Домой Кредитные карты Отличие налогов от сборов и пошлин. Отличие налога от сбора

Отличие налогов от сборов и пошлин. Отличие налога от сбора

В нашем экономически развитом мире среди населения страны существует тенденция к изучению информации, которая касается финансовых вопросов. В частности, полезно все, что относится к вероятным расходам, в том числе сведения о налогах и сборах. Хотя, к примеру, обычный обыватель не всегда понимает, в чем отличие налога от сбора. Ведь эти понятия несут разную смысловую нагрузку.

Отличие налога от сбора: законодательная база

В статье 8 части 1 Налогового Кодекса РФ прописаны точные обозначения понятий «налог» и «сбор». Насчет этих определений на законодательном уровне велись дискуссии, начиная с девятнадцатого века, прежде чем были утверждены настоящие формулировки. В результате, организации и физические лица в нашей стране платят налоги и сборы, общие и отличительные черты которых можно определить, исходя из характеристик каждого из этих понятий.

Основные признаки налога:

  • Налог является обязательным платежом согласно статье 57 Конституции РФ. То есть, в том случае, когда государство утверждает необходимость оплаты налога, организация или физическое лицо обязаны уплатить его не зависимо от собственного желания;
  • Налог является персонально безвозмездным, ведь налогоплательщик не получает ничего взамен. Относительно же общества в целом, налоги – это финансовый ресурс для осуществления различных практических мероприятий, направленных на улучшение условий всего населения налогоплательщиков;
  • Смысл налога в том, чтобы обеспечивать государству и его субъектам возможность исполнять возложенные на них функции и задачи;
  • Налог является отчуждением денежных средств от одного субъекта к другому.

Основные признаки сбора:

  • Сбор – это обязательный взнос. Обязательность утверждается все той же статьей 57 Конституции РФ, а формулировка «сбор» подчеркивает единоразовость платежа;
  • Сбор считается одним из требований для осуществления юридически значимых действий, выполняемых по отношению к плательщику сбора.

Теперь, если консолидировать все характеристики этих терминов, можно четко определить, чем отличается налог от сбора.

Налог и сбор: сходства и различия

Разница между налогом и сбором:

  • Налог – это платеж, он выражен в денежном эквиваленте, в то время как сбор – это взнос, который может быть осуществлен не только деньгами;
  • Налоговые платежи подразумевают некую периодичность, тогда как сбор является единоразовым обязательством;
  • В отличие от сбора, налог является не фиксированным платежом. Суммы налога рассчитываются по нормам законодательства исходя из финансового положения налогоплательщика. Величина сбора одинакова для каждого;
  • Считается, что отличие налога от сбора также выражается в безвозмездности первого, в то время как за сбор, по сути, получают какое-либо ответное действие. Чаще всего размер сбора существенно отличается в стоимостном выражении от величины ответной услуги государства. Поэтому теория налогового права сходится в том, что сбор так же, как и налог, является безвозмездным;
  • За неуплату сбора плательщик всего лишь не получит необходимую ему услугу, в то время, как за неуплату налога полагается административная и даже уголовная ответственность ;
  • Налог может быть не выплачен ошибочно на основании неправильных бухгалтерских расчетов. Сбор же может быть не уплачен только умышленно. Плательщик заведомо знает о необходимости внесения сбора и о возможных последствиях отказа в этом.

Сходства между налогом и сбором:

  • И налог, и сбор являются обязательными (статья 57 Конституции РФ);
  • И налог, и сбор взимаются с организаций и физических лиц;
  • Безвозмездность, которой отличаются налог и сбор. Сходства и различия данных понятий включают в себя этот признак, так как в некоторых случаях сбор все же считают возмездным взносом.

Вот чем отличается налог от сбора, хотя в определение сбора входит еще одно понятие. Пошлина – это один из видов сбора, утверждаемый только на федеральном уровне и применяемый именно за совершение действий от государственных органов власти. К примеру, за регистрацию права собственности , за осуществление нотариальных услуг и т. д. Тогда как сбор включает в себя также плату за обладание особенным правом на что-либо.

С организаций и физических лиц в зависимости от сложившейся ситуации взимаются налог, сбор, пошлина. Сходства и различия данных отчуждений определяются по нормативам налогового права, а применение регулируется Налоговым Кодексом РФ.

Государственная пошлина — это процедура взимания денежных средств определёнными учреждениями, которые являются уполномоченными в данной сфере, за факт совершения действий, проведенных в интересах организаций и предприятий. Госпошлина взимается также при выдаче документов, имеющих определённую юридическую ценность.

В большинстве случаев государственная пошлина включается в общенациональную налоговую систему. Её можно смело позиционировать в качестве отдельного налогового платежа, что обусловлено обязательностью уплаты в бюджет и распространении общих условий установления, которые предполагают идентификацию плательщика и дополнительных элементов налогообложения.

Отличие госпошлины от налога

Главное же отличие пошлины государственного значения от налога заключается в её целевой направленности. Несмотря на это, следует отметить, что будучи федеральным сбором, государственная пошлина подлежит уплате на всей территории отдельно взятого государства. Денежные средства, поступившие от такой оплаты, используется с целью пополнения федерального бюджета, региональных бюджетов, а также бюджетов субъектов государственного значения.

При выполнении большинства действий, имеющих юридическую значимость, необходимо выполнить обязательную процедуру выплаты государственной пошлины. Список конкретных событий довольно широк и отмечен в законодательстве. Есть и закрытый перечень объектов взимания пошлин, который можно отыскать в Налоговом кодексе.

Касательно проведения операций с участием физических лиц, то названный список может быть несколько сокращён. Чаще всего оплату необходимо проводить при совершении нотариальных операций, обращении в арбитражные суды и суды общей юрисдикции, выдаче водительских удостоверений и регистрации транспортных средств, а также при регистрации актов гражданского состояния. Этот список не является полным и приведён исключительно в качестве примера.

Освобождение от уплаты государственной пошлины

Могут быть определённые расклады, при которых физические лица освобождаются от уплаты государственной пошлины.

  • К примеру, за выдачу свидетельства, подтверждающее право наследования при условии, если ко дню открытия наследства преемник является несовершеннолетним или же страдает психическими расстройствами.
  • Также исключением может быть в том случае, если наследство переходит от работника, который был застрахован на случай смерти за счёт предприятия и погиб в результате несчастного случая на производстве.

Виды государственных пошлин

Существует несколько видов государственных пошлин. Речь идёт о судебной, нотариальной, регистрационной и административной. В качестве плательщиков пошлин могут выступать юридические и физические лица. Более того, субъекты, не являющиеся резидентами конкретной страны также должны произвести оплату такого налога.

Объектами госпошлин являются услуги, осуществляемые органами государственного значения, а также отдельных должностных лиц.

Если одновременно в соответствующие органы с целью совершения юридически значимых действий обращается сразу несколько плательщиков, не имеющих права на льготное обслуживание, государственная пошлина должна быть уплачена в равных долях. При условии, что в сделке участвуют лица, которые освобождаются от произведения оплаты, размер госпошлины должен быть уменьшен в соответствии с количеством лиц, освобожденных от налогов. Часть суммы пошлины, которая вследствие проведения такой процедуры будет по-прежнему подвергаться оплате, должна быть уплачен оставшимися участниками сделки.

1.Основным методом налогово-правового регулирования является:

а) императивн ый метод

2.Налогово-правовые санкции:

б) име ют денежный характер, являются государственной мерой принуждения, содержат карательный и правовосстановительный элементы

3.Особенность налоговых правоотношений – это:

а) принц ип справедливости

4. Основной метод в налоговом праве – в) госуд.-власт.предпис.

5. Налоговое право, финансовое право, административное право – это:

б) отрасли права;

6. Непредставление банками налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков-клиентов банка влечет:

б) применен ие мер налоговой ответственности

7. Основная функция Федеральной налоговой службы – это:

в) контро ль за точностью и своевременностью уплаты налогов и сборов

8. К неналоговым доходам относятся поступающие в бюджет:

в) штра фы, конфискации, другие принудительные изъятия как меры гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности

9. Налоги характеризуются следующими признаками:

в) индивид. Безвозмезд., обязательность, обеспеченность гос. принуждением

10. Отличительной чертой сбора является:

б) единовременн ый характер платежа

11. Различие налогов и пошлин состоит в том, что:

б) пошлин ам присущи специальные интересы (возмездностъ), а налогам - нет

12. Налог можно отнести к категории местных налогов, если:

а) нал ог полностью зачисляется в местный бюджет

13. В соотве. с Конст. РФ общие принципы налогообл. должны быть устан:

а) федеральн ым законом РФ

14. Установление основных принципов налогообложения и сборов относится:

б) к совместно му ведению Федерации и субъектов Федерации

15. Принцип единства налоговой политики предусматривает, что:

а) не допускает ся установление налогов, нарушающих единство экономического пространства РФ

16. В соотв. с Конст. РФ установление федеральных налогов возможно:

б) закона ми, постановлениями, принятыми Федеральным Собранием РФ

17. Налоговые органы субъектов Федерации:

а) не могут создаваться

18. Принцип равенства в налоговом праве означает, что:

а) государст во должно стремиться к тому, чтобы каждый уплачивал налог в равном размере

19. Физические лица являются резидентами Российской Федерации, если они:

в) прожи ли на территории Российской Федерации более полугода в календарном году независимо от

20. В отл. от налог. планир. я при уклонении от уплаты налогов используются:

в) мето ды, связанные с искажением данных учета и отчетности

21. В отличие от налогового планирования обход налогов - это:

в) пассивн ое поведение

22. Налогоплательщик вправе обжаловать в административном порядке:

а) действ ия (бездействие) должностных лиц налоговых органов

23. Понятия «конт. за соблюд. Налог. Законод.» и «налоговый контроль»:

в) неравнозначны – первое охватывает второе;

24. Видами налоговых проверок являются: в) выездн ая и камеральная

25. Кто является субъектом преступления, предусмотренного ст.199 УК РФ: б) толь ко должностные лица организаций

26. Может ли организация быть привлечена к уголовной ответственности за налоговые преступления: а) мож ет

27. На какую дату должен определяться ущерб, причиненный налоговым преступлением:

б) на моме нт, когда сумма налога (сбора) подлежала уплате в бюджет

28. В соответствии с УК РФ налоговые преступления относятся:

а) к преступлени ям в сфере экономической деятельности

29. В соответствии с НК РФ течение срока давности привлечения к ответственности начинается: а) со д ня совершения правонар.

30. Обстоятельства, отягчающие ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах: а) указа ны в НК РФ

31. В основу научной и законодательной классификации нарушений налогового законодательства положен:

б) родов ой объект правонарушения

в) непосредственн ый объект правонарушения

32. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов может совершаться:

в) действи ем или бездействием

33. Лицо может быть привлечено к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах по достижении:

б) 16 л ет

34. В территор. налогах иностранным элементом может быть:

а) толь ко объект налогообложения

35.Международное налоговое право объединяет нормы:

а) внутригосударственно го и международного права

36. Доходы, получаемые в одном государстве резидентом другого государства, подлежат налогообложению в первом государстве в случае, если они:

в) во вс ех перечисленных случаях

37. Налог на добавленную стоимость (НДС) должен вводиться:

а) толь ко на федеральном уровне

38. Федеральным законодательством РФ устанавливается исчерпывающий перечень налогов и сборов:

г) федеральн ых, региональных и местных

39. Единство налоговой политики предполагает:

в) исключен ие воздействия регион. налогообложения на рыночные отношения

40. Ограничения политики налоговых льгот устанавливаются:

а) налогов ым законодательством

41.Налогоплательщиками признаются физические лица:

а) независи мо от возраста

42. Налог на имущество физических лиц исчисляется:

б) налогов ым органом

43. Счет-фактура с выделенной суммой НДС выписывается:

б) поставщик ом товаров (работ, услуг)

44. Объектом обложения НДС является:

б) реализац ия товаров (работ, услуг) и импорт товаров

45. Ставки акцизов установлены:

а) федеральн ым законом

46. Субъектами упрощенной системы налогообложения является:

а) субъек ты малого предпринимательства

47. Размер земельного налога зависит:

г) от категор ии земель

48.Налоговое законодательство включает:

в) нормативн ые правовые акты высших органов власти и управления РФ и субъектов РФ

49. Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам:

б) устанавливающ им новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков.

50. Придание законам о налогах обратной силы означает:

а) принят ие закона по истечении срока уплаты налога

51. Акты законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушения налогового законодательства:

а) мог ут иметь обратную силу по указанию законодателя

52. Постановления Правительства РФ по вопросам налогообложения:

б) относят ся к налоговому законодательству только в тех случаях, когда они приняты на основе делегированных полномочий

53. Прием и взимание налогов производят:

в) сборщи ки налогов и налоговые органы

54. Налогоплательщики обязаны сохранять данные бухгалтерского учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в течение:

б) четыр ех лет

55. Предметом договоренности налогоплательщиков и финансовых органов может быть:

б) ср ок уплаты налога

56.Отличительным признаком налогового обязательства от гражданско-правового является:

а) односторонн ий характер

57.Налоговое обязательство является относительным. Это означает

а) обязательст во имеет строго определенный состав участников

58. Неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц налог: а) име ют право не выполнять

59. В соответствии с НК РФ плательщиками налогов и сборов

г) юридическ ие лица, их филиалы, другие обособленные подразделения, составляющие отдельный баланс и обладающие отдельным счетом

г) лич но или по почте или по телекоммуникационным сетям

61. Какие лица не признаются взаимозависимыми для целей

в) д ве организации, одна из которых имеет долю 10% в уставном капитале другой организации

62. Какой критерий не может использоваться для выделения категории налогоплательщиков: г) все вышеназванные

63. Налоговое законод. РФ позволяет устанавливать налоговые льготы:

г) во вс ех перечисленных случаях налоговые льготы устанавливать не допускается

64. В случае уплаты налогов налогоплательщиками - физическими лицами через организацию федеральной почтовой связи плата (комиссия) за прием денежных средств: а) не взимает ся

65. В соотве. с Налоговым Кодексом РФ при установлении местных налогов:

а) представительны ми органами муниципальных образований определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов

66.В соответствии с действующим налоговым законодательством одним из обязательных условий применения налоговых вычетов по НДС

г) выставлен ие счета-фактуры налогоплательщиком, применяющим общую систему налогообложения

67. Одно из требований, которое законодатель предъявляет к характеристике расходов по налогу на прибыль:

б) расхо ды должны быть экономически обоснованы

68. Властный характер налоговых правоотношений проявляется в

а) налогоплательщи ки подчиняются требованиям законодательства о налогах и сборах

69. Отношения по возмещению ущерба налогоплательщику, причиненного незаконными действиями налогового органа, являются:

в) налоговы ми

70. Налоговые органы предоставляют налогоплательщикам письменные разъяснения:

а) бесплат но

71. Сотрудники налоговых органов в жилые помещения:

г) допускают ся только на основании постановления суда или прокурора

72. Глав. бух. Орган. полномочен представлять ее в отношениях с налоговым органом:

г) на основан ии доверенности или соответствующего указания в учредительных документах организации

73. Принцип соразмерности налогообложения предусматривает, что:

в) разм ер налога должен соответствовать экономическим возможностям налогоплательщика

74. Условия налогообложения могут быть названы дискриминационными если они:

г) в се вышеперечисленное верно

75. Принцип разделения налоговых полномочий предусматривает, что:

в) полномоч ия в налоговой сфере распределяются между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления

Объективная необходимость налогов.

Налоги объективно необходимы как основной источник наполнения бюджетов всех уровней. Средства, полученные от сбора налогов, участвуют в финансировании государственных программ, предусмотренных законами о бюджете на соответствующий год.

С помощью налогов осуществляются распределение и перераспределение ВВП, в том числе на социальную защиту и обеспечение населения.

Кроме того, они воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции налоги оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует как на стадии производства, так и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов.

Для выравнивания темпов экономического роста многие страны используют налоговый механизм для регулирования спроса на инвестиции (его стимулирование в период депрессии и ограничения в период предельного экономического подъема).

Социально-экономическая роль налогов в современном обществе.

Налоги являются основной частью, основным источником бюджета РФ.

От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов и расходов зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны, уровень благосостояния граждан.

Применение налогов в качестве основного источника доходов бюджета является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.



Современное государство должно развиваться, а для это нужны средства, а так как налоги являются основным источником получения этих средств, то налогообложение надо контролировать, налоги должны быть приемлемы для налогоплательщиков, но и их сумма должна быть существенна, в общем, своем объеме для государства.

Специфические признаки налогов.

К специфическим признакам налогов можно отнести:

1.Тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются важнейшим источником доходов;

2.Обязательность - каждое лицо-налогоплательщик должно уплачивать законно установленные налоги и сборы

3.Уплата в денежной форме; безвозвратная безвозмездность (часть дохода не возвращается субъекту)

4.Общие условия установления налогов и сборов – налог считается установленным в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

5.Участие в экономических процессах общества.

Функции налогов и их взаимосвязь.

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. Функции налогов:

§ фискальная;

§ контрольная;

§ распределительная или социальная

§ регулирующая

Фискальная функция - основная, характерная изначально
для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства.

Контрольная функция позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.

Социальная или распределительная функция – осуществляется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью этой функции перераспределяются доходы между различными категориями населения.

Регулирующая функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также на его структуру.

Для этой функции выделяют три составляющие: стимулирующая подфункция – проявляется через систему льгот и освобождений; дестимулирующая – через повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса и т.п.; воспроизводственная – аккумулирует средства на восстановление используемых ресурсов.

Фискальное и регулирующее значение налогов.(см. вопрос 4)

Отличие понятий «налог», «сбор», «пошлина».

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Пошлина - денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных законодательством государства.

Сходство и различия налога, сбора и пошлины.

Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами, установленными государством.

1) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически.

2) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина – «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы.

3) Сбор (и пошлина, как вид сбора)- это особый вид налога, взымаемый за предоставление каких-либо государственных услуг. То есть, в отличие от налога, сбор и пошлина являются возмездными платежами. Налог же является платежом безвозмездным.

Правовое определение налога регламентируется в п. 1 ст. 8 НК РФ. Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения ил оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования

В статьях 13, 14, 15 НК РФ приведены налоги – это федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина; региональные налоги и сборы: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог; местные налоги и сборы: земельный налог, налог на имущество физических лиц. Как видно в статьях закона применяются понятия налог, а также пошлина и сборы, поэтому необходимо рассмотреть и их сходства и различия.

Начнём с характеристики «налоги». Исходя из определения можно выделить основные признаки налога:

1. Безвозмездность. Количество услуг, которое лицо получает от публично-правового образования, не зависит от уплаченного налога; если некоторые услуги не были незаконно предоставлены налогоплательщику, то это не значит, что он может потребовать возврата уплаченного налога или отказаться платить. Налогоплательщик, не исполнивший своих обязанностей, не лишается права требовать от государства соответствующих социальных услуг.

2. Индивидуальность. В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан от своего имени и за счёт своих средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. Даже, если налогоплательщик участвует в налоговых правоотношениях через своего представителя (ст. 26 НК РФ), налоги уплачиваются из имущества налогоплательщика.

3. Обязательность. Не исполнение в срок уплаты может быть исполнено принудительно путём обращения взыскания на имущество налогоплательщика. Налогоплательщик может выбрать различные варианты своей деятельности, но практически никак не может повлиять на налоговые последствия избранного варианта деятельности (исключение, освобождение)

4. Уплата в целях финансового обеспечения деятельности публично-правовых образований или в иных публичных целях (за исключением превенции правонарушения). Определённые платежи обладают некоторыми признаками налогов. Так, штрафы и алименты являются обязательными и безвозмездными платежами, но только налоги, имея те же признаки, уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности публично-правовых образований (фискальная цель).



5. Уплата в денежной форме (ст. 8 НК РФ).

6. Обязанность по уплате налогов может быть возложена только на лиц, обладающих гражданской правоспособностью (за исключением публично-правовых образований).

Налоги могут уплачиваться только из денежных средств, принадлежащих плательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления и являются результатом его самостоятельной экономической деятельности. Публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью (гл.5 ГК РФ), но сами не выступают в качестве налогоплательщика.

Наряду с категорией «налог» в законодательстве, специальной литературе и практике налогообложения часто применяются термины «сбор», «пошлина», «налоговый сбор», «налоговый платеж». Термины «налог», «сбор», «пошлина» и т. д. являются синонимами, поскольку имеют одно и то же значение, и их употребление в том или другом случае объясняется лишь сложившимися практикой и традициями.

Нормативное определение сбора дано в п. 2 ст. 8 НК РФ: под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами МСУ, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

Понятие пошлины в НК РФ нет. По всей видимости, это связано с тем, что в Конституции в ст. 57 указано только 2 публичных платежа – налоги и сборы. В российской науке налогового права понятия пошлины и сбора различаются. Если сборы уплачиваются при предоставлении плательщикам определённых прав (лицензия и разрешение), то пошлины – при совершении в отношение налогоплательщиков юридически значимых действий. Например, ст. 333. 16 п.1 НК РФ – государственная пошлина – сбор, взимаемый с плательщиков при их обращении в государственные органы, органами МСУ,иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами её субъектов и н.п.а. органов МСУ на совершение в отношение этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ (например, выдача документов, их копий, дубликатов). Так, Конституционный Суд в Постановлении от 1 марта 2007 года № 326-О-П определил, что государственная пошлина единственный и достаточный платёж за совершение государственным органом юридически значимых действий, к каковым приравнивается выдача документов, включая водительских удостоверений.

Пошлина взимается за реально совершаемые действия государственного органа, а сбор делается за потенциальную возможность пользоваться благами, предоставляемыми государственным органом.

Признаки сбора (пошлины)

1. Возмездность. При уплате плательщик получает юридически обязательное встречное представление (определённые права, разрешение). Это основное отграничение сбора от налога.

2. Отсутствие индивидуальности. Может выплачиваться как лично из денежных средств плательщика сбора, так и при наличии согласия – другим лицом. Отличие

3. Сбор уплачивается в целях и является одним из условий совершения в отношении плательщика юридически значимых действий.Налоги – финансовое обеспечение публично-правовых образований, сборы в целях покрытия (без прибыли) издержек государственных органов за совершение действий

4. Обязательность. Не исполненная в срок обязанность по уплате может быть исполнена принудительно путём обращения взыскания на имущество налогоплательщика. Причём, если налог – результат экономической деятельности налогоплательщика, то сбор уплачивается добровольно (хочешь подать иск – плати). Размер сбора может отличаться для различных категорий граждан и даже освобождаются.

5. Уплата в денежной форме.

6. Плательщиком может быть только лицо, обладающее гражданской правоспособностью (за исключением публично-правовых образований).

Новое на сайте

>

Самое популярное