Домой Хоум Кредит Банк Этапы экономического развития сингапура. Все начинается с юного возраста

Этапы экономического развития сингапура. Все начинается с юного возраста

Экономическое чудо Сингапура выпало на вторую половину XX века, но заложенные в те годы основы служат на благо страны до сих пор. Этот город-государство — одно из лучших мест для работы и бизнеса с высоким уровнем жизни.

Разбираемся, почему экономика Сингапура такая сильная, какие преимущества страна эффективно использует, а какие проблемы – умело обходит.

Город-государство, который впереди всех

Сингапур – экономический центр Азиатско-Тихоокеанского региона. Уже не первый год он удерживает статус одной из самых крупных и развитых экономик в мире. И это при том, что страна занимает 171-ю строчку в мире по площади и почти не имеет природных ресурсов. Кроме того, она входит в число лидеров по индексу экономической свободы. А доклад Всемирного банка «Doing Business» называет государство вторым на планете по уровню поддержки интересов предпринимателей.

Экономика Сингапура в основном представлена производством и экспортом электроники, финансовыми услугами и туризмом.

Активной международной торговле помогает деятельность самого загруженного в мире грузового морского порта.

Ведущие отрасли сингапурской экономики

Несмотря на небольшой внутренний рынок и нехватку природных ресурсов, Сингапур уверенно перенёс финансовые кризисы в 1997 и 2008 годах. Сейчас у него стабильное положительное сальдо, высокий национальный доход и никакого внешнего долга.

Четверть годового ВВП страны дают успехи в обрабатывающем секторе. Ключевые кластеры: электроника, химическая промышленность, биотехнологии, логистика и транспортное машиностроение. В третьем квартале 2017 года этот сектор вырос на 35%, за счёт увеличения спроса в машиностроении и электронике.

Следующая крупнейшая отрасль экономики – финансы. Её рост обеспечивается развитой деловой средой и политической устойчивостью. Сингапурский рынок финансовых услуг является домом для 200 банков. Многие мировые компании выбирают этот город для открытия региональных отделений и филиалов. Так, страна привлекает лучшие технологии и кадры, что способствует обмену данными между глобальными и внутренними рынками.

Значительный вклад в экономику страны также вносят медицинские инновации, аэрокосмическая техника, «чистая» энергия, здравоохранение и разработка контента.

Крупнейшие компании Сингапура по версии Forbes (2011 г.) / Источник:ru.wikipedia.org

Какими природными ресурсами обладает страна

Расположенный на самой южной точке Малайзийского полуострова, с чуть меньшей площадью чем у Волгограда, Сингапур не обладает крупными месторождениями природных богатств. Но это не помешало ему превратиться в региональный центр нефтегазовой отрасли. Более того, город стал мировым лидеров в области проектов, связанных с водой, например:

NEWater — система очистки сточных вод до состояния питьевой.

Deep Tunnel — глубоководная туннельная канализационная система, которая является частью структуры управления водными ресурсами города. Она позволяет собирать, обрабатывать и дополнительно очищать использованную воду.

Говорят, что истинный природный ресурс Сингапура — это его люди. Страна привлекает много качественных специалистов. Это помогает усиливать рост, на основе которого местные компании всегда нуждаются в дополнительной рабочей силе. Так, постепенно укрепляются и рынок труда, и потребительский сектор.

Как работает сингапурская инфраструктура

Во времена британской колонизации Сингапур был военным и торговым портом, и уже тогда город получил хорошую инфраструктуру. После обретения независимости в 1965 году постколониальное правительство продолжало совершенствовать и расширять транспортную, коммуникационную, промышленную и жилищную системы.

В стране есть 9 310 километров сухопутных дорог, 199,6 км железнодорожных путей (с комбинированным скоростным общественным транспортом и трамваями). Действует автобусное сообщение, такси и райдшеринг. Транспортная система эффективна, безопасна и пунктуальна.

По воздуху международный аэропорт Чанги связан с 380 городами из 90 стран. Он обслуживает 7 000 еженедельных рейсов, которые отправляют людей и грузы в самые разные точки мира.

Морской порт Сингапура имеет больше 200 судоходных линий с доступом к 600 портам в 123 странах. В нём может быть состыковано до 1 000 судов. Поэтому он имеет статус наиболее загруженного контейнерного порта в мире.

Не менее хороша система телекоммуникаций. В городе действует высокий уровень распространения мобильной связи – 1,5 телефона на человека. Доступ к интернету есть у 90% сингапурских домов и домохозяйств. На территории всего острова в кафе, ресторанах и других общественных местах действует бесплатная сеть Wi-Fi.

Промышленные и коммерческие объекты для бизнеса тоже находятся в досягаемости. Сингапур имеет 47 млн м 2 стратегически расположенных площадей. Есть возможность использовать их для строительства заводов, складов, бизнес-парков. Предприятия могут выбирать высотные и малоэтажные офисы мирового класса, как в центральном деловом районе, так и в других частях города.

Текущий ВВП Сингапура

В третьем квартале 2017 года ВВП страны составил $107 млрд (всего за год $323,90 млрд). Согласно отчёту Bloomberg, экономика Сингапура за этот период поднялась на 5,2%. Это самый большой прирост за последние годы.

Если в мире будут сохраняться «здоровые» торговые отношения, то Сингапур сможет не только поддерживать рост в обрабатывающей промышленности, но и постепенно развивать другие отрасли: торговлю и сферу услуг.

Есть ли у страны государственный долг

Правительство поддерживает нулевой внешний долг с 1995 года. Что касается внутреннего долга, то общий объём непогашенных государственных займов на третий квартал 2017 года составил $496 млрд. Он включает в себя именные акции и облигации, казначейские векселя и авансовые депозиты.

Но этот высокий показатель не является пагубным для финансовой мощи города. Правительство берёт ссуды в качестве инвестиции, и их окупаемость компенсирует разницу.

Такие стратегические долги реализуются наряду с надёжной защитой активов, грамотной макроэкономической политикой и устойчивым экономическим ростом. В стране хороший баланс, в котором активы перевешивают пассивы. Также важно, что в Сингапуре очень низкий уровень коррупции (7-е место в мире по Corruption Perceptions Index).

Основные источники дохода сингапурского правительства

Общий доход правительства в третьем квартале 2017 года составил $69 млрд. Как и в большинстве стран, основная его часть формируется налогами: на доходы, имущество, добавленную стоимость и акцизы. Другими источниками доходов служат сборы и пошлины, аренда государственной собственности, штрафы и конфискации, а также поступления от продажи капитальных товаров.

Торговая стабильность Сингапура

В 2017 году Сингапур получил доход от продажи товаров на сумму $976,1 млрд, что на 11,1% выше, чем в 2016. Государство входит в ТОП-15 экспортёров и ТОП-20 импортёров мира. Тройку ведущих экспортных и импортных товаров составляют машины, транспортное оборудование, химпродукты, а также различные промышленные продукты.

В 2017 году экспорт составил — $515 млрд. Основные партнёры: США, Австралия, Япония, Китай и Великобритания. Сумма импорта — $452,1 млрд. Главные контрагенты: США, Нидерланды, Китай, Япония и Гонконг.

Экономика Сингапура находится в тренде здорового роста. По рейтингу Fortune это третья богатейшая страна мира, которая имеет высокие показатели прямых иностранных инвестиций — $62 млрд в 2017 году.

Отправить другу

Сингапур - самое успешное и молодое суверенное государство Юго-Восточной . В 1959 г. Англия на основе подготовленной ею Конституции Сингапура предоставила этой своей колонии статус самоуправляющегося государства, которое, однако, оставалось в составе Британского Содружества Наций. Сингапур обрел некоторую независимость, в частности получил право формировать свое правительство. Пятого июня 1959 г. премьер-министром нового государства стал и оставался вплоть до 1990 г. лидер созданной в 1954 г. Партии народного действия (ПНД) Ли Куан Ю. В дальнейшем, уже на посту министра-ментора, он продолжал деятельно участвовать в подготовке и реализации долгосрочных проектов социально- экономического развития Сингапура.

Экономика Сингапура остается одной из самых открытых и по-прежнему зависит от иностранных инвестиций и мировой торговли. Как и другие страны Юго-Восточной Азии после обретения ими независимости, Сингапур сосредоточил внимание на постколониальной трансформации социально-экономической системы. Создав базовые экономические институты, страна относительно недолго проводила политику импортзамещения, затем перешла к практике «догоняющего развития» на основе широкого привлечения иностранного капитала и ориентации на внешние рынки.

Отличительная черта социально-экономической политики страны способность своевременно и адекватно отвечать на вызовы индустриальной и постиндустриальной эпохи, постоянно и гибко совершенствовать и традиционные и новосозданные институты, следовать принятой стратегии, при этом постоянно ее корректируя. Приоритетом в своей деятельности сингапурское правительство избрало «развитие человеческого фактора» как единственного ресурса, которым обладает это государство. Имеется в виду социальная составляющая внутренней политики: подъем образования и науки, здравоохранения, улучшение жилищных и материальных условий быта населения. Такая политика позволит обеспечить ускоренное развитие постиндустриальных секторов экономики, сохранить благоприятную динамику роста. Ожидаемый мультипликационный эффект от проводимого курса может проявиться в повышении адаптивности экономической системы в целом и накоплении ресурсов для дальнейшего прорыва в постиндустриальный мир.

В июне 1998 г. был дан старт движению «Сингапур - ХХI», которое включало как одну из своих целей реализацию «Промышленного плана ХХI», начавшегося в 1999 г. Выступая 6 августа 1998 г. с речью «Экономика Сингапура в ХХI веке», заместитель премьер-министра Тони Тан отметил, что данное движение является дальнейшим развитием Национального стратегического экономического плана. Он подчеркнул, что для эффективного перехода к экономике, базирующейся на знании, необходимо привить обществу культуру созидания, новаторское предпринимательство, стремление к переменам, умение рисковать и стойко переносить неудачи.

Установки плана предусматривали: ежегодно промышленность должна обеспечивать 25% ВВП, а услуги по обслуживанию экспорта 15%. Намечался ежегодный прирост 20 тыс. рабочих мест. Кроме того, ставились задачи, которые предстоит решить за десять лет в сферах образования, искусства, химии, коммуникаций, средств массовой информации, инжиниринга, здравоохранения, электроники и логистики. Например, чтобы скорее довести уровень образования до самых передовых показателей, предлагалось десяти всемирно известным высшим учебным заведениям, в том числе институтам Вартона, Джона Хопкинса, Карнеги, открыть свои отделения в Сингапуре. Была разработана Программа технологического предпринимательства, призванная стимулировать новейшие начинания в этой области. Сингапурцы получили возможность обучаться новым профессиям, им предоставлялось льготное финансирование и другие виды поддержки.

Для обеспечения реализации программы был создан Комитет технологического предпринимательства во главе с заместителем премьер-министра Тони Таном. В обязанности Комитета входило организовать научный центр типа Силиконовой долины, а также внести изменения в законодательство, касающееся регулирования технологического предпринимательства. Ставилась задача поощрять дальнейшее расширение рынка венчурного капитала, чтобы обеспечить финансирование проектов, основанных на высоких технологиях. Созданный для этого Венчурный фонд с капиталом в 1 млрд. долл. США был увеличен до 12 млрд. Таким образом, появился новый институт венчурного, т.е. связанного с повышенным риском, капитала, область операций которого - новые технологии, предложение нового продукта, современный маркетинг. Тем самым создавались необходимые связи между наукой и производством. Венчурные фирмы относились, как правило, к среднему бизнесу. Развитие этого вида предпринимательства, поддерживаемого государством,- показатель того, как усложнялась структура сингапурской экономики.

Успеху новых начинаний способствовали и правительственные ассигнования, возросшие с 757 млн. синг. долл. в 1991 до 3 млрд. синг. долл. в 2000 г. Только за два года возникло восемь научно-исследовательских институтов, пять исследовательских центров, а также 67 корпоративных научно-исследовательских и проектных центров, призванных ускорить внедрение новейшей автоматики, магнетики и микроэлектроники. Кроме того, многие ТНК открыли свои проектные и исследовательские организации. Предполагалось выделить для развития науки и технологии средства в размере 2% от ВВП. За последние три десятилетия результаты коммерческого освоения новейших достижений в сфере высоких технологий сказались не только в экономике, но и на всем обществе. Появившиеся в стране научные учреждения послужили основой сектора, ведущего разработки в области высоких технологий. В перспективе он поможет развитию нескольких современных отраслей, прежде всего электротехники, электроники, производству транспортного оборудования. Новейшие технологии успешно внедряются во все отрасли национального хозяйства. Кроме того, республике удалось добиться большого прогресса и в области подготовки собственных высокопрофессиональных кадров.

Описанные достижения видны по первым же результатам анализа «экономики знаний» в городе-государстве, в частности проведенного сотрудниками Министерства торговли и промышленности Сингапура под руководством доктора То Мунг Хенга и Адриана Чу. Количественные параметры роста «экономики знаний» в 1978- 2011 гг. были определены эконометрическими методами. Однако основные, проходившие в экономике процессы прослеживались и по другим показателям. В частности, воздействие факторов роста производства на котировку акций компаний, проводивших научные исследования с 1978 по 2011 г., изучалось с учетом годовой депрессиации. Как показали расчеты, на один дополнительный доллар, вложенный в НИОКР, отдача экономике составляла 20%. Исследования на микроэкономическом уровне выявили, что каждый доллар, затраченный отдельной фирмой на НИОКР, давал 14% прибыли.

Наиболее высокая окупаемость затрат прослеживалась в сфере информационно-коммуникационной технологии и «науке о жизни». Исследования показали также, что отдача от вложенных средств была большей у фирм, пользовавшихся правительственными грантами, чем у компаний, получивших средства для исследований и разработок из других источников. Исходя из этих показателей, сингапурское правительство предпочло развивать новые направления, не полагаясь на эффективное воздействие рынка, а создать для руководства ими определенные структуры. Вместе с тем у государственных и частных организаций существуют различные установки и цели в научно-исследовательской работе. Согласно оценкам, в государственных организациях на каждый миллион долларов, вложенный в НИОКР, получали 0,19 заявок на патенты, тогда как в частных фирмах - лишь 0,07. Это подтверждает, что деятельность государственных институтов более эффективна и реально содействует развитию НИОКР. Долгосрочные капиталовложения в НИОКР уже приносят сравнительно высокую прибыль в Сингапуре, а по мере дальнейших разработок отдача от новых технологий и в других отраслях, включая сферу услуг, будет все весомее.

Изучая модель «экономики знаний», действующую в Сингапуре, исследователи этой страны подробно проанализировали четыре фактора, взаимодействие которых определяет «основную движущую силу роста, создания богатства и занятости». Все показатели сопоставляются с данными по США, Канаде, Тайваню и Южной Корее. Это формирование нового знания, его доступность, его распространение и его применение. Во-первых, формирование нового знания зависит от того, насколько велики затраты на НИОКР по отношению к ВВП. Это позволяет оценить интенсивность проводимых научно-исследовательских работ. В Сингапуре доля расходов на НИОКР выросла с 0,86% ВВП в 1990 до 0,88% в 2010 г. В этом отношении Сингапур оказался примерно на уровне Тайваня и Канады, но все еще заметно отставал от США, Японии и Южной Кореи. Во-вторых, число научных работников, приходящихся на тысячу человек населения, показывает, насколько страна может обеспечить потребности НИОКР в кадрах. В 2010 г. в городе-государстве соответствующий показатель составлял 4,82 и был гораздо выше, чем в Южной Корее, Канаде и на Тайване. В-третьих, количество патентов, зарегистрированных в США на душу населения, отражает качество национальной инновационной системы и окупаемость науки.

В этом за последнее десятилетие ХХ века Сингапур добился впечатляющих результатов: в 1990 г. в США было зарегистрировано всего 25 сингапурских патентов, в 2010 г. их было уже 294. И все же по этому показателю Сингапур занимал последнее место в ряду сравниваемых стран: в 2010 г. он зарегистрировал 74 патента на миллион жителей, тогда как Канада - 131, Тайвань - 294, а США почти 350. В-четвертых, политика, направленная на привлечение ТНК, исходит из целесообразности получения готовой новейшей технологии, и на импорт ее выделяются немалые средства. В 1995 г. на эти цели было потрачено 3,3 млрд., а в 2010 - 7,7 млрд. синг. долл., т.е. 3,3% стоимости всего импорта. Это почти втрое больше среднего показателя для стран ОЭСР, который составлял 1,2%.

В начале ХХI века в экономике Сингапура оперировало около 7 тысяч многонациональных корпораций. Около половины из них использовали Сингапур как свою базу в ЮВА, а от 800 до 900 компаний производили продукцию на мировой рынок. По опубликованным данным ЮНКТАД, в 2010 г. семь сотен ТНК в совокупности направили на НИОКР за пределами стран своего базирования 310 млрд. долл. США. Это говорит о весьма благоприятной для Сингапура, а также для Малайзии и Таиланда ситуации: им открыт доступ к инновациям. В частности, в списке стран, принимающих заказы на НИОКР, Сингапур разделял девятое место с Италией. Таким образом, в начале ХХI века Сингапур был активно вовлечен в глобальный процесс интернационализации НИОКР. При этом в наибольшем выигрыше были несколько отраслей: электронная, электротехническая, фармацевтическая промышленность и производство средств информатики.

Согласно прогнозу экспертов ЮНКТАД среди заказчиков НИОКР, вероятно, будут и три страны ЮВА - Сингапур, Малайзия и Таиланд. Согласно ЮНКТАД, то, что ТНК наращивают капиталовложения в странах Азии, начиная с Индии и Китая и кончая государствами ЮВА, характерно для новой стадии глобализации экономики. Подчеркивается, что для ТНК эти страны не только источники дешевой рабочей силы, но и так называемые полисы роста, места концентрации квалифицированного персонала и новой технологии. От того, насколько востребованы наукоемкие услуги в бизнесе, зависят его взаимосвязи с глобальными источниками инноваций. Затраты Сингапура на такие услуги за 10 лет возросли вчетверо - с 1,1 млрд. синг. долл. в 1990 г. до 4,7 млрд. в 2010-м.

Свое присутствие в экономике Сингапура расширили известные компании, предоставляющие новейшие научные и технологические услуги. Таковые все больше востребованы сингапурскими фирмами, и это способствует распространению глобальной практики инноваций в различных сферах экономики Синганура. Успешно создается здесь инфраструктура информационной и коммуникационной технологии - ИКТ. Однако в этой области Сингапур еще не достиг показателей развитых стран. В некоторой степени это сказывается на конкурентоспособности сингапурских товаров, поскольку их цены менее эластичны.

В частности, после того как в 2000 г. передовые страны облегчили доступ частного капитала в сферу производства телекоммуникационных систем, цены на соответствующую продукцию в Сингапуре все еще были выше мировых. Тем не менее, по ежегодно публикуемым данным о рейтинге предпринимателей и предпринимательства стран мира, в 2010 г. Сингапур занимал пятое место после США, Канады, Тайваня, Южной Кореи, но опережал Японию. О том, насколько интенсивно государство развивает новейшие системы информации и связи, свидетельствует доля затрат на эти цели в ВВП. По данным 2010 г., она составляла в Сингапуре 8,8%, в Японии - 8%, а в США 7,9%.

К началу ХХI века Сингапур обладал одной из лучших в мире инфраструктур ИКТ. Распространению «всемирной паутины» в городе-государстве содействовал образованный в 1981 г. Национальный компьютерный совет. Было ускорено внедрение новейших технологических средств и появление пула профессионалов в области информатики. Сотрудники и высшие служащие составляли в 2010 г. 36% всех занятых. Эти оценки даны на основе критериев МОТ, которые относят к научным работникам не только ученых, но и других лиц умственного труда - менеджеров, старших государственных чиновников, высокопрофессиональных служащих в разных областях.

Эффективность сингапурской «экономики знаний» определяется величиной стоимости, созданной в отраслях, где достижения науки получили широкое применение. С 1983 по 2010 г. эти отрасли давали 53% ВВП, а в 2011 г. их доля достигла 56%. Стоимость, созданная в аналогичных отраслях других стран, была меньше: она равнялась половине ВВП в США, Австралии и в большинстве членов Европейского Союза. Благодаря модернизации образования повысилась квалификация большей части занятых и, соответственно, производительность труда: в среднем за год на 4,5%. А в тот же отрезок времени среднегодовое увеличение зарплаты составило 6,1%. С начала 90-х годов обращалось внимание не только на повышение производительности труда, но и на качество выпускаемой продукции. В 1994 г. Государственный совет по производительности труда и контролю за качеством установил основные критерии добротности продукции. Тогда же была учреждена награда за качество по примеру аналогичной американской награды за качество, введенной Малькомом Балдриджом. Эта сингапурская премия присуждалась компании, которая отличилась самыми высокими показателями производительности труда, качества продукции и услуг, образцовой постановкой информации и менеджмента, успешной работой с кадрами и рациональным планированием.

Стремясь к совершенствованию технологической базы промышленности, Сингапур сосредоточил внимание на развитии нескольких отраслей. Например, за последние два десятилетия доля электронной промышленности в добавленной стоимости увеличилась с 18% в 1993 до 48% в 2010г. Однако в начале ХХI века на мировом рынке появились симптомы падения спроса на электронику, и Экономический комитет по пересмотру политики развития обрабатывающей промышленности рекомендовал переключиться на новые направления, в частности на нанотехнологии, системы производства альтернативного топлива, перформаторных материалов, которые дают более высокую добавленную стоимость, но при условии использования новейших знаний. Именно поэтому Комитет рекомендовал расширять сферу услуг в области образования, финансов, развивать туризм, торговлю и обслуживание логистики, а также профессиональные услуги. В 2010 г. сектор услуг давал 23,6% ВВП. Предположительно среднегодовые темпы прироста этого сектора - с 7,3 до 8,7%, и к 2012 г. он будет приносить около 31,8% ВВП.

С начала 90-х годов Сингапур взял курс на формирование собственной научно-исследовательской базы. Научно-техническая революция дала возможность производить новый и более дешевый продукт. В то же время она вызвала и «эффект сети», т. е. передачу новых достижений в другие отрасли. Возникали и осложнения. Прогресс в современной «экономике знаний» столь динамичен, что новые технологии сжимают до предела цикл и происходит все большее обесценение человеческого капитала.

Совет развития торговли, учрежденный в 1983 г., активно заботился о расширении внешнеэкономических связей страны. Особенно поддерживались частные компании, содействие им оказывалось через представительства в странах, которые традиционно были для Сингапура торговыми партнерами, и в государствах, которые стали для него новыми рынками. Система поддержки экспорта и экспортеров включала страхование. При содействии Совета упрощены процедуры вывоза и ввоза товаров через границу. Благодаря введению единой декларации на грузы ее оформление требует лишь 15 минут.

Официальный девиз правительства «превратить Сингапур в ворота стран АТР» предполагал определенные условия для его воплощения, прежде всего расширение товарной номенклатуры экспорта. От торговли товарами и услугами Сингапур неуклонно переходил к вывозу знаний, и сфера предлагаемых им услуг расширялась. Новым видом такой деятельности стал, например, финансовый арбитраж. Экономика Сингапура сумела выстоять в годы великого азиатского финансового кризиса, однако новая волна трудностей для национального хозяйства накатилась на берега острова с американского континента, обнажив ахиллесову пяту сингапурской экономики, а именно ее чрезмерную зависимость от внешней торговли и мировой конъюнктуры. Стагнация американской экономики и сужение рынка важнейшего торгового партнера Сингапура крайне негативно сказались прежде всего на промышленности города-государства.

Сингапурские экономисты умеют быстро реагировать на меняющиеся условия и корректировать общую стратегию и экономическую политику. Они отчетливо видят, когда модель хозяйствования, казалось бы, все еще исправно работающая, исчерпала свои возможности интенсивно функционировать. Такую гибкость, более или менее успешно, правительство Сингапура проявляло почти после каждого кризиса, сотрясавшего экономику мира в последние десятилетия, и это позволяло стране преодолевать трудности примерно в течение одного-двух лет.

Под давлением сложившейся ситуации Экономический комитет решил сократить число «стратегий», признаваемых ключевыми в 2000-2010 гг. Таковых было восемь: первой стояла программа расширения и модернизации производства и сферы услуг секторов, которым отводилась роль локомотива экономического роста. Затем следовала стратегия формирования «внешнего крыла» экономики, которая осуществлялась по программе регионального инвестирования. Отдельная стратегия предусматривала поддержку фирм, способных стать вровень с мировыми компаниями и не уступать им в конкурентоспособности.

Наряду с этим действовала стратегия поддержки малого и среднего бизнеса. Четыре остальные стратегии конкретизировали задачу построения экономики и общества на базе науки и знаний. В августе 2001 г. премьер-министр Го Чок Тонг обнародовал «Новую экономическую стратегию». За образец было принято развитие Соединенных Штатов Америки, признанное более динамичным и рациональным, чем опыт европейских стран и Японии. В частности, сингапурские экономисты высоко оценили эффективность американских общегосударственных учреждений, прежде всего Федеральной резервной системы. Достойным подражания было признано также и то, что в США государство поддерживает все формы бизнеса, особенно новые. Импонировали сингапурским экономистам и американские предпринимательские традиции, прежде всего поощрение готовности к риску и неосуждение неудач то, что способствует развитию бизнеса и усилению его динамичности. Кроме того, как сочли в Сингапуре, внимания заслуживает и гибкость американского рынка труда.

«Новая экономическая стратегия» свела основное содержание макроэкономической политики правительства к пяти направлениям. Теперь в первую очередь предусматривалось обеспечить для сингапурских товаров новые рынки сбыта в радиусе семичасового перелета, а также заключить соглашения с ближайшими соседями о создании зон свободной торговли на двусторонней основе. Второй задачей объявлялась поддержка предпринимательства и превращение сингапурских компаний при содействии правительства, прежде всего в лице Совета по развитию торговли, в компании международного уровня. На тот же Совет возлагалась и третья задача дальнейшее развитие «внешнего крыла» экономики.

Экспансия сингапурского капитала в регионе активизировалась, когда были одобрены заявки на сооружение 74 проектов в Индонезии на общую сумму свыше 1 млрд. долл. США. Две сингапурские компании получили разрешение на сооружение на о. Батам верфи и сталелитейного завода проектной производительностью 2 тыс. т стали в год. В последние годы Сингапур занимает первое место среди 47 стран, осуществлявших капиталовложения в Индонезии. О расширении зарубежной экономической деятельности свидетельствует динамика роста учрежденных за рубежом сингапурских компаний, число которых в 2011 г. составляло 9623. Прямые сингапурские инвестиции в других странах превысили 156 млрд. долл. США. Поступления в Сингапур от зарубежной деятельности оценивались в 26 млрд. долл. в 2011 г.

Правительство объявляло, что при реструктуризации экономики следует изыскивать новые возможности совершенствования производства на основе достижений науки и информационной технологии, развития новаторства и готовности идти на оправданные риски. Эти установки подкреплялись финансовыми ресурсами. Например, для увеличения численности занятых и повышения их квалификации выделялись специальные фонды. На нужды образования в Сингапуре отводится 4,5 - 5% ВВП. В стране создаются заманчивые условия для привлечения высококвалифицированных и перспективных специалистов и ученых из других стран.

Совет экономического развития Сингапура разработал проект «Промышленность ХХI века», рассчитанный на десять лет. Его основная цель - наладить работу всех секторов производства и услуг в соответствии с требованиями нового века и превратить Сингапур в глобальный центр наукоемкой промышленности. Удельный вес таковой предусмотрен примерно в 40% ВВП. В наукоемком производстве должно быть занято 20-25 тыс. человек, при этом две трети из них будут высококвалифицированными рабочими или работниками умственного труда.

Другой предложенный Советом проект «Технологическое предпринимательство в ХХI веке». Эти документы положили начало развитию в Сингапуре «науки о жизни» (понятие подразумевает новейшие научные отрасли, связанные с производством новых медикаментов, медицинской аппаратуры, а также агробиопродукции и пищевых добавок). В научно-исследовательской работе, а также в клинических испытаниях нового продукта принимают участие иностранные компании мирового класса. В 2011 г. ожидался выпуск новой продукции на 12 млрд. долл. США. Завершено строительство биомедицинского центра (Биополис), в котором занято до 2 тыс. ученых и специалистов. Он призван стать частью создающегося нового научного центра в районе Буэна Виста. Среди компаний, оперирующих в новейших отраслях, лидирует Информационно-телекоммуникационная корпорация, в ведении которой находятся около 40 промышленных и специализированных парков. Кроме них, создаются также различные кластеры, в том числе Издательский центр, где под одной крышей разместятся все звенья современного производства печатной продукции от редакций до типографии.

Реализация стратегии превращения Сингапура в мировой центр передовых технологий была возложена на Совет развития торговли и Совет экономического развития. Последний ответственен за консолидацию промышленной базы экономики на основе концепции объединения предприятий в группы; предоставления большей свободы действий частным компаниям, особенно венчурным. Государство помогает бизнесу, реализуя «концепцию рассредоточения», т.е. размещения предприятий в различных промышленных районах для привлечения новых технологий и освоения новых сфер предпринимательства. Кроме того, правительство намерено стимулировать инвесторов, учреждая новые структуры, в том числе венчурный капитал, формируя более совершенную инфраструктуру и принимая законы о защите интеллектуальной собственности. Министерский комитет должен содействовать созданию «экосистемы предпринимательства», т.е. заботиться о сочетании интересов местных и иностранных компаний, имеющих глобальные амбиции.

В наступившее сложное время на первом плане новых реалий оказывается интеллектуальный капитал. В Сингапуре считают, что нельзя допускать выезд своих ученых и специалистов для работы за границей, и, напротив, необходимо всемерно привлекать талантливых работников науки из других стран. При всех отмеченных выше изменениях в стратегии экономического развития Сингапура, главная роль в ней по-прежнему отводится промышленности, доля которой в ВВП должна составлять 25%, а в занятости - около 20%. Для этого, как заявило правительство, ежегодные инвестиции в эту сферу экономики не могут быть менее 8 млрд. долл. США.

Правительство разработало также стратегический план развития технологического потенциала частных местных и государственных компаний. Особая роль отводится группе «Сингапурские технологии», которая оперирует в таких передовых отраслях, как авиакосмическая промышленность, производство электронных интеграционных систем, полупроводников и программного обеспечения. Сингапур, согласно установке Совета по экономическому развитию, должен стать центром электронной промышленности мирового класса и лидером в области производственных решений, управления современного производства. К 2012 г. в этой отрасли намечена реализация 150 новых проектов, что позволит выпустить продукцию на 150 млрд. долл. США.

Предполагается также превратить Сингапур в центр нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности мирового класса. К 2012 г. этого рода продукции должно быть произведено на 75 млрд. долл. США. Утроение производства метилена обеспечит нефтехимическую промышленность исходным сырьем, что позволит резко наращивать добавленную стоимость, создаваемую в отрасли. Сингапур вовремя учел резко растущий спрос на сложное современное оборудование, необходимое для добычи нефти на морском шельфе. Во многом именно благодаря доходам от экспорта морских платформ и бурильных установок город-государство сумел выдержать спад спроса на мировом рынке на продукцию электротехнической и электронной отраслей, наблюдавшийся на мировом рынке в начале ХХI века.

Сингапур намерен постоянно находиться в гуще глобальных научных идей, перемещения капиталов, ноу-хау в области ресурсов, технологии и рынков. Правительство стремится к тому, чтобы и в дальнейшем действующие в самых разных сферах ТНК открывали на его территории свои головные офисы. Благодаря этому они могут управлять своими подразделениями и в ЮВА, и во всем мире. Их деятельность дает дополнительные преимущества сингапурскому деловому миру, особенно его финансовым учреждениям, способствует поддержанию деловых контактов предпринимателей.

После мирового кризиса Сингапур, по утверждению Дж. Йео, стал в Юго-Восточной Азии первопроходцем изыскания новых форм сотрудничества, новой внешнеэкономической стратегии. Все шире практиковали двусторонние соглашения о свободной торговле, а они стимулировали дальнейшую либерализацию экономических связей, снижение тарифных барьеров и, в конечном счете, формирование международной торговой системы. В частности, подписанный двусторонний договор с Японией предусматривает беспошлинный ввоз обеими странами 98,5% товаров и, кроме того, по словам Го Чок Тонга, создает условия для сотрудничества двух стран в нескольких важных областях науки и техники, финансов, туризма, а также в деле подготовки специалистов. В 2003 г. Сингапур заключил соглашение с Соединенными Штатами Америки о свободной торговле. Важной частью новой стратегии стало создание зон свободной торговли со странами АТР, в том числе с Новой Зеландией, США, Японией, Канадой, Австралией и др. Правительство Сингапура заявляло, что оно, вопреки недовольству некоторых членов АСЕАН, намерено развивать торгово-экономические отношения со многими другими странами более интенсивно, чем с государствами ассоциации, и что Сингапур не будет пытаться замедлить процесс своей интеграции в глобальную экономику, ожидая отстающих партнеров по АСЕАН.

Еще одной новой тенденцией во внешнеэкономической политике Сингапура стало значительное увеличение торговли с Россией. Значительные изменения претерпела структура торговли. Главными статьями российского экспорта являются нефтепродукты (66%), цветные металлы и изделия из них (21%), подшипники, детали к буровому оборудованию и другие товары 10%. Появились и такие российские товары, как электронные компоненты и интегральные схемы. В структуре российского импорта превалируют машины, транспортные средства, бытовая электроника. Части и комплектующие к вычислительной технике (75,8%), остальная треть товаров продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Сингапурские предприниматели проявляют интерес к инвестированию в экономику России. Накопленные инвестиции составили 77,8 млн. долл. США, при этом 40% из них были вложены в лесное хозяйство, 24% - в операции с недвижимостью, 14% - в обрабатывающую промышленность, 12% - в рыболовство, 8% - в оптовую торговлю. Российские инвестиции в объеме 2,6 млн. долл. США направлены в основном в химическую промышленность.

Несмотря на достаточно маленький внутренний рынок, экономика Сингапуре активно вовлечена в деательность на мировом рынке. Экономика Сингапура признана второй открытой экономикой в мире, согласно Индексу Экономической Свободы – показателя, ежегодно рассчитываемого фондом Heritage Foundation. На макроэкономическом уровне она может быть охарактеризована, как одна из наиболее стабильных экономик, с отсутствием внешних долгов, высокой государственной прибылью и постоянным приростом резервного капитала. Во время Финансового Кризиса 1997 года, в то время как экономики соседних стран снижались и претерпевали проблемы, экономика Сингапура оставалась относительно стабильной. Сингапур стойко перенес мировой экономический кризик 2008 года и, по сути, вышел из него, став одной из самых быстро растущих мировых экономик в 2010 году, в то время, как развитые экономики США и стран Европы продолжали страдать от последствий кризиса. И даже те факты, что у Сингапура нет в запасе никаких природных ресурсов и его территория, как страны-государства-города очень невелика, никоим образом не повлияли на укрепление позиций Сингапура среди других стран и его выхода на лидирующее место.

Экономика Сингапура устояла тяжелому напору и была приведена в движение благодаря:

  • Экспорту электронной промышленности и производстенного оборудования
  • Финансовым услугам высоко качества и профессионализма
  • Туризму
  • Морским грузоперевозкам (порт Сингапура является самым большим грузовым портом в мире)

Ключевые типы промышленности Сингапура

Производственный сектор Сингапура вносит ежегодный вклад в ВВП страны (от 20 до 30%). К главным отраслям промышленности относятся электроника (полупроводники, тонкая и точная механика и др.), фармацевтика, химическая промышленность, строительство и кораблестроение.

Также большой подъем и рост наблюдается в следующих видах деятельности: оптово-розничная реализация, финансовые, услуги и .

Говоря о финансовых и бизнес услугах, следует подчеркнуть, что благоприятная и поддерживающая бизнес среда Сингапура привлекает в страну большое количество мульти-национальных банков с мировым именем, а также инвестиционных компаний. Только представьте себе – каждый крупный банк и инвестиционная компания из США и стран Европы, которые представлены в Азии, открывают свой головной офис в Азиатском регионе именно в Сингапуре.

Иные виды деятельности, которые начинают набирать обороты и приносить существенный вклад в экономику Сингапура включают в себя , казино, инфокоммуникации и медию.

Природные ресурсы

Сингапур, расположенный на самом южном окончании Малазийского полуострова и обладающий территорией, в несколько раз меньше, чем Москва или Нью-Йорк, не имеет своих природных ресурсов. В то время как Сингапур заведует третьим в мире по величине нефтеперерабатывающим заводом, сырье сюда поставляют из-за рубежа (в основном из Саудовской Аравии).

Инфраструктура

Правительтсво Сингапура стремится улучшить и расширить инфраструктуру страны во всех отношениях. Это касается как транспорта (наземного, воздушного и водного), коммуникаций, промышленности, так и жилищной системы.

Передвигаться в Сингапуре по суше можно по 3,297.00 киллометрам магистральных дорог, 138.20 киллометрам рельсов. В стране, помимо метро пассажирам предлагается передвигаться на автобусыах и такси. Одним словон, транспортная система страны очень эффективная, безопасная и пунктуальная.

Междунарожный аэропорт Сингапура (Changi International Airport) предлагает перелеты в более чем 182 города в 57 странах. Пассажиро и грузо-перевозки аэропорта оцениваются в 4,000.00 тысячи полетов еженедельно.

Морской порт Сингапура предлагает перевозчикам выбор в более, чем 200 морских компаний и предоставляет доступ к 600 портам в 123 странах мира. В одно и тоже время в портовых доках Сингапура может находиться не менее 1,000.00 кораблей. Тем самым порт Синагупра по праву считается одним из самых загруженных контейнерных портов мира.

ВВП. Источники прибыли государства и резервный капитал

Экономика Сингапура выросла на 4,9% в 2011 году. По данным Британского информационного агентства «Блумберг», ВВП Сингапура составил S$326.8 миллиарда в 2011 году.

Как и в большинстве иных государств, Сингапур зарабатывает наибольшую часть доходов посредством налогов – на доходы, на недвижимость, на товары и услуги, акцизные и таможенные сборы и другие. За 2010-11 бюджетный год прибыль от налогов составила 91% от всех государственных операционных поступлений. Иными источниками дохода являются сборы за оформление лицензий и разрешений; сборы за съем жилищных и бизнес помещений; штрафы и конфискации; а также поступление капитала от продажи товаров капитального значения, таких как земля. Свободный резервный бюджет Сингапура за 2011 год оценивается в S$2.3 миллиарда или 0.7% ВВП.

Сингапур стал известен после феноменального превращения из беднейшего государства в одно из самых богатых в мире.

Город-сказка!
Это маленькое островное государство, 719 квадратных километра, расположено на 63 островах. Многие из них не заселены.

Немного истории страны Сингапур

Страна обрела независимость в 1965 году. За тридцать лет бывшая британская колония, несмотря на полное отсутствие природных ресурсов, была превращена в одну из самых богатых стран в мире.

Страну возглавил сильный, жесткий лидер Ли Куан Ю. Это высокообразованный человек, он с отличием окончил Кембриджский университет. При нем велась беспощадная борьба с коррупцией и преступностью. Он не щадил даже своих друзей. Не боялся новшеств, предавал большое значение образованию молодежи.

Создавал идеальные условия для инвесторов. Старался создать равные права всем жителям страны, независимо от их национальности и вероисповедания. Обеспечить им достойную жизнь.

  • Во всех школах ввели обязательное изучение английского языка, а высшие учебные заведения перевели на преподавание на английском.
  • Правительство отправляло своих студентов на обучение в лучшие университеты мира с обязательным возвращением в Сингапур.

Феноменальный экономический рост Сингапура, за такой небольшой промежуток времени, назвали экономическим чудом. Сейчас многие страны пытаются перенять этот опыт.

Сингапур многонациональная страна. Большую часть населения составляют китайцы-75%, малайцы-14%, индийцы-9% и другие. У каждой нации свое вероисповедание. Китайцы в своем большинстве исповедуют буддизм и даосизм, малайцы исповедуют ислам, индийцы — индуизм, но все жители страны дружны, доброжелательны и все считают себя сингапурцами.

В стране официально четыре государственных языка

  • малайский,
  • тамильский (индусы),
  • мандаринский (китайцы),
  • английский, который объединяет все этнические группы.

В школах обязательное изучение английского языка и родного. Названия улиц, метро, вывески, указатели все на 4 языках.

Гимн страны исполняют на малайском языке.

Символ Сингапура – Мерлион. Это рыба с головой льва. В переводе с малайского – синга (лев), а рыба это в память, что раньше на месте Сингапура была маленькая рыбацкая деревенька.

Одна статуя Мерлион, высотой 8,6 метра установлена в Сингапуре на берегу реки. Из пасти льва бьет мощная струя воды. Вторая статуя, копия первой, установлена на острове Сентоза в парке развлечений. Ее высота 37 метров, а в пасте льва и на его голове расположены смотровые площадки.

Жёсткое законодательство-успех экономического роста страны

Благодаря жесткому судебному законодательству по отношению и к жителям страны и к иностранцам — Сингапур одна из самых безопасных стран в мире. Отсутствие полицейских на улицах обманчиво. За порядком следят через многочисленные камеры, явные и скрытые.

В стране в судебном порядке применяют телесные наказания – удары палками по голому заднему месту. Такие наказания применяют к мужчинам-преступникам.

Без суда, но в узаконенной форме, телесные наказания применяют в армии, в школах в старших классах за серьезные проступки.

В магазинах продаются тонкие трости для «домашнего использования», т. е. наказания детей своими родителями, независимо от пола ребенка. В Сингапуре это не запрещено.

В стране существует закон о смертной казни через повешение. Он применяется как к гражданам Сингапура, так и к иностранцам, совершившим преступление в этой стране. За наркотики, убийство, коррупцию.

Закон одинаков для всех

Вот один пример, как благодаря таким законам, поддерживается чистота и порядок на улицах этой страны.

В 1994 в Сингапуре был арестован и приговорен к тюремному заключению и телесному наказанию 6 ударов палками, американский подросток 15 лет за граффити. Пресса подняла шум, вмешался сам президент Клинтон. Тогда президент Сингапура смягчил наказание, заменив 6 ударов на 3 объяснив, что перед законом все равны.

Это факты, а выводы о феноменальных успехах Сингапура делайте сами!

Самое интересное о городе — государстве Сингапур в следующих статьях!

Это тоже интересно:

Чем хороша жизнь в Австралии или плюсы и минусы идеальной страны Поболтаем? Или о чем говорить с китайцем… Чем интересна Испания в августе 30 фактов про Сингапур, интересных для туриста! Часть 1

В начале 60-х годов Лондон решил полностью свернуть военное присутствие «восточнее Суэца», а значит, закрыть свою базу в Сингапуре до 1968 года. В 1965 году штаг Сингапур был исключен из Федерации Малазии, то есть фактически объявлен независимым государством помимо своей воли.

Положение Сингапура сразу после провозглашения независимости было не просто сложным и проблемным - его без преувеличения можно назвать катастрофическим. Мини-страна практически не имела собственной промышленности, кроме первичной переработки, а зачастую просто сортировки и упаковки различных видов сырья, поступавшего из соседних стран, а потом реэкспортировавшегося в Европу и Америку. А эти страны- соседи были полны решимости избавиться от Сингапура как лишнего посредника. Крупнейший работодатель города - британская военно-морская база, обеспечивавшая работой 40 тысяч горожан, вот-вот должна была прекратить свое существование. Премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю был сильно обеспокоен, но всячески пытался внушить соотечественникам уверенность и оптимизм. Вместе с тем он прямо и недвусмысленно провозгласил: «Мир не обязан нас кормить!»

Как Ли Куан Ю вышел из сложившейся ситуации, наверное, лучше всего расскажет... он сам. Ведь именно этому посвящена его книга «Сингапурская история: 1965-2000. Из третьего мира - в первый». В дальнейшем тексте все цитаты - из нее.

«Поскольку наши соседи планировали ограничить свои экономические связи с Сингапуром, мы должны были наладить связи с развитыми странами: Америкой, Европой, Японией - привлекать их производителей для создания предприятий в Сингапуре и дальнейшего экспорта продукции в развитые страны».

Несмотря на то, что в 60-е годы существовало мнение о том, что транснациональные корпорации просто эксплуатируют ресурсы беднейших стран, обрекая их на еще большую бедность, Ли Куан Ю решил активно привлекать иностранные компании.

«Как бы то ни было, природных ресурсов, которые ТНК могли эксплуатировать, в Сингапуре не было. Все, что мы имели, - трудолюбивые люди, хорошая базовая инфраструктура и правительство, решившее быть честным и компетентным. Нашей обязанностью было обеспечить два миллиона жителей Сингапура средствами к существованию, и если ТНК могли создать рабочие места для наших работников и обучить их техническим, инженерным и управленческим навыкам, значит, нам нужно было иметь дело с ТНК».

Однако чтобы привлечь в Сингапур как можно больше транснациональных корпораций из наиболее развитых стран мира, - нужно было, чтобы такое желание возникло у самих ТНК.

«Если бы мне пришлось описать одним словом, почему Сингапур достиг успеха, то этим словом было бы «доверие». В борьбе за выживание мы руководствовались принципом: Сингапур должен стать более организованным, эффективным, энергичным, нежели другие страны региона. Если бы мы были просто так же хороши, как и наши соседи, у предпринимателей не было бы никаких оснований строить свой бизнес в Сингапуре. Мы должны были создать для инвесторов возможности работать в Сингапуре успешно и прибыльно, несмотря на отсутствие внутреннего рынка и природных ресурсов».

Первым проектом Ли после его прихода к власти стал Джуронг - новый индустриальный район за городом, куда подвели дороги, электроэнергию, воду и все необходимое. Участки, готовые к началу промышленного строительства, передавали потенциальным инвесторам за символическую плату. В 1961 году было создано Агентство по экономическому развитию, со временем прославившееся в целом мире как «сингапурское единое окно». Ли был убежден, что иностранный инвестор в Сингапуре должен иметь дело не с огромным количеством министерств, служб, отделов и департаментов, а с одним агентством, с одним чиновником этого агентства - куратором конкретного иностранного инвестора. Деятельность чиновника оценивалась в зависимости от успехов иностранного инвестора в бизнесе. «Этому агентству предстояло решать все проблемы, возникавшие у инвесторов, - от земельных вопросов до поставки электроэнергии и воды, от охраны окружающей среды до обеспечения безопасности труда». И оно их решало и решает до сих пор!

«Мы приветствовали каждого вкладчика капиталов, но, когда находили крупного инвестора с потенциалом для серьезного роста, просто из кожи вон лезли, чтобы помочь ему начать производство».

Все годы правления Ли Куан Ю в Сингапуре практически нет коррупции. С одной стороны, чиновники получают очень высокую зарплату: сейчас премьер этой страны со ставкой 50 тысяч долларов в месяц - наиболее высокооплачиваемый госслужащий в мире (на втором месте - президент США с 33 тысячами). С другой - наказание за любые коррупционные действия неотвратимо и очень жестоко. Когда единственный раз за все годы независимости на взяточничестве был пойман чиновник высшего ранга - это был министр национального развития Де Цзинван, - после серьезного разговора с Ли Куан Ю виновник просто ушел домой и... повесился.

«Если бы Сингапур смог выйти на уровень принятых в странах первого мира стандартов общественной и личной безопасности, здравоохранения, образования, телекоммуникаций, транспорта и обслуживания, то он стал бы базовым лагерем для предпринимателей и инженеров, менеджеров и других профессионалов, пожелавших заняться бизнесом в нашем регионе». И Сингапур в самом деле достиг всех перечисленных стандартов и стал этим «базовым лагерем».

Правда, не сразу. Первые несколько лег Джуронг пустовал. В конце 60-х появились первые инвесторы из Гонконга и Тайваня, наладившие там текстильное производство и изготовление игрушек. В 1968 году в Сингапур пришли первые американские компании с высокими технологиями. Переломным стал 1970-й, когда «Дженерал электрик» за один год основала в Сингапуре шесть крупных предприятий. Закрытия британской военной базы в 1971 году (Ли Куан Ю удалось уговорить бывших колонизаторов отложить это событие на три года) рынок груда практически не заметил. В 1972-м чистый экспорт впервые в истории Сингапура превысил реэкспорт.

«Мы верили в наших молодых служащих, в их честность и интеллект, энергию, пусть даже при полном отсутствии делового опыта. Ежегодно мы отбирали и отправляли лучших выпускников наших школ в лучшие университеты Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Германии, Франции, Италии, Японии, а со временем, когда у нас появились средства, - в США. Мы вырастили собственных предпринимателей, чтобы основать такие процветающие компании, как «Нептун ориент лайнз» (пароходство) и «Сингапур эйрлайнз».

«Мы стремились вкладывать средства в отрасли, где был вероятен технологический прорыв, но диверсифицировали риски. Наша работа заключалась в постановке масштабных и долгосрочных экономических задач. Мы регулярно пересматривали планы и корректировали их. Было основано огромное количество новых компаний иод эгидой соответствующих министерств. Когда они достигали успеха, мы приватизировали некоторые государственные монополии».

Сегодня Сингапур - эго электроника и точное приборостроение, производство оптических инструментов и линз, самолетостроение и самые современные буровые платформы для нефте- и газодобычи, компьютерная техника и судостроение, металлургия и нефтехимия. Сингапурский порт (точнее, пять портов, расположенных в черте города) - четвертый в мире по перевалке грузов после Роттердама, Йокогамы и Кобэ. Сингапур - третий финансовый центр мира после Нью-Йорка и Лондона.

Сингапур, где несколько десятилетий назад было 40% неграмотных, сегодня - крупнейший научный центр Юго-Восточной Азии, в котором 170 научно-исследовательских центров разрабатывают высокие технологии, есть два первоклассных университета и два политехнических института.

«Мы воспользовались расширением мировой торговли, привлекли инвестиции и в течение жизни одного поколения жителей Сингапура перепрыгнули из третьего мира в первый».

Сингапур - один из чистейших городов мира и, несомненно, самый чистый город Азии. И этим он обязан не только многолетней воспитательной работе среди широких слоев населения, но и весьма жестким и неотвратимым наказаниям за несоблюдение санитарных норм. Так, окурок, выброшенный на тротуар, обойдется нарушителю в 600 американских долларов. Если же у местного жителя или иностранного туриста в кармане окажется пачка жевательной резинки и об этом каким-то образом станет известно местным властям, то за такое «страшное преступление» придется заплатить 1000 долларов. Причина – 30 лет назад, когда в Сингапуре была введена в эксплуатацию первая линия метрополитена, было зафиксировано несколько случаев вандализма, когда жвачкой залепляли сенсорные датчики в дверях вагонов. Двери не закрывались, и движение поездов задерживалось. Ли Куан Ю решил проблему радикально, запретив употреблять жевательную резинку в своей стране. Но деньгами можно откупиться не всегда: обладателя 15 граммов героина в Сингапуре ждет виселица.

Легковушка западного производства, которая у нас стоит около 20-30 тыс. долл., сингапурцу обойдется в 80-100 тыс.: помимо самого автомобиля, он вынужден покупать еще и лицензию на пользование им, цена которой колеблется в зависимости от перегруженности города транспортом. Так сингапурские власти борются с пробками на дорогах.

Молодому сингапурцу с избыточным весом срок службы в армии может быть продлен на неопределенное время - пока юноша не похудеет в достаточной степени, чтобы стать настоящим защитником родины.

Еще с первых дней своего пребывания у власти Ли Куан Ю категорически противостоял попыткам превратить независимый Сингапур во «второй Китай», пусть и не коммунистический. Несмотря на то, что его страна - единственное в мире, кроме самого Китая, независимое государство, в котором лица китайского происхождения составляют большинство населения (сегодня среди сингапурцев 79% этнических китайцев, 13% - малайцев и 7% - индийцев). Из пестрой смеси иммигрантов различной крови Ли Куан Ю решил создать новую, единую нацию - сингапурцев. Государственным в Сингапуре является малайский, а рабочим языком всех государственных органов - английский. В разных средних школах преподают на китайском, тамильском, малайском и английском. Но изучение последнего - обязательно в каждой школе. Большинство сингапурцев китайского происхождения традиционно разговаривали на четырех южнокитайских диалектах, довольно далеких от «мандаринского» китайского. Сегодня Ли активно агитирует своих земляков отказаться от дедовских диалектов в пользу литературного китайского языка. Однако преподавание во всех высших учебных заведениях Сингапура ведется исключительно на английском. Серьезное сопротивление в самом островном государстве и в соседних странах вызвал перевод на английский язык обучения второго университета Сингапура - Наньянского, возникшего в свое время как центр национального высшего образования для выходцев из Китая, проживавших не только в Сингапуре, но и других странах Юго-Восточной Азии. Как признает сам Ли Куан Ю, «у меня несгибаемый характер. Если я убежден в чем-то, то буду добиваться цели, вкладывая в ее достижение всего себя, даже если почувствую, что все против меня и земля уходит из-под ног. Это - миссия лидера».

Одной из первых мер правительства Ли Куан Ю еще в 60-е годы прошлого века стал снос трущоб, где к моменту провозглашения независимости страны в лачугах из тонких досок из-под упаковочных ящиков, покрытых пальмовыми листьями, проживало 65% сингапурцев. При этом существовали отдельные малайские и тамильские районы, даже выходцы из разныхпровинций Китая селились только рядом со своими земляками. В каждом же из новых многоэтажных жилых комплексов селили представителей всех этнических общин. Более того, когда спустя несколько лег малайцы и индусы путем обмена квартир начали снова «концентрироваться» в тех или иных домах, правительство ввело 01раничения - так, сейчас ни в одном районе города, ни в одном многоквартирном доме доля жителей, например, малайского происхождения не может превышать 25%. В каждом из этих многоквартирных комплексов активно действуют ячейки Партии народного действия, привлекающие к своей работе молодежь и несущие ответственность за результаты голосования жителей своего участка на очередных парламентских выборах.

Как утверждают независимые социологические опросы, сегодня 96% жителей островного государства считают себя в первую очередь сингапурцами, а уж йогом - лицами китайского, малайского или другого происхождения. Ли Куан Ю все-таки удалось создать нацию.

«Западные журналисты, особенно сторонники демократии и нрав человека, - пишет Ли, - считают, что мы должны быть совершенно такими же, как они. Я пытаюсь объяснить, что у нас другое историческое прошлое и другие социальные ценности. Эти другие ценности и способствовали быстрому росту экономики».

1. Перечислите, какие факторы экономического роста способствовали быстрому развитию Сингапура?

2. Какие факторы экстенсивного и интенсивного экономического роста были у Сингапура на момент образования независимости?

3. Как экономическая политика государства стимулировала рост экономики Сингапура?

4. Какие издержки экономического роста несет Сингапур?

5. Какими мерами правительство Сингапура снижает неизбежные издержки экономического роста?

1 Подробнее о методике расчета различных ценовых показателей см. Методологические положения по статистике. Вып. 5/ Росстат. – М., 2006. – 510 с., с. 144-293

Новое на сайте

>

Самое популярное