Домой Альфа Банк Что с окладами госслужащих будет ли повышение. Сколько будут получать чиновники в новом году? Что предшествовало повышению зарплаты госслужащим

Что с окладами госслужащих будет ли повышение. Сколько будут получать чиновники в новом году? Что предшествовало повышению зарплаты госслужащим

С января этого года всем бюджетным категориям граждан проиндексируют заработную плату. Напомню, что в течение последних нескольких лет у большинства из них уровень зарплаты не менялся совсем. Режим строгой экономии, который был введен правительством с 2014 года, не позволял при формировании бюджетов предыдущих лет, внести в них эту статью расходов. Индексация затронула лишь ежемесячные выплаты пенсионерам, да и то не всех (работающие пенсионеры каким-то образом выпали из этого привилегированного списка), и довольно незначительную часть бюджетных работников, упомянутых в «майских указах» Путина. Повышение зарплаты коснулось только учителей и врачей. Вся остальная «армия бюджетников», включая вооруженные силы, полицию и даже спецслужбы, вынуждена была довольствоваться тем, что есть. В начале нынешнего года наконец-то вспомнили не только о них, но и обо всех служащих, зарплата которым выплачивается из государственного бюджета – индексация коснулась даже высших чиновников федеральной власти. Повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2018 году и свежие новости о размерах и сроках введения индексированных окладов — станет главной темой этой публикации.

Какую прибавку к жалованью стоит ожидать чиновникам федерального уровня в этом году

В последнем месяце прошлого года президентом был подписан указ о четырехпроцентном повышении окладов для госслужащих федерального уровня с 01. 01. 2018 г. Последний раз упомянутой категории бюджетных работников, зарплата поднималась почти пять лет назад, в размере 5,5% от месячного оклада.

Если говорить о размере повышения, то трудно не обратить внимания, на довольно скромный цифровой показатель размера индексации. В учет, видимо, был взят беспрецедентно низкий показатель инфляции, который продемонстрировала финансовая система страны в 2017 году.

Индексация, как известно, призвана компенсировать разницу от инфляционных потерь. Инфляция прошлого года не достигла даже трехпроцентного барьера, установив своеобразный рекорд среди показателей ее уровня за весь постсоветский период.

Следовательно, процент индексации даже несколько превысил размер реальных потерь от инфляции. То есть, все работники бюджетной сферы, кроме медиков и преподавателей, получили в этом году полную компенсацию своих финансовых потерь, связанных с прошлогодним обесцениванием российского рубля.

Вполне естественно, что государство не смогло компенсировать все потери, связанные с резким падением курса валюты в 2014 году, но, видимо, оно перед собой такой задачи и не ставило. В конце концов, столь осторожные и взвешенные подходы к бюджетным расходам дали возможность ему стабилизировать рубль.

Попытки вернуть всё, привели бы к очередному витку девальвации российской валюты – в итоге, оказались бы в проигрыше и инициаторы столь щедрых надбавок и их получатели.

К тому же для государственных чиновников такого уровня, повышение окладов обычно рассматривается в последнюю очередь, поскольку кто как не они, имеют непосредственное отношение к текущему состоянию экономики в стране и обязаны нести за это определенную ответственность.

Кого конкретно коснется указ президента о повышении заработных плат

Четырехпроцентная индексация, в первую очередь, имеет отношение к федеральным служащим, работающим в следующих государственных учреждениях:

  • работники Кремля;
  • служащие правительственного аппарата;
  • аппарат Госдумы и Совета Федерации;
  • все федеральные министерства, а также их представительства в регионах;
  • Верховный и Конституционный суды, а также судебные учреждения, находящиеся под общей юрисдикцией;
  • аппарат арбитражного суда;
  • органы прокуратуры;
  • СК РФ;
  • Счетная палата.

Особым пунктом президентского указа индексация зарплат адресуется представителям дипломатических ведомств и другим сотрудникам МИД РФ.

Из каких составляющих складывается полная зарплата госслужащих федерального уровня

Схема оплаты труда гражданских госслужащих достаточно сложна. Общий ежемесячный заработок государственного служащего можно разделить на следующие составляющие:

  • денежные поощрения, выплачивающиеся каждый месяц;
  • месячный оклад, назначаемый в соответствии с классностью и чином;
  • ежемесячные начисления за стаж (выслуга лет);
  • надбавки, связанные с особыми служебными условиями (для гражданских служащих);
  • надбавки за работу с документами и информацией, представляющими государственную тайну;
  • премиальные выплаты.

При этом сам оклад, подлежащий индексации, насколько понятно из представленного списка, составляет довольно скромную часть общего заработка государственного чиновника. Исходя из этого, повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2018 году на четыре процента, никакого заметного влияния на их общее благосостояние, скорее всего не окажет.

Последний пункт этого перечня, касающийся премиальных вознаграждений, представляет наибольший интерес. Размер выплат, относящихся к работе особой секретности (гостайна) и премированию сотрудников, не регламентируются никем и могут иметь самый непредсказуемый финансовый эквивалент.

Что же касается министерских зарплат, то в прошлом году некоторые сведения о них Минфин опубликовал для всеобщего ознакомления. Если кому-то этот шедевр не попался на глаза, то мы с удовольствием его продублируем. Итак, ежемесячная заработная следующих членов правительства РФ составляет:

  • министра финансов - 1,74 млн. рублей;
  • министра эконом. развития - 1,28 млн. рублей;
  • министра энергетики - 1,17 млн. рублей;
  • главы МЧС - 954 тыс. рублей;
  • министра промышленности и торговли - 921 тыс. рублей;
  • министра здравоохранения - 507 тыс. руб;
  • министра науки и образования - 496,5 тыс. руб;
  • министра культуры - 468 тыс. руб.

Убеждения Правительства Российской Федерации о регулярном повышении зарплат для бюджетников в стране реализовываются медленно. Однако, согласно майским указам президента, ожидаемые подвижки намечены уже на январь. Учитывая то, что ее размер по регионам сильно разнится, повышение зарплаты госслужащим в 2018 году не произойдет одномоментно и с одинаковыми коэффициентами. Что это значит – описано далее.

Численный состав различных бюджетных отраслей в России

Наименьшая группа бюджетных работников занята в провластных структурах – 40 тысяч человек. В одной Москве депутаты ГД составляют более 1700 человек. Далее:

  • Городские и областные чиновники – в том числе федеральные, региональные и органы самоуправления. До 1,5 млн. человек.
  • Сфера образования – 5,2 млн. человек.
  • Здравоохранение – более 4 млн. человек.
  • Финансовые ведомства, в том числе налоговые службы – до 300 тыс. человек.
  • Судебная система – до 200 тыс. человек.

Логично предположить, что наиболее высокие зарплаты у чиновников всех рангов. Однако, их размер был заморожен еще в 2015 году, а сейчас урезан (включая аппарат президента) – на 10%. Если стабилизация экономики продолжится, несомненно, потребуется разморозить и начислять согласно прошедшей индексации, учитывая инфляцию в стране.

Зарплата иных категорий бюджетников

Несмотря на завышенный статистический показатель зарплат по стране, реальные доходы бюджетников существенно ниже. Учителя и медработники – наиболее уязвимые категории госслужащих. Приведем данные статистики:

  • Научные работники – 37 тыс. рублей.
  • Медики – от 13 тыс. рублей.
  • Преподаватели (ВУЗы, техникумы, колледжи) – 36 тыс. рублей.
  • Учителя и работники детских учреждения – 30 и 22 тыс. рублей, соответственно.
  • Работники социальной сферы – до 25 тыс. рублей.
  • Работники от культуры – 19 тыс. рублей.

Показатели, усредненные – это следует из отзывов работников на местах. Наблюдается слишком сильный перекос по регионам – наибольшие прибавки к зарплате у Москвы и Подмосковья, менее всего получают жители центральных и западных частей страны.

Кем регламентируется повышение зарплат бюджетникам в 2018 году

Зарплата обычно определена КЗоТом, тарифной сеткой и иными внутриотраслевыми актами. На повышение влияют следующие факторы:

  1. Федеральный бюджет. В работу Правительства РФ входит его контроль, а тот, в свою очередь, зависит от реформ, проводимых в стране, политической внешней обстановки, экономических факторов.
  2. Финансы местной казны. Распределяются органами местного самоуправления после уплаты всех налогов.

Кроме определенного оклада бюджетникам, выплатам подлежат премии, выработки, работа в сложных климатических условиях и прочее.

Что означают «майские указы» Президента РФ о прибавке зарплаты бюджетникам в 2018 году

Подписаны соответствующие указы были еще в 2012 году. Согласно им, прибавка зарплаты бюджетникам в 2017 году уже должна превышать двукратное увеличение суммы от средних показателей по регионам. Первоочередные категории работников, ожидающих повышения – это работники медицинской и образовательной сферы, имеющие высшее профильное образование.

Цель указов – удержать в регионах специалистов и повысить качество обслуживания граждан. Для этого, кроме финансовой поддержки, решено поощрять молодых профессионалов предоставлением жилья и материальной помощью. Однако, выполнение указов главы государства не было обеспечено или в ненадлежащем объеме. Наступивший кризис, западные санкции и обострение внешней политики и вовсе затормозили процесс.

Начинающийся подъем экономики, укрепление рубля и увеличение стоимости энергетических ресурсов позволяют оптимистично смотреть в будущее. Благодаря этим факторам, министерство финансов РФ планирует снизить дефицит бюджета до 2%. Освободившиеся средства и пойдут на увеличение зарплат бюджетников. Кроме того, поручения Президента включают индексацию зарплаты госслужащим в 2018 году, несмотря на то, что работники Минфина выступают за ее отмену – Госдумой этот законопроект отклонен.

Об индексации

Инфляция текущего года составила 4% (прогнозируемое значение). Следовательно, ожидается аналогичное повышение зарплат бюджетников. Кроме того, суммарные показатели инфляции с момента моратория могут способствовать повышению заработной платы госслужащим в 2018 году до 38% – хотя к такому сценарию в Минфине относятся довольно скептически.

Ожидается ли повышение зарплаты бюджетников в 2018 году? Свежие новости

Чтобы планы правительства наконец-то осуществились, важно соблюдение регламентационных актов. Это делается посредством следующих правовых актов:

  • Контроль доходов руководства. Назначение себе увеличенных окладов, ежегодных премий и других бонусов – не имеет за собой юридического права. За этим будут следить, а доходная ежегодная декларация зафиксирует моменты несанкционированного повышения доходов.
  • Осуществление реформ по производительности и эффективности любой сферы деятельности. К сожалению, в такое понятие входит и сокращение рабочих мест. Вопрос имеет множественные решения, однако, недобросовестные руководители выбирают наиболее простой.
  • Максимальный контроль над расходом поступающих бюджетных средств. Коррупция и «распил» бюджетных денег – на слуху уже давно. Пресечь действия недобросовестных государственных служащих призваны служители закона – Следственный Комитет, прокуратура и прочие ведомства. От их работы,несомненно, зависит сохранность средств.

Продуктивная работа ведется с 2012 года. Она изначально была поделена на этапы. Для повышения зарплат в период до 2014 года израсходовано боле 1 млрд. рублей. Из них 200 млн. – это доля федерального бюджета и более 900 млн. – деньги, поступившие в казну от региональных центров. В том числе сокращена разница в зарплатах между руководителями и подчиненными.

Фактор неопределенности повышения

Не стоит скидывать со счетов всевозможные задержки выполнения обязательств Министерств, отвечающих за повышение зарплат бюджетникам в 2018 году. Чтобы задуманное осуществилось, обязателен стабильный рост экономики. Это подъем ВВП, увеличение курса национальной валюты, подорожание нефти и газа, как наиболее востребованных энергоресурсов. Если все факторы будут неуклонно расти, возможно, замедление инфляции до 4%.

Благодаря этим процессам, власти смогут отказаться от моратория на рост зарплат. Но сиюминутного повышения все равно ожидать нельзя, так как отыграть назад почти пятилетнюю инфляции слишком дорого – чрезмерный рост зарплат представляет огромную нагрузку на бюджеты – федеральные и региональные.

Также в число решающих факторов, влияющих на индексацию заработной платы в 2018 году бюджетникам, входят конфликтные ситуации внешней политики. Благодаря западным санкциям, чиновники вынуждены оптимизировать бюджетные расходы. Отсюда «замораживание» зарплат, сокращение численности бюджетных мест и прочие негативные факторы, отражающиеся на жизни простых граждан.

На ближайшие годы, наиболее ожидаемым сценарием повышения бюджетных зарплат станет индексация в 4%. Если инициатива об отмене ежегодного перерасчета все-таки получит одобрение (это может случиться из-за обвала цен на нефть, падении рубля и так далее) повышение заработной платы будет происходить медленно и в рамках бюджетного процесса.

Маневр 22*22

Финансовая формулировка означает повышение НДС до 22% и снижение страховых платежей до аналогичного показателя. Подобные налоговые изменения позволят сэкономить более 200 млрд. государственных денег. Следовательно, профицит бюджета даст возможность для решения вопроса – поднимут ли зарплату бюджетникам в 2018 году?

Заверения министров

О повышении зарплат работникам бюджетной сферы в 2018 году даны разъяснения в СМИ. Действующий министр труда – Топилин, подчеркивает согласие ведомства об утверждениях соответствующих законопроектов. Кроме него, него эту позицию подтверждают министры финансов – Голодец и Силуанов. Однако, не исключают некоторой задержки. Того же мнения придерживается Глава Счетной Палаты – Голикова. По ее заверениям уже отмечается рост доходов госслужащих. К новым выборам Президента картина получит полную ясность.

Рейтинг бюджетных зарплат по регионам России

Многими службами проводятся региональные оценки заработных плат. Таблица ниже показывает результаты крупных городов в России. Логично предположить, что пункты с небольшим числом населения имеют низшие показатели. Итак:

Бюджетные сферы занятости

Жилищное хозяйство

Медицина Образование

Средняя зарплата, руб, по городу

Москва 50 40
Санкт-Петербург 42 32
Нижний Новгород 23 18
Новосибирск 30,6 19
Пермь 25 21
Уфа 20 19
Челябинск 24 19,5
Омск 18,6 18
Красноярск 28,9 17,7
Ростов-на-Дону 27,5 20,5
Самара 30 21
Волгоград 25 15,7
Воронеж 25,1 18,5
Екатеринбург 26,2 42 20,7

Отсюда можно проследить динамику востребованности любой сферы занятости и соответственно условия оплаты. Наиболее востребована медицина и фармацевтика. Однако, судить следует по общим показателям города.Например, общие показатели Ростова-на-Дону практически одинаковы зарплатам в каждой сфере.

Как итог

Повышение зарплат бюджетникам – всегда больной вопрос для страны. Однако, он первоочередной. Россия – наиболее стабильная страна в плане материальной поддержки сфер, определяющих ее дальнейшее развитие и процветание.

Расходы на материальную мотивацию чиновников в 2019–2021 годах могут превысить 630 млрд руб., следует из проекта федерального бюджета. С 2020 года планируется увеличение постоянной части денежного содержания госслужащих

Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Правительство в 2019-2020 годах резко увеличит бюджетные ассигнования на «материальную мотивацию» чиновников, следует из проекта федерального бюджета, с которым ознакомился РБК. Документом предлагается зарезервировать на эти цели 138,6 млрд руб. в 2019 году и 208,9 млрд руб. в 2020 году. Это, соответственно, на 39 млрд и 109 млрд руб. больше, чем предусмотрено действующим законом о бюджете . В 2021 году на материальную мотивацию госслужащих предложено выделить еще больше — 284,4 млрд руб.

В том числе предлагается зарезервировать 375 млн руб. в 2019 году на стимулирование федеральных госслужащих, участвующих в реализации национальных и федеральных проектов. Национальные проекты (их 12) организованы в рамках майского указа президента о стратегических задачах до 2024 года, в их составе планируется утвердить 67 федеральных проектов.

Те 493 млрд руб., которые закладываются на 2020 и 2021 годы, предполагается использовать на «поэтапное увеличение гарантированной части денежного содержания (постоянной части зарплаты. — РБК ), материальное стимулирование, а также пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих», следует из проекта бюджета.

Борьба за престиж госслужбы

Резерв на выплаты чиновникам в 2019-2021 годах — следствие подписанного в августе 2016 года указа президента Владимира Путина «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы РФ на 2016-2018 годы». Этим указом Путин поручил правительству добиться повышения престижа гражданской службы. «До 2019 года необходимо завершить мероприятия по совершенствованию системы материального стимулирования государственных гражданских служащих, а также структуры их денежного содержания», — ставилась цель в документе.

Согласно «дорожной карте» правительства по реализации президентского указа о госслужбе, Минтруд совместно с Минфином и Минэкономразвития в четвертом квартале 2018 года должен подготовить изменения в законодательство, предусматривающие совершенствование системы материального стимулирования чиновников, увеличения гарантированной части их денежного содержания, а также повышения в оплате труда доли, обусловленной эффективностью их работы.

РБК направил запрос в Минтруд с просьбой уточнить, какие меры по совершенствованию системы материального стимулирования чиновников предлагает министерство. Пресс-служба Минтруда сообщила только, что ведомство «прорабатывает вопрос».

Из чего складывается оплата труда госслужащих

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат. Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности.

Идея увеличения в оплате труда госслужащих доли, связанной с реальной эффективностью их работы, существует давно, но на практике внедряется с трудом, сообщил РБК заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов. «Все, что касается внедрения каких-либо форм повышения эффективности работы государственных служащих, наталкивается на сопротивление или на негативные результаты», — указал он. Впрочем, по его словам, сейчас гораздо легче сформировать KPI для чиновников в силу того, что национальные цели и стратегические задачи развития страны до 2024 года сформулированы достаточно четко и они могут быть доведены до конкретного госслужащего. «То есть могут быть определены KPI ведомств, от ведомств к подразделениям, от подразделений к сотрудникам», — пояснил он.

По данным Росстата, средняя зарплата госслужащих в федеральных органах в 2017 году 118,8 тыс. руб. в месяц, но это данные только по центральным аппаратам министерств и ведомств (то есть без учета территориальных органов). Кроме того, в министерствах и ведомствах есть серьезные различия в зарплатах руководящего состава и рядовых сотрудников, говорит Климанов. По его словам, «перелом» в уровне зарплат наступает на уровне замдиректоров департаментов и начальников отделов, тогда как госслужащих среднего и младшего звена нельзя назвать высокооплачиваемыми сотрудниками.

В России сектор госслужбы представляет собой достаточно обширную сферу. Профессиональной служебной деятельностью, являющейся одной из разновидностей участия жителей страны в управлении государственными делами, заняты по РФ порядка 5 млн человек. Это те люди, которых особенно интересует вопрос, будет ли индексация зарплаты госслужащим в 2019 году. И если да, когда повысят зарплату госслужащим?

Чем предусмотрено

Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ определена система оплаты профессиональной деятельности госслужащего. Зарплата госслужащих в 2019 году состоит из денежного содержания, включающего:

  • месячный оклад по должности;
  • месячный оклад по присвоенному классному чину;
  • ежемесячные выплаты (к примеру, стажевые);
  • дополнительные выплаты.

Этим же законом установлена необходимость ежегодной индексации размеров денежного содержания. Происходит процедура при принятии закона о бюджете на соответствующий годовой период, учитывая уровень инфляции. Президент РФ при наличии представления Правительства РФ принимает решение об увеличении окладов сотрудников государственных органов.

Повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2019 году регулируется Указом Президента РФ от 12.12.2017 № 594.

Что касается прогнозов на следующий период, в планах правительства приблизить размер оклада сотрудника к установленному в РФ прожиточному минимуму.

Когда планируется повышение

Зарплата государственных гражданских служащих в 2019 году изменилась: с 1 января произошло повышение на 4 %. До этого в течение ряда лет доход оставался неизменным: с 2013 г. увеличение не производилось. Проект Минфина по индексации был подготовлен в 2016 г., однако рассмотрение его произошло лишь в конце 2017 г. Это означает, что с конца 2013 до 2019 норма закона о госслужбе, касающаяся вопросов индексации зарплаты, была приостановлена, и индексацию не проводили.

До настоящего момента изменение окладов госслужащих проводилось Указами Президента:

  • с 01.01.2018 — в 1,04 раза — Указ Президента РФ от 12.12.2017 № 594;
  • с 01.10.2013 — в 1,055 раза — от 17.10.2013 № 781;
  • с 01.10.2012 — в 1,06 раза — от 03.05.2012 № 572;
  • с 01.10.2008 — в 1,09 раза — от 21.09.2008 № 1394;
  • с 01.02.2008 — в 1,09 раза — от 29.03.2008 № 421;
  • с 01.12.2007 — в 1,15 раза — от 18.10.2007 № 1376;
  • с 01.01.2007 — в 1,1 раза — от 30.12.2006 № 1490.

Кому и сколько должны повысить

С 2019 г. у федеральных служащих заработная плата выросла на 4 %. Это коснулось таких категорий чиновников, как:

  • дипломаты;
  • служащие органов власти;
  • сотрудники юстиции.

Пресс-служба правительства сообщает о планах повышения окладов госслужащих на 38 % в 2019 г. Осуществляется это в соответствии с планом мероприятий по развитию госслужбы. Фактический рост может произойти по большей части за счет оклада, то есть гарантированной части денежного содержания. В 4 квартале 2019 г. планируется разработка и принятие нормативных актов, увеличивающих названную доходную составляющую. Мера призвана компенсировать потери предыдущих лет, вызванные инфляцией.

Государственный сектор России – это обширная сфера, в которой трудоустроено огромное количество людей. Согласно статистической информации от начала 2017 года, на должностях непосредственно госслужащих и в качестве сотрудников госучреждений работает около 5,4 миллионов россиян, которые получаю оклады из . Напомним, что на протяжении последних нескольких лет (а именно – с 2014 года) заработная плата госслужащих и муниципальных работников была подвергнута мораторию на повышение.

Тем не менее, исходя из майских указов Владимира Путина, в 2018 году им должны с лихвой окупить период ожидания, проиндексировав оклады сразу в полтора раза. Естественно, что момент повышения зарплат вызывает интерес как у самих представителей госсектора, так и у простых россиян, ведь, как показывает российская практика, их реальные доходы часто являются тайной.

Однако не так давно бывший глава Министерства финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что консолидированный бюджет страны на сегодняшний день не располагает достаточными средствами для того, чтобы произвести такое значительное повышение зарплат. Впрочем, это заявление не вызывает удивления – кризисные явления в экономике, нестабильность , необходимость погашать внешние долги и неустойчивые котировок на рынке черного золота не дают соответствующей возможности.

Похоже, кризис в стране мешает повышению зарплат госслужащих

Конечно, можно использовать для повышения окладов средства региональных бюджетов, однако их наполняемость тоже оставляет желать лучшего. Кроме того, эти средства нужны для ремонта школ, детсадов и медицинских учреждений. В итоге было сказано, что указы президента выполняться будут, но, скорее всего, не в полном объеме и в отношении лишь некоторых категорий чиновников. Повышение будет происходить не одномоментно, а постепенно. Давайте разберемся, на какие оклады могут рассчитывать госслужащие в 2018 году.

Кто относится к категории госслужащих?

Прежде чем перейти к обсуждению возможного повышения окладов представителям государственных служб, давайте разберемся, какие категории граждан имеют отношение к этому сектору. Согласно нормативной трактовке, к числу госслужащих относятся специалисты, исполняющие обязанности в рамках службы в организациях и учреждениях государственного сектора. Данная категория в Российской Федерации представлена работниками, трудящимися на благо законодательной, исполнительной и судебной власти.

По сути, это работники президентского аппарата и налоговой инспекции, специалисты, занятые в миграционной службе, лица, работающие в таможенных органах, специалисты из Роспотребнадзора и Росреестра, сотрудники пограничной службы, сенаторы, представители министерств, прокуроры, сотрудники мэрий, депутаты и так далее.

Нынешние зарплаты госслужащих

Как уже было сказано, несколько последних лет в России действует мораторий на повышение заработной платы государственным служащим. Указ, закрепляющий данную норму, был издан и вступил в силу с 1 января 2016 года, а затем был пролонгирован и на 2017 год. Причинами такого шага стали негативные как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также инфляционный рост и увеличение безработицы. Напомним, что данный указ лишь продлил действие ранее введенного запрета.


Правительство РФ предлагает повысить зарплаты чиновников на 38%

Запрет отменил индексации зарплат государственных служащих еще в 2014 году. Тем не менее, в 2018-2019 годах оклады тех, кто служит в госсекторе, могут резко взлететь вверх – в рамках компенсации ущерба за годы моратория предложено повышение в размере 38% текущего уровня оплаты труда. Средняя сумма заработной платы чиновников сегодня измеряется цифрой 99,9 тысяч рублей. При этом, согласно информации из источников Росстата, текущие зарплаты государственных служащих характеризуются следующими цифрами:

  • самые высокие оклады имеют те, кто занят в президентской администрации – им положено около 216000 рублей ежемесячно, причем данная категория чиновников включает более 1700 человек;
  • в органах, представляющих исполнительную власть, лидируют служащие Спецстроя, оклад которых измеряется суммой в 122000. В данном органе трудится более 150 человек;
  • высокое место по окладам занимают высшие чины МЧС, получающие до 114000 ежемесячно. Штат данного ведомства измеряется 428 сотрудниками;
  • 410 человек, которые трудятся в Федеральной службе экологического, технического и атомного надзора, получают до 112000 рублей ежемесячно;
  • служащие федеральных судов и прокурорские работники также не обижены зарплатой. Так, средний оклад в Конституционном суде, состоящем из 251 человека, равен 135000 рублям, в Верховном суде в среднем по 119000 рублей получает 862 человека, в Судебном департаменте при Верховном суде РФ 436 человек получают по 75000 рублей, в Генпрокуратуре 451 сотрудник получает по 84000 рублей, а 16000 человек, занятых в Следственном комитете, имеют средний оклад в 66000 рублей;
  • в Центризбиркоме служат 275 человек, которым начисляется по 89000 рублей;
  • Счетная палата представлена более чем тысячей человек, получающих по 122000 рублей ежемесячно;
  • В Аппарате уполномоченного по правам человека занято 180 человек, получающих по 64000 рублей каждый месяц;
  • «аутсайдерами» по уровню оплаты труда являются сотрудники Федерального архива с окладами в 53000 рублей, а также представители Министерства по вопросам Северокавказского региона с окладом 38000 рублей в месяц.

Однако вопрос с региональными решениями на 2017 год требует отдельного обсуждения. Конечно, большая часть чиновников на местах не решилась нарушить президентский указ о продлении моратория – Омская, Тюменская, Ростовская области, Ставропольский и Приморский края подтвердили, что в местных бюджетах не предусмотрено средств на индексацию окладов. Однако в президентском указе есть небольшая лазейка, которой чиновники не преминули воспользоваться.

В документе сказано, что заработную плату запрещено подвергать индексации, то есть – увеличивать её всем категориям на один и тот же коэффициент. Но вот про отдельно взятое увеличение оплаты труда там не сказано ни слова. Так что, если опираться на данные, представленные Роскомстатом, коэффициент среднемесячного уровня оплаты работы тех, кто занят в представительствах министерского сектора и центральных ведомствах, еще в 2016 году ознаменовался ростом в 103,5%, а у работников региональных ведомств – в 107,7%.


Несмотря на мораторий, зарплата госслужащих все равно продолжает расти!

Если же говорить о ситуации на местах, которая наблюдалась в регионах в 2017 году, то можно привести следующие данные:

  • в Омской области увеличение заработных плат госслужащих собираются провести в рамках отраслевого плана. Власти данного региона не будут повышать оклады чиновников, оставив средний размер оплаты труда на уровне 39727 рублей. Вполне возможно, небольшое повышение получат врачи и учителя, чьи оклады на сегодняшний день измеряются 37944 рублями и 25774 рублями соответственно;
  • не запланировано индексировать оклады представителей органов местного самоуправления в Тюменской области. Отмечается только рост оплаты труда некоторых категорий бюджетников – например, заработная плата педагогов из Тюменского госуниверситета выросла на 8,8%. Данный регион, в принципе, можно назвать одним из лидеров по уровню зарплат. Нефтегазовая сфера способствует высоким окладам, так что средний уровень зарплат на предприятиях характеризуется цифрой в 45800 рублей, а к концу 2018 года обещано увеличить ее до 51400 рублей;
  • администрация Ростовской области также заявила, что чиновники не увидят повышенных окладов в 2017 и даже в 2018 году. Предусмотрен только рост окладов некоторых категорий бюджетников, в число которых попадут соцработники, медработники, сотрудники дошкольных учреждений и представители культмассового сектора. Тем не менее, несмотря на средний оклад в размере 25720 рублей, их реальный доход стал меньше на 3% из-за инфляционных проявлений;
  • власти Ставропольского края сообщили о необходимости поднять уровень оплаты труда чиновников. Сумму повышения краевой Минфин не озвучил, утверждая, что все зависит от состояния местного бюджета. Одновременно с этим стало известно, что в регионе отменили индексацию выплат социального характера, чтобы сэкономить в бюджете 320 миллионов рублей;
  • Приморский край также не проводил индексацию, однако с начала 2017 года тут были на 4,3% повышены оклады муниципальных работников казенных учреждений, а в конце года запланировано такое же повышение оплаты труда для тех, кто занят в бюджетных и автономных организациях. То есть рост заработной платы наблюдается у работников мэрии, дирекции по вопросам строительства и сотрудников, представляющих агентство по продаже муниципальной земли. Если говорить о «простых» бюджетниках, то обещают увеличение окладов сотрудников музыкальных и художественных школ;
  • не обидели себя чиновники Свердловской области, запланировав повышение окладов на 4% в 2017 году. Одновременно с этим в регионе наблюдается 2% уменьшение индексации социальных выплат;
  • в Пермском крае также решили, что оклады государственных служащих должны быть повышены в 2017 году на 5,3%, на что из местного бюджета будет выделено 64 миллиона рублей. А в 2018-2019 годах на данную цель собираются направить еще по 130 миллионов рублей. Кстати, в ответ на вопрос, не стоит ли направлять эти федеральные транши на развитие социальных программ, было сказано, что зарплата чиновников и так была слишком сильно подвержена инфляционному влиянию, так что средства будут выделены на «выполнение обязательств по государственным полномочиям», под которыми и подразумевается оплата чиновничьего труда.

Как показывают последние новости, вполне возможно, что в 2017 году некоторые категории чиновников все-таки получат повышение окладов и на общефедеральном уровне. В их число могут войти судебные и министерские работники, сенаторы, депутаты и представители генпрокуратуры РФ. Предполагается, что для реализации данной цели будет выделено 47,5 миллиардов рублей.

Повысят ли зарплаты госслужащим?

В 2018 году чиновникам нужно приготовиться к тому, что система оплаты их труда будет подвергнута некоторым изменениям. Кроме факта повышения гарантированной части окладов, правительство сообщило, что данную сферу ждут инновации. Они направлены на выявление зависимости заработной платы от того, насколько эффективно работает отдельно взятый представитель госсектора. В законопроекте про бюджетную политику на 2018 год сказано, что категории государственных служащих в два раза следует повысить оклады.

Это выразится в сумме 450 млрд рублей. При этом около 380 млрд предусмотрено в рамках дополнительного стимулирования госслужащих, из которых 193 млрд будет освоено уже в 2017 году. Если текущий средний оклад в виде 99900 р. будет повышен на 38%, ежемесячный оклад составит примерно 140000 р. По словам Олега Митволя, ранее занимавшего должность замруководителя Росприроднадзора, в среде чиновников наблюдается довольно резкая дифференциация доходов, так что нельзя повышать оклады в одинаковых пропорциях.

Например, средний оклад в президентской администрации равен 208000 рублей, зарплата чиновников высшего ранга доходит до 750000, а специалист 1-й категории в столичных службах получает 26000 рублей в месяц, что приводит к желанию молодого специалиста получить неправомерный доход. Именно этой категории специалистов нужно повышать оплату труда, чтобы стимулировать молодежь идти в госслужбы и работать там честно и эффективно.

Согласно новым законодательным нормам, получение максимального оклада и дополнительных выплат в 2018 году потребует от должностного лица выполнить целый ряд требований. Каждый чиновник будет подписывать трудовой договор с четко прописанными нормативами и показателями, которые следует выполнить, а также критериями оценки эффективности его труда. Тот, кто не сумеет «доказать» свою полезность на рабочем месте, получит урезанную зарплату и лишится дополнительных стимулирующих надбавок.

Напомним, что сейчас заработная плата госслужащих комбинируется из таких элементов:

  • оклада, положенного по должности;
  • оклада согласно имеющемуся классному чину;
  • надбавки за выслугу лет, которая составляет 10% за стаж от года до 5 лет, 15% – за 5-10 лет, 20% – за 10-20 лет, 30% за выслугу, превышающую 30 лет работы;
  • дополнительных выплат за особые условия, секретность и сложные виды работ, которые могут составить до 60% от суммы оклада для тех, кто занят на младших должностях, 60-120% оклада – для представителей старшей группы должностей, 150-200% оклада – для тех, кто относится к высшей должностной группе.

Сегодня два первых элемента – это основная часть финансирования труда чиновников, которая часто составляет лишь около 1/8 всей зарплаты. С 2018 года именно ее планируют повысить, сократив динамичную часть в виде надбавок и бонусов.

К слову, вопрос оценки качества работы чиновников остается сложным и открытым. В правительстве говорят, что для каждого ведомства будет разработан отдельный список показателей эффективности. Что касается нынешней ситуации, то ни в одном из министерств не смогли четко ответить на вопрос, как сейчас определяется качество работы людей, занятых в данных ведомствах.

Представители Минкомсвязи, Минфина, Минобрнауки и Минэкономразвития довольно туманно говорят о каких-то плановых показателях работы вышеперечисленных учреждений, по которым они дают ежегодный отчет. Сотрудники министерств выполняют свои функции согласно регламентам, в которых определены образовательные критерии, необходимые навыки, компетенция и стаж. Если ознакомиться с указанными регламентами, можно заметить, что там нет ни единого слова о привязке уровня оплаты труда к каким-то конкретным показателям.


Исследования показали, что на сегодняшний день уровень оплаты чиновничьего труда никак не привязан к качеству и количеству выполняемой работы

По словам президента Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова, система оценки работы чиновников является для России актуальной и необходимой. Он сообщил, что шаг в виде сокращения надбавок и увеличения окладов весьма разумен, однако не стоит увлекаться введением множества коэффициентов и критериев – это только усложнит и запутает систему оценки. Кроме того, не всегда показатели деятельности чиновника могут быть оценены количественно, а качественный признак не всегда понятен.

По мнению Дмитрия Абзалова, президента Центра стратегических коммуникаций, идею можно назвать верной, но он не видит возможности реализовать её по отношению к госструктурам. Например, если для служащих экономического сектора можно предложить показатель в виде привлечение капитала или создания новых мощностей на производствах, для представителей Минтруда – сокращение числа безработных или количество новых рабочих мест, то в политическом блоке измерять эффективность попросту нечем.

Отдельно упомянем, что в новом календарном периоде госслужащих ожидает сокращение. После внедрения контрактной системы правительство предполагает заняться пересмотром полномочий госорганов так, чтобы исключить их дублирование в разных учреждениях и ведомствах. Так что не исключено, что именно таким образом в бюджете и появятся средства на увеличение окладов.

В мае 2017 года также было заявлено, что в бюджете вполне могут найтись средства и на индексацию окладов госслужащих – в привязке с зафиксированным уровнем инфляции она может составить около 4-5%.

Новое на сайте

>

Самое популярное