франции или Англии человек без страховки практически теряет право на медобслуживание, а в СССР это была одна из социальных гарантий для всех.

Многие выпускники в Советском Союзе были недовольны распределением: далекие регионы, непрестижные предприятия. Сейчас, пожалуй, не один студент позавидовал бы этой практике. Гарантированная работа, бесплатное жилье, пускай и в общежитии, перспектива получения собственной квартиры.

Существующая в СССР социально-экономическая система, при всех своих недостатках, задала исключительно высокие стандарты в сфере заботы государства о человеке. А идеал просто недостижим.

Шведская альтернатива

Но роль социализма в экономической жизни может быть и другой. Швеция не отказывалась ни от частной собственности, ни от рыночной экономики. Но именно они построили «социализм с человеческим лицом», достигли цели, к которой больше 70 лет шел Советский Союз.

Шведы взяли из философской концепции лучшее - заботу о человеке, внимание к его нуждам и потребностям. И отказались от потенциально опасных из-за своей невыполнимости целей: отмены частной собственности и централизованного распределения. Шведская модель предполагает госконтроль за общественной и экономической жизнью - но только в сфере социальных гарантий. Ведь для этого вовсе не нужно монополизировать средства производства и уничтожать свободный рынок. Достаточно создать эффективную систему перераспределения.

Поддержка предпринимательства

К этому и свелась роль государства в экономической жизни. Социализм по-шведски - это справедливая система налогообложения и разумное, оправданное перераспределение средств.

В противоположность Советскому Союзу, эта страна максимально поощряет частное производство, особенно мелкое и среднее. Ведь это же идеальный вариант! Человек обеспечивает себя и работой, и средствами к существованию, да еще и платит налоги. И не нужно никому диктовать, сколько вырастить капусты, а сколько пошить рубашек. С этим отлично справится потребительский спрос. Чем больше зарабатывающих, состоятельных граждан, тем больше налогов они смогут заплатить, а следовательно, тем значительнее будут вливания в социальную сферу. При этом система налогообложения построена так, что предпринимателям выгодно увеличивать объемы производства, модернизировать и расширять предприятия.

Социализм по-шведски

Но это не означает, что шведы исключают регулирующую роль государства в экономической жизни. Социализм как забота о человеке достигается не с помощью монополизации производства, а путем оптимизации законодательной базы. Идея равенства нашла в Швеции практическое воплощение. Квалифицированные и неквалифицированные работники, мужчины и женщины - любой человек, выполняющий определенную работу, получает за нее деньги строго в соответствии с объективными факторами, такими как сложность задания и качество результата. Это - результат активности шведских профсоюзов, с которыми тесно сотрудничает государство.

Кроме этого, в стране исключительно высок общий уровень толерантности. Дискриминация по гендерному, расовому, религиозному признаку практически невозможна - наказание в этом случае не только сурово, но еще и неизбежно.

В Швеции нет системы всеобщих социальных гарантий, как в СССР, зато существует система государственных социальных страховок, которая распространяется на всех жителей. Каждый гражданин страны, независимо от уровня своих доходов, может рассчитывать на общественную поддержку в случае необходимости.

Таким способом шведы смогли реализовать утопическую теорию всеобщего равенства и защищенности, не отказываясь ни от частной собственности, ни от идей свободной торговли и предпринимательства.

Необходимость участия государства в экономическом процессе вызвана тем, что оно является самостоятельным субъектом общественной жизни, агрегирующим интересы членов общества на самом высоком уровне. Отсюда проистекают следующие экономические функции государства.

  • 1. Создание правовой и институциональной среды функционирования экономики.
  • 2. Поддержание благоприятной конкурентной среды.
  • 3. Перераспределение доходов и ресурсов для производства общественных благ.
  • 4. Поддержка макроэкономического равновесия и стабилизационные мероприятия в условиях меняющейся конъюнктуры;
  • 5. Осуществление предпринимательской деятельности в форме развития государственного сектора.

Национальная экономика как объект государственного регулирования представлена в виде многочисленных связей участников общественного производства, которые образуют экономические структуры данной экономической системы. Примером экономических структур являются процессы, приводящие к превращению капитала и труда в доход, процессы достижения некоторой эффективности экономической деятельности, перераспределение ресурсов производства и передел их стоимости, поддержание стабильного развития общественного производства, обеспечение равновесного развития экономики, поддержание курса национальной валюты и др. Отмеченные экономические структуры взаимосвязаны между собой прямыми и обратными связями, которые лежат в основе указанных экономических функций, регулирования экономики. В качестве иллюстрации экономических функций современного государства можно привести следующее.

Создание законодательных и других правовых условий функционирования экономики является центральной функцией государства в смешанной экономике. Установление государством «кодекса поведения» для субъектов социально-экономических процессов создает определенный хозяйственный порядок из хаоса частных устремлений. В большинстве современных стран хозяйственный порядок сложился постепенно естественным образом. Это относится к институту частной собственности, конкуренции, договорным отношениям, нормам права.

В ведущих европейских странах начало формирования хозяйственного порядка на принципах суверенитета и свободы относится к 14 веку в Англии, когда были приняты первые статусы о продолжительности рабочего дня и уровне заработной платы. На основе устойчивых форм экономических процессов естественным образом создавалась правовая база функционирования экономики.

В настоящее время правовое обеспечение функционирования хозяйственного механизма смешанной экономики включает предоставление законного статуса и прав предприятиям частной собственности. Законодательная база определяет формы предпринимательства, условия его функционирования и взаимоотношения между субъектами рынка. Государство, в рамках создания им правового обеспечения, выполняет роль третейского судьи в вопросах соблюдения производителями, потребителями, рыночными структурами различного масштаба и характера деятельности.

Широта функций государства по правовому обеспечению определяется перечнем объектов ГРЭ. В индустриально развитых странах разработано антимонопольное законодательство по ограничению недобросовестной конкуренции, создана законодательная база защиты права потребителей, проводится защита прав интеллектуальной собственности. Действует законодательство по достижению социальной стабильности и общественной безопасности. В России правовое обеспечение функционирования хозяйственного механизма помимо незавершенности процесса создания нормативной базы имеет и другие слабые стороны. Во-первых, это слабая связь между носителями и выразителями интересов граждан. Во-вторых, слабость гражданского общества, которое проявляется в действии рудиментарной традиции: человек сам по себе. В-третьих, государственный аппарат в России на протяжении многовековой недемократической традиции стремится максимально упростить (иначе говоря, сократить объем свобод и ответственности перед обществом).

Механизм рынка, зародившись из обменных процессов, своими функциями преобразует обменные и иные экономические процессы, создает новее условия своего существования. Эти новые условия, созданные механизмом рынка постепенно вступают в противоречия с ним. Противоречия механизма рынка постепенно расширяются до пределов, когда требуются действия внешних сил в лице государства. Можно отметить следующие изъяны механизмов рынка, требующие активной роли государства в экономике страны: существование долгосрочного равновесия на рынке при одновременно высокой безработице. Дж. М. Кейнс впервые провел анализ положения высокоразвитой страны и сделал следующие обобщения:

Возможность воспроизводства кризиса при сокращающемся спросе, снижающихся доходах населения, и сокращающихся инвестициях из-за недогрузки мощностей.

Механизм рынка меняет отраслевую структуру, отправляя в прошлое одни отрасли и содействуя возникновению новых отраслей. Эти процессы в ряде случаев приобретают затяжной социально неприемлемый характер (длительная структурная безработица).

Механизм рынка, приводя к концентрации производства, ослабляет конкуренцию. Возникает необходимость общехозяйственных, правовых и социальных условий, обеспечивающих эффективную конкуренцию. Создание таких условий становится уделом такой внешней силы как государство.

Механизм рынка порождает значительные конъюнктурные колебания и не равномерность развития отраслей, что сопровождается неравномерной притягательностью для капитала и труда. Возникает необходимость решения проблем безработицы, других социальных проблем посредствам перераспределения доходов. В большинстве стран социальная устойчивость становится предметом опеки государства на основе программ социального обеспечения. экономика государство регулирование

Современное общество нуждается в усилиях государства правового, организационного, финансового характера по направлениям, на которых рыночный механизм проявляет себя неудовлетворительно. Это относится к созданию и развитию инфраструктуры производства и социальной сферы, экологии, финансированию фундаментальных исследований и др.

Механизм рынка способствует развитию отдельных территорий либо их замедлению, или ориентирован на развитие территорий без учета народнохозяйственной целесообразности. Механизм рынка допускает значительные конъюнктурные колебания различной длительности, что делает необходимыми усилия государства по достижению умеренного, но постоянного экономического роста. В этих усилиях государства также нуждается поддержание рациональной структуры и производства занятости, валютного курса и др.

Рыночный механизм не чувствителен к проблемам социальной обеспеченности, что делает необходимым проведение экономической политики перераспределения доходов для поддержания системы социального обеспечения.

В ряде сфер общественного производства действия механизма при производстве благ является неэффективным. К таким благам относятся некоторые общественные товары, которые удовлетворяют потребности населения бесплатно.

Причиной неэффективности рыночного механизма при производстве общественных товаров является то, что при их производстве предельные издержки не зависят от количества потребителей. Поэтому необходима экономическая активность государства таких благ как внешняя и внутренняя безопасность, общее образование, связь, транспортный комплекс, управленческая и судебная система, поддержание здоровья на общественно необходимом уровне.

Рыночный механизм не в состоянии решить проблему внешних эффектов, которые состоят в том, что издержки или выгоды от хозяйственных решений не находят отражения в ценах. Расхождение между частной и общественной выгодой является внешним эффектом. Предприятие, использующие воду без очистных сооружений снижает свои издержки производства. Но загрязнение воды в водоемах приводит к антисанитарии, гибели рыбы и др. в данном случае для общества проявились отрицательные внешние эффекты (экстернами), так как общество вынуждено нести дополнительные затраты по созданию экономически благоприятной среды. Вместе с тем могут возникать внешние положительные эффекты, когда хозяйственная деятельность одних участников рынка без дополнительных затрат для других его субъектов приводит к получению последними дополнительных выгод. Так, осушение болот одним из сопредельных хозяйств ведет к получению выгод от мелиоративных работ другими хозяйствами.

Внешние отрицательные эффекты создают экономическую ситуацию, когда издержки, служащие частному индивидуальному равновесию не совпадают мс народно хозяйственным равновесием. Народнохозяйственные издержки выше частнохозяйственных, а разницу в той или иной форме покрывает общество, что следует определить как несправедливость. В этом случае государство должно через материальную ответственность субъектов получателей частного положительного эффекта компенсировать общество несправедливо получаемые блага.

Производство общественных товаров ведется в значительных рамках государственного сектора экономики, где государство выступает как предприниматель, инвестор, организатор НИОКР, и в значительной мере как потребитель продукции. Основной недостаток государственного сектора в России состоит в том, что он не является продуктом развитой рыночной экономики, но формируется в ходе трансформации центрально управляемого хозяйства в рыночное.

В ряде случаев механизм рынка, способствуя концентрации производства, капитала и рабочей силы, не служит политическим интересам государства. Показательным представляется то, как развивается экономика в территориальном плане в Канаде, Японии, в СССР и сегодня в России. Пребывание на поводу политических ориентиров ведет к тому, что на огромных пространствах Сибири, Севера и Д. Востока не достигается оптимальная концентрация производства, капитала и рабочей силы. В результате Россия имеет низкие экономические показатели и низкий уровень жизни и формируется общественное мнение о том, что, не лучше ли эти территории присоединить к другим странам с более высокими экономическими показателями.

Правовые процедуры государства в рыночной экономике имеют значительное экономическое содержание. Создание правового общества служит основой проникновения государства в сферу рационального использования экономических ресурсов, упорядочения социальных взаимодействий участников рынка. Государство поддерживает взаимосвязь между демократическими процессами и рыночной экономикой в меру успешности развития последней. Демократия относится к группе достаточных условий жизни общества. В ряде случаев экономическая демократия разъединена с политической демократией. Известны примеры успешного рыночного развития (Сингапур, Гонконг, Чили) без достаточных институтов политической демократии. Экономические реформы, проводимые государством, могут осуществляться как в странах рыночного типа с диктаторскими политическими режимами и соответствующими им способами, так и в странах с значительными демократическими традициями, но с отсутствующими рыночными институтами (Чехия, Польша и другие страны Восточной Европы, Россия).

В условиях рынка режим частной собственности не является абсолютным, права собственности ограничены законодательством, что позволяет собственнику трансформировать эту организацию лишь в пределах обеспечения стабильности условий труда, выполняемых функций и др. Например Кодекс о труде является воплощением таких ограничений по установлению найма и увольнения, границ труда и отдыха, минимальной часовой, дневной, месячной оплаты труда.

Пространство экономических процессов, подпадающих под функцию создания благоприятной правовой и институциональной среды включает также ряд мероприятий государства по регулированию процессов передела собственности. Рыночные отношения порождают постоянную подвижность капитала и собственности, так как конкуренция устраняет гарантии существующей эффективности и следовательно создает обстановку постоянного передела собственности, изменения системы правомочий по поводу любого объекта экономической деятельности. Постоянная проблема перераспределения экономической власти требует от государства необходимости следовать ясно очерченным принципам ограничения монополизма. Известно, что в условиях рынка инновации становятся условием передачи контроля над ресурсами от организаций с неэффективным их применением к эффективно действующим, проявлением таких процессов являются банкротства, санация, слияния и добросовестное поглощение. Однако экономические субъекты не нейтральны к этим процессам и государству необходимо прозрачно жестко обеспечивать правовую основу процессов изменения правомочий собственности. В противном случае криминал будет заполнять правовой вакуум.

Реализация второй экономической функции государства предполагает не только обеспечение прав собственности и норм экономической деятельности, но такого ограничения монополизма, которое дополнялось бы по меньшей мере сохранением пространства конкурентных отношений, способствующих эффективному производству, рациональному использованию ресурсов и общественному благосостоянию. Успех экономических структур реализуется в экономическом росте и преобразованиях, центральным звеном которых являются различные нововведения (технические нововведения, новые формы организации производственной деятельности, эффективное распределение ресурсов). Поэтому поощрение конкуренции, дополненное расширением разнообразия потребительского выбора и устранением локальности рынков вторая по значимости функция регулирования экономики государством.

Общий процесс развития производства и эволюция рыночной системы со временем требуют такой гибкости от корпораций, возникших на основе применения инноваций, на которую они в их нынешнем состоянии не могут дать положительного ответа. Инновации и гибкость рыночного поведения, ставшие ранее предпосылкой роста и концентрации организации в условиях свободы предпринимательства, с некоторых пор становятся недоступны другим участникам рынка. Такой разлад между средой, породившей концентрированное производство и корпорациями, требует согласования широкого спектра интересов участников рынка. В такой ситуации государство вынуждено выбирать между монополией на рынке продукции и монополией на рынке организаций. Так, если в условиях реформирования РЖД государство позволит одной компании по перевозкам скупить другую, то на рынке услуг по перевозкам конкуренция снизится. С другой стороны, если Федеральная антимонопольная служба запретит такую сделку, то понизится конкуренция производства и труда. Поскольку стратегическим является недопущение дефицита продукции и снижение ее разнообразия, мощная организация более пригодна к продуцированию большего разнообразия товаров и услуг, то возникает проблема выбора. Чему отдать предпочтение? Или обеспечить разнообразие товаров и услуг через поддержку мощных экономических структур на рынке посредством устранения ряда атомизированных неэффективных организаций, или же поддержать разнообразие атомизированных экономических структур, совершенно конкурентную среду, но недостаточно эффективную. Поскольку власть легче сращивается с крупной собственностью, что сопровождается ограничением или исчезновением экономической демократии, то предпочтительнее неуменьшение пространства демократии посредством предотвращения недобросовестных слияний и поглощений.

Перераспределение ресурсов и доходов это прерогатива механизма рынка, однако, с этой ролью в ряде случаев он справляется с данным процессом неудовлетворительно из-за значительного времени или из-за неполного использования экономических ресурсов. Поскольку индивидуальное и общественное сознание не в силах согласиться на длительное и обширное для домохозяйств снижение уровня потребления, то призывается государство решить такую проблему по принципу «все и сейчас». Функция государства как регулятора процессов распределения и перераспределения реализуется через установление условий работы фондовой биржи и рынка ценных бумаг в целом, гарантирование возврата вкладов посредством их обязательного страхования.

Регуляторная перераспределительная деятельность государства обнаруживает себя в системе социальных гарантий в виде прожиточного минимума, минимального размера заработной платы, проведении трансфертов и иных льгот по оплате услуг ЖКХ, направленных на ослабление дифференциации доходов.

Наконец замыкающей функцией государства являются различные стабилизационные мероприятия по применению регуляторов экономического роста, низкой инфляции и полной занятости. Эта функция наиболее противоречива, так форсирование экономического роста посредством понижения ставки рефинансирования и увеличения государственных расходов и инвестиций в неоднородной по уровню технологического развития экономике будет сопровождаться ростом инфляции и отставанием в производительности. В пределах стабилизационной функции регулятор принимает решения о поддержании курса национальной валюты посредством взаимосвязанной балансировки платежного баланса страны. Те же цели преследует политика структурных преобразований, когда государство выступает заказчиком высокотехнологичной продукции, которая распределяется среди организаций и предприятий социальной инфраструктуры: образования, медицины, культуры, академической науки и других фундаментальных исследований.

Новое на сайте

>

Самое популярное