Домой Хоум Кредит Банк Энергетика и устойчивое развитие.

Энергетика и устойчивое развитие.

4 показателя по отходам,

Использование транспорта.

Минимальный список базовых индикаторов предлагается странам для апробирования и подготовки национальных программ.

Пример структуры системы индикаторов «тема – подтема - индикатор» для России приведен в разделе 2.1.5., в таблице 3.

2.1.2. Система экологических индикаторов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Широкое признание в мире получила система экологических индикаторов ОЭСР. Членами этой организации являются 30 экономически развитых государств Европы, Северной Америки, Азиатско-Тихоокеанского региона (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Австралия, Канада, США, Мексика, Польша и др.).

Страны ОЭСР развивают программу экологических индикаторов, начиная с 1990 г., на основе следующих требований:

Согласование терминологии и концептуальных рамок, общих для стран ОЭСР;

Идентификация и определения индикаторов по следующим критериям.

Критериями для отбора индикаторов служат:

1) актуальность для реализуемой политики,

2) измерение этих индикаторов в большинстве стран,

3) регулярное использование их в аналитических обзорах и исследованиях по окружающей среде.

Индикаторы используются для трех главных целей: отслеживания прогресса в показателях окружающей среды; лучшей интеграции экологических интересов в секторальную политику; лучшей интеграции экологических интересов в экономическую политику .

Типы индикаторов ОЭСР и сферы их применения представлены на рис. 1.

Рис. 1. Типы и области применения индикаторов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

Предполагается, что система индикаторов ОЭСР даст возможность прояснить связи между состоянием экономики и охраной окружающей среды , что позволит повысить информированность общественности и будет способствовать проведению интегрированной политики.

В основе индикаторов ОЭСР лежит модель ДСР (давление-состояние-реакция). Модель ДСР (рис. 2) выявляет причинно-следственные связи между экономической деятельностью и экологическими и социальными условиями и помогает лицам, принимающим решения, и общественности увидеть взаимосвязь этих сфер и выработать политику для решения возникающих проблем. Поэтому она представляет собой механизм отбора и организации показателей в удобной форме. Однако это не означает игнорирования более сложных отношений в экосистемах, а также экономико-экологических и социально-экологических взаимосвязей.

DIV_ADBLOCK48">

Экологическое состояние связано с качеством окружающей среды и количеством и качеством природных ресурсов. Как таковые, они отражают конечную цель природоохранной политики. Показатели экологического состояния созданы с таким расчетом, чтобы давать обзор экологической ситуации и ее развития во времени. Примерами их являются: концентрации загрязняющих веществ в окружающей среде; превышение критических нагрузок; влияние определенного уровня загрязнения на население или снижение качества окружающей среды и связанное с этим воздействие на здоровье людей; состояние флоры и фауны и запасов природных ресурсов.

Индикаторы влияния выражают последствия от изменений в состоянии окружающей среды для тех, кто прямо или косвенно использует ресурсы окружающей среды. В качестве примеров можно привести индикаторы, влияющие на здоровье, затраты на очистку сточных вод , изменения в сельскохозяйственной продуктивности пахотных земель. Индикаторы влияния также включают временные параметры и индексы влияния на аспекты человеческого благосостояния. Широко известные примеры – валовый национальный продукт (ВНП), индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который является индикатором качества жизни.

Показатели реакции отражают реакцию общества на экологические проблемы. Они связаны с коллективными и индивидуальными действиями и реакциями, направленными на смягчение, адаптацию или предотвращение отрицательного влияния на окружающую среду, вызванного человеческой деятельностью, или на сохранение природы и природных ресурсов. Примерами показателей общественной реакции являются: затраты на охрану окружающей среды, природоохранные налоги и субсидии, структура ценообразования , доля рынка, приходящаяся на экологически чистые товары и услуги, темпы сокращения загрязнения, уровень вторичной переработки продуктов.

Модель ДСР ОЭСР легла в основу многих других систем индикаторов, в частности, Европейских индикаторов воздействия Евростата. Экологические показатели ОЭСР регулярно используются в обзорах природоохранной деятельности и других аналитических работах; с их помощью можно отслеживать процесс интеграции принятия экономических и природоохранных решений, анализировать политику в сфере охраны природы и оценивать результаты природоохранной деятельности. Кроме этого, они применяются в более широкой программе ОЭСР по разработке показателей устойчивого развития.

2.1.3 Система индикаторов для улучшения управления природопользованием в Центральной Америке.

Система индикаторов, разработанная для улучшения управления природопользованием построена как и в схеме ОЭСР, (т. е. с использованием тех же четырех типов индикаторов: давление, состояние, воздействие, реакция) построена в Центральной Америке («Developing indicators. Experience from Central America». The World Bank, UNEP, CIAT 2000). Исследования осуществлены Всемирным Банком совместно с Программой ООН по окружающей среде (UNEP) и Международным центром тропического сельского хозяйства (CIAT). Отличительная особенность проекта - представление индикаторов в виде геоинформационных систем , что делает материал более наглядным и облегчает планирование и принятие решений. Индикаторы отражают все сферы функционирования общества: экономическую, экологическую, социальную, эколого-экономическую, социально-экономическую, социально-экологическую, и их взаимодействие. Для соответствия институциональной структуре индикаторы организованы по основным проблемам развития - использование земли , вырубка лесов, потребление свежей воды, инфраструктура, природные катастрофы.

Анализ осуществляется в три этапа: использование индексов, затем базовых индикаторов, и, наконец, дополнительных индикаторов. Всего было выделено 11 индексов, 68 базовых индикаторов и 114 дополнительных индикаторов, которые должны способствовать анализу для принятия решений. Индексы фиксируют проблему и необходимость дальнейшего анализа.

Земля - индекс использования земли.

Леса - индекс риска для лесов.

Вода - индекс уязвимости водных ресурсов.

Биоразнообразие - степень освоенности земель.

Морские и прибрежные ресурсы - индекс риска для прибрежных территорий.

Атмосфера - индекс выбросов парниковых газов.

Энергия – использование электроэнергии на душу населения.

Социальное развитие - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

Экономическое развитие - ВВП на душу населения.

Инфраструктура - индекс достижимости.

Природные катастрофы - индекс климатического риска.

Предложенные индексы используются в различных исследованиях, в частности, в ежегодном докладе Института мировых ресурсов (World Resources Institute). Индексы построены на обобщении информации по каждой из выделенных проблем и объектов, как, например, ИРЧП, отражающий ожидаемую продолжительность жизни, образовательный уровень и доходы.

Отбор индикаторов был также опробован применительно к лесному сектору стран Центральной Америки .

2.1.4 Индикаторы мирового развития Всемирного Банка

Всемирный Банк можно назвать мировым лидером по индикаторам устойчивого развития. Ежегодный доклад Всемирного Банка «Индикаторы мирового развития» («The World Development Indicators») позволяет оценить продвижение к целям, поставленным ООН - экономическому росту и борьбе с бедностью. Показатели сгруппированы в 6 разделов:

· население,

· окружающая среда,

· экономика,

· государство,

Ключевые характеристики общего раздела, используемые для определения удельных показателей во всех остальных разделах, - численность населения, территория и ВВП. Все показатели представлены в динамике, начиная с 1980 г., что позволяет анализировать долгосрочные мирохозяйственные тенденции.

Для изучения и сравнения развития стран мира анализируется информация по более чем 550 показателям. Из данных последнего доклада можно сделать вывод о начале преодоления глобального финансового кризиса 1997 г. и об отсутствии прогресса в снижении бедности в большинстве регионов мира.

На основе «Индикаторов мирового развития» Всемирный Банк с 2000 г. выпускает краткий «зеленый» справочник («The Little Green Data Book»). Показатели из «зеленого» справочника Всемирного Банка для Российской Федерации за 2000 г. приведены в разделе 2.1.5.

2.1.5 Системы индикаторов устойчивого развития для России.

Система индикаторов «тема – подтема - индикатор» для России приведен в таблице 2. Всего выделено 42 индикатора, из которых подавляющее большинство рассчитывается на основе официальных статистических данных и небольшая часть основана на ведомственной информации (Росгидромет) и разовых обследованиях и оценках.

Таблица 2

Базовые индикаторы устойчивого развития

Тема

Подтема

Индикатор

Атмосфера

Изменение климата

1. Эмиссия СО2 при потреблении органического топлива (данные Росгидромета)

2. Эмиссия парниковых газов

Качество воздуха

3. Концентрации приоритетных загрязняющих воздух веществ на городских территориях (данные Росгидромета)

4. Эмиссия вредных веществ, суммарная и по классам опасности

Сельское хозяйство

5. Земли сельскохозяйственного назначения

6. Использование минеральных удобрений

7. Использование пестицидов

8. Лесопокрытая площадь, в % к общей земельной площади

10. Интенсивность вырубок леса (использование расчетной лесосеки)

Опустынивание земель

11. Земли, подвергшиеся опустыниванию (региональные оценки, разовые оценки)

Урбанизация

12. Земли населенных пунктов

13. Земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения

Рыболовство

14. Годовой вылов важнейших видов по основным бассейнам

Пресная вода

Количество воды

15. Годовой забор подземных и поверхностных вод, в % от общих запасов имеющейся воды

16. Объем оборотной и последовательно используемой воды в процентах к забору воды из водных источников

Качество воды

17. Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы

18. Сброс загрязняющих веществ в поверхностные водоемы

Биоразнообразие

Экосистемы

19. Земли особо охраняемых природных территорий (заповедники и национальные парки)

20. Охраняемые территории, в % к общей площади

21. Наличие основных выбранных видов (разовые оценки)

Экономическая структура

Экономические показатели/

Результаты

22. ВВП на душу населения

23. Доля инвестиций в ВВП

24. Коэффициент обновления основного капитала

25. Производительность труда

26. «Истинные сбережения» (оценка)

Торговля

27. Торговый баланс в товарах и услугах

Финансовое положение

28. Доля долга в ВНП

29. Уровень инфляции

Модели потребления и производства

Потребление материалов

30. Интенсивность использования материалов (материалоемкость)

Использование энергии

31. Годовое потребление энергии на душу населения

32. Доля возобновляемых источников энергии

33. Интенсивность использования энергии (энергоемкость)

Образование и управление отходами

34. Образование токсичных отходов (по классам)

35. Использование и обезвреживание токсичных отходов

Транспорт

36. Число легковых автомобилей на 1000 населения

Уровень благосостояния населения

Занятость

Распределение доходов

39. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

40. Обеспеченность населения жильем

41. Удельный вес числа семей, состоящих на учете на получение жилья

Рекреация

42. Детские оздоровительные учреждения

Источник:

Показатели Всемирного Банка из краткого «зеленого» справочника для Российской Федерации представлены в таблице 3.

Таблица 3

Показатели по Российской Федерации из краткого «зеленого» справочника Всемирного Банка, 2006 г.

Российская Федерация

Наименование индикатора

Значение

Численность населения, млн.

Численность городского населения (в % от общего)

ВВП, млрд. долл.

ВВП на душу, Atlas-метод (долл.)

Сельское хозяйство

Земельная площадь (1000 км2)

Сельскохозяйственная земля (в % от общей площади)

Ирригированные земли (в % от земель под зерновыми культурами)

Использование удобрений (100 г на 1 га пашни)

Плотность населения, сельского (человек на км2 пашни)

Леса и биоразнообразие

Лесная площадь (в % от общей земельной площади)

Годовое обезлесение (изменение в %,)

Национальные охраняемые территории, в % от площади земли

Млекопитающие, всего видов

Млекопитающие, видов под угрозой

Птиц, всего видов

Птиц, видов под угрозой

GEF индекс экономического эффекта биоразнообразия (0-100)

Энергия

ВВП на единицу использованной энергии (по ППС (2000 г.) на единицу эквивалента)

Коммерческие поставки энергии на душу (в кг нефтяного эквивалента)

Энергия возобновляемого топлива и отходов (% от общего)

Чистый импорт энергии (в % от коммерческого использования)

Использование электроэнергии на душу (кВт)

Выбросы и загрязнения

Эмиссия СО2 на единицу ВВП (кг на ВВП по ППС (2000 г.) в долл.)

СО2 эмиссия на душу (мегатонн)

Взвешенные частицы в крупных городах (мг/м3)

Пассажирские автомобили (на 1 тыс. населения)

Запасы пресной воды на душу населения (м3)

Потребление пресной воды

Общее (% от запасов пресной воды)

Доступ к очищенным источникам воды (% от общей численности населения)

в городах (в % от численности городского населения)

в сельской местности (в % от численности сельского населения)

в городах (в % от городского населения)

Окружающая среда и здоровье

Заболеваемость ОРЗ (% детей до 5 лет)

Заболеваемость диареей (% детей до 5 лет)

Смертность детей в возрасте до 5 лет (на 1000 рожденных)

Макроэкономические показатели

Валовые внутренние сбережения (в % от ВВП)

Потребление основного капитала (в % от ВВП)

Расходы на образование (в % от ВВП)

Истощение энергетических ресурсов (в % от ВВП)

Истощение минеральных ресурсов (в % от ВВП)

Чистое истощение лесных ресурсов (в % от ВВП)

Ущерб от выбросов СО2 (в % от ВВП)

Истинные (внутренние) сбережения (в % от ВВП)

У правление процессом устойчивого развития, оценка эффективности используемых средств, оценка уровня достигнутого требуют разработки критериев и показателей устойчивого развития или (согласно мировой терминологии) индикаторов устойчивого развития. Система показателей для процесса устойчивого развития играет ключевую роль в выявлении состояния системы «природа- хозяйство-население» и коррекции ее на основе разработки программ. Проблема выбора показателей устойчивого развития широко обсуждается в мире, ею занимается Департамент политической координации и устойчивого развития ООН. Эта проблема рассматривается на международных конференциях и семинарах.

Классификация показателей устойчивого развития

Разработка показателей устойчивого развития представляет собой сложную научную проблему. Над ее решением работают многие научные коллективы в нашей стране и за рубежом. Для характеристики устойчивого развития имеется ряд показателей, которые можно рассматривать на разных иерархических уровнях: глобальном, национальном, региональном, локальном, отраслевом, даже для отдельных населенных пунктов. Однако предполагаемые показатели во многом носят дискуссионный характер и не получили общего признания в мировой практике. Разработка показателей устойчивого развития еще далека от решения. Ключевыми должны быть глобальные показатели, на базе которых могут формироваться национальные и которые могут дополняться региональными и локальными. В соответствии с проектом Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации (М.: Минэкономики России, 1997), показатели устойчивого развития на национальном Уровне можно разделить на показатели окружающей среды, экономики и социальной сферы.

Показатели окружающей среды:

  • потребление чистой первичной продукции - изменения;
  • потери чистой первичной продукции при ее потреблении;
  • площади ненарушенных хозяйственной деятельностью территорий и их прирост;
  • потребление природных ресурсов: земель, леса, растительных и животных (рыбных) ресурсов, минерального сырья, воды - тенденции; истощение запасов природных ресурсов - изменение темпов;
  • загрязнение природных сред: воздуха, воды, почв, растительного и животного мира; выбросы и накопления загрязнителей в средах: газообразных, жидких, твердых - тенденции;
  • выбросы и накопления в окружающей среде особо опасных и радиоактивных отходов - тенденции;
  • биоразнообразие - темпы изменения;
  • площадь особо охраняемых территорий - прирост; озоновый слой, изменения;
  • техногенные и природные аварии, число, ущерб - тенденции;
  • затраты на природоохранные мероприятия.

Все эти показатели могут быть представлены в абсолютном и в относительном выражении (в процентах, долях единиц и т. д.), а также рассчитаны на единицу площади, душу населения или единицу времени.

Показатели экономики:

  • объем валового национального продукта - тенденции изменений;
  • материалоемкость и энергоемкость ВВП;
  • изменения структуры хозяйства;
  • производительность труда;
  • использование отходов, их переработка;
  • снижение производства опасных и радиоактивных отходов;
  • прирост запасов минерального сырья;
  • доля экспорта природных ресурсов во внешней торговле, в том числе естественных биологических ресурсов.

Показатели социальной сферы.

В их составе можно выделить показатели состояния здоровья, качества жизни, социальной активности и демографические показатели.

Показатели здоровья:

  • продолжительность жизни (ожидаемая при рождении и фактическая);
  • смертность (общая, детская, от различных причин);
  • заболеваемость (общая и от различных причин);
  • осуществление мер по профилактике заболеваний;
  • обеспеченность врачебной помощью;
  • доступность полноценного отдыха во время отпуска;
  • уровень травматизма на производстве и в быту;
  • масштабы курения, алкоголизма, наркомании.

Показатели качества жизни:

  • наличие мест приложения труда и их соответствие структуре трудовых ресурсов;
  • уровень доходов, разрыв между высокообеспеченными и низкообеспеченными категориями граждан;
  • доступ к образованию и профессиональной подготовке;
  • доступ к информации;
  • обеспеченность жильем и местами отдыха;
  • наличие здоровой среды обитания в местах постоянного проживания населения;
  • наличие экологически чистых продуктов питания, масштабы их потребления;
  • удовлетворение познавательных и культурных потребностей;
  • обеспечение личной безопасности граждан.

Показатели социальной активности:

  • участие в выборах и референдумах;
  • участие в деятельности общественных организаций, в том числе экологических;
  • деятельность общественных экологических экспертиз (количество рассмотренных проектов);
  • сотрудничество общественных, частных и государственных организаций.

Демографические показатели:

  • численность населения, в том числе городского и сельского;
  • плотность населения;
  • численность мужчин и женщин;
  • рождаемость, в том числе в различные периоды репродуктивного возраста у женщин;
  • естественный прирост населения;
  • возрастной состав населения;
  • число регистрируемых браков и разводов;
  • национальный состав населения;
  • изменение численности и структуры экономически активного населения;
  • миграция населения и др.

Как указывалось выше, проблема показателей устойчивого развития еще требует своего решения. Предлагаемые показатели следует рассматривать только как предварительную схему. Она требует изменений, дополнений. Кроме того, любой список показателей со временем будет изменяться и уточняться. Каждый показатель сам по себе также может разбиваться на более дробные показатели. Некоторые показатели требуют поиска количественного выражения. Наконец, показатели требуют придания им определенного веса (приоритета) в показателях той или иной группы.

Для многих показателей исключительно важно пространственное их распределение, поэтому в процессе реализации стратегии устойчивого развития важную роль должны играть географические информационные системы (ГИС), включающие кадастры природных явлений и пространственные характеристики экономики, населения и социальной сферы.

Важное значение при этом принадлежит обоснованию региональных показателей регулирования природопользованием; обоснование интегральных индикаторов регионального устойчивого развития; применение эколого-экономических балансов как формы комплексного территориального кадастра природных ресурсов; разработка методических принципов и подходов по применению на региональном уровне показателя ВВП с учетом экологического фактора («зеленого» ВВП) для системы учета и социальной оценки природных ресурсов и экологических благ.

Обобщение зарубежного и отечественного методологического опыта в разработке показателей эколого-экономического развития устанавливает следующие тенденции.

1) Рост количества показателей, используемых для оценки устойчивого развития, делает необходимым их классификацию. К эколого-экономическим показателям предлагается относить всю совокупность показателей, характеризующих отношения в системе «общество-природа». К показателям устойчивого развития рекомендуется относить показатели балансового типа, показывающие соотношение между «запасом природного капитала» и степенью его потребления с учетом компенсационных мер.

2) Для каждого уровня показателей устойчивого развития - глобального, национального и регионального - определяется ведущий фактор. К примеру, на региональном уровне возрастающую роль получает человеческий (социальный) фактор.

3) Интегральные показатели, куда относится откорректированный с учетом экологического фактора ВВП, региональный «экопродукт» и индекс потенциала человеческого развития, используются для мониторинга процессов перехода к устойчивому развитию.

4) На уровне региона сохраняется значение как покомпонентных показателей (при общем увеличении их числа), также возрастает роль интегральных показателей, в частности оценки природно-ресурсного и человеческого потенциала. В рамках региональных программ эколого-экономического развития используются покомпонентные показатели, которые с использованием интегральных эколого-экономических счетов могут быть переведены в интегральные показатели.

В свою очередь комплексная система региональных эколого- экономических показателей при переходе на устойчивое развитие региона может включать:

  • экономические показатели, сбалансированные с окружающей средой;
  • показатели экологического благополучия, взаимоувязанные по схеме «нагрузка - состояние - ответные меры», объединенные в группы: 1) экологическая безопасность; 2) сохранение биоразнообразия; 3) нагрузка на окружающую среду; 4) качество жизни населения; 5) экологическая политика.

Для указанных целей могут также использоваться интегральные эколого-экономические показатели, например, индекс экологического обеспечения развития человеческого потенциала и региональный экопродукт.

Международными организациями ООН разработана методика оценки развития человеческого потенциала (ИРЧП), который включает ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования, грамотность и реальный ВВП на душу населения. В идеальном варианте этот показатель равен единице - когда фактические значения по перечисленным параметрам совпадают с максимальными значениями.

По индексу РЧП Россия в целом имеет значение 0,804. По мнению Т. Э. Петровой, данный показатель следует дополнить экологической составляющей, а именно отразить в нем также степень обеспеченности населения экоуслугами (экоблагами). К экоуслугам в нашем случае отнесена часть природного потенциала, фактически используемая обществом и оцениваемая в стоимостной форме.

Согласно исследованиям И. П. Глазыриной, опубликованным в Работе «Природный капитал в экономике переходного периода» (2001) и разработкам других представителей школы экологической экономики, природный капитал выполняет следующие основные экосистемные функции и представляет экологические услуги.

Для отдельных регионов и экосистем следует учитывать не только оздоровительные функции данных экосистем для местного населения, но и их вклад в улучшение глобальной экологической ситуации.

В дальнейшем необходимо получение зональных (нормативных) стоимостных объемов экоуслуг в расчете руб./1 га различных типов экосистем (лесной, степной, распаханной территории и т. д.), которые могут использоваться при оценке будущих и настоящих потерь природоресурсного потенциала в регионе, для развития системы платежей (в частности, за перевод из лесных земель в нелесные) с поступлением платежей не ресурсопользователям, а в специальные фонды устойчивого развития.

Экологическая экономика предлагает стоимостные методы интерпретации показателей устойчивого развития, совместимых с действующей системой экономических платежей и налогов. Ее инструментами являются оценки износа природного капитала - потерь и убытков при различных формах экологически неблагоприятной общественной деятельности. В конкретном случае - при переводе земель из лесных в нелесные, в обобщенном виде - при потреблении природно- ресурсного потенциала региона. При этом важно провести более полный учет интересов участников процесса природопользования для оценки местной или общенациональной экономической выгоды при переходе к устойчивым видам природопользования.

Анализ имеющегося опыта развитых зарубежных стран в области разработки показателей эколого-экономического развития свидетельствует о возрастании региональных показателей качества жизни и многофункционального использования экосистем. Расширение использования экономических оценок свидетельствует о дальнейшем внедрении в практику принятия решений экологического фактора. Новые подходы к эколого-экономическому развитию больше всего сказываются на изменении концепции эколого-экономического программирования и связанной с ней системой показателей. Административные органы регионального уровня придерживаются практики самостоятельного установления целей устойчивого развития, исходя из собственных финансовых и институциональных возможностей.

С этой точки зрения важное теоретическое и практическое значение имеет обоснование применения показателя экологически скорректированного ВВП («зеленого» ВВП). Несмотря на имеющиеся наработки, до настоящего времени отсутствует единство методических подходов по определению экономической сущности данного показателя. Под «зеленым» ВВП (продуктом экоразвития) в широком смысле понимается скорректированный общественный продукт, который включает итог изменения всех экологических активов, ресурсов и благ. При этом, как отмечает И.П. Глазырина, могут использоваться различные типы показателей для определения «зеленого» ВВП.

Показатель «зеленого ВВП», а точнее экопродукта, базируется на системе национальных счетов. Полностью копируя их схему, из общего экономического истока инвестиций и услуг вычленяются секторы, вовлеченные в потребление окружающей среды и природных ресурсов. Дополнительно вводятся расчеты, отсутствующие в традиционном ВВП, - косвенные оценки деградации (или улучшения) ресурсов окружающей среды - воды, воздуха, лесов, природных экосистем.

Использование показателя «зеленого» ВВП может расцениваться как показатель продвижения страны в направлении к устойчивому развитию, что особенно справедливо, например, в отношении Японии. Имея в начале 60-х гг. накопленный экологический ущерб в размере 6% ВВП, ей удалось в 1994 г. сократить эту величину до 1,2% ВВП, т.е. обеспечить сближение ВВП и «зеленого» ВВП. Под региональным экопродуктом понимается величина регионального внутреннего продукта за вычетом (с учетом) потребления (восстановления) природных ресурсов и ресурсов окружающей среды. По аналогии с макроэкономическим показателем, но с учетом региональной специфики, может быть разработан региональный «зеленый» продукт, который имеет форму эколого-экономического баланса региона. Его использование закономерно в условиях реформирования сложившейся системы связей между природопользователями и местной администрацией и требует создания принципиально новых структур принятия решений, а также информационного обеспечения при делегировании местной администрации прав собственности на природные ресурсы. Левая часть такого баланса - «Экологические активы» характеризует используемые обществом природные блага независимо, имеют ли они денежную оценку или нет, а правая часть - «Экологические пассивы» - характеризует обязательства, которые возлагаются на пользователя природных благ.

В настоящее время в России создаются предпосылки для стоимостной формы экологического учета в виде эколого-экономических балансов территории и отдельных регионов. На наш взгляд, главнейшим показателем устойчивого развития на национальном уровне является производство валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения с учетом экономического ущерба от загрязнения окружающей среды и других видов антропогенных воздействий.

По динамике данного показателя можно судить о степени устойчивого развития и его темпах.

Среди других показателей для характеристики устойчивого развития могут применяться следующие:

  • площадь особо охраняемых территорий и их прирост, а также их доля к общей территории (страны, региона и т. п.);
  • наличие здоровой среды обитания в местах постоянного проживания населения. Данный показатель определяется исходя из площади территорий природного комплекса города, района в расчете на душу населения;
  • показатель миграции населения, в том числе по социально- экологическим причинам и др.

В качестве одного из основных показателей устойчивого развили возможно использование индекса развития человеческого потенциала (введен Программой Развития ООН в 1990 г.), объединяющий показатели образования и уровня жизни по величине ВВП на душу населения.

Вопросы для обсуждения

  1. Дайте определение понятия «устойчивое развитие» и покажите его сущность.
  2. Расскажите о теоретических подходах к формированию концепции экологически устойчивого развития.
  3. Назовите принципы Декларации Рио-де-Жанейро: Конференции ООН 1992 г. по окружающей среде и развитию.
  4. Что такое ноосферный подход к концепции устойчивого развития и какова роль В.И. Вернадского в формировании данного учения?
  5. Покажите сущность природного капитала и задачи его сохранения в целях обеспечения устойчивого развития.
  6. В чем заключается экологическая регламентация хозяйственной и иной деятельности?
  7. Какова практика установления экологических ограничений (лимитов на выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещения отходов, лимиты на изъятие природных ресурсов из экосистемы и т. д.) в сфере природопользования и охраны окружающей среды?
  8. Дайте характеристику экономико-организационного механизма устойчивого развития и покажите особенности и механизмы обеспечения устойчивого развития на международном уровне.
  9. Назовите критерии и показатели, характеризующие устойчивое развитие.

Одно из условий устойчивого развития России – модернизация энергетического сектора, и в частности, развитие топливно-энергетического комплекса страны. Эти и многие другие вопросы российской энергетики эксперты обсудили на дискуссионной панели «Устойчивое развитие энергетики: как сделать желаемое доступным» в рамках Гайдаровского форума  2014.

Михаил Ковальчук, директор НИЦ «Курчатовский институт» отметил такие важные проблемы в энергетике, как стратегическое планирование и эффективное распределение энергетических ресурсов. По словам эксперта, глобальные экономические трудности во многом детерминированы нерациональным потреблением природных резервов. «Анализируя программу устойчивого развития, необходимо четко понимать, что мир вступил в новую фазу, и в ней мы должны комплексно оценивать возникающие на пути риски и, учитывая их, выстраивать свою энергетическую систему», – подчеркнул Михаил Ковальчук. В частности, несмотря на успехи России в ядерной и космической отраслях, вопрос эффективного выстраивания стратегии развития энергетической отрасли остается наиболее значимым для государства.

«В связи с этим Россию можно назвать высокотехнологичной державой, но мы еще недостаточно эффективны в области использования природных запасов, а потому у нас никогда не будет инновационной экономики европейского типа, поскольку в ней нет необходимости, – считает эксперт. – Но в России наблюдается очевидный платежный спрос на инновации в энергетической отрасли, и повышение эффективности в рамках государственной деятельности является на сегодня приоритетным фактором, обуславливающим устойчивое развития государства».

Энергетическая отрасль, по мнению Михаила Ковальчука, – ключевой механизм, отвечающий за качество и уровень жизни населения страны. В декабре 2012 г. Генассамблея ООН приняла резолюцию об объявлении 2014–2024 гг. Десятилетием устойчивой энергетики, аргументируя такое решение особым значением экологически устойчивого энергоснабжения для развития мирового хозяйства. Документ, кроме того, определил программу устойчивого развития энергетики, преследующую три основные цели: обеспечить населению всего мира доступ к энергетическим ресурсам, двукратно повысить энергоэффективность к 2030 году, а также увеличить в 2 раза долю возобновляемых источников энергии в общем балансе энергоресурсов. Основная задача резолюции – стимулировать государства наращивать энергетический потенциал за счет использования экологически безопасных технологий. Александр Новак, министр энергетики РФ подчеркнул, что Россия является главным инициатором обсуждения энергетической безопасности на площадках Саммитов G20 и G8, а также в 2010 году выступила с предложением о принятии международной конвенции о сотрудничестве государств в области энергобезопасности. К началу 2014 года Россия вошла в число ведущих стран по производству и добыче нефти (с 2000 года общий прирост составил около 200 млн тонн), а также подтвердила лидерство в газовой и угольной отраслях. По словам спикера, достигнутые показатели позволяют удовлетворять внутренние потребности страны и обеспечивать энергетическую безопасность для импортеров топливно-энергетических ресурсов по всему миру: общая доля России на мировом рынке энергоресурсов составляет 20%. «В 2013 году в отраслях ТЭК наблюдалась положительная динамика. Объем добычи нефти по сравнению с прошлым годом увеличился на 1%, газа – на 2%», – сообщил министр.

Александр Новак считает, что эффективной мерой поддержки развития отечественного ТЭК будет комплекс мер, направленных на привлечение инвестиций в отрасль производства. В их числе – законопроекты по модернизации системы налогообложения в топливно-энергетическом комплексе, реструктуризации нефтегазового комплекса, а также программа расширения рентабельных запасов драгируемого углеводорода. «Речь идет о стимулировании добычи трудноизвлекаемых запасов из месторождений со сложными географическими и геологическими условиями. Также принят пакет законов, поддерживающих программу разработки шельфовых месторождений», – уточнил министр энергетики РФ, отметив, что комплекс реализуемых мер станет серьезным стимулом для финансирования отечественного производства. Отдельным решением Правительства РФ, принятым в рамках утвержденных законопроектов, стала программа частичной либерализации экспорта сжиженного природного газа (СПГ), благодаря которой созданы дополнительные возможности для присутствия России на мировом рынке.

В то же время Сергей Пальцев, заместитель директора по экономическим исследованиям Массачусетского технологического института полагает, что при продуманной инвестиционной и ценовой политике «Газпром» вполне способен обойтись без сланцевого газа. Для добычи газа, залегающего под почти водонепроницаемыми породами, используют технологию гидроразрыва пласта, которая в последние годы благодаря инновационным разработкам приобрела широкое распространение, в частности, в США. Как топливо для электростанций сегодня дешевый сланцевый газ в Штатах вытесняет доминировавший ранее уголь. В Международном энергетическом агентстве (IEA) считают, что благодаря имеющейся в США нефти, дополненной добычей сланцевого газа, страна сможет сама удовлетворять все свои энергетические потребности к 2035 году. Китай наряду с другими странами мира также является потенциальным производителем сланцевого газа. Но пока КНР – самый крупный в мире производитель и потребитель угля и, как следствие, глобальный лидер по выбросам СО2 в атмосферу. Причем эксперты прогнозируют, что даже при переходе к добыче сланцевого газа Китай все равно сохранит за собой уголь, цена которого по-прежнему будет намного ниже прогнозируемой цены добытого здесь сланцевого газа. К тому же запасы газа в КНР находятся в гористой местности, в безводной пустыне Чинджан. Необходимость создания соответствующей инфраструктуры добавит 50% к стоимости газа для конечного потребителя в мегаполисах. В итоге ожидать снижения выбросов СО2, которое повлечет за собой сланцевая революция, по крайней мере, в Китае не приходится.

Более того, выбросы от сжигания сланцевого газа приплюсуются к карбоновым, но не заместят их. К тому же добыча сланцевого газа не замещает угольный рынок: например, в тех же США образуется избыток угля, который охотно покупают небогатые страны по низким ценам. В 2012 году США экспортировали рекордное количество угля – 104 млн тонн (из них 70% – в Европу). В том же 2012 году потребление угля в Великобритании возросло почти на треть, однако одновременно примерно с таким же сокращением производства газа.

Подводя итоги 2013 года, Александр Новак отметил значительный рост инвестиций в ТЭК. По экспертным оценкам, озвученным Министерством энергетики РФ, в нефтяной отрасли прирост составил около 65 млрд, на 50% выросли инвестиции в нефтеперерабатывающие заводы. «Россия сегодня активно занимается модернизацией нефтеперерабатывающей отрасли, инвестиции в которую составили порядка 270 млрд рублей, что дало возможность увеличить объемы производства бензина высокоэкологичного класса на 60%. Стимулирование инвестиций в нефтепереработку дало свои результаты, и сегодня российскими нефтеперерабатывающими заводами производится более высокоэкологичный класс топлива», – подытожил спикер.

По итогам десятилетней реформы Министерства энергетики РФ Россия имеет одну из лучших мировых моделей оптового и розничного рынков, а также более надежную систему энергообеспечения потребителей. Александр Новак также рассказал о работе над Энергетической стратегией России до 2035 года. Согласно экспертной оценке к 2035 году экономика страны вырастет в 2,5 раза, доля потребления топливно-энергетических ресурсов увеличится на 30%, а энергопотребления – на 60%. Данные прогнозы связаны с ожидаемым показателем уровня энергоэффективности, а также с увеличением доли возобновляемых источников энергии с 1% до 4–4,5%. «Сегодня в мире 2,6 млрд человек не пользуются современными методами отопления и приготовления пищи, а используют биомассу, более миллиарда человек не имеют доступа к электроэнергии. Это тот потенциал, который сегодня есть для развития энергетики», – отметил министр. В частности, в Энергетической стратегии России до 2035 года поставлена задача по увеличению доли производства электроэнергии атомными электростанциями с 16% до 22%.

Согласно экспертной оценке, к 2035 году экономика России вырастет в 2,5 раза, доля потребления топливно-энергетических ресурсов увеличится на 30%, а энергопотребления – на 60%.

Вопрос обеспечения энергоресурсами за счет увеличения использования атомной энергии был поднят на панельной дискуссии «Мирный атом как катализатор интеграции», проходившей на Гайдаровском форуме – 2013 «Россия и мир: вызовы интеграции». Широкое обсуждение в рамках темы инновационного развития получил вопрос о перспективах интеграционного взаимодействия в атомной отрасли, рассматривающийся в связи с постепенным отказом некоторых государств от использования атомной энергетики и переходом к использованию возобновляемых источников энергии. Несмотря на данный факт, экспертное сообщество в большинстве поддержало мнение о построении долгосрочных планов по развитию атомной отрасли. «Присутствие возобновляемых источников энергии на рынке будет распространяться, но определяющую роль в энергетическом балансе они не займут. У ядерной энергии устойчивая ниша», – сообщил Андрей Гагаринский, советник директора НИЦ «Курчатовский институт».

Поднимая вопрос эффективности применения законодательной системы в области энергообеспечения, Андрей Гайдамака, вице-президент ОАО «ЛУКОЙЛ» сообщил, что основная задача, возложенная на проводимую налоговую политику в отношении энергетической отрасли, должна быть нацелена на финансовый результат. Цель данной системы состоит в предоставлении инвестору дополнительной мотивации по финансированию крупных российских месторождений.

«Российский энергетический рынок проходит этап становления. Поэтому основной задачей на сегодня становится эффективное построение взаимоотношений между партнерами по бизнесу и другими участниками рынка», – подчеркнул Валерий Голубев, заместитель председателя правления ОАО «Газпром». Ключевым механизмом формирования долгосрочного сотрудничества эксперт предлагает сделать международную площадку, построенную по принципу открытого диалога между отечественными компаниями и инвесторами. Приоритетным аспектом деятельности крупных компаний-производителей и поставщиков энергоресурсов должно стать обеспечение открытости и прозрачности мирового рынка, чтобы мы могли говорить, что цена на газ носит объективный и справедливый характер. По словам Валерия Голубева, в России газ для потребителей обходится дешевле, чем во всем мире, что косвенно стимулирует рост экономики страны. При благоприятном сценарии развития газовой отрасли ресурс сможет конкурировать с бензином и моторным топливом. В рамках выступления эксперт также отметил значимость реализации государственных целевых программ в области энергообеспечения, в частности развитие альтернативной энергетики, благодаря которой появился новый сегмент промышленности на мировом топливно-энергетическом рынке.

Анатолий Чубайс, председатель правления ОАО «РОСНАНО» отметил, что технологическая эволюция, успешно реализовавшаяся в электроэнергетике и нефтегазовом секторе, теперь реализуется в альтернативной энергетике. С 1995 года объемы установленных ветряных и солнечных генераций стабильно росли. К концу 2013 года объем солнечной генерации в мире составил более 100 тыс. МВт, ветрогенерации – 280 тыс. МВт. «Это две крупные энергосистемы. До сегодняшнего дня ветряная и солнечная генерации являются в классическом смысле нерентабельными. Это парадокс, потому что они составляют 8% мирового энергобаланса», – прокомментировал спикер, сообщив, что на протяжении 20 лет данные технологии успешно датировались. По мнению эксперта, тенденции роста использования альтернативной энергетики могут быть благоприятно изменены исходя из дальнейшего широкого перехода ведущих мировых стран к сетевому паритету, что предоставит определенные перспективы для развития отрасли. «Неслучайно в базовых документах мирового энергетического агентства указывается реальная доля возобновляемой энергетики к 2050 году – 40%. Это другое лицо электроэнергетики», – заметил Анатолий Чубайс. В свою очередь, благодаря успешному внедрению альтернативных источников энергетики были сформированы новые отрасли производства, такие как машиностроение, инженерные технологии, уникальная научная база исследований. По прогнозам эксперта при мировом переходе на сетевой паритет спрос на производимую энергию появится естественным путем, а мировой рынок будет успешно ротироваться между странами, успевшими создать и вырастить индустрию возобновляемых источников энергетики. Ключевым катализатором изменения механизмов производства электроэнергии должен стать ответ на вопрос: с какой целью это делается. Председатель правления ОАО «РОСНАНО» отметил ряд задач, которые сможет решить использование альтернативной энергетики, и одна из них – экологическая безопасность. «В моем понимании, применительно к России такая энергетика абсолютно работоспособна», – сказал спикер.

Подводя итоги встречи, Анатолий Чубайс также сообщил, что в соответствии с предложением Министерства энергетики РФ к 2020 году предполагается достичь выработки электричества на основе солнечной энергии на уровне 1,5 МВт, ветровой – 3,6 МВт. «Появилась возможность сделать так, чтобы при наших масштабах мы сумели не просто построить возобновляемую энергетику, но еще и запустить процесс, связанный с созданием отраслей промышленности», – заключил Анатолий Чубайс.

Управление муниципальным образованием в соответствии с принципами устойчивого развития требует наличия определённой системы показателей, позволяющих оценивать, насколько современное состояние и сложившиеся тенденции в экономике, политике, социальной сфере и экологии соответствуют или противоречат этим принципам. Без возможности такой оценки заявления о приверженности идеям устойчивого развития неминуемо будут носить декларативный характер.

В настоящее время учёные и специалисты-практики в разных странах мира активно работают над такой системой показателей, однако различия в методологических подходах приводят их к различным результатам. Это вполне объяснимо, поскольку концепция устойчивого развития достаточно сложна и широка по содержанию и носит достаточно теоретический характер. Её идеи ещё предстоит конкретизировать и перевести на язык стратегического планирования, приспособить к практическим нуждам муниципального управления. Именно идеи устойчивости должны доминировать при разработке стратегических планов развития городов и других муниципальных образований.

Часто специалисты, работающие на местах над локальными Повестками Дня, составляют свои системы показателей, исходя из интуитивных представлений и реальных проблем своего муниципалитета, оперируя при этом показателями государственной и ведомственной статистики. При этом остаётся не вполне понятным выбор одних показателей (именно они якобы характеризуют устойчивость) и игнорирование других.

Таким образом, создание научно обоснованной методологии выбора показателей устойчивого развития является на сегодня актуальной задачей, а работы учёных в этом направлении заслуживают самого глубокого внимания. При этом необходимо учитывать, что для разных территориальных уровней (от глобального уровня до уровня отдельного населённого пункта) системы показателей будут различаться.



Учитывая направленность данного пособия, приведём обзор нескольких различных подходов к разработке системы показателей устойчивого развития для локального уровня.

Подход Х. Босселя

Немецкий учёный Хартмут Боссель – в прошлом профессор и директор Центра изучения природных систем Кассельского университета – является одним из ведущих специалистов в области теории систем. Именно применение системного подхода отличает работы Х. Босселя от других авторов и придаёт его подходу наибольшую философскую глубину и стройность.

Наиболее полно сущность такого подхода раскрыта в книге Х. Босселя «Показатели устойчивого развития: теория, метод, практическое использование».

Х. Боссель считает, что универсального набора показателей, адекватно отражающих положение дел в любом городе или районе, быть не может, так как концепция устойчивого развития включает в себя практически все стороны жизни муниципалитета, включая экономические, социальные, политические, экологические, демографические, этнические и все прочие возможные аспекты. Безусловно, значительное число показателей может совпадать (например, демографические показатели, характеризующие воспроизводство населения), однако перед конкретным муниципалитетом могут стоять свои специфические проблемы, без решения которых невозможно говорить об устойчивом развитии в целом. Для одного муниципалитета «узким местом» может быть проблема обеспечения жителей водой питьевого качества, что объясняет повышенное внимание к показателям, характеризующим техническое состояние городской системы водоснабжения или санитарное состояние источников воды. Для другого муниципалитета наиболее актуальной может быть жилищная проблема и соответственно на первый план выйдут показатели средней жилищной обеспеченности, объёмов и темпов жилищного строительства и т.п. Тем не менее выводы, вытекающие из анализа показателей устойчивого развития, принятых для разных территорий, вполне могут быть сопоставлены между собой.

Перечень показателей устойчивого развития для конкретного муниципалитета должен определяться коллективным путём, в процессе деятельности специальной рабочей группы, участниками которой должны стать независимые представители различных социальных групп, профессий и научных школ, отличающиеся уровнем образования, жизненным опытом, политическими взглядами и ценностными ориентациями. Только такой широкий круг участников может обеспечить достаточную репрезентативность выбранного набора показателей, который будет отражать всё многообразие взглядов, объективных интересов и потребностей различных слоёв населения.

Для того чтобы выбранный набор показателей устойчивого развития не оказался бессистемной совокупностью разнообразных статистических данных, эти показатели должны удовлетворять ряду требований, которыми необходимо руководствоваться при их отборе.

Требование надлежащего охвата.

Как уже отмечалось выше, круг показателей устойчивого развития должен быть достаточно широк, чтобы охватить все стороны жизни муниципалитета. Для обеспечения полного охвата рекомендуется подходить к характеристике устойчивого развития с системных позиций, выделив шесть основных подсистем, от устойчивости каждой из которых зависит общая устойчивость развития территории. Следует сразу же пояснить, что данное разделение на подсистемы не претендует на социологическую фундаментальность, а носит прикладной характер, направленный исключительно на формирование всеобъемлющего круга показателей устойчивого развития, так как указанные ниже подсистемы представляют собой основные части антропосферы, которая развивается под воздействием человеческой деятельности и, в свою очередь, сама воздействует на это человеческое общество.

Хартмут Боссель группирует показатели устойчивого развития по следующим подсистемам:

· подсистема индивидуального развития– гражданские права и свободы, уровень благосостояния, здоровье, образование и квалификация, отдых и творчество, гендерные роли и пр.;

· социальная подсистема – динамика численности населения, его социально-демографическая и социально-классовая структуры, этнический состав, здравоохранение и социальное обеспечение и пр.;

· подсистема политического управления– политическое устройство, государственная политика (налоговая, правовая, в области прав человека, демографическая, иммиграционная, техническая, международная);

· инфраструктурная подсистема– города и другие населённые пункты, инженерная и транспортная инфраструктуры, обеспечение продовольственными и другими потребительскими товарами и услугами, связь и СМИ, наука и образование и пр.;

· экономическая подсистема– производство, финансы, рынок, предпринимательство и труд и т.п.;

· подсистема ресурсов и окружающей среды – природная среда (экосистемы, биоразнообразие, уровень загрязнения, ассимилирующая способность) и природные ресурсы (их истощение, регенерация).

Оценить устойчивость развития подсистемы может лишь такой набор показателей, который включает все аспекты жизнеспособности подсистемы и отражает её роль в обеспечении устойчивого развития системы в целом.

В то же время число показателей не может быть чрезмерно широким, оно должно соответствовать возможностям мониторинга и анализа. Для разумного ограничения числа показателей до уровня управляемости эти шесть подсистем могут быть агрегированы до трёх подсистем:

· Общественная система (подсистемы индивидуального развития, социальная и политического управления), то есть всё то, что входит в понятие «социальное развитие» (социальная организация общества, социальные условия жизни, формирование личности, политическая надстройка).

· Система обеспечения (инфраструктурная и экономическая подсистемы), то есть экономика с её производственной и непроизводственной сферами.

· Экологическая система (ресурсы и окружающая среда), то есть природная среда, рассматриваемая одновременно и как совокупность природных ресурсов, необходимых для развития, и как среда человеческого обитания.

· Социальная система (вместо общественной).

· Экономическая система (вместо системы обеспечения).

· Экологическая система (название принято без изменений).

Эти три системы соответствуют трём видом потенциала: человеческому, экономическому и природному. Именно по этим трём системам целесообразно группировать показатели устойчивого развития.

Требование качественной оценки.

Жизнеспособность любой системы определяется степенью её соответствия некоторым базовым ориентирам, обусловленным как внутренними свойствами самой системы, так и свойствами её окружения. Применительно к социальным системам такими ориентирами являются следующие:

1. Ориентиры, обусловленные окружением:

Существование: система должна сосуществовать со своим окружением, то есть находиться в состоянии сбалансированного равновесия с ним.

Эффективность: система должна оставаться эффективной в борьбе с окружением за ресурсы и оказание воздействия на него.

Свобода действий: система должна иметь возможность адекватно отвечать на требования своего окружения.

Безопасность: система должна быть в состоянии адекватно реагировать на угрозы, происходящие от ненормального состояния своего окружения.

Адаптируемость: система должна уметь приспосабливаться к изменениям своего окружения и обладать способностью к самоорганизации.

Сосуществование: система должна быть способной модифицировать своё поведение с учётом интересов окружения.

2. Ориентиры, обусловленные самой системой:

Репродуктивность:система должна быть способна к воспроизводству.

Психологические потребности: люди, как существа, обладающие высшей нервной деятельностью, имеют потребности психологического порядка.

Ответственность: люди, как сознательные существа, несут ответственность за свои действия и должны подчиняться различного рода законодательным и моральным требованиям.

Система не может считаться жизнеспособной или устойчивой без надлежащего соответствия вышеперечисленным базовым ориентирам. Для выявления степени этого соответствия применяется так называемая рекурсивная процедура, которая заключается в повторении применительно к базовым ориентирам для всех подсистем следующих вопросов, отражающих:

1. Уровень жизнеспособности системы, оказывающей воздействие (то есть какова степень удовлетворения каждого базового ориентира этой системы).

Если хотя бы один базовый ориентир характеризуется низкой степенью удовлетворения, это говорит об ограниченных возможностях развития данной системы.

2. Вклад в систему, испытывающую на себе воздействие, то есть каким образом каждая система, оказывающая воздействие, способствует поддержанию жизнеспособности системы, испытывающей на себе воздействие (то есть способствует удовлетворению её базовых ориентиров).

Суть рекурсивной процедуры наглядно выражена в нижеследующей таблице.

Таблица 2.3.1. Рекурсивная схема определения показателей жизнеспособности

Базовые ориентиры Жизнеспособность системы, оказывающей воздействие Вклад в систему, испытывающую на себе воздействие
Существование Совместима ли данная система со своим конкретным окружением и способна ли она к существованию в этом окружении? Вносит ли данная система свой вклад в поддержание существования системы, испытывающей на себе воздействие?
Эффективность Отличается ли она эффективностью и рациональностью? Способствует ли она рациональному и эффективному функционированию общей системы?
Свобода действий Обладает ли она необходимой свободой реагирования и действий в соответствии со своими потребностями? Способствует ли она свободе действий общей системы?
Безопасность Отличается ли она безопасностью, надёжностью и стабильностью? Способствует ли она обеспечению безопасности, надёжности и стабильности общей системы?
Адаптируемость Способна ли она адаптироваться к новым требованиям? Способствует ли она гибкости и адаптируемости общей системы?
Сосуществование Является ли она совместимой с интерактивными системами? Способствует ли она совместимости общей системы с её партнёрскими системами?
Психологические потребности Является ли она совместимой с психологическими потребностями и культурными нормами? Способствует ли она психологическому благополучию человека?

Требование динамической оценки

Системы, устойчивое развитие которых должны оценивать показатели, являются динамическими, то есть постоянно изменяются: экономика может расти или стагнировать, социальные конфликты углубляться или сглаживаться, природная среда деградировать или находиться в состоянии динамического равновесия с человеческой деятельностью. Поэтому устойчивость таких систем можно понимать как их устойчивое развитие, то есть понятия «устойчивость» и «устойчивое развитие» в данном случае тождественны.

Показатели устойчивого развития должны анализироваться в динамике, при этом размер анализируемого периода времени для каждого показателя может быть разным, в зависимости от характера оцениваемого явления, но обязательно достаточным для экстраполяции. К примеру, инерционность демографических процессов требует анализа динамики ретроспективных данных за значительное число лет, то же можно сказать и о многих экологических показателях, характеризующих изменения состояния природной среды. В то же время в экономике могут происходить резкие изменения (колебания рыночных цен, падение или рост спроса на какой-либо товар), поэтому для краткосрочного прогноза какого-либо показателя не нужна обширная ретроспективная база данных (достаточно увидеть тенденцию последних лет или даже месяцев), а более важен правильный учёт воздействия на этот показатель многочисленных внешних факторов.

В любом случае оценка динамического ряда конкретного показателя должна заключаться в ответе на вопрос: способствует ли такая динамика укреплению устойчивости системы или же несёт в себе угрозу дестабилизации? Если динамика показателя может считаться позитивной с точки зрения устойчивости системы, то существует ли предел роста или снижения, по достижению которого позитив может смениться на негатив и возникнет угроза и насколько достижение такого предела реально в разумной перспективе? И наоборот?

Задача показателей устойчивого развития – предупредить о возможных угрозах, которые в состоянии нарушить устойчивость системы, а их динамика должна позволять измерить скорость усиления негативного фактора (скорость приближения угрозы) и соответственно – время, остающееся до наступления критического момента, а значит отпущенное для исправления ситуации.

Отношение реально возможной скорости реагирования системы на угрозу к скорости приближения угрозы называется показателем Бьесиота. Его значение, равное единице, является критическим. Если значение выше единицы, значит, система успеет предотвратить надвигающуюся угрозу, если ниже единицы – значит, жизнеспособность системы вызывает сомнения.

Лишь при условии минимального удовлетворения всех базовых ориентиров системы можно ставить задачу её дальнейшего качественного развития путём дальнейшего удовлетворения отдельных ориентиров.

Однако показатели устойчивого развития не обязательно должны носить количественный характер, хотя это предпочтительнее с точки зрения анализа динамики их числовых значений и выявления трендов. Лица, хорошо знающие реальное положение дел в определённых сферах жизни муниципалитета, могут дать их верную оценку, не прибегая к анализу цифр, сбор которых представляет собой трудоёмкую и дорогостоящую работу.

Требования к процедуре выбора показателей

Как уже отмечалось в начале, отбор показателей для оценки устойчивого развития конкретного муниципального образования – задача рабочей группы. Её деятельность представляет собой коллективный процесс выбора репрезентативных показателей. Выбор отдельных экспертов неминуемо будет носить субъективный характер и зависеть от их жизненного и профессионального опыта, глубины специальных знаний и широты общего кругозора, социального положения и политических взглядов, поэтому важно обеспечить как можно более широкий состав рабочей группы. В неё должны войти отнюдь не специалисты в различных отраслях науки и практики (хотя это и не исключено), но в первую очередь – жители муниципального образования, граждане самых различных профессий, сталкивающиеся с проблемами муниципалитета в своей повседневной жизни – в быту и на работе.

Предложения участников относительно состава показателей будут различными, следовательно, необходимо организовать работу группы таким образом, чтобы в ходе конструктивной дискуссии участники постепенно пришли к согласию. При этом нужно следить за тем, чтобы предлагаемые показатели отвечали описанным выше требованиям. Для грамотной организации работы экспертной рабочей группы, в её работе должен принимать участи опытный фасилитатор, который направлял бы дискуссию в правильное русло, следил за корректностью вносимых предложений и поощрял участников к активности. Ни одно предложение не должно быть отвергнуто с ходу, все предложения должны фиксироваться для того, чтобы потом можно было выбрать из этого массива всё ценное, заслуживающее внимание.

Для придания большего политического веса деятельности рабочей группы и её результатам возглавить рабочую группу должен ответственный представитель муниципальной администрации.

Хартмут Боссель считает, что «наука не может предложить объективного метода определения единственно верного перечня показателей сложной системы… Самое лучшее, что мы можем сделать, это смириться с неизбежной субъективностью и придать названным процессам максимально возможный системный, научный и всесторонний характер, то есть добиться их разносторонности, полноты и воспроизводимости». Современная наука располагает для этого необходимой методической базой.

Рекомендуемый Х. Босселем метод получил название «Сиэттлский процесс», поскольку был успешно апробирован в г. Сиэтле, штат Вашингтон, США. Процесс состоит из десяти этапов, последовательное описание которых приводится ниже.

Этап 1 – Формирование рабочей группы.

В качестве основного критерия отбора кандидатов на участие в рабочей группе следует принимать способность кандидата к совместной работе, уважительное отношение к чужому мнению. Член рабочей группы должен регулярно присутствовать на совещаниях и участвовать в работе группы от начала до самого конца, независимо от общего времени работы.

Этап 2 – Формулировка общей цели.

Группа должна сообща выработать чёткую формулировку цели своей работы, принимаемую всеми членами, и запротоколировать её в письменном виде, чтобы в ходе работы не отклоняться от достижения поставленной цели.

Этап 3 – Разработка системы ценностей и представлений.

Участники группы должны договориться об общих подходах и критериях выбора показателей, которые также должны быть письменно зафиксированы и служить методологической основой работы. Отдельные принципиальные различия должны быть зафиксированы и учитываться в дальнейшей работе, что будет служить гарантией разностороннего, непредвзятого похода.

Этап 4 – Обзор имеющихся данных.

Участники группы должны ориентироваться в существующей системе статистической отчётности, знать, какую информацию можно получить в муниципальной администрации и других организациях, работающих на территории муниципального образования, иметь доступ к научно-исследовательским, проектным и прочим материалам. Вся имеющаяся информация должна быть проанализирована с точки зрения возможности её использования при разработке системы устойчивого развития муниципального образования.

Этап 5 – Разработка проекта исходного перечня показателей.

При разработке системы показателей нужно исходить, прежде всего, из необходимости адекватной оценки устойчивости развития. Необходимо избежать соблазна выбрать показатели устойчивого развития из числа принятых в статистике показателей или других имеющихся данных. Если это необходимо – в систему могут включаться и такие показатели, данные по которым отсутствуют.

Этап 6 – Общественное обсуждение системы показателей.

Продукт деятельности рабочей группы – разработанная её система показателей устойчивого развития муниципального образования – должен быть вынесен на общественное обсуждение. Для этого целесообразно задействовать местные средства массовой информации. Предмет обсуждения – проект системы показателей устойчивого развития муниципального образования – необходимо представить в виде брошюры, содержащей не только сами показатели, но и сделанные в доступной форме комментарии, объясняющие гражданам смысл каждого показателя и критерии, на основании которых он был включён в систему показателей устойчивого развития.

Результатом обратной связи с населением станут предложения граждан, которые должны быть рассмотрены рабочей группой. Эти предложения могут быть выражены недостаточно чётко и грамотно, носит эмоциональный характер, поэтому будут нуждаться во внимательном изучении. Предложения граждан, содержащие новый взгляд на уже рассмотренные рабочей группой проблемы, или поднимающие какие-либо новые проблемы, которые остались вне поля зрения рабочей группы, должны быть формализованы таким образом, чтобы вылиться в форму дополнительных показателей, подлежащих включению в систему.

Этап 7 – Техническая экспертиза системы показателей.

Система показателей, откорректированная с учётом мнения общественности, подвергается оценке технических экспертов, то есть профессиональных специалистов в различных областях науки и практической деятельности. Их задача – внести в систему, по мере надобности, необходимые изменения, гарантирующие точность, полноту и измеримость разработанного набора показателей. В необходимых случаях эксперты могут более точно сформулировать наименование показателя (учитывая принятую систему планирования и отчётности), указать на источники необходимой информации.

Технические эксперты не вправе пересматривать сам перечень показателей и тем более – подвергать сомнению саму методологию отбора, одобренную рабочей группой в начале её деятельности.

Этап 8 – Изучение проблемы сбора требуемых данных по показателям.

Как уже отмечалось выше, при разработке системы показателей устойчивого развития следует опираться на достаточно обширный банк данных, включающий регулярную статистическую отчётность, данные отраслевых подразделений и служб муниципальной администрации, специализированных организаций и др. Однако потребуются и такие сведения, которые никто специально не собирает, либо их сбор осуществляется нерегулярно в ходе каких-либо разовых исследований, поэтому их динамика отсутствует. В этом случае перед муниципальной администрацией встанет вопрос о необходимости проведения специального исследования и организации соответствующего мониторинга.

Значения некоторых показателей, отсутствующих буквально в таком виде или разрезе, в котором это признано необходимым для системы показателей устойчивого развития, могут быть получены косвенным путём – выведены из других, имеющихся в наличии, показателей. Для этого тоже нужно проделать определённую работу.

И, наконец, необходима работа над анализом, интерпретацией имеющихся и полученных в ходе специальных исследований количественных данных.

Поэтому на данном этапе должен быть составлен план необходимых работ по сбору недостающих данных и обработке имеющихся. Скорее всего, такая работа может быть выполнена силами местных научно-исследовательских организаций или вузов. В случае категорического отсутствия финансовых или других возможностей для осуществления этой работы нужно искать разумный компромисс между требованиями целостности системы показателей и реальными возможностями. Возможна замена отдельных показателей близкими по смыслу.

Этап 9 – Публикация окончательно сформированной системы показателей в СМИ.

Выработанная система показателей должна быть доступной самому широкому кругу общественности и специалистам, которые могли бы использовать их для оценки ситуации в своей профессиональной сфере. Это может быть обеспечено через опубликование системы показателей в различных средствах массовой информации одновременно с проведением соответствующей рекламной компании.

Система показателей может быть не утверждена официально муниципальными властями, в таком случае она может служить ориентиром для общественных организаций, опираясь на которые они смогут контролировать действия муниципальной администрации и оценивать проводимую её политику.

Этап 10 – Регулярный пересмотр и обновление системы показателей.

Этап является перманентным. Развитие может считаться устойчивым, только если оно вовремя реагирует на постоянно происходящие внешние и внутренние изменения. А для этого необходимо периодически (раз в два года) пересматривать систему показателей и обновлять базу данных, а каждые пять лет – заново проводить техническую экспертизу. Каждые десять лет рекомендуется повторять весь процесс, начиная с 1 этапа, чтобы подвергнуть критическому анализу и, если нужно, откорректировать основополагающие ценности и соответственно – систему показателей.

Выводы.

Метод определения показателей устойчивого развития путём рассмотрения степени удовлетворения базовых ориентиров носит универсальный характер и может применяться как к отдельным предприятиям или фирмам, семьям, экосистемам, так и к более сложным территориальным образованиям – населённым пунктам, районам, областям, автономным республикам, округам. В любом случае устойчивое развитие рассматривается как система, состоящая из трёх агрегированных подсистем: социальной, экономической и экологической.

Данное пособие ориентировано на муниципальный уровень управления, поэтому для нас важен именно масштаб муниципального образования 1-го или 2-го уровня – поселения или района.

В этом масштабе можно выделить все подсистемы устойчивого развития, которые выделяются и в более высоких территориальных единицах:

1. Социальная подсистема:

· индивидуальное развитие (наличие культурных и образовательных учреждений);

· социальная структура (демографический, классовый, национальный и конфессиональный состав населения, распределение жителей по уровню доходов и пр.);

· политическое управление (участие граждан в управлении, активность и степень влияния общественных организаций).

2. Экономическая система:

· инфраструктура (обеспеченность жилым фондом, коммунальным обслуживанием, транспортом);

· экономика (производство, финансы, рыночные институты, предпринимательство).

3. Экологическая система:

· ресурсы и окружающая среда (природные ресурсы, водообеспеченность, загрязнённость воздушного и водного бассейнов, обращение с отходами, энергосбережение).

В отношении любой социально-территориальной общности на уровне муниципального образования всегда можно подобрать соответствующий перечень показателей, учитывающих конкретные местные особенности. Для этого нужно соотнести вопросы из приведенной выше таблицы 2.3.1, касающиеся оценки базовых ориентиров, с каждой из подсистем.

Подход Х. Босселя представляется наиболее глубоко продуманным и философски обоснованным, однако рекомендуемая им методология достаточно сложна и требует от разработчиков системы показателей развитых навыков системного мышления, поэтому подходит скорее для специалистов, нежели для рабочих групп, состоящих из представителей различных кругов населения.

Энергетика и устойчивое развитие

Безудержный рост потребления, который доминирует в странах так называемого «золотого миллиарда», породил у большинства безответственное отношение к природной среде как к нечто бесконечному. Встает вопрос: Как действовать, чтобы оградить планету от этого абсурдного поведения? Известно, что если обеспечить всему населению планеты североамериканский уровень потребления, то в обозримое время окружающая среда деградирует и превратиться во всеобщую свалку опасных для жизни отходов, при тотальной нехватке всех жизнеобеспечивающих ресурсов. Только в России ежегодно генерируется 3,8 млрд. т отходов производства и потребления и эта величина растет ежегодно на 3-4%. Среднестатистический житель производит 250 кг бытовых отходов в год. Мировой рынок «Управления отходами» - вывоз, переработка и утилизация оценивается в 120 млрд. $ и по данным британской компании KeyNote в 2011 году увеличится более чем на 37%. (Международная ассоциация твердых отходов ISWA). Если не решить проблемы переработки и складирования промышленных и бытовых отходов, то это конец истории. В этой связи переход от идеологии общества потребления к энергосберегающему подходу жизнеустройства является важнейшей задачей выживания. Поэтому необходимо сформулировать внедрить в общество идеи бережного экономного отношения к окружающей природной среде для обеспечения условий устойчивости.

Для сохранения устойчивого развития земной цивилизации необходимо в масштабах всей Земли осознать это и решить проблему расслоения жителей планеты по уровню доступа к жизнеобеспечивающим ресурсам с уменьшением уровня потребления для отдельных групп граждан. Концепция устойчивого развития объединяет три сферы: социальную, экономическую и экологическую(рис.1).

Рис.1. Три сферы устойчивого развития

Социальная (социум - общество, человек) направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе, на мирное решение различных конфликтов между людьми и отдельными государствами.1 .Природа окружающая среда – источник всех материальных, энергетических и эстетических ресурсов; 2. Население-общество-социум-социальная среда - потребители материальных и эстетических товаров и услуг, обеспечивающих жизнедеятельность; 3.Технологии – производство экономика - передел природных ресурсов в материальные и эстетические товары и услуги с помощью информационных ресурсов (компетенции, финансы) создаваемых – генерируем.

Изменившаяся социально-экономическая ситуация в мире привела к кризисным процессам практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Однако путь, по которому идет мировая экономика, основанная в основном на ископаемых углеводородах, может привести к разрушению природной среды, дегуманизации общества, углублению социального расслоения населения Земли. Необходимо осуществить переход энергетики на эффективный путь развития, позволяющий удовлетворить энергетические и жизненные потребности нынешнего и будущего поколений, сохранить окружающую среду и благоприятное состояние ресурсно-природного потенциала, устойчивость которого определяется состоянием природной среды, способностью экономно использовать все ресурсы, современными экологически чистыми производственными технологиями, развитой инфраструктурой и качеством жизни населения.

Если проанализировать перечисленные факторы, то можно обнаружить в каждом из них вялотекущие процессы деградации. Важнейшим из них является понижение качества жизни граждан многих стран, что включает: ухудшение здоровья населения, отсутствие достойного питания, низкий уровень личной и коллективной безопасности. Разрыв в показателях уровня жизни в развитых и развивающихся странах, нестабильность семьи, невозможность доступа к культурным и национальным ценностям, слабая социальная и культурная активность, необеспеченная старость, отсутствие необходимого количества рабочих мест и не востребованность молодежи ведет к напряженности в обществе и является благодатной почвой для развития тоталитарных идеологий и терроризма. Мир на глобальном уровне характеризуется колоссальной неравномерностью распределения материальных благ и ресурсов между государствами и отдельными гражданами. На фоне кричащей роскоши имеет место потрясающая нищета и отсутствие возможностей для удовлетворения элементарных потребностей человека (более 1,5 млрд. человек живет на сумму менее 1$ в день). Отсутствие свободного и равного доступа к ресурсам, в том числе и к энергетическим, в пользу меньшинства создает напряженность в межгосударственных и межличностных отношениях. Что касается России, то доставшаяся ей в наследство милитаризованная плановая экономика Советского Союза, построенная на затратной идеологии, потребовала глубокого реформирования и перехода к рынку. Данные процессы происходят не без проблем, а экологические и энергетические вопросы нуждаются в срочном решении. Вследствие этого в обществе нарастает напряженность, связанная с социальным неравенством и бедностью.

Эйфория от экономических успехов в странах с развитой рыночной экономикой с населением около одного миллиарда человек («золотой миллиард»), заслоняет от большинства людей проявление признаков распада и деградации в самых различных сферах деятельности во всех государствах, начиная от экономики, заканчивая моралью. Современная рыночная идеология развития с её жесткой конкуренцией и безудержным стремлением к наживе и потреблению, как правило, в кредит, может привести в ближайшей перспективе к концу демократии, полной деградации окружающей среды обитания человека с последующим за этим хаосом. Как известно, основной базой сегодняшней индустриально-информационной цивилизации является энергетика, опирающаяся на углеводородное топливо, аккумулированное в земной коре в течении миллиардов лет и использованное уже примерно на одну треть.

«Энергия правит миром», так можно сформулировать сущность сегодняшнего состояния мировой политики и понимания того, что существующие энергоносители являются основой сегодняшней системы жизнеобеспечения. Недавнее кажущее изобилие дешевых ископаемых энергоносителей породило необоснованную уверенность в их неисчерпаемости и доступности. Как известно, основной базой сегодняшней индустриально-информационной цивилизации является энергетика, опирающаяся на углеводородное топливо, аккумулированное в земной коре в течении миллиардов лет и использованное уже примерно на одну треть. Если проанализировать факторы, влияющие на состояние мировой энергетики, то можно обнаружить в каждом из них вялотекущие процессы деградации. Важнейшим из них является понижение качества жизни граждан многих стран, что включает: ухудшение здоровья населения, отсутствие достойного питания, низкий уровень личной и коллективной безопасности. Такое положение вещей в мире способствует развитию тоталитарных идеологий и терроризма.



Поэтому разработка и поиск методов и технических средств экономии энергии и использования возобновляемых, экологически чистых ее источников стала насущной задачей выживания человечества до конца нового столетия. Необходимы меры по сдерживанию потребления углеводородного топлива и поощрения использования нетрадиционных источников энергии, а также развитию термоядерной и водородной энергетики. Дальнейший рост потребления углеводородного топлива, этого не возобновляемого ресурса, в рамках классической энергетики в сочетании с демографическим фактором ведет к экологической катастрофе, дегуманизации общества, военно-политической конфронтации. Эти явления сегодня наблюдаются во всех регионах мира с различной степенью интенсивности. Последние события в мировой политике и не прекращающий рост цен на сырую нефть хорошо иллюстрируют этот тезис.

Остановить эти тенденции можно, только переосмыслив отношение к энергопотреблению и выработав основанный на общих обязательствах подлинно корпоративный подход к решению энергетической проблемы всеми странами мира и отдельными жителями Земли. Важным является создание единых международных стандартов и подходов к минимизации общественно необходимых затрат всех природных ресурсов для поддержания жизнедеятельности человечества на основе нравственных критериев, терпимости и солидарности . Это создаст условия для устойчивого развития и об этом указывает декларация тысячелетия, принятая ООН. Вышесказанное в той или иной мере относится и к процессам, происходящим в Российской Федерации со своими особенностями, определяемыми нынешним состоянием общества и переходной экономики.

Понятие устойчивого развития основывается на конструктивных определениях прав и обязанностей по отношении к природным ресурсам, а также справедливом их распределению. Лишь это ведет к обеспечению ныне живущих и будущих поколений нормированными, в чем мы убеждены, количествами жизненно важных ресурсов при условии сохранения среды обитания человека. На этом должна основываться любая программа развития. В первую очередь в развитых странах необходимо культивировать общественное мнение, поддерживающее высокий моральный статус экономного расходования ресурсов, как в общественном производстве, так и в домашнем хозяйстве. Приоритетными должны стать принципы регулирования, которые поощряют минимизацию затрат во всех сферах деятельности. Особое внимание следует обращать на базовые отрасли экономики, важнейшими из которых являются энергообеспечивающие. Роль Правительственных органов заключается в основном не в том, чтобы полностью взять на себя управление и регулирование указанных отраслей, а в том, чтобы создать условия работы рынка энергоносителей, мотивирующие повышение эффективности использования энергоресурсов.

Отметим, что охрана окружающей среды, как один из методов повышения качества жизни, до сих пор сводилась к лечению, а не профилактике. Ее решение возможно с опорой на комплекс различных мер, одним из которых является эффективное использование энергоресурсов, с использованием рыночных механизмов. Свободный доступ к энергоресурсам и их эффективное использование могут сделать жизнь каждого человека обеспеченной и счастливой, что является главной задачей сегодняшнего дня. Для поощрения сбережения ресурсов и уважительного отношения к природе, необходимо перенести налоговое бремя на чрезмерное потребление, на использование не возобновляемых ресурсов. То есть необходимо принудить платить тех, кто берет у природы и общества больше необходимого, в пользу тех, кто способствует общественному развитию и сохранению природной среды, соблюдая баланс интересов рынка, природы и общества. Важнейшей проблемой при этом является обеспечение равного доступа к нормированным количествам жизнеобеспечивающих ресурсов для всех категорий потребителей вне зависимости от социального положения и душевого дохода, как основы поддержания социально-политической стабильности в обществе. Необходимо ввести повышенные тарифы за сверхнормативное использование любых ресурсов, в том числе и энергетических.

Одним из методов экономии органического топлива и уменьшения загрязнения окружающей среды является массовое использование возобновляемых и нетрадиционных источников энергии. По экспертным оценкам в ближайшую четверть нового века их доля в общемировом энергетическом балансе может достигнуть четверти. Это гидроэнергия, энергия ветра и солнца, морских приливов и волн, тепло земли и энергия биомассы. Поэтому финансирование энергосберегающих мероприятий, при котором затраты компенсируются стоимостью сэкономленных энергоресурсов, является одним из наиболее целесообразных направлений развития энергетики. Имеющийся в России энергетический потенциал возобновляемых и нетрадиционных источников энергии и энергосбережение может стать основой современной инновационной энергетической отрасли и будет достойным ответом на вызовы нового столетия. Под инновационной деятельностью понимается применение новых технологий и технических средств, которые повышают конкурентоспособность России и способствуют его социально-экономическому развитию. Если не принять срочных мер по переходу экономики от сырьевой к инновационной, то в 21 веке после истощения ископаемых углеводородов Россию ждет деградация и распад.

Необходимо создать систему финансирования и мотивации по разработке и реализации набора мероприятий, работающих в комплексе, которые будут способствовать энерго и ресурсосбережению, сохранению материальных ресурсов и энергии, снижению антропогенному воздействию на природную среду по следующим направлениям:

1.Возобновляемые источники энергии.

2.Переработка использованных изделий и отходов.

3.Рыночные механизмы поставки ресурсов с учетом ограничений и критериев оптимизации.

4.Новые технологии производства и жизнеобеспечения, минимизирующие затраты ресурсов.

5.Системы учета и управления потреблением ресурсов.

6.Системы аудита и менеджмента, мотивирующие ресурсо- и энергосбережение и повышение эффективности их использования.

7.Подготовка кадров.

При этом глобальный оптимум необходимо формулировать с учетом экологических и социальных факторов, на основе рыночных механизмов. Суммарное снижение потребления всех ресурсов приведет к сокращению эмиссии отходов, искусственных веществ, парниковых газов. Повышение эффективности использования ресурсов будет способствовать сокращению объемов изымаемых из природной среды материалов. Нужно иметь в виду, что рано или поздно любое изделие или продукт превращается в отходы, в мусор, который нужно превратить в новые изделия или в безопасный для природы складируемый материал, возможно используемый в будущем, если в будущем появяться технологии превращения этого материала в полезные изделия.

Решение задач энерго и ресурсосбережения требует учета множества факторов, из которых нужно в первую очередь выделить.

Новое на сайте

>

Самое популярное