Домой Хоум Кредит Банк Порядок проведения выездной налоговой проверки по енвд. Бывает ли проверка при ликвидации индивидуального предпринимателя

Порядок проведения выездной налоговой проверки по енвд. Бывает ли проверка при ликвидации индивидуального предпринимателя

Как не повторить ошибок компаний «ТрансТехСервис» и «Народные двери»

Сегодня дела, связанные с неправомерным, по мнению налогового органа, применением ЕНВД, выходят по количеству на второе место после дел по фирмам-однодневкам. Налоговики набили руку и теперь активно наращивают объемы. Суды в большинстве случаев их поддерживают - кризис, проблемы с наполнением бюджета. О том, как не попасть под колпак налоговиков, читайте в материале для «БИЗНЕС Online» от партнеров юридической компании «АНП Зенит» Гузель Валеевой и Юлии Заздравной.

НАЛОГОВИКИ НАБИЛИ РУКУ И АКТИВНО НАРАЩИВАЮТ ОБЪЕМЫ

Те, кто не знает налогов, расплачиваются за тех, кто знает их слишком хорошо.

Эмиль Фромантель, директор департамента подоходного налога,
персонаж пьесы Л. Вернейля и Ж. Берр «Школа налогоплательщиков»

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) многими понимается как «льготный» налоговый режим для микробизнеса, то есть тот режим, который не может быть источником значительных налоговых доначислений.

Данное заблуждение многим обошлось в многомиллионные доначисления. Например, в прошлом году мы представляли интересы организации, которой доначислили более 30 млн. рублей. В результате перевода на ЕНВД и справедливого рассмотрения дела в пользу налогоплательщика мы добились только в Конституционном суде РФ. Кстати, это было единственное постановление, принятое Конституционным судом РФ по налоговому делу в 2014 году.

Такие случаи далеко не единичны. Сегодня дела, связанные с неправомерным, по мнению налогового органа, применением ЕНВД, выходят по количеству на второе место после дел по фирмам-однодневкам. Налоговики набили руку, сформировали определенную практику и теперь активно наращивают объемы.

Суды, надо сказать, в большинстве случаев их поддерживают, сами понимаете, кризис, проблемы с наполнением бюджета и т. д. Вообще, это железный признак кризиса - количество дел, рассмотренных в пользу налоговой, значительно увеличивается, а политика государства приобретает фискальный уклон. Справедливости ради надо отметить: из высоких кабинетов сейчас звучат совершенно правильные слова о необходимости защиты бизнеса, но дистанцию от слов до дела проходят редко. Не в пример чаще словесное давление на бизнес быстро реализуется в практические действия на всех уровнях власти, с чем мы сегодня и сталкиваемся. Самое страшное, что происходящее сегодня полностью соответствует эпиграфу: те, кто не знает налогов, расплачиваются за тех, кто знает их слишком хорошо.

Так что если ваша деятельность связана с розничной торговлей и применением ЕНВД либо вы просто заинтересованы в формировании качественной системы налоговой безопасности (понимание логики доначислений и доказывания всегда пригодится), то наш опыт будет вам полезен. Предупрежден - значит, вооружен.

ВМЕСТО 2 МЛН. ДОНАЧИСЛЕНИЙ 10 МИЛЛИОНОВ

Итак, ЕНВД - это специальный налоговый режим для определенных видов деятельности. Его суть в следующем: несмотря на название «налог на доход», размер уплачиваемого предпринимателем единого налога на вмененный доход прямо от дохода предприятия или предпринимателя не зависит. Напротив, в качестве налоговой базы по данному налогу законодатель установил различные показатели-критерии, например, квадратные метры, наемные работники, но только не рубли.

Помимо общих ограничений (максимальная численность сотрудников - 100 человек, максимальная доля участия других юридических лиц - не более 25% и т. д.) для розничной торговли предусмотрены следующие ограничения:

  • по виду продукции; не переводится на уплату ЕНВД реализация большинства типов транспортных средств (автомобили, автобусы, прицепы, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л. с.), топлива (автомобильного бензина, дизельного топлива, моторных масел и прямогонного бензина), газа, продукции собственного производства (изготовления) и пр.;
  • по площади; максимально разрешенная площадь торгового зала магазина либо павильонов - 150 кв. м; для объектов торговли, не имеющих торговых залов (например, киосков, лотков, прилавков), и объектов нестационарной торговой сети (развозная и разносная торговля) ограничений по площади не предусмотрено.

На первый взгляд ничего сложного, но вот вам простенький пример.

Абсолютно одинаковые организации арендуют абсолютно одинаковые магазины, расположенные на одной улице друг напротив друга, в которых они абсолютно одинаково торгуют одними и теми же стройматериалами по образцам. Обе организации применяют ЕНВД. Есть только единственное формальное отличие - в одном случае в договоре аренды и техническом паспорте арендованное помещение указано как торговое помещение, а в другом - как административное (офисное). Здравый смысл подсказывает, что налоговые последствия их деятельности должны быть одинаковыми, ведь фактические взаимоотношения одни и те же.

Но все не так просто - после первой налоговой проверки вы с ужасом узнаете, что применяли ЕНВД неправомерно, а значит, весь полученный доход в течение трех предыдущих лет необходимо обложить по иной системе налогообложения. Да, подход сугубо формальный, но вам от этого легче не становится.

А проблемы между тем могут только начинаться. Например, случай из нашей практики - налогоплательщик совмещал ЕНВД и УСН (упрощенная система налогообложения). По УСН за 2012 год был доход 50 млн. рублей, то есть в ограничение дохода в 60 млн. рублей для применения УСН он укладывался. Проверка, перевод с ЕНВД, необходимость дополнительного включения в доходы суммы 11 млн. рублей. В результате общий годовой доход - 61 млн. рублей, то есть организация автоматически «слетает» на общую систему налогообложения, а это и налог на прибыль, и НДС, и т. д. Причем сразу за два года, ведь вернуться на УСН можно не ранее чем через год после утраты права. В итоге вместо стандартных 2 млн. рублей - доначисления на сумму более 10 млн. рублей. Зима, как всегда, пришла неожиданно...

А все лишь потому, что в техническом паспорте и договоре аренды помещение обозначено как административное, офисное.

Другой вариант - организация торгует автомобилями и запасными частями. Торговлю автомобилями на ЕНВД перевести не могут (законодательное ограничение), а вот торговлю запасными частями перевели. Но вся торговля в одном зале, конструктивно площадь, используемая для торговли аксессуарами, никак не выделена, еще ряд нюансов - и в результате доначисления составили свыше 40 млн. рублей.

Самое плохое, что до сих пор нет четких правил, выполняя которые налогоплательщик мог бы спать спокойно. Однако есть ряд действий, значительно сокращающих налоговые риски. И наоборот - их игнорирование может повлечь плачевные результаты, ведь потери могут быть не только финансовыми.

Хочу заострить внимание на удивительной способности нашего человека пренебрегать элементарными правилами налогового планирования, полагаться на наше родное авось.

В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ ЗАКОНОВ ФИЗИКИ ОТ ЗАКОНОВ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ?

Нарушить физические законы вам не удастся: если кинули камень вверх, он сразу обратно на голову и упадет. Второй раз никто и не пробует, все понимают, что так делать нельзя. А если вы совершите ошибку в налоговом планировании, ничего сразу не произойдет. Реакция возникнет позже, потому что в цепи обратной связи возникает задержка. Потому что бизнес сегодня, деньги поступят завтра, а проверка может быть когда-нибудь. Тем временем импульс принятого вами решения идет по системе от звена к звену какое-то время. И пока возникшая на него реакция возвращается к вам обратно, ее видимое отсутствие порождает ощущение безнаказанности за нарушение. И потому мы наблюдаем их стойкое игнорирование: раз ничего не происходит, значит, можно нарушать! Как если бы вы кинули вверх камень, а он бы обратно не упал! Вы кидаете следующий, а он тоже не падает! Вот здорово! Всем можно кидать камни вверх! Безнаказанность полная! Законы нам не указка! Ура! А где-нибудь через год или два эти изрядно потяжелевшие камни начинают падать нам на голову...

Как было написано в одной мудрой книге: «Мы кидали камни легких и простых решений, а обрушились на нас глыбы тяжелейших запутанных проблем».

Итак, мы разобрались с тем, кто виноват, теперь пора понять, что делать.

В результате личного опыта, а также анализа судебной практики нами были выявлены повторяющиеся ошибки налогового планирования при применении ЕНВД. Давайте их разберем и сформируем конкретные решения, которые помогут вам эффективно подготовиться к проверке и минимизировать налоговые риски.

1. ФОРМАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ОПАСНО

По смыслу ст. 346.27 НК РФ объект стационарной торговой сети, имеющий торговые залы, должен иметь обособленные помещения, которые предназначаются для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. Иными словами, факт разделения площади должен свободно определяться как визуально (любого вида конструкции), так и по инвентаризационным и правоустанавливающим документам (например, соответствовать плану размещения по договору аренды).

На практике в ситуации, когда общая торговая площадь превышает допустимые 150 кв. м, предприниматели-плательщики ЕНВД поступают по-разному:

  • ничего не предпринимают, самостоятельно посчитанную торговую площадь указывают лишь в декларации по ЕНВД;
  • издают внутренний приказ, где фиксируют торговую площадь по ЕНВД;
  • выделяют площадь в договоре аренды (в плане-экспликации);
  • формально передают часть торговой площади другому лицу (ООО, ИП);
  • отделяют площадь перегородками (как правило, передвижными).

При этом в большинстве случаев физического обособления площади нет, все происходит лишь на бумаге. Такой подход чреват значительными доначислениями.

Так, под прицел налоговых органов попала группа компаний «ТрансТехСервис» (в настоящее время в арбитражных судах рассматривается свыше 20 дел с участием компаний группы).

В автосалонах группы в 2009 - 2011 годах помимо собственно продажи автомобилей осуществлялась торговля запасными частями. По этому виду деятельности автосалоны уплачивали ЕНВД. При этом спорная торговая площадь выделялась лишь в договорах аренды (которые заключались с другой компанией группы, т. е. взаимозависимым лицом).

В ходе выездной налоговой проверки инспекция отказала компании в применении ЕНВД, приняв за торговую площадь общую площадь автосалона (значительно превышающую 150 кв. м). Это все, конечно, из разряда «удивительное рядом». Ни у кого не вызывает сомнений, что бó льшая часть площади, безусловно, предназначена для торговли автомобилями, ее учет в целях определения площади торговли запасными частями противоречит здравому смыслу. Но в то же время это говорит и о том, что налогоплательщик недостаточно прорабатывал возможные налоговые риски и к такому повороту был не готов.

Суды (в январе 2015 года экономическая коллегия ВС РФ отказала в передаче дел в ВС РФ) поддержали инспекцию, приняв во внимание следующие обстоятельства:

  • в техническом паспорте торговое помещение отсутствует;
  • в договорах аренды помещений не указано на конструктивные особенности выделенной торговой площади;
  • фактически отсутствуют какие-либо конструктивные ограничения торговой площади, где производится реализация запчастей;
  • есть возможность свободного перемещения покупателей по всему автосалону;
  • контрольно-кассовая техника не связана с зоной торговли запасными частями, а является единым местом для проведения расчетов как при приобретении автомашин, так и запасных частей.

В качестве доказательств суды приняли технический паспорт, протокол осмотра, свидетельские показания.

Таким образом, если у вас похожая ситуация, то выделите в техническом паспорте используемое помещение, внесите исправления в договор аренды, установите конструктивные ограничения, закрепите кассовый аппарат только за этим помещением и всеми возможными способами подкрепите обособленность - отдельные договоры, отдельный сбор выручки и т. д.

2. ВИЗУАЛЬНОГО РАЗДЕЛЕНИЯ НЕДОСТАТОЧНО

Следует отметить, что одного физического разделения (установки перегородки) также недостаточно. Изменения, отражающие произведенную перепланировку помещения, необходимо внести в инвентаризационные и правоустанавливающие документы.

На такой подход ориентировал ВАС РФ, указав, что вывод о наличии самостоятельного объекта организации торговли может быть сделан судом только на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

К числу таких документов относятся: договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы.

3. НЕСКОЛЬКО ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕ СПАСЕТ

Не станет аргументом в пользу налогоплательщика и осуществление на одной площади нескольких видов деятельности. Ведь физический показатель «площадь торгового зала» является неизменной величиной и не зависит от количества видов деятельности, осуществляемых на этой площади. Данные выводы содержатся в постановлениях президиума ВАС РФ от 20.10.2009 №9757/09, от 2 ноября 2010 года №8617/10.

Иными словами, если предприниматель на одной территории осуществляет два вида деятельности (например, розничная торговля и услуги общепита) при отсутствии должного обособления, ЕНВД придется исчислять с полной площади по обоим видам деятельности.

4. ФОРМАЛЬНАЯ ПЕРЕДАЧА ЧАСТИ ПЛОЩАДИ ДРУГОМУ ЛИЦУ - НЕ РЕШЕНИЕ

Претензии коснулись и казанского магазина «Народные двери». Как следует из решения суда первой инстанции, на территории магазина осуществлялась торговля дверьми и фурнитурой. При этом оптовой торговлей занимались две компании (ООО), а розничной - индивидуальный предприниматель.

С этой целью предприниматель арендовал часть магазина, с площади которой и рассчитывал ЕНВД. В ходе выездной налоговой проверки налоговый орган доначислил предпринимателю ЕНВД исходя из площади всего магазина. Аргументами не в пользу налогоплательщика стали следующие обстоятельства:

  • спорная торговая площадь конструктивно не выделена (не огорожена), какие-либо ограничения территории этих мест, в том числе для доступа покупателей, отсутствуют;
  • выделение торговой площади в договорах аренды произведено предпринимателем самостоятельно (посредством заштриховывания);
  • изменения в инвентаризационные и технические документы, отражающие перепланировку помещения, не вносились;
  • фактически перепланировка не произведена;
  • директор оптовых компаний и предприниматель - одно лицо;
  • идентичная номенклатура, общие образцы продукции;
  • общие работники;
  • общий склад;
  • расчеты за покупки в одном месте;
  • единый режим работы, общий вход в магазин;
  • расчетные счета в одном банке, передача денег на инкассацию осуществлялась одним старшим кассиром - и за индивидуального предпринимателя, и за организацию;
  • закупка дверей производилась предпринимателем через оптовые организации;
  • образцы продукции выставлены на всей площади магазина.

К сожалению, данные факты показывают, насколько формальным было отношение налогоплательщика к оптимизации. Ну и, конечно, работа, проделанная налоговым органом, в данном случае вызывает уважение. Точка в этом деле не поставлена, поскольку налогоплательщик подал апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции (рассмотрение дела назначено на 19.08.2015).

5. ТОРГОВЛЯ ПО ОБРАЗЦАМ И КАТАЛОГАМ

При осуществлении торговли по образцам и каталогам есть дополнительное ограничение для применения ЕНВД - такая деятельность может осуществляться лишь в стационарной торговой сети.

Иными словами, если по документам назначение помещения - склад или офис, то доходы от предпринимательской деятельности, связанной с реализацией товаров по образцам через это помещение, не облагаются ЕНВД.

Кроме того, необходимым условием для признания помещения стационарной торговой сетью является присоединение здания, сооружения к инженерным коммуникациям (ст. 346.27 НК РФ).

Нелишним будет убедиться, что договоры купли-продажи заключаются в спорном помещении (а не на дому у покупателя, к примеру), оплата производится на месте. В противном случае налоговый орган и, вероятно, суды укажут на несоответствие условий деятельности тем, которые позволяют уплачивать ЕНВД.

ПЕРЕВОД С ОСНО НА ЕНВД - И ТАКОЕ БЫВАЕТ!

Возможна и обратная ситуация: инспекция может настоять на необходимости применения ЕНВД. Правда, речь идет лишь о 2012 годе. Дело в том, что с 01.01.2013 переход на ЕНВД стал добровольным. А проверять более ранний период инспекция не вправе, поскольку существует ограничение по глубине проверки (три года, предшествующих году вынесения решения о проверке).

С такой ситуацией мы и столкнулись на практике - в ходе проверки налоговый орган посчитал, что каждый из пяти отделов магазина является самостоятельным объектом торговли, соответственно, поскольку торговая площадь каждого из них не превышает 150 кв. м, доначислил ЕНВД (попутно - пени, штрафы за неуплату налога и за непредставление декларации).

Помимо этого, налоговый орган доначислил также НДС. Точнее, снял вычеты по НДС. Однако корректировать налоговую базу с реализации (что, казалось бы, логично - плательщик ЕНВД не уплачивает НДС, соответственно, устанавливая действительные налоговые обязательства, корректировку нужно делать до конца) не стал. В итоге получилось фактически тройное налогообложение.

Доказать свою правоту нам удалось, лишь обратившись в Конституционный суд РФ. Результатом стало Постановление №17-П от 03.06.2014, в котором КС РФ указал на неверное толкование кодекса нижестоящими судами.

Розничным продавцам-плательщикам ЕНВД следует провести анализ своих налоговых рисков (налоговый аудит) и при необходимости скорректировать свою позицию с учетом последней судебной практики:

  • отгородить торговую площадь физически (по возможности - капитальными конструкциями);
  • внести изменения в инвентаризационные и правоустанавливающие документы, зафиксировав перепланировку;
  • в договоре аренды выделить спорное помещение, указать его характеристики и предназначение (для торговли);
  • при торговле по образцам и каталогам убедиться, что спорный объект предназначен для торговли.
  • подтвердить всеми возможными способами обособленность - отдельные договоры на охрану, инкассацию, разные старшие кассиры и т. д.

В противном случае существует риск пересчета налоговых обязательств за три последних года, а также доначисления пеней, штрафов за неуплату налога (20% от недоимки) и за непредставление деклараций (до 30% от суммы налога по декларации).

ГИГИЕНА, ПРОФИЛАКТИКА, ЛЕЧЕНИЕ

В заключение хочу сказать, что налоговое здоровье организации достигается, по аналогии со здоровьем человека, тремя способами:

1) гигиена;
2) профилактика;
3) лечение.

Естественно, чем больше внимания первым двум пунктам, тем реже доходит до третьего.

Гигиена - на стадии планирования бизнеса, на стадии заключения сделок вы оцениваете возможные налоговые последствия, проверяете контрагентов на добросовестность и т. д., и в зависимости от результатов корректируете свою деятельность, минимизируя налоговые риски.

Профилактика - вы регулярно проводите налоговый аудит (привлекая специалистов либо самостоятельно); отслеживаете изменения законодательства и судебной практики; выявляете налоговые риски и переплаты; создаете подушку налоговой безопасности; корректируете свою деятельность.

Лечение - вы получили уведомление о проведении налоговой проверки; принимаете решение заняться самолечением либо обратиться к врачам-специалистам; фактически в авральном, круглосуточном режиме проводите налоговый аудит; выстраиваете корректное, грамотное, основанное на законе взаимодействие с проверяющими; соблюдаете определенные правила работы во время проверки. Если вы следили за здоровьем, то на этом этапе все ваши затраты - по большей части время ваших сотрудников на копирование и представление документов.

Как вы понимаете, на первом этапе минимальные усилия ведут к максимальным результатам, на втором этапе умеренные усилия - к максимальным результатам, на третьем этапе только максимальные усилия ведут вообще к результатам.

Ну и последний, мной не обозначенный этап, - хирургический. Вы получили вступившее в силу решение налогового органа, впереди у вас только судебное обжалование. И самое главное, чтобы пациент не был скорее мертв, чем жив. Вот здесь требуются сверхмаксимальные усилия для возврата его к жизни.

Практика показывает, что мы начинаем бегать по врачам, когда уже «поздно пить боржоми». Так и к нам чаще обращаются в лучшем случае на третьем этапе, хотя правильнее и выгоднее - значительно раньше. Подумайте, что лучше - заниматься физкультурой, по возможности беречь себя или валяться в постели, глотая горсть лекарств?

Поэтому призываю вас: прикладывайте усилия на этапе заключения сделок, проводите регулярный check-up (налоговый аудит) здоровья вашей организации и встречайте спокойно налоговую проверку с улыбкой, с уважением, с достоинством.

Берегите себя, ведите во всех отношениях здоровый образ жизни!

Гузель Валеева, Юлия Заздравная

P. S. Если статья показалась вам полезной, мы будем рады продолжить цикл статей с практическими рекомендациями на налоговую тематику.

Справка

Гузель Валеева - с тарший партнер юридической компании «АНП Зенит».

Образование: Казанский государственный финансово-экономический институт по специальности «налоги и налогообложение»; Московская государственная юридическая академия им. Кутафина (МГЮА) по специальности «гражданское право».

Спикер международной конференции «Налоговое право в решениях Конституционного суда Российской Федерации», поволжского налогового форума и других отраслевых конференций.

Юлия Заздравная - у правляющий партнер юридической компании «АНП Зенит».

Образование: Казанский государственный финансово-экономический институт по специальности «налоги и налогообложение».

Спикер международной конференции «Налоговое право. Опыт России и других стран», поволжского налогового форума и других отраслевых конференций.

В отличие от камеральной часто является "приятной" неожиданностью, ведь налоговики заранее о ней не предупреждают. Выездные проверки плательщиков, применяющих спецрежимы, имеют свои особенности. К чему нужно быть готовым бухгалтеру компании, применяющей "упрощенку" или уплачивающей единый налог на вмененный доход ? Об этом читайте в нашем материале.

К вам приехал ревизор

По общему правилу выездные проверки проводятся на территории налогоплательщика. На практике часто случается так, что налогоплательщик не имеет возможности предоставить группе инспекторов помещение для проведения выездной проверки. В этом случае проверка проводится по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ). Основанием для этого обычно служит письменное заявление налогоплательщика. Однако и без такого заявления специалисты налогового органа могут провести проверку в помещении инспекции, выехав к налогоплательщику, например, только для проведения осмотра (ст. 92 НК РФ) или не посетив его вовсе. Это нарушает процедуру выездной проверки. Но если такое нарушение не привело к принятию налоговым органом незаконного , то оспорить действия инспекторов по этому основанию вряд ли получится. А вот если, не проведя мероприятия налогового контроля на территории налогоплательщика, ревизоры упустили что-то важное, можно смело обращаться в суд. Так, ФАС Московского округа Постановлением от 20.08.2010 N КА-А40/8830-10 отменил решение налогового органа, вынесенное по результатам выездной проверки, поскольку вследствие упрощенной процедуры проверки (без выезда к налогоплательщику) проверяющие сделали ошибочные выводы, послужившие основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.
Напомним, что выездная налоговая проверка начинается со дня вынесения решения о ее проведении и продолжается в течение двух месяцев (п. п. 6 и 8 ст. 89 НК РФ). Чтобы ознакомить директора компании с решением, проверяющие могут сами прибыть по месту нахождения юридического лица или вызвать представителя компании в инспекцию. В ходе проверки налоговики могут проводить различные мероприятия налогового контроля (п. п. 12 - 14 ст. 89 и ст. ст. 90 - 97 НК РФ). Как правило, одновременно с решением о проведении выездной проверки вручается и требование о представлении документов (ст. 93 НК РФ). Ревизоры могут также провести осмотр помещений, их замеры (при участии специалистов БТИ), опросить должностных лиц налогоплательщика и т.д.
Налогоплательщик обязан выполнять требования налоговых инспекторов при проведении выездной проверки и не должен какими-либо действиями препятствовать их законной деятельности при исполнении ими своих служебных обязанностей (пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ). В частности, необходимо обеспечить инспекторам доступ ко всем документам, которые связаны с исчислением и уплатой налогов, в том числе и к подлинникам (Письма Минфина России от 11.05.2010 N 03-02-07/1-228 и от 25.03.2009 N 03-02-08-20).
Компаниям необходимо учитывать, что сбор данных заканчивается в последний день срока проверки. Проверяющие должны составить и выдать налогоплательщику справку о проведенной проверке и покинуть его территорию (п. 15 ст. 89 НК РФ), а если проверка проводилась на территории налогового органа - возвратить компании все ранее представленные подлинники документов. С этого момента начинаются систематизация и обработка полученных в ходе проверки данных для составления акта выездной налоговой проверки. Налогоплательщик не обязан выполнять требования налоговиков о представлении документов, полученные после составления справки о проведенной проверке.

Соблюдайте ограничения!

Первое, что проверят ревизоры, - это обоснованность применения специального налогового режима. Ведь, если удастся выявить, например, нарушение установленных НК РФ ограничений для применения спецрежима, это будет чревато для компании серьезными последствиями: налоговики начислят налоги по общему режиму да плюс еще насчитают пени и предъявят штрафы. И даже возможность вернуть ранее перечисленные платежи по ЕНВД или "упрощенке" как излишне уплаченные вряд ли компенсирует компании такие потери.
Нормами НК РФ установлены запреты и ограничения при применении УСН. Так, запрещено применять УСН банкам, страховщикам, пенсионным и инвестиционным фондам, ломбардам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, частнопрактикующим нотариусам, иностранным организациям и др. (п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Понятно, что эти статусы не могут быть утрачены с целью перехода на УСН. С другой стороны, ограничения, например, по численности персонала, остаточной стоимости основных средств, участию других организаций и некоторые другие в принципе могут быть соблюдены компанией, намеренной применять "упрощенку".
Для целей уплаты ЕНВД также должны соблюдаться ограничения по численности работников и участию других организаций (пп. 1 и 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ). Кроме того, на ЕНВД не переводятся индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную "упрощенку", учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общепита, если эти услуги оказываются самими учреждениями и необходимы для их функционирования, и др. (пп. 3 - 5 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ).
При несоблюдении ограничений, установленных пп. 1 и 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ, "вмененщик" утрачивает право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД и переходит на общий режим налогообложения с начала квартала, в котором допущены такие нарушения.
На некоторых ограничениях для применения спецрежимов мы остановимся чуть подробнее.

Численность персонала

Одним из общих ограничений для ЕНВД и "упрощенки" является численность персонала - она не должна превышать 100 человек. Однако понятие численности и соответственно ее расчет для этих спецрежимов разные. У субъектов малого бизнеса, применяющих УСН, отслеживается средняя численность, а у плательщиков ЕНВД - среднесписочная численность работников.
В Письме ФНС России от 26.04.2007 N ЧД-6-25/353@ указано, что среднесписочная численность работников по состоянию на установленную дату определяется налогоплательщиком в соответствии с Указаниями по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников", утвержденными Приказом Росстата от 13.10.2008 N 258 (в ред. от 23.10.2009 N 234).
А Минфин России рекомендовал для определения средней и среднесписочной численности работников руководствоваться Приказом Росстата от 12.11.2008 N 278, которым утверждены Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения (далее - Указания), в частности формы N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" (см. Письмо Минфина России от 21.07.2008 N 03-02-07/1-297).
Согласно Указаниям в расчет средней численности работников включается среднесписочная численность работников, средняя численность внешних совместителей и средняя численность работников, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера (п. 80). При этом работники, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера, учитываются при расчете численности как целые единицы в течение всего периода действия договора, совместители - пропорционально отработанному времени.
Методика расчета среднесписочной численности работников приведена в п. п. 81 - 84 Указаний. Среднесписочная численность работников определяется за конкретный период (месяц, квартал, год). Чтобы рассчитать среднесписочную численность за месяц, необходимо просуммировать списочную численность работников за каждый календарный день месяца, включая выходные и нерабочие праздничные дни, и разделить полученную сумму на число календарных дней в этом месяце.
Среднесписочная численность работников за период, превышающий месяц, определяется так: рассчитывается среднесписочная численность за каждый месяц периода, а затем сумма полученных значений делится на количество месяцев в периоде.
Численность работников списочного состава за выходной или нерабочий праздничный день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день. Если подряд следуют два выходных или нерабочих праздничных дня и более, в расчет берется списочная численность за рабочий день, предшествовавший выходным или праздникам.
Численность работников, в том числе среднесписочная численность, округляется до целых единиц и в отчетности показывается в целых единицах (пп. 84.4 Указаний).

Пример . ООО "Север" применяет систему налогообложения в виде ЕНВД. В компании установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота и воскресенье). По состоянию на 1 мая 2011 г. в компании работали 95 человек, из них 90 человек работали по трудовым договорам (в том числе двое внешних совместителей), а с пятью были заключены гражданско-правовые договоры. Один сотрудник уволился 10 мая, а два новых сотрудника были приняты на работу по трудовому договору с 20 и с 25 мая. В течение мая один работник был направлен в служебную командировку по России, пять работников находились в ежегодных оплачиваемых отпусках, а двое - на больничном.
В списочную численность работников за май 2011 г. ООО "Север" включит всех сотрудников, за исключением внешних совместителей и работавших по гражданско-правовым договорам. Работники, находившиеся в ежегодных отпусках, командировках и на больничном листе, учитываются в списочном составе за каждый календарный день отпуска (командировки, болезни) как целые единицы.
Таким образом, среднесписочная численность работников ООО "Север" за май 2011 г. составила 88 человек [(88 x 10) + (87 x 9) + (88 x 5) + (89 x 7) = 2726: 31 = 87,935 = 88].

Аналогичным образом рассчитываются показатели численности по внешним совместителям и работающим по гражданско-правовым договорам. Как видим, понятие средней численности работников шире, чем понятие среднесписочной численности, а значит, ограничение численности в отношении компаний, применяющих УСН, более жесткое, чем для "вмененщиков".
Инспекторы проверят соблюдение ограничения численности, изучая трудовые и гражданско-правовые договоры, табели учета рабочего времени, расчетно-платежные ведомости и ведомости на выплату заработной платы, расходные кассовые ордера и другие документы, свидетельствующие о выплате доходов физическим лицам по каким-либо основаниям.
Кстати, применять УСН может компания, среднесписочная численность работников которой превышает 100 человек на дату подачи заявления, если это нарушение будет устранено до 1 января года, с которого предполагается применение "упрощенки". Такое мнение высказал Минфин России в Письмах от 01.12.2009 N 03-11-06/2/254 и от 25.11.2009 N 03-11-06/2/248. Конечно, при проведении выездной проверки такой компании повышенное внимание инспекторов к вопросу соблюдения численности персонала обеспечено.

Участие других компаний

У компаний на "упрощенке" и "вмененке" доля участия других организаций не должна превышать 25%. Исключение составляют компании, уставный капитал которых состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, и организации потребительской кооперации. Для компаний, применяющих УСН, с 1 января 2011 г. установлены и другие исключения из этого правила, касающиеся, в частности, хозяйственных обществ, созданных научными и образовательными учреждениями для внедрения и практического применения результатов интеллектуальной деятельности.
И здесь Минфин России занимает такую же позицию, как с ограничением по численности.
То есть, если по состоянию на 30 ноября доля участия другой организации в уставном капитале компании превышает 25%, но к 1 января эта доля будет снижена до допустимого размера, компания вправе с 1 января перейти на УСН (Письмо Минфина России от 29.01.2010 N 03-11-06/2/10).
Проверяется соблюдение данного ограничения путем изучения документов, связанных с куплей-продажей долей в уставном капитале, решений общих собраний акционеров, а также по сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц. Ведь внесенные в учредительные документы изменения приобретают силу с момента их государственной регистрации. И, если изменения в учредительные документы, после которых доля участия в компании других организаций составит менее 25%, будут внесены, а заявление о государственной регистрации таких изменений подано не будет, компания не сможет применять спецрежим. К такому выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 04.10.2010 по делу N А05-20122/2009 (Определением ВАС РФ от 04.02.2011 N ВАС-12/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Есть обособленное подразделение? Ничего страшного!

Другое важное ограничение: компания, применяющая УСН, не должна иметь филиалы и (или) представительства (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Соответственно сведения о них содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (пп. "н" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Поэтому для проверки соблюдения данного ограничения инспекторы в первую очередь обратятся к учредительным документам компании и сведениям, содержащимся в госреестре. А также могут проанализировать наличие счетов в банках в других регионах, трудовые договоры с работниками, не проживающими в месте регистрации компании, и пр. Но если компанией создано обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством, то это не влияет на правомерность применения УСН (Письма Минфина России от 16.05.2011 N 03-11-06/2/76, от 10.12.2010 N 03-11-06/2/186 и др., УФНС по г. Москве от 20.10.2010 N 16-15/110055).

Не велика ли остаточная стоимость?

Немаловажным является и ограничение остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, которая у "упрощенцев" не должна превышать 100 млн руб. (пп. 16 п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Определяется остаточная стоимость ОС и НМА по правилам бухгалтерского учета. Если компания совмещает "упрощенку" с ЕНВД, то стоимость ОС и НМА рассчитывается в целом по организации (п. 4 ст. 346.12 НК РФ). При определении остаточной стоимости учитываются только ОС и НМА, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ. Имущество, которое не признается амортизируемым, для целей определения остаточной стоимости ОС и НМА, позволяющей применять "упрощенку", не учитывается. Например, не учитывается стоимость земельного участка, поскольку земля не подлежит амортизации в силу прямого указания (п. 2 ст. 256 НК РФ). Также не учитывается имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений (приобретенное за счет целевых средств) и используемое в некоммерческой деятельности (пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ, Письмо Минфина России от 26.11.2009 N 03-11-06/2/251).

Следите за доходами!

Компании, применяющей УСН, необходимо не допускать превышения величины предельного размера доходов. В период с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г. эта величина составляет 60 млн руб. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы превысили 60 млн руб., начиная с квартала, в котором допущено такое нарушение, компания должна перейти на общий режим налогообложения (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ). Кстати, нужно учитывать, что само по себе неоднократное в течение ряда налоговых периодов приближение выручки компании к пороговым значениям насторожит инспекторов и будет поводом для углубленного изучения вопросов аффилированности компании, заключения посреднических договоров и пр. Проверять соблюдение лимита доходов ревизоры будут на основании книг учета доходов и расходов, выписок по расчетным счетам, кассовым документам и материалам о деятельности налогоплательщика, истребованным у контрагентов компании.
При проверке правильности исчисления и уплаты ЕНВД инспекторы также уделят повышенное внимание компаниям, допустившим неоднократное приближение к предельным значениям показателей, установленных ст. 346.26 НК РФ, в частности площадей торговых залов и залов обслуживания посетителей (их площадь по каждому магазину или объекту общепита не должна превышать 150 кв. м), количества автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг (их не должно быть более 20), и т.д.

Налоговый учет

Напомним, что при применении ЕНВД реальные показатели финансово-хозяйственной деятельности не отслеживаются, поскольку расчет налоговых обязательств производится на основании вмененного дохода , определяемого исходя из базовой доходности, количества единиц физического показателя и установленных коэффициентов К1 и К2. "Вмененщики" ведут только учет физических показателей, необходимых для исчисления суммы ЕНВД за налоговый период. Исключение составляют случаи ведения раздельного учета при совмещении налоговых режимов, когда налогоплательщику приходится фактически вести учет доходов и расходов по деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, чтобы обосновать неотражение таких доходов и расходов в налоговой отчетности и регистрах учета по деятельности, в отношении которой применяются иные режимы налогообложения.
Компании, применяющие "упрощенку", ведут налоговый учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - книга учета), форма которой утверждена Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н. Книга учета может вестись как на бумажном носителе, так и в электронном виде. И в том и в другом случае книга учета за налоговый период должна быть заверена печатью и подписью должностного лица налогового органа. В инспекцию для этого, конечно же, книга учета представляется на бумаге, с пронумерованными страницами, прошитая и скрепленная подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) и печатью организации (индивидуального предпринимателя - при наличии у него печати). Книгу учета, которую хозяйствующий субъект предполагает вести на бумажном носителе, нужно заверить в инспекции до начала ее ведения, а книгу учета, которая в течение налогового периода велась в электронном виде, - не позднее срока, установленного для представления соответствующей налоговой декларации за этот период (п. 1.5 Порядка заполнения книги учета).
Кстати, вопрос о необходимости заверения книги учета налоговым органом является спорным. Согласно позиции Минфина России в целях обеспечения достоверности книги и с учетом того, что плательщики налога по УСН не ведут бухучет и не представляют бухгалтерскую отчетность, они обязаны представлять книгу в территориальный налоговый орган для заверения (Письмо от 16.06.2009 N 03-11-11/110).
По мнению ВАС РФ, требование об обязательном заверении книги учета не противоречит положениям ст. 346.24 НК РФ (Определение от 22.12.2009 N ВАС-13965/09 и Решение от 11.09.2009 N 9513/09).
А ФНС России в Письме от 03.02.2010 N ШС-22-3/84@ отмечает, что НК РФ не устанавливает ни сроки, ни порядок представления книг в налоговый орган. В связи с этим налоговые органы не вправе требовать обязательного представления книги учета для заверения, она заверяется только по просьбе налогоплательщика. Однако в Письме от 02.02.2011 N КЕ-4-3/1459 фискалы указали, что отсутствие показателей финансово-хозяйственной деятельности у организации, представившей книгу учета в налоговый орган для заверения, не является основанием для отказа в заверении книги. В этом же Письме ФНС России указывает, что ст. 120 НК РФ устанавливает налоговую ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, в частности за отсутствие регистров налогового учета. Значит, позиция налоговиков такова, что книгу учета для заверения в налоговый орган плательщик вправе не представлять, но за это его оштрафуют? Напомним, что возможность привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 120 НК РФ за отсутствие регистров налогового учета или неправильное отражение в них информации появилась у фискалов после внесения в указанную статью соответствующих изменений п. 45 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ.
Исходя из изложенного книгу учета лучше представить для заверения в налоговый орган в установленном порядке. Ведь, если инспекторы откажутся признать ведение компанией налогового учета, ссылаясь на отсутствие заверенной ими книги, это может повлечь и более серьезные последствия, чем привлечение компании к ответственности по ст. 120 НК РФ. Так, у компании, совмещающей УСН и ЕНВД, могут возникнуть проблемы с подтверждением факта ведения раздельного учета, а это может повлечь дополнительное начисление налога по УСН, если, допустим, ревизоры не признают обоснованность отнесения расходов на "упрощенку" (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.02.2011 N А56-22594/2010). Возможно, в суде удастся доказать свою правоту, но к чему создавать себе проблемы?
Данные книги учета инспекторы сверят с первичными документами и налоговыми декларациями, проанализируют полноту учета доходов и расходов, проверят наличие среди контрагентов компании фирм-однодневок и взаимозависимых лиц и истребуют у контрагентов информацию о сделках с компанией в порядке, установленном ст. 93.1 НК РФ.
Между прочим, не только контролирующие органы, но и суды, рассматривая налоговые споры, придают большое значение ведению хозяйствующим субъектом налогового учета и его достоверности. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 01.03.2011 по делу N А78-3971/2010 указал, что предприниматель представил в суд первичные документы, отраженные в которых суммы отсутствуют в книгах учета доходов и расходов. Эти документы предпринимателем не представлялись ни инспекторам при проведении выездной налоговой проверки, ни при обжаловании решения инспекции в вышестоящий налоговый орган. Исправления в книгу учета не вносились. Также предпринимателем не представлялись и не были отражены в учете уточненные налоговые декларации. В связи с этим суд не счел возможным принять представленные документы в обоснование расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. А высшие арбитры не нашли оснований для пересмотра данного дела в порядке надзора (Определение Президиума ВАС РФ от 28.04.2011 N ВАС-5260/11).

Расходы не расходы, если их нет в перечне?

У компаний, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, инспекторы проверят соответствие расходов, учтенных при определении налоговой базы, перечню расходов, приведенному в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Указанный перечень является закрытым. И, по мнению контролирующих органов, не подлежит расширенному толкованию, то есть расходы, не поименованные в нем прямо, или расходы, которые не могут быть однозначно отнесены к какой-либо его позиции, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, не учитываются (см., например, Письма Минфина России от 01.02.2011 N 03-11-11/22 и от 28.01.2011 N 03-11-06/2/09, УФНС России по г. Москве от 21.01.2011 N 16-15/005285@ и от 17.11.2010 N 16-15/120859 и др.).
Все расходы должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252, абз. 1 п. 2 ст. 346.16 НК РФ). К некоторым видам расходов предъявляются специальные требования (абз. 2 п. 2 и п. п. 3 и 4 ст. 346.16 НК РФ). Проконтролируют ревизоры и правильность учета при определении налоговой базы по УСН убытков, полученных в прошлых налоговых периодах. Если компания уплачивает ЕНВД или применяет "упрощенку" с объектом налогообложения "доходы", то уж обязательно проверят обоснованность и правильность уменьшения налога на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также на сумму пособий по временной нетрудоспособности.

Льготная ставка? Проверим!

Сейчас во многих регионах введены пониженные ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" (п. 2 ст. 346.20 НК РФ). Пониженная ставка может быть установлена как для всех "упрощенцев", так и для отдельных категорий налогоплательщиков. Так, единую ставку по УСН 5% независимо от категории налогоплательщиков устанавливает Закон Липецкой области от 24.12.2008 N 233-ОЗ. А Законом Московской области от 12.02.2009 N 9/2009-ОЗ установлена налоговая ставка в размере 10% для отдельных категорий налогоплательщиков, осуществляющих один из 29 видов экономической деятельности согласно Приложению к данному Закону, определяемых в соответствии с ОКВЭД.
При этом региональным законом могут быть установлены какие-либо критерии для отнесения налогоплательщика к льготной категории, например доля выручки от "льготного" вида деятельности в общей выручке компании. Поэтому в задачу инспектора также входит проверка права на применение пониженной ставки налога по УСН. Если компанией применяется пониженная ставка, а условия для ее применения не соблюдены, ревизоры дополнительно начислят налог по обычной ставке - 15%.

Камеральный контроль (НК РФ, ст.88 ) ИП проводится регулярно по мере сдачи им отчетности в налоговых органах. ИП предписание (уведомление) при этом не вручается. Предприниматель может об этом и не знать. В данной статье мы рассмотрим как осуществляется камеральная проверка ИП на различных режимах налогообложения: УСН, ЕНВД, ПСН и после закрытия.

Обычно процедура проверки длится не более 3 месяцев с момента представления документации. Основанием для этого являются:

  • сдача декларации и иной отчетной документации;
  • уже имеющиеся у проверяющего органа документы ИП.

Особенности камеральной проверки индивидуальных предпринимателей

Проверка на основе имеющейся отчетности у налоговой может проводиться в случае, когда декларация не сдана. При обнаружении несоответствий, ошибок проверяющий инспектор может затребовать разъяснения и любые, необходимые для камеральной проверки документы. Только факт обнаружения неточностей и противоречий является основанием для предъявления предпринимателю таких требований. Исключение составляют плательщики, для которых предусмотрено льготирование, а также те, кто заявил о праве на возмещение налога (декларация по НДС).

Отреагировать ИП должен в течение 5 дней после вручения требований. Разъяснения ИП может дать в письменном виде, по телефону или в устной форме, посетив проверяющего инспектора в налоговой службе. За нарушение сроков и непредставление информации (документов) ИП привлекается к ответственности. При обнаружении правонарушений проверяющий обычно составляет акт камеральной проверки, доначисляет налоги.

Камеральная проверка ИП на УСН, ЕНВД, ПСН, ОСН принципиальных отличий от стандартной проверки такого рода не имеет и одинакова для всех предпринимателей. Во всех случаях в основе лежат одинаковые задачи, выполнение которых осуществляется согласно Налоговому кодексу РФ. Прежде всего – это поверка сдаваемой ИП отчетности налоговым инспектором. При правильном оформлении документации и своевременной ее сдаче проверка проходит быстро и без предъявления претензий ИП. Что же и когда сдают предприниматели на УСН, ЕНВД, ПСН?

Камеральный контроль ИП на УСН

Деятельность ИП на УСН регламентирует гл. 26.2 Налогового кодекса. Чтобы применять УСН, следует соблюдать установленные законом требования. Посему налоговый инспектор начинает процедуру с проверки на соответствие критериям. Если окажется, что проверяемый ИП неправомерно использует УСН, ему доначисляют неуплаченные налоги, которые относятся к ОСН. К ним же добавляются штрафы и пенни за просрочку. Примечательно, подобные доначисления применимы в схожих ситуациях по отношению ко всем режимам налогообложения.

Бухгалтерский учет при УСН не предусмотрен. Налоговый учет осуществляется на основании учетной книги прибыли и расходов (НК РФ, ст. 346.24 ), которая ведется на бумажном носителе или в электронном виде. При формировании отчетности ИП определяет объект по налогам:

Исходя из имеющихся в учетной книге данных, заполняется декларация за календарный год. Все обязанности плательщика сборов определены ст. 23 НК РФ. Согласно закону декларант должен представить налоговикам учетную книгу доходов и расходов по запросу:

Налоговый инспектор проверяет правильность заполнения отчетности и достоверность представленных в ней сведений. Суть самой проверки сводится к тому, что налоговики проверяют соответствие показателей декларации, отсутствие противоречий в сведениях, соблюдение исчисления налоговой базы, своевременность налоговых платежей.

При налоговом объекте «прибыль минус расходы» под проверку попадают затраты (их обоснованность, документальное оформление), контрагенты. Если во время проверки инспектором будут обнаружены ошибки, несоответствия, иные несоблюдения установленных законом норм, ИП об этом сообщается. За 5 дней предприниматель должен согласно требованиям проверяющего представить разъяснения, внести исправления.

Камеральная проверка ИП на ЕНВД

Учет при ЕНВД минимален, поскольку от прибыли величина налога не зависит, и осуществляется в произвольной форме. ИП без наличия сотрудников, помимо статистической отчетности, ведет и сдает для проверки каждый квартал декларацию (не позже 20 числа после отчетного квартала). Здесь он обязан отражать уплачиваемые налоги, характерные для ЕНВД.

Когда ЕНВД совмещается с другими спецрежимами (УСН, ОСНО и т. д.), ИП ведет и сдает налоговикам отчетность по каждому из них отдельно. Соответственно, при камеральной проверке инспектор будет проверять представленную документацию по всем режимам (при совмещении разных видов деятельности) или только декларацию по ЕВНД, если применяется только этот режим.

Камеральная проверка ИП на ПСН

При патентной системе налогообложения ИП не сдает никаких деклараций, а лишь ведет книгу учета по расходам и доходам в бумажном или электронном варианте. Она содержит данные о прибыли за налоговый период, расходная часть у нее отсутствует. Деятельность ИП на ПСН имеет свою специфику.

Патент Особенности деятельности Отчетность без работников Отчетность со штатными сотрудниками
На розничную торговлю Не нужен кассовый аппарат;

покупателю по требованию предъявляется любой документ при оплате

Ведется учетная книга по прибыли и затратам;

ИП платит обязательные взносы в ПФР, ФОМС

ИП ежегодно до 15 апреля подтверждает тип деятельности в ФСС;

необходимы:

расчетная форма 4 ФСС каждый квартал,

численность работников,

справка 6-НДФЛ раз в квартал;

ИП уплачивает НДФЛ и обязательные страховые взносы

На оказание услуг Клиенту вручается обязательно заполненный бланк строгой отчетности Как и при розничной торговле Та же, что и при розничной торговле

Если ИП занимается не одним видом деятельности, а несколькими, то такую учетную книгу ему нужно вести отдельно по каждому виду. Учетная книга нужна инспектору для того, чтобы проверить, не превысил ли плательщик ограничение в 60 млн р. по годовому доходу. Это обязательное условие для тех, кто занимается предпринимательством на ПСН. Представляется книга учета по запросу.

Камеральный контроль после закрытия ИП

Налоговая служба имеет право проверить ИП после закрытия согласно российскому законодательству в течение 3 лет. На протяжении этого периода ИП, в свою очередь, может по необходимости проверять и возвращать переплаченные налоги. Предприниматель по законодательству должен 4 года (НК РФ, ст. 23, п.1 ) хранить информацию:

  • по налоговому и бухгалтерскому учету;
  • иную документацию по части исчисления, уплаты налогов;
  • документы о получении прибыли и о произведенных расходах.

После закрытия камеральный контроль осуществляется только по отношению к физическому лицу, которое регистрировалось в качестве ИП. Проводится проверяющим инспектором в налоговой и по месту проживания. Длительность проверки – 3 месяца с момента сдачи отчетности в налоговые органы. Под контроль попадают:

  • прежде всего, налоговая декларация;
  • собственно документы ИП о предпринимательской деятельности;
  • расчетная отчетность.

Налоговый инспектор во время камерального контроля проверяет изначально декларацию на предмет неточностей, ошибок, отсутствия противоречий. Во внимание проверяющего попадает правильность расчетов уплаченных налогов, своевременность платежей ИП во внебюджетные фонды. Если во время проверки окажется, что расчет налога неправильный или обнаружатся иные нарушения, проверяющий может обратиться за разъяснениями к уже закрывшемуся ИП или доначислить налог. По истечении 3 лет за выявленные правонарушения ИП не привлекается к ответственности (НК РФ, ст. 113 ).

Пример #1. Камеральная проверка ИП при совмещении УСН и ПСН

ИП сдавал в аренду нежилые помещения. В своей деятельности предприниматель применял УСН, а по отдельным объектам недвижимости – ПСН. По причине неуплаты он лишился права применять ПСН. Поэтому платить налоги за «патентную» деятельность теперь ему нужно согласно общему режиму. Соответственно, в налоговые органы им должна представляться отчетность по упрощенному и общему налогу. В этом случае при камеральной проверке к плательщику сборов претензий не будет.

Если бы ИП, допустим, причислил все (включая прибыль от «патентной» деятельности) к упрощенной системе налогообложения и сдал отчетность только по УСН, то при камеральной проверке к нему, скорее всего, предъявили бы претензии. В подобных случаях проверяющий может доначислить ИП НДФЛ за время действия утраченного патента.

Пример #2. Сроки осуществления камеральной проверки ИП

Декларант сдал в налоговые органы налоговую декларацию 26.03.2016. Налоговым инспектором проводилась камеральная проверка, во время которой им было составлено и отправлено плательщику требование о предоставлении документов. Отправленный запрос датируется 19.06.2016. ИП получил указанные требования 20.06.2016. Поскольку требование инспектор выставил в пределах установленного законом срока (3 месяца) , то плательщик сборов обязан на него отреагировать и представить нужные документы проверяющему.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос № 1: Какие санкции предусмотрены при непредъявлении документов в ответ на требования проверяющего инспектора?

Нарушитель штрафуется в сумме 200 р. за каждый документ, который не был представлен, если не было признаков правонарушений (п.1 ст.126 НК РФ ). Предусмотрена также административная ответственность (ст. 15.6 КоАП РФ ).

Вопрос № 2: Можно ли отменить закрытие ИП и сменить адрес, чтобы избежать камеральной проверки?

Никакие способы наподобие описанных не помогут исключить камеральный контроль. Все сдаваемые налоговикам декларации проходят проверку.

Вопрос № 3: Можно сдавать уточненную декларацию после составления акта проверки?

После обнаружения ошибок, несоответствия, противоречий и т. п., декларант обязан внести уточнения и исправления, а затем представить проверяющему уточненной вариант. Также плательщик сборов имеет право вносить нужные изменения в декларацию и представлять ее с уточнениями. Если подобная декларация подана после установленных сроков сдачи, то это не является нарушением.

Вопрос № 4: Отправляются ли результаты проверки (акт) по электронной почте?

Нет. Составленный акт проверки о нарушении вручается лично плательщику (либо его представителю) за подписью получателя (или под расписку с представителем), а также может доставляться по почте.

Вопрос №5: Сколько раз проводится камеральная проверка при ЕНВД?

Камеральный контроль при всех режимах налогообложения осуществляется на основании сданной отчетности. Это значит, как только декларацию (отчетность) сдали, сразу на протяжении 3 месяцев ее будут проверять.

Во время налоговой проверки ИП на ЕНВД проводится отслеживание деятельности предприятия и на совершение им всех необходимых операций. Это важный момент, без которого невозможно проконтролировать выполнение обязанностей налогоплательщиками. ЕНВД представляет собой единый налог на вмененный доход. Этот показатель прекрасно сочетается с общей и упрощенной системой налогообложения.

Что собой представляет налоговая проверка

Во время налоговой проверки ИП на ЕНВД специальная служба проводит контроль над выполнением задач, которые поставлены перед налогоплательщиками. В эти обязанности входит:

  • начисление налогов, относительно обязанностей налогоплательщика;
  • правильный расчет;
  • обоснованность, касательно используемых льгот;
  • своевременная оплата всех налогов.

Главным инструментом контроля в этом вопросе выступает Налоговая проверка. Подразделяется она на 2 основных типа: камеральную и выездную. Первый тип проверки представляет собой всестороннее ознакомление со всеми видами отчетности. Выездная процедура проводится исключительно на территории предпринимателя. В результате визита просматривается информация касательно оригиналов первички, согласно которой и проводится расчет налога.

Существуют определенные правила, выполняемые во время процедуры. Так, камеральная проверка подразумевает обязательное предоставление налоговой отчетности. При этом специалисты обращают внимание на обоснованность предоставляемых льгот, правильный расчет суммы, сочетание с другими данными и логичность вносимых изменений.

При возникновении спорных ситуаций служба может запросить первичную документацию. Во избежание серьезных штрафов предпринимателю рекомендуется своевременно отреагировать.

Вернуться к оглавлению

Камеральная проверка

В Налоговую инспекцию предприниматель подает декларацию, в которой указана вся информация о перечисляемых суммах.

Камеральная проверка осуществляет отслеживание за правильностью заполнения данного документа, достоверностью представленной информации и полнотой сведений. Инспекция учитывает факт своевременной подачи декларации, наличие ошибок и неточностей в документе.

Если в ходе этого действия были замечены погрешности, инспектор налоговой службы отправит предпринимателю уведомление. В нем будет указана вся информация касательно выявленных ошибок и сроков, которые даются на их устранение. Человеку желательно своевременно отреагировать на представленные претензии. В противном случае могут возникнуть проблемы, в том числе и с дальнейшим функционированием предприятия.

Проверяющий инспектор нередко запрашивает первичную документацию и все данные касательно деятельности предпринимателя. В некоторых случаях это позволяет на месте решить конфликтную ситуацию.

Если в ходе проверки были выявлены мелкие ошибки, их необходимо исправить в срок. Камеральная инспекция не представляет опасности для предпринимателя, но только в случае правомерных действий.

Вернуться к оглавлению

Выездная проверка

Что проверить у ИП на ЕНВД могут в ходе выездной инспекции? Первым делом, необходимо отметить, что данный тип проверки уместен только в случае нарушений правил со стороны предпринимателя. Это могут быть ошибки при заполнении декларации, несвоевременная ее подача, скрытый доход или отсутствие какого-либо обязательного элемента. В этом случае инспекция наносит выездной визит.

Инспектор приезжает на территорию к ИП, где и проводит проверку. В этом действии могут участвовать сразу несколько человек. Ревизия предприятия способна длиться порядка 60 суток, и это вполне нормально. Поэтому предпринимателям рекомендуется своевременно устранять ошибки и не совершать неправомерных действий.

В ходе ревизии ИП должен обеспечить комиссию рабочими местами. Иногда длительность этого процесса составляет порядка полугода. Это возможно в случае обнаружения правонарушений, проблем с документами и непредвиденных ситуациях.

Если ИП не имеет торговых площадей или помещений, ревизия проводится на территории Налогового органа. В ходе ревизии ИП должен представить все документы. Если деятельность предпринимателя закрывается, инспекция еще раз совершает выездную проверку. При обнаружении нарушений человек может быть привлечен к ответственности.

Избежать оплаты единого налога невозможно. Это может привести к развитию серьезных проблем с Налоговой инспекцией, вплоть до закрытия предприятия.

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Термины и принятые сокращения

1. Персональные данные (ПД) – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).

2. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

3. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

4. Информационная система персональных данных (ИСПД) – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

5. Персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных, – ПД, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе.

6. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

7. Уничтожение персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

8. Cookie – это часть данных, автоматически располагающаяся на жестком диске компьютера при каждом посещении веб-сайта. Таким образом, cookie – это уникальный идентификатор браузера для веб-сайта. Cookie дают возможность хранить информацию на сервере и помогают легче ориентироваться в веб-пространстве, а также позволяют осуществлять анализ сайта и оценку результатов. Большинство веб-браузеров разрешают использование cookie, однако можно изменить настройки для отказа от работы с cookie или отслеживания пути их рассылки. При этом некоторые ресурсы могут работать некорректно, если работа cookie в браузере будет запрещена.

9. Веб-отметки. На определенных веб-страницах или электронных письмах Оператор может использовать распространенную в Интернете технологию «веб-отметки» (также известную как «тэги» или «точная GIF-технология»). Веб-отметки помогают анализировать эффективность веб-сайтов, например, с помощью измерения числа посетителей сайта или количества «кликов», сделанных на ключевых позициях страницы сайта.

10. Оператор – организация, самостоятельно или совместно с другими лицами организующая и (или) осуществляющая обработку персональных данных, а также определяющая цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

11. Пользователь – пользователь сети Интернет.

12. Сайт – это веб ресурс https://lc-dv.ru, принадлежащий Обществу с ограниченной ответственностью «Правовой центр»

2. Общие положения

1. Настоящая Политика в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) составлена в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ от 27 июля 2006 г., а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области защиты и обработки персональных данных и действует в отношении всех персональных данных, которые Оператор может получить от Пользователя во время использования им в сети Интернет Сайта.

2. Оператор обеспечивает защиту обрабатываемых персональных данных от несанкционированного доступа и разглашения, неправомерного использования или утраты в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

3. Оператор имеет право вносить изменения в настоящую Политику. При внесении изменений в заголовке Политики указывается дата последнего обновления редакции. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения на сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.

3. Принципы обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:

2. законности и справедливой основы;

3. ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;

4. недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;

5. недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;

6. обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;

7. соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;

8. недопущения обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;

9. обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;

10. уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

4. Обработка персональных данных

1. Получение ПД.

1. Все ПД следует получать от самого субъекта ПД. Если ПД субъекта можно получить только у третьей стороны, то субъект должен быть уведомлен об этом или от него должно быть получено согласие.

2. Оператор должен сообщить субъекту ПД о целях, предполагаемых источниках и способах получения ПД, характере подлежащих получению ПД, перечне действий с ПД, сроке, в течение которого действует согласие, и порядке его отзыва, а также о последствиях отказа субъекта ПД дать письменное согласие на их получение.

3. Документы, содержащие ПД, создаются путем получения ПД по сети Интернет от субъекта ПД во время использования им Сайта.

2. Оператор производит обработку ПД при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - общедоступные персональные данные);

7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

3. Оператор может обрабатывать ПД в следующих целях:

1. повышения осведомленности субъекта ПД о продуктах и услугах Оператора;

2. заключения с субъектом ПД договоров и их исполнения;

3. информирования субъекта ПД о новостях и предложениях Оператора;

4. идентификации субъекта ПД на Сайте;

5. обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов в области персональных данных.

1. Физические лица, состоящие с Оператором в гражданско-правовых отношениях;

2. Физические лица, являющиеся Пользователями Сайта;

5. ПД, обрабатываемые Оператором, - данные, полученные от Пользователей Сайта.

6. Обработка персональных данных ведется:

1. – с использованием средств автоматизации;

2. – без использования средств автоматизации.

7. Хранение ПД.

1. ПД субъектов могут быть получены, проходить дальнейшую обработку и передаваться на хранение как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

2. ПД, зафиксированные на бумажных носителях, хранятся в запираемых шкафах либо в запираемых помещениях с ограниченным правом доступа.

3. ПД субъектов, обрабатываемые с использованием средств автоматизации в разных целях, хранятся в разных папках.

4. Не допускается хранение и размещение документов, содержащих ПД, в открытых электронных каталогах (файлообменниках) в ИСПД.

5. Хранение ПД в форме, позволяющей определить субъекта ПД, осуществляется не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

8. Уничтожение ПД.

1. Уничтожение документов (носителей), содержащих ПД, производится путем сожжения, дробления (измельчения), химического разложения, превращения в бесформенную массу или порошок. Для уничтожения бумажных документов допускается применение шредера.

2. ПД на электронных носителях уничтожаются путем стирания или форматирования носителя.

3. Факт уничтожения ПД подтверждается документально актом об уничтожении носителей.

9. Передача ПД.

1. Оператор передает ПД третьим лицам в следующих случаях:
– субъект выразил свое согласие на такие действия;
– передача предусмотрена российским или иным применимым законодательством в рамках установленной законодательством процедуры.

2. Перечень лиц, которым передаются ПД.

Третьи лица, которым передаются ПД:
Оператор передает ПД ООО «Правовой центр» (который находится по адресу: г. Хабаровск, 680020, ул. Гамарника, 72, офис 301) для целей, указанных в п. 4.3 настоящей политики. Оператор поручает обработку ПД ООО «Правовой центр» с согласия субъекта ПД, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этими лицами договора. ООО «Правовой центр» осуществляют обработку персональных данных по поручению Оператора, обязаны соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152.

5. Защита персональных данных

1. В соответствии с требованиями нормативных документов Оператором создана система защиты персональных данных (СЗПД), состоящая из подсистем правовой, организационной и технической защиты.

2. Подсистема правовой защиты представляет собой комплекс правовых, организационно-распорядительных и нормативных документов, обеспечивающих создание, функционирование и совершенствование СЗПД.

3. Подсистема организационной защиты включает в себя организацию структуры управления СЗПД, разрешительной системы, защиты информации при работе с сотрудниками, партнерами и сторонними лицами.

4. Подсистема технической защиты включает в себя комплекс технических, программных, программно-аппаратных средств, обеспечивающих защиту ПД.

5. Основными мерами защиты ПД, используемыми Оператором, являются:

1. Назначение лица, ответственного за обработку ПД, которое осуществляет организацию обработки ПД, обучение и инструктаж, внутренний контроль за соблюдением учреждением и его работниками требований к защите ПД.

2. Определение актуальных угроз безопасности ПД при их обработке в ИСПД и разработка мер и мероприятий по защите ПД.

3. Разработка политики в отношении обработки персональных данных.

4. Установление правил доступа к ПД, обрабатываемым в ИСПД, а также обеспечение регистрации и учета всех действий, совершаемых с ПД в ИСПД.

5. Установление индивидуальных паролей доступа сотрудников в информационную систему в соответствии с их производственными обязанностями.

6. Применение средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия.

7. Сертифицированное антивирусное программное обеспечение с регулярно обновляемыми базами.

8. Соблюдение условий, обеспечивающих сохранность ПД и исключающих несанкционированный к ним доступ.

9. Обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятие мер.

10. Восстановление ПД, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним.

11. Обучение работников Оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, положениям законодательства РФ о персональных данных, в том числе требованиям к защите персональных данных, документам, определяющим политику Оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам по вопросам обработки персональных данных.

12. Осуществление внутреннего контроля и аудита.

6. Основные права субъекта ПД и обязанности Оператора

1. Основные права субъекта ПД.

Субъект имеет право на доступ к его персональным данным и следующим сведениям:

1. подтверждение факта обработки ПД Оператором;

2. правовые основания и цели обработки ПД;

3. цели и применяемые Оператором способы обработки ПД;

4. наименование и местонахождения Оператора, сведения о лицах (за исключением работников Оператора), которые имеют доступ к ПД или которым могут быть раскрыты ПД на основании договора с Оператором или на основании федерального закона;

5. сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

6. порядок осуществления субъектом ПД прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

7. наименование или фамилия, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку ПД по поручению Оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

8. обращение к Оператору и направление ему запросов;

9. обжалование действий или бездействия Оператора.

10. Пользователь Сайта может в любое время отозвать свое согласие на обработку ПД, направив электронное сообщение по адресу электронной почты: [email protected] , либо направив письменное уведомление по адресу: 680020, г. Хабаровск, ул. Гамарника, дом 72, офис 301

11. . После получения такого сообщения обработка ПД Пользователя будет прекращена, а его ПД будут удалены, за исключением случаев, когда обработка может быть продолжена в соответствии с законодательством.

12. Обязанности Оператора.

Оператор обязан:

1. при сборе ПД предоставить информацию об обработке ПД;

2. в случаях если ПД были получены не от субъекта ПД, уведомить субъекта;

3. при отказе субъекта в предоставлении ПД субъекту разъясняются последствия такого отказа;

5. принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты ПД от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения ПД, а также от иных неправомерных действий в отношении ПД;

6. давать ответы на запросы и обращения субъектов ПД, их представителей и уполномоченного органа по защите прав субъектов ПД.

7. Особенности обработки и защиты данных, собираемых с использованием сети Интернет

1. Существуют два основных способа, с помощью которых Оператор получает данные с помощью сети Интернет:

1. Предоставление ПД субъектами ПД путем заполнения форм Сайта;

2. Автоматически собираемая информация.

Оператор может собирать и обрабатывать сведения, не являющимися ПД:

3. информацию об интересах Пользователей на Сайте на основе введенных поисковых запросов пользователей Сайта о реализуемых и предлагаемых к продаже услуг, товаров с целью предоставления актуальной информации Пользователям при использовании Сайта, а также обобщения и анализа информации, о том какие разделы Сайта, услуги, товары пользуются наибольшим спросом у Пользователей Сайта;

4. обработка и хранение поисковых запросов Пользователей Сайта с целью обобщения и создания статистики об использовании разделов Сайта.

2. Оператор автоматически получает некоторые виды информации, получаемой в процессе взаимодействия Пользователей с Сайтом, переписки по электронной почте и т. п. Речь идет о технологиях и сервисах, таких как сookie, Веб-отметки, а также приложения и инструменты Пользователя.

3. При этом Веб-отметки, сookie и другие мониторинговые технологии не дают возможность автоматически получать ПД. Если Пользователь Сайта по своему усмотрению предоставляет свои ПД, например, при заполнении формы обратной связи, то только тогда запускаются процессы автоматического сбора подробной информации для удобства пользования Сайтом и/или для совершенствования взаимодействия с Пользователями.

8. Заключительные положения

1. Настоящая Политика является локальным нормативным актом Оператора.

2. Настоящая Политика является общедоступной. Общедоступность настоящей Политики обеспечивается публикацией на Сайте Оператора.

3. Настоящая Политика может быть пересмотрена в любом из следующих случаев:

1. при изменении законодательства Российской Федерации в области обработки и защиты персональных данных;

2. в случаях получения предписаний от компетентных государственных органов на устранение несоответствий, затрагивающих область действия Политики

3. по решению Оператора;

4. при изменении целей и сроков обработки ПД;

5. при изменении организационной структуры, структуры информационных и/или телекоммуникационных систем (или введении новых);

6. при применении новых технологий обработки и защиты ПД (в т. ч. передачи, хранения);

7. при появлении необходимости в изменении процесса обработки ПД, связанной с деятельностью Оператора.

4. В случае неисполнения положений настоящей Политики Компания и ее работники несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5. Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется лицами, ответственными за организацию обработки Данных Компании, а также за безопасность персональных данных.

Новое на сайте

>

Самое популярное