Домой Кредитные карты Исследовательская работа "демографический портрет моей школы". Демографические проблемы моего села

Исследовательская работа "демографический портрет моей школы". Демографические проблемы моего села

Вступление

Демографическая проблема - одна из глобальных проблем человечества

В наши дни абсолютный годовой прирост населения Земли достигает 90 млн. человек. Из более 200 стран мира на 17 крупнейших с населением свыше 50 млн. чел. приходится почти ¾ жителей Земли.

Демографическая проблема имеет два прямо противоположных аспекта.

В ряде стран существует такое понятие, как демографический кризис , или депопуляция. Это приводит к быстрому старению и сокращению численности населения, вследствие чего и к нарушению воспроизводства населения. В странах Азии, Африки и Латинской Америки очень быстрыми темпами увеличивается население. Это вызывает тревогу у ученых- демографов, ведь при высокой доле молодых возрастов трудно ожидать быстрого снижения темпов естественного прироста.

На сегодняшний день второй аспект более актуален, так как население Земли постоянно растет. Стран с демографическим кризисом мало, в других регионах преобладает рост населения.

Чтобы решить демографическую проблему - необходимо проводить демографическую политику .

По прогнозам в 2050 году население составит более 9 млрд. чел. и прирастает ежесуточно на 216 тыс.чел. Это значительно меньше аналогичного показателя последней трети 20 века и свидетельствует о затухании " демографического взрыва".

В ходе проекта мы попытаемся ответить на основополагающий вопрос проекта:

Какое будущее у Земли?

Наша группа ищет ответ на проблемные вопросы :

  • Останется ли наш поселок на карте?
  • Почему нужно уважать старость?
  • Почему люди мигрируют?

Цель исследования

Изучение особенностей динамики численности населения Дедовичского района

Задачи исследования

  1. Изучить динамику численности населения за посление 25 лет
  2. Изучить динамику естественного прироста населения
  3. Провести опрос населения для выявления причин, влияющих на количество детей в семье
  4. Проанализировать результаты опроса
  5. Высчитать затраты семьи при появлении ребенка
  6. Высчитать затраты семьи на ежемесячное содержание грудного ребенка
  7. Сопоставить затраты на содержание грудного ребенка со среднемесячным доходом семьи

Методы исследования

  • сбор данных
  • анализ и обработка полученных данных
  • изучение научной литературы по данной проблеме
  • представление полученных данных в структурных информационных моделях (таблицы, диаграммы)

ПЛАН ПРОЕКТА

«ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ №1185»

Предварительный этап

Перед началом реализации проекта учитель проводит подготовительную работу: осмысливает основной замысел будущего проекта, цель и задачи проектной работы, примерную тематику исследований, организационные вопросы. Оформляются опросные листы, бланки, информация о проектной работе. Происходит формирование проектной группы. Определяются дни проведения интервью с секретарём школы, опроса учащихся школы.

Стартовый этап

Учитель озвучивает идею проекта, представляет информацию о состоянии демографической ситуации в стране, регионе и данных переписи населения, организует обсуждение тем будущих исследований проекта. Учащиеся высказывают свои идеи, гипотезы, записывают вопросы. Учитель мотивирует учащихся на участие в проекте. Учащиеся получают домашнее задание: найти значения слов и зафиксировать их в словаре проекта. Знакомятся с примерами индивидуальных планов работы над проектом. Результатом данного этапа является оценивание ситуации на входе в проект (формирующее оценивание), создание необходимой эмоциональной атмосферы, формирование группы.

Результат деятельности учащихся - словарик основных терминов, создание группового и индивидуальных маршрутов проекта.

Поисковый этап

Проблемное изложение материала учителем, беседа с учащимися на основе выполненного домашнего задания (основные понятия, вопросы), определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез.

Учитель представляет информацию по географии населения России, Санкт-Петербургаи демографической ситуации в регионе. Учащиеся коллективно обсуждают план деятельности. Учитель ориентирует участников проекта на определение результатов работы каждого. Учащиеся создают план работы группы, участвуют в определении целей и задач. Дидактические материалы – раздаточные листы, карточки, аннотированный список ресурсов, требования к плану работы группы, направляющие вопросы, анкеты, методические инструкции по проведению исследований. Назначаются дни проведения интервью и опроса учащихся школы.

Учащиеся изучают различные источники информации, выполняют задания, проводят опрос, берут интервью, фотографируют, обрабатывают статистические данные, выполняют творческие работы, выбирают формы представления результатов. Участники осуществляют систематизацию материала в соответствии с идеей работы. Учитель проводит индивидуальные консультации, знакомится с промежуточными отчетами.

Обобщающий этап

На этом этапе учащиеся работают над созданием презентации. Учитель представляет шаблоны буклета, презентации. Используются статистические и информационные материалы, справочники, словари. Учащиеся систематизируют подобранный материал, оформляют результаты работы в различных формах. На этом этапе осуществляется доработка отчетов о проведенных исследованиях.

Завершение проекта

Проводится конференция, на которой участники проекта представляют результаты работы. Рефлексия работы над проектом осуществляется через обсуждение, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо вынести на обсуждение в будущих работах. Учащиеся высказывают свое мнение об участии в проекте, своих впечатлениях и открытиях. Во время подведения итогов происходит формулировка общего вывода.

Кулагина Эвелина

В данной работе описывается демографический портрет школы, составленный на основе переписи, проведенной в учреждении.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Западное управление министерства образования и науки Самарской области

Окружной конкурс проектов младших школьников "Гулливер»

СЕКЦИЯ

Общество

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ

Демографический портрет моей школы

Выполнила :

Кулагина Эвелина, учащаяся 4 класса

ГБОУ СОШ с.Старая Рачейка

м.р.Сызранский Самарской области

Руководитель :

Кулагина Наталья Александровна,

учитель начальных классов

Сызрань,2013 Содержание

Введение

Актуальность Перепись населения - это организация сбора, обработки и публикации демографических, экономических и социальных данных обо всём населении, проживающем в определённый момент времени в стране. Перепись - это счёт населения. Больше полвека проводятся переписи в нашей стране. Указом Петра 1 было положено начало государственной форме учёта населения - ревизиям. Первая всеобщая перепись населения была в 1897. Инициатором её стал выдающийся русский учёный П.П. Семёнов-Тян-Шанский. Последняя перепись состоялась в октябре 2010 года.

Для чего же нужна перепись? Она необходима для изучения численного состава населения, его размещения, для планирования и управления экономической и социальной жизнью страны. Сегодня ни одно государство, ни одно общество не может успешно строить свою жизнь без такой информации.

Я хочу привлечь внимание школьников к демографическим проблемам в России на примере школьной переписи.

Проблема исследования: В настоящее время ученики проводят больше времени в школе, поэтому необходимо знать, чем они интересуются, кем мечтают стать, кто они.

Цель моего исследования : составить демографический портрет нашей школы.

Задачи: - познакомиться с историей переписи населения в России;

Изучить национальный, половой состав школьников;

Узнать, чем занимаются учащиеся в свободное от учёбы время; какие любят школьные предметы; любят ли ходить в школу;

Привлечь внимание учащихся к изучению своей родословной; к выбору профессии.

Гипотеза: составив демографический портрет школы, учащиеся нашей школы будут привлечены к изучению свой родословной, познакомятся с выбором профессий родителей, узнают, что их больше интересует.

Объект исследования: учащиеся школы.

Методы: - сравнительный анализ литературы;

Метод анкетирования;

Статистический.

Этапы работы:

1.Изучение литературы.

2. Анкетирование учащихся.

3. Обработка статистических данных.

2.1История переписей населения в России

Без учета населения не может обойтись ни одно государство. Считать людей начали очень давно. В Китае такие учеты проводились более четырех тысяч лет назад. В Древнем Риме учеты населения назывались «цензами». Римские граждане, которых переписывали должностные лица - цензоры, обязаны были скреплять свои ответы клятвой.

На Руси учет людей начался еще во времена татарского нашествия. Учеты в то время были похозяйственными; учитывались дома для обложения их данью. Позднее, в ХУII в. единицей налогового обложения становится двор, а учеты населения стали называться «подворными переписями».

Относительно систематизированный учет населения начали вести со времен Петра 1, когда были введены подушные переписи, называемые «ревизиям». Для определения численности населения, облагаемого податями, прежде всего учитывали крестьян и мещан, хотя наряду с учетом податного населения велся учет населения, не подлежащего обложению.

Ревизские сказки (списки) с большой условностью можно сравнить с переписями населения, так как они велись лишь с целью определения его численности, причем не обеспечивалась сопоставимость даже этих данных от ревизии к ревизии, поскольку количество категорий необлагаемого населения в них менялось. Основной недостаток ревизий и главное их отличие от переписей населения состояли в том, что сроки проведения ревизий были не одинаковы и слишком растянуты во времени. Всего в России прошло десять ревизий, последняя - с 1857 по 1860 год. Длились они по нескольку лет и были очень неточными, учитывали не фактическое число жителей, а только приписанных» из податных сословий, то есть числящихся в списках для уплаты подати (налога).

Через 35 лет после десятой ревизии царское правительство утвердило Положение о проведении первой всеобщей переписи населения. Она основывалась на тех же принципах, что и современная перепись, и прежде всего на принципе одновременности. Положение о переписи было утверждено в 1895 году, а проводилась она по состоянию на 9 февраля (28 января) 1897 года. В ней учитывались три категории населения: наличное, постоянное и приписное. Проведением переписи руководил министр внутренних дел, который был председателем главной переписной комиссии. В губерниях переписью формально руководили губернаторы, а непосредственно переписные комиссии. Счетчики формировались из грамотных запасных солдат, учителей и священников.

Материалы переписи обрабатывались крайне скудно. Тем не менее, она представляет единственный источник сравнительно достоверных данных о численности и составе населения России в конце ХIХ века.

Первая советская перепись была проведена в августе 1920 года. Готовилась и проходила она в условиях еще продолжавшейся Гражданской войны. Перепись охватила только 72% населения страны, так как в некоторых районах велись военные действия, и учитывала только наличное население. Руководство переписью осуществляло ЦСУ РСФСР, организованное в 1918 году.

Все население страны впервые охватила Всесоюзная перепись населения в декабре 1926 года. Эта перепись отличалась не только продуманной методикой получения сведений - на каждого жителя составлялся отдельный переписной листок, также впервые были получены данные о социальном составе населения и семьях. Особенностью программы личного листка был вопрос о народности (вместо национальности), так как преследовалась цель дать более детальную картину этнического состава населения страны. В программе стояли и вопросы о месте рождения и продолжительности постоянного проживания. Однако временное проживание не ограничивалось сроком. Грамотность в переписи 1926 года определялась умением читать хотя бы по слогам и писать свою фамилию. В программе переписи подробно освещался вопрос о занятиях и средствах к существованию. Необходимо было указать главное и побочное занятия, должность и специальность. Особо стояли вопросы о безграмотных, о средствах к существованию, о занятиях лиц, на иждивении которых находится опрашиваемый.

Следующая перепись была проведена в январе 1937 года. Однако организация ее была признана неудовлетворительной, материалы ее - дефектными, так как результаты переписи разошлись с публиковавшимися ранее сильно преувеличенными оценками численности населения страны. Данные переписи не были обнародованы.

Новая перепись была проведена в январе 1939 года. Она была вызвана необходимостью иметь полные и достоверные данные о численности и составе населения. Основная особенность этой переписи по сравнению с предыдущими переписями советского периода состоит в полном и потому более точном учете населения, так как формировались обе его категории: наличное и постоянное. Перепись 1939 года была проведена на более высоком научном, методологическом и организационном уровне, чем предыдущая. Программа переписи предусматривала ответ всех переписываемых на 16 вопросов переписного листа. Вместо вопроса о народности в этой переписи уже стоял вопрос о национальной принадлежности.

Следующая перепись населения состоялась только через 20 лет. Программа переписи 1959 года в основном напоминает программу переписи 1939 года. Однако из 16 вопросов, ставившихся тогда, некоторые были исключены. Отсутствовал вопрос - постоянно или временно живет здесь, поскольку последующие записи давали на него ответ. Вопрос о грамотности был слит с вопросом об образовании. В связи с этим отпал и вопрос: окончил ли среднюю или высшую школу? для тех, кто не имел занятий, являющихся источником дохода, следовало указать другой источник средств к существованию.

Последующие переписи становятся регулярными. Перепись 1970 года проводилась по состоянию на 12 часов ночи с 14 на 15 января. Она стала первой переписью, охватившей сплошным наблюдением все население и выборочным наблюдением - 25% его. Переписной лист состоял из одиннадцати вопросов сплошной и семи дополнительных вопросов выборочной переписи. Программа сплошной переписи мало отличалась от программы переписи 1959 года. Вопрос о гражданстве был соединен с вопросом о национальности. О национальности спрашивали у советских граждан, а о гражданстве - у иностранцев. Учащимся следовало указать тип учебного заведения вместо полного его названия при переписи 1959 года. Новшеством явилась рекомендация умеющим свободно разговаривать на каком-либо языке народов СССР, кроме родного языка, указать каким владеет. В выборочной переписи, кроме ответов на вопросы сплошной переписи, следовало ответить дополнительно о месте работы, занятии по этому месту работы, об общественной группе. Кроме того, впервые был включен вопрос о миграции населения.

Перепись 1979 года проводилась по состоянию на 17 января. Ее организация и обработка материалов существенно отличались от предыдущих. Впервые в практике статистики записи производились метками и с помощью специальных читающих устройств вводились в ЭВМ и записывались на магнитную ленту. Были добавлены новые вопросы, формулировки некоторых вопросов уточнены. Из программы предыдущей переписи были исключены вопросы о причинах миграции, добавлен вопрос к женщинам о числе рожденных ими детей (в выборочной переписи); более подробно рассматривалось брачное состояние; не учитывалась маятниковая миграция. Перепись 1979 года дала обширные сведения об изменениях численности, состава, структуры и размещения населения.

Всесоюзная перепись населения 1989 года, как и предыдущие, проводилась путем опроса людей по месту их жительства. Основная её особенность состояла в том, чтобы наряду со сведениями о населении были собраны сведения о его жилищных условиях, необходимые для планирования жилищного строительства. При этой переписи впервые были поставлены вопросы: «период постройки дома, материал наружных стен, кому принадлежит дом, тип жилого помещения, благоустройство жилого помещения, число занимаемых комнат, размер общей и жилой площади». Программа переписи отличалась от предыдущей следующими вопросами: выяснялось не отношение к главе семьи, а отношение к члену семьи, записанному первым; вновь появился вопрос о месте рождения. Как и предыдущие послевоенные переписи, она проводилась 8 дней.

Перепись 2002 года стала первой переписью населения в новой России, которая зафиксировала изменения, произошедшие после распада СССР и образования Российской Федерации. Важным принципом переписи стало самоопределение. Все данные переписного листа заполнялись со слов опрашиваемого, без использования каких либо документов. В переписной анкете отсутствовали вопросы о размерах доходов, религиозной принадлежности.

2.2Школьная перепись

В октябре 2012 года я провела анкетирование на примере переписи населения. Составила переписной лист (см приложения №1) и провела опрос среди учащихся 1-11 классов.

2.2.1. Численность и половой состав

В нашей школе обучается 193 ученика, из них 95(49,2%) девочек и 98 (50,8%)мальчиков.

Рис.1 Половой состав школьников

Эта диаграмма наглядно демонстрирует нам отношение между женским полом и мужским. Соотношение между мальчиками и девочками примерно одинаковое.

Наибольшее количество учащихся нашей школы родилось в 2001г.(22чел)-5 класс и в 2005 г.(25чел.)- 1 класс. Это самые большие по численности классы в нашей школе.

2.2.2 Национальный состав

Национальный состав школьников однородный. По данным статистики, 85,5% (165чел.) учащихся нашей школы-русские. На втором месте –чуваши 8,8% (17чел.) на третьем – татары 3,2% (6чел.). Мордва – 1%,(2чел.) цыгане – 1%(2чел.), украинец – 0,5%(1 чел.).

В родословной учащихся нашей школы, кроме русских, есть и цыгане, и мордва, и татары, и чуваши. Поэтому считаю, что с детства нужно прививать уважение к чужой культуре, больше рассказывать об обычаях и традициях народов.

Национальный состав можно изучить и по именам:

Алсу, Рамис, Ренат, Адельша, Диана, Феруза. Провела подсчет распространенности имен и выявила, что среди мужских имен – Дмитрий(10чел), Максим (9чел.) Александр(8чел.),а среди женских – Анастасия (10чел.), Екатерина (7чел.), Дарья и Елена (по 5чел.).

2.2.3. Религиозный состав

Рис.2 Вероисповедание

Очень наглядно можно из диаграммы увидеть то, что в большинстве обучающихся в нашей школе - христиане (184чел.- 95,3%), и лишь в малом количестве исповедуют ислам – 6чел.(3,1%). Некоторые школьники считают себя атеистами (3чел. – 1,6%). Официальной религией в России признано христианство (православие), поэтому это вполне закономерно.

2.2.4.Место рождение

71,5%(138чел.) учащихся нашей школы родились и выросли в нашем селе. Некоторые из них являются родственниками. Об этом можно судить о распространённости фамилий, таких как Королевы, Кулагины, Назаровы, Шишовы.

28,5%(55чел.) составили учащиеся, которые родились в других городах стран России, Украины.

Ученики нашей школы каникулы проводят дома и лишь 10% отдыхают в лагерях, у бабушек.

2.2.5.Мировозрение будущего

Один из вопросов переписи был: «Кем вы хотите стать в будущем?». Оказалось, что ученики хотят овладеть 24 различными профессиями. Самые популярные: медицинский работник(17чел.), полицейский (19чел.), учитель (12чел.), ветеринар (11чел.). Проанализировав эту информацию, можно сделать вывод, что большинство школьников следует зову сердца и творческому порыву. Но часть учеников 21% пока не определились с выбором профессии.

Был задан вопрос: «Какой уровень зарплаты Вы считаете для себя

достойным?».

59,6%-115 школьников считают для себя достойным заработок выше 30000 рублей в месяц, 31,6% -61чел.считают для себя приемлемой зарплату от 10000до З0000рублей, и лишь 8,8% - 17чел.% согласны на зарплату до 10000 рублей.

Родители наших учеников (71,9%) заняты в непроизводственной сфере. Имеют такие профессии: как учитель, воспитатель, врач, охранник, парикмахер, водитель, военный. 22,6% - безработные, 2,9% - пенсионеры, 2,6% - предприниматели. 2.6.

Одним из вопросов переписи был вопрос: «Почему ученики любят и не любят ходить в школу?».

Выяснилось, что большинству (72%) школьников нравится ходить в школу, потому что «можно общаться с друзьями, весело проводить перемены, много узнаёшь интересного, есть интересные уроки». Но есть и такие ученики(21%), которые полагают, что «нужно ходить в школу для получения хороших оценок, заставляют родители, устали учиться». 7% учащихся затрудняются ответить на этот вопрос.

У каждого школьника есть любимые и нелюбимые предметы. 39,4% -76 учеников считают своим любимым предметом физкультуру: не нужно ничего записывать и решать задачи, можно поиграть, участвовать в эстафетах, научиться владеть мячом. 18,7%-36чел. любят математику, 12,2%-23 чел. предпочитают русский язык и литературу,8,3%- английский язык, 5,6%-11 чел.- ИЗО, 4,1%-8чел. биология, по 0,5% - по 1 чел. выбрали физику, историю, географию, технологию. 9,7% - 19чел. не имеют любимого предмета в школе.

Рис.3 Любимые предметы

А что же любят есть наши ученики в нашей школьной столовой ?

По данным переписи, из всех блюд в меню 31,6% -61ученик больше любят плов, 24,9%-48чел. предпочитают блюда из картофеля,15% - 29чел. любят гречку с гуляшом, 13% - 25чел.- макароны с котлетой, 11,9% - 23чел.- молочную кашу, 3,6% -7чел.-салаты. По мнению учащихся, надо включить в их рацион питания больше разных соков и фруктов.

Рис.4 Любимые блюда учащихся

В свободное от учёбы время 16% школьников занимаются спортом. Самый любимый-волейбол. 42% любимым увлечением считают игру в компьютер, 24% любят гулять по улице, 8% - читать, 2%- вязать, рисовать, слушать музыку, танцевать.

Заключение

В своей работе я постаралась составить демографический портрет школы. Изучив историю переписей населения в России, я расширила свои знания по демографическим проблемам в нашей стране. С помощью анкетирования и статистического метода пришла к выводу, что в нашей школе больше обучается мальчиков. По национальному составу преобладают русские. Вероисповедание-православие. Любимый предмет учеников - физкультура. Лето и межсезонные школьные каникулы наши ученики проводят дома.

Список литература

2. Крылова О.Н. Перепись населения в школе. Еженедельник «География» 1{27-28.-М..2005 .-48-50с.

3.Руководство для переписчика о порядке проведения Всероссийской переписи населения 2010 года и заполнение переписных документов-

М. .2010.

Приложение 1

Школьная перепись

Переписной лист

  1. Ваше имя ______фамилия_____
  2. Ваш пол мужской__ женский__
  3. Дата вашего рождения _____
  4. Ваша национальность _____
  5. Место вашего рождения _____
  6. Сколько детей в вашей семье? _____
  7. Ваше вероисповедание _____
  8. Ваше любимое занятие (хобби) в свободное от учебы время _________
  9. Ваш любимый предмет в школе _____
  10. Кем вы хотите стать в будущем?
  11. Ваше любимое блюдо в нашей столовой _____
  12. Занимаетесь ли вы спортом? (каким) _____
  13. Любите ли вы ходить в школу и почему? ______
  14. Профессия ваших родителей _____
  15. Какой уровень зарплаты вы считаете для себя достойным? _____
  16. Где вы отдыхаете летом? _____

Приложение 2

«Демографический кризис» - Миграция: за и против. Выводы. Иммиграция в Россию желательна, но должна быть избирательной и адресной. Изменение соотношения работающих и пенсионеров. ...Существенно увеличит нагрузку на бюджет. Против. Источник: Госкомстат, оценка ИГ «Атон». Изменение доли 20-35 летних в возрастной структуре трудоспособного населения.

«Демографическое прогнозирование» - Цели, задачи, демографической политики - устранение возможности депопуляции. Макроуровень Мезоуровень Микроуровень. Прогноз общей численности населения. Экономические Административно-юридические Духовные (идеологические). Межгосударственный (стратегическ.) Региональный (оперативный) Семейный (тактический).

«Демографический вызов» - Коэффициент суммарной рождаемости в некоторых странах. 2001 год. Сокращение ожидаемой продолжительности жизни женщин и женщин. Россия перед демографическими вызовами XXI века. Вызов высокой смертности. Компоненты прироста населения России, 1927-2003 годы, тысяч человек. Демографическая ситуация в России: проблемы, вызовы и перспективы.

«Демографическая политика» - Основными компонентами демографической политики являются. Демографическая политика -. Основные вопросы. 1. Основные направления государственной демографической политики.

«Демографическая ситуация» - Проанализировав данные анкет, я пришла к неутешительному выводу: большая часть выпускников – 78%, предпочитают уехать из Шумихи и Курганской области. Краткое содержание работы: В Курганской области у мужчин средняя продолжительность жизни составляет 57,08 лет, у женщин – 71,69 год. Поэтому крайне злободневна и современна тема нашего реферата «Демографическая ситуация в России и Курганской области».

«Демографическая проблема в мире» - Сравнение развитых и развивающихся стран по среднегодовому приросту населения (А) и плотности населения (Б). Схема демографического перехода. Индекс мирового производства зерна в 1950 - 2000гг. Демографическая проблема в мире. Рост численности населения мира.

Всего в теме 6 презентаций

Логинова Нина Николаевна ― кандидат географических наук,
доцент кафедры физической и социально-экономической географии
Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева

Глобальные цели демографической политики до 2025 г. это ― стабилизация численности населения, создание условий для её роста, повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни .

Несмотря на то, что активная демографическая политика реализуется с 2007 г., в настоящее время ситуация остается сложной во многих субъектах Российской Федерации. Положительное сальдо естественного прироста (ЕП) в 2014 г. было зарегистрировано в регионах Северо-Кавказского ФО ― +13 – 19 ‰ (наибольший естественный прирост был в национальных республиках: +19 – 24 ‰, где доля русских не превышает 20 %); Уральского ФО ― +2,75 ‰ (в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО ЕП был на уровне +10 – 11 ‰, доля русских не более 50 – 60 %); Сибирского ФО ― +1,46 ‰ (в Республиках Бурятия, Тыва, Хакасия и Алтай ЕП составил +7 – 10 ‰) и Дальневосточного ФО ― +1,5 ‰ (в Республике Саха-Якутия и Чукотском АО ЕП превышал +3 – 9 ‰).

Отрицательное сальдо ЕП зарегистрировано в регионах Центрального ФО ― -2,17 ‰ (в областях с русским населением наблюдалась самая высокая естественная убыль ― -7 – 3 ‰); Северо-Западного ФО ― -0,97 ‰ (в регионах с русским населением убыль превысила -5 – 6,0 ‰), а в Ненецком АО ЕП был самый высокий ― +7,6 ‰; Приволжского ФО ― -0,55 ‰ (в регионах с русским населением естественная убыль превышала -3 – 4 ‰). Лучшие демографические показатели среди регионов Приволжского ФО были зафиксированы в Республике Татарстан ― +2,5 ‰. В регионах Южного ФО естественная убыль была невысокой ― -0,52 ‰ (относительно высокий ЕП +4 ‰ был зарегистрирован лишь в Республике Калмыкия, где доля русских составляет не более 30 %). Естественная убыль населения наблюдалась и в Крымском ФО ― -2,22 ‰ .

Таким образом, улучшение демографической ситуации является одной из ключевых задач социально-экономического развития многих регионов Российской Федерации, в том числе и Приволжского ФО.

Численность населения округа в 2014 г. составила около 29,7 млн чел., или 20,3 % населения России. Приволжский ФО занимает второе место после Центрального по численности населения. Число жителей округа уменьшается. В период между двумя переписями населения (2002―2010) население сократилось на 1,2 млн чел., или на 4 % (в то время как население РФ уменьшилось на 1,6 %). Численность населения уменьшилась во всех регионах округа за исключением Республики Татарстан, где был отмечен его рост на 0,2 % за счет превышения миграционного прироста над естественной убылью. Наибольшее сокращение населения произошло в Кировской области (на 12,2 %), Республике Мордовия (7,9 %) и Оренбургской области (7,5 %), наименьшее – в Самарской области (0,8 %). В 2014 г. по сравнению с 2013 г. население увеличилось в 3 регионах округа ― в республиках Башкортостан, Татарстан и Пермском крае (табл. 1) .

Несмотря на незначительное сокращение общей численности населения (табл. 1), основные демографические показатели регионов Приволжского ФО свидетельствуют о динамике роста. В частности, наметилась устойчивая тенденция повышения уровня рождаемости, снижения смертности и сохранения численности населения (табл. 2, 3). В 2014 г. во многих регионах был отмечен естественный прирост населения и рост коэффициента суммарной рождаемости (табл. 2, 4). Рост рождаемости по отношению к уровню 2007 г. составил более 17 % .

Таблица 1. – Изменение численности населения, тыс. чел..

Все население, тыс. чел.

Приволжский ФО

31 154,7

29 900,4

29 715 4,5

Республика Башкортостан
Республика Марий-Эл
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Удмуртская Республика
Чувашская Республика
Пермский край
Кировская обл.
Нижегородская обл.
Оренбургская обл.
Пензенская обл.
Самарская обл.
Саратовская обл.
Ульяновская обл.

В то же время среди основных демографических проблем в регионе мы выделяем: высокие показатели как общей, так и младенческой смертности (табл. 2, 3), невысокий уровень рождаемости (табл. 2), сокращение числа женщин репродуктивного возраста, старение населения.

Коэффициент естественной убыли населения в Приволжском ФО в 2014 г. составил -0,5 ‰. Выше, чем в среднем по округу, он был зафиксирован в 7 регионах: Республике Мордовия (-4,3), Нижегородской (-3,9), Пензенской (-3,9), Саратовской (-2,6), Ульяновской (-2,7), Кировской (-2,3) и Самарской обл. (-1,7) (табл. 2) .

В 2013 г. по сравнению с 2008 г. доля родившихся детей в регионах округа увеличилась на 11,1 % (справочно: в 2008 г. родилось 355,7 тыс. детей, 2013 г. ― 395,3 тыс., т.е. на 39,6 тыс. детей больше). Общий коэффициент рождаемости вырос с 11,8 до 13,3 ‰ или на 12,7 %. Однако наблюдается значительная дифференциация показателя рождаемости по регионам округа. Самый высокий коэффициент рождаемости в 2014 г. был в Оренбургской обл. (14,8 ‰), Республике Татарстан и Пермском крае (14,7 ‰), а самый низкий ― в Республике Мордовия (10,1 ‰) .

Таблица 2. – Общие коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста населения (на 1000 человек)

Регион 2010 г. 2014 г.
родившиеся умершие естественный прирост(убыль) родившиеся умершие естественный прирост(убыль)
Приволжский ФО 12,4 15,0 -2,6 13,4 13,9 -0,5
Республика Башкортостан 14,0 13,4 0,6 14,9 13,2 +1,7
Республика Марий-Эл 12,7 15,2 -2,5 14,7 13,7 +1,0
Республика Мордовия 9,5 15,7 -6,2 10,1 14,4 -4,3
Республика Татарстан 12,9 13,1 -0,2 14,7 12,2 +2,5
Удмуртская Республика 14,2 13,9 0,3 14,6 12,8 +1,8
Чувашская Республика 12,9 14,5 -1,6 13,9 13,3 +0,6
Пермский край 14,1 15,3 -1,2 14,8 14,0 +0,8
Кировская обл. 11,7 16,7 -5,0 12,8 15,1 -2,3
Нижегородская обл. 10,9 17,9 -7,0 12,0 15,9 -3,9
Оренбургская обл. 14,0 14,5 -0,5 14,7 14,3 +0,4
Пензенская обл. 10,2 15,9 -5,7 10,9 14,8 -3,9
Самарская обл. 11,6 15,2 -3,6 12,6 14,3 -1,7
Саратовская обл. 10,8 15,7 -4,9 11,5 14,1 -2,6
Ульяновская обл. 10,6 15,7 -5,1 11,9 14,6 -2,7

Региональная дифференциация показателей рождаемости обусловлена различными факторами: уровнем урбанизации, национальными и социокультурными особенностями регионов, миграционной подвижностью населения, сформировавшейся моделью занятости, репродуктивными установками супругов .

Коэффициент суммарной рождаемости увеличился с 1,6 до 1,8 (на 12,5 %). Самый высокий показатель был в Оренбургской обл. (2,027), самый низкий ― в Республике Мордовия (1,374). Однако и самый высокий уровень, зафиксированный в Оренбургской обл. был ещё далёк от уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения (2,2 – 2,3 ребёнка на одну женщину). Наибольший прирост суммарного коэффициента рождаемости отмечен в Оренбургской области, Пермском крае, Республике Башкортостан, Республике Удмуртия и Марий Эл. (табл. 3) .

Таблица 3. – Динамика коэффициента суммарной рождаемости

Приволжский ФО
Республика Башкортостан
Республика Марий-Эл
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Удмуртская Республика
Чувашская Республика
Пермский край
Кировская обл.
Нижегородская обл.
Оренбургская обл.
Пензенская обл.
Самарская обл.
Саратовская обл.
Ульяновская обл.

В 2014 г. смертность населения округа по сравнению с 2008 г. снизилась на 8,5 %. Коэффициент смертности уменьшился с 15,2 до 13,9 ‰, однако, он превысил среднероссийское значение (13,3 ‰). Наибольшее значение коэффициента смертности было в Нижегородской (15,9), Кировской (15,1), Пензенской обл. (14,8), Ульяновской обл. (14,6) и Республике Мордовия (14,4 ‰) (табл. 2) .

В структуре причин общей смертности наибольший удельный вес имеют болезни системы кровообращения (54 %), новообразований (13,6 %) и внешние причины (10 %). По уровню смертности от внешних причин выделяются самоубийства, транспортные травмы, убийства, случайные отравления алкоголем. Имеется прямая связь общей смертности с оборотом розничной торговли, в том числе алкогольной продукцией, объемом платных услуг, оказываемых населению, стоимостью квадратного метра общей площади. Прослеживается высокая или средняя связь общей смертности с количественными показателями развития сети и кадров здравоохранения, что является следствием многолетнего экстенсивного развития этой сферы .

В случаях смерти от заболеваний по силе влияния выявлены следующие причины: наличие инвалидности, статуса безработного, плохие материальные условия, плохие жилищные условия, низкий уровень образования, высокие нервно-эмоциональные нагрузки на работе и дома, злоупотребление алкоголем, курение, низкая медицинская грамотность.

В округе имеет тенденцию к снижению коэффициент младенческой смертности. С 2008 по 2014 г. он снизился с 7,9 до 7,5 ‰, или на 5,0 % (в Российской Федерации с 9,4 до 8,7 ‰, или на 7,4 %). Однако по сравнению с 2008 г. абсолютное число смертей увеличилось с 2 795 до 2 977. Рост зафиксирован во всех регионах округа за исключением Кировской обл. и Республике Чувашия. Наибольшие значения коэффициента младенческой смертности в округе зафиксированы в Оренбургской, Ульяновской и Нижегородской обл., а также в Пермском крае (табл. 4). Ведущими причинами младенческой смертности являются состояния, возникающие в перинатальном периоде и врожденные аномалии .

Показатель материнской смертности в 2013 г. составил более 8 на 100 тыс. детей, родившихся живыми. Наиболее высокий показатель материнской смертности имел место в Республике Мордовия и Оренбургской обл., наименьший ― в Республике Башкортостан и Самарской обл.

Таблица 4. – Динамика коэффициента младенческой смертности

(на 1000 родившихся живыми) .

Приволжский ФО

6 , 3

Республика Башкортостан
Республика Марий-Эл
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Удмуртская Республика
Чувашская Республика
Пермский край
Кировская обл.
Нижегородская обл.
Оренбургская обл.
Пензенская обл.
Самарская обл.
Саратовская обл.
Ульяновская обл.

Уровень ожидаемой продолжительности жизни в регионах Приволжского ФО все ещё меньше среднероссийского показателя и значительно ниже уровня развитых стран Европы, население которых перешагнуло порог в 80 лет (табл. 5) .

Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении в регионе увеличилась на 3,6 года и составила в 2013 г. 69,63 года, однако это ниже среднероссийского показателя (70,0 лет) и значительно ниже уровня развитых стран. В 2013 г. наибольший показатель зарегистрирован в Республике Мордовия (72,12 года) и Оренбургской обл., минимальный ― в Республике Чувашия (68,75) (табл. 5).

Таблица 5. – Ожидаемая продолжительность жизни (число лет) .

Российская Федерация
Приволжский ФО
Республика Башкортостан
Республика Марий-Эл
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Удмуртская Республика
Чувашская Республика
Пермский край
Кировская обл.
Нижегородская обл.
Оренбургская обл.
Пензенская обл.
Самарская обл.
Саратовская обл.
Ульяновская обл.

Приведенные показатели и коэффициенты демографического развития регионов Приволжского ФО, свидетельствует о низком уровне и качестве жизни населения .

Миграция, по-прежнему, не оказывает положительного влияния на демографическую ситуацию в регионах округа, не только не увеличивая трудовой потенциал, но и не восполняя естественной убыли населения (табл. 6). Миграционная убыль продолжает оставаться одной из основных причин снижения численности населения. Следует отметить, что в период (2002–2010 гг.) Мордовия по величине коэффициента миграционной убыли, являлась одним из лидеров Приволжского ФО. Для других территорий России Мордовия ― «регион-донор». Республика теряет квалифицированные кадры и репродуктивный потенциал .

Таблица 6. – Динамика коэффициента миграции населения

(человек на 10 000 населения)

Приволжский ФО
Республика Башкортостан
Республика Марий-Эл
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Удмуртская Республика
Чувашская Республика
Пермский край
Кировская обл.
Нижегородская обл.
Оренбургская обл.
Пензенская обл.
Самарская обл.
Саратовская обл.
Ульяновская обл.

Население округа характеризуется существенной половой диспропорцией. Доля женщин составляет 54 %, мужчин ― 46 %. На 1 000 мужчин приходится 1 173 женщин (в РФ ― 1 158). Диспропорция продолжает углубляться. Значение указанного соотношения максимально в Нижегородской области (1 211) и минимально ― в Республике Башкортостан (1 139), в Республике Мордовия ― 1 175. В регионах округа сформировалась тенденция уменьшения числа женщин репродуктивного возраста (15 – 44 лет). С 2009 г. доля данной группы уменьшилась на 4,5 % .

Средний возраст населения округа в 2013 г. составил около 40 лет (в Российской Федерации ― 39,1 года). Республики Удмуртия и Башкортостан являются самыми «молодыми» регионами округа по среднему возрасту населения (38,2 лет и 38,0 лет, соответственно) в сравнении с наиболее «старыми» ― Пензенской (41,4 лет), Кировской (40,9 лет), Ульяновской (40,9 лет), Нижегородской обл. и Республикой Мордовия (более 40 лет).

С 2006 г. в регионах Приволжского ФО быстрыми темпами растет число лиц старше трудоспособного возраста. В 2013 г. их доля составила 23 %, в РФ ― 22,7 %, доля трудоспособного населения ― 60,5 %, в РФ ― 60,7 %. Доля детей ― 16,5 %, в РФ ―16,6 %. В 2013 г. численность лиц старше трудоспособного возраста превысила численность лиц моложе трудоспособного возраста на 1,9 млн чел., или на 2,9 %. Регионы Приволжского ФО характеризуются регрессивной возрастной структурой населения. А это в свою очередь способствует понижению экономической активности населения, что не отвечает экономическим интересам регионального развития.

Продолжающиеся процессы урбанизации ведут к уменьшению численности сельского населения. В 2013 г. горожане составили 71,1 % (21,2 млн чел.), сельчане ― 28,9 % (8,6 млн чел.). Самым урбанизированным регионом округа является Самарская обл., где 80,3 % населения проживает в городской местности. Наибольшее количество сельского населения сохраняется в Оренбургской обл. (40,4 %), Чувашской Республике (40,2 %) и в Мордовии ― 39 % .

Республика Мордовия, Нижегородская, Пензенская, Ульяновская, Саратовская, Самарская и Кировская области имеют неблагоприятную демографическую ситуацию. Республики Татарстан, Башкортостан, Марий ЭЛ, Удмуртская, Чувашская, Пермский край и Оренбургская область являются самыми демографически благополучными регионами Приволжского ФО. Современное состояние естественного прироста населения в них характеризуется устойчивым ростом рождаемости и снижением смертности. Лидером по естественному приросту населения является Республика Татарстан. Наибольшая естественная убыль населения наблюдается в Республике Мордовия. Убыль населения имеет высокие показатели в регионах округа с преимущественно русским населением. В этих регионах, включая Республику Мордовия, перспектива достижения превышения рождаемости над смертностью в ближайшие годы недостижима .

Краткий обзор развития демографической ситуации в Приволжском ФО говорит о необходимости совершенствования мер демографической политики и повышения эффективности региональных программ демографического развития. Основные направления реализации демографической политики в регионах Приволжского ФО могут включать следующие составляющие :

  1. Правовое регулирование демографической политики;
  2. Кроме мер материальной поддержки в округе необходимо активно осуществлять программы возрождения позитивного отношения к институту семьи и его ценностям;
  3. Расширять мероприятия, направленные на увеличение продолжительности жизни, сокращение смертности и укрепление здоровья населения;
  4. Разрабатывать мероприятия, направленные на охрану здоровья матери и ребенка. Для реализации мероприятий, направленных на охрану здоровья матери и ребенка большое значение имеет развитие сети перинатальных центров. В результате реализации программ модернизации здравоохранения за период 2011–2012 гг. план по открытию коек реанимации и интенсивной терапии для новорожденных выполнили только 3 региона округа (республики Мордовия, Татарстан, Ульяновская обл.). В округе осуществляется оснащение 4 региональных перинатальных центров в Республике Мордовия, Пермском крае, Кировской и Саратовской обл. В 2013–2015 гг. Минздравом России планируется продолжить создание перинатальных центров. В настоящее время в округе необходимо строительство не менее 10 подобных центров;
  5. Проводить мероприятия, направленные на реализацию мер по профилактике и снижению числа абортов;
  6. Мероприятия, направленные на повышение уровня и качества жизни. Реально располагаемые денежные доходы составили 17 684 руб.; среднемесячная начисленная заработная плата – 17 312 руб. Тем не менее, отмечается увеличение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума с 14,8 % в 2010 г. до 19,9 % в 2014 г. Самые низкие заработные платы в экономике сохраняются в Мордовии и Марий-Эл (около 20 тыс. руб.) (табл. 7).

Таблица 7. – Показатели социально-экономического развития регионов Приволжского ФО, 2014 г. .

Валовой региональный продукт на душу населения, рублей

Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума, %

Уровень безработицы в среднем за год, %

Средний размер частного домохозяйства, чел.

Республика Башкортостан
Республика Марий-Эл
Республика Мордовия
Республика Татарстан
Удмуртская Республика
Чувашская Республика
Пермский край
Кировская обл.
Нижегородская обл.
Оренбургская обл.
Пензенская обл.
Самарская обл.
Саратовская обл.
Ульяновская обл.

Программы социально-экономического развития должны учитывать лимитирующую роль демографического потенциала в формировании отраслевой структуры территориально-производственного комплекса и в развитии трудоемкого аграрного сектора экономики.

При проведении анализа сложившейся демографической ситуации, нами были выявлены ряд проблем, препятствующих её улучшению. Среди них – это низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий воспроизводство населения, высокая смертность и низкая средняя ожидаемая продолжительность жизни.

Меры по стимулированию рождаемости, имеющие материальный характер, в большей степени дали эффект в субъектах РФ, где население имеет более высокие репродуктивные установки и небольшие доходы. У населения субъектов РФ с низким уровнем рождаемости сформировалась устойчивая модель полной занятости обоих родителей. Достичь уровень рождаемости, необходимый для воспроизводства населения, возможно только за счет увеличения вторых и третьих рождений, следовательно, нуждается в совершенствовании норма о периодах ухода за детьми, включаемых в стаж для начисления трудовой пенсии женщинам. Также необходимо проработать вопрос о целесообразности продления программы по предоставлению материнского (семейного) капитала после 2016 г.

Анализ динамики рождаемости и смертности позволяет сделать вывод о том, что регионам округа необходимо скорректировать региональные программы демографического развития следующим образом :

― Республике Мордовия, Чувашской Республике, Кировской, Пензенской и Ульяновской обл. (низкий суммарный коэффициент рождаемости по первым рождениям) – усилить меры поддержки молодых семей для стимулирования раннего рождения первого ребенка (введение пособия в повышенном размере в случае рождения ребенка в первые 1,5 или 2 года брака, а также при возрасте родителей до 25 лет, совершенствование программ ипотечного кредитования молодых семей);

― Нижегородской, Пензенской, Самарской и Ульяновской обл. (низкий суммарный коэффициент рождаемости первых и вторых рождений) – усилить поддержку вторых рождений (введение дифференцированных пособий и льгот для семей с двумя детьми, установление региональных доплат к пособию по уходу за вторым ребенком, увеличение выплаты пособия до 3 лет). Предусмотреть в жилищных программах погашение значительной части кредита за счет бюджета субъекта Российской Федерации при рождении второго ребенка.

― Республикам Башкортостан, Татарстан, Удмуртской Республике, Пермскому краю, Оренбургской области (значительный рост суммарного коэффициента рождаемости по вторым и последующим детям) – развивать реализуемые меры материальной поддержки или вводить им подобные;

― Республике Мордовия и Саратовской области (низкий суммарный коэффициент рождаемости по вторым и последующим детям) – сосредоточить усилия на содействии семьям в решении жилищных вопросов и обеспечении занятости, повышении уровня и качества жизни.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод ― несмотря на достигнутые в регионе позитивные сдвиги, необходимо развивать намеченные тенденции и планы. Цели демографической политики могут быть достигнуты только, если деятельность в этом направлении будет носить комплексный и систематический характер. Кроме того, очень важна и система мотивации граждан на здоровье сберегающий образ жизни. Не следует преувеличивать значение материального фактора и его влияния на итоги естественного движения населения. Необходимо шире использовать такие факторы, как идейно-духовное состояние общества, роль государственной политики в управлении демографическими процессами.

Литература

  1. Доклад «О ходе реализации демографической политики в регионах Приволжского федерального округа». 29 марта Ижевск, 2013 г. – 61 с.
  2. Логинова Н. Н. Население Республики Мордовия: геодемографическая ситуация, динамика и структура: монография / Н, Н. Логинова; науч. ред. А. М. Носонов. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2011. – 100 с.
  3. Логинова Н.Н. Демографическая ситуация Республики Мордовия на современном этапе: монография. / А.М. Чушкин, Т.П. Реброва М-во по нац. политике РМ. – Саранск, 2015. – 164 с.

4. Мордовия: Стат. ежегодник. / Мордовиястат. – Саранск, 2015. – 459 с.

5. Российский статистический ежегодник. 2014. / Росстат. – М. : 2015. – 880 с.

6.Социально-демографический портрет России: По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. / Федер. служба гос. статистики. – М. : ИИЦ «Статистика России», 2012. – 183 с.

7. Population Reference Bureau. 2014 Word Population Data Sheet.

Рисунок 1 – Регионы Приволжского ФО

Новое на сайте

>

Самое популярное