Домой Банки Государственный кредит. Московский государственный университет печати

Государственный кредит. Московский государственный университет печати

03 Сен

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про то, как получить кредит для малого бизнеса от государства.

Сегодня вы узнаете:

  1. Какие существуют виды кредита от государства для бизнеса.
  2. Кто может получить государственную поддержку.
  3. В какие органы обращаться за помощью.
  4. Какие документы необходимо собрать.

Правительство предлагает альтернативу – государственную поддержку малого бизнеса. Но прежде чем обратиться к властям за помощью, следует понять, какой вид государственного кредита будет оптимальным для вас – именно с этого мы и начнем.

Виды кредитов от государства для бизнеса

В 2017 году правительство активно поддерживает начинающих предпринимателей и предоставляет помощь в виде таких форм материальной поддержки, как:

  • Микрофинансирование малого бизнеса;
  • Поручительство от государства;
  • (безвозмездный кредит);
  • Компенсационные выплаты;
  • Налоговые послабления.

Теперь мы рассмотрим каждый из видов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства отдельно.

Микрофинансирование малого бизнеса

Каждый регион РФ имеет фонд микрокредитования малого и среднего бизнеса. Именно он и содействует выдаче заемных денежных средств предпринимателям на льготной основе.

Условия кредитования в каждом регионе различны. Существенным преимуществом данного вида кредитования является его доступность: деньги предоставляются вне зависимости от области занятости.

Существуют лишь некоторые ограничения, которые определяются каждым регионом самостоятельно. Например, для Москвы – это ограничение суммыкредита молодому предпринимателю.

Усредненные условия для получения льготного кредита:

  • или физического () на территории субъекта РФ, в котором будет получен заем;
  • От 50 тысяч до 1,5 миллиона рублей (могут быть наложены ограничения в сумме в зависимости от сферы деятельности организации);
  • Процентная ставка льготного займа составляет от 8 до 12% и будет зависеть от перспективности вашего дела, потребностей рынка, платежеспособности заемщика, количества заемных средств и срока кредитования, вида обеспечения;
  • Деньги предоставляются под обеспечение: имущественный залог, поручительство, залог продукта в обороте, другое;
  • Заем выдается в безналичной форме;
  • При несоблюдении условий предоставления денег предусмотрены штрафные санкции в форме повышенного процента;
  • Существует ограничение на количество займов;
  • Продолжительность рассмотрения документов на предоставление средств составляет от 5 до 10 дней в зависимости от региона.

Государственное поручительство

В этом случае деньги вам выдаст коммерческий банк, а государственный фонд в лице Федеральной нотариальной палаты выступит поручителем. Однако, следует учитывать, что в государственной программе участвуют далеко не все коммерческие банки. Их полный список в вашем регионе можно получить на официальном сайте правительства РФ.

В отличие от первого варианта, получение денежных средств под государственным поручительством не отличается по условиям от обычного займа. Рассмотрение заявки не будет быстрым. Также готовьтесь к тому, что фонд поручится не за всю сумму, а только лишь за часть.

Наибольшую вероятность получить поручительство фонда имеют предприятия социальной области по обслуживанию граждан, производство и промышленность, инновации. Особое внимание при рассмотрении заявки на получение поручительства фонд обращает на количество рабочих мест, создаваемых организацией.

Субсидии

Субсидия – самый желанный предпринимателями вид государственной поддержки. Все дело в том, что он предоставляется бизнесменам на безвозмездной основе.

Однако, получить субсидию могут далеко не все предприниматели.

Бизнесменам необходимо соблюсти достаточно суровые условия для получения:

  • Необходимо стоять на учете в Центре занятости в качестве безработного;
  • Ответить на вопросы психологического теста в этом же Центре занятости;
  • Пройти обучение по направлению «предпринимательство»;

При этом все траты казенных денег должны соответствовать и подтверждаться документально. После того как предприниматель получает положительный ответ от Центра, он должен зарегистрировать свое предприятие. Только после этого деньги поступят на счет.

Очень часто бывает так, что в предоставлении субсидии предпринимателю отказывают. Грант может быть выделен на покупку или , оборудования или товара для продажи, нематериальных ресурсов. Это должно быть указано в вашем бизнес-плане.

Грант

Он также предоставляется бизнесменам на безвозмездной основе. Недостатком грантов является то, что получить его может далеко не каждый.

На получение гранта имеют право:

  • Начинающие предприниматели (ведут деятельность не более 12 месяцев);
  • Предприниматели, не имеющие долгов по налогам, займам;
  • Предприятия, которые создают много рабочих мест.

Также для получения гранта имеет значение сфера, в которой функционирует организация. Каждый регион определяет эти области самостоятельно.

Компенсационные выплаты и налоговые послабления

В этом случае государство просто компенсирует предпринимателю часть денежных средств, которые тот потратил на развитие бизнеса.

На такое послабление могут рассчитывать: компании, производящие инновационную продукцию, предприятия, производящие импортозамещающие товары, а также производители услуг.

Что касается налоговых послаблений, то в 2017 году начинающий предприниматель имеет возможность взять так называемые . Заключаются они в освобождении бизнесмена от уплаты налогов в течение двух налоговых периодов.

Воспользоваться каникулами можно, если:

  • Вы начинающий предприниматель;
  • Организация на одной из следующих систем налогообложения: или ;
  • Вы заняты в области производства, социального обеспечения или науки.

Требования к заемщикам

Давайте более подробно рассмотрим, какие требования к заявителям на получение государственной поддержки предъявляются для получения той или иной льготы. Информация приведена в таблице.

Условия получения Важные особенности
Микрофинансирование — зарегистрирован в регионе получения средств;

— заем должен быть обеспечен имуществом

— цель: развитие малого и среднего бизнеса;

— срок кредитования –
не более года

Государственное поручительство — банк должен участвовать в государственной программе;

— вы должны быть действующей организацией не менее 6 месяцев;

— обязательна регистрация в регионе получения займа;

— вы не имеете проблем с кредиторами и налоговыми;

— необходимо погасить определенный процент от кредита собственными средствами (устанавливается в каждом регионе)

— Приоритетными видами деятельности для финансирования являются: производство, инновационная деятельность, строительство, деятельность по оказанию услуг, транспортные перевозки, туризм (по РФ), образование, медицина, ЖКХ.

— Не распространяется на добычу и реализацию ископаемых, игорную область, банковскую и страховую деятельность, фонды ценных бумаг, ломбарды

Субсидия — значимость бизнеса для субъекта РФ. В каждом субъекте свои значимые направления (узнать приоритетные области деятельности для вашего региона можно на правительственных ресурсах);

— наличие бизнес-плана, который должен соответствовать определенным критериям (также устанавливаются в каждом регионе);

— предприниматель должен вложить определенное количество собственных средств (зависит от программы)

Средства выдаются на приобретение:

— сырья и материалов;

производственного оборудования;

— нематериальных ресурсов.

Срок пользования денежными средствами ограничен. Как правило, составляет 1-2 года

Грант — предпринимательская деятельность ведется менее года;

— у бизнесмена нет и не было проблем с кредитами и займами («чистая» кредитная история);

— предприятие создает определенное количество рабочих мест;

— вы не получали других государственных льгот;

— наличие собственных денежных средств

Средства выделяютсяна развитие среднего и малого бизнеса
Компенсационные выплаты

Заемщиками могут стать:

— производители и разработчики инновационного продукта;

— продавцы импортозамещающего товара;

— организации, занятые в области предоставления услуг

Цели трат: развитие среднего и малого предпринимательства
Налоговые льготы — занятость предпринимательской деятельностью не более года;

— вы состоите на системе налогообложения: ПСН или УСН;

— помощь предоставляется фирмам, занятым в науке, производстве, оказывающим услуги населению.

Подводя итог, можно сказать, что правительственная помощь доступна для:

  • Начинающих бизнесменов ();
  • Организаций, занятых в области производства продукции, разработкой инновационного товара;
  • Предприятий, оказывающих услуги населению;
  • Предпринимателям без проблем по кредитам.

Куда обращаться

За каждую материальную льготу отвечает определенный государственный орган, к которому и должен обратиться предприниматель.

Микрофинансированием занимается Фонд поддержки предпринимательства в вашем регионе. Чтобы получить кредит на льготных условиях, необходимо собрать пакет документов (он отличается для ИП и юридических лиц).

Более подробно с этим вопросом вы можете ознакомиться на официальном сайте фонда в вашем регионе, мы назовем лишь основные общепринятые документы:

  • Заявление и анкета заявителя, а также поручителя;
  • Данные предпринимателя;
  • Учредительные документы;
  • Выписка из реестра малого и среднего предпринимательства;
  • Свидетельство о внесении в / и выписка оттуда;
  • Копия паспорта заявителя;
  • Копия СНИЛС;
  • Лицензии на деятельность;
  • Бухгалтерские и налоговые отчеты.

После того как вы собрали все документы, следует подать заявление на получение кредита в Фонд поддержки. Скачать такое заявление вы также можете на официальном сайте Фонда по вашему региону.

За государственным поручительством вы должны обратиться со всеми необходимыми документами в банк, который участвует в партнерской программе с фондом содействия предпринимательства.

Уже сам банк оценит возможность государственной поддержки и передаст заявление в фонд, который рассматривает его в течение трех дней. К стандартному пакету документов, требуемых для получения кредита, следует приложить заявку на поручительство.

Субсидию или грант можно получить от биржи труда. Для этого вы должны соблюсти ряд условия, о которых мы уже рассказывали выше. В пакет документов на получение субсидии входит заявка и бизнес-план.

Компенсационные выплаты вы можете получить в центре занятости. Для этого предоставьте бизнес-план и соответствующее заявление.

За получением налоговых льгот следует обращаться в налоговую инспекцию, там вы получите информацию и о документах, которые будет необходимо собрать.

Негосударственная поддержка малого бизнеса

Если вы не проходите по каким-либо параметрам для получения государственной помощи, вы можете обратиться за негосударственной помощью малому бизнесу.

Такую помощь оказывают негосударственные фонды при банковских организациях, выражается она в виде гранта. При этом негосударственный грант может выдаваться как с возвратом, так и на безвозмездной основе.

Получение гранта происходит на конкурсной основе. При этом членами комиссии будет оцениваться именно экономическая выгода проекта.

К стандартному пакету документов на получение гранта, вы должны будете приложить , в которой будет описан товар и его стоимость.

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средств населения. Главным способом их получения является государственный кредит . При осуществлении государственных кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

Особенности государственного кредита состоят в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств. Однако эти отношения нельзя смешивать с банковским кредитом.

Отличительной чертой банковского кредитования хозяйствующих субъектов является производительное использование ссудного фонда (или на цели развития социальной инфраструктуры производственных коллективов). Использование кредитных ресурсов как капитала создает увеличение производимой стоимости прибавочного продукта.

При государственном кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества.

Представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В сферу государственно-кредитных отношений попадает часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения - это временно свободные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Однако при определенных условиях население и трудовые коллективы могут сознательно идти на ограничение потребления. В этих случаях источником государственного кредита выступают средства, предназначенные для текущего потребления или финансирования необходимых производственных или социальных расходов предприятий.

Дополнительные финансовые ресурсы государства формируются за счет:

    мобилизации временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций;

    финансовых связей, обусловленных возвратностью и платностью средств, дополнительно мобилизованных государством.

При этом вторая сторона государственно-кредитных отношений имеет перераспределительный характер, так как:

    круг налогоплательщиков не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг;

    размер вносимых в бюджет налогов каждым владельцем ЦБ не совпадает с величиной получаемых им доходов от государственно-кредитных операций.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Регулирование экономики, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению ею требует постоянного увеличения бюджетных расходов. Немалых средств стоит и международная деятельность государства. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены определенным пределом - уровнем налогообложения, предусмотренным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к помощи государственного кредита.

Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства, прежде всего в связи с неравномерным получением доходов по найму, выплатой гонораров, премий, отпускных, получением наследства и т.п.

Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств предприятий и организаций.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает . Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это способствует интенсивному развитию . В систему государственных кредитных отношений включается также условный государственный кредит , когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.

Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Государственный кредит является источником увеличения денежных доходов у держателей ценных бумаг и вкладчиков Сбербанка. Это достигается посредством выплаты процентов и выигрышей по государственным займам и вкладам в сберегательных учреждениях. Это в полной мере относится и к трудовым коллективам. Вкладывая средства в ценные бумаги государства, трудовые коллективы не только организуют накопление средств для проведения крупных вложений в производство и социальную сферу, но и могут рассчитывать на значительную прибавку к вложенным в займы средствам ежегодно или во время погашения облигаций займов.

Международный государственный кредит для страны-получателя средств является источником расширения ее возможностей по ускорению социально-экономического развития, упрочнению ее финансового положения. В сфере международных экономических отношений государственный кредит - это рычаг укрепления международного сотрудничества.

Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах:

представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов.

Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга - внутреннего и внешнего.

является характеристикой результативности всех совершенных государственных кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. На состояние государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере государственного кредита.

Под управлением государственного долга понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашение займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Займы погашаются путем проведения тиражей выигрышей, а также тиражи погашения по выигрышным и процентным займам или посредством выкупа государственных ценных бумаг у кредиторов. Выплата доходов по займам производится путем проведения тиражей выигрышей, ежегодной оплаты купонов банками или переводом суммы дохода в безналичном порядке на счета предприятий и организаций. Безналичный порядок получения дохода предусмотрен по государственному внутреннему 5%-займу 1990 г., размещаемого по предприятиям, а также банкам, страховым и др. финансово-кредитным учреждениям.

Выплата выигрышей, годовых процентов, сумм по погашению займов составляет основную долю доходов по управлению государственным долгом.

Относительно полное представление об эффективности кредитных операций дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита к сумме расходов, выраженное в процентах. Эффективность кредита (Э) определяется по следующей формуле:

Э = (П - Р)×100/Р,

где П - поступление по системе государственного кредита,

Р - расходы по системе государственного кредита.

Важной является сфера управления государственным долгом, связанная с определением условий и выпуском новый займов. При определении условий эмиссии займов, главными из которых являются:

    уровень доходности ЦБ для кредиторов;

    срок действия займов;

    способ выплаты доходов.

Государство руководствуется не только интересами достижения максимальной финансовой эффективности займов, но и учитывает реальную конъюнктуру на финансовом рынке. Успех новых займов обеспечивается, если учтены:

    положение в экономике;

    состояние денежного обращения;

    уровень доходности;

    сроки действующих займов;

    предоставляемые льготы кредиторами и др.

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Главным способом их получения является государственный кредит. - совокупность экономических отношений, возникающих между государством и заемщиком (или займодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов .

Особенность государственного кредита состоит в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств. Однако эти отношения нельзя смешивать с банковским кредитом.

Правительство России еще в начале XVII века прибегало к услугам государственного кредита для покрытия своих расходов. Именно тогда появились первые государственные займы. Однако существенным и относительно регулярным источником поступлений в казну займы выступали лишь с середины XVIII века. В условиях феодальной России основными внутренними кредиторами казны были монастыри и церковь. Затем социальная база государственного кредита расширилась: заимодателями становились купцы, промышленники, редко землевладельцы. Правительство брало деньги на добровольной основе под обеспечение государственным имуществом. Однако нередко займы предоставлялись и в принудительном порядке.

В это время сформировались следующие формы и виды государственного кредита: государственные займы - внутренние и внешние; выпуск казначейских обязательств; заимствование средств у казенных банков. В стране функционировали следующие государственные банковские учреждения: Государственный заемный банк (создан в 1786 г.), Государственный коммерческий банк (1817 г.), сохранные казны при петербургском и московском воспитательных домах (1772 г.), приказы общественного призрения (1775 г.). При некоторой специфике стоящих перед ними задач главными операциями названных государственных учреждений были прием вкладов и выдача ссуд под залог помещичьих имений. Постепенно крупнейшим должником банковской системы становится царское правительство. К 1861 году государственный долг составлял внушительную сумму - 1264 млн. руб. Выплата погашений и процентов по займам достигла 50 млн. руб. в год, или почти 15% бюджетных расходов.

Активное использование государственного кредита имело как положительные, так и отрицательные последствия для экономики и финансов страны. К числу позитивных аспектов воздействия относились, в частности, мобилизация казной временно свободных денежных средств на финансирование общегосударственных потребностей, покрытие на здоровой основе бюджетного дефицита, поддержка эластичности денежного оборота в стране. Среди негативных моментов отметим чрезмерную зависимость состояния государственных финансов от кредиторов, особенно иностранных, ухудшение структуры правительственных расходов вследствие отвлечения значительной части бюджетных средств от нужд социально-культурного развития и производственного потребления, углубление непроизводительного, реакционного характера применения кредитных ресурсов.

Изучение опыта развития государственного кредита может оказать благоприятное воздействие на формирование современной кредитной политики, выбор форм и методов управления государственным долгом и, в конечном счете, явиться фактором оздоровления российских финансов, успешного решения проблем экономического развития.

Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит . Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это обусловливает интенсивное развитие международного государственного кредита . В систему государственных кредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга . представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам, текущий - составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Мобилизуя временно свободные денежные средства населения и юридических лиц, государственный кредит способствует правильной организации сбережений, создает условия для достижения сбалансированности доходов и расходов населения, предприятий и организаций, служит одним из рычагов нормализации денежного обращения в стране. При проведении правильной кредитной политики с использованием государственных кредитных операций, одобряемых населением и трудовыми коллективами, с помощью государственного кредита могут быть изъяты из обращения значительные свободные денежные средства.

Политика Банка России по отношению к внутреннему рынку ценных бумаг основывается на следующих принципах:

    взвешенный подход к создаваемым коммерческими структурами фондовым биржам и другим институтам рынка ценных бумаг;

    совершенствование техники проведения операций на рынке ценных бумаг;

    профессиональность работы по реализации новых государственных займов;

    отработка и активное использование нового инструмента денежно-кредитной политики - операций на открытом рынке;

    организация систематического сбора и анализа информации о рынке ценных бумаг;

    установление регулярного контроля за деятельностью коммерческих банков на рынке ценных бумаг;

    упорядочение и унификация процедур регистрации и выпуска ценных бумаг коммерческими банками;

    сдерживание коммерческих банков от крупных вложений в рисковые ценные бумаги;

    участие в законотворческой деятельности по рынку ценных бумаг.

С выпуском новых видов ценных бумаг роль государственного кредита повышается, расширяются его рамки, появляется конкурентная борьба за привлечение в хозяйственный оборот бездействующих денежных средств.

Международный государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны.

- это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным внутренним государственным займам, а также сумма финансовых обязательств страны по отношению к иностранным кредитам на определенную дату.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

классифицируется по следующим признакам: по видам кредитов (банковский и фирменный); по формам предоставления (валютные и товарные); в зависимости от целевого использования (инвестиционные и неинвестиционные займы) - для оплаты сырья, топлива, материалов, потребительских товаров и др.; по условиям предоставления (льготные, с уплатой высоких процентов, на компенсационной основе); по срокам возврата задолженности; по условиям возврата долга (единовременно, равными или неравными частями).

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг .

Государство заботится об эффективности государственного кредита. Поверхностное представление о результативности заемных операций можно получить из сопоставления сумм ежегодных поступлений по системе государственного кредита.

С февраля 2000 года ряд обязательств бывшего СССР перед частными лицами переводится в категорию российского долга. К ним относятся: облигации государственного выигрышного займа 1982 года, государственные казначейские обязательства СССР, приобретенные до 1 января 1992 года; сертификаты Сбербанка, приобретенные до 1 января 1992 года.

Речь идет о сумме 840 млн. советских рублей. Перевод советских рублей в современные с учетом различного рода коэффициентов, по предварительным подсчетам Минфина, дает сумму 25-30 млрд. рублей.

Изменение статуса старых долгов означает прежде всего их признание государством.

Однако сумма поступлений по системе государственного кредита и превышение поступлений над расходами по кредитным операциям не дают исчерпывающей характеристики их эффективности. Следует учитывать также положительное воздействие государственного кредита на состояние бюджета государства и денежного обращения страны, укрепление доверия населения к финансовой деятельности государственных структур и в итоге на благоприятные тенденции в экономическом развитии общества.

По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания . Он определяет собой отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать его значение до 25%. В нашей стране коэффициент обслуживания внешней задолженности значительно превышает допустимые пределы и составляет 35%.

На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионное вознаграждение. Межправительственные займы обычно являются безоблигационными. Все условия межправительных займов фиксируются в специальных соглашениях (уровень процента, валюта предоставления и погашения займа, другие условия).

Одной из существенных проблем кризиса является внешняя задолженность.

Говоря о величине внешнего долга сейчас нельзя обойти ряд новых обстоятельств.

Во-первых, глобализация финансовых потоков в целом, а также политика неограниченной открытости к зарубежным инвестициям, прежде всего так называемым краткосрочным портфельным инвестициям ведет к стиранию граней между внутренним и внешним догом. Это касается выплаты по ГКО нерезидентам.

Во-вторых, усиливается связь государственных обязательств и обязательств самостоятельных хозяйственных структур, имеющих системообразующее значение для экономики. Прежде всего, это касается крупнейших российских банков, оказавшихся в связи с резкой девальвацией рубля и зависанием своих активов в ГКО не в состоянии выполнить свои соглашения с западными партнерами.

В-третьих, еще одним новым моментом в оценке величины внешнего долга являются долги регионов, которые с 1997 г. получили право самостоятельного размещения внешних займов.

Наконец, в-четвертых, существует просроченная задолженность предприятий по кредитам, которые брались предприятиями в банках, в том числе и зарубежных, под гарантии государства.

Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые отношения организации - это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений. К таким организациям относятся: Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а также региональные банки развития.

- международная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ОНН. МВФ был создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г., но начал функционировать с марта 1947 г., правление МВФ находится в Вашингтоне, а его отделение - в Париже. Правление состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и Западного полушария.

Официальными целями МВФ являются: содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений, предоставление государствам-членам средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.

Кредиты МВФ делятся на несколько видов:

    1) кредиты, предоставляемые в пределах резервной позиции страны в МВФ. Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить кредит в Фонде - ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком до трех-пяти лет. Погашение ссуды производится обратным путем - посредством покупки через определенный срок национальной валюты на свободно конвертируемую. В пределах 25% квоты страна получает кредиты без ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте, предоставленных ранее Фонду. Этот кредит не должен превышать 200% квоты.

    2) кредиты, предоставляемые сверх резервной доли. Ссуды выдаются после предварительного изучения Фондом валютно-экономического положения страны и выполнения требований МВФ о проведении стабилизационных мер.

- специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-финансовой конференцией в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР - Вашингтон.

Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций. Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время второй мировой войны.

Бремя выплат по внешним долгам настолько велико, что сейчас, по расчетам фракции «Яблоко», каждый россиянин должен Западу 1000 долларов. А ежегодные выплаты по долгу составляют 25-30% зарплаты каждого работающего. Это если перевести разговор из абстрактных категорий «бюджетных выплат» на понятный каждому человеку язык «личных доходов». Население просто этого не чувствует, поскольку «косвенно» оплачивает внешние долги - инфляцией, налогами, задержкой зарплаты.

С 1 января 1999 г. введение новой единой европейской валюты стало реальностью. Введение евро напрямую затронет национальные интересы нашей страны, ее регионов, юридических и физических лиц по многим направлениям, так как Европейский Союз - один из главных торговых партнеров Российской Федерации. В скором времени российскому деловому миру, равно как и органам государственной власти, предстоит работать и с евро. Однако до недавнего времени ощущалась острая нехватка доступных научно-исследовательских и практических материалов, посвященных скорому переходу ЕС к новой единой валюте - евро. Именно этой цели отвечает монография «Новая единая европейская валюта евро», составленная на базе официальных материалов Европейской комиссии ЕС в рамках программы ТАСИС.

Международный валютный фонд из-за возрастающей со всех сторон критики за неспособность остановить разрастание глобального финансового кризиса не рискует безоговорочно, как он это сделал в июле 1999 г., поддержать финансовыми ресурсами действия российских властей без согласованных макроэкономических параметров бюджета 1999 г. Необходимо также иметь в виду, что для МВФ существуют более значимые регионы, которые в настоящий момент испытывают также серьезные трудности. Страны G7 одобрили план глобальной экономической стабилизации, который предусматривает предоставление финансовой помощи прежде всего странам Латинской Америки и Азии. Данное решение поддержало позитивные тенденции на мировых финансовых рынках, которые наметились с середины октября. Рост фондового индекса Nikkei составил за месяц 3,8%, Dow Jones вырос на 8,7%, еще больше вырос индекс Hang Seng - его рост за месяц составил 33,1%. Подготовлен проект восстановления доверия инвесторов в Бразилии, оцениваемый в 30 млр. долл. Для России же выделение средств будет жестко увязано с формированием бюджета 1999 г. на условиях, удовлетворяющих МВФ по показателям дефицита, роста денежной базы, курсовой политики, инфляции, структурных реформ.

Финансирование строительства морской части газопровода Россия - Турция (проект «Голубой поток») по дну Черного моря будет осуществлять консорциум итальянских банков под гарантии государственного агентства экспортного страхования Sace. Об этом заявил гендиректор внешнеэкономического предприятия «Газэкспорт» (дочернее предприятие ОАО «Газпром») Юрий Комаров. По его словам, Газпром ведет также переговоры с итальянской ENI по вопросу финансирования строительства сухопутной части этого газопровода под залог акций ОАО. По межправительственному соглашению между Москвой и Анкарой Россия, начиная с 2000 г., обязуется поставлять Турции до 30 млрд.м 3 природного газа. При этом 16 млрд.м 3 пойдет по газопроводу, который предполагается проложить по дну Черного моря от Джубги (российское побережье Черного моря) до турецкого города Самсун. Общая стоимость проекта составит около 2 млрд. долл.

Еще один аспект протекания кризиса - изменения, произошедшие в структуре работающих активов под влиянием кризиса 1998 года. На первый взгляд, осенью 1998 года доля требований к расширенному правительству в общем объеме требований банков начала снижаться (см. рис. 11). Но, во-первых, снижение, как оказалось, носило весьма краткосрочный характер, и минимальное значение пришлось на сентябрь 1998 года. Во-вторых, вызвано оно было не столько действительным уменьшением задолженности правительства перед банками, сколько различиями в валютной структуре требований банков к государству и предприятиям. Накануне кризиса удельный вес ссуд в иностранной валюте в кредитах предприятиям и организациям составлял немногим более 40% (см. рис. 12). В требованиях к правительству доля требований в иностранной валюте, очевидно, намного ниже, и, в условиях резкой девальвации рубля, валютная часть кредитов в рублевом выражении росла более высокими темпами, обеспечивая опережающий рост требований банков к предприятиям по сравнению с требованиями к правительству. За сентябрь 1998 года доля правительства упала с 39.5 до 35%, доля предприятий, организаций и частных лиц повысилась с 59.2 до 63.7%. Но с октября динамика требований снова меняется в пользу государства. К концу 1998 года доля требований к правительству вернулась к предкризисному уровню, а к 1.07.99 достигла 47% - самого высокого показателя за весь наблюдаемый период (см. табл. 2). Снижение показателя к 1.12.99 до 44.6% не меняет общей картины. Таким образом, свертывание заимствований в форме рыночных долговых обязательств не привело к уменьшению масштабов вытеснения государством других заемщиков с кредитного рынка, и обширные государственные заимствования продолжают выступать фактором, препятствующим экономическому росту. Общая динамика роста требований коммерческих банков и ЦБР к расширенному правительству приведена на рис. 13. С середины 1998 года долги правительства банковской системе выросли более чем в два раза, но основной рост пришелся на вторую половину 1998 года, за первые пять месяцев 1999 года он составил только 16.7%. Но при этом доля коммерческих банков за тот же период выросла с 33.1% на 1.01.99 до 42.4% на 1.12.99.

Рис. 11. Требования банков к нефинансовому сектору

1 - требования к расширенному правительству 2 - требования к частному сектору и государственным предприятиям

Рис. 12. Доля кредитов в иностранной валюте в кредитах предприятиям

Рис. 13. Кредиты расширенному правительству

Требования к расширенному правительству на конец месяца 1 - ЦБР 2 - коммерческих банков

Увеличение доли государства в требованиях банков происходило на фоне роста общего объема задолженности нефинансового сектора (НФС) перед банками в текущих ценах при уменьшении вплоть до марта 1999 года в постоянных ценах. Так, к концу апреля требования банков к НФС в текущих ценах были на 64% выше, чем перед кризисом, но в постоянных ценах - на 22% ниже. Валютная составляющая требований, очевидно, сыграла свою роль и в динамике соотношения номинального ВВП и требований банков к частному сектору. К концу 1998 отношение требований к частному сектору в процентах ВВП повышается на 46,6%, по сравнению с уровнем конца 1997 года, когда оно составляло 8,8%, и несколько превышает уровень 1993-1994 годов, когда масштабы рынка государственных заимствований были еще относительно невелики (см. рис. 14). Но по сравнению с другими странами он продолжает оставаться на весьма низком уровне (ср. рис. 14 и рис.15), к тому же к концу 1999 года вновь снижается.

Рис. 14. Требования банков к частному сектору в процентах к ВВП

* по предварительным данным

Рис. 15. Требования банков к частному сектору до и после национального банковского кризиса, в процентах к ВВП

Страны Юго-Восточной Азии

Индонезия (1992)

Индонезия (1997)

Малайзия (1985)

Южная Корея (1997)

Филиппины (1981)

Филиппины (1997)

Таиланд (1983)

Таиланд (1997)

Страны Латинской Америки

Бразилия (1994)

Колумбия (1982)

Мексика (1982)

Мексика (1995)

Чили (1982)

Развитые страны

Япония (1992)

США (1982)

Португалия (1986)

Испания (1977)

Швеция (1991)

Финляндия (1991)

Примечание. За 0-й год принят год начала банковского кризиса, который указан в скобках после названия страны

Рассчитанопо: International Financial Statistics

Другая сторона вопроса - откуда у находящейся в глубоком кризисе банковской системы ресурсы для кредитования правительства? Для покрытия обязательств правительства используются не только прямые кредиты последнему ЦБР, но и кредитование через банки, контролируемые государством (и, прежде всего, Внешэкономбанк). Масштабы этой формы кредитования точно определить довольно сложно. Широко известна цифра: с августа 1998 по середину 1999 года ЦБР, по разным оценкам, предоставил коммерческим банкам 16-18 млрд. руб. стабилизационных кредитов, часть из них была банками возвращена. Очевидно, наиболее адекватно динамику этого рода расходов ЦБР на поддержку банков отражает статья в его консолидированном балансе "кредиты банкам-резидентам" (см. рис. 16). Как видно на рисунке, максимальная величина этого показателя пришлась на август-сентябрь 1998 года (22 и 17 млрд. руб., соответственно). К концу года она упала до 9.3 млрд. руб., но затем снова начала расти, достигнув к августу 1999 года 15.8 млрд. руб., после чего стабилизировалась на этом уровне до конца ноября.

Кредиты ЦБР сконцентрированы в очень ограниченном круге крупных банков, что позволяет говорить о том, что в условиях ограниченности финансовых ресурсов ЦБР выбрал стратегию поддержки крупных банков. В свою очередь для этих избранных банков кредиты ЦБР стали важным источником ресурсов. В первой половине 1999 года наметилась тенденция к “разделению труда” между ЦБР и АРКО. Первый поддерживает несколько крупных банков, и, прежде всего, СБС-Агро, второе - специализируется на средних региональных банках. Однако уже в середине года от этой политики пришлось отказаться, очевидно, в основном под давлением иностранных кредиторов. И клиентами АРКО стали сначала Альфа-банк, затем Российский кредит, СБС-Агро, изучается вопрос реорганизации под руководством агентства Промстройбанка РФ.

Но общая сумма требований ЦБР к кредитным организациям намного больше, чем сумма собственно кредитов банкам. Так, на 1.01.99 кредиты банкам-резидентам в балансе ЦБР составляли 9.3 млрд. руб., а общая сумма требований к кредитным организациям – 76.4 млрд. руб. Разность – 67.1 млрд. руб. - представляет собой средства, предоставленные ЦБР банкам на условиях РЕПО. Она превосходит общую сумму кредитов, выданных к этому времени ЦБР на обслуживание внешнего долга (49.9 млрд. руб.), и, частично, как уже было отмечено, проводимых через банки. К 1.06.99 сумма достигла 166 млрд. руб. Данные о размере пакета государственных ценных бумаг, принадлежащих банкам, не демонстрируют снижения на сопоставимую величину, тем не менее, объем требований ЦБР к банкам, очевидно, более адекватно отражает масштабы реальной поддержки ЦБР российских банков, чем сумма прямых кредитов банкам. При таком подходе расходы на поддержку банковской системы повышаются в несколько раз (см. рис. 17), а их динамика не дает оснований для вывода об ослаблении проблем в банковском секторе.

Рис. 16. Кредиты ЦБР кредитным организациям

1 - прямые кредиты 2 - средства, предоставленные на условиях РЕПО

Рис. 17. Динамика требований ЦБР к банкам в процентах к ВВП

Примечание. Данные о ВВП за месяц переведены в годовое выражение

Характера, субъектами которых выступают государство, юридические и физические лица.

Возможность обращения государства к покрытию собственных расходов за счет привлечения свободных денежных ресурсов населения и хозяйственных структур возникла вместе с формированием условий рыночной экономики. В этом заключается сущность государственного кредита.

Характеризуется государственный кредит всеми обязательными условиями, присущими любому возвратностью, платностью и срочностью.

Наибольшая необходимость для развития такого вида кредитных отношений возникает в условиях бюджетного недостатка средств. Тогда государство обращается к привлечению средств предприятий, а также физических лиц посредством продажи им высокой степени надежности.

Сроки выплаты государственного займа не могут превышать 30 лет. При этом государство может выступать и заемщиком, и кредитором, и одновременно гарантом. В большинстве случаев государство выступает именно как заемщик средств. Гораздо реже - как кредитор, когда предоставляет юридическим и физическим лицам ссуды. В тех же случаях, когда оно берет на себя ответственность за выполнение обязательств по погашению займов, государство является гарантом.

Основные задачи, которые призван решать государственный кредит: регулирование микроэкономики; регулирование макроэкономики; регулирование денежно-кредитной политики и финансового состояния страны; изыскание финансов для покрытия расходов бюджета.

Государственный кредит имеет следующие цели: выравнивание условий экономического развития регионов; финансирование поддержка муниципальных образований; помощь основным экономическим секторам.

Государственный кредит выполняет ряд функций: учетную; контрольную; перераспределительную (между бюджетами различных уровней страны); регулирующую (обеспечение эффективности применения привлеченных средств).

Часто функции госкредита сводят к двум основным: регулирующей и фискальной. Именно через фискальную функцию осуществляется формирование денежных фондов централизованного уровня и финансирования дефицита бюджета.

Госкредит образует как внутренние, так и внешние активы. Этот вид может предоставлять субъектам государства, а также иностранным государствам.

Формы государственного кредита различают следующие:

По субъекту заемных отношений (займы размещаются центральными и местными органами власти)

  • централизованные
  • децентрализованные;

По месту размещения или получений

  • внутренние (внутри страны)
  • внешние (предоставляются МБРР, МВФ и другими международными кредитными учреждениями);

По сроку погашения

  • краткосрочные (не более одного года)
  • среднесрочные (от года до пяти лет)
  • долгосрочные (более пяти лет).

К понятию государственного займа имеет прямое отношение понятие государственного долга. Образование госдолга происходит в результате заимствований и предоставления государственных гарантий. Рост страны приводит к росту госдолга и наоборот. Госдолг в обязательном порядке должен быть обеспечен государственной казной. Управление госдолгом проводится Министерством Финансов РФ и Центральным Банком.

В целом государственный долг - это результат деятельности органов исполнительной государственной власти страны с юридическими и физическими лицами (как резидентами, так и нерезидентами страны), исполнительными органами других стран и с целью формирования фонда средства для удовлетворения финансовых потребностей страны.

5. Отличия государственного займа от банковского

6. Правовые основы государственного ссуды

7. Государственного займ в Республике Беларусь

8. Государственный кредит на Украине

9. Государственный кредит как система регулирования

Для заемщика при приобретении ценных бумаг правительства имеются и другие риски , например, кредитный, рыночный, процентный. Кредитный , присущий ценным бумагам, связан с вероятностью того, что финансовые возможности эмитента (государства) уменьшатся, так что он окажется не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства.

Кредитный риск, связанный с обязательствами государства вытекает из особенностей должника и эмитента , из характера экономических объектов, на которых покоятся обязательства, из способности взимать налоги и получать кредиты. Рыночный риск происходит в связи с непредвиденными изменениями на рынке ценных бумаг или в экономике, привлекательность правительственных ценных бумаг в качестве объекта вложений может быть отчасти утрачена, так что их продажа станет возможна лишь со снижением цены или в известной мере в принудительном порядке. Процентный риск - это риск изменения процентных ставок и связанный с этим риск снижения их рыночной цены. Причины этого - фиксация процента по облигациям в договорном порядке в момент их денежной эмиссии и относительная свобода колебания рыночных ставок вверх и вниз.

В процессе инвестиций в ценные бумаги следует соблюдать правило диверсификации вложений, т.е. снижение риска серьезных потерь. Этого можно добиться при распределении вложений между множеством разных ценных бумаг. Вложения целесообразно ограничивать по видам ценных бумаг, отраслям экономики, регионам, сроку погашения по долговым обязательствам.

Республика Беларусь как суверенное государство также использует кредиты как краткосрочные, так и долгосрочные.

Выпуск государственных краткосрочных облигаций осуществляется с целью привлечения временно свободных средств юридических и физлиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета. Облигации выпускаются по решению кабинета Министров Республики Беларусь мин фином, являются государственными ценными бумагами и размещаются среди инвесторов на добровольной основе. Денежная облигаций осуществляется в виде записей по счетам. Первичное размещение происходит путем их продаже на конкурсе инвесторам - участникам аукциона. При первичном размещении облигации продаются на дисконтной основе (по цене ниже номинала) по предлагаемым на тендере ценам, но не ниже цен, устанавливаемых минфиным в день проведения аукциона. Выпуск облигаций считается состоявшимся, если при первичном размещении продана определенная доля от их общего количества. Первичные инвесторы имеют право в установленном законодательством порядке продавать облигации на вторичном рынке ценных бумаг через биржи. Национальный банк, как центральный депозитарий, по согласованию с мин фином может продавать на вторичном рынке ценных бумаг облигации, не реализованные при первичном размещении, в течении срока их обращения по ценам не ниже цен в день проведения аукциона. Правительство обязуется погасить облигации по истечении срока их обращения. Инвесторы получают профит в виде разницы между ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций. Повышение рейтинга государственных краткосрочных облигаций связан со стабилизацией обменных курсов белорусского рубля к иностранным валютам, что приводит к оттоку денежных средств с валютного сектора рынка, а также со снижением уровня инфляции и введением положительных ставок вложения инвистиций национального банка.

Выпуск долгосрочных облигаций займа РБ осуществляется с целью снижения темпов инфляции и исполнения республиканского бюджета по затратам со сроком обращения один год и более. определяет объем, дату эмиссии ценных бумаг облигаций, срок обращения и погашения, номинальную стоимость одной облигации, процентную ставку . Объемы выпуска учитываются при формировании республиканского бюджета. Первичное размещение облигаций производится минфиным (главным государственным казначейством) путем зачисления определенного количества облигаций на специальные счета первичных держателей, открываемых в депозитарии (национальном банке).

Выпуск долгосрочных облигаций Федерального Займа осуществляется в виде записей на счетах без использования бланков. В обращении облигации могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы, услуги), а также выступать предметом залоговых обязательств. Погашение облигаций производится национальным банком по номинальной стоимости облигаций, увеличенной на сумму процентной ставки, установленной при выпуске облигаций. Министерство финансов по истечении срока обращения выделяет необходимые средства национальному банку.

Долгосрочные облигации представляют собой источник не инфляционного финансирования дефицита госбюджета. С их помощью можно цивилизованным путем отсрочить выплаты по существующему государственному долгу, увеличить сроки государственных заимствований, снизить неплатежи в стране.

Развитие рынка ценных бумаг преследует цель - закрепить положительные тенденции по стабилизации денежно - кредитных отношений; расширить безинфляционное покрытие дефицита госбюджета за счет денежной эмиссии высоко ликвидных ценных бумаг; дальнейшее развитие рынка ценных бумаг .

Вторичный рынок государственных ценных бумаг Республики Беларусь образовался в 1994 г., сразу после первого эмиссии ценных бумаг государсвенных краткосрочных облигаций . Операции по вторичному обращению ГКО проводились на ОАО “Белорусская фондовая биржа”, ЗАО “Межбанковская валютная биржа”. Денежная эмиссия ГКО в 1994 г. составила 11,4 млрд.руб. и на вторичном рынке было заключено 32 сделки. Тогда же и начался накопления опыта и наработки нормативных документов по становлению вторичного рынка. В силу незначительных объемов эмиссии государственных ценных бумаг вторичный тогда не имел должного развития.

В 1995 г. после принятия ряда мер, направленных на развитие рынка ценных бумаг, он занял одно из ведущих мест среди других объектов инвестиций. Большое влияние на активизацию вторичного рынка оказало льготирование налогообложения доходов, получаемых от операций с этими бумагами. Денежная эмиссия государственных долговых обязательств составила 1680,5 млрд. руб., на биржах было зарегистрировано около1500 сделок на общую сумму 2,7 трлн. руб. Сформировавшись в качестве механизма привлечения свободных денежных средств для финансирования дефицита госбюджета, рынок государственных ценных бумаг постепенно занимает ведущую роль в кредитно-денежной системе государства. Решение национального банка было утверждено “Положение об операциях национального банка Республики Беларусь с ценными бумагами на открытом рынке”, где в качестве целей их проведения признана стабилизация денежно-кредитных отношений и оперативное регулирование объема денежного агрегата. С конца сентября 1995 г. Национальный банк приступил к проведению регулярных операций на открытом рынке. В конце 1995 г. принята концепция дополнительного вложения капитала национальным банком коммерческих банков.

Наиболее перспективной формой предоставления банкам финансовых ресурсов представляется выкуп ценных бумаг на условиях РЕПО. Это преимущество становится все более ощутимым по мере увеличения объемов денежной эмиссии государственных ценных бумаг и дифференциации их по доходности и срокам. Поэтому по операциям РЕПО является нижним пределом базовой ставки повторного вложения капитала . В 1996 г. Выпуск государственных долговых обязательств продолжает наращивать темпы. Денежная эмиссия ГКО составила 6032,03 млр. Руб. Вторичный рынок также набирает обороты. Однако существовали трудности для субъектов хозяйствования в определении текущей стоимости ГКО. Операторы вторичного рынка заключали сделки купли-продажи ценных бумаг по ценам не биржевого рынка ввиду отсутствия биржевого рынка, хотя последний должен быть своеобразным маяком для определения стоимости бумаг (колебания между минимальной и максимальной ценой отдельных денежных эмиссий иногда доходили до 25%).

Указом президента Республики Беларусь от 09.04.96 № 139 “О преобразовании ЗАО “Межбанковская валютная биржа”” ЗАО “Межбанковская валютная преобразовано в государственное учреждение “Межбанковская валютная биржа” (ГУ МВБ) и передано в ведение национального банка. С этого момента национальный банк активно включился в процесс фирмы вторичного рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь. Для устранения недостатков, оказывающих негативное воздействие на рынок государственных ценных бумаг, национальный банк приступил к созданию торговой системы на базе ГУ МВБ., позволяющей ее участникам совершать в рамках торговой сессии неограниченное количество сделок с государственными ценными бумагами, а расчеты по ним и денежным средствам проводить один раз после закрытия торговых позиций. Создание биржевой системы позволит увеличить емкость рынка государственных ценных бумаг, сделает его более динамичным, ликвидным и интересным для широкого круга инвесторов, позволит устранить риски непоставки ценных бумаг и денег, что очень актуально на современном этапе развития не только для рынка ценных бумаг, но и всей сферы денежно-кредитных отношений Республики Беларусь.

Поэтому в целях упорядочения операций с государственными ценными бумагами и ценными бумагами национального банка Республики Беларусь, обеспечения государственного регулирования и компании вторичного рынка:

в первом квартале 1997 г. введена в действие и эксплуатируется в ежедневном режиме электронная информационная система ГУ МВБ, которая позволяет упорядочить компанию вторичного рынка ГКО в части выставления котировок первичными инвесторами;

издано совместное постановление Совета Министров Республики Беларусь и национального банка “О рынке государственных краткосрочных облигаций Республики Беларусь и ценных бумаг национального банка Республики Беларусь” от 01.10.1997 г. №1305/23, в нем определено: обращение новых эмиссий ценных бумаг ГКО и ценных бумаг национального банка на вторичном рынке осуществляются через торговую систему ГУ МВБ;

решением Правления национального банка от 24.09.97 г. утверждено “Временное положение об обращении государственных ценных бумаг и ценных бумаг национального банка Республики Беларусь через ГУ МВБ”; в нем нашли отражение основные моменты (участники торгов, виды сделок, которые могут совершаться на бирже, порядок расчетов), направленные на дальнейшее совершенствование и установление прозрачности вторичного рынка;

решением Совета Директоров национального банка от 24.10.97 №42.1 утвержден “Порядок проведения операций по купле-продаже государственных ценных бумаг и ценных бумаг национального банка Республики Беларусь в ГУ МВБ”, в котором подробно расписана процедура функционирования торговой системы по государственным ценным бумагам.

Кроме того, с целью повышения заинтересованности инвесторов в приобретении ценных бумаг и повышении ликвидности данного рынка реализованы следующие мероприятия:

национальный банк Республики Беларусь осуществляет предоставление ломбардных займов под обеспечение долга государственных ценных бумаг;

Совершенствуется система средств при формировании в коммерческих банках фонда обязательных резервов, используемых на приобретение государственных ценных бумаг.

Все названные шаги направлены на повышение ликвидности государственных ценных бумаг и позволяет в ближайшее время упорядочить вторичный рынок государственных ценных бумаг, начать полноценную биржевую торговлю, сузить устанавливаемые операторами вторичного рынка спреды для каждого эмиссии ценных бумаг ценных бумаг, что повлечет за собой уменьшение колебаний цен на этом рынке и предоставит национальному банку более качественные рычаги денежно-кредитного регулирования.

Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами производятся также и для управления ликвидностью банковской системы .

Государственный кредит формирует часть государственного долга (внутреннего). Значительная доля государственного долга состоит из внешних ссуд, которые связаны с развитием международного ссуды.

Международный займ - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов во временное пользование на условиях их платности, срочности, гарантии погашения, целенаправленности.

Объективной основой развития международных отношений явились: выход производства за национальные рамки, усиление мирохозяйственных связей, углубление международного разделения труда, международное обобществление капитала, специализация и кооперирование производства.

Субъектами кредитных отношений выступают государства, банки, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые фирмы, отдельные юридические лица. Международный займ предоставляется за счет средств государства, фирм, предприятий, коллективных ссудных фондов, аккумулированных в международных валютно-кредитных и финансовых организациях.

Позитивная роль международного займа в ускорении развития производственных сил путем обеспечения непрерывности процесса воспроизводства и его расширения.

Для межгосударственного ссуды характерно то, что субъектами кредитных отношений выступают отдельные государства, а объектом перераспределения - их национальный профит.

В Республику Беларусь привлекаются иностранные займы (на основе соглашений между правительством РБ и правительством других государств) для поддержания экономических реформ, перехода к рыночной экономике, решения проблем, связанных с осуществлением структурной перестройки экономики, технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедряя современные технологии, а также развития экспортного потенциала, насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления, развития малого и среднего бизнеса и др.

Решения о привлечении и последующем использовании иностранных займов, формирующих внешнюю задолженность РБ, а также о предоставлении правительственных гарантий в отношении иностранных ссуд принимаются Кабинетом Министров РБ по согласованию с президентом РБ на основании предложений Валютно-кредитной комиссии Кабинета Министров РБ.

Государственный кредит на Украине

государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных затрат. Заемщиками выступают физические и юридические лица, кредитором - государство в лице его органов (мин фина, местных (муниципальных) органов власти). Для кредитора даннная форма займа позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной выпуска, для неинфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные кредиты у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос . Из обращения изымается избыточная , т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от кредитов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.


Новое на сайте

>

Самое популярное