Домой Россельхозбанк Субъекты и институты рынка. Основные институты рыночной экономики

Субъекты и институты рынка. Основные институты рыночной экономики

Финансовый рынок. Финансовый рынок – совокупность рыночных институтов, направляющих поток денежных средств от их собственников к заемщикам

Финансовый рынок – совокупность рыночных институтов, направляющих поток денежных средств от их собственников к заемщикам. Это организованная система торговли финансовыми инструментами. Элементы структуры финансового рынка:

Рынок ссудных капиталов;

Рынок ценных бумаг;

Страховой рынок;

Валютный рынок.

Основным звеном является рынок ссудных капиталов. Ссудный капитал – это денежные средства, отданные в ссуду под определенный процент при условии возвратности. Формой движения ссудного капитала является кредит. Основными источниками ссудного капитала служат денежные средства, высвобождаемые в процессе воспроизводства.

К ним относятся:

Амортизационный фонд предприятий;

Часть оборотного капитала;

Прибыль;

Денежные доходы и сбережения населения;

Денежные накопления государства.

Функции рынка определяются его сущностью и ролью, а также задачами по воспроизводству рыночных отношений. Выделяют пять основных функций:

Обслуживание товарного обращения через кредит;

Аккумуляция или собирание денежных сбережений предприятий, населения, государства и иностранных капиталов;

Трансформация денежных фондов непосредственно в ссудный капитал и использование его в виде капиталовложений;

Обслуживание государства и населения как источник капитала для покрытия государственных и потребительских расходов;

Ускорения концентрации и централизации капитала, содействие образованию мощных финансово-промышленных групп.

Посредством рынка ссудных капиталов как экономической категории можно измерить и определить движение, объем, направление денежных фондов, идущих на развитие общественного воспроизводства, установить классовый спектр использования денежного капитала, воздействие его на социально-экономические отношения. Финансовый рынок – составная часть финансовой системы. Финансовый рынок в России стал ускоренно развиваться в 1992 г. Большое влияние на развитие этого рынка оказал процесс приватизации, который способствовал развитию рыночной структуры и формированию у людей рыночного менталитета. В 1992 г. состояние российского финансового рынка было достаточно неустойчивым, операции на денежном рынке и рынке ценных бумаг характеризовались низкими объемами, банковский сектор развит был слабо, особенно в регионах. К 1995 г. на российском финансовом рынке сформировалась достаточно широкая инфраструктура: рынок межбанковских кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты.

Рыночная экономика -- это экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п. Это экономика, в которой только решения самих покупателей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения.

С позиции истории бизнеса рыночная экономика -- экономическая система, направляемая и регулируемая механизмом стихийных рыночных трансакций в институциональной среде и господстве соответствующих институтов.

По мнению ряда экономистов, «рынок», под чем принято понимать основанную на свободе договора, ценообразовании по закону спроса и предложения и встречном обороте денежной массы (то есть товарно-денежная рыночная система) представляет собой не более чем одну из исторически обусловленных и исторически преходящих форм товарообмена и товарораспределения.

В рыночной экономике выделяются основные институты:

1. Рынок ценных бумаг

Российский рынок ценных бумаг (РЦБ) имеет давнюю историю. Его расцвет пришелся на конец 19 - начало 20 века. Рынок ценных бумаг, является составной частью совокупного финансового рынка. С этой точки зрения, рынок ценных бумаг отличается от иных рынков только объектом сделок: если для товарных и ресурсных рынков таковыми являются товары и ресурсы соответственно, то на РЦБ обращаются специфические объекты - ценные бумаги.

РЦБ выполняет несколько функций, которые условно делят на две группы:

  • А) Общерыночные функции, присущие, как правило, любым рынкам:
    • * коммерческая: участники РЦБ стремятся получить прибыль от совершения сделок с ценными бумагами;
    • * ценовая: на РЦБ под воздействием спроса на ценные бумаги и их предложения формируются рыночные цены финансовых инструментов;
    • * информационная: с помощью рынка ценных бумаг его участники получают необходимые сведения о торгуемых ценных бумагах, о событиях, оказывающих воздействие на цены финансовых средств, а также иную полезную информацию. Кроме того, надо учитывать, что рынок ценных бумаг чутко реагирует на происходящие и предполагаемые изменения в политической, социально-экономической и других сферах жизни общества. В этой связи, обобщенные показатели РЦБ (индексы РЦБ) используются как один из макроэкономических показателей, характеризующих состояние экономики страны в целом;
    • * регулирующая: на РЦБ устанавливаются правила выпуска и обращения ценных бумаг, способы обеспечения прав и законных интересов участников сделок, порядок разрешения возникших коллизий.
  • Б) Специфические функции, присущие исключительно рынку ценных бумаг:
    • * РЦБ играет роль регулировщика инвестиционных потоков и позволяет обеспечивать оптимальную для общества структуру использования ресурсов. Именно через РЦБ осуществляется значительная часть перелива капиталов в отрасли, обеспечивающие наибольшую рентабельность вложений;
    • * Рынки ценных бумаг обеспечивают массовый характер инвестиционного процесса, позволяя любым экономическим субъектам (в том числе обладающим номинально небольшим инвестиционным потенциалом) осуществлять инвестирование в ценные бумаги;
    • * РЦБ является важным инструментом государственной финансовой политики. С помощью государственных ценных бумаг государство может решать ряд задач:
    • - финансирование дефицита бюджетов различных уровней;
    • - финансирование конкретных проектов;
    • - регулирование объема денежной массы, находящейся в обращении;
    • - поддержание ликвидности финансово-кредитной системы.

Указанные специфические функции РЦБ можно условно отнести к его перераспределительным функциям. Кроме них, РЦБ выполняет и иную специфическую функцию - страхование ценовых и финансовых рисков (так называемое хеджирование рисков). Это становится возможным в основном благодаря использованию производных ценных бумаг - опционов и фьючерсов.

Классификация рынков ценных бумаг, как правило, основывается на классификации самих ценных бумаг. С этой точки зрения рынки ценных бумаг можно условно разделить на следующие виды:

  • * в зависимости от обращения ценных бумаг на международных рынках - межгосударственные и национальные;
  • * с учетом охвата рынком конкретных ценных бумаг территории государства - федеральные и региональные;
  • * по типу обращающихся ценных бумаг - рынок акций, рынок облигаций, рынок производных ценных бумаг и т.п.;
  • * в зависимости от типа эмитента ценных бумаг - рынки государственных, муниципальных и корпоративных ценных бумаг;
  • * с учетом вовлечения в сделки с ценными бумагами их эмитентов - первичные и вторичные;
  • * по способу организации торговли с ценными бумагами - организованные и неорганизованные, биржевые и внебиржевые.

Каждый участник рынка ценных бумаг, вступая во взаимоотношения с иными субъектами этого рынка, стремиться получить прибыль. При этом ожидаемый доход должен соотноситься с уровнем риска.

2. Рынок товаров и услуг

Рынки товаров и услуг весьма многочисленны из-за многочисленности и разнообразия самих товаров и услуг. Поэтому целесообразно рассмотреть хотя бы основные их виды.

Рынок услуг базируется на быстрорастущем третичном секторе экономики. В валовом внутреннем продукте мира (36,4 трлн долл. в 2003г.) на услуги приходилось 68%.

В развитых странах на рынке услуг доминируют услуги образования, здравоохранения, культуры и искусства, связи и информации, жилищно-коммунальные, финансовые, а в развивающихся странах преобладают традиционные услуги -- транспортные, услуги торговли и общественного питания.

Для рынка услуг характерно то, что услуги в основном должны потребляться на месте их производства и поэтому здесь мало места посредничеству между производителями и потребителями услуг. Другая характерная черта ряда рынков услуг -- бесплатность многих из них для потребителей (например, начального, среднего и значительной части высшего образования), так как ряд услуг считается социально значимыми и оплачивается из государственного и муниципального бюджетов.

Рынок товаров делится на рынки следующих товаров:

Рынок потребительских товаров характеризуется прежде всего массовостью производства и сбыта этих товаров. Другой важный момент -- рост доли товаров длительного пользования, т.е. тех, которые используются в течение долгого времени, обычно в течение нескольких лет (дома, легковые автомобили и др.).

Рынок инвестиционных товаров характерен тем, что на нем товары покупаются в основном фирмами, а не домашними хозяйствами. При этом нередко количество покупателей и продавцов немногочисленно (например, на рынке магистральных самолетов).

На рынке сырьевых товаров идет торговля прежде всего сельскохозяйственным сырьем и продовольствием, промышленным сырьем, а также энергоносителями и энергией. Сравнительно небольшое разнообразие этих товаров позволяет организовать биржевую торговлю многими из них в отдельных странах и в мире в целом (например, на Лондонской бирже металлов). Значение торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием в мире постепенно уменьшается, значение торговли энергоносителями и энергией сохраняется.

Рынок готовых изделий в целом растет быстрее сырьевого рынка. Готовые изделия доминируют во внутренней торговле большинства стран, а также в мировой торговле товарами.

3. Рынок капитала и инвестиций

Капитал является одним из основных элементов общественного богатства.Капитал в широком смысле слова -- это любой ресурс, создаваемый с целью производства большего количества экономических благ. Получение пределенного потока товаров и услуг в будущем предполагает наличие в производственном процессе определенного запаса ресурсов длительного пользования, т. е. капитала. Капитал отличается от земли тем, что он обладает способностью воспроизводства, в то время как земельный фонд представляет фиксированную величину и не может быть быстро увеличен.

Различают две основные формы капитала: физический (материально-вещественный) капитал (машины, здания, сооружения, сырье и т. д.) и человеческий капитал (общие и специальные знания, трудовые навыки, производственный опыт и т. д.). Строго говоря, человеческий капитал -- это особая разновидность трудовых ресурсов. Поэтому под капиталом в собственном смысле слова обычно подразумевают только физические, материальные факторы. Физический капитал разделяется, в свою очередь, на основной капитал, куда относятся реальные активы длительного пользования, такие, как здания, машины, оборудование, и оборотный капитал, расходуемый на покупку средств для каждого цикла производства: сырья, основных и вспомогательных материалов труда.

Основной капитал служит в течение нескольких лет и подлежит замене (возмещению) лишь по мере его физического или морального износа (последнее означает обесценение основного капитала по мере удешевления его производительности или с началом выпуска машин и оборудования принципиально нового качества, что делает использование старого основного капитала технически и экономически невыгодным).

Оборотный капитал полностью потребляется в течение одного цикла производства, и его стоимость включается в издержки производства целиком, в отличие от основного капитала, стоимость которого учитывается в издержках по частям.

Сегодняшняя ценность капитала зависит от того, что капитал может произвести в будущем. Для производства дохода владелец капитала должен отказаться от текущего потребления в надежде получить более высокое вознаграждение в будущем. Поток будущего дохода должен стимулировать создание сегодняшнего запаса. Чтобы создать этот запас, в свою очередь, необходим поток сбережений.

Фактор времени приобретает при анализе капитала первостепенное значение. Доход на капитал будет произведен лишь в том случае, если собственник капитала передаст его для производительного исполь-зования предпринимателю (или сам станет предпринимателем). При этом капитал, ссужаемый на время, должен вернуться с приращением. Этот прирост, возвращаемый собственнику капитала, и называется процентом.

Инвестиции.

Для создания увеличения капитала необходимы вложения денежных средств -- инвестиции.

Инвестирование -- это процесс создания или пополнения запаса капитала. Обычно под процессом инвестирования понимают приток нового капитала в данном году. Различают валовые и чистые инвестиции. Валовые инвестиции -- это общее увеличение запаса капитала. Валовые инвестиции сравниваются с затратами на возмещение. Возмещение -- это процесс замены изношенного основного капитала. Чистые инвестиции -- это валовые инвестиции за.вычетом средств, идущих на возмещение.

Валовые инвестиции -- Возмещение.= Чистые инвестиции

Государственные инвестиции. Этот сегмент рынка особый. И вот почему. Единственными настоящими владельцами сбережений и соответственно единственными реальными инвесторами в экономике рыночного и смешанного типа являются семьи граждан страны. Именно они приносят в банки, вкладывают в облигации и акции собственные сбережения. Но в такой экономике переходного типа, как российская, государство выступает не только как активный, но и, более того, как один из крупнейших инвесторов. Часть инвестиций государства носит характер собственного капитала (золотой запас, например, т.е. его стоимость, выраженная в деньгах, которыми пользуется государство, валовой национальный доход), а часть - заемного (государство тоже выпускает облигации, например, так называемые облигации государственного займа, имевшие большое распространение при социализме). Преобладание государственных инвестиций на рынке капитала свидетельствует о достаточно слабом развитии следующего сегмента рынка капитала - рынка акций.

Рынок акций. Прежде всего, заметим, что акция - это ценная бумага, выдаваемая инвестору в обмен на полученные от него денежные средства для развития фирмы и подтверждающая его права как совладельца имущества фирмы и ее будущих доходов.

Акции бывают:

  • - обыкновенными (ценная бумага, владелец которой имеет право на участие в управлении акционерным обществом и получение части его чистой прибыли);
  • - привилегированными (ценная бумага, владелец которой имеет право на дивиденды фиксированной величины независимо от того, сколько чистой прибыли фирма получила реально, но не имеет права участвовать в управлении ею).
  • 4. Рынок труда и заработная плата

Среди рынков ресурсов рынок труда занимает особое место, ибо объектом взаимоотношений здесь выступает труд - ресурс, который неотделим от человека, наделенного специифическими психофизиологическими, социальными, культурными, религиозными, национальными и т.п. особенностями. Эти особенности оказывают существенное влияние на мотивацию и степень трудовой активности людей, отражаются на состоянии рынка труда и цене труда - заработной плате. Существует множество теорий заработной платы. Теория рыночной экономики исходит из того, что заработная плата - это цена труда, доход, получаемый наемным работником за предоставление услуг труда в единицу времени.

Заработная плата - важнейшая и наиболее массовая форма дохода в любой рыночной экономике, она составляет примерно 3/4 валового национального дохода страны. Регулирование многих процессов в экономике связано с движением заработной платы. Рассматривая величину заработной платы, необходимо различать: номинальную заработную плату, которую работник получает за предоставленные им услуги труда; реальную заработную плату - то количество товаров и услуг, которые работник может купить на свою заработную плату. Реальная заработная плата зависима от номинальной зарабоной платы и в обратной зависимости - от уровня цен товаров. Реальная заработная плата может падать даже при росте номинальной заработной платы (если цены растут быстрее, чем номинальная заработная плата). Как и всякая цена, заработная плата определяется на рынке - рынке труда. Рынок труда - это система экономических механизмов, норм и институтов, устанавливающих связи между фирмами, предъявляющими спрос на труд, и предложением труда со стороны населения. Субъекты рынка труда - наемные рабочие, предприятия, профсоюзы и государство.

Спрос на труд формируют предприниматели, исходя из предельной производительности труда и сложившейся на рынке цены труда (ставки заработной платы), т.е. руководствуясь правилом MRPL = W, спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы.

Предложение труда - это активный спрос работников на рабочие места, оно представляет собой то количество рабочего времени, которое работники готовы предложить предпринимателям при каждом конкретном уровне заработной платы.

Предложение труда в целом по стране зависит от:

Купля-продажа рабочей силы может происходить в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Совершенно конкурентный рынок труда характеризуется полным, абсолютным равенством условий купли-продажи рабочей силы: одинаковыми квалификацией и качеством труда, наличием полной информации о свободных рабочих местах и уровне заработной платы, мобильностью рабочей силы, невозможностью воздействовать на заработную плату ни со стороны покупателя, ни со стороны продавца. Объединив кривые спроса и предложения труда, можно проанализировать рынок труда. Равновесие на рынке труда достигается при соответствии спроса и предложения труда.

График. Индекс рынка труда Москвы.

С начала 2008 года по версии индекса положения рынка труда столицы выглядит именно так. На графике видно, что ситуации на рынке варьируется постоянно. На конец первой декады февраля активность соискателей составляет 104,52 единицы, т.е. работодателям есть из чего выбирать. Покрытие составляет 2,43 человек на место, конкурсная ситуация - 0,78 человек на место. То есть в целом можно сказать, что пока рынок труда Москвы - это рынок соискателя.

5. Кредитный рынок

Кредит представляет собой систему отношений по мобилизации временно свободных денежных средств и предоставления их в ссуду на условиях возвратности, срочности и платности. Кредит - это форма движения ссудного капитала.

Кредит выполняет в экономике важные функции:

Кредитный рынок - это сфера, где покупаются и продаются денежные средства (на условиях платности, срочности, возвратности), созданные кредитноденежными и финансовыми институтами страны.

Предпосылками существования кредитного рынка выступают:

Объектом купли-продажи на кредитном рынке являются деньги Центрального банка и ценные бумаги: краткосрочные облигации, векселя, сберегательные и депозитные сертификаты, банковские акцепты и пр.

Относительной ценой предоставляемых кредитов является банковская процентная ставка. Для принятия решений субъектам экономики необходим ориентир на кредитном рынке. Эту функцию выполняет учетная ставка (или ставка рефинансирования), по которой Центральный банк страны кредитует коммерческие банки.

Различают номинальные и реальные процентные ставки. Рыночный уровень процентной ставки зависит от спроса и предложения на кредитном рынке, которые, в свою очередь, определяются:

  • * общими масштабами развития производства;
  • * совокупными размерами накоплений и сбережений в обществе;
  • * уровнем инфляции;
  • * циклическими колебаниями экономики;
  • * государственным регулированием кредитно-денежной системы;
  • * международными кредитно-денежными отношениями.

Основными участниками кредитного рынка выступают:

  • * первичные инвесторы свободных денежных средств;
  • * заемщики в лице юридических, физических лиц и государства;
  • * посредники в лице кредитно-финансовых организаций.

Рынок - это совокупность институтов, обеспечивающих организацию совместной экономической деятельности людей, экономического обмена между ними в форме купли-продажи товаров и услуг. Функционирование рынка основано на таких базовых принципах, как:

Частная собственность;

Добровольное и эквивалентное взаимодействие самостоятельных и независимых экономических субъектов;

Конкуренция.

Совокупность институтов образует целостную систему или институциональную среду. «Рыночность» институтов определяется соответствием их характера основным принципам рыночной экономики:

Свободы хозяйственной деятельности;

Всеобщности рыночных отношений;

Плюрализма и равноправия форм собственности;

Саморегулирования хозяйственной деятельности;

Свободного ценообразования;

Самофинансирования и экономической ответственности;

Гармоничного сочетания государства и рынка.

В соответствии с наиболее признанной формулировкой, под институтами понимаются формальные и неформальные правила, структурирующие формы социальных взаимоотношений во всех сферах общественной жизни, а также механизмы их соблюдения. Из сказанного следует, что институты выступают как ограничения социальных действий в самом широком понимании или как правила игры в тех иных секторах общего социального пространства.

Важнейшими рынками, где функционируют реальные рыночные институты, процессы и механизмы, являются рынки факторов производства, финансовые и товарные.

Системообразующую функцию в рыночной экономике играет рынок факторов производства (их делят на четыре группы: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность). Их рассматривают также какфакторы предложения . Иногда, в зависимости от цели анализа, в их состав включают технологию, информацию и экологию.

Институционально-организационной основой функционирования рынка факторов производства является биржевой механизм (товарные и фондовые биржи, биржи труда и др.).

Финансовые рынки охватывают рынок денежных средств, валютный рынок, рынок золота, рынок капитала. Последний часто подразделяют на рынок ценных бумаг (фондовый рынок) и рынок ссудных капиталов.

К основным институтам товарных рынков (рынков товаров и услуг) относят торговые предприятия (оптовые и розничные), торговые дома и товарные биржи.

Вопросы функционирования рынков, в том числе и требования, предъявляемые к его участникам, регулируются как государственными органами, так и собственно рыночными механизмами . Впереходных экономиках, в том числе и в Беларуси, ключевые рыночные институтыразвиты еще недостаточно . В экономике сохранились монополии, многие из них даже укрепили свои позиции. Тем не менее, по мере роста открытости белорусской экономики и освоения государством методов антимонопольной политики постепеннозарождается конкурентная среда ; созданы почти всебазовые элементы рыночной системы,негосударственные финансовые учреждения , в том числе коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды, фондовые биржи и др.; действуютрыночные финансовые механизмы и рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, курсы, дивиденды и др.).

Но для полноценного функционирования экономики необходимы более глубокие и всесторонние институциональные преобразования, в том числе увеличение потенциала исовершенствование созданных институтов (например налоговой системы), а такжеформирование новых структур (рынков капитала, земли, труда), которые пока находятся на начальной стадии своего развития. Все это требует комплексных и последовательных мер поукреплению института частной собственности , проведению эффективнойприватизации , совершенствованиюмеханизмов банкротства несостоятельных предприятий и выведению их из экономического оборота без нанесения существенного ущерба коллективам работников.

Ключевым элементом перехода к рыночной системе хозяйствования является созданиеэффективно действующих рынков труда . Как фактор производства труд - самый значимый из всей их совокупности. В промышленно развитых странах на долю труда приходится до 75 % ВНП.

Рынок труда - этомногоуровневая система рыночных институтов , организаций и учреждений государственного сектора, бизнес-сообщества и общественных объединений (профсоюзов и др.), решающих всю совокупность проблемвоспроизводства рабочей силы и использования труда.

Эффективно действующие рынки труда необходимы для того, чтобы облегчить переход работника на другое место работы , где его труд наиболее производителен.

Для эффективного функционирования рынков труда в условиях свободы предпринимательства требуется характерная для развитой рыночной экономики экономическая инфраструктура , предусматривающая частную собственность, конкуренцию, рынки капитала и мобильность рабочей силы. И до тех пор, пока такая инфраструктура не создана, за государством остаются важнейшие функции в регулировании рынка труда.

Государственная политика в социально-трудовой сфере в переходный период направлена на удержании безработицы на максимально низком, экономически эффективном и политически приемлемом уровне.

Ведущим стратегическим направлением развития рынка труда в Беларуси остается его перевод на эффективные рыночные (включая биржевые) механизмы ссохранением ключевой роли государства в создании общесистемных условий становления рыночных институтов, правовой защите трудящихся, установлении социальных стандартов и уровня минимальной заработной платы, регулировании налоговой нагрузки на труд, развитии социального партнерства (государства, бизнеса, профсоюзов) в области занятости населения.

Капитал как фактор производства - это созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг, или средства производства, инвестиционные товары, которые не участвуют непосредственно в удовлетворении потребностей человека (оборудование, здания и сооружения). С этих позицийрынок капитала представляет собой рынок финансового капитала (прежде всего кредитный рынок), т.е. финансовых средств, предназначенных для приобретения оборудования, зданий и сооружений.

Потоки капитала, в том числе международные, классифицируются по формам. По функциональному назначению различают движенияссудного капитала (в виде кредита) ипредпринимательского капитала (в виде инвестиций); по принадлежности выделяютчастный и государственный капитал, по целевому назначению -частные и государственные, прямые и портфельные инвестиции ; по срокам движения -кратко-, средне- и долгосрочный капитал.

Рынок краткосрочного ссудного капитала, или денежный рынок , - это рынок сделок по краткосрочным ценным бумагам с низким уровнем риска. Основнымиценными бумагами денежного рынка являются казначейские векселя, коммерческие бумаги, банковские акцепты и свободно обращающиеся депозитные сертификаты.

Как показывает развитие мировой экономики, доминирующее место в системе финансовых рынков занимаютрынки капитала . Собственно рынок капитала функционально подразделяется на рынокценных бумаг и рынокссудного капитала .

Рынок ссудного капитала - это рынок среднесрочных (от 1 года до 5 лет) и долгосрочных (свыше 5 лет) ссуд, опосредующий соединение предложения денежных накоплений нефинансового сектора и спроса на ссуды, необходимые для финансирования (инвестиций). Часто его называют рынком капитала. Онохватывает рынок банковских ссуд и рынок долговых ценных бумаг (облигаций, векселей и др.).

Рынок ценных бумаг - часть рынка капитала, где осуществляются эмиссия, купля-продажа ценных бумаг и прав на них.Ценные бумаги - платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.) и фондовые ценности (акции, облигации и др.) в национальной и иностранной валютах.

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) выполняет две функции. Первая заключается в обеспечении гибкого межотраслевого перераспределения капиталов и мобилизации денег населения . Вторая предполагаетмобилизацию временно свободных денежных средств для удовлетворения нужд государства и других организаций.

Рынок ценных бумаг в свою очередь делится на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой, срочный и спотовый.

Таким образом, рынок капитала - это долгосрочный сегмент рынка ссудных капиталов, включающий прежде всего выпуск облигаций и акций и их вторичные рынки. На нем аккумулируются и обращаются долгосрочные капиталы и долговые обязательства. В условиях рыночной экономики он является основным видом финансового рынка, с помощью которого компании изыскивают источники финансирования своей деятельности.

Именно наличие и развитость рынков капитала отличают промышленно развитые страны от развивающихся и стран с переходной экономикой, где возможности мобилизации промышленного и торгового капиталов либо отсутствуют, либо весьма ограничены.

Состояние и тенденции развития рынка капитала в Беларуси. Становление рынка капитала в стране началось в 1990 г. с принятием Закона «О Национальном банке Республики Беларусь» и шло по таким направлениям, как формирование национальной финансово-кредитной системы, межбанковского, валютного и фондового рынков. В 1994 г. была учреждена Межбанковская валютная биржа (МВБ), в 1999 г. - Белорусская валютно-фондовая биржа (БВФБ).

Рынок капитала в форме торговли продукцией производственно-технического назначения складывается в стране с конца 80-х гг. XX в. и ныне функционирует в системе финансовых и товарных рынков страны.

Важнейшей проблемой современного этапа развития рынка капитала является отставание его потенциала, объема и динамики от темпов роста белорусской экономики, от потребности формирования внутренних инвестиционных ресурсов и их перераспределения в реальный сектор. Это сдерживает создание в Беларуси эффективной инвестиционно-инновационной модели развития.

Валютный рынок - это система экономических и организационных отношений, возникающих между домашними хозяйствами, фирмами, коммерческими банками и другими финансовыми учреждениями по операциям купли-продажи иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах.

Институциональными участниками валютного рынка являются коммерческие и центральные банки, валютные биржи, брокерские агентства, международные корпорации (субъекты - и экспортеры, и импортеры).

Республика приступила к формированию валютного рынка в 1992 г. Главным валютным рынком является Межбанковская валютная биржа (с 1999 г. - ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»). Членами МВБ являются банки или другие финансовые учреждения, имеющие лицензию на ведение валютных операций. Непосредственное проведение торгов и определение текущего курса поручено специальному сотруднику биржи - курсовому маклеру.

В условиях ограниченных иностранных инвестиций ситуация на валютном рынке страны в основном зависит от тенденций во внешней торговле и механизмов финансирования экспортно-импортных потоков.

Фондовый рынок является частью рынка капитала, где осуществляютсяэмиссия и купля-продажа ценных бумаг .Основное его назначение состоит в обеспеченииаккумулирования временно свободных денежных средств для инвестирования в перспективные отрасли экономики. Кроме того, фондовый рынок, или рынок ценных бумаг, решает такие задачи, как обслуживание государственного долга, перераспределение прав собственности, спекулятивные операции.

Общая структура фондового рынка представленаинвесторами (стратегическими и институциональными),эмитентами (организациями, заинтересованными в привлечении денежных средств для развития производства),инфраструктурой - связующим звеном между инвесторами, эмитентами иорганами регулирования его деятельности.

Функционирование фондового рынка (первичного и вторичного) обеспечивают профессиональные участники : операторы (брокеры, дилеры);организаторы работы бирж (торговых площадок);клиринговые организации, банки и депозитарии; реестродержатели.

В современной рыночной экономике эффективный фондовый рынок рассматривается как главное национальное достояние. Рынок ценных бумаг является одним из основных источников финансирования инвестиций в реальном секторе экономики.

Из всей совокупности функций фондового рынка особенно важны:

инвестиционная, т.е. образование и распределение инвестиционных ресурсов, необходимых для развития производства;

передела собственности путем использования пакетов ценных бумаг, прежде всего акций.

Беларусь приступила к формированию национального фондового рынка в 1992 г., когда был принят Закон «О ценных бумагах и фондовых биржах».

Прозрачность и контролируемость фондового рынка со стороны государства обеспечивает Департамент по ценным бумагам при Министерстве финансов Республики Беларусь

В настоящее время роль фондового рынка в развитии экономики страны недостаточна. Имеются проблемы и в развитии самого фондового рынка. Одна из них состоит в отсутствии существенных объемов иностранных инвестиций в его инструменты. Другая - в невысоком уровне капитализации национального фондового рынка, что объясняется низкими рыночными спросом и предложением на нем.

Таким образом, в настоящее время в республике сложилась ситуация, когда, с одной стороны, созданы инфраструктура, нормативно-правовая база фондового рынка, системы государственного регулирования и регулирования межгосударственного обращения ценных бумаг , отвечающие требованиям международных стандартов, а с другой -размеры иностранных портфельных инвестиций икапитализация национального фондового рынка не соответствуют уровню и динамике макроэкономических показателей экономики Беларуси и отстают от других стран с переходной экономикой.

Формирование и становление институтов рынка в переходной экономике Беларуси происходит неравномерно.

Так, товарный рынок (рынок потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения) ирынок услуг в переходный периоднезначительно отличались от аналогичных рынков экономически развитых стран Запада по насыщенности товарами и услугами, ассортименту, организационно-юридическим формам и другим параметрам.

Уровень развития рынков труда, капитала, земли и других значительно ниже из-за слабости их институционально-организационной основы, в том числе биржевого механизма. Пока остаетсяневысокой мобильность трудовых ресурсов из-за избыточной численности работающих на большинстве предприятии и трудностей, связанных с переездом на новое место жительства при смене работы.Незначительную роль в мобилизации финансовых ресурсовиграет и продажа корпоративных ценных бумаг .

Неравномерное развитие различных сегментов рынка, порождает огромное количество очень непростых проблем, или «трудностей роста», в трансформационной деятельности государства, общества, субъектов хозяйствования, что является предметом дальнейших реформ.

5. нет верного ответа

10. По уровням функционирования и управления национальная экономика подразделяется на:

1) мега-. макро-, микроуровень

Макро-, мезо-, микроуровень

3) макро-, микроуровень

4) макро-, мезоуровень

5) все варианты верны;

11. Воспроизводственная структура национальной экономки характеризует:

Соотношение между стадиями воспроизводства валового внутреннего продукта (производством и потреблением, потреблением и накоплением, производством товаров и сферой услуг и др.).

2. соотношения между экономическими агентами, субъектами хозяйствования, объединенными по определенным признакам (например, нанимателями, наемными работниками, индивидуальными предпринимателями, занятыми на предприятиях различных форм собственности и др.).

3. соотношение различных отраслей национальной экономики – качественно однородных групп хозяйственных единиц, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции.

4. соотношения между традиционными и новейшими технологиями, объемы внедрения наукоемких и высоких технологий.

5. пропорции в размещении и развитии производства и социальной инфраструктуры в границах определенных территорий.

12. Социальная структура национальной экономки характеризует:

13. Отраслевая структура национальной экономки характеризует:

1. соотношения между экономическими агентами, субъектами хозяйствования, объединенными по определенным признакам (например, нанимателями, наемными работниками, индивидуальными предпринимателями, занятыми на предприятиях различных форм собственности и др.).

Соотношение различных отраслей национальной экономики – качественно однородных групп хозяйственных единиц, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции.

3. соотношения между традиционными и новейшими технологиями, объемы внедрения наукоемких и высоких технологий.

4. пропорции в размещении и развитии производства и социальной инфраструктуры в границах определенных территорий.

5. формы организации и управления производством, закрепляющие их правовое пространство, а также систему культурно-ценностных норм и стереотипы поведения субъектов хозяйствования.

14. Технологическая структура национальной экономки характеризует:

1. соотношения между экономическими агентами, субъектами хозяйствования, объединенными по определенным признакам (например, нанимателями, наемными работниками, индивидуальными предпринимателями, занятыми на предприятиях различных форм собственности и др.).

2. соотношение различных отраслей национальной экономики – качественно однородных групп хозяйственных единиц, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции.

Соотношения между традиционными и новейшими технологиями, объемы внедрения наукоемких и высоких технологий.

4. пропорции в размещении и развитии производства и социальной инфраструктуры в границах определенных территорий.

5. формы организации и управления производством, закрепляющие их правовое пространство, а также систему культурно-ценностных норм и стереотипы поведения субъектов хозяйствования.

15. Региональная структура национальной экономки характеризует:

1. соотношения между экономическими агентами, субъектами хозяйствования, объединенными по определенным признакам (например, нанимателями, наемными работниками, индивидуальными предпринимателями, занятыми на предприятиях различных форм собственности и др.).

2. соотношение различных отраслей национальной экономики – качественно однородных групп хозяйственных единиц, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции.

3. соотношения между традиционными и новейшими технологиями, объемы внедрения наукоемких и высоких технологий.

Пропорции в размещении и развитии производства и социальной инфраструктуры в границах определенных территорий.

5. формы организации и управления производством, закрепляющие их правовое пространство, а также систему культурно-ценностных норм и стереотипы поведения субъектов хозяйствования.

16. Институциональная структура национальной экономки характеризует:

1. соотношения между экономическими агентами, субъектами хозяйствования, объединенными по определенным признакам (например, нанимателями, наемными работниками, индивидуальными предпринимателями, занятыми на предприятиях различных форм собственности и др.).

2. соотношение различных отраслей национальной экономики – качественно однородных групп хозяйственных единиц, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции.

3. соотношения между традиционными и новейшими технологиями, объемы внедрения наукоемких и высоких технологий.

4. пропорции в размещении и развитии производства и социальной инфраструктуры в границах определенных территорий.

Формы организации и управления производством, закрепляющие их правовое пространство, а также систему культурно-ценностных норм и стереотипы поведения субъектов хозяйствования.

17. Под институтами в современной теории понимаются:

1. государственные учреждения;

2. «правила игры» в обществе или «созданные человеком» ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, а также система мер, обеспечивающая их выполнение;

3. система этических норм поведения;

4. меры государственного регулирования;

5. нет верного ответа.

18. Институты делятся на:

1. государственные и частные;

2. внутренние и внешние;

3. формальные и неформальные;

4. все варианты верны;

5. нет верного ответа.

19. Для становления и развития национальной экономики существуют следующие виды предпосылок:

1. общесистемные, системные и внутрисистемные;

2. внутренние и внешние;

3. внутриполитические и внешнеполитические;

4. все варианты верны;

5. нет верного ответа.

20. Общесистемные предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Республики Беларусь включают:

Определение правовых, идеологических, политических условий, характеризующих фундаментальные устои общества и тип создаваемого государства

2) единство экономического и институционально-правового пространства

3) обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики

4) наличие политических факторов, определяющих модель развития страны

5) все варианты верны

21. Системные предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Республики Беларусь включают:

1) определение правовых, идеологических, политических условий, характеризующих фундаментальные устои общества и тип создаваемого государства

Понятие феномена «институт» и функции институтов

Феномен «института» как определенной категории возник в рамках социологической теории. Среди авторов, которые разрабатывали теорию «институтов», следует отметить таких ученых, как Джон Ролз, Торстейн Веблен, Дуглас Норт.

В социологической теории, институты представляют собой определенные правила, определенные механизмы, обеспечивающие их выполнение, и определенные нормы поведения, в которых структурируются регулярные формы взаимодействия между людьми.

Замечание 1

Применительно к экономике, основная мысль этой теории состоит в том, что на реальных экономических рынках свобода рыночных сил, как правило, ограничена различными «институтами», многочисленными ограничениями, как формального плана (законодательные акты государства в области регулирования экономики) и неформального плана (различного рода договора (контракты), нормы экономического поведения предпринимателей, их этическое поведение).

Таким образом, можно сказать, что «институт» – это установленные обществом правила игры, по которым вынуждены играть участники этой игры.

Институциональную систему можно рассматривать:

  • как совокупность правил поведения людей, регламентирующих взаимоотношения между ними, существует в любых коллективах.
  • в ней определяется движение основных этапов воспроизводственного цикла: процессы производства, распределения, обмена и потребления.
  • через систему институтов задается структура мотивов, которые определяет необходимость человеческого взаимодействия, как в сфере политики, социальной жизни общества национальной экономики. Такие мотивы получили название побудительных.
  • в системе институтов находит свое отражение то обстоятельство (конкретный исторический факт), каким образом общество развивается в исторической перспективе, во времени. То есть, изучая развитие и историю различных институтов, мы можем спрогнозировать развитие различных институтов в конкретной стране, возможность использования опыта других стран.

Главные функции, которые выполняет феномен «институтов» в обществе:

  • координация действий разных индивидов (в том, числе организаций), которая позволяет осуществить экономию на затратах по осуществлению ответных реакций на возможные действия других участников взаимодействия;
  • предвидеть и отсечь негативную реакцию тех участников взаимодействия, действия которых могут привести к применению санкции, величина ущерба от которых может превысить выгоду от их свершения;
  • осуществить необходимое перераспределение ресурсов, затрат и выгод, посредством как прямых по содержанию действий (например, законодательство по налогам), так и косвенных, путем ограничения каких-либо действия, либо осуществить их координацию.

Особенности рынка как экономического института

В теории ИЭ используется такое определение: «институт – это совокупность созданных людьми формальных и неформальных правил, выступающих в виде ограничения для экономических агентов, а также соответствующих механизмов контроля за их соблюдением и защиты».

Рассмотрим, каким образом, концепцию «института» возможно применить к концепции «рынок».

В экономической жизни общества существует определенный институт, в рамках которого осуществляется взаимодействие субъектов с определенной целью этого взаимодействия. Данный институт носит название «рынка» и представляет собой систему экономических отношений между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями), а также внутри групп продавцов (производителей) и покупателей (потребителей) с целью получения определенной выгоды наиболее эффективным способом для всех субъектов рынка.

На рынке представлены две основные группы участников или субъектов: продавцы на одном полюсе и покупатели – на другом. Между ними осуществляется определенное взаимодействие, определяемое как обмен, которое может носить характер как коммерческого (предпринимательского) взаимодействия или деятельности, основной целью которой является получение выгоды всеми участниками процесса – прибыль для продавцов (производителей) и решение проблем различного рода для покупателей (потребителей), так и некоммерческого, то есть без получения прибыли. Основой этого взаимодействия является наличие на рынке как минимум двух субъектов, каждый из которых имеет что-либо, что представляет ценность для другой стороны. Кроме того, субъекты обмена свободны в выборе решения о вступлении во взаимодействие.

Деятельность на рынке осуществляется в условиях конкуренции, как между продавцами, так и между покупателями.

В рамках данной концепции делаются различия между производителями и продавцами, покупателями и потребителями как между общим и единичным.

Замечание 2

Субъекты производители и продавцы могут совпадать, если производитель сам вступает в обмен с покупателем, но продавец может и не быть производителем. Покупатель и потребитель тоже могут совпадать, если покупатель сам потребляет предмет обмена (товар, услуги), а могут быть и различными.

Субъекты – продавцы (производители) представляют на рынке «предложение», то есть все, что находится на рынке, продается на нем или может быть на него доставлено для обмена. Предложение – это ценность, которой обладает продавец (производитель).

Субъекты – покупатели (потребители) представляют на рынке «платежеспособный спрос», то есть осознанную нужду в чем-либо, обеспеченную платежными (денежными) средствами. Спрос – это ценность, которой обладает покупатель (потребитель).

Итак, экономический институт «рынок» представляет собой:

  • определенную совокупность экономических правил поведения людей, регламентирующих взаимоотношения между ними на рынке (свобода выбора партнера, наличие конкуренции);
  • в рынке определяется движение основных этапов воспроизводственного цикла: процессы производства, распределения, обмена и потребления. Процессы производства создают необходимый продукт («предложение»), который должен соответствовать определенным ожиданиями потребителей, подкрепленных денежными средствами («спрос»), который должен быть доставлен на рынок через каналы распределения и обменен в системе сферы обращения (обмен) и далее весь цикл повторяется;
  • система мотивов на рынке, определяется необходимостью эффективного человеческого взаимодействия в сфере национальной экономики (получение выгоды всеми сторонами – участниками института);
  • в системе современных экономических институтов нашло свое отражение то обстоятельство, что конкретный исторический факт – необходимость рынка, рыночной экономики, было признано одним из наиболее эффективных способом организации экономической жизни современного общества.

Новое на сайте

>

Самое популярное