Домой Банки Понятие региона и регионального управления. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов

Понятие региона и регионального управления. Кризисные ситуации - главный источник угроз экономической безопасности регионов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 2. Виды кризисов

2.1 Понятие и виды кризисов

Заключение

Список литературы

Введение

Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Многие считают, что причиной его возникновения явилось реформирование экономики в России и постепенное вхождение ее в зону кризисною развития Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что только новый гип управления способен вывести экономику из кризиса Это управление и получило название антикризисного Но название названием, а суть такого управления вызывает большие дискуссии Кризис, каким бы глубоким он ни был, все-таки когда-нибудь пройдет -- история экономического развития многих стран подтверждает это. Значит, надобность в антикризисном управлении отпадет, поскольку этот тип управления имеет временный характер или сугубо прагматическое значение. Зачем же тогда его изучать, строить научную концепцию и даже готовить специалистов в системе высшего образования. Конечно, обострение кризиса в России вызвало потребность в построении эффективного антикризисного управления Это заказ практики Но и тенденции развития науки управления приводят нас к необходимости построения такой концепции Ее посылками являются понятия управляемости, ресурсосбережения, мотивации, экономии времени, социального партнерства и многие другие В своей совокупности они отражают реальную опасность кризиса в любом, даже самом успешном управлении.

Возникновение понятия антикризисного управления в отечественной практике обусловлено введением правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, характеризуемой явлениями финансовой несостоятельности (банкротства). Потребность такого рода регулирования как новой сферы отношений макросреды в условиях реформирования экономики России отвечает интересам целевой ориентации заинтересованных сторон: государства - в создании правового поля для осуществления мер оздоровления структур, не адаптируемых или плохо адаптируемых в условиях рынка; собственников - в осуществлении возможностей развития в условиях реальной конкуренции.

Эта сфера отношений, являясь нововведением в практике деятельности хозяйствующих субъектов, нуждается в методике их осуществления, базовых положениях ее организации.

Также актуальной остается проблема антикризисного управления в регионе. В связи с этим мы поставили следующую цель - рассмотреть антикризисное управление в регионе в современных условиях. Для достижения цели нам помогут следующие задачи:

Охарактеризовать понятие антикризисного управление в регионе

Рассмотреть основные виды кризисов и пути решений

Глава 1. Антикризисное управление в регионе

Переход от плановой к рыночной экономике поставил в сложное экономическое и финансовое положение многие предприятия и коммерческие организации различных организационно-правовых форм. Имеются в виду как созданные на основе разгосударствления акционерные общества, так и многочисленные предпринимательские структуры.

На решение именно этих задач должна быть нацелена система мер, именуемая за рубежом «кризис-менеджмент» (crisis management), а в отечественной литературе - «антикризисное управление».

В последнее время в связи с обострившимся финансовым кризисом целых регионов под таким управлением понимают либо управление в условиях уже наступившего кризиса, либо управление, направленное на вывод региона из этого состояния.

Под «антикризисным управлением» понимается такое управление, которое нацелено на вывод региона из возникшей кризисной ситуации (т.е. управление в условиях кризиса), а также на предотвращение проявления кризисной ситуации.

Рассмотрение антикризисного управления в стратегическом плане также не считается целесообразным, поскольку стратегическое планирование основной своей целью ставит разработку плана развития региона на долгосрочный промежуток времени (обычно два-три года), в то время как антикризисное управление призвано выводить (или предотвращать) регион из уже сложившейся кризисной ситуации. В данном случае необходимо не стратегическое планирование, а оперативное, которое вырисовывает вариант развития региона на небольшой промежуток времени (12-18 месяцев). Антикризисной менеджмент проявляется в случае выявления кризисной ситуации в ходе реализации стратегического плана развития компании и носит характер оперативного «хирургическо-экономического» вмешательства, с целью предотвращения дальнейшего ухудшения в деятельности региона. В случае положительного исхода антикризисного управления (регион выравнивается с точки зрения финансового состояния, улучшается платежный баланс, и проч.), регион может продолжать реализацию стратегического плана развития, скорректированного на появление возможных кризисных ситуаций.

Итак, антикризисное управление - это:

диагностика причин возникновения кризисных ситуаций в экономике и финансах региона;

комплексный анализ финансово-экономического состояния региона для установления методов его финансового оздоровления;

бизнес-планирование финансового оздоровления региона;

выработка процедур антикризисного управления и контроль над их проведением.

Проблема антикризисного управления несостоятельным регионом вытекает из самой природы проводимых в России экономических реформ.

Развитие антикризисного управления как комплекса мер, направленных на финансовое оздоровление экономики, уходит корнями в далекое прошлое. Он всегда был связан с несостоятельностью, назначением администрации, конкурсным производством.

И в правовом, и в исполнительном отношении важно было отразить эти связи в законодательстве и реализовать в наиболее приемлемом для общества виде. Несостоятельность определялась по совокупности признаков, «по коим заключить можно, что долги его неоплатны».

Основной формой решения подобных вопросов был суд, который «на основании всех представленных сведений и указаний находил (найдено будет), что имущество должника недостаточно для полного удовлетворения всех предъявленных и ненадлежащих сомнению долгов, то суд решает о признании должника несостоятельным».

Несостоятельность признавалась понятием гражданского права, которое могло переходить в другую составляющую - банкротство (банкротское деяние). Банкротство еще в недалеком прошлом относилось к уголовно-правовым понятиям. Вопросы причинной связи, виновности, соучастия и покушения - словом, все проблемы общей части уголовного права получали новое и оригинальное освещение в применении к банкротству. Своеобразен в банкротстве и порядок возбуждения уголовного следствия, и форма передачи (предания) суду.

Банкротство - один из этапов завершения проведения антикризисных процедур. Неотъемлемой частью антикризисного управления было и остается решение экономических проблем.

Исследование проблемы финансового оздоровления субъектов рыночных отношений в России и за рубежом свидетельствует о постоянстве различных ситуаций:

наличия субъектов рыночных отношений, конкурентов и заинтересованных лиц;

экономической и социальной обстановки, обусловливаемой стратегическими и тактическими целями развития общества;

функционирования законодательных и исполнительных систем, регулируемых государством и другими субъектами власти.

Упорядочение взаимоотношений составляющих указанных констант в интересах благосостояния общества можно считать стратегической целью антикризисного управления, развивающегося с учетом экономического, культурно-исторического наследия и менталитета народа любого региона или страны.

Антикризисное управление - совокупность форм и методов реализации процедур, обеспечивающих устойчивость различных субъектов хозяйствования в условиях рыночных отношений и развития конкурентной среды.

С позиции целостности концепция антикризисного управления имеет несколько составляющих:

антикризисное регулирование - меры нормативно-правового, организационно-экономического, государственного и политического характера, направленные на защиту субъектов рыночных отношений от кризисных ситуаций или на предотвращение банкротства на основе действующего законодательства, социальных гарантий и социальной защиты;

антикризисное управление, представляемое системой процедур упреждения развития кризисной ситуации; мер стабилизации экономического положения; мероприятий по реструктуризации субъектов рыночных отношений;

арбитражное управление (производство), обусловливаемое необходимостью финансового оздоровления или банкротства субъектов рыночных отношений в соответствии с правовыми условиями признания их несостоятельности (банкротства) и проведения предусмотренных действующим законодательством процессов и процедур.

Антикризисное управление нами понимается как обобщающая категория системы управления, специфические свойства которой проявляются с момента возникновения проблемности (кризисности) в экономическом положении хозяйствующих структур.

Любая кризисная ситуация характеризуется следующими признаками:

наличием угроз для реализации наиболее важных целей предприятия;

дефицитом времени для принятия решений по урегулированию кризиса;

давлением интересантов.

В соответствии с действующим законодательством и практикой выполнения функций менеджера различных субъектов хозяйствования в сложных ситуациях представляется возможным выделить несколько этапов общей концепции антикризисного управления: досудебная санация (реорганизация) хозяйствующего субъекта, наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство.

Содержательная основа антикризисного управления в отношении обособленного субъекта хозяйствования обусловливается экономическими и социальными факторами воздействия внешней и внутренней обстановки. Действия социально-экономических факторов в свою очередь определяются миссией субъекта, глобальными целями развития конкурентоспособности, локальными целями решения задач наиболее эффективного функционирования.

Достижение целевых установок стратегической ориентации развития хозяйствующих структур и тактических задач упреждения или выхода из кризиса ориентируется на механизм антикризисного управления. Важной составляющей антикризисного управления является персонификация субъектов рыночных отношений (далее - СРО).

Персонификация СРО заключается:

в формировании благоприятного имиджа на внутреннем и внешнем поле рыночных отношений в соответствии со стратегическими целями и реальными условиями развития;

в организации партнерских отношений с обеспечивающими производство и потребляющими продукцию участниками рынка;

в расширении производственных и коммерческих связей по вертикальным и горизонтальным направлениям функциональной деятельности;

в создании опорных баз (АО, дочерних и филиальных структур) для обеспечения экономической и финансовой устойчивости собственного бизнеса;

в ведении диалога с партнерами, конкурентами, управляющими структурами институциональной и государственной власти.

Антикризисное управление (антикризисный менеджмент) можно рассматривать как аккумулятивную систему исполнения и функционально-качественного улучшения действий субъектов управления различных уровней в условиях обострения кризисности и конфликтности состояния рыночной среды.

В нашей концепции антикризисное управление - это многофункциональный и многоуровневый комплекс менеджмента от индивидуального предпринимателя (физического лица) до институциональных структур государственного уровня.

Состав проводимых (реализуемых) мероприятий определяется прежде всего по линии корпоративных связей: предприятие (или физическое лицо - ИЧП) - интересанты, в качестве которых могут выступать участники и учредители различных корпоративных структур и регуляторы деловых и функциональных отношений между СРО (А).

На последующих этапах реализации антикризисных мер усиливаются организационные и функционально-правовые связи между правовыми и исполнительными органами законодательного решения (исполнения) соответствующих институциональных структур и уполномоченных служб (Б). На заключительном этапе финансового оздоровления экономики (ликвидации) проявляются все результаты ранее проведенных мероприятий (В).

Здесь важна позиция государства: его экономическая и социальная политика, основы денежно-кредитных отношений, место государственного сектора в решении социально-экономических проблем и проблем общественного производства.

Глава 2. Виды кризисов

2.1 Понятие и виды кризисов

Кризис это крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой. Кризисные ситуации могут возникать на любой стадии деятельности организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада и т. п. Мировая рыночная экономика не знает примеров организаций, которых когда-либо не коснулись кризисные ситуации в той или иной мере. Кризисные ситуации прежде всего выражаются в колебаниях объема производства и сбыта продукции, роста кредиторской задолженности поставщикам, банкам, налоговым органам, в дефиците оборотных средств и т. п., так как именно эти причины служат предпосылкой появления состояния неплатежеспособности организации. До банкротства организации проходят ряд стадий состояния от эпизодической (временной) неспособности выполнять в полном объеме и своевременно свои обязательства до длительной, от длительной до хронической неспособности, от хронической до кризисного и безнадежного состояния, т. е. Полного финансового банкротства.

Рассматривая различные виды кризисов организаций, исследователи больше всего уделяют внимание финансовому кризису организаций. Финансы, финансовые потоки это как кровь (как носитель кислорода во все участки тела) у живого организма, обеспечивающая жизнедеятельность всех органов. Именно поэтому можно с определенной степенью условности (допущения) сравнить функционирование, «заболевание» и «лечение» организаций с развитием человека, что можно проследить по нижеприведенной модели. В странах с развитой рыночной экономикой организации при признании их неплатежеспособными попадают в «черный список» - реестр неплатежеспособных организаций и их собственников со всеми вытекающими последствиями: падением репутации, потерей партнеров, невозможностью получать кредиты и отсрочки по оплате поставок и т. д. С недоверием также относятся и к собственникам этих организаций, которые начинают новый бизнес. Применительно к организации кризисы можно классифицировать следующим образом: технологический (производственный), при возникновении которого устаревшее оборудование и технология не позволяют выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию, что приводит организацию к финансовым потерям; социальный (социально-управленческий), возникает в результате появления между работниками или их группами конфликтов, в том числе между рабочими и администрацией, управленческих конфликтов в аппарате управления и т. п. Указанные конфликты ведут к принятию неэффективных решений и к потерям времени на самом производстве; финансовый, возникающий в результате нерационального использования собственного капитала и заемных средств, неэффективного использования полученной прибыли, что влечет за собой опять же финансовые проблемы организации; организационный возникает в результате несовершенства производственной структуры управления и структуры аппарата управления в организации, неэффективного распределения обязанностей, прав, полномочий и ответственности между уровнями управления, подразделениями аппарата и внутри между исполнителями; информационный, являющийся следствием ситуации, в которой получаемая информация не отражает изменений, происходящих на рынке, недостаточно достоверно отражает положение дел в самой организации. Все это вызывает возникновение и увеличение различных видов потерь; кризис взаимодействия между собственниками организации или с властью, противоречия в их интересах, что не позволяет проводить эффективную политику и в результате приносит существенные потери организации. В конечном итоге эти кризисы между собой достаточно тесно связаны и, как правило, отражаются на финансах организации.

2.2 Фазы развития и преодоления кризисов

Рассмотрим фазы возможного развития и преодоления кризисов в регионе:

фаза спад (снижение показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности) из-за внешних факторов рынка.

фаза дальнейшее ухудшение результатов деятельности под влиянием внутренних причин в регионе (без ухудшения внешних условий на рынке).

фаза - депрессия приспособление региона к новым условиям хозяйствования на более низком уровне доходов (при условии принятия первоочередных антикризисных мер).

фаза восстановление финансового равновесия, оживление производства восстановление производства и реализации продукции до предкризисного уровня.

фаза рост производства, ускорение экономического развития

фаза поддержание нового экономического уровня развития региона, его устойчивости в длительной перспективе, создание условий для самофинансирования.

Кризисы могут вызывать один другого или может возникать цепная реакция, когда один возникший кризис вызывает другой, а затем третий и т. д. Опасность возникновения кризиса в регионе существует всегда, поэтому необходимо осуществлять анализ и на его основе постоянный контроль с целью распознавания, прогнозирования и предупреждения кризисных ситуаций.

Заключение

Нынешнее состояние российского общества носит переломный характер. Первоначальная эйфория, связанная с надеждами быстро построить процветающую рыночную экономику, начинает уступать место осмыслению длительности и трудностей выхода страны из кризиса.

Ситуация в российской экономике по-своему уникальна и не имеет аналогов ни с прошлой деятельностью отечественных предприятий, ни с зарубежной практикой. Но есть ли реальный выход из создавшегося тупика?

Думаю, да. Но преодолеть кризис российской экономики без опоры на мощь государства невозможно. Осуществление антикризисных мер должно опираться на административные, юридические и экономические рычаги, имеющиеся у государства.

На первом этапе важно выправить наиболее острые диспропорции в экономике при приоритете централизованно используемых административных рычагов. При этом государственная политика должна, в частности, включать в себя:

1. антикризисную поддержку удовлетворения первоочередных потребностей населения;

2. антикризисную поддержку приоритетных производств;

3. обеспечение критического импорта при государственном контроле за экспортом стратегических товаров.

По мере смягчения кризисных процессов должен осуществляться переход от государственных административно-ограничительных мер к экономическим рычагам, стимулирующим становление развитой структуры рынка и резкое увеличение численности самостоятельно хозяйствующих субъектов рынка. Это позволит увеличить объемы производства и перестроить его структуру с ориентацией на конкурентные отношения.

Начало и укрепление таких структурных сдвигов позволят перейти к осуществлению программы мер по целенаправленному развитию системы рынков. Подобному реальному формированию рыночных структур должны быть подчинены средства налоговой и кредитной политики, экономические и правовые меры воздействия государства на экономику, формы, способы и темпы приватизации, а также внешнеэкономическая политика.

финансовый административный рыночный кризис

Список литературы

1. Крутик А. Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. - СПб., 2001.

2. Ларионов И.К. Антикризисное управление. - М., 2001.

3. Россия, ресурсы устойчивого развития / Под ред. Ю.В. Пискулова. - М., 1996.

4. Справочник кризисного управляющего./Под ред. Э.А. Уткина. - М., 1999.

5. Уткин Э.А. Управление фирмой. - М., 1996.

6. А. Уткин. Антикризисное управление. Тандем. Москва, 2002

7. «Лидерство и руководство в антикризисном управлении», Розанова В., Управление персоналом. - 2000. - № 6.

8. Э.А. Уткин. Риск-менеджмент. Тандем. Москва, 1998

9. Материалы статей ИА «РБК Москва», за 2001-2003 гг.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие диспропорций и их сущность в экономике. Неравномерность социально-экономического развития как основа возникновения воспроизводственных диспропорций. Анализ российской экономики, выявление в ней различного рода диспропорций и пути их устранения.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2010

    Понятие и виды кризисов, исследование причин и последствий основных финансовых кризисов в России 1998 года и настоящего времени, их сравнительный анализ. Разработка мероприятий по преодолению современных экономических кризисов, оценка их перспектив.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2013

    Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения. Типология кризисов, признаки и распознавание. Понятие антикризисного управления. Современная система банкротства за рубежом. Антикризисное управление в зарубежных странах.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2010

    Система рыночных отношений. Повышение темпов экономического роста. Банкротство гражданина и его особенности. Развитие и проблемы антикризисного управления организацией. Конкурентное преимущество. Формирование антикризисной маркетинговой стратегии.

    контрольная работа , добавлен 05.10.2008

    Понятие, причины банкротства предприятий. Антикризисное управление предприятием. Правовое регулирование банкротства. План финансового оздоровления неплатежеспособного предприятия. Статистика банкротств предприятий в Российской Федерации за последние годы.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2010

    Понятие и виды заработной платы. Основные формы оплаты труда. Государственное регулирование заработной платы. Проблемы в сфере оплаты труда в России и пути их преодоления. Сравнительная характеристика заработной платы в Российской Федерации и за рубежом.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2013

    Земля как объект хозяйственных и рыночных отношений. Изучение рынка земли, выявление его роли в формировании экономической системы. Исследование земельных и рентных отношений. Анализ современного земельного рынка России, перспективы его развития.

    курсовая работа , добавлен 19.07.2009

    Ознакомление с ролью кризисов в экономической жизни предприятия. Определение понятия "антикризисное управление". Проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности ОАО "КЗАЭ" с целью разработки мероприятий по финансовому оздоровлению компании.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2010

    Цикличность как форма развития рыночной экономики. Фазы экономического цикла. Классификация и периодичность кризисов, признаки депрессии, возникающей после них. Современный экономический цикл, его особенности. Государственное антикризисное регулирование.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2016

    Понятия, принципы и функции рынка и рыночных отношений, условия их возникновения и субъекты. Преображение рынка в связи с переходной экономикой, современные виды рынка (1992-2012 гг.). Особенности формирования рыночных отношений в экономике России.

Анализ региональной динамики и пространственной структуры России позволяют сделать вывод о неоднородности экономического пространства и выделить полюса роста и проблемные регионы.

В качестве полюсов роста предлагаем рассматривать регионы, режим функционирования которых ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и взаимонеразрушающим воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территорий.

Следует подчеркнуть также, что «устойчивость», «сбалансированность» и «социальная ориентация» - не умозрительные категории, а вполне осязаемые качественно и выражаемые количественно взаимосвязанные характеристики состояния региональных систем .

Устойчивость, выступая важнейшим признаком территориального развития, предполагает длительность сохранения условий воспроизводства потенциала территории (его социальной, природоресурсной, экологической, хозяйственной и т.п. составляющих) в режиме сбалансированности и социальной ориентации. Естественно, что последнее, как любой другой сложный процесс, не может проходить в строго линейной форме; здесь неизбежны спады и подъемы, периоды накопления и реализации накопленных резервов развития. В этой связи параметры устойчивости как позитивной (сохраняющей общее направление развития при допустимости временных отклонений) динамики выражаются соответствующими долгосрочными динамическими рядами фактических и прогнозных характеристик региональной системы.

То же относится и к требованию «сбалансированности», т.е. соблюдения особой для каждой региональной системы пропорции составляющих ее потенциала, обеспечивающих устойчивость и социальную ориентацию развития системы. В современных условиях наиболее уязвимыми являются экологическая, природоресурсная, а во многих регионах и социальная составляющие потенциала территориального развития. В тоже время, оно не предполагает искусственного поддержания уже имеющихся пропорций; наоборот, часто это развитие возможно при их корректировке.

Наиболее очевидный и до сих пор наименее учитываемый признак отнесения региона к полюсам роста - социальная ориентация, т.е. оценка влияния вектора и количественных параметров региональных ситуаций, прежде всего, на уровень и качество жизни населения. Динамика реального уровня потребления социальных благ, длительности жизни, параметров физического и духовного здоровья, образованности и других формирует главные результирующие показатели территориального развития. Естественно, что социальная его доминанта должна быть устойчиво сбалансированной с природными, экономическими и другими ресурсами территории.

Под проблемным регионом нами понимается территория, где по экономическим, социальным экологическим основаниям отсутствуют условия и стимулы самостоятельного территориального развития, т.е. соответствующие территории не могут рассчитывать на саморазрешение проблемных ситуаций, не в состоянии самостоятельно реализовать свой конкурентный потенциал и требуют активной поддержки со стороны государства. Трудно согласиться с отнесением к проблемным только тех регионов, в которых темпы спада производства, снижения уровня жизни и нарастания других негативных тенденций в экономике, социальной сфере и в экологии выше как общероссийских, так и макрорегиональных .

По нашему мнению, проблемными могут быть и те регионы, в которых никакого ухудшения социально-экономического положения не происходит (в случае, если все показатели социально-экономического развития находятся на стабильно низком, но не снижающемся уровне), и даже те регионы, в которых имеет место определенный рост ВРП, региональных доходов населения и т.д. Последняя ситуация складывается тогда, когда экономика региона с низкими социально-экономическими показателями растет темпами меньшими, чем экономика страны в целом. Нетрудно видеть, что отставание региона от среднестранового уровня экономического развития увеличивается, несмотря на внешние признаки подъема.

Часто в экономической литературе отождествляют понятия проблемный, депрессивный и кризисный регион . В частности, в правительственном документе «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)» проблемные территории (регионы) определяются как регионы, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, масштабных общественно-политических конфликтов, экстремальных спадов производства и уровня жизни населения, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительные размеры вынужденной эмиграции населения . В данной трактовке наблюдается отождествление понятий «проблемный» и «кризисный регион».

На наш взгляд, эти понятия не являются тождественными. В этой связи представляется целесообразным обратить внимание на точку зрения о типологии регионов А.Г. Гранберга, который справедливо полагает, что в структуре проблемных регионов необходимо разграничивать отсталые, депрессивные и кризисные регионы .

Понятие отсталости (слаборазвитости) региона является относительным. Оно имеет смысл только в контексте общей социально-экономической ситуации в стране. К данному типу проблемных регионов принято относить регионы, имеющие традиционно низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов страны. Значительная часть регионов данной группы находится в состоянии длительного застоя. Экономически слаборазвитые регионы, как правило, имеют очень незначительные внутренние резервы экономического роста, а реализация имеющихся конкурентных преимуществ требует крупномасштабной экономической помощи со стороны государства.

Ключевыми признаками отсталых регионов являются:

Низкая интенсивность хозяйственной деятельности;

Малодиверсифицированная отраслевая структура промышленности;

Значительное отставание от большинства регионов страны по уровню накопленного производственного потенциала;

Слабый научно-технический потенциал;

Относительно слабая инфраструктурная (в том числе транспортная) освоенность территории;

Малоразвитая социальная сфера.

Следовательно, к группе экономически слаборазвитых регионов могут быть отнесены территории с наиболее низкими удельными характеристиками масштабов общественного производства, узкоспециализированной экономикой преимущественно сырьевой или аграрной ориентации, максимальной степенью неразвитости всех основных компонентов современной экономической системы, включая накопленный производственный потенциал, региональную инфраструктуру и социальную сферу.

В литературе очень широко используется термин «депрессивный регион». В соответствии с общепринятым, но довольно расплывчатым определением, депрессивным считается такой регион, где экономические условия существенно хуже, чем в среднем по стране. Однако, с точки зрения классического подхода, депрессия - это одна из фаз экономического цикла. Впервые термин «депрессивный регион» появился в Великобритании для характеристики ряда регионов страны, в наибольшей степени пострадавших во время кризиса 1929 года. Нетрудно видеть, что корни этой терминологии имеют аналоговый характер, поскольку тот период времени вошел в мировую экономическую историю, как период «великой депрессии». Характерно, что в Великобритании к депрессивным были отнесены, в основном старопромышленные регионы (Северо-Восток и Северо-Запад страны, Уэльс, Шотландия), где имела место деградация традиционных отраслей экономики (угледобыча, металлургия, текстильная промышленность) и отмечался высокий уровень безработицы.

На основе анализа зарубежного опыта в табл. 2.1 представлены агрегированные данные о хозяйственной структуре депрессивных регионов.

Следует отметить, что специфика современного этапа развития российской экономики такова, что прямое заимствование традиционных для промышленно развитых стран подходов к раскрытию экономического содержания понятия «депрессивный регион» невозможно. В частности, такие признаки депрессивных регионов, как несбалансированность в развитии различных секторов экономики и малая степень диверсификации производства, в России срабатывают далеко не всегда.

Таблица 2.1

Хозяйственная структура депрессивных регионов

Признаки хозяйственной структуры депрессивных регионов

Депрессивные регионы

Центральная
Шотландия

Аппалачи (США)

Питсбург (США)

Инерционность развития

Несбалансированность в развитии различных секторов экономики

Специализация на отраслях тяжелой индустрии

Историко-культурная обособленность

Географическая изолированность

Экономическая периферийность

Наличие месторождений полезных ископаемых

Наличие транспортных условий

Интенсивная эксплуатация природных ресурсов

Технологическая взаимосвязь отраслей

Невосприимчивость НТП

Малая степень диверсификации производства

Подчиненность обслуживанию национального рынка

Зависимость от традиционных отраслей

Зависимость от внешней конъюнктуры спроса

Ориентация на вывоз ресурсов из региона

Дисперсная модель урбанизации

Негативное воздействие на окружающую среду

Например, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа занимают первые места и рассматриваются как регионы с достаточно высоким уровнем развития (по российским меркам) практически во всех известных рейтингах российских регионов. Но для них характерна моноотраслевая структура экономики (соответственно, газодобывающая и нефтедобывающая промышленность), которая с учетом проанализированного зарубежного опыта присуща депрессивным регионам. Для этих же регионов свойственны и такие приведенные в табл. 2.1 «универсальные» признаки депрессивности, как интенсивная эксплуатация природных ресурсов, зависимость от внешней конъюнктуры, негативное воздействие на окружающую среду и т.д.

Что же касается флагманов отечественной промышленности, к которым можно отнести Челябинскую и Свердловскую области, то они «располагают» другим набором признаков депрессивности, присущим всем регионам промышленно развитых стран, приведенных в табл. 2.1. в их числе - специализация на отраслях тяжелой индустрии, зависимость от традиционных отраслей
(в данном случае - металлургии) и негативное воздействие на окружающую природную среду. Но в и этом случае отмеченные старопромышленные регионы трудно отнести к депрессивным; имея ввиду оценку уровня их экономического развития по сравнению со многими другими субъектами федерации.

В этой связи необходимо более обстоятельно исследовать экономическое содержание понятия «депрессивный регион» с учетом российских условий.

В основе депрессивного состояния лежат преимущественно экономические причины: падения спроса на основную продукцию или снижения ее конкурентоспособности, истощения минеральных ресурсов или ухудшения геологических условий и т.п. Поэтому, мы считаем, что депрессивные регионы принципиально отличаются от отсталых тем, что при более низких, чем в среднем по стране, современных социально-экономических показателях, в прошлом эти регионы были развитыми, а по некоторым производствам занимали ведущие места в России. Как правило, эти регионы имеют достаточно высокий уровень накопленного производственно-технического потенциала, значительную долю промышленного производства в структуре хозяйства, имеется развитая промышленная инфраструктура, квалифицированная рабочая сила, сеть внутрирегиональных и межрегиональных связей. Однако, отсутствие механизма саморегуляции регионального развития, на данных территориях приводит к нарушению соразмерности воспроизводственных связей в системе «производство - потребление», к несоответствию между хозяйственными потребностями и имеющимися ресурсами, а также между отдельными частями хозяйственного комплекса, что создает потенциальную возможность возникновения депрессивного синдрома.

С точки зрения продолжительности депрессивного состояния целесообразно различать две группы регионов:

Дореформенные депрессивные регионы, регресс которых начался в дореформенный период, а в процессе реформ их положение еще более ухудшилось;

Новые депрессивные регионы, которые в дореформенный период поддерживали относительно высокий уровень развития, но в последние годы попали в состояние кризиса и не имеют необходимых условий для выхода из него.

Продолжительность и глубина региональной депрессии определяются в значительной мере составом отраслей производства, кризис в которых стал основной причиной распространения депрессии на всю экономику региона. По этому признаку депрессивные регионы делятся на старопромышленные, аграрно-промышленные и добывающие.

Выход из депрессивного состояния возможен с помощью механизма рыночного саморегулирования. Переход к устойчивому экономическому росту и связанные с ним структурные сдвиги оказывают благоприятное воздействие на депрессивные регионы. Главный фактор - это увеличение инвестиционного и потребительского спроса и соответственно преимущественное развитие отраслей, составляющих основу ныне депрессивных регионов.

Тяжелое положение ряда регионов России связано не только с резкими изменениями в системе экономических отношений (хотя их базовость и фундаментальность не вызывает сомнения). Существенное и повсеместное ослабление государства привело к появлению кризисных регионов. К кризисным регионам правомерно относить территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных и техногенных катастроф, регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительные размеры вынужденной эмиграции населения, регионы, в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации. Классическим примером кризисного региона является Республика Ингушетия. После раздела с Чечней она унаследовала менее 10 % основных производственных фондов. Республика оказалась без необходимой производственной и социальной инфраструктуры. По основным показателям жизнеобеспечения Ингушетия оказалась на последнем месте среди субъектов РФ. Республиканский бюджет на 90 % формировался за счет средств федерального бюджета. Военные действия в Чечне привели к тому, что на территории Ингушетии оказалось огромное количество беженцев.

Улучшение ситуации в кризисных регионах возможно лишь при решении в комплексе не только экономических, но и политических вопросов.

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    1. проблемные регионы: понятие и классификация
    2. Кризисные регионы
    3. Отсталые регионы
    4. Депрессивные регионы
    5. Приграничные регионы
    6. Регионы Севера.

1. проблемные регионы: понятие и классификация

Невозможно найти регион, в котором отсутствуют проблемы социально-экономического развития, однако, в проблемных регионах они проявляются особенно ярко. Итак, какие же регионы относятся к проблемным?

Можно выделить следующие качественные признаки проблемных регионов:

    1. особая кризисность проявления крупных проблем, создающих угрозу социально-экономической стабильности
    2. Наличие ресурсного потенциала, особенно важного для национальной экономики
    3. Особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для реализации стратегических интересов страны
    4. Недостаток собственных ресурсов для самостоятельного решения проблем.

Необходимо отметить, что проблемы регионов могут быть связаны как с ухудшением показателей социально-экономической динамики, так и, напротив, со слишком быстрыми темпами развития. В этом случае слишком быстрое развитие является проблемой, так как не все элементы социально-экономической системы региона могут развиваться с одинаковой скоростью. Как правило, наиболее активно развиваются отрасли хозяйственной специализации регионов, а отрасли нематериального производства, социальной сферы, связанные с удовлетворением потребностей, проживающих на данной территории, напротив, отстают. В советский период это было связано с остаточным принципом финансирования социальной сферы и нематериального производства. В современных условиях - частные хозяйствующие субъекты, действующие на территории региона, в первую очередь ориентированы на извлечение прибыли, а территориальные органы управления не обладают достаточными ресурсами для реализации политики интеграции интересов населения, власти и бизнеса. С подобными проблемами обычно сталкиваются так называемые проблемные регионы авангардного типа (регионы нового освоения, свободные экономические зоны и т.п.).

Как же осуществляется классификация проблемных регионов? Существует два подхода к выделению проблемных регионов: на основе количественных и качественных критериев. Подход на основе количественных критериев предполагает выделение проблемных регионов путем оценки степени остроты (кризисности) важнейших проблем на основе системы индикаторов. Подход на основе качественных критериев предполагает классификацию путем выделения основных проблем социально-экономического развития конкретного региона. Данный подход целесообразно применять в случае необходимости разработки политики оздоровления экономики региона.

Территориальное проблемное районирование не носит сплошного характера. В качестве проблемных регионов могут рассматриваться следующие типы территорий:

    1. Субъекты федерации
    2. Части субъектов федерации
    3. Несколько субъектов Федерации
    4. Сопредельные части субъектов Федерации.

Кризисные регионы

Выделение кризисных регионов осуществляется на основе первого подхода, т.е. на основе количественных критериев. В этом случае проводится сопоставление регионов по основным показателям социально-экономического развития и выделяются территории, где эти значения существенно отклоняются в худшую сторону от средненациональных или эталонных значений. Таким образом, к категории кризисных относятся регионы, в которых значения основных социально-экономических показателей существенно хуже, чем в среднем по стране.

Кризисные регионы, расположенные в непосредственной территориальной близости, образуют так называемые кризисные пояса. На территории России сегодня выделяются следующие кризисные пояса:

    1. Центральный пояс
    2. Южный пояс
    3. Уральский пояс
    4. Восточный пояс.

Наиболее крупным является Центральный кризисный пояс. В его состав входят части Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, центрально-Черноземного и Поволжского экономических районов.

Основными проблемами Центрального кризисного пояса являются:

    • Спад производства
    • Высокая безработица
    • Низкий уровень жизни
    • Высокий уровень депопуляции населения.

Таким образом, в регионах, образующих историческое ядро территории российского государства, наблюдаются устойчивые тенденции свертывания экономической активности и деградации локальных систем расселения.

В состав Южного кризисного пояса входят сопредельные регионы Северного Кавказа и южная часть Поволжья. Основными проблемами Южного кризисного пояса являются:

    • Спад производства
    • Хронически трудоизбыточная конъюнктура рынка труда в сочетании с высокой рождаемостью
    • Низкий уровень жизни
    • Низкая бюджетная обеспеченность
    • Межэтнические военные конфликты
    • Высокая численность вынужденных переселенцев и беженцев.

Таким образом в Южном кризисном поясе свертывание экономической активности протекает на фоне сохранения положительного естественного прироста населения и хронического наличия значительного количества избыточной рабочей силы.

Уральский кризисный пояс, на первый взгляд, включает территории, развивающиеся сравнительно благополучно. В его состав входят территории Уральского и Западно-сибирского экономических районов. Вместе с тем, особенности отраслевой структуры региональной экономики, а именно: высокая концентрация производств, существенно загрязняющих окружающую среду (черная, цветная металлургия, химическая промышленность); значительная доля предприятий добывающей промышленности с истощающейся сырьевой базой, предприятий ВПК, потерявших госзаказ и рынки сбыта, обуславливают появление таких проблем регионального развития как:

  • Локальный спад производства
  • Высокая техногенная нагрузка и экологические риски хозяйственной деятельности.

Восточный (Южно-Сибирско-Дальневосточный) кризисный пояс пока находится в стадии формирования. В его состав входят республики Алтай, Тыва, Бурятия, Алтайский край, Читинская и Амурская области.

Основными проблемами данного пояса являются:

    • Спад производства и высокая безработица
    • Низкая бюджетная обеспеченность и низкий уровень доходов населения
    • Слабая транспортная доступность
    • Низкая плотность населения и отсутствие сформировавшихся систем расселения
    • Низкий уровень развития отраслей региональной специализации.

Таким образом, экономический спад в Восточном кризисном поясе протекает на фоне исторически низкого уровня развития региональных экономических комплексов.

Анализ проблем кризисных поясов россии свидетельствует о недостаточности классификации на основе только количественных критериев. Так, во всех кризисных поясах наблюдается спад производства, высокая безработица, низкая бюджетная обеспеченность, однако причины, обусловившие кризисное состояние существенно отличаются.


Похожая информация.



Высокая актуальность целенаправленной государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности страны определяется внутренними и геополитическими последствиями незавершенных коренных политических и экономических преобразований, происходящих в России. Наряду с определенными положительными результатами реформы в стране происходят сложные, часто болезненные для социально-экономического положения процессы как внутри страны, так и в ее мирохозяйственных связях. Переход к рыночным отношениям сопровождался глубоким экономическим кризисом и социальной напряженностью, усилением криминогенной обстановки. Вхождение экономики страны в мировой рынок поставило ее в условия жесткой конкуренции с продукцией ведущих капиталистических держав, к которой многие отрасли российского хозяйства оказались не готовы, что особенно усугубило кризисные процессы в районах сосредоточения неконкурентоспособных предприятий. Кризисное состояние экономики всегда несет в себе наибольшие угрозы экономической безопасности, делает уязвимой общую национальную безопасность страны. Выявление сложившихся и определение потенциальных очагов кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности России, и выработка мер по их ликвидации - одно из важнейших стратегических направлений государственной политики, определяющей средства и методы защиты насущных интересов России от внутренних и внешних угроз.
Все виды национальной безопасности страны взаимосвязаны. Но особое место занимает экономическая безопасность, связанная с производственной деятельностью людей - основой их существования, определяющей главное содержание кризисных процессов и явлений в обществе.
Под региональной экономической безопасностью понимается способность субъектов Федерации противостоять кризисным ситуациям, вызываемым воздействиями внешних и внутренних факторов на научно-производственный и ресурсный потенциалы и их структуру, сферу обращения и институциональную инфраструктуру, социальную сферу, уровень и качество жизни людей. Таким образом, экономическая безопасность характеризуется возможностью народного хозяйства России и ее регионов обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз на ее суверенитет.
На современном этапе в центре внимания государственных органов должно быть все разнообразие проявлений и негативных последствий сложившихся и ожидаемых кризисных ситуаций не только в целом по стране, но и в региональном аспекте, отражающем особенности причин их формирования в конкретных условиях места и времени.
В региональных кризисных ситуациях прямо или косвенно в концентрированном виде отражается территориальная специфика всех негативных процессов переходного периода, незавершенности коренных политических и экономических преобразований, происходящих в России. Кризисное состояние - одно из важнейших повсеместно распространенных в течение 1990-х гг. явлений российской действительности, несущее в себе наиболее мощный заряд угроз экономической безопасности, делающих уязвимой общую национальную безопасность страны.
Это определяет необходимость: разработки и обоснования методики комплексного анализа кризисных ситуаций в экономике и социальной сфере регионов различных таксономических рангов и социально-экономического профиля с учетом административно-территориального устройства страны и зарубежного опыта таких исследований; выявления конкретных регионов, находящихся или потенциально предрасположенных к достижению такой глубины кризисной ситуации, при которой возникает угроза национальной, прежде всего экономической, безопасности России.
Под региональной кризисной ситуацией понимаются негативные изменения в воспроизводственных процессах экономики, социальной сферы и экологии региона, угрожающие неблагоприятными последствиями здоровью населения, политической стабильности общества, нормальному функционированию жизненно важных отраслей хозяйства.
Региональные кризисные ситуации формируются как под воздействием макроэкономических кризисных процессов, так и под влиянием местных особенностей экономического и социального развития, ресурсного потенциала, географического положения, участия регионов в территориальном разделении труда, национальных и других особенностей.
Кризисное состояние экономики и социальной сферы регионов формируется под влиянием специфических проявлений следующих явлений и процессов, способных создать угрозы национальной (прежде всего экономической) безопасности России: деформация территориальной структуры и межрайонных связей, вызванная как общим кризисом экономики страны, так и образовавшимися несоответствиями сложившихся территориальных пропорций требованиям и условиям рыночной экономики; низкая конкурентоспособность отдельных отраслей и предприятий регионального хозяйства, вызванная их технической отсталостью, неэффективностью используемого сырья, топлива и энергии, высокой энергоемкостью и материалоемкостью производства, низким качеством продукции при высоких издержках производства; нарушение нормальных процессов воспроизводства общественного продукта и населения; высокий уровень монополизации отдельных производств, их концентрация в ограниченном числе районов, порождающая региональный монополизм; высокий уровень изношенности и технологическая отсталость производственных и непроизводственных основных фондов, особенно в сфере жилищно-коммунального хозяйства; недостаточный для удовлетворения платежеспособного спроса уровень развития производственной и социальной инфраструктуры; ухудшение состояния научно-технического потенциала регионов; отставание в формировании институциональной инфраструктуры и региональных рынков товаров, труда и капитала; отставание в развитии минерально-сырьевой базы, в приросте разведанных запасов полезных ископаемых; низкий уровень использования природных ресурсов, природоохранной деятельности и экологической безопасности; спад производства, вызывающий высокий уровень безработицы и низкий уровень жизни людей; усиление имущественного расслоения населения, увеличение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума, ограничение доступа возрастающей части населения к нормальному медицинскому обслуживанию, образованию, достижениям культуры, ухудшение физического и нравственного здоровья населения; усиление территориальной дифференциации уровней экономического и социального развития; слабость институтов власти, недостаточно четкое разделение полномочий и ответственности между органами управления федеральными, субъектов Федерации и местными, реальное неравноправие субъектов Федерации; неэффективная налоговая и бюджетно-кредитная системы (включая региональные налоги и местные финансово-кредитные учреждения); неэффективность решений и действий органов власти и управления, проводимой ими экономической, социальной и региональной политики; ухудшение криминогенной обстановки; ухудшение структуры экспорта, увеличение в ней топливно-сырьевых товаров; усиление конкуренции импортных товаров и зависимости от их поставок; развитие внешних экономических связей приграничных районов в ущерб внутрироссийским связям и интересам, экономической и национальной безопасности.
При рассмотрении характера воздействия региональных факторов дестабилизации на национальную и экономическую безопасность страны необходимо оценивать структурные сдвиги в экономике региона не только с позиций текущей рыночной конъюнктуры, но и с учетом долгосрочных экономических преимуществ соответствующей территории в общей системе территориального разделения труда.
Мировой опыт свидетельствует, что региональная кризисная ситуация может угрожать национальной и экономической безопасности в двух случаях: развитие деструктивных процессов (или действие факторов дестабилизации) достигает такой степени остроты, при которой начинают проявляться тенденции необратимых изменений, перманентного ухудшения качественных характеристик экономического потенциала, деградации социальной сферы и (или) природной среды того или иного региона, преодоление которых возможно только в долгосрочной перспективе и связано с реализацией крупных инвестиционных программ; в условиях проводимой правительством политики макроэкономической стабилизации (в том числе реализация программы антиинфляционных мер) развитие региональной кризисной ситуации невозможно быстро остановить при привлечении реально располагаемых централизованных и иных источников финансирования, и необходимы экстраординарные меры для поддержания достаточного уровня производительного, научно-технического потенциала, недопущения снижения уровня и качества жизни населения, состояния среды его обитания до предела, способного вызвать социальные потрясения, конфликты между отдельными слоями и группами населения, нациями и народностями.
Среди множества причин региональных кризисных ситуаций особенно выделяются усилившаяся дифференциация и дезинтеграция социально-экономического пространства.
По величине ВРП на душу населения - главному индикатору экономического развития - различия между 79 субъектами Федерации (без 9 автономных округов и Чечни) составляют более 20 раз, что превосходит разрыв между странами «золотого миллиарда» и беднейшей частью мира и в 4-5 раз выше различий между наиболее и наименее развитыми регионами ЕС. (Для сравнения: в Китае максимальный разрыв между провинциями по величине ВВП на душу населения в 1998 г. составил 10,9 раза.)
Социально-экономическая дифференциация регионов стала усиливаться вместе с нарастанием кризисных явлений в экономике и последующим переходом к рыночным реформам. Это объяснялось тремя комплексами причин. Во-первых, включился механизм рыночной конкуренции, разделяющей регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; обнаружилась различная адаптируемость к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов. В-третьих, возникло фактическое неравенство различных субъектов Федерации в экономических отношениях с центром, часто не мотивированное объективной экономической обстановкой.
Растущая дифференциация регионов России по величине ВРП на душу населения происходила на фоне снижения общего уровня производства в стране. При этом установлена корреляционная зависимость: чем выше был исходный уровень ВРП на душу населения, тем меньше падение ВРП в регионе. Таким образом, если судить по динамике ВРП, то уже на протяжении ряда лет в России осуществлялась регрессивная дивергенция экономического пространства, не имеющая аналогов в мире развитых и развивающихся стран.
В группе наиболее проблемных территорий России теперь находятся не только слаборазвитые регионы (республики Северного Кавказа, Южной Сибири и др.), но и попавшие в депрессивное состояние территории во многих экономических регионах, сосредоточивающие мощный производственный и интеллектуальный потенциал. Увеличилось число регионов, где большая часть населения живет ниже черты бедности (в 1998 г. таких регионов было 8; в Республике Тыва за чертой бедности проживало 75% населения).
Одновременно на протяжении 1990-х гг. происходила дезинтеграция экономического пространства страны. При падении объема ВВП почти в 2 раза объем межрегионального товарообмена снизился более чем в 4 раза. Одной из главных причин ослабления межрегиональных производственных связей стало возросшее влияние мирового рынка. Объемы экспорта и импорта увеличивались в абсолютном выражении на фоне падающих объемов производства. При этом импорт интенсивно вытеснял с внутреннего рынка отечественных товаропроизводителей. Этому способствовали снижение таможенных тарифов и отмена большинства нетарифных ограничений на импорт.
Существенный выигрыш от либерализации внешней торговли получили главным образом регионы, имеющие выгодное географическое положение и обладающие значительным экспортным потенциалом. При этом вполне реальна угроза «отрыва» от внутренней российской экономики некоторых регионов, соседствующих с развитыми или динамично развивающимися странами (например, Калининградская область).
Падение межрегионального оборота в 1990-х гг. было обусловлено также резкими изменениями ценностных соотношений на внутреннем рынке, и особенно опережающим ростом транспортных тарифов по сравнению с ценами на перевозимую продукцию. Вследствие относительного удорожания транспорта стали неэффективными многие экономические связи между Дальним Востоком, Сибирью и европейскими регионами страны. В течение ряда лет сохранялась критическая ситуация с завозом продовольствия и топлива в районы Крайнего Севера, прежде всего из-за неплатежеспособности получателей грузов и невыгодности этих перевозок для отправителей грузов и перевозчиков.
Не всякое сокращение межрегионального обмена следует оценивать негативно. Переход к рыночным отношениям позволил избавиться от многих прежних нерациональных и искусственных связей (например, от кооперированных поставок между предприятиями одного министерства, удаленных друг от друга на тысячи километров), уменьшил зависимость потребителей от предприятий-монополистов, открыл для периферийных регионов возможность работать на рынках близлежащих стран и т.п. Главное позитивное изменение заключается в том, что стал действовать такой интеграционный фактор, как заинтересованность товаропроизводителей в преодолении региональных ограничений спроса и расширении рынка сбыта продукции.
В современных условиях вносит свой «вклад» в деформации российского экономического пространства хаотичное формирование финансового капитала. Господствующей тенденцией стала концентрация финансового капитала в Москве и небольшом числе крупных экономических центров, «отсасывающая» финансовые ресурсы из реального сектора регионов России. Поскольку свыше 80% финансовых активов и главные площадки валютных и фондовых рынков находятся в Москве, большинство регионов отключено от финансовых «игр» и является заложниками зигзагов макроэкономической ситуации.
Также слабо работает на экономическую интеграцию России рынок труда. С одной стороны, основные потоки трудовой миграции - это беженцы и переселенцы из республик бывшего СССР, оседающие в основном в трудоизбыточных центральных и южных регионах, а с другой стороны, обезлюдева- ние Севера также усиливает давление на рынки труда регионов с более благоприятными климатическими условиями.
В первые годы новой российской государственности существенным фактором экономической дезинтеграции России стало приобретение отдельными регионами различных экономических льгот (налоговых, кредитных, внешнеторговых и т.п.), своего рода «льготная дезинтеграция», активные всплески которой происходили во время предвыборных кампаний Президента и «партии власти». Факторы, затрудняющие экономическую интеграцию, - асимметричность России (наличие субъектов Федерации с разным реальным статусом), эксклюзивные отношения между центром и отдельными регионами, многочисленные расхождения между федеральными и региональными законами и нормативными актами.
В 1999-2003 гг. наметились принципиальные изменения в экономическом пространстве России. Ряд признаков указывает на то, что тенденция дезинтеграции себя в основном исчерпала. Во-первых, возобновившийся экономический рост сопровождается расширением рынков сбыта, т.е. усилением межрегиональных экономических связей; межрегиональный оборот растет быстрее объема производства. Во-вторых, в процессе замещения импорта на внутреннем рынке межрегиональные связи вытесняют внешнеэкономические. Это влияние будет усиливаться, если в структуре импорта увеличится доля производственных товаров и сократится доля потребительских, а рост экспорта будет происходить в основном за счет полуфабрикатов и готовых изделий, а не сырья. В-третьих, объемы грузооборота транспорта, особенно железнодорожного, опережают рост ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства, что также свидетельствует об интенсификации межрегионального товарообмена.
Пока нет достаточных данных для вывода, что начинающийся экономический подъем содействует уменьшению региональной дифференциации. Для формирования положительных тенденций в территориальной структуре экономики потребуются значительное время и усилия центра и регионов, проведение соответствующей региональной экономической политики.

Новое на сайте

>

Самое популярное