Домой Полезные советы Колосовский, николай николаевич. Колосовский николай николаевич

Колосовский, николай николаевич. Колосовский николай николаевич

Награжден двумя орденами «Знак почета», медалями «За доблестный труд во время Отечественной войны» и «В память 800-летия г. Москвы», почетной грамотой АН СССР (в связи с 220-летием АН). Лауреат Сталинской премией I степени (1942 г., за участие в коллективной работе "О развитии народного хозяйства Урала в условиях войны") . Получал благодарности Президиума АН СССР.

Колосовский Николай Николаевич (2.10.1891, г. Нижний Новгород - 25.11.1954, г. Москва, похоронен на Ваганьковском кладбище),экономико-географ. Из служащих. Окончил Нижегородское реальное училище (190) и С.- Петербургский институт инженеров путей сообщения императора Александра I (1916). В 1916 по распределению Военного министерства направлен в Забайкальский округ на строительство стратегических дорог. К 1918 г. возглавлял дорожный отдел Лено-Байкальского округа путей сообщения в Иркутске. Под его руководством разрабатывалось технико-экономическое обоснование строительства дорожной сети некоторых районов Восточной Сибири. В 1920 г. назначен заведующим секцией путей сообщения Горного совета ВСНХ. На него возлагалось решение вопросов налаживания транспортных связей с горнопромышленными районами первоочередного освоения (Бодайбо, Содон, Баскунчак и др.), а также изучение Урало-Кузнецкого проекта. В 1921 г. участвовал в работе VIII электротехнического съезда, рассматривавшего план ГОЭЛРО.

В 1921-31 гг. работал в Госплане, сначала в качестве консультанта председателя по Сибири, затем заместителем председателя секции районирования и председателем секции Урала, Сибири и Дальнего Востока. Руководил организацией и проведением съездов по экономическому районированию и изучению производительных сил Сибири и Дальнего Востока в Новосибирске (1923), Чите (1924), Томске и Хабаровске (1925), которые способствовали систематизации и обобщению большого материала по производительным силам этих районов и координации работ по их экономическому районированию. В 1925 представил доклад Председателю Госплана СССР А. Д. Цюрупе о задачах развития Сибири и Дальнего Востока, где был дан анализ хозяйственных проблем этих районов и предложена система ведущих проектов освоения Сибири: Урало-Кузнецкого комбината, Транссибирской сверхмагистрали, Ангаростроя, а также опорных хозяйственно-оборонительных баз на Дальнем Востоке, последовательное решение проблемы Сибирского Севера. Во время составления первого пятилетнего плана развития народного хозяйства CCCР К. осуществлял общее руководство работами по планированию развития производительных сил Урала, Сибири, Дальнего Востока.

В 1931–36 К. работал заместителем главного инженера в Управлении комплексных исследований р. Ангары («Ангарское бюро» ГИДЭПа ВСНХ), активно участвовал в исследовании проблемы освоения уникальных гидроэнергетических ресурсов р. Ангары, в разработке комплексного проекта первой очереди Ангарстроя и в его защите на Государственной экспертизе Госплана.

В 1936–46 К. работал в АН СССР, сначала в качестве консультанта Президиума, а затем руководителя группы технико-экономических исследований Совета по изучению производительных сил (СОПС). В 1938 вместе с академиком С. Г. Струмилиным и Л. Л. Никитиным руководил работой научных бригад СОПСа по анализу итогов первой и второй пятилеток в размещении отдельных отраслей производства и сложившихся транспортно-экономических связей в стране. В дальнейшем технико-экономическая группа К. выполняла отдельные поручения Госплана и министерств в порядке научных консультаций по различным вопросам (напр., о строительстве Ленской железной дороги и мостового перехода р. Ангара; о развитии производительных сил Поволжья в связи с намеченным строительством гидроузлов на р. Волга и др.).

В августе 1941 по предложению вице-президента АН СССР академика И. П. Бардина выехал в Свердловск, где возглавил группу экономистов в составе Уральского филиала АН СССР. Принимал активное участие в разработке мероприятий, связанных с развитием и реконструкцией железнодорожного транспорта Урала и Казахстана, с организацией дальних перевозок угля из Кузбасса в европейские районы страны, с мобилизацией производительных сил восточных районов на нужды обороны страны.

С 1929 в Институте народного хозяйства им. Г. В. Плеханова К. читал курсы лекций по размещению производительных сил СССР, по проблеме Урало-Кузнецкого комбината и экономическому районированию страны. С 1931/32 учебного года по приглашению Н. Н. Баранского читал лекции по экономическому районированию и географии транспорта на кафедре экономической географии СССР географического отделения МГУ. В 1935 К. был утвержден ВАКом в ученой степени доктора географических наук и в ученом звании профессора без защиты диссертации. Профессор кафедры экономической географии СССР (1935–41, 1946–54), зам. директора НИИ географии (1947–54) и экспедиции по Восточной Сибири (1948–54), организатор кабинета экономического районирования (1953) МГУ.

Участвовал в работе экспертной комиссии Госплана, в разработке концепции единой транспортной сети страны и создании Института комплексных транспортных проблем АН СССР, в совершенствовании системы государственного экономического районирования.

Создал основополагающие труды по теории комплексной организации хозяйства, методологии и методике экономического районирования, взаимосвязи географических дисциплин. Обосновал необходимость изучения территориальных взаимодействий между экономикой, техникой и природой, разработал понятие и концепцию территориально-производственных комплексов (ТПК). Предложил оригинальный подход к изучению территориальной организации хозяйства – метод энергопроизводственных циклов (ЭПЦ), а также специальный узловой метод для локальных комплексов (географической группировки предприятий). Дал оригинальную трактовку вопроса о соотношении научных понятий «размещение производительных сил» и «экономическое районирование производительных сил».

Награжден двумя орденами «Знак почета», медалями «За доблестный труд во время Отечественной войны» и «В память 800-летия г. Москвы», почетной грамотой АН СССР (в связи с 220-летием АН). За участие в коллективной работе "О развитии народного хозяйства Урала в условиях войны" награжден Сталинской премией I степени (1942) . Получал благодарности Президиума АН СССР.

В честь К. в 1966 названа гора в Антарктиде на Земле Королевы Мод, открытая и нанесенная на карту советской антарктической экспедицией в 1961.

Соч .: Великая Сибирская сверхмагистраль. М., 1930; Будущее Уральско-Кузнецкого комбината. М.; Л., 1932; Производственно-территориальное сочетание (комплекс) в советской экономической географии // Вопросы географии. Сб. 6. География хозяйства СССР (1917–1947). М., 1947; Основы экономического районирования. М., 1958; Теория экономического районирования. М., 1969; Проблемы территориальной организации производительных сил Сибири. Новосибирск , 1971; Théorie de la régionalisation economique. M., 1975.

Лит.: Кржижановский Г. М. Введение // Н. Н. Колосовский. Основы экономического районирования. М., 1958; Белоусов И. И. Николай Николаевич Колосовский // Экономическая география в СССР. История и современное развитие. М., 1965. С. 540–547; Калашникова Т. М. Н.Н. Колосовский, его научные и педагогические взгляды. Учеб. пособие. М., 1970; она же. Николай Николаевич Колосовский // Экономическая и социальная география в СССР. История и современное развитие. М., 1987; она же . Пророчество без чудес (к 90-летию Н.Н. Колосовского). М., 1983; Казанский Н. Н. Н. Н. Колосовский и экономическое районирование в СССР // Особенности размещения хозяйства в условиях научно-технической революции. М., 1974. С. 73–78; Хрущев А. Т. Николай Николаевич Колосовский // Творцы отечественной науки. Географы. М., 1996. С. 495–505; Краснопольский А. В. Отечественные географы (1917–1992). Биографический справочник. СПб., 1993. Т. 1. С. 416–417.

(1954-11-25 ) (63 года) Место смерти: Страна:

СССР

Научная сфера: Место работы: Альма-матер : Известные ученики: Известен как: Награды и премии


Колосо́вский Никола́й Никола́евич ( -), советский экономист и экономико-географ, один из создателей советской районной школы экономической географии .

Образование, работа над проектами

Родился в семье служащего Нижегородского ярмарочного управления. В г. окончил Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения и был направлен в Забайкальский округ для строительства стратегических железных дорог. В 1921-31 работал в Госплане СССР , где занимался экономическим районированием, разработкой схем изучения и освоения ресурсов Сибири и Дальнего Востока (Урало-Кузнецкий комбинат, Транссибирская сверхмагистраль, Ангарострой, очаговое освоение Севера) . В 1931-36 Колосовский работал в институте Гидроэнергопроект , где разрабатывал проект создания Ангаростроя, в частности его первой очереди - т. н. Байкальско-Черемховского энерго-промышленного комплекса. В 1936-46гг. работал в структурах АН СССР , в частности в СОПСе . Во время войны руководил развертыванием военной промышленности на Урале, решением связанных с этим транспортных проблем. Лауреат Сталинской премии ().

Научная и преподавательская деятельность

После окончания войны Колосовский сосредоточился на преподавании, был профессором кафедры экономической географии СССР Географического факультета МГУ , где читал лекции с . Ранее преподавал в Институте народного хозяйства им. Плеханова. Им были создан авторский курс лекций по экономическому районированию, разработан понятийный аппарат советской районной школы экономической географии. Н. Н. Колосовский ввел в научную практику такие понятия, как энерго-производственный цикл (совокупность производств, объединенных связями по сырью и энергии), территориально-производственный комплекс (совокупность производств, от размещения которых на одной площадке достигается дополнительный экономический эффект), разрабатывал теорию экономического районирования . Автор таких понятий, как ТПК (территориально-производственный комплекс) и ЭПЦ (энерго-производственный цикл). ТПК - экономически взаимообусловленное сочетание предприятий в отдельной промышленной точке или в целом районе, при котором достигается определенный экономический эффект за счет планового подбора предприятий. ЭПЦ - типически устойчиво существующая совокупность производственных процессов, возникающих взаимообусловленно вокруг основного процесса для данного вида сырья и энергии.

Основные работы

  • Экономика Дальнего Востока, М., 1926 (соавтор)
  • Будущее Урало-Кузнецкого комбината, М. - Л., 1932
  • Основы экономического районирования, М., 1958
  • Теория экономического районирования, М., 1969

Ссылки

Примечания

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 19 сентября
  • Родившиеся в 1891 году
  • Умершие 25 ноября
  • Умершие в 1954 году
  • Экономисты по алфавиту
  • Экономисты СССР
  • Лауреаты Сталинской премии
  • Географы по алфавиту
  • Географы России
  • Персоналии:Экономическая география
  • Работники Госплана СССР
  • Родившиеся в Нижнем Новгороде

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Обыкновенный канюк
  • Похищение (аномальное явление)

Смотреть что такое "Колосовский, Николай Николаевич" в других словарях:

    Советский экономико географ, доктор географических наук, профессор (1935). Окончил Петербургский институт путей сообщения (1916). Организовал ряд экспедиций по изучению… …

    КОЛОСОВСКИЙ Николай Николаевич - (1891 1954) российский экономикогеограф, доктор географических наук, профессор Участник разработки 1 го пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. Труды по экономическому районированию. Разработал концепцию территориально… … Большой Энциклопедический словарь

    Колосовский Николай Николаевич - (1891 1954), экономикогеограф, доктор географических наук, профессор. Участник разработки 1 го пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. Труды по экономическому районированию. Разработал концепцию территориально производственных… … Энциклопедический словарь

    Колосовский Николай Николаевич - (19 сентября 1891, Нижний Новгород 25 ноября 1954, Москва), советский экономист и экономикогеограф, один из создателей советской районной школы экономической географии … Википедия

    Колосовский, Николай Николаевич - Род. 1891, ум. 1954. Экономикогеограф, автор концепции территориально производственных комплексов (ТПК). Принимал участие в разработке первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. Лауреат Государственной премии СССР (1942) … Большая биографическая энциклопедия - фамилия. Известные носители: Колосовский, Дмитрий Павлович (1862 ?) русский военный инженер, генерал майор. Колосовский, Павел Дмитриевич (1834 ?) русский учёный специалист по уголовному праву. Колосовский, Николай Николаевич (1891… … Википедия

    Колосовский - Николай Николаевич , советский экономико географ, доктор географических наук, профессор (1935). Окончил Петербургский институт путей сообщения (1916). Организовал ряд… … Большая советская энциклопедия

КОЛОСОВСКИЙ Николай Николаевич , российский экономикогеограф. В 1916 году окончил Петроградский (Санкт-Петербургский) институт инженеров путей сообщения императора Александра I, направлен в Забайкальский округ путей сообщения для строительства стратегических дорог; в 1918-20 руководитель дорожного отдела Лено-Байкальского округа путей сообщения. С 1920 в Горном совете ВСНХ, с 1921 в Госплане; консультировал и руководил планированием развития хозяйства Урала, Сибири и Дальнего Востока; в 1928-29 принимал активное участие в составлении 1-го пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. С 1927 преподавал в Институте народного хозяйства имени Г. В. Плеханова, с 1931 - в МГУ (профессор с 1935). С 1930 возглавлял Комиссию по Урало-Кузнецкому комбинату (проект создания комплекса предприятий тяжёлой промышленности, базирующихся на основе использования железных руд месторождений Урала и коксующихся углей Кузнецкого угольного бассейна в Западной Сибири) при Президиуме Госплана СССР. С 1931 в «Бюро Ангары» треста Гидроэнергопроект (при Наркомате тяжёлой промышленности СССР); совместно с И. Г. Александровым руководил исследованиями проблем освоения гидроэнергетических ресурсов реки Ангара, разработкой комплексного проекта первой очереди Ангарстроя - Байкало-Черемховского энергопромышленного комплекса. В 1936-46 в Академии Наук СССР: консультант Президиума АН, руководитель группы технико-экономических исследований Совета по изучению производительных сил (СОПС); в 1941-43 руководитель (совместно с В. Н. Образцовым) транспортно-энергетической группы Комиссии по мобилизации ресурсов Урала и восточных районов СССР на нужды обороны (Государственная премия СССР, 1942). В 1947-1954 заместитель директора НИИ географии МГУ; научный руководитель комплексной Восточно-Сибирской экспедиции МГУ (1948-53).

Предложил метод изучения производственной сферы экономических районов на базе так называемых энергопроизводственных циклов; разработал концепцию территориально-производственных комплексов (ТПК), получившую широкое международное признание. Создал учебный курс «Экономическое районирование СССР». Именем Колосовского названа гора в Антарктиде на Земле Королевы Мод (1961, название утверждено в 1966 году).

Соч.: Великая сибирская сверхмагистраль. М., 1930; Будущее Уральско-Кузнецкого комбината. М.; Л., 1932; Ангаро-Енисейстрой // Энергоемкие производства. Л., 1933. Ч. 1; Производственно-территориальное сочетание (комплекс) в советской экономической географии // Вопросы географии. М., 1947. Сб. 6; Основы экономического районирования. М., 1958; Теория экономического районирования. М., 1969; Проблемы территориальной организации производительных сил Сибири. Новосиб., 1971; Избранные труды. Смоленск, 2006.

Лит.: Баранский Н. Н., Калашникова Т. М. Н. Н. Колосовский // География и хозяйство. М., 1958. Сб. 1, Белоусов И. И. Н.Н. Колосовский // Экономическая география в СССР. М., 1965; он же. О проекте экономического районирования СССР, составленном Н. Н. Колосовским // Колосовский Н. Н. Избр. труды. Смоленск, 2006; Калашникова Т. М. Н. Н. Колосовский, его научные и педагогические взгляды. М., 1970; она же. Н. Н. Колосовский // Экономическая и социальная география в СССР. История и современное развитие. 2-е изд. М., 1987; Казанский Н. Н. Н. Н. Колосовский и экономическое районирование в СССР // Особенности размещения хозяйства в условиях научно-технической революции. М., 1974; Хрущев А. Т. Н. Н. Колосовский // Творцы отечественной науки. Географы. М., 1996.

(1891-1954)

Н. Н. Колосовский был ученым с широким профилем: он сочетал в себе познания в географии и геологии, технологии, экономике и планировании, транспорте и диалектическом материализме с практической творческой работой в области проектирования крупнейших строек социализма. Он снискал себе заслуженную известность как исследователь Восточной Сибири и ученый в области экономической географии СССР, где ему принадлежит ряд оригинальных и весьма плодотворных научных идей.

К этим идеям Колосовский пришел в результате напряженной многолетней деятельности ученого и практика. Непосредственный участник работ по районированию страны, проведенных Госпланом, активный участник разработки Урало-Кузбасской проблемы, руководитель исследования проблемы Ангары, он остро ощущал требования практической жизни; чтобы удовлетворить эти требования, ученый обращался к различным отраслям научных знаний и, обогащая свою эрудицию, вместе с тем ставил перед практикой новые задачи и научно освещал пути их решения.

Колосовский обобщил прошлые достижения русской географической науки и богатый опыт советского хозяйственного строительства в разработанном им экономическом районировании, являющемся важной теоретической частью экономической географии.

Н. Н. Колосовский родился 19 сентября 1891 г. в г. Нижнем Новгороде и здесь же в 1909 г. окончил реальное училище. С большим теплом он вспоминал об этом периоде жизни, о друзьях своей юности, к числу которых относилась семья Свердловых.

В 1909 г. Колосовский – уже в Петербургском институте путей сообщения, который окончил в 1916 г. по широкой специальности, выполнив четыре дипломных проекта.

Студент, блестяще успевающий в технических науках, вместе с тем интересовался политической экономией, изучал Маркса.

С 1916 г. начинается знакомство Колосовского с Восточной Сибирью. Он был назначен производителем дорожных работ, участвовал в 1917 г. в организации Совета рабочих депутатов; еще до 1920 г., находясь в Иркутске, провел ряд исследований по проведению дорог и начинал строительство ныне действующей автодороги Заярская – Усть-Кут. После ликвидации колчаковщины в 1920 г. Колосовский был назначен начальником Восточно-Сибирского округа шоссейных дорог и вскоре был вызван в Москву в Горный совет ВСНХ для разработки транспортных связей с Ленским районом.

Развитие производительных сил Сибири и Дальнего Востока Колосовский считал одной из важнейших проблем социалистического строительства СССР. Он организовал ряд экспедиций по изучению Сибири и участвовал в них непосредственно, выступая с докладами на конференциях и съездах по восточным районам, выпустил ряд исследований и журнальных статей.

В Москве, в Горном совете, Колосовский включился в разработку Урало-Кузбасского проекта и со свойственной ему энергией защищал эту идею в борьбе с ее противниками.

В 1921 г. он участвовал в работах VIII Международного электротехнического съезда, рассматривавшего план ГОЭЛРО.

В том же году Колосовский начал работать в Госплане по изучению производительных сил, экономическому районированию, перспективам развития транспорта, промышленности и энергетики восточных районов СССР. Он принимал деятельное участие в разработке первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. В 1925 г. группа ученых, в том числе Н. Н. Колосовский, выдвинула одобренную Госпланом идею Ангарстроя, а с 1931 г. Колосовский начал работать в Управлении по комплексному исследованию Ангары в качестве заместителя главного инженера-академика .

Под руководством Колосовского был разработан вопрос о значении развития производительных сил Восточной Сибири и предложены экономически и технически обоснованные конкретные предприятия. После проекта Днепростроя это была первая работа, дающая целостный комплексный проект от гидроэнергетики до транспорта, сырьевых баз и промышленных производств на основе новейшей техники. Колосовский по праву является одним из инициаторов Ангарстроя, обоснованию и пропагандированию которого он посвятил 30 лет своей жизни. Одновременно с работой над Ангарстроем Колосовский руководил проектированием медно-химического комбината в Орском районе и размещением предприятий большого Красноярска.

В 1936 г. под руководством Колосовского и лично им был выполнен ряд работ в Совете по изучению производительных сил Академии наук СССР (СОПС), в частности по анализу итогов первой и второй пятилеток, по консультации Куйбышевского гидростроительства; им также было проведено несколько исследований по транспорту. В годы Великой Отечественной войны Колосовский в Академии наук СССР выполнил ряд правительственных поручений о нужных мероприятиях по железнодорожному транспорту Урала в военное время.

В 1951–1953 гг. Колосовский разрабатывал проблему единой транспортной сети СССР.

Одновременно с научной работой он вел научно-педагогическую работу.

В 1931 г. Н. Н. Колосовский начал читать лекции на географическом факультете Московского университета, с которым до последних дней его жизни была связана педагогическая, а также и научная деятельность. В созданном Колосовским курсе «Экономическое районирование СССР», который он вел почти четверть века, проводилась мысль о том, что производительные силы (при определенных производственных отношениях) образуют территориальные локализованные сочетания – экономические районы. Эти районы при социализме в плановом порядке развиваются в направлении все большей комплексности в отношении использования ресурсов. Каждый из районов специализируется на началах общесоюзного географического разделения труда, что ведет к повышению производительности общественного труда каждого района и всего СССР.

В своей работе «Производственно-территориальное сочетание (комплекс) в советской экономической географии» (1947) Колосовский развивает мысль о том, что идеи советской районной школы по вопросу о типологии экономических районов вносят в экономическую географию новый технологический момент. Он устанавливает, что основой географического районообразующего процесса является «производственно-территориальное сочетание, т. е. организованный в определенных технических формах общественный человеческий труд с энергетическим и машинным его вооружением, приложенный к определенному сочетанию природных ресурсов».

Комплекс – это основное звено всей цепи более сложного понятия экономического «района; сочетание ведущих планируемых отраслей народного хозяйства, взятых с учетом природной обстановки, этапа исторического развития района и трудовых и национально-культурных особенностей населения, «создает то особенное индивидуальное, неповторимое нигде в другом месте, что и является типичным для подлинно живого, непрерывно развивающегося экономического района».

Большой интерес представляет также последний предсмертный труд Колосовского «Научные проблемы географии», в котором он развивает идею о том, что существует единая географическая наука, причем две ее части – география экономическая и география физическая – тесно связаны друг с другом и взаимно друг друга обусловливают. Такой подход позволяет получить в географических работах целостную картину.

Исходя из развитых им идей районирования, Колосовский разработал сетку новых экономических районов СССР. Для этого им были исследованы перспективы производства и потребления почти 90 важнейших видов сырья и продукции и изучены монографии по ряду отдельных отраслей и по крупнейшим стройкам. В результате он определил географию и внутреннюю структуру перспективных производственно-территориальных комплексов, в которых сочетаются различные производства на базе рационального использования местных ресурсов и специализации в масштабе всей страны.

С учетом других районообразующих факторов Колосовский установил на территории Советского Союза 26 перспективных энергопроизводственных экономических районов: 1) Двино-Печорский, 2) Северо-Западный и Карело-Финская ССР, 3) Экономическая группа прибалтийских республик и Калининградская область, 4) Белорусская ССР, 5) Центрально-Промышленный, 6) Центрально-Черноземный, 7) Волго-Камский, 8) Средне-Волжский, 9) Западно-Украинский, 10) Центрально- Украинский, 11) Южная Горно-Промышленная Украина, 12) Молдавская ССР, 13) Волго-Донской, 14) Северо-Кавказский, 15) Экономическая группа закавказских республик, 16) Урал, 17) Западный Казахстан, 18) Центральный Казахстан, 19) Восточный Казахстан, 20) Южный Казахстан, 21) Экономическая группа среднеазиатских республик, 22) Западная Сибирь, 23) Средняя Сибирь, 24) Восточная Сибирь, 25) Якутская АССР, 20) Дально-Восточный.

Сетка экономических районов (по Н. Н. Колосовскому) представляет значительный интерес в настоящее время.

Кроме своей научной и педагогической работы, Колосовский, выполняя правительственные поручения, в 1925 г. был в Маньчжурии, в 1948 – в Северной Корее, по оказанию научной помощи корейскому правительству.

За 34 года своей деятельности Колосовский выпустил свыше 70 печатных работ. Ему принадлежат исследования по Ангарстрою (им выпущены 23 работы); Урало-Кузнецкому комбинату (им написаны 11 статей и книг; в работе «Будущее Урало-Кузнецкого комбината» (1932), в противовес противникам строительства Урало-Кузнецкого комбината доказана высокая экономическая его эффективность); транспорту (написаны и выполнены 14 работ; большой интерес представляют предложения по рационализации транспорта за время Великой Отечественной войны); развитию производительных сил Урала, Сибири, Казахстана и Дальнего Востока (написаны и отредактированы 20 статей и сборников); общим вопросам экономического районирования и размещения производительных сил СССР (этим вопросам посвящены 25 статей и исследований, в том числе многотомные: «Технико-экономическая схема Блявинского медно-химического комбината» и «Анализ итогов размещения производительных сил за первую и вторую пятилетки»).

За свои заслуги Колосовский был награжден двумя орденами Советского Союза и медалями, неоднократно награждался почетными грамотами Академией наук СССР, Московским университетом и другими организациями.

В 1935 г. Колосовский был утвержден в ученой степени доктора географических наук и профессора.

Преданность родине, беззаветное служение науке и исключительная принципиальность в больших и малых вопросах – таков моральный облик Колосовского.

В декабре 1953 г. во время обсуждения его доклада по вопросам экономического районирования на заседании Московского филиала Географического общества СССР в новом здании Московского университета, его поразил инфаркт. Вернувшись осенью 1954 г. к работе с еще не вполне оправившимся здоровьем, Колосовский успел написать методологическию статью «Научные проблемы географии». 25 ноября 1954 г. Колосовский скончался в расцвете своей творческой деятельности.

Список литературы

  1. Белоусов В. В. Николай Николаевич Колосовский / В. В. Белоусов // Отечественные экономико-географы XVIII-ХХ вв. – Москва: Государственное учебно-педагог. изд-во мин-ва просвещения РСФСР, 1957. – С 322-326.

Н. Н. Баранский и Колосовский создали экономико-геогр шк. - изучали территориальные системы производительных сил (страны, эконом и пром районы, узлы). Использовали историч, пространственные, картографич подходы к исследованию. Они выделяли связь ТСЭС с окр геогр средой. Школу отличает конструктивность и рассмотрение с-м в свете их перспектив.

В Коммунистическом университете в 1921 г организовал кафедру экономической географии. В 1926 г. им был опубликован учебник «Экономическая география СССР. в основу которого были положены идеи экономических районов, энергопроизводственных комплексов и общественного территориального разделения труда. Первым начал применять полевые крупномасш эк-геогр исследования. Применял сравнит и картографич м-ды исслед-я. Разрабатывал аопросы о гегр разделении труда. Разработал м-ды эк-геогр изучения городов и установления их иерархии.

В 1929 г. В МГУ, организовал кафедру экономической географии. Развивал идеи районной эконом гео. Баранский выступал за «географизацию» экономической географии, за тесное сотрудничество с физической географией.

В 1934 г. руководством СССР было принято постановление о преподавании географии в школе. Баранскёму было поручено составление учебников по физической и экономической географии.

Н. Н. Колосовский занимался составлением и обоснованием новой сетки экономического районирования страны. Колосовским были опубликованы исследования о развитии хозяйства Восточной Сибири и дальнего Востока, о проблемах использования Сибирской магистрали, об экономическом развитии ряда сибирских регионов. да и в ЭГП любой территории основным является природноресурсный потенциал. Сырье чаще всего имеет природную основу, энергетические мощности развиваются на базе природных ресурсов, водоснабжение осуществляется из природных источников, выведение отходов производят в природные вместилища. Колосовский хорошо понимал роль природных факторов в размещении и развитии экономических объектов. Он ввел термин «районирование природной среды» вместо физико-географического районирования. Колосовский выделил 8 типов ЭГЩ (энерго-производственных циклов): пирометаллургический черных металлов, пирометаллургический черных и цветных металлов, нефтеэнергохимический, гидроэнергопромышленный, цикл перерабатывающей индустрии, лесоэнергетический, индустриально-аграрный, гидромелиоративный. В каждом из районов может быть сочетание энергопроизводственных циклов, но имеющих территориальную специфику

20.Значение трудов Хентинггона и Харшторна в географии.

Заметное место в американской географии первой половины ХХ в. занимал Элсуорт Хантинггон, в 20-е гг. бывший президентом Ассоциации американских географов. В молодости он путешествовал по странам Ближнего Востока, Индии и Центральной Азии. Хантинггон был сторонников географического детерминизма-учения о доминирующем влиянии ПИОдНЫХ факторов на экономическую и иную деятельность людей. В частности, сопоставляя эпохи климатических колебаний с великими миграциями кочевниковскотоводов из Центральной Азии, он пришел к выводу, что массовые перемещения людей приходились на засушливые эпохи. Об этом он писал в книге «Пульс Азии» (1907). В 1917 г. он опубликовал книгу «Цивилизация и климат», в которой доказывал, что «человеческие цивилизации способны развиваться лишь в районах с бодрящим, стимулирующим климатом, в то время как постоянно жаркий, расслабляющий климат тропиков препятствует их становлению».

Видным теоретиком географии был Ричард Хартшорн. В 1939 г. в книге «Сущ.ность географии» он изложил ретросгтективное впечатление о развитии географии. Хартшорн настаивал на том, что «главный фокус географии - территориальная дифференциация, мозаика отдельных ландшафтов на земной поверхности... География занимается тем, что обеспечивает точное, упорядоченное и рациональное описание и интерпретацию разнообразия земной поверхности.., стремится получить законченное знание о территориальной дифференциации мира». Спустя 20 лет, Хартшорн продолжил теоретические исследования в книге «Сущность географии будущего» и высказал ряд положений.География - это дисциплина, которая стремится к описанию и объяснению изменений, происходящих от места к месту на поверхности Земли как мира в котором обитает человек. Человеческие и природные факторы не могут рассматриваться изолированно. Хартшорн настаивал, что разделение географии на физическую и экономическую является искусственным и вредным. «Традиционное деление географии на физическую и связанную с человеком и выделение в каждой области разделов по принципу доминирующего явления - все это появилось недавно и нанесло ущерб целям географ ии».Хартшорн утверждал одинаковую важность гiокомтiонентного и регионального изучения территорий. И поиск закономерностей не входит в задачу географии. для Хартшорна география наука хорологическая. Единственная исторически оправданная задача географии «изучение территориальной дифференциации поверхности», описание отдельных земных пространств. Главный смысл географии, по Хартшорну, в страноведении.

Новое на сайте

>

Самое популярное