Домой Кредитные карты Что такое национализация в экономике. Значение слова национализация

Что такое национализация в экономике. Значение слова национализация

Национализация

Национализация - передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Национализация может осуществляться через безвозмездную экспроприацию , полный или частичный выкуп.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Национализация" в других словарях:

    1) см. натурализация. 2) делать что либо национальной собственностью. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ [фр., англ. nationalisation Словарь иностранных слов русского языка

    НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, национализации, жен. (франц. nationalisation) (полит.). 1. Изъятие имущества из частной собственности и обращение его в собственность государства. Национализация земли. Национализация фабрик и заводов. 2. Организация чего нибудь… … Толковый словарь Ушакова

    - (nationalization) Процесс передачи активов компании в собственность государства. Примерами национализированных отраслей в Великобритании могут служить Британская угольная корпорация (прежнее Национальное управление угольной промышленности) и… … Финансовый словарь

    - (nationalization) Процесс передачи активов компании в собственность государства. Примерами национализированных отраслей в Великобритании могут служить Управление национальной угольной промышленности и Британские железные дороги. Исторически… … Словарь бизнес-терминов

    национализация - и, ж. nationalisation f. 1. Передача частной собственности (предприятий, банков, отраслей производства и т. п.) в собственность государства. БАС 1. Молодой Тсорин.. разговаривал с крестьянами, развивая среди них теорию социализма вообще и в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (nationalization) Введение государственной собственности и контроля над ресурсами и деятельностью, которыми раньше занимались частные предприниматели или местные организации. Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Дж.… … Экономический словарь

    - (nationalization) Переход частной собственности в общественную, в Британии обычно в форме публичных корпораций. Главная волна национализации в Британии пришлась на время правления лейбористов (1945–51). Тогда в общественную собственность передали … Политология. Словарь.

    Национализация - (от лат. natio народ; англ., фр. nationalisation) основанный на законодательстве переход в собственность государства или общества земли, промышленных и торговых предприятий, банков, транспорта и др. объектов и отраслей экономики, находящихся в … Энциклопедия права

    Мера социально экономической политики государства, в силу которой имущество, находящееся в частной собственности, передается в собственность государства; одно из оснований прекращения права собственности. Право государства на Н. частной… … Юридический словарь

    НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, переход в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта и т.д. Может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп … Современная энциклопедия

Книги

  • Национализация земли и общественная организация сельского хозяйства , В.П. Воронцов. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1917 года (издательство "Петроград"…
  • Национализация земли, или как Трудовая (Народно-социалистическая) партия считает необходимым разрешить земельный вопрос , А.В. Пешехонов. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1907 года (издательство "Санкт-петербург"…

переход частных предприятий и отраслей экономики в собственность государства. Один из механизмов экономической политики.

Для сторонников либеральных подходов в экономике национализация совершенно неприемлема. Основой либеральной модели экономики является невмешательство государственных структур в деятельность хозяйствующих субъектов, максимальное отсутствие государства в экономике.

Со времен А. Смита тут господствует убеждение о самоорганизующейся стихии рынка, о его «невидимой руке», которая сама все поправит. Сам рынок является мощным регулятором экономической жизни и способен обеспечить ее развитие без какого бы то ни было участия государства. Роль же государства в экономике должна ограничиваться принятием нужных законов и обеспечением необходимых условий для того, чтобы они неукоснительно исполнялись.

По словам одного из ведущих идеологов либерализма Л. Мизеса (1881–1973), «Позиция, которую либерализм занимает в отношении функций государства, является следствием защиты им частной собственности на средства производства… Таким образом, защита частной собственности на средства производства уже означает жесткое ограничение функций государства». Однако, здесь упускается главное: право на частную собственность не берется с неба, оно возможно только в государстве! В диком до-государственном состоянии право частной собственности теоретически тоже существовало, но на практике каждый владел своей вещью ровно до тех пор, пока не приходил более сильный и не забирал ее. О каких бы то ни было долгосрочных правах, тем более о механизмах залогов, капитализации и проч. речи вообще нет, если не действуют системы права и законов, возможные только в государстве.

Курс на ослабление государства чаще всего приводит к анархии и невозможности именно капиталистического развития, гарантированности прав и свобод. Богатейшие страны мира имеют сильное государство. И наоборот, как показали исследования экономиста Э. Де Сото (книга «Загадка капитала»), там, где государство слабо, рынок не развивается. Существует нелегальный рынок, который имеет ограниченные пределы роста.

Недооценка роли государства как ведущего фактора экономического развития привела к тому, что ни в одной стране мира сторонники либеральной модели у власти не удержались.

Монетаристская версия развития экономики в 1980–90-е гг. повсеместно провалилась - от Аргентины до России. Как правило, ослабленное государство приватизировалось полностью одной или несколькими финансово-промышленными группами, которые делали из него механизм по гарантированному сохранению своей собственности и насильному или обманному присвоению чужой. Концентрация капитала достигала запредельных высот. Страна нищала, социальные программы частными олигархами не велись, а государство так же было лишено возможности проводить социальную политику, так как не имело источников пополнения бюджета (ведь согласно либеральной модели, оно ничем не должно владеть). Это приводило к революциям, взрыву недовольства, приходу к власти радикальных политиков, которые объявляли о масштабных национализациях собственности олигархов. Один из последних примеров латиноамериканские политики У. Чавес и Э. Моралес.

Сама же практика национализации стара как мир, ею злоупотребляли и римские диктаторы, и европейские монархи, когда надо было пополнить казну, понравиться народу, наказать претендентов на власть. В качестве инструмента по созданию новой, социалистической экономики ее пытались использовать еще парижские коммунары в 1871 г. во время недолгих 72 дней своего эксперимента.

Но самой масштабной национализацией новейшей истории, безусловно, была та, которую провели большевики после своего прихода к власти. В 1918 г. после соответствующих декретов Совнаркома все основные отрасли промышленности, финансовой сферы, транспорта, связи были национализированы, т. е. объявлены достоянием государства. Передача земли крестьянству на практике вылилась в коллективизацию, что означало фактическое утверждение государственной собственности на земельные ресурсы, а возникшие в конце 1920-х - начале 1930-х гг. колхозы стали госпредприятиями, несмотря на формальный статус кооперативных учреждений, созданных собственниками - владельцами земельных паев.

Тотальная национализация всей экономики, включая сферу обслуживания, переработки и сельского хозяйства, доказала свою экономическую неэффективность. Отсутствие стимулов для повышения производительности труда, материальной мотивации для работника, негибкость плановой экономики, которые неизбежно возникают при тотальной национализации средств производства, ее неспособность к инновационным процессам - все это обусловило кризис экономики и крушение социализма в конце 1980-х - начале 1990-х гг.

Но и страны, где правящая элита исповедует либеральные взгляды в экономике, когда наступал кризис, использовали механизм национализации. Так поступил Ф. Д. Рузвельт, когда США оказались в состоянии Великой депрессии. Аналогичные, хотя и не столь радикальные мероприятия, были проведены и в ряде других ведущих капиталистических стран.

В 2008 г. в условиях начинающегося коллапса американской и тесно связанной с ней европейской финансовой системы, США предприняли ряд вынужденных шагов по экстренной поддержке фондового рынка и, в целом, национальной экономики. 4 октября президент Дж. Буш подписал т. н. «план Полсона» (по имени министра финансов), предусматривающий выделение 700 млрд долларов на выкуп неликвидных активов у банков страны с тем, чтобы они смогли предоставлять кредиты для поддержания экономического роста. Таким образом администрация США фактически провела национализацию части американских компаний.

В сложной ситуации в условиях кризиса оказался американский автопром. Знаменитая «большая тройка» - General Motors, Crysler и Ford, будучи не в состоянии конкурировать с японскими и китайскими автопроизводителями, открывшими в США свои сборочные линии, оказались на грани банкротства, а над тремя млн. работников автомобильной отрасли нависла угроза увольнения.

Сторонники сохранения американского автопрома настаивают на вмешательстве государства и помощи терпящим экономическое бедствие заводам из федерального бюджета. Эту проблему обозначил в качестве одной из ключевых в своей экономической программе избранный президент США Б. Обама.

Цель национализации, в каком бы объеме она ни проводилась, - усиление социального аспекта в экономике. При монетаристском подходе социальные программы «подвисают», потому что исчезают источники их финансирования и, как следствие, возрастает социальная напряженность. К этому и привело осуществление либеральных реформ правительством Е. Гайдара в1992г.

Тезис либералов: «частный собственник всегда эффективнее государства» оказался верен только для малых и средних предприятий, а в остальных отраслях все показатели упали в 2–3 раза в сравнении с советскими. И дело не только в том, что многие предприятия оказались неконкурентоспособными. Вполне конкурентоспособная нефтедобыча также упала в 2 раза и достигла советского уровня только сейчас. Более того, «эффективный собственник» - понятие расплывчатое: можно украсть завод, продать его и сбежать в оффшор вместе с деньгами, это будет предприимчиво и эффективно. Но обществу такая эффективность частного собственника обходится слишком дорого. Поэтому возвращение многих предприятий государству в России стало практически естественной реакцией общества для своего самосохранения.

То, что Российское государство возвратило себе контроль над рядом стратегически важных отраслей экономики - главным образом, нефтегазодобычей, доходы от которой являются основными при формировании бюджета, не является попыткой вторичной масштабной национализации образца 1918 г. Просто это инструмент, который позволит и обеспечить исполнение социальных программ, и создать условия для развития инновационной экономики.

Отличное определение

Неполное определение ↓

лат. natio - нация, народ) - передача предприятий или отраслей хозяйства, находящихся в частной собственности, в собственность государства. Характер национализации определяется существующим в стране общественным строем. Теоретические основы социалистической национализации разработаны в трудах основоположников марксизма-ленинизма, которые рассматривали ее как одну из форм социалистического обобществления средств производства. Политической предпосылкой социалистической национализации является победа пролетарской революции. Утвердив свою диктатуру (см. Диктатура пролетариата), пролетариат в принудительном порядке изымает имущество капиталистов и помещиков, передавая его в собственность всего народа. Социалистическая национализация ликвидирует существующее в условиях капитализма отделение трудящихся от средств производства, превращает рабочий класс из эксплуатируемого в хозяина производства. Подчеркивая правомерность экспроприации экспроприаторов, поскольку капиталистическая и помещичья собственность приобретена не личным трудом, а в результате эксплуатации трудящихся, Маркс писал: если даже допустить, что «капитал при своем вступлении в процесс производства был лично заработанной собственностью лица, которое его применяет, все же рано или поздно он становится стоимостью, присвоенной без всякого эквивалента, материализацией - в денежной или иной форме - чужого неоплаченного труда» (т. 23, с. 582). Марксизм-ленинизм четко разграничивает крупную и мелкую частную собственность на средства производства. Если крупная капиталистическая собственность после прихода пролетариата к власти подлежит национализации, то собственность крестьян и ремесленников не экспроприируется, а превращается в социалистическую путем добровольного кооперирования (см.Кооперация сельскохозяйственная). Указывая, что национализация средств производства является общей для социалистических революций закономерностью, основоположники научного коммунизма предвидели, что мероприятия пролетариата по огосударствлению средств производства, способы и методы национализации могут быть различными в зависимости от конкретно-исторических условий. Определить эти способы и методы должна политическая партия рабочего класса. В СССР первым актом национализации был Декрет о земле, принятый 26 октября (8 ноября) 1917 г. на II съезде Советов. Национализация других важнейших средств производства и обращения осуществлялась несколькими этапами, последовательность которых определялась значением предприятий и отраслей народного хозяйства в становлении социалистической экономики, а также поведением собственников средств производства. Декретом ВЦИК от 14(27) декабря 1917 г. были национализированы частные банки. 28 июня 1918 г. был издан декрет о всеобщей национализации крупной промышленности. Одновременно с национализацией промышленности была проведена национализация и других отраслей народного хозяйства, торгового флота и внешней торговли, железнодорожного транспорта. Завершающим актом национализации промышленности явилось постановление ВСНХ от 29 ноября 1920 г., которое передало в собственность государства все предприятия, имевшие свыше 5 рабочих при механическом двигателе или 10 рабочих при отсутствии механического двигателя. В социалистических странах Европы национализация промышленности имела некоторые особенности. Она происходила в ходе перерастания демократической революции в социалистическую. Наряду с безвозмездной конфискацией предприятий, принадлежавших фашистским государствам, монополиям и военным преступникам, широко применялось возмещение стоимости национализируемых предприятий тем владельцам, которые не скомпрометировали себя сотрудничеством с фашизмом. Частичная национализация (некоторых отраслей и крупных предприятий) может быть проведена и буржуазным государством, которое идет на эту меру обычно под давлением демократических сил. Такая национализация является сложным и противоречивым процессом. С одной стороны, она свидетельствует о том, что современные производительные силы капиталистических стран переросли рамки частной собственности, с другой стороны, она проводится в условиях экономического и политического влияния монополий, сопровождается высокими компенсационными выплатами бывшим владельцам национализированных предприятий и льготами, предоставляемыми монополиям за пользование услугами национализированного сектора. Национализация при капитализме меняет лишь форму капиталистической собственности: частнокапиталистическую на государственно-монополистическую (см.Государственно-монополистический капитализм). Национализация проводится и в странах, освободившихся от колониальной зависимости, где она касается прежде всего собственности иностранных компаний и частных владельцев. Значение национализации определяется тем, по какому пути будет дальше развиваться страна. В странах, избравших некапиталистический путь развития, она проводится в широких масштабах и затрагивает собственность национальной буржуазии. Национализация иностранных и национальных предприятий в этих странах становится важным фактором создания социалистических элементов в многоукладной экономике. Доходы, получаемые этими странами от национализированного сектора, в особенности от продажи нефти и нефтепродуктов, играют прогрессивную роль в стратегии национального развития. Особое значение для социальных преобразований имеет земля. Маркс, рассматривая аграрные отношения, показал, что «земельная собственность отличается от остальных видов собственности тем, что на известном уровне развития она представляется излишней и вредной, даже с точки зрения капиталистического способа производства» (т. 25, ч. II, с. 171-172). В теоретическом плане национализация земли в условиях господства буржуазии уничтожает абсолютную ренту, облегчает проникновение капитализма в земледелие. Но хотя выигрыш от национализации земли должна получить прежде всего буржуазия, на практике она нигде не решилась на эту меру, поскольку наступление на одну форму частной собственности могло оказаться опасным для всей капиталистической собственности. В СССР земля была превращена во всенародное достояние и бесплатно передана в уравнительное землепользование с запрещением наемного труда. Советское государство исключило землю из сферы товарного обращения. Тем самым крестьянство было избавлено от необходимости затрачивать огромные средства на покупку земли, вносить арендную плату помещикам. Национализация земли в СССР имела важное значение в подготовке экономических условий для социалистического обобществления сельского хозяйства, в укреплении политического союза рабочего класса и крестьянства. Национализация земли в других странах социализма отличалась некоторыми особенностями, обусловленными спецификой аграрных отношений в каждой стране. Для европейских социалистических стран характерна частичная национализация земли. Основная масса пахотной земли после конфискации была передана в собственность крестьянству, поскольку ранее большинство крестьян владело участками земли на правах частной собственности. Эта особенность наложила известный отпечаток и на процесс кооперирования крестьянских хозяйств. Частичная национализация земли проводится и в развивающихся странах, освободившихся от колониальной зависимости. Здесь она характеризуется прежде всего антиколониальной направленностью; в руки государства передаются земли бывших колонизаторов. Таким образом, национализация земли - это мера, которая может быть проведена в ходе как буржуазно-демократической, так и социалистической революции. Необходимость ее и масштабы определяются конкретно-историческими условиями, ее социальное содержание зависит от характера революции. «...Национализация земли, - писал Ленин, - есть не только «последнее слово» буржуазной революции, но и шаг к социализму» (т. 16, с. 413).

Что такое Национализация? Значение слова «Национализация» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Значение «Национализация» в словарях

Национализация

Экономический словарь

(фр" англ. nationalisation) - общая мера государства по осуществлению социально-экономических изменений, в силу которой имущество, находящееся в частной собственности, передается в собственность государства (за выкуп или без выкупа); одно из оснований прекращения права собственности. Право государства на Н. частной собственности, в т.ч. и принадлежащей иностранцам, - бесспорная прерогатива суверенного государства. Право государства на Н., признаваемое международным правом, включает его право свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и богатствами. В Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г. предусмотрено, что каждое государство имеет право национализировать, экспроприировать или передавать иностранную собственность. В этом случае государство, принимающее такие меры, должно выплачивать соответствующую компенсацию с учетом его соответствующих законов и постановлений и всех обстоятельств, которые это государство считает уместными. Компенсация должна быть адекватной размерам национализированной собственности, эффективной и осуществляться достаточно быстро. В любом случае, когда вопрос о компенсации вызывает спор, он должен урегулироваться, согласно внутреннему праву национализирующего государства и его судами, если только все заинтересованные государства добровольно и по взаимному согласию не достигнут договоренности в отношении поисков других мирных средств урегулирования на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободы выбора средств. Государство, принимающее решение о Н., может урегулировать вопрос о взаимных имущественных претензиях, возникающих при Н., путем заключения международных соглашений. СССР в свое время заключил международные соглашения такого рода с США (1933 и 1937 гг.). Великобританией (1968 г), Данией (1964 г), Нидерландами (1967 г.), Норвегией (1959 г.), Швецией (1941 и 1964 гг.). Аналогичные соглашения были заключены Болгарией, Польшей, Венгрией, Румынией, Чехословакией и Югославией. Многие зарубежные государства стремятся обеспечить интересы своих транснациональных корпораций путем заключения двусторонних соглашений о гарантиях, предусматривающих обязанность возмещения инвестиций в случае Н. Значительное число таких соглашений было заключено США и ФРГ с другими странами, прежде всего с развивающимися. Принятый государством закон о Н. имеет экстерриториальное действие, т.е. должен признаваться и за пределами этого государства. Российская доктрина исходит из того, что условия проведения Н. определяются не только международным правом, но и внутренним правом государства, ее осуществляющего. В соответствии с российским законодательством и международным правом Н. может осуществляться только при условии справедливого возмещения собственнику национализируемого имущества. В российском законодательстве об иностранных инвестициях есть положения, регулирующие вопрос о Н. Обратный процесс - денационализация, суть которой заключается в распродаже по дешевым ценам государственных предприятий фирмам и корпорациям.

Новое на сайте

>

Самое популярное