Домой Полезные советы Эффект пигмалиона в психологии, педагогике или в сфере управления. Эффект Пигмалиона: предвзятость меняет мир

Эффект пигмалиона в психологии, педагогике или в сфере управления. Эффект Пигмалиона: предвзятость меняет мир

Эффект Пигмалиона (он же эффект Розенталя или эффект предвзятости экспериментатора) - это психологический феномен, суть которого заключается в том, что убежденный в верности той или иной информации человек непроизвольно ведет себя таким образом, что эта информация получает подтверждение. Информация может быть верной и вымышленной, позитивной или негативной, услышанной от другого человека или быть собственным убеждением. В любом случае эти ожидания во многом определяют характер действий субъекта и то, как он интерпретирует последующие события - из чего человек получает доказательства собственной правоты.


Античные истоки

Согласно легенде, мифологический скульптор Пигмалион создал статую девушки неземной красоты. Чем дольше мастер любовался творением своих рук, тем прекрасней казалась ему мраморная девушка. Вскоре Пигмалиону уже казалось, что ни одна из женщин Эллады не может сравниться со статуей, которую он назвал Галатеей. Скульптор проводил рядом с ней дни и ночи, любуясь её точёными изгибами, одаривая ее щедрыми дарами и нашёптывая нежные слова любви… Отчаявшись, Пигмалион обратился к Афродите со страстной мольбой оживить его любимую, и богиня любви осуществила его желание. Когда мастер вернулся домой, его ждала там ожившая статуя - живая, тёплая, любящая Галатея оказалась именно такой, какой и хотел видеть её скульптор.

Вера в исключительность своего творения и страстное желание разделить с ним свою любовь помогли Пигмалиону воплотить невероятную мечту в реальность. В основе эффекта Пигмалиона могут лежать любые другие ожидания - лишь бы субъект не колебался между множеством различных вариантов и предвидел какой-то один сценарий. Об этом и говорят на разные голоса создатели фильма «Секрет», Вадим Зеланд в своём «Транссерфинге реальности» и прочая «нейро-мистическая» литература.

Как работает этот эффект?

Первым об этом психологическом феномене поведал миру Р. Розенталь. В эксперименте участникам поручали следить за поведением популяции крыс в лабиринте, причём одним наблюдателям сообщали о высоком интеллекте грызунов, другим - о примитивных умственных особенностях. В результате Розенталь получил данные, которые подтвердили обе версии. Когда лаборант присматривал за «умной» крысой, он вёл себя мягче, поглаживал зверюшку и помогал ей преодолеть стресс - поэтому «нечаянно» создавал дополнительные положительные подкрепления для выполнения задания.

Впоследствии Р. Розенталь повторил свое исследование в школе, где в роли экспериментатора выступили учителя: оказалось, что якобы «способные» ученики действительно достигли выдающихся успехов. В 1966 году учёный описал особенности «эффекта предвзятости экспериментатора» в научной деятельности, который наблюдается в таких случаях:

* Экспериментаторы, которые в начале исследования получают очень «хорошие» данные, в дальнейшем пытаются получить ещё более позитивный результат. Зато экспериментаторы, которые изначально получают «плохие» данные, в дальнейшем их самопроизвольно ухудшают.

* Эффект предвзятости экспериментатора проявляется в том, что он нечаянно выбирает данные («фальсифицирует» их) или делает подсказки испытуемым. Он просто неосознанным образом поддерживает именно те действия испытуемых, которые подтверждают гипотезу.

* Осознание экспериментатором своей возможной предвзятости может привести к противоположному эффекту: искать предвзято только те данные, которые противоречат гипотезе, чтобы не казаться предвзятым.

* Эффект предвзятости больше проявляется у тех исследователей, которые по-дружески и с интересом относятся к испытуемым. Этот эффект усиливается, когда экспериментатор и испытуемый знают друг друга. Экспериментаторы-женщины более эмоциональны, и потому больше склонны к предвзятости, чем мужчины.

Другие эксперименты

Ребекка Кёртис и Ким Миллер проиллюстрировали эффект Пигмалиона с помощью социального эксперимента: группу студентов колледжа, в которой никто не знал друг друга, разбили на пары. Одному человеку в каждой паре по секрету сообщали, что его напарник либо симпатизирует ему, либо испытывает к нему неприязнь. Затем учащимся давали возможность встретиться и пообщаться со своей парой. Как и ожидали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру: они были откровеннее, сердечнее, чаще приходили к общим выводам. Студенты, которые считали, что не нравятся своему партнёру, вели себя жёстче и больше спорили с собеседником, заставляя его по-настоящему испытывать ожидаемое раздражение и неприязнь.

Эффект Пигмалиона проявляется повсеместно: когда руководитель верит в сотрудников, воспитатель - в ребёнка из неблагополучной семьи, врач - в своего пациента… По той же причине научный мир до сих пор в неуютном тупике: в опытах по проверке паранормальных явлений сторонники парапсихологии получают положительные результаты, а скептики с тем же успехом находят опровержение.

Проективная идентификация

Схожий с эффектом Пигмалиона механизм из области психоанализа заключается в бессознательной попытке одного человека влиять на другого таким образом, чтобы этот другой вёл себя в соответствии с бессознательной фантазией данного человека о внутреннем мире другого. Проективную идентификацию, впервые описанную Мелани Кляйн, считают своего рода психологической защитой.

Однако она работает только в случае позитивной «проекции» на другого человека: ожидая увидеть в нём приятные качества, субъект бессознательно ведёт себя соответственно с этим прогнозом - так что другой человек невольно «включается в игру» и показывает себя с лучшей стороны. Если же от него ждут приступов агрессии, грубости, вульгарности - то своим бессознательным поведением можно спровоцировать человека именно на неадекватные поступки. В любом случае образуется замкнутый круг: едва мы создаём добрую или злую проекцию, мы начинаем получать её отражение снова и снова, - до тех пор, пока не рассмотрим в этом зеркале самих себя и не изменим образ своего мышления.

Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона - психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества. Может проявиться на любой стадии исследования и в любой науке: и при проведении процедуры эксперимента, и при обработке результатов, и при интерпретации результатов исследования, и т.д.

Эксперимент с симпатией

Например, самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кёртис и Ким Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым - что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того - те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. То есть партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Плацебо

Плацембо (от лат. placebo, буквально - "понравлюсь") - вещество без явных лечебных свойств, используемое в качестве лекарственного средства, лечебный эффект которого связан с верой самого пациента в действенность препарата. Иногда капсулу или таблетку с плацебо называют пустышкой. В качестве вещества для плацебо часто используют лактозу.

Кроме того, термином эффект плацебо называют само явление улучшения здоровья человека благодаря тому, что он верит в эффективность некоторого воздействия, в действительности нейтрального. Кроме приёма препарата таким воздействием может быть, например, выполнение некоторых процедур или упражнений, прямой эффект которых не наблюдается. Степень проявления плацебо-эффекта зависит от внушаемости человека и внешних обстоятельств "лечения" - например, от внешнего вида плацебо, его цены и общей сложности получения "лекарства" (это усиливает доверие к его действенности из-за нежелания считать усилия и деньги потраченными зря), степени доверия врачу, авторитета клиники.

Механизм эффекта

Эффект плацебо основан на лечебном внушении. Это внушение не требует каких-либо специальных навыков, так как критичность сознания ("не верю") преодолевается путём привязки внушаемой информации к фактическому объекту, как правило - таблетке или инъекции без какого-либо реального воздействия на организм. Пациенту сообщают, что данный препарат обладает определённым действием на организм, и, несмотря на неэффективность препарата, ожидаемое действие проявляется в той или иной мере. Физиологически это связано с тем, что, в результате внушения, мозг пациента начинает выработку соответствующих этому действию веществ, в частности - эндорфинов, которые, по сути, частично заменяют действие препарата. Второй фактор, обеспечивающий эффективность плацебо - повышение общего иммунитета, "защитных сил" человека.

Степень проявления эффекта плацебо зависит от уровня внушаемости человека и физиологической возможности образования необходимых химических соединений.

Плацебо в фармакотерапии

Иногда врачи намеренно прописывают плацебо пациентам, склонным к самовнушению болезненных ощущений. В этом случае появляется возможность избежать неоправданной фармакотерапии, типичной для внушаемых людей в современном обществе, и многочисленных лекарственных осложнений. Положительный эффект гомеопатических средств также объясняется эффектом плацебо.

Гомеопамтия - вид альтернативной медицины, предполагающий использование сильно разведённых препаратов, которые, предположительно, вызывают у здоровых людей симптомы, подобные симптомам болезни пациента. Концепция лечения по псевдонаучному принципу "подобное подобным" Таким образом, вероятность того, что 1 моль разведения 13C содержит хотя бы одну молекулу исходного вещества, равна 1 %, для 14С 0,01 % и т.д. Разведения с индексом 40С приблизительно соответствуют 1 молекуле на всю наблюдаемую Вселенную, а с индексом 200С (Анаферон, Оциллококцинум) 1 молекуле на, соответственно, 10 320 Вселенных. Практически можно считать, что разведения с "гомеопатическим индексом" 12С и выше не могут оказывать никакого физического влияния, однако некоторые гомеопаты считают, что действие препарата при высоких разведениях даже усиливается, объясняя это тем, что вода обладает памятью, осуществляющей передачу биологической информации.

психологический синдром плацебо якорь

Плацебо в доказательной медицине

В то же время, многие современные лекарственные препараты действуют интегрально, поэтому их лечебный эффект содержит и "плацебо-составляющую". Поэтому яркие и крупные таблетки в целом действуют сильнее мелких и невзрачных, а препараты известных фирм (и того же состава, и той же биоэквивалентности) дают больший эффект, чем препараты "аутсайдеров рынка", и т.п.

Плацебо в фармакологии

Используется как контрольный препарат в клинических испытаниях новых лекарственных препаратов, в процедуре количественной оценки эффективности лекарств. Одной группе испытуемых дают тестируемый препарат, проверенный на животных (см. доклинические испытания), а другой - плацебо. Эффект от применения препарата должен достоверно превышать эффект плацебо, чтобы препарат сочли действующим.

Плацебо используется также для изучения роли внушения в действии лекарственных препаратов.

Типичный уровень положительного плацебо-эффекта в плацебо-контролируемых клинических испытаниях в среднем составляет 5-10 %, при этом его выраженность зависит от вида заболевания.

Плацебо в психиатрии

Эффект плацебо широко используется в психиатрии. Первая причина этого в том, что мозг человека посредством самовнушения легче корректирует свою собственную работу, чем работу других органов. Поэтому при психических расстройствах плацебо особенно эффективно. Вторая причина в том, что от многих психических расстройств - таких как бессонница, депрессия, кошмарные сны - эффективных лекарственных средств ещё не найдено, или же эти средства действенны лишь для небольшой части пациентов.

Плацебо в наркологии

Плацебо широко используется в Российской наркологии для лечения лиц зависимых от алкоголя и наркотиков. Российский врач-нарколог, осуществляет лечение алкогольной зависимости такими методами, как "Капсула", "Торпедо", "Кодирование", "Подшивка", "MST", "SIT", "NIT" или несуществующими (и не внесенным в Государственный реестр лекарственных средств) лекарственными препаратами такими как: "Витамерц депо", "Актоплекс", "Дисульфизон", "Алгоминал" - эксплуатирует так называемый "плацебо-эффект", то есть веру пациента и его желание выздороветь. Механизм действия состоит в том, что врач убедительно говорит своему пациенту: "Выпьешь - умрешь". Данные методы используют "неведение людей" и их "веру", для поддержания страха, который заставляет людей воздерживаться от употребления алкоголя.

Чтобы вызвать страх, врачи используют самые разные методы. Перед процедурой "подшивки", или кодирования, пациент подписывает юридический документ. Врач предлагает пациенту контракт, который определяет время "подшивки" и в котором записано, что всю ответственность за последствия срыва несет пациент. В документе предусмотрена также возможность "расшивки" (обычно это однократный прием вещества, останавливающего действие имплантата), которая производится тем же специалистом. Веру в "подшивку" укрепляют передающиеся из уст в уста драматические истории о "подшитых" друзьях, знакомых или знакомых знакомых, умерших после принятия алкоголя. Технологии применения плацебо в наркологии включают в себя различные действия: от внутривенных введений раствора никотиновой кислоты (витамина РР), магния сульфата - вызывающих чувство жара и удушья, до имитации хирургических операций с мнимой "подшивкой". Во время проведения данных процедур врач использует так называемую "провокацию", то есть дает пациенту выпить спиртное с целью возникновения реакции и усиления страха смерти. Использование плацебо в наркологии практикуются только в РФ и некоторых странах СНГ и грубо противоречат мировой практике лечения наркологических больных.

На основании одного исследования, проведенного на 15 пациентах с тревожным расстройством и опубликованного в 1965 году, было показано, что эффект плацебо может работать даже тогда, когда пациенту сообщили, что он принимает "пустой" препарат. Данное явление может быть объяснено верой пациента в сам метод.

«Это явление, с которым вы, так или иначе, уже знакомы, но возможно никогда вам не объясняли его суть. Если перед состязанием в беге вы говорите своему ребенку: «ты упадешь, бегать – это не твое», то ребенок действительно упадет, без вариантов. Потому что вы заставили его поверить, что это случится. И есть нечто, что обязывает его исполнить ваше предсказание. Но если вместо этого тому же самому ребенку вы скажете: «беги, лети, не останавливайся, и если ты вдруг упадешь, я буду рядом, чтобы помочь тебе встать», этот ребенок выступит лучше, чем если бы вы совсем ничего ему не сказали …». В этой статье мы расскажем вам о том, какой силой обладают ваши слова, и как они определяют поведение ваших детей. Узнайте, как использовать эту силу!

Это явление известно как Эффект Пигмалиона и действует на протяжении всей нашей жизни. Вера в нас других людей придает нам достаточно сил, чтобы достичь наиболее сложных целей.

«Поступай с человеком так, как он того заслуживает, и он останется прежним; поступай с ним так, будто он заслуживает лучшего, и он изменится в лучшую сторону».

Легенда рассказывает об Эффекте Пигмалиона…

Легенда о Пигмалионе берет начало в античной Греции. Как рассказывает Овидий, царь Пигмалион был страстно увлечен скульптурой. Не найдя себе супругу, он посвятил себя созданию статуй прекрасных женщин. Однажды он изваял статую такой красоты и совершенных пропорций, что потерял голову от любви к ней. Поэтому он умолял богов оживить ее. Афродита, богиня любви, сжалилась над бедным скульптором и дала ей жизнь. Пигмалион назвал ее Галатеей, и она стала его возлюбленной и спутницей жизни.

Нейропсихологический

Эффект Пигмалиона состоит в том, что ожидания или убеждения другого человека о нас меняют наше поведение или продуктивность, чтобы соответствовать этим ожиданиям.

Таким же образом мы сами можем использовать Эффект Пигмалиона в отношении других людей, но делать это следует с большой осторожностью. Если мы поощряем человека, то можем добиться того, что он раскроет весь свой потенциал, но если используем Эффект Пигмалиона в негативном ключе, можем разрушить все его надежды.

Наверняка вам знаком Эффект Плацебо. Простая лимонная конфетка, которую вам дал врач (или Пигмалион в этом случае), может вылечить головную боль. Только лишь потому, что так сказал врач.

Как мы видим, предсказание события способствует его исполнению.

Научное объяснение подтверждает Эффект Пигмалиона. Когда кто-то верит в нас, наша лимбическая система увеличивает скорость нашего мышления, что делает нас более внимательными и эффективными.

Это явление также известно как самосбывающееся пророчество, если имеется сильное желание в исполнении задуманного, высока вероятность, что это произойдет.

«То, о чем мы думаем, становится реальностью, и это – действительно мощное оружие».

Сила Эффекта Пигмалиона и ярлыки, которые мы навешиваем нашим детям

В одной деревне Ганы, в Африке, есть одна очень любопытная традиция. Когда рождается ребенок, ему дается духовное имя, которое зависит от дня его рождения. Каждому дню соответствует ряд личностных характеристик, которые присваиваются детям.

Так, рожденные в понедельник, наделяются именем « Kwadwoy » , что означает «мир». Этих детей принято считать тихими, спокойными и миролюбивыми. В том время как рожденные в среду зовутся « Kwaku » , воители. Им соответствует плохое поведение и импульсивность.

Было проведено исследование на предмет частоты появления этих имен в регистре сведений о судимости несовершеннолетних, совершивших какое-либо преступление. По данным этого регистра было установлено, что процент малолетних преступников с именем «Kwaku» значительно превышает процент тех, кто носит имя «Kwadwoy» .

Эти результаты продемонстрировали негативное влияние «навешивания ярлыков» детям в таком раннем возрасте.

Неужели действительно виновато имя? Конечно же нет. Ответственность за это несет общество, с его ожиданиями и неосознанно сформированными установками для этих детей.

Как использовать Эффект Пигмалиона? Что следует говорить ребенку, и о чем лучше молчать?

В западной культуре мы также сталкиваемся с Эффектом Пигмалиона в самых разных его проявлениях.

<< Дело в том, что мой сын очень стеснительный…>> << Он непослушный…>> <<Он совершенно ни в чем не разбирается…>>

Хотя родители делают это неосознанно, те ярлыки, которые они навешивают на своих детей, могут иметь очень негативный и продолжительный эффект на самооценку ребенка. Мы передаем это не только словами, жесты, взгляды, комментарии… также играют фундаментальную роль.

Парадокс состоит в том, что зачастую наши негативные ожидания с течением времени становятся личностными качествами детей, когда, напротив, нам бы совсем не хотелось, чтобы это произошло.

Это случается, когда мы не отдаем себе отчета в том, что «я»-концепция ребенка основывается на ожиданиях и убеждениях, которые внушают ему взрослые, чаще всего такие авторитетные фигуры, как родители или учителя.

Представьте себе ситуацию, когда мы начинаем сравнивать разных детей. << Посмотрим, научишься ли ты чему-то от брата…>>

В том числе, можно придти к автоматическому наказанию, всякий раз ругая ребенка, который обычно ведет себя плохо, даже если в этот раз он не сделал ничего плохого. Этот дифференцированный подход не только влияет на самооценку ребенка, но и провоцирует к плохому поведению, за которое его порицают.

В итоге, то, что мы говорим ребенку о его способностях, непосредственно влияет на его собственное представление о том, что он способен сделать.

Точно так же как страх заставляет нас приближать то, чего мы боимся, вера в себя, даже если нам передал ее другой человек, может дать нам крылья.

«Веришь ли ты, что способен на то или иное свершение, или веришь, что не способен, в любом случае ты будешь прав…»

Если ваш ребёнок плохо себя ведёт или не хочет учиться, не может ни на чём сконцентрироваться, может быть, на это есть более серьёзные причины? В этом случае, вместо того, чтобы ругать ребёнка, лучше отвести его к специалисту – возможно наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) или без неё. Если вы подозреваете у своего ребёнка недостаток внимания и/или гиперактивность, определить риск наличия этого расстройства можно не выходя из дома.

В заключение оставляю вам забавное видео о силе Эффекта Пигмалиона.

Экология жизни: Этот феномен заключается в том, что ожидание личностью реализации пророчества во многом определяет характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что провоцирует самоосуществление пророчества

Эффект Розенталя (эффект Пигмалиона).

Этот феномен заключается в том, что ожидание личностью реализации пророчества во многом определяет характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что провоцирует самоосуществление пророчества.

Название этого эффекта связанно с древней легендой. Мифический царь Кипра Пигмалион создал статую прекрасной женщины, и сам в неё влюбился. Страстными мольбами он разжалобил богов, и они оживили женщину. С тех пор этот образ символизирует животворящий эффект вызванный искренней верой и настойчивым желанием.

Американский психолог Розенталь (1966) назвал эффектом Пигмалиона явление, состоящее в том, что человек, твердо убежденный в верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.

В 1968 году Розенталем и Ленорой Якобсон был проведен эксперимент, в котором участвовали дети одной из школ Сан-Франциско.

Суть проведения эксперимента была в том, чтобы проверить уровень интеллекта учеников. В ходе эксперимента психологи отобрали несколько учащихся, которые, по их мнению, обладали выдающимися интеллектуальными способностями.

Педагоги были очень удивлены таким выбором психологов, так как выбранные ими учащиеся не показывали каких – то особых умственных способностей. Но психологи заверили: «Если дети не заявили еще о себе, то их интеллектуальный потенциал в будущем обязательно раскроется!».

Оказалось, что психологи выбрали учащихся с высоким IQ абсолютно случайно. Но самое удивительное, что когда Розенталь и Якобсон пришли в конце года в школу для того чтобы измерить коэффициент интеллекта учащихся, они обнаружили, что те дети, которых они выбрали в начале года, как обладающих высокими умственными способностями, и показали самый высокий уровень IQ.

Как утверждали Розенталь и Якобсон, им удалось продемонстрировать влияние ожиданий учителей на познавательный прогресс учащихся.

По-видимому, отмечали авторы, когда учителя ожидают от детей высоких интеллектуальных достижений, они начинают вести себя по отношению к ним более дружелюбно, стремятся воодушевить их, используют несколько иные методы преподавания, допуская большую степень свободы в их познавательной и творческой активности.

Все это способствует улучшению учебы, так как представления детей о себе, их собственные ожидания, мотивация и когнитивный стиль изменяются к лучшему.

Правда, последующие эксперименты не выявили однозначное соответствие результатов экспериментов ожидавшимся эффектам. Педагогические программы, использующие стимулирующие условия не всегда давали положительный эффект.

Ещё один пример этого эффекта связан с первым впечатлением людей друг от друга.

Самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кертис и Ким Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент.

Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым - что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру.

Более того - те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. Короче говоря, партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре. опубликовано

Пигмалион - это герой из греческой мифологии, который являлся потрясающим скульптором и царем Кипра. Согласно легенде, однажды он создал настолько прекрасную статую, что полюбил ее больше жизни. Он обратился к богам, чтобы они оживили ее, и они исполнили его просьбу. В психологии эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя) – это распространенное явление, при котором человек, твердо убежденный в верности информации, непроизвольно поступает так, что получает фактическое подтверждение.

Эффект Пигмалиона - эксперимент

Эффект Пигмалиона называют также психологическим эффектом оправдывающихся ожиданий. Было доказано, что это явление весьма распространено.

Доказать верность этого утверждения ученым удалось при помощи классического эксперимента. Школьным учителям сообщили, что среди учащихся есть способные и не очень способные дети. В действительности все они были на одном уровне знаний. Но из-за ожидания учителя в оценках возникла разница: группа, которая была заявлена как более способная, при тестировании получила более высокие оценки, чем та, которая была объявлена менее способной.

Удивительно, но ожидания учителей невероятным образом передавались ученикам, и заставляли их выполнять работу лучше или хуже обычного уровня. В книге Роберта Розенталя и Ленора Джекобсона был впервые описан эксперимент с манипуляцией ожиданиями учителей. Удивительно, но это влияло даже на результаты теста IQ.

Результат эксперимента доказал, что это дает положительный эффект для успеваемости «слабых» детей из неблагополучных семей. Доказано, что они учатся хуже из-за того, что ожидания учителей относительно их успеваемости негативные.

Кроме таких экспериментов проводилась еще масса исследований, которые также доказали существование социально-психологического эффекта Пигмалиона. Особенно сильно этот эффект заметен именно в мужских коллективах – в армии, в кадетском корпусе, на заводах и добывающих предприятиях. Особенно сильно это проявляется у лиц, в которых не только не верит руководство, а которые и сами не ожидают ничего хорошего.

Как объяснить эффект Пигмалиона?

Есть две версии, которые объясняют Пигмалиона. Ученый Купер полагает, что учителя, которые настроены на разные результаты, говорят разные слова ученикам двух групп, прибегают к аффективной связи и оценкам. Видя это, и сами ученики настраиваются на разные результаты.

Исследователь Бар-Тал утверждает, что все зависит оттого, что учителя начинают думать, что неуспеваемость «слабой» группы имеет устойчивые причины. Они ведут себя соответственно, подавая вербальные и невербальные сигналы, указывающие на неверие в эту группу, что порождает такой эффект.

Эффект Пигмалиона в сфере управления

На практике эффект Пигмалиона заключается в том, что ожидания руководителей способны влиять на результаты труда подчиненных. Существует тенденция, при которой становится очевидным: руководители, оценивающие сотрудников высоко, получают результаты более высокие, нежели те, которые уверены, что все подчиненные – недалекие лентяи. В зависимости от того, на какой результат настроен топ-менеджер, действовали подчиненные.

Эффект Пигмалиона в жизни

Нередко можно услышать фразу о том, что за каждым успешным мужчиной стоит женщина, которая сделала его таким. Это также можно считать успешным примером эффекта Пигмалиона. Если женщина верит в мужчину, он невольно соответствует ее ожиданиям, равно как и в обратном случае, когда женщина концентрирует на неудачах человека, и он все глубже погружается в пучину отчаяния.

Семья не должна быть обузой, из семьи человек должен брать силы и вдохновение на свою социальную и карьерную жизнь. Только при должном отношении внутри семьи человек достигает высот. Впрочем, это не дает право винить в своих неудачах близких: это лишь дополнительный фактор, а главный руководитель жизни человека – это он сам. И только ему решать, будет он успешным, богатым и счастливым, или нет.

Новое на сайте

>

Самое популярное