Домой Банки Налоговый мультипликатор рассчитывается отношение изменения. Дискреционная фискальная политика

Налоговый мультипликатор рассчитывается отношение изменения. Дискреционная фискальная политика

Другой инструмент фискальной политики - регулирование налогов также оказывает мультипликативное воздействие на изменение равновесного уровня дохода. Как уже отмечалось ранее, с целью стимулирования экономики правительство также может сократить налоги. Допустим налоговые платежи сократились на ДТ. Это приведёт к росту располагаемого дохода на эту же величину и соответственно к росту потребительских расходов на величину (ДТ?b). В результате кривая потребительских расходов сдвигается вверх и равновесный объём выпуска возрастает на величину

Уравнение мультипликатора налогов примет следующий вид

m t - простой мультипликатор налогов.

При налоговой ставке t уравнение мультипликатора налогов примет следующий вид

m t t - мультипликатор налогов при налоговой ставке t.

В открытой экономике это уравнение примет следующий вид

m t,o t - мультипликатор налогов в открытой экономике.

Рассмотренные нами 2 инструмента фискальной политики приводят к дисбалансу государственного бюджета, что ограничивает сферу их применения. Поэтому на практике правительство часто использует мультипликатор сбалансированного бюджета - когда госрасходы и налоги одновременно изменяются на одну и ту же величину. Величина этого мультипликатора не превышает 1. Это значит, что если госрасходы и налоги возрастут на 1, то равновесный объём производства также увеличится максимум на 1. С одной стороны это не увеличивает бюджетный дефицит, а с другой повышает равновесный объём производства т.к. величина мультипликатора госрасходов больше чем мультипликатора налогов. Поэтому при стимулирующей фискальной политике правительство обычно повышает государственные расходы, а при сдерживающей политике увеличиваются налоги. Если основной целью является быстрое сокращение инфляции то правительство может пойти на сокращение государственных расходов но при этом произойдёт снижение уровня жизни населения.

Как показывает недавний опыт таких развитых стран как США, Франция, Германия и др. чрезмерное увлечение мультипликатором сбалансированного бюджета также приведёт к замедлению экономического роста. При увеличении государственных расходов их предельная отдача сокращается т.к. сперва финансируются самые перспективные направления, а потом всё менее и менее перспективные. В тоже время повышение налогов оказывает всё более и более депрессивное воздействие на бизнес. Поэтому собрать дополнительную единицу налогов становится гораздо труднее чем увеличить госрасходы на этуже единицу. Это значит, что с ростом госрасходов и налогов мультипликатор сбалансированного бюджета сокращается. Именно это явилось причиной отказа в 1970-х гг. США, Англии и других стран от чрезмерно активной стимулирующей фискальной политики.

Сущность стабилизационной политики, постоянно проводимой правительством, сводится к воздействию государства на совокупный спрос и (или) совокупное предложение с целью поддержания их динамического равновесия при желаемых значениях занятости, уровня цен и дохода. Главной целью государственной экономической политики является поддержание экономики в состоянии полной занятости. Это гарантирует отсутствие безработицы и инфляции .

Современная рыночная эконо-мика при всем разнообразии ее моделей характеризуется социально-ориентированным хозяйством, которое допол-няется государственным регулированием.

Выполнение функций государственного регулирования невозможно без централизации средств, необходимых для:

- поддержания социальной сферы и социальной защи-ты населения (здравоохранение, развитие культуры, вып-латы заработной платы бюджетным учреждениям, пенсий и пособий, финансирование дошкольных учреждений, финансовая поддержка малообеспеченных и т.д.);

- развития приоритетных областей хозяйства (финан-сирование научно-исследовательских разработок, поддерж-ка агропромышленного комплекса, перераспределение средств между отраслями народного хозяйства и т.д.);

- обеспечения обороны и безопасности государства (содержание армии, финансирова-ние военно-промышленного комплекса);

- поддержки международных отношений (взносы в меж-дународные организации для обеспечения участия в них государства и т.п.).

Для выполнения всех этих функций правительством страны раз-рабатывается и проводится бюджетно-налоговая (или фискальная) политика, которая объединяет в себе ме-роприятия по формированию целостного устройства бюд-жетной системы и налоговой системы государства.

Фискальная политика (от лат. fisc - налог) - совокупность правительственных мер по взиманию налогов и расходованию средств государственного бюджета для достижения макроэкономического равновесия на уровне полной занятости при отсутствии инфляции.

Кейнсианская теория рассматривает эту политику в качестве наиболее эффективного инструмента государственного воздействия на экономический рост, уровень занятости и динамику цен, т.к. государство выражает не частные интересы, как фирмы и домохозяйства, а общественные. В кейнсианской модели экономического равновесия стабилизирующая роль фискальной политики связана с ее воздействием на равновесный ВНП (ЧНП , НД) через изменение совокупных расходов (совокупного спроса).


К фискальной политике относятся только такие манипуляции бюджетом, которые не сопровождаются изменением количества денег в обращении.

Фискальная политика складывается из дискреционной и автоматической.

Дискреционная фискальная политика (лат. discrecio - действующий по своему усмотрению) - это сознательное изменение величин налогов и государственных расходов со стороны правительства с целью достижения макроэкономического равновесия на уровне полной занятости при отсутствии инфляции.

Основные инструменты этой политики:

1. Изменение объема государственных закупок товаров и услуг (G ).

2. Изменение суммы подоходного налогообложения (Т).

На характер дискреционной фискальной политики большое влияние оказывает состояние экономики; на разных фазах экономического цикла эта политика использует различные инструменты (рис. 8.1).

Рис. 8.1. Государственная экономическая политика в периоды спада (а) и подъема (б)

В период экономического спада (недостаточного спроса) осуществляется стимулирующая дискреционная политика (политика бюджетной экспансии, экспансионистская ), которая складывается из роста государственных расходов и снижения налогов, что предотвращает падение производства и направлено на увеличение совокупного спроса. Задача государственной экономической политики в период экономического спада (см. рис. 8.1, а) - добиться увеличения объема производства Y* до потенциального уровня Y 1 и достижения полной занятости посредством увеличения планируемых расходов (АЕ - aggregated expenses).

В период экономического подъема (избыточного спроса) осуществляется сдерживающая (рестрикционная ) фискальная политика, направленная на сокращение совокупного спроса путем уменьшения государственных расходов и (или) роста налогов. Задача государственной экономической политики в период экономического подъема (см. рис. 8.1, б) - добиться снижения объема производства Y* до потенциального уровня Y 1 и устранения избыточной занятости путем сокращения планируемых расходов (АЕ ).

Также часто применяется и комбинированная фискальная политика, представляющая собой применение обоих инструментов одновременно.

Воздействуя таким образом на совокупный спрос, дискреционная фискальная политика оказывает влияние на величину равновесного выпуска в стране. Это влияние имеет множительный характер и измеряется с помощью мультипликаторов государственных расходов (закупок), налогов и сбалансированного бюджета .

Мультипликатор государственных расходов (m G ) - отношение изменения равновесного выпуска и дохода к изменению величины государственных закупок товаров и услуг, показывающий, во сколько раз конечный прирост совокупного дохода превосходит вызвавший его первоначальный прирост государственных закупок товаров и услуг.

Данный мультипликативный эффект рассмотрим на примере стимулирующей фискальной политики (рис.8.2).

Рис. 8.2. Эффект мультипликатора государственных расходов

Увеличение государственных закупок товаров и услуг на ?G сдвигает функцию планируемых расходов АЕ вверх и смещает точку равновесия из положения 1 в положение 2. Изменение государственных расходов имеет явно мультипликативный эффект, поскольку конечное увеличение планируемых расходов ?АЕ и совокупного дохода ?Y больше, чем исходный прирост государственных закупок ?G .

В период экономического подъема с целью снижения объема производства и занятости производится уменьшение государственных закупок товаров и услуг. Тогда величина планируемых расходов снижается на величину сокращения государственных закупок товаров и услуг ?G . При этом объем выпуска и совокупный доход сокращаются больше чем на ?G благодаря эффекту мультипликатора (см. рис. 8.2 - обратный переход из точки 2 в точку 1).

Его формула расчета аналогична мультипликатору инвестиций:

. (8.1)

Это доказывается алгебраически для трехсекторной экономики (с участием государства). В точке равновесия Y = АЕ = С + I + G = (a + MPC*Y) + I + G . Решим это уравнение относительно Y:

. Отсюда очевидно, что .

Поскольку МРС < 1, то мультипликатор государственных закупок всегда больше единицы.

Следует отметить, что точно такой же мультипликационный эффект дает увеличение любого компонента автономных расходов (см. тему 5)

Экономический смысл мультипликатора государственных расходов. При увеличении государственных расходов планируемые совокупные расходы увеличиваются на ?G . В ответ на ту же величину возрастет объем производства, а значит, и совокупный доход: ?Y 1 = ?G (?Y 1 - это первичный прирост совокупного дохода).

Рост совокупного дохода вызовет, в свою очередь, увеличение потребительских (а вместе с ними и совокупных) планируемых расходов на МРС * ?Y 1 . Благодаря этому объем производства, а значит, и совокупный доход возрастут на ту же величину: ?Y 2 = ?Y 1 * МРС = ?G*МРС (?Y 2 - это вторичный прирост совокупного дохода и т.д.).

Новый прирост дохода вызовет новое увеличение потребительских (а вместе с ними и совокупных) планируемых расходов теперь уже на МРС*?Y 2 .

Тогда объем производства, а значит, и совокупный доход возрастут следующим образом:

?Y 3 = ?Y 2 * МРС = (?Y 1 *МРС) * МРС = (?G * МРС) * МРС и т.д. до бесконечности.

В общем виде:

?Y n = ?У n -1 * МРС = ?G * МРС n -1 .

Следовательно, увеличение государственных закупок приводит к многократному (мультипликативному) расширению совокупного дохода и планируемых расходов .

Мультипликатор налогов (m Т ) - отношение изменения равновесного выпуска к изменению налоговых поступлений, показывающий, во сколько раз конечный прирост совокупного дохода превосходит первоначальное изменение объема подоходных налогов.

При наличии подоходного налогообложения располагаемый доход, идущий на потребительские расходы и сбережения, становится меньше совокупного дохода на сумму собранных налогов. Функция потребления принимает вид: .

В период экономического спада сцелью увеличения объема производства и занятости производится сокращение объема подоходного налогообложения. При этом располагаемый доход домохозяйств возрастает, и увеличивается их потребительский спрос. Тогда объем планируемых расходов возрастет, и объем производства, и совокупный доход тоже увеличиваются, причем больше чем на величину сокращения налогов благодаря действию налогового мультипликатора.

Графическое изображение эффекта налогового мультипликатора при проведении стимулирующей фискальной политики представлено на рис. 8.3.

Рис. 8.3. Эффект налогового мультипликатора

Сокращение подоходных налогов на увеличивает располагаемый доход домохозяйств на ту же величину (?Y d = -?T ). Этот прирост располагаемого дохода будет израсходован на прирост сбережений на сумму MPS*?Y d = -MPS*?T и на увеличение потребления на сумму MPС*?Y d = -MPС*?T . В результате функция планируемых расходов сдвинется вверх на величину MPС*?T и точка равновесия сместится из положения 1 в положение 2. Изменение подоходного налогообложения имеет мультипликативный эффект, поскольку конечное увеличение планируемых расходов ?АЕ и совокупного дохода ?Y по модулю больше, чем исходное сокращение подоходных налогов .

Мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора государственных расходов, т.к. при изменении налогов потребление изменяется частично (часть располагаемого дохода используется на сбережения), тогда как каждая единица прироста расходов государства оказывает прямое воздействие на объем выпуска и дохода.

Поэтому :

. (8.2)

Знак «минус» означает отрицательное воздействие роста налогов на объем выпуска и дохода.

Это также доказывается алгебраически. В точке равновесия имеет место равенство Y = С + I .

Введем функцию потребления с учетом налогообложения:

Решим данное уравнение относительно Y:

Отсюда очевидно, что

, где - налоговый мультипликатор.

Налоговый мультипликатор по модулю может быть и больше, и меньше единицы, но в любом случае по модулю он меньше мультипликатора государственных закупок согласно (8.2).

В период экономического подъема с целью снижения объема выпуска и занятости производится увеличение уровня подоходного налогообложения. Тогда объем планируемых расходов снизится на величину?Т*МРС . При этом объем производства и совокупный доход сокращаются по модулю больше чем на?Т благодаря действию налогового мультипликатора (см. рис. 8.3 - обратный переход из точки 2 в точку 1).

Экономический смысл налогового мультипликатора. Рассуждения во многом аналогичны выводу мультипликатора государственных закупок. При сокращении подоходного налогообложения на планируемые расходы увеличиваются на -?Т*МРС . В ответ на ту же величину возрастет и объем производства, а значит, и совокупный доход: ?Y 1 =-?Т*МРС . Дальнейшее развитие процесса мультипликативного расширения планируемых расходов и совокупного дохода будет происходить так же, как и в случае увеличения государственных закупок.

В общем виде:

?Y n = ?У n -1 * МРС =- ?Т * МРС n .

По окончании процесса мультипликационного расширения доходов суммарный прирост совокупного дохода составит (согласно (5.8)):

Следовательно, сокращение подоходного налогообложения также приводит к многократному (мультипликативному) расширению совокупного дохода и планируемых расходов.

Одновременное воздействие изменения государственных расходов и подоходных налогов на изменение объема производства и совокупного дохода представляется следующей формулой:

Мультипликатор сбалансированного бюджета показывает, что одинаковые увеличения государственных расходов и налогов ведут к росту равновесного выпуска на величину их прироста (это очевидно из (8.3)). Изменение государственных расходов имеет наиболее сильное влияние на совокупные расходы, чем изменение величины налогов такого же масштаба. Государственные расходы прямо и непосредственно влияют на совокупные расходы, а изменение суммы налогов влияет косвенно - через изменение доходов после уплаты налогов, что изменяет величину потребительских расходов. Он всегда равен 1 (та как ), что равнозначно отсутствию мультипликативных эффектов. Поэтому соблюдение правила сбалансированности бюджета резко снижает эффективность фискальной политики .

Сила эффекта мультипликатор а. Если значения этих показателей относительно постоянны, то определить мультипликатор не составит труда.

Поскольку Y = С + I, то прирост дохода(Y) будет равен, соответственно, сумме прироста потребления(C) и прироста инвестиций(I).

Предельную склонность к потреблению следует рассчитывать для того, чтобы определить уровень производства продукции. Если общие расходы равны или почти равны сумме денежных средств, которая необходима для закупки определенного объема продукции, то уровень производства является равновесным.

Расчет предельной склонности к потреблению продукции необходим для определения потребляемой доли изменения в общем доходе. Как правило, величина предельной склонности получается меньше единицы. Если известен показатель предельности склонности к сбережению, то составьте пропорцию, из которой будет видно, что величины обратно пропорциональны друг другу.

Источники:

  • Расчет предельной склонности к потреблению в 2019

Налоговый мультипликатор - отрицательный коэффициент, который показывает изменение национального дохода в зависимости от изменения налогов. Увеличение налогов ведет к снижению доходов населения.

Сущность налогового мультипликатора

В экономике действуют так называемые мультипликационные эффекты. Она возникают в тех случаях, когда изменение расходов ведет к большему изменению равновесного ВВП.

Наиболее известным является Кейнса. Он отражает насколько возрастает уровень доходов в результате роста государственных и иных расходов.

Налоговый мультипликатор обладает меньшим воздействием на уменьшение спроса, чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение. Он имеет следующий эффект - при росте налогов сокращается валовый национальный продукт, при снижении - он растет. Стоит отметить, что между изменением налоговой ставки и национального дохода всегда присутствует временной промежуток от нескольких месяцев до года.

Более сильное влияние государственных расходов на внутреннее потребление обусловлено их непосредственным вхождением в совокупный спрос.

Каким образом действует налоговый мультипликатор? Так, при снижении налогов для населения у потребителей появляется возможность больше тратить, соответственно, они увеличивают свои расходы на потребительские товары. Снижение налоговой нагрузки для предпринимателей стимулирует рост инвестиционных вложений.

Воздействие госрасходов и налогов на величину дохода и потребления является главным при выборе государством инструментов фискальной (бюджетно-налоговой) политики. При приоритетном расширении государственного сектора экономики увеличиваются и расходы. Это приводит к увеличению доходов населения, производства товаров, а также к снижению безработицы. Однако такие положительные эффекты достигаются только в том случае, если рост госрасходов обусловлен не только увеличением налоговой нагрузки.

Более сильное влияние государственных расходов на внутренне потребление обусловлено тем, что они непосредственно входят в совокупный спрос и их изменения отражаются на его величине.

При необходимости сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги. Сегодня бюджетно-фискальная политика является одним из основных средств достижения устойчивого поступательного экономического развития.

Если госрасходы и налоги одновременно увеличиваются на одну и ту же величину, то равновесное производство также возрастет на ту же величину. При сбалансированном бюджете мультипликатор всегда равен единице.

Расчет налогового мультипикатора

Изменение налоговой политики обычно имеет возможность оказать влияние на экономику разнонаправленное воздействие. Именно налоговый мультипликатор позволяет перевести меры воздействия в количественную величину. Он равен отношению предельной способности к предельной способности с минусовым значением.

Например, значение предельной способности к потреблению составляет 0.9, а к сбережению - 0.3. Тогда налоговый мультипликатор будет равен -3. Соответственно, рост налогов на 1 долл. уменьшает на 3 долл.

Как и мультипликатор государственных расходов, налоговый мультипликатор может действовать в обоих направлениях.

Как ни парадоксально это может показаться, хотя российская мультипликация по праву считается одной из лучших в мире, мультипликаторов в стране – считанные единицы. При этом всегда находится множество желающих получить эту увлекательную творческую профессию.

Начальный этап подготовки мультипликатора

Молодые люди, мечтающие о профессии мультипликатора, скорее всего, представляют себя в будущем художниками-постановщиками анимационных фильмов. Однако эта сфера деятельности предполагает и другую, интересную, но кропотливую работу по созданию многочисленных изображений, из которых и состоит мультфильм, в технических цехах киностудии.

Готовят специалистов для работы в цехах лишь в одном учебном заведении Российской Федерации. Это Московский профессиональный художественный лицей анимационной кинематографии №333. Прием в него ведется на базе полного среднего образования. Однако поступить сюда далеко не просто. Для начала абитуриент должен представить на конкурс не менее 10 творческих работ, а затем сдать экзамены по рисунку, раскадровке и языку. На протяжении двух лет обучения студенты изучают как классические художественные дисциплины (академический рисунок, живопись и т.д.), так и предметы, относящиеся непосредственно к процессу создания анимации: например, фазовка и прорисовка. По окончании лицея, выпускникам присваивается квалификация «художник-мультипликатор».

Кроме этого уникального учебного заведения, существует немало профессиональных лицеев, где проходит подготовка по специальности «дизайнер со знанием компьютерной графики и анимации». Туда также можно поступить после окончания 11-ти классов, успешно сдав экзамены по рисунку, живописи и русскому языку. Разумеется, здесь не учат классической анимации, но ведь большинство современных студий давно не работают по старой технологии. Она является гораздо более дорогостоящей, чем компьютерная, и настоящих специалистов по ней немного. Так что знание современных компьютерных технологий, используемых для создания анимации, даже более актуально.

Путь к вершинам профессии

Те, кто хочет приблизиться к вершинам профессии, создавая собственные анимационные фильмы, могут продолжить образование в высших учебных заведениях. Базовым вузом, где готовят художников-мультипликаторов, является Всесоюзный государственный институт кинематографии. Правда, поступить туда очень трудно. Конкурс в него огромен, а отбор очень строг. Абитуриенты, поступающие на специальности «художник мультипликационного фильма» или «художник компьютерной графики и анимации», сначала должны представить работы для участия в предварительном творческом конкурсе. После его успешного прохождения им предстоит выдержать экзамены по живописи, рисунку, композиции, истории, русскому языку и литературе.

Дальнейшая судьба художника-мультипликатора зависит исключительно от его таланта и трудолюбия. Если ему удастся создать действительно яркие, интересные, самобытные анимационные фильмы для детей и взрослых – ему будут рады на любой киностудии.

Налогообложение и его принципы. Налоги служат, во-первых, главным источником пополнения доходов государства; во-вторых, являются одним из основных рычагов воздействия государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач любого государства.

Основным элементом налогообложения являются налоги. Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей. Закрепленная законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему . В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы: всеобщность (охват налогами всех субъектов хозяйствования); обязательность (субъекты хозяйствования обязаны уплачивать налоги в строго установленные сроки, неуплата карается законом); равнонапряженность (взимание налогов по единым ставкам независимо от субъекта хозяйствования); однократность (недопущение того, чтобы с объекта налог взимался более одного раза); стабильность (ставки налоговых платежей и порядок их отчисления должны оставаться длительное время неизменными); простота и доступность для восприятия; гибкость (налоговая система должна стимулировать развитие приоритетных отраслей экономики).

К настоящему времени сформировались две основные концепции налогообложения: налогоплательщики должны увеличивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают; налоги должны зависеть от размера получаемого дохода: у кого он больше, тот и уплачивает большую сумму налога.

В зависимости от степени разделения власти в стране налоговая система может быть двух- или трехзвенной. В странах с федеральным устройством (США, Германия) налоговая политика осуществляется на трех уровнях: правительственном, региональном (на уровне штатов, земель) и местном; в государствах с унитарным устройством (Франция, Республика Беларусь) - на двух уровнях: общегосударственном и местном.

Налоги в экономике выполняют фискальную и регулирующую функции. Первая обеспечивает поступление средств в государственную казну, вторая заключается в том, что через систему дифференцированных налоговых ставок и льгот можно влиять на процесс общественного воспроизводства: стимулировать развитие отдельных отраслей, расширять и сокращать платежеспособный спрос населения и т.д.

Каждый налог содержит следующие элементы: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую ставку, налоговый оклад, налоговые льготы.

Для регулирования налоговых отношений государство разрабатывает налоговое право, т.е. совокупность юридических норм, правил, законов, определяющих виды налогов в данном государстве, порядок их исчисления, взимания, отмены и т.д. В налоговом праве предусматриваются и меры наказания за нарушения налогового законодательства. В основном это денежные штрафы, пеня, которые взыскиваются с плательщика за сокрытие или занижение доходов, подлежащих налогообложению, несвоевременную уплату налогов и другие нарушения.


Как уже было отмечено, основная цель налогообложения - это регулирование совокупного спроса. Чтобы оценить степень воздействия налогов на совокупный спрос, используется налоговый мультипликатор. Налоговый мультипликатор выражает степень изменения совокупного спроса в зависимости от величины налога. Отразим принцип действия налогового мультипликатора на рис. 18.1. Горизонтальная ось показывает объем национального дохода (N1). а вертикальная - величину совокупных расходов (АЕ). Биссектриса указывает на равенство совокупных расходов и национального дохода, а две остальные наклонные сплошные линии - на уровни расходов в экономике. Увеличение налога вызывает, в первую очередь, сокращение потребления и инвестиций, а вместе с ними и совокупных расходов. Как мы видим на рис. 18.1, небольшое уменьшение совокупных доходов, вызванное усилением налогообложения (oi (C+l)i+G+Kx до (C+1)2+G+Nx), вызывает большее сокращение как совокупных расходов (с ЛЕ, до АЕ?). гак и национального дохода (с Nli до Nl2). Формула расчета налогового мультипликатора имеет следующий вид: Например, если в экономике сложились условия, при которых МРС = 80%, a MPS = 20%, то коэффициент мультипликации равен минус четырем: - 0,8 / 0,2 = - 4. Это означает, что любой введенный налог вызовет четырехкратное сокращение совокупного спроса. Однако если налог будет уменьшен или отменен, то совокупный спрос увеличится в четыре раза по отношению к однократному сокращению налогу.

При построении налоговой системы необходимо учитывать зависимость между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений в государственную казну, которая выражается кривой Лаффера.

Согласно кривой Лаффера при ставке r = 0 налоговые поступления равны нулю. По мере возрастания ставки налога они увеличиваются. При ставке r 0 государство получает максимальную сумму налоговых поступлений R 0 . Дальнейшее возрастание налоговой ставки будет сопровождаться уменьшением налоговых поступлений. Это объясняется тем, что чрезмерно высокие налоговые ставки сдерживают развитие производства, что сужает базу налогообложения (уменьшается величина национального дохода, облагаемая налогом). При ставке налога, равной 100 %, производство становится бессмысленным.

Проблема заключается в том, что правильно определить величину r 0 чрезвычайно трудно. Лаффер считал, что ставка подоходного налога не должна быть выше 50 %.

Исследования природы налога, принципов налогообложения, влияния налогов на национальную экономику имеет принципиальное значение для обоснования фискальной политики.

Одним из инструментов дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций. Для соответствия основополагающим принципам при построении налоговой системы используются различные виды налогов. В макроэкономике налоги делятся на: автономные (аккордные), которые не зависят от уровня дохода (обозначим Т a) и подоходные, величину которых будем определять t×Y, где – предельная налоговая ставка .

В рамках кейнсианской модели налоги, так же как и государственные расходы действуют на объем национального производства с мультипликативным эффектом.

Рассмотрим сначала действие мультипликатора автономных налогов.

Уменьшение налогов на величину DT увеличит планируемые расходы на mpc×DT. Равновесие переместится из точки А в точку В, а доход увеличится с Y 1 до Y 2 на величину равную DY (рис.4.3).

Рис. 4.3. Влияние снижения налогов на равновесный доход

, где - налоговый мультипликатор - отношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению налогов.

Следует обратить внимание, что мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на доход обратное.

Если предположить, что все налоговые отчисления в государственный бюджет зависят от динамики текущего дохода Y, тогда сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна: Т = Т a + t×Y, где t – предельная налоговая ставка.

В этом случае функция потребления имеет вид:

C = a + mpc×(Y – (Т a + t×Y)), а модель равновесного объема производства: , где - мультипликатор государственных расходов, с учетом ставки t подоходного налога.

При наличии подоходного налога соответственно мультипликатор налогов равен: , а мультипликатор трансфертов: .

Рассмотрим взаимосвязь между государственными расходами и налоговыми поступлениями (к ним сведем все доходы государственного бюджета).

Бюджетный дефицит – это превышение размера государственных расходов над величиной бюджетных поступлений в текущем году.Когда правительство имеет дефицит бюджета, то его расходы больше доходов. По установленным международным стандартам бюджетный дефицит не должен превышать 5% от суммы валового внутреннего продукта (ВВП).

Различают структурный и циклический дефицит. Дефицит, заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета, называется структурным . Он рассчитывается как разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет при условии полной занятости при существующей системе налогообложения.



Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства. Он приводит, с одной стороны, к сокращению доходов предпринимателей, населения, что уменьшает налоговые поступления в бюджет, а с другой – к росту выплат по безработице и другим социальным программам, что увеличивает расходы государства. Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом бюджета. Циклический бюджетный дефицит – это дефицит государственного бюджета, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности.

Если же реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного, разница между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком . В случае, когда при формировании бюджета закладывается превышение доходов над расходами, говорят об излишке доходов бюджета.

Равенство Рикардо: альтернативный взгляд на проблему бюджетного дефицита

Большинство экономистов убеждены в том, что дефицит государственного бюджета означает уменьшение национальных сбережений и инвестиций. Однако небольшая группа ученых не согласна с этим утверждением. Их взгляды базируются на выводах из так называемого равенства Рикардо, получившего название по имени выдающегося экономиста XIX в. Давида Рикардо, первым проанализировавшего его в своих теоретических работах (и первым поставившего под сомнение возможность его практического применения).

Теоретические построения Д.Рикардо выглядят следующим образом. Представьте, что государство перестает получать доход в виде налогов, а его расходы остаются на прежнем уровне. Вследствие бюджетного дефицита общественные сбережения сократятся. Но если домашние хозяйства направят все сэкономленные средства не на потребление, а на сбережения, их объем вырастет ровно настолько, насколько уменьшатся общественные сбережения. В результате национальные сбережения, равные сумме общественных и частных, останутся на прежнем уровне. Не изменится ни предложение заемных средств, ни равновесная ставка процента. Таким образом, в экономике не произойдет никаких изменений, кроме относительного перераспределения общественных и частных сбережений.

Уместно поинтересоваться, а направят ли домашние хозяйства сумму, равную объему неуплаченных налогов на сбережения? Д.Рикардо дает такое объяснение. Население понимает, что рост бюджетного дефицита означает увеличение в недалеком будущем налогов для покрытия накопившегося государственного долга. Отмена налогов и рост бюджетного дефицита представляют собой не подарок, а просто временную отсрочку уплаты долга. Поэтому население будет вынуждено направлять средства, полученные в результате налоговой льготы, не на потребление, а на сбережения, чтобы компенсировать снижение уровня жизни, которое наступит в будущем при введении повышенных налогов.

Однако при знакомстве с теорией Д.Рикардо возникает еще один любопытный вопрос: если рост бюджетного дефицита должен привести в будущем к увеличению налогов (как это и происходит на самом деле), почему население игнорирует необходимость увеличения сбережений, чтобы подготовиться к такой ситуации? Один из возможных ответов состоит в том, что население склонно к принятию слишком близоруких реше­ний, не учитывающих всех хитросплетений государственной политики. Согласно другому мнению, люди просто надеются, что новые налоги придется платить не им, а их потомкам. В любом случае многие экономисты подчеркивают, что перераспределение налогового бремени между разными поколениями было и остается важным аспектом бюджетной политики государства.

Источник: Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. СПб.: Питер Ком, 1999. – С. 552.

Основным вопросом бюджетно-налоговой политики является вопрос: должен ли быть бюджет сбалансирован или сбалансированность бюджета должна быть подчинена целям стабилизации экономики. Можно выделить три основные концепции регулирования бюджетного дефицита: ежегодное балансирование, балансирование в ходе экономического цикла и концепция функциональных финансов.

Концепция ежегодного балансирования основана на равенстве Д.Рикардо, в котором объемы налоговых поступлений настоящего и будущего периодов должны быть равны расходам аналогичных периодов. Экономические субъекты действуют рационально и адекватно оценивают текущие и будущие события, любой прирост задолженности государства воспринимают как прирост налогов в будущем, так как другого источника доходов, кроме налогов, у государства нет. При этом не имеет значения, как именно формируется прирост задолженности. Формально это можно выразить следующим образом:

, где r – ставка процента.

Данное уравнение называется рикардианским равенством, или государственным бюджетным ограничением.

Однако такое ежегодное балансирование снижает или вовсе исключает эффективность фискальной политики государства. Так, в период спада и длительной безработицы доходы населения падают, следовательно, уменьшаются и налоговые поступления в бюджет. В данном случае государство для балансирования бюджета должно либо увеличить налоги, либо снизить собственные расходы, что приведет к уменьшению совокупного спроса.

В условиях инфляции при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются и налоговые поступления. Для уменьшения налоговых поступлений государство должно снизить налоговые ставки или увеличить государственные расходы, но обе эти меры или их сочетание приведут к росту деловой активности, занятости и в конечном итоге не уменьшат инфляцию. Следовательно, ежегодное балансирование бюджета с помощью оперативного государственного регулирования доходов и расходов не обеспечивает стабильности экономики в длительном периоде.

Концепция циклического балансирования бюджета предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно балансирует бюджет. Чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно идет на допущение дефицита бюджета. Затем проводит противоположную политику, а возникшее положительное сальдо бюджета использует для возмещения предыдущего дефицита. Однако проблемой данной концепции является то, что подъемы и спады в экономическом цикле не совпадают во времени, не одинаковы по глубине и не равнозначна реакция субъектов хозяйствования на фискальные меры государства.

Идея концепции функциональных финансов основана на том, что государство должно заботиться не о балансировании бюджета, а о макроэкономической стабильности экономики. Сторонники данной концепции считают, что налоговая система должна стимулировать налоговые поступления. Они будут увеличиваться автоматически по мере экономического подъема, а значит, дефицит бюджета будет самостоятельно ликвидироваться. Кроме того, права и возможности правительства по выпуску займов и эмиссии денег безграничны и они могут практически финансировать любой дефицит. Считается также, что при большом объеме национального богатства, в том числе и у населения, проблема дефицита государственного бюджета не является обременительной и острой для национальной экономики.

Государство строит свою бюджетно-налоговую политику так, что периодически использует все три концепции, при этом оперируя одновременно как расходами, так и налогами.

Однако при выборе между инструментами фискальной политики следует учитывать, что при росте государственных расходов и снижении налогов на равную величину национальный доход возрастет в большей степени при росте госрасходов, а бюджетный дефицит будет большим при снижении налогов, что алгебраически выражается в превышении мультипликатора расходов над налоговым мультипликатором.

Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину (G=Т), то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета .

Сравним мультипликативный эффект, который дает изменение автономных расходов государства и налогов. Изменение величины государственных закупок приводит к изменению дохода: , а изменение автономных налогов приводит к изменению дохода.

Новое на сайте

>

Самое популярное