Домой Кредитные карты Структура налоговых поступлений во франции. Налог на прибыль

Структура налоговых поступлений во франции. Налог на прибыль

Общие понятия о налогах и налоговой системе

Как всем известно из курса истории, появление государства привело к формированию системы сбора средств на его содержание. В разные эпохи и в разных местах формы и методы сбора этих средств, их названия были различны. Но суть их оставалась общей – обеспечение государственной власти и правящих слоев общества.

Определение 1

Государством называют систему мер, мероприятий и органов по обеспечению управления определенной территорией (страной).

Государство включает в себя аппарат, обеспечивающий безопасность страны и внутренний порядок, законодательную базу, средства управления хозяйством. В функционировании последних и в содержании всего аппарата власти важную роль занимают налоги.

Определение 2

Налоги – это обязательные безвозмездные денежные платежи, которые взимаются от имени государства специальными органами власти или их уполномоченными представителями различных уровней, предназначенные для финансового обеспечения выполнения государством или его структурными образованиями своих функций.

В отличи от пошлин и сборов налоги являются безвозмездным платежом. А пошлины и сборы, по своей сути, - это подтверждение соглашения между плательщиком и государством о возможности каких-либо действий как плательщиком, так и в отношении него. Налоги взимаются в принудительном порядке. Они могут быть:

  • прямыми и косвенными;
  • аккордными;
  • подоходными;
  • общегосударственными (федеральными);
  • местными (региональными и муниципальными).

Порядок установления видов налогов, способа и методов их уплаты структуру налоговых органов и сферу их компетенции регулируется государственным законодательством вообще и специальными налоговыми законами (налоговым кодексом).

Определение 3

Совокупность установленных в государстве налогов, способы и принципы их установления, определения налоговой ставки, формы и методы уплаты налогов, органы сбора налогов и контроля за данным процессом образует налоговую систему государства.

Функционирование налоговой системы позволяет решать следующие задачи:

  • фискальную;
  • распределительную;
  • регуляторную;
  • контролирующую.

Фискальная задача состоит в наполнении доходной части бюджета определенного уровня (общегосударственного, регионального, муниципального). Распределительная задача заключается в перераспределении собранных средств и финансирования необходимых регионов, отраслей, государственных и социальных программ. С помощью применения различных схем налогообложения и тарифов происходит регулирование экономической деятельности отдельных предприятий и отраслей, привлечение инвесторов и защита отечественных производителей. Налоговая позволяет контролировать поступление денежных платежей от субъектов хозяйствования, анализировать объемы денежных поступлений и величину финансовых ресурсов.

Краткая характеристика Франции

Франция – это одна из самых высокоразвитых стран мира. Она имеет богатую историю развития и формирования. В историческом аспекте она - одно из старейших государств Европы. Ее официальное название сегодня – Французская Республика.

Франция в настоящее время является трансконтинентальным государством. Основная ее территория расположена на западе Европы. Кроме этого в ее состав входит ряд, так называемых, заморских регионов и территорий (заморских департаментов).

Возникла Франция на руинах одного из остатков Римской империи – Галлии под влиянием нашествия германских племен франков. Поэтому население Франции имеет смешанное происхождение (его называют галло-романским). А язык принадлежит к романской языковой группе. Помимо этого следует отметить, что в населении Франции значительная часть приходится на выходцев из бывших французских колоний в Азии и Африке. Поэтому этнический состав населения довольно пестрый.

Согласно конституции, Франция является унитарным государством. Она – один из лидеров Европейского Союза. Франция имеет статус ядерной державы. После Второй мировой войны она была одним из основателей ООН и является постоянным членом Совета Безопасности этой организации.

В экономическом плане Франция – высокоразвитая индустриальная страна с многоотраслевой экономикой и высокотехнологичным производством. В последнее время опережающими темпами развивается непроизводственная сфера экономики. В промышленности лидируют современные отрасли машиностроения (электроника, авиастроение, автомобилестроение), электроэнергетика, легкая, химическая, пищевая отрасли промышленности. В структуре сельского хозяйства преобладает высокопродуктивное животноводство. Экономика Франции развивается по пути интенсификации.

Особенности налоговой системы Франции

Немаловажную роль в успешном развитии экономики играет налоговая система государства. Как уже упоминалось, Франция является унитарным государством. Это означает высокую степень централизации органов власти. Поэтому для налоговой системы Франции характерна черта налоговой системы унитарного государства – одноканальная структура. Налогообложение во Франции представлено следующими крупными блоками:

  • косвенные налоги;
  • налоги на прибыль;
  • налоги на собственность.

Определение 4

Косвенные налоги – это те налоги, ставка которых уже включена в цену товара.

Их еще называют налогами на потребление. В настоящее время именно эта группа налогов обеспечивает основной доход в бюджет Франции. Наиболее важным из этой группы налогов является налог на добавленную стоимость. Государственное законодательство предусматривает ряд льгот по данному налогу для малых предприятий, для операций с экспортом, для банковской сферы, сельского и рыбного хозяйства, услуг врачей и преподавателей.

Налоги на прибыль являются прямыми налогами. Они взимаются с частных и государственных предприятий (компаний, фирм, ассоциаций). Основой для налогообложения служит декларация, которую каждое предприятие должно предоставить в налоговые органы до 1 апреля года, который следует за отчетным.

Подоходный налог взимается со всех видов денежных поступлений физического лица за год. Сюда входят не только заработная плата, но и пенсия, рента, всевозможные вознаграждения. Также облагаются налогом и операции по передаче прав собственности по имуществу и ценным бумагам.

Налоги на собственность являются третьей группой государственных налогов. Налогообложению подлежат здания, предприятия, движимое имущество и фондовые активы. Следует отметить, что налог на собственность имеет во Франции прогрессивный характер.


Французское государство имеет особую налоговую систему, которая заметно отличается от системы, успешно существующей в других . Если говорить о социальных отчислениях, то налоги во Франции достаточно высоки. Многие трудящиеся обязуются делать взносы, ставки которых достигают до 40 процентов общей суммы.

Именно Французское государство является родиной отчислений по добавленной стоимости. С самого начала восьмидесятых годов двадцатого столетия власти этой, наиболее привлекательной в экономическом отношении страны, эксплуатируют политику децентрализации. В основе этой политики лежит расширение прав органов самоуправления на местном уровне. Таким образом, все актуальные налоговые поступления благополучно перераспределяются.


Но главной особенностью следует считать то, что с 2005 по 2015 год наблюдалось существенное снижение налогооблагаемой ставки. Одновременно с этим власти республики приняли непростое решение относительно отмены значительной части льгот. Это было сделано для расширения базы налогов.

Налогообложение во Франции отличается достаточной жесткостью даже в отношении резидентов. Все отчисления составляли в 2015 году около девяноста процентов государственного бюджета.

Местные органы самоуправления обладают автономией. Местные власти имеют полное право самостоятельно устанавливать ставки местных налогов. Также местные власти составляют автономные правила взыскания отчислений.

Как оплачивается налог на доходы

В отличие от России, подоходный налог во Франции актуален не для каждого отдельного физического лица.

Сравнение подоходного налога во Франции с другими странами

Французское законодательство в 2019 году рассматривает немалое число предполагаемых вариантов состава домохозяйства:

  1. Семейные пары (также актуально для лиц, проживающих по договору).
  2. Холостяки.
  3. Люди, находящиеся в разводе.
  4. Овдовевшие люди.

Кроме того, рассматриваются различные комбинации данных категорий. Налоговая база основывается на среднедушевом доходе конкретной семьи. Процент этого дохода равняется общей сумме прибыли. При этом вычитаются определенные расходы, связанные с потребностями членов семьи. Полученный показатель делится на коэффициент размера «ячейки общества».

Получается, что семьи, имеющие больше одного ребенка, платят по сниженной ставке. Лица, не успевшие вступить в брак, обязуются платить более высокий процент. После этого происходит уменьшение налоговой базы на суммы вычетов.

Структура налоговой системы во Франции

Они актуальны для особых категорий физических лиц.

Какие существуют льготы

В 2019 г. налог на прибыль может быть уменьшен. Принимаются во внимание такие расходы, как:

  • оплата за содержание ребенка в детском садике или ясельной группе;
  • соц. взносы, отчисляемые в пенсионный и иные фонды;
  • среднее и малое инвестирование;
  • отчисления в благотворительные организации;
  • расходы, связанные с разводом супругов;
  • инвестиции за границу;
  • расходы на членство в той или иной организации;
  • отчисления тому или иному политическому движению.

Система налоговых льгот достаточно обширна. Так, когда налогоплательщик приобретает квартиру или дом, ему предоставляется так называемый налоговый кредит.

Важно учитывать

Удивительно, но факт: прибыль среднестатистической российской семьи, проживающей в одном из крупных городов, втрое выше, нежели прибыль французской «ячейки общества».

Размер подоходного налога в зависимости от количества членов семьи

В среднем ставка на прибыль для физических лиц, проживающих во Франции, составляла в 2015 году 5,4 процента. Ставка на прибыль для россиян составляет сегодня 13 процентов. По этой причине налог на прибыль физических лиц, проживающих во Франции, предназначается для решения социально-политических задач.

Так, человек, имеющий даже небольшую прибыль, способен обеспечить себя самостоятельно. То есть он не нуждается в получении материальной помощи от государства. Кроме того, активно эксплуатируемый коэффициент, который учитывает, какой размер имеет семья, способствует стимулированию рождаемости. Вдобавок ко всему, такая система наглядно доказывает, что социальная справедливость — не просто красивые слова.

В чем нуждается ЕС

Согласно французскому законодательству, каждый гражданин обязуется делать отчисления на нужды Евросоюза. Объем налогов — около 2,3 процента от отчислений, которые считаются обязательными.


К основным налогам, важным для Европейского Союза, следует отнести:

  1. НДС (правительство негативно проявившего себя во время ливийского кризиса А. Жуппе повысило его до 20,6 процента).
  2. «Бензиновые» надбавки.
  3. «Алкогольные» надбавки.
  4. Надбавки на спички и табак.
  5. Иные отчисления.

Наиболее высоким, согласно французскому законодательству, считается «наследственный» налог. Если состояние того или иного человека было оценено в тринадцать миллионов франков, то государство получает от двоих прямых наследников 3 млн. французских рублей. К косвенным налогам следует отнести отчисления, взыскиваемые с автовладельцев, тариф на смену собственника, а также на электроэнергию. Объем косвенных налогов для ЕС составляет около 300 миллиардов французских рублей.

Владельцам недвижимости на заметку

Огромное значение в 2019 году имеет налог на недвижимость во Франции.

Налог на недвижимость во Франции по сравнению с другими странами Европы

Согласно налоговой конвенции, которая стала актуальной в конце 90-х годов, россияне, постоянно проживающие на территории пятой республики, имеют возможность избежать двойного налогообложения. Это касается 3-х видов налогов:

  • подоходного;
  • на имущество;
  • на прибыль.

Физические лица, являющиеся владельцами квартиры или дома в одном из французских городов, обязаны делать соответствующие отчисления.

Приобретение и регистрация

Одним из первых налогов, с которым всегда сталкиваются лица, желающие приобрести квартиру или дом во Франции, является налог на покупку и ее регистрирование. Соответствующие отчисления делаются нотариусу, представляющему интересы Франции. Налог выплачивается тогда, когда сторонами подписывается акт о приобретении квартиры или дома. Размер отчислений зависит от того, когда именно был построен дом.

Первичное жилище или же объект недвижимости не старее пяти лет, обойдется покупателю в 2 – 3 процента. Размер отчислений на вторичное жилище варьируется от 6 до 7 процентов от общей суммы. Таким образом, новый владелец того или иного объекта недвижимости оплачивает его регистрацию.

Отчисления на квартиру или дом

Этот налог является ежегодным. Размер отчислений зависит от того, какую площадь имеет квартира или дом. Также принимается во внимание адрес местонахождения объекта недвижимости. Отчисления устанавливаются соответствующими органами. Налоговики руководствуются существующим кадастром. При этом принимается во внимание и стоимость аренды. Если квартира или дом локализуется в одном из элитных кварталов, то стоимость аренды будет намного выше. Таким образом, более высоким будет и размер отчислений государству.

Отчисления на проживание

Этот вид налога также является ежегодным. Он взимается властями с лица, владеющего квартирой или домом. Также делать соответствующие отчисления обязуются арендаторы, обитающие в облагаемом налогом помещении с начала налогового года. Налогообложению подлежит главное место проживания человека. Размер отчислений зависит от того, каков состав семьи налогоплательщика. Также принимается во внимание наличие или отсутствие совокупной прибыли.

Если человек, являющийся собственником квартиры или дома, не постоянно обитает там, то размер отчислений государству равняется налогу с недвижимости.

Отчисления на роскошь

Этот вид отчислений тоже взимается ежегодно. Актуален он только для тех лиц, стоимость имущества которых равняется 1300000 европейских рублей. Солидарные отчисления на роскошь представляют собой специфическую форму обложения налогом прибыли, являющейся на настоящий момент спорной.


Идея этого налога была рождена в восьмидесятых годах двадцатого столетия. В основе находилась налоговая солидарность между теми, кто имеет солидный доход и бедняками. Спустя пять лет налог был отменен. Его восстановление произошло только в 1989 году.

Отчисления на доход от сдачи в аренду недвижимости

Если двенадцатимесячная прибыль от сдачи в аренду квартиры или дома не превышает 15 тысяч европейских рублей, то для корректного расчета вычитается 30 процентов. Если общая сумма превышает 15 тыс. евро, то из нее вычитаются актуальные расходы. К таковым расходам следует отнести:

  • страховку;
  • ремонтные работы;
  • обслуживание;
  • отчисления банку (если владелец недвижимости брал ее в кредит);
  • иные расходы.

Та сумма, которая осталась в итоге, подлежит налогообложению в размере 20 процентов. Это актуально для тех лиц, которые не являются французскими резидентами.

Местные налоги Франции

Центральные налоги и сборы

Особенности налоговой системы Франции

Тема 1 Налоговая система Франции

Налоговая система Франции отличается своеобразием. На­логи и сборы здесь сохраняются многие десятилетия, отражая исторические и культурные традиции страны. К особенностям французской налоговой системы можно отнести:

Стабильность перечня налогов и сборов и правил их взимания;

Социальную направленность;

Учет территориальных аспектов;

Широкую систему льгот и скидок;

Открытость для международных налоговых соглашений.

Среди ведущих развитых стран Францию отличает высокая доля обязательных отчислений в ВВП (46,3 %).

Для налоговой системы Франции характерна высокая доля взносов в фонды социального назначения. По данной категории взносов Франция занимает 1 место среди развитых стран. Так, сумма взносов в ФСН в структуре обязательных отчислений составляет 43,3 %, что значительно превосходит крупнейшие развитые страны, так, в Германии - 37,4 %, Великобритании - 18,5 %, США - 29,7 %.

Помимо этого Францию характеризует низкий уровень прямого и одновременно высокий уровень косвенного налогообложения

Вопросы налогообложения во Франции регулируются Ге­неральным налоговым кодексом и Книгой фискальных проце­дур, принятыми, соответственно, декретами от 6 апреля 1950 г. и 15 сентября 1981 г., а также постановлением от 15 сентября 1981 г. Кроме того, вопросы налогообложения регулируются многочисленными нормативными актами, не вошедшими в Ге­неральный налоговый кодекс.

Среди стран - членов ЕС Франция занимает второе после Великобритании место по числу международных налоговых соглашений. Рассматривая налоговые соглашения в террито­риальном аспекте, можно выделить три региона основных эко­номико-политических интересов страны. Прежде всего, это развитые страны Европы, США и Япония. Всего Франция ра­тифицировала более 900 налоговых соглашений. В отношении этих соглашений действует принцип превосходства норм евро­пейского права над внутренним законодательством. Этот прин­цип, называемый принципом Nikolo, установлен 20 октября 1989 г. К Конституции Франции он применяется следующим образом. Если Конституционный совет, запрошенный прези­дентом республики, премьер-министром или одним из предсе­дателей палат парламента, заявит, что какое-либо международное обязательство содержит положение, противоречащее Консти­туции, то разрешение на его ратификацию или одобрение может быть дано только после пересмотра Конституции. В Конститу­ции Франции также содержится норма о том, что международ­ные договоры или соглашения, должным образом ратифицированные или одобренные, имеют силу, превышающую силу за­конов, с момента их опубликования при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной.



В связи с образованием в 1992 г. единого внутреннего рынка ЕС в рамках программы модернизации французской экономики правительство осуществило реформу налоговой системы страны, направленную на улучшение финансового положения промышлен­ных компаний и повышение уровня их конкурентоспособности.

Реформа предусматривала уменьшение уровня налогообложения промышленных предприятий и стимулирование с помощью на­логовых льгот инвестиций.

Основным источником доходов бюджетной системы Франции являются налоги, обес­печивающие около 95 % доходов, из них 2/3 поступает в государственный бюджет. В доходах бюджета центрального правительства налоговые поступления составляют свыше 93 %. Среди них косвенные налоги дают около 60 % налоговых доходов. Основным косвенным налогом во Франции является налог на добавленную стоимость. Далее по своей доходности - внутренний налог на нефтепродукты.

Среди прямых налогов, которые занимают 40 % от всех налоговых поступлений, основным является подоходный налог с физических лиц. На его долю приходится 20 % налоговых доходов центрального бюджета. Вторым по значению является налог на прибыль акционерных компаний. Его доля – 10 %.

В целом налоговая система Франции двухуровневая. Доля налогов, поступающих в местный бюджет от общей доходной части местного бюджета, составляет около 54 %. То есть можно отметить, что при высоком уровне поступления налогов в центральный бюджет наблюдается невысокий уровень поступлений в местный бюджет, т.е. налоговая политика направлена на централизацию налоговых поступлений.

Все меры по налогообложению находятся в компетенции Парламента (Национальная Ассамблея). Именно Национальной Ассамблеей принимаются законы о налогах, им же ежегодно уточняются ставки. Вопросы налоговой политики находятся в введении министерства экономики, финансов и бюджета.

Для французской системы характерны жесткая законодательная регламентация, сочетающаяся, вместе с тем, с гибкостью. Правила применения налогов стабильны в течение ряда лет. Французские налоги взаимоувязаны в целостную систему, в которой существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные органы имеют достаточно широкие права в этой области, но ограничены рядом условий. В течение ряда последних лет наблюдается тенденция снижения ставок налогов с одновременным расширением базы за счет отмены льгот и привилегий.

Организацией налогообложения в стране занимается налоговая служба, функционирующая в составе Министерства экономики, финансов и бюджета. Ее возглавляет Генеральное налоговое управление. Генеральное налоговое управление является органом, отвечающим за сбор всех видов налогов, как центральных, так и местных. Кроме того, в его ведение входит контроль за управлением государственным имуществом, регистрация и учет объектов недвижимости (ведение земельного када­стра), регулирование производства и оборота подакцизных товаров (табака, вина, сахара и др.).

Центральный аппарат главного управления составляют управления учета и отчетности, налоговой статистики, нало­гового контроля и налоговых проверок, административно-информационного обеспечения, кадров, а также земельного кадастра.

Главному управлению подчинены региональные дирек­ции, которые непосредственно руководят работой местных налоговых инспекций. Налоговые инспекции включают в себя подразделения, ведущие учет налогоплательщиков, сбор и проверку налоговой отчетности, и непосредственно сбор налоговых платежей.


Общие особенности налоговой системы Франции. Легитимность налогов во Франции определяется статьей 13 Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Именно 1789 г. - год Великой французской революции - стал годом введения четырех главных налогов Французской Республики: налога на землю, налога на собственность (недвижимость), патентного налога, налога на двери и окна (внешние признаки богатства). Поступления от данных налогов стали финансовой базой революции 1789 г. В последующий период осуществлялся постепенный переход от налогов, назначаемых для возмещения экономического ущерба, к налогам, взимаемым на постоянной основе по твердым ставкам.
В 1914-1917 гг. во Франции был введен подоходный налог, собираемый на основе шедулярной системы. Доходы при этом подразделялись на следующие типы: от недвижимости, сельскохозяйственные доходы, прибыль промышленных и торговых предприятий, некоммерческие доходы, заработная плата, доходы от движимого имущества, процентные доходы.
Основной вклад, который Франция внесла в мировой опыт налогообложения, связан с появлением налога на добавленную стоимость - НДС - принципы взимания которого были разработаны французскими финансистами, в частности, М. Лоре. Сначала действие этого налога было проверено в тогдашней французской колонии - Кот д’Ивуар - и лишь затем, после полученных положительных результатов, с 1954 г. НДС был введен в структуру французской налоговой системы, а в последующий период НДС появился в странах - членах Европейского Экономического Сообщества. В 1980-90-е гг. НДС был скопирован многими развивающимися странами и странами с переходной экономикой. Удобство взимания НДС привело к тому, что основу налоговой системы Франции составляют в настоящее время косвенные налоги, несомненное лидерство среди которых принадлежит НДС.
Нужно также отметить преобладание во Франции, как и в Германии, социальной роли налогов: налоговые поступления финансируют деятельность социально ориентированного правительства, а уровень налогов для наиболее обеспеченных французов и частных компаний должен удовлетворять требованиям социальной справедливости, перераспределяя доходы в пользу малообеспеченных граждан. Для реализации цели социальной справедливости во Франции с 1982 г. было введено налогообложение крупных состояний - своеобразный налог на право быть богатым. Высокие ставки данного налога означают, по существу, его конфискационный характер. Так, к примеру, сумма подлежащего уплате налога на состояние бывшего главы обанкротившейся авиакомпании Air Liberte превышала 100% его годовой заработной платы. Поэтому неслучайно обеспеченные граждане Французской Республики предпочитают быть налоговыми резидентами не у себя на родине, а за рубежом - в Бельгии, Великобритании, Швейцарии.
Характеристика современной налоговой системы Франции. Особенностью современного налогообложения во Франции является то, что уровень подоходных налогов в стране является средним среди стран Европейского Союза, а доля прямых налогов при этом самая низкая в ЕС. При этом велика роль косвенных налогов. Так, доля НДС в доходах центрального правительства достигает 46%. При этом во Франции, точно так же как и в Германии, достаточно высоки социальные налоги и сборы, которые существенно повышают общий уровень налогового бремени в стране.
Доля налогов в ВВП превышает 45%, причем на социальные налоги и взносы приходится почти 34% всех налоговых поступлений правительства. Налоги на товары и услуги составляют около 26% всех налоговых поступлений, индивидуальный подоходный налог - 18%, а налог на прибыль - 7%. После уплаты всех налогов у холостого налогоплательщика в среднем остается 73,5% заработанного дохода-брутто, у состоящего в браке налогоплательщика, имеющего двух детей - 85,8% дохода. />Налогообложение компаний. Главной отличительной чертой французского налогообложения является то, что в основе налогообложения1 компаний лежит не глобальный принцип (принцип резидентства), а принцип налогообложения доходов у источника их образования. Соответственно, факт резидентства компании во Франции не имеет значения, поскольку доходы зарубежных постоянных предста-

вительств французских компаний, а также доходы из зарубежных пассивных источников, получаемые французскими компаниями, не облагаются французским налогом на прибыль. Это делает Францию достаточно благоприятным местом регистрации компаний, ведущих офшорные операции с низконалоговыми юрисдикциями.
Таким образом, налог на прибыль (l’impot sur Ies societes, I.S. либо ISoc) платят те компании (как отечественные, так и зарубежные), доходы которых образуются на территории Французской Республики. Согласно официальным статистическим данным, субъектами ISoc являются примерно треть французских компаний.54 Его основная ставка составляет 331/3%, которая сокращается до 15% при условии, что полученный прирост капитала долгое время сохраняется в качестве капитальных резервов компании. В дополнении к данному налогу действует дополнительная ставка в 1,5%, базой расчета которой служат налоговые обязательства, рассчитанные по ставке ЗЗ’Д либо 15%. В результате эффективная ставка ISoc соответствует 33,83% либо 15,225%. Малые и средние предприятия, размер прибыли которых не превышает 38 120 евро, уплачивают налог по основной ставке 15%. В 2005 г. Чистые поступления от налога на прибыль компаний составили 42,6 млрд. евро.55
Налог на распределение прибыли в форме процентов и дивидендов составляет 25%. Для устранения двойного экономического налогообложения получатели дивидендов применяют налоговый кредит на налог, ранее удержанный у источника выплаты дивидендов.
Налогообложение физических лиц. Налоговое резидентство физических лиц определяется во Франции на основе осуществления на территории Франции профессиональной деятельности либо на основании наличия во Франции центра экономических интересов.
Особенность налогообложения заработной платы заключается в том, что отсутствует удержание налога у источника выплаты дохода. Налог рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно по итогам фискального периода (налоговый год во Франции совпадает с календарным) и уплачивается к положенному сроку.
Стоит отметить относительную слабость индивидуального подоходного налогообложения: множество льгот для различных видов профессиональной деятельности изначально сокращают налоговую базу примерно на треть. Имеющиеся налоговые привилегии зачастую курьезны. К примеру, льготы по уплате подоходного налога имеют водители такси, крупье казино, медсестры парижских больниц. В результа- * те из 33,1 млн. официально зарегистрированных домохозяйств-налогоплательщи- ков налоги платят лишь 15,7 млн. Остальные 17,4 млн. домохозяйств на вполне законных основаниях освобождаются от налогообложения.56
Подобная практика французского индивидуального подоходного налогообложения открывает широкий простор для различных махинаций и злоупотреблений.
К примеру, главные акционеры компаний могут сами себе назначать заработную плату (заранее учитывая налоговые последствия), и даже многомиллионное вы-
ходное пособие господина Месье, приведшего к финансовому краху компанию Vivendi, было освобождено от уплаты налогов.
Вместе с тем стоит отметить, что французские налоговые органы не оставляют без внимания вопросы социальной справедливости. В случае, если есть признаки расхождения более чем на 30% между задекларированным доходом и фактическими расходами, фискальные службы могут оценить реальные доходы такого налогоплательщика по определенной методике. Элементами богатства при этом могут служить объекты недвижимости, находящиеся в собственности налогоплательщика, использование прислуги, новые и мощные транспортные средства (включая яхты и авиалайнеры), скаковые лошади (свыше одной), лицензии на охоту.
При расчете налога на доходы физических лиц (l’impot sur Ie revenue, IR) используется прогрессивная шкала налогообложения. Интервалы дохода и соответствующие данным интервалам налоговые ставки представлены в табл. 10.5. Отличный от указанного в таблице порядок налогообложения применяется на заморских территориях Франции - в Гваделупе, Мартинике и Реюньоне, где максимальная ставка IR ограничена величиной 30%, и во Французской Гвиане, где предельная ставка IR составляет 40%. В 2005 г. Поступления от налога на доходы физических лиц превысили 55 млрд. евро.
Таблица 10.5
Ставки индивидуального подоходного налога во Франции на 2005 г.

Источник: La fiscalite fran^aise. - Paris, 2005. - P. 30.

Особенностью подсчета налога является то, что общая сумма дохода семьи делится на части в соответствии с количеством человек в семье. Так, каждый из супругов эквивалентен единице, два первых ребенка - по 0,5 учетных единиц каждый, каждый следующий ребенок приравнен к единице. К примеру, для семьи из двух супругов и трех детей совокупный доход делится на четыре единицы (муж, жена и третий ребенок составляют три единицы, двое первых детей в сумме дают еще одну). Полученная расчетная величина дохода умножается на четыре единицы, и к ней применяются соответствующие ставки прогрессивного IR. Подобная система является достаточно благоприятной для семьи, имеющей троих детей.
Система социальных налогов и сборов (les impots a fmalite sociale) была создана во Франции в 1945 г. В своем нынешнем виде данная система объединяет четыре основных вида обязательных социальных платежей - общие социальные взносы (contribution sociale generalisee, CSG), взносы для возмещения социального долга (contribution pour Ie remboursement de la dette sociale, CRDS), социальный налог (prelevement social) и социальный взнос с прибыли предприятий (contribution sociale sur Ies benefices des societes, CSB). Совокупные поступления от CSG, CRDS и CSB в 2005 г. составили около 77 млрд. евро.
Косвенные налоги. Стандартная ставка НДС составляет во Франции 19,6%, сокращенная - 5,5%. НДС является лидером по налоговым поступлениям в бюджет центрального правительства. В 2005 г. совокупные поступления данного налога превысили 127 млрд. евро. Уровень акцизов и прочих косвенных налогов во Франции является вполне умеренным, особенно в части акцизов на табак и спиртные напитки.
Резюме. Несмотря на приверженность принципам социальной рыночной экономики, предполагающей высокий уровень государственных расходов (соответственно, высокий уровень налогов для их финансирования), налоговая система Франции является вполне конкурентоспособной. Сместив основную тяжесть налогового бремени на косвенные налоги, правительство Французской Республики содействовало созданию на территории страны налогового климата, благоприятного как для физических, так и для юридических лиц. При этом в наиболее выгодных условиях оказываются налогоплательщики - юридические лица, ведущие внешнеэкономическую деятельность за пределами Франции в низконалоговых юрисдикциях, а также физические лица, создавшие семью и воспитывающие как минимум трех детей. Высокие ставки индивидуальных подоходных налогов во Франции являются по существу лишь номинальными, большинство налогоплательщиков вообще освобождается на законных основаниях от уплаты налогов, а налог на прибыль компаний, ведущих активность на территории Франции, является вполне умеренным.

Система налогов во Франции основана на добровольном составлении налоговых деклараций плательщиками налогов. Чтобы система эффективно работала, налоговые органы Франции периодически проводят проверки, поэтому каждый налогоплательщик находится под контролем налоговой.

В нашей компании юридические и физические лица могут получить консультацию по налоговому праву Франции, в частности:

  • НДФЛ (Impôt sur le revenu - IRPP)
  • Налогообложение доходов коммерческих обществ
  • НДС (Taxe sur la valeur ajoutée - TVA)
  • Социальные сборы
  • Налог на богатство или налог на состояние (Impôt de solidarité sur la fortune - ISF)
  • Налоги на недвижимость и местные налоги
  • Налоги на прибыль от продажи предприятия, недвижимости, акций, долей

В консультирование от компании Кофранс входит:

  • Налоговая экспертиза ситуации юридического или физического лица
  • Оптимизация налогообложения
  • Анализ законов, которые применяются в конкретной ситуации

Для правильного составления налоговой декларации налогоплательщик должен знать налоги на имущество и доходы, а также правила заполнения, подачи декларации, сроки уплаты налогов.

У нашей компании есть большой опыт в оформлении налоговых деклараций, поэтому мы готовы оказать вам помощь в этой ситуации

Международное налоговое право

Компании из России и бывшего СНГ в последние годы все больше расширяют свою деятельность на международные рынки товаров и услуг и, соответственно, сталкиваются с налогообложением. Вопросов возникает очень много: как определяется государство-резидент налогоплательщика, как облагается полученная в другой стране прибыль и доходы, каковы требования к налоговым декларациям и каков порядок уплаты налогов во Франции, декларировать ли банковские счета, каким налогом облагаются дивиденды, какие налоги на недвижимость и т.д. Таких вопросов может быть огромное количество, и регулирует их не только налоговый кодекс Франции, но и международные соглашения. По каждому вашему вопросу специалисты компании Cofrance анализируют положения французского законодательства в сфере налогообложения и международные налоговые соглашения, помогают в составлении налоговых деклараций. Если же у вас уже возник спор с налоговыми органами Франции, то мы готовы обеспечить защиту и представительство ваших интересов.

В нашей компании работают специалисты, которые глубоко разбираются в функционировании сложной налоговой системы Франции и двусторонних договорах государств СНГ с Францией об избежании двойного налогообложения. В список услуг по налогообложению входит консультирование и услуги по обеспечению соблюдения норм законов для физических и юридических лиц. Мы помогаем своим клиентам разрешить налоговые споры в суде, составить ответы на требования налоговой, подобрать документы, создать корректные отношения с проверяющими, представлять интересы в суде.

Корпоративное налогообложение

По различным аспектам корпоративного налогообложения мы даем физическим и юридическим лицам четкие рекомендации, помогаем в подготовке отчетов, планирования, учета, следовании требованиям закона и разрешении разногласий.

Управление персоналом

У нас вы можете получить консультации и услуги в сфере налогового законодательства для компаний и их работников, работающих в других странах мира. Мы стремимся выявить и свести к минимуму любые кадровые риски.

Оказываемые услуги:

  • Консалтинг по вопросам перемещения сотрудников между странами
  • Консалтинг по деловой иммиграции
  • Оценивание рисков
  • Анализ налоговых деклараций работников

Косвенные налоги

Компания Кофранс предоставляет консультации и услуги в сфере законодательства для косвенных налогов, к которым относятся НДС, таможенные пошлины, экологические сборы, налоги на товары и услуги.

Косвенные налоги касаются всей финансовой системы компании и особенно цепочек поставки. Они очень сложны для международных налоговых органов, потому что требуют точного управления в реальном времени.

Международное налогообложение

У нас вы можете получить консультации и услуги в сфере международного корпоративного налогообложения. Мы помогаем клиентам финансировать международные операции и структурировать планирование, риски, цепочки поставок.

Налогообложение сделок

Для снижения рисков и максимального использования возможностей наша компания уделяет много внимания налоговым последствиям отдельных этапов сделки, от комплексной проверки перед началом сделки до процедур, которые проводятся после ее окончания. Мы предлагаем структурирование сделки различными способами, не нарушающими интересов ее участников, определяющими схему выхода и повышающими эффективность инвестиций.


Особенности налоговой системы Франции

Как во Франции борются с уклонением от налогов

Каждое открытие счета, крупный денежный перевод и другая информация, которая может стать поводом проверить данные в декларации налогоплательщика, отображается в налоговых центрах. Также у них есть базы по налогам на землю, жилье, базы по яхтам, лошадям, самолетам. Налоговые центры имеют информацию о покупках машин, жилья, декларациях, подаваемых при приеме на работу. Активное сотрудничество и информационный обмен ведется с крупными компаниями, полицией и таможней. Не покидая рабочего места, сотрудник налоговой службы может проверить, насколько правдивая информация указана в декларации налогоплательщика.

Первичную обработку декларации проходят в компьютерном режиме, и любой фактор может привлечь внимание инспектора, даже рост расходов на детей. Декларации, которые вызвали подозрение, проверяются компьютером снова, уже учитывается вся информация по финансовому состоянию плательщика налогов, в том числе его семейное положение, доходы, места работы и т.д. Если данной проверки окажется мало, то компьютер еще проверит последние адреса, недвижимость и т.д. Если цена сделки намного превысит доходы, то это станет предметом расследования. Занимается расследованиями Специальный отдел Национальной дирекции налоговых расследований со штаб-квартирой в пригороде Парижа Пантене. Его сотрудники каждый день обрабатывают СМИ, анализируя светскую хронику и объявления купли-продажи. Специальный отдел собирает информацию на местах, контактируя с банками, полицией, ресторанами, мэрией, торговцами авто. Благодаря этому удается активно бороться с теневой экономикой. Активно инспекторы применяют и неформальные способы получения информации: анонимные письма, соседи, информаторы. После взыскания задолженности с неплательщика налоговая выдает премию информатору. У налоговых инспекторов премий за взыскание средств с недобросовестных налогоплательщиков нет, они получают лишь зарплату.

В последние годы нововведением стали совместные операции полиции и налоговой. 50 инспекторов налоговой получили также полицейское удостоверение и работают в отделах криминальной полиции. Согласно закону, они могут ознакомиться с рассматриваемом в суде делом. Особый их интерес - финансовые злоупотребления и махинации, черные кассы, тайное финансирование партий. Не брезгуют они и услугами частных детективов. Каждые 8 лет проверяется служащий, 28 лет - нотариус, 40 лет - парикмахер, 50 лет врач. Работает также Национальная дирекция проверки налоговой ситуации - специальная служба, которая занимается крупными политиками. Малые предприятия с оборотом менее 5 млн. евро проверяются за три месяца, а вот проверка крупных многонациональных компаний длиться около года и проводится каждые 6-7 лет. Занимается ими Дирекция национальной международной проверки, со штатом сотрудников 250 челок.

Ответственность за неуплату налогов

Преступлением не считаются нарушения на сумму менее пяти процентов подоходного налога, но за задолженность будет начислен ежемесячный штраф 0,75%. Неподача декларации в срок карается 10% штрафа от суммы налогов, а если просрочка превышает 30 дней, то размер штрафа достигает уже 40%, неподача декларации даже после повторного извещения, увеличивает штраф до 80%. Неуплата налогов может привести к тюремному заключению на 1-5 лет и 5-250 тыс. евро штрафу, без учета суммы налогов и процентов за просрочку. С целью заставить рассчитаться за неуплату налогов применяется арест на счета в банках, арест имущества и зарплаты. В то же время, плательщик налогов всегда может обжаловать решение и обратиться в суд.

Новое на сайте

>

Самое популярное