Домой Кредитные учереждения Развитие социального страхования в российской федерации.

Развитие социального страхования в российской федерации.

Проведение социальной политики, реализующей принятую обществом социальную стратегию, осуществляют специальные институциональные структуры.

Институты социальной политики следует отличать от более широкого понятия социальных институтов, под которыми обычно понимаются устойчивые формы социальной практики по удовлетворению определенных общественных потребностей. Институты социальной политики представляют собой элемент социальных институтов, обеспечивающий проведение социальной политики в государстве.

Все институты социальной политики могут быть условно разделены на профильные, для которых проведение социальной политики является основной задачей их деятельности, и непрофильные, создающие внешние условия для проведения социальной политики.

Основными профильными институтами социальной политики в абсолютном большинстве стран являются входящие в систему органов государственной власти так называемые ведомства социального блока, или социальные ведомства . В демократических странах они отвечают за использование бюджетных ресурсов, выделяемых для финансирования отдельных направлений социальной политики (социальная поддержка населения, политика занятости, развитие образования, здравоохранения, культуры, спорта и т.п.), содействия научно-техническому прогрессу в конкретной социальной сфере, реализации крупных, имеющих государственное значение, социальных программ. В то же время в тоталитарных государствах на эти ведомства возлагается также выполнение идеологических функций по интегрированию домохозяйств в систему ценностей тоталитарных режимов.

В СССР такие функции (исключая партийные органы и органы государственной безопасности) из ведомств социального блока выполняли, в частности, Министерство культуры, государственные комитеты по кинематографии и по делам печати, устанавливавшие разрешенные и закрытые зоны в различных областях культурной сферы. Предельный вариант идеологической деятельности социальных ведомств описан Дж. Оруэллом в его знаменитом романе-антиутопии "1984", где в качестве равноправных участников системы управления в тоталитарном государстве выступают Министерство правды (Миниправ) и Министерство любви (Минилюб).

Обратим внимание на то обстоятельство, что общество не вы работало общих принципов организации социальных ведомств . Во многих случаях история институциональных структур социальной политики связана с их периодическим укрупнением либо разукрупнением. Четкие количественные доказательства эффективности (неэффективности) таких решений отсутствуют.

Часто профильные институты социальной политики располагают сетью своих подразделений в административно-территориальных единицах страны. Эти структуры являются одной из составных частей профильных социальных учреждений в регионах и отвечают за проведение в них отдельных направлений государственной социальной политики.



Другой составной частью профильных социальных учреждений в регионах являются специализированные структуры в составе местных администраций . Их основными задачами являются организация социальной поддержки нуждающихся в ней домохозяйств, а также координация деятельности субъектов социальной политики на территории региона.

В странах, где практикуется социальное страхование, в состав профильных институтов социальной политики входят также государственные институты социального страхования. Эти структуры как правило, являются распределительными и не формируют государственной социальной политики. В ряде случаев они могут быть уполномочены государственным законодательством инвестировать временно свободные средства, перечисленные в них страхователями. Помимо государственных могут также функционировать негосударственные институты социального страхования, осуществляющие свою деятельность на коммерческой основе. Государство создает правовую основу для деятельности таких фондов, но не отвечает по их обязательствам.

К непрофильным институтам социальной политики относятся государственные структуры, создающие общие условия для ее реализации. Например, ведомства финансового блока при разработке государственного бюджета обеспечивают финансирование социальной политики из бюджетных средств. В этих целях в состав государственного бюджета включаются расходы по специальным социальным разделам (статьям). Правовые институты, созданные обществом, разрабатывают и принимают государственные законы в социальной сфере, а также организуют контроль за соблюдением уже действующего в стране социального законодательства. Непрофильными являются также предприятия и организации - работодатели, предоставляющие работникам в соответствии с действующим законодательством определенный уровень социальных гарантий.

Повседневная жизнь полна самых разных социальных рисков, и любой гражданин не может быть уверенным в том, что в какой-то момент не окажется нетрудоспособным и не попадет из-за этого в тяжелое материальное положение. Такие события происходят довольно часто и имеют под собой объективные причины: несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, утрата заработка из-за временной нетрудоспособности или потеря самой работы.

В странах с социально ориентированной экономикой серьезное внимание уделяется политике социальной защиты населения, главными составляющими которой являются социальное страхование и социальная помощь. Проблема эта была обозначена и в принятой в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о правах человека, закрепившей права каждого на защиту при помощи социального страхования.

Социальное страхование - это разработанная и реализуемая государством система поддержки нетрудоспособных и престарелых граждан за счет средств государственного страхового фонда, а также частных либо коллективных страховых фондов.

Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения.

Социальное страхование - это упорядоченная система денежных пособий: по нетрудоспособности, по безработице, по беременности и родам; пенсий по инвалидности, по старости, по случаю потери кормильца.

Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Исторически определились три формы организации систем социального страхования:
- государственное;
- коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);
- смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).

Государственное социальное страхование является обязательным и формируется из налогов, которые отчисляют все активные трудоспособные граждане. Работодатель обязан удерживать с каждого работника налоги в фонд социального страхования. Государственное страхование финансирует не только пенсии пожилым членам общества, инвалидам, но и декретные выплаты, пособия на детей, а так же пенсии детям, лишенных кормильцев.

Коллективное социальное страхование имеет те же цели и задачи, что и государственное. Однако его объект значительно уже: он ограничивается трудовым коллективом, профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые фонды коллективного социального страхования образуются за счет работников и работодателей. Однако, в отличие от государственных, они являются независимыми самоуправляемыми организациями, форма которых устанавливается государственным социальным законодательством. Коллективным социальным страхованием могут заниматься любые страховые организации, получившие от государства в установленном порядке разрешение на этот вид деятельности.

Смешанным социальным страхованием называются проекты, которые профсоюзы реализуют вместе с государством.

Страховые риски

Различают следующие виды социальных страховых рисков:
- временная нетрудоспособность;
- необходимость получения медицинской помощи;
- трудовое увечье и профессиональное заболевание:
- инвалидность;
- материнство;
- признание безработным;
- наступление старости;
- потеря кормильца;
- смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду социального страхового риска соответствует и определенный вид страхового обеспечения, т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Принято различать следующие виды социального страхования: от несчастных случаев на производстве, страхование на случай болезни и обязательное пенсионное страхование.

Страхование от несчастных случаев на производстве. Взносы по этому виду страхования уплачиваются только работодателем. Размер взноса начисляется на фонд заработной платы предприятия. Этот вид социального страхования гарантирует выплату денежной компенсации при наступлении несчастного случая по месту работы. Выплаты производятся после составления акта по форме Н-1.

Страхование на случай болезни. В этом виде социального страхования взносы производятся в равных долях и работником, и работодателем. Но превышение некоторого предела дохода работника освобождает его от обязанности застраховываться, хотя ему предоставляется право страховаться на добровольной основе. Это всем известный листок нетрудоспособности и выплата по нему осуществляется после сдачи "больничного" в бухгалтерию для расчета.

Государственное пенсионное страхование. Для уплаты взносов фиксируется некоторый верхний предел доходов работника, выше которого доход освобождается от уплаты взносов. Взносы по этому виду социального страхования оплачиваются работником и работодателем в равных долях. В настоящее время любой работник также может принять участие в формировании свой пенсии по программе софинансирования.

Существуют также социальные выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице и др. Они также являются видами социального страхования, но формируются и выплачиваются за счет взносов работодателей и средств внебюджетных фондов.

Социальное страхование – это один из важнейших социальных институтов, осуществляющий поддержку населения. Он способствует поддержанию стабильности в обществе.

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
- паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- автономность финансовой системы обязательного социального страхования;
-ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
- обеспечение надзора и общественного контроля.

Участники

Участниками обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

Между названными субъектами и складываются отношения по обязательному социальному страхованию. Законодатель особо говорит о моменте возникновения данных отношений. Так, у страхователя (работодателя) данные отношения возникают с момента заключения с работником трудового договора; у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком, а у страховщика - с момента регистрации страхователя. В свою очередь, у застрахованных лиц моментом возникновения данных отношений является заключение трудового договора с работодателем; у лиц же, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - уплата ими или за них страховых взносов.

Возникающие по вопросам обязательного социального страхования споры разрешаются в следующем порядке. Страхователь или застрахованное лицо могут направить письменное заявление по спорным вопросам страховщику, который должен в течение десяти рабочих дней со дня его получения рассмотреть данное заявление и о принятом решении письменно сообщить заявителю в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления. В случае несогласия с принятым решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях либо в судебном порядке.

Фонды социального страхования

Материальной основой социального страхования выступают соответствующие фонды с характерными для них направлениями использования. Они функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Во главе системы социального страхования находится государственный внебюджетный Фонд социального страхования РФ.

Фонды социального страхования образуются за счет трех источников:
- страховых взносов работодателей;
- взносов работников;
- субсидий государства.

Взносы с работодателей взимаются в процентах не от общего фонда заработной платы занятых, а от заранее установленной максимальной суммарной заработной платы, т. е. суммы, превышающие этот максимум, не учитываются.

Взносы застрахованных работников представляют собой прямой вычет из их дохода. По существу, это целевой подоходный налог. Ставка взноса устанавливается в процентах к валовому заработку и является в большинстве случаев пропорциональной независимо от величины дохода. При этом предусматривается годовая максимальная сумма взносов или максимальный доход, к которому применяется ставка.

Государственные субсидии включают в себя взносы в фонды обязательного социального страхования за неработающих граждан, военнослужащих и госслужащих, дотации на покрытие дефицита этих фондов и налоговые льготы.

Направления деятельности Фонда социального страхования РФ.
1. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В рамках этого направления Фонд социального страхования осуществляет следующие страховые выплаты:
- единовременное страховое пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель);
- страховое пособие по беременности и родам;
- страховое пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное страховое пособие по уходу за ребенком;
- оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет;
- страховое пособие по временной нетрудоспособности;
- страховое пособие на погребение.
2. Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Средства на этот вид обязательного социального страхования формируются за счет:
- обязательных страховых взносов работодателей;
- взыскиваемых штрафов и пени;
- капитализированных платежей, поступивших в Фонд в случае ликвидации страхователей;
- иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
3. Финансирование Фондом социального страхования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма.
4. Выполнение Фондом социального страхования государственных социальных обязательств по поручению Правительства РФ. На Фонд возложены следующие дополнительные обязательства не страхового характера:
- обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета;
- обеспечение граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также бесплатным проездом к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета;
- выплата родовых сертификатов.

Права и обязанности застрахованного лица

Согласно Федеральному закону "Об основах обязательного социального страхования", застрахованное лицо имеет право:
- своевременно получать страховое обеспечение (при этом в случаях, предусмотренных законодательством, такое право имеют члены его семьи и лица, находящиеся на его иждивении);
- вносить предложения (через своего представителя или профсоюз) о тарифах страховых взносов – страховщикам и в Правительство Российской Федерации;
- участвовать (через своего представителя или профсоюз) в управлении обязательным социальным страхованием;
- получать информацию о деятельности страховщиков и страхователей (в частности, один раз в год (бесплатно) в органах Пенсионного фонда России по месту жительства или работы – сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете);
- получать у страхователя (бесплатно) – копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд России для индивидуального (персонифицированного) учета;
- обращаться с заявлениями об исправлении сведений (в случае несогласия с ними), содержащихся в его индивидуальном лицевом счете в органы Пенсионного фонда России (включая его Правление) либо в суд;
- защищать (лично, через своего представителя или через профсоюз) свои права, в том числе в суде.

Застрахованное лицо обязано:
- уплачивать страховые взносы и (или) налоги, если такая обязанность установлена законодательством РФ;
- своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения, для назначения и выплаты страхового обеспечения;
- пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда России;
- получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и предъявлять его по требованию страхователя, работников органов Пенсионного фонда России;
- обратиться с заявлением в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, а также при утрате страхового свидетельства;
- представить по требованию органов Пенсионного фонда России документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его индивидуальный лицевой счет.

Введение

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 12

1.1. Эволюция социального страхования в России 12

1.2. Экономическое содержание социального страхования как финансовой категории 29

1.3. Принципы и финансовый механизм функционирования системы государственного социального страхования 59

1.4. Оценка зарубежного опыта организации системы государственного социального страхования 78

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 93

2.1. Фонд социального страхования: как основная институциональная структура системы государственного социального страхования 93

2.2. Проблемы формирования финансовых ресурсов государственного социального страхования 101

2.3. Приоритеты финансирования основных видов государственного социального страхования 113

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 149

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 157

ПРИЛОЖЕНИЯ 168

Введение к работе

Актуальность темы исследования и степень разработанности проблемы. Одна из черт рыночных отношений - наличие различных систем защиты граждан, главной составляющей которой является система обязательного социального страхования. В настоящее время в России она не отвечает новым экономическим условиям, поэтому нуждается в глубокой трансформации, изменении своих методов, приближении их к требованиям рыночной экономики. Государственное социальное страхование должно стать одним из важнейших механизмов развития и регулирования социальных процессов, направленных, в том числе на придание экономике социально-ориентированного характера, который пока только декларируется. В отличие от рыночного развитых стран корпоративное социальное страхование в России находится только в стадии становления, что вызывает необходимость разработки механизмов его ускоренного развития.

Важность этих процессов подчеркивается и тем вниманием, которое уделяется им на самых разных уровнях нашего общества. Иметь социальные гарантии и, как следствие, хотя бы минимальную уверенность в завтрашнем дне в наше не простое время - пожалуй, основное требование подавляющей части населения России. Работодатели, в свою очередь, становятся заинтересованными в предоставлении таких гарантий для привлечения более квалифицированных сотрудников.

Рынок труда постепенно переходит в цивилизованные рамки. Органы государственной власти и общественные организации в лице профсоюзов, работодатели все активно включились в решение вопросов реформирования системы социальной защиты населения и основной ее части - обязательного социального страхования. Однако в условиях экономического и социального реформирования в России возникла

необходимость пересмотра традиционных, во многом устаревших, представлений об организации социальной защиты населения.

Социальная сфера является общечеловеческой ценностью. Она призвана поддерживать воспроизводство и обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности основного богатства общества - человека. Государство же должно делать все возможное, чтобы жизнь человека была достойной. Исключительно важное место в решении этой первостепенной задачи отводится системе социального страхования населения -пенсионного, медицинского и социального. Отсутствие стабильной, достаточной финансовой базы и справедливой системы распределения социальных выплат и благ, финансирование выплат пособий по остаточному принципу превращают само понятие социальной защиты в лозунг и не позволяют населению в полной мере реализовать свои конституционные права. Система социального страхования в России продолжает фактически базироваться на устаревших принципах социалистической системы социального обеспечения: на принципе солидарности поколений; на принципе уравнительных отношений ко всем субъектам; на принципе «богатый платит за бедного».

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена социальной значимостью и неадекватным состоянием российской системы социального страхования.

Столь актуальная тема исследования не могла остаться без внимания многих экономистов. Проблемами социальной политики и социальной защиты занимаются В.Н. Вьюницкий, М. Дмитриев, Е.В. Егорова, М.Ю. Зурабов, В. Иноземцев, А.А. Козлов, В.Д. Роик, Е.В Тишина, С. Ю. Янова и другие. Вопросы финансового обеспечения, развития финансовых институтов и финансовой политики социальной защиты неоднократно поднимались в специальной литературе такими экономистами, как A.M. Бабич, СЮ. Водопьянов, СВ. Барулин, Т.М. Ковалева, Е.В. Коломин,

Ю.В. Пешехонцев, Г.Б. Поляк, Л. Ржаницина, М.В. Романовский, А.К. Соловьев, Т.В. Чубарова, СВ. Шишкина, Е.Н. Шуняк, А.И. Щербаков и другие.

Оценивая по достоинству научный вклад названных специалистов в разработку данной проблемы, следует обратить внимание на то, что исследованиями, как правило, охватывались лишь отдельные ее аспекты, а не вся система социального страхования населения, включающая в себя государственное и корпоративное, обязательное и добровольное.

Учитывая, что от состояния системы социального страхования в стране зависит социальное благополучие общества, необходимо на основе социально ориентированного рыночного подхода, во-первых, создать разветвленную социальную инфраструктуру, включая корпоративную, позволяющей обеспечить гражданам широкий круг социальных услуг; во-вторых, повысить личную ответственность каждого человека за страхование собственных социальных рисков; в третьих, сократить нагрузку на работодателя по расходам на государственное социальное страхование. Решение данной проблемы требует проведения комплексного теоретического исследования, определяющего методические основы и способы совершенствования формирования и использования финансовых ресурсов системы социального страхования.

Таким образом, актуальность проблемы, недостаточная теоретическая и методологическая разработанность отдельных ее сторон, наличие круга дискуссионных вопросов финансового реформирования системы социального страхования предопределили выбор темы настоящего исследования, цель, задачи и структуру диссертации.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в построение рациональной системы социального страхования на основе разработки ее теоретических основ, методологических подходов и

механизмов развития государственного и корпоративного страхования социальных рисков.

Для достижения названной цели в диссертации были поставлены и решены следующие задачи:

исследовать историю развития и формирования системы социального страхования в Европе и России для выявления ее особых национальных характеристик;

раскрыть сущность социального страхования как финансовой категории;

разработать и классифицировать принципы, на основе которых должна базироваться система социального страхования;

оценить зарубежный опыт системы социального страхования с позиции возможности применения его в России;

рассмотреть организационные основы функционирования Фонда социального страхования РФ;

проанализировать формирование финансовых ресурсов государственного социального страхования;

определить приоритеты финансирования основных "видов государственного социального страхования и развития корпоративного социального страхования.

Предметом исследования является система финансовых

отношений, возникающих в процессе образования и расходования финансовых ресурсов системы государственного и корпоративного социального страхования.

Объектом исследования является деятельность Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) и его подразделений по Саратовской области, а также организаций в области негосударственного социального страхования.

Теоретической и методологической основой исследования

выступают общая теория финансов, фундаментальные труды отечественных экономистов в области финансового обеспечения социальной защиты населения. В ходе исследования были изучены труды зарубежных и отечественных экономистов, посвященные исследованию экономики социальной сферы, работы по организации и совершенствованию деятельности системы социального страхования. В диссертации использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации, субъектов РФ, материалы исполнительных органов власти, рекомендации научных конференций по изучаемой проблеме, материалы периодических изданий.

В диссертационной работе применялись общенаучные методы системного подхода, диалектический метод познания, раскрывающий возможности изучения экономических явлений в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности, метод группировки, обобщения, конкретно-статистического анализа и синтеза, метод функциональной классификации и другие общенаучные и специальные методы и подходы.

Информационной базой служили материалы Госкомстата РФ и Саратовской области, Министерства экономики и Министерства финансов РФ, плановые и отчетные данные Фонда социального страхования Российской Федерации и Саратовской области, а также результаты и данные специальных экономических и социальных исследований, опубликованные в печати и полученные самим автором.

Научная новизна исследования в целом состоит в создании эффективной системы государственного социального страхования в России на основе разработки методологических и организационных подходов и рекомендаций по совершенствованию финансовых институтов и механизмов финансового обеспечения государственного социального страхования.

Наиболее существенные научные результаты диссертационного исследования заключаются в следующем:

Уточнены методологические основы (особенности, отличительные
черты, сущность, функции) социального страхования в общей системе
социальной защиты населения как частной финансовой категории;

раскрыто содержание общей системы социального страхования в широком и узком ее понимании (в зависимости от характера социальных рисков); в широком смысле (страхованию подлежат и долгосрочные, и краткосрочные риски) эта система включает два звена: систему государственного обязательного социального страхования (собственно социальное страхование, пенсионное и медицинское страхование), систему негосударственного добровольного социального страхования (корпоративные пенсионные фонды, фонды медицинского страхования, расходы предприятий на социальное страхование своих работников); в узком смысле (страхуются только краткосрочные риски) система социального страхования включает в себя: собственно государственное социальное страхование (в рамках ФСС РФ) и расходы предприятий на страхование кратковременных социальных рисков;

сведены в единый комплекс и классифицированы по группам принципы организации системы государственного социального страхования (классические, финансовые, этические и административные);

в зависимости от степени взаимосвязи с социальными рисками предложено и обосновано деление установленных сейчас социальных расходов (выплат) из ФСС РФ на 3 группы: расходы в форме социальной помощи (пособия не ярко выраженного страхового порядка); расходы (пособия по временной нетрудоспособности и др.), имеющие явно страховой (рисковый) характер; расходы социально-культурного назначения, приближенные к формам социального льготирования;

Предложено и обосновано передать из ФСС РФ расходы первой и третей групп - пособия и выплаты, имеющие опосредованную связь со страховыми рисками, на прямое бюджетное финансирование из средств федерального бюджета (не исключено создание в его составе специальных целевых бюджетных фондов), а также сформулированы условия, подходы и источники такого финансирования на основе государственных социальных стандартов;

предложено отказаться от действующего механизма выплаты пособий по временной нетрудоспособности в зависимости от стажа работы и перейти к порядку дифференциации этих пособий в зависимости от количества дней болезни по видам заболеваний (дана авторская градация размеров таких пособий);

с целью развития добровольного негосударственного социального страхования в России разработан проект Федерального закона «Об основах корпоративного (добровольного) социального страхования» по основным элементам страхового механизма.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного
исследования.
Теоретическая значимость диссертационного

исследования, заключается в уточнении методологических основ системы социального страхования в системе социальной защиты населения и частной финансовой категории, в построении авторской системы социального страхования в России, включающей в себя государственное (обязательное) и негосударственное (добровольное) звенья (элементы). Теоретические результаты, способствуют расширению методологической базы исследования, необходимой для рационализации механизма образования и использования финансовых ресурсов социального страхования.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке рациональной российской системы финансового

обеспечения системы социального страхования, включая авторскую систему социальных выплат по линии государственного социального страхования, методы и механизмы формирования и использования финансовых ресурсов учреждений социального страхования, а также пути и механизмы развития негосударственного (корпоративного) добровольного социального страхования.

Апробация результатов исследования. Основные результаты научного исследования по теме диссертации доложены на научно-практических конференциях по итогам НИР за 2002, 2003 и 2004 гг. в Саратовском государственном социально-экономическим университете (Саратов, 2001 г., 2002 г., 2003 г.), а также на международной научно-практической конференции «Финансовый механизм и его правовое регулирование» (Саратов, СГСЭУ, СГАП, 2003 г.).

Ряд практических выводов и рекомендаций, полученных автором, были использованы Саратовским региональным отделением Фонда социального страхования РФ (СРО ФСС РФ) в своей деятельности и при разработке рекомендательных предложений по совершенствованию системы социального страхования в России.

Материалы исследования используются в учебном процессе в Саратовском государственном социально-экономическом университете при изучении и преподавании курсов «Финансы», «Бюджетная система Российской Федерации», «Внебюджетные фонды», «Основы социального страхования», что также подтверждено справкой о внедрении в учебный процесс.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав включающих 7 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа содержит 12 таблиц, 6 рисунков, 3

приложений. Список использованной литературы включает 149 наименований.

Эволюция социального страхования в России

Переход страны к рыночным отношениям вызвал необходимость реформирования существующей модели социальной защиты населения: переход от социального обеспечения к государственному социальному страхованию и адресному попечительству. Являясь одним из базовых институтов, социальное страхование решает задачи, связанные с сохранением и восстановлением здоровья трудящихся, профилактикой профессиональной заболеваемости и производственного травматизма, то есть реализует социальные интересы граждан.

Эволюция социального страхования в добровольной форме имеет длительный период. Возникнув за два тысячелетия до нашей эры, страхование прошло длительный путь развития от страховой взаимопомощи римских профессиональных союзов и коллегий средневекового страхования уставного типа до акционерных страховых обществ и управляемых пенсионных сберегательных касс и товариществ.

Становление и развитие систем социального страхования проходило под влиянием ряда факторов. В конце XVII - начале XIX вв. на смену семьи как главной производственной единицы в экономике, базирующейся в основном на сельском хозяйстве, пришло крупное промышленное производство. Перемены, вызванные индустриализацией, урбанизацией и монополизацией экономики, требовали нового подхода и к сфере социальной защиты.

Сначала это была попытка организации свободных и добровольных систем коллективной защиты, помощь престарелым, вдовам, сиротам. Государственная власть не предпринимала активных действий, за исключением предоставления некоторых видов гарантий и видов помощи в виде пенсий государственным служащим или ограниченным категориям рабочих, деятельность которых связана с профессиональными рисками.

Период с 90-х годов XIX века и до конца 20-х годов XX века определяется как первый этап становления системы обязательного социального страхования помимо добровольного. Важнейшими вехами первого периода являются: появление касс взаимопомощи и медицинских касс. Исторический шаг был сделан в конце XIX века имперским германским правительством под руководством Бисмарка, которое ввело обязательную систему социального страхования для лиц, работающих в промышленности. Система включала обеспечение по болезни (1883 г.), в результате несчастных случаев на производстве (1884 г.), по инвалидности и старости (1889 г.).1 С начала XX века примеру Германии последовали другие европейские государства. Степень охвата обязательными социальными системами социального обеспечения, введенными в действие в Европе до 30-х годов, была достаточно низкой, касаясь в основном рабочих, чья заработная плата не превышала относительно низкого уровня. Таким образом, система обязательного социального страхования решила важнейшие задачи: 1) сняла социальную напряженность периода развития капиталистических отношений; 2) адаптировала и защитила рабочий класс (не имеющий никакой собственности, кроме собственной рабочей силы) -являющийся основным элементом развивающегося производства; 3) организованная система практически не затронула государственные средства, поскольку снять социальную напряженность удалось только за счет аккумуляции финансовых ресурсов самих рабочих и работодателей, т.е. непосредственно тех лиц, которые заинтересованы в ликвидации социального конфликта.

Экономическое содержание социального страхования как финансовой категории

Переход к рыночной экономике потребовал глубоких реформ не только в экономике, но и в социальной сфере. В настоящее время идет реформирование социальной защиты в направлении приспособления ее к рыночным условиям.

Традиционно под социальной защитой населения (СЗН) подразумевается система мер, обеспечивающих минимально необходимый доход взамен утерянного заработка в связи с наступлением определенных строго ограниченных событий. Таким образом, социальная защита населения - это система управления социальными рисками с целью поддержания установленных обществом социальных стандартов жизни для каждого человека.

Современная система социальной защиты населения включает следующие основные элементы: государственное социальное обеспечение (социальная помощь); совокупность государственных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения; социальное страхование (обязательное государственное и добровольное -корпоративное (коллективное) и индивидуальное страхование).

Система социальной защиты призвана улучшить статус экономически и социально слабых слоев населения, создавать им определенную защищенность и безопасность, ограничивая нарушение принципов равенства и равноправия. Важнейшим приоритетом системы является поддержка нетрудоспособных граждан.

Социальное страхование и обеспечение составляют систему социальной защиты населения. Социальное страхование всегда является составной частью социального обеспечения, так как это не какой-либо вид обеспечения, а метод аккумуляции средств на нужды социального обеспечения и их распределение. Система социального обеспечения объединяет все формы и методы обеспечения нетрудоспособных независимо от того, за счет каких средств они осуществляются - за счет средств государственного бюджета, средств бюджета государственного социального страхования, средств предприятий, организаций или колхозов.

Причем, что как взносы государственных предприятий в фонд социального страхования, так и прямые ассигнования государственного бюджета на социальное обеспечение имеют одну и ту же экономическую природу.7

Реальность такова, что обязательное социальное страхование остается наиболее распространенным и весомым элементом системы социальной защиты населения большинства зарубежных государств. Например, объем средств, ежегодно проходящих через системы социального страхования в странах ЕС, в 2 раза превышает ассигнования государственного бюджета и в 3 раза - ежегодные поступления на дополнительную защиту населения.

Фонд социального страхования: как основная институциональная структура системы государственного социального страхования

Дальнейшее рассмотрение сущности и значения обязательного социального страхования в узком смысле в развитии финансов, его влияния на экономические процессы, обуславливает необходимость проведения анализа особенностей Фонда социального страхования.

Фонд социального страхования РФ - это самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее управление средствами социального страхования трудящихся Российской Федерации. Он был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР в целях государственного управления финансами социального страхования в России. Постановлением Верховного Совета было утверждено Положение о Фонде социального страхования РФ, которым ФСС и до настоящего времени руководствуется в своей деятельности.

Основной целью деятельности Фонда социального страхования РФ (ФСС) является осуществление государственного управления финансовыми ресурсами системы социального страхования. В законе «О Фонде социального страхования Российской Федерации» установлено, что Фонд социального страхования РФ и его территориальные органы назначают и выплачивают пособия, осуществляют контроль за обоснованностью предоставления документов. В своей деятельности ФСС руководствуется законодательством РФ, решениями Правления Фонда социального страхования РФ, указами Министерства труда и социального развития РФ по вопросам применения законодательства по социальному страхованию, постановлениями Президента и Правительства РФ.

На Фонд социального страхования РФ возложены обязанности страховщика по социальному страхованию трудящихся, поэтому в сферу его деятельности не включено (за редким исключением) неработающее население.

Федеральный закон от 16.07.1999 г. № 165 «Об основах обязательного социального страхования» определяет, что «имущество, в том числе денежные средства обязательного социального страхования, являются государственной федеральной собственностью» (ст. 13, п.2). Страховщиками могут быть «некоммерческие организации, создаваемые Правительством» (ст. 6, п.2). «Правовой статус и структура организаций-страховщиков определяются законом о конкретном виде обязательного страхования» (ст. 13, п. 3), а «управление обязательным социальным страхованием осуществляется Правительством» (ст. 13, п. 1).

Согласно Федеральному закону «Об основах обязательного социального страхования» страховщиками могут быть только государственные учреждения, создаваемые Правительством. Передавая федеральные финансовые средства в оперативное управление таким учреждениям, Правительство несет ответственность по долгам этих учреждений.

Сущность социального страхования

Государственное социальное страхование - государственная система материального обеспечения граждан РФ в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а так же семей, в которых есть дети.

Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

Основными видами социального обеспечения являются: обеспечение граждан РФ различными видами пособий по государственному социальному страхованию и иных социальных пособий.

Социальное страхование - это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения.

Социальное страхование является также «формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба». Государственное социальное страхование - установленная государством и регулируемая нормами права система материального обеспечения работников в старости в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, членов семей работников (или потере кормильца), а также охраны здоровья работников и членов их семей. Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и, в некоторых случаях, работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей.

Исторически определились три формы организации систем социального страхования:

Коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);

Государственное;

Смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).

Коллективное страхование представляет собой самую раннюю форму социальной защиты. Оно появилось в Европе во второй половине XIX века вместе с профсоюзами, отстаивающими права наемных работников перед работодателями и государством. Характерным примером в этом отношении является Англия, где социальное обеспечение осуществлялось как коллективная самопомощь и самострахование путем создания касс взаимопомощи, больничных касс, касс по безработице.

Государственное социальное страхование, введенное в Германии в 1883 г. в рамках социальных реформ, проводимых Бисмарком, стало первым в истории законодательным решением вопроса социальной защиты населения. Были изданы законы о страховании на случай болезни, затем о страховании по инвалидности и старости. Эти виды страхования должны были осуществлять больничные кассы, кассы предприятий и свободные кассы взаимопомощи. Страховые взносы устанавливались законом и уплачивались работодателями и работниками пропорционально: одна треть и две трети суммы взносов, соответственно .

Смешанная форма социального страхования впервые возникла в Швейцарии. При муниципалитете г. Берна в 1893 г. была учреждена касса по страхованию на случай безработицы, управление которой осуществляла комиссия, состоящая из работодателей, представителей профсоюзов и муниципалитета. Членство в кассе было добровольным. В России социальное страхование зародилось в начале ХХ в., одновременно с развитием системы фабричной медицины. На предприятиях создавались больничные кассы, членство в которых было добровольным. Их правления состояли из представителей рабочих и работодателей. Основной задачей таких касс являлась компенсация работникам ущерба от несчастных случаев на производстве. В 1912 г. законом Государственной Думы было введено обязательное больничное страхование работающих граждан, которое должны были осуществлять больничные кассы. В 1916 г. в России было 2043 больничные кассы, насчитывающие 1962 тысячи членов.

Наряду, собственно, с социальным страхованием, складывалась еще одна система социальной защиты населения - государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет налоговых поступлений в бюджет. При этом государство самостоятельно, решениями своих властных органов определяло, кому, в каких размерах и при каких условиях следует оказывать социальную помощь.

Коллективное социальное страхование имеет те же цели и задачи, что и государственное. Однако его объект значительно уже: он ограничивается трудовым коллективом, профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые фонды коллективного социального страхования образуются за счет работников и работодателей. Однако, в отличие от государственных, они являются независимыми самоуправляемыми организациями, форма которых устанавливается государственным социальным законодательством.

Коллективным социальным страхованием могут заниматься любые страховые организации, получившие от государства в установленном порядке разрешение на этот вид деятельности. Ими могут быть страховые компании, общества взаимного страхования, страховые кассы. Управление в системах коллективного страхования осуществляется либо страховой компанией, либо выбираемыми страхователями органами самоуправления, либо доверенными лицами на основе договора траста.

Распределение фондов коллективного страхования происходит на основе принципа субсидиарности: выплаты осуществляются в зависимости от нуждаемости, но с учетом того, в течение какого времени страхователь платил взносы в этот фонд. Обычно в коллективном социальном страховании устанавливаются тарифы взносов, а также минимальные и максимальные пределы социальных выплат. Кроме того, могут устанавливаться границы доходов, в пределах которых страхователи обязаны уплачивать страховые взносы. За этими пределами они могут страховаться на добровольных началах или не страховаться вовсе.

Государственное социальное страхование имеет своим объектом все население в целом или отдельные социальные группы, выделенные по критериям наличия социальных рисков. Условия государственного социального страхования устанавливаются законодательными и нормативными актами и носят обязательный характер. Управление фондами государственного социального страхования осуществляется специальными государственными финансово-кредитными учреждениями, создаваемыми при органах законодательной или исполнительной власти.

1.2.1 Функции социального страхования

Начало становлению нового российского социального страхования было положено в конце 1990 г. созданием двух государственных внебюджетных фондов: 22 декабря был организован Пенсионный фонд РФ (ПФР), а 25 декабря - Фонд социального страхования РФ (ФСС). Создание Пенсионного фонда являлось логичным следствием реализации нового Закона «О государственных пенсиях в РСФСР», решение об учреждении ФСС диктовалось необходимостью реорганизации существовавшего ранее советского социального страхования в условиях распада Всесоюзной организации профсоюзов.

Переход к рыночной экономике, бюджетный кризис, рост неплатежеспособности хозяйствующих субъектов и населения естественным образом привели в начале 1990-х гг. к критическому состоянию и в других областях социальной защиты: охране здоровья и занятости населения. Финансовый кризис государственного здравоохранения и легализации безработицы потребовали принятия в 1991 г. законов «О медицинском страховании граждан в РСФСР» и «О занятости населения в РСФСР».

Реализация этих законов в части обеспечения дополнительных финансовых ресурсов предполагала создание новых внебюджетных фондов. Поэтому в 1992 г. были введены страхование по безработице и обязательное медицинское страхование, которые осуществлялись Государственным фондом занятости населения РФ (ГФЗ), федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Таким образом, в начале 1990-х гг. Россия вернулась на путь всеобъемлющего социального страхования. Созданием новой страховой системы социальной защиты государство пыталось на практике поставить размеры социальной помощи в строгую зависимость от результатов функционирования экономики, а индивидуальные социальные выплаты - в зависимость от трудового вклада каждого работника. Данный подход полностью соответствует международной практике и имеет несомненное положительное значение с точки зрения реализации принципов социальной справедливости .

Система социального страхования в России в современном ее виде формируется на протяжении 10-12 лет. Механизмы и институты, доставшиеся ей в наследство от советской системы, потребовали серьезной модернизации. Как известно, основной формой социальной защиты в СССР было государственное социальное обеспечение, которое внедряло в сознание людей миф «о бесплатности» для работников социальных выплат, что объясняет провал в общественном сознании в период после 1917 года и отсутствие в этой связи понимания не только населением, но и правящей элитой основ экономической и правовой природы социального страхования.

По этой причине в условиях рыночных отношений требуется новая доктрина социальной защиты, ее информационное обеспечение и идеологическая поддержка, формирование специализированных фондов по аккумуляции значительных страховых ресурсов. В середине 90-х годов были предприняты законодательные меры по созданию правовой и организационной инфраструктуры социального страхования, которые, однако, не были синхронизированы с мерами по регулированию системы заработной платы. Условия формирования элементов социального страхования были неблагоприятными:

· Резко возросла численность населения, нуждающегося в социальной защите (безработные, инвалиды, бездомные, беженцы), появился значительный слой самозанятого населения в малом и среднем бизнесе, а ресурсное обеспечение было нестабильным, значительная часть доходов (до 30-40%) укрывалась в теневой части доходов,

· Системный экономический, бюджетный, социально-демографический кризис породил застойные явления хронической задержки с выплатами заработной платы, уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, массовые формы нищеты, бедности и безработицы, высокий уровень инфляции, что в итоге привело к возникновению целых ареалов бедности и безработицы на территории страны,

· Формирование отдельных направлений и видов социального страхования проводилось в отсутствии строго продуманной государственной социальной политики в этой сфере (создание, а потом ликвидация фонда занятости, введение вместо страховых платежей единого социального налога, который все более приобретает налоговые, а не страховые характеристики).

Однако, при всех вышеперечисленных недостатках и упущениях в формировании в стране социального страхования, по мнению отечественных и зарубежных исследователей, данный вид социальной защиты уже состоялся. Его формы и механизмы позволили предотвратить крайние формы нищеты и бедности населения, обеспечить приемлемое в этих условиях социальное обеспечение пенсионеров, привлечь значительные финансовые ресурсы для медицинской помощи.

С развитием общества место и роль социального страхования значительно возрастает, что обусловлено ростом разновидности и масштабности социальных рисков, усилением гуманитарных ориентиров по повышению уровня социальных гарантий в современных цивилизованных государствах.

В социально-политическом аспекте обязательное социальное страхование представляет собой способ реализации конституционных прав граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, материнства, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы. Размеры получаемых средств при этом зависят от величины трудового стажа, заработной платы, степени утраты трудоспособности и регулируются действующим законодательством.

Организация социального страхования в рыночной экономике обеспечивает:

· Сочетание обязательности и добровольности социального страхования,

· Социальное партнерство государства, работодателей и наемных работников,

· Компенсацию потери личных доходов и трудоспособности,

· Формирование и использование целевых внебюджетных фондов,

· Сочетание государственного регулирования страховой деятельности,

· Взаимодействие основных субъектов социального страхования - страхователей и застрахованных граждан,

· Баланс экономической эффективности и социальной справедливости, общественной солидарности и индивидуальной ответственности в страховании граждан,

· Профилактику социальных рисков.

Важнейшая экономическая функция социального страхования заключается в создании необходимых условий для воспроизводства трудовых ресурсов. Вместе с тем социальное страхование это неотъемлемая часть политики государства в социальной сфере.

Система социального страхования обеспечивает социальную справедливость в обществе, создает и поддерживает политическую стабильность.

С помощью социального страхования общество:

1. формирует денежные фонды из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных и лиц, не участвующих в производственном процессе.

2. Обеспечивает необходимое количество и структуру воспроизводства трудовых ресурсов.

3. Сокращает разрыв в уровне материального обеспечения работающих и неработающих своих граждан.

4. Добивается повышения жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченного в трудовой процесс.

Обязательное социальное страхование выгодно отличается от других видов страховой защиты:

· более надежно и стабильно функционирует по причине масштабности страхового поля и всесторонней поддержке государства.

· более дешево, так как обязательный по закону характер обеспечивает регулярный и массовый объем страховых поступлений.

· обеспечивает широкий круг профилактических, медицинских и реабилитационных услуг.

Виды страхового обеспечения, предоставляемые застрахованным лицам, зависят от вида социального страхового риска и соответственно средств определенного финансового источника. Указанные признаки нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. В законе об основах социального страхования определены виды социальных страховых рисков:

· необходимость получения медицинской помощи;

· временная нетрудоспособность;

· трудовое увечье и профессиональное заболевание;

· материнство;

· инвалидность;

· наступление старости;

· потеря кормильца;

· признание безработным;

· смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования .

1.2.2 Принципы социального страхования

В конечном итоге эффективность социальной политики зависит от адекватности принципов социального обеспечения, которая основывается на следующих главных принципах.

1. Принцип солидарности - принцип распределения социальной помощи только в зависимости от нуждаемости, без учета размеров уплачиваемых гражданами налогов и страховых взносов.

2. Принцип всеобщности - социальное обеспечение распространяется на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от расы, пола, политических, религиозных и иных убеждений, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или иным признакам.

3. Принцип адресности - предполагает предоставление социальной помощи только семьям с доходами ниже официального прожиточного минимума и предусматривает:

Разработку системы выявления и учета малоимущих слоев населения;

Проведение проверок обеспеченности населения.

4. Принцип многообразия закрепляет различные формы и виды социального обеспечения. К формам относятся государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, предоставление инвалидам индивидуальных средств передвижения, пособия многодетным семьям и одиноким матерям и т.д..

1.2.3 Формы, механизмы и институты социальной защиты

В любом государстве имеется целая система социальных институтов, осуществляющих социальную защиту граждан. Социальный институт - это устойчивая форма организации совместной деятельности людей в виде организационной структуры или системы правил нормативно урегулированного порядка, в рамках чего происходит распределение

Система социальных гарантий в сфере социальных ролей и статусов людей, охватываемых деятельностью соответствующего института. Первые из названных видов (классов) социальных институтов именуются некоторыми социологами социально-организационными институтами, вторые - социально-нормативными.

Важнейшим и наиболее мощным социально-организационным институтом является государство, которое представляет собой сложную институциональную систему, т.е. состоит из различных институтов. Важную роль в выполнении функций социальной защиты играют такие институты, как страховые компании, различные специализированные фонды, благотворительные организации, а также общественные и политические организации, которые осуществляют социальную защиту представляемых ими социальных групп и слоев.

Институтами, призванными защищать работников наемного труда, являются профессиональные союзы. В настоящее время наряду с традиционными профсоюзами, претерпевшими существенное обновление, появились новые рабочие организации, «независимые» профсоюзы. Однако считать только их защитниками работников наемного труда, а традиционные профсоюзы квалифицировать как «официальные» и отказывать им в праве, выступать в качестве защитника, несправедливо. Изменившиеся профсоюзы по праву стали именоваться независимыми, так как они выступают представителями работников наемного труда, ведут борьбу за реализацию их требований и не зависят от государственных структур. Основная деятельность как «зависимых», так и независимых профсоюзов на данном уровне социально-экономических реформ перешла в русло использования в своей деятельности для защиты прав и интересов трудящихся форм и механизмов социального партнерства. Данный механизм хорошо разработан в странах развитой демократии и зарекомендовал себя с положительной стороны. Суть этого механизма состоит не в конфронтации, а в проведении переговоров с представителями работодателей и государства, нахождения компромисса и выработки на этой основе более или менее приемлемых решений.

Принципы социального партнерства и трехстороннего сотрудничества нашли свое институциональное воплощение в создании Российской Федерацией на общегосударственном уровне трехсторонней комиссии и соответствующих органов на нижестоящих ступенях иерархической лестницы. Эти институты занимают важное место в общей институциональной системе, осуществляющей функции социальной защиты трудящихся, могут рассматриваться как особая разновидность и именоваться институтами социального согласия .

Наряду с социально-организационными в обществе имеется множество социально-нормативных институтов, которые не воплощаются в какой-то организации, а существуют и функционируют сами по себе, играя определенную роль в социальной защите. Каждая отрасль права представляет собой систему таких социально-нормативных институтов (трудовое право, трудовое законодательство). Важным социально-нормативным институтом в системе социальной защиты наемных работников стали в настоящее время тарифные соглашения, контракты, коллективные договора и т д.

Распространяясь на более низкие уровни иерархической организации общества, институциональная система социальной защиты достигает такой структуры как предприятие. Предприятия, учреждения, фирмы, кооперативы и другие трудовые организации сами являются социальными институтами и играют важную роль в обществе. А если их рассматривать под углом зрения социальной защиты, то их роль и деятельность оказываются довольно сложными и противоречивыми, не позволяющими дать им однозначную характеристику. Основная производственная деятельность сама по себе не предусматривает социальную защиту прав и интересов работников.

Стремление к достижению основных целей (повысить эффективность производства, снизить себестоимость, повысить качество производимой продукции и т.д.) может привести к нарушению их прав и интересов. Поэтому необходимы специальные институты социальной защиты работников на предприятии.

Главным институтом социальной защиты, охватывающим своей деятельностью весь коллектив предприятия и располагающим для этого необходимыми правами и возможностями, выступает профсоюзная организация. Повышение защитной роли этой организации особенно необходимо в условиях рынка. Важно обеспечить социальную защиту работников в случае банкротства предприятия, его закрытия или перепрофилирования. Да и при нормальном функционировании предприятия в условиях рынка требуется резкое усиление социально-защитной функции профсоюзных организаций.

Конкретным инструментом или институтом социальной защиты работников на предприятии является коллективный договор. Суть этого договора кардинально изменилась в настоящее время, потому что наемным работникам нужна надежная юридическая база социальной защищенности.

Другим важным социально-нормативным институтом, который все шире входит в практику наших предприятий и различных организаций и который при определенных условиях может выступать средством социальной защиты, является трудовой контракт.

Система социальных гарантий в сфере труда, что предусматривает специально систему обеспечения прав работников, если в нем четко оговаривается ответственность работодателя за несоблюдение обозначенных в контракте социально-экономических гарантий.

Все вышеперечисленные социальные институты в той или иной степени включены в механизм социальной защиты. Процесс формирования механизма социальной защиты в нашей стране идет непрерывно и уже сегодня можно говорить о трех его компонентах: институциональном, использующем весь перечень существующих институтов социальной защиты; инструментальном, включающем используемые средства для решения задач социальной защиты; деятельном, когда применяются различные формы деятельности институтов по выполнению функций социальной защиты - нормотворческая, организационная, переговоры социальных субъектов и т.д. Как функционирует этот механизм в России выясняют обычно с помощью социологических исследований .

1.2.4 Страховые случаи

Видами социальных страховых рисков являются:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

4) материнство;

5) инвалидность;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении .

Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

Денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

Натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей:

Пособие по беременности и родам;

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Единовременное пособие при рождении ребенка;

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

Ежемесячное пособие на ребенка .

Подобная система выступает частью государственной политики. Она является гарантией реализации трудовых, конституционных, семейных и гражданских прав для материально уязвимой части населения.

Что это такое

Система социального страхования РФ – это совокупность норм, гарантий и учреждений, действие которых направленно на обеспечение обязательной защиты малоимущего и нетрудоспособного населения.

Эта система является частью социальной политики государства. Но она сохраняет свою финансовую независимость и не выступает элементом бюджетной сферы страны.

Система социального страхования – это ряд законодательных актов, которые регулируют перераспределение денежных активов между разными слоями трудоспособного населения. В ее структуру входит обязательное и добровольное страхование.

ССС – это ряд внебюджетных организаций, которые проводят реализацию государственной политики в соц. сфере.

Схема: финансовая система социального страхования

Финансирование фондов осуществляется по установленным законодательствам тарифам. Во многом они зависят от коэффициента вероятности наступления страхового риска.

Сформированные денежные средства расходуются исключительно на цели, которые стоят перед годовым бюджетом той или иной организации.

Государство гарантирует устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. В случае нехватки фондовых средств, бюджет организаций пополняется за счет трансфертов из бюджета страны ( ФЗ №165).

В системе добровольного страхования таких гарантий просто не существует. Например, добровольное страхование трудящихся в области охраны труда производится исключительно за денежные средства работников. Оно может выступать дополнением к государственному страхованию трудящихся в этой сфере.

Схема: источники пополнения бюджета

Система обязательного социального страхования

Система социального страхования в РФ включает в себя:

  • обязательное;
  • добровольное страхование.

Обязательное государственное страхование в стране проводится 3 внебюджетными фондами. Основными формами страховой деятельности в этой сфере являются:

  • страхование при временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • страхование от профзаболеваний и несчастных производственных случаев;

Схема: система обязательного социального страхования.

Финансовая система обязательного социального страхования является частью «финансового дерева» государства. Социальная защита осуществляется за счет средств, которые накапливаются в бюджетах всех уровней и за счет финансов целевых фондов.

Бюджетная материальная поддержка существует только для граждан, которые не могут защитить свои имущественные права самостоятельно.

Обязательное страхование применяется относительно трудоспособных лиц, которые могут что-то потерять при наступлении страхового случая: заработную плату, рабочее место, здоровье или жизнь. Социальную бюджетную помощь и страхование называют социальным обеспечением.

Это и есть правовые отношения граждан с компетентными органами относительно выплаты пенсий, пособий и компенсаций.

Система – это совокупность гарантий для работающих лиц. Они могут применяться относительно основных трудовых и конституционных прав человека.

Также это разновидность государственного страхования. Например, страна выступает гарантом при устранении рисков для отдельных категорий работников (мед. персонала, военнослужащих).
Обязательное страхование – это всегда часть социальной политики государства.

Система выступает, в свою очередь, частью политической организации системы государственного управления. Добровольное страхование финансово не поддерживается страной. Оно основано на частных, договорных принципах.

История развития системы в России

Социальное страхование впервые было введено в России в 1912 году. Оно включало только больничное и страхование от несчастных случаев на производстве. Второе касалось только работников промышленных предприятий. Оно проводилось на коллективной основе. Своеобразным аналогом фондов выступали страховые кассы.

При СССР социальным страхованием ведало правительство. В 1933 году его осуществляли профсоюзы и ФСС. Этот год и можно считать моментом основания первой фондовой организации в этой сфере.

ФСС был единственной внебюджетной организацией в то время. До распада союза в 1990 году все социальные выплаты проводились через ФСС.

В эпоху перестройки система социального страхования значительно трансформировалась и приобрела всем знакомые западноевропейские формы.

Первыми в новой истории Российского государства были созданы:

  • ПФ (середина декабря 1990 года);
  • ФСС (декабрь 1990 года).

На тот момент система здравоохранения пребывала в плачевном состоянии, а уровень безработицы был непомерно высок. Это и стало основной причиной принятия в 1991 году ряда законов относительно занятости населения и медицинского страхования граждан. Но их реализация стартовала только с 1992 года.

В результате возникли:

  • фонд занятости населения;
  • ФОМС (с федеральными и территориальными структурными подразделениями).

Вначале 2000-х ГФЗ был ликвидирован. Причиной тому стала его неэффективность в решении поставленных правительством задач. Эпоха тотальной безработицы прошла и вместе с ней отпала необходимость в содержании ГФЗ.

Социальные права безработных не остались без внимания. Все выплаты, которые им положены, проводились из федерального бюджета.

Подобная схема действует в наше время. Проблемы безработицы были признаны общегосударственными. Страна и по сей день решает их за свой счет.

Обязательное страхование от несчастных случаев было введено с 2000 года. Оно осуществляется ФСС. На данный момент социальное страхование выступает главным элементом государственной защиты населения.

Система социального страхования обычно приравнивается к гарантиям обязательного социального страхования. Но это явление значительно шире. Это элемент политики, часть государственной системы гарантий и управления рисками.

Оно включает добровольное страхование, ведь этот вид также выступает обеспечением основных социально-политических прав граждан. Работник непросто обязан быть застрахованным государством. Он может управлять рисками самостоятельно (посредством заключения соответствующего договора).

Видео: Изменение системы социального страхования

Новое на сайте

>

Самое популярное