Домой Альфа Банк Много ли в мире стран, где налоговая нагрузка выше, чем в России.

Много ли в мире стран, где налоговая нагрузка выше, чем в России.

“Если посмотреть на уровень налоговых изъятий, который сложился в 2017 году, он составляет 30,8% ВВП”, – заявил министр финансов, выступая в среду на Гайдаровском форуме в Москве. Речь идет именно о налоговых доходах госбюджета по отношению к общему объему экономики (ВВП) за минувший год.

За последние 10 лет налоговая нагрузка на экономику России как росла, так и сокращалась . В 2007 году она составляла 36,5% ВВП, на пике кризиса в 2009-м – 30,9%, после чего вновь выросла – до 34,4% в 2014 году.

Сегодня этот показатель в России заметно ниже не только, чем в большинстве стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), но и среднего для ОЭСР уровня. Последние на сегодня данные ОЭСР – за 2016 год , а для Японии и Австралии – за 2015-й:

Однако, помимо налоговых платежей, для российского бизнеса существуют еще страховые взносы (на высокий уровень которых и сетует министр финансов), а также многочисленные неналоговые платежи, которые не прописаны в Налоговом кодексе. К последним относятся, например, экологический и утилизационный сборы, плата по системе “Платон” за проезд грузовых автомобилей, оплата услуг государства и госфондов и т. п.

Но в данном случае речь идет прежде всего о страховых взносах (в целом – 30% фонда оплаты труда), которые работодатели обязаны перечислять за своих работников во внебюджетные фонды – пенсионный (22%), а также обязательного медицинского (5,1%) и социального (2,9%) страхования. "Нигде нет такой нагрузки на фонд оплаты труда, который есть в России, – признавал ровно год назад, выступая на предыдущем Гайдаровском форуме в Москве, и министр экономического развития Максим Орешкин. – Понятно, что многие просто не платят. И это – самая большая проблема, с которой нужно работать".

Ежегодный “профильный” рейтинг для 190 стран мира – Paying Taxes – уже 12 лет подряд составляют эксперты Всемирного банка и международной аудиторской и консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers. Кстати, данные именно этого рейтинга по каждой стране указываются в соответствующей части общего международного рейтинга Всемирного банка – Doing Business.

По оценкам Центра социально-политического мониторинга РАНХиГС в “теневой” рынок труда в России в 2017 году так или иначе были включены около 33 млн человек, или 44,8% всех занятых (в 2006 году – 45,1%, в 2013-м – 44,5%, в 2016-м – 40,3%). “Это те люди, которые в течение года или имели “неоформленную” работу, или получали зарплату “в конверте”, – поясняют авторы исследования.

В правительстве, по инициативе Минфина и Министерства экономического развития, обсуждаются планы заметного снижения общей ставки страховых взносов бизнеса (до 22%) при одновременном повышении ставки налога на добавленную стоимость (с нынешних 18% до тех же 22%, что неизбежно повысит цены в стране). Решение пока не принято.

Е.В. Чипуренко

Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление

1. Особенности методики расчета налоговой нагрузки

1.1. Основные положения методики расчета налоговой нагрузки

В настоящее время в Российской Федерации не существует единого термина, характеризующего влияние налоговой системы на хозяйственную деятельность предприятия и его финансовое состояние. Вместо него применяются следующие понятия: «налоговая нагрузка», «налоговое бремя», «совокупное налоговое изъятие», «налоговый пресс», «бремя обложения», которые, по сути, как замечено некоторыми авторами, являются синонимичными словосочетаниями, имеющими сходные по смыслу значения, но различные оттенки лексического толкования.

Для целей данного издания используется термин , под которым будем понимать обобщенную количественную и качественную характеристику влияния обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации на финансовое положение предприятий-налогоплательщиков. В.С. Занадворов определил данные обязательные платежи как требования по регулярным выплатам экономических агентов в государственные фонды, которые рассматриваются как совокупность инструментов государства, позволяющих ему конкретизировать общее бюджетное решение о совокупном объеме доходов, обеспечивающих необходимые расходы общественного сектора.

Состав налоговых инструментов, применяемых государством, меняется и зависит от особенностей его экономической политики на определенном временном интервале. Соответственно налоговая нагрузка на предприятие также меняется в зависимости от изменений экономической политики и определяется как перечнем обязательных платежей, так и особенностями их исчисления и уплаты.

В настоящее время в Российской Федерации не разработано общепринятой методики исчисления не только абсолютной, но и относительной величины налоговой нагрузки предприятий. Как отмечают С.И. Чужмарова и А.И. Чужмаров, известны методы определения налогового потенциала, уровня налоговой нагрузки населения, эффективной налоговой ставки, доли налогов в ВВП, исчисляемые на базе основных показателей экономики страны и характеризующие налоговую нагрузку на макроуровне. В то же время нет единого мнения в отношении методологии определения этого показателя на микроуровне, то есть на уровне организаций. В научной литературе встречаются методики определения налоговой нагрузки на экономические субъекты, которые различаются использованием того или иного количества налогов, включаемых в расчет, а также определением базового показателя деятельности предприятия, с которым соотносится сумма налогов.

Методика расчета налоговой нагрузки должна содержать общий подход к количественной и качественной оценке влияния обязательных платежей на финансовое состояние предприятия и не должна зависеть от особенностей процесса налогообложения, особенностей построения той или иной налоговой системы. Цель методики – дать возможность сравнения тяжести налогового бремени как для предприятий, действующих в условиях одной налоговой системы, так и для предприятий, находящихся в разных налоговых системах, то есть в условиях разных стран.

При этом сложность создания унифицированного подхода возрастает в связи с тем, что внутри каждой налоговой системы существуют несколько вариантов (режимов) налогообложения в зависимости от условий и характера деятельности предприятия, в частности от разной отраслевой принадлежности, масштабов деятельности, организационно-правовых форм и т. д. Налоговая нагрузка предприятия зависит от множества факторов, в число которых входят виды хозяйственной деятельности и формы ее осуществления, налоговый режим, организационно-правовая форма предприятия, особенности ведения налогового и бухгалтерского учета, закрепленные в учетной политике предприятии. Каждый фактор имеет вариантные значения, выбор которых зависит от законодательно установленных ограничений. Каждый вариант налогообложения характеризуется соответствующим перечнем обязательных платежей в бюджетную систему, который можно определить термином «налоговоеполе» , введенным В.С. Занадворовым.

Методика расчета налоговой нагрузки должна дать предприятию возможность сравнения вариантов и изменения величины налоговой нагрузки через выбор совокупности данных факторов, добиваясь ее оптимального значения. Имея вариант налогового поля, основанный на анализе данных прошлых лет действующего предприятия или на прогнозных данных для вновь создаваемого предприятия, последовательно изменяя значения отдельных факторов в рамках законодательно допустимого предела, можно сравнивать результаты хозяйственной деятельности при разных вариантах налогообложения.

Для действующего предприятия анализ данных о налоговой нагрузке за прошедшие годы служит основой для принятия обоснованных управленческих решений в будущем. Наличие налогового поля предприятия позволяет спрогнозировать налоговую нагрузку на финансовый результат и денежные потоки при изменении условий хозяйственной деятельности. Для вновь создаваемого предприятия расчет налоговой нагрузки планируемой хозяйственной деятельности позволяет оценить ее перспективность.

Методика расчета налоговой нагрузки предусматривает определение общей величины налоговых обязательств (НОначисл ), возникших в процессе ведения деятельности за календарный год, и представляет собой совокупность сумм, начисленных за год каждого из обязательных платежей в составе налогового поля, которые должно уплачивать предприятие в бюджетную систему.

Сумма обязательств по каждому из платежей, возникших за период, отражается в бухгалтерском учете предприятия на счетах 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (НО1, НО2, …НОn ). Кредитовые обороты по данным счетам возникают в результате операций «начисления», то есть периодического отражения в бухгалтерском учете исчисленных сумм обязательных платежей в составе налогового поля предприятия. В соответствии с нормами налогового законодательства у предприятия могут возникнуть два типа обязательств по налогам: обязательстваналогоплательщика и обязательстваналоговогоагента .

Лицо, на которое в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) возложена обязанность уплачивать тот или иной налог, признаетсяплательщиком данного налога (ст. 19 НК РФ).

В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Так, по налогу на доходы физических лиц предприятие, выполняя функции налогового агента, возложенные на него налоговым законодательством, обязано рассчитать, удержать из доходов физического лица и перечислить в бюджет сумму данного налога. При начислении обязательств по налогу на доходы физических лиц по кредиту счета 68 в качестве источника покрытия данных налоговых сумм являются доходы физических лиц, полученные на предприятии. Обязательства предприятия перед физическими лицами частично – на сумму налога на доходы физических лиц переходят в разряд обязательств предприятия перед бюджетом. Доход физического лица распределяется предприятием – налоговым агентом между физическим лицом и бюджетом.

Общая сумма возникших обязательств в бюджетную систему в течение года (НОначисл ) включает обязательства налогоплательщика {НО1, НО2, …НОn } и обязательства, возникшие вследствие исполнения предприятием функций налогового агента {НОА1, НОА2, …НОАN }. Этот комплексный показатель является количественной характеристикой налогового поля, и его можно представить в виде следующей совокупности:

НОначисл = {НО1, НО2, …НОn} + {НОА1, НОА2, …НОАN}, (1)

где НО1, НО2, …НОn – суммы начисленных за год обязательных платежей, налогоплательщиком которых является предприятие в соответствии с его налоговым полем, возникших в процессе ведения хозяйственной деятельности;

где НОА1, НОА2, …НОАN – суммы начисленных обязательных платежей к выплате в течение года, возникших у предприятия при исполнении функций налогового агента.

Календарный год принят в бухгалтерском учете в качестве основного отчетного периода при расчете финансового результата и оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия. При этом важно не только определить общую сумму налогов, возникших за год деятельности предприятия, но и влияние налогообложения на полученный финансовый результат.

Недавно мы писали о проблемах, возникающих у налогоплательщиков в связи со снижением налоговой нагрузки в условиях кризиса. И получили несколько откликов на эти статьи. Один вопрос показался нам настолько интересным, что мы решили вернуться к этой теме на страницах журнала. Оказывается, проблемы могут возникнуть даже у стабильно работающей компании из-за разницы в подходах к расчету налоговой нагрузки инспекторами и организацией. Например, если налоговики посчитают, что при расчете налоговой нагрузки не учитываются уплаченный компанией ввозной НДС и имущественные налоги (транспортный, земельный и налог на имущество).

Вот и реальный случай из жизни. Компания занимается импортом и экспортом товаров из Беларуси. При расчете налоговой нагрузки ИФНС не учитывает начисление ввозного НДС и включает в расчет только НДС к уплате (возмещению) по обычной декларации. Положение усугубляется тем, что реализация товаров у фирмы часто не совпадает по времени с уплатой ввозного налога, плюс она регулярно заявляет НДС к возмещению при нулевой ставке. В итоге почти всегда НДС заявлен к возмещению из бюджета и налоговая нагрузка, по данным ИФНС, ниже 1%. А по расчету организации налоговая нагрузка получается равной 14% (с учетом налога на имущество и транспортного налога, а также НДФЛ, уплачиваемого в качестве налогового агента, которые инспекция не включает в расчет), что намного выше среднеотраслевого показателя.

В результате компанию вызвали на комиссию по легализации объектов налогообложения, где потребовали представить уточненки и доплатить налоги, чтобы не было выездной проверки. Но что доплачивать налогоплательщику в этой ситуации?

Покажем на цифрах, как это может быть. Допустим, организация ведет деятельность в сфере оптовой торговли, при этом занимается экспортом-импортом товаров. Показатели налоговой отчетности за I квартал 2015 г. следующие.

По оптовой торговле показатель среднеотраслевой налоговой нагрузки на 2014 г. составляет 2,6%приложение № 3 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ .

Определим налоговую нагрузку организации.

Сумма НДС, исчисленная к возмещению из бюджета, составляет 3617 тыс. руб. (1630 тыс. руб. – 3034 тыс. руб. – 2213 тыс. руб.). Налоговая нагрузка составит 4,2% (2215 тыс. руб. + (–3617 тыс. руб.) + 2795 тыс. руб. / 33 270 тыс. руб.), что выше среднеотраслевого показателя.

Если же при расчете мы не учтем в составе начисленных налогов ввозной НДС, то налоговая нагрузка у компании будет с отрицательным знаком, поскольку НДС к возмещению «перевесит» начисленный к уплате в бюджет налог на прибыль.

Прокомментировать ситуацию мы попросили специалиста ФНС.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

“ Безусловно, при расчете налоговой нагрузки НДС, уплаченный при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, должен учитываться в составе и начисленных налогов. Иначе расчет будет некорректным. Ведь суммы уплаченного ввозного НДС включаются в состав налоговых вычетов при исчислении налога по обычной декларации и, таким образом, уменьшают сумму НДС, подлежащего уплате в бюджет, которая берется в расчет налоговой нагрузки. Налог на имущество и другие налоги, уплачиваемые компанией в качестве налогоплательщика, также должны учитываться при расчете налоговой нагрузки. Об этом говорится, в частности, в примечании к таблице 19.1 приложения № 19 к Письму ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. А вот из налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента, в расчет принимается только НДФЛ” .

Что же делать, если поводом для вызова на комиссию и последующего мониторинга послужил некорректный расчет налоговой нагрузки? Как вы помните, возможность вызова плательщика в ИФНС для дачи пояснений прописана в НК РФподп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ , поэтому сам по себе вызов на комиссию не нарушает права компани иПостановления АС ЗСО от 15.08.2014 № А67-7552/2013 ; ФАС ЗСО от 08.05.2014 № А27-10859/2013 ; ФАС ВСО от 23.01.2014 № А78-6657/2013 ; ФАС ДВО от 27.03.2013 № Ф03-917/2013 . За неявку на комиссию руководителя организации могут оштрафовать на сумму от 2000 до 4000 руб.ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ ; Постановление Челябинского облсуда от 12.05.2015 № 4а15-303 ; Апелляционное определение Кемеровского облсуда от 14.01.2015 № 33А-13215 Кроме того, уклонение от участия в заседании комиссии сделает выездную проверку еще более вероятной, так что, даже если вы не согласны с налоговиками, игнорировать приглашение не следует.

Во-первых, в ответ на информационное письмо ИФНСприложение № 11 к Письму ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 , направление которого предшествует вызову на комиссию, подготовьте пояснения с указанием, что налоговая нагрузка у вас на самом деле выше рассчитанной инспекторами. И поэтому нет повода для вызова вашей компании на комиссию.

Во-вторых, если вас все же пригласят на комиссию, настаивайте, что ваша компания не входит в «группу риска» по критериям ФНСприложение № 2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ . Ваши возражения должны быть занесены в протоко лприложение № 12 к Письму ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 .

Бывает, что и после вызова на комиссию ИФНС продолжает настаивать на увеличении налоговой нагрузки, в частности присылает письма с настоятельными просьбами представить уточненные декларации с увеличенной суммой налога. Так, другой читатель рассказал нам, что после явки на заседание комиссии, где представитель компании обосновал некорректность расчета налоговой нагрузки, из ИФНС было получено письмо с предложением заполнить прилагаемый бланк пояснительной записки к уточненной деклараци иприложение № 5 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ . То есть по сути компании было предложено взять на себя обязательство представить уточненку по налогу на прибыль с увеличенной суммой налога и повиниться в совершении сделок с сомнительными контрагентами. Излишне говорить, что никаких подобных сделок, расходы по которым следовало бы исключить из расчета налога, плательщик за собой не знал, поэтому требования налоговиков поставили его в тупик. Конечно, такие действия инспекции нужно обжаловать, чтобы прекратить давление. Ведь корректировать компании нечего, а разногласия с налоговой в конце концов могут обернуться включением организации в план выездных проверок.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Допустим, и после направления пояснений в ответ на информационное письмо ИФНС или после участия в заседании комиссии по легализации объектов налогообложения, где организация обосновала некорректность расчета налоговой нагрузки, налоговики продолжают настаивать на увеличении платежей в бюджет, проводят мониторинг в соответствии с Письмом ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, предупреждают о возможном назначении выездной проверки и т. д. Если, по мнению налогоплательщика, его права нарушены, то эти действия инспекции можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган в порядке ст. 139 НК РФ. Решение по такой жалобе региональное УФНС должно принять в течение 15 рабочих днейп. 6 ст. 6.1 , п. 6 ст. 140 НК РФ ” .

Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Напомним, что обратиться с иском в суд вы можете только после того, как обжалуете действия инспекции в вышестоящий налоговый орга н

Москва, 22 ноября - "Вести.Экономика". Вопреки обещаниям налоговая нагрузка на бизнес продолжает расти, поэтому само по себе обращение бизнес-сообщества к президенту Владимиру Путину неудивительно. Но ситуация будет ухудшаться дальше.

Несколько дней назад бизнес-ассоциации написали письмо президенту РФ, в котором обращают внимание на нарушение правительством своих обещаний не повышать налоговую нагрузку.

Предпринимателям придется доплатить свыше 100 млрд руб. в 2018 г. из-за различных новых сборов, которые правительство вписало в проект трехлетнего бюджета, отмечают в письме Владимиру Путину главы четырех бизнес-объединений – РСПП, "Деловой России", ТПП и "Опоры России", сообщили "Ведомости".

Президент ввел в 2014 г. мораторий на рост налоговой нагрузки до конца 2018 г.

Но с тех пор появилось множество платежей и сборов, которые формально налогами не считаются.

Например, проект бюджета вводит сразу три новых платежа: пошлины на импорт станков и оборудования, утилизационный сбор (7%) на средства производства тяжелого и энергетического машиностроения, инвестиционный сбор (25%) в морских портах.

При этом действующие сборы индексируются. Например, утилизационный сбор на автомобили – на 15%.

В Кремле уже пообещали, что президент рассмотрит обращение.

Перечень новых сборов и размер увеличения старых оказываются весьма внушительными, особенно за три года.

Всего бюджет получит дополнительно свыше 350 млрд руб. При этом формальная налоговая нагрузка в целом по экономике действительно снижается: если в 2011 г. она достигла 34,5% ВВП, то сейчас – всего 29,9% ВВП.

Налоги и сборы 2018 2019 2020
Утилизационный сбор на средства
производства
28,5
Ввозные пошлины на продукты
инвестиционного машиностроения
10
Увеличение платежей за пользование
радиочастотным спектром на 25%
4,9
Рост утилизационного сбора на 15% 23,8 5,6
Снижение порога беспошлинного ввоза 30 30
Введение инвесиционного сбора в морских
портах
6
Рост акцизов всех видов 78,1 76,3 37,3
Увеличение водного налога 0,34 0,37 0,41
Увеличение платы за пользование водными
объектами и лесами
6,3 5,8 7,5

Примечательно, что еще в начале года премьер Дмитрий Медведев поручил ведомствам не вносить проекты по новым платежам, до тех пор пока не будут приняты соответствующие законы. Это поручение выполняется плохо, а фактическими последствиями роста нагрузки будет снижение инвестиций в основной капитал.

Между тем, налоговая нагрузка растет даже вопреки обещаниям президента, но сами представители бизнеса уверены, что без моратория ситуация была бы еще хуже. Поскольку после 2018 г. мораторий не будет действовать, рост налогов может усилиться.

Налоговая нагрузка и собираемость налогов

Для бизнеса важна также предсказуемость налоговой политики государства, и постоянное изменение сборов и платежей, подразумевающее увеличение нагрузки, никак не способствует эффективному планированию и прогнозированию.

Кроме того, правительство практически не прислушивается к бизнесу, несмотря на все обсуждения и сбор мнений.

При этом собираемость налогов увеличивает, а мировая практика подразумевает, что улучшение администрирования должно сокращать нагрузку, а не наоборот.

Дополнительно повысить эффективность налоговых ведомств может предложение первого вице-премьера Игоря Шувалова по объединению Федеральной налоговой службы (ФНС) и Федеральной таможенной службы (ФТС) может дополнительно улучшить ситуацию с администрированием.

При этом укрупнение фискальных ведомств идет давно, еще в июле 2015 г. президент РФ Владимир Путин упразднил Федеральную службу по тарифам (ФСТ) и передал ее функции Федеральной антимонопольной службе (ФАС).

Затем ФНС было передано администрирование страховых взносов. Счетная палата считает, что только за счет этого шага бюджет экономит 40-60 млрд руб. ежегодно.

Поэтому сейчас можно говорить о продолжении тенденции.

Нагрузка на население также будет расти

Профессиональный праздник отмечают работники налоговых органов. В ФНС проходит расширенная коллегия под председательством руководителя службы Михаила Мишустина и с участием председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой и первого вице-премьера Игоря Шувалова

Налоговая нагрузка увеличивается не только для бизнеса: население также вынуждено платить в бюджет больше. Сейчас увеличение касается в основном роста налогов на недвижимость за счет перехода к новой методике расчета налоговой базы.

Но также стоит вспомнить обсуждаемый еще в начале года налоговый маневр. Хотя пока от него отказались, в будущем к этой идее правительство вполне может вернуться, и, судя по всему, во всех вариантах налогового маневра нагрузка будет только увеличиваться.

Кроме того, активно выводя малый бизнес и индивидуальных предпринимателей из тени, правительство также увеличивает нагрузку.

Сейчас рассматривается возможность введения максимально низкого налога и упрощенной системы его уплаты, пишут "Ведомости".

Ранее чиновники предлагали жесткие варианты вывода из тени, такие как полный запрет на расчеты наличными и т. п. Мировая практика показывает, что легализация бизнеса происходит за счет стимулирующих мер, а не за счет карательных.

Кроме того, слишком сильное повышение налоговой нагрузки на население и бизнес часто ведет к ухудшению администрирования.

Поэтому сейчас в отношении малого бизнеса перед государством стоит задача максимально эффективно охватить тех, кто все еще "сидит в тени", но также и сохранить тех предпринимателей, кто работает легально.

В первую очередь это необходимо для решения проблемы Пенсионного фонда. Сейчас из бюджета ежегодный размер платежей в фонд составляет около 2 трлн руб., а около 500 млрд руб. теряются из-за нелегальной занятости.

Поэтому даже просто повышение собираемости за счет стимулирующих мер, что сейчас и планируется, даст позитивный эффект.

Налоги любой ценой

Хотя обещания не повышать нагрузку звучат постоянно, косвенное увеличение также происходит регулярно. При этом даже необязательно повышать ставку или отменять мораторий.

Так, например, новые поправки в Налоговый кодекс, который Госдума приняла в третьем чтении, просто переводят некоторые налоговые льготы с федерального уровня на региональный.

Фактически же это означает, что компаниям придется платить налог на движимое имущество, по которому с 2012 г. действуют льготы на федеральном уровне.

Региональные власти вряд ли будут продлевать эту льготу, даже несмотря на протесты бизнеса. Это теперь просто невыгодно, учитывая планируемое изменение методики Минфина по оценке эффективности предоставляемых регионами налоговых льгот. Если льготы будут признаны неэффективными, то дотации из федерального центра будут сокращены.

Поэтому льготы будут сохраняться лишь в нескольких регионах, прежде всего речь идет о тех, кто намерен добиться повышения своей инвестиционной привлекательности и не так сильно нуждается в дотациях.

Налоговая нагрузка на бизнес вопреки всем поручениям президента все-таки вырастет. По крайней мере, если исходить из проекта Основных направлений налоговой политики, подготовленного минфином. О проекте, налогах, их администрировании и неналоговых платежах "Российская газета" побеседовала с президентом Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александром Шохиным.

Александр Николаевич, в стране действует мораторий на рост налоговой нагрузки. Власти рапортуют о выполнении поручения президента. Так ли это на самом деле, по мнению бизнеса?

Александр Шохин: Бизнесу удалось в этом году добиться главного - не приняты спорные налоговые новации, существенно увеличивающие нагрузку на добросовестных налогоплательщиков.

Бизнес всегда чувствует некоторое ужесточение администрирования в кризис

Обсуждалось предложение повысить ставку налога на добавленную стоимость на 2 процентных пункта и постепенно выровнять НДС для льготируемых отраслей. Очевидно, что это привело бы к падению инвестиционной активности бизнеса, сокращению покупательной способности, а в результате рискам для темпов экономического роста.

Еще более проблемная тема - отказ от предельной величины базы для начисления страховых взносов в систему обязательного социального страхования. Даже снижение совокупной ставки платежей во внебюджетные фонды до 26 процентов не компенсировало бы роста нагрузки для высокотехнологичных производств с небольшим количеством высокооплачиваемого персонала.

Существовал риск снижения конкурентоспособности компаний с высоким уровнем фонда оплаты труда в себестоимости, оттока квалифицированных специалистов за рубеж, снижения заинтересованности компаний в повышении производительности труда и модернизации производства. Да и про рост "серого сектора" забывать не стоит. Сравнительно недавно рост нагрузки на малый бизнес в части соцстраха сразу привел к исчезновению (а в основном уходу в тень) большого количества микро- и малого бизнеса.

Но при этом ряд положений проекта Основных направлений налоговой политики на следующую трехлетку увеличит нагрузку на добросовестный бизнес. Предлагается ограничение переноса убытков, полученных налогоплательщиком в предыдущих налоговых периодах - не самая комфортная мера сразу после кризиса, рост акцизов, который ставит под вопрос достижимость целей по инфляции. Кроме того, принудительная уплата налога за незарегистрированное имущество собственником земельного участка, на котором оно расположено. Даже если легальных способов заставить собственника недостроя его зарегистрировать у владельца земли нет. При этом еще и увеличивается размер пени, подлежащей уплате в случае нарушения установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты сумм налогов, сборов и страховых взносов. Так что "точечный" рост налоговой нагрузки все-таки предусмотрен.

Ужесточилось ли администрирование налогов в 2016 году? Изменилось ли сегодня отношение ФНС к бизнесу?

Александр Шохин: Бизнес всегда чувствует некоторое ужесточение администрирования в кризис, хотя к налоговым органам это относится в меньшей степени. Точные оценки взаимоотношений бизнеса с налоговыми органами будут содержаться в Докладе РСПП о состоянии делового климата в РФ, который мы представим в феврале 2017 года на Неделе российского бизнеса. Но традиционно качество налогового администрирования оценивается как высокое.

Перейдем от налогов к неналоговым платежам. В начале года вы насчитали их более 70 (типа "Платона"). Такая же ситуация сохранится и в 2017 году?

Александр Шохин: Тема неналоговых платежей достаточно сложная. Серьезных изменений в списке неналоговых платежей пока нет, но нет и совокупной оценки - сколько они стоят экономике в целом и отдельным секторам.

Есть и новации. Пример - обязательная смена контрольно-кассовой техники. В соответствии с договоренностью между органами власти и бизнес-сообществом будут предоставлены льготы малому бизнесу, но на остальных нагрузка вырастет.

С системной точки зрения мы не поддерживаем предложение о включении в Налоговый кодекс неналоговых платежей. Более эффективным является принятие плана мероприятий по систематизации неналоговых платежей, подготовленный минэкономразвития. План предусматривает и выверку перечня неналоговых платежей, и, что более важно, подготовку проекта федерального закона, определяющего единые правила установления, исчисления и взимания неналоговых (обязательных публичных - этот термин нам кажется более точным) платежей.

Одновременно мы предлагаем включить неналоговые платежи в расчет совокупной фискальной нагрузки в Основных направлениях налоговой (фискальной) политики в соответствии с методологией, предложенной РСПП.

Сегодня одной из основных проблем бизнеса, судя по многочисленным опросам, является непосильная долговая и налоговая нагрузка. Каким образом можно ее снизить, чтобы экономика пошла в рост?

Александр Шохин: Мы предлагаем вернуться к обсуждению вопроса об инвестиционной льготе. Есть региональные инвестиционные проекты, есть специальные инвестиционные контракты, есть приоритетные инвестиционные проекты, есть льготы в ТОРах. Но не все эти механизмы и инструменты удобны для компаний.

Нередко принятие решения на федеральном уровне не подкрепляется подготовкой необходимых актов регионами. Например, подавляющее большинство регионов не приняли поправки в региональные НПА, направленные на имплементацию положений законодательства о региональных инвестиционных проектах, а если и приняли, то льготная ставка налога на прибыль составляет 13,5 процента, хотя ее можно было установить на уровне 10 процентов.

Каков ваш прогноз на 2017 год для бизнеса? Какие системные решения нужны для того, чтобы стимулировался экономический рост?

Александр Шохин: Бизнесу нужна прогнозируемость и комплексность. Сейчас отсутствует даже оценка совокупной нагрузки на бизнес, включая все обязательные публичные платежи и тарифы.

Во многих случаях нет даже закрепленных стратегических документов. Например, тарифы субъектов естественных монополий определяются в рамках прогноза, но среднесрочная и долгосрочная политика в этой сфере не фиксируется. Предлагаем, во-первых, начать подготовку Основных направлений политики в сфере тарифов естественных монополий минимум на трехлетний период (а лучше пятилетний), которые будут вносится в Государственную Думу вместе с проектом федерального бюджета. Во-вторых, стоит подумать об иерархии стратегических документов и либо повысить статус основных направлений бюджетной политики, либо разрабатывать новый комплексный документ, который бы включал все вопросы, связанные с нагрузкой на экономику, тарифами естественных монополий, таможенно-тарифной политикой, бюджетными доходами/расходами и администрированием.

Ключевой вопрос

Имеет ли смысл в условиях проблем с региональными бюджетами отойти от плоской шкалы НДФЛ? Какой эффект это может принести?

Александр Шохин: Есть ряд рисков, которые ограничивают возможность отказа от плоской шкалы НДФЛ. Основные риски, включая дальнейшее падение уровня жизни, возникают для среднего класса, и так существенно потерявшего за последний год в части доходов и уровня жизни. Нельзя забывать и возможный рост количества людей, меняющих "юрисдикцию" на более благоприятную в части высококвалифицированных специалистов. Глобализация и уровень развития телекоммуникационных технологий сняли значительную часть ограничений по физическому месту нахождения работника.

Для бюджета не менее значимым может оказаться сокращение формальной занятости, массовый возврат к "серым схемам" из-за повышения заинтересованности в сокрытии доходов.

Не стоит забывать и о возможности смены налоговой юрисдикции крупнейшими налогоплательщиками, с которой быстро столкнулись европейские страны при увеличении налоговой нагрузки на наиболее состоятельных граждан, или снижение заинтересованности в деофшоризации и возвращении капиталов/активов в Россию.

При этом надо учитывать и возможное увеличение социального неравенства из-за того, что наиболее состоятельным налогоплательщикам легче уклоняться от уплаты налогов.

Инфографика "РГ" / Александр Смирнов / Елена Березина

Новое на сайте

>

Самое популярное