Домой Кредитные карты Основной финансовый план страны. Государственный бюджет – основной финансовый план страны

Основной финансовый план страны. Государственный бюджет – основной финансовый план страны

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «Финансы»

ВВЕДЕНИЕ

1. Государственный бюджет - основной финансовый план страны

2. Экономическое содержание и функциональное назначение бюджетных расходов

3. Привести схему бюджетной классификации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственные финансы - это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, связанные с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их на выполнение функций и задач государства в интересах его граждан.

Экономическое содержание государственных финансов неоднородно. В их составе выделяются самостоятельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет специфические функции. Бюджет является центральным звеном в системе государственных финансов.

Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы. В нем объединяются все основные финансовые институты - расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции - проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства.

Бюджет представляет централизованный денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач. В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40%, а в отдельных странах и более, вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы являются материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.

В современных условиях бюджет широко используется государством для воздействия на различные стороны экономического организма: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала и т. п. Формы государственного вмешательства в экономику различны. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, расширение государственного потребления. Государственный бюджет служит катализатором развития научно- технического прогресса в условиях резкого обострения конкуренции на мировых рынках. В начале 90-х годов доля государства в финансировании НИОКР составляла в западных странах от 40 до 60%.

Государство не только стимулирует процесс накопления, но и воздействует на реализацию общественного продукта, создавая дополнительный спрос через государственные закупки товаров и услуг. Гарантированный государственный рынок наряду с перераспределением совокупного платежеспособного спроса позволяет частично разрешать противоречие между производством и потреблением.

В условиях современной научно-технической революции резко возросла роль человеческого фактора, что требует нового подхода к главному элементу производительных сил - человеку. Быстрые темпы научно-технического прогресса повышают требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности, физической выносливости. Все это ведет к росту объема средств, направляемых на развитие социальной сферы- просвещение (главным образом начальное и среднее, а также профессиональная переподготовка кадров), здравоохранение, социальное обеспечение. Причем значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам. В развитых странах на социальные цели расходуется до 30% бюджетных средств.

Государственный бюджет является основной формой планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств, направляемых на обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение общественных потребностей и социальную защиту населения. В системе финансов госбюджет занимает ведущее место и является важнейшим орудием распределения и перераспределения национального дохода.

Сущность и роль госбюджета определяются способом производства, функциями государства. Сущность госбюджета раскрывается наиболее полно в 3-х направлениях:

1. Бюджет - это основной финансовый план государства.

2. Бюджет - самый крупный централизованный денежный фонд страны.

3. Бюджет является выражением экономических денежных распределительных отношений, т. е. он является частью системы финансов, представляет собой централизованные финансы.

Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, который служит выполнению его политических, экономических и социальных функций. У государственного бюджета можно выделить следующие функции:
· Распределительную (перераспределительную).
· Контрольную.
· Стимулирующую.
· Стабилизирующую.
· Регулирующую.

Форма государственного устройства той или иной страны накладывает отпечаток на структуру бюджетной системы. В странах федеративного типа выделяются три уровня государственной власти - федеральный, региональный и местный, которые наделяются самостоятельностью в пределах закрепленных за ними полномочий. Поскольку реализация этих полномочий предполагает осуществление расходов, каждый уровень власти имеет собственный бюджет. Отношения органов государственной власти разного уровня, касающиеся распределения доходов и финансируемых за их счет расходов, формируют систему бюджетного федерализма. В основе бюджетного федерализма лежит следующий принцип: федеральные органы власти формируют и исполняют федеральный бюджет, за счет которого обеспечивается финансирование общегосударственных программ; при этом каждый регион (субъект федерации) также формирует собственный бюджет, который используется для финансового обеспечения программ в пределах данного региона. Разработку проекта бюджета осуществляют органы исполнительной власти соответствующего уровня, после чего он утверждается соответственно парламентом страны или законодательным органом субъекта федерации. Хотя бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга. Между ними существуют финансовые потоки - межбюджетные трансферты, - целью которых является выравнивание доходов бюджетов в различных регионах страны, компенсация дополнительных расходов, связанных с принятием решений на вышестоящем уровне и др.

Помимо федерального, региональных и местных бюджетов, в бюджетной практике также используется понятие «консолидированный бюджет». Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. В отличие от федерального и региональных бюджетов, которые принимаются законодательно, консолидированный бюджет законом не является. Основная его функция - информационная. Показатели доходов и расходов консолидированного бюджета используются при анализе экономической политики, они позволяют рассчитать совокупную налоговую нагрузку и ряд других сводных показателей, характеризующих уровень государственного вмешательства в экономику.

К задачам бюджета можно отнести:
· Образование бюджетного фонда (бюджетные доходы).
Доходы бюджета - налоговые и неналоговые доходы, в том числе доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы от продажи принадлежащего государству имущества.
· Использование бюджетного фонда (бюджетные расходы).
Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, социальные и культурные мероприятия.
· Контроль.

Основной характеристикой современных развитых стран является значительные дефициты (т.е. превышение расходов над доходами) государственных бюджетов. Так объединенный государственный бюджет США в январе-июне 2006 г. был сведен с дефицитом 163,7 млрд. долл. При этом существует тенденция к сокращению дефицита (в январе-июле 2005 г. дефицит составил 197 млрд. долларов). Уменьшение дефицита объясняется повышением доходов бюджета на 157,5 млрд. долл., или на 16,4%. Такое ускорение роста доходов связано с увеличением налоговых поступлений в условиях роста прибылей корпораций и доходов физических лиц. Постатейный анализ бюджета США на 2006 г. показывает, что больше всего средств предполагается израсходовать на модернизацию оборонного комплекса, укрепление системы внутренней безопасности и диверсификацию источников энергоснабжения американской экономики.

Принципиальной особенностью федерального бюджета РФ на 2006 г. является его формирование в условиях фундаментальных структурных реформ государственного сектора. Это реформа федеративных отношений и местного самоуправления, бюджетного процесса, социальной защиты населения и системы федеральных органов исполнительной власти. Особо необходимо отметить вопросы государственного управления и укрепления системы безопасности страны. Кроме того, в 2006 г. будут продолжены начатые в предыдущие годы налоговая, пенсионная, судебная и военные реформы. Также предстоит подготовить и начать реализацию реформы бюджетного сектора и государственных учреждений.

Общий доход консолидированного бюджета прогнозируется в размере 5478,3 млрд. руб., или на уровне 29,9% ВВП, в том числе без учета средств единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, и отчислений в Стабилизационный фонд РФ в сумме 4824 млрд. руб. (25,77% ВВП). Основу доходов федерального бюджета составляют налог на добавленную стоимость, на добычу полезных ископаемых, на прибыль организаций, акцизы и доходы от внешнеэкономической деятельности. Доля этих налогов в общей сумме доходов составит 85,46%, что на 7% выше удельного веса в ожидаемых доходах за 2005 г.

Общий объем расходов предусмотрен в объеме 3047,9 млрд. руб., что на 388,5 млрд. руб. превышает плановый уровень текущего года. В 2006 г. общий объем расходов федерального бюджета прогнозируется на уровне 16,3% ВВП, что на 1,1% ниже уровня, принятого в расчетах расходов бюджета на 2005 г. Сокращение расходов федерального бюджета по отношению в ВВП в 2006 г. обусловлено необходимостью обеспечения сбалансированности и устойчивости федерального бюджета и бюджетной системы в целом в условиях сокращения налоговой нагрузки на экономику при соблюдении установленных Бюджетным кодексом РФ требований к формированию Стабилизационного фонда РФ. Отличительной особенностью расходов федерального бюджета является изменение межбюджетных отношений, замена льгот деньгами, усиление программно-целевой части бюджета, составление бюджета применительно к новой бюджетной классификации. Главными приоритетными направлениями финансирования в 2006 г., как и в предыдущие годы, определены ассигнования на правоохранительную деятельность и национальную оборону (с 27,5 до 30,5% к общему объему доходов), оказание финансовой помощи регионам.

Как уже отмечалось выше, расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, социальные и культурные мероприятия.

Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций - распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Часть расходов осуществляется и за пределы общественного сектора: за счет государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.

Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых организациями государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти. Отдельно выделяются расходы на содержание Президента РФ и полномочных представителей Президента РФ, Совета Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры, судов, фундаментальных исследований.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на государственное и местное управление, на выполнение функций государства, и др. Функциональная классификация расходов бюджетов включает следующие разделы:

Государственное управление и местное самоуправление;

Судебная власть;

Международная деятельность;

Национальная оборона;

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

Промышленность, энергетика и строительство;

Сельское хозяйство и рыболовство;

Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

Развитие рыночной инфраструктуры;

Жилищно-коммунальное хозяйство;

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

Образование;

Культура, искусство и кинематография;

Средства массовой информации;

Здравоохранение и физическая культура;

Социальная политика;

Обслуживание государственного долга;

Пополнение государственных запасов и резервов;

Финансовая помощь бюджетам других уровней;

Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;

Мобилизационная подготовка экономики;

Исследование и использование космического пространства;

Прочие расходы;

Целевые бюджетные фонды.

В классификации расходов выделяются прочие расходы (резервные фонды Президента РФ, Правительства РФ, расходы на проведение выборов и референдумов, государственная поддержка завоза жильцов в районы Крайнего Севера).

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут делать дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации РФ в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов и отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности распорядителей средств.

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по их экономическому содержанию. Классификация включает следующие разделы:

1)текущие расходы;

2)капитальные расходы;

3) капитальный ремонт;

4) приобретение земли;

5) предоставление кредитов.

В свою очередь подразделы включают виды расходов, подразделяемые на статьи затрат.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета, бюджетов других уровней является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджетов, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, предметным статьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов РФ. Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета утверждается федеральным законом; перечень распорядителей средств бюджетов Федерации и средств местных бюджетов утверждается соответственно органом исполнительной власти субъекта Федерации и органом местного самоуправления.

В качестве примера рассмотрим расходы бюджета Ростовской области за текущий и предыдущий финансовые годы. Расходы бюджета Ростовской области за текущий и предыдущий финансовые годы представлены в таблице:

статьи расходов

предыдущий фин. год

текущий фин. год

изменение, тыс. руб.

Государственное управление

Судебная власть

Международная деятельность

Национальная оборона

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

Фундаментальные исследования и содействие НТП

Промышленность, энергетика и строительство

Сельское хозяйство и рыболовство

Охрана окружающей среды и природных ресурсов

Транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатика

Развитие рыночной инфраструктуры

Предупреждение и ликвидация последствий ЧС

Образование

Культура и искусство

Здравоохранение, физкультура

Социальная политика

Обслуживание гос. долга

Финансовая помощь бюджетам др. уровней

Утилизация и ликвидация вооружений

Мобилизационная подготовка экономики

Исследование и использование космического пространства

Прочие расходы

Расходы целевых бюджетных фондов

Всего расходов

Проведенный анализ показывает, что расходы бюджета Ростовской области возросли по сравнению с предыдущим финансовым годом более чем на 7 млн. рублей. Это связано с дальнейшим улучшением экономической ситуации в стране, увеличением доходной части бюджета Ростовской области, повышением собираемости федеральных и региональных налогов и сборов. Следовательно, возросли расходы по большинству статей бюджета Ростовской области. К статьям бюджета, по которым расходы возросли больше всего, относятся «транспорт, дорожное хозяйство, связь, информатика» и «сельское хозяйства и рыболовство». Это связано как с вышеупомянутыми причинами, так и с перераспределением финансирования данных расходов от федерального к региональному бюджету.

По ряду статей бюджета расходы снизились. Расходы по статье «Промышленность, энергетика и строительство» снизились как по причине экономического роста, так и по причине перераспределения расходов от регионального к федеральному бюджету. Расходы по статьям «Мобилизационная подготовка экономики», «Финансовая помощь бюджетам других уровней» снизились из-за изменения в лучшую сторону экономической ситуации. В текущем финансовом году для помощи бюджетов других уровней в Ростовской области был создан целевой бюджетный Фонд компенсаций.

Бюджетные доходы и расходы разнообразны. Для составления отчетов об исполнении бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации используется единая бюджетная классификация Российской Федерации, утвержденная федеральным законодательством.

Бюджетная классификация Российской Федерации - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Состав бюджетной классификации РФ можно объяснить так: бюджетная классификация включает в свой состав:

1. Классификацию доходов бюджетов Российской Федерации.

2. Функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации.

3. Экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации.

4. Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

5. Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.

6. Классификацию внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

7. Классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации субъектов Российской Федерации, унитарных образований.

8. Классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации.

Бюджетная классификация построена таким образом, что группировка показателей дает представление о доходах, расходах бюджета, внутреннем и внешнем долге и др.

Бюджетная классификация, обязательная для всех учреждений и организаций страны.

Бюджетная классификация Российской Федерации в части классификации доходов бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ, экономической классификации расходов бюджетов РФ, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы России.

Классификация видов расходов бюджета образует уровень функциональной классификации расходов бюджета РФ и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.

Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию - текущие экономические расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов, выплата процентов, капитальные вложения в основной капитал, закупки товаров, субсидии.

Классификация источников финансирования дефицита бюджета является группировкой заемных средств, привлекаемых Россией, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов бюджетов.

Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных средств по распорядителям средств бюджета. Этот перечень утверждается законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в том числе затраты на содержание государственных комитетов, министерств, ведомств, т.е. выделение средств происходит адресно.

Рассмотрим отдельные классификационные группировки бюджета.

Классификация доходов бюджетов является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы.

В составе доходов бюджетов выделяются следующие основные группы:

Налоговые доходы;

Неналоговые доходы;

Безвозмездные перечисления;

Доходы целевых бюджетных фондов.

Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам получения, в том числе налоговые доходы по видам налогов, неналоговые доходы по видам доходов. Налоги делятся также на прямые и косвенные.

Наряду с налоговыми и неналоговыми доходами в бюджетах учитываются доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Учитываются и зачисляются, в бюджеты также средства, получаемые в процессе приватизации государственного и муниципального имущества.

Зачисляются в доход бюджетов штрафы, как правило, в местные бюджеты, суммы конфискаций, в принудительном порядке изымаемые в доход бюджетов в соответствии с законодательством и решениями судов.

Налоговые доходы подразделяются на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов - доходы, закрепленные законодательно на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Финансовая помощь бюджетам не относится к собственным доходам бюджета.

Регулирующие доходы бюджетов - виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений.

Нормативные отчисления определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы, либо законом о бюджете того уровня, который распределяет доходы бюджета другого уровня.

Классификация расходов бюджета была приведена выше.

Государственный бюджет можно определить, как «баланс запланированных расходов и доходов правительства за определенный период (как правило, за год). Сущность бюджета развитых стран проявляется в тех общественных отношениях, которые связаны с мобилизацией и использованием его средств, т.е. в характеристике бюджета как экономической категории. В этом аспекте бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих задач государственных и административно-территориальных образований и выполнения функций соответствующих органов власти.

Бюджет складывается из доходов и расходов. Расходы бюджета можно определить как денежные средства, направляемые на финансовое государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, социальные и культурные мероприятия и т.д.

Бюджетные доходы и расходы разнообразны. Для составления отчетов об исполнении бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов используется бюджетная классификация.

  1. Бюджетный Кодекс РФ.
  2. Бюджетная система РФ. // Учебник. Под ред. Дробозиной Л.Г. М., 2004.
  3. Дробозина Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит. Учебник. М, ЮНИТИ, 2004.
  4. Зубков К. Государственный бюджет США на 2006 г.// Газета. 08.02.06.
  5. Маклева Г.И. Бюджетный учет и отчетность в РФ и его совершенствование.// Финансы. 2005. №2.
  6. Осипова М.В. Бюджетная система РФ. Учебник. М, Мысль, 2005.
  7. Романова Т.Ф. Финансовая политика государства, ее роль в формировании и регулировании финансового механизма.// Финансовые исследования. 2001. №4.
  8. www.donland.ru

1.2 Государственный бюджет как основной финансовый план государства

Все организационные и экономические формы функционирования бюджета осуществляются последовательно и планомерно, поскольку само разнообразие форм собственности предполагает прогнозно-плановое ведение хозяйства, что, в свою очередь предопределяет такую же прогнозно-плановую форму функционирования бюджетных отношений. Стабильный характер бюджетных связей, плановая форма движения централизованного фонда денежных средств государства приводит к тому, что бюджетные связи отражаются в соответствующем финансовом документе – бюджете – основном финансовом документе страны. В нём предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета.

Специфические статьи доходов и расходов основного финансового плана показывают источники формирования и направления использования централизованного фонда денежных средств государства. Показатели основного финансового плана страны подлежат безусловному выполнению в соответствии с ежегодно принимаемым Парламентом Законом «О республиканском бюджете».

Бюджет как финансовый план, с одной стороны, основывается на финансовых планах развития экономики и сфер деятельности, а с другой стороны – во многом определяет их. Это обусловлено тем, что государственный бюджет активно воздействует на экономику в целом, поскольку он выступает в качестве бюджета всего национального хозяйства. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства, выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных хозяйствующих субъектов), так и общественного (в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов.

Посредством бюджета как финансового плана реализуется бюджетно-налоговая политика государства, представляющая собой деятельность по использованию механизмов и инструментов управления государственными финансами для оказания воздействия на экономическую систему страны в целях обеспечения экономического роста и повышения благосостояния населения. Бюджетно-налоговая политика призвана обеспечивать решение таких задач как борьба с бедностью, сокращение безработицы, снижение темпов инфляции, увеличение темпов экономического роста. С точки зрения бюджета его основным инструментом являются государственные доходы и государственные расходы.

Трактовка государственного бюджета как основного финансового плана страны не противоречит экономической природе бюджета как объективной категории. Связано это с тем, что термин «государственный бюджет» применяется для обозначения разных по своему характеру понятий, одно из которых относится к сфере распределительных отношений, а другое – отражает форму использования объективной категории в процессе человеческой деятельности. Положение государственного бюджета в качестве основного финансового плана страны органически вытекает из специфики бюджетных отношений - особой сферы стоимостного распределения общественного продукта.

Бюджетное планирование осуществляется посредством использования различных статистических, экономико-математических, аналитических и специфических методов планирования и прогнозирования. Бюджет строится по балансовому методу, который позволяет учитывать в бюджете все доходы и расходы в полном объеме. Это означает, что не должно быть каких-либо других доходов и расходов, кроме тех, которые предусмотрены бюджетом.

При планировании используются методы построения бюджета-брутто и бюджета-нетто. Если в бюджете отражаются все доходные и расходные финансовые операции, то такой бюджет принято называть бюджет-брутто. Если показатели бюджета рассчитаны по статьям как сальдовые результаты, т.е. поступления по отдельным статьям доходов, то такой бюджет принято называть бюджет-нетто.

Бюджетное планирование осуществляется в соответствии с требованиями принципов единства, преемственности, приоритетности, сбалансированности и обоснованности.

Принцип единства бюджетного планирования обеспечивается составлением государственного бюджета Республике Казахстан, в состав которого входят республиканский и местные бюджеты. В соответствии с действующим законодательством данный принцип основывается на единых требованиях:

а) по формированию перечня бюджетных программ, финансируемых из республиканского бюджета и местных бюджетов;

б) по установлению нормативов распределения доходов между уровнями бюджетов;

в) по определению долговременных размеров субвенций и бюджетных изъятий.

Принцип преемственности планирования обеспечивается сочетанием текущего и перспективного бюджетного планирования с учетом направлений среднесрочной фискальной политики, принятых за основу в предыдущий период, прогнозов социально-экономического развития страны на очередной финансовый год и на средне-, долгосрочный период.

Принцип приоритетности обеспечивается планированием бюджета с учетом приоритетных направлений среднесрочного плана социально-экономического развития страны.

Принцип сбалансированности доходов и расходов бюджета достигается на основе использования балансового метода формирования бюджета. Необходимость сбалансирования бюджета диктуется основной целью исполнения любого уровня и достигается либо посредством выделения субвенций из вышестоящего бюджета или обеспечивается другими законодательно разрешенными методами, либо формированием государственной задолженности или сокращением расходов бюджета.

Принцип обоснованности обеспечивается планированием бюджета на основе нормативных правовых актов и других документов, определяющих необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений либо расходов и обоснованном установлении их объемов.

Таким образом, государственный бюджет является основным финансовым планом страны. В нём предусмотрены те распределительные процессы, которые составляют экономическое содержание бюджета. Основной финансовый план является продуктом плановой деятельности государства, в нём выражена воля государства, отражающего интересы всех членов общества. Посредством бюджета как финансового плана реализуется бюджетно-налоговая политика государства.

1.3 Принципы организации межбюджетных отношений, их управление и регулирование

1. равенство бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы во взаимоотношениях с республиканским бюджетом, бюджетов районов (городов областного значения) с областным бюджетом;

2. эффективное распределение поступлений с соблюдением следующих критериев их разграничения:

а) за нижестоящими бюджетами закрепляются налоговые и неналоговые поступления, имеющие стабильный характер, не зависящие от воздействия внешних факторов;

б) налоговые и неналоговые поступления, представляющие плату за услуги, оказанные государственными учреждениями, поступают в доход бюджета, из которого финансируются указанные услуги;

в) налоги, имеющие перераспределительный характер, а так же неравномерное размещение налоговой базы, закрепляется за более высокими уровнями бюджетной системы;

г) при закреплении налогов и других обязательных платежей в бюджет предпочтение отдаётся тому уровню бюджета, который обеспечит наиболее высокую степень их собираемости;

д) налоги, взимаемые с налоговой базы, имеющей чёткую территориальную привязку, закрепляются за местными бюджетами;

3. выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности административно-территориальных единиц;

4. обеспечение предоставления местными исполнительными органами одинакового уровня государственных услуг;

5. максимальная эффективность и результативность предоставления бюджетных услуг за счёт закрепления бюджетных услуг за тем уровнем власти, который может обеспечить наиболее эффективное и результативное производство и предоставление государственных услуг;

6. максимальное приближение уровня предоставления бюджетной услуги к её получателям за счёт передачи исполнения услуг на возможно более низкий уровень бюджетной системы с целью лучшего учёта потребностей их получателей и повышения качества бюджетных услуг;

Государственные и муниципальные финансы Новикова Мария Владимировна

8. Федеральный бюджет – главный финансовый план страны

Бюджет играет важную экономическую, социальную, политическую роль в воспроизводственном процессе. Государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет государство может воздействовать на более слабые, неденежные отрасли (такие, как сельское хозяйство, культура, образование, здравоохранение и др.).

Федеральный бюджет – форма образования и расходования в расчете на финансовый год денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

Первая функция связана с образованием доходов, состоящих из налоговых и неналоговых поступлений.

Основной источник поступлений – доходы хозяйствующих субъектов, полученные в результате перераспределения национального продукта.

Структура доходов бюджета не является константой и зависит от экономического развития страны в определенный период.

Другая функция связана с целевым использованием бюджетных средств.

Наконец, третья функция предполагает создание контроля, связанного и с первой, и со второй функцией. Контролю подлежит целевое использование бюджетных средств. Для этого существует специальная форма отчетности.

В соответствии с БК РФ бюджет имеет свою структуру. Основными составляющими элементами являются доходы и расходы бюджета.

Доходы и расходы в свою очередь подлежат группировке.

Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней.

Из книги Государственные и муниципальные финансы: конспект лекций автора Новикова Мария Владимировна

ЛЕКЦИЯ № 4. Федеральный бюджет РФ – главный финансовый план страны Бюджет играет важную экономическую, социальную, политическую роль в воспроизводственном процессе. Государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

28. Федеральный бюджет Российской Федерации В юридической литературе понятие федеральный бюджет определяется как бюджет центрального правительства в государствах, имеющих федеральную форму государственного устройства.Федеральный бюджет РФ – это форма образования и

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

5. Федеральный бюджет Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы РФ.Федеральный бюджет– это основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Федеральный бюджет – это основное средство

Из книги Банковское дело: шпаргалка автора Шевчук Денис Александрович

Тема 71. Государственный бюджет: понятие, функции и роль в экономике страны Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

18. Бюджетная система страны: федеральный бюджет, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Межбюджетные отношения. Консолидированный бюджет Бюджетная система страны представляет собой сложный механизм, характеризующий особенности взаимоотношений между государством и

Из книги Бюджетирование и контроль затрат: теория и практика автора Красова Ольга Сергеевна

2.1.2. Финансовый бюджет Целью финансового бюджета является разработка прогнозируемого баланса, который является результатом как финансовых, так и нефинансовых операций компании. Он составляется с использованием данных плана прибылей и убытков, бюджета капитальных

Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

3.1.3. Финансовый бюджет Финансовый бюджет представляет собой прогнозную финансовую отчетность, которая показывает финансовое положение компании по истечении планового года в случае, если все бюджеты выполнены без отклонений. «Выходной» формой финансового бюджета

Из книги Национальная экономика автора Корниенко Олег Васильевич

5.1.2. Федеральный бюджет и собственные средства предприятий – важнейшие источники финансирования Бюджетное финансирование. Кратко рассмотрим некоторые источники финансирования инноваций. Важнейшим источником финансирования инноваций является федеральный

Из книги Экономика России на распутье… автора Аганбегян Абел Гезович

Вопрос 49 Федеральный бюджет Ответ Главным денежным фондом страны является федеральный бюджет. Категория «государственный бюджет» означает также утвержденный парламентом годовой план государственных доходов и расходов. Госдума РФ обсуждает представленный

Из книги Планирование на предприятии: конспект лекций автора Маховикова Галина Афанасьевна

Три сценария кризиса: развитые страны, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой Современный кризис носит глобальный характер, и он поразил все страны, сильно сказавшись на динамике экономики и особенно промышленности, на инфляции, на безработице, на

Из книги Бюджетирование и контроль затрат в организации автора Виткалова Алла Петровна

Лекция 10 Финансовый план 10.1. Состав и структура финансового планаФинансовый план завершает производственно-хозяйственное планирование деятельности предприятия. Он тесно связан с планированием производственной программы, фонда заработной платы,

Из книги Новая эпоха - старые тревоги: Экономическая политика автора Ясин Евгений Григорьевич

2.1. Бюджет (план) продаж Любое планирование в условиях рынка начинается с прогноза продаж. Прогнозирование объема продаж является отправным моментом бюджетирования. Иногда эти термины (прогнозирование, бюджетирование) считают идентичными и план, (бюджет) продаж

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Из книги Управление проектами от А до Я автора Ньютон Ричард

5. Финансовый план 5.1. Смета затрат (период – три месяца, с октября по декабрь

Из книги автора

7. Финансовый план 7.1. Основные допущения и макроэкономические параметры проекта Деятельность предприятия рассчитана на неопределенно долгий срок, однако для анализа инвестиционного проекта был установлен горизонт расчета длительностью в 48 месяцев. Условная дата

Из книги автора

Шаг 4.10. Обновите план или бюджет проекта План и бюджет – это прогноз сроков выполнения и стоимости проекта, который вы делаете в начале работы. Успех определяется правильностью вашего прогноза. Однако план и бюджет – это инструменты, с помощью которых вы управляете

Для каждого государства необходим такой процесс, как роспись доходов, поступающих в распоряжение органов государственной власти, и производимых ими расходов. Бюджет государства - центральное звено финансовой системы страны. Его главное назначение - с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики и решения общегосударственных социальных задач. Таких, например, как обеспечение населения общественными товарами и услугами, перераспределение доходов, стабилизация экономики.

Таким образом, государственный бюджет является финансовым планом, сопоставляющим ожидаемые доходы и расходы. Когда последние равны между собой, бюджет называется сбалансированным. Когда доходы превышают расходы, эта разница является положительным сальдо, или бюджетным профицитом. Когда бюджетные расходы больше доходов, то разница называется отрицательным сальдо, или бюджетным дефицитом.

Бюджет является центральным звеном финансовой системы государства. С его помощью могут осуществляться цели и задачи, обусловленные экономической политикой. При этом значение государственного регулирования трудно переоценить. Существуют основные категории входящие в бюджет любого государства - это налоги, займы, расходы, которые всегда остаются неизменными.

Однако история финансов свидетельствует, что бюджет не был присущ государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство вообще не имело бюджета. Во всех европейских государствах, в том числе и России, собирались доходы и проводились расходы, т.е. на юридических нормах существовала система доходов и расходов. Полностью бюджет сформировался тогда, когда государство в свою финансовую деятельность ввело плановое начало - стало составлять систему доходов и расходов на определённый период.

Финансы - это система императивных денежных отношений, в процессе которых аккумулируются, распределяются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Поэтому бюджет - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд.

Итак, существует признак бюджета - это плановость. Бюджет (в теории и на практике) - это план государственного хозяйства на предстоящий период. Момент плановости есть родовой признак, объединяющий бюджет с другими видами финансовых планов. Плановая природа бюджета хорошо просматривается на фоне нерегулируемого народного хозяйства, каким оно было до первой половины ХХ в.

Как и любой другой план, государственный бюджет должен составляться на определённый период. Во многих государствах таким периодом был избран один год, который получил название финансового года.

Бюджетные отношения, как и финансовые, осуществляются на базе определённых правовых норм, что нашло отношение в становлении и развитии бюджетного права. Под бюджетным правом подразумевается совокупность прав народа как высшего субъекта государства через своих представителей (депутатов) в Государственной Думе, рассматривать проект бюджета, утверждать его и контролировать его исполнение (ст. 106 Конституции РФ)

Основой бюджетно-правого статуса государства и его территориальных подразделений является право государства на самостоятельность бюджета.

Таким образом, бюджетным правом называют совокупность всех тех законов, которые определяют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Бюджет - это ещё политический акт, т.е. план управления на будущий период, программа управления, предложенная исполнительной властью на одобрение парламента.

В России порядок становления «госросписи», или «сметы доходов и расходов», ведёт начало с 1863 г. До этого времени бюджетного права в России не существовало, т.к. бюджетная практика отрицала все его принципы.

Реформы 60-ых годов 19 в. способствовали развитию бюджетного законодательства.

Безусловно, бюджет понятие широкое и его нельзя сводить только к росписи. Роспись относится к бюджету, как часть к общему. В этом смысле роспись есть только как приложение бюджетного закона к данному конкретному случаю. Бюджет определяет общие нормы составления и утверждения финансового плана, а роспись представляет собой финансовый план на данный период.

Подчёркивая такой признак бюджета, как плановость, исследователи определили его как финансовый или хозяйственный план государства. Заслуга немецкого финансиста Шанца заключается в том, что он первым отметил плановую природу бюджета. В своей конструкции Шанц не только показал значение баланса бюджета, но дал картину самого бюджетного процесса. Тождественность бюджета и хозяйственного плана встречаются и у росписи учёных - И.А. Озерова, М.Д. Загряцкого.

Бюджет выступает в качестве экономической категории, представляет собой денежные отношения, возникающих в результате распределения и перераспределения ВВП в целях образования и использования централизованного денежного фонда.

Любой бюджет выполняет следующие основные функции:

  • 1. Перераспределения внутреннего валового продукта (ВВП);
  • 2. Государственного регулирования экономики страны и стимулирования экономической деятельности;
  • 3. Осуществления социальной политики государства и финансового обеспечения бюджетной сферы в целом;
  • 4. Контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Как особая область стоимостного распределения бюджет выполняет специфическое общественное назначение - служит удовлетворению обще - государственных потребностей. За счет бюджетных средств осуществляется финансирование затрат по расширению производства, по ускорению научно-технического прогресса и по совершенствованию отраслевой и территориальной структуры общественного производства; покрываются общие, не относящиеся к производству издержки управления; производятся затраты по совместному удовлетворению коллективных потребностей (образование, здравоохранение, социальное обеспечение) и расходы по обороне и охране общественного порядка и т.д.

Функционирование бюджета связано с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства и осуществляется на основе применения особых экономических и организационных форм.

Под экономическими формами понимаются категории доходов и расходов бюджета, которые объективно выражают отдельные стороны стоимостного распределения валового внутреннего продукта. Эти категории имеют специфическое назначение, поскольку доходы предназначены для обеспечения государства бюджетными ресурсами (необходимыми денежными средствами), расходы для распределения бюджетных ресурсов в целях удовлетворения общегосударственных потребностей.

Организационные формы функционирования бюджета выражаются в конкретных видах поступлений доходов, методах определения их объемов, способах установления объемов расходов бюджета и его дефицита.

По существу, это определенные формы бюджетных отношений, регламентируемые государством на основе принятия соответствующих законодательных актов .

Бюджет играет важную экономическую, социальную, политическую роль в воспроизводственном процессе. Государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Характеристика государственного бюджета как основного финансового плана страны заключается в активном использовании правительством бюджета в интересах развития экономики и решения социальных проблем. Такое сознательное использование объективной финансовой категории реализуется через планирование централизованного денежного фонда, результатом этого процесса является основной финансовый план страны, государственный бюджет. В основном финансовом плане государства находят отражение все те распределительные отношения, которые составляют содержание государственного бюджета как экономической категории. Как и всякий финансовый план, государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей. В свою очередь, эти части бюджета складываются из различных статей. Специфические статьи доходов и расходов государственного бюджета показывают источники его формирования и направления использования.

Как основной финансовый план страны - государственный бюджет Республики Казахстан состоит из самостоятельных видов финансовых планов - республиканского бюджета и местных бюджетов. Государственный бюджет составляется на финансовый год и утверждается в законодательном порядке.

Следует различать понятия государственный бюджет как основной финансовый план страны. В первом речь идет о системе денежных отношений, имеющих объективный характер, во втором о результате сознательной деятельности людей по формированию и использованию централизованных денежных средств. Под государственным бюджетом как финансовым планом понимается бюджетный план движения централизуемой части совокупного общественного продукта. Это есть результат практического использования объективных экономических отношений, возникающих в обществе. Таким образом, государственный бюджет это особая форма государственного плана, имеющего силу закона и устанавливающего для национального хозяйства в целом, для всех структурных подразделений общественного производства бюджетные взаимоотношения по ассигнованиям из бюджета и платежам в бюджет на основе заданий и мероприятий государственного плана экономического и социального развития Казахстана.

Государственный бюджет как финансовый план характеризуется следующими чертами:

Имеет силу закона;

Отражает директивы правительства;

Является обоснованным;

Его составление и исполнение основывается на сочетании централизованного управления и местных полномочий.

Рассматривая бюджет как основной финансовый план, следует отметить, что в нем представлены все атрибуты финансового плана, денежные поступления или доходы (формирование фондов денежных средств) по конкретным направлениям и мероприятиям, соизмерение денежных расходов и доходов на основе балансовых расчетов.

Государственный бюджет не только входит в единую систему финансовых планов страны, но и занимает среди них доминирующее место, являясь тем координирующим и ведущим звеном, благодаря которому обеспечивается образование и функционирование единой системы финансовых планов страны. Составление и использование финансовых планов во всей их совокупности определяет содержание финансового планирования, а формирование и исполнение государственного бюджета содержание бюджетного планирования. И финансовое, и бюджетное планирование осуществляется органически и одновременно, в едином плановом процессе, в котором первенство принадлежит бюджетному планированию. Вместе с тем и финансовое, и бюджетное планирование являются неотъемлемой составной частью государственного планирования и базируются на общих принципах, задачах и целях хозяйствования в условиях рыночных отношений .

Распределительный характер бюджетных отношений позволяет государству превратить бюджет в действенный рычаг воздействия на экономику, стимул общественного прогресса, в этом аспекте действие бюджета однотипно с другими стоимостными рычагами - ценой, кредитом и т.д.

Однако государственный бюджет занимает ключевое положение в сфере стоимостного распределения общественного продукта, и это превращает его в инструмент централизованного общегосударственного руководства экономикой - в основной финансовый план республики. Основной финансовый план по социально – экономическому развитию на основе централизации части финансовых ресурсов, а с другой стороны оказывает активное влияние на выявление дополнительных резервов и улучшение качественных показателей.

Литература:

1. Ильясов К.К., Саткалиева В.А. и другие. Государственный бюджет. – Алматы: 2010. –267с.

2. Омирбаев С.М., Интыкбаева С.Ж., Адамбекова А.А., Парманова Р.С. Государственный бюджет: учебник / – Алматы, 2011

Новое на сайте

>

Самое популярное