Домой Микрозаймы Экономическая сущность налогов - курс лекций. Экономическая сущность налогообложения

Экономическая сущность налогов - курс лекций. Экономическая сущность налогообложения

Налоги – это обязательные индивидуально безвозвратные и безвозмездные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц по ставке, установленной в законодательном порядке с целью финансирования производства общественных благ и услуг, а так же для контроля над величиной частных расходов.

Экономическая сущность налогов выражается в перераспределении государством национального дохода для удовлетворения общегосударственных потребностей (Национальный доход – сумма всех доходов за год в виде з/пл, промышленной и торговой прибыли, % на вложенный капитал и земельной ренты).

Государство существует за счет налогов и займов. Займы необходимо отдавать. Поэтому налоги как источник поступления средств более желательны для государства. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, без заключения договора с налогоплательщиком и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке.

Функции налогов и их взаимосвязь:

1. Фискальная (лат. – государственная казна) – за счет сбора налогов формируются государственные доходы, что позволяет удовлетворять потребности государства и общества в целом;

2. Регулирующая – направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей

2.1. стимулируются или сдерживаются экономические процессы;

2.2. стимулируется или сдерживается потребление товаров (акцизы);

2.3. регулируются доходы населения (ставка подоходного налога зависит от доходов граждан);

3. Перераспределительная (социальная) – налоги взимаются в бо льшем размере с обеспеченных слоев населения, а потом в виде социальной помощи поступают к малоимущим слоям населения.

Классификация налогов:

I. В зависимости от уровня их установления и изъятия – деление по уровням устанавливает, в чьей компетенции находится тот или иной налог, а поступать он может в бюджеты всех уровней.

1. федеральные – на уровне Российской федерации (всего 25 налогов). Например, НДС, налог на прибыль, таможенные пошлины и др.;

2. региональные – на уровне субъектов Федерации (6 налогов). Например, налог на имущество предприятий, ЕНВД и др.;

3. местные – на уровне городов и районов (всего 22 вида). Например, земельный налог, налог на имущество физических лиц, регистрационный сбор за предпринимательскую деятельность, за право торговли и др.

II. В зависимости от связи с объектом налогообложения:

1. прямые налоги – налоги устанавливаются непосредственно на доход, имущество или капитал (прямая форма обложения). Налоговое бремя не может быть переложена на третьих лиц. Их еще называют налоги на владение. Относят: налог на прибыль, земельный налог и др.

2. косвенные налоги – налоги на товары и услуги, включаются в цены товара или тарифы услуг, то есть устанавливаются в виде надбавки к цене. Тяжесть налогового бремени обычно перераспределяется между продавцом товара и его покупателем. Производитель товара при его реализации получает налоговые суммы, которые потом перечисляет государству. Налогообложению подвергаются финансовые операции, хозяйственные обороты. Их еще называют налоги на потребление. Относят акцизы, НДС.

III. В зависимости от субъекта-налогоплательщика:

1. налоги с юридических лиц

2. налоги с физических лиц

3. смешанные налоги, когда платят и физические и юридические лица

IV. В зависимости от характера изменения налоговой ставки :

1. прогрессивные – это налоги, ставка которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы.

К данному виду до 2001 года относился подоходный налог с граждан. Его

2. пропорциональное налогообложение – предусматривается одинаковая ставка налога, независимо от величины доходов. Например, налог на прибыль взимается по ставке 24% независимо от размера прибыли.

3. регрессивные – ставка налога уменьшается по мере возрастания налоговой базы (дохода). Примером такого вида налогов является регистрационный сбор с граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью. По мере роста дохода от бизнеса, удельный вес сбора в полученных доходах будет снижаться.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конспект лекций по дисциплине экономика

Конспект лекций по дисциплине.. экономика нижний новгород гарина е п экономика конспект лекций по дисциплине мгуту..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Производственные возможности. Кривая производственных возможностей
Производственные возможности – это возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне разв

Внешняя и внутренняя среда предприятия
Различают: внутреннюю среду и внешнюю среду.

Теория затрат
Затраты – это сумма средств (материальных, трудовых, финансовых), использованных в процессе производства. Часто понятие затрат заменяют понятием «издержки». Все затрат

Q dQ dQ dQ
4. Прибыль (TPr) – это разница между полученным общим доходом и общими затратами. TPr = TR – TC (33) Выделяют: 1. Бухгалтерскую прибыль (ва

Совершенная конкуренция
Предполагает наличие большого числа фирм, множества покупателей и продавцов, отсутствие ценовой дискриминации, при этом доля каждой фирмы на рынке незначительна, поэтому ни одна из них не способна

Чистая монополия: сущность, виды, показатели
Чистая монополия (от греческого «monos» - один и «poleo» - продаю) – ситуация на рынке, когда в отрасли господствует единственный производитель определенного товара; выпускаема

Монополистическая конкуренция
Предполагает наличие десятков фирм, тайный сговор по ценам между которыми практически невозможен. Существует там, где необходима дифференциация продукции – продукты близкие, но не пол

Олигополия
Олигополия (от греческого «oligos» - немногочисленный) – ситуация на рынке, когда относительно небольшое количество фирм захватывает власть над единичной отраслью, добиваясь достат

Антимонопольное регулирование
На рубеже XX века впервые обнаружились проблемы, связанные с монополиями, а именно: 1. Установление цен выше конкурентного уровня на протяжении длительного времени; 2. Доминирован

Рынок труда: сущность, особенности
Выделяют ряд подходов к определению: 1. Отечественный подход. Рынок труда – это комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмен

Спрос и предложение труда
Спрос на труд формируют фирмы (работодатели). При разных ставках заработной платы фирма будет нанимать разное количество труда (работников) до тех пор, пока увеличение выручки от производства будет

Экономическая рента и трансфертный доход
Более квалифицированные работники могут получать «избыточный доход» - экономическую ренту – плату за высокую квалификацию или способности. То есть передовые фирмы получают сверхдоход, а наиб

Распределение доходов. Дискриминация на рынке труда
Доходы в реальности распределяются неравномерно. Различия в заработной плате возникают из-за: образования; профессионального опыта; способностей и др. Чтобы определить степень неравенства

Капитал: сущность, формы
Капитал – это ресурс, создаваемый с целью производства большего количества экономических благ. Обладает способностью воспроизводства. Капитал – эт

Рынок земли. Спрос и предложение на землю
Земля в экономической теории – это все естественные ресурсы, а именно: плодородная почва, запасы пресной воды, месторождения ископаемых. Спрос на землю предъявл

Земельная рента и цена земли
Рентные отношения складываются между собственниками земли и арендатором по распределению дохода. Одна его часть - в виде обычной прибыли присваивается предпринимателем, а другая передается земельно

Макроэкономика: предмет и методы изучения
Макроэкономика – это наука, изучающая поведение экономики в целом; это отрасль экономической науки, изучающая функционирование экономики в целом с точки зрения обеспечения усло

Понятие национальной экономики и ее структура
Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов. В национальной экономике в комплексе выступают производство, распределение, обмен и

Макроэкономические показатели системы национальных счетов
В каждой стране постоянно ведется учет макроэкономических показателей, отражающих производство и распределение национального продукта, формирование доходов, уровень цен и др. Показатели необходимы

Макроэкономические показатели уровня цен
Чтобы учесть влияние цен на макроэкономические показатели рассчитывают индексы цен. Индекс цен – это показатель, выражающий относительное изменение среднего уровня цен товар

Совокупный спрос
Совокупный спрос(AD)– это вся масса товаров и услуг, на которую общество предъявляет спрос при данном уровне цен. Составные части совокупного спроса: 1

Совокупное предложение
Совокупное предложение (AS) – это количество товаров и услуг, которое предлагается в масштабе общества при данном уровне цен. Факторы, влияющие на совокупное предло

Макроэкономическое равновесие экономической системы
Макроэкономическое равновесие получается при пересечении кривых совокупного спроса и совокупного предложения. Выделяют: 1. Краткосрочное равновесие: 2. До

Цикличное развитие экономики
Природа цикла является одной из самых спорных. Ученые условно разделились на две группы: на тех, кто не признает существование периодически повторяющихся циклов в экономическом развитии (зап

Инфляция
Инфляция – это процесс, характеризующийся повышением общего уровня цен в экономике или, что практически эквивалентно, снижением покупательной способности денег. Основным призна

Безработица
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы становится относительно избыточной. Взаимосвязь рабочей силы, занятых и безработных п

Деньги: сущность, виды
Деньги – это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом, выражающий стоимость всех других товаров и обмениваемые на любой из них. Формы денег (в их историческом аспект

Денежная масса
Денежная масса - сумма наличных и безналичных денежных средств, а также других средств платежа. Количество денежной массы прямо пропорционально сумме цен товарок и обратно проп

Денежная система
Денежная система - исторически сложившаяся форма организации денежного обращения в стране, закрепленная национальным законодательством. Различают два типа денежных сис

Денежное обращение
Денежное обращение - движение денег во внутреннем экономическом обороте и в структуре внешнеэкономических связей страны, в наличной и безналичной форме, обслуживающее оборот то

Денежные агрегаты
Денежный агрегат - показатель количества денег или финансовых активов, классифицируемых как денежная масса (их ликвидность близка к единичной). В экономической теории выделяютс

Кредит: сущность, функции
Кредит– это имущество или средство платежа, предоставляемое в обмен на обещание или перспективу их возврата. На практике часто применяют понятие «ссуда» – совокупность д

Формы и виды кредита
Выделяют следующие формы кредита: 1. Коммерческий кредит – это кредит, предоставляемый хозяйствующими субъектами друг другу при продаже товаров с рассрочкой платежа.

Бюджет: сущность, функции, виды
Бюджет – это финансовый план государства или муниципального (местного) самоуправления, состоящий из расходных и доходных частей; это смета доходов и расходов государства на опр

Доходы и расходы бюджета
Доходы бюджета формируются за счет налогов, поступлений от государственного имущества и от внешней торговли, за счет государственных займов. Расходы бюджета в зависимости от их экономическ

Дефицит и профицит бюджета
Дефицит бюджета - отрицательное бюджетное сальдо, характеризует превышение расходов бюджета и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, опре

Элементы налога и их характеристика
Выделяют: 1. Субъекты налогообложения (налогоплательщики) – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог. 2. Объект налогообложения –

Способы уплаты налогов
Выделяют: 1.Уплата налога по декларации: Налогоплательщик заполняет документ и предоставляет в налоговые органы. На основе декларации налоговый орган исчисляет налог и вруч

Государственное регулирование: сущность понятия
Государственное регулирование экономики - одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и т

Фискальная политика: сущность, виды
Фискальная политика – это государственное регулирование экономики, осуществляемое правительством с помощью налогов и государственных расходов. Целью фискальной политики являетс

Денежно-кредитная политика: сущность, инструменты
Денежно–кредитная политика – это совокупность инструментов (мероприятий) государственного регулирования экономики; это комплекс мер, используемых финансовыми властями страны дл

Экономический рост: сущность, измерение
Экономический рост – это увеличение масштабов совокупного производства и потребления в стране, характеризуемое такими макроэкономическими показателями, как валовой национальный

Типы экономического роста
Различают: 1. Экстенсивный экономический рост; 2. Интенсивный экономический рост. В реальной жизни экстенсивный и интенсивный типы экономического роста в чистом виде не с

Факторы экономического роста
В целом, в современной экономической теории принято выделять факторы, «лежащие на стороне совокупного предложения». К последним относятся: 1 Фактор – затраты труда.

Валюта: сущность, виды
Валютаимеет ряд определений: 1) (от итал. valuta и от лат. valeo - стою) - денежная единица, лежащая в основе денежной системы того или иного государства (например, рубль в Рос

Валютный курс
Валютный курс - соотношение национальных валют; это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны. Для более точной оценки иностранной валюты

Платежный баланс
Платежный баланс - представляет собой систематизированную оценку экономических операций между резидентами страны и нерезидентами, связанных с получением и платежами денежных ср

1. Экономическая сущность налогов, налоги в финансовой системе государства

Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Его следует рассматривать одновременно как экономическое, хозяйственное и политическое явление.

Современные определения налога делают акцент на принудительных характер налогообложения и на отсутствие прямой связи между выгодой гражданина и налогами

Налоговый кодекс РФ дает такое определение налогу:

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств , в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований .

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т. е. централизованных финансовых ресурсов. Никакое государство не может существовать без взимания налоговых платежей

Налоги – это важнейшая форма аккумуляции средств бюджетом

Налоги, являясь главным источником бюджетных доходов, задают не только параметры постатейного финансирования расходов, но и служат основой для территориального распределения финансовых ресурсов. C этих позиций бюджетно-налоговая политика должна быть направлена на сбалансирование интересов центра и территорий, определение четких пропорций распределения налоговых платежей по звеньям бюджетной системы .

2. Функции и элементы налогов, их характеристика. Классификация налогов

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Функции налогов :

1. фискальная – основная, она формирует доходы, аккумулируя в бюджете и внебюджетных фондах средства для реализации гос. программ.

2. социальная – неравное налогообложение разных сумм доходов и социальных слоев

3.контрольная – отслеживание своевременности и полноты налоговых поступлений в бюджет и определение необходимости реформирования налоговой системы и бюджетной политики.

4. регулирующая - посредством налоговых механизмов выполняет те или иные задачи налоговой политики государства

Стимулирующая (льготы и освобождения - с/х производители)

Дестимулирующая (повышение налоговых ставок – игорный бизнес)

Воспроизводственная (аккумулирует средства на восстановление используемых ресурсов)

Согласно российскому законодательству, налог считается установленным лишь тогда, когда определены следующие элементы налогообложения :

Субъект налогообложения (лицо, на которое возложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств)

Налоговый закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в специальном порядке представительным органом государственной власти и регулирующей общественные отношения в налоговой сфере

К законам общего действия относятся законы, регулирующие вопросы статуса налоговых органов или налогового производства. Законы о конкретных налогах регулируют порядок исчисления и уплаты налоговых платежей одного вида

Другие нормы, регулирующие налоговые отношения могут содержаться не только в специальных налоговых законах, но и в финансовых законах.

("4") Указы Президента устанавливают самостоятельные нормы права , а также носят характер поручений органам управления по разработке нормативных актов по налогообложению.

Постановлениями Правительства устанавливаются ставки акцизов и таможенных пошлин, рассчитывается индекс инфляции при расчете налогооблагаемой прибыли и т. д.

Наиболее общие подходы к вопросам налогообложения закреплены в конституции РФ

Основой налогового права и законодательства РФ в настоящее время служит Налоговый кодекс РФ.

Кодекс устанавливает систему налогов, взимаемых на территории РФ, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ

5. Налогоплательщики, их права и обязанности. Порядок постановки на учет

Субъект налогообложения - лицо, на которое возложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Налог непременно должен сокращать доходы субъекта налогообложения.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются орг. и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций уплачивают налоги по месту их нахождения.

Налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах , порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах;

3) использовать положенные им налоговые льготы при

4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит ;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов , пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

("5") 11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) требовать соблюдения налоговой тайны;

14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения

4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете ";

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах

7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные налоги;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

орг. и ИП – помимо перечисленных обязанностей, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения орг., месту жительства индивидуального предпринимателя :

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Кодекса

Постановка на учет

При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные:

фамилия, имя, отчество;

дата и место рождения;

место жительства;

данные паспорта или иного удостоверяющего личность налогоплательщика документа;

данные о гражданстве.

Постановка на учет происходит в течение 5 дней с момента представления всех необходимых документов, в этот же срок выдается уведомление о постановке на учет

Если налогоплательщик изменил место нахождения или место жительства, снятие с учета налогоплательщика осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете

Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения или новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения или прежнему месту жительства налогоплательщика.

Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.

("7") Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях.

Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

На основе данных учета федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной,

7. Налоговый контроль: виды, цель проведения, сущность

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

8. Налоговая система РФ, ее структура

Налоговые органы вправе:

1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом;

3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов либо в связи с налоговой проверкой

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков

6) осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.

7) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

8) требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки по налогам и сборам и пени

10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

("8") 11) требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков сумм налогов и пени;

12) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

13) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

14) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности ;

15) создавать налоговые посты

16) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

Одним из способов обеспечения налогового контроля является постановка на учет в налоговых органах физических и юр. лицу, а также имущества, являющегося объектом налогообложения, по территориальному принципу.

10. Налоговая декларация, ее сущность и области применения.

Ст. 80. Налоговая декларация. «Налоговая декларация» (НД) «представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога».

НД представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате, если не предусмотрено иное. Представляется в налоговый орган по месту учета по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством РФ. Бланки НД предоставляются налоговыми органами бесплатно. Может быть представлена лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии НД и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии о принятии и дату ее представления. При получении НД по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику квитанцию о приемке в электронном виде.

При отправке НД по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. В НД указывается ИНН.

Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщика включения в НД сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов.

Ст. 81. Внесение дополнений и изменений в налоговую декларацию. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им НД неотражения/неполноты отражения/ошибок налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в НД. Если заявление о дополнении и изменении НД производится до истечения срока подачи НД, она считается поданной в день подачи заявления.

Если делается после истечения срока подачи НД, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если обнаружил самостоятельно. Если делается после истечения срока подачи НД и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом, либо о назначении выездной налоговой проверки. При условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

11. Налог на прибыль (НП) орг.: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, налоговый период.

Ст. 246. Налогоплательщики. Налогоплательщиками НП орг. признаются: российские орг.; иностранные орг., осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Ст. 247. Объект налогообложения. Объектом налогообложения по НП (далее - налог) признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается:

1) для российских орг. =доходы-расходы;

2) для иностранных орг., действующих через постоянные представительства, - полученные через эти представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими представительствами расходов;

3) для иных иностранных орг. - доходы, полученные от источников в РФ.

Ст. 274. Налоговая база. Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ, подлежащей налогообложению. Налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка. Доходы и расходы учитываются в денежной форме. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются, если иное не предусмотрено НК РФ, исходя из цены сделки.

При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае, если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю, а убытки принимаются в целях налогообложения в порядке и на условиях, установленных ст. 283 НК РФ.

При исчислении налоговой базы не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу. Налогоплательщики, являющиеся орг. игорного бизнеса, а также орг., получающие доходы от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности.

При этом расходы орг., занимающихся игорным бизнесом, в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов орг. от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, в общем доходе орг. по всем видам деятельности.

("11") Аналогичный порядок распространяется на орг., перешедшие на уплату налога на вмененный доход, а также на орг., получающие прибыль (убыток) от С-Х деятельности.

Налогоплательщики, применяющие в соответствии с НК РФ специальные налоговые режимы, при исчислении налоговой базы по налогу не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.

Для банков – с учетом ст. 290-292 НК РФ. По страховщикам - с учетом ст. 293 и 294 НК РФ. По негос. пенсионным фондам устанавливаются с учетом положений ст. 295 и 296 НК РФ. По профессиональным участникам рынка ценных бумаг устанавливаются с учетом положений ст. 298 и 299 НК РФ. По операциям с ценными бумагами устанавливаются в ст. 280 с учетом положений ст. 281 и 282 НК РФ. По операциям с финансовыми инструментами срочных сделок устанавливаются с учетом положений ст. 301-305 НК РФ.

Ст. 284. Налоговые ставки. Налоговая ставка устанавливается в размере 24% (= 6,5% фед. бюджет + 17,5% бюджеты субъектов РФ(законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий, но не ниже 13,5%.). Налоговые ставки на доходы иностранных орг., не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство: 20% и 10% (от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок).

Доходы от дивидендов: 1) 9% - по доходам, полученным от рос. орг. российскими орг. и физ. лицами - налоговыми резидентами РФ; 2) 15% - по доходам от рос. орг. иностранными орг., а также по доходам, полученным рос. орг. от иностранных орг. По долговым обязательствам – в зависимости от типа, даты эмиссии и срока погашения.

Суммы, исчисленные по ставкам, установленным ин. орг-ям, по дивидендам и долговым обязательствам подлежат зачислению в фед. бюджет.

Ст. 285. Налоговый период - календарный год . Отчетный период - 1 квартал, полугодие и 9 мес. (для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли - помесячно)

12. Доходы, учитываемые при налогообложении прибыли, их классификация и порядок определения

Ст. 248. Порядок определения доходов. Классификация доходов: 1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущ. прав; 2) внереализационные доходы .

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК налогоплательщиком покупателю. Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета. Имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущ. прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

Доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте или УЕ, учитываются в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях. Пересчет производится в зависимости от выбранного в учетной политике метода признания доходов.

Ст. 249. Доходы от реализации. Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) и имущ. прав. Определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

13. Внереализационные доходы и расходы: состав и содержание.

Статья 250. Внереализационными доходами признаются, доходы:

В виде процентов, полученных от кредита, банковского вклада, по договорам займа , ценным бумагам и другим долговым обязательствам; от долевого участия в других организациях в виде положительной (отрицательной) разницы курсов валют от предоставления прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности; в виде уплаты должником штрафов или иных санкций за нарушение условий договора, а также возмещения убытков; от сдачи имущества в аренду; ("12") в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг). в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном периоде; в виде положительной курсовой разницы от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований. в виде сумм кредиторской задолженности , списанной в связи с истечением срока исковой давности ; в виде стоимости излишков материально-произв-ных запасов; в виде доходов, полученных от операций с финансовыми инструментами срочных сделок; в виде стоимости книжной продукции и продукции СМИ, подлежащей замене при возврате или списании.

Статья 265. Внереализационные расходы:

Доходы и расходы бюджета

Доходы бюджета формируются за счет налогов, поступлений от государственного имущества и от внешней торговли, за счет государственных займов.

Государственный бюджетный дефицит - это разница между расходами (G ) собранными налогами (T ) за данный период:

Дефицит Бюджета ≡ G - T

Может возникнуть не только из-за снижения поступления налогов, но и в связи с изменением нормативов потребления ресурсов, превышением расходов и др. Если G превышает T , государство должно занять у общества чтобы профинансировать свой дефицит. Оно это делает путем продажи Казначейских обязательств и облигаций. В этом случае, часть сбережений домашних хозяйств (S ) поступает правительству.

Если государственные закупки равны налогам минус трансферты, то G = T, и у государства сбалансированный бюджет. Если G > T, тогда у государства имеется бюджетный дефицит. Если G < T, тогда у государства бюджетный профицит. Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета, то обычно принимается решение о сокращении расходов бюджета. Процедуру изменения статей бюджета в ходе его исполнения называют секвестр.

Таблица 72

Доходы и расходы федерального бюджета

Налоги - это обязательные индивидуально безвозвратные и безвозмездные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц по ставке, установленной в законодательном порядке с целью финансирования производства общественных благ и услуг, а так же для контроля над величиной частных расходов.


Экономическая сущность налогов выражается в перераспределении государством национального дохода для удовлетворения общегосударственных потребностей (Национальный доход - сумма всех доходов за год в виде з/пл, промышленной и торговой прибыли, % на вложенный капитал и земельной ренты).

Государство существует за счет налогов и займов. Займы необходимо отдавать. Поэтому налоги как источник поступления средств более желательны для государства. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, без заключения договора с налогоплательщиком и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке.

Функции налогов и их взаимосвязь :

2.3. регулируются доходы населения (ставка подоходного налога зависит от доходов граждан);

3. Перераспределительная (социальная) - налоги взимаются в бо льшем размере с обеспеченных слоев населения, а потом в виде социальной помощи поступают к малоимущим слоям населения .

Классификация налогов :

I. В зависимости от уровня их установления и изъятия - деление по уровням устанавливает, в чьей компетенции находится тот или иной налог, а поступать он может в бюджеты всех уровней.

1. федеральные - на уровне Российской федерации (всего 25 налогов). Например, НДС, налог на прибыль, таможенные пошлины и др.;

2. региональные - на уровне субъектов Федерации (6 налогов). Например, налог на имущество предприятий, ЕНВД и др.;

3. местные - на уровне городов и районов (всего 22 вида). Например, земельный налог, налог на имущество физических лиц, регистрационный сбор за предпринимательскую деятельность, за право торговли и др.

II. В зависимости от связи с объектом налогообложения:

1. прямые налоги - налоги устанавливаются непосредственно на доход, имущество или капитал (прямая форма обложения). Налоговое бремя не может быть переложена на третьих лиц. Их еще называют налоги на владение. Относят: налог на прибыль, земельный налог и др.

2. косвенные налоги - налоги на товары и услуги, включаются в цены товара или тарифы услуг, то есть устанавливаются в виде надбавки к цене. Тяжесть налогового бремени обычно перераспределяется между продавцом товара и его покупателем. Производитель товара при его реализации получает налоговые суммы, которые потом перечисляет государству. Налогообложению подвергаются финансовые операции, хозяйственные обороты. Их еще называют налоги на потребление. Относят акцизы, НДС.

Новое на сайте

>

Самое популярное