Домой Кредитные учереждения Различия между капитализмом и социализмом. Понятия «капитализм» и «социализм

Различия между капитализмом и социализмом. Понятия «капитализм» и «социализм

Почему капитализм лучше социализма?

Социали́зм — экономическая, социально-политическая система, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества. Важнейшей категорией, которая объединяет различные направления социалистической мысли, является общественная собственность на средства производства, которая заменяет собой частную собственность.

Капитали́зм — система общественного производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли

1. Государство

Чтобы там не говорили анархисты, обходиться без государства люди пока не научились. Чтобы государство существовало, надо чтобы люди в нём исполняли разнообразные многочисленные функции – то есть работали.

Отношение у людей к работе может быть очень разным. Есть люди любящие свою работу, есть люди не любящие свою работу, есть люди не любящие работу совсем, никакую. Стахановцев на свете не много, а грязной работы, любить которую тяжело, полным-полно.

Большинству людей, чтобы хорошо работать на нелюбимой работе, необходимы кнут и пряник. При капитализме пряник это премия, повышение, а кнут это опасность увольнения, понижение зарплаты и т. д. При социализме с искусственным понижением ценности денег пряник в виде премии не так сладок (что уж ты себе купишь? Больше одной машины на семью не положено!). А кнут?.. При отсутствии репрессий – кнута как такового и вовсе нет. Ну сделают тебе выговор за нерадивую работу – и что с того? Жратвой-то своей (которой и так в магазинах не густо) не рискуешь.

Так и получается, что в социалистических странах без жёстких репрессивных режимов – люди работали спустя рукава, тем самым приближая крах системы. Отсюда и дефицит, и блат, и коррупция.

2. Человек

Люди не одинаковы. Кто-то более талантлив в чём-то, кто-то в чём-то другом, кто-то ни в чём. Люди нуждаются в воплощении своих талантов. При социализме люди не должны бороться за место под солнцем – им его предоставляют. Но если человеку всё предоставляют, какая у него мотивация совершенствоваться? Повышать квалификацию? И не только в мотивации дело, даже навыков нет – неоткуда приобрести.

Возьмём другой случай. Типичный пример, рассказанный коллегой, проработавшим всю жизнь в одном из Московских университетов. Дело было, кажется, в конце 70-ых - начале 80-ых. Один его друг, увлекавшийся футболом, решил по приколу посчитать молекулу в форме футбольного мяча, состоящую из углеродов. К его удивлению расчёты показали стабильную прочную молекулу. Работай он в капиталистическом университете, он сразу написал бы статью, но в советском институте он был обязан пройти через академика. Академик, который вероятно футболом не увлекался, сказал ему идти куда подальше со своими идеями. В 85-ом году на западе открыли фуллерен – ту самую молекулу, у которой сегодня тысячи применений (отнюдь не для нанофутбола) и вскоре получили за него нобеля.

Человек что-то изобрёл. Что-то, что ему кажется полезным, способным принести людям пользу, а ему прибыль (в виде денег, известности, или ещё одной научной статьи). При социализме слово прибыль ругательное – уже меньше мотивации изобретать. Предположим что человеку пофиг на прибыль – он людям помочь хочет. Он идёт в какое-то социалистическое учреждение по рассмотру изобретений. Его не оценивают – и он, удручённый, идёт восвояси. Значит-ли это что изобретение было действительно провальным? Конечно нет. Провальным оно может считаться только в том случае, если не пользуется спросом у людей. Но при социализме нет возможности испытать на деле насколько изобретение полезно. На пути стоит учреждение, бюрократия и тупые партийные морды.

Именно поэтому социалистические страны всегда отставали от капиталистических во всём что касается бытовой техники, удобств, приспособлений для улучшения быта начиная подгузниками и кончая микроволновками не говоря уж о компьютеризации.

Для особо тупых коммуняк: изобретение подгузников и микроволновых печей - это далеко не только удовлетворение прихоти ленивых мамаш (что тоже немаловажно для, например, их карьеры), а это скачок в науке, химии гидроскопичных полимеров и физике, микроволновки используются не только на кухнях, но и в лабораториях, для синтеза лекарств и ещё в куче мест.

Социалисты всегда утверждают, что они радеют о благе простых людей, бедных, обделённых, рабочих и крестьян. Но так-ли это? Рабочий при современном капитализме получает зарплату, которая конечно меньше чем прибыль, которую он приносит хозяину предприятия. Но если этой зарплаты ему хватает на медицину, пищу и жильё, да ещё при этом остаётся на ништяки, типа поехать за границу и иметь тачку, что социалистам ещё нужно? Разве “каждому по потребностям“ это не их лозунг? А если рабочий хочет заработать ещё – он идёт и работает больше. И хозяину польза, и государству и рабочему. При социализме сколько бы ты не работал твоя зарплата константна – если работа не любима, какой тогда смысл работать больше?

3. Почему?

Почему же несмотря на всё описанное сверху, простое до банальности по своей сути, многие по-прежнему верят в социализм? Почему к нему так тянется молодёжь?

С молодёжью всё просто: молодёжь склонна к максимализму и идеализму (см. эпиграф). Сам там был. И когда определённая часть этой молодёжи слышат слово “капитализм“ у них сразу идёт ассоциация с очередями в приюты, женщины в деревянных туфлях по 14 часов в день за гроши пашут на мануфактурах, и чумазые детишки таскают кирпичи. (Это то что сейчас в Китае кстати под красными знамёнами происходит – хе-хе). Они путают капитализм с его крайним проявлением – либертарианством, которое во многом таки хуже социализма (это отдельная тема). И они, сами обычно, будучи вполне сытыми и одетыми, жалеют этих гипотетических несчастных рабочих, которым вообще-то не так уж и плохо, и совсем не задумываются обо всём написанном здесь в разделах 1 и 2 .

И в таком контексте вполне понятно выражение неизвестного, но вероятно очень мудрого автора: “кто не был социалистом в молодости бессердечен, кто им остался в старости безмозгл“.

4. Необходимое дополнение

Несомненно, в мире, в том числе и западном, ещё полно несправедливости, и необходимо с ней бороться любыми законными методами. Людей практически порабощают подрядчики (хотя минимальную зарплату, положенную законом, люди имеют, то-есть по потребностям получают, но всё же, у нас же не какой-то там социализм – должны получать не по потребностям, а по работе); у учителей зарплаты низкие; есть пенсионеры, которым не хватает на жизнь (даже если они сами в этом виноваты, не позаботившись в молодости о пенсионных фондах, это абсолютно не важно – так быть не должно).

Но от борьбы с несправедливостью и до требования установления социалистической системы – как от экватора до полюса. Закономерный крах социализма во всём мире (восточная Европа, СССР, дальний восток и т. д.) после очень непродолжительного (по историческим меркам), достаточно жалкого, а зачастую и преступного существования блестяще всем продемонстрировал несостоятельность этой системы в чистом виде.

Социализм или капитализм?

Вопрос, поставленный в заголовке актуален для многих людей и сегодня. С одной стороны, мы знаем, что коммунизм - это справедливое общество, где главенствует принцип от каждого по способности, каждому по потребности, с другой стороны - миллионы загубленных в результате репрессий, жизней и явное отставание от развитых капиталистических стран, которое мы видели в СССР. Неплохо бы отделить зерна от плевел. Давайте попытаемся подойти к этому вопросу обстоятельно и решить его раз и навсегда. Определим, что обязательно присуще капитализму и социализму, а что нет, и попытаемся понять, каким путем нам все-таки следует идти.
Начнем с Манифеста Коммунистической партии, являвшимся первым и главным программным документом коммунистов и, по сути, квинтэссенцией их научной базы. Наша задача сейчас выделить главное, отбросив, все спорное и неверное, и проследить путь доказательства неизбежности прихода социализма и коммунизма с позиций сегодняшнего дня. Что из того, что написано в манифесте, актуально сегодня? Если доказательства верны, то этот переход произойдет рано или поздно независимо от нашего желания, если в нем есть ошибки, постараемся их найти.
Маркс, делая экскурс в историю, утверждает, что "история всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов". Он достаточно подробно описывает причины перехода из феодализма в капитализм и революционную роль буржуазии. Диалектика развития подсказывает, что и буржуазное общество должно пройти стадии от революционно-передовой к загнивающей и становящейся тормозом дальнейшего развития. Сигналом этого Маркс увидел в обострении классовой борьбы и повторяющихся экономических кризисах. Единственным способом избавиться от классового антагонизма Маркс видел в обобществлении частной собственности и создании бесклассового общества, где отсутствовала бы эксплуатация человека человеком. Пролетариат, которому предназначалась роль могильщика буржуазии, должен был отобрать насильственным путем частную собственность и поломать существовавшие производственные отношения, в результате чего должны исчезнуть классы и вместе с ними антагонизм между людьми.
Теперь, все то же самое, но немного подробнее. Итак, первое, что мы подвергнем сомнению это классовый подход Маркса. Не найдя формулировки понятия "класса", мы из контекста мы понимаем, что это группы или слои населения, разделенные главным образом по признаку наличия или отсутствия частной собственности. Почему от понятий угнетающий и угнетаемый, или эксплуататор и эксплуатируемый, Маркс перешел к классам? Потому, что он увидел, что корни всех бед лежат в экономике и борьба идет между людьми принадлежавшим различным, по экономическим характеристикам, группам - классам с противоположными интересами. О своем времени он пишет так: "Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается, однако, тем, что она упростила классовые противоречия: общество все более и более раскалывается на два большие враждебные лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса - буржуазию и пролетариат". Если перенестись в наше время, то сегодня мы уже не можем разделить общество на два больших лагеря - этих лагерей стало намного больше, а сами они меньше. Общество неоднородно, между богатыми и бедными огромная дистанция, но в промежутке между ними появилось большое количество групп, которые занимают промежуточное положение. Эти группы имеют свои собственные интересы. Стазу оговорюсь, что речь идет не о России, а об абстрактном капиталистическом государстве. То деление на классы, где доминирующим признаком служило наличие или отсутствие частной собственности, сегодня теряет свою остроту, по нескольким причинам. Во-первых, эксплуататор и эксплуатируемый могут оказаться в одном классе, так как для того чтобы эксплуатировать чужой труд не обязательно иметь в собственности средства производства, для этого достаточно открыть предприятие. Примером может служить масса фирм, оказывающих различные услуги, которые не имеют частной собственности, но где, тем не менее, происходит эксплуатация наемных сотрудников. Это риэлторские или туристические агентства, бригады ремонтников, фирмы занимающиеся разработкой и обслуживанием программного обеспечения, где программисты используют личные компьютеры, и многие другие. И их число постоянно растет. Можно было бы разделить на классы работодателей и наемных сотрудников, но это тоже не на много уточняет наше деление, поскольку наемные сотрудники сами представляют широкий спектр групп с различными интересами. Топ менеджеры, авиа диспетчеры, капитаны, машинисты, шоферы, операторы сложных станков, электрик и чернорабочий это примеры групп с различными интересами. Кого из них считать пролетариями? А куда деть чиновников, пенсионеров, военнослужащих? Можно определенно сказать, что общество разделено на десятки групп с различными интересами. Поэтому деление на классы сегодня теряет политическую остроту и носит скорее статистический характер. Общество из двух классового, (условно), превращается в интегральное, где количество групп будет непрерывно возрастать. Антагонизм между работодателем и топ менеджером существует, так же как и антагонизм между топ менеджером и мастером, между мастером и чернорабочим. Сегодня характер производства становится таким, что пролетариев требуется все меньше, а специалистов все больше. Сегодня господин Маркс долго бы чесал бороду, прежде чем найти линию раздела в обществе. Вчера бастовали рабочие за повышение зарплаты, а сегодня все вместе выступают против нового налога правительства. Классовый подход, как бы сказали сегодня, "отдыхает". Если с классами все более или менее понятно, то теперь перейдем к причинам необходимости смены капиталистического строя, и какие из этих причин остались актуальны сегодня. В манифесте много места уделено революционной роли буржуазии и тому, как резко изменилось производство с ее приходом. Главными причинами, вызвавшими к жизни буржуазное общество и капиталистический способ производства, были следующие: появление новых рынков сбыта в связи с развитием мореплавания, скачком в науке и технике, когда в производство активно стали внедряться паровые машины, разделение труда, рынок и конкуренция. Все это вместе взятое и неспособность феодального строя удержать свои привилегии привели к замене его капиталистическим строем. Мы не будем останавливаться на этом подробно. Это не вызывает никаких сомнений, описано ярко и точно, хочется рекомендовать прочитать это всем. Приведу одну цитату: "Она (буржуазия) превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой. Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки (добавим от себя и журналиста) она превратила в своих платных наемных работников".
Сигналом того, что капитализм больше не является передовым строем, а стал тормозом развития, Маркс увидел в повторяющихся экономических кризисах, нищете рабочего люда и в нарастающей политической активности пролетариата: "Современное буржуазное общество, с его буржуазными отношениями производства и обмена, буржуазными отношениями собственности, создавшее как бы по волшебству столь могущественные средства производства и обмена, походит на волшебника, который не в состоянии более справиться с подземными силами, вызванными его заклинаниями. Вот уже несколько десятилетий история промышленности и торговли представляет собой лишь историю возмущения современных производительных сил против современных производственных отношений, против тех отношений собственности, которые являются условием существования буржуазии и ее господства. Достаточно указать на торговые кризисы, которые, возвращаясь периодически, все более и более грозно ставят под вопрос существование всего буржуазного общества".
Причиной этих возмущений был общественный характер производства и частный способ присвоения результатов труда. Противоречия между работодателем, который не хотел платить много и наемным рабочим, который как раз наоборот, хотел получать больше, были антагонистическими. Механизма решения этих противоречий тогда не было, а "современная государственная власть - это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии". Поэтому единственный выход, который тогда видел Маркс, это насильственная экспроприация собственности и создание бесклассового общества. Вспомним, что при переходе от феодализма к капитализму, ростки последнего были везде, как сорняк, который невозможно выполоть. При переходе от капитализма к социализму таких ростков нового не было, было только недовольство старым. Однако это не помешало Марксу сказать, что: "Теоретические положения коммунистов ни в какой мере не основываются на идеях, принципах, выдуманных или открытых тем или другим обновителем мира. Они являются лишь общим выражением действительных отношений происходящей классовой борьбы, выражением совершающегося на наших глазах исторического движения". Это хоть и красивая, но от начала и до конца выдуманная идея!
Если попытаться представить себя в то время, ту нищету и безысходность с одной стороны, и мечту о красивой жизни в справедливом бесклассовом обществе, которую предлагали коммунисты с другой стороны, то станет понятно, почему люди жертвовали всем и шли в революционное движение. Лучшие люди шли в партию коммунистов с искренними желаниями делать добро, строить новое справедливое общество. К сожалению, политическое устройство нового строя не было проработано, а предложенная позже форма правления через Советы под руководством одной партии, привели к образованию тоталитарной системы с репрессиями против своего народа, к многочисленным жертвам и последующему застою. Внутреннее устройство партии также было не лучшим, так как не обеспечивало демократических механизмов смены лидеров. Но пример России послужил мощным стимулом развития демократии в других странах. Страх потерять все сделал буржуазию более сговорчивой, а общий прогресс вывел рабочих за черту нищеты. Более того, рабочие в развитых капиталистических странах стали материально жить лучше, чем живущие при социализме в СССР.
Но вернемся к нашей задаче, сейчас нам надо определить, будет ли предложенный Марксом коммунизм, лучше капитализма. Сразу поясним, что коммунизм это бесклассовый строй, где производство и распределение благ осуществляется по принципу "от каждого по способности, каждому по потребности". По определению, это общество высоко сознательных граждан, которое может быть достигнуто только через длительный срок. Поэтому между капитализмом и коммунизмом предлагалось ввести промежуточный строй - так называемый социализм. Это общество, где нет эксплуатации человека человеком, а распределение жизненных благ происходит по количеству, качеству и результатам труда. Средства производства принадлежат всему обществу. Сразу отметим или опечалимся тем фактом, что невозможно теоретически и практически определить эти результаты труда, а распределение благ несоответствующее трудовому вкладу - это эксплуатация. В капиталистической рыночной системе человек заключает договор с работодателем о величине оплаты. Если его что-то не устраивает, он идет к другому работодателю или с помощью профсоюза пытаются поднять оплату или организует свое собственное дело. Оплата труда, понятие рыночное, и постоянно меняется в зависимости от многих факторов. В плановой системе динамичное изменение оплаты невозможно и, следовательно, как и при капитализме обязательно присутствует эксплуатация кого-то кем-то. Только если при капитализме меньшинство, в лице владельцев средств производства и владельцев фирм, эксплуатирует большинство, то при социализме, посредственное большинство эксплуатируют талантливое меньшинство. Однако и социализм уже решает большинство проблем поднятых Марксом, правда при этом теряется скорость развития экономики и вместе с ней скорость улучшения уровня жизни. Причиной этого является потеря динамики, отсутствие конкуренции, и свободы предпринимательства.
О политическом устройстве коммунизма в манифесте сказано мало: "Политическая власть в собственном смысле слова - это организованное насилие одного класса для подавления другого. Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если путем революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще, а тем самым и свое собственное господство как класса". Каким образом должно осуществляться управление при социализме и коммунизме, в манифесте не сказано. Надо просто признать, что и капитализм и социализм лучше рассматривать, как категории экономические, а не политические. Мы знаем примеры, когда капиталистический способ производства спокойно уживался и с демократией и с монархией и с диктаторскими режимами, так и социалистический строй может спокойно существовать различными формами правления, включая демократическую. Возможно, будь в СССР демократический способ правления, результат был бы совсем другой.
За прошедшие полтора столетия многое изменилось, вырос уровень цивилизации, изменилось само общество. Обратите внимание на то, что если рассматривать духовное развитие отдельных личностей, то, как и две тысячи лет назад мы видели примеры высокой духовности, самопожертвования и наоборот дикой жестокости и подлости так и сегодня мы можем найдем такие же примеры. Что же касается общества, то здесь прогресс существенно заметнее, так как общество пытается закрепить высокую нравственность в своих конституциях и законах. К сожалению, либеральные законы внутри страны не ведут к аналогичным либеральным отношениям между странами. Развитие демократических институтов дало механизмы ненасильственного решения многих проблем. Большую роль в жизни общества играют и профсоюзы и партии и оппозиция и пресса. Из тех причин, которые должны были привести к смене строя, изложенных в манифесте, часть потеряла свою актуальность для сегодняшнего дня, а часть актуальна и сегодня. Ушли в прошлое и нищенское положение рабочих, и использование детского труда, и чрезмерная эксплуатация. Здесь мы имеем ввиду, конечно, цивилизованные страны. Для стран, которые находятся еще в феодальном строе подход, вероятно, должен быть другой. Из нерешенных проблем остались повторяющиеся кризисы, безработица и аморальность самого принципа капитализма, где все делается ради наживы. Проблемы серьезные, но они уже потеряли ту остроту, при которой люди идут на все ради их решения. "На бой кровавый святой и правый" сегодня уже мало кто пойдет. Нельзя говорить, что эти проблемы совсем не решаются. Профсоюзные движения заставляют власти и капитал идти на уступки по заработной плате и условиям труда. Через демократические институты осуществляют давление на различные компании с целью защиты экологи. Форумы "восьмерок", "двадцаток" делают попытки решать совместно кризисные проблемы. Хотя это и мелкие шаги вперед, но вперед. Если в кризисы тридцатых годов нечем было кормить семью, то в последних кризисах люди отказывают себе только в менее необходимых вещах. То есть сам прогресс цивилизации работает на решение этих проблем. Таким образом, можно заключить, что и предложенный Марксом социализм не является идеальным средством решения поставленных проблем, ни естественный капитализм, не может сегодня сделать что-то существенное, чтобы избавиться хотя бы от кризисов. Отделив экономическую составляющую от политической, мы поймем, что и тот и другой путь приемлем, и не несет в себе какую-то угрозу. Угроза исходит из политической составляющей - из формы управления страной. Чем более демократически устроено общество, тем подконтрольнее ему и власть, и бизнес, тем безопаснее и жителям страны и их соседям.
Теперь перейдем непосредственно к сравнению капитализма и социализма и выделим их характерные особенности. Достоинствами капитализма являются:
1. Высокая производительность труда. Это свойство присущее рыночной экономике, ибо конкуренция убивает слабых, неэффективных производителей товаров и услуг. Все находятся в постоянном напряженном поиске, как повысить эффективность и выйти вперед, получив максимальную прибыль.
2. Легкое перемещение капитала, которое позволяет за короткие сроки организовать новые производства. Причем, как правило, он перемещается в места с дешевой рабочей силой с удобными и надежными условиями инвестиций.
3. Активное развитие науки и техники и их прикладное направление. Это так же следствие конкуренции, заставляющей искать новые способы обойти конкурентов.
4. Развитие академической науки, служащей для занятия передовых позиций в будущем и наличие средств на ее поддержание. Как правило, академические исследования финансируются государством, поэтому богатые государства всегда далеко уходят вперед.
5. Высокий уровень жизни ввиду применения первых четырех пунктов.
6. Развитое общество, в силу того, что человек с детства настроен на борьбу за свое благо. Конкуренция есть и среди простых граждан.
7. Распространение цивилизации во все уголки планеты. Это не в качестве меценатства, а как говорил Маркс: "Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи…. Под страхом гибели заставляет она все нации принять буржуазный способ производства, заставляет их вводить у себя так называемую цивилизацию, т. е. становиться буржуа. Словом, она создает себе мир по своему образу и подобию".
8. Идет постепенное выравнивание образа жизни в разных странах.
Минусами капитализма являются:
1. Высокая интенсивность и напряженность труда для получения высокой производительности. Это то, что раньше называлось эксплуатацией.
2. Принцип "деньги не пахнут" позволяет использовать любую брешь в законе для ухода от налогов или создания бизнеса "на грани допустимого" или даже за этой гранью.
3. Обязательная безработица, поддерживающая дисциплину труда, ее интенсивность.
4. Периодически возникающие кризисы, как следствие неплановой в масштабах планеты, экономики.
5. Возникающее противоречие между автоматизацией и роботизацией производства, и связанного с этим сокращения рынка сбыта, так как в целом, сотрудники являются одновременно как производителями продукции, так и ее покупателями. Роботы ничего не покупают.
6. Трудовая миграция, которая на руку капиталистам. Приезжие из развивающихся стран рады работать за значительно меньшую зарплату и таким образом они не дают местным рабочим требовать повышения зарплаты. Кроме чисто экономических последствий трудовая миграция накладывает социальное давление, ломая привычный быт своих граждан тем, что рядом с ними селит приезжих с другой культурой, религией. Целые районы европейских городов заселены приезжими, которые живут по своим законам и практически отбирают эту территорию у местных жителей, которые уже избегают даже заходить в эти районы.
7. Как бы наши демократы не пытались увидеть в капитализме образец свободы и справедливости, идеология, дающая больше возможностей для наживы, всегда будет побеждать любую другую идеологию. Если выгодно объявить войну - то она будет оправдана, как это было с Ираком или Югославией, нужно чтобы "толпа" не была чересчур умной - и вместо интересных позитивных передач по телевизору будут показывать так называемую чернуху, "дом 2", "школу", если будут нужны дешевые рабочие руки - будет проповедоваться толерантность. У кого деньги тот и заказывает музыку.
8. Процесс глобализации, который позволяет уводить деньги из страны, и делает богатые страны еще богаче, а бедные беднее.
9. Эксплуатация слаборазвитых стран. Любой международный договор всегда обеспечивает преимущество более развитым странам. Это плата за приобщение к цивилизации.
10. Интенсивное расходование природных ресурсов и нанесение вреда экологии, нарушение природных балансов.
11. Навязывание ценностей общества потребления. Это увод в сторону от духовного развития личности к простому желанию иметь что-то и работать ради этого.
12. Скорость технического прогресса такова, что на одном поколении происходят слишком большие перемены. Их влияние на организм может проявиться значительно позже и не ясно, с каким знаком они будут.
13. Быстрый прогресс в технологии производства может привести к затовариванию и к глобальному кризису. Речь идет о том, что качество товаров станет таким, что срок их эксплуатации увеличится в десятки раз. Например, часто ли вы покупаете ложки? Возможно, пользуетесь еще бабушкиными? Так в скором будущем будет и с автомобилями и разной бытовой и электронной техникой. Сегодня, при замене какого то изделия, например, автомобиля, старый уходит на вторичный рынок, в слаборазвитые страны. Этот рынок может также быть вскоре заполнен и тогда, если это произойдет в достаточно короткий промежуток времени, может наступить такой кризис перепроизводства, что большая часть населения планеты окажется без работы.
14. Скупка талантов и обеднение за счет этого развивающихся и слаборазвитых стран. Лучших студентов и аспирантов приглашают на стажировки в престижные вузы и затем лучшим дают возможность остаться. Можно особенно не стараться воспитывать своих ученых, можно брать их уже готовыми.
15. Финансовое могущество отдельных корпораций или личностей превышают возможности целых государств. Это чревато большими проблемами и может способствовать коррупции, взяточничеству или поддерживать терроризм. В случае, если в этих руках окажутся СМИ, то это путь к манипуляции общественным мнением.
16. Необходимость роста численности населения, как потенциального рынка сбыта. Перенаселение неизбежно погубит значительную часть фауны и флоры планеты и опять ударит по экологии.
17. При формальном равенстве всех - реально богатые равнее.
Теперь перейдем к социализму. Итак, достоинства системы:
1. Плановая экономика по определению не подразумевает кризисов. Правда при параллельном существовании стран социалистического и капиталистического лагеря, кризис все равно заденет страну с социалистическим строем, если она не за "железным занавесом".
2. Отсутствие безработицы.
3. Стабильность и социальные гарантии завтрашнего дня.
4. Умеренная интенсивность труда.
5. Отсутствие напряженности в обществе. Незначительная или существенно меньшая разница в материальном положении и достаточно близкие возможности членов общества.
Минусы социализма:
1. Низкая эффективность труда ввиду уравниловки и отсутствия сильных стимулов.
2. Неповоротливость экономики в силу ее плановости.
3. Медленный рост общих благ цивилизации, медленное обогащение общества в силу слабой эффективности и низкой производительности труда.
4. Отсутствие рынка заставляет оценивать эффективность экономики искусственными методами, с внесением большой доли человеческого фактора. При рыночной экономике эффективность определяется рынком, что намного точнее и правильнее.
5. Отсутствие необходимости борьбы за свое место в общественной иерархии делают личность, безынициативной, не приспособленной к борьбе.
6. При сосуществовании вместе с капиталистической системой постоянно образуется пропасть между уровнями жизни и волей не волей возникает отрицательная зависимость от капиталистических стран. Как бы ни хорошо и спокойно было жить при социализме, но новые лекарства, медицинская и бытовая техника, появляющаяся у капиталистов, для многих сведут на "нет" все достоинства социализма.
7. Если при капитализме меньшинство эксплуатирует большинство, то при социализме большинство эксплуатирует меньшинство (эксплуатация хороших специалистов, которые получают почти столько же, как и обычные).
8. Надстройка не является следствием производственных отношений, а навязывается сверху (это при отсутствии демократии).
Это, конечно, очень приблизительное сравнение систем. По каким критериям оценить, что лучше, а что хуже? Это сложно, и для разных людей ответ будет разный. Кому-то будет достаточно стабильности и социальных гарантий, кому-то захочется чего-то большего. Можно точно сказать, что параллельное существование капитализма и социализма в долгой перспективе невозможно из-за неизбежного экономического отставания последнего. С другой стороны, аморальность рыночного пути развития трудно скрыть. Приведу мягкое высказывание "акулы" капитализма Джорджа Сороса: "Рынки аморальны: они позволяют людям действовать в соответствии с собственными эгоистическими интересами и даже налагают определенные ограничения на тех, чьи интересы пересекаются, но не выносят моральных суждений о сути интересов. Вот почему они столь эффективны. Решить что хорошо, а что дурно, нередко бывает затруднительно; отказываясь от этого решения в принципе, рынки позволяют людям преследовать собственные интересы без малейших помех". Современный капитализм, в отличие от капитализма Маркса, перешел от "эксплуатации открытой, бесстыдной, прямой, черствой", к завуалированной, с подачками бедным, меценацтвом, с заботой об экологии и прочим, однако, при этом, сущность капитализма не изменилась, и он не стал травоядным. Возможно, через какое-то время, экономические проблемы перестанут быть проблемами и люди будут заняты больше духовными занятиями, развитием тела и тогда, где какая система вообще перестанет играть какую-то роль. Совершенные механизмы управления нивелируют разницу.
Не найдя истины ни с той ни с другой стороны, мы можем поискать ее посередине. Найти щель между капитализмом и социализмом все-таки можно. Если немного абстрагироваться от конкретных рынков и планов, то можно сказать, что причиной успехов или провалов той или иной фирмы, является управление. Тот, кто управляет точнее и лучше, не может проиграть. Как правило, главным в управлении предприятий малого и среднего бизнеса является хозяин предприятия. Именно его усилия, его стремление к получению максимальной прибыли и ведет предприятие. Хозяйский глаз не пропустит огрехов производства, нерационального использования средств, все вопросы хозяйствования и направления движения происходят под его чутким руководством. Тем не менее, возможности человека ограничены, и большие предприятия уже мало, чем отличаются от государственных - и там и здесь бизнесом управляют наемные специалисты. Роль хозяина и государства для больших предприятий приблизительно одинакова, они выполняют те же функции. Грубо говоря, если купить у хозяина большое предприятие и оставить все как есть, то есть тех же людей, ту же оплату труда, те же методы контроля и управления, мы должны остаться приблизительно на том же уровне. В этом случае, когда малый и средний бизнес будет принадлежать частникам, а крупный государству мы получим что-то среднее между капитализмом и социализмом и без заметных потерь. Более того, государство должно активно создавать свой собственный сектор экономики, чтобы бороться с высокими ценами на отдельные продукты, которые получаются в результате сговора производителей или поставщиков. Если говорить конкретно о России, то весь сырьевой сектор и энергетика должны быть в руках государства. Отставание же в области управления должно быть компенсировано привлечением опытных иностранных специалистов. Вообще роль управления, как предприятием, так и страной в целом у нас недооценивается и находится на крайне низком уровне, чему подтверждение коррупция, взяточничество, кумовство и т.д. Не каждая кухарка может управлять государством.
Таким образом, мы рассмотрели три варианта экономической системы. Каждая имеет свои достоинства и недостатки. При выборе политической системы, на сегодняшний день нет альтернативы демократическому устройству государства. Что касается диктатуры пролетариата, то это все ушло в прошлое, и было необходимо сто лет назад, когда коммунисты приходили к власти через революцию. Сегодня приход к власти насильственным путем не нужен ни тем, ни другим. Впрочем, этого нет и в программе коммунистов. Если посмотреть на капитализм начала века и сегодняшний, то можно заметить, что движение идет по пути урезания прав и наложения определенных обязанностей на капитал. Если социализм развивался бы при демократической системе власти, то вероятно бы он шел по пути передачи мелких хозяйств в частную собственность и расширения возможностей личного заработка членов общества. Это тенденции сближения систем. Исходя из всего сказанного, выход надо искать в новых формах управления, которые бы ограничивали эксплуатацию и позволяли бы в какой-то мере планировать хозяйственную деятельность. Главное, чтобы против каждой власти стояла оппозиция, каждый начальник чувствовал, что ему дышат в затылок и любое неточное решение может выкинуть его из кресла. Это должно быть и в государстве и в партии и на социалистическом предприятии и на капиталистическом. Только в борьбе идей и мнений выковываются наиболее правильные и точные решения, только в борьбе идет настоящее развитие.

Капитализм, социализм, коммунизм - формы экономического устройства общества. Их можно назвать этапами отношений. Многие мыслители занимались их изучением. У разных авторов различные взгляды на капитализм и социализ м, на другие модели, которые пришли им на смену, и последствия их существования. Рассмотрим далее основные концепции.

Система капитализма и социализма

Капитализмом называют экономическую модель производства и распределения, которая базируется на частной собственности, свободе предпринимательской деятельности, юридическом равенстве хозяйствующих субъектов. Ключевым критерием при принятии решений в таких условиях является стремление увеличить капитал, получить максимальную прибыль.

Произошел далеко не во всех странах. Определяющим критерием для последовательного их существования была форма государственного устройства. Между тем признаки капитализма и социализма свойственны в той или иной степени экономическим моделям практически всех стран. В отдельных государствах господство капитала сохраняется и сегодня.

Если провести поверхностное сравнение капитализма и социализма , можно отметить, что между ними существует тесная связь. Первое понятие является экономической абстракцией. В ней отражены характерные черты хозяйственной модели на определенной стадии развития. Однако реальная экономика любой страны никогда не базировалась исключительно на частнособственнических отношениях, а предпринимательство никогда не было абсолютно свободным.

Переход от капитализма к социализму в ряде стран был весьма болезненным. Он сопровождался народными потрясениями, революциями. При этом уничтожались целые классы общества. Таким, например, был переход от капитализма к социализму в России .

Отличительные признаки моделей

Разные страны развивались и переходили на те или иные этапы в разное время. Зависело это от многих факторов. На Западе, к примеру, долгое время господствовал феодализм. Капитализм и социализм стали следующими ступенями развития общества. Однако последний сохранился в восточных странах.

Несмотря на то что между капитализмом и социализмом есть немало различий, первый имеет ряд несвойственных ему черт. Среди них:

  • Ограничение владения имуществом, в том числе по размерам участков земли и недвижимости.
  • Антимонопольные правила.
  • Таможенные барьеры.

Капитализм, социализм и демократия

Шумпетер - американский и австрийский экономист - предложил такое понятие, как "созидательное разрушение". Для него капитализм ассоциировался с частной собственностью, экономикой предпринимательства, рыночным механизмом.

Шумпетер изучал экономическую динамику изменений в обществе. Возникновение капитализма, социализма и демократии он объяснял появлением инноваций. За счет их внедрения в разные возможности, ресурсы и прочие производственные факторы субъекты начинают создавать что-то новое.

Шумпетер полагал, что капитализм позволил достичь невиданного ранее уровня благосостояния и личной свободы. Между тем будущее этой модели он оценивал весьма пессимистично. Автор считал, что дальнейшее развитие общества уничтожит капитализм. Либерализм и социализм станут следствием его проникновения во все социальные сферы жизни. То есть фактически успех модели приведет к ее краху. Объяснял такие последствия автор тем, что новые системы уничтожат условия, на которых может существовать капитализм: или социализм (в России так и произошло, например), или иная другая новая модель в любом случае придет ему на смену.

В своих работах Шумпетер особое внимание уделял и демократии. Автор анализировал , формулировал вероятное дальнейшее развитие общества. В рамках исследований ключевым вопросом являлась проблема соотношения между социалистической моделью организации и демократической формой правления.

Изучая развитие советского государства, в котором последовательно распространялись капитализм, социализм, коммунизм , изменения были преждевременными. Ситуацию в стране Шумпетер считал социализмом в искаженной форме. Для решения экономических задач власть использовала диктаторские методы. Автору ближе английский и скандинавский социал-демократический строй. Сравнивая развитие капитализма и социализма в разных странах, эти системы представлялись ему наименьшим злом.

Сравнительная характеристика

Рассмотрим, чем отличается капитализм от социализма . Разные мыслители выделяют различные признаки той и другой модели. Основными общими характеристиками социализма можно считать:

  • Всеобщее равенство.
  • Ограничение частнособственнических отношений.

В отличие от капитализма, при социализме субъектам можно было иметь предметы только в личной собственности. Капиталистические предприятия при этом заменялись корпоративными. Для социализма свойственно формирование коммун. Внутри этих объединений все имущество общее.

Социалисты выступали против капиталистов в основном потому, что для достижения своих целей последние эксплуатировали людей. При этом существовало четкое разграничение классов. С развитием частнособственнических отношений разделение слоев становилось все более отчетливым.

Различия социализма и капитализма особенно ярко проявлялись в России. Люди, недовольные условиями жизни и труда, выступали за справедливость и равенство, искоренение угнетения, которое было широко распространено в стране. В других воспринимался не так болезненно. Дело в том, что другие общества быстрее прошли свою трансформацию. Социалисты считали уничтожение частнособственнических отношений в качестве одного из способов достижения конечной цели - формирования организованного общества.

Концепция Мизеса

Целью социализма, по мнению автора, является передача производственных средств из частной собственности во владение государства. Это необходимо для устранения эксплуатации. В капиталистическом обществе человек был отстранен от результатов своего труда. Задача социализма - приблизить индивида к благам, уменьшить дифференциацию дохода. Результатом должно стать гармоничное и свободное развитие личности.

Вместе с тем могут сохраняться элементы неравенства, однако они не должны препятствовать для достижения целей.

Направления

Сегодня в социализме выделяют 2 ключевых течения: марксизм и анархизм.

По мнению представителей второго направления, в рамках государственного социализма будет сохраняться эксплуатация народа, отстранение человека от благ, прочие проблемы. Соответственно, полагают анархисты, реальный социализм можно установить только при уничтожении государства.

Марксисты называли социализмом модель организации общества на этапе перехода от капитализма к коммунизму. Другими словами, они не считали эту модель идеальной. Социализм был для марксистов своего рода подготовительным этапом к созданию общества социальной справедливости. Поскольку социализм следует за капитализмом, то в нем сохраняются капиталистические признаки.

Основные идеи социализма

В соответствии с поставленными целями формировались программы их достижения.

Результат труда, в частности, предполагалось распределять согласно вкладу каждого индивидуального производителя. Ему должна была выдаваться квитанция, в которой отражался объем его труда. В соответствии с ним производитель мог получить предметы потребления из общественного запаса.

Господствующим при социализме провозглашался принцип эквивалентности. В соответствии с ним, обменивались одинаковые объемы труда. Однако поскольку разные люди имеют различные способности, то получать они должны неодинаковую часть предметов потребления.

В собственности людей не может быть ничего, кроме личных предметов потребления. В отличие от капитализма, в социализме частное предпринимательство было уголовным преступлением.

Манифест коммунистов

Коммунистическая партия сформировалась после устранения капитализма. Свою программу коммунисты основывали на социалистических идеях. В Манифесте были отражены следующие признаки нового строя:

  • Экспроприация собственности на землю, использование ренты для покрытия государственных издержек.
  • Установление высокого прогрессивного налога.
  • Отмена наследственного права.
  • Конфискация имущества, принадлежащего мятежникам и эмигрантам.
  • Централизация кредитных ресурсов в руках государства путем формирования госбанка с государственным капиталом и монополией власти.
  • Увеличение количества госпредприятий, орудий производства, улучшение земель, расчистка их под пашню по единому плану.
  • Установление на транспорт.
  • Объединение промышленности и земледелия, постепенное устранение различий между городом и деревней.
  • Одинаковая трудовая повинность для всех.
  • Бесплатное общественное воспитание детей, прекращение эксплуатации детского труда на фабриках.

Особенности возникновения социализма

Идеология развивалась в течение довольно продолжительного времени. Однако сам термин "социализм" появился впервые только в 30-е гг. 19 столетия. Его автором считается французский теоретик Пьер Леру. В 1934 г. им была опубликована статья "Об индивидуализме и социализме".

Первые идеи о формировании социалистической идеологии возникли еще в 16 столетии. В них выражался стихийный протест низших (эксплуатируемых) слоев в период начального этапа накопления капитала. Идеи об идеальном обществе, соответствующем человеческой природе, в котором отсутствует эксплуатация, а низший класс имеет все блага, стали именовать утопическим социализмом. Основоположниками концепции считаются Т. Мор и Т. Кампанелла. Они полагали, что общественная собственность обеспечит формирование условий лдя справедливого распределения благ, равенства, социального мира и благополучия населения.

Развитие теории в течение 17-19 вв.

Достаточно много мыслителей пыталось найти формулу идеального мира, поскольку в изобиловавшем богатствами капиталистическом обществе существовало огромное число нищих людей.

Особый вклад в развитие социалистических концепций внесли А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн. Они формировали свои идеи под влиянием событий во Франции (Великая Революция), а также активного развития капитала.

Стоит сказать, что концепции теоретиков социалистического утопизма порой существенно расходились. Однако все они полагали, что в обществе сформировались условия для незамедлительных преобразований на справедливых условиях. Инициаторами реформ должны были стать те, кто занимал высокие позиции в обществе. Имущие люди должны помочь бедным, обеспечить всем счастливую жизнь. была направлена на защиту интересов рабочего класса, провозглашала социальный прогресс.

Основные принципы

Социалисты провозглашали следующие идеи:

  • От каждого индивида по его способностям, каждой способности по делам.
  • Гармоничное и всестороннее развитие личности.
  • Устранение различий между деревней и городом.
  • Разнообразие духовного и физического труда.
  • Свободное развитие каждого индивида как условие развития всего общества.

Утописты в определенной степени были максималистами. Они считали, что в обществе должны быть счастливы или все сразу, или вообще никто.

Идеология пролетариата

К достижению всеобщего благосостояния стремились и коммунисты. Коммунизм считается крайним проявлением социализма. Эта идеология отличалась большей последовательностью в стремлении реформировать общество с помощью установления коллективной собственности в отношении средств производства, а в некоторых случаях и предметов потребления.

В самом начале 19 столетия сформировался марксизм. Он рассматривался как теоретическая база пролетарского движения. Марксом и Энгельсом была сформулирована социально-политическая, экономическая и философская теория, оказавшая огромное влияние на развитие общества во второй половины 19 начала 20 вв. и марксизм стали считаться синонимами.

Общество, по мнению Маркса, не является открытой моделью счастливого строя. Коммунизм, считали марксисты, - это закономерный результат развития цивилизации.

Последователи концепции полагали, что капиталистические отношения формируют условия для социальной революции, устранению частной собственности, перехода к социализму. Марксисты выделяли ключевое противоречие модели: оно возникало между общественной природой труда, сформированной рынком и промышленностью, и частной собственностью на производственные средства.

Капитализм, по мнению марксистов, создал своего уничтожителя - пролетариат. Освобождение трудящегося народа - цель социальной революции. При этом пролетариат, освобождая себя, устраняет формы эксплуатации и в отношении всех трудящихся.

К социализму, по мнению марксистов, общество может прийти только в процессе исторического творчества рабочего класса. А оно, в свою очередь, должно воплотиться через социальную революцию. В результате достижение социализма стало целью миллионов людей.

Становление коммунистической формации

Этот процесс, по мнению Маркса и Энгельса, предполагает несколько стадий:

  • Переходный период.
  • Установление социализма.
  • Коммунизм.

Развитие новой модели - процесс длительный. Он должен основываться на гуманистических принципах, провозглашающих человека высшей ценностью.

Коммунизм позволяет, по мнению марксистов, сформировать и сознательных тружеников. В нем должно установиться общественное самоуправление. При этом государство как административный механизм должен перестать существовать. В коммунистическом обществе не должно быть классов, а должно воплотиться в установке "От каждого индивида по способностям и каждому - по потребностям".

Маркс считал коммунизм путем к безграничному расцвету человека, свободного от эксплуатации, началом подлинной истории.

Демократический социализм

На современном этапе развития общества сформировано огромное количество различных политических и общественных течений. Идеология социал-демократии, столь популярной в настоящее время, корнями уходит к реформистскому направлению во 2 Интернационале. Его идеи представлены в трудах Бернштейна, Фольмара, Жореса и пр. Особое влияние на нее оказали и концепции либерального реформизма, в числе которых и кейнсианство.

Отличительная черта социал-демократической идеологии - стремление к реформизму. Концепция обосновывает политику регулирования, перераспределения прибыли в рыночной экономике. Один из видных теоретиков Второго Интернационала Бернштейн категорически отрицал неизбежность уничтожения капитализма и наступление в связи с этим социализма. Он полагал, что социализм нельзя сводить к замене частнособственнических отношений общественными. Путем к нему является поиск новых коллективных форм производства в условиях мирного становления капиталистической экономической модели и политической демократии. Лозунгом реформистов стало высказывание "Цель - ничто, движение - все".

Современная концепция

Ее общие черты были описаны в 50-е гг. прошлого века. Основой концепции стала Декларация, принятая на международной конференции во Франкфурте-на-Майне.

В соответствии с программными документами, демократический социализм является путем, отличным и от капитализма, и от действительного социализма. Первый, как считали приверженцы концепции, позволил создать огромное количество производительных сил, но вместе с этим возвысил право собственности над правами гражданина. Коммунисты, в свою очередь, уничтожили свободу, создав другое классовое общество, новую, но неэффективную экономическую модель, основанную на принудительной трудовой деятельности.

Социал-демократы придают одинаковое значение принципам индивидуальной свободы, солидарности и справедливости. По их мнению, различие капитализма и социализма состоит не в схеме организации экономики, а в положении, которое занимает в обществе человек, в его свободе, возможности участвовать в принятии значимых для государства решениях, праве реализовать себя в той или иной области.

Государственный социализм

Выделяют 2 его формы:

  • Основанный на абсолютном государственном контроле над экономикой. Примером являются командно-административная и плановая системы.
  • Рыночный социализм. Под ним понимают такую экономическую модель, в которой приоритет отдается государственной собственности, но при этом реализуются принципы рыночной экономики.

В рамках рыночного социализма зачастую устанавливается самоуправление на предприятиях. Утверждается положение о том, что самоуправление (не только в производственной сфере, но и в обществе в целом) выступает в качестве первого элемента социалистичности.

Для этого, как считает Базгалин, необходимо развить формы свободной самостоятельной организации граждан - от всенародного учета до самоуправления и демократического планирования.

Недостатками рыночного социализма можно считать его способность воспроизводить многие проблемы капитализма, в том числе и социальное неравенство, нестабильность, негативное влияние на природу. Однако приверженцы этого направления развития общества полагают, что все эти проблемы должны быть устранены активным государственным вмешательством.

sinnfreitag 2013-08-26 11:05:17

ИМХО, системное различие между капитализмом и социализмом заключается в подходе к тому, что именно считается «экономически замкнутой системой» и соответственно, оценке её «эффективности». Здесь легко можно заметить аналогии с понятием изолированной (или замкнутой) системы в термодинамике - только вместо физической энергии мы рассматриваем «экономическую энергию».

В капиталистической экономике замкнутой системой считается каждое отдельное предприятие, в то время, как в социалистической экономике - всё общество в целом. Отсюда и «высокая эффективность» частника, который просто перекладывает свои расходы (в основном в социальной сфере) на остальное общество. Самый простой пример - «повышение» производительности труда путём сокращения числа работающих. Понятно, что с точки зрения частника уволить половину сотрудников при сохранении производительности - очень эффективно. А с точки зрения общества? Ведь частник просто пересаживает этих людей на шею всему обществу, которое должно будет их содержать. По сути, это рост «эффективности» частника за чужой счёт - за счёт всех остальных граждан.

С производительностью труда тоже уже давно не всё однозначно. Нет, ну хорошо, если на заводе вместо тысячи человек могут ту же работу выполнить пятьсот… А остальные куда? В социалистической экономике понятно - они будут трудоустроены. А в рыночной деваться некуда - только на пособие. Так уже миллионы людей в тех же США живут как профессиональные бездельники. Нетрудно также заметить, что и сейчас имеющаяся занятость держится на раздутом сверхпотреблении, при малейшем падении которого начинается кризис. Рост производительности сам по себе лишён смысла, если в итоге люди оказываются выброшенными из жизни. В конце концов, кто для кого - экономика для людей или люди для экономики?

Понятно, что без учёта всех взаимосвязей оценить «эффективность» работы экономической модели в целом невозможно. Причём наиболее сложной, но и важной частью «баланса» являются именно нематериальные аспекты жизни - от социального комфорта и безопасности до экологии и здоровья людей. Оценить их плюсы и минусы в экономической форме крайне трудно, но именно они в основном и определяют качество жизни населения страны.

Простейшая коммерческая эффективность («отношение полученного результата к понесенным издержкам») годится только для коммерческих же предприятий - типа «купил-продал». Для всего прочего критерии совсем другие - разумеется, с точки зрения общества, а не частника. Эффективность работы здравоохранения - его доступность, качество, заболеваемость населения, продолжительность жизни и т.п. И так практически всюду.

Кроме того, практически все социально значимые сферы в целом вообще с коммерческой точки зрения не рентабельны - прибылью тут является качество жизни людей. Но в этом и есть смысл функционирования любой экономики, работающей на всё общество, а не на кучку капиталистов.

Параметры

Социализм

Капитализм

Господствующая форма собственности

Формально – общественная. Реально – государственная

Частная и ее производные формы (государственная не доминирует)

Количество собственности у государства

Почти 100 % национальной собственности

От 5 % (США) до 16-18 % (ФРГ) национальной собственности

Основная роль государства в экономике

Доминирование

Формирование «правил игры» и обеспечение их функциональности

Роль государства в политике

Доминирование

Основной институт политической системы

Характер политической системы

Моносистема

Конкурентная политическая система

Взаимоотношения государства и идеологии

Доминирование государственной идеологии

Конкуренция нескольких идеологий

Тип общества

Закрытый

Открытый

Критика и защита идей социализма

Еще в 1922 г. образец критики идей социализма предоставил американский экономист, историк и философ Людвиг фон Мизес в своем труде «Социализм». В этой книге автор подверг критике идеи социализма и выдвинул так называемый калькуляционный аргумент – обоснование невозможности существования стабильной социалистической экономики, и, следовательно, социализма как реалистичной системы устройства общества.

Л. Мизес утверждал, что при социализме невозможен экономический расчет и в этом он видел основной недостаток социализма. Невозможность экономического расчета при социализме следует, по его мнению, из невозможности сравнения субъективных ценностей при отсутствии добровольного обмена (то есть свободной торговли). Результатом чего является накопление дефектов в планировании и распределении ресурсов, ведущее к перепроизводству бесполезной продукции и массивной трате ресурсов на экономически сомнительные проекты – при одновременном дефиците практически всего, что простые люди хотели бы иметь. Опыт построения развитого социализма в СССР, Китае, и других социалистических странах подтвердил соответствие этой теории реальной жизни.

Австрийский экономист и философ Ф.А. Хайек явился продолжателем Л. Мизеса и на протяжении всей жизни выступал с критикой идеи социализма. Лейтмотивом его книги «Дорога к рабству» служит утверждение, что планирование непосредственно влечёт за собой рабское подчинение индивидов государственной машине.

Среди элементов критики социализма можно выделить следующие:

1) Эксплуатация человека человеком заменяется эксплуатацией человека государством.

2) Отсутствие экономической свободы подавляет экономическую активность граждан, делает их не заинтересованными в новаторской и изобретательской деятельности.

3) Государственные предприятия изымаются из-под влияния спроса на их товары. Это приводит к дефициту необходимых товаров и перепроизводству ненужных.

4) Гарантированная занятость и система государственного распределения порождает иждивенчество и незаинтересованность в результатах своего труда.

5) «Уравниловка» в доходах (одинаковая зарплата при разном труде) подавляет стимул к повышению эффективности труда у работников.

6) Не происходит самоочищения экономики. Убыточные и неэффективные предприятия (а также населенные пункты, районы и регионы) субсидируются государством за счет прибыльных. Такая система приводит к стабильному росту убыточных предприятий (а также населенных пунктов, районов и регионов) и неизбежно вызывает коллапс экономики.

7) Социализм лишает человека права на свободный труд и права на результаты своего труда, что нарушает одно из важнейших естественных прав человека.

8) Государственное планирование и монополизм лишает граждан возможности выбора товара.

9) Отсутствие конкуренции приводит к стабильному ухудшению качества товаров.

10) Внешнее подавление свободы личности, принуждение к определенному виду деятельности, определенным товарам, которые надлежит покупать.

11) Негибкость, неэффективность планирования, невозможность эффективно распределять ограниченные ресурсы и удовлетворять потребности общества.

12) Конформизм, порожденный удушением инициативы приводит к дискриминации (государство решает, как распределять ресурсы, самостоятельно выдвигая критерии справедливости), что порождает систему привилегий.

13) Усиливается тоталитаризм, когда политическая власть монопольно прибирает к рукам собственность на средства производства, тогда как согласно либеральным концепциям, только частная собственность является основой индивидуальной свободы.

14) Экономический рост способствует расширению круга состоятельных лиц и особенно среднего класса появлению новых центров власти и влияния, возникновению более сложных взаимоотношений между гражданами страны. То есть материально зависимые люди не могут быть основанием для демократии, которая возможна только при наличии широкого круга людей, обладающих относительно стабильными источниками дохода, обычно отождествляемыми с правом собственности.

В ответ на критику социализма его сторонники выдвигают следующую позитивную трактовку его элементов:

а) Планомерное развитие обеспечивает возможность максимально эффективного распределения ресурсов, тогда как капитализм тратит ресурсы впустую. Этим обеспечивается самовозрастание капитала – тезис экономиста и философа венгерского происхождения, заслуженного профессора Сассенского университета (Великобритания) Иштвана Месароша.

Кроме того, еще американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике (1970 г.) Пол Самуэльсон указывал, что производители на рынке не всегда способны точно определить, как изменяются потребности покупателей. Негативные же стороны процесса планирования компенсируются механизмами встречного планирования. Бельгийский ученый-экономист, представитель неомарксизма Эрнест Мандель следующим образом комментирует один из основополагающих тезисов Л. Мизеса о невозможности корректного планирования: «Все экономические расчеты – за исключением расчёта эквивалента рабочих часов ex officio (по должности, лат.) в условиях всеобщего изобилия – несовершенны и неточны. Функция рынка именно в том и состоит, чтобы подавать сигналы бизнесу, предоставлять ему информацию для того, чтобы он мог соответственно модифицировать свои расчёты и проекты. И далее: обе системы, исходя из невозможности делать точные расчеты и проекты, на практике применяют гибкий метод последовательного приближения».

б) Возможность встать над производством образуется благодаря исчезновению рынка, человек получает возможность избавиться от постоянной озабоченности материальной стороной жизни. Исчезает «болезнь» капитализма – товарный фетишизм 3 .

в) Возможность активно участвовать в производстве всему обществу, участие в распределении продуктов своего труда противопоставляется «обезличенному» потреблению.

г) Ликвидация неравенства путем ликвидации иерархизированности капиталистического общества (Иштван Месарош).

д) Возможность сознательно творить свою историю противопоставляется слепой подчиненности обстоятельствам. Люди совместно творят свою историю, и индивидуальность нисколько не страдает, а даже, наоборот, выигрывает, когда люди совместно движутся к какой-то цели.

Таким образом, вокруг понятия «социализм» ведется в настоящее время очень острая полемика, и спектр убеждений чрезвычайно широк: от полного отрицания возможности перехода к такому обществу и до полной уверенности в неизбежности победы социализма.

Сторонники Л. Мизеса возражают против аргументации Э. Манделя и других неомарксистов, утверждающих, что более совершенные способы сбора и обработки экономической информации могут решить проблему экономических вычислений при социализме. Они указывают на то, что сама система центрального планирования, опирающаяся на принуждение субъектов к следованию государственному экономическому плану, самим фактом принуждения искажает и делает бесполезной исходную экономическую информацию – о том, что и насколько людям нужно. В соответствии с их взглядами, единственной системой, при которой эта информация полностью сохраняется и становится доступной экономике, является система полностью добровольной торговли – то есть «свободный рынок».

В настоящее время в России существует эклектическая экономическая система, то есть состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики свободной конкуренции и современной смешанной системы. В бывших советских азиатских республиках к этому конгломерату добавляются еще и элементы традиционной системы. Поэтому дать однозначное точное название существующим в нашей стране имущественным отношениям и формам экономической системы можно достаточно условно. Отсутствует важная особенность системы – ее относительная стабильность. Ведь в отечественной хозяйственной жизни все находится в движении, имеет переходный характер. Этот переход, судя по всему, растягивается на десятилетия, и с этой точки зрения переходная экономика тоже может быть названа системой.

Переходная экономика – экономика, которая находится в состоянии постоянных изменений , перехода от одного состояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хозяйства занимает особое место в развитии общества.

Для переходных экономик стран бывшего «социалистического лагеря» сегодня существует широкий спектр перспектив: от деградации к зависимой все более отстающей системе хозяйствования развивающихся стран до превращения в новые индустриальные государства; от сохраняющих «социалистические» атрибуты и базирующихся на общественной собственности экономик типа китайской до праволиберальных, основанных на частной собственности систем, начавших с реализации принципов «шоковой терапии».

При этом в переходной экономике каждой бывшей социалистической страны пересекаются три фундаментальные тенденции .

Первая из них заключается в постепенном умирании (как естественном, так и искусственном) «мутантного социализма» , получившего свое название по сравнению не с теоретическим идеалом, а с реальной существующей в мировой практике тенденции социализации.

Вторая тенденция связана с генезисом отношений постклассического мирового капиталистического хозяйства (современной рыночной экономики, основанной на частно-корпоративной собственности).

Третья тенденция заключается в усилении процесса социализации – возрастания роли общественных (групповых, национальных и интернациональных) ценностей в экономическом развитии и гуманизации общественной жизни как предпосылки любых современных трансформаций. Очевидно, что в таких условиях окончательный выбор экономической системы в России будет зависеть, в конечном счете, от соотношения политических сил в стране, характера проводимых преобразований, масштабности и эффективности осуществляемого реформирования всех сфер общественной жизни, а также от адаптации общества к переменам.

Таким образом, различия между социализмом и капитализмом состоят в степени влияния государственной власти на общественно-политические и социально-экономические отношения, в фактическом наличии/отсутствии в социуме негосударственных (частных) форм собственности и в степени влияния общества на формирование и функционирование политических и правовых институтов в стране.

Авторы данного учебного пособия не стремятся навязать обучаемым одну, «единственно верную» точку зрения. Но все же для студентов должно быть четко понятно, что Конституция Российской Федерации и действующее российское законодательство объективно предполагают существование в нашей стране общественного строя с несколькими формами собственности, защищенными Конституцией, и разветвленной системой политических и общественных институтов.

Новое на сайте

>

Самое популярное